Приватизация и разгосударствление в Российской Федерации
Важнейшими из них являются три закона федерального уровня о приватизации — Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» и Федеральный закон от 21 декабря… Читать ещё >
Приватизация и разгосударствление в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский государственный индустриальный университет»
Институт экономики и менеджмента Кафедра основ экономической теории и предпринимательской деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Приватизация и разгосударствление в Российской Федерации»
Студентка: группы ЭНЭ-142
Черенкова Александра Геннадьевна Руководитель:
Сковер Александр Радиевич г. Новокузнецк
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ
1.1 Способы разгосударствления
1.2 Формы приватизации
2. ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИИ
2.1 Состояние российской экономики в начале 1990;х годов
2.2 Цели и этапы проведения приватизации в России
3. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ 1993;2003 ГГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Демократические реформы во многом не могут обойтись без приватизации, как институциональных перемен. Во многом успех Российской Федерации, как нового развитого государства, способного конкурировать с ведущими державами мира, связан с появлением частной собственности и эффективных собственников.
Целью данной курсовой работы является полный анализ процесса приватизации и разгосударствления в России.
В Российской Федерации в 1917 г. Социалистический переворот провозгласил задачу — заменить капитализм социализмом. Однако для исторического перехода к новейшему, развитому общественному строю не существовало необходимых предпосылок. РФ не обладала даже теми достижениями цивилизации, которые существовали и практиковались в других более развитых странах мира.
Относительно за небольшое количество времени в Советском Союзе было налажено промышленное производство. Сформировано организованное хозяйство. Совершена культурная революция. Но все эти новшества сопровождались отсутствием права свободного выбора и не высоким жизненным уровнем населения. На нужды и развитие оборонной промышленности государство выделяло доминирующее количество бюджета страны.
Социализм как государственный строй утвердился в СССР с 30-х годов. Государственный социализм — это искусственно созданная социально-экономическая система, для которой характерен захват собственности государством. Большая часть имущества стала государственной собственностью. Народное хозяйство было сосредоточено в руках государства. Так же была сосредоточенна основная масса производимой всеми предприятиями продукции и финансовые средства. Люди же стали подчиненными для правительства, они не могли управлять предприятиями, они могли только лишь подчиняться воле вышестоящих. От этого рабочим было безразлично на продуктивность работы и конечный результат. Поэтому государство часто применяло административные наказания для привлечения людей к труду.
Поглощающая власть государства над экономикой страны вызывала недовольство у трудящихся. Это разногласие могла решить только реформа собственности. Суть реформы состоит в том, чтобы произвести частичное разгосударствление собственности. Так же преобразовать государственную форму присвоения в иные формы хозяйства.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть понятия разгосударствления собственности и приватизации;
2.Рассмотреть процесс приватизации в России c 1993 г.;
3.Проанализировать итоги приватизации в России.
1. ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ
1.1 Способы разгосударствления разгосударствление приватизация частый собственность Разгосударствление (денационализация) — процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной. [1]
Разгосударствление так же подразумевает освобождение государства от управления большей части предприятий, которые когда-то находились в собственности государства. Право управление передается в частные руки.
Государство по-прежнему играет важную роль в рыночной экономике. Предприятий, которыми управляет государство становится меньше, но оно остается одной из важных частей смешанной экономики.
При разгосударствлении государственная собственность полностью не исчезает. Оставшиеся в государственной собственности предприятия повышают эффективность и работоспособность, это обусловлено уменьшением объектов управления, каждому предприятию теперь уделяется большее количество времени.
Выделяют способы разгосударствления такие как:
1.либерализация рынков;
2.коммерциализация;
3.стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий;
4.денационализация.
После либерализации рынков, хозяйственным субъектам предоставляются широкие возможности по их освоению. Данный путь создания конкурентных структур применяется на тех рынках, которым присуща полная монополия государства.
Подразумевается:
1. Конкуренция производится в свободной форме, без каких либо ограничений, запретов и барьеров.
2.Увеличение разно профильных фирм, чья продукция востребована на разного рода рынках.
Государством поощряется малый бизнес (уменьшение налогов), иностранный капитал имеет открытый доступ, демонополизация экономики. Рынок становится свободнее и перспективнее. При либерализации рынков разгосударствление происходит без изменения государственной собственности.
Коммерциализация гос. предприятий подразумевает, что предприятия перестают использовать государственный бюджет и начинают использовать собственно созданный коммерческий бюджет, устраняется не рыночная среда. Предприятие больше не сопровождается льготным кредитованием и налогообложением. В связи с переходом на коммерческую основу, бюджет государства больше не расходуется на данное предприятие, тем самым бюджет государства повышается, снижается уровень инфляции.
Смешанными предприятиями управляет и государство и другие формы собственности. Такие предприятия сопровождаются льготным кредитованием и налогообложением предоставляемым государством. Предприятия чаще всего имеют участие иностранного капитала, а так же вкрапление в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.
Денационализация государственной собственности имеет приватизационный характер. Собственность государства переходит как в частные руки так и в собственность банков, кооперативам, коллективам гос. предприятий. Представленные способы разгосударствления так или иначе связанны между собой. Они позволяют совершенствовать изменение собственности и хозяйственного механизма рыночной экономики.
В результате разгосударствления уменьшается доля ВНП. Сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов.
Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности не изменяется (в отличие от процесса приватизации). В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.
1.2 Формы приватизации Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон — организация — даже такая, как государство. 2]
Приватизация подразумевает передачу государственной собственности в частные руки. Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ» от 3.07.1991г N 1531−1 (ред. От 17.03.1997) определяет приватизацию как «приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятии, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий». 3,70]
Выделяет 2 способа преодоления тотального перехода предприятий в частные руки:
1.Самоуправленческий
2.Приватизация Управление предприятием самостоятельно привело к устранению тотального государственного контроля и к повышению результатов трудовой деятельности. Широкое распространение эта модель получила в Югославии и Польше. Некоторые ее элементы использовались и в бывших социалистических странах (система рабочего участия в прибылях предприятий в Венгрии).
Самоуправленческая модель в своем большинстве подразумевает аренду предприятия трудящимися, а государство выступает в роли арендодателя и получает первоначальный капитал.
Приватизация основывается на переводе предприятий основанных на техническо-производственном комплексе в фирмы, основой которых станет капитал, который как самовозрастающая стоимость подразумевает перемену работы бывших государственных предприятий, в широком смысле этого слова.
От того на каких условиях собственность передается от государства в частные руки зависят точные методы проведения реформы. Выбор состоит в основном между платной и бесплатной приватизацией. В начале приватизации стоял вопрос о том кто может участвовать в ней, кому можно претендовать на государственную собственность — обычные люди, только работники предприятий, богатые люди обладающие средствами для выкупа.
Так же стоял вопрос о габаритах допуска к приватизации иностранного капитала.
По этому поводу шли споры и множественные дискуссии на уровне политики и государства. Приватизация являлась самым политизированным процессом в постсоциалистических странах.
Опыт иностранных государств показывает, что переход к стабильной рыночной экономики трудоемкий и длительный процесс в котором присутствует переходный период. Это повлекло за собой создание некоторых условий формирования рынка:
1.разгосударствление и приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка;
2.система социальной поддержки населения; право субъектов самостоятельно договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих предложения товаров;
3.устойчивость рубля и денежного обращения; демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей;
4.система социальной поддержки населения; наличие конкуренции; независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;
5.право субъектов самостоятельно договариваться о цене;
6.развитие внешнеэкономических связей;
7.формирование у людей рыночных норм поведения.
Рынок во многом установился благодаря приватизационной компании, Россия перешла к многоукладной экономике. Благодаря этому появились и стали развиваться биржи, банки, мелкооптовые коммерческие организации для торговли, различного рода посреднические структуры и т. д.
В России при приватизации и разгосударствлении государство сбросило с себя груз не окупаемых и малорентабельных предприятий, т.к. если бы этого не было сделано, рыночные отношения не имели возможность развиваться полноценно.
Поэтому в «переходной» экономике разгосударствление и приватизация заключалась в последующем становлении развивающейся рыночной системы. Так же создавались новые способы мотивации предприятий для роста производственных показателей и национального дохода.
В России существовала программа правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:
1. преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;
2. преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;
3. стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики:
4. изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.
В связи с этими можно сделать выводы, что при участии государства в процессе разгосударствления и приватизации собственность, приобрела вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Что и характерно для многоукладной рыночной экономики. Рынок в России выступал в роли разрешающего фактора многих экономических проблем сложившихся в результате командно-административной экономики.
Акционерная собственность развивалась благодаря тому, что предприятие продавало свои акции работникам предприятия. Данная процедура повышала возможность развития данного государства, становясь акционером предприятия, работники были заинтересованы в лучшей работе и прибыльности предприятия.
Формы приватизации. Продажа акций населению являлась одной из самых распространённых форм приватизации, при этом государственное предприятие превращалось в акционерное общество открытого типа. Акции продавали по фиксированной или конкурсной цене. При продаже по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При продаже по конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий.
При приватизации не всегда продавалось государственное имущество. Собственность государства частично могла быть куплена частными лицами, при этом образовались смешанные предприятия. Так же существовала аренда. Юридические или частные лица могли арендовать государственную собственность за определенную плату на определенное количество времени. Арендующий в праве самостоятельно организовывать и налаживать производство, как ему угодно, на своих правилах и законах. Чаще всего аренда осуществлялась с целью повышения эффективности на малорентабельных государствах. Так же практиковалось заключение контракта на управление предприятием. Контракт подразумевает передачу всех полномочий в распоряжение новому, подписавшему контракт, управляющему.
Такие меры относятся к временным предпринимаемым для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации.
2. ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИИ
2.1 Состояние российской экономики в начале 1990;х годов Развитие экономики России в рассматриваемый период проходило в условиях кардинальных структурных изменений всей системы государственного, экономического и политического устройства. К началу 90-х годов состояние российской экономики характеризовалось нарастанием глубоких кризисных явлений, имеющих системный характер. Поражение в «гонке вооружений», резкое падение мировых цен на нефть привели к формированию устойчивого негативного тренда в экономическом развитии.
На конец 1991 года пришлась самая тяжелая фаза экономического кризиса, которая предопределила резкую дестабилизацию социально-экономической ситуации в стране и дальнейшее устойчивое и интенсивное снижение темпов экономического развития. Наиболее характерными чертами этого периода являлись резкий спад производства во всех отраслях промышленности и существенное усиление инфляционных процессов.
Практически полный развал финансовой системы, выразившийся, в частности, в том, что большая часть расходов союзного бюджета покрывалась за счет эмиссии, привел к фактической натурализации хозяйственных связей и нарастанию экономического обособления союзных республик и регионов. Рыночный курс рубля, составлявший в начале 1991 г. 35−40 рублей за доллар, к концу года упал в 3−5 раз (до 110−120 рублей за доллар по наличным операциям и до 180 рублей — по безналичным). 4,4−5.]
Среди основных причин, предопределивших кризисное состояние экономики данного периода, можно выделить:
— глубокий кризис финансовой системы страны, характеризующийся временным сокращением возможностей государства в сфере проведения финансовой, денежно-кредитной и ценовой политики, рост дефицита бюджета и государственного долга, высокие темпы инфляции.
— разрушение единого экономического и финансового пространства, разрыв хозяйственно-экономических и технологических связей между отраслями, предприятиями и регионами, экономическое обособление союзных республик и распад СССР;
— сокращение объемов и изменение структуры внешнетор-гового оборота, снижение экспортных возможностей, свободных валютных средств, рост государственного внешнего долга и расходов по его обслуживанию;
— сокращение объемов производства в добывающих отраслях промышленности, а также сельскохозяйственного производства, не компенсированное улучшением использования сырья, топлива и материалов;
— катастрофическое снижение инвестиционной активности во всех сферах экономики при резком сокращении финансовых возможностей инвесторов;
— неконтролируемый рост цен.
В 1991 году реальный объем валового внутреннего продукта по отношению к предыдущему году снизился на 5%, в 1992 году на 19−20%, в 1993 году на 12%. Объем валового внутреннего продукта в 1996 году составил 2256 трлн рублей и в реальном выражении снизился на 6% по сравнению с 1995 годом. Всего к 1996 году валовой внутренний продукт сократился на 38% по отношению к 1991 году.
За этот период происходило опережающее снижение темпов и доли валового накопления по сравнению с совокупными расходами на конечное потребление. В структуре производства валового внутреннего продукта за все это время сохранялась тенденция роста доли услуг при устойчивом снижении производства товаров.
Спад производства в начале 90-х годов носил общий характер. Им были охвачены все отрасли экономики, в том числе отрасли, непосредственно работающие на потребительский рынок.
Индекс производства промышленной продукции в 1991 году снизился на 8%, индекс производства продукции сельского хозяйства — на 4,5%, инвестиции в основной капитал — на 15%, инфляция выросла в 2,6 раза.
Весьма существенным было падение производства отраслей, выпускающих конечную продукцию. По машиностроительному комплексу объем продукции сократился на 57,4%, в легкой промышленности — на 84,1%, пищевой промышленности — на 44%.
В 1992 году падение промышленного производства составило 18.8% к 1991 году. Объем производства продовольственных товаров сократился на 18%, товаров народного потребления — на 15%. Валовая продукция сельского хозяйства сократилась на 8%. В 1992 году наблюдались значительное опережение роста розничных цен по сравнению с доходами населения, падение уровня жизни большинства населения, развитие бартера и натуральной оплаты труда.
Решение о начале приватизации в Российской Федерации было одним из вынужденных ответов на кризисное состояние экономики в начале 90-х годов и ключевым элементом экономической реформы. Однако, недостаточная подготовленность правовых и институциональных основ приватизации и трансформации отношений собственности в целом не позволила на том этапе добиться решения многих из поставленных стратегических задач (формирование эффективного собственника, развитие частной инициативы как одного из факторов преодоления кризиса в экономике, повышение эффективности деятельности предприятий и др.).
2.2 Цели и этапы проведения приватизации в России Принимая решение о начале массовой приватизации, органы власти руководствовались аргументами, вытекающими из тогдашнего понимания причин и возможных путей преодоления социально-экономического кризиса начала 90-х годов.
В частности, предполагалось, что приватизация должна была стать инструментом для решения целого ряда актуальных задач. Целями приватизации стало:
— формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики;
— повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
— социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
— содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
— создание конкурентной среды и содействия демонополизации народного хозяйства;
— привлечение иностранных инвестиций.
Однако реальные, прагматические цели, преследуемыми органами исполнительной власти и собственниками предприятий в ходе реализации конкретных сделок, нередко расходились с официально продекларированными долгосрочными, стратегическими целями приватизации. Отсутствие же полноценной правовой и институциональной базы, а также эффективного внешнего государственного контроля за ходом приватизации на протяжении практических всего периода 90-х годов делало практически невозможным оперативную корректировку действий органов исполнительной власти.
Начало реформ в сфере государственной собственности было недостаточно подготовлено с точки зрения формирования должных правовых и институциональных условий. Недостатки законодательной базы, неразвитость приватизационных институтов и процедур, фактическое отсутствие внешнего контроля создали возможности для многочисленных нарушений законности в ходе реализации конкретных приватизационных мероприятий, а также стали причиной целого ряда негативных социально-экономических последствий.
Несмотря на то, что в результате приватизации была решена задача изменения форм собственности (более 58,9% предприятий стали частными), сформировались новые рыночные институты (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании), а сами приватизационные мероприятия прошли при относительном минимуме социальных конфликтов, многие стратегические цели приватизации достигнуты не были.
Общий массив документов, очертивших правовые рамки для проведения приватизации государственной собственности в исследуемый период, превышает три тысячи актов.
Важнейшими из них являются три закона федерального уровня о приватизации — Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» и Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»), а также Государственная программа приватизации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 [5]и иные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты федерального органа исполнительной власти по управлению федеральным имуществом, издаваемые в рамках его компетенции.
Кроме того, нормы, регулирующие различные содержательные и процедурные вопросы приватизации государственной собственности, содержатся более чем в 60 федеральных законах и иных нормативных правовых актах.
Важное значение для развития и совершенствования правовой базы приватизации имели также решения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации.
Период массовой приватизации (1992;1994 гг.)
Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (далее — Закон о приватизации 1991 года), с которого следует вести отсчет российской приватизации, определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий, закреплял льготы работникам предприятий. Закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. В соответствии со статьей 3 Закона Государственная программа приватизации, утверждаемая высшим законодательным органом, устанавливала цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации (указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288, пункт 20, указанный Закон был признан недействующим и не подлежащим применению).
Одновременно в целях упорядочения процесса приватизации и исключения злоупотреблений в ходе приватизации был принят Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1529-I «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», который предусматривал открытие для каждого гражданина Российской Федерации именных приватизационных счетов, зачисления на них средств, поступающих от государства для их дальнейшего использования исключительно для оплаты выкупаемого у государства приватизируемого имущества. Закон не предоставлял гражданам права продажи средств с приватизационных вкладов другим лицам, допускался лишь переход права на использование именных приватизационных вкладов в порядке наследования и завещания. Данный закон не был реализован, поскольку в итоге возобладала «ваучерная» модель массовой приватизации.
В основу приватизационных мероприятий были заложены задания в относительных и расчетных показателях по приватизации государственных предприятий. Это свидетельствовало о том, что приватизация не была основана на объективном, дифференцированном и индивидуальном подходе к выбору объектов приватизации в зависимости от их прибыльности (ликвидности) в целях повышения эффективности их деятельности. В принимаемых нормативных правовых актах приватизационные мероприятия не увязывались с задачами повышения эффективности производства и наращивания объемов продукции. При этом законодательно не определялись единые социально-экономические, финансовые или иные условия для вовлечения различных предприятий в процесс приватизации.
Законодательно не были обеспечены равные права и возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества, и не соблюдался принцип социальной справедливости. Трудовым коллективам предприятий предоставлялись широкие льготы при приобретении имущества (акций) приватизируемых предприятий, при этом другие российские граждане, непосредственно не связанные с производством (здравоохранение, наука, образование, социальная сфера, государственное управление и т. д.), были фактически отстранены от приватизации и лишены права на соответствующую часть национального богатства.
Существенные недостатки правовой базы начального этапа приватизации давали возможность (или становились причиной) для серьезных злоупотреблений и финансовых нарушений в ходе приватизационных мероприятий.
Период денежной приватизации (1994;1999 гг.)
Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» свидетельствовал о переходе от «ваучерного» к денежному этапу приватизации и определял особенности приватизации в период денежной приватизации.
Формально введение новой приватизационной модели было связано с острой необходимостью решения двух задач — пополнения федерального бюджета и привлечения инвестиций для реструктурирования предприятий. Лозунг о привлечении инвестиций был чем-то вроде попытки хотя бы частично компенсировать предприятиям, по сути, внеэкономические методы продаж на предыдущем этапе.
На практике задача максимального увеличения доходов федерального бюджета стала основной, что привело, в частности, к таким неоднозначным решениям, как проведение залоговых аукционов.
Несмотря на существенные положительные сдвиги, законодательство, как и в предыдущие годы, имело целый ряд недостатков.
В частности, не была обеспечена полноценная и непротиворечивая правовая основа для приватизации объектов государственной собственности по рыночной цене без занижения ее реальной стоимости. Не был создан механизм запрещения и ограничения участия иностранного капитала и резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве выгодоприобретателей иностранных юридических и физических лиц, в приватизации объектов стратегического характера. Не был определен порядок расторжения сделок приватизации и возмещения ущерба в связи с невыполнением покупателем объекта приватизации инвестиционных условий, сделок, совершенных без стоимостной оценки или без оплаты объекта приватизации.
Не контролировался и не контролируется до настоящего времени процесс скупки иностранными лицами пакетов акций стратегически и экономически значимых для России предприятий через подставных лиц и на вторичном фондовом рынке. Так, малоизвестная американская компания «Nic and Si Corporation» через подставную фирму «Столица» приобрела пакеты акций 19 авиационных предприятий оборонно-промышленного комплекса, в том числе 16% акций АО «Курский прибор»; 34% акций АО «Авионика», 16,3% акций АО «Тушинский машиностроительный завод», 8% акций МПО им. Румянцева. В нарушение действующего законодательства пакеты акций продавались иностранным покупателям через посредников.
Правительством Российской Федерации не было обеспечено эффективного противодействия злоупотреблениям и нарушениям в ходе организации и проведении в 1995 — 1996 годах залоговых аукционов.
Так, например, консорциум российских коммерческих банков в составе банков «Империал», «Инкомбанк», «Онэксимбанк», «Столичный банк сбережений», «Менатеп» и АКБ «Международная финансовая компания» предложил Правительству Российской Федерации крупный льготный приватизационный кредит, временно замещающий собой запланированные в бюджете поступления от приватизации, при условии передачи им в доверительное управление пакетов акций ряда крупнейших и рентабельных российских предприятий.
Счетная палата РФ в конце 1995 года по итогам комплексной проверки деятельности органов приватизации высказала позицию о неэффективности залоговых аукционов и необходимости отказа от их проведения. В частности, было отмечено, что сумма кредитов, полученных от передачи в залог федерального имущества, была эквивалентна сумме временно свободных валютных средств федерального бюджета, размещенных в это время Минфином России на депозитных счетах коммерческих банков, ставших затем победителями в залоговых аукционах.
Так, например, временно свободные средства Минфина России были размещены:
— в АБ «Империал» — в размере 80 млн долларов США при общей сумме в двух договорах кредита в 48,3 млн долларов,
— в «Столичном банке сбережений» — 137,1 млн долларов при сумме кредита в 100,3 млн долларов США,
— в банке «Менатеп» — 120 млн долларов при общей сумме двух договоров кредита в 163,125 млн долл. США.
В соответствии с «Обязательными условиями договора кредита», утвержденными Указом Президента от 31 августа 1995 г. № 889, погашение заемщиком обязательств по договорам кредита осуществлялось из средств федерального бюджета без указания финансового года. Однако во всех договорах кредита была указано, что погашение осуществляется из средств федерального бюджета 1995 года, что фактически означало следующее: вместо передачи акций в залог, т. е. во временное использование федеральной собственности, происходила запланированная продажа акций.
Таким образом, сделки кредитования Российской Федерации под залог акций государственных предприятий могут считаться притворными, поскольку банки фактически «кредитовали» государство государственными же деньгами. Минфин России предварительно размещал на счетах банков — участников консорциума средства в сумме, практически равной кредиту, а затем эти деньги передавались Правительству Российской Федерации в качестве кредита под залог акций наиболее привлекательных предприятий. В результате банки, «кредитовавшие» государство, смогли непосредственно либо через аффилированных лиц стать собственниками находившихся у них в залоге пакетов акций государственных предприятий.
Период совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью (1999;2003гг.).
В сентябре 1999 г. Правительством Российской Федерации был принят программный документ нового периода приватизации — Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (далееКонцепция). 7]
Целью государственной политики в области приватизации в соответствии с новой Концепцией должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования российских предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом.
Среди других новаций, изложенных в Концепции, — дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности, расширение инструментария приватизации; принятие приватизационных решений на основе представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключение договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства; проведение коммерческих конкурсов с социальными условиями; определение целесообразности создания вертикально интегрированных промышленных структур, использующих государственное имущество на основе доверительного управления, и др.
В целом в течение 2002;2003 годов были разработаны детальные механизмы и процедуры реализации для шести способов приватизации из десяти, указанных в новом Законе о приватизации. Для оставшихся четырех способов приватизации нормативная база, конкретизирующая процедуры их применения, на момент проведения экспертно-аналитического мероприятия отсутствовала. Причем, по оценкам экспертов, именно эти способы приватизации являются потенциально наиболее заманчивыми для различных групп интересов с точки зрения организации их лоббирования: продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций ОАО (посредством выпуска и размещения депозитарных расписок); продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО; продажа акций ОАО по результатам доверительного управления.
Таким образом, наиболее неординарные и чувствительные к коррупциогенным проявлениям способы приватизации не имеют пока должного правового регулирования.
В 2003 году Правительство Российской Федерации впервые утвердило Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2006 г. в соответствии с процедурой и требованиями нового Закона о приватизации, а также Концепции управления федеральным имуществом.
Принимая решение о начале массовой приватизации, органы власти руководствовались аргументами, вытекающими из тогдашнего понимания причин и возможных путей преодоления социально-экономического кризиса начала 90-х годов.
В частности, предполагалось, что приватизация должна была стать инструментом для решения целого ряда актуальных задач:
— формирования слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики;
— повышения эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
— социальной защиты населения и развития объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
— содействия процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
— создания конкурентной среды и содействия демонополизации народного хозяйства;
— привлечения иностранных инвестиций.
Однако реальные, прагматические цели, преследуемыми органами исполнительной власти и собственниками предприятий в ходе реализации конкретных сделок, нередко расходились с официально продекларированными долгосрочными, стратегическими целями приватизации. Отсутствие же полноценной правовой и институциональной базы на протяжении практических всего периода 90-х годов делало практически невозможным оперативную корректировку действий органов исполнительной власти.
3. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ 1993;2003 гг.
Приватизация в России была абсолютно небывалой, не имеющей примера в прошлом. В странах с более развитой рыночной экономикой приватизация государственной собственности производилась с целью повышения работоспособности убыточных предприятий. В России же приватизация означала, глобальную перемену отношений собственности, появление стабильного бизнеса.
В общей сложности в 1991;1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий. К 1993 году 88,6 тыс. А в 1994 году количество составило 112,6 тыс.
По данным Госкомстата России, за период с 1993 по 2003 годы было приватизировано 96 414 государственных предприятий, в том числе 16 701 предприятий федеральной формы собственности, или 17,32% от общего числа приватизированных предприятий. При этом в 1993;1994 годах было приватизировано 71 829 предприятий (соответственно 49 924 и 21 905), что составляло 74,5% от общего количества предприятий, приватизированных в 1993;2003 годах.
Согласно отчету Госкомимущества России за 1996 год, в результате выполнения Государственной программы приватизации по состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793. В 1999 году в государственной собственности находилось 150 тыс. предприятий, Российская Федерация являлась участником (акционером) в 3896 хозяйственных товариществах и обществах, в 2500 акционерных обществах, представляющих базовые отрасли народного хозяйства, доля государства превышала 25% уставного капитала. Кроме того, в отношении 580 акционерных обществ использовалось специальное право на участие Российской Федерации в их управлении («золотая акция») [8]
В период 90-х годов увеличилась численность и разнообразие форм собственности. Частная собственность получила все необходимые права, для нормального функционирования. Люди стали находить в частной собственности решение экономических проблем. С реформами форм собственности менялись и ценности, традиции народа, формировалось предпринимательство, люди постепенно приходили к заинтересованности в собственном бизнесе. В ходе приватизации образовался сектор экономики без участия государства. Это помогло в преодолении монополии гос. собственности, в развитии рыночных отношений, появилась здоровая конкуренция.
Благодаря приватизации появились новые экономические институты. В Россию были привлечены иностранные инвесторы, готовые вложить свой вклад. Также дефицит товаров и услуг был устранен.
Приватизация в 1993;2003 годах проводилась с подачи государства, которое ввело положения нормативных правовых актов.
Приватизация проводилась и ранее в 1980;90-х годах, но имела, в большей степени, криминальный характер и производилась чаще всего насильно.
Но стоит отметить, что не смотря на внушительные масштабы, в итоге основные цели и задачи прописанные в Государственной программе приватизации, в своем большинстве не были достигнуты.
«В России в процессе приватизации утвердился институт частной собственности, появились частные собственники, заинтересованные в повышении эффективности своих предприятий. Стали играть заметную роль механизмы и стимулы рынка. Государство сняло с себя обязанность дотировать значительную часть предприятий. Политические свободы обрели экономическую базу.
Частная собственность из формальной нормы превращается в полноправный, реально работающий институт по мере утверждения других институтов рыночной экономики: независимого суда, обеспечения исполнения договоров, прекращения привычного бюрократического произвола, свободы СМИ, развития экономической и политической конкуренции. В России, которая заимствовала рыночные институты у развитых стран, исходной точкой преобразований стали законы о собственности, о предпринимательстве, о приватизации. Тогда, как в странах, где рыночные институты складывались естественно, принятие соответствующего закона обычно завершает процесс институционализации.
Была создана законодательная база приватизации, акционерных обществ и рынка ценных бумаг. Но остались правовой нигилизм граждан и властей, социалистические традиции, некомпетентность и зависимость судов.
Практика подтвердила, что на этапе, когда только закладываются основы рыночных институтов, цена приватизируемого имущества не столь важна. Тем более что легальных средств на его выкуп по ценам, близким к его восстановительной стоимости, в России не было. Поэтому часть государственной собственности пришлось отдать за ваучеры.
Серьезным и по политическим причинам неустранимым недостатком российской приватизации на ее начальном этапе было преобладание акционеров-инсайдеров. Закрытая подписка на акции для трудового коллектива, льготные опционы для администрации приватизируемых предприятий, приватизационные чеки для всех граждан России плохо сочетались с задачей передать предприятия в руки эффективных, стратегических собственников.
Приватизация и рыночные реформы в целом не соответствовали российским институтам и культуре. Но это не значит, что их не надо было проводить до тех пор пока не появится это «соответствие», не изменится культура народа. И все это время России продолжала бы оставаться слаборазвитым, неконкурентным, неэффективным государством в тисках советского политического и экономического строя? Нависшая угроза голода не позволяла медлить. Культура, менталитет народа меняются тогда, когда изменяются условия жизни. Частная собственность, свободные цены и свободный обмен изменяют эти условия, дают импульс становлению всех остальных институтов и культуры, отличных от советской плановой экономики. Это болезненные операции, но они были неизбежны.
Приватизацию часто связывают с разгулом коррупции, с крупными хищениями и пирамидами. Даже если приняты безупречные законы о частной собственности и приватизации, остается менталитет населения, его понимание момента. Граждане не будут поступать по закону в стране, где закон всегда на стороне государства и чиновников. Первая их реакция на разрешение частной собственности — захватить, припрятать, вывезти за рубеж, ведь неизвестно, как все повернется.
Такое поведение — не результат правильного или неправильного выбора форм и темпов приватизации, а последствие предоставления свободы людям, которые десятилетия жили в рабстве и не рассчитывают, что их защитит суд и милиция. У них плохо с моральными ограничениями, зато есть правовой нигилизм. Россия — не западноевропейская страна с устоявшимися рыночными традициями и неприкосновенностью частной собственности."[9]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Разгосударствление — это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. [1]Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. 2]
2. На протяжении 1993;2003 гг. приватизация в России прошла три этапа, отличающихся поставленными целями, задачами и методами:
первый этап — массовая (так называемая ваучерная) приватизация (1992;1994 гг.). Основная задача — создание широкого круга собственников, в основном мелких акционеров, посредством безвозмездной передачи государственной собственности;
второй этап — денежная приватизация (1994;1999 гг.). Основная задача — пополнение доходной части бюджетов, привлечение в российскую экономику стратегических инвесторов, повышение эффективности приватизации.
третий этап — совершенствование правовых основ распоряжения государственной собственностью (1999;2003 гг.).
3. Приватизация стала одним из важнейших системно-институциональных преобразований в экономике России. В результате приватизации в короткие сроки в России сформировались негосударственный сектор экономики и новые рыночные институты корпоративного сектора экономики, произошло перераспределение формальных прав собственности на приватизированное имущество при относительном минимуме социальных конфликтов.
Несмотря на то, что к концу 90-х годов ХХ века в целом была решена задача изменения форм собственности, ряд стратегических целей приватизации достигнут не был: не сформирован широкий слой эффективных частных собственников;
структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности деятельности предприятий;
привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;
в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.
4. На практике приватизация государственной собственности сопровождалась многочисленными нарушениями как со стороны федеральных органов государственной власти, их уполномоченных представителей, так и руководителей приватизируемых предприятий, что приводило, в частности, к незаконному отчуждению объектов государственной собственности, в том числе имеющих стратегическое значение, в пользу российских и иностранных лиц по заниженным ценам.
5. Характерной особенностью приватизации явилось занижение стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество. В ходе приватизации применялась методика оценки, которая не позволяла реально оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка фактически вообще не проводилась.
6. Формальное разгосударствление и передача контроля над собственностью в частные руки не привели к достижению целей, которые были определены в Государственной программе приватизации — формированию «эффективного собственника» и созданию социально ориентированной рыночной экономики.
7. Социальная эффективность приватизации оказалась крайне низкой. Принципы равенства граждан при осуществлении массовой приватизации и учет интересов и прав всех слоев населения не были соблюдены.
8. С 2003 г. начинается отсчет нового, современного этапа приватизации в Российской Федерации, основная цель которого — устранение негативных тенденций, сложившихся на предыдущих этапах реформ в этой сфере, и кардинальное повышение эффективности управления государственным имуществом в целом. Однако тот факт, что «символическая черта» под итогами приватизации государством публично не подведена, приводит к реальным негативным последствиям для экономики (занижение инвестиционных рейтингов Российской Федерации и ее регионов; отсутствие уверенности в стабильности правовых основ приватизации и в предсказуемости действий государства приводит к росту недоверия инвесторов и предпринимателей, является одним из факторов низкой налоговой дисциплины и пр.).
1.Разгосударствление// Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E0%E7%E3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%EB%E5%ED%E8%E5 (дата обращения: 26.04.2015 г.)
2. Приватизация//Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8 °F (дата обращения: 26.04.2015 г.)
3.Приватизация. Сборник Законодательства Российской Федерации и нормативных актов Правительства Москвы. «Союз юристов». М. 1992. с. 70.
4.См.: Российская экономика в 1991 году: Тенденции и перспективы. — М.: ИЭПП, 1992 г., с. 4−5.
5. См.: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (с изменениями от 14 марта 1996 г., 6 октября 1997 г., 25 июля, 1 августа 2000 г., 23 июля 2001 г., 3 апреля 2002 г., 26 марта, 8 августа, 19 ноября 2003 г.) и Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 г. № 370 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 был частично отменен.//Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171 350 (дата обращения: 26.04.2015 г.)
6. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 1997 г. № 1517-II ГД «О ходе приватизации в Российской Федерации и допущенных нарушениях законодательства Российской Федерации при ее осуществлении».//Режим доступа: http://poisk-zakona.ru/205 301.html (дата обращения: 26.04.2015 г.)
7. См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации».//Режим доступа:
http://base.garant.ru/12 116 841/(дата обращения: 26.04.2015 г.)
8. См. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024). Режим доступа:
http://base.garant.ru/12 116 841/(дата обращения: 26.04.2015 г.)
9. Итоги приватизации// Режим доступа: http://www.ru-90.ru/tutorial/itogi-privatizacii (дата обращения: 26.04.2014 г.)