Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дополнительное профессиональное образование как элемент рынка труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложена типология видов дополнительного экономического образования*зависимости .от цели и формы обучения, типа и организационно-правового •статуса учебного заведения. }'-¦¦¦5. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта в диссертации ¦ определены изменения и новые тенденции в развитии содержания, методов, .форм организации и критериев оценки эффективности бизнес-образования как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Образовательный комплекс как база инновационного рынка труда
    • 1. 1. Образовательные услуги и их роль в развитии рынка труда
    • 1. 2. Основные направления реформирования сферы образовательных услуг при модернизации рынка труда
  • Глава 2. Развитие дополнительного высшего профессионального образования в условиях модернизации рынка труда
    • 2. 1. Дополнительное высшее профессиональное образование как основа модернизации рынка труда
    • 2. 2. Тенденции развития мирового и российского бизнес-образования
  • Глава 3. Спрос и предложение на рынке последипломного экономического образования
    • 3. 1. Состав контингента обучающихся и изменение предпочтений специальностей у обучающихся
    • 3. 2. Мотивация лиц, получающих второе высшее экономическое образование
    • 3. 3. Исследование причин выбора учебного заведения для получения второго высшего образования

Дополнительное профессиональное образование как элемент рынка труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Модернизация российской экономики существенно изменяет условия функционирования рынка труда. Развитие и эффективное использование человеческого капитала становится целью и основным фактором экономического роста. Модернизация рынка труда требует новой образовательной стратегии, изменения прежнего механизма подготовки кадров, который готовил унифицированную рабочую силу, в которой нуждалась электромеханическая технология и поточные линии на производстве. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) в новых условиях становится важнейшим элементом системы непрерывного и систематического обучения, базой формирования рынка труда инновационной экономики.

В России, как и во всех развитых странах, началась реформа системы подготовки и повышения квалификации кадров. Однако в экономической науке до сих пор не выработано её общепризнанной стратегии. В США до сих пор реализовыва-лась стратегия элитного образования, согласно которой инновационный потенциал общества создаёт лишь 5−7% работников, а все остальные нуждаются лишь в функциональном образовании, которое обеспечивает социализацию в обществе. Другая стратегия, разделяемая рядом российских экономистов, исходит из необходимости всеобщего хмногоступенчатого высшего образования как базы функционирования инновационного рынка труда. Оно включает двухгодичные профессиональные колледжи, бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, докторантуру и систему ДПО.

В условиях глобального финансово-экономического кризиса обострились проблемы трудоустройства выпускников вузов: по прогнозу А. Фурсенко, к 2015 г. будет востребован лишь один из трёх экономистов и один из четырёх юристов1. Запросы инновационного рынка труда требуют существенного изменения профессиональной структуры, содержания и форм обучения.

В то же время инновационный рынок труда создает новые возможности для развития ДПО. Рост оплаты труда преподавателей сделал эту работу более конкурентоспособной, в т. ч. для специалистов с практическим опытом, которые особен!": но^нужньт в ДПО. Увеличение безработицы, высвобождение кадров из закрывае-'. мых устаревших производств и обанкротившихся предприятий делает необходимым’ихпереподготовку. Ускоряется изменение структуры занятости, которая давл Материалы Общественного совета при Минобрнауки России «Вузы: кого готовит высшая школа, и кто ¦/•» — требуется стране?", 19 ноября 2008 г. URL: http//mon.gov.ru/press/reliz/5045/ но уже не соответствует структуре высшего образования. Всё это определяет актуальность темы исследования.

Его цель — выявление тенденций и обоснование перспектив развития дополнительного профессионального образования при переходе к инновационному рынку труда.

Эту цель конкретизируют следующие задачи исследования:

— определить роль и особенности образовательных услуг как базы формирования рынка труда;

— уточнить на основе анализа мирового и российского опыта основные направления реформирования образовательных услуг при переходе к инновационному рынку труда;

— выявить особенности и тенденции развития ДПО как сегмента рынка образовательных услуг;

— установить тенденции развития бизнес-образования как вида ДПО в условиях трансформации рынка труда;

— выявить факторы, определяющие спрос и предложение на рынке последипломного экономического образования.

Предмет исследования — дополнительное профессиональное образование как сегмент рынка труда — соответствует теме 8.8 «Проблемы качества рабочей силы, подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров» паспорта ВАК.

Объект исследования — рынок услуг последипломного экономического и бизнес-образования в России, а также зарубежных странах.

Степень разработанности проблемы. Рынок труда и современные тенденции его развития в России исследованы в работах И. М. Алиева, Г. Е. Алпатова, Б. М. Генкина, В. Е. Гимпельсона, Н. А. Горелова, Р. И. Капелюшникова, Р. П. Колосовой, Ю. М. Остапенко, B.C. Пригарина, Т. О. Разумовой, Ф. Ф. Рыбакова, В. Т. Рязанова, В. И. Сигова, Е. Г. Яковенко, Е. Б. Яковлевой. Комплекс образовательных услуг как сегмент рынка труда исследовался в работах Ш. З. Валиева, JI.M. Гохберга, Д.Ф.

Динмухаметовой,. Е. В. Бурденко, Е. М. Николаевой, А. А. Кузьминой, A.M. Лука-шенко,.Н. А. Пашкус, А. Г. Поршнева, И. Б. Романовой, В. Г. Халина и ряда других российских экономистов. Программа реформирования образования подготовлена под. руководством ректора ГУ ВШЭ Я. И. Кузьминова. Этой проблеме посвящен L ряд зарубежных монографий. Однако развитие рынка ДПО при переходе к инновационному рынку труда в кризисных условиях исследовано недостаточно.

Теоретическую и методологическую основу исследования составила современная институциональная теория и концепция трансформации рынка труда при переходе к инновационной экономике как фазе становления постиндустриального информационного общества, развития человеческого капитала, представленная в работах ряда российских и зарубежных учёных.

Информационная база исследования — данные Росстата, его региональных отделений, международных и российских исследовательских центров, в частности Всемирного банка, ЮНЕСКО, ГУ ВШЭ и т. д., а также данные социолого-экономического исследования, проведённого автором в 2008;2010 гг. на материалах Специального экономического факультета (СЭФ) СПбГУ.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении современных тенденций развития комплекса образовательных услуг, в т. ч. услуг ДПО, как сегмента рынка труда и обосновании путей совершенствования управления и государственного регулирования этого сегмента.

Научная новизна выносимых на защиту положений:

— выявлены особенности инновационного рынка труда и образовательных услуг как продукта со значительным внешним эффектом, не имеющего адекватной стоимостной оценки и создаваемого в процессе сотрудничества производителя и потребителя услуги;

— на основе обобщения большого статистического и фактического материала, критического анализа российских и зарубежных публикаций уточнены условия выбора стратегии и направлений реформирования образовательных услуг при переходе к инновационному рынку труда;

— выявлены особенности и тенденции развития ДПО как особого сегмента рынка труда, обеспечивающего непрерывность и систематический характер обучения и переподготовки кадров при быстром изменении рынка труда;

— на базе обобщения мирового и российского опыта определены новые тенденции в развитии содержания, методов, форм организации и критериев оценки эффективности бизнес-образования как вида ДПО;

— на основе конкретного социолого-экономического исследования установлены основные факторы, определяющие спрос, предложение и конкурентоспособность на рынке последипломного экономического образования.

Практическая значимость работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию организации ДПО в области экономики и менеджмента в целях адаптации ДПО к новым требованиям рынка труда. Они использованы СЭФ СПбГУ, что подтверждено справкой Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов по экономике труда и экономике образования в вузах.

Апробация результатов исследования проводилась на научно-практических конференциях: Научно-практическая конференция «Прогнозы экономического развития системы образования до 2015 и 2025 годов» (29 октября 2009 г., Москва, АНХ при Правительстве РФ), Международная научная конференция «Мировой экономический кризис и Россия: причины, последствия, пути преодоления» (12−13 ноября 2009 г. Санкт-Петербург, СПбГУ), Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы менеджмента в России на современном этапе: проблемы эффективного управления социально — экономическими процессами в условиях кризиса мировой экономики» (4 декабря 2009 г., Санкт-Петербург, СПбГУ).

Выводы.

Как показало проведенное автором социолого-экономическое исследование, на рынке труда отмечается растущий спрос на экономическое ДПО, который в большой степени формируют выпускники неэкономических вузов, занятые на рабочих местах, требующих экономического образования. Это является следствием общей трансформации рынка труда в 1990;х и 2000;х г. г. и повышения роли финансово-экономического блока в общей структуре занятости.

На материалах СПбГУ и других вузов в диссертации выявлены, проанализированы и обобщены основные характеристики контингента получающих дополни-.i тельное последипломное экономическое образование. Отмечаются снижение сред-• * * «*. • него возраста поступающих, уменьшение стажа их работы на момент поступления, сокращение периода между получением первого диплома и поступлением на ДПО, стабильное тендерное соотношение, преобладание в контингенте менеджеров и служащих среднего звена предприятий, возрастающий интерес к заочной форме получения образования и универсальной специальности «Экономика и управление на предприятии».

В работе определены основные факторы, влияющие на мотивацию получения дополнительного образования: возраст на момент поступления, стаж работы, должность, первое образование. При этом все категории слушателей отдают предпочтение получению новых знаний и компетенций, а не формального диплома.

В диссертации исследованы основные факторы, определяющие спрос, предложение и конкурентоспособность на рынке последипломного экономического образования. К ним относятся, в первую очередь, качество образовательных услуг (целесообразно создание особой системы правовых норм и нормативов в этой области) и престиж и имидж учебного заведения (он зависит от соответствия учебных планов ожиданиям студентов, широты ассортимента образовательных услуг, гибкой ценовой политики, уровня сервиса и месторасположения учебного заведения).

Схематично результаты представлены на рис. 3.17.

Факторы, определяющие конкурентоспособность’учебного заведения ДПО о, а н i> о ч о я >> я, а и я >>

5! о о я.

Ассортимент услуг.

Имидж учебного заведения.

Удобство расположения о.

К >>

1).

О 13 U >

G? j Ц о н с: в?

О К.

03 ^.

Ь" - и, а с-1 о а.

У в я С. с.

Широта" набора специальностей и программ •.

Разнообразие форм обучения:

— очная.

— очно-заочная.

— заочная.

— экстернат.

Организация учебного процесса:

— Модульная.

— Индивидуальное обучение.

— Корпоративные университеты.

— Консалтинг.

— Тематические тренинги.

Рис. 3.17. Факторы, определяющие конкурентоспособность ДПО на рынке труда.

Заключение

.

1. Автором выявлены особенности инновационного рынка труда в условиях модернизации российской экономики и их влияние на комплекс образовательных услуг, обеспечивающий обучение, социализацию, профессиональную подготовку и переподготовку кадров для национальной экономики при переходе от ресурсно-сырьевой к инновационной модели. К этим особенностям относятся: быстрые изменения в структуре занятости, связанные с закрытием устаревших и неконкурентоспособных производств и созданием новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях и сферах деятельностиповышение требований к качеству труда, связанных с умением находить и обрабатывать информацию, создавать и использовать инновации, тщательно соблюдать технологические регламенты, самостоятельно принимать управленческие решения в условиях неопределенностиувеличение доли самозанятости в различных видах малого бизнесасокращение жизненного цикла профессиональных знаний и навыков, полученных в процессе первоначального обучения, возрастание роли мобильности рабочей силыувеличение роли личностных факторов роста производительности труда, связанных с ценностной ориентацией, мотивацией и качеством подготовки персонала.

2. Образовательная услуга как элемент рынка труда представляет собой общественное благо с ярко выраженным внешним эффектом. Специфичность комплекса образовательных услуг, действующего на основе общественно-государственно-частного партнёрства, а не только рыночных законов спроса и предложения, не позволяет оценивать уровень образовательных услуг чисто рыночными методами на основе ценовых сигналов. Необходима законодательно утверждённая методика оценки качества этих услуг, базовых умений и навыков, квалифицирующих специалиста.

В работе исследованы особенности образовательного учреждения как субъекта рынка труда, представляющего особый тип товаропроизводителя. Факторы повышения эффективности функционирования вузов как производителей услуг для рынка труда классифицированы по 5 основным направлениям: 1) качество принимаемого контингента- 2) качество учебно-воспитательного процесса, технологии и методики подготовки специалистов- 3) уровень организации НИ-ОКР- 4) квалификация научно-педагогического персонала- 5) уровень организации управления и хозяйственной деятельности.

3.Переход к инновационному рынку, а в перспективе — к постиндустриальной экономике обусловливает необходимость модернизации отечественной образовательной системы. В работе исследованы следующие приоритетные направления реформирования высшего образования:

— изменение числа и статуса высших учебных заведений;

— изменение содержания и хметодов обучения с целью повышения качества образовательных услуг;

— реформирование материальной и кадровой базы высшего образования;

— совершенствование правил приема и обучения в вузах;

— организация среднеи долгосрочного прогнозирования структуры подготовки кадров по специальностям в соответствии с перспективами развития рынка труда.

4. Изучение ДПО как особого сегмента рынка труда, обеспечивающего непрерывность и систематический характер обучения и переподготовки кадров при быстром изменении рынка труда, позволило выделить его особенности и тенденции развития. Они связаны с быстрым устареванием знаний, ростом мобильности кадров, быстрыми изменениями в структуре занятости и несоответствием первоначально полученного диплома новым запросам рынка труда. Это требует перехода к непрерывному образованию, систематической переподготовке и повышению квалификации в течение всей жизни на базе ДПО. Целесообразно приравнять затраты фирм на последипломное обучение персонала к инвестициям в НИОКР с соответствующими налоговыми льготами. Важное значение имеет партнёрство федеральной и региональной власти с работодателями и некоммерческими организациями (НКО), представляющими интересы вузов и студентов. Для развития ДПО целесообразны: развитие командного обучения, участие работодателей и профессиональных организаций в разработке программ обучения, целевое модульное обучение специалистов, организация в учебном центре службы по трудоустройству выпускников.

Предложена типология видов дополнительного экономического образования*зависимости .от цели и формы обучения, типа и организационно-правового •статуса учебного заведения. }'-¦¦¦5. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта в диссертации ¦ определены изменения и новые тенденции в развитии содержания, методов, .форм организации и критериев оценки эффективности бизнес-образования как особого вида ДПО. Непрерывность и систематичность ДПО предполагает освоение независимо от конкретной специализации базовых знаний по экономике, менеджменту, информатике, праву, социологии, чёткое разделение ступеней обучения, многообразие его форм, дифференциацию слушателей по уровню подготовки, письменные экзамены с дифференцированной (до 10 баллов) оценкой. Исследована зависимость рейтинга бизнес-школ от оценки качества образовательных программ профессиональным сообществом, востребованности выпускников на рынке труда, состава преподавателей и качества материальной базы обучения.

Современные тенденции организации бизнес-образования, исследованные в работе, включают: развитие центров трудоустройства выпускников через Интернет и ассоциации школ бизнеса, рост спроса на специалистов по консалтингу, управлению рисками и финансовому анализу, включая учет и аудит, ориентация обучения на освоение методов выявления и анализа закономерностей развития организаций, прогнозирования и имитационного моделирования на основе обработки результатов наблюдений, разработку и реализацию инновационной и антикризисной стратегии, развитие бренда и гудвилла компаний.

Анализ дифференциации рейтинга школ бизнеса позволил разработать предложения по включению российской системы ДПО и бизнес-образования в мировой рейтинг.

6. Развитие ДПО как элемента рынка труда предполагает усиление информированности вузов и их абитуриентов о реальных запросах рынка труда. В диссертации исследованы пути развития статистической базы, прогнозирования рынка труда, формирования правовой базы эффективного взаимодействия учебных заведений и работодателей, расширения автономии учебных заведений в определении состава и содержания образовательных программ в зависимости от изменений спроса на рынке труда.

— Как показало проведенное автором социолого-экономическое исследование', на рынке труда отмечается растущий спрос на экономическое ДПО, кото-^ «' с Лм t рыйив’большой степени формируют выпускники неэкономических вузов, заня-тые-на*'рабочих местах, требующих экономического образования. Это является .' следствием общей трансформации рынка труда в 1990;х и 2000;х г. г. и повышения роли финансово-экономического блока в общей структуре занятости. 3 • '.I ' о. , • 1 f.

• а * I 1.

II. Ч I V.

1- I .

На материалах СПбГУ и других вузов в диссертации выявлены, проанализированы и обобщены основные характеристики контингента получающих дополнительное последипломное экономическое образование. Отмечаются снижение среднего возраста поступающих, уменьшение стажа их работы на момент поступления, сокращение периода между получением первого диплома и поступлением на ДПО, стабильное тендерное соотношение, преобладание в контингенте менеджеров и служащих среднего звена предприятий, возрастающий интерес к заочной форме получения образования и универсальной специальности «Экономика и управление на предприятии».

В работе определены основные факторы, влияющие на мотивацию получения дополнительного образования: возраст на момент поступления, стаж работы, должность, первое образование. При этом все категории слушателей отдают предпочтение получению новых знаний и компетенций, а не формального диплома.

В диссертации исследованы основные факторы, определяющие спрос, предложение и конкурентоспособность на рынке последипломного экономического образования. К ним относятся, в первую очередь, качество образовательных услуг (целесообразно создание особой системы правовых норм и нормативов в этой области) и престиж и имидж учебного заведения (он зависит от соответствия учебных планов ожиданиям студентов, широты ассортимента образовательных услуг, гибкой ценовой политики, уровня сервиса и месторасположения учебного заведения).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс РФ, Ст. 128
  2. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266−1
  3. Федеральный Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 7 августа 1996 года
  4. Федеральный Закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ
  5. И.В., Савицкая Е. В. Бюджетное финансирование образовательных учреждений: структура финансирования. //Вопросы статистики. 2006. — № 7. — С.45−53.
  6. Э.Р. Бизнес-образование в системе управленческой деятельности производственно-научно-образовательной корпорации. 2008.
  7. Е.М. Современное высшее образование и перспективы вертикальной мобильности. //Общественные науки и современность. 2004. — № 6. -С.41−55.
  8. Е.М. Дополнительное профессиональное образование: спектр ожиданий// Человек и труд.- 2009.- № 9
  9. B.C. Совершенствование экономического образования: аналитический доклад. 2005.
  10. АдыкееваЕ.Н. Формирование человеческого капитала в сфере высшего профессионального образования как фактора экономического роста: Автореф. дис. канд.экон.наук. Новосибирск, 2004.
  11. Актуальные проблемы качества образования в экономическом вузе. Научно-методич. сборник, 2003.
  12. Е.И. Инновационная экономика России: проблемы развития инновационно-инвестиционного потенциала. 2006.
  13. А.А. Российская система высшего образования: государственное и рыночное регулирование: Автореф.дис.канд.экон.наук. — СПб., 2003.
  14. И.М., Горелов Н. А., Зорин А. С. Экономика и организация предпринимательского труда. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005
  15. A.JI. Российское образование в глобальной системе координат: свертывание пространства развития. //Экономическая теория в XXI веке. М.: Экономиста, 2004. — С.606−612.
  16. Е.Л. Современные социально-экономические аспекты и методы развития системы высшего образования: Автореф. дне. канд.экон.наук. -СПб., 2000.
  17. М.В. Бум высшего образования в России: масштабы, причины и следствия. //Общественные науки и современность. 2004. — № 6. — С.30−40.
  18. Н.М. Модели поведения молодёжи в сфере образования и на рынке труда: механизм и факторы формирования. //Регион: экономика и социология. 2006. — № 8.
  19. С.С. Второе высшее образование как фактор социализации личности, 2005.
  20. В., Казакова М. Университетские комплексы: международное сотрудничество. //Высшее образование в России. 2002. — № 6.
  21. В.Р. Организация научной и инновационной деятельности в вузе. Саратов, 1996.
  22. Р.Я. Бизнес-образование за рубежом и в России. 2002.
  23. М.Г. Главные задачи государственной образовательной политики: из опыта развитых стран. //Проблемы современной экономики. -2007.-№ 4.-С. 116−120.
  24. Г. А., Гохберг Л. М. Образование в Российской Федерации: статистический ежегодник. М.: ГУ ВШЭ, 2005.
  25. P.M. От инновационного образования к образованию инновационной экономики. //Инновации: новые технологии, маркетинг, инвестиции, внедрение. 2005. — № 10. — С.86−88.
  26. М.Е. Экономическая эффективность инвестиций в высшее образование в современной России: тендерный аспект. М., 2003.
  27. М.Я. Вклад высшего образования в социально-экономическое развитие страны. //Финансы и кредит. 2005. — № 17. — С.48−55.
  28. Е.В. Система профессионального обучения предпринимателей: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2006.
  29. Е. Переход к инновационному типу развития экономики и непрерывное профессиональное образование// Человек и труд .-2009.-№ 6.
  30. И.В. Роль гуманитарной составляющей в процессе профессиональной подготовки специалистов экономического профиля: //Соискатель. -2004. -№ 3.-С.133−138.
  31. JI.С. Инновационная система как социальный институт постиндустриальной информационной экономики. //Пробл. современной экономики.2005. -№ 3−4.- С.96−108.
  32. И.П., Халин В. Г. О реализации программно-целевого подхода к финансированию высшей школы России. //Вестник СПбГУ, сер.5. 2008. — № 1. — С.3−8.
  33. Н.Г. Второе высшее образование как особый сегмент рынка образовательных услуг// Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. 2009. Вып.4.
  34. Н.Г. Основные направления модернизации системы высшего образования при переходе к инновационной экономике// Современные аспекты экономики, № 10 (147), 2009. СПб.: ЦОП, с. 8−15
  35. Т.С. Мониторинг рынка образовательных услуг высшего профессионального образования. 2005.
  36. Т.В. Комплексная оценка эффективности организационно-экономических инноваций в высшем профессиональном образовании: Авто-реф. дис. канд.экон.наук. СПб., 2006.
  37. С.В., Жуков А. В. Роль интегрированных некоммерческих организаций с участием университетов в системе формирования научно-технической политики региона. //Совр. аспекты экономики. СПб. — 2003. — № 17 (45). — С.17−25.
  38. Е.В. Рынок образовательных услуг в трансформируемой экономике: Автореф.дис. канд.экон.наук, 2004.
  39. А.Б. 100% МВА. Выбираем бизнес-школу в России и за рубежом. 2004.
  40. Ш. З. Рынок образовательных услуг: теоретические аспекты. 2006.
  41. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. Учебн., 2-е изд. /Под ред. д.э.н. В. В. Глухова. СПб.: Изд-во «Лань», 2004.
  42. Ю.С., Кинелев В. Г., Колосов В. Г. и др. Стратегия интегрирующих инноваций как основа реформы высшей школы России. СПб., 1998.
  43. Я. Картины миропонимания и современная система образования: рискологический взгляд. //РИСК. 2006. — № 2. — С.5−19.
  44. А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008−2016// Эксперт. 2007. 3 сент. № 32, с.90
  45. А.Э. Совершенствование форм и методов управления высшим профессиональным образованием в социально-экономических условиях России: Автореф. дис. канд.экон.наук. -М., 2006.
  46. М. Институт интеллектуальной собственности в условиях инновационно-ориентированной экономики. //Интеллектуальная собственность. М., 2006.
  47. В.В. Образовательный потенциал как социальный ресурс труда. //Труд и социальные отношения. 2004. — № 1. — С. 108.
  48. В.П. Становление и развитие предпринимательства в дополнительном профессиональном образовании. СПб.: Изд-во УЭиФ, 1995.
  49. ГанаеваЕ. Процедуры маркетингового исследования в образовании (на примере факультета повышения квалификации госпедуниверситета). //Практический маркетинг. 2005. — № 9. — С. 11−17.
  50. .М. Экономика и социология труда. 6-е изд. М.: Норма, 2006.601Тимпельсон В. Е. Рыноктруда в России и ряде других стран с переходной, экономикой- Россия: трансформирующееся общество. Институт социологии
  51. В.Е. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда: недостаток предложения, ограничения спроса или ложные сигналы работодателей?// Вопросы экономики, 2004, No.3.
  52. В.Е., Капелюшников Р. И. и др. Выбор профессии: чему учились и где пригодились?// Экономический журнал ВШЭ. Том. 13 (2009), № 2
  53. Е. Макроэкономическая взаимосвязь уровня пожизненного дохода и инвестиций в образование. //Предпринимательство. 2008. — № 2. -С.46−50.
  54. Л.И. Состояние и перспективы экономического образования в России: (Обзор Круглого стола, состоявшегося в Финансовой академии при Правительстве РФ 23−25 марта 2005 г.). //Финансы и кредит. 2005. — № 19. -С.62−69.
  55. Л. Национальная инновационная система России в условиях новой экономики. //Вопр. экономики. 2003. — № 3.
  56. Л.М. Мониторинг экономики образования: цели, задачи, реализация. //Вопросы статистики. 2004. — № 9. — С.38−45.
  57. Л. Экономика высшего образования России: эволюция правовых норм и нормативов. //Вопросы экономики. 2005. — № 11.- С.97−115.
  58. С.И. Экспертная оценка отношения россиян к реформе высшего образования. //Социологические исследования. 2008. — № 11.- С.110−118.
  59. М. Инновационная парадигма подготовки менеджеров. //Консультант директора. 2004. — № 7. — С. 19−25.
  60. А.Г. Финансовая академия: образование на уровне мировых стандартов. //Региональная экономика. Теория и практика. 2005. — № 2. — С2−1.
  61. ДежинаИ., Егерев С. Подготовка исследовательских кадров для российской науки. //Вопросы экономики. 2009. — № 8.
  62. Д.Ф. Рынок образовательных услуг и его влияние на систему подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием: Автореф.дис.канд.экон.наук, 2001.
  63. .В. и др. Доступность высшего образования: социальные и институциональные аспекты// Доступность высшего образования в России. М.: НИСП, 2004, с.28
  64. Ю.П. Интеллектуальная колонизация. Миграционные перспективы присоединения РФ к Болонскому процессу. //ЭКО. 2006. — № 2. — С.76−92.
  65. А.А. Инновационная экономика. М., 2004.
  66. А.П., Никандров Н. Д. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. 2-е изд. — Н. Новгород: НИМБ, 2004.
  67. В.Г. Некоммерческий маркетинг в управлении высшей школой США. //Вестник СПбГУ. 1994. — сер.5. — Вып.2. — С. 105−107.
  68. С.Г. Инновационность и устойчивость в процессе модернизации современного российского образования. //Инновации: новые технологии, маркетинг, инвестиции, внедрение. 2005. — № 10. — С.76−80.
  69. А.В. Методика оценки уровня образовательных услуг и реинжиниринг учебного процесса. //Менеджмент в России и за рубежом. 2005. — № 4.80.3яблюкР.Т. Перспективы российского образования. //Вестник Московского ун-та. 2008. — № 3. — С.94−106.
  70. Е.А. Формирование маркетинговой коммуникационной политики и позитивного имиджа вуза на рынке образовательных услуг: Авто-реф.дис. канд.экон. наук. СПб., 2005.
  71. Инновационная экономика и образование: особенности, достижения, перспективы. Сб. материалов 1У междунар. научно-практич.конф. 12 сентября 2007 г. 2007 г.
  72. Инновационные технологии в экономическом образовании. Сб. материалов Всероссийской научно-практич. конф. Барнаул Белокуриха, 27 февр. — 2 марта 2002, 2002 г.
  73. Интеграция профессионального образоания в мировое образовательное пространство и инновационные технологии. Материалы Всероссийской научно-практич.конф. 17−19 мая 2005 г. 2005.
  74. О.В. О модернизации сферы высшего профессионального образования в России. //Экономическая наука современной России. 2005. — № 1. -С.131−135.
  75. Р.И. Образовательный потенциал и его связь с характеристиками рынка труда: российский опыт // Экономическая политика. 2006. № 4.
  76. Р.И. Российский рынок труда сквозь призму предпринимательских опросов: ретроспективный анализ / М.: ИМЭМО РАН. 2006.
  77. К.С. Модернизация системы образования в условиях глобализации мировой экономики. 2007.
  78. С.Г. Грядущая образовательная реформа: рыночные критерии неполны и опасны. //Российский экономический журнал. 2005. — № 5/6. — С.58−64!
  79. В., Яковлева Т. Непрерывное образование и формирование человеческого капитала.// Человек и труд ., -2009.-№ 6
  80. А. Риски в экономике образования. //РИСК. 2005. — № 1. — С.51−56.
  81. С. Планета МВА. Бизнес-школы: взгляд изнутри. Где учиться? Что учить? Как жить? 2003.
  82. А.А. Формирование регионального рынка образовательных услуг: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2006.
  83. Т. Профессиональное образование и рынок труда: эффективность взаимодействия //Человек и труд, -2009.-№ 6
  84. О.В. Становление института бизнес-образования в современных условиях. 2001.
  85. О.В. Управление бизнес-образованием в современных условиях.-2001.
  86. Г. И. Управление инновациями в системе высшего профессионального образования: Автореф.дис. д-ра экон.наук. —М. 2003.
  87. С.И. Интеграция системы экономического и бизнес-образования России в мировой рынок образовательных услуг: теория, модели, практика: Автореф. дис. д-ра экон. наук, 2008.
  88. И.А. Инновационный и образовательный цикл в учебно-научно-производственных комплексах. //Пробл. совр. экономики. 2004. — № 3. -С.183−185.
  89. И.Е. Формирование системы услуг дополнительного профессионального образования в условиях рынка труда: Автореф. дис. канд.экон.наук. СПб., 2001.
  90. П. Новый взгляд на управленческое образование: задачи руководителей. /Пер. с англ. ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.
  91. М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг. М.: Маркет ДС, 2003. — 355 с.
  92. May В., Сеферян А. Бизнес-образование рубежа веков: вызовы времени и тенденции развития. //Вопросы экономики. 2007. — № 10. — С.75−89.
  93. Международные, федеральные и региональные рынки образовательных услуг: состояние и перспективы развития. Третья международная научно-практич.конф. М., 2006.
  94. В.В. Государственное регулирование рынка образовательных услуг на современном этапе экономического развития России: Автореф. дис.канд.экн.наук. СПб., 2006.
  95. Мир и Россия: материалы для размышлений и дискуссий. /Под ред. К. Шеран, Т. Субботиной, В.Автономова. -М.: Экономическая школа, 2000.
  96. Н. Кризис российского образования. //Наука и жизнь. -1998. № 6.
  97. Я.Ф. Управление бизнес-образованием по заказам предприятий.-М., 2003.
  98. Е.М. Формирование рынка образовательных услуг и его регулирование: Автореф. дис. канд.экон.наук. М., 2006.
  99. И.Б. Использование международных информационных ресурсов для повышения качества бизнес-обучения. 2003.
  100. М.В. Функции вуза как социально ответственного института. //Пробл. современной экономики. 2008. — № 2. — С.346−347.
  101. Образование в России. Стат.сборник. М.: ГУ ВШЭ, 2007, 484 с.
  102. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в своё будущее? М.: ГУ ВШЭ, 2007.
  103. Ю. М. Экономика труда-. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009
  104. Очир-Гиряева Т. Б. Экономические основы дополнительного профессионального образования в условиях рынка: Автореф. дис. канд.экон.наук, М., 2000
  105. Перспективы развития высшего экономического и юридического образования. Материалы второй международной научно-практической конференции, 24−25 мая 2001, Иркутск, 2001.
  106. Перспективы развития высшего экономического и юридического образования. Материалы второй международной научно-практической конференции, 23−24 мая 2002, Иркутск, 2002.
  107. К., Сутырин С. Ф., Елкина А. С. Конкурентоспособность вуза в условиях интернационализации высшего образования. //Пробл. современной экономики. 2007. — № 4. — С.277−281.
  108. В. Частное образование в постиндустриальном обществе. //Вопросы экономики. 2005. — № 11. — С.130−136.
  109. С.Д. Управление кафедрой. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.
  110. С.Д., Еремкин А. И., Сазыкина О. А. Внутривузовская система формирования, обучения и развития управленческого персонала. /Под ред. Резника С. Д. Пенза: ПГУАС, 2006.
  111. Н. Экономическая теория в бизнес-образовании. //Вопросы экономики. 2005. -№ 11.- С.116−129.
  112. И.Б. Обеспечение конкурентоспособности высшего учебного заведения на региональном рынке образовательных услуг: теория и практика: Автореф. дис. д-ра экон.наук. Чебоксары, 2006.
  113. Российский и зарубежный опыт развития системы экономического образования. Тезисы докладов международной научно-практич. конф. 13−14 декабря, 2001.
  114. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб./Росстат. М., 2008.
  115. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. -М., 2009.
  116. Ф. Ф. Коростышевская Е. М Особенности формирования рынка в сфере НИОКР // Государство и рынок: Сб.ст. JI.: Изд-во ЛГУ, 1995.
  117. Рынок труда в странах Содружества Независимых Государств: Межгосударственный статистический комитет СНГ М., 2007.
  118. , В. Т. Постиндустриальная трансформация, ее социально-экономические модели и судьба экономики России в XXI веке // Вестник С.-Петерб. Ун-та. Сер.5. Экономика: 2001. — N2. — С. 4 — 24
  119. О.В. Совершенствование регулирования рынка образовательных услуг высшей школы как экономической системы в условиях глобализации: Автореф.дис.канд.экон.наук. Саратов, 2007.
  120. A.M. Взаимосвязь уровня образования и уровня заработной платы в современной России. //Региональная экономика. 2008. — № 1. -С.78−81.
  121. V-144. ' Смирнов Л. Е. Бизнес-образование и рынок труда. 2005.
  122. Содружество Независимых Государств в 2008 году: Стат. ежегодник/Межгосударственный статистический комитет СНГ -М., 2009.
  123. С.В., Соколов Б. И. Эндаумент-фонд целевой капитал некоммерческой организации. //Проблемы современной экономики. — 2008. — № 1. — С.166−172.
  124. К., Хованская И., Юдкевич М. Построение исследовательского университета: структура финансирования и условия найма профессоров. //Вопр. экономики. 2008. — № 12.
  125. К., Хованская И. Информационная теория исследовательского университета. //Вопр. экономики. 2009. — № 7.
  126. Е.В. Роль государства в формировании и развитии рынка бизнес-образовательных услуг в России: Автореф. дис. канд.экон.наук. М., 2002.
  127. Т. Продажа знаний. Проблемы ценообразования на рынке образовательных услуг. //Российское предпринимательство. 2004. — № 3. -С.19−24.
  128. А.Э. Оценка образовательного потенциала и перспектив развития системы непрерывного образования. //Извести СПб Университета экономики и финансов. 2008. — № 1. — С. 100−108.
  129. В.И. Бег в мешках вокруг рынка: Размышления о качестве государственных образовательных стандартов. //Российское предпринимательство. 2004. — № 1. — С.107−109.
  130. Н.В. Система показателей и индикаторов качества образования. //Вопросы статистики. 2004. — № 9. — С.50−53.
  131. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад. /Руководитель автор. коллектива Филиппов В. М. М.: Логос, 2005.
  132. В. Бизнес-образование экономическая наука. //Общество и экономика: Международный научный и общественно-политический журнал. — 2004. -№ 1.-С.117−138.
  133. В.Г. Модернизация национальной системы высшего образования в контексте выбора управленческих решений.-СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2008.-264с.
  134. Л. Проблемы высшей школы Германии. //Вопр. экономики. -2009. № 7.
  135. Е. Учебе все возрасты покорны// Газета. 13.03.2007.
  136. М.А., Жадько М. В. Тренинг для тренеров на 100%. Секрет интенсивного обучения. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 246 с.
  137. Н.И. Роль послевузовского образования в формировании человеческого капитала: Автореф. дис. канд.экон.наук. Саратов, 2004.
  138. П.Д. Управление сетевыми региональными интеграционными формированиями высшей школы. СПб.: СПбГИЭУ, 2007.
  139. П.Д. Условия эффективного функционирования сетевых региональных образовательных структур. //Вестник ИнжЭкона. 2008. — вып.1 (20). — С.168−172.
  140. П.Д. Условия эффективного функционирования сетевых региональных образовательных структур. //Вестник Инжэкона. 2008. — № 1.1. С. 168−174.
  141. В.Е. Университетские технопарки: идеи, назначение, роль и место в развитии инновационной деятельности. М., 2000.
  142. .О. Социально-экономическая эффективность послевузовского профессионального образования высшей школы: Автореф. дис.канд.экон.наук. СПб., 2002.
  143. И., Попова Н. К вопросу оптимизации отношений между работодателями и системой высшего профессионального образования.// Человек и труд. -2009.-№ 7
  144. Е.Б. Адаптация рынка труда России к изменению структуры общественного производства. СПб.: ОЦЭиМ, 2003. — 71 с.
  145. .
Заполнить форму текущей работой