Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономические отношения в системе здравоохранения в условиях институциональных преобразований

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Здравоохранение является не только отраслью народного хозяйства страны, но и публичным социальным институтом, выполняющим определенные функции по охране здоровья населения. Эти функции реализуются в сложной системе экономических отношений. Нами выделены три подсистемы экономических отношений, которые взаимосвязаны и, в настоящее время, не могут быть реализованы одна без другой. Первая подсистема… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования системы экономических отношений и форм их проявления на мезоуровне (на примере здравоохранения)
    • 1. 1. Характеристика системы экономических отношений и форм их проявления на мезоуровне в системе здравоохранения
    • 1. 2. Теоретические и методологические основы формирования производных потребностей в здравоохранении
    • 1. 3. Виды благ в системе здравоохранения и их специфика
  • Глава II. Институциональная среда и структура системы здравоохранения в современных условиях
    • 2. 1. Специфика и особенности формирования и развития системы здравоохранения в странах ЕС и США
    • 2. 2. Российская система здравоохранения: опыт и перспективы развития в условиях институциональных преобразований
    • 2. 3. Институциональная среда современной системы здравоохранения Российской Федерации и направление ее реформирования
  • Глава III. Механизм согласования экономических отношений на мезо уровне трансформируемой экономической системы здравоохранения в условиях институциональных преобразований
    • 3. 1. Рынок медицинских услуг как механизм экономических отношений в системе здравоохранения
    • 3. 2. Институциональный аспект регулирования рынка в системе здравоохранения в условиях институциональных преобразований
    • 3. 3. Реформирование системы здравоохранения через совершенствование механизма обязательного медицинского страхования
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Экономические отношения в системе здравоохранения в условиях институциональных преобразований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Совершенствование рыночных отношений, происходящее в современной экономической системе России, объективно предполагает необходимость нового подхода к исследованию особенностей такой традиционно нерыночной отрасли, как здравоохранение. В системе здравоохранения происходит трансформация экономических интересов — от общественного (государственного), определяющего развитие этой сферы к рыночным.

В современных условиях направленность вектора государственного интереса — обеспечить равный доступ всех слоев населения к ограниченным равноценным благам в здравоохранении — уже не совпадает со стремлением отдельных групп получать более качественные лекарственные блага и медицинские услуги. Рыночная эпоха в современной России знаменует собой осознание отдельными лицами своих интересов как отличных интересов от других, в том числе и от общественного (государственного) интереса, а также возможностей реализации их на более высоком качественном уровне.

С другой стороны, современное здравоохранение не учитывает возникающих противоречий в теории потребления применительно к таким благам как лекарственные средства и медицинские услуги,. Традиционная количественная теория потребления продолжает ориентироваться на количественные результаты фармакологической отрасли. Все это порождает противоречие интересов между хозяйствующими субъектами: потребителями лекарственных средств и интересами фармкомпаний. Следовательно, без развития новой парадигмы экономических интересов и новых аспектов в теории потребления в области здравоохранения, современные реформы в области ее совершенствования обречены на провал.

В этих условия становится актуальным исследование особенностей функционирования систем здравоохранения в России и исследование вопросов связанных с проблемами качества проводимых реформ в этой области и ориентации их на потребителя. Кроме того, особенный интерес вызывает исследование результатов преобразования экономических отношений в системе обязательного медицинского страхования, который является важнейшим механизмом социальной защиты населения и, в то же время, должен стать конкурентным в области медицинского страхования.

Без решения указанных проблем эффективность функционирования системы здравоохранения, а также создание предпосылок для реализации экономических интересов ее хозяйствующих субъектов, становится проблематичной. Этим обусловлена актуальность выбора данной темы и необходимость разработки механизма согласования экономических интересов. Особую актуальность работе придает возможность практического применения ее результатов для совершенствования социальной защиты населения региона в сфере здравоохранения лекарственного обеспечения, удовлетворения его экономических интересов.

Следует отметить, что общество, в лице государства, осуществляет связь общественного здоровья нации с экономическим развитием страны через систему здравоохранения, развивающуюся в рамках национальной экономической системы. Ее развитие и реформирование направленно на повышение качества связи «общественное здоровье — экономическое развитие страны».

Разрабатываемая в настоящее время Программа развития национального проекта «Здоровье» на 2009;2020годы, свидетельствует о необходимости смены парадигмы реформы здравоохранения. Реформы в здравоохранении должны быть ориентированы на оптимизацию согласования экономических интересов: конечных потребителей медицинских услуг, хозяйствующих субъектов рынков системы здравоохранения и государства. В настоящее время эти интересы разнонаправлены и не ориентированы на конечную цель реформы здравоохранения — повышение эффективности функционирования данной системы с позиции конечного потребителя — населения.

Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью исследования процесса развития экономических отношений и форм их проявления в системе здравоохранения, развивающейся в рамках трансформируемой экономической системы.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические исследования по проблемам охраны здоровья и здравоохранения, проводятся как за рубежными, так и отечественными учеными. Основные концепции здравоохранения, получившие распространение на Западе в конце XIX века, продолжали развиваться в XX столетии. Их развитие связано с именами А. Гротьяна, З. Фрейда, К. Уинслоу, Р.Парка. Большое внимание к сфере здравоохранения проявляли такие экономисты как К. Эрроу, Дж. Харисс, М. Ли, С. Рамсэй и другие. Ими сформулирован ряд идей и концепций, касающихся организации и функционирования здравоохранения. Однако их работы, в основном, ориентированы на развитие рынков здравоохранения в развитых странах. Развитию рыночного механизма, конкуренции и предпринимательской деятельности в здравоохранении посвящены работы И. А. Торгунова, H.A. Войцеховича, H.A. Редь-ко и др. ученых. Д. В. Пивень рассматривает развитие частно-государственного партнерства в здравоохранении. В работах Р. Зелькович, JI.E. Исаковой, В. А. Розенфельда, H.A. Шведовой, И. М. Шеймана и др. затрагивались также вопросы, связанные с сущностью и реализацией экономических интересов в здравоохранении. Работы О. Щепина, В. В. Гришина, Г. Г. Кривошеева, Е. Б. Галкина и других посвящены проблемам организационных преобразований в сфере здравоохранения, формирования медицинского страхования, адаптации российского здравоохранения к рыночным условиям. В последние десятилетия активно исследуются проблемы правового регулирования деятельности в подсистеме здравоохранения: Н. Х. Лукова, Н. М. Ковалевская, М. А. Ковалевский, М. Н. Мадеина и др.

Вместе с тем, крайне ограничен круг исследований, посвященных институциональным основам функционирования и развития экономических отношений в сфере здравоохранения. Не в полной мере исследована институционали-зация экономических отношений и экономических интересов на рынках медицинских услуг и лекарственных средств, а также отношений социального партнерства государства и бизнеса в сфере здравоохранения, возникающего в последние годы.

Таким образом, теоретическая и практическая значимость развития экономических отношений и их институализация, предопределили выбор цели и задач диссертационного исследования. Оно опирается на теоретические концепции представителей институционализма и неоинституционализма (Т.Веблен, Митчел, Козловски, Ф. Найт, Г. Мюрдаль, Дж. фон Нейман, М. Фридман, Р. Коуз, О. Уильмсона, Саймона, а также А. Олейника, Р. Нуреева, Н. Печерских и др.), определивших тип поведения экономического субъекта в различных ситуациях, в том числе — неопределенности и особенности действий, в этой связи теория институционализма (неоинституционализма) в работе применена с учетом специфики субъектов исследования конечного потребителянаселения и государства, отвечающего за его здоровье.

Целью диссертационного исследования является выявление экономических отношений и форм их проявления в системе здравоохранения и разработка соответствующих направлений согласования экономических интересов субъектов в условиях институциональных преобразований.

Цель исследования определила необходимость решения важнейших задач:

— исследование особенностей системы экономических отношений и форм их проявления в системе здравоохранения в современных условиях;

— исследование потребностей конечного потребителя в благах, необходимых для восстановления здоровья, и двойственности экономических интересов хозяйствующих субъектов на рынках системы здравоохранения, с точки зрения проявления их социальной сущности;

— определение факторов, влияющих на развитие экономики на мезоуров-не, на примере здравоохранения;

— обоснование возможности использования рыночных отношений, конкуренции и социального партнерства в здравоохранении, определение границ использования рыночного механизма и его специфики;

— разработка модели согласования экономических интересов на федеральном и региональном уровнях управления здравоохранением;

— предложение практических рекомендаций по использованию нового механизма медицинского страхования как формы совершенствования экономических отношений на мезоуровне трансформируемой экономической системы.

Область исследования соответствует пункту 1.1 паспорта специальности 08.00.01 — Экономическая теория. Политическая экономия: структура и закономерности развития экономических отношенийэкономические интересыформирование экономической политики (стратегии) государства.

Объект исследования — совокупность экономических интересов в системе здравоохранения.

Предмет исследования — экономических отношений, направленных на обеспечение согласования экономических интересов в системе здравоохранения.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых — экономистов, психологов и социологов, чьи исследования тем или иным образом касаются социально — экономических отношений и форм их проявления в области экономических проблем здравоохранения. Научные выводы и практические результаты исследования базируются на теоретических концепциях реформирования экономики, управления, социологии, социальной политики, теории и практики функционирования системы здравоохранения в трансформируемой экономической системе. При исследовании использовались общенаучные методы: диалектический, исторический, логический, системный, анализ и синтез, позитивный и нормативный, структурно-функциональный, единство теории и практики, а также статистические и графические методы.

Информационной базой исследования послужили положения Конституции РФ, Гражданский Кодекс Российской Федерации, законы, законодательные акты и другие нормативно-правовые документы, данные федеральных и региональных программ, данные официальной статистики по России и Республике Бурятияматериалы по вопросам здравоохранения, опубликованные в научной литературе, периодической печати и другие информационные источники, в том числе, глобальной информационной сети Интернет, документы и материалы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по программе «Здоровье для всех в XXI веке».

В процессе исследования были получены следующие результаты:

— определена с позиции теории поведения потребителя, доказано, что потребитель, использующий блага для восстановления своего здоровья, не всегда рационален в своем выборе и может обладать иррациональным поведением, что неизбежно искажает экономические отношения и интересы субъектов в данной сфере;

— определено, что на объем благ, потребляемых для восстановления здоровья, оказывает доминирующее влияние экологические факторы, они формируют дополнительную потребность в благах, способных восстановить здоровье;

— выявлена двойственность проявления экономических интересов хозяйствующих субъектов, функционирующих в системе здравоохранения;

— на основе проведенного институционального анализа выявлены противоречия в системе здравоохранения России, что позволило определить институциональные направления в реформировании и модернизации систем здравоохранения;

— предложена институциональная модель согласования экономических интересов в системе здравоохранения основанная на совершенствовании механизма медицинского страхования.

Элементы научной новизны заключаются в следующем:

1. На основе институционального подхода на мезоуровне уточнены особенности экономических отношений в системе здравоохранения, сочетающих государственное регулирование и рыночный механизм, что позволило выявить границы согласования экономических интересов.

2. Обосновано влияние политических, социально-экономических и культурных факторов на институциональные и экономические механизмы осуществления реформ, что позволило предложить институциональную модель разрешения противоречий в системе здравоохранения.

3. Проведена систематизация экономических интересов на рынке медицинских услуг, что позволило выделить экономические интересы государства, частного сектора и населения — конечного потребителя медицинских услуг. Предложен стандарт «Медицинская потребительская корзина» отражающий наиболее благоприятную структуру потребления медицинских благ для поддержания здоровья населения.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в развитии теории экономических отношений и экономических интересов в системе здравоохранения, возможным применением полученных результатов и выводов в системе медицинского страхования.

Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении тем «Экономические отношения и формы их проявления" — «Институциональные преобразования управляющих структур хозяйственной системы» в курсе «Экономическая теория».

Апробация результатов работы. Основные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на международных, российских научно-практических конференциях.

Основные положения и выводы диссертационного исследования опубликованы в 13 работах общим объемом 3,45 п.л., из которых 3 статьи опубликованы в реферируемых научных журналах и изданиях.

Структура и содержание работы.

Цель и задачи исследования

определили содержание и структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

.

Рассмотренные в диссертации теоретические, методологические и практические вопросы позволяют сделать следующие выводы:

1 .Здравоохранение является не только отраслью народного хозяйства страны, но и публичным социальным институтом, выполняющим определенные функции по охране здоровья населения. Эти функции реализуются в сложной системе экономических отношений. Нами выделены три подсистемы экономических отношений, которые взаимосвязаны и, в настоящее время, не могут быть реализованы одна без другой. Первая подсистема экономических отношений — производственные отношения, состоящие из двух блоков: трудовые и имущественные отношениявторая подсистема — рыночные отношениятретья подсистема — институциональные отношения. Каждая подсистема проявляется в определенных категориях, которые являются общепринятыми экономической теории, но в системе здравоохранения имеют свою специфику.

2. В работе проанализирована специфика потребностей субъектов на рынках лекарственных средств и медицинских услуг. Она обусловлена особенностями самих лекарственных средств и медицинских услуг, потребность в которых не ощущается потребителем до тех пор, пока его физическое и психическое состояние находится в норме. Кроме того, специфика потребностей в данных товарах и услугах обуславливает особое поведение не только конечного потребителя, т. е. населения, но и всех остальных субъектов этого рынка, что позволяет выделить рынок лекарственных средств и медицинских услуг в отдельную категорию и требует его специального исследования. Следовательно, специфика благ, удовлетворяющих потребности в здоровье заключается в ее двойственности, т. е. потребности в здоровье не могут быть удовлетворены только использованием общественных благ или в результате потребления частных благ. Эта двойственность накладывает отпечаток на развитие системы здравоохранения и формирование его специфических рынков.

Проанализированы границы использования рыночного механизма. Важнейшая концепция, объясняющая необходимость государственной службы или государственного контроля здравоохранения, заключается в том, что свободный рынок не пригоден для системы здравоохранения. Это связано с его недостатками, обусловленными в здравоохранении следующими обстоятельствами:

— индивидуальные экономические интересы пациента опосредованы индивидуальными экономическими интересами врача. Он, определяя одновременно и спрос и предложение медицинских услуг в рамках либеральной идеологии, решает собственные экономические задачи;

— свободный рынок непригоден для регулирования системы здравоохранения, так как оно представляет собой особый сектор хозяйства, в котором недостатки (провалы) рыночных отношений могут оказывать значительно большее негативное влияние на население, чем в других сферах, а здоровье граждан — высшая забота государства;

— рынки здравоохранения имеют специфические черты, обусловленные такими факторами, как неопределенность риска возникновения заболевания, эффективности или неэффективности лечения пациента и т. д.

Модель экономического поведения пациентов усложняется и дифференцируется в зависимости от уровня дохода, а плановые органы здравоохранения рассматривают их как однородные единицы, нуждающиеся в медицинской помощи. Рост дифференциации доходов и среднего уровня благосостояния превращает систему государственного здравоохранения в неэффективную и ставит две основные проблемы: подбор отраслевого механизма финансирования и управления, способного учитывать предпочтения различных индивидов, и разработка государственной политики, призванной обеспечить приоритеты «справедливости».

3. Исследованы экономические интересы субъектов рынка лекарственных средств и медицинских услуг, опираясь на расширенное толкование сущности экономических интересов. Доказано, что экономические интересы в системе здравоохранения следует рассматривать социально-экономическое отношение, на которое оказывают влияние факторы экономического и неэкономического характера, а также поведение хозяйствующих субъектов, попадающих в ситуацию ограниченной рациональности (неопределенности, риска, неполной информации и т. д.). Данный вывод соответствует институциональной концепции экономических интересов, согласно которой ранее была рассмотрена система экономических отношений в здравоохранении.

Использование этой концепции позволило сформулировать сущность экономического интереса как экономической категории. Он понимается как отношение между хозяйствующими субъектами, возникающее в процессе принятия решений по удовлетворению мотивированных потребностей. Эти отношения обусловлены существующими нормами, правилами, условиями внешней среды, а также прогнозируемой ситуацией будущих рисков и отдачи от продуманных или непродуманных действий, в том числе и от последствий реализации экономического интереса.

В работе доказано, что использование других концепций экономических интересов на практике приводит к появлению отрицательных внешних эффектов и производных потребностей, в частности, потребности в здоровье. Рассматривая экономический интерес как активную направленность на' удовлетворение материальных потребностей, хозяйствующий субъект вступает в противоречие с проявлением другой своей сущности — жителя конкретной территории, на которой функционирует промышленный объект. С целью разрешения данного противоречия было предложено введение корректирующего налога с обоснованием механизма, позволяющего минимизировать отрицательные внешние эффекты, генерируемые выпуском продукции промышленного предприятия.

4. В ходе анализа было выявлено отношение государства к проблеме здоровья нации. Показано, что система здравоохранения представлена многочисленными экономическими интересами, реализация которых в разных странах осуществляется на основе выбранной идеологии: солидарной, либеральной или смешанной. В работе большое внимание уделено обоснованию выбора идеологии с точки зрения согласования рыночного механизма и государственных регуляторов. Доказывается, что в постиндустриальном обществе становится неизбежной трансформация экономического интереса по обеспечению здоровья нации: в европейских странах — в сторону либерализации, в США — наоборот, к солидарной идеологии. Таким образом, эффективность системы здравоохранения будет достигнута на основе согласованной солидарно-либеральной идеологии.

5. В работе определены основные институциональные направления совершенствования системы здравоохранения. Представлена институциональная модель функционирования здравоохранения в новых реформируемых отношениях. Показано, что система здравоохранения РФ должна развиваться и совершенствоваться на принципах согласования либеральной и солидарной идеологий, с учетом повышения качества медицинской помощи и охвата ею всех слоев населения России. В Приложении 1 на рис. 1 представлены проблемы муниципального здравоохранения и структурно-функциональная модель развития функционального здравоохранения. На рис. 1.2. Приложения 1. Представлена рыночная модель.

6. В работе обоснован механизм совершенствования системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Предложено:

— определить на уровне государства гарантированную законом и финансируемую за счет государства ежегодную величину расходов отдельного индивида на лекарственные средства и медицинское обслуживание;

— выработать определенный стандарт, в виде «медицинской потребительской корзины», включающей научно-обоснованный, сбалансированный набор лекарственных средств и медицинских услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека в поддержании здоровья в определенные отрезки времени с учетом конкретных условий, складывающихся в стране, регионе и реальных возможностей экономики. Для формирования минимального медицинского набора предложено использовать три метода: нормативный, статистический и комбинированный. Субъектом реализации данной модели выбрано медицинское учреждение, рассматриваемое как фирма, самостоятельно распоряжающееся собственными средствами и конкурирующая за пациентов с другими медицинскими учреждениями.

Предполагается, что все рекомендованные действия для фирмы должны осуществляться при соблюдении следующих принципов:

— при соблюдении единых федеральных стандартов;

— все услуги медицинского характера должны быть платными, и это должно осознавать само население.

— государство должно законодательно гарантировать отсутствие ценовой дискриминации.

— необходима адресность выделения дотаций населению.

Это позволит, по нашему мнению, отказаться от государственного регулирования цен на лекарственные средства и медицинские услуги, приведет к улучшению качества обслуживания вследствие конкуренции, установлению равновесия и гармонии экономических интересов субъектов в сфере лекарственного обеспечения и здравоохранения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Психология личности: Учебное пособие / Европейский институт экспертов СПб: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 90с.
  2. B.C. Австрийская школа и ее представители // Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер. М., 1991. 142с.
  3. B.C. Модель человека в экономической науке / Экономическая школа. СПб: Изд-во «Наука», 1997. 232с.
  4. В. С. Человек в зеркале экономической теории (очерк истории западной экономической мысли). М., 1993. 193с.
  5. А.Е., Пивень Д. В. Первичная медицинская профилактика в структуре профилактической медицины // Менеджер здравоохранения.- 2010. -№ 6 -С. 26−33.
  6. A.C. Здравоохранение и рынок // Общественные науки и современность. 1998. — № 2 — С. 32−40
  7. Акопян А.С."Институциональные ловушки" государственной организации платных медицинских услуг //Менеджер здравоохранения.-2008.-№ 11. С. 12−20.
  8. М. Поведение рационального человека в условиях риска: Критика постулатов и аксиом американской школы // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1994. Вып. 5. С. 32−36.
  9. O.E. Общая теория институциональных трансформаций как новая картина мира // Общественные науки и современность. 2006. — № 2. — С. 130−143.
  10. Бём-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ // Австрийская школа в политической экономии. М., 1992. С. 243 — 426.
  11. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. 627с.
  12. А.Ф. О медицинском страховании // Финансы. 1995. -№ 12 -С. 37−38
  13. П. Что дают населению страховые медицинские компании // Экономика и жизнь. 1996. — январь. — № 4. — С. 8−10.
  14. А.Л. Политика экономических реформ и институты преобразования // РАН. Уральский институт экономики. 1999. — С. 50.
  15. А.Л. Трансакционерные издержки, как критерий эффективности реформирования отношений собственности // РЖ. 2000. — № 2. — С. 38−45
  16. Ю.А. Трансформация потребностей развитие личности и общества // ПОЛИС. 1994 — № 5. С. 17−29
  17. М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избр. произведения. М., 1990. С. 547−600.
  18. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. — 367с.
  19. Н. Финансирование и организация здравоохранения в Западной Европе // Бизнес. 1993. — № 5/6. — С. 21−23.
  20. Г. С., Вечканова Т. Г. Микроэкономика. Питер СП. 2001,256с.
  21. .А., Редько А. Н., Козиева И. С. Предпринимательская деятельность в здравоохранении. Ростов на Дону: ООО Феникс, 2008. — 205с.
  22. А.И., Райзберг Б. А., Шиленко Ю. В. Управление и экономика здравоохранения: Учебное пособие для вузов / А. И. Вялков, Б. А. Райзберг, Ю. В. Щипенко. М.: ГЕОТАР-МЕД. — 2002. — 328 с.
  23. П.П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. С. 5−43.
  24. Е.Ю. Здравоохранение и социальное воспроизводство // Социальное исследование. 1995. № 12. — С. 109−115.
  25. Германская и австрийская системы здравоохранения. Принципы реформирования здравоохранения // Здравоохранение за рубежом. 2007. -№ 1. -С. 15−24.
  26. JI.C. Человек в экономике: теоретико-методологический анализ: Дисс. д-ра экон. наук. М., 1993. 154 с.
  27. Н.С. Этапы развития системы здравоохранения Японии // Труд за рубежом. 1999. — № 2 — С. 118−130.
  28. В.В., Бутова В. Р., Резников A.A., Ананьев Н. Г. Модели системы обязательного медицинского страхования // Финансы. 1996. — № 3. — С. 39−44.
  29. Ю.Н. «Картины мира» и типы рациональности // Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. — С. 736−769.
  30. Дилеммы реформы здравоохранения // Вопросы экономики. 1998. -№ 3 — С. 90−104.
  31. Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1994.304с.
  32. К.Д. Система страхования по болезни в Германии // Человек и труд. 1994. — № 3. — С. 64−66.
  33. Н.И. Управление хозяйством региона как собственностью (теоретические аспекты) // РЖ. 1999. — № 1. — 33−37 с.
  34. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. Пер. с французского, М.: Экономика, 1995. — 544с.
  35. Р.Я. Польша: реформа здравоохранения в условиях рыночной экономики // Проблемы теории и практики управления. 1996. -№ 5. — С. 76−81.
  36. Зарубежные системы здравоохранения. Принципы реформирования здравоохранения // Здравоохранение за рубежом. 2007. — № 1. — С. 4−14.
  37. Здоровье или табак. Цифры и факты / Н. Ф. Герасименко, Д. Г. Заридзе, Г. М. Сахарова. М.: 2007. — 80 с.
  38. Здравоохранение России. 2009 год. федер. справочник. М.: Центр стратег, партнерства. — 2009. — 406 с.
  39. Здравоохранение России. Что надо делать: «Стратегия развития здравоохранения РФ до 2020 года» / Г. Э. Улумбекова. М.: ГЭОТАР-Медиа. — 2010. -589 с.
  40. Здравоохранение ФРГ: достижения и проблемы. Материалы ВОЗ // Здравоохранение за рубежом. 2007. — № 5. — С. 7−15.
  41. С., Попадейкин В. Здравоохранение дело государственное // Человек и труд. — 1996. — № 10. — С. 53−56.
  42. История экономических учений. Учебник / под общ. ред. А.Г. Худо-кормова. М.: ИНФРА-М, 1998, — 733 с.
  43. Ф.Н. Законопроект «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» принят во втором чтении: наиболее важные изменения // Менеджер здравоохранения. 2010. — № 12. — С. 62−63.
  44. Ф.Н. Проблемы участия медицинских учреждений в обеспечении населения бесплатной медицинской помощью // Здравоохранение. 2004. — № 1. — С. 12−15.
  45. Е.П., Подходы к оценке эффективности деятельности системы здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2010. — № 10. — С.6−13.
  46. O.A. К вопросу о правовой защищенности медиков // Менеджер здравоохранения. 2010. — № 9 — С. 41−46.
  47. А.Л., Кирилов A.B. О возможности реализации американского опыта в российском законодательстве // Здравоохранение. 2004. — № 1. -С. 34−40.
  48. Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 2,3. — С. 141−150- 99−115.
  49. С.С., Гладков Ю. М. Математические методы в управлении обязательным медицинским страхованием / С. С. Ковалевский, Ю. М. Гладков. М.: Высшая школа. — 2008. — 800 с.
  50. М.Г., Шейман М. М., Экономика здравоохранения. Учебник / под ред. Колосницына М. Г., Шейман М. М. М.: ГУ ВЩЭ. — 2009.479 с.
  51. П. Сравнение систем здравоохранения Франции, Канады, США, Германии и Великобритании // РЖ. 2000. — № 1. — С. 166−169.
  52. O.K. Организационно-экономические основы системы здравоохранения / М.: Спутник. 2010. — 350 с.
  53. Р. Фирма, рынок и право. М., 1993. 192 с.
  54. Ю.Б. Неоклассическая теория производства и распределения // Мировая экономика и междунар. отношения. 1987. — № 10. — С. 42−55.
  55. А.И. Социология менеджмента: Учебное пособие. М. -ЮНИТИ-1999.-364 с.
  56. . Основные элементы теории полезности // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. Вып. 3. С. 10−15.
  57. X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В. М. Гальперина. СПб., 1993. С. 304−325.
  58. О.В. Влияние социальных и экологических факторов на здоровье сельского населения. Автореф. к.с.н. М. 2004. — 21 с.
  59. С., Дудов Ф., Курдимов С. Система национального здравоохранения в координатах современной экономики. М.: Инноватика. 2010. -175 с.
  60. Н.А. Этические основы экономической теории. М., 1993. — 178с.
  61. К., Брю С. Экономикс. Т 1. М.:Инфра-М. — 1999. — 983 с.
  62. C.B. Основы экономической психологии. М., 1992. — 256 с.
  63. Т. Опыт о законе народонаселения / Антология экономической классики. Т.2. М.: Эконом, 1993. — С. 5−134.
  64. В.М. Статистические показатели финансовой устойчивости страховых компаний // Экономика здравоохранения. 1998. — № 2. — С. 15−17.
  65. О. и др. Финансирование государственной программы бесплатной медицинской помощи // Экономист. 2000. — № 4 — С. 34−40.
  66. А. Принципы политической экономии. М., 1983. Т.1 — 1984. -73 с.
  67. Материалы доклада ВОЗ о состоянии здравоохранения в Европе 2009 г //Здравоохранение. 2010. — № 3. — С. 15−17.
  68. А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. Татлыбаевой A.M. -СПб., Евразия, 1999. 480 с.
  69. К. Основания политической экономии // Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер. М., 1992. С. 3856.
  70. . JI. Фон. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. Челябинск, 2005. — 240 с.
  71. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации // http: www.minzdravsoc.ru.
  72. Н. Игра по правилам: «общественный договор» Джеймса Бьюкенена // Вопросы экономики. 1994. — № 6. — С. 114−121.
  73. Ф. Понятие риска и неопределенности // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1994. — Вып. 5. С. 12−28.
  74. А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной теории. Синергетика психология — прогнозирование. — Изд.: Мир. — 2004. -310с.
  75. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988. — 199с.
  76. И.Г. Социально-экономические и организационные основы функционирования территориального (муниципального) здравоохранения // автрореф. дисс. д-ра мед. наук: 14.00.33 общественное здоровье и здравоохранение. — СПб. — 2008. — 46 с.
  77. И.Г. Организационно-экономические основы функционирования муниципального здравоохранения. Монография. Саратов: -Изд-во СГМУ. -2008. — 193 с.
  78. О.В. К обоснованию перехода системы здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование // Менеджер здравоохранения. 2010 -№ 9. — С. 20−24.
  79. А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. М.: 2000.-416 с.
  80. О проблемах глобальной стратегии ВОЗ по достижению здоровья для всех в XXI веке. Материалы ВОЗ. // Здравоохранение за рубежом. 2007. — № 2. — С. 2−7.
  81. Н. К вопросу о модернизации экономики // Экономист.-2010.-№ 12.-С. 3−6.
  82. К. Открытое общество и его враги. М., 1992. — Т. 1,2.
  83. Г. Ю. Статистический анализ влияния экологических факторов на здоровье: автореф. к.э.н. М. 2003. — 19 с.
  84. Е.М. Конкурентная стратегия: Методика анализа и конкурентов / пер. с англ. М.: Юрайт-Издат. — 2004. — 405 с.
  85. Постановление правительства РФ от 25 февраля 2011, № 100 «О внесении изменений в правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг / http: www.minzdravsoc.ru.
  86. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2001 г. «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи».
  87. Постановление Правительства РФ от 8 апреля 1999 г. «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами»
  88. А.М. Права потребителей услуг в здравоохранении. М.: Олма Медиа Групп. 2010. — 318 с.
  89. В.В. Что изучает экономическая социология // Рос. экон. журн. 1994.-№ 9.-С. 49−51.
  90. С. Система медицинского страхования в Канаде и проекты её реформирования // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 2. — С. 73−76.
  91. Распоряжение правительства РФ от 31.12.2009 № 2135-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» // http: www.minzdravsoc.ru
  92. Реформирование системы социальной защиты населения в восточноевропейских странах. Ершова И. Б. // Труд за рубежом. 1997. — № 2. — С. 93−104.
  93. И., Шишкин С. Введение страховой медицины в России: интересы и результаты: Судьба реформы здравоохранения до сих пор не определена // Независимая газета. 1995. — 5 октября.
  94. Я.Ч. Система здравоохранения яркий пример провала государства // Менеджер здравоохранения — 2010. — № 12. — С. 5−56.
  95. Россия: Фарминдустрию ждет подъем // 6 февраля, http://www.rg.ru
  96. Российская газета Федеральный выпуск № 5111 (32) от 16 февраля 2010 г.
  97. Рынок медицинских услуг: особенности формирования и развития. / А. Ю. Куликов. Калининград.: Изд-во Пос. гос. ун-та им. И. Канта. — 2009. -324 с.
  98. В. Деглобализация, или регулирование вместо регулирования // Экономист 2010. — № 10. — С. 3−15.
  99. Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1993. — Вып. 3. С. 16−38.
  100. Г. А. Как возможны социальные изменения. Обсуждение одной гипотезы // Общественные науки и современность. 2006. — № 3. — С. 23−40.
  101. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. 684с.
  102. В.И., Флек В. О. и др. Региональные модели медицинского обеспечения населения // Менеджер здравоохранения 2010. — № 12. — С. 8−13.
  103. Система управления качеством медицинского обслуживания в больницах Европейского Союза. Материалы ВОЗ. // Здравоохранение за рубежом. -№ 2. С.12−16.
  104. Статистика по социальному обеспечению и здравоохранению Финляндии // Здравоохранение за рубежом. 2007. — № 3. — С. 3−8.
  105. Дж., Беккер Г. О вкусах не спорят // США: экономика, политика, идеология. 1994. 1, 2.
  106. В.Б. Человек в рыночной экономике: ориентиры для России // США. Экономика, политика, идеология. 1996. — № 7. — С. 34−44.
  107. А.Г. Здравоохранение как отрасль: специфика экономического механизма и приоритеты государственной политики // Общество и экономика. 1993. — № 4. — С. 60−72.
  108. JI. Множественность способов координации: равновесие и рациональность в сложном мире // Вопросы экономики, 1997. № 10. — С. 69−84.
  109. Теория потребительского поведения и спроса. Т.1. Под ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа. — 1999. — 380с.
  110. A.B. Социально-ориентированная реформа здравоохранения рыночная. М.:Инноватика. — 2010. — 175 с.
  111. С. Финансирование здравоохранения в Европейском Союзе.: М.: Обсерватория. 2010. — 241с.
  112. И.А. Конкуренция в здравоохранении и медицине // Менеджер здравоохранения. 2005. — № 12. — С. 4−18
  113. И.А. Отношение врачей к бизнес-составляющей медицинской деятельности //Здравоохранение. 2004. — № 1 — С. 14−17.
  114. О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1993. Вып. 3. — С. 39−49.
  115. Указ Президента РФ от 6 февраля 1998 г. № 136 «О мерах по стабилизации финансирования системы обязательного медицинского страхования».
  116. Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. № 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»
  117. Указ Президента РФ от 26 сентября 1992 г. № 1137 «О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации»
  118. Федеральный закон от 27.07.2010 № 203-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят ГД ФС РФ 07.07.2010.
  119. В.П. Экономические отношения и экономическое сознание. Новосибирск, 1979. 270с.
  120. М., Хайек. О свободе. Минск, 1990. — 76с.
  121. М. Методология позитивной экономической науки // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1994. Вып. 4. — С. 20−52.
  122. М., Сэвидж JI. Дж. Анализ полезности при выборе среди альтернатив, предполагающих риск // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В. М. Гальперина. СПб., 1993. С. 208−249.
  123. Ф.А. фон. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и междунар. отношения. 1989. — № 12. — С. 5−14.
  124. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 1992. Т. 1,2.
  125. Холиков И. В. Правовое обеспечение международного сотрудничества в области медицины и здравоохранения в условиях чрезвычайных ситуаций. М.: Истоки.-2007.-259с.
  126. Дж. Р., Аллен Р. Г. Д. Пересмотр теории ценности // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В. М. Гальперина. СПб., 1993. С. 117−141.
  127. Дж. Стоимость и капитал. М., 1988. 488с.
  128. А., Зиглер Д. Теория личности. Основные положения, исследования и применение: Учебное пособие СПб, 1997. — 608 с.
  129. Частное и общее развитие института страховой медицины в развитых странах. Материалы ВОЗ. // Здравоохранение за рубежом. 2007.- № 2. — С. 3648.
  130. Т. Неформальная экономика / Общество «Знание» 1 999 575с.
  131. H.A. Реформа системы здравоохранения: обещания и перспективы // США. Экономика, политика, идеология. 1996. — № 1. — с.108−116.
  132. В.А. Механизм системной нестабильности экономики / Общество «Знание» 1999. — с. 88−89.
  133. И.М. Частное медицинское страхование в Англии // Медицинское страхование. 1993. — № 2. — С. 40−43.
  134. Е.Е. Тенденции финансовой деятельности территориального фонда обязательного медицинского страхования // Проблемы прогнозирования. 1998. -№ 5-с. 146−149.
  135. С. Экономический анализ результатов социологического мониторинга расходов населения России на медицинские услуги и лекарства// Экономика здравоохранения 2000. № 8 / 44. — С. 10−15.
  136. С. Главные направления реформирования организации и финансирования медицинского обслуживания // Труд за рубежом. 1998. — № 2. — С. 57−78.
  137. П. Модель ожидаемой полезности: разновидности, подходы, результаты и пределы возможностей // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1994. Вып. 5. С. 29−42.
  138. Й.А. История экономического анализа. Гл. 1 // Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. М. — 213 с.
  139. О.Н. Влияние техногенного загрязнения атмосферы воздуха на здоровье населения Забайкалья (на примере Улан-Удэ). Улан-Удэ. Авто-реф. к.б.н.-2008.-21 с.
  140. Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело.-2001−240 с.
  141. Ю. Социальные нормы и экономическая теория // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1993. -Вып.З.-С. 73−91.
  142. Экономика здравоохранения: Учебное пособие. 2-е изд. / Под ред. ГЭОТАР- Медиа. — 2007. — 272 с.
  143. Юм Д. Трактат о человеческой природе: В 2-х т. М., 1995. — 457с.
  144. Alchian A.A. Uncertainty, Evolution, and Economic Theory // Journ. Polit. Econ. 1950. Vol. 58. — P. 211−221.
  145. Alhadeff D. A. Microeconomics and Human Behavior. Berkeley, 1981.
  146. Alter M. Carl Menger and Homo oeconomicus: Some Thoughts с Austrian Theory and Methodology // Journ. Econ. Issues. 1982. — N 1.
  147. Arrow K.J. Rationality of Self and Others in an Economic System / Journ. Business. 1986. — Vol. 59. — N 4. — pt. 2.
  148. Arrow K.J. The Economics of Agency // Principals and Agents. The Structure of Business / Ed. by B. Pratt, R. Zeckhauser. Boston, 1985.
  149. Arrow K.J. Uncertainty and the Welfare Economics of Medical Care / Amer. Econ. Rev. 1963. Vol. 53. — P. 941−973.
  150. Arrow K. The Role of Securities in the Optimal Allocation of Risk bearing // Rev. Econ. Stud. 1964. — Vol. 31. — P. 91−96.
  151. Baxter J.L. Behavioural Foundations of Economics. London- New York, 1993.
  152. Baxter J. Social and Psychological Foundations of Economic Analysis. New York etc., 1988.
  153. Becker G. The Economic Approach to Human Behavior. Chicago, 1976.
  154. Behavioral Economics I Ed. by P. Earl. Aldershot, 1988. Vol. 1, 2.
  155. Elster J. Social Norms and Economi Theory // Journ. Econ. Perspectives.1989.-Vol.3, N4.
  156. Granovetter M. Economic Action and Social Structure: the Problem of Embeddedness // The Sociology of Economic Life / Ed. by M. Granovetter, R. Swed-berg. Boulder etc., 1992.
  157. GretherD. M. Plott C. R. Economic Theory of Choice and the Preference Reversal Phenomenon // Amer. Econ. Rev. 1979. — Vol. 69. — N. 4.
  158. Harris J.E. The internal organization of hospitals: some economic implications // The Bell Journal of Economics, 1977. P. 467−482.
  159. Hirschman A. Passions and Interests. Princeton, 1977.
  160. Lee M.L. A conspicuous production theory of hospital behavior // Southern Economic Journal, 1970. P. 48−58.
  161. Maslow A. H. Motivation and Personality. New York, 1954.
  162. Newhouse J.P.Toward a theory of non-profit institutions: an economic model of the hospital // American Economic Review, 1970. P. 64−74.
  163. Polanyi K. The Economy as the Instituted Process // The Sociology of Economic Life / Ed. by M. Granovetter, R. Swedberg. Boulder, 1992.
  164. Samuels W. J. Institutional Economics // Companion to Contemporary Economic Thought / Ed. by D. Greenaway, M. Bleaney, I. Stewart. London- New York, 1991.
  165. Scitovsky T. A Note on Profit Maximization and Its Implications // Rev. Econ. Stud. 1943. — Vol. 11. — P. 57−66.
  166. Scitovsky T. The Joyless Economy: An Inquiry into Human Satisfaction and Consumer Dissatisfaction. New York, 1976.
  167. Sen A. Utility and Probability. New York- London. 1990.
  168. Simon H.A. Rationality in Psychology and Economics // Journ. Business. 1986.-Vol. 59, N4, pt. 2.
  169. Social Economics: Retrospect and Prospect / Ed. by M. A. Lutz. Boston, 1990.
  170. Thaler R. H. The Psychology of Choice and the Assumptions of Economics // Quasi Rational Economics / Ed. by R. Thaler. New York, 1991.
  171. Tversky A. Slavic P., Kahneman D. The Causes of Preference Reversal // Amer. Econ. Rev. 1990. — Vol. 80, N 1.
  172. Van Raaij F.W. Economics and Psychology // Companion tc Contemporary Economic Thought / Ed. by D. Greenaway, M. Bleaney, I. Stewart. London — New York. -1991.
  173. Williamson O. Economics of Discretionary Behavior: Managerial Objectives in a Theory of the Firm. Englewood Cliffs, 1964.
  174. Williamson O. Markets and Hierarchies: Analysis and Antitrust Applications. New York. — 1975.
Заполнить форму текущей работой