Концепция личности Петра I в русской литературе XX века и социокультурный контекст времени
Попытка систематизировать сложившиеся в результате трехсот лет непрерывной творческой деятельности всей общественной мысли России мнения о Петре I предпринята в антологии «Петр Великий: Pro et contra. Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей», где собраны сотни высказываний и оценок, данных Петру Великому философами, историками, писателями и публицистами. Выделено… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Петр I в историософской концепции Д. С. Мережковского и его романе «Антихрист. Петр и Алексей».,
- 1. Концепция личности Петра I в историософии
- Д. С. Мережковского
- 2. Петр I в романе «Антихрист. Петр и Алексей»
- 2. 1. Роман в оценке критиков и литературоведов
- 2. 2. Художественная жизнь образа Петра I в романе
- 2. Петр I в романе «Антихрист. Петр и Алексей»
- 1. Произведения А. Толстого о Петре I в научно-критической литературе
- 2. В поисках своей художественной концепции
- 3. Петр I в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
- 1. Личность и история в художественном мире Д. Гранина
- 2. Жанровое своеобразие «Вечеров с Петром Великим»
- 3. Версия личности Петра I в «Вечерах с Петром Великим»
Концепция личности Петра I в русской литературе XX века и социокультурный контекст времени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для русской литературы всегда было характерно стремление оглянуться на историю страны, найти там ответы на «вечные» вопросы общественной жизни, объяснить современность через факты и явления прошлого. С этой целью литераторы обращались, как правило, к изображению отдельных наиболее значимых эпох, теснее всего связанных с современностью причинно-следственными связями или близких по принципу сходства и подобия. Как правило, это переломные периоды истории, определяющие судьбу России.
Одной из таких ключевых эпох в историческом самосознании общества традиционно рассматривается эпоха Петра I. Почти три века отделяют нас от этого времени и все эти годы поэты и писатели постоянно возвращались к личности и деятельности первого русского императора. Количество произведений, посвященных этой теме, необозримо велико: о Петре писали М. Ломоносов и А. Кантемир, тема Петра занимает особое место в творчестве А. С. Пушкинаидею исторического романа о Петре вынашивали Л. Н. Толстой и В. М. Гаршин.1 Особое место личность Петра I занимает в «петербургской» теме русской литературы: большинство произведений, составляющих «Петербургский текст», прямо или косвенно содержат оценку личности его основателя.2.
В литературе XX века тема Петра не потеряла своей актуальности. Она представлена романом Д. Мережковского (Антихрист: Петр и Алексей), циклом рассказов, двумя пьесами и романом А. Н. Толстого (Петр Первый), повестями Ю. Тынянова (Восковая Персона) и Б. Пильняка (Никола на Посадях, Повесть Петербургская), рассказом А. Платонова (Епифанские шлюзы). Во второй половине XX века были созданы романы Ю. Германа (Россия молодая), А. Соколова (Меншиков), Б. Заболотских (Капитан четырех морей) — повести Вс. Иванова (Ночь царя Петра), Ю. Семенова (Смерть Петра) и др. Последним.
1 О Петре писали беллетриста XIX века В. Аладьин, О. ¦ Корнилович, А. Башуцкий, Н. Кукольник, К. Масальский, П. Фурман, И Лажечников, Г. Данилевский, Д. Мордовцев, Л. Жданов и другие. — См. Бекедин П. В. Об одном историческом замысле В. М. Гаршина // Литература и историявып. 2. — СПб: Наука, 1997. — С. 171 -172. — значительным произведением о Петре I стал опубликованный в 2000 году роман Д. Гранина «Вечера с Петром Великим».
Литература
о Петре примечательна не только количеством созданных произведений, но и бесконечным многообразием, противоречивостью оценок Петра от «строителя чудотворного» до «царя-Антихриста». Художественные трактовки образа Петра, воплощенные в литературных произведениях, становятся отражением, неотъемлемой частью общекультурного процесса развития исторического самосознания общества, которое складывается в виде различных научных, философских, религиозных и художественных интерпретаций истории, последовательно сменяющих друг друга.
Попытка систематизировать сложившиеся в результате трехсот лет непрерывной творческой деятельности всей общественной мысли России мнения о Петре I предпринята в антологии «Петр Великий: Pro et contra. Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей», где собраны сотни высказываний и оценок, данных Петру Великому философами, историками, писателями и публицистами. Выделено тринадцать основных точек зрения: начиная от «Творца России» и заканчивая «Первым большевиком» и «Предшественником Сталина».3 Многообразие существующих точек зрения объясняется тем, что «за внешней формой спора о Петре скрывается спор о самом русском народе и его судьбе».4 В основе точек зрения на Петра «лежат не исторические факты (факты можно подобрать любые), -писал А. Кара-Мурза, — а тот или иной историософский концепт».5.
На сегодняшний день спор о Петре не закончен. Социально-экономические перемены, произошедшие в конце XX века в России, вновь создали ситуацию, которую Ю. М. Лотман характеризовал как «культурный.
2 См. Топоров В. Н. Петербург и петербургский текст русской литературе // Миф. Ритуал. Символ. Образ. — М: Прогресс — Культура, 1995. — С. 275.
3 Петр Великий: Pro et contra. Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей. -СПб: РХГИ, 2001. 760 с.
4 Кара-Мурза А. Формула Петра Великого // Петр Великий: Pro et contra. — СПб: РХГИ, 2001. — С. 724.
5 Кара-Мурза А. Послесловие // Петр Великий: Pro et contra. Личность и деяния Петра в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. — СПб: РХГИ, 2001. — С. 724. взрыв"6. Вновь встал вопрос о путях дальнейшего развития государства и общества. Его решение требует новой переоценки исторического опыта, поэтому тема Петра и роли его реформ в очередной раз приобрела повышенную остроту и актуальность. Об этом свидетельствует непрекращающийся поток публикаций в научной и массовой печати, переиздание старых и появление новых работ о Петре I и его реформах.
История Петра, история научной и художественно-исторической эволюции петровской темы давно привлекают пристальное внимание исследователей. Работы историков и философов обязательно включают обзор первоисточников и оценку точек зрения предшественников. Проблема художественного историзма исследована в работах Ю. М. Лотмана, А. М. Панченко, Ю. В. Стенника, К. Г. Исупова, П. В. Бекедина, П. П. Гайденко, Л. К. Долгополова. В литературоведческих исследованиях 3. Г. Минц, Н. В. Барковской, Л. А. Колобаевой, А. В. Алпатова, В. Р. Щербины, М. А. Чарного, А. И. Пауткина изучены историко-философские концепции Д. С. Мережковского и А. Н. Толстого и их обусловленность социокультурным контекстом. Сделано много. Однако отдельных исследований, рассматривающих образ Петра на протяжении всего XX столетия, пока нет. Недавно опубликованный роман Д. Гранина «Вечера с Петром Великим» литературоведами еще не изучен. Творческое наследие Д. Мережковского и А. Толстого в настоящий момент исследуется литературоведами в новом культурно-идеологическом аспекте.
Актуальность работы обусловлена необходимостью исследования сложного процесса художественного постижения Петра в русской прозе XX века как одной из наиболее устойчивых и значимых тем в русской литературе. Изучение преемственности сложившихся со времен А. С. Пушкина трактовок.
6 Лотман Ю. М. Культура и взрыв. — М: Прогресс, 1992. — С. 34.
7 Так, уже после 2000 года были изданы: книги: Овсянников Ю. «Петр Великий. Первый русский император" — Кулюгин А. «Энциклопедия русских царей" — Пчелов Е. «Романовы. История династии" — Сахарное А. Н. «Подвижники России». Переизданы труды: Ключевский В. О. «Петр Великий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, характер" — «Петр Великий среди своих сотрудников" — Платонов С. Ф. «Под шапкой Мономаха" — Брикнер А. Г. «История Петра Великого» и др. личности Петра I позволяет выявить взаимосвязь социокультурных процессов эпохи с творческой самобытностью авторов.
Предмет исследования — художественная концепция личности Петра I как выражение комплекса общественных, историко-литературных задач времени и своеобразия творческой индивидуальности писателя.
Обоснование материала исследования — избранные художественные и критико-публицистические произведения Д. Мережковского, А. Толстого, Д. Гранина являются, на наш взгляд, литературными «вехами» «петровского текста» XX века. Написанные в переломные эпохи российской истории, они фокусируют в себе историко-философские и литературные концепции времени. По мере необходимости к анализу привлекаются и другие художественные и публицистические произведения по данной теме. Рассматриваемый материал не претендует на полный охват текстов, где в той или иной мере затрагивается образ Петра.
Научная новизна работы — впервые сделана попытка проследить, как менялись концептуальные подходы к изображению Петра I — исторически знаковой фигуры Государства Российского — на протяжении XX столетиясоотнести обострение интереса к петровской теме с «кризисными», узловыми этапами общественного развитияисследовать сложный процесс взаимосвязи художественной концепции писателя в произведениях о Петре I с социокультурным контекстом эпохивыявить своеобразие художественной жизни Петра I.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, С. С. Аверинцеваисторические труды Н. М. Карамзина, С. м. Соловьева, В. О. Ключевского. В процессе анализа текстов использованы сравнительно-исторический, культурологический, структурно-семантический методы.
Цель данного диссертационного исследования: выявить своеобразие авторских концепций Д. Мережковского, А. Толстого, Д. Гранина в изображении личности Петра I — государственного деятеля и человека — в зависимости от историко-литературного контекста времени и творческой индивидуальности писателяобнаружить концептуальное сходство и художественную самобытность жизни образа в произведениях.
Контекстуальное исследование этой темы по необходимости избирательно. Рассматриваемые произведения анализируются не во всей полноте их художественного содержания, а, прежде всего, в аспекте заявленной проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть основные точки зрения на Петра и его эпоху, сформировавшиеся в общественном сознании, их эволюцию, социально-экономическую обусловленность и преемственность;
— выявить основные концептуальные подходы писателей к воплощению личности Петра в произведении;
— рассмотреть связь содержания произведения с социокультурным контекстом эпохи, проанализировать основные оценки и трактовки созданных произведений критиками и литературоведами;
— выявить своеобразие художественной жизни образа Петра I в произведении, приемы его воплощения иих обусловленность концепцией автора.
Положения, выносимые на защиту:
— интерес писателей к личности Петра I актуализируется в переломные, кризисные моменты российской истории, когда перед обществом вновь встает вопрос о путях дальнейшего развития страны;
— авторская концепция определяется, во-первых, уровнем развития общественной мысли в целом8 и литературными традициями, которые образуют социокультурный контекст эпохи, а во-вторых, и это главное, собственным индивидуальным видением мира художником, творящим новую эстетическую реальность;
8 «Исторические теории и концептуальные построения лишь в той мере осмысляют историческую реальность, в какой им позволяет это сделать их собственная историческая эпоха — с ее нормативными представлениями о движущих механизмах исторического процесса, исторических. закономерностях, цели и смысле истории» — См. Кондаков И. В. История как феномен культуры // Культурология XX века. Энциклопедия. Т. 1- /С. Я. Левит/, СПб: Университетская книга, 1998. — С. 283.
— концептуальной основой понимания личности Петра I Д. Мережковским, А. Толстым и Д. Граниным является представление о творческом, демиургическом и благотворном для России характере деятельности Петра I;
— основное внимание писателей в художественном исследовании личности Петра I авторами уделяется воссозданию противоречивой личности Петра;
— художественная трактовка личности Петра I определяется особенностями мировосприятия и творческой индивидуальностью писателя (Д. Мережковского, А. Толстого, Д. Гранина) и не всегда совпадает с оценкой, доминирующей в общественном сознании эпохи, а порой опережает ее.
Результаты данного исследования имеют практическое значение и могут быть использованы в вузовских курсах по преподаванию русской литературы XX века, спецкурсах и спецсеминарах по изучению русского исторического романа XX века, творчества Д. Мережковского, А. Толстого и Д. Гранина.
Апробация исследования — основные положения и результаты работы были представлены в качестве докладов на международных конференциях «Веселовские чтения. Проблемы взаимодействия эстетических систем реализма и модернизма» (Ульяновск, 2003, 2005), научно-практических конференциях ППС УлГТУ (2004, 2005, 2006 гг) — Международной конференции «Литература и культура в контексте христианства» (Ульяновск, 2005). Отдельные положения исследования обсуждались на кафедре литературы УлГПУ. Содержание работы отражено в шести научных публикациях автора.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертации составляет 172 страницы. Библиографический список содержит 292 наименования, из них научнокритических работ 270.
Изученная в аспекте заявленной темы исследования публицистическая,.
литературоведческая литературазнакомство с бесконечно большим.
количеством произведений о Петре, созданных в различные исторические.
эпохи и в XX веке прежде всего, а главное, — внимательное вчитывание в.
избранные для анализа произведения, — «Антихрист. Петр и Алексей» Д.
Мережковского, «Петр Первый» А. Н. Толстого, «Вечера с Петром Великим».
Д. А. Гранина, — позволяют сделать следующие выводы. Интерес к личности Петра и его эпохе как в общественной мысли, так и в.
литературе вот уже на протяжении более 300 лет стабилен и обостряется в.
кризисные переломные эпохи общественного развития. Для общественного.
сознания России Петр Великий является, в первую очередь, государственным.
деятелем, совершившим резкий поворот вразвитии страны и определившим.
тем самым ее судьбу на много веков вперед. Первые диаметрально.
противоположные оценки Петра, — «Антихрист» и «Отец Отечества» — были.
переосмыслены. В настоящее время император Петр также рассматривается в.
двух версиях: как создатель, прежде всего. Российской империи.
(предшественник Ленина и Сталина) и как творец российской культуры и.
самой России как великой страны. Концептуальным ядром художественного постижения личности Петра.
является пушкинское представление о Петре как творческом, демиургическом.
начале в русской истории. Постижение противоречия между.
«государственными учреждениями Петра Великого» которые были плодом.
«ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости», и.
«временными его указами» — жестокими, своенравными, писаными кнутом, ;
которое видел А. Пушкин в деятельности Петра, стало неотъемлемой частью.
авторских концепций личности Петра 1. Романы «Антихрист. Петр и Алексей» Д. Мережковского, «Петр Первый» А. Толстого, «Вечера с Петром Великим» Д. Гранина стали наиболее значимыми явлениями в художественном постижении Петра. Они вписаны в.
социокультурный контекст, то есть в общественную потребность времени, и.
являются выражением художественного сознания писателя, особенностей его.
миропонимания, результатом индивидуально неповторимого образного.
постижения действительности. Д. Мережковский, ярчайший представитель русского символизма, в.
соответствии с философией «Нового религиозного сознания», стремился.
раскрыть высшую метаисторичесую роль Петра в мировой истории, которую.
он понимал, прежде всего, как развитие духовно-религиозной культуры. У.
Мережковского Петр — Антихрист, воплощение одной из противоборствующих.
метафизических сил мироздания. Однако Петр в романе выходит за рамки расхожего, устоявшегося.
представления об Антихристе как посланце Сатаны, Лжемессии, Кесаре,.
подчинившего Церковь государству. Звере из Бездны, — предвестнике Конца.
Света. В «неохристианской» концепции Д. Мережковского Петр
рассматривается как один из Антихрист^ов (невольных орудий Божьего.
Промысла), приближающих своей деятельностью Конец Света, который, по.
Мережковскому, — и это главное его различие с Евангельским пониманием.
истории, — должен стать началом нового этапа метаистории, «Царства Духа». Для Мережковского Антихрист — фигура демиургическая, необходимая для.
осуществления желанного Конца Света. Наиболее заметными чертами Антихриста библейского, которые.
настойчиво подчеркивает автор в образе Петра, стала его Зверская,.
Антихристова ипостась, проявлением которой становится позитивизм и.
жестокость. Но представленная в романе трактовка Антихристовой роли Петра.
коренным образом отличается от общепринятой: он не Лжемессия, не источник.
абсолютного Зла, напротив, — самоотверженная, творческая деятельность.
Петра, становится невольным исполнением высшей миссии. Петр у.
Мережковского становится не царем-погубителем, а Кормчим, который ведет.
корабль-Россию через железные и кровавые волны к грядущему Спасению.A. Толстой, в отличие от Д. Мережковского, у которого был изначально.
сформированный взгляд на Петра, прошел длительную эволюцию в ноиске.
своей художественной конценции, воплощенной в итоговом произведении, ;
историческом романе «Петр Первый». Петр А. Толстого — подлинно.
художественное открытие, безусловной удачей автора стало создание образа.
Петра I как государственного деятеля и человека. Ведущими качествами Петра в романе становятся присущие ему от.
природы воля, энергия, любознательность, решительность и активность. Сюжетной пружиной романа служит изображение процесса развития этих.
выдающихся качеств в процессе необходимой государственной деятельности. Петр у А. Толстого «вписан» в эпоху, отражает ее трагические противоречия,.
являясь во многом ее результатом, но при этом он всегда, — живая личность,.
действующая самостоятельно и осознанно. Этот эмоционально яркий, сложный.
и неоднозначный характер несет в себе ту самую «тайну» русского.
национального характера, которую А. Толстой пытался постичь всем своим.
творчеством. Д. Гранин создавал свои «Вечера с Петром Великим» в последнее.
десятилетие прошлого века. Предложенная им трактовка личности Петра как.
творца-основателя всей современной российской культуры является.
художественным воплощением популярной в настоящее время точки зрения. Автор представляет в своих «Вечерах с Петром Великим» свою версию.
Петра, в основе которой лежит мысль о его природной гениальности, которая.
проявляется в разносторонней творческой деятельности императора. Феноменальные воля и энергия также даны Петру от природы. У Гранина даже.
и описание «нечистых и грубых потех» Петра трактуется как свидетельство.
принципиальной непостижимости гения. •.
Наиболее сложным в исследовании личности Петра становится вопрос о.
его жестокости. Многочисленные проявления великодушия свидетельствуют,.
что от природы Петр не жесток. «Жесточь» Петра вызвана трагическими.
событиями, пережитыми в детстве, а особое царское положение, необходимость постоянно направлять и контролировать подданных развили в.
нем качества деспота. Но главным, наиболее значимым качеством Петра Д.
Гранин называет самоотверженность: Петр служит Отечеству и служение это.
бескорыстно, что выгодно отличает реформатора от других героев романа. При всей неоднозначности этой фигуры, ее принципиальной.
непостижимости, Д. Гранин предлагает своего Петра читателю в качестве.
«мерки» для оценки правителей (бывших и нынешних), представляет его царем,.
«которого можно любить». При всей той огромной работе по исследованию характера Петра, которая.
была сделана общественной мыслью России за минувшие триста лет, личность.
Петра по-прежнему остается «загадкой», которая вновь и вновь вдохновляет.
публицистов, ученых и литераторов на новые попытки постичь его «тайну. Анализ художественных концепций личности Петра позволяет выявить то.
концептуальное «зерно» личности Петра, — пушкинское понимание его как.
гения, «тяжкого млата», куюшего новую Россию, — на которое опираются.
авторы в процессе индивидуального творческого поиска.
Список литературы
- Особенно в 1930 1940-х годах, и, как это ни парадоксально, — в постперестроечный период.
- Петров С. М. Русский советский исторический роман. М: Современник, 1980. С. 21.
- Удонова 3. В. Основные этапы развития советского исторического романа. М, — 1961. — С. 3.
- Петров С. М. Русский советский исторический роман. М: Современник, 1980. — С. 24.
- Толстой А. Н. Краткая автобиография И Толстой А. Н. Познание счастья. М: Молодая гвардия, 1981. — С. 23.
- Пауткин А. И. Советский исторический роман. М: Знание, 1970. — С. 19 — 20.
- Перхин В. В. Художественная проза А. Н. Толстого в оценке дореволюционной и советской критике // Художественный мир А. Н. Толстого. Статьи. Сообщения /В. Скобелев/ Куйбышев: Кн. Издательство, 1983. -С. 126.
- Алпатов А. В. Два романа о Петре I (1933), Петр I читателю-подростку (1933), Образ как бы вырезанный на меди (1934) — цит. по Рождественская И. С., Ходюк А. Г. А. Н. Толстой. Семинарий. — Л: Учпедгиз, 1962. -С. 35−42.
- Векслер И. И. Алексей Николаевич Толстой: жизненный и творческий путь. М: Советский писатель, 1948. -С. 337.
- Щербина В. Р. Алексей Николаевич Толстой: творческий путь. М: Советский писатель, 1956. — С. 403- Алпатов А. В. О третьей книге романа «Петр Первый» Н Алпатов A.B., Поляк Л. М. Творчество А. Н. Толстого. -М: МГУ, 1957.-С. 138.
- Веселовский Т. Т. Творчество А. H. Толстого. Л: Учпедгиз, 1958. — С. 157.
- Петров С. М. Русский советский исторический роман. М: Современник, 1980. — С. 109.
- Алпатов А. В. Алексей Толстой мастер исторического романа. — М: Советский писатель, 1958. — С. 83.
- Щербина В. Р. Алексей Николаевич Толстой: творческий путь. M: Советский писатель, 1956. — С. 410.
- Алпатов А. В. Алексей Толстой мастер исторического романа. — М: Советский писатель, 1958. — С. 74.
- Щербина В. Р. Алексей Николаевич Толстой: творческий путь. М: Советский писатель, 1956. — С. 453 -460.
- Павленко Н. И. Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» глазами историка // Россию поднял на дыбы. Т. 2. М: Молодая гвардия, 1987. — С. 447.
- Сам автор называл «День Петра» повестью.
- Алпатов А. В. Алексей Толстой мастер исторического романа. — М: Советский писатель, 1958. — С. 24.
- Поляк Л. М. Алексей Толстой художник. — М: Наука, 1964.-С. 421.
- Алпатов А. В. Творчество А. Н. Толстого. М: Учпедгиз, 1956. — С. 116.
- Щербина В. Р. Алексей Николаевич Толстой: творческий путь. М: Советский писатель, 1956. — С. 412.
- Алпатов А. В. Алексей Толстой мастер исторического романа. — М: Советский писатель, 1958. — С. 23.
- Щербина В. Р. Алексей Николаевич Толстой: творческий путь. М: Советский писатель, 1956. — С. 399.
- Баранов В. И. Из творческой истории романа А. Н. Толстого «Петр Первый» // Филологические науки, 1983, № 1. С. 4.
- Алпатов А. В. Творчество А. Н. Толстого. М: Учпедгиз, 1956. — С. 116.
- Алпатов А. В. Комментарии // А. Н. Толстой, ПСС в 15 тт. T- 10. М: Госполитиздат, 1949. — С. 706 — 708.
- Западов В. А. Алексей Николаевич Толстой. М: Просвещение, 1981. — С. 71.
- Щербина В. Р. Алексей Николаевич Толстой: творческий путь. М: Советский писатель, 1956. — С. 393.
- Баранов В. И. Из творческой истории романа А. H. Толстого «Петр Первый» // Филологические науки, 1983, № 1. С. 8.
- Алпатов А. В. Творчество А. H. Толстого. М: Учпедгиз, 1956. — С. 117.
- Понимаемой, прежде всего, как историко-философская концепция, оценка истории.
- Толстой А. Н. СС в 10 тт. Т. 10. М: Госполитиздат, 1986. — С. 198.
- Как и критики 1930 1940-х г.
- Барташевич Л. И. Петр Великий. Версия Даниила Гранина // Нева, 2000, № 11. С. 179.
- Толстой А. Н. Краткая автобиография // Толстой А. Н. Познание счастья. М: Мол. гвардия, 1981. — С. 22.
- Крюкова А. Мир есть чудо. Эстетические воззрения А. Н. Толстого // Октябрь, 1983, № 1. С. 194.
- Блок А. Петр // Блок А. Стихотворения и поэмы. М: Эксмо, 2002. — С. 134.
- Цветаева М. Петру // Цветаева М. За всех противу всех! — М: Высшая школа, 1992. — С. 132 — 133.
- Платонов С. Ф. Петр Великий в современной беллетристике. А. Толстой и Б. Пильняк // Платонов С. Ф. Под шапкой Мономаха. М: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 371 — 376.
- Ключевский В. О. Петр Великий среди своих сотрудников // Петр Великий: Pro et contra. M: РХГИ, 2001. -С. 308−309.
- Во всяком случае, сам автор оценивал ее как неудачную: «в пьесе еще много романтики. В ней не было настоящего изучения материала», писал он 1933 году. — См. Толстой А. Н. СС в 10 тт. Т. 10. — М: Госполитиздат, 1986.-С.201.
- Толстой А. Н. Письмо В. Б. Шкловскому от 20.10.44 // Толстой А. Н. Познание счастья. М: Молодая гвардия, 1981.-С. 170.
- Толстая Л. Работа Алексея Толстого над романом «Петр Первый» // Огонек, 1946, №. 4. С. 15.
- Впервые опубликован в журнале «Дружба народов», 2000, №№ 5 7- и отдельно в издании — Гранин Д. А. Вечера с Петром Великим (Сообщения и свидетельства господина М.). — СПб: Историческая иллюстрация, 2000. — 432 с.
- Гранин Д. Во что я верю // Аргументы и Факты, 2000, № 37. С. 3- Гранин Д. А. Потерянные миллиарды // Нева, 1999, № 8. — С. 114 — 139- Гранин Д. А. Я чувствую себя чужим. // Современники, 21 января, 2002 и др.
- Войтинская О. Даниил Гранин. Очерк творчества. М: Советский писатель, 1966. — С. 123, 127.
- Плоткин Л. Даниил Гранин. Очерк творчества. Л: Советский писатель, 1975. — С. 165 — 167.
- Растопчина Н. Личность героя, личность автора // Нева, № 2, 1979. С. 174.
- Финк Л. Необходимость Дон-Кихота. Книга о Данииле Гранине. M: Советский писатель, 1988. — С. 5.
- Голованов Я. Интервью с Даниилом Граниным // Комсомольская правда, 1997,27 дек. С. 4.
- Финк Л. Необходимость Дон-Кихота. М: Советский писатель, 1988. — С. 317.
- Гранин Д. Я чувствую себя чужим. // Современники, 21 января, 2002.
- Гранин Д. Страх. СПб: БЛИЦ, 1997. — С. 60 — 62.
- Гранин Д. Страх. СПб: БЛИЦ, 1997. — С. 76. j
- Гранин Д. Во что я верю // Аргументы и Факты, 2000, № 37. .'¦
- Финк Л. Необходимость Дон-Кихота. М: Советский писатель, 1988. — С. 5.
- Финк Л. Необходимость Дон-Кихота. М: Советский писатель, 1988. — С. 94 — 95- 314.-336 Там же.-С. 115.
- Гранин Д. Неизвестный человек // Гранин Д. Запретная глава. Л: Сов. Писатель, 1991. — С. 28.338 Там же. С. 52.
- Гранин Д. Место для памятника // Гранин Д. Запретная глава. Л: Советский Писатель, 1991. — С.475 — 510.
- Текст романа цитируется по изданию Гранин Д. Вечера с Петром Великим. (Сообщения и свидетельства господина М.). СПб: Историческая иллюстрация, 2000. — 432 с.
- Гранин Д. Вечера с Петром Великим (Сообщения и свидетельства господина М.). СПб: Историческая иллюстрация, 2000. — С. 4.
- Акопян К. 3. Эссе как размышление о. // Философские науки, № 5,2003. С. 128.
- Зыкова Е. П. «Опыты» Монтеня и проблема зарождения жанра эссе // Научные доклады Высшей школы. Филологические науки, № 4,1980. С. 14.
- Зыкова Е. П. «Опыты» Монтеня и проблема зарождения жанра эссе // Научные доклады Высшей школы. Филологические науки, № 4,1980. С. 15.
- Рымарь И. Т., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж: Логос-Траст, 1994.-С. 103.
- Рымарь И. Т., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж: Логос-Траст, 1994. — С. 79.
- Рымарь И. Т., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж: Логос-Траст, 1994. — С. 86.
- Карамзин Н. M. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях // Петр Великий. Pro et contra. СПб: РХГИ, 2001. — С. 100 — 104.
- Всеволод Никанорович Иванов автор книг «Путь к алмазной горе», «Тайфун над Янцзы» и др. Повесть «Ночь царя Петра» впервые опубликована в издании: Иванов Вс. Н. Императпица Фике. Исторические повести. — M: Сов. писатель, 1968.
- Для общей характеристики стиля и содержания этих работ удивительно хорошо подходит ненаучный термин «огульное охаивание».
- Те же причины называл В. О. Ключевский: «война становилась тормозом реформ, а реформа затягивала войну» См. Ключевский В. О. Русская история. Кн. 3. — М: Мысль, 1993. — С. 57.
- Гранин Д. Я чувствую себя чужим. // Современники, 21 января, 2002.
- Кушнер А. Ругай, ругай Петра // Нева, № 5,2003. С. 8.
- Ахматова А. Стихи о Петербурге // А. Ахматова. Сочинения в 2 тт., Т. 1. М: Худож. лит., 1990.-С. 73.
- Белый А. Петербург. Киев: Днипро, 1990. — 598 с.
- Блок А. Петр // Блок А. Стихотворения и поэмы. М: Эксмо, 2002. — С. 134.
- Брюсов В. К медному всаднику // Брюсов В. Избранное. М: Московский рабочий, 1979. -С. 128.
- Герман Ю. Россия молодая. Ист. роман в 2-х кн. М: РИПОЛ, 1993.
- Гранин Д. А. Вечера с Петром Великим (Сообщения и свидетельства господина М.). -СПб: Историческая иллюстрация, 2000. 432 с.
- Гранин Д. А. Запретная глава. Л: Советский пиратель, 1991. — 538 с.
- Гранин Д. А. Неожиданное утро. Сборник избранной путевой прозы. Л: Лениздат, 1987. 351 с.
- Гранин Д. А. Страх. СПб, БЛИЦ, 1997. — 344 с.
- Десятсков С. Смерть Петра Великого. М: Отечество, 1992. — 78 с.
- Дружинин В. Именем ея величества // Романовы. Екатерина I. М: Астрель, 2001. — С. 387−753.
- Заболотских Б. Капитан четырех морей. Донеччина, 1992. — 416 с.
- Иванов Вс. Н. Ночь царя Петра // Вс. Иванов. Императрица Фике. М: Советская Россия, 1977.-С. 135- 195.
- Кушнер А. Ругай, ругай Петра // Нева, № 5.2003. С. 8.
- Мережковский Д. С. Антихрист (Петр и Алексей) // Д. С. Мережковский. Христос и Антихрист. Трилогия в 4 тт., Т. 4. /репринтное издание с ПСС 1914 г., М: Сытин, тт. 4 -5/ -М: Книга, 1990.638 с.
- Платонов А. Епифанские шлюзы // Платонов А. СС. В 5 тт., Т. 1. Москва: Информпечать, 1998. — С. 331 — 366.
- Ремизов А. Крестовые сестры. М: Современник, 1989. — 122 с.
- Ремизов А. Взвихренная Русь. М: Советская Россия, 1990. — 397 с.
- Розанов В. Апокалипсис нашего времени. М: Республика, 2000. — 432 с.
- Ропшин В. Конь бледный // Савинков Б. В. Воспоминания террориста. М: Политиздат, 1990.-431с.
- Самвелян Н. Казачий разъезд. М: Советская Россия, 1985. — 288 с.
- Семенов Ю. Смерть Петра // Семенов Ю. СС. В 8 тт., Т. 7. М: МШК МДПР, ДЭМ, 1994. — С. 5 — 124.
- Соколов А. Меншиков. Воронеж: Центр. — Чернозем. Кн. изд., 1993. — 496 с.
- Толстой А. Н. Познание счастья. М: Молодая гвардия, 1981.239 с.
- Толстой А. Н. На дыбе // ПСС в 15 тт. Т. 10. М: Госполитиздат, 1949. — С. 579 — 653.
- Аверинцев С. С. Антихрист // Мифологический словарь. /Е.М. Мелетинский/ М: ЭКСМО, 1992.-С. 48−49.
- Агеева О. Невские врата царства Российского // Наука в России, № 1. 2002. С. 105 — 112.
- Акопян К. 3. Эссе как размышление о. // Философские науки, 2003. № 5. С. 125 — 128.
- Александрова JI. П. Советский исторический роман и вопросы историзма. Киев, изд. Киевского ун-та, 1976.156 с.
- Алексеев П. В. Философия России XIX XX столетий. — М: Академия — Проект, 1999. 944 с.
- Алпатов А. В. Комментарии // А. Н. Толстой, ПСС в 15 тт. Т. 10. М: Госполитиздат, 1949.-С. 706−708.
- Алпатов А. В. Творчество А. Н. Толстого. М: Учпедгиз, 1956. 199 с.
- Алпатов А. В. Алексей Толстой мастер исторического романа. — М: Советский писатель, 1958. 356 с.
- Алпатов А. В. Два романа о Петре I // Книга и пролетарская революция, 1933. № 4−5.-С. 159- 165.
- Алпатов А. В. О третьей книге романа «Петр Первый» // A.B. Алпатов, JI. М. Поляк. Творчество А. Н. Толстого. М: МГУ, 1957. — С. 96 — 131.
- Альгаротти Ф. Из книги Путь в Россию // Звезда, 2003. № №, С. 75 — 87.
- Андреев И. JI. Церемониал в России. Презентация власти // Преподавание истории и общественных наук в школе, № 8. 2003. С. 2 — 10.
- Анекдоты о Петре Великом. М: Панорама, 1992. — 48 с.
- Анисимов Е. В. Время петровских реформ. JI: Лениздат, 1989.495 с.
- Анисимов Е. В. Город и царь // Звезда, 2003. № 1- 3. С. 164 — 174.
- Анисимов Е. В. Петр I: рождение империи // Вопросы истории, № 7. 1989. С. 3 — 20.
- Артамонов В. А. Дело царевича Алексея // Россию поднял на дыбы, Т. 2. М: Молодая гвардия, 1987. — С. 449 — 524.
- Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. Новосибирск, Сибирский хронограф, 1997. 804 с.
- Базилевич К. В. В помощь преподавателю дивизионной школы партийного актива. История СССР. М: Воениздат, 1946.48 с.
- Баранов В. И. Из творческой истории романа А. Н. Толстого «Петр Первый» // Филологические науки, 1983. № 1. С. 3 — 11.
- Барковская Н. В. Трилогия Д. С. Мережковского Христос и Антихрист. Предсимволистские романы-притчи // Барковская Н. В. Поэтика символистского романа. Екатеринбург, изд. УрГПУ, 1996. — С. 8 — 67. :
- Барташевич JI. И. Петр Великий. Версия Даниила Гранина // Нева, 2000. № 11. С. 179 — 183.
- Башилов Б. Робеспьер на троне // Б. Башилов. История русского масонства. Вып. IV, М: Русло, 1992.-С. 54−141.
- Белый А. Мережковский // А. Белый. Луг зеленый. М: 1910. — С. 134 — 151.
- Белый А. Мережковский // Д. С. Мережковский: Pro et contra. Личность и творчество Д. С. Мережковского в оценке современников. СПб: РХГИ, 2001. — С. 257 — 266.
- Бердяев Н. А. Новое христианство (1916) // Н. Бердяев. ПСС. Т. 3. Париж: YMSA -PRESS, 1989.-С.487−515.
- Бердяев Н. А. Новое христианство // Н. Бердяев. Философия творчества, культуры, искусства. Т. 2. М: Искусство, 1994. 509 с.
- Бестужев-Рюмин К. Н. Причины различных взглядов на Петра Великого в русской науке и русском обществе (1872) // Петр Великий: Pro et contra. СПб: РХГИ, 2001. — С. 483 -489.
- Блок А. Мережковский // Речь, 1909. 31 января. .
- Богословский М. М. Петр Великий (опыт характеристики) // Петр Великий: Рго et contra. -СПб: РХГИ, 2000. С. 415 — 428.
- Борисова М. Птенцы под шапкой Мономаха // Нева, № 4. 1998. С. 4 — 77
- Брикнер А. Г. История Петра Великого. М: ACT, 2002. 666 с.
- Буганов В. И. Петр Великий и его время. М: Наука, 1989.192 с.
- Бурлака Д., Поляков Л. Предисловие // Петр Великий: Pro et contra. СПб: РХГИ, 2001. -С. 7−14.
- Бушков А. А. Дракон московский // А. А. Бушков. Россия, которой не было. М: ОЛМА-ПРЕСС, 1997. — С. 357 — 431.
- Быстрова В. Н. Документ и правда вымысла // Русская речь, 1987. № 3. С. 42 — 47.
- Валишевский К. Петр Великий. Кн. 3 СС, М: /репр-е воспр. изд. 1911 г., Изд. с ИКПА, 1990.415 с.
- Василевский И. М. Петр I // И. Василевский. Романовы. Портреты и характеристики. -Новосибирск, МП Маяк, 1991. С. 68 — 127.
- Векслер И. И. Алексей Николаевич Толстой: жизненный и творческий путь. М: Советский писатель, 1948. 531 с.
- Веселовский Т. Т. Творчество А. Н. Толстого. JI: Учпедгиз, 1958.212 с.
- Водарский Я. Е. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6. С. 59 — 78.
- Войтинская О. Даниил Гранин. Очерк творчества. М: Советский писатель, 1966.192 с.
- Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного Века. М: Прогресс -Традиция, 2001. 472 с.
- Голиков И. И. Статьи, заключающие в себе характеристику Петра Великого и суждение о его деятельности // Петр Великий: Pro et contra. СПб: РХГИ, 2001. — С. 82 — 99.
- Голованов Я. Интервью с Даниилом Граниным // Комсомольская правда, 1997.27 дек., -С. 4.
- Голубков С. А. Каждый писатель загадка? // Волжская коммуна, 1998. № 217.
- Гордин Я. Дело царевича Алексея или тяжба о цене реформ // Звезда, № 11.1991. С. 120 -143.
- Гранин Д. А. Во что я верю // Аргументы и Факты, 2000. № 37. С. 3.
- Гранин Д. А. Потерянные миллиарды // Нева, 1999. № 8. С. 114 — 139.
- Гранин Д. А. Я чувствую себя чужим. // Современники, 21 января, 2002.
- Гринберг И. Заметки о творчестве А. Н. Толстого // Звезда, 1932. № 7. С. 181−190.
- Грот Я. К. Петр Великий как просветитель России (1873) // Петр Великий: Pro et contra. -СПб: РХГИ, 2001. С. 223 — 265.
- Гулыга А. Искусство истории. М: Современник, 1980.288 с.
- Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М: Книга, 1991. 573 с.
- Дегоев В. Петровское внешнеполитическое наследие и его распорядители (1725 1762). // Россия XXI. № 5.2002. — С. 136 — 163.
- Дефье О. В. Духовное всеединство Дмитрия Мережковского // Педагогика, 2002. № 2. С. 52 — 57.
- Дефье О. В. Путь к гармонии // Русская словесность, 1993. № 5. С. 82 — 85.
- Долгополов Л. К. Андрей Белый и его роман Петербург. Л: Советский писатель, 1988. 413 с.
- Долгополов Л. К. На рубеже веков. Л: Советский писатель, 1985.351 с.
- Западов В. А. Алексей Николаевич Толстой. М: Просвещение, 1981. 127 с.
- Захарова О. Бал эпохи Петра Великого // Родина, № 1. 1995. С. 117 — 119.
- Зелинский К. Петр и Алексей // К. Зелинский. Критические письма. М: Советский писатель, 1934. — С. 19 — 23.
- Зелов Д. Д. Заграничные фейерверки как явление официальной праздничной культуры Петровского времени. // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. № 2.2001.- С. 33 52.
- Зурабова К. Город на Неве, который построил Петр // Дошкольное воспитание, № 5. 2002.- С. 86 97.
- Зыкова Е. П. «Опыты» Монтеня и проблема зарождения жанра эссе // Научные доклады Высшей школы. Филологические науки. 1980. № 4. — С. 14 — 22.
- Иловайский Д. Петр Первый и царевич Алексей // Русский архив, 1912. № 9.
- Ильев С. П. Эволюция мифа о Петербурге в романах Д. Мережковского (Петр и Алексей) и А. Белого (Петербург) // Д. С. Мережковский: мысль и слово. /Н. К. Королева/ М: Наследие, 1999.-С. 56−71.
- Ильин И., В. П. Кузищин В. Реформа Петра Великого революция сверху // Власть. № 6. 1998.-С. 66−71.
- Ильин И. Творчество Мережковского // Москва, 1990. № 8. С. 186 — 197.
- Исупов К. Г. Диалог столиц в историческом движении // Москва Петербург: Pro et contra. Антология. — СПб: РХГИ, 2000. — С. 6 — 78.
- Каменский А. Б. От царства к империи // Большая Российская энциклопедия в 30 тт. Т. «Россия», /Ю. С. Осипов/ М: БРЭ, 2004. — С. 310 — 315.
- Кара-Мурза А. Формула Петра Великого // Петр Великий: Pro et contra. СПб: РХГИ, 2001.-С. 709−726.
- Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях // Петр Великий. Pro et contra. СПб, 2001. РХГИ, — С. 100 — 104.
- Каргаманов Ю. Божье и вражье // Континент, 1994. № 81. С. 308 — 336.
- Карпов Т. Петровская эпоха в российской истории и культуре // Преподавание истории в школе, № 1.1998. С. 61 — 76.
- Кафенгауз Б. Б. Россия при Петре I. М: Учпедгиз, 1955.176 с.
- Кацис Л. Ф. Апокалиптика Серебряного века // Человек. № 2.1995. С. 143 — 154.
- Кизеветтер А. А. Реформа Петра Великого в сознании русского общества (1900) // Петр Великий: Pro et contra. СПб: РХГИ, 2001. — С. 502 — 531.
- Киле П. Ренессанс в России // Нева, № 5.2003. С. 34 — 48.
- Ключевский В. О. Петр Великий среди своих сотрудников // В. О. Ключевский. История России. Статьи. М: Астрель, 2003. — С. 424 — 462.
- Ключевский В. О. Петр Великий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, характер // В. О. Ключевский. Исторические портреты. М: Правда, 1991. — С. 174 — 192.
- Ключевский В. О. Русская история. Кн. 3. М: Мысль, 1993. 559 с.
- Князьков С. Из прошлого русской земли: время петровсих реформ /репр. переизд. 1909 г./, М: Планета, 1991.709 с.
- Ковалевский П. И. Петр Великий и его гений // Психиатрические экспертизы их истории. Т. 5. СПб, 1901.
- Колобаева Л. А. Тотальное единство художественного мира (Мережковский -романист) //Д. С. Мережковский: мысль и слово. /Н. К. Королева/- М: Наследие, 1999. -С. 5−18.
- Кондаков И. В. История как феномен культуры // Культурология XX века. Энциклопедия. Т. 1- /С. Я. Левит/, СПб: Университетская книга, 1998. С. 283 — 286.
- Кормилов С. И. Хождение по мукам А. Н. Толстого: взгляд из сегодняшнего дня // Русская словесность, 1997. № 6. С. 35 — 41.
- Костянов Ю. В., Кретинин Г. В. Российские студенты времен Петра I в Кенигсберге // Вопросы истории, № 3.1994. С. 174 — 176.
- Кривошлык М. Исторические анекдоты из жизни русских замечательных людей. М: Анс — принт, 1991. — 42 с.
- Крюкова А. М. Мир есть чудо. Эстетические воззрения А. Н. Толстого // Октябрь, 1983. № 1.-С. 193−196.
- Кувакин В. А. Религиозная философия в России начала XX века. М: Мысль, 1980. -309 с.
- Кулюгин А. Император Петр I Алексеевич Великий // Энциклопедия русских царей. -М: ЭКСМО, 2002. С. 325 — 342.
- Лобачев В. Как управлять в России: вариант Петра Великого // Наука и религия, № 5. 2003. С. 34 — 36.
- Лобачев В. Начало славных дел // Наука и религия, № 3.2003. С. 11 — 12.
- Ломоносов М. В. Слово похвальное Петру Великому // Петр Великий: Pro et contra. -СПб: РХГИ, 2001. С. 37 — 56.
- Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции Москва третий Рим в идеологии Петра Великого // Художественный язык средневековья /В. А. Карпушкин/, — М: Наука, 1982. — С. 236−250.
- Лотман Ю. M. Русская культура послепетровской эпохи и христианская традиция // Труды по знаковым системам. Т. 24. Тарту, 1992. — С. 58 — 71.
- Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М: Прогресс, 1992.270 с.
- Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин. Л: Просвещение, 1983.253 с.
- Любимова Е. Трилогия Христос и Антихрист // Д. С. Мережковский. СС в 4 тт., Т. 2. -М: Правда, 1990. С. 760 — 764.
- Мавродин В. В. Петр Первый и Петровская эпоха в оценке нашего современника. Л: Знание, 1972.32 с.
- Майминас Е. Российский социально-экономический генотип. // Вопросы экономики, № 9.1996. С. 140.
- Майнов В. Петр на Олонце // Дело, 1883. № 6 7.
- Макаровская Г. В. Типы исторического повествования. Саратов, изд саратовского ун&bdquo- 1972.236 с.
- Мальцева А. М. Новый взгляд на Петра Великого // Начальная школа, № 6. 2003. С. 94−96.
- Мальцева С. А. Диалог Петра Первого с Лейбницем: исторический факт или вымысел? // Вестник Ленинградского университета, сер. 6. История КПСС, вып. 4. 1989. -С. 82 84 и др.
- Маркс К., Энгельс Ф. ПСС. Т. 16.- М: Госполитиздат, 1962. С. 30.
- Мартемьянова Т. Маланьина свадьба // Смена, № 9. 1992. С. 154 — 167
- Меньшиков М. Клевета обожания // Меньшиков М. О. Критические очерки. Т. 2. -СПБ: 1902.-С. 136−174.
- Мережковский Д. С. Грядущий Хам // Д. С. Мережковский. Больная Россия. Л: ЛГУ, 1991.-С. 13−45.
- Мережковский Д. С. Записные книжки и письма // Русская речь, № 5.1993. С. 25 -40.
- Мережковский Д. С. Пушкин // Д. С. Мережковский. В тихом омуте. М: Советский писатель, 1991. — С. 146 — 212.
- Мережковский Д. С. Теперь или никогда // Д.:С. Мережковский. Больная Россия. Л: ЛГУ, 1991.-С. 46 — 72.
- Д. С. Мережковский: Pro et contra. Личность и творчество Д. С. Мережковского в оценке современников. /А. Н. Николюкин/ СПб: РХГИ, 2000. 568 с.
- Д. С. Мережковский: мысль и слово. /Н. К. Королева/ М: Наследие, 1999. — 350 с.
- Мещерякова Л. А. Исторические романы Д. Л. Мордовцева. Автореферат дисс. На соискание степени к. филол наук., Самара, Самарский госпедуниверситет, 1995. 17 с.
- Милюков П. Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. СПб: тип. В. С. Балашова, 1892. 780 с.
- Милюков П. H. Петр I // Энциклопедия Брокгауза и Евфрона, т. 46. (1890) М: Терра, 1992.-С. 487−495.
- Минц 3. Г. О трилогии Д. С. Мережковского Христос и антихрист // Д. С. Мережковский. Христос и Антихрист. Т. 1. М: Книга, 1989. — С. 5 -26.
- Минц 3. Г. Комментарии // Д. С. Мережковский. Христос и Антихрист. Т. 4. М: Книга, 1989.-С. 598−601.
- Молчанов H. Н. Дипломатия Петра Великого. 4-е изд., М: Международные отношения, 1991.448 с.
- Мущенко Е. Г. Поэтика прозы А. Н. Толстого. Воронеж, Изд. Воронежского университета, 1983.106 с.
- Новикова JI. И., Сиземская И. М. Русская философия истории. М: Аспект — Пресс, 2000. 399 с.
- Новопрудский С. За царя. //Известия, 31.01.01.
- Овсянников Ю. Петр Великий. Первый русский император. М: Аст — пресс, 2001. 240 с.
- Оларт Е. Петр I и женщины. Ставрополь: Дело, /репр. воспр. издания 1912 г./, 1990. 28 с.
- Павленко H И. Петр Великий. М: Мысль, 1990. 591 с.
- Павленко Н. И. Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» глазами историка // Россию поднял на дыбы. Т. 2. М: «Молодая гвардия», 1987. — С. 428 — 448.
- Паламарчук П. Москва или третий Рим? М: Современник, 1991. 365 с.
- Панченко А. М. Русская история и культура. СПб: Юна, 1999. 520 с.
- Пауткин А. И. Советский исторический роман. М: Знание, 1970.111с.
- Перхин В. В. Художественная проза А. Н. Толстого в оценке дореволюционной и советской критике // Художественный мир А. Н. Толстого. Статьи. Сообщения /В. Скобелев/- Куйбышев, Кн. Издательство, 1983. С. 101 — 135.
- Петелин В. В. Жизнь Алексея толстого. Красный граф. М: 2001. 940 с.
- Петр I Великий // Большая Советская Энциклопедия. /Б. А. Введенский/, Т.32.2-е издание. М: БСЭ, 1955. — С. 583 — 585.
- Петр Великий в его изречениях. М: Худож. лит., /репр-е воспр. с изд. 1910 г./, 1991. 127 с.
- Петр Великий: Pro et contra. /Д. Бурлака/, M: РХГИ, 2001.760 с.
- Петров С. М. Русский советский исторический роман. М.: Современник, 1980.413 с.
- Петрухинцев H. Н. Два флота Петра I: технологические возможности России. // Вопросы истории, № 4.2003. С. 117 — 128.
- Петухова Е. Как видели шведы Петербург во время Северной войны // Нева, № 2. 2002.-С.230−231.
- Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М: Летопись — М, 2000.742 с.
- Платонов С. Ф. Петр Великий в современной беллетристике. А. Толстой и Б. Пильняк // Платонов. Под шапкой Мономаха. М: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 371 — 376.
- Платонов С. Ф. Петр Великий. Личность и деятельность // С. Ф. Платонов. Под шапкой Мономаха. М: Прогресс- традиция, 2001. — С. 371 — 454.
- Плоткин JT.A. Даниил Гранин. Очерк творчества. Л: Советский писатель, 1975.248с.
- Плоткин Л. А. Писатель и эпоха. Л: Советский писатель, 1981. 496 с.
- Погодин М. П. Петр Первый и национальное органическое развитие // Петр Великий: Pro et contra. СПб: РХГИ, 2001. — С. 204.
- Покровский M. Н. Русская история с древнейших времен // Избранные произведения в 4-х книгах. Кн. 1. М: Мысль, 1966. 726 с.
- Поляк Л. М. Алексей Толстой художник. — М: Наука, 1964.462 с.
- Поляков Л. В. Россия и Петр // Петр Великий: Pro et contra. M: РХГИ, 2001. — C.573 -709.
- Пономарева Г. M. В Европу прорубить окно // Русская речь. № 4.1991. С. 18−19.
- Прокопович Ф. Слово на погребение Петра Великого // Петр Великий: Pro et contra. -СПб: РХГИ, 2001. С. 15 — 18.
- Пчелов Е. Романовы. История династии. М: Олма-пресс, 2004.494 с.
- Пьяных М. «Медный всадник» Пушкина в восприятии русских писателей и философов трагического XX столетия // Нева, № 5.2003. С. 119 — 127.
- Растопчина Н. Личность героя, личность автора // Нева, № 2.1979. С. 174.
- Ревич В. Алексей Толстой как зеркало русской революции // Знание Сила, 1996. № 4.-С. 119−128.
- Рождественская И. С., Ходюк А. Г. А. Н. Толстой. Семинарий. Л: Учпедгиз, 1962. -С. 326.
- Розанов В. Среди иноязычных // Мир искусства, 1903. № 7 8. // Д. С. Мережковский: Pro et contra. — СПб, РХГИ, 2001. — С. 8 — 103.
- Розанов В. Трагическое остроумие // Д. С. Мережковский: Pro et contra. СПб, РХГИ, 2001.-С. 104−108
- Берне. Г. Розенталь. Мережковский и Ницше // Д. С. Мережковский: мысль и слово /Н. К. Королева/ М: Наследие, 1999. — С. 119 — 136.
- Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. /А. П. Богданов/. М: Современник, 1990.445 с.
- Рымарь И. Т., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж, Логос-Траст, 1994. 265 с.
- Сахарнов А. Н., Назаров В. Д., Боханов А. Н. Подвижники России. 2-е изд. М: Русское слово, 2002.496 с.
- Свердлов М. И. Добро и зло в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» // Русская словесность, 1999. № 4. С. 51−53.
- Селюнин В. Истоки // Новый мир, № 5.1988. С. 182.
- Соловьев В. С. Несколько слов в защиту Петра Великого // Петр Великий: Pro et contra. СПб: РХГИ, 2001. — С. 368−385.
- Соловьев С. М. История России с древнейших времен. В 15 кн. Кн. IX, М: Соцэкгиз, 1963. 701с.
- Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом. М: Наука, 1984.232 с.
- Сологуб Ф. О грядущем Хаме Мережковского // Д. С. Мережковский: Pro et contra. -СПб, РХГИ, 2001. С. 135 — 139.
- Сологуб Ф. О Грядущем Хаме Мережковского // Золотое руно, 1906. № 4. С. 102 -105.
- Солоневич И. И. Народная монархия. М: ЭКСМО, 2003. 608 с.
- Сталин И. В. И. В. Сочинения. Т. 11. С. 248.
- Старчаков А. Алексей Николаевич Толстой. Критический очерк. Л: Госполитиздат, 1935.-С. 35.
- Сыромятников Б. И. Регулярное государство Петра Первого и его идеология. М: Госполитиздат, 1943.152 с.
- Тихомиров А. А. Монархическая государственность. М: Облиздат, 1998. 672 с.
- Толстая Л. Работа Алексея Толстого над романом «Петр Первый» // Огонек, 1946. №. 4.-С. 15−16.
- А. Н. Толстой. Материалы и исследования /А.: М. Крюкова/. М: Наука, 1985. 528 с.
- Трубецкой Н. С. Наследие Чингисхана. М: Аграф, 1999. 560 с.
- Удонова 3. В. Основные этапы развития советского исторического романа. М: 1961. 49 с.
- Ульянов Н. И. Петровские реформы // СПб-Панорама, № 5. С. 3 — 4,16−18.
- Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб- Азбука, 2000. 352 с.
- Успенский Б. А. Царь и Патриарх: харизма власти в России. М: Языки русской культуры, 1998. 680 с.
- Финк JI. А. Необходимость Дон-Кихота. Книга о Данииле Гранине. М: Советский писатель, 1988. 320 с.
- Фирсов Н. Н. Петр I. Великий московский царь и император всероссийский // Петр Великий: Pro et contra. М: РХГИ, 2000. — С. 337 — 354.
- Фирсов Н. Н. Петр Великий как хозяин (1901 г.) // Петр Великий: Pro et contra. СПб: РХГИ, 2001.-С. 354−367.
- Флорова Л. Н. Трилогия Д. С. Мережковского Христос и Антихрист: история изучения и вопросы поэтики. Автореф. на соискание степени к. филол. наук. М: МГОПУ, 1997. 20 с.
- Хоскинг Д. Мы в империи. Империя в нас // Родина, № 1.1995. С. 32 — 37.
- Черная Л. Открытый всему миру град // Наука в России, № 2. 2002. С. 108 — 112.
- Чуковский К. И. Тайновидец вещи // Д. С. Мережковский: Pro et contra. СПб: РХГИ, 2001. С. 142−148.
- Шерман Е. Путеводитель по преисподней или Петербург в русском историческом романе // Нева, 1998. № 4. 168 180.
- Шестов Л. Власть идей // Мир искусства, 1903. № 1 2. // Д. С. Мережковский: Pro et contra. — СПб, РХГИ, 2001. — С. 109 — 134.
- Шестопал Е. Этюды психиатра // Диалог, № 2.1992. С. 31 — 37.
- Шмурло Е. Ф. История России. М: Аграф, 1997. 736 с.
- Шмурло Е. Ф. Петр Великий в оценке современников и потомства (1912) // Петр Великий: Pro et contra. СПб: РХГИ, 2001. — С. 532 — 572.
- Штурман Д. Кто виноват и что виновато? // Новый мир, № 2. 1993. С. 144.
- Шурыгин А. О Петре Первом А. Толстого // Новая Сибирь, 1935. № 9. С. 90 — 100.
- Щенникова Л. П. Дмитрий Мережковский: структура сознания философствующего поэта на пороге XX века // Филологические науки, 2002. № 6. С. 3 — 11.
- Щербатов М. М. Рассмотрение о пороках и самовластии Петра Великого // Петр
- Великий: Pro et contra. СПб: РХГИ, 2001. — С. 57 — 81.
- Щербина В. Р. Алексей Николаевич Толстой: творческий путь. М: Советский писатель, 1956. 618 с.
- Эвентов И. Войны Петровской эпохи // Знамя, 1935. № 1. С. 216 — 231.
- Юхт А. И. Денежная реформа Петра I // Вопросы истории, № 3.1994. С. 26 — 40.