Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Любовная лирика А. А. Фета

ДокладПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особо впечатляет искренность одного из произведений, что автор действительно нашел «старые письма», всколыхнувшие те воспоминания, которые своей силой причиняют боль. Строчки пронизаны столь мощным сожаленьем и ностальгией, что заставляют сжиматься сердце читателя, хотя на момент написания (1859 г.) Афанасию Фету едва исполнилось сорок лет. Так что же такое поэтическая действительность А. А… Читать ещё >

Любовная лирика А. А. Фета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Любовная лирика А.А. Фета

Жизнь и искусство — это не синонимы. Это зависимые друг от друга суверенные миры. Поэт — мостик между ними. Его задача — отражать этот мир. Со всей его красотой и безобразием, со всеми его парадоксами и противоречиями. Ничего не выдумывая, а лишь преломляя через себя действительность.

Поэтическая действительность Фета — плетение словесных кружев. Вот что осознается: упрямое движение во времени и в пространстве, выход от слов к действию, неизбежность эмоциональных взрывов, поиск истины, сбивчивость.

Фиксация момента, отдельные впечатления, иное расположение порядка слов — всё это в нем, в его поэзии. Это позволяет передать ту самую действительность. С её помощью в стихотворении «Шумела полночная вьюга» автор ещё больше усиливает холодность и отдалённость лирических героев, которую можно выделить из контекста. Между ними встала стена молчания. Её неожиданно обрывают слова: «О друг мой, скажи, что с тобой? Я знаю давно, что со мной!» Звуки «трепета» и «дрожания» становятся треском, шумом, стихией. Это показывает лирический сюжет совершенно с другой стороны. На самом деле с лирическими героями происходит нескладность, негармоничность отношений двух, возможно, случайно встретившихся людей.

Человеческие чувства являются основой импрессионизма, а основа чувств — впечатления. Впечатления — это некий внутренний отпечаток образов и событий. «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это произведение», — так А. А. Фет говорил о своих эмоциях, способных подарить особое вдохновение. Поэтическое воображение, словно божественная муза, должно творить чудеса с умом читателей. Что запоминается после прочтения стихотворения? Что мы чувствуем?.. О чем думаем?.. Послевкусие, оставленное от произведения, вот главная цель поэта-романтика.

Любовные переживания и поэзия неспокойного человечества сердца, где любовь — сущность человека, его слияние с природой. Вот почему так просто провести параллель и ощутить неразрывную связь между природой и человеком. Практически все стихотворения, которые, казалось бы, написаны о природе, рассказывают и о любовных переживаниях. Особенность стихов Фета о любви в том, что они не о желании страсти, не о мучениях ревности, не о любовном томлении, а о поразительной красоте этого чувства. Красоте, которая позволяет увидеть всю прелесть мира. Может быть, это одна из главных причин, почему нераздельны в стихах Фета любовное чувство и чувство очарования природы. И. В. Боткин подтверждал: «Мотивы Фета заключат в себе иногда такие тонкие… можно сказать, эфирные оттенки чувств, что нет возможности удивить их в определенных отчетливых чертах, и их только чувствуешь…». Это незримое слияние даёт ощущение гармонии во всём:

поэт фет стих любовь Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветёт.

Цветение сердца — сокровенная сфера души поэта. Любовная лирика А. А. Фета соткана из противоречий: это не только радость, но и муки, и страдания. Образ любимой женщины приносит счастье, горестные муки — великое блаженство.

И опять в полусвете ночном

Средь верёвок, натянутых туго,

На доске этой шаткой вдвоём Мы стоим и бросаем друг друга.

Один из его близких друзей, Я. П. Полонский, в письмах к автору, незадолго до его смерти, заявлял: «…внутри тебя сидит другой, никому не ведомый и нам, грешным, невидимый человек, окруженный сиянием… Ты состарился, а он молодец! Ты всё отрицаешь, а он верит!». Вот почему самые сильные, самые страстные и самые прекрасные стихи о любви написаны не пылким юношей и не влюблённым молодым человеком, а преклонным старцем.

Фет прожил жизнь поэта-лирика, накопил достаточно большой жизненный и любовный опыт. Был женат на Марии Боткиной, затем был влюблен в молодую пианистку — Марию Лазич.

Образ любимой девушки, трагически погибшей, не оставлял его до конца жизни.

И снится мне, что встала из гроба Такой же, какой ты с земли отлетела.

И снится, и снится: мы молоды оба,

И ты взглянула, как прежде глядела.

Мотив огня встречается буквально в каждом произведениям, являясь символом страстной любви и живым напоминанием трагического случая. Стихотворения данного цикла становятся исключением среди всей любовной лирики, представляющей собой гармоническое слияние противоречий.

…Как на черте полночной доли Тот огонёк, Под дымкой тайною печали Я одинок…

В этом стихотворении А. А. Фет сравнивает себя с огнём, но не как со стихией, а с «огоньком» — частичкой всего огня, то есть Фет — одинокий маленький человек среди всего человечества.

Особо впечатляет искренность одного из произведений, что автор действительно нашел «старые письма», всколыхнувшие те воспоминания, которые своей силой причиняют боль. Строчки пронизаны столь мощным сожаленьем и ностальгией, что заставляют сжиматься сердце читателя, хотя на момент написания (1859 г.) Афанасию Фету едва исполнилось сорок лет.

Давно забытые, под лёгким слоем пыли, Черты заветные, вы вновь передо мной И в час душевных мук мгновенно воскресили Все, что давно-давно, утрачено душой.

Так что же такое поэтическая действительность А. А. Фета? Это описание красоты и безобразия мира. Это упрямое движение во времени и в пространстве, выход от слов к действию. Это поэзия неспокойного человеческого сердца, любовные переживания, отдельные впечатления. Всё это в нем, в его поэзии. И всё — для нас.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой