Психофизиологические основы мышления, языковая способность и речевая деятельность
Речевая деятельность индивида (в том числе высказывание, текст), проявляющая универсальные когнитивные механизмы и субъектный выбор когнитивных моделей, — материал для диагностики состояния языковой способности, речевой компетенции. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ — это правила речевого поведения, специфические для определенной нации, которые реализуются в системе устойчивых формул и выражений, принятых обществом… Читать ещё >
Психофизиологические основы мышления, языковая способность и речевая деятельность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Язык — система словесного выражения мыслей. Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и, фактически, отождествляют язык и мышление.
Психофизиология речи и мышления — раздел психофизиологии, изучающий роль разных областей мозга в речевых процессах.
Мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.
Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Мышление— процесс обработки информации головным мозгом.
Понимание феноменов языковой способности как динамического, постоянно усложняющегося механизма, принадлежащего языковому сознанию индивида, обусловливает необходимость разработки лингвистами современных способов диагностики ее состояния. Языковая способность понимается как система потенциальных языковых представлений (Л.В. Щерба), потенциальная готовность носителей языка к пониманию и производству речи (Г.И. Богин).
Речевая деятельность индивида (в том числе высказывание, текст), проявляющая универсальные когнитивные механизмы и субъектный выбор когнитивных моделей, — материал для диагностики состояния языковой способности, речевой компетенции.
Утверждение о том, что «усвоение языка есть … превращение его из предметной формы в форму деятельности и затем — формирование соответствующих умений, соответствующей речевой способности», указывает на деятельную природу любой формы существования языка в сознании человека, с одной стороны, и зависимость речевой компетенции от сформированности самих универсальных механизмов, освоенности оптимизирующих когнитивных стратегий, с другой. Не случайно исследователи вводят разграничение понятий языковая способность / когнитивная компетенция, языковая способность / коммуникативная компетенция, речевая компетенция, языковая компетенция.
РЕЧЬ — это конкретное говорение, имеющее определенные временные рамки и звуковую или письменную форму. Под речью понимают как речевую деятельность (т.е. процесс говорения), так и речевые произведения (т.е. результат говорения). Виды речевой деятельности могут быть различными.
1. В зависимости от формы выражения они делятся на:
устные (говорение — порождение речи, аудирование — восприятие устного сообщения), письменные (письмо — создание письменного текста и чтение — восприятие письменного текста).
2. В зависимости от того, порождает ли человек речь или воспринимает ее, виды речевой деятельности делятся на:
продуктивные виды (говорение и письмо),.
рецептивные виды (аудирование и чтение).
3. В зависимости от количества участников виды деятельности делятся на:
монологическую речь (речь одного человека, обращенная к слушателям или к самому себе),.
диалогическую речь (форма речи, при который происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами).
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ — это правила речевого поведения, специфические для определенной нации, которые реализуются в системе устойчивых формул и выражений, принятых обществом для вежливого общения, с собеседником.