Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие аутсорсинга услуг в таможенной сфере

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таможенное оформление товаров — это целый комплекс мероприятий, выполнение каждого из которых требует серьезных материальных затрат на оборудование и программное обеспечение, не говоря уже о необходимости специальных экспертных познаний в узких областях. Оно начинается еще с момента пересечения границы, а при предварительном декларировании еще раньше, где товар сразу же попадает под таможенный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы услуг в таможенной сфере
    • 1. 1. Понятие, сущность и роль услуг в таможенной сфере
    • 1. 2. Классификация услуг в таможенной сфере
    • 1. 3. Аутсорсинг услуг в таможенной сфере
  • Глава 2. Современное состояние рынка услуг в таможенной сфере на примере Самарской области
    • 2. 1. Анализ рынка услуг таможенных брокеров в Самарской области
    • 2. 2. Тенденции развития услуг по временному хранению в Самарской области
    • 2. 3. Оценка состояния рынка услуг по таможенной перевозке в Самарской области
  • Глава 3. Перспективы развития услуг в таможенной сфере
    • 3. 1. Оценка динамики и структуры внешнеэкономической деятельности Самарской области
    • 3. 2. Перспективы развития рынка услуг в таможенной сфере на примере Самарской области
    • 3. 3. Определение экономического эффекта от внедрения управляемого аутсорсинга услуг в таможенной деятельности

Развитие аутсорсинга услуг в таможенной сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Нахождение оптимальных путей и методов интеграции российской экономики в мировое хозяйство невозможно без овладения богатейшим инструментарием, имеющимся в арсенале многих зарубежных стран и международных организаций. Учитывая это, Россия в последнее время активизировала работу по реформированию национального законодательства (в частности, в сфере регулирования внешнеэкономических связей), приближая его к общепринятым в международной торговле правовым нормам.

Работа над созданием нового Кодекса началась давно, на некоторое время приостанавливалась, затем возобновлялась и вот, наконец, завершилась в 2003 году. Принятый Таможенный кодекс подвел черту под десятилетней историей своего предшественника — Таможенного кодекса РФ 1993 года, и вступил в силу 1 января 2004 года.

Последнее десятилетие убедило всех в том, что таможенное законодательство касается не какой-то ограниченной прослойки общества, не какого-то отдельного сектора экономики, но непосредственно затрагивает интересы большинства россиян. Таможенный кодекс регламентирует интересы бизнес-сообщества и граждан, пересекающих таможенную границу с самыми разными целями (туризм, гуманитарные контакты, деловые поездки и т. д.). Он касается даже тех, кто не планирует отправляться за границу: регламентируя порядок уплаты таможенных платежей, законодательство затрагивает интересы многомиллионной армии покупателей иностранных товаров. Таможенные пошлины, НДС и акцизы на ввозимые товары, будучи косвенными налогами, включаются в цену товара и тем самым касаются практически каждого семейного и иного бюджета.

Наконец, следует помнить о том, что сегодня Российская таможенная служба дает около 40 процентов всех налоговых поступлений в федеральный бюджет.

За последние годы изменился взгляд таможенного ведомства на его взаимоотношения с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Упростились многие таможенные процедуры, «зеленый коридор» открывается законопослушным участникам ВЭД, имеющим хорошую таможенную и налоговую историю.

В 2002 году в Послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ В. В. Путин обратил особое внимание на то, что прямой обязанностью государства является предоставление населению качественных публичных услуг, а в 2005 году перед Федеральной таможенной службой (ФТС) России была поставлена задача разработать четкие стандарты по предоставлению таможенных услуг.

В условиях развития в России рыночных отношений влияние на внешнеэкономическую деятельность такого фактора как возможности услуг в таможенной сфере приобрело определяющее значение. Прохождение таможенных формальностей является не имеющей альтернативы обязанностью участника внешнеэкономической деятельности, желающего реализовать свое право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. Специалист в области таможенного менеджмента C.B. Барамзин отмечает, что «как орган, созданный государством, таможня должна быть надежным регулятором внешнеторговой деятельности и гарантом соблюдения таможенного законодательства», но с другой стороны, «как участник процедур внешнеэкономической деятельности таможня должна обеспечить такое качество своей работы, чтобы для законопослушного участника внешнеэкономической деятельности таможенное оформление и таможенный контроль были естественным этапом торговых процедур, не тормозящим производственные процессы"1.

Также необходимо отметить, что в настоящее время большинство участников ВЭД не используют в полной мере имеющиеся возможности по.

1 Барамзин СВ. Система управления качеством таможенных процессов как элемент обеспечения экономической безопасности страны // Таможенный вестник. — 1995. — № 7. ускорению и упрощению процесса таможенного оформления и контроля для минимизации связанных с его осуществлением временных и финансовых затрат.

Несмотря на все нововведения, компании, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, все еще сталкиваются с большим количеством проблем, самостоятельно решить которые им бывает не под силу. К подобным проблемам следует отнести как соблюдение всех предусмотренных таможенным законодательством требований, так и решение вопросов, имеющих экономический характер, а именно перевозку и хранение товаров.

Многие компании — участники ВЭД предпочитают не решать все эти проблемы самостоятельно, а обращаться за помощь к профессионалам. В настоящее время все большее распространение получает предоставление разными фирмами услуг, призванных облегчить профессиональную деятельность клиентов. Одним из сегментов бурно развивающегося рынка услуг является рынок услуг, оказываемых в таможенной сфере, чему во многом способствовало реформирование таможенного законодательства в Российской Федерации, в частности принятие нового Таможенного Кодекса.

Услуги, предоставляемые в таможенной сфере, оказывают непосредственное влияние на ускорение и упрощение процессов таможенного оформления и контроля, минимизацию временных и финансовых затрат участников ВЭД, которые они неизбежно несут при прохождении установленных государством таможенных формальностей. Именно поэтому в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности стал особенно актуальным вопрос о ее наиболее выгодном, с экономической точки зрения, таможенном обслуживании.

Однако в настоящее время еще недостаточно разработаны теоретические основы предоставления услуг в таможенной сфере. Так, отсутствует классификация таких услуг, а также предусмотренный Регламентом ФТС России перечень государственных услуг, предоставляемых таможенными органами. Все еще остается неосвещенным большое количество вопросов, связанных с предоставлением подобных услуг. Именно поэтому является актуальным исследование ситуации, сложившейся на рынке услуг, оказываемых в таможенной сфере.

Актуальность, теоретическая и практическая важность проблемы предоставления услуг в таможенной сфере, недостаточная степень ее разработанности в отечественной и зарубежной экономической литературе предопределили выбор темы диссертационного исследования, обусловили научный интерес и практическую значимость его результатов.

Степень разработанности проблемы. В научных работах различных авторов достаточное внимание уделено вопросам управления внешнеэкономической деятельностью, однако делаются лишь отдельные попытки анализа вопросов предоставления услуг в таможенной сфере. Отдельные теоретические и практические вопросы осуществления внешнеэкономической деятельности и таможенного дела рассмотрены в трудах зарубежных ученых: П. Х. Линдерта, Дж. Уилсона, В. Хойера. Вопросы предоставления деловых услуг, их возможностей и особенностей подробно рассмотрены М. Армстронгом, P.JI. Дафтом, Ф. Котлером.

Мировой и российский опыт изучения процессов реализации продукции, работ и услуг обобщен в работах отечественных исследователей: JI.E. Басовского, A.JI. Гуторовой, Ю. П. Кожаева, И. М. Лифица, Н. И. Лыгиной, И. Р. Ляпиной, В. Б. Протасьева, Н. И. Ремезова, Л. А Сосуновой, Н. Е. Титовой, Ю. В. Толстовой, СВ. Шарипова, а также украинского ученого В. Е. Николайчука. Проблемы и методы управления качеством продукции, работ и услуг изучали Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев, Ю. В. Толстова, C.B. Шарипов. Большой вклад в исследование концептуальных основ логистики, предоставления логистических услуг и их аутсорсинга внесла Л. А. Сосунова. Подробно исследовала основные проблемы и тенденции развития современного рынка услуг Д. В. Чернова. Российским исследователем А.Л.

Гуторовой дано подробное теоретическое обоснование вопроса предоставления услуг населению со стороны государства.

Значительный вклад в разработку теоретического и методологического обеспечения процесса управления таможенной деятельностью внесли отечественные исследователи в области таможенного дела: C.B. Барамзин, В. Ю. Дианова, И. И. Дюмулен, А. Д. Ершов, В. Б. Кухаренко, В. В. Макрусев, В. В. Наумов, В. Е. Новиков.

Будучи ведущим специалистом по проблемам теории и методологии систем управления таможенными процессами, C.B. Барамзин является основоположником теории управления качеством таможенной деятельности. В. Ю. Дианова и В. В. Макрусев рассмотрели концептуальные положения предоставления услуг в таможенной деятельности и разработали определение таможенных услуг — как услуг, предоставляемых таможенными органами и компаниями, занятыми в таможенной сфере. А. Д. Ершов, В. В. Наумов, В. Е. Новиков исследовали практические аспекты, связанные с ' предоставлением услуг в таможенной сфере.

Вместе с тем, на сегодняшний момент в отечественной и зарубежной научной литературе недостаточно разработаны теоретические основы предоставления услуг в таможенной сфере. Несмотря на значительный интерес ученых к этому вопросу, не в полной мере исследованы организационные условия, способствующие развитию услуг в таможенной сфере, и их реализация на практике, а также вопросы обеспечения высокой конкурентоспособности услуг в таможенной сфере, в том числе за счет применения наиболее прогрессивных форм таможенного оформления и контроля.

Научная и практическая значимость указанных проблем определила цель и задачи настоящего диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в развитии теоретических основ организации и экономики услуг в таможенной сфере и разработке рекомендаций по их дальнейшему совершенствованию и практическому применению.

Задачи диссертационного исследования. В рамках указанной цели в процессе диссертационного исследования были поставлены и решены следующие задачи:

— определить понятие «услуги в таможенной сфере»;

— выделить классификационные признаки услуг в таможенной сфере и на их основе обосновать классификацию и перечень услуг в таможенной сфере;

— отразить совокупность факторов, оказывающих существенное влияние на предоставляемые услуги в таможенной сфере, и разработать предложения по воздействию на них в целях повышения качества услуг в таможенной сфере;

— проанализировать возможности аутсорсинга как одного из ключевых элементов влияния на увеличение эффективности от применения услуг в таможенной сфереопределить понятие «управляемого аутсорсинга» и дать экономическое обоснование необходимости его применения компаниями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность;

— разработать поэтапную модель внедрения аутсорсинга услуг в таможенной сфере и отразить процедуру управления аутсорсингом.

Объектом исследования являются участники рынка услуг в таможенной сфере и предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

Предметом исследования является организационно-экономический механизм предоставления услуг в таможенной сфере и их аутсорсинг.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам организации и экономики услуг в таможенной сфере, осуществления внешнеэкономической деятельности предприятий, материалы международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференций и семинаров, публикации в периодической печати.

В работе использованы положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, правовых и распорядительных актов ФТС России по вопросам осуществления внешнеэкономической деятельности и ее таможенного регулирования, деятельности таможенных органов, а также таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных перевозчиков, стандартизации услуг.

Информационную базу исследования составили материалы Федеральной таможенной службы России, Приволжского таможенного управления, Самарской таможни, обследуемых предприятий.

В процессе исследования использовались: диалектический метод познания, комплексный подход к изучению выделенного предмета исследования, методы системного, структурного, функционального, сравнительного, логического, экономико-статистического, причинно-следственного анализа, графические методы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теоретических основ организации и экономики услуг в таможенной сфере, подготовке практических предложений по воздействию на факторы, оказывающие существенное влияние на качество таких услуг, изучению перспектив развития услуг в таможенной сфере и разработке вопросов влияния аутсорсинга услуг в таможенной сфере на повышение прибыли организации, осуществляющей внешнеэкономическую деятельность и на развитие рынка услуг в таможенной сфере. Проведенное исследование содержит следующие элементы научной новизны:

— разработано авторское определение понятия «услуги в таможенной сфере» ;

— проведена классификация услуг в таможенной сфере;

— выявлена совокупность факторов, оказывающих существенное влияние на стоимость и время таможенного оформления и таможенного контроля;

— сформулированы предложения по снижению затрат участников ВЭД на таможенное оформление грузовразработана методика расчета экономической эффективности применения наиболее прогрессивных форм декларирования и специальных упрощенных процедур таможенного оформления;

— введено понятие управляемого аутсорсинга, определены его основные характеристики;

— предложена поэтапная модель внедрения управляемого аутсорсинга услуг в таможенной сфере для компании, занимающейся внешнеэкономической деятельностью.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что выполненное диссертационное исследование развивает теоретическую и методологическую базу совершенствования рынка услуг в таможенной сфере, рассматривает основные перспективы развития данных услуг, это может найти применение в работе таможенных органов и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Практическая значимость исследования состоит также в том, что основные теоретические выводы и методические разработки, содержащиеся в диссертационной работе, доведены до уровня конкретных рекомендаций по внедрению в работу крупных предприятий управляемого аутсорсинга. Благодаря этому становится реальным применение наиболее прогрессивных форм декларирования, специальных упрощенных процедур таможенного оформления, а также использование ряда других возможностей по снижению издержек предприятия.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения и результаты диссертационного исследования доложены автором: на Международном научном конгрессе «Проблемы качества экономического роста» (г. Самара, 27−28 мая 2004 г.), Поволжской научно-практической конференции «Шихобаловские чтения: опыт, проблемы и перспективы развития потребительского рынка в регионе» (г. Самара, 17−18 ноября 2005 г.), Международной научно-практической конференции «Логистика, бизнес-статистика, сервис: Проблемы научных исследований и подготовки специалистов» (г. Самара, 22−24 мая 2006 г.),.

По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ, общим объемом 2,65 печ. л.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 144 источников. Объем работы -169 страниц, в том числе основной текст, изложенный на 158 страницах машинописного текста, включающий 19 рисунков, 15 таблиц.

Заключение

.

Методы и формы таможенного регулирования наряду с тарифным и нетарифным регулированием внешнеэкономической деятельности способны самостоятельно стимулировать развитие экономических отношений государства. Являясь административным барьером в осуществлении международной торговли, таможенные формальности непосредственно влияют на цену товара, причем степень этого влияния в последнее время приобретает все большее значение. Если собственно содержание таможенного дела, то есть применение тарифных и нетарифных рычагов государственного регулирования носит объективный обезличенный характер и одинаково для всех субъектов рынка, то качество и своевременность прохождения различных таможенных процедур влияет на эффективность внешнеторговых сделок опосредованно через временной фактор. Значимость этого фактора в настоящее время трудно переоценить, недаром сейчас повсеместно на первый план выдвигаются логистические схемы, позволяющие системно и комплексно подходить к непосредственной реализации внешнеторговых сделок, важным элементом которых является таможенное оформление. Новая редакция таможенного Кодекса Российской Федерации, основанная на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской Конвенции), устанавливает ясные и прозрачные таможенные процедуры, позволяющие значительно ускорить прохождение товарами таможенной границы без снижения эффективности таможенного контроля. Тем не менее, новизна многих положений и комплексный характер таможенного регулирования до сих пор требует специальных познаний в этой области.

Таможенное оформление товаров — это целый комплекс мероприятий, выполнение каждого из которых требует серьезных материальных затрат на оборудование и программное обеспечение, не говоря уже о необходимости специальных экспертных познаний в узких областях. Оно начинается еще с момента пересечения границы, а при предварительном декларировании еще раньше, где товар сразу же попадает под таможенный контроль, продолжается при перевозке товара во внутренний таможенный органзатем товар помещается на временное хранение, декларируется и выпускается в свободное обращение. С момента пересечения границы в отношении данного товара возникает задолженность по уплате таможенных платежей, которая должна быть обеспечена на всех этапах таможенного оформления вплоть до реальной уплаты. Участнику ВЭД трудно самому разобраться в хитросплетениях таможенных процедур, поэтому в настоящее время сложились благоприятные условия для создания цивилизованного рынка услуг в таможенной сфере.

В результате проведенного исследования были определены роль и значение услуг, обслуживающих внешнеэкономическую деятельность компаний, а именно то, что они обеспечивают заключение и реализацию международных торговых сделок в целях продвижения продуктов (товаров, имеющих вещественно-материальную форму, а также услуг или объектов интеллектуальной собственности, являющихся нематериальными ценностями) от продавца к покупателю и являются «необходимой предпосылкой и обязательным условием"86 осуществления внешнеэкономической деятельности. Проведено разграничение между понятиями «таможенные услуги» и «услуги в таможенной сфере». Дано авторское определение понятия «услуги в таможенной сфере», под которыми понимается деятельность компаний, обладающих полномочиями на осуществление коммерческой деятельности в области таможенного дела, в целях обеспечения перемещения товаров и транспортных средств через таможенные границы государств при продвижении товаров от продавца к покупателю в соответствии с требованиями этих государств.

Рассмотрены основные перспективы развития услуг, оказываемых в.

86 Дегтярева О. И., Полянова Т. Н., Саркисов C.B. Внешнеэкономическая деятельность. М., 2004. С. 9. таможенной сфере, и определено, что одной из таких перспектив является разработка и внедрение управляемого аутсорсинга. В целях полного освещения данного вопроса в работе рассмотрены существующие понятия термина «аутсорсинг», выявлены причины его развития в современной России. Обозначены основные плюсы и минусы аутсорсинга, проанализированы общие возможности и особенности таможенного аутсорсинга.

В работе изучено современное состояние самарского рынка услуг, оказываемых в таможенной сфере, а также рассмотрено развитие внешнеэкономических связей региона, которые имеют определяющее значение для развития компаний, осуществляющих ВЭД и являющихся потребителями услуг в таможенной сфере. На основе статистических данных, полученных на самарской таможне, а также у отдельных таможенных брокеров, определены наиболее конкурентоспособные компании, представленные на самарском рынке услуг в таможенной сфере, дана общая характеристика данного рынка. Сделан вывод о том, что на сегодняшний день в Самарской области из всех видов услуг, оказываемых в таможенной сфере, наилучшим образом развиты услуги по таможенному оформлению. При этом и в данном секторе услуг есть существенные недостатки, а, следовательно, перспективы для развития.

В диссертационном исследовании рассмотрены перспективы развития самарского рынка услуг в таможенной сфере. Изучены возможности законодательных и таможенных органов страны повлиять на развитие услуг в таможенной сфере. Проанализированы неиспользуемые возможности, такие как создание таможенных складов, развитие услуг экспедиторов, а также консолидацию различных услуг у одного провайдера и предоставление единого комплекса услуг в таможенной сфере.

От оказания отдельных услуг по перевозке, складированию и декларированию товаров лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела, постепенно переходят к системному обслуживанию всей внешнеторговой деятельности субъектов ВЭД, то есть начинают выступать в качестве единого таможенного оператора. Такие лица имеют широкую филиальную сеть по всей территории Российской Федерации, соответствующую современным требованиям материальную базу и безупречную репутацию. Однако такие организации представлены далеко не во всех’регионах России.

Так, в Самарской области даже не представлены все возможные услуги — нет в регионе ни автомобильного таможенного перевозчика, ни таможенного склада. Кроме того, очень слабо развит рынок временного хранения, хотя в данном случае нельзя не отметить тот факт, что, как открывая собственные склады временного хранения, так и используя аутсорсинг операций временного хранения, организации тем самым подменяют цели средствами, так как можно вообще избежать проведения этой таможенной операции, если оптимально использовать процедуру предварительного декларирования. При проведении этой таможенной операции не стоит выбирать между расходами на содержание собственного СВХ и размером платы за хранение товара на СВХ, принадлежащем третьему лицу, а стоит задуматься над тем, как вообще свести до минимума время проведения данной процедуры путем грамотного и оптимального декларирования.

Именно поэтому в настоящее время возникает необходимость построения таможенных логистических систем участниками внешнеэкономической деятельности и интеграции данных систем в общую логистическую цепь внешнеэкономической сделки. К сожалению, в настоящее время участники внешнеэкономической деятельности не применяют весь комплекс предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации инструментов, и не учитывают возможности увеличения рентабельности внешнеэкономических операций. Это происходит главным образом из-за недостаточного знания таможенного законодательства, а не от нежелания пользоваться новыми способами таможенного оформления товаров.

Еще одной проблемой Самарского рынка услуг, оказываемых в таможенной сфере, является отсутствие комплексного характера оказания данного вида услуг. В идеале таможенный оператор должен не только выполнять механическую работу по заполнению таможенной декларации, но и производить предварительную проработку проекта, осуществлять консультирование, предвидеть возможные препятствия до того, как они наступили, использовать новейшие технологии оказания услуг в таможенной сфере, основанные на информационно — технических решениях, например, электронное декларирование. При этом подобная проблема является характерной не только для Самарской области, но и для всего государства в целом.

Нет нужды говорить о том, что любому предприятию, занимающемуся внешнеэкономической деятельностью, будет намного удобнее обратиться к одному лицу, которое сможет решить все возникающие у этого предприятия проблемы и предложит ему полный спектр услуг, от таможенного оформления до перевозки и временного хранения. Пока же подобных фирм на российском рынке услуг недостаточно. Хотя многие таможенные брокеры и берутся за решение вопросов по перевозке и хранению, осуществляют они подобную деятельность не самостоятельно, а обращаясь в сторонние фирмы. Подобное решение хоть и облегчает жизнь заказчика, но все же является для него экономически невыгодным, так как кроме услуг по перевозке он оплачивает и посреднические услуги таможенного брокера. При этом в Самаре есть все возможности для появления организаций, оказывающих полный комплекс услуг.

В работе представлены критерии выбора наиболее оптимального способа осуществления таможенного оформления либо путем самостоятельного осуществления всех таможенных операций, либо путем делегирования всех или некоторых своих полномочий сторонним организациям, что в современной экономической литературе именуется термином «аутсорсинг». Было установлено, что прибегание к аутсорсингу таких таможенных операций как внутренний таможенный транзит и 1 декларирование товаров является наиболее оптимальным решением для большинства субъектов ВЭД при условии, что стратегические решения будут приниматься ими самостоятельно.

Обозначена проблема незаинтересованности компаний, предоставляющих услуги в таможенной сфере, использовать наиболее современные формы таможенного оформления и заботиться о снижение издержек у компании-заказчика, данный тезис обоснован экономически. В силу наличия у брокера собственных экономических интересов, прямо противоположных интересам декларанта, он не заинтересован в упрощенных и ускоренных методах проведения таможенных операций, поэтому наличие у организации собственного специалиста в области таможенного дела, а при средних и крупных масштабах деятельности — соответствующего отдела, позволит говорить с таможенным брокером на равных и не позволит последнему навязывать удобные и выгодные для него формы.

Таким образом, наиболее эффективным инструментом для компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, является управляемый аутсорсинг, который и подразумевает наличие в компании собственного специалиста или отдела для решения стратегических вопросов и поиска снижения издержек предприятия не только в транспортной, но и в производственной части работы предприятия. В работе рассмотрен порядок принятия решения о применении управляемого аутсорсинга, проанализирована эволюция системы таможенного оформления грузов компании, занимающейся внешнеэкономической деятельностью и приобретающей услуги в таможенной сфере, построена поэтапная модель внедрения управляемого аутсорсинга, рассмотрены необходимые действия на каждом этапе, на реальных примерах рассмотрен и подсчитан экономический эффект от внедрения управляемого аутсорсинга.

В качестве основного вывода можно сказать, что ни полный аутсорсинг таможенных операций, ни полностью самостоятельное их осуществление не будут являться правильным управленческим решением для большинства участников ВЭД. Необходимо гармоничное сочетание обоих методов проведения таможенного оформления, базирующееся на знании предмета деятельности, осознанное привлечение специалистов, если это дает положительный экономический эффект и позволяет оптимизировать расходы. А для этого необходимо видеть не только формальную сторону проведения таможенных операций и процедур, но и проникать в их сущность, понимать, что их изобилие и разнообразие обусловлено сложностью процессов внешнеэкономической деятельности и предназначено как раз для того, чтобы в зависимости от содержания сделки применять различные формы и способы таможенного оформления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Правовые и распорядительные акты
  2. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-Ф3(ред. от 11.11.2004) // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  5. Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (принят ГД ФС РФ 13.12.2001) // Российская газета. 2002. — .№ 6. -12 янв.
  6. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003−1 «О таможенном тарифе» «Российская газета» от 5 июня 1993 г
  7. Указ Президента РФ от 11.05.2006 № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» // Российская газета. 2006. — № 99. — 12 мая.
  8. Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 № 429 «О Федеральной таможенной службе» // СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3637.
  9. Постановление Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услугП // СЗ РФ. 2005. JND 47. Ст. 4933.
  10. Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 2. Ст. 260.
  11. Распоряжение Правительства РФ от 28.02.2006 № 266-р «О Концепции развития национальной системы стандартизации» // СЗРФ. 2006. №. 10. Ст. 1129.
  12. ГОСТ Р 50 646−94. Услуги населению. Термины и определения // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  13. ГОСТ Р 51 133−98. Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования // М., ИПК Издательство стандартов, 1998.
  14. Временный классификатор услуг во внешнеэкономической деятельности (ред. от 06.02.2001) (утв. Госкомстатом СССР 1991) // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  15. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002−93 (ОКУП) (ред. от 01.07.2003) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163) // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  16. Приказ ГТК РФ от 26 февраля 2001 г. № 209 «О некоторых особенностях учреждения таможенных складов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 9 апреля 2001 г., № 15.
  17. Приказ ГТК РФ от 29 ноября 2002 г. № 1284 «Об утверждении Правил приема грузовых таможенных деклараций"// «Российская газета» от 8 февраля 2003 г. № 25.
  18. Приказ ГТК РФ от 3 сентября 2003 г. № 960 «Об утверждении Положения о включении юридических лиц в Реестр владельцев таможенных складов и порядке его ведения ГТК России» // Российская газета 2003 — № 203 — 9 октября.
  19. Приказ ГТК РФ от 8 сентября 2003 г. № 972 «Об утверждении Положения об учреждении и функционировании таможенных складов, владельцами которых являются таможенные органы» // Российская газета 2003 — № 203 — 9 октября.
  20. Приказ ГТК РФ от 8 сентября 2003 г. № 973 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров» // Российская газета 2003 — № 241 — 27 ноября.
  21. Приказ ГТК России от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  22. Приказ ГТК России от 26.09.2003 № 1070 «Об утверждении Положения о порядке включения в Реестр владельцев складов временного хранения» (зарегистрирован в Минюсте РФ 03.11.2003 .ЛГ2 5213) // Российская газета. 2003.-№ 234.-18 ноября.
  23. Приказ ГТК России от 02.10.2003 № 1098 «Об утверждении Правил ведения Реестра таможенных брокеров (представителей)» (зарегистрирован в Минюсте РФ 21.10.2003 № 5190) // Российская газета. 2003. — № 223. — 04 ноября.
  24. Приказ ГТК России от 27.11.2003 № 1343 «Об утверждении Положения о включении юридических лиц в Реестр таможенных перевозчиков и порядке его ведения» (зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2003 № 5354) // Российская газета. 2003. — № 259. — 25 декабря.
  25. Приказ ГТК России от 23.12.2003 № 1509 «Об утверждении Инструкции об информировании и консультировании повопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов» // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  26. Приказ ГТК России от 06.02.2004 № 160 «Об утверждении Порядка аттестации специалистов по таможенному оформлению» (зарегистрирован в Минюсте РФ 19.02.2004 № 5565) // Российская газета. 2004. — № 41. — 02 марта.
  27. Письмо ГТК РФ от 3 марта 2004 г. № 01−06/7790 «О договоре таможенного брокера с представляемым лицом» // «Таможенный вестник», апрель 2004 г., № 7.
  28. Приказ ГТК России от 30.03.2004 № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме» (зарегистрирован в Минюсте РФ 22.04.2004 № 5767) // Российская газета. 2004. -№ 88. — 27 апр.
  29. Приказ ФТС России от 11.08.2006 № 762 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.09.2006 № 8225) // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  30. Письмо ГТК РФ от 11 декабря 2003 г. № 01−06/48 433 «О внесении обеспечения уплаты таможенных платежей». Текст письма официально опубликован не был.
  31. Письмо ГТК РФ от 11 декабря 2003 г. № 01−06/48 588 «Об использовании таможенного режима таможенного склада с 1января 2004 года». Текст письма официально опубликован не был.
  32. Письмо ГТК РФ от 16 декабря 2003 г. № 06−11/48 927 «О работе с обеспечением уплаты таможенных платежей». Текст письма официально опубликован не был.
  33. В.Д. Россия в мировой экономике. М.: Владос, 2002. — 400 с.
  34. СВ. Развитие управления таможенной деятельностью в России (теоретико-методологический аспект): Дис. докт. экон. наук. М., 2000. — 305 с.
  35. СВ. Управление качеством таможенной деятельности. М.: РИО РТА, 2004. — 356 с.
  36. Н. А. Услуги (социально-правовой аспект). Саратов: изд-во «Стило», 2001. — 192 с.
  37. Н.М., Иванов В. Н., Кухаренко В. Б. От культа таможни к таможенной культуре. М.: РИО РТА, 2000. — 268 с.
  38. Большой экономический словарь / Агафонова М. Ю., Азрилиян А. Н., Азрилиян О. М. и др.- под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1998. — 864 с.
  39. Брайан Хейвуд Дж. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. М.: Диалектика, 2003. — 176 с.
  40. А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М.: Дело, 2004. — 390 с.
  41. О.И., Полянова Т. П., Саркисов СВ. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Дело, 2004. — 424 с.
  42. A.A. Организация системы управления в таможенных органах. М.:РИОРТА, 2003. — 33 с.
  43. П.В., Кисловский Ю. Г. Таможенная политика России. -М.:РИО РТА, 2000.-156 с.
  44. В.Ю., Макрусев В. В. Маркетинг таможенных услуг. -М.: РИО РТА, 2005. 292 с.
  45. Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ. СПб.: Питер, 2004. — 560 с.
  46. А.Д. Основы управления и организации в таможенном деле. СПб.: Изд-во СПбРШЭСЭП, 1999. — 362 с.
  47. С. С. Таможенное право Европейского Сообщества. -СПб.: Синтез-Полиограф, 2001.-631 с.
  48. С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. М.: Дело, 2003. 272 с.
  49. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Ю. Ф. Азарова и Г. В. Баландиной). М.: Норма, 2004.
  50. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок. М.: ACT, 2000. 271 с.
  51. И.И., Садченко К. В. Логистика во внешнеторговой деятельности. М.: Дело и Сервис, 2003. — 192 с.
  52. И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. М.: Юрайт, 2005. -345 с.
  53. Н.И., Ляпина И. Р. Маркетинг товаров и услуг. М.: Форум — Инфра-М, 2005.-240с.
  54. В.М., Назаренко К. С. Таможенное оформление международных грузоперевозок. М.: Экзамен, 2002. — 384 с.
  55. В.Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. СПб.: Питер, 2005. — 608 с.
  56. А.Ф. Административная организация таможенного дела. М.: МЦФЭР, 2005. — 480с.
  57. Перевозка экспортно-импортных грузов. Организация логистических систем / A.B. Кириченко, В. А. Кононенко, Е. А. Королева и др.- под ред. A.B. Кириченко. СПб.: Питер, 2004. -506 с.
  58. Право Европейского Союза (под ред. Кашкина Г. В.). М.: Юристь, 2004. — 925 с.
  59. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1997. — 496 с.
  60. Региональные транспортные консолидирующие центры — опорные узлы системы международных транспортных коридоров (под общ. Ред. Архангельского Г. В., Арсенова В. И., Хасаева Г. Р.). Самара, 2004. — 338 с.
  61. Д.М. Бизнес и менеджмент. Терминологический словарь. М.: Инфра-М, 1997. — 464 с.
  62. В. И. Перевозки грузов автомобильным транспортом. -М.: Дело и Сервис, 2004. 544 с.
  63. А. В. Организационно-экономические аспекты развития рынка деловых услуг в таможенной системе Российской Федерации. Дис. канд. экон. наук. М., 1999. — 176 с
  64. О. А. Управление качеством таможенных услуг. Дис. канд. экон. наук. Саратов., 2007. — 180 с.
  65. Д.В., Стаханов В. Н. Таможенная логистика. М.: Приор, 2001. — 96 с.
  66. Хаксевер и др., Управление и организация в сфере услуг. -СПб.: Питер, 2002.
  67. А.И. История таможенного дела в России и Ярославский край. Ярославль: Александр Рутман, 2000. — 256 с.
  68. А. Н. Аутсорсинг как форма хозяйственных взаимоотношений. Дис. канд. экон. наук. Самара, 2006. — 180 с.
  69. Статьи в сборниках и периодической печати
  70. А. А., Кириллова Л. К. Классификация рисков в сфере международных поставок сырья // Проблемы качества экономического роста: Материалы Международного научного конгресса 27 28 мая 2004 года. Часть 2. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003.
  71. А. Н. Логистическое обеспечение потоков информационных услуг // Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара, 2007. — № 4.
  72. В. В. Управление развитием информационных услуг // Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара, 2007. — № 4.
  73. О. Б. Аутсорсинг в сфере услуг // Актуальные проблемы управления: материалы международной научно-практической конференции. Вып. 1. ГУУ. М. 2003.
  74. Е. Сначала реформы, потом зарплата // Российская газета. 2006. — № 88. — 27апр.
  75. Аутсорсинг как форма инвестирования // Инвестиции в России. -2004.-№ 12.
  76. Г. В. Выпуск товаров: новации и конкретика // Таможня. 2003. — № 12.
  77. Г. В. Кодекс: новые механизмы таможенного контроля.// Таможенные Новости. № 3(60). — 2003.
  78. Г. В. Кодекс: учимся жить по-новому.// Таможенные Новости. № 2 (59). — 2003.
  79. С. В. Проблемы адаптации МС ИСО серии 9000 к таможенной деятельности // Качество: теория и практика. 1999. — № 2.
  80. С. В. Система управления качеством таможенных процессов как элемент обеспечения экономической безопасности страны // Таможенный вестник. 1995. — № 7.
  81. Ю. Т. Методы определения уровня конкурентоспособности экспортной продукции на мировом рынке // Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара, 2007. — № 4.
  82. И. Таможня осваивает правила ВТО: Ассоциация таможенных брокеров обязалась работать по мировым стандартам безопасности // Российская газета. 2005. — № 262. -22 ноября.
  83. ВИРТУАЛЬНАЯ ТАМОЖНЯ. Все о складах (таможенных и коммерческих) — Деятельность в области таможенного дела. Таможенный перевозчик.
  84. М. Аутсорсинг бизнес-процессов основа управления дистанционными продажами // Проблемы теории и практики управления. — 2005. — № 1.
  85. В.В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 года // Российская газета. 2000. — № 133. — 11 июля.
  86. И. Аутсорсинг // Инфобизнес. 2001. — № 25 (169).
  87. В. Таможня не барьер, а партнер // Таможня. — 2004. -№ 5.
  88. И., Пресняков В., Соколов В. Внешнеторговый режим ведущих зарубежных стран // Внешняя торговля. 1996. — № 4, 6.
  89. Т. «Прозрачным» бизнесменам на таможне все проще // Российская газета. 2005. — № 54. — 18 марта.
  90. Т. Быстрая граница // Российская газета. 2005. — № 13. -26 янв.
  91. Т. Инспектор по фамилии Компьютер // Российская газета. 2005. — № 239. — 25 окт.
  92. Т. Таможня включает счетчик: оформление грузов на границе сократится до минут // Российская газета. 2005. — № 275. — 7 дек.
  93. В. Электронное декларирование: шаг за шагом // Таможня.-2005.-№ 17.
  94. Инвестиции в таможню выгодны. // Таможня. 2005 — № 5 -8 марта.
  95. Д. Схааке. Аутсорсинг в развитых странах Европы. // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 4.
  96. Круглый стол: Логистика на страже капитала.// Современная торговля. 2004. — № 11.
  97. . М. Интеграция ОАО «РЖД» в Европейскую транспортную систему. // Экономика железных дорог. 2005. -№ 8.
  98. Л. А. Развитие эффективной конкуренции на рынке перевозок // Экономика железных дорог. 2005. — № 10.
  99. Министр формулирует задачи. // Таможня. 2005 — № 5 — 8 марта.
  100. В. Н. Аутсорсинг транспортных функций: особенности и преимущества // Логистика сегодня. 2004. — № 5.
  101. Новая философия контроля. // Таможня. 2005 — № 15 — 12 августа.
  102. И. Дебюрократизация таможенных процедур // Экономика и жизнь (Таможенные вести). 2003. — № 10.
  103. Е. С. Зарубежный опыт стимулирования инноваций // Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара, 2007. — № 4.
  104. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // Российская газета.2002. № 71. — 19 апр.
  105. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» //Российская газета. 2003. — JV2 93.- 17 мая.
  106. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 26.05.2004 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. 2004. — № 109. — 27 мая.
  107. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Текст выступления Президента РФ Владимира Путина перед депутатами Федерального Собрания в Кремле 25 апреля 2005 г.» // Российская газета. 2005. — № 86. — 26 апр.
  108. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Текст выступления Президента РФ Владимира Путина перед депутатами Федерального Собрания в Кремле 10 мая 2006 г.» // Российская газета. 2006. — № 97. — 11 мая.
  109. Реформы и приоритеты. // Таможня. 2003 — № 2. — 28 января.
  110. Сосунова JL А. Аутсорсинг и виды услуг // Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. 20−21 ноября 2003 года. Часть 2. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003.
  111. JI. А. Услуги и их инфраструктурная сущность // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Логистика, менеджмент, маркетинг, коммерция: теория и практика». Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2001.
  112. Н. А. Эволюция концептуальных подходов к теории и практике формирования стратегического поведения предприятиями сферы услуг // Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара, 2007. -№ 4.
  113. Таможенные режимы (Бератор «Практическая энциклопедия бухгалтера. Валюта. Экспорт. Импорт») (в редакции обновления за июнь 2004 г.). Режим таможенного склада.
  114. Таможня и бизнес: курс на сотрудничество // Таможня. -2005.-№ 23−24.
  115. Д. В. Аутсорсинг как инструмент снижения бизнес-затрат и оптимизации бизнес-системы // Компас промышленной реструктуризации. 2004. — № 2.
  116. И. С. Реформы, состояние и проблемы развития экономики России и регионов // Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара, 2007. -№ 4.
  117. В. Все на Аутсорсинг // Эксперт. 1999. — 12 июля.
  118. Источники на иностранных языках
  119. Auguste B. G. The Other Side of Outsourcing // The Mackinsey Quarterly. 2002. № 1.
  120. Ball Donald A., McCulloch Wendell H. International Business: The Challenge of Global Competition. Chicago: Irwin, 1996.
  121. Cassidy G. Contracting Out. Kingston. Ontario, 1994.
  122. Liberalizing International Transactions in Services: a Handbook / UNCTAD, World Bank. Geneva, 1994.
  123. Lindert Peter, Pugel Thomas A.H. International Economics. -Chicago: Irwin, 1996.
  124. Outsourcing Index 2000. Strategic insight into U.S. outsourcing. // The Outsourcing Institute, Dun&Bradstreet. N.Y. 2000.
Заполнить форму текущей работой