Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности деятельности и качества услуг учреждений сферы образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный ситуационный анализ динамики развития сферы образования в целом и ее негосударственного сектора. В частности, позволил сформулировать ряд положений. В 2010 г. платных образовательных услуг населению было оказано, по предварительным данным, на 326,0 млрд руб. (+ 0,3% к уровню 2009 года). В настоящее время система высшего образования страны переживает глубокие перемены, которые… Читать ещё >

Содержание

  • ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
  • ИССЛЕДОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И 1 11 СУЩНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Исследование сущности и содержания услуг сферы образования
  • Развитие негосударственного сектора образовательной системы
  • ОЦЕНКА И АНАЛИЗ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 2 55 В РЕГИОНЕ Исследование динамики развития сферы образовательных услуг в
    • 2. 1. 55 России и Ставропольском крае
  • Показатели оценки деятельности государственных и
    • 2. 2. 33 негосударственных вузов
  • РАЗРАБОТКА НОВЫХ ПОДХОДОВ К ГЮСТРОЕ!
  • ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ Гл об ал и за ни он н ы е трансформации, происходящие в сфере 3образовательных услуг
    • 3. 2. Формирование системы управления негосударственным вузом

Повышение эффективности деятельности и качества услуг учреждений сферы образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Усиливающаяся конкуренция национальных экономик обострила существующие проблемы и противоречия во всех сферах деятельности и заставила мобилизовать весь комплекс ресурсов на их разрешение. Именно сфера образовательных услуг во многом является определяющей в вопросах приобретения новых и реализации имеющихся конкурентных преимуществ. Логика ее современной иерархической структуры, эффективности управления, магистральных путей реформирования, перехода на новые инновационные технологии и стандарты образования, во многом обусловлены именно настоятельной потребностью модернизации отечественной экономики.

При этом происходящие изменения требуют коренного пересмотра системы концептуальных взглядов на всю образовательную систему, сложившуюся в постсоветский период. Рыночные отношения в Российской Федерации в данной сфере выразились, прежде всего, в сложившемся и уже достаточно устоявшемся рынке образовательных услуг, неотъемлемой чертой которого является деятельность негосударственных высших учебных заведений. Требование повышения эффективности и качества образовательного процесса, в свою очередь, диктует необходимость широкого использования нового инструментария как в области управления учреждениями сферы образования, так и разработки и адаптации новых образовательных технологий, налаживания контактных взаимодействий обучающихся с работодателями и т. д.

Недостаточное использование рыночных инструментов управления учреждениями сферы образовательных услуг, в большей степени характерное для государственных высших учебных заведений, является одной из причин сложного, противоречивого и не всегда однозначно воспринимаемого общественностью (в том числе и педагогической, научной, бизнес-сообществом), вектора модернизации отечественного образования. о.

Однако деятельность негосударственных вузов также нельзя назвать гармоничной. Последние сталкиваются с необходимостью осуществлять свою деятельность в сложнейших условиях сочетания отдельных элементов государственного управления (выделение бюджетных мест, контроль за соблюдением единых стандартов образования и требований и т. д.) и рыночной стихии, потребностей рынка труда, крайне негативных последствий демографических процессов, зачастую пренебрежительного общественного мнения на коммерческое образование и др. Неопределенность внешней среды в сфере образовательных услуг, особенно наблюдаемая в негосударственном секторе, значительно повышает связанные с данным видом деятельности риски.

Имеющийся богатый зарубежный опыт коммерческого образования во многом остается невостребованным, поскольку поддается крайне слабой адаптации к отечественным условиям. Региональные особенности также накладывают свой отпечаток на конкурентоспособность и эффективность оказания услуг негосударственными образовательными учреждениями.

Все вышеизложенное является основанием и необходимым условием для проведения глубокого научного исследования затронутых проблем, что и определяет актуальность темы диссертационной работы.

Степень изученности проблемы. Сущность, значение, реализуемые функции сферы образования, особенности динамики рынка образовательных услуг в региональном и мировом масштабах послужили предметом глубокого рассмотрения О. Арефьева, А. Арутюновой, С. Беловой, Н. Борисовой, Н. Восколович, Е. Жильцова, Ю. Захарова, В. Зотова, Д. Еделева, Н. Елецкого, В. Казакова, А. Кирьяковой, А. Кузьминой, Е. Липкиной, В. Лупанова, И. Медынской, Т. Неровня, Н. Столяровой, А. Татуева, Н. Яровой, Т. Тажибова и др.

Аналогичную проблематику в своих исследованиях поднимают зарубежные специалисты: Ж.-Ф. Антоньетти, Г. Вильяме, Б. Вульфсон, Ф. К. Де Ротен, Ф. Котлер, Ж.-Ф. Лереш и др.

Изучению квалиметрических аспектов оценки сферы образовательных услуг посвящены труды Е. Безгласной, Т. Бурменко, М. Волковой, Р. Джапаровой, Г. Колесниковой, Р. Крайневой, М. Мурадова, А. Стрижова, Е. Яскевич.

Различные аспекты функционирования негосударственных учреждений сферы образования содержат работы В. Вениаминова, И. Ильинского, В. Степанова, Н. Терещенко и др.

Несмотря на имеющийся серьезный научный задел, в рассматриваемой сфере остается ряд недостаточно изученных вопросов. В частности, особо актуализируется необходимость разработки положений по повышению эффективности и качества услуг негосударственных учреждений сферы образования. Указанные обстоятельства обусловили выбор тематики диссертации, определили ее цель и задачи, логику и структуру работы.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений по повышению эффективности деятельности и качества услуг негосударственных высших учебных заведений региона, реализация которых предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач:

— исследовать содержание и свойства образовательных услуг, изучить трансформационные процессы, характеризующие современный этап развития сферы образования;

— изучить основные характеристики и условия функционирования негосударственных учреждений сферы образовательных услуг;

— выявить условия, оказывающие негативное воздействие на функционирование и развитие государственных и негосударственных высших учебных заведений;

— разработать методику оценки качества услуг негосударственных высших учебных заведений;

— исследовать содержание эффективности деятельности негосударственных высших учебных заведений и обосновать необходимость 5 использования инструментов стратегического управления с целью обеспечения их перспективного развития;

— предложить направления повышения эффективности деятельности и качества предоставляемых услуг негосударственными высшими учебными заведениями региона в условиях рынка.

Объектом исследования являются негосударственные высшие учебные заведения Ставропольского края.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, отражающие процессы повышения эффективности деятельности и качества услуг негосударственных высших учебных заведений в регионе.

Соответствие темы диссертационного исследования требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Исследование выполнено в соответствии с п. 1.6.109. «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка», п. 1.6.116. «Механизм повышения эффективности и качества услуг» и п. 1.6.125 «Повышение эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг» Паспорта специальностей ВАК РФ по экономическим наукам 08.00.05. — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг).

Теоретическая и эмпирическая база исследования. Теоретической и м ею до л о ги чес кой основой послужили работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам повышения конкурентоспособности и качества услуг учреждений сферы образования в современной экономике.

Информационно-документальной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, регулирующие различные направления и аспекты функционирования сферы образованияуказы Президента России, постановления Правительства РФ и Ставропольского края по управлению и развитию учреждений сферы образовательных услугрезультаты практических разработок автора.

Научная новизна исследования заключается в обосновании теоретических и методических положений по повышению эффективности деятельности и качества образовательных услуг негосударственных высших учебных заведений региона.

Наиболее существенные результаты, характеризующие научную новизну, заключаются в следующем:

1) Уточнена сущность образовательной услуги, представляющей собой, наряду с результатом деятельности образовательных учреждений, совокупность образовательных отношений, посредством которых происходит удовлетворение потребностей населения через освоение и приобретение особых нематериальных благ — знаний, умений, навыков и т. п., что позволило выявить ключевые особенности сферы образовательных услуг (неритмичность рыночных изменений сферы образованиявысокая степень концентрации и дискретность направлений развития ее учрежденийвнедрение многоуровневой к вал и метр и ч ее ко й оценки высшего образования т.д.), а также системно обосновать и проанализировать модернизационные процессы, происходящие на современном этапе в сфере образования.

2) Расширена сущностная характеристика негосударственного сектора сферы образования как развивающегося демократического инновационного сегмента, наиболее полно отражающего образовательные потребности рыночной экономики и отличающегося существенным образом (в содержательном, методическом, организационном и материально-техническом аспектах) от сложившегося государственного сектора, удовлетворяющего образовательные запросы значительной части населения, что позволило выявить и аргументировать основные проблемы развития негосударственных учреждений сферы образовательных услуг.

3) Выявлены и систематизированы общевузовские и специфичные для негосударственных высших учебных заведений институциональные «ловушки» (недофинансирование, «вымывание» квалифицированных работников, наличие деформированного спроса, демотивация 7 преподавателей и студентов, ограниченное участие в образовательной и научной деятельности и др.), что позволило предложить меры по нивелированию их негативного воздействия и целенаправленному планированию системы мероприятий с целью обеспечения развития негосударственных учреждений сферы образования.

4) Предложена методика оценки качества обеспечения образовательных услуг негосударственного высшего учебного заведения как двухкомпонентной совокупности: оценки качества средств производства образовательных услуг и оценки качества кадрового (трудового) потенциала, что позволяет проводить сравнительный анализ конкурентных преимуществ негосударственного высшего учебного заведения во временной динамике либо в сравнении с конкурентами.

5) Дополнено содержание категории «эффективность деятельности негосударственного учреждения сферы образования» как совокупность показателей развития негосударственного высшего учебного заведения, ориентированная на достижение баланса интересов вуза и отрасли в результате реализации модернизационных процессов и опережающего развития систем и форм образования, консолидации различных видов ресурсов, что позволило обосновать необходимость использования инструментов стратегического управления в деятельности негосударственных высших учебных заведений с целью приобретения новых качественных характеристик предоставляемых ими образовательных услуг и обеспечения устойчивого развития.

6) Усовершенствованы принципы повышения эффективности деятельности негосударственного учреждения сферы образования (информатизация процессов управления образовательной деятельностью, активизация рыночных инструментов управления, оптимизация финансирования, модернизация образовательного контента в соответствии с учетом императивов регионального рынка труда, расширение взаимодействия с органами власти и бизнес-структурами региона и др.), что 8 позволило сформулировать направления повышения эффективности деятельности и качества предоставляемых услуг негосударственными высшими учебными заведениями Ставропольского края в условиях рынка.

Теоретическая значимость исследования. Теоретические положения представленной диссертационной работы могут быть использованы с целью расширения научного знания и принятия обоснованных управленческих решений по проблемам повышения эффективности функционирования негосударственных учреждений сферы образовательных услуг в регионе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке и обосновании программ и проектов развития учреждений сферы образования различных форм собственности, повышения конкурентоспособности и качества предоставляемых ими услуг.

Результаты диссертационной работы получили должное отражение и используются в учебном процессе при изучении курсов «Экономика сферы услуг», «Экономика знаний», «Экономика отрасли», «Менеджмент в отраслях и сферах деятельности», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались автором на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях (гг. Москва, Краснодар, Казань, Пятигорск, Кисловодск), в 2008;2012гг.

Публикации. По теме исследования опубликовано 12 научных работ, общим объемом 14,6 п.л. (доля автора 13,1 п.л.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, библиографического списка.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В настоящее время система высшего образования страны переживает глубокие перемены, которые свидетельствуют о главенствующей роли человеческого капитала как фактора повышения эффективности и качества предоставляемых вузами услуг.

2. Существенные трансформации в сфере образования обусловлены принятием Закона об образовании в 1992 г., в котором впервые были введены такие институциональные инновации, как предоставление гражданам права, желающим получить образование, не только на бесплатной (бюджетной), но и на платной основе, создание негосударственных образовательных учреждений, порядок их функционирования, что стимулировало разработку и внедрение инновационных инструментов ведения образовательной деятельности, возникновение новых понятий и категорий, ключевым среди которых является образовательная услуга и образовательная программа.

3. Под услугой следует понимать действия одного лица, совершаемые для удовлетворения потребностей другого лица и направленные на достижение блага последнего. При этом образовательная услуга представляет собой не только платную деятельность образовательных учреждений, но и совокупность образовательных отношений, посредством которых происходит удовлетворение потребностей населения через освоение особых нематериальных благ — знаний, умений, навыков и т. п. А под образовательной программой понимается комплекс услуг, ориентированный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами учреждений сферы образования.

4. В диссертации выделены особенности сферы образовательных услуг:

— неритмичность рыночных изменений в сфере образования;

— высокую степень концентрации и дискретности направлений развития учреждений сферы образовательных услуг;

— наличие многоуровневой квалиметрической оценки высшего образования и т. д.

5. Негосударственный сектор системы образования рассматривается в качестве формирующегося демократического инновационного сектора системы образования, наиболее полно отражающего образовательные потребности рыночной экономики, отличающегося существенным образом в содержательном, методическом, организационном и материально.

— у х > I техническом аспектах от сложившегося государственного сектора и удовлетворяющего образовательные запросы значительной части населения.

6. К числу основных проблем развития негосударственных учреждений сферы образовательных услуг отнесены:

— несовершенство действующих законодательных норм и механизмов управления;

— нестабильность функционирования;

— снижение качества и доступности образовательных услуг;

— селективность государственной поддержки учреждений сферы образования;

— размывание ценностных ориентиров общества;

— отсутствие единой системы управления и др.

7. Процессы формирования негосударственных, внебюджетных, учреждений сферы образования следует рассматривать как положительные, стимулирующие перспективное развитие системы образования и реализацию общегосударственных целей, поскольку они:

— осуществляют свою деятельность в соответствии с государственными образовательными стандартами;

— предоставляют образовательные услуги для той части населения, которая, в силу причин различного характера, не поступила в государственные учреждения сферы образования;

— являются экспериментальными научными площадками;

— привлекают высококвалифицированных специалистов посредством.

147 дополнительной моральной и материальной мотивации;

— развивают материально-техническую базустимулируют привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в сферу образовательных услуг со стороны физических и юридических лиц, отечественных и зарубежных научно-исследовательских фондов и организаций и др.;

— повышают качество предоставляемых услуг в силу высокой конкуренции со стороны государственных вузов.

8. Повышение эффективности деятельности негосударственных вузов требует совершенствования системы взаимодействия с региональными органами управления образованием в сфере контроля за неукоснительным выполнением требований государственных образовательных стандартов, лицензионных нормативов и показателей.

9. Проведенный ситуационный анализ динамики развития сферы образования в целом и ее негосударственного сектора. В частности, позволил сформулировать ряд положений. В 2010 г. платных образовательных услуг населению было оказано, по предварительным данным, на 326,0 млрд руб. (+ 0,3% к уровню 2009 года). В настоящее время система высшего образования страны переживает глубокие перемены, которые свидетельствуют о главенствующей роли человеческого капитала как фактора повышения эффективности и качества предоставляемых вузами услуг. Число вузов в субъектах Северо-Кавказского федерального округа за период с 2000 г. изменилось крайне незначительно (+2) и составило в 20 092 010 учебном году 62. За это же время в целом по стране число высших учебных заведений возросло на 149, оказавшись равным 1114. В вузах СКФО обучается 376,8 тыс. студентов или 5,1%> от общероссийского числа студентов. Из этого количества 140,6 тыс. приходится на высшие учебные заведения Ставропольского края (37,3%) от общеокружного уровня). Количественное соотношение числа студентов государственных и негосударственных вузов в различных субъектах Северо-Кавказского.

148 федерального округа различно: в Республике Северная Осетия — Алания это пропорция составила в 2009;2010 учебном году 1:29,3. Ставропольский край характеризуется наибольшим данным показателем — он оставил 1 к 4 при среднероссийском соотношении 1:7,8. На начало 2009/10 учебного года в Ставропольском крае удельный вес студентов (государственных и негосударственных высших учебных заведений) в расчете на 10 000 населения составил 519 человек. Это практически идентично общероссийскому показателю — 523. При этом аналогичный показатель для студентов только государственных (муниципальных) вузов по краю несколько ниже: 416 против 438 в целом по стране (табл. 4) Число вузов в субъектах Северо-Кавказского федерального округа за период с 2000 г. изменилось крайне незначительно (+2) и составило в 2009;2010 учебном году 62. За это же время в целом по стране число высших учебных заведений возросло на 149, оказавшись равным 1114. В вузах СКФО обучается 376,8 тыс, студентов или 5,1% от общероссийского числа студентов. Из этого количества 140,6 тыс. приходится на высшие учебные заведения Ставропольского края (37,3% от общеокружного уровня).

Важным показателем качества подготовки студентов высшего профессионального образования является их трудоустройство после окончания вуза. В Ставропольском крае более половины выпускников высших учебных заведений трудоустраиваются по направлениям вузов (в 2009 году 51,4%>), еще четверть выпускников (24,1%) трудоустраивается самостоятельно или продолжает обучение в аспирантуре. Не трудоустроенными остались лишь 8,0% (данные 2009 г.).

10. В диссертационной работе выявлен и систематизирован, на основе анализа современного состояния сферы образования применительно к негосударственному сектору, перечень общевузовских и специфичных для негосударственных высших учебных заведений институциональных «ловушек» (недофинансирование, «вымывание» квалифицированных работников из сферы образования, наличие деформированного спроса — не на.

149 знания, а на дипломы, демотивация преподавателей и студентов в управлении вузом, ограниченное участие в образовательной и научной деятельности, ловушки в системе оплаты труда и др.).

11. В рамках диссертационного исследования предложена методика определения оценки качества обеспечения образовательных услуг негосударственного высшего учебного заведения как двухкомнонснтной совокупности: оценки качества средств производства образовательных услуг и оценки качества кадрового (трудового) потенциала, позволяющая проводить сравнительный анализ конкурентных преимуществ вуза во временной динамике, либо в сравнении с конкурентами. Предложенная методика может служить основой оценки качества предоставления (оказания) образовательных услуг как в негосударственном, так и государственном высшем учебном заведении.

12. В диссертации сделан вывод о необходимости использования инструментов стратегического управления, способствующих повышению эффективности деятельности и качества услуг негосударственных учреждений сферы образования, развитию индивида, проявлению инициативы, активному включению учащихся в образовательные и научно-исследовательские процессы, поддержанию нравственных и культурных идеалов, развитию конкуренции негосударственных образовательных учреждений, формированию и поддержанию их имиджа, повышению прозрачности и приобретению новых качественных характеристик предоставляемых образовательных услуг.

13. Разработка системы стратегического управления негосударственного учреждения сферы образования, ориентированная на повышение эффективности его деятельности и качества предоставляемых образовательных услуг, определяется необходимостью решения ряда проблем: определение доли негосударственного образовательного учреждения в структуре региональной сферы образования;

— соответствие перечня предоставляемых образовательных услуг требованиям рынка труда;

— исследование региональных особенностей, тенденций и закономерностей развития сферы образовательных услуг;

— анализ конкурентоспособности самого негосударственного учреждения сферы образования и выявление дополнительных конкурентных преимуществ;

— исследование тенденций развития рынка образовательных услуг региона и конкурентной среды;

— оценка качества предоставляемых образовательных услуг и разработка инновационных направлений по повышению их качественных характеристик;

— оценка и анализ динамики показателей социально-экономического развития региона;

— мониторинг условий и факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность предоставляемых образовательных услуг и негосударственного учреждения в целом в условиях неопределенности внешней среды;

— определение потребностей потребителей в образовательных услугах и выявление потенциального спроса на тот или иной вид услуг;

— разработка и реализация модернизационных процессов и опережающего развития систем и форм образования в негосударственном учреждении;

— стимулирование научного и творческого потенциала профессорско-преподавательского состава;

— обеспечение активизации интеграционных процессов, разработка новых форм отечественного и зарубежного партнерства и сотрудничества;

— совершенствование системы управления негосударственного учреждений сферы образования;

— разработка стратегии развития негосударственных учреждений сферы.

151 образования и внесение необходимых корректив с учетом изменения параметров внешнего и внутреннего окружения.

14. Отправной точкой стратегического управления негосударственного учреждения сферы образования является проведение мониторинга, базирующегося на анализе внешнего и внутреннего окружения и оценке современного состояния вуза, на основе которых производится разработка стратегии развития. Итоги проведения мониторинга определяют выбор и обоснование той стратегии, которая должна послужить базой постоянного совершенствования качества образовательного процесса, повышения эффективности деятельности и структуры управления.

15. Уточнены принципы повышения эффективности деятельности негосударственного учреждения сферы образования, среди которых: информатизация процессов управления образовательной деятельностью,.

— активизация рыночных инструментов управления,.

— оптимизация финансирования,.

— модернизация образовательного контента в соответствии с учетом императивов регионального рынка труда,.

— расширение взаимодействия с органами власти и бизнес-структурами региона и др.

16. В качестве основных направлений повышения эффективности деятельности и качества предоставляемых услуг негосударственными учреждениями сферы образования в Ставропольском крае, выделены:

1. Совершенствование системы управления негосударственными образовательными учреждениями в регионе.

2. Формирование и поддержание благоприятного имиджа негосударственных образовательных учреждений в глазах общественности и населения региона.

3. Предоставление условий самостоятельного выбора образовательных инструментов, средств, методик и технологий.

4. Стимулирование участия негосударственных вузов в системе госзаказа.

5. Поддержание сбалансированной конкурентной образовательной среды.

6. Обеспечение соблюдения требований к качеству образовательных услуг и со вер ше н ство ван и е системы контроля за их выполнением.

7. Поддержка и развитие инфраструктуры негосударственных учреждений сферы образования посредством использования передового зарубежного и отечественного опыта;

8. Создание единого информационного контента системы учреждений сферы образования региона с целью проведения мониторинга, планирования и прогнозирования потребностей регионального, окружного и федерального рынка труда по подготовке специалистов различных специальностей и уровней.

9. Разработка системы регионального рейтинга учреждений сферы образовательных услуг и стимулирование участия в ней негосударственных вузов.

10. Стимулирование развития кадрового потенциала сотрудников негосударственных вузов.

11. Разработка механизмов поддержки целевых программ и проектов развития региональных негосударственных учреждений сферы образования;

12. Разработка и внедрение инструментов обеспечения взаимодействия негосударственных учреждений сферы образования, региональных организаций и союзов работодателей, с целью определения императивов к уровню подготовки выпускников негосударственных вузов и др.

17. Высокий образовательный потенциал негосударственных учреждений Ставропольского края должен стать отправной точкой обеспечения устойчивого развития сферы образовательных услуг, повышения эффективности и качества услуг негосударственных учреждений сферы образования не только края, но и всего Северо-Кавказского федерального округа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов// http ://mon .gov .ru/dok/fz/obr/3 993
  2. О внесении изменений в статью 53 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статью 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании"// http://mon.gov.ru/ dok/fz/obr/4654
  3. Конституция Р о с с и й с к о и Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //Российская газета, — N 7, 21.01.2009.
  4. Административная реформа в России: Науч.-практ. пособие / Под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой, — М. 2006, — С. 280.
  5. A.B. Обеспечение конкурентоспособности и развития предприятий и организаций сферы торговли (на материалах Ставропольского края): Дисс.. канд. экон. наук. Шахты, 2009, — 152с.
  6. К.А. Обеспечение развития сферы образовательных услуг на основе использования рыночных инструментов (на материалах Ставропольского края): Автореферат дисс. .канд.экон.наук. Шахты: ЮРГУЭС, 2010.- 27с.
  7. С.С. Об объекте права и правоотношения // Вопросы общей теории советского права, — М., I960.- С. 297.
  8. И.В. Полицейское право. В 2 т. Т. 2. Полиция благосостояния.- СПб., 1876.- С. 110 111.
  9. Аппаратная реформа// URL: // Официальный сайт Группы «Эксперт», http:// www.expert.ru/
  10. О.Н. Факторы эффективности учреждения профобразования // Профессиональное образование, — 2006, — № 8.- С.31−32.
  11. А.Е. Рыночные инструменты ' развития сферы образовательных услуг: Автореферат дисс. .канд.экон.наук.- Майкоп: АГУ, 2009.- 28с. http://www.adygnet.ru/nauchrab/uchrabnew/nauchres/ docs/ avtoreferatarutunova. doc
  12. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг- под общ. ред. Г. Л. Багиева.-М.: Экономика, 2008.- 736с.
  13. Е.И., Каурова О. В. Сервисная деятельность: учет, экономический анализ и контроль.- М: Дело и сервис, 2005.- 267с,
  14. О.Ю. О маркетинговой деятельности в государственном техническом вузе // Маркетинг в России и за рубежом.- 2006. -№ 1. С. 2237.
  15. В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование. М.: К нору с, 2005. — 230 с.
  16. В.А., Харченко В. Л. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2005. — 236 с.
  17. P.M. Значение торговли образовательными услугами в системе высшего образования// Экономика образования.- 2007, — № 1, — С. 54−56.
  18. A.A. Адаптация выпускников учебных заведений на рынке труда в депрессивном регионе//Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки, — 2010, — № 1, — С. 96−101.
  19. С.Н. Управление качеством образовательного процесса в вузе на основе мониторинга удовлетворенности потребителей образовательными услугами // Стандарты и мониторинг в образовании, — 2008, — № 1, — С. 22−29.
  20. A.B. Понятие и содержание обязательства по возмездному оказанию образовательных услуг: Дис.. канд. юрид. наук, — М, 2000, — С. 32.
  21. Бизнес-образование/ Под. ред. С. Р. Филоновича. М, 2004.- С. 133.
  22. Болонский процесс: взгляд на проблему. Сборник материалов. М.: МосГУ, 2005.-С. 23.
  23. В.А. Наш долг решить ключевую проблему образования h ttp : //cm i ki. garant. ru/Student/arti cles/?issue=3669
  24. H. Российское образование в системе рыночных отношений // Труды российских ученых.- 2008.- № 3.- С. 7−11.
  25. К. Основы стратегического менеджмента/ пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. 209с.
  26. A.A. Маркетинговые стратегии роста прибыльности и стоимости бизнеса. Практика крупных российских компаний, — М.: Экономика, 2006.- 319с.
  27. P.A. Основы управления в индустрии гостеприимства/ пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2005. — 245с.
  28. , Е.А. Сервисное направление реформирования российской экономики, — Шахты: ЮРГУЭС, 2007, — 69с.
  29. Т.Д., Даниленко H.H., Туренко Т. А. Сфера услуг: экономика/ под ред.Т. Д. Бурменко, — М.: Кнорус, 2008.- 328с.
  30. Д. Сочинения.- М., 1997,-С. 560.
  31. O.E. Эффективность сервисного обслуживания продукции.-M.: Экономика, 2007, — 175с.
  32. H.H. Маркетинг: учебник-практикум, — М.: Московский государственный университет коммерции, 2007.
  33. В.Н. От князя Владимира до президента Владимира Владимировича (размышления о негосударственных вузах). Международный банковский институт, 2002// http:.//www.ibi.spb.ru/struktura/book/book6.shtml
  34. Г. Оценка новых механизмов финансирования высшего образования в Великобритании: некоторые микроэкономические и институциональные проблемы управления// Высшее образование в Европе.-Т. 17, N 1. М., 1992.- С.81−103.
  35. М.Р. Повышение конкурентоспособности и качества услуг учреждений сферы образования (на материалах Ставропольского края): Автореферат дисс.. .канд.экон.наук. Шахты: ЮРГУЭС, 2011.- 25с.
  36. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология.- M., 1999, — С. 185 191.
  37. М.М., Звездова, А.Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг//Маркетинг в России и за рубежом. -2007. № 6.
  38. В о.: 1 ко в А. Э. А н ал из развития системы образования с помощью регрессионных моделей//Элсктроимое научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал"//Ьйр.7/е-та§ а2те.теП.гиМршк2/162vvolkov.doc
  39. H. Е., Бессарабова И. С. Особенности системы образования в Финляндии // Педагогика, — 2006.- № 2.- С. 112 117.
  40. H.A. Маркетинг туристских услуг— М.: Юнити, 2009.-207с.
  41. H.A. Экономика платных услуг.- М.: Юнити-Дана, 2009.-399с.
  42. . Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI веков // Педагогика, — 2002.- № 10, — С. 3 14.
  43. Высшие и средние специальные учебные заведения в крае: Стат.сб.-Ставрополь: Ставропольстат, 2009. 35с.
  44. О. К. Американская высшая школа сегодня // Педагогика.-2006.-№ 4,-С. 112−114.
  45. А.И. Российские экономические вузы: имидж или доля рынка?
  46. Маркетинг в России и за рубежом.-2006.-№ 2, — С. 116−119.
  47. М. Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях// Российский экономический журнал. 2005. — № 3. — С. 67−77.
  48. .И., Гурова Л. Г. Экономический анализ рынка платных услуг в сфере бытового обслуживания региона. Тамбов: Из л-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004, — 164 с.
  49. М.В. Сфера услуг в экономике регионов России: современное положение и перспективы.- М.: СОПС, 2005.- 120с.
  50. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 2008.- 496с.
  51. Г. Я. Маркетинг . Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. — 107 с.
  52. В.Д., Леонов А. Л. Экономика предприятия сервиса.- М.: Кнорус, 2006, — 280с.
  53. О.Н., Петрова А. М. Предпринимательство в сфере сервиса.- М.: Форум, 2009.- 176с.
  54. В.В., Пахомов В. Д. Сервисное право.- М.: Дело и сервис, 2005.-340с.
  55. K.K. Методологические проблемы платного образования в России // Региональные проблемы преобразования экономики, — 2010.- № 4,-С. 364−370.
  56. В.Ф. Полицейское право.- СПб., 1903.- С. 339.
  57. Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства.- М.: Академия, 2003.- 224с.
  58. Р. Маркетинг услуг профессионального образования. // Маркетинг. 2005. — № 4. — С. 55−65.
  59. В.А., Степанов В. И. Проблемы негосударственного образования в России. Барнаул, 1995.
  60. Доклад о развитии человека 2010//http://hdr.undp.org/en/reports/ global/ru/
  61. А. Маркетинговая концепция управления предприятием// Маркетинг в России и за рубежом. -2005.- № 2 С. 17−22.
  62. , А.П. Маркетинг в туризме.- Минск: Новое знание, 2001.-345с.
  63. Л.И. Системы, стандарты, практика подготовки профессиональных менеджеров в зарубежных странах (программы MB А)// М.: Книжный мир, 1998.- 198 с.
  64. А.П., Кучеренко В. И., Ваньки на И.В. Маркетинг образования// http://fictionbook.ru/author/aleksandrj3etrovichegorshin/ marketingobrazovaniya/readonline.html?page=4
  65. H. В., Калачев С. Л. Конкурентоспособность товаров и услуг.-М.: КолосС, 2006. -191с.
  66. Л.И. Предприятия в сфере сервиса. Управление прогнозируемыми процессами (теория и практика).- М.: Флинта: M ПС И. 2005, — 371с.
  67. .В., Кудюкин П. М., Шувалова O.P. Эффективность системы образования: взгляд потребителя образовательных услуг // Вопросы образования. 2009. — № 2. — С. 187−210.
  68. E.H., Восколович H.A., Казаков В. Н. Экономика сферы платных услуг, — Казань, 1996.- 204с.
  69. С.А., Маяцкая И. Н. Стратегия маркетинга высшего учебного заведения в системе открытого образования: Монография. М.: Изд-во РГСУ, 2006.- 115 с.
  70. Л.Р. Базовые факторы конкуренции и конкурентоспособности в сфере услуг // Вестник ТИСБИ. 2006. — № 2. — С. 15−20.
  71. Ю.А., Москвинов В. А. Основные пути повышения качества высшего образования// http: //ecsocman.edu.ru/images/pubs/2005/ 11/24/ 241 827/100−103.pdf
  72. Ю.В. Управление профессионалыiым образованием вусловиях рынка/ Ю. В. Зелепухин и др.// Экономика, статистика и информатика. Вестник У МО.- 2009, — Ш 4, — С. 34−43.
  73. В.А., Бархатова Т. И. Негосударственные вузы России // Высшее образование в России, — 1999. № 4. С. 10−13.
  74. И.В., Кутуков К. В. Рынок услуг и управление им в условиях становления // Маркетинг услуг.- 2005.- № 1.-С.45−49.
  75. Знание. Понимание. Умение: информационный гуманитарный портал.2005.-№ 3.- С.22−23.
  76. В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и нау ч но-тех н и ческой продукции: Автореф. канд.экон.наук. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1997. -21 с.
  77. К.З. К вопросу о категории услуги, — Фрунзе, 1978.
  78. М.В. Совершенствование организационно-экономического механизма управления образовательными услугами в регионе // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика.- 2009.- Т. 29.- № 2.- С. 242−246.
  79. Ильинский В.М. О ситуации, некоторых прогнозах и стратегиях развития негосударственного высшего профессионального образования в
  80. России в связи с демографической ямой"//М1р://шшшл linskiy.ru/ риЫюайопБ^аШеп^г/1пс1ех.р!тр?зрНгазе1 10! 436
  81. И.М. Негосударственные вузы России: кризис идентичности и пути его преодоления. М, 2004. С. 29−30.
  82. И.М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. М., 2004. С. 275.
  83. И.М. Негосударственные вузы России: фестиваль качества.-М., 2003.
  84. Г. Д. Экономическая природа услуг и их потребление при социализме: Автореф. дис,. канд. экон. наук.- Киев, 1975.-25с.
  85. В.В. Гражданско-правовое регулирование правоотношений в сфере высшего профессионального образования, — М., 2005.- С. 272−293.
  86. В.В. Договор на оказание возмездных услуг: Учеб. пособие.-Челябинск, 2002. С. 3!
  87. В.А. Теория и практика туризма.- М.: Финансы и статистика, 2003. 672 с,
  88. , Г. Г. Управление образовательными услугами в Республике Башкортостан // Труд и социальные отношения.- 2010.- № 2, — С. 115−118.
  89. А.Т. Маркетинг в туризме. СПб.: Прогресс, 2005.-76с.
  90. А.В., Ольховая Т. А. Инновационные тенденции развития университетского образования в современном мире// Высшее образование в России. 2007. — № 12. — С. 59−64.
  91. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2009. — 584с.
  92. Е.А. Об университетах и их стратегиях // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 4 (37). — С.9−18.
  93. В.М. Менеджмент туризма. Экономика туризма.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 313с.
  94. Г. А. Особенности спроса на образовательные услуги// Вестник Челябинского государственного университета.- 2009, — № 3.- С. 1618.
  95. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Отв. ред. О. Н. Садиков. М., 1998. С. 344.
  96. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. http://www.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57 884.shtm.
  97. Концепция развития Государственного университета Высшей школы экономики на период до 2010 года // Университетское управление: практика и анализ. 2004. -№>5−6 (33). — С.62−92.
  98. С.Н. Сервисная деятельность/ С. Н. Коробкова, В. И. Кравченко, С. В. Орлов, И.П.Павлова- под общ. ред. В. К. Романовича.-Спб.: Питер, 2006, — 156с.
  99. В.А., Кулагин В. А. Управление вузом с точки зрения принципов корпоративного управления // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 6 (46). — С.90−98.
  100. В.В. Стратегия развития сферы услуг/ В. В. Котилко, И. И. Санин.- М.: Сатурн-С, 2003, — 389с.
  101. Кот л ер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 2007. — 816с.
  102. Ф. Основы маркетинга: М.: Прогресс, 2009. — 736 с.
  103. Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг: гостеприимство и туризм/
  104. Ф.Котлер. -М.: Юнити-Дана, 2007.- 1071с.
  105. , А.И. Основы социологии.- М., 1998.- С. 60 61.
  106. Краевая целевая программа «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010−2012 годы"// http://26315s007.edusite.ru/ Пя^-МсчПа/ razvitieobrazovamyaray.
  107. Р.К. Образовательные услуги с применением дистанционных технологий: реальность и перспективы// Вестник Самарского государственного экономического университета.- 2008.
  108. Ky готова М. А. Формирование эколого-экономического механизма управления устойчивым развитием территориальных рекреационных комплексов в системе рационального природопользования/ М. А. Куготова: Дисс.. канд. экон. наук. Шахты, 2008.- 146с.
  109. A.A. Расширение ассортимента образовательных услуг вуза, как условие обеспечения конкурентных позиций на рынке образовательных услуг // Вестник Уральского института экономики, управления и права.-2009, — Т. 8, — № 3.» С. 102−105.
  110. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций.- М.: Прогресс, 1981, — 496с.
  111. C.B. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект, — М., 1999,-С. 40−41.
  112. М. От экономики к мотивации / http://upr. 1 september.ru/2006/ 11/5. htm
  113. .Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива.-СПб.: Наука, 1996.- 589с.
  114. Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. — 136 с.
  115. И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт, 2004. — 335 с.
  116. И.В. Рыночные регуляторы в развитии предприятий сферы услуг (на примере предприятий гражданской авиации): Автореферат дисс. .канд.экон.наук. Екатеринбург: УГЭУ, 2004.- 22с.
  117. О.Т. Сервисная деятельность,— М.: Академия, 2008, — 304с.
  118. АЛ. Конкурентоспособность негосударственного гуманитарного ВУЗа в сфере образовательной деятельности. М.: Диалог-МИФИ, 2004.
  119. М. А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М.: Маркет ДС, 2003. 356 с.
  120. В.Ы. Инновационные технологии в модернизации системы российского образования // Проблемы современной экономики.- 2007, — № 2,-С.381−386.
  121. И. Высшее образование в развитых странах // Высшее образование в России, — 2003, — № 2.- С. 131−144.
  122. И.А. Соотношение понятий «образование» и «образовательные услуги» // Право и образование.- 2003, — N 5, — С. 40.
  123. Г. П., Уварова Т. Г. Выявление механизмов обеспечения эффективности управления финансами вуза на принципах прозрачности // Проблемы современной экономики, — 2008.- № 2.- С. 348−352.
  124. А.Х. Совершенствование рыночных инструментов в управлении сферой туристских услуг (на материалах Ставропольского края): Автореферат дисс. .канд.экон.наук. Шахты: ЮРГУЭС, 2009.- 19с.
  125. Е.П. Образовательная деятельность и образовательная услуга // Вопросы экономических наук.- 2006.- № 6, — С. 168−171.
  126. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. А. Васильева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 208 с.
  127. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р. Б. Ноздрева, Г. Д, Крылова, М. И. Соколова, В.КЗ. Гренков. -М.: Экономист, 2003. 568 с.
  128. И.В. Управление образовательными услугами российских вузов в условиях формирования общеевропейского пространства высшего образования // Экономика образования.- 2008.- № 1.- С. 95−111.
  129. Д.Т., Ньюман Д. М. Система вознаграждений и методы стимулирования персонала- пер. с англ.- М.: Вершина, 2005. 759 с.
  130. Л.Г. Маркетинговый подход к обоснованию стоимости платных образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом, — 2006. -№ 4.-С. 116−121.
  131. Мини-путеводитель по обучению за рубежом// Спецвыпуск «Образование без границ». 2002.
  132. М.Д. Сфера сервиса: региональная стратегия развития, — Шахты: ЮРГУЭС, 2008, — 104с.
  133. В.Я., Тихонова Э. Д. Экономика и организация предприятийсоциально-культурной сферы.- СПб, 2002, — 378с.
  134. М.М. Разработка модели развития услуг высшего образования Республики Дагестан// Региональные проблемы преобразования экономики.-2009, — № 1.- С.386−392.
  135. М.М., Мурадов С. М. Мирземагомедова М.М. Регрессионная модель процесса развития и анализа услуг высшего образования в Республике Дагестан/ЛГранспортное дело России, — 2009, — № 11, — С. 17−21.
  136. Негосударственный сектор высшего образования в России: Современные проблемы и отношения с государством.- СПб., 2004, — С. 21.
  137. М.А. Маркетинг товаров и услуг: Учеб.- М., 2001.
  138. A.A. Развитие системы стратегического управления негосударственным вузом: теоретические и практические аспекты: Автореф.канд.экон.наук.- М., 2009.- 50с.
  139. О проведении социологических опросов в МГСА. МГСА: Приказ № 92 от 05.02. 2001. «Об Ассоциации «Университетский комплекс"//Вестник образования. 2000. № 12. С. 1 l-12//http://ucpr.arbicon.ru/bzhv00.html
  140. О разработке и внедрении внутривузовской системы- управления? качеством образования в высших учебных заведениях// Федеральное агентство по образованию: Приказ № 304 от 03.12.2004. http://informika.biysk.secna.ru/Order/Law/0412/msg00006.html
  141. О результатах проверки эффективности государственных расходов при реализации мероприятий по развитию российского образования за 2000−2002 годы // Официальные документы в образовании, — 2004.- № 13, — С. 58.
  142. О рекомендациях по проведению августовских педсовещаний// URL: Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федора ни// http://www.mon.gov.ru/.
  143. Об итогах работы Московского гуманитарного университета в 20 042 005 учебном году.- М., 2005, — С. 12−13.
  144. Образ швейцарских вузов в глазах общественности. Антоньетти Ж.-Ф., Де Ротен Ф. К., Лереш Ж.-Ф. // Высшее образование в Европе. 2002. — № 3.
  145. Образование в Ставропольском крае: Стат.сб.- Ставрополь: Ставропольстат, 2009. 76с.
  146. Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета. Утвержден Ученым советом МосГУ 28.03.2005, пр. № 23. Приказ № 36Oy от 28.03.2005.
  147. С.И. Словарь русского языка.- Изд. 4-е, испр. и доп.- М, 1961. С. 826.
  148. Е.И. Основные свойства эффективного управления образовательными услугами вуза // Транспортное дело России, — 2008, — № 1 .С. 82−84.
  149. Пан кру чин А. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога// Aima mater. 2007. № 3.
  150. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие.- М.: Интерпракс, 1995, 240с.
  151. А.П. Маркетинг образовательных услуг//Маркетинг в России и за рубежом. -2007. № 7−8.
  152. Е.В. Маркетинг услуг, — СПб., 2000.
  153. С.Б. Процессный подход в формировании системы стратегического управления образовательными услугами в HCl осу дарствен н ом вузе // Вестник Екатерининского института.- 2008, — № 2,1. С. 14−16.
  154. Плаксий С. И Парадоксы высшего образования, — М., 2005, — С. 133.
  155. С.И. Качество высшего образования.- М., 2003, — 502с.
  156. Платное обслуживание населения в России. 2009: Стат. сб. М.: Росстат, 2009. — 367 с.
  157. Н.Е., Черняева Г.И Туризм: от социальной теории к практике управления.- М.: Университетская книга, Логос, 2009, — 400с.
  158. Поле щук О. M Прогнозная модель показателен качества образовательных услуг на основе успеваемости// Телематика, — 2001.
  159. Т.А., Баталова О. С. Образовательная услуга как ключевой момент рынка образования// http://www.nsuem.ru/science/ publications/ science notes/ 20 092/article.php?ELEMENTID=819
  160. Ю.Е. Управление качеством продукции. М.: Знание, 2000. -63с.
  161. Е. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. -1992, — № 6.- С. 43.
  162. E.H. Услуги образования и р ы н о к// Р о с с и й с к и й экономический журнал, — 2007. № 6.- С. 14.
  163. М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость- пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.-714 с.
  164. М. Международная конкуренция- пер. с англ.- под. ред.В. Д. Щетинина.- М.: Международные отношения, 2006 784 с.
  165. Л.Ф. Социально ориентированный маркетинг образовательных услуг // Профессиональное образование.- 2006, — № 6.- С. 23.
  166. Проблемы повышения конкурентоспособности в условиях глобализации мировой экономики: Мат. междунар. науч.-практ. конф., 5−7 июня 2006 г.: сб. докл., тез. докл. и науч. ст./ под ред. A.A. Стриженко, Э. И. Казитовой. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006.-312с.
  167. Публичные услуги и право: Науч. практ. пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова.- М., 2007.- С. 148.
  168. О.И. Методы оценки эффективности объектов бытовой инфраструктуры региона.- Ростов н/Д: Терра, 2003.-120с.
  169. Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах / Под ред. Е. А. Князева. Казань: Унипресс, 2001. — 528 с.
  170. И.А. Развитие негосударственного высшего образования в России в конце XX начале XXI вв.: Автореферат дисс.. канд. истор. наук. -М.: МГУ, 2006.-26с.
  171. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2008: Стат.сб./ Росстат, — М., 2009.- 654с.
  172. Л.Н., Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 1. — С.63.77.
  173. А.И. Образовательные услуги как объект гражданских прав:170проблемы правового определения// Право и образование, — 2007, — N 7/
  174. И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебногозаведения. Ульяновск: Средневолжский научный центр, 2005. — 140 с.
  175. .А., Калачев С. Л. Сервисная деятельность.- М.: Дашков и К, 2006, — 268с.
  176. Российская Газета. 1992.31 июля.
  177. Российская Газета. 2001. 11 июля.
  178. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т.- М., 1993 1999. Т.2.-С. 65.
  179. Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 32) М.: Институт 1 айдара, 2011, — 592 с.
  180. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./ Росстат, — М., 2009. 795 с.
  181. Саги нова О. В. Природа и характеристики образовательных услуг: // Маркетинг. 2005. — № 3 (82). — С. 53−63.
  182. В.А. Россия. Московский университет. Высшая школа. -М., 1999, — С. 349−350.
  183. Ю.А. Экономика знаний: теоретические и прикладные аспекты прогнозирования спроса на образовательные услуги/ // Известия Иркутской государственной экономической академии.- 2009.- № 3.- С. 128 134.
  184. И.А., Матковская О. В. Маркетинговые исследования на рынке услуг: монография. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007. — 135 с.
  185. К.А. Повышение эффективности использования рыночных инструментов в гостиничном хозяйстве: Автореферат дисс.. .канд.экон.наук. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2009.- 21с.
  186. Сон Т. А. Формирование рынка образовательных услуг //www.marketing.spb.ru.
  187. Софи на Т. Н. Сфера услуг: трансформации в рыночной экономике.-СПб., 1999.
  188. Социальное законодательство: Науч. практ. пособие / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров, В. Н. Зенков.- М., 2005.- С. 121 123.
  189. Социально-экономическое положение федеральных округов// http:// www.gks.ru/cloc/2009/fed-okr/sev-kav4.zip
  190. Ставропольский край в цифрах 2008: Стат.сб./ Ставрополь: Ставстат, 2009. 346с.
  191. В.И. Проблемы развития негосударственных образовательных учреждений в России и странах СНГ// http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/stepanov.html
  192. Н.Д. Особенности развития образования на региональном уровне): Автореф. канд. экон. наук. -М: РАГС, 2007, — 27с.
  193. A.M. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений. // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 3. С. 47−50.
  194. А.Г., Юрасова М. В. Маркетинговые исследования в социальной сфере. М.: Инфра-М, 2004, — 272с.
  195. В. Профессиональное образование в США: тенденции развития // Человек и труд, — 2000.- № 2, — С. 76 80.
  196. Сфера услуг: менеджмент/ Коллектив авторов- под ред. Т. Д. Бурменко.-М.: Кнорус, 2007.-416с.
  197. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития, — Т.1. Формирование сферы услуг/ Под ред. Ю. П. Свириденко, — М.: Вега Интел XXI, 2001.- 448с.
  198. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития.- Т.2. Экономика предприятий сферы услуг/ Под ред. Ю. П. Свириденко, — М.: Кандид, 2001.-410с.
  199. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития.- Т.З. особенности фу н к ц и он и ро ван и я отдельных отраслевых групп услуг/ Под ред. Ю. П. Свириденко.- М.: Кандид, 2001, — 632с.
  200. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития.- Т.4. Туризм: методология, проблемы, перспективы/ Под ред. Ю. П. Свириденко.- М.: Кандид, 2001, — 360с.
  201. В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002, — С. 35.
  202. В.М. О юридической природе образовательного договора с условием оплаты обучающимся стоимости обучения // Право и образование.-2002.- № 4.- С. 69−74.
  203. H.H. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы: Монография. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. — 267 с.
  204. Ю.А. Современное публичное право: Монографический учеб. М., 2008.- С. 49−51.
  205. , Т.Н. Сервисная деятельность.- М.: Академия, 2008.-304с.
  206. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. П. Молчанова- под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998. — 256 с.
  207. Р.Я. Региональный механизм регулирования развития общественно-значимых услуг: на примере Республики Марий Эл: Автореф. канд. экон.п.- М., 2008.- 22с.
  208. P.A. Управление конкурентоспособностью организации: эксклюзивные технологии формирования стратегии повышения конкурентоспособности орг.: теория, методика, практика. М.: Эксмо. 2004.541 с.
  209. Ю.А. Формирование рынка финансовых интернет-услуг в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. экон. н, — М., 2004, — 24с.
  210. A.A., Колгушкин, а A.B. Маркетинговое исследование цен на образовательные услуги в конкурентной среде вуза (на примере «РГУТиС») // Сервис plus.- 2009.- № 2, — С. 57−64.
  211. М.Н. Методические основы обеспечения инвестиционной привлекательности предприятий сферы услуг с учетом влияния конкуренции: Автореф.дис.канд.экон. наук.- М., 2009, — 25с.
  212. JI. Д. Высшая школа США. М., 1981, — 328 с.
  213. И.А. Сфера услуг образования в развитии российского предпринимательства //Экономика и управление, — 2008.- № 1.- С. 184−187.
  214. Формирование общеевропейского пространства высшего образования: Коммюнике Конференции министров высшего образования. Берлин, 2003.
  215. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: Доклад Всемирного банка.- М., 2003. С. 41.
  216. Т.В. Сфера услуг, как объект международной инвестиционной деятельности // Сервис в России и за рубежом.- 2007.- № 2, — С. 177−179.
  217. Р. Состояние и перспективы развития предпринимательской деятельности на рынке информационных продуктов и услуг: Автореф. дис.. канд. экон. н.- М., 2005.- 24с.
  218. М.М. Сфера услуг в системе воспроизводства человеческого капитала // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, — 2007.- № 3.- С. 48−58.
  219. К. Управление и организация в сфере услуг/ К. Хаксевер, Б. Гендер, Р. Рассел, Р. Мердик- пер с англ. Под ред. В, В.Кулибановой.- СПб.: Питер. 2002.- 752с.
  220. Г. Р., Тимирясова A.B. Организация финансового механизма системы образования // Актуальные проблемы экономики и права.- 2010.- № 2.- С. 102−105.
  221. Т.В. Основные подходы к проведению маркетингового анализа на предприятиях сферы услуг // Маркетинг услуг.- 2005.- № 4, — С. 3749.
  222. О.Б. Рынок рекреационных услуг как механизм обеспечения занятости населения: Автореф. дис.. канд. экон. н, — Краснодар, 2009.- 24с.
  223. Д.И. Сфера услуг: маркетинг- под ред.Т. Д. Бурменко.- М.: Кнорус, 2007, — 240с.
  224. Н.С. Тенденции развития лизинга в сфере услуг малого предпринимательства // Вестник Тамбовского университета, — Серия: Гуманитарные науки, — 2006.- № 4.- С. 321−326.
  225. XX съезд ВЛКСМ, 15−18 апреля 1987 г.: Стенограф, отчет. «ГЛ. М., 1987.- С. 382.
  226. Н.В. Современные маркетинговые коммуникации на предприятиях сферы услуг// Теоретические и прикладные проблемы сервиса, — 2006.- №> 4.- С. 237−240.
  227. С.Н. Методические основы оценки конкурентоспособности в малом бизнесе с целью ее повышения: монография/ С. Н. Цветкова, E.H. Мелешко, В. Н. Дощечникова и др.- под общей ред. В. А. Романова.- Шахты: Из л-во ЮРГУЭС, 2008. 159 с.
  228. Р.Я. Рыночные механизмы универсализации образования и их последствия // Вестник Челябинского государственного университета.-2008,-№ 11.-С. 127−133.
  229. Т.В. Развитие рынка услуг, предоставляемых кадровыми компаниями, по обеспечению потребностей организаций в персонале: Автореф. дис.. канд. экон. п.- М., 2003.- 26с.
  230. А. Государственная поддержка малого предпринимательства // Экономист. -2006.-№ 12.-С. 89−90.
  231. Д.О. Общественные услуги в системе экономических отношений: Автореф. дис.. канд. экон. н.- Улан-Удэ, 2009.- 24с.
  232. А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России.- 1999,-№ 2.-С. 120−123.
  233. H.H. Государственная поддержка региональной системы кооперативных услуг: Автореф. дис.. канд. экон. п.- Саратов, 2008.- 25с.
  234. Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия,— М.: Инфра-М, 2002. 139 с.
  235. Чу и ров C.B. Цель, условия и принципы разработки управленческих решений- под ред. Т.Д.Бурменко// Сфера услуг: менеджмент, — Гл. 10.- М.: Кнорус, 2007,-416с.
  236. H.A. Бизнес-центры и бизнес-инкубаторы как элементы рыночной инфраструктуры предприятий сферы услуг // Теоретические и прикладные проблемы сервиса, — 2006, — № 4, — С. 244−250.
  237. A.C., Шапкин В. А. Актуальные направления развития сферы услуг // Теоретические и прикладные проблемы сервиса, — 2006.- № 4, — С. 5864.
  238. З.И. Особенности университетского образования за рубежом/ Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки».- 2010.- № 8.
  239. В.А. Прогнозирование спроса на услуги: (На примере услуг по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры): Автореф. дис.. канд. экон. н, — СПб., 1992.- 25с.
  240. В.А. Формирование рынка услуг маркетинговых исследований: Автореф. дис.. канд. экон. п.- Екатеринбург, 2002.- 24с.
  241. О.В. Некоммерческие организации как форма ведения бизнеса в сфере услуг // Сервис в России и за рубежом.- 2007.- № 2, — С. 210 213.
  242. Г. Д. Образовательные услуги или обучение на возмездной основе различие должен определить закон // Право и образование, — 2008, — Nо
  243. М.А. Профессиональные консалтинговые услуги как сфера предпринимательства: Автореф. дис.. канд. экон. н, — М., 2006.- 24с.
  244. .А. Совершенствование менеджмента процессов реализации высокотехнологических услуг в условиях рынка: Автореф. дис.. канд. экон. н, — М., 2004.-25с.
  245. Яне И. С. Развитие рынка аудиторских услуг на основе использования инструментов операционного маркетинга: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Оренбург, 2008.- 24с.
  246. Е.М. Формирование механизма организационно-экономического обеспечения качества оказываемых комплексных ритейлерских услуг: Автореф. дис,. канд. экон. п.- CI 16., 2009.- 26с,
  247. B.C., Безрукова Н. Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт. М.: Финансы и статистика, 2002. -416с.
  248. Э.А. Становление и развитие рынка товаров и услуг // Вопросы статистики, — 2003.- № 7, — С. 17−23.
  249. Н.С. Образовательные услуги в контексте структурно-функционального анализа// Вестник Ростовского государственного экономического университета РИНХ, — 2009.- № 27.- С. 270−276.
  250. Е.В. Исследование потребителей как основа маркетингового управления высшим учебным заведением// Маркетинг в России и за рубежом, — 2007.- № 2. С. 46−58.
  251. A.B., Хотинская Г. И. Прикладные аспекты оценки бизнеса в процессе трансформации собственности (на примере малых предприятий сферы услуг) // Сервис plus.- 2007.- № 2.- С. 54−60.
  252. Buchbinder H. The market oriented university and the changing role of knowledge. / Higher education Dordrecht etc., 1993, vol.26, N3, p.331 -347.
  253. Fuchs V. The Service Economy/ V. Fuchs. N.Y., 1968.
  254. Hague Sir D. Beyond Universities. Institute of Economic Affairs — I., 1991.
  255. Jan De Groof, Gracienne Lauwers, Vladimir M. Filippov (eds.). Adequate Education Law for Modern Russia. Leuven/Apeldoom, Garant, 2001. P. 26.
  256. Neave G. On preparing for markets: trends in higher education in Western Europe, 1988−1990. / European Journal of Education, 1990, 25(2), p. 195−222.
  257. Ochel W. Service Economy in Europe /W. Ochel, M. Megner. 1. 1987- Monthly Labor Review. August, 1997.
  258. URL://http://cmiki.garant.ru/student/articles/?issue=3 669 268. URL://http:// www.gks.ru/
  259. URL://http:// www.stavrop.gks.ru/regionvcifrah/vrp/DocLib 1 /vrp.htm
  260. URL://http://obrazowan.com/kou.php
  261. IjRL://http://research.marketing-ua.com/
Заполнить форму текущей работой