Планирование аудита
Если аудиторская организация определила, что она имеет достаточные доказательства неприменимости допущения непрерывности деятельности при подготовке бухгалтерской отчетности экономического субъекта, то она должна убедиться в том, что в бухгалтерской отчетности изложены важнейшие основания для серьезного сомнения по поводу возможности этого субъекта продолжать свою деятельность; кроме того… Читать ещё >
Планирование аудита (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА. ПРОГРАММА АУДИТА Начальным этапом проведения аудиторской проверки является планирование аудита.
Планирование аудита — один из обязательных этапов, который заключается в определении стратегии и тактики аудита, объема проверки, составлении общего плана, разработке программы и конкретных аудиторских процедур.
При осуществлении этого этапа для обеспечения надлежащего уровня гарантии проводимого аудита и для обеспечения соответствия проводимой аудиторской проверки нормативным требованиям к качеству и надежности аудита мы будем руководствоваться с Федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.
Планирование аудита включает в себя составление плана ожидаемых работ и разработку аудиторской программы. Планирование включает также разработку графиков, определение сроков и обсуждение их с клиентом, проведение инструктажа с аудиторами, организацию связей с подразделениями клиента, обсуждение стратегии и подготовки к аудиту с клиентом.
Планирование аудита способствует:
1. уделению необходимого внимания важным областям аудита;
2. выявлению потенциальных проблем;
3. выполнению работы с оптимальными затратами, качественно и своевременно;
4. эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу;
5. координации работы аудиторов и других специалистов.
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.
При планировании аудита выделяют следующие этапы:
1. предварительное планирование аудита;
2. подготовка и составление общего плана аудита;
3. разработка программы аудита.
Общий план аудита.
Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала клиента аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с руководством и персоналом клиента. При этом он несет ответственность за содержание общего плана, программы аудита. Общий план является описанием предполагаемого объема и порядка проведения проверки.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица, в том числе:
1. общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
2. особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
3. общий уровень компетентности руководства;
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
1. учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
2. влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
3. планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и существенность, в том числе:
1. ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
2. установление уровней существенности для аудита;
3. возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
4. выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
1. относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
2. влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
3. существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:
1. привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
2. привлечение экспертов;
3. количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
4. количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
е) прочие аспекты, в том числе:
1. возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
2. обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
3. особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
4. срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
Получение информации о деятельности аудируемого лица.
Аудитор должен обладать соответствующими знаниями и получить информацию о деятельности клиента в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, хозяйственных операций и методов работы, которые могут оказать существенное влияние на отчетность, подходы к аудиту либо аудиторское заключение. Требования к пониманию деятельности аудируемого лица определены в Федеральном правиле (стандарте) № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532.
Понимание деятельности клиента также используется аудитором при оценке неотъемлемого риска и риска средств контроля, определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур. Уровень знаний аудитора, необходимый для выполнения задания, включает в себя: общее знание экономики и отрасли, в которой действует субъект; конкретные знания о том, каким образом субъект функционирует. Уровень знаний, необходимый аудитору, как правило, ниже уровня знаний руководства клиента.
В Федеральном правиле (стандарте) № 15 раскрыты положения в отношении получения знаний деятельности клиента и их применения. До заключения договора аудитор должен иметь предварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и собственниках клиента, необходимые для проведения аудита. После заключения договора следует расширить объем и степень детализации информации, получив ее в начале аудита. В ходе аудита эта информация оценивается, обновляется, пополняется. Приобретение знаний о деятельности клиента осуществляется на всех стадиях аудита и представляет собой непрерывный процесс сбора и оценки информации, а также соотнесения ее с аудиторскими доказательствами. При повторяющемся аудите выполняют процедуры, позволяющие выявить значительные изменения в деятельности клиента, произошедшие после предыдущего аудита. Сведения о деятельности клиента можно получить из различных источников, например рабочих документов, нормативно-правовых актов, официальных публикаций, относящихся к данной сфере деятельности, внутренних документов клиента, от сотрудников аудируемого лица, других аудиторов, юристов, третьих лиц. Применение знаний о деятельности клиента помогает оценивать риски и выявлять проблемы, эффективно планировать и осуществлять проверку, анализировать аудиторские доказательства, обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов.
Программа аудита.
Аудитор должен проконтролировать, чтобы сотрудники, назначенные выполнять аудиторское задание, получили достаточный объем информации о деятельности аудируемого лица, позволяющий выполнить порученную работу. Кроме того, надо добиться осознания этими сотрудниками необходимости запрашивать дополнительную информацию и обмениваться ею с аудитором и членами аудиторской группы.
Программа аудита является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.
В соответствии с аудиторскими стандартами различают программу тестов средств контроля и программу сальдо счетов и групп однотипных операций. При разработке программы аудита необходимо принимать во внимание вопросы, аналогичные возникающим при подготовке общего плана аудита.
Изменения в общем плане и программе аудита Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Важно заметить, что аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженный в общем плане и программе и несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой, но аудиторская организация при возникшей необходимости может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита.
Этапы и принципы планирования аудита Планирование — подготовительный этап аудита, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей аудируемого лица.
Цель планирования состоит в разработке общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур для эффективного проведения аудита.
Можно выделить следующие принципы планирования аудита:
Комплексность, то есть обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования.
Непрерывность — установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам).
Оптимальность — выбор наиболее благоприятного варианта общего плана и программы аудита.
Принцип непрерывности деятельности организации состоит в том. что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, т. е. руководство не намерено в течение, по крайней мере, ближайших 12 месяцев ликвидировать организацию или существенно сократить ее деятельность. Гарантия соблюдения этого принципа очень важна для пользователей аудиторской информации.
Процесс планирования подразделяется на два этапа.
1. Этап предварительного планирования, включающий в себя знакомство аудитора с аудируемым лицом, составление и направление ему письма-обязательства, а также заключение договора.
При знакомстве с организацией уделяется внимание вопросам:
— понимания ее бизнеса и его организации, масштабов, надежности;
— проверки соблюдения принципа непрерывности деятельности;
— тестирования системы внутреннего контроля.
2. Этап непосредственного планирования, состоящий из процессов составления общего плана и программы аудита.
Целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, а также подготовка информационной базы для последующего этапа планирования.
Процесс предварительного планирования начинается с общего знакомства проверяемого субъекта и заканчивается заключением с ним договора.
Для понимания бизнеса экономического субъекта аудитору необходимо изучить:
— организационно-правовую форму, структуру и его организационно-управленческую иерархию;
— виды осуществляемой деятельности, выпускаемой продукции, специфику отрасли:
— организацию и технологию производства;
— требования к персоналу, принципы оплаты труда работникам;
— соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансовых и хозяйственных операций;
— формы ведения учета, степень его автоматизации;
— структуру и организацию работы бухгалтерской службы;
— состояние учетной документации (полнота, систематизация и т. д.);
— состав и качество организационно-распорядительной документации, определяющей деятельность бухгалтерии (приказ об учетной политике организации, положение о документообороте, рабочий план счетов, должностные инструкции и т. д.);
— организацию работы с нормативно-справочной литературой;
— участие главного бухгалтера в вопросах заключения сделок, налогового планирования.
Аудитор собирает данную информацию об аудируемой организации с помощью опроса в виде анкетирования, собеседования с ее руководством, анализирует экономические показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности и основные положения приказа об учетной политике.
Источники информации о деятельности аудируемого лица К источникам информации о деятельности аудируемого лица относятся:
— результаты предыдущих проверок;
— информация, полученная от внутренних аудиторов;
— учредительные и регистрационные документы;
— приказы об учетной политике организации;
— бухгалтерская отчетность, регистры учета;
— контракты (договоры) на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг;
— результаты осмотра организации, его производственных площадей, офисных помещений;
— результаты бесед и переговоров с руководством, главным бухгалтером, работниками организации;
— результаты наблюдения за производственным процессом;
— информация, полученная от юристов, консультантов и прочих специалистов (заказчиков, поставщиков).
Результаты предварительною планирования следует документировать. Федеральные стандарты не содержат указаний об этом, но, учитывая ответственность принимаемых решений на основе предварительного планирования, сведения о форме и содержании рабочих документов предварительного планирования должны раскрываться во внутрифирменных стандартах.
Общий план и программа аудита На следующем этапе планирования составляется общий план и программа аудита.
Общий план аудита представляет собой документ, утвержденный руководителем аудиторской организации, и содержащий следующие элементы:
— объем аудита;
— затраты времени по видам запланированных работ на каждом этапе проверки (подготовительного, основного, заключительного);
— сроки выполнения работы каждым аудитором:
— размер уровня существенности;
— величину аудиторского риска.
Руководитель аудиторской группы доводит до сведения всех ее членов о возложенных на них обязанностях и знакомит их с результатами финансово-хозяйственной деятельности клиента, общим планом и программой аудита.
Затраты времени на весь процесс планирования составляют до 20% от времени, затраченного на аудит. Основная причина столь значительных затрат времени на планирование заключается в тщательном изучении особенностей деятельности и условий экономической среды, окружающей клиента.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
— общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
— эффективность работы систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
— размер аудиторского риска и значение уровня существенности;
— влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета;
— существование подразделения внутреннего аудита;
— возможность привлечения экспертов и других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
— возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
— существование аффилированных лиц;
— сроки подготовки и представления аудиторских заключений.
Программа аудита представляет собой документ, подробно детализирующий виды работ, запланированные в общем плане аудита. В программе приводятся аналитические процедуры, каждая из которых выполняется аудитором в зависимости от его квалификации.
Программа аудита подписывается руководителем аудиторской группы и утверждается руководителем аудиторской организации.
При подготовке общего плана и программы аудита рассчитывается уровень существенности и аудиторский риск.
Общий план и программа аудита по мере необходимости уточняются и пересматриваются в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Оценка способности экономического субъекта продолжать свою деятельность.
В соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета при формировании учетной политики предполагается, что экономический субъект будет продолжать свою деятельность в будущем, у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения своей деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности).
При проведении аудита организация должна учитывать, что бухгалтерская отчетность подготовлена экономическим субъектом, исходя из допущения непрерывности его деятельности, если сразу не обнаруживается, что имущественное и финансовое положение субъекта вызывает серьезное сомнение относительно возможности этого субъекта продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за отчетным периодом.
Сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности может возникнуть у аудиторской организации при рассмотрении бухгалтерской отчетности этого субъекта или при выполнении иных аудиторских процедур.
Если при проведении аудита обнаруживается, что имущественное и финансовое положение экономического субъекта вызывает сомнение в применимости допущения непрерывности его деятельности, то аудиторская организация должна получить достаточные доказательства, подтверждающие или опровергающие такое сомнение.
Если в качестве аудиторских процедур анализируются прогнозы денежных потоков, прибыли и др., то аудиторская организация должна:
рассмотреть надежность используемой экономическим субъектом системы формирования соответствующих данных;
рассмотреть обоснованность принятых экономическим субъектом допущений;
сопоставить данные прогнозов, сделанных экономическим субъектом на прошлые периоды, с фактическими результатами за те же периоды;
сравнить данные прогнозов на текущий период с достигнутыми результатами и т. д.
Примеры аудиторских процедур, в результате выполнения которых могут быть получены аудиторские доказательства сомнительности допущения непрерывности деятельности экономического субъекта.
1. Анализ и обсуждение с управленческим персоналом прогнозов денежных потоков, прибыли и др. по состоянию на дату, ближайшую к дате подписания аудиторского заключения.
2. Рассмотрение событий, произошедших после отчетной даты и влияющих или способных оказать влияние на возможность экономического субъекта продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за отчетным периодом.
3. Анализ и обсуждение последней (по отношению к дате подписания аудиторского заключения) промежуточной бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
4. Рассмотрение условий договоров займа и других долговых обязательств и анализ фактов нарушений их.
5. Ознакомление с протоколами общего собрания акционеров, заседаний совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного органа и т. п. для выявления каких-либо трудностей в финансировании экономического субъекта.
6. Запрос сведений о любых существенных правовых проблемах, связанных с деятельностью экономического субъекта.
7. Подтверждения зависимых и независимых (третьих) сторон существования, законности и реальности договоренностей между ними и экономическим субъектом об оказании финансовой поддержки этому субъекту, а также оценка финансовых возможностей таких сторон предоставить экономическому субъекту дополнительные ресурсы.
8. Рассмотрение положения экономического субъекта в связи с невыполненными заказами.
9. Получение письменных разъяснений, представляемых руководством проверяемого экономического субъекта, относительно планов действий, в результате которых ожидается улучшение положения экономического субъекта: распродажа имущества, заем денежных средств, реструктуризация задолженности, сокращение расходов, увеличение капитала и др.
Аудиторская организация должна рассмотреть и обсудить с управленческим персоналом его планы действий, в результате которых ожидается улучшение положения экономического субъекта, чтобы получить достаточную уверенность в том, что эти планы реалистичны, существует намерение их выполнить, а в результате их выполнения положение экономического субъекта может улучшиться.
Серьезное сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности, дополнительные аудиторские процедуры, выполненные в связи с наличием такого сомнения, а также выводы, сделанные на основе результатов выполнения этих процедур, подлежат отражению в рабочей документации аудиторской фирмы.
Если аудиторская организация определила, что она не имеет достаточных доказательств неприменимости допущения непрерывности деятельности при подготовке бухгалтерской отчетности экономического субъекта, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на какое-либо сомнение аудиторской организации, возникшее при проведении аудита этой отчетности.
Если аудиторская организация определила, что, принимая во внимание соответствующие обстоятельства (например, планы действий управленческого персонала, в результате которых ожидается улучшение положения экономического субъекта), она не имеет достаточных доказательств неприменимости допущения непрерывности деятельности при подготовке бухгалтерской отчетности экономического субъекта, то она должна раскрыть в бухгалтерской отчетности эти обстоятельства.
Если экономический субъект не включает в бухгалтерскую отчетность сведения, признанные аудиторской организацией в рассматриваемой ситуации необходимыми, то последняя должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме условно-положительного аудиторского заключения.
Если аудиторская организация определила, что она имеет достаточные доказательства неприменимости допущения непрерывности деятельности при подготовке бухгалтерской отчетности экономического субъекта, то она должна убедиться в том, что в бухгалтерской отчетности изложены важнейшие основания для серьезного сомнения по поводу возможности этого субъекта продолжать свою деятельность; кроме того, в бухгалтерской отчетности должны быть изложены указания о том, что в нее не вносились никакие поправки, связанные с оценкой и классификацией отраженных в отчетности активов и (или) кредиторской задолженности, которые могут стать необходимыми, если экономический субъект не сможет продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом.
При наличии в бухгалтерской отчетности экономического субъекта указанных сведений и прочих соответствующих условий аудиторская организация не должна выражать мнение о достоверности этой отчетности в форме условно положительного или отрицательного аудиторского заключения. Однако аудиторская фирма должна включить в итоговую часть аудиторского заключения (после параграфа, выражающего мнение о достоверности отчетности) специальный поясняющий параграф, чтобы привлечь внимание заинтересованных пользователей аудиторского заключения к сведениям, раскрытым в бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
При отсутствии в бухгалтерской отчетности экономического субъекта указанных сведений либо неясном или неполном их раскрытии аудиторская организация должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме условно-положительного или отрицательного аудиторского заключения.
В любом случае, если в отношении применимости допущения непрерывности деятельности при подготовке бухгалтерской отчетности экономического субъекта имеет место существенная неопределенность, не позволяющая аудиторской организации выразить мнение о достоверности отчетности в форме безусловно положительного, условно-положительного или отрицательного аудиторского заключения, то аудиторская организация должна отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.
Одной из наиболее опасных для аудитора является ситуация, когда после аудиторской проверки и выдачи положительного аудиторского заключения предприятие неожиданно прекращает свою деятельность по причине банкротства.
Поэтому в ходе аудиторской проверки аудитору необходимо убедиться в том, что предприятие является действующим, т. е. не имеет ни объективной ситуации, ни намерений прекращать свою деятельность в обозримом будущем или существенно сократить объем своей работы. Если допущение непрерывности или принцип действующего предприятия не нарушен, аудитор вправе предположить, что основные тенденции развития предприятия будут продолжены и в будущем. Если аудитор обнаружит нарушение этого принципа, ему необходимо, как минимум, в зависимости от ситуации клиента сделать об этом оговорку в аудиторском заключении.
При оценке принципа действующего предприятия необходимо выявить в качестве основных тенденций изменение показателей объема реализации, прибыльности, ликвидности, производительности, соотношения «затраты — прибыль — объем» в течение ряда последних периодов.
Основные признаки, характеризующие возможность банкротства предприятия, — это, во-первых, невозможность своевременно погасить долги из-за повторяющихся операционных убытков, финансирования за счет просроченной кредиторской задолженности, долгосрочного финансирования за счет краткосрочных средств, недостатка собственных оборотных средств и др. и, во-вторых, невозможность продолжить коммерческую деятельность из-за потери основного персонала, повышения уровня материальных запасов, ожидания успеха нового проекта, юридических разбирательств, политического риска и др.
Для аудиторской оценки принципа действующего предприятия следует определить:
1) существует ли опасность, что на предприятии будут ухудшаться основные финансовые показатели и может ли это произойти неожиданно;
2) насколько реальна эта опасность;
3) есть ли реальный выход из создавшегося положения;
4) каким образом сформулировать эту проблему в аудиторском заключении.
Поведение аудитора, оценивающего принцип действующего предприятия, может быть:
1. активным — если эта оценка имеет чрезвычайно важное значение для пользователей финансовых отчетов. Поиск материала для оценки соблюдения принципа действующего предприятия специально включается в план аудиторской проверки;
2. пассивным — если аудитор, проводя обычную проверку, обращает внимание на данную проблему только при обнаружении соответствующих факторов или получения предупреждения о данной опасности.
Для оценки применимости допущения непрерывности деятельности на практике разрабатываются специальные программы — либо непосредственно ведущим аудитором проекта, либо под его контролем. Все аудиторские процедуры, необходимые для проверки применимости допущения непрерывности деятельности при подготовке бухгалтерской отчетности, должны быть сформированы и проведены в соответствии со стратегией и детальным планом аудиторской проверки.
аудиторский заключение событие лицо.
2. СОБЫТИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ ПОСЛЕ ДАТЫ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ В обязанности аудитора не входит осуществление процедур или направление запросов в отношении бухгалтерской отчетности после даты аудиторского заключения. В течение периода, начинающегося с даты аудиторского заключения, ответственность за информирование аудитора о фактах, которые могут повлиять на бухгалтерскую отчетность, несет руководство субъекта.
Если после даты аудиторского заключения аудитору становится известно о факте, который может оказать существенное влияние на бухгалтерскую отчетность, он должен определить, нужно ли внести изменения в бухгалтерскую отчетность, и обсудить этот вопрос с руководством. При внесении руководством изменений в бухгалтерскую отчетность аудитору следует представить новое аудиторское заключение по измененной бухгалтерской отчетности. Новое аудиторское заключение должно быть датировано не ранее чем датой подписания или утверждения измененной бухгалтерской отчетности.
Если руководство не вносит изменений в бухгалтерскую отчетность, в то время как аудитор считает, что они должны быть внесены, и аудиторское заключение еще не представлено субъекту, аудитор выражает мнение с оговоркой или отрицательное мнение.
После выдачи аудиторского заключения субъекту аудитор обязан уведомить лиц, несущих ответственность за общее руководство субъектом, о том, что субъект не должен предоставлять бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение третьим лицам.
Задача 1.
На текущий валютный счет 06.02. отчетного года было зачислено 1000 долл. США на 30 000 руб. В бухгалтерском учете сделана запись Д-т сч. 52 К-т сч. 83. Аналогичная запись произведена 24.02. отчетного года на зачисление 700 долл. США на 21 000 руб.
К выпискам банка из валютного счета никакие документы, подтверждающие эти операции, не приложены.
Каковы выводы аудитора при анализе данной ситуации?
Решение Таблица 1 — Объекты проверки и аудиторские процедуры.
Объект аудиторской проверки. | Аудиторская процедура. | |
Полнота и правильность отражения в учете операций по движению иностранной валюты. | Сверка выписок банка и платежных поручений с аналитическим регистром по счету 52. | |
Остатки на счете 52 на конец месяца. | Пересчет, инспектирование регистров бухгалтерского учета. | |
Соответствие оборотов по счету 52 с данными выписок банка и платежными поручениями. | Пересчет, инспектирование: банковских выписок, платежных поручений, аналитического регистра по ведению валютных операций. | |
Приобретение валюты происходило установленными законодательством способами. | Запрос, инспектирование, подтверждение, аналитические процедуры. | |
Полнота отражения в учете списания денежных средств с транзитного валютного счета. | Инспектирование и сверка: платежных поручений, выписок банка. | |
Полнота отражения в учете поступления денежных средств на текущий валютный счет. | Инспектирование и сверка: платежных поручений и выписок банка. | |
Правильность подсчета и отражения курсовых разниц. | Пересчет и инспектирование. | |
В ходе проведения перечисленных процедур было отмечено, что в связи с отсутствием документов, подтверждающих операции по зачислению денежных средств с транзитного валютного счета текущий валютный счет, можно сделать вывод о несоответствии бухгалтерского учета нормативным документам. В соответствии со ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, «Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом». В данном случае это требование нарушено, т.к. к выписке банка не приложены первичные документы, дающие право определить основание зачисления валютных средств на валютный счет.
Задача 2.
В ходе проверки аудитор установил, что на счете 01 «Основные средства» организация учитывала до октября отчетного года автомобиль ВАЗ 21 053, введенный в эксплуатацию 30.12 предыдущего отчетного года, балансовой стоимостью 20 800 руб. сумма начисленной амортизации в отчетном году составила 2 970 руб. Автомобиль был угнан в марте отчетного года, о подтверждении факта угона имеется акт ГИБДД.
Каковы выводы аудитора при анализе данной ситуации?
Решение После угона автомобиля ВАЗ 21 053, его стоимость должна быть списана с баланса в марте отчетного года.
Кроме того, необоснованно производилось начисление амортизации автомобиля (что привело к завышению издержек) с апреля по декабрь отчетного года. Сумма завышения расходов составила:
2970/12×9 мес = 2227,5 руб.
Сумма амортизации за январь-март составила:
2970/12×3 мес = 742,5 руб.
В бухгалтерском учете выбытие автомобиля должно быть оформлено проводками:
Дебет 01−2 «Выбытие ОС» Кредит 01−1 «ОС в организации» — 20 800 руб. — списывется балансовая стоимость автомобиля;
Дебет 02 «Амортизация ОС» Кредит 01−2 «Выбытие ОС» — 742,5 руб. — списывается сумма начисленной амортизации;
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 01−2 «Выбытие ОС» — 20 057,5 руб. — списывается остаточная стоимость автомобиля Дебет 91−2 Кредит 94 — 20 057,5 руб. — при отсутствии конкретных виновников угона, стоимость ВАЗ 21 053 списывается на прочие расходы организации.
ТЕСТЫ.
1. Какую бухгалтерскую проводку аудитор признает правильной при отражении поступления в кассу от работника фирмы частичной оплаты стоимости санаторной путевки?
а) Д-т сч. 50−1 К-т сч. 50−3.
б) Д-т сч. 50−1 К-т сч. 69.
в) Д-т сч. 50−1 К-т сч. 70.
2. Аудитор признает правильной оценку финансовых вложений в бухгалтерском учете:
а) По балансовой стоимости.
б) В сумме фактических затрат.
в) По рыночной стоимости.
Финансовые вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату.
Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.
3. При проверке правильности оценки материально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно, оценку по какой стоимости аудитор признает правильной?
а) По договорной цене.
б) По рыночной стоимости на дату принятия на учет.
в) По учетной цене.
г) По фактической себестоимости.
.ur.