Оценка экономической эффективности деятельности предприятия
Повышение экономической эффективности производства имеет огромное значение для экономики каждого хозяйствующего субъекта и объясняется тем, что повышение эффективности производства ведет к снижению себестоимости единицы продукции (процесса) и тем самым создает предпосылки для обеспечения ее конкурентоспособности. Рост конкурентоспособности в свою очередь гарантирует увеличение объемов продаж… Читать ещё >
Оценка экономической эффективности деятельности предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Белорусский национальный технический университет Автотракторный факультет Кафедра «Экономика и логистика» .
Курсовой проект.
По дисциплине «Организация производства» .
Тема: " Оценка экономической эффективности деятельности предприятия" .
Исполнитель: Иванова Н.Г.
Студентка 4 курса группы 101 850.
Руководитель: Овсяников В.П.
Старший преподаватель Минск 2013.
- Введение
- 1. Производство и его экономическая эффективность
- 1.1 Сущность экономической эффективности производства и значение ее повышения для экономики
- 1.2 Определение экономической эффективности
- 1.3 Факторы, резервы и основные пути повышения экономической эффективности производства
- 2. Анализ и оценка эффективности деятельности СОАО «АТЭП — 5»
- 2.1 Краткая характеристика деятельности СОАО «АТЭП — 5»
- 2.2 Анализ и оценка эффективности основных средств СОАО «АТЭП-5»
- 2.3 Анализ и оценка эффективности трудовых ресурсов СОАО «АТЭП-5»
- 2.4 Пути повышения экономической эффективности предприятия
- Заключение
- Список использованной литературы
- Введение
- В условиях рынка эффективность производства оценивается не только отношением произведенной продукции к затратам, но и конкурентоспособностью товара, величиной прибыли и в конечном счете — рентабельностью капитала и реализованной продукции. В свою очередь величина прибыли и рентабельности зависит от объема реализуемой продукции, ее качества, платежеспособного спроса, уровня издержек производства и цен. При этом получение прибыли должно носить постоянный характер, что возможно лишь на базе обеспечения экономического роста, обоснованной стратегии развития предприятия.
- В данном курсовом проекте поставлена цель оценки экономической эффективности деятельности на примере СОАО «АТЭП — 5» и решение следующих задач:
· Рассмотрение сущности и основных показателей экономической эффективности;
· Анализ деятельности СОАО «АТЭП — 5» ;
· Предложение путей повышения экономической эффективности деятельности СОАО «АТЭП — 5» .
1. Производство и его экономическая эффективность.
1.1 Сущность экономической эффективности производства и значение ее повышения для экономики.
В процессе производства всегда встает вопрос: ценой каких затрат достигается конечный производственный результат. Один и тот же результат может быть получен разными способами, с разными затратами, и наоборот, одинаковые затраты могут дать разные результаты. Ответ на вопрос оптимальности соотношений результатов и затрат в производстве мы находим в понятиях «эффективность производства», «эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия» .
В самом общем виде под эффективностью понимается результативность производственной и коммерческой деятельности предприятия, степень использования ресурсов и отдача затрат. Выделяют экономическую и социальную эффективность производства.
Социальная эффективность характеризует соответствие результатов производства социальным целям работающих, трудовых коллективов и общества. Показателями социальной эффективности являются:
¦ повышение уровня жизни населения — рост заработной платы, реальных доходов работающих, уровня обеспеченности населения жильем, медицинским обслуживанием, повышением образовательного, профессионального и культурного уровня работников;
¦ масштабы свободного времени и рациональность его использования;
¦ условия и содержание труда, его монотонность, доля тяжелого труда, травматизм;
¦ состояние среды обитания человека и влияние производства на экологическую обстановку в стране, регионе, городе, поселке.
Основой достижения высокой социальной эффективности вообще и высоких социальных результатов в частности служит рост экономической эффективности. В то же время без социальных достижений невозможно решение экономических задач.
Экономическая эффективность производства означает его результативность, степень использования ресурсов или отдачу затрат, которая определяется соотношением достигнутых результатов и использованных ресурсов (осуществленных затрат на производство), т. е. экономическая эффективность производства определяется относительной величиной. Соотношение эффекта и ресурсов или затрат выражает меру, т. е. количественную сторону, эффективности производства. Но эффективность производства характеризуется не только количественной, но и качественной стороной. Качественная определенность эффективности производства отражается в ее критерии. Критерий характеризует сущность эффективности производства, а мера (показатели) эффективности предназначена для количественного выражения этой сущности.
Сущность повышения экономической эффективности сводится к тому, чтобы относительно, в расчете на единицу продукции сократить затраты и тем самым при данном объеме ресурсов (трудовых, материальных, интеллектуальных, финансовых) увеличить прибыль предприятия. Критерием экономической эффективности производства на уровне предприятия является максимизация прибыли на единицу используемых производственных и интеллектуальных ресурсов Объективная необходимость и значение повышения эффективности производства обусловлена прежде всего главной целью социaльнo-экономического развития страны — достижение наиболее полного удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей членов общества в условиях ограниченных материальных ресурсов в производстве.
Основными принципами формирования экономической эффективности производства являются:
§ превышение темпов роста результата производства над темпами роста затрат, приведших к его достижению;
§ интенсивное (качественное) использование всех ресурсов производственной подсистемы (материальных, капитальных, интеллектуальных и трудовых), оптимальное взаимодействие оборотных и основных средств, основных средств и трудовых ресурсов, оборотных средств и трудовых ресурсов;
§ превышение темпов роста основных средств над темпами роста оборотных средств и численности работающих, что является следствием освоения передовой техники и прогрессивной технологии;
§ приоритет качественного развития и эффективного использования трудовых ресурсов, так как именно здесь проявляются экономические интересы и собственника капитала, и непосредственных участников (работников) производства и реализации продукции, и менеджеров (руководителей и организаторов производства), что определяет необходимость сочетания темпов роста показателей качества трудовых ресурсов и качества основных средств;
§ создание современной маркетинговой базы, что обеспечивает формирование товарной и ценовой политики предприятия, адекватной рыночным условиям;
§ превышение темпов роста прибыли над темпами роста выручки от реализации продукции, что свидетельствует о качественном симбиозе маркетинга и производства и в конечном счете — о повышении экономической эффективности производства и реализации продукции.
В современных условиях все более важную роль играют не количественные, а качественные факторы экономического роста: увеличение объемов производства продукции на основе повышения экономической эффективности производства путем обеспечения роста рентабельности продукции и активов предприятия, прироста производительности труда, экономного расходования материальных ресурсов, рационального использования основных средств прежде всего за счет активизации инновационно-инвестиционной деятельности и обеспечения конкурентоспособности продукции.
Экономическая эффективность производства определяется для принятия различного рода управленческих решений, в частности:
· для оценки уровня использования отдельных видов затрат с целью получения экономического результата производства (в рамках страны, региона, отрасли, предприятия);
· Для экономического обоснования лучших вариантов производственных решений в области управления процессами активизации инновационно-инвестиционной деятельности, внедрения новой техники, технологий, совершенствования организации производства и труда.
Связь эффективности с целью производства позволяет определить общий критерий эффективности производства, суть которого сводится к получению в процессе производства максимального результата при минимальных затратах.
Повышение экономической эффективности производства имеет огромное значение для экономики каждого хозяйствующего субъекта и объясняется тем, что повышение эффективности производства ведет к снижению себестоимости единицы продукции (процесса) и тем самым создает предпосылки для обеспечения ее конкурентоспособности. Рост конкурентоспособности в свою очередь гарантирует увеличение объемов продаж и на этой основе — рост прибыли предприятия. Этот фактор увеличивает возможность прежде всего накопления, что способствует расширению, развитию и совершенствованию производства и служит предпосылкой для воспроизводства и нового витка повышения экономической эффективности производства.
1.2 Определение экономической эффективности.
Для количественной оценки экономической эффективности производства используется метод, основанный на использовании показателей рентабельности, которые рассчитываются как отношении прибыли к затратам.
Для оценки экономической эффективности труда, основных средств (капитала), оборотных средств рассчитываются показатели рентабельности труда (, рентабельности капитала (, рентабельности оборотных средств (соответственно по формулам:
В практике для оценки эффективности вложенных текущих затрат широко используется показатель рентабельности реализованной продукции (, которая определяется по формуле:
1.3 Факторы, резервы и основные пути повышения экономической эффективности производства.
Ответы на эти вопросы кроются в сущности экономической эффективности и понимании показателей ее оценки, которые, как правило, определяются соотношением результатов и затрат. Если конечные результаты превышают сумму текущих затрат, то можно утверждать, что имеет место экономическая эффективность. Методологический ключ к определению путей повышения экономической эффективности производства — это обеспечение роста результата или снижения затрат, или одновременно — и роста результата, и снижения затрат, что в конечном счете должно приводить к увеличению полезных результатов на единицу совокупности затраченных ресурсов. Поэтому разработка мероприятий по повышению экономической эффективности производства связана с необходимостью:
· получить больший результат при неизменных затратах ресурсов;
· получить тот же результат при уменьшении затрат ресурсов;
· достичь более высокого темпа роста результата по сравнению с темпом роста ресурсных затрат;
· обеспечить рост результата при одновременном снижении затрат.
Таким образом, существует два основных пути повышения экономической эффективности предприятия:
1. обеспечение роста конечного результата производства — прибыли, объемов производства и реализации продукции при тех же затратах и соблюдении требований к качеству продукции (работ, услуг);
2. обеспечение снижения затрат ресурсов на единицу результата при повышении качества продукции (работ, услуг).
Следует отметить, что на массу прибыли и величину рентабельности (характеризующей отношение прибыли к затратам ресурсов или к себестоимости продукции, процесса) влияют методы конкурентной борьбы, объем производства и реализации продукции, уровень цен, размер издержек, процент за кредит, уровень техники, технологий, организации труда и производства, степень государственного регулирования экономики предприятия, и прежде всего цен, уровень налогов и нормы амортизации. Основными путями повышения рентабельности являются рост прибыли от реализации продукции (процессов и услуг), рациональное использование и удешевление капитала на единицу продукции, снижение текущих затрат на производство продукции. В конечном счете условием того и другого является активизация инновационно-инвестиционной деятельности на предприятии, широкое применение в производстве научно-технического прогресса, которые обеспечивают рост производительности труда и снижение на этой основе стоимости ресурсов, используемых в производстве, в расчете на единицу результата.
Основные направления поиска резервов увеличения прибыли отражены на рис. 1.3.1.
Рис. 1.3.1. Основные направления поиска резервов увеличения прибыли.
2. Анализ и оценка эффективности деятельности СОАО «АТЭП — 5» .
2.1 Краткая характеристика деятельности СОАО «АТЭП — 5» .
эффективность рентабельность прибыль затраты.
История существования данного предприятия начинается с 1963 года, когда на основании приказа Минтранса БССР № 164 от 18.11.1963 года с 01.12.1963 года была организована Минская АТЭБ.
Основателем предприятия был первый директор В. Сущенко. В настоящий момент генеральным директором СОАО «АТЭП-5» является Булавска Раиса Леонтьевна.
С момента образования предприятие осуществляло междугородние перевозки грузов. В дальнейшем с 1973 года АТЭП начало осуществлять междугородние, международные и городские перевозки грузов автомобильным транспортом. В состав АТЭБ входили Борисовская, Слуцкая и Молодечненская грузовые станции. Предприятие насчитывало около 800 грузовых автомобилей и около 1500 человек работающих.
Открытое акционерное общество «АТЭП-5» создано приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 01 августа 1994 г. № 286 путем преобразования арендного автомобильного транспортно-экспедиционного предприятия № 5 в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
На основании решения Минского горисполкома от 27 сентября 2011 года № 100 286 240 ОАО «АТЭП-5» переименовано в СОАО «АТЭП-5» .
На сегодняшний день СОАО «АТЭП-5» насчитывает 124 единицы подвижного состава отечественного и иностранного производства, которые занимаются междугородними, международными перевозками, а также перевозкой опасных грузов:
1) Минск — 92 единицы подвижного состава:
— грузовые седельные автомобили — 43;
— хозяйственные автомобили и техника — 11;
— полуприцепы — 38.
2) Молодечненская ГАС — 32 единицы подвижного состава:
— грузовые седельные автомобили — 13;
— хозяйственные автомобили и техника — 2;
— полуприцепы — 17.
На предприятии работает около 200 человек, в том числе более 80 водителей, которые имеют значительный опыт работы в международных перевозках.
На сегодняшний день на международных перевозках работает 31 грузовых автомобилей иностранного производства. Кроме того, предприятие активно развивает деятельность таможенного перевозчика, оказывает услуги предрейсового технического контроля и медицинского осмотра водителей для сторонних организаций, предоставляет территорию для стоянки автомобилей. Международные рейсы водителей данного предприятия затрагивают всю Европу, страны СНГ.
Характер выполняемой предприятием транспортной работы подразумевает условное разделение парка автомобилей на отдельные группы главным образом по критерию соответствия конструкции, экологических параметров требованиям различных стран.
Возрастная структура парка подвижного состава представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Возраст активной части основных производственных фондов.
Наименование и возраст активной части основных производственных фондов. | На 01.01.2013 год. | ||
Количество единиц. | % от общего количества. | ||
Подвижной состав. | |||
Грузовые автомобили: | 100,00. | ||
До 2-х лет. | 18,60. | ||
От 2-х лет до 5-ти лет. | 41,86. | ||
От 5-ти лет до 10 -ти лет. | 25,58. | ||
От 10 -ти лет до 15 -ти лет. | 2,33. | ||
От 15-ти до 20- ти лет. | 6,98. | ||
От 20-ти лет и свыше. | 4,65. | ||
Полуприцепы: | 100,00. | ||
До 2-х лет. | 7,89. | ||
От 2-х лет до 5-ти лет. | 55,26. | ||
От 5-ти лет до 10 -ти лет. | 21,05. | ||
От 10 -ти лет до 15 -ти лет. | 2,63. | ||
От 15-ти до 20- ти лет. | 5,26. | ||
От 20-ти лет и свыше. | 7,89. | ||
Хозпарк: | 100,00. | ||
До 2-х лет. | 18,18. | ||
От 5-ти лет до 10 -ти лет. | 27,27. | ||
От 20-ти лет и свыше. | 54,55. | ||
Более 60% автомобилей (60,46%) и полуприцепов (63,15%) парка имеют возраст до 5 лет. Все эти автомобили эксплуатируются при перевозках грузов в Западную Европу.
Таблица 2.2. Марочный состав подвижного состава предприятия.
Наименование и возраст активной части основных производственных фондов. | На 01.01.2013 год. | ||
Количество единиц. | % от общего количества. | ||
Подвижной состав Минск. | |||
Грузовые автомобили: | 100,00. | ||
МБ Актрос 1844 LSNRL. | 6,98. | ||
МБ Актрос 1846 LS. | 11,63. | ||
МБ Актрос 1841 LS. | 20,93. | ||
Вольво FH. | 25,58. | ||
Рено премиум 380.19Т. | 4,65. | ||
МАЗ-533 603−220. | 11,63. | ||
МАЗ 54 329. | 4,65. | ||
МАЗ 54 328. | 4,65. | ||
МАЗ 54 323. | 2,33. | ||
МАЗ-5336А 3−320. | 2,33. | ||
МАЗ-437 043−329. | 2,33. | ||
Скания 113Н. | 2,33. | ||
Полуприцепы: | 100,00. | ||
Кегель. | 57,89. | ||
Шмитц. | 18,42. | ||
Кроне. | 7,89. | ||
АЛКА Н-13 Х. | 7,89. | ||
МАЗ 975 830−3016. | 2,63. | ||
МАЗ 975 830. | 2,63. | ||
ВИЛТОН. | 2,63. | ||
Хозпарк: | 100,00. | ||
CHEVROLET CAPTIVA. | 9,09. | ||
ЛАДА 21 900. | 9,09. | ||
Мерседес Бенц Е 320. | 9,09. | ||
ГАЗ 2310. | 18,18. | ||
МАЗ 5549. | 9,09. | ||
Трактор МТЗ-80. | 9,09. | ||
Автопогрузчик. | 36,36. | ||
Для перевозки грузов в международном сообщении из стран Западной Европы используются конкурентоспособные автомобили западноевропейского производства Мерседес-Бенц Актрос, Вольво FH с тентованными полуприцепами объемом 82 м 3 фирмы Кегель, Шмитц, Кроне.
Седельные тягачи и бортовые автомобили Минского автозавода используются на перевозках грузов по территории Республика Беларусь и странам СНГ.
Стандарты Euro, ограничивают токсичность отработавших газов (ОГ) выпускаемых автомобилей. Эти нормы все более ужесточаются.
Таблица 2.3. Структура парка автомобилей по экологическим нормам.
Показатель. | Количество единиц. | % от общего количества. | |
Автомобили Евро 5. | 55,81. | ||
Автомобили Евро 3. | 13,95. | ||
Автомобили Евро 0. | 30,23. | ||
Итого. | 100,00. | ||
55,81% парка автомобилей СОАО «АТЭП-5» соответствуют стандартам Евро 5. Все эти автомобили эксплуатируются на международном направлении перевозок.
Автомобили класса Евро 0 эксплуатируются только во внутриреспубликанском сообщении.
2.2 Анализ и оценка эффективности основных средств СОАО «АТЭП-5» .
Для того, чтобы иметь представление о финансовой деятельности предприятия, а так же о направлении его работы, приведем основные технико-экономические показатели. Для большей наглядности сведем их в таблицу 2.4.
Таблица 2.4. Технико-экономические показатели предприятия.
Показатели. | 2011 г. | 2012 г. | Отклонение, +/; | Темп роста, %. | |
1.Выручка от реализации без налогов, млн.руб. | 14 488,00. | 148,17. | |||
2. Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг, млн. руб. | 12 307,00. | 160,73. | |||
3. Валовая прибыль, млн. руб. | 2181,00. | 122,23. | |||
4. Уровень валовой прибыли. | 32,62%. | 26,73%. | — 0,06. | ; | |
5. Управленческие расходы, млн. руб. | 2506,00. | 128,61. | |||
6. Уровень управленческих расходов. | 29,12%. | 25,28%. | — 0,04. | ; | |
7. Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб. | — 325,00. | 69,11. | |||
8. Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности, млн. руб. | — 2514,00. | 20,37. | |||
9. Чистая прибыль (убыток), млн. руб. | — 4682,00. | 10,65. | |||
10.Среднесписочная численность работников, чел. | — 4,00. | 98,06. | |||
11. Производительность труда на 1 работника, млн. руб. | 145,99. | 220,61. | 74,62. | 151,11. | |
12. Фонд заработной платы, млн. руб. | 5560,2. | 9650,1. | 4089,90. | 173,56. | |
13. Среднемесячная заработная плата, руб. | 1 731 793,00. | 176,99. | |||
14. Среднегодовая стоимость основных средств, млн.руб. | 20 028,00. | 191,92. | |||
15. Фондоотдача. | 1,38. | 1,07. | — 0,31. | 77,54. | |
16. Фондоемкость. | 0,72. | 0,94. | 0,22. | 130,56. | |
17. Фондовооруженность. | 105,8. | 101,20. | 195,65. | ||
Исходя из приведенных данных таблицы, можно сделать следующие выводы.
Выручка от реализации, исключая налоги, в 2012 году составила 44 563 млн руб., что на 14 488 млн руб. больше по сравнению с 2011 годом и, таким образом, возросла на 48,17%.
Тем не менее, себестоимость реализованных товаров, работ, услуг увеличилась на 60,73% и составила 32 572 млн руб., что на 12 307 млн руб. выше по сравнению с 2011 годом.
В результате валовая прибыль предприятия за 2012 год составила 11 991 млн руб., что на 22,23% больше в отличие от 2011 года.
Прибыль от реализации, инвестиционной, финансовой и иной деятельности в 2012 составила 727 млн руб. и 643 млн руб. соответственно, что меньше на 30,89% (325 млн руб.) и 79,63% (2514 млн руб.), чем в 2011 году.
Чистая прибыль также уменьшилась (на 4 682 млн руб.).
В результате сокращения среднесписочной численности работников на 4 человека, производительность труда увеличилась на 51,11%. Также увеличилась и среднемесячная заработная плата (практически на 80%).
Также следует отметить, что произошли обновления основных средств, и их среднегодовая стоимость на конец 2012 года увеличилась на 91,92%.
Величина рентабельности капитала 2012 года говорит о том, что предприятие в 2012 году работало рентабельно, то есть организовало эффективное производство, однако эффект незначителен по сравнению с 2011 годом: рентабельность капитала 2011 года составила 24,1%.
Рассчитав рентабельность реализованной продукции можно установить, что деятельность по реализации в 2011 году принесла предприятию больший эффект, чем в 2012 году.
Для того, чтобы иметь представление о деятельности предприятия, а так же о направлении его деятельности приведем основные технико-экономические показатели его деятельности. Для большей наглядности сведем их в таблицу 2.5.
Таблица 2.5. Технико-эксплуатационные показатели работы СОАО «АТЭП-5» .
Показатель. | Ед. | 2011 г. | 2012 г. | Абсолютное изменение. | Темп роста, %. | |
Коэффициент технической готовности. | 0,915. | 0,923. | 0,008. | 100,84. | ||
Коэффициент выпуска на линию. | 0,695. | 0,725. | 0,031. | 104,42. | ||
Коэффициент использования пробега. | 0,820. | 0,825. | 0,005. | 100,63. | ||
Коэффициент использования грузоподъемности. | 0,519. | 0,527. | 0,008. | 101,54. | ||
Объем перевозок. | тыс.т. | 137,425. | 139,785. | 2,360. | 101,72. | |
Грузооборот. | тыс.ткм. | 58 968. | 58 218. | — 750. | 98,73. | |
Общий пробег всех автомобилей. | тыс.км. | 4 506. | 4 266. | — 239. | 94,69. | |
Пробег с грузом всех автомобилей. | тыс.км. | 3 693. | 3 519. | — 174. | 95,29. | |
Автомобиле-дни в хозяйстве. | 25 550. | 23 790. | — 1 760. | 93,11. | ||
Автомобиле-дни в работе. | 17 750. | 17 257. | — 493. | 97,22. | ||
Автомобиле-дни простоя в ремонте. | 2 172. | 1 840. | — 332. | 84,71. | ||
Среднее расстояние перевозки грузов. | км. | — 13. | 97,06. | |||
Среднесуточный пробег одного автомобиля. | км. | — 7. | 97,40. | |||
Средняя продолжительность рабочего дня авто. | час. | 8,299. | 8,372. | 0,073. | 100,87. | |
Часы пребывания всех авто в наряде. | тыс.час. | 147,308. | 144,469. | — 2,839. | 98,07. | |
Возможные тонно-километры. | тыс.ткм. | 113 660. | 110 518. | — 3 142. | 97,24. | |
Одним из наиболее значимых показателей работы любого автотранспортного предприятия является объем произведенной транспортной работы, выраженный в тоннах и тонно-километрах, который характеризует конечный результат деятельности АТП за определенный промежуток времени.
В 2012 году объем перевозок предприятия составил 139 785 тонн и вырос по сравнению с 2011 годом на 2360 тонн.
Грузооборот предприятия в 2012 году сократился на 750 тыс.ткм.
Среднее расстояние перевозки грузов в 2012 году сократилось по сравнению с 2010 годом на 2,94%. Это сокращение связано, в первую очередь, со спецификой перевозок:
— в 2012 году сократилось количество рейсов на дальнюю Европу (Испания, Португалия) и дальнюю Россию.
Коэффициент использования грузоподъемности колеблется в пределах от 0,519 до 0,527. Причины этого колебания:
— неполная загрузка автомобилей по организационным причинам;
— неполная загрузка автомобилей при перевозке легковесных грузов.
Коэффициент технической готовности за анализируемый период увеличился, хотя и незначительно — на 0,84%, что связано с сокращением количества автомобиле-дней простоя в ремонте.
Коэффициент выпуска на линию увеличился на 4,42% вследствие уменьшения количества автомобиле-дней простоя в исправном состоянии (без груза, документов) за счет лучшей организации работы отдела эксплуатации.
Причины невысокого значения данного коэффициента:
— снижение спроса на перевозки, осуществляемые АТП;
— понижение их конкурентоспособности.
2.3 Анализ и оценка эффективности трудовых ресурсов СОАО «АТЭП-5» .
Целью анализа является качественная оценка трудовых ресурсов АТП, уровня эффективности их использования, выявления внутрипроизводственных резервов повышения производительности труда.
По мере ускорения научно-технического прогресса значение трудовых ресурсов усиливаются. Современное производство с его высокой фондовооруженностью предоставляет в распоряжение каждого работника принципиально новые, сложные типы машин и механизмов, а также все увеличивающийся объем материальных ценностей, усиливая его ответственность за их рациональное использование.
Высокий квалификационный уровень современных работников, увеличение конечных результатов их труда повышают цену каждой ошибки и потерянной минуты, требуют нового подхода к анализу эффективности использования рабочего времени, выявлению внутрипроизводственных резервов роста производительности труда.
Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами служит основой для разработки эффективных управленческих решений, направленных на ликвидацию дефицитности работников отдельных профессий и специальностей путем реконструкции и технического перевооружения предприятия;
В процессе анализа трудовых ресурсов изучаются степени:
— обеспеченности рабочих мест персоналом в требуемом для производства профессиональном и квалификационном составе (обеспеченность производства трудовыми ресурсами);
— качественного использования трудовых ресурсов (рабочего времени) в процессе производства;
— эффективности использования трудовых ресурсов (изменение выработки продукции на одного работающего и изменение производительности труда).
Таблица 2.6. Анализ состава работающих и показатели оплаты их труда.
Категории работающих. | Среднесписочная численность, чел. | Фонд оплаты труда, млн. руб. | |||||
2012/2011,%. | 2012/2011,%. | ||||||
Рабочие всего из них: | 95,77. | 2646,2. | 4865,8. | 183,88. | |||
1 Водители. | 96,55. | 1680,6. | 2935,3. | 174,66. | |||
2 Основные РР. | 66,67. | 176,5. | 209,4. | 118,65. | |||
3 Вспомогательные РР. | 100,00. | 789,1. | 1721,1. | 218,10. | |||
Служащие всего. | 103,13. | 2512,9. | 4142,4. | 164,85. | |||
1 Руководители. | 80,95. | 1293,5. | 1823,1. | 140,94. | |||
2 Специалисты. | 113,95. | 1219,4. | 2319,3. | 190,20. | |||
Всего по основной деятельности. | ; | ; | ; | 401,1. | 642,0. | 160,05. | |
Договор-подряда, совместители. | ; | ; | ; | 401,1. | 642,0. | 160,05. | |
ИТОГО. | 98,06. | 5560,2. | 9650,1. | 173,56. | |||
Производительность труда — это обобщающий показатель эффективности использования трудовых ресурсов, который определяется количеством продукции, приходящейся на одного работающего (рабочего) или на единицу отработанного времени. Для оценки выполнения плана и динамики производительности труда важное значение имеет анализ средней выработки рабочего за период, день и час. Результаты приведены в таблице 2.6.
Таблица 2.7. Темпы роста производительности труда и средней заработной платы.
Наименование показателя. | Период. | Абсолютное изменение. | Темп роста, %. | ||
2011 год. | 2012 год. | 2012/ 2011. | 2012/ 2011. | ||
Выручка по предприятию (без НДС), млн. руб. | 148,17. | ||||
Среднесписочная численность работников, чел. | — 4. | 98,06. | |||
Среднемесячная производительность труда, млн. руб./чел. | 12,166. | 18,384. | 6,218. | 151,11. | |
Средняя зарплата, руб. | 2 249 272. | 3 981 079. | 1 731 807. | 176,99. | |
Средняя заработная плата по предприятию возросла в 1,77 раза и на конец 2012 года составила 3 981 079 рублей.
Для анализа эффективности персонала предприятия важным показателем является соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы работников.
К 2012 = 176,99/151,11=0,85.
Расчеты показывают, что темпы роста средней заработной платы превышают темпы роста производительности труда.
По расчетам рентабельность труда 2012 года сократилась по сравнению с 2011 годом на 136,6%.
Производительность труда формируется под влиянием всей совокупности трудовых факторов, характеризующих состав и структуру кадров, уровень технической оснащенности труда и обеспеченности предприятия кадрами, уровень организации труда и др.
Повысить среднемесячную выработку можно за счет:
· интенсификации режима работы предприятия (рост сменности);
· снижения цельно сменных простоев, что зависит от снижения заболеваемости (а это, в свою очередь, — от совершенствования техники безопасности и охраны труда, совершенствования медицинского обслуживания, улучшения жизненного уровня и жилищных условий), отвлечения на выполнение государственных и общественных обязанностей в рабочее время, самовольные невыходы на работу, невыходы с разрешения администрации.
Таблица 2.8. Расчет показателей движения рабочей силы.
Показатель. | Период. | Абсолютное изменение. | Темп роста, %. | ||
2012/ 2011. | 2012/ 2011. | ||||
Приняты работники, всего. | — 32. | 57,33. | |||
Выбыло работников, всего. | 122,03. | ||||
Среднесписочная численность персонала всего, чел. | 206,0. | 202,0. | — 4. | 98,06. | |
Коэффициента оборота рабочей силы по приему. | 0,364. | 0,213. | — 0,151. | 58,47. | |
Коэффициента оборота рабочей силы по выбытию. | 0,286. | 0,356. | 0,070. | 124,45. | |
Коэффициента общего оборота рабочей силы. | 0,650. | 0,569. | — 0,081. | 87,52. | |
Коэффициент общего оборота по приему в 2012 году составил 21,3%, что ниже данного показателя в предыдущие годы. Это можно считать положительной тенденцией в работе предприятия.
За 2012 год среднесписочная численность персонала сократилась на 4 человека. Темп снижения численности работников в 2012 году составил 98,06%.
За 2012 год на предприятие устроилось 43 человека (в 2011 году — 75 чел.), в то же время уволено — 72 человека.
На 2013 год запланированы следующие мероприятия по совершенствованию кадрового потенциала предприятия:
— проведение мероприятий по приведению в соответствие количественной и качественной потребности в персонале за счет снижения непроизводственных потерь рабочего времени на отдельных рабочих местах;
— совершенствование организационной структуры предприятия (снижение количества работников аппарата управления);
— совершенствование структуры кадров, повышения квалификации сотрудников (дополнительное специальное обучение, непрерывное обучение на местах);
— улучшение условий труда, внедрение автоматизированных систем управления производством (новое ПО);
— совершенствование систем оплаты труда, повышение их стимулирующей роли. Необходимо более полно использовать систему нематериального стимулирования как один из компонентов эффективной системы мотивации персонала.
2.4 Пути повышения экономической эффективности предприятия.
Анализируя основные показатели деятельности предприятия и оценивая его производственный потенциал по основным экономическим факторам (техническим, материальным, живому труду), можно прийти к выводу, что дальнейшее развитие необходимо связывать с организацией инвестиций.
1. Инвестиции — это совокупность долгосрочных вложений капитала в экономические объекты с целью получения предпринимательского дохода, прироста капитала и других выгод. Экономическая эффективность — это мера целесообразности принятия решения в отношении осуществления капиталовложений, или инвестиций.
Только предметно занимаясь обновлением материальной части анализируемого предприятия, инвестируя денежные средства в расширение его деятельности, можно достичь роста доходности и должного конкурентного статуса на рынке транспортных услуг.
В настоящее время предприятие изыскивает возможности снижения себестоимости оказываемых услуг. Так, коэффициент использования подвижного состава или парка предприятия составляет 0,79, что говорит о высоком уровне использования основных средств и по мощности, и по времени. Таким образом, можно сказать, что внутренние резервы предприятия по интенсификации его деятельности мобилизованы, практически, полностью. Трудно рассчитывать, что предприятию будет возможно и впредь наращивать объемы оказываемых транспортных услуг, продолжая техническую политику простого воспроизводства.
С другой стороны, Беларусь все больше интегрируется в мировое экономическое пространство, рыночные отношения прочно вошли в оперативную деятельность предприятий. Конкуренция, присущая рынку, заставляет предприятия изыскивать пути не только физического роста объемов производства и услуг, но и снижать затраты на их оказание.
В этих условиях единственно верным направлением развития является инвестирование денежных средств в обновление, расширение и модернизацию технической базы предприятий.
Критерии отбора инвестиционного проекта, его привлекательности таковы, чтобы прирост капитала (экономическая прибыль Пэ) прибыль проекта должны компенсировать инвестору отказ от имеющихся финансовых средств в текущем периоде, вознаградить риск инвестора и возместить потери от инфляции в будущем периоде.
Инвестиции на автотранспорте могут иметь место, как в новое строительство, так и в реконструкцию и техническое перевооружение:
— техническое перевооружение предусматривает замену оборудования без проведения строительно-монтажных работ;
— реконструкция предусматривает проведение строительно-монтажных работ на действующих площадях без остановки производства с частичной заменой активной части основных фондов;
— новое строительство предусматривает расширение действующих производств, участков с проведением строительно-монтажных работ и приобретением оборудования.
В условиях анализируемого предприятия целесообразно говорить об инвестициях в обновлении действующего автопарка. Современный уровень развития техники и технологии предлагает к тому большие возможности. Это новые передовые марки автомобилей и других видов подвижного состава, которые по своим техническим свойствам отвечают мировым стандартам и могут существенно увеличить объемы выполняемых работ, во-первых, а во-вторых обеспечить высокую экономичность выполняемых работ.
Однако реализация этого направления, безусловно, требует существенных инвестиций. В современных условиях хозяйствования, когда экономика в Беларуси остается нестабильной, а часто и непрогнозируемой, привлекать внимание инвестиции сложно. В этой связи реальным инвестиционным источником являются только внутренние.
Помимо привлечения инвесторов немаловажную часть повышения экономической эффективности предприятия составляет привлечение новых, надежных клиентов. Данный метод может быть осуществлен, например, путем рекламирования услуг СОАО «АТЭП-5» по грузовым перевозкам как во внутриреспубликанском, так и в международном сообщениях. Также возможным вариантом удержания нынешних клиентов может стать внедрение системы скидок для тех компаний, которые регулярно пользуются услугами СОАО «АТЭП-5» .
Для повышения экономической эффективности данного предприятия возможно сокращение расходов на содержание основных средств, а именно, сдача в аренду неиспользуемых помещений.
Важную роль в эффективности работы предприятия играют организационные моменты. Так, может быть предложено введение обязательного курса по заполнению и ведению документации, на которых будут рассматриваться инструкции по заполнению документов, возможные ошибки при их заполнении, а также нововведения в законодательство.
Заключение.
Система хозяйствования, ориентированная на экономическую самостоятельность предприятий, на активное использование рыночных отношений, предъявляет ряд требований к работе предприятий, в частности, делает необходимым расчет альтернативных вариантов управленческих решений, их сравнительную оценку, выбор наиболее рациональных из них и определение последствий их реализации. Наибольшую важность при этом имеют финансово-экономические последствия предлагаемых решений, т. е. их воздействие на конечный финансовый результат — прибыль. Получение прибыли от хозяйственной деятельности неразрывно связано с реализацией продукции. Качество, конкурентоспособность продукции, ее приемлемая цена для потребителя, развитая система сбыта являются залогом успеха любого предприятия. Производство и реализация продукции являются основными показателей деятельности предприятия. В условиях рынка большое значение имеют оперативный учет, анализ и контроль за ходом выполнения плана поставок, отслеживание получения оплаты от реализации продукции и получением финансового результата (прибыли или убытка).
В ходе выполнения данного курсового проекта произведена оценка результатов хозяйственной деятельности и экономической эффективности СОАО «АТЭП — 5». В заключение сделаем основные выводы.
В отчетном (2012) году произошло увеличение объема реализации продукции на 14 488 млн руб., больше, чем в полтора раза увеличилась себестоимость, на 12 307 млн руб., но произошло значительное падение уровня прибыли от реализации продукции — на 325 млн руб. по сравнению с базисным (2011) годом. Показатель рентабельности фирмы в отчетном году упал до 1,71% по сравнению с 25,86% в базисном году.
За анализируемый период обеспеченность основными средствами возросла и составила 41 816 млн руб. В целом активная часть основных средств (оборудование и транспортные средства) росла высокими темпами по сравнению с пассивной частью. Все это свидетельствует о правильной экономической политике, проводимой на предприятии для повышения эффективности использования основных средств.
Таким образом, поставленные в курсовом проекте цель и задачи были успешно выполнены.
1. Экономика предприятия (организации). Ч. 1: учеб. пособие / А. С. Головачев. 2-е изд., перераб. — Минск: Выш. шк., 2011. — 463 с.
2. Тозик, А. А. Экономика автомобильного транспорта/А.А. Тозик. — Минск: УП «Технопринт», 2005. — 140 с.
3. Чечевицына Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. — М.: Дашков и к, 2009. 351 с.
4. Экономика организации / Под ред. П. П. Табурчака, В. М. Тумина. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 316 с.
5. Экономика предприятия. Под ред. Смирновой О. Л. — М.: Инфра-М, 2009, — 412 с.