Педагогические условия ответственности родителей за воспитание детей в исламе, созвучные современным нравственным нормам светского общества
Анализируя степень разработанности исследуемой темы, еще раз отметим, что в современной историко-педагогической науке она ещё не изучена достаточно полно, а в советское время считалось нецелесообразным ее изучать, так как существовали идеологические запреты, требовавшие только критического рассмотрения этого опыта. Сегодня ситуация коренным образом изменилась в сторону большей открытости системы… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Основы ислама и теория ответственности родителей в истории возникновения проблемы воспитания детей
- 1. 1. Критерии и принципы исламской религии по отношению к воспитанию детей
- 1. 2. Особенности воспитания и образования в исламской традиции
- 1. 3. Обязанность и исламская ответственность родителей за воспитание детей в современной таджикской семье
- Выводы по 1 главе
- Глава II. Современные педагогически обоснованные подходы к совершенствованию знаний ислама родителями по осознанию своей ответственности и задач в воспитании ребенка
- 2. 1. Научный и светский подходы в осуществлении родителями воспитательных задач
- 2. 2. Педагогическая мысль и образование на ближнем и среднем Востоке (VII-XVII вв.)
- 2. 3. Религиозное просвещение в системе светского образования
- Выводы по 2 главе
Педагогические условия ответственности родителей за воспитание детей в исламе, созвучные современным нравственным нормам светского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
.
Можно отделить государство от Церкви, но невозможно лишить людей веры в Творца. После долгих лет тщетного строительства «рая на земле» и отчуждения человека от Бога, от богатейшего наследства, оставленного нам в священных книгах, наступило время возвращения «блудного сына» к своему Родителю. Не будем забывать и то немаловажное обстоятельство, что религия в кризисные годы общественного развития обладает некоей компенсаторной функцией, замедляя размывание того или иного этноса. Равным образом подчеркнем такой феномен, как взаимосвязь образования и религии. Именно поэтому сейчас в обществе снова начала доминировать та точка зрения, что сохранение культуры, духовности, морали без религии невозможно.
Соответственно чувствуется настоятельная необходимость проанализировать роль и значение ислама в жизни мусульманина, тем более что многие СМИ дают искаженную картину ценностей в этом вероучении.
Владимир Соловьев, русский философ, христианин и ученый, назвал ислам великой религиозной культурой, выросшей на исторической почве из живого зерна, брошенного туда гением первооснователя, с именем которого связано образование в мусульманском мире.
Сегодня многие ученые-исламоведы рассматривают ислам как цельное учение о смысле земного существования человека. При этом роль образования в его жизни в контексте этого учения представлена очень выпукло. Достаточно сказать, что в Коране более 700 раз можно встретить сюжеты, связанные с наукой и образованием. Знатоки ислама не раз подчеркивали, что наука в мусульманском понимании не сводится только к теологии, а охватывает познание всего мира, в первую очередь самого человека во всем многообразии его деятельности на земле.
В Священном Коране говорится: «Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (сура «Сгусток», аят 3). Образование человека во многом определяет его поведение: «Всякая душа — заложница того, что она приобрела» (сура «Завернувшийся», аят 41).
Рассмотрение ислама в контексте государственного образования и одновременно мировой культуры позволяет выстроить трехуровневую структуру понимания и усвоения его нравственно-культурных ценностей, духовного богатства.
Первый уровень представляет собой блок учебного материала, который включает в себя знания о сущности ислама, его истории, развитии, о социальных, правовых, экономических и политических аспектах. По нашему мнению, молодежь в системе государственного образования должна знать религию своих предков хотя бы в сумме первоначальных представлений.
Второй уровень связан с формированием религиозного мировоззрения в семье, в конфессиональных учебных заведениях.
Третий уровень характеризуется степенью вовлеченности человека в реализацию заветов мусульманского вероучения.
Знания в исламе рассматриваются как обязанность и достоинство человека. Всю свою жизнь он должен стремиться к науке и познанию. Достаточно вспомнить, что согласно мусульманскому вероучению «всякий мусульманин в течение своей жизни должен учиться, так как Аллах приказал учиться». Толкователи мусульманского права подчеркивали необходимость изучения медицины, геометрии, астрономии и других наук. При этом еще с древних времен отмечалось, что тот, «кто учился наукам и не применил их на деле, похож на человека, вспахавшего волом землю, но не сеявшего семян» .
Не было забыто и ремесло, о котором Саади говорил: «Любимые дети, учитесь какому-нибудь ремеслу, ибо не заслуживает доверия богатство и мирское добро. Если человек, владеющий ремеслом, лишится власти, — не беда, ибо ремесло в его душе — богатство. Куда бы он ни пошел, он всюду встретит уважение. а человек, не владеющий ремеслом, всегда нищенствует и терпит лишения» .
Общеизвестны имена Ибн-Сина, Улугбека, Аль-Фараби и многих других мусульманских ученых, труды которых вошли в мировую сокровищницу знаний. Свой вклад исламский мир внес и в воспитание, считавшееся важнейшим делом родителей, общества, государства. Недаром во всех низших образовательных исламских заведениях первейшее внимание уделялось именно вопросам нравственного характера.
Кто в детстве не получит воспитанья.
Не будет счастья в жизни знать потом;
Сгибай сырую палочку как хочешьСухую выпрямишь одним огнем" .
Народ, — писал Д. С. Лихачев, — не должен терять своего нравственного авторитета ни при каких обстоятельствах. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Эти слова обращены, прежде всего, к педагогам, которые должны понимать, что духовная культура человека — это особый мир образов, мышления, своеобразная психологическая установка и особое восприятие мира. Поэтому, используя религиозно-философскую проблематику на уроках, учителя очень осторожно и бережно должны относиться к национальным религиозным святыням. Один из важнейших уроков нашего века состоит в том, что гуманное, человеческое возможно лишь там, где отчетливо и внятно различается высокое и низкое, где уважают святое, где любовь к человеку, детям превыше всего.
Безусловно, что стержень нравственного становления личности — это совесть, которая является «эмоциональным стражем убеждений». Судя по светской педагогической литературе, совесть является плодом культуры чувств, индивидуального подхода, семейного воспитания, коллективистской среды, самовоспитания и самосовершенствования. Были «забыты» только религия, вера, традиция, в которых в концентрированной форме ярко и образно представлена суть того, что мы называем совестью, порядочностью, душевностью.
В Священном Коране сказано: «Не в том благочестие, что вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие — это кто дает имущество близким, сиротам, беднякам, путникам, просящим» (сура «Корова», аят 172).
Говоря об исламе, следует подчеркнуть, что в нем, как и в других вероучениях, совесть является основой человеческих взаимоотношений, для которых должна быть характерна честность, правдивость, ответственность, доброта. Мусульманин совестлив перед самим собой, обществом, Аллахом. В мусульманских семьях, следующих Корану, господствует уважение и верность. Еще издревле исламское общество не принимало плутовства, бесчестия, обмана, неблагодарности, неуважения к старшим. Характеру истинного мусульманина всегда были присущи такие черты, как справедливость и прощение. В Священном Коране это подтверждается такими изречениями: «Держись прощения, побуждай к добру и отстранись от невежд» (сура «Преграда», аят 198).
Не только молитва и закят (налог, взимаемый с движимого имущества в пользу бедных) обязательны для каждого правоверного мусульманина, но и такие черты характера, как искренность, правдивость. Особенно эти качества ценятся в людях, занимающих ключевые посты в управлении государством. У Низами есть такие строки: «Кто, подобно Исе, бросит душу в надзвездный полет, / Тот весь мир завоюет. По праву его он возьмет. / Притесняя подвластных, ты править страной не сумеешь. / Лишь призвав правосудье, ты царством своим овладеешь. / То, в чем нет справедливости, твой не умножит доход. / То, в чем нет правосудья, как ветер, тебя унесет» .
В исламе человек должен нести ответственность за свои слова, поступки, обладать чувством верности своим обязательствам и обещаниям. В.
Священном Коране сказано: «Речь добрая и прощение — лучшечем милостыня, за которой следует обида» (сура «Корова», аят 265). К величайшему сожалению, в наше грубое, прагматичное время у людей постепенно исчезает чувство стыда. Именно он во все времена являлся одним из критериев нравственности человека, к какому бы он ни принадлежал вероисповеданию. В одном из своих бейтов (двустиший) Низами говорит: «Да изведаю стыд, проходя по неправым дорогам! / Устыдясь пред собой, устыдиться я должен пред Богом». Именно стыдливостьоберегает, удерживает нас всех от неблагопристойных поступков, но. она сейчас все чаще подменяется так называемой крутостью.
Идеал настоящего человека выразил в нескольких емких словах В. А. Сухомлинский: «Это семьянин, труженик, гражданин, ценитель и творец прекрасного, приверженец здорового образа жизни» .
Эти качества ценятся и в исламе, по заветам которого настоящий мусульманин должен жить достойной и чистой жизнью, придерживаться-справедливости, милосердия, стремиться к знаниям, ставить совесть высшим критерием духовности. «Ты других не кори и себя не считай без порока. / Опусти свои очи. В злоречии много ли прока! / Держишь зеркало ты, отраженье родное любя. / Ты разбей это зеркало. / Надо ли славить себя?» (Низами).
Воспитательный потенциал ислама огромен. И Коран для мусульманина, так же как Библия для христианина, является настольной книгой воспитания.
Пророк Мухаммед, проповедуя честность и искренность в мыслях и поступках, говорил: «О, купцы, ложь и обман сродни торговлеочищайте же ее милостынейотдавайте сколько-нибудь на дело милосердия, не пользуйтесь нуждой другого, чтобы купить у него за бесценоклучше избавить его от нищетыне смотри гневно на ближнего и не ходи по земле нахально: потому что самый неблагодарный из всех голосов есть голос осла» .
Как ни жаль, но в наше время, когда так много говорится и пишется на тему общечеловеческих ценностей, тесно связанных, как ни парадоксально звучит, с получившими широкое распространение в мире двойными стандартами, мусульманское вероучение, случается, смешивается с политикой исламского фундаментализма, с его панмусульманскими идеями. Иными словами: частное возводится в общее, а общее трактуется как частное.
Безусловно, в Коране можно отыскать при желании строки, свидетельствующие о воинственности ислама, но не следует забывать, что священная книга мусульман велит оказывать соседу почет, уважение, проявлять великодушие. Настоящий правоверный тот, кто радуется успехам своего ближнего, желает ему того, к чему стремится сам, не злословит, не завидует, творит добро по мере своих возможностей. И здесь неважно какой национальности твой сосед, кто он по вероисповеданию — всем нужно оказывать уважение. Не зло или гнев, а терпение и любовь должны доминировать в отношениях между людьми. В Священному Коране говорится: «Самые близкие по любви к уверовавшим (мусульманам) те, которые говорили: «Мы — христиане!» «(сура «Трапеза», аят 85). v *.
В нашем постоянно меняющемся мире, в котором причудливо сочетаются традиция и новизна, одной из доминант является семьяпервооснова общества. Не секрет, что уже давно идет сложный, изобилующий отступлениями и прорывами процесс ее размывания, что в первую очередь связано с понижением социальной роли родителей. «Чему вы нас можете научить, если сами едва сводите концы с концами?» — вот вопрос детей к отцам и матерям, которые зачастую в ответ срываются на крик и набившие оскомину нравоучения. Подобная ситуация весьма характерна для современной семьи, где отсутствует уважение к старшим, утрачена связь времен и поколений.
Исламское сообщество таюке встречается с подобными проблемами, но в гораздо меньшей степени, чем, например, западноевропейский мир с его убыстряющимся технологизированным темпом жизни. «Архаика» ислама в данном случае играет положительную, сдерживающую роль в сфере сохранения традиционных ценностей, приоритета воспитания над образованием. Огромные пространства исламского мира с его оригинальным мировосприятием сущего не позволили «цивилизованному» сообществу «окультурить» мусульманство, вследствие чего оно смогло сохранить себя и свою религию. Разумеется, это всего лишь одно из многих объяснений, которые могут быть задействованы в этой чрезвычайно деликатной сфере. В Священном Коране неоднократно говорится о почитании родителей, родственников: «К родителям — благодеяние, и к родичам, и к сиротам, и беднякам» (сура «Корова», аят 77).
Верующий в Аллаха не ограничивается проявлением доброты к своим родителям, жене, детям, но точно так же относится к родственникам, разрыв связей с которыми является большим грехом. По исламу, причина разрушения семейных, родовых отношений объясняется несправедливостью, завистью, высокомерием. Таким образом, основы социальной 1 справедливости вначале закладываются в семье, а потом распространяются на все общество по нарастающей.
Важное место в исламе отводится и материальному обеспечению своей семьи. В одном из хадисов утверждается, что «лучшим динаром, который может истратить человек, является тот динар, который он потратит на своих детей» .
Безусловно, самое дорогое здесь — теплота и материнская любовь, отцовская доброта и забота: В исламе покинуть детей, оставить их без средств к существованию, обречь их на нужду и гибель — преступление.
Особое место в исламе отводится вопросу о сиротах, о которых в Коране упоминается много раз: «А вот сироту ты не притесняй, а просящего не отгоняй» (сура «Утро», аят 9), «И давайте сиротам их имущество» (сура «Женщины», аят 2). Поэтому, если муж разводится с женой, он обязан заботиться об ее материальном благополучии. Забвение отцом своих родительских обязанностей относится в исламе к числу тягчайших грехов и влечет за собой суровое наказание.
Приемы, формы, методы воспитания в мусульманском мире, в сущности, нельзя назвать оригинальными, так как их начала теряются в глубине веков и схожи с традициями населяющих Землю народов. В исламе, как и в других конфессиях, взаимоотношения в семье должны быть пронизаны любовью, добротой, уважением, справедливостью. Правоверный мусульманин изучает окружение своего ребенка, его интересы и потребности. Если он видит, что сын или дочь общаются с сомнительными подростками, злословят, посещают непристойные заведения, то тактично и решительно возвращает свое чадо на путь истинный. Ответственность родителей в мусульманской семье предполагает знание книг, журналов, которые читает ребенок (особенно в наше время соблазнов и распущенности), заботу о воспитании в детях милосердия, правдивости, смелости, доброты — всех тех положительных качеств, завещанных человеку Творцом, привлечение своих отпрысков к совместному труду на благо семьи — материальное и духовное.
Серьезное внимание в исламе отводится почитанию детьми своих родителей. В Коране сказано, что если один из родителей или оба состарятся и станут дряхлыми, то не следует повышать на них голос, грубить, попрекать куском хлеба. Мусульмане должны постоянно заботиться о тех, кто им дал жизнь, делать им приятное, радовать их своими делами, материально поддерживать, не перечить, не обижать, не бросать одних в опустевших квартирах и домах, не ослушиваться. Саади сказал: «Тот, кто родителей своих не уважает, Не будет знать любви, узнает много бед» .
Конечно, здесь нет ничего такого, что не было бы исстари известно людям. Однако сегодняшняя социальная ситуация в обществе также хорошо нам знакома — разводы, лишение родительских прав, определение родителей в дома престарелых, отказные дети и многие другие печальные примеры европеизированной дикости, попирающей все то священное, что заложено в вере отцов и матерей.
Для одних людей Коран — это обращенная к человеку священная книга, проникнутая глубочайшим нравственным смыслом, насыщенная моральными заповедями, поучениями, принципами, имеющая непреходящее значение для «уверовавшего в ислам. Для других — памятник мировой культуры, шедевр эстетико-философской мысли, неисчерпаемый источник для творчества. Многое их разъединяет, но есть и нечто общее — это признание духовных начал, по которым должна строиться жизнь человека, его судьба, которую он выбирает сам.
Ведай: слово — начало, и ведай, что слово — конец. / Многомудрое слово всегда почитает мудрец". К этому бейту Низами хотелось бы добавить то, о чем давно говорят на протяжении веков: чтобы жить в мире, надо понимать религию и культуру друг друга — только тогда мы сможем назвать себя цивилизованным народом.
В свете последних событий в мире, отражающих резкое обострение этнических, политических, экономических противоречий и несогласий между Западом и Востоком, а также связанных возрастанием проявлений — экстремизма со стороны ряда представителей мусульманского мира, представляется особенно важным показать здоровую, глубоко гуманную сущность богатейшего наследия педагогической мысли народов Востока, что ещё не получило достаточного развития. Об этом свидетельствует тот факт, что в учебниках и учебных программах по педагогике и истории педагогики не отведено должного места освещению истории педагогики народов Востока, в частности, истории педагогической мысли народов мусульманских стран, в которой имеется богатый опыт воспитания.
В связи с этим огромный интерес представляет исследование научно-педагогического наследия ведущих мыслителей, просветителей и писателей мусульманства.
Среди современных мусульманских авторов, посвятивших свои работы вопросам исламской морали, можно в первую очередь назвать исследования Мухаммада Фарук аль Набхана, Инайат Хан Хазрата, Дахлян ас Сайд, Ахмад ибн Зайний, Али Мансура Абдаллах Мурси, Сухи аль Салиха.
Заметный вклад в исследование религии мусульман внесен такими учеными как Пиотворский М. Б., Левин З. И., Филыитинский И. М., Дорошенко, Мавлютов P.P., Амиров Н., Шифдар Б.Я.
Большое значение для изучения религии Ислама имеют труды академиков Гордлевского, Семенова. Эти работы явились историческими источниками по изучению мусульманских школ. Ценным источником для исследования учения Ислама являются работы Е. А. Беляева, И. П. Петрушевского, Н. А. Смирнова, Л. И. Климовича, О.Сухаревой. В них содержится богатый фактический материал по истории возникновения течений и их место в структуре Ислама. 1.
Общие вопросы духовной культуры проанализированы в работах А. А. Арнольдова, В. М. Межуева, С. В. Боголюбова, С. А. Кучинского, А. Н. Ипатова.
Вопросы исламоведения глубоко изучены в работах известных зарубежных ученых: А. Меца, Р. Роузенталя, Монтгомери, А.Массе.
Немаловажное значение в изучении Ислама как религиозной системы имеет монографии Керимова Г. Н., в которой дан анализ и показана социальная сущность мусульманского учения в процессе его исторического развития.
Особый интерес представляют ряд трудов и диссертационных работ. Это работы Миртурсунова 3., Хусанходжаева И., Сабирова М., Ганиева А., Фаттаева М., Орифи М., которые являются первой попыткой систематизировать мысли видных мусульманских философов, педагогов, писателей о воспитании.
Плодотворными, отвечающими духу, концепции современной гуманистической школы являются педагогические исследования, посвященные воспитанию подрастающего поколения на традициях, опыте старших поколений, так или иначе затрагивающих вопросы использования и религиозно-культурологических традиций Юнусова В. Н., Нигматова З. Г., Ханбикова Л. Й., Гатилова А. Ш., Камалова Т. Р., Хайрутдинова А.Г.
Сегодня, когда учебные заведения вновь получили возможность заняться религиозным воспитанием детей, перед нами встала огромная задача: раскрыть богатейшую сокровищницу религиозной жизни во всей полноте и красоте. В общеобразовательных школах возникают кружки по изучению священных книг, открываются частные религиозные школы, где дети, особенно младшего школьного возраста, приобщаются к религиозной морали, развивают духовные и общечеловеческие нормы поведения.
Позитивные изменения в государственной политике в отношении религии, а также коренные перемены в образовательной сфере позволяют обсуждать широкий круг вопросов связанных с религиозным просвещением, нравственным воспитанием, осмыслением общечеловеческих ценностей. Эти вопросы с интересом обсуждаются на научных конференциях, рассматриваются на страницах специальных газет и журналов.
Учитывая ориентацию современной школы на культурные и национальные особенности таджиков, следует отметить, что, очевидно, в зависимости от таких особенностей можно говорить о возможности акцентированного внимания к культуре ислама, которая соответствует духовной направленности, истории, традициям нашего народа.
На современном этапе немаловажным является научная разработка истории религиозно-педагогической культуры в учении Ислама, что в свою очередь предполагает вычленение исторически прогрессивных направлений этой проблемы и определение их значимости в распространении и внедрении на современном этапе развития общества. Значительный* интерес представляет раннеисламский и современный этапы социального развития, когда круг нравственных идей начинает определять основные направления теоретических поисков, обретая все более отчетливое социально-религиозное звучание.
В современных условиях ширится и становится более глубоким интерес граждан к имеющимся в распоряжении общества возможностям духовного возрождения общества. Минувшие годы показали, что теоретическое религиоведение не смогло в достойной мере удовлетворить растущий интерес к его проблематике. Тем более следует отметить, что внимание самых широких кругов населения направленно не столько на собственно религиозные идеи (загробного мира, бессмертия души и т. п.), сколько на проблемы нравственности, гуманизма, высшего смысла существования, на отношение к культурному наследию. Дискуссии, развернувшиеся вокруг этих вопросов, выявили широкий спектр мнений, по которым можно судить о состоянии духовной жизни общества. Недостаточная изученность влияния религии на духовную жизнь общества стала одной из побудительных причин обостренного интереса широких кругов общественности к изучению данной темы.
Создание независимого, демократического и светского государства в Таджикистане всесторонне способствует воспитанию и росту полноценного человека, что тесно связанно с ответственностью родителей при воспитании детей.
Образование и воспитание является неразделимыми частичками человека. Светлое будущее общества имеет тесную связь с воспитанием нового сегодняшнего поколения. Каждая нация старается воспитанием нового поколения укрепить устойчивость общества и передать свое будущее в руки нового поколения. И всё это во имя того, чтобы все, что делали их предки, не забывалось, а наоборот развивались идеи отцов и были введены в них новшества.
В условиях независимого Таджикистана, как и в других восточно-мусульманских государств исламские источники особенно Коран и хадисы пророка Мухаммеда составляют сокровищницу культуры наших предков, что является источником воспитания и примером для подражания. Исходя из этого, цель исследования этих источников является на сегодняшний день актуальной. Эти драгоценные сокровища без всяких сомнений являются неповторимыми для воспитания молодежи. Использование и изучение писаний ислама и других наследий великих деятелей ислама является огромным достоянием в деле самопознания нации и путеводителем для воспитания нового поколения, что в свою очередь помогает укреплению и созданию спокойной обстановки в государстве.
Ко всему этому все эти знания устраняют такие узкие понятия, как землячество и пробуждают такие качества, как любовь к своей нации, самопознание, ценность человека и т. д. С уверенностью можно сказать, что ислам во всём своем понимании среди всех религиозных школ является современной, здоровой, культурной и богатой школой и показал своим предшественникам и современным мусульманским детям дорогу, и если они с малых лет пойдут по наставлениям этой школы, то они станут лучшим здоровым поколением в обществе.
Великим достижением ислама является его дух и нравственность. Президент страны Эмомали Рахмон, в январе 1998 года обращаясь к своему «народу с поздравительной речью, сказал: «Все хорошо знают, что известные всему миру, стихи и проза наших поэтов были написаны в тесной связи с исламской религией, и пусть Коран на родном языке будет доступен каждому гражданину для познания наших древних обычаев и для развития разума, будет путеводителем для воспитания самых лучших человеческих качеств».
Один из величайших деятелей исламской религии Имам Газоли утверждает, что самопознание является одной из четырех задач мусульманства и говорит: «Кто познал себя, познал Бога своего».
Из слов главы государства ясно, что мы не собираемся строить исламское государство, но это не значит, что мы отворачиваемся от Бога, пророка, Корана или не признаём чистейшие источники морали и воспитания, которые исходят из этой религии. Коран является нетленным.
Божьим откровением, источником науки и культуры, программой добродетельности и правдивости, а также мерой утонченности и нерушимости. Считается целесообразным изучение Корана детьми и подросткам во время формирования их личности, так как психика ребенка будет направлена на такие ценности как правильное поведение, чистота и правильное мышление.
Анализируя степень разработанности исследуемой темы, еще раз отметим, что в современной историко-педагогической науке она ещё не изучена достаточно полно, а в советское время считалось нецелесообразным ее изучать, так как существовали идеологические запреты, требовавшие только критического рассмотрения этого опыта. Сегодня ситуация коренным образом изменилась в сторону большей открытости системы школьного воспитания по отношению к различным видам культур, в том числе и религиозной как источнику, способствующему утверждению духовных ценностей в сознании людей. Духовно-нравственный потенциал во многом присущ и Исламу. В результате обнаруживается противоречие между возможностями благотворного влияния на духовное развитие детей, заложенными в нравственно-педагогической культуре Ислама, и неподготовленностью школы к их разумному применению в рамках ценностей своей воспитательной системы.
Объективная оценка, понимание истинной ценности воспитательного потенциала Ислама потребовали проведения анализа и синтеза педагогических знаний, накопленных к настоящему времени в педагогической науке по данному вопросу.
Актуальность исследования связана с социальными потребностями и предопределена следующими факторами:
• не разработанностью избранной темы;
• необходимостью в практическом осмыслении сущности исследуемого вопроса, познаний сущностной стороны педагогических основ исламского воспитания в современных условиях светского общества;
• важностью использования бесценного педагогического опыта, в котором сконцентрированы достижения и особенности национальной школы;
• методологическим и научно-практическим значением разрабатываемой темы в условиях современного светского общества. Объект исследованиясемья, где осуществляется нравственное воспитание детей.
Предмет исследования: процесс нравственного воспитания детей и молодежи в семье.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения специальной литературы и сложившейся практики провести комплексное исследование педагогических основ семейного воспитания в исламе, созвучного современным нравственным нормам светского общества.
Анализ литературы по теме исследования и предварительное исследование позволили сформулировать гипотезу, исходящую из того, что успешное нравственное воспитание детей возможно в случае если:
• воспитание и обучение детей проводить с ориентиром в сторону признания многих достоинств исламской культуры, особенно в отношении ее нравственно-духовного компонента и во взаимосвязи со светским содержанием обучения и воспитания;
• учитывать исламские традиции при воспитании подрастающего поколения, созвучные современным нравственным нормам общества;
• целенаправленно использовать бесценный педагогический опыт, в котором сконцентрированы достижения и особенности исламской педагогики.
Выделенные основная цель и рабочая гипотеза позволили определить и конкретные исследовательские задачи, которые были сведены к следующим:
• рассмотреть важнейшие особенности семейного воспитания детей в новых условиях социально-экономических отношений и в связи с ними изменения основ семейного воспитания детей;
• определить значимость семейного воспитания для развития современного общества;
• обосновать взаимосвязь и взаимопроникновение семейного и исламского воспитания в условиях современного светского общества;
• определить благоприятные условия для воспитания детей в современном обществе;
• разработать научно-теоретические и практические рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование процесса семейного воспитания детей.
Методологической основой исследования являются:
— постановление Маджлиси Оли Республики Таджикистан о свободе совести;
— Закон об образовании Республики Таджикистан;
— основные положения концепций ведущих исследователей в области теории и практики нравственного воспитания;
— принципы единства логического и исторического, системностипоследовательности, научности, объективности в изучении истории прошлого.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• психолого-педагогический, теоретический анализ;
• методы анализа методической литературы по исследуемой проблеме;
• общенаучный, диалектический метод познания социальных процессов и явлений.
Работа над исследованием осуществлялась в несколько этапов:
На первом этапе (1998;2000 гг.) проводилось изучение философской, социологической и специальной литературы по вопросам семейного воспитания. Осуществлялось теоретическое осмысление проблемы исследования, определялись его объект, предмет, цель, гипотеза и задачи. Была разработана программа исследования.
На втором этапе (2000;2002 гг.) первичной проверке и уточнению была подвергнута рабочая гипотеза, выявлены условия, позволяющие обеспечить нравственное семейное воспитание.
На третьем этапе (2002;2007 гг.) проведена исследовательская работа, проверка правильности гипотезы, систематизированы и обобщены результаты исследования, сформулированы общие выводы исследования и оформлены в виде диссертационной работы.
Основной источниковой базой исследования послужили:
• памятники народной педагогики: пословицы, поговорки, сказки;
• памятник письменной культуры таджикского народа «Коран»;
• произведения средневековых персидско-таджикских мыслителей;
• труды современных ученых и исследователей по проблемам семейного воспитания.
Научная новизна и теоретическая значимость:
• раскрыт генезис становления и развития семейного воспитания с древнейших времен до наших дней- >
• выявлены специфические особенности современного светского семейного воспитания во взаимосвязи с исламскими традициямиосуществлен критический подход к установившимся суждениям о сущности процесса становления семейного воспитания, отметающего фанатические, выдуманные установки, чуждые канонам Ислама;
• раскрыты особенности влияния источников Ислама, с учетом их прогрессивного потенциала, на нравственное воспитание подрастающего поколения как оригинальной педагогической системы.
Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-практических рекомендаций по устранению существующих, в настоящее время, недостатков в организации и осуществлении семейного воспитания детей. Содержащиеся в диссертации положения, выводы и практические рекомендации найдут применение при составлении тематических планов лекций и бесед, учебных планов и программ по педагогике, при создании новых поколений учебно-методических пособий для преподавателей и учащихся, в курсе лекций по педагогике в вузах, в институтах повышения квалификации, при подготовке лекторов-религиоведов.
Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечивается методологией системного подхода, системой примененных методов при решении поставленных задач, опорой на теоретические и эмпирические методы исследования, подтверждением положений, выдвинутых в гипотезе.
Апробация и внедрение. Основные положения диссертации докладывались на республиканских семинарах, конференциях и были изложены в статьях и публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
• системная характеристика воспитательного потенциала педагогической мысли в учении Ислама;
• характеристика особенностей воспитания и образования в исламских традициях, созвучных нравственным нормам современного светского общества;
• обоснование значимости религиозного просвещения как неотъемлемой части светского образования;
• педагогические условия реализации нравственно-педагогического потенциала ислама в воспитании учащихся;
• рекомендации по дальнейшему совершенствованию педагогических основ семейного воспитания.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание диссертации изложено на 159 страницах компьютерного набора.
Список литературы
насчитывает 190 наименований.
Выводы по 2 главе.
Возросший в последние годы интерес к Исламу, определяемый как всеобщей тягой к познанию, так и ростом политической активности современного Ислама, укреплением позиций стран Азии и Африки, в значительной части которых проживает мусульманское население, побуждает не только специалистов, но и широкий круг читателей обращаться к истокам этой религии и культуры, сформировавшейся под ее влиянием.
Ислам — государственная религия мусульманских стран, что дает ему сильную культурную и политическую базу. Она регулирует социальное устройство, экономические, политические и культурные отношения, сферу семейных отношений и быта. Все это приводит к тому, что Ислам представляется не просто как вероисповедание, а как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и повседневное поведение людей. Детинаиболее уязвимая часть общества. У детей есть великая тяга к добру, но они с легкостью тянутся и к злу. Если их тяга к добру, любви не будет удовлетворена, то их легко склонить к злу. Ребенок должен услышать об истине в период формирования своих взглядов, что победит в детском сердце — добро или зло? Это зависит от нас, взрослых.
Мусульманские традиции воспитания включают в себя:
• власть, основанную на любви;
• постепенное усиление самодисциплины и ответственности;
• родительское руководство, учитывающее интересы ребенка;
• уважение к чувству собственного достоинства каждого члена семьи;
• разумные рамки поведения;
• справедливое использование поощрений и наказаний, когда это необходимо в воспитательных целях.
Эта система существует более 14 веков.
Эта краткая характеристика Ислама позволяет увидеть его духовно-нравственный потенциал, его влияние на светскую общественность. л.
Ислам располагает огромным потенциалом, который направлен на «воспитание культуры, толерантности и налаживание межрелигиозного диалога. Немаловажное значение в этом должно сыграть религиозное просвещение, нацеленное на правильное преподнесение исламских ценностей, воспитание веротерпимости на основе коранического учения, формирование верного представления о последователях других религий, вовлечение верующих в различные сферы общественной жизни и т. п.
Программа религиозного просвещения должна быть достаточно эффективной и многофункциональной для того, чтобы полностью удовлетворять потребностям людей в информации о религии. Религиозному просвещению в мусульманских странах необходимо уделять особое внимание, и оно должно преследовать несколько основных целей:
1. Разъяснение истинного смысла исламской веры, заключающегося в духовном облагораживании человека посредством установления правильных взаимоотношений его с Богом, окружающей средой и самим собой.
2. Сохранение и укрепление высоких нравственно-этических ценностей ислама, способных направлять и регулировать развитие научной и общественной мысли, что особенно важно в условиях массовой виртуализации сознания и внедрения достижений технологической революции.
3. Воспитание религиозной терпимости по отношению к последователям иных вероисповеданий и инакомыслию в рамках ислама, а также уважения к человеку независимо от его расовой, конфессиональной, этнической или иной принадлежности.
4. Искоренение ложной религиозной традиции, которая питает традиционное мышление, препятствующее синтезу позитивной традиции и либеральной новации, а также полноценной интеграции мусульманских обществ в глобализированное сообщество.
5. Реформация мусульманского мышления в целях формирования гражданской культуры, участвующего типа личности и укоренения во всех сферах общественного бытия «контактного» типа взаимодействия.
Подводя итоги, можно предположить, что религиозное просвещение должно стать неотъемлемой частью многоцелевой программы по устранению социальных, экономических и прочих причин конфликтов в мусульманских странах. Ислам, равно как и христианство и буддизм, располагает достаточной идеологической и социальной базой для сохранения и укрепления собственных позиций даже в условиях глобализации. Потребность в религии как мировоззренческой системе, нравственно-этическом регуляторе и культурообразующем факторе, по нашему мнению, будет ощущаться все сильнее по мере обострения противостояния между духовностью и властью инстинкта. От конструктивности нынешнего подхода к данной проблеме зависит то, каким будет характер религии в эпоху глобализации: умеренным или радикальным.
Противоборство светского и религиозного начал, проблемы соотношения веры и разума до сих пор остаются важными темами дискуссий, не говоря уже о пристальном внимании, с которым деятели просвещения нашей страны относятся к положениям исламского образования и исламской доктрины, способными стать, как теоретической, так и практической основой программы образования и самобытного пути развития.
Заключение
.
Проблема поиска новых социально-нравственных ориентиров в нашем обществе конца XX — начала XXI веков как показатель его глубинного социально политического и идеологического переустройства стоит остро по сей день и требует взвешенного отношения к имеющимся в его распоряжении источникам и возможностям духовного возрождения. Активную позицию духовного «исцелителя» нравственного сознания граждан, в частности, все последние годы занимала религия. Активно пропагандируя как само учение, так и включаясь в разнообразные социальные акции, религиозные организации, отдельные духовные деятели представляют собой влиятельное крыло в системе общественного воспитания. В этих условиях свою позицию ценностного отношения к нравственно-воспитательному потенциалу религиозной культуры, самой религии должна занять и общеобразовательная школа как главный социальный институт воспитания будущих граждан Таджикистана.
Религиозная культура, являясь многозначным социальным феноменом, естественно, предрасполагает к ее изучению с самых разных сторон: Интерес, в частности, может быть связан с изучением определенной конфессии. В нашем исследовании мы обратились к богатой кладези прогрессивной педагогической мысли, содержащейся в учении Ислама.
На наш взгляд, есть ряд моментов, которые остались несправедливо обойденными вниманием со стороны педагогов-исследователей когда-либо обращавшихся к изучению воспитательных возможностей Ислама. В частности, это можно отнести к неизученности опыта работы в религиозных школах, содержащего немало интересного и полезного в плане подходов к воспитанию личности. В связи с этим можно говорить о назревшей необходимости проведения целостного историко-педагогического анализа развития системы воспитания человека на базе нравственного учения Ислама.
В свете последних событий в мире, отражающих резкое обострение этнических, политических, экономических противоречии и несогласии между Западом и Востоком, а также связанных возрастанием проявлений экстремизма со стороны ряда представителей мусульманского мира, представляется особенно важным показать здоровую, глубоко гуманную сущность богатейшего наследия педагогической мысли народов Востока, что ещё не получило достаточного развития.
В учебниках и учебных программах по педагогике и истории педагогики не отведено должного места освещению истории педагогики народов Востока, в частности, истории педагогической мысли народов мусульманских стран, в которой имеется богатый опыт воспитания.
В связи с этим огромный интерес представляет исследование научно-педагогического наследия ведущих мыслителей, просветителей и писателей мусульманства.
Сегодня, когда учебные заведения вновь получили возможность заняться религиозным воспитанием детей, перед нами встала огромная задача: раскрыть богатейшую сокровищницу религиозной жизни во всей полноте и красоте. В общеобразовательных школах возникают кружки по изучению священных книг, открываются частные религиозные школы, где дети, особенно младшего школьного возраста, приобщаются к религиозной морали, развивают духовные и общечеловеческие нормы поведения.
Позитивные изменения в государственной политике в отношении религии, а также коренные перемены в образовательной сфере позволяют обсуждать широкий круг вопросов связанных с религиозным просвещением, нравственным воспитанием, осмыслением общечеловеческих ценностей. Эти вопросы с интересом обсуждаются на научных конференциях, рассматриваются на страницах специальных газет и журналов.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам и заключениям:
• Ислам как сфера духовного обогащения личности претендует на самостоятельную позицию в системе социального воспитания граждан;
• гуманизация образования как приоритетное направление его развития повысило авторитет Ислама по признакам насыщенности идеями гуманистического отношения к человеку;
• время «переходного периода» вызвало у граждан Таджикистана состояние отчужденности, растерянности, социального неверия и в этих условиях идеи Ислама оказываются весьма востребованными как фактор идеологической компенсации, позволяя заполнить душевные «пустоты» человека;
• в условиях военных конфликтов, экстремистских проявлений со стороны отдельных религиозных группировок, углубления настроения недоверия между народами Востока и Запада возрастает значимость активных действий религиозных представительств и использования благотворного влияния Ислама в целях укрепления между людьми отношений консолидации, взаимопонимания, милосердия, веротерпимости;
• обострение проблем семьи как главного места воспитания детей повышает роль религиозных традиций Ислама с его развитой семейной этикой, основанной на взаимоуважении и высокой ответственности за воспитание детейстратегия свободного развития образования в Таджикистане проявляет себя в новой позиции отношения школы к религии — на замену конфронтации пришли отношения общности по критерию уважения к нравственным ценностям;
Ислам — это инструкция морали и жизни для таджикского общества и в настоящий момент правильная пропаганда этой инструкции сегодняшнему обществу приобретает большое значениемолодые люди должны понять требования религии и её влияние на социальную и моральную жизнь, и обратить на это особое вниманиевоспитание детей в Исламе считается важнейшей социальной задачейправильное воспитание детей является одной из священных задач родителей, и ислам признает воспитание морали и веры у детей важной задачей родителей, и то, что их воспитание является обязательнымразвитие государства зависит от воспитания и образования ребенка. В основном воспитанием и образованием ребенка занимаются родители и школа, но их фундаментом все-таки является семья-: связь между семьей и школой также является основным критерием воспитания грамотного нового поколения. Воспитание и образование начинается с семьи и в дальнейшем развивается в контакте семьи и школынациональные особенности таджикской семьи с точки зрения ислама заключаются в осознании чувства ответственности родителей за воспитание ребенкадля родителей является важной и большой ответственностью при воспитании ребенка уделить особое внимание и развивать Богом данные таланты ребенкавоспитание приводит к биологической (экологической) чистоте и здоровью общества, способствует экономическому и политическому развитию, а также вкладывает свою долю в развитие науки и культуры.
На основании сделанных выводов можно сформулировать следующие рекомендации:
• необходимо провести систематизацию источников Ислама (текстов Корана, хадисов, художественных текстов, научных работ) с целью популяризации и усиления воспитательных смыслов, содержащихся в учении;
• целесообразно создание специальных курсов нравственно-просветительского характера с применением воспитательных смыслов Ислама, созвучных современному светскому обществу;
• активно применять положительный исторически сложившийся опыт мусульманских образовательных учреждений в воспитании гуманистически ориентированной, трудолюбивой личности, стремящейся к постоянному самосовершенствованию;
• уделить приоритетное внимание в организации воспитания на устоях ислама в формах совместной деятельности школы и семьи во внеурочное время (коллективное чтение текстов Корана и хадисов с комментированием, воспитание на примере личности пророка Мухаммеда, праздники, связанных с исламскими канонами и других), с учётом светского содержания обучения и воспитания;
• установить интеграционные связи в системе изучения школьных знаний о человеке (история, литература, музыка) с образной и этической парадигмой воспитания на ценностях Ислама;
• в приобщении детей к нравственной культуре Ислама придерживаться принципа индивидуально-личностных особенностей;
• отслеживать динамику личностно-духовных изменений под влиянием культуры Ислама;
• совершенствовать формы и методы использования в воспитании подрастающего поколения передовых нравственных заповедей, содержащихся в источниках Ислама и созвучных нравственным нормам современного светского общества.
В заключении хотелось бы отметить, что противоборство светского и религиозного начал, проблемы соотношения веры и разума до сих пор остаются важными темами дискуссий в мусульманских странах. Пристальное внимание, с которым деятели просвещения нашей страны относятся к положениям исламского образования и исламской доктрины, способно стать, как теоретической, так и практической основой программы образования и самобытного пути развития системы образования Таджикистана.
Список литературы
- Аббос Тахсили -Кудакон ва умеди оянда- Тегеран, Аския, 1372 г. 231с.
- Абдулмаджид-Таълим ва тарбият дар Нуджул балога. Ирон- Аския, 1372 г.342с.
- Абдулазим Карими -Тарбияти дини Тегеран, Сафина, 1378 г.231с.
- Абдуллохи Шафеъободи -Фунуни тарбияти кудак- Тегеран, Маърифат, 1378 г. 965с.
- Абдуллохи Шафеъободи -Рохнамои ва мушовараи китоб- Тегеран, Маърифат, 1987 г. 376с.
- Abusulayman A.A. Crisis in the Muslim Mind Herndon: II1T, 1997r.253c.
- А.Григор перевод Таккии Нажод- Равоншиноси тачрибаи кудак- Ирон, Аския, 1367 г. 254с.
- Адвор Броун перевод Али Пошо Солех -Таърихи адабии Эрон- Ирон, Чопхонаи Найл, 1367 г. 325с.
- Албармола -Таърихи иуруни васати-Ирон, Маърифат, 1387 г.276с
- Ю.Албурхони -Алхадоикул Нозира- Ирон, Фарханг, 1374 г, 432с.
- Алексис Корл -Инсон мавчуди ношинохта- Ирон, Бахор, 1976 г.234с.
- Алирахмони Яздони. -Накди боварихои галати тарбияви- Техрон, Фарханги исломи, 1379 г. 234с.
- Алиев Р.Я. Государство и религия: Сборник статей и выступлений Баку: Абилов, Зейналов и сыновья, 2005 г. 342с. Ч
- Алии Коими -Ташкили хонавода дар ислом- Машхад, Гулчарх, 1378 г.321с.
- Алимухаммад Алмоси -Таховули таълим ва тарбият-Тегеран, Уфук, 1378 г.231с.
- Аллома Маджлиси -Бахоруланвор- Ирон, Фарханг, 1367 г.267с.
- Аллома Маджилиси -Холатулмутакин- Ирон, Улгу, 1367 г. 543с.
- Алхафизи -Тафсири нурулсаклин- Тегеран, Маърифат, 1977 г. 385с. 19. Аминии Бехбахони- Озоди ва тарбият-Ирон, Фарханг, 1378 г.67с.
- Амири Саодатободи- Макорумул ахлок- Ирон, Маърифат, 1997 г. 327с.
- Ахмад Юсуф -Асасул тарбияту ва илмулнафс- Ирон, Гулиcypx.1356r.231c.
- Ахмадусайниё -Хонавода ва нацши у дар тарбият- Ирон, Бахор, 1363 г. 89с.
- Аслоки Харави- Тагзия ва тарбияти кудак- Ирон, Маърифат.1383г. 326с.
- А.Собтиков Путеводитель молодой мамы- (Рахнамои модари чавон)1. Ирон, У лгу, 1990 г. 267с.
- Бахоидцини Чузчони-Сайри хикмат дар Европа- Ирон, Аския,
- Бокирзода- Табияти фарзандон- Тегеран, Уфук, 1383 г. 476с.
- Вилям Сирз, перевод Шарафуддина Шарафи. -Тегеран, Нашри Уфук, 1380 г.432с.
- Вел Жронат Оини тарбият- Ирон, Парасту, 1377 г. 228с.
- Газета -«Иттилоот" — Тегеран, Мавч, 1356 г. Зс.
- Гуломалии Афруз, -Равоншиносии тарбияти. Издательство воспитателей и святых ИРИ. Тегеран 1379 г. 231с.
- Гулом Зуйн Рахими Исфахони -Вазоифи волидайн ва фарзандон, Кум,
- Фарханги и сломи, 1380.274с.
- Гуломхусайн Рахими Исфахони -Оиди зиндаги- Кум, Аския, 1387 г.474с.
- Гуломхусайни Шукухи, — Таълим ва тарбият ва марохили он Машхад,
- Фарханги исломи, 1377.231с.
- Гуломхусайни Мухосиб -Доиратул маорифи форси-Тегерен, Дафтари нашри фарханги исломи. 1973 г. 345с.
- Гиёсиддин- «Эъчози хурокихо" — Ирон, Аския, 1980 г. 97.36. ~аззоли Абухомид Муххаммад -Эхёи улумулдин. Машхад, Бунёди маорифи исломи, 1356 г. 342.
- Gregorios P.M. Liberalism and Fundamentalism in Islam and Christianity: How Two Traditions have Handled Modernity// Muslim
- Christian Dialogue: Promise and Problems. Ed. Bryant M.D. and Ali S.A. Minnesota: Paragon House, 1998, p. 12.
- Джон Бик, перевод Али Шоик. -Чи гуна фарзанди бохуштаре тарбия кунем?, Тегеран, Марворид, 1372 г.342с39."Доиратул маориф» -Чамъи устодонн Донишгохи Техрон- Ирон, Маърифат, 1978 г. 436с.
- Духониёни -Тарбият дар хона ва мактаб- Ирон, Гулзор, 1367 г.231с.
- Еремеев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. -М.:Политиздат, 1990 г. 286с.
- Жан Пиёжа -Ошноии кудак бо дунёи хорич- Тегеран, Маърифат, 1365 г. 243с.
- Жан Жак Руссо -Омил- Ирон, Улгу, 1367 г, 164с.
- Жон Пиёжа -Зиндаги ва парвариши кудак- Ирон, Марворид, 1376 г. 324с.
- Жон Пиёжа -Такаллум ва фикри кудак- Ирон, Аския, 1375 г. 165с.
- Жорж Пулистр -Усули мукаддимоти фалсафа- Ирон, Садо, 1364 г. 342с.
- Забехулло Сафо-Ирон, Омузишгохи Эрони исломи-1324г^285с.
- Зайналобидини Ахмади, Хасаналии Ахмади -Макоми волидайн дар ислом-Техрон, Интишороти Майсами тамор- 1379 г. 354 с.
- Зайналобидини Ах, мади- Мацоми волидайн дар ислом- Техрон, 1365 г.279с.
- Заринкуб .Фирор аз мадраса-Ирон, Техрон, 1991.233
- Ибни Шахрошуб -Мунокиб 4−3- Ирон, Улгу, 1378 г. 432с.
- Ибни Шуъбатулхарони -Тахфулъаклин- Ирон, Бахор, 1978 г. 231с.
- Ибро^им Амини- Оини тарбият- Техрон- Умулбахо, 1998 г. 233с.
- Иброхим Амини -Оини тарбият. Ирон- Майсами тимор 1379 г. 342с
- Иброхими Амини -Фотима бонуи намунаи ислом, 1375 г. 456с.
- Иброхими Амини -Оини тарбият- Ирон, Фарханг, 1374 г.278с.
- Иброхими Амини -Оини хамсардори- Ирон, Фарханг, 1367 г. 215с.
- Икрамов А. «О духовенстве в школе» (Избранные труды в 3-х томах)
- Ташкент: Узбекистан, 1972 г, 284с.
- Имомат Мухаммад бини Чарири Табари -«Долоилул», Ирон, дафтаринашри фарханги исломи, 1998 г. 256с.
- Инглис -Усули каммунизм- Ирон, Фарханги исломи, 1378 г. 345с.
- Калини -У су ли кофи- Улгу, 1364 г. 234с.
- Kaul С., Tomaselli-Moschovitis V. Statistical Handbook on Poverty inthe
- Developing World. Phoenix: Oryx Press, 1999r, 205c.
- Козырев Ф. Н. Воспитание веротерпимости как педагогическая задача —
- Образование и гражданское общество (материалы круглого стола15ноября 2002 г.) Выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философскоеобщество, 2002 г. 753с.
- Коков В.М. Ислам: гуманистические традиции /В.М.Коков// Науч. мысль Кавказа, 2000 г, 256с.
- Колими -Фуруги Кофи- Ирон, Уфук, 1987 г. 275с.66.Коран- Тегеран Иран 2001.
- Косим Кози -Омузиш ва парвариши ибтидои- Тегеран, Фарханги исломи, 1357 г. 234с.
- Косими -Накши модар дар тарбият- Ирон, Аския, 1354 г. 236.
- Ленин В. И. -Три статьи- Ирон, Садаф, 1376г. 587с.
- Маджлиси Мухаммад Бокир бини Мухаммад -Бахоруланвор-Ирон, 1354 г.237с.
- Мазлуми -Гоме дар масири тарбияти исломи- Уфук, 1378 г. 342с.
- Малашенко А. Ислам: последнее предупреждение Западу// //Pro et Contra, т.8, № 3, 2004 г, 345с.
- Манучехриён- Равоншиноси аз назари парвариш-Ирон, Дафтари маркази, 1354 г.231с.
- Маркс К и Энгелс Ф -Манифест- Тегерон, Уфук, 1978 г. 326с.
- Марями Фируз -Назариёти фалсафа дар бораи зан-Ирон, Фарханг, 1956 г. 396с.
- Махамад Таккии Сипехр-Ыосиху таворих- Ирон, Уфук, 1376 г. 321с.
- Махмуди Махмудиён -Булуг тавлиди дигар- Ирон, Уфук, 1348 г. 676с.
- Мачиди Рашидпур -Ошнои бо таълим ва тарбияти исломи- Тегеран
- Мехрон -Мо ва фарзандон- Машхад, Аския, 1376 г. 438с.
- Мир Абдулкосими -Накши улгухо дар тарбият- Машхад, Аббоси, 1353 г. 234с.
- М. Лутфуллоев Эх-ёи педагогикаи а? ам- Душанбе, Дониш, 1997 г. 185с.
- М. Лутфуллоев Фарзанд хддяи худованд- Душанбе, Сифат, 2007 г. 88с.
- М. Лутфуллоев Дастури фаъолияти омузгор- Душанбе, Сифат, 2007 г.220с.
- Морон Херш-Масоили тарбиятии навчавонон- Ирон, Уфук, 1364 г. 342с.
- Муре Дис- Марохили тарбият- Ирон, Фарханги исломи, 1365 г. 121с.
- Мури Дес -Мароихили тарбият- Ирон, Фарханги исломи, 1368 г.295с.
- Мурис Дис -Булуг- Ирон, Дафтари нашри фарханги исломи. Ирон, 1376г367с.
- Муртазо Мутахари—Огоз ва анчоми таърих- Ирон Аския, 1376 г. 254с.
- Муртазо Мутахари.-Таълим ва тарбият дар ислом-Тегеран 1381 г.234с
- Муртазои Аскари- У сули асосии фанни тарбият- Ирон, Улгу, 1374 г. 237с.
- Муруваг Таботабои-Мухабатулбайзо- Тегеран, Аския, 1375 г. 543с.
- Мутакии Хинди -Канзулаъмол, Ирон, Кадён, 1978 г. 236с.
- Мутахарри Таълиму тарбият дар ислом- Ирон, 1380 г, 254с.
- Муъджамуларбоа -Ирон, Иршод алорайб аломаърифамул адиб.1376г.256с.
- Мухаммад Газоли. Кимиёи саодат- Техрон, Научно-культурное объединение, 1996 г. 544с.
- Мухаммади Дашти -Масъулияти тарбият-Кум, Марворид, Нашри ахлок, 1381 г.432с
- Мухаммад бинни Сахнун Молик-Рафтори волидайн бо фарзандон-Ирон, Мадраса, 1356 г.231с.
- Мухаммад Сафари -Тарбияти кудак аз назари ислом- Тегеран, Фикрируз, 1374,432.
- Мухаммадчаводи Ьохунар -Тарбият ва таълими дини- Ирон, Фархангиисломи, 1345 г, 62с. ЮО. Мухаммад Фозили Джалоли -Фалсафаи тарбияти ислом- Тегеран, Аския, 1365 г, 256с.
- Мухаммадалии Риёзи -Бехдошти зан дар даврахои хомилаги, Марворид, 1354 г. 123с.
- Мух, аммаддалии Со дот -Мабнои ахлок- ва тарбияти исломи- Тегеран,
- Бахор, 1354 г, 153с. ЮЗ. Мухаммадалии Мавлави -Усули беморихои ирси- Ирон, Аския, 1365 г.78с.
- Мухаммадалии Мавлави -Бехбуди наели башар аз назари генетик, Ирон, Фарханги исломи, 1378 г.254с.
- Мухаммад Таккии Фалсафи -Кудак- Ирон, Фарханг, 1368 г. 352с. Юб. Мухаммад Риёзи -Биюгруфии пеш аз таваллуд- Тегеран, Маърифат, 1978 г.234с.
- Мухаммад Риёзи -Бехдошти чисми ва равонии кудак- Ирон, Нашри машхур, 1365 г. 326с.
- Мухаммад Риёзи -Бехдошти зан дар даврахои хомилаги- Ирон, Аския, 1987 г. 321с.
- Мухаммад Исфахони -Одоби фарогирии илм- Ирон, Маърифат, 1379 г.234с.
- Мухаммади Ироки- Орои тарбиятии донишмандони мусалмон- Ирон, 1. Садо, 1383 г. 657с.
- Мухаммад Порсо -Равоншиносии тарбияти- Ирон, Маърифат, 1368 г. 436с.
- Мухаммадризо Шарифи -Марохили Рушд ва тахаввули инсон- Тегеран, 1. Аския, 1374 г. 432с.
- Мухаммадризо Шарифи -Хонаводаи мутаъодил- Ирон, Садо, 1356 г. 687с.
- Мухаммада Дахти -Нахчулбалога, Ирон, Фарханги исломи, 1978 г. 94с.
- Мучтабои Мустафо- Одоби мутаъалимин- Ирон, Аския, 1990 г. 435с.
- Мучтабои Мустафо-Одоби муаллимин- Ирон, Аския, 1997 г. 345с.
- Озарахш-Офати зиндаги- Ирон, Марворид, 1376 г, 231с.
- Оростаи Вориси Салаф. -Чаро мусулмон шудам. Душанбе, 1990 г. 126с.
- Он Вилберт Бергсон Ору Лозор, — перевод Мухаммад Хусайна Фарход,
- Рукая Гело Хумо Бахрваш-Тегеран, 1370,654с.120. «Омузиш ва парвариш» -Тегеран (Журнал).Гули сурх, 1367 г.325с.
- Омузгор -Мукаддимае дар тарбия аз дидгохи ислом- Тегеран, Маворид, 1346 г. 342с.
- Орифи Мучтахиди- Омузиш ва парвариши исломи-Ирон, У фу к, 1382 г.94с.123. «Орои мураббиёни бузурги мусалмон дар бораи тарбияти кудак"-Ирон, Нигариши руз, 1387 г. 342с.
- Оятулло Шахиди Мутахари -Низоми хукуки зан дар ислом- Машхад, 1. Улгу, 1378 г. 432с.125. Оятулло Мумухори Фитрат
- Оятулло Мушкини -Издивоч дар ислом- Тегеран, Фикри руз, 1990 г. 237с.
- Мухаммада Дахти -Нахчулбалога, Ирон, Фарханги исломи, 1978 г. 94с.
- Резван Е.А. «Коран и его мир» СПб.: Петербургское востоковедение, 2001 г, 608с.
- Ризо Дарбори -Масъулияти падар ва модар шудан- Ирон, Собирин, 1353 г.62с.
- Родионов М.А. «Ислам классический» (Серия: «Мир Востока»). СПб.:
- Азбука-Классика- Петербургское востоковедение, 2003 г. 219с.131. «Рузномаи Кайхон" — Ирон, Маёсам, 1998 г. 4с.
- Садри Мавлави-Торихи улум- Ирон, Мавлави, 1358 г. 347с.
- Сайд Муджтабо Мусави лори- Симои тамаддуни Гарб, Тегеран, Илмива фарханги, 1360 г. 324с.
- Сайд Музтабо Мусави Занчонруди -Тарбияти мазхабии кудак- Кум, Марворид, 1381 г.231с.
- Сайд Мухаммад Бокир Худжаттии Хусайни -Пажухишхо дар бораи Куръон ва таърихи он, Ирон, Кум, Собирин, 1367 г. 235с.
- Саиди Алави -Ингуна тарбия кунем- Ирон, Нашри фарханги исломи, 1380 г. 241с.
- Саиди Кутб—Равиши тарбияти ислом- Ирон, Бахор, 1356 г. 352с.
- Саиди Кутби -Равиши тарбияти ислом- Кум, Майсами тимор, 1954 г. 238с.
- Саидмухаммад Бохири -Ислом, таълим ва тарбият-Тегеран, Уфук, 1375 г.315с.140. «Сафинагулбахор» Чамъи устодони Донишгохи Озод, Ирон, Уфук, 1382 г. 487с.
- Сафомухамди Куми-Усул алкофи- Ирон, Маърифат, 1375 г. 543с.
- Саъди -Гулистон- Тегеран, Дафтари нашри фарханги исломи, 1375 г. 326с.
- Сипохи Посдорон -Мавонеъ ва авомили рушд дар хонавода- Ирон, Фарханги исломи, 1378 г.95с.
- С.М.Накиб Аль-Аттас, «Концепция обучения в Исламе» (Коала Лумпур, ISTAS, 1990 г. 290с.
- Созмони ЮНЕСКО -Бехдошти рухи дар кудакистон- Ирон, Марворид, 1367 г. 231с.
- Сухраварди шайх Абилнаджиб, Абдулкодир бини Абдуллох -Одобул муаллимин. Миод- 1385 г.324с.
- Суюти Джалолидин Абулфазл, Абдурахмон бини Абубакр. -Алатконфиулум ал Курьон. Ирон, Тегеран, Остони кудси разави. 1999 г.437с.
- Табрези -Макоримулахлок- Аббосиён, Ирон, Фарханги исломи, 1365 г.452с.
- Таълифи устодони чомеъи омузиши хонавода-Хонавода ва фарзандон. Техрон, 1377 г. 218с.
- Таълифи устодони чомеъи омузиши хонавода- Хонавода ва фарзандон.1. Техрон.- 1377 г. 218с.
- Таълифи устодони чомеъи омузиши хонавода- Хонавода ва фарзандон.
- Хонавода ва фарзандон. Техрон.-1377г. 218с. *
- Таълифи омузиши чомеъи хонавода-Хонавода ва фарзанд- Ирон, 1377 г, 218с.
- Темур Атахонов, Махмадулло Лутфуллоев, Файзулло Шарифов -Очеркх, ои афкори педагоги (воситаи таълим) — Душанбе, Хумо, 2005 г.
- Умеди Мачд- Гурурулхукм- Ирон, Маърифати исломи, 1990 г. 324с.
- Унсурмаолии Кайковус. Кобуснома-Тегеран, научно-културьное издание, 1378 г. 334с.156. Унсурулмаолии Кайковус -Кобуснома.Тегеран, Миод, 1375 г.342с.
- Урдубори -Х, амхуни аз назари Женник ва ислом- Ирон, Собирин, 1356 г.254с.
- Урдубори-Накши тарбият одат- Кум, Марворид, 1376 г.90с.
- Фарходи Аскари-Мачмаъулбаён- Тегеран, Аския, 1364 г. 563с.
- Фиизи Даштистони -Девон- Ирон, Бахор, 1987 г, 265с. г
- Fluehr-Lobban C. Islamic Society in Practice University Press of Florida, 1994r. 324c.
- Фотима Джалолхохи Занчунй.-Тегеран, Марворид, 1380 г. 342с.
- Хадоди Одил -Хонавода дар ислом- Ирон, Ходи, 1368 г, 324с.
- Хайрулло Афзал, Каххор Расулиён Низоми маориф дар §-умхурии Исломии Эрон- Душанбе, Сифат, 2007 г.
- Харисов JI.A. Ислам: воспитание и образование О воспитательном потенциале ислама. Педагогика — 2001 г. 432с.
- Хасан Иброхим Хасан -Таърихи сиёсии ислом, Ирон, Уфук, !998г. 274с.
- Холики Муаззами -Рохи зиндаги- Тегеран, Фарханг, 1987 г. 543с.
- Хосири Шерози -Тарбияти исломи- Ирон, Ахмади, 1341 г, 83с.
- Хофиз -«Девон" — Ирон, Садаф, 1378 г. 376.
- Хусайни Мазохири. Тарбияти фарзанд аз назари ислом-Ирон, Амири кабир, 1370 г. 342с.
- Хусайн Мазохири,-Тарбияти фарзанд аз назари ислом- Кум, Марворид, 1380 г 235с.
- Хусайни Мазохири, -Ахлок дар хона- Кум, Уми абихо, 1373−74г, 326с.
- Хусайн Козимзода—Усули асосии фанни тарбият- Ирон, Уфук, 1374 г.267с.
- Хуччатулислом Мухаммади Шахри -Мизонул Хикмат- Машхад, Гули сурх, 1978 г. 482с.
- Хуччатулисломи Торими -Раховарди истеъмор- Ирон, Садаф, 1865 г. 564с.
- Хуччати -Ислом ва таълими тарбият- Ирон, Фарханги исломи, 1375 г.327с.
- Чаллолуддини Руми Маснавии Маънави- Мавлави, 1365 г. 356с
- Шайх Аббоси Куми -Мафотахул чинон, Кум, Гулчарх, 1367 г. 96с.
- Шайх Аббоси Куми -Сафинатул Бахор- Ирон, Улгу, 1387 г. 264с.
- Шайх Исмоил Хакбарсуи -Тафсири рухулбаён- Ирон, Садаф, 1378 г. 326с.
- Шайх Саддук -Савобул аъмол, Ирон, Фарханг, 1356 г.481с.
- Шамма Фреда-Исламское воспитание детей- Московский центр Карнеги, 2002 г. 324с.
- Шариатмадори -Равоншиноси- Ирон, Фарханг, 1382 г. 426с.
- Шариатмадори -Таълим ва тарбияти исломи-Тегеран, Аския, 1380 г, 245с.
- Шафеъи Шомлу -Бехдошти равони- Ирон, Фарханг, 1387 г. 895с.
- Шиква Навоби Нажод -Рафторхои бахинчор- Ирон, Маърифат, 1383 г.678с.
- Эзади- Масоили навчавони- Ирон, Фарханги исломи, 1367 г. 243с.
- Эмоммухаммади Газоли -Кимиёи саодат, Орои донишмандони мусулмон дар таълим ва тарбияти ва мабонии он-Кум, 1381 г.431с.
- Эмомали Рахмон, Таджикистан десять лет незавимости-национальноеединство и создании- Душанбе, Адиб, 2003,446.
- Ядулохи Джахонгир -Нахваи рафтори волидайн бо фарзандон издательство святых и воспитателей. Ирон 1373 г. 234 с.
- Янг -Инсон ва сумбулхояш- Ирон, Маърифат, 1978 г. 96с. cJ