Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научные (психолого-педагогические) основы проблемного обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создание учителем проблемных ситуаций в различных видах учебной деятельности учащихся и управление их мыслительной (поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний путём самостоятельного (или коллективного) решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения. Познавательная деятельность учащихся может считаться самостоятельной лишь в том случае, если они в возникшей ситуации… Читать ещё >

Научные (психолого-педагогические) основы проблемного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правильно организованный учебный процесс имеет свои закономерности развития. Они выражены главным образом в принципах обучения, или дидактических принципах.

Учёные различают внешние и внутренние свойства процесса познания, сочетания которых обусловливает его поступательное движение, обеспечивающее переход знания из одного качества в другое. Установлено, что движущими силами этого развития являются противоречия, в основе которых явление психического отражения.

Видный психолог Г. С. Костюк сделал вывод, что движущей силой развития ребёнка являются противоречия. Вслед за ним дидакт М. А. Данилов определил, что «движущей силой учебного процесса являются противоречия между выдвигаемыми всем ходом обучения познавательными задачами, с одной стороны, и с уровнем знаний, умений и навыков учащегося и его умственного развития с другой» [2, с. 103].

Этот вывод явился важнейшим моментом в развитии теории активизации обучения и в сочетании с результатом экспериментальных исследований психологов и дидактов лёг в основу современной дидактики.

В чём же особенности умственной деятельности ученика при проблемном усвоении знаний?

Психолог выделяет следующие виды мыслительной деятельности человека: репродуктивную и продуктивную, творческую.

Репродуктивной считается деятельность по образцу, по алгоритму. Репродуктивное усвоение знаний — наиболее экономичный путь формирования новых понятий и представлений.

Продуктивная отличается от репродуктивной тем, что ученик самостоятельно применяет известные знания в новой для себя ситуации или в известной ситуации находит новые для себя знания. Деятельность ученика характеризуется рассуждением, размышлением, самостоятельным поиском способа умственного действия, т. е. логическим поиском в условиях проблемной ситуации.

Творческая деятельность считается антиподом репродуктивной, она не терпит образца, шаблона. Такая деятельность характеризуется высокой эмоциональностью, большим интересом субъекта к объекту (вопросу, задаче, предмету и т. п.).

Деление познавательной деятельности на продуктивную и творческую весьма условно: в каждой всегда есть элементы и той и другой.

Психологическая теория деятельности считает, что мышление начинается с проблемной ситуации.

Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, не может достичь цели известным ему способом действия. Проблемная ситуация обусловливает начало мышления, активная мыслительная деятельность протекает в процессе постановки и решения проблем.

Основу проблемного обучения составляют систематические и преднамеренно создаваемые учителем проблемные ситуации.

Познавательная деятельность учащихся может считаться самостоятельной лишь в том случае, если они в возникшей ситуации самостоятельно проходят все или основные этапы мыслительного процесса, которые требуют активного умственного поиска.

Для того чтобы систематически формировать у ученика навыки самостоятельности, навыки творческого мышления, необходимо в первую очередь формировать навыки таких мыслительных операций, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование (отвлечение), обобщение, конкретизация, классификация, систематизация, умозаключение. Эти логические операции и составляют сущность мыслительных процессов, учёт которых помогает психологам выделить четыре общих метода мышления: алгоритмический, полуалгоритмический, полуэвристический и эвристический.

Алгоритмический метод — это четкое предписание (действуй только так!), гарантирует не только правильность решения задач разными людьми, но и одинаковость решений, т. е. разные люди, придут к решению одинаковым путём.

Полуалгоритмический метод гарантирует правильность решения задач, но не обеспечивает одинаковости решений.

Полуэвристический метод, гарантируя решения, не обеспечивает не только одинаковости решений (как алгоритмический), но и непременной их правильности (как полуалгоритмический).

Эвристический метод не гарантирует самого решения, поскольку алгоритм неизвестен, его надо найти. Полученное решение может быть не только разным, но и неправильным.

Создание учителем проблемных ситуаций в различных видах учебной деятельности учащихся и управление их мыслительной (поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний путём самостоятельного (или коллективного) решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой