Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, курсовая, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°
ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² написании студСнчСских Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ экспСримСнт. 
ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ пСдагогичСских исслСдований

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ экспСримСнт Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ обоснования Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‡Π΅ΠΉ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ исслСдуСмого вопроса, составлСниС Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ»Π°Π½Π° провСдСния, строго наблюдСния этого ΠΏΠ»Π°Π½Π°, Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ фиксации Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ², Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠ². Научной Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Π΅, Ρ‚. Π΅. ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ, ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€Π³Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒΡΡ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠ΅, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰Π°Ρ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ. ЭкспСримСнт… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ экспСримСнт. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ пСдагогичСских исслСдований (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π‘Π»ΠΎΠ²ΠΎ «ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚» Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ΄Π΅ с Π»Π°Ρ‚Ρ‹Π½ΠΈ ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ «ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚», «ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Π°Π½ΠΈΠ΅». ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ экспСримСнт — это Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ поставлСнный ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ прСобразования пСдагогичСского процСсса Π² Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… условиях. Π’ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ², лишь Ρ€Π΅Π³ΠΈΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΠΆΠ΅ сущСствуСт, экспСримСнт Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ носит ΡΠΎΠ·ΠΈΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€. Π­ΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ³Ρƒ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ, Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, систСмы ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

ЭкспСримСнт — это, ΠΏΠΎ ΡΡƒΡ‚ΠΈ, строго ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠ΅ пСдагогичСскоС наблюдСниС, с Ρ‚ΠΎΠΉ лишь Ρ€Π°Π·Π½ΠΈΡ†Π΅ΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ экспСримСнтатор Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ процСсс, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ½ ΡΠ°ΠΌ цСлСсообразно ΠΈ ΠΏΠ»Π°Π½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ осущСствляСт. ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ экспСримСнт ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², класс, ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ ΠΈΠ»ΠΈ нСсколько школ. ΠžΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π³ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ экспСримСнты. ИсслСдования ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ краткосрочными Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ ΠΈ Ρ†Π΅Π»ΠΈ.

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ экспСримСнт Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ обоснования Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‡Π΅ΠΉ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ исслСдуСмого вопроса, составлСниС Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ»Π°Π½Π° провСдСния, строго наблюдСния этого ΠΏΠ»Π°Π½Π°, Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ фиксации Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ², Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠ². Научной Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Π΅, Ρ‚. Π΅. ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ, ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€Π³Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒΡΡ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠ΅, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰Π°Ρ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ. ЭкспСримСнт Π·Π°ΠΌΡ‹ΡˆΠ»ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ся для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΡ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΡˆΡƒΡŽ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρƒ. ИсслСдования «ΠΎΡ‡ΠΈΡ‰Π°ΡŽΡ‚» Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹, ΡƒΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΡΡŽΡ‚ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ…, ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅, ΠΏΠΎΠΊΠ° Π½Π΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ установлСна ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€Π³Π½ΡƒΡ‚Π° связь ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ. ИсслСдованиС Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ — это Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΎΡ‚ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ явлСний ΠΊ Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΡŽ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ² ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия.

ΠΠ°Π΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠ² прямо зависит ΠΎΡ‚ ΡΠΎΠ±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ условий экспСримСнта. ВсС Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹, ΠΊΡ€ΠΎΠΌΠ΅ провСряСмых, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡƒΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½Ρ‹. Если, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, провСряСтся ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ° обучСния, Ρ‚ΠΎ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡ обучСния, ΠΊΡ€ΠΎΠΌΠ΅ провСряСмого ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ°, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π² ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ классС. ΠŸΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ Π²ΠΎ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ большоС количСство Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π½Π° ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½, ΡΠΎΠ±Π»ΡŽΡΡ‚ΠΈ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎ.

ΠŸΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ экспСримСнты ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹. Π˜Ρ… ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΡ†ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌ: направлСнности, ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌ исслСдования, мСсту ΠΈ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ провСдСния ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π’ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ†Π΅Π»ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ прСслСдуСт экспСримСнт, Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚: 1) ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ экспСримСнт, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ пСдагогичСскиС явлСния; 2) ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ, ΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉ экспСримСнт, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° провСряСтся Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Π°, созданная Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ осмыслСния ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹; 3) ΡΠΎΠ·ΠΈΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ экспСримСнт, Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ пСдагогичСскиС явлСния.

Π§Π°Ρ‰Π΅ всСго Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ экспСримСнта Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ся ΠΈΠ·ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎ, Π° ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ Π½Π΅Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. ΠšΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ экспСримСнт, Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΉ ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ срСзов, направляСтся ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ Π½Π° ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ фактичСского состояния исслСдуСмого ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΡŽ исходных ΠΈΠ»ΠΈ достигнутых ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ². Π•Π³ΠΎ главная Ρ†Π΅Π»ΡŒ — Π·Π°Ρ„ΠΈΠΊΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠΈ. Они Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ исходными для ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ экспСримСнта, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ ставится Ρ†Π΅Π»ΡŒ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ², ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚, ΠΏΠΎ Π·Π°ΠΌΡ‹ΡΠ»Ρƒ экспСримСнтатора, ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡΠΈΡ‚ΡŒ достигнутый ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ. ΠžΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ для достиТСния устойчивого пСдагогичСского эффСкта Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΡΠΎΠ·ΠΈΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ усилия; Ρ€Π°ΡΡΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° Π½Π΅ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Π½Π΅ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚.

По ΠΌΠ΅ΡΡ‚Ρƒ провСдСния Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ СстСствСнный ΠΈ Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹ΠΉ пСдагогичСскиС экспСримСнты. ЕстСствСнный экспСримСнт прСдставляСт собой Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ½ΡƒΡ‚ΠΎΠΉ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ Π±Π΅Π· Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ Π²ΠΈΠ΄ экспСримСнта избираСтся Π² Ρ‚ΠΎΠΌ случаС, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π΅ΡΡ‚ΡŒ основания ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ нововвСдСния Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… условиях ΠΈ Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ экспСримСнта Π½Π΅ Π²Ρ‹Π·ΠΎΠ²ΡƒΡ‚ Π½Π΅ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… послСдствий. ΠžΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ СстСствСнного экспСримСнта Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ всСго становятся ΠΏΠ»Π°Π½Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹, ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Π΅ пособия, ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса.

Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ ΠΌΠΎΠ΄ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΉ СстСствСнного экспСримСнта Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π»Π»Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΊΡ€Π΅ΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ экспСримСнты.

Если Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ частный вопрос ΠΈΠ»ΠΈ Ссли для получСния Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ особСнно Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ наблюдСниС Π·Π° ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ (ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° с ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π°ΠΏΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹), экспСримСнт пСрСносится Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠΌΠ΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ созданныС ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠ΅ условия. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ экспСримСнт называСтся Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹ΠΌ. Π’ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… исслСдованиях ΠΎΠ½ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΠ΅Ρ‚ся нСчасто. ΠšΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎ, СстСствСнный экспСримСнт Ρ†Π΅Π½Π½Π΅Π΅ Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ Π±Π»ΠΈΠΆΠ΅ ΠΊ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Однако Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ здСсь бСрутся СстСствСнныС Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΉ ΠΈΡ… ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ·Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠΈ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… сниТаСтся. ΠŸΡ€ΠΈΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡΡ ΠΈΠ΄Ρ‚ΠΈ Π½Π° Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π·Π°Ρ‚Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ исслСдованиС Π² Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡŽ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ влияниС Π½Π΅ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², ΠΏΠΎΠ±ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ свСсти ΠΊ ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΡƒΠΌΡƒ.

Осознав возмоТности экспСримСнта, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ-исслСдоватСли ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° XIX — Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° XX Π². стали ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ с Π½ΠΈΠΌ большиС Π½Π°Π΄Π΅ΠΆΠ΄Ρ‹. Родилось ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ΅ Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ²ΡˆΠ΅Π΅ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ «ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ°». Π•Π³ΠΎ истоками послуТили Π²ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ экспСримСнты А. Бикорского ΠΏΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ умствСнного утомлСния школьников с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚Π° ошибок Π² Π΄ΠΈΠΊΡ‚Π°Π½Ρ‚Π°Ρ… (1879), Π­Π±Π±ΠΈΠ½Π³Π°ΡƒΠ·Π° ΠΏΠΎ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° (1885), исслСдования ΠΊΡ€ΡƒΠ³Π° прСдставлСний школьников, Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π₯ΠΎΠ»Π»ΠΎΠΌ (1890), ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΠΎΠ΅ Бинэ ΠΈ Π‘Π°ΠΉΠΌΠΎΠ½ΠΎΠΌ (1900), ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² прСдставлСний Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² (Π¨Ρ‚Π΅Ρ€Π½, НСчаСв, Π›Π°ΠΉ), памяти Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ (Π‘ΡƒΡ€Π΄ΠΎΠ½, Π˜ΡΡ‚, МСйман) ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹. И Ρ…ΠΎΡ‚Ρ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ этих ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… исслСдований Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ влияния Π½Π° ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΡƒ Π½Π΅ ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΈ, Π±Ρ‹Π»Π° Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½Π° Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ экспСримСнта Π² ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ воспитания.

НС ΠΎΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡΡŒ, каТСтся, Π½ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ области, Π³Π΄Π΅ Π±Ρ‹ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ Π½Π΅ ΠΏΡ‹Ρ‚Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ экспСримСнт Π²ΠΏΠ»ΠΎΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ нравствСнной срСды ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠΎΠ², происходящих Π² ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ…. РаспространяСтся Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ: Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π΄Π°Π²Π°Π» ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ нравствСнному ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΡŽ ΠΈΠ»ΠΈ, Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π» Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌ. Для выяснСния прСдставлСний использовались Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ поступков Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… Π³Π΅Ρ€ΠΎΠ΅Π², ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ нСдописанных рассказов ΠΈ Π±Π°ΡΠ΅Π½, ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ «Π²Ρ‹Π²Π΅ΡΡ‚ΠΈ ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒ». Π’ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ 1930;Ρ… Π³Π³. Π±Ρ‹Π» ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ распространСн ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΠΊΠΎΠ»Π»ΠΈΠ·ΠΈΠΉ, Ρ‚. Π΅. ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄. Иногда для облСгчСния давались Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ с Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ установками: Π²Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ, Π½Π΅ΠΉΡ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ. ΠžΠ΄Π½Ρƒ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… Π½Π°Π΄ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π²Ρ‹Π±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ. Для изучСния настроСний ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚СрСсов Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ² примСнялся ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ Π°Π½ΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ½Ρ‹Ρ… записок: Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ящик, Π²Ρ‹Π²Π΅ΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ опускали записки с ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΈΡ… Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ°ΠΌΠΈ. Анализ вопросов ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π» Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ интСрСсов школьников, ΠΈΡ… Π½Π°ΡΡ‚роСния, ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ развития.

ПСдагоги-экспСримСнталисты Π½Π΅ΠΌΠ°Π»ΠΎ сдСлали для развития пСдагогичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. Π˜Ρ… Π²ΠΊΠ»Π°Π΄ ΠΌΠΎΠ³ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠΌ, Ссли Π±Ρ‹ исслСдоватСли Π½Π΅ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ констатациСй Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ², Π° ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈ силу ΡΠΎΠ·ΠΈΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ экспСримСнта. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΠΉ Π½Π΅ Π½Π°ΡˆΠ»ΠΎ практичСского примСнСния.

Π­ΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ°, нСсмотря Π½Π° Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΊΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, сыграла ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ пСдагогичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, ΡƒΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π΅Π΅ ΡΡ‚атуса. МногиС связи, зафиксированныС ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ-экспСримСнталистами, вошли Π² Π·ΠΎΠ»ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΠ½Π΄ пСдагогичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ. Π’ ΡΠΈΠ»Ρƒ извСстных идСологичСских ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ исслСдования пСдагогичСских ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ, Π° Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ странС Π±Ρ‹Π»ΠΈ приостановлСны Π² ΡΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈΠ½Π΅ 1930;Ρ… Π³Π³. ΠΈ Π²Π½ΠΎΠ²ΡŒ Π²ΠΎΠ·Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Ρ‹ лишь Π² 1970;Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ