Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методическое обеспечение процесса производственного обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На втором этапе, опытно-экспериментальном (1998;1999), разрабатывалось, опытным путем проверялось и корректировалось содержание методического обеспечения процесса производственного обучения, включающего: профессионально-личностные модели выпускников, учебные планы и экспериментальные учебные программы, дидактические материалы, способствующие реализации процесса производственного обучения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Становление учебных заведений непрерывного разноуровневого профессионального образования
    • 1. 2. Производственное обучение в учебных заведениях среднего профессионального образования
    • 1. 3. Методическое обеспечение производственного обучения: проблемы терминологии и подходы к его проектированию
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Обоснование и выбор педагогических технологий производственного обучения
    • 2. 2. Технология модульного обучения
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Методическое обеспечение процесса производственного обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена социально-экономическими преобразованиями, происходящими в нашем обществе, и необходимостью изменений в существующей системе профессионального образования, направленных на подготовку рабочих и специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности.

Инновационные процессы, развернувшиеся в связи с этим в системе образования, определили появление нового типа учреждений среднего профессионального образования — колледжей, осуществляющих реализацию интегрированных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

В процессе возникновения учебных заведений нового типа перед учеными и практиками встают задачи теоретического обоснования, прогнозирования развития и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, отвечающего требованиям подготовки высококвалифицированных специалистов.

Успешная деятельность учебных заведений, осуществляющих реализацию интегрированных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования, возможна при условии научно обоснованного соотнесения общеобразовательной и профессиональной подготовки, взаимосвязи учебного, воспитательного и производственного процессов. Высокий уровень профессионального мастерства, технической самостоятельности и творческой активности учащихся формируется в первую очередь в процессе практического обучения, производительного труда, производственного обучения.

В условиях стремительного развития науки и техники, изменения промышленных технологий проблема производственного обучения требует пересмотра его направленности, содержания, методов, средств и организационных форм. Одним из путей решения указанной проблемы является разработз ка методического обеспечения процесса производственного обучения и совершенствование его методики.

В связи со сказанным выбор темы исследования определен следующими обстоятельствами:

• в педагогической литературе недостаточно полно и основательно исследованы аспекты преемственности уровней начального и среднего профессионального образования;

• развитие учебных заведений непрерывного разноуровневого профессионального образования требует разработки методического обеспечения процесса производственного обучения на основе интеграции и преемственности систем начального и среднего профессионального образования;

• тенденция к сокращению времени, отводимого на практическое обучение в учебных заведениях среднего профессионального образования, требует поиска эффективных технологий, совершенствования методов и средств, используемых в производственном обучении и практике.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Различные педагогические и организационные аспекты профессионального образования, трансформации учебных заведений, разноуровневого профессионального образования и его вариативности обоснованы в работах С. Я. Батышева, К. Я. Вазиной, ЮЛ. Кустова, А. Я. Найна, А. М. Новикова, Г. М. Романцева, Е. В. Ткаченко и др.

Особое влияние на логику исследования оказали работы по проблемам становления непрерывного образования (Б.С.Гершунский, Р. Даве, П. Ленгранд и др.) и системного подхода в образовании (В.Г.Афанасьев,.

И.В.Блауберг, М. С. Каган, Ю. А. Конаржевский, В. Н. Садовский, Г. Н. Сериков и др.).

Несомненным вкладом в содержательный аспект исследования явились работы, посвященные определению, классификации, характеристике и критериям выбора педагогических технологий (Ю.К.Бабанский, В. П. Беспалько,.

B.В.Давыдов, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, Г. К. Селевко, М. А. Чошанов и др.) — специфике, общей ориентировочной основе и технике проектирования педагогических технологий в контексте личностно ориентированного образования (Н.А.Алексеев, Э. Ф. Зеер, И. С. Якиманская и др.).

Существенный вклад в разработку модульного обучения внесли работы, в которых рассматривается понятийно-терминологический аппарат технологии модульного обученияструктура и содержание процесса проектирования модульной программно-методической документации (Н.В. Бородина, Э. Кроше, Г. В. Лаврентьев, И. Б. Сенновский, П. И. Третьяков,.

П.А. Юцявичене и др.).

На протяжении длительного периода в педагогической и методической литературе обсуждаются вопросы теории и методики производственного обучения, дидактические и методические подходы к его содержанию и реализации (А.П.Беляева, К. Н. Катханов, В. С. Леднев, В. С. Скакун,.

C.А.Шапоринский, Ю. А. Якуба и др.).

Однако в изученных автором исследованиях не было выявлено разработок методики производственного обучения и его методического обеспечения в учебных заведениях среднего профессионального образования. Большинство учебников и учебных пособий по производственному обучению содержат теоретические сведения, но в них не отражены аспекты интеграции и преемственности этого вида обучения в учебных заведениях непрерывного разноуровневого профессионального образования.

В связи с этим обозначилось противоречие между потребностью в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов и недостаточной разработанностью методики производственного обучения и его методического обеспечения в учебных заведениях среднего профессионального образования. Для решения данного противоречия следует найти ответы на ряд вопросов. Какова специфика производственного обучения в учреждении среднего профессионального образования в системе непрерывного начального и среднего профессионального образования? Как 5 него профессионального образования? Как реализуется преемственность производственного обучения в начальном и среднем профессиональном образовании? Каким должен быть педагогический процесс производственного обучения в изменившихся условиях?

Проблема исследования заключается в необходимости разработки методического обеспечения процесса производственного обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования в системе непрерывного разноуровневого профессионального образования.

В исследовании введено ограничение, производственное обучение рассмотрено на примере подготовки рабочих и специалистов швейного производства (по профессии 095 — портной и специальностям 2808 — Моделирование и конструирование одежды, 2809 — Швейное производство) в Тюменском государственном колледже профессионально-педагогических технологий.

Объект исследования — производственное обучение в учебном заведении среднего профессионального образования.

Предмет исследования — методическое обеспечение процесса производственного обучения рабочих и специалистов швейного производства.

Цель исследования — разработка и обоснование методического обеспечения процесса производственного обучения рабочих и специалистов швейного производства.

В основе диссертационного исследования лежит следующая гипотеза. Процесс производственного обучения рабочих и специалистов швейного производства будет эффективным, если:

• в его основу положено методическое обеспечение, которое раскрывает в своем содержании совокупность всех элементов проектирования производственного обучения: целей, принципов, содержания, методов, средств и организационных форм;

• методическое обеспечение включает в себя профессионально-личностные модели выпускников, учебные планы и экспериментальные учебные программы, дидактические материалы, способствующие реализации процесса производственного обучения по модульной технологии.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой в диссертации решались следующие задачи:

1) изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике;

2) раскрыть сущность и содержание производственного обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования в системе непрерывного разноуровневого профессионального образования;

3) разработать профессионально-личностные модели выпускников;

4) разработать экспериментальные учебные программы и дидактические материалы, обеспечивающие реализацию процесса производственного обучения по модульной технологии;

5) внедрить и экспериментально проверить эффективность методического обеспечения процесса производственного обучения.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых в области современных проблем профессиональной педагогики, а также теория разностороннего развития личности как субъекта и объекта деятельности. В исследовании применялся системный подход как методологическая и теоретическая основа системного анализа и научного обобщения педагогических явлений и фактов (В.Г.Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, А. И. Уемов и др.).

Педагогические и методические основы разработки проблемы базировались на концепции деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), теории формировании профессиональных навыков (З.А.Решетова, В. В. Чебышева, В.Д.Шадриков).

Теоретическую основу работы составили фундаментальные работы, посвященные системному подходу к непрерывной профессиональной подготовке кадров, исследования и теоретические положения, раскрывающие возможности научного подхода в решении проблем профессиональной подготовки, дидактики профессионального образования, теории и методики модульного обучения.

В ходе исследования использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов: анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблемеобобщение педагогического опыта введения инноваций в образовательных учрежденияханализ состояния проблемы научно-методического обеспечения производственного обучения в учебных заведениях среднего профессионального образованияэмпирические методы: педагогический эксперимент, педагогические измерения (шкалирование, тестирование, анкетирование), наблюдение, метод экспертных оценок.

Проводя исследование, автор использовал свой опыт работы в системе начального и среднего профессионального образования в должностях мастера производственного обучения, преподавателя спецдисциплин, руководителя центра инновационных технологий и повышения квалификации ИПР.

Основные этапы исследования. Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в течение 1997 — 2000 гг. и включало три этапа.

На первом этапе, теоретико-поисковом (1997 — 1998), основными задачами являлись изучение литературы и теоретическое обоснование исследованиябыли сформулированы гипотеза, проблема и задачи исследования.

Данные задачи реализовались через теоретический анализ опубликованных по теме работ, изучение становления учебных заведений инновационного типа, преемственности практического обучения уровней начального и среднего профессионального образования, рассмотрение специфики производственного обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования.

В ходе исследования были определены основные понятия методического обеспечения процесса производственного обученияразработаны профессионально-личностные модели выпускниковобоснован выбор педагогической технологии производственного обученияопределены необходимое количество экспериментальных групп, длительность проведения педагогического эксперимента, показатели и критерии оценки эффективности применения разработанного методического обеспечения процесса производственного обучения.

По результатам теоретико-поискового этапа исследования было разработано методическое обеспечение процесса производственного обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования.

На втором этапе, опытно-экспериментальном (1998;1999), разрабатывалось, опытным путем проверялось и корректировалось содержание методического обеспечения процесса производственного обучения, включающего: профессионально-личностные модели выпускников, учебные планы и экспериментальные учебные программы, дидактические материалы, способствующие реализации процесса производственного обучения по модульной технологии. Уточнялась тема исследования. На данном этапе осуществлялось экспериментальное обучение учащихся швейно-трикотажного отделения Тюменского государственного колледжа профессионально-педагогических технологий в периоды производственного обучения и практики, анализировались результаты опытно-экспериментальной работы.

На третьем этапе, заключительном (1999; 2000), были проведены анализ и обобщение результатов исследованияуточнение и коррекция выводов, полученных в ходе первых двух этапов исследованиявнедрение методического обеспечения в производственное обучение и практику на швейно-трикотажном отделении колледжа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Раскрыты сущность и содержание производственного обучения в среднем профессиональном учебном заведении в системе непрерывного разноуровневого профессионального образования.

2. Разработано методическое обеспечение процесса производственного обучения, включающее: профессионально-личностные модели выпускников, учебные планы и экспериментальные учебные программы, дидактические материалы, обеспечивающие реализацию процесса производственного обучения по модульной технологии.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении структуры и содержания методического обеспечения процесса производственного обучения в профессиональной подготовке рабочих и специалистов швейного производства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что при участии автора разработаны и внедрены в учебный процесс учебные планы и программы разноуровневой подготовки рабочих и специалистов швейного производства (портного, техника, модельера-конструктора, мастера производственного обучения) — профессионально-личностные модели выпускниковметодические рекомендации для преподавателей и мастеров производственного обучения «Модульное обучение при подготовке рабочих и специалистов в колледже», по работе над составлением тестов и тестовых заданийположение о производственном обучении в колледже, дидактические материалы, обеспечивающие реализацию процесса производственного обучения по модульной технологии.

Экспериментально проверена эффективность методического обеспечения процесса производственного обучения. Оно позволяет получить высокие результаты подготовки рабочих и специалистов швейного производства.

Результаты исследования могут быть рекомендованы к использованию в других учебных заведениях профессионального образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в учебном процессе Тюменского государственного колледжа профессионально-педагогических технологий. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научных и практических конференциях:

• Российской научно-практической конференции «Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий» (Екатеринбург, 1997);

• научно-практической конференции «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 1998);

• межрегиональной, межотраслевой научно-практической конференции «Государственные стандарты среднего профессионального образования: проблемы, поиски, решения» (Тюмень, 1999);

• межрегиональной, межотраслевой научно-практической конференции «Различные виды оценки знаний обучающихся в современных образовательных учреждениях» (Тюмень, 1999);

• республиканской научно-практической конференции «Региональный опыт развития психологической службы в образовании» (Курган, 1999);

• III Международной научно-практической конференции «Качество образования: концепции, проблемы» (Новосибирск, 2000);

• межрегиональной, межотраслевой научно-практической конференции «Перспективы создания системы непрерывного образования» (Тюмень, 2000).

На защиту выносятся:

1. Содержание производственного обучения рабочих и специалистов швейного производства в среднем профессиональном учебном заведении в системе непрерывного профессионального образования.

2. Методическое обеспечение процесса производственного обучения, включающее:

• профессионально-личностные модели выпускников: портного, модельера-конструктора, техника швейного производства;

• учебные планы разноуровневой профессиональной подготовки рабочих и специалистов швейного производства в системах начального и среднего профессионального образования;

• экспериментальные учебные программы;

• дидактические материалы, обеспечивающие реализацию процесса производственного обучения по модульной технологии.

Результаты исследования дают основание считать, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены. Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем производственного обучения. Она может служить основанием для продолжения исследований в области разработки интегрированных программ подготовки рабочих и специалистов в учебных заведениях непрерывного разноуровневого профессионального образования. Актуальными остаются вопросы создания электронных учебных пособий по производственному обучению и практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Изучена степень разработанности в педагогической теории и практике проблемы производственного обучения рабочих и специалистов швейной промышленности в средних профессиональных учебных заведениях в системе непрерывного разноуровневого профессионального образования. Показано, что данная проблема недостаточно полно освещена в педагогической и методической науке. Одной из основных причин этого является отсутствие методического обеспечения процесса производственного обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования.

2. Раскрыты сущность и содержание производственного обучения в средних профессиональных учебных заведениях в системе непрерывного разноуровневого профессионального образования, заключающиеся в интеграции содержания практического обучения начального и среднего профессионального образования.

3. Определены структура и содержание методического обеспечения процесса производственного обучения в профессиональной подготовке рабочих и специалистов швейного производства.

4. Разработано методическое обеспечение процесса производственного обучения, включающее:

• профессионально-личностные модели рабочих и специалистов швейной промышленности, определяющие общие и частные требования к образованности, личностным качествам, культуре и здоровью выпускника;

• учебные планы и программы разноуровневой подготовки рабочих и специалистов швейного производства, построенные на принципах модульности, интегрирующие образовательные программы начального и среднего профессионального образования;

• дидактические материалы, обеспечивающие реализацию процесса производственного обучения по модульной технологии (комплекс обучаю.

166 щих модулей, набор практических заданий, методические рекомендации, материалы диагностики качества профессиональной подготовки).

5. Технология модульного обучения адаптирована к профессиональной подготовке рабочих и специалистов для швейной промышленности в учебных заведениях среднего профессионального образования. Она способствует оптимальности и успешности профессионального обучения.

6. Осуществлена экспериментальная проверка эффективности разработанного методического обеспечения процесса производственного обучения. Статистическая обработка, анализ и обобщение полученных в ходе опытно-экспериментальной работы данных о достижениях учащихся в производственном обучении, уровне профессиональной самостоятельности и ее психологических механизмов, сформированности профессиональной направленности и развитии мотивации к производственному обучению позволили сделать вывод о том, что применение методического обеспечения процесса производственного обучения, технологии модульного обучения рабочих и специалистов для швейной промышленности способствует повышению качества производственного обучения и профессиональной подготовки в целом.

Использование методики сравнения двух средних нормальных генеральных совокупностей на основе критерия Стьюдента и полученные результаты качественного анализа количественных характеристик исследуемого материала позволяют говорить об объективности оценки опытно-экспериментальной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. И. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения. — М.: Высш.шк., 1987. — 176 с.
  2. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1996.-216 с.
  3. Альбом наглядных пособий по общей теории статистики: Учеб. издание / С. С. Сергеев, И. Д. Полипова, А. И. Зинченко и др. М.: Финансы и статистика, 1991. — 80 с.
  4. В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление.-М.: Политиздат, 1986. 333 с.
  5. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  6. Ю.К. Оптимизация процесса обучения, общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  7. С.Я. Передовой опыт в учебном процессе в средних профтехучилищах. М.: Высш. шк., 1983. — 175 с.
  8. С.Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984. — 672 с.
  9. С.Я. Блочно-модульное обучение.- М., 1997.-258 с.
  10. B.C. Настольная книга педагога-исследователя.- Екатеринбург: Дом учителя, 2000.- 243 с.
  11. B.C. Педагогика: Учеб. для инж.-пед. спец. /Обл. ин-т развития регион, образования.- Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед.ин-та, 1993.- 320 с.
  12. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах.- М.: Высш.шк., 1991.-208 с.
  13. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии.- М., 1995.336 с.168
  14. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов.- М.: Высш.шк., 1989.144 с.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  16. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.- М.: Наука, 1973.-270 с.
  17. В.Н. Об обеспечении преемственности в профессиональной подготовке школьников /Школа и производство.- 1987.-№ 1.-С.35−38.
  18. К.Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека.- М.: Педагогика- Н. Новгород: Упрполит-графиздат, 1990.195 с.
  19. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение.1. Н. Новгород, 1991.-124 с.
  20. К.Я., Костыко Г. С., Кустов Л. М. Педагогические основы управления развитием профессионального лицея: Учеб. пособие.- Челябинск:1. ЧТКС, 1998.-170 с.
  21. С.М. Анализ современного зарубежного опыта подготовки специалистов среднего звена.- М.: НМЦ СПО, 1998.-32 с.
  22. Т.А. Творчество как способ овладения профессией //Профессиональное образование.-1999.- jST2l.-C.H-12.
  23. В.М., Куликов С. Н., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения //Вестник высшей школы.-1987.-№ 8.-С.30−33.
  24. Р.Г. Общеобразовательная и профессиональная подготовка квалифицированных рабочих в ГДР и ФРГ в 70−80-е гг. XX в.: (Сравнит, анализ): Автореф.дис. .канд.пед.наук.-Казань, 1988.-17 с.
  25. Ю.З. Как учиться и работать эффективно.- Минск: Высш.шк., 1985.-141 с.
  26. . Что такое психология: В 2 Т.: Пер. с фр.- 2-е изд., сте-реотип.-Т.2.- М.: Мир, 1996.-376 с.
  27. И.И. Проблемное обучение в профессионально-технических училищах.- М.: Высш.шк., — 1979.-101 с.
  28. М.В. Организационно-педагогические условия подготовки профессионально-педагогического персонала к применению модульных технологий обучения: Автореф.дис. .канд.пед.наук.- Екатеринбург, 1999.-21 с.170
  29. Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии портной ОСТ 9
  30. ПО 02.196−95.- М., 1995.-17 с.
  31. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования //Среднее профессиональное образование: Сб. основных нормативных документов /Сост. П. Ф. Анисимов, В. Н. Байденко,
  32. Т.И.Ветрова и др.- М.: НМЦ СПО, 1997.-С.171−179.
  33. О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ: Профпедагогика.- М.:1. Высш.шк., 1986.-48 с.
  34. Л.И. Начальное профессиональное образование во Франции (проблемы и тенденции развития): Автореф.дис. .д-ра пед.наук.- Казань, 1993.-36 с.
  35. Л.И. Подготовка специалистов среднего звена в развитых странах: новые ориентиры //Специалист.-1994.-№ 3.-С.30−32.
  36. В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  37. Н.К. Профтехучилище в современных условиях.- М.: Высш.шк., 1991.-174 с.
  38. М. Содержание и организация производственного обучения (химическая промышленность): Профпедагогика /Пер.с болг. В. П. Воронина.-М.: Высш.шк., 1985.-127 с.
  39. М.М. Методика формирования профессиональной самостоятельности учащихся ПТУ в процессе производственного обучения электросварщиков: Автореф. дис. .канд.пед.наук.- Казань, 1990.-17 с.
  40. М.А. Современные методы обучения.- М.: Высш.шк., 1985.-157 с.
  41. М.И. Совершенствование обучения в техникуме.- М.: Высш.шк., 1987.-264 с.
  42. Закон Российской Федерации об образовании //Бюлл. Госкомвуза России.- 1996.-№ 2.-С.2−60.
  43. Л.В. Дидактика и жизнь.- М., 1968.-175 с.172
  44. Зарубежные системы образования (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция) /Под науч.ред. Ю. Г. Круглова.-М.: Изд-во МГОПУ, 1996.72 с.
  45. Г. Е. Общая социология: Курс лекций.- Екатеринбург:
  46. Изд-во Урал, гос.проф.-пед. ун-та, 1997.-600 с.
  47. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование.-Екатеринбург, 1998.-115 с.
  48. Э.Ф., Карпова Г. А. Педагогическая диагностика личности учащегося СПТУ: Учеб. пособие.- Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1989.-88 с.
  49. Интенсификация теоретического обучения в профтехучилищах: Сб. статей /Н.М.Аверьянова, Е. Ю. Андреева, А. П. Беляева и др.- М.: Высш.шк., 1990.- 128 с.
  50. Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения.-Владимир, 1972.-264 с.
  51. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-383 с.
  52. К.Н. Педагогические основы производительного труда.-М.: Высш. шк., 1997.-359 с.
  53. Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ.- М.: Высш.шк., 1988.-159 с.
  54. М.И. Производственное обучение учащихся средней школы.- М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963.- 472 с.
  55. Ю.А. Система. Урок. Анализ.- Псков: ПОИПКРО, 1996.- 440 с.
  56. Концепция непрерывного образования //Бюллетень ГК СССР по народному образованию. -1989. -№ 8. -С. 2−12.
  57. Э. Руководство по методической системе профессиональнотехнического обучения.- Женева: МОТ, 1996,-126 с.173
  58. А.Ф. Подбор учебно-производственных работ и составление их перечней.- М.: Высш.шк., 1980.-80 с. л
  59. Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодёжи в профтехучилищах и вузах.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990.159 с.
  60. А.А. Исследования проблем политехнической трудовой подготовки и профессиональной ориентации молодежи: (На материале ЭССР) /А.А.Кыверялг- Акад. наук СССР.- Таллинн: «Валгус».-314 с.
  61. Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения.- Барнаул: 1994.-130 с.
  62. О. Целое и развитие в свете кибернетики /Исследование по общей теории систем.- М., 1969.- 172 с.
  63. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб.- М.: Высш.шк., 1991.-224 с.
  64. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1975.-304 с.
  65. В.М., Гуревич Р. С. Преемственность содержания трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся.- М.: Высш.шк., 1990.111 с.
  66. Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования: Методическое пособие.- М.: Высш.шк., 1983.-344 с.
  67. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1987.-160 с.
  68. В.А. Методическая работа мастера производственного обучения в среднем профтехучилище.- М.: Высш.шк., 1977.-64 с.
  69. М.И. Поиски путей перестройки профессионального образования. Проблемы организации профессионального образования на инте174гративной основе: сб.науч.тр. /Под ред. Ю. С. Тюнникова.- М.: Изд-во АПН СССР, 1990.-95 с.
  70. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории.-М.: Педагогика, 1975.-367 с.
  71. Международные нормативные акты ЮНЕСКО/Сост. И. Д. Никулин.- М.: Логос, 1993.-640 с.
  72. Методика разработки МТН программ обучения и учебных элементов: Методическое пособие по проведению семинара.- М.: Международное бюро труда, 1995.-28 с.
  73. Методы обучения трудовым действиям /Под ред. М. А. Жиделева.-М., 1972.-208 с.
  74. Е.А. Психология формирования общетранспортных политехнических умений.- М.: Педагогика, 1973.-299 с.
  75. .С., Мануйлов В. Ф. Инженерное образование на пороге XXI века.- М.: Высш.шк., 1983.-175 с.
  76. Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения." Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1979.-158 с.
  77. И.Н., Малов С. Л. Психология производственного обучения: Метод.пособие.- М.: Высш.шк., 1990.-207 с.
  78. Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования.- М.: Магистр, 1995.-222 с.
  79. А.Я. Управление профессиональной подготовкой рабочей молодежи: педагогический аспект.- М.: Педагогика, 1991.-133 с.
  80. А.Я. Инновации в образовании.-Челябинск: ГУПТО адм. Че-ляб. обл.- Челяб. филиал ИПО МО РФ, 1995. 288 с.
  81. A.M. Профессиональное образование в России. Перспективы развития /Рос. акад. образования.- М., 1997.-254 с.
  82. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений.
  83. М.: Высш.шк., 1986.-288 с.175
  84. Т.И.Ветрова и др.- М.: НМЦ СПО, 1997.-С. 179−211.
  85. В.Т. Гуманизация научно-технической деятельности и проблемы непрерывного профессионального образования //Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и CHLA.1. М., 1994.- С.37−44.
  86. А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики.- М.- Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 1996.-126 с.
  87. Основы профессиональной педагогики /Под ред. С. Я. Батышева и С. А. Шапоринского.- М.: Высш.шк., 1977.-504 с.
  88. Пак М. Концепция интегративного подхода к химическому образованию //Материалы межд. науч.-практ.конф. «Антропология педагогика жизнедеятельности» (перспективы развития образования взрослых XXI века).- Тюмень: ТОГИРРО, 2000.-С.6−8.
  89. В.А. Сборник дидактических материалов по производственному обучению для швейных профтехучилищ.- М.: НМЦ проф. образования, 1992.-87 с.
  90. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе: Практико-ориентированная монография /Под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова.- М.-Тюмень: МЛГУ- ТИПК, 1994.-287 с.
  91. Перспективы развития системы непрерывного образования /Подред. Б. С. Гершунского.- М.: Педагогика, 1990.-224 с.
  92. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность в обучении: Теоретические и экспериментальные исследования.- М.: Педагогика, 1980.-240 с.176
  93. Проблемы формирования профессиональных интересов у учащихсясредних профтехучилищ /Л.Г.Антипова, Ф. С. Исмагилова, А. Ф. Самойлов и др.- Под ред. В. Е. Алексеева, Л.Г.Антиповой- ВНИИ профтехобразования.-М.: Высш.шк., 1987.-110 с.
  94. Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по пед.спец. и направлениям /Под ред. С.Я.Батышева).- М.: Ассоц. «Проф. образование», 1997.-512 с.
  95. Пути совершенствования общетехнической подготовки квалифицированных рабочих в средних профтехучилищах /Под ред. В. В. Шапкина, Н. М. Скородумова, Г. С. Гуторова и др.- М.: Высш. шк., 1984.-183 с.
  96. С., Эйджер Д. Элитарность и демократизация высшего образования в Великобритании //Высшее образование в Европе. ЮНЕСКО.-№ 4.- С.43−48.
  97. Ф.А. Преподавание курса спецтехнологии портным в техническом училище.- М.: Высш.шк., 1972.-40 с.
  98. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции.- М., 1995.-165 с.
  99. З.А. Психологические основы профессионального обучения.-М., 1985.-208 с.
  100. Н.М. Учебник для средних ПТУ: структура, содержание, пути совершенствования: Метод, пособие.- М., 1986.-224 с.
  101. Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования.- Екатеринбург: Изд-во Урал, гос.проф.-пед. ун-та, 1997.-333 с.
  102. С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1973.-416 с.177
  103. В.Н. Вселенная философа.- М.: Мол. гвардия, 1972.223 с.
  104. В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ.- М.: Наука, 1974.-279 с.
  105. Ш. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.-256 с.
  106. Г. Н. Образование. Аспекты системного отражения.- Курган: Зауралье, 1997.-464 с.
  107. В.А. Преподавание курса «Организация и методика производственного обучения: Методическое пособие.- М.: Высш.шк. 1990.-254 с.
  108. М.Н. Проблемы современной дидактики.- М.: Педагогика, 1980.-95с.
  109. А.Г. Соединенные Штаты Америки //Системы высшего образования стран Запада.- М., 1992.-С.28−45.
  110. Состояние и основные тенденции развития системы образования в1998 году.- М.: МГИУ, 1999.-174 с.
  111. Состояние и основные тенденции развития системы образования в1999 году.- М.: ИПК МГУП, 2000.-236 с.
  112. Статистические данные по системе образования. Материалы к коллегии Минобразования России по итогам деятельности в 1998 году.- М.: МГИУ, 1999.-27 с.
  113. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М., 1975.343 с.
  114. Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера.- М.: 1983.-352 с.
  115. Теория статистики: Учебник /Под ред. проф. Р. А. Шмойловой.- 3-е изд., перераб.- М.: Финансы и статистика, 1999.-560 с.178
  116. Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития (Доклады и материалы к научно-практической конференции) /Под ред. И. Л. Первухина, Т. Н. Маниной.- М.: НМЦ СПО, 1997.-158 с.
  117. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) //Вестник образования.-1995.-№ 2.-С.11−30.
  118. Е.В. Российское образование. Дороги реформ.- Махачкала: Юпитер, 1994.- 232 с.
  119. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обученияв школе: Практико-ориентированная монография /Под ред. П. И. Третькова.-М.: Новая школа, 1997.-352 с.
  120. А.И. Системный подход и общая теория систем.- М.: Мысль, 1978.-272 с.
  121. Философский энциклопедический словарь /Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов.- М.: Сов.энцикл., 1983.-840 с.
  122. Э. Инновации в профессиональном образовании в Федеративной Республике Германии: Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1991.-15 с.
  123. В.В. Психология трудового обучения: Метод, пособие для сред. проф.-тех. училищ.- М.: Высш.шк., 1983.-239 с.
  124. М.А. Что такое педагогическая технология //Школьные технологии. -1996. -№ 5. -С. 9−12.
  125. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.-320 с.
  126. Н.А. Педагогические основы производственной практики учащихся ПТУ.- М.: Высш.шк., 1989.-80 с.
  127. В.В. Профтехобразование на путях перестройки.- Л.: Знание, 1990.-53 с.179
  128. СЛ. Вопросы теории производственного обучения.
  129. М.: Высш.шк., 1981.-208 с.
  130. А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во Урал, гос.проф.-пед. ун-та, 1996.-288 с.
  131. В.Г., Поликарпова Т. В. Среднее профессиональное образование в России и за рубежом (Краткий исторический обзор развития и типов образовательных учреждений) //Среднее профессиональное образова-ние.-1998.-№ 5.-С.ЗЗ-40.
  132. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе.- М.: Рос. пед. агентство, 1998.-354 с.
  133. В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы /Исслед. центр проблем подготовки специал истов.1. М., 1996.-164 с.
  134. М.Р. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения: Метод, пособие.- М.: Высш. шк., 1990.-88 с.
  135. Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. Пособие.- 2-е изд., испр. и доп.- Екатеринбург: Изд-во Урал. проф.-пед. ун-та, 1999.-138 с.
  136. П.А. Теория и практика модульного обучения.- Каунас: 1989.-271 с.
  137. И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения.- М.: Высш.шк., 1979.-88 с.
  138. Ю.А. Взаимосвязь теории и практики в учебном процессе средних профессионально-технических училищ.- М.: Высш.шк., 1985.-175 с.
  139. Ю.А., Скакун В. А. Диагностика качества практического (производственного) обучения: Метод, рекомендации.- М.: ИРПО, 1995.-95 с.
  140. Ю.Я. Связь теоретического и производственного обучения в средних профтехучилищах.- М.: Высш.шк., 1986.-56 с.180
  141. Япония: справочник /Под общ.ред. Г. Ф. Кима и др. Сост В. И. Ерёмини др.- М.: Республика, 1992.-543 с.
  142. Duggan Т.V., Oliver T.J. Engineering Education Industry and Lifelong Learning //Reports of International Conference on Engineering Education, May 23−25,1995, Moscow, Russia.- P.13.
  143. Edwards D.J. Observation on Measuring Quality in Higher Education //Education Today.- L., 1994.-Vol.44, № 2.
  144. Japanese Government Polities in Education. Science and Culture.- Tokyo, 1990.
  145. Progress of Education in the United States of America: 1990 through 1994.-Watch., 1994.
  146. Scrivener J. Learning Teaching.- Oxford, 1994.-218 p.
  147. Vocational Education and Social Change //Educational Practice and
  148. Theory. 1995.-Vol.l7.-№l.-P.25−26.181
Заполнить форму текущей работой