Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа с использованием дистанционных технологий: на примере учебной дисциплины «Информатика»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментальная работа проводилась в течение 2002;2006 гг. и была разбита на три этапа. Первый этап позволил провести анализ состояния внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Информатика» и выявить уровень развития самостоятельности студентов первого курса, участвовавших в эксперименте. Второй был связан с разработкой и первичной апробацией модели организации внеаудиторной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Самостоятельная работа студентов: ее роль и место в учебном процессе
    • 1. 1. Самостоятельная работа: сущность и виды организации
    • 1. 2. Специфика организации самостоятельной работы студентов в системе среднего профессионального образования
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Дистанционные технологии в организации самостоятельной работы студентов в учебных заведениях среднего профессионального образования
    • 2. 1. Методологическая основа дистанционного образования в современной профессиональной школе
    • 2. 2. Дистанционные технологии в образовательном процессе учебных заведений СПО
    • 2. 3. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных технологий
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа в процессе их профессиональной подготовки
    • 3. 1. Продуктивность освоения учебной дисциплины «Информатика» в процессе реализации дистанционных технологий по разработанной модели
    • 3. 2. Алгоритм организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа
  • Выводы по главе 3

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа с использованием дистанционных технологий: на примере учебной дисциплины «Информатика» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В Федеральной Программе развития образования, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 отмечается, что в качестве приоритетного направления развития образования предусматривается информатизация процесса обучения, которая предполагает широкое использование новых информационных технологий в разных сферах образования, в том числе в системе среднего профессионального образования. В свою очередь среднее профессиональное образование рассматривается как одна из образовательных ступеней, осуществляющая обучение с использованием дистанционных технологий для решения ряда дидактических и методических задач.

Теория, методика и дидактические основы использования дистанционных технологий на разных образовательных уровнях рассматривались многими авторами: С. В. Антоновым, В. Е. Алексеевым, А. А. Андреевым, Н. В. Борисовой, О. Б. Журавлевой, А. А. Катаевым, Е. С. Полат, Н. В. Серковой, Э. Г. Скибицким, В. И. Солдаткиным, В. П. Тихомировым, М. В. Ходосевич, В. А. Щенниковым, которые в свои исследованиях обосновывают специфические особенности и возможности дистанционных технологий, классифицируют их, рассматривают современные модели организации учебного процесса с применением дистанционных технологий, подчеркивая важность и значимость их применения. Это имеет большое значение для разработки исследуемой нами проблемы.

В письмах и приказах Министерства образования РФ «О порядке организации дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях», «О рекомендациях по организации образовательного процесса при дистанционном обучении в образовательных учреждениях среднего профессионального образования», «Об использовании дистанционных образовательных технологий», «Программе развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования в России на 2000;2005 гг.», и ряде других нормативных документов рассматриваются возможности применения дистанционных технологий и, в широком плане, дистанционного обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования.

В научных исследованиях О. В. Виштак, Н. И. Войтиной, Е. Е. Гиль-ман, А. В. Густырь, Н. И. Паниной, С. В. Пыховой, В. А. Яровенко и других раскрываются особенности использования дистанционных технологий в учебных заведениях среднего профессионального образования в аудиторное время, тогда как возможность их применения для организации самостоятельной работы студентов представляет собой еще недостаточно изученную, но, как отмечается во многих исследованиях и нормативных документах, чрезвычайно важную проблему.

Самостоятельная работа традиционно рассматривается в качестве одной из важных проблем педагогической науки. В диссертации, основой, определяющей понятие самостоятельной работы, являются научные положения В. К. Буряка, Б. П. Есипова, И. А. Зимней, Г. J1. Ильина, В. А. Козакова, П. В. Лебедчука, В. С. Листенгартена, П. И. Пидкасистого, И. М. Плагова, И. В. Сечкиной, А. В. Соловова, Г. И. Щукиной. Так, по утверждению Б. П. Есипова, «самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время, при этом учащийся сознательно стремиться достигнуть поставленной цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических действий». По мнению П. И. Пидкасистого «самостоятельная работа — это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации». И. А. Зимняя определяет, что «самостоятельная работа — это организуемая самим человеком в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемая им в наиболее удобное время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемая на основе внешнего опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя или обучающей программы, компьютера». Приведенное выше теоретическое положение используются в разрабатываемой нами модели организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа с использованием дистанционных технологий.

В диссертации на основе научно-исследовательских работ О. В. Виш-так, О. А. Козыревой, Е. А. Марон, Н. Н. Паниной и др. раскрывается теория моделирования самостоятельной деятельности обучающихся в информационно-дидактической среде, что является основой для проведения экспериментального исследования по определению роли и места самостоятельной работы в учебном процессе.

Проведенный анализ показывает, что, несмотря на большое количество работ по проблеме исследования, специфика самостоятельной работы как формы деятельности по овладению знаниями за пределами аудиторных учебных занятий с использованием дистанционных технологий в учебных заведениях среднего профессионального образования не стало предметом специальных исследований. В то же время является общеизвестным, что, во-первых, по Государственным стандартам СПО (2002 г.) внеаудиторная самостоятельная работа студентов занимает до 30% времени, отведенного на изучение учебной дисциплины, что является существенным резервом в повышении качества подготовки будущих специалистовво-вторых, самостоятельное изучение учебного материала составляет основу продуктивного освоения учебной дисциплины, где применение дистанционных технологий существенно его повышает.

Вместе с тем организация самостоятельной работы студентов колледжа по всем учебным дисциплинам (в частности по «Информатике», как одной из дисциплин, важность освоения которой закреплена нормативно) остается достаточно актуальной темой. Однако недостаточность разработанности, как самой проблемы самостоятельной работы, так форм и методов ее организации, с включением дистанционных технологий, вызывают определенные затруднения, преодоление которых определило научную проблему нашего исследования.

Объект исследования: самостоятельная работа студентов в условиях среднего профессионального образования.

Предметом исследования выступает организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа с использованием дистанционных технологий.

Цель диссертационного исследования состоит в теоретическом обосновании организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных технологий и разработке модели ее организации.

Гипотеза исследования: включение дистанционных технологий, являющихся составной частью дистанционного обучения, в организацию внеаудиторной самостоятельной работы студентов повысит эффективность усвоения учебного материала по мотивационному, теоретическому, практическому и оценочно-рефлексивному критериям готовности студентов к использованию знаний, умений и навыков по дисциплине в учебной и профессиональной деятельности и, как следствие, повысит их учебную мотивацию с развитием интереса к самостоятельной работе.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

— проведение анализа научно-педагогической, учебной, учебно-методической литературы по проблеме сущности самостоятельной работы, ее видов и форм, а также специфики применения на разных образовательных уровнях, в частности в системе среднего профессионального образования;

— представление общей характеристики дистанционных технологий как составной части новых информационных технологий, применяемых в современном отечественном образовании и рассмотрение возможности их использования для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в учебных заведениях среднего профессионального образования;

— разработку модели организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов на основе дистанционных технологий (на примере учебной дисциплины «Информатика») и ее экспериментальную апробацию;

— обоснование алгоритма организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных технологий.

Методологическую основу исследования составили:

— научные положения в области философии, истории образования и методологии педагогической науки (J1. А. Беляева, В. И, Журавлев, Л. Г. Се-мушина,) — организации и развития российского профессионального образования (С. И. Архангельский, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, А. А. Вербицкий, Н. В. Кузьмина, В. С. Леднев, А. М. Новиков, В. А. Поляков, Г. М. Роман-цев, А. Л. Смятских, Е. В. Ткаченко, В. В. Шапкин) — многоступенчатой и многоуровневой подготовки специалистов (А. Я. Найт, Ю. Г. Татур, В. С. Ямпольский), целеполагания и квалиметрии образования (Н. А. Селезнева, А. И. Субетто, Ю. Г. Татур, Я. С. Турбовской).

— основополагающие идеи теории деятельности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн и др.);

— научные взгляды, раскрывающие специфику использования дистанционного обучения, базирующегося на применении информационных технологий, в системе отечественного образования (А. А. Андреев, Н. В. Борисова, А. В. Буслаев, С. В. Грызлов, Е. С. Полат, И. В. Роберт, С. Г. Скибицкий, В. И. Солдаткин, В. П. Тихомиров, М. В. Ходосевич, В. А. Щенников);

— научные положения, позволяющие рассмотреть структуру и особенности самостоятельной работы учащихся в учебном процессе (А. Е. Жуков, И. А. Зимняя, Г. Л. Ильин, И. В. Ковалевский, О. А. Козаков, П. В. Лебедчук, П. И. Пидкасистый, И. М. Платова);

Нормативно-правовой базой исследования являются: Федеральная программа развития образования от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ, Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, приказ Министерства образования РФ от 18.12.2002 г. № 4452 «Дистанционное обучение в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ», приказ Министерства образования РФ от 06 мая 2005 года № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

В соответствии с логикой диссертационного исследования для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы следующие методытеоретический и сравнительный анализ научной, педагогической, психологической, учебно-методической литературы по проблеме исследованияизучение и обобщение передового опытаметод ситуационного управлениясоциологические методы (беседа, опрос, анкетирование, интервьюирование, тестирование) — анализ результатов практической деятельности студентовконстатирующий и формирующий экспериментыстатистические методы обработки полученных данных.

База исследования. Исследованием было охвачено 256 человек, в число которых вошли студенты ГОУ СПО «Социальный колледж» № 25 г. Москвы.

Основные этапы исследования.

Первый этап (2002;2004 гг.). Анализ научной, педагогической, учебно-методической и нормативно-правовой литературы по проблеме диссертационного исследования. Определение проблемы и задач исследования, формулировка рабочей гипотезы, выявление методов исследования. Изучение роли дистанционного обучения в контексте модернизации отечественного образования, практики его применения в системе среднего профессионального образования, организации самостоятельной работы в учебных заведениях среднего профессионального образования. Обоснование возможности применения дистанционных технологий для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов и разработка модели ее организации.

Второй этап (2004;2005 гг.). Реализация программы опытно-экспериментальной работы в условиях ГОУ СПО «Социальный колледж» 25 г. Москвы, связанной с внедрением в учебный процесс разработанной модели организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа с использованием дистанционных технологий (на примере учебной дисциплины «Информатика»). Определение педагогических особенностей внеаудиторной самостоятельной работы, а также педагогических условий эффективности ее проведения с использованием дистанционных технологий.

Третий этап (2005;2006 гг.). Проведение теоретического обобщения полученных в ходе экспериментальной работы эмпирических данных. Разработка методических рекомендаций по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа с использованием дистанционных технологий. Подготовка текста диссертации.

Достоверность и надежность научных результатов обеспечены целостным подходом к решению проблемыметодологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследованияразработкой адекватной предмету исследования методики опытно-экспериментальной работыпрактическим подтверждением основных положений исследования и научной отработкой полученных в ходе эксперимента данныхоценкой полученных результатов различными методами.

Научная новизна исследования заключается:

— в разработке научно-методических основ использования дистанционных технологий для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в условиях среднего профессионального образования,.

— в обосновании использования определенных компонентов кейсовой, сетевой и телекоммуникационной дистанционных технологий, позволяющих максимально эффективно организовать внеаудиторную работу студентов в системе среднего профессионального образования;

— в проектировании модели организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа с использованием дистанционных технологий;

— в разработке критериев и выявлении уровней развития самостоятельности как личностного качества студентов, формируемого в процессе организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных технологий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дополнено понятие «внеаудиторная самостоятельная работа студентов с использованием дистанционных технологий" — определены педагогические особенности внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа с использованием дистанционных технологий. Исследование вносит определенный вклад в использование современных информационных технологий как средства повышения качества образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано методическое пособие «Самостоятельная внеаудиторная работа студентов колледжа в контексте дистанционного обучения», которое рекомендовано для издания Федеральным институтом развития образования и реализуется в учебных заведениях СПОобобщенный материал по проблеме организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа с использованием дистанционных технологий используется в курсе переподготовки и повышения квалификации преподавателей учебных заведений среднего профессионального образования.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования обсуждались на городской научно-практической конференции «Стратегия развития непрерывного профессионального образования» в г. Москве (2005 г.), VII региональной научно-практической конференции «Профессиональная ориентация и методика преподавания в системе школа — вуз» в г. Москве (2005 г.), на заседаниях кафедры «Новые технологии активного обучения» Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МИСиС (2006 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Социальные технологии и современное общество» г. Санкт-Петербурге (2006 г.) — городской научно-практической конференции «Информационные технологии в среднем профессиональном образовании» в г. Москве (2006 г.) — при публикации материалов по теме исследования в научно-методической печати.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов, основывающаяся на применении отдельных, специально отобранных с учетом специфики данного вида самостоятельной работы компонентов кейсо-вой, сетевой и телекоммуникационной дистанционных технологий, обеспечивает высокую степень усвоения учебного материала, влияет на формирование устойчивой мотивации к получению знаний по учебной дисциплине и определяет развитие самостоятельности как личностного качества студентов.

2. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов в учебных заведениях среднего профессионального образования, представленная в виде модели, включает такие действия, как определение цели, содержания, объекта и субъекта самостоятельной работы, выбор компонентов дистанционных технологий, критериев и результата самостоятельной работы, и обеспечивает ее эффективность по теоретическому, практическому, оценочно-рефлексивному и мотивационному критериям.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем диссертации составляет 198 страниц. Работа содержит: таблиц 16, рисунков 5, диаграмм 2.

Список литературы

включает 248 источников. Приложений — 8.

Выводы по главе 3.

Экспериментальная работа проводилась в течение 2002;2006 гг. и была разбита на три этапа. Первый этап позволил провести анализ состояния внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Информатика» и выявить уровень развития самостоятельности студентов первого курса, участвовавших в эксперименте. Второй был связан с разработкой и первичной апробацией модели организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов на основе дистанционных технологий и позволил внести коррективы по содержательному наполнению разработанной модели. Третий состоял во внедрении модели организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов на основе дистанционных технологий путем проведения констатирующего, формирующего и итогового этапов экспериментальной работы.

Итогом проведения третьего этапа экспериментального исследования явилось получение данных, свидетельствующих об эффективности предложенной модели, правильности выдвинутых педагогических условий эффективности проведения самостоятельной работы студентов колледжа на основе дистанционных технологий, а следовательно, о состоятельности предложенной гипотезы.

Проведенная экспериментальная работа предоставила обширный материал, который был положен в основу методических рекомендаций по организации внеаудиторной самостоятельной работы на основе дистанционных технологий.

Таким образом, диссертационное исследование имеет несомненную практическую значимость, поскольку разработанная модель организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных технологий, выявленные педагогические условия организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных технологий, разработанные методические рекомендации могут быть положены в основу организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по любой учебной дисциплине в системе среднего профессионального образования.

Заключение

.

Модернизация отечественного образования в качестве приоритетного направления предусматривает информатизацию процесса обучения, что предполагает широкое использование новых информационных технологий в сфере среднего профессионального образования.

В то же время явно обострилась в современных социально-экономических и научно-технических условиях развития общества проблема дальнейшего развития самостоятельной работы студентов. Одним из путей ее решения, как считают ученые, является применение дистанционных технологий.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что 30% от учебного времени отводится на внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Практическая реализация этого времени влияет на качество подготовки будущих специалистов.

Совершенствование самостоятельной работы будущих специалистов невозможно без теоретического осмысления и обобщения педагогического опыта, который представлен в работах, посвященных проблемам использования информационных технологий в системе образования (А. А. Андреев, Н. В. Борисова, А. В. Буслаев, С. В. Г рызлов, Е. С. Полат, И. В. Роберт и др.), самостоятельной работы учащихся в учебном процессе (И. А. Зимняя, Г. JI. Ильин, И. В. Ковалевский, О. А. Козаков, П. И. Пидкасистый, И. М. Платова, П. В. Лебедчук, А. Е. Жуков и др.), дидактики общего и профессионального образования (С. Я. Батышев, А. П. Беляева, А. А. Вербицкий, В. С. Леднев, В. А. Поляков, А. Л. Смятских), многоступенчатой и многоуровневой подготовки специалистов (А. Я. Найт, Ю. Г. Татур, В. С. Ямпольский), целеполагания и квалиметрии образования (Н. А. Селезнева, А. И. Субетто, Ю. Г. Татур, Я. С. Турбовской и др.).

Потребность применения дистанционных технологий в системе внеаудиторной самостоятельной работы студентов объясняется потребностью разрешения объективно существующих противоречий (неразработанность проблемы реализации учебного времени, отводимого ГОС СПО на самостоятельную работуподготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих высокой степенью самостоятельностипроектирование новых подходов к организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с применением НИТ), разрешение которых позволяет выявить педагогические особенности самостоятельной работы в дистанционном обучении и разработать модель самостоятельной работы студентов колледжа в дистанционном обучении.

Анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить, что в настоящее время в России накоплен положительный опыт реализации дистанционного обучения, которое представляет собой вид обучения, осуществляемый на основе модели, предполагающей опосредованное эмоционально-интеллектуальное взаимодействие педагога и обучающегося с целенаправленным использованием современных средств информатизации, и направленный на самообразование человека. Одной из важных проблем, от решения которых зависит дальнейшее развитие этого направления в отечественной системе образования, является разработка системности и последовательности в организации и применении системы дистанционного обучения в среднем профессиональном образовании.

В системе среднего профессионального образования накоплен определенный опыт применения дистанционного обучения (работы В. А. Яровенко, С. Г. Бондаревой, Ю. Ф. Кузнецова, А. В. Густырь и др.), который позволяет утверждать, что дальнейшее развитие дистанционного обучения способно послужить движущей силой модернизации среднего профессионального образования, перехода от репродуктивной к активной парадигме освоения знаний, к образованию, основанному на активной и конструктивной совместной деятельности между педагогом и обучаемым.

При этом применение дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования предъявляет требования к пересмотру его.

138 влияния в плане формирования самостоятельности обучающихся в контексте организации самостоятельной работы по изучению дисциплины как значимого вида учебной деятельности.

Анализ специфики внеаудиторной самостоятельной работы студентов и особенностей дистанционных технологий показал, что последние по своей сути могут быть направлены на организацию продуктивной внеаудиторной самостоятельной работы студентов как формы организации учебной деятельности, носящей управляющей характер и заключающейся в решении учебно-познавательных задач. Это связано с том, что система дистанционного обучения содержит такие подсистемы, как устойчивое и эффективное управление самостоятельной учебной деятельностью, выбор оптимальной стратегии самобучения с учетом личных характеристик обучающихся, адаптация к использованию информационных технологий.

При этом система внеаудиторной самостоятельной работы, реализуемая на основе дистанционных технологий, должна включать: цель, содержание, дистанционную технологию, объект, субъект, критерии, результат.

Экспериментальное исследование проводилось с целью определения педагогической эффективности разработанной модели.

Эксперимент проводился в три этапа, что было обусловлено логикой изучения проблемы применения дистанционных технологий для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Цель первого этапа экспериментальной работы состояла в изучении особенностей проведения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Информатика», цель второго — первичная апробация разработанной модели, цель третьего — внедрение разработанной модели.

Экспериментальная апробация модели организации самостоятельной работы студентов колледжа в условиях дистанционного обучения (на примере дисциплины «Информатика») показала, что условиями эффективного применения дистанционных технологий во внеаудиторной самостоятельной работе студентов являются: включение в учебный материал графической.

139 формы представления информации, адекватной цели представления изучаемого объектапроведение динамического мониторинга для отслеживания и анализа показателей системы и динамики их изменений за счет осуществления тестирования по каждой темеприменение в качестве основных форм обучения индивидуальных форм познавательной деятельностииспользование творческих заданий, построенных по принципу нарастающей сложности, предполагающих решение разноуровневых проблем в соответствии с учебными возможностями студентапоследовательное увеличение доли самостоятельности студентов в процессе дистанционных технологий, повышение ответственности за самоконтроль и самоанализ своей деятельности.

Было установлено, что реализация модели организации внеаудиторной самостоятельной работы на основе дистанционных технологий позволяет эффективно формировать умения собирать и обрабатывать информацию, использовать современные информационные технологии в учебной деятельности, формировать информационную культуру, а также способность к активным действиям в учебной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, устойчивое стремление к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции, саморазвитию), стремление к творческой самореализации.

Практическое решение поставленных целей и задач диссертационного исследования не только подтвердило выдвинутую гипотезу, но и нашло отражение в методических рекомендациях и практическом пособии, которые включают в себя описание 1) понятия организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов на основе дистанционных технологий, 2) особенностей и принципов организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов на основе дистанционных технологий, 3) состава учебно-методического комплекса (программа дисциплиныруководство по изучению дисциплиныинструктаж по организации внеаудиторной самостоятельной работы на основе дистанционных технологийинтерактивный лекцион.

140 ный курсинтерактивный практикум по решению задачэлектронные тестыинформационный банк данных по дисциплинеэлектронный словарь терминов).

В целом проведенное исследование позволило автору решить вопрос о совершенствовании самостоятельной работы будущих специалистов на основе применения дистанционных технологий, что эффективно позволяет не только формировать у них профессиональные знания, умения и навыки в области получаемой специальности, но и формировать самостоятельность как личностное образование. Это особенно важно в контексте решения проблемы качества подготовки выпускников и определяет их востребованность на рынке труда.

Диссертационное исследование не претендует на полное решение рассматриваемой проблемы и в дальнейшем может быть продолжено в направлениях более глубокого изучения отдельных вопросов, возникающих в процессе применения дистанционных технологий для организации самостоятельной работы студентов в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Н. Педагогические условия разработки и реализации технологии дистанционного обучения. Автореферат на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. — Томск, 2003. — 20 с.
  2. С. В. и др. Средства дистанционного обучения: методика, технология, инструментарий. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. — 336 с.
  3. С. В. Развитие навыков самообразования у студентов университета. Автореферат на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2004. — 22 с.
  4. В. Е. Рекомендации по разработке учебных пособий для дистанционного обучения. Пенза: ПГТУ, 1998. — 59 с.
  5. А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высшем учебном заведении. Дисс. д-ра пед. наук // http: // www.ido.ru/
  6. А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Информационные технологии. 2000. — 4.-е. 154−168.
  7. А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 1999. — 196 с.
  8. Ф. П., Надеина Н. И. Отбор содержания учебной информации и мотивация учения. Майкоп: АГУ, 2004. — 50 с.
  9. А. X. Новые информационные технологии в обучении / Информационные технологии в обучении и научных исследованиях: Материалы 47 научно-методической конференции «Университетская наука региону». — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. — С. 63−64.
  10. С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974.
  11. В. Н., Нежурина М. И. Система оценки качества программ комплексов для дистанционного обучения. М.: ЦДО МИЭМ- Европейский центр по качеству, 2004. — 178 с.
  12. В. И. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения как комплексная норма качества высшего образования: общая концепция и модель. М.: Иссл. центр проблем качества подгот. спец., 2005.
  13. Н. Б., Косов А. А. Дистанционное образование в республике Марий-Эл: региональный опыт. Монография. Йошкар-Ола, 2001. -148 с.
  14. С. Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи и пути реализации. М.: Высш. шк., 1988. — 340 с.
  15. М. П., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Понятие информационной среды процесса обучения // Школьные технологии. 2000. — 2. -с. 153−183.
  16. М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Процесс обучения в информационной среде // Школьные технологии. 2000. — 6. — с. 133 159.
  17. Белкин Е. JL, Корнев Л. П., Требулина Н. А. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов: Учебное пособие. -Орел, 1989.-66 с.
  18. А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высш. шк., 1991. — 205 с.
  19. А. М., Кревский И. Г. Дистанционное образование на базе новых информационных технологий. Учебное пособие. Пенза: ПГТУ, 1997.- 56 с.
  20. Е. Н. Общепедагогические особенности организации самостоятельной образовательной деятельности студентов. Лвтореф. на со-иск. учен. степ. канд. пед. наук. Смоленск, 2004. — 18 с.
  21. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.-М., 1995.
  22. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  23. С. Г. Педагогические условия организации дистанционного обучения в процессе подготовки будущих учителей (на примере курса «История зарубежной педагогики»). Дисс. канд. пед. наук. Барнаул, 2003.
  24. Н. В. Новые технологии активного обучения: Сб. образ.-проф. программ. М.: Иссл. центр проблем качества подгот. спец., 2000.
  25. Н. В. От традиционного через модульное к дистанционного образованию. Учебное пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 1999.
  26. Ю. С. Состояние и перспективы использования современных информационных технологий в учебном процессе и научных исследованиях // Педагогическая информатика. 1999. -1.-е. 15−20.
  27. Ю. С., Шапошникова Т. JI. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании: Учеб. пособие. -Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2001. 369 с.
  28. У. И., Кузнецов К). Ф., Петрова Т. Ф. Информатизация среднего профессионального образования: задачи, проблемы и пути решения // Информатика и образование. 1999. -4.-е. 12−15.144
  29. Ei. А. Информационные технологии и модернизация образования // Педагогическая информатика. 2000. -2.-е. 3−10.
  30. Я. А., Каракозов С. Д. Материалы к Концепции информатизации образования (общее и педагогическое образование) // Педагогическая информатика. 1997. -3.-е. 67−84.
  31. А. А. Контексты содержания образования. М., 2003.
  32. А. А. Самостоятельная работа студентов младших курсов // Высшая школа России. 1995. — 3.
  33. А. А., Попов Ю., Подлеснов В., Андросюк Е. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт // Высшее образование в России, 1995.-2.-с. 137−145.
  34. О. В. Интегрированный дидактико-информационный комплекс поддержки самостоятельной учебной деятельности студентов, изучающих информатику. Саратов: Саратов, гос. тех. ун-т, 2004. — 104 с.
  35. И. М. Дистанционное обучение в контексте модернизации отечественного образования // Среднее профессиональное образование. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО». 2006. -2.-е. 28−36.
  36. И. М. Самостоятельность приоритетная задача формирования конкурентоспособного специалиста в системе СПО. Методические рекомендации. — М., 2005. — 22 с.
  37. И. М. Становление студенческого коллектива как важнейший компонент гражданской компетентности. Методические рекомендации. М., 2005. — 38 с.
  38. И. М. Формирование межличностных отношений в учебной группе как важнейший этап подготовки будущих специалистов. Методическое пособие. М., 2006. — 40 с.
  39. И. М. Формирование профессиональной и гражданской компетентности студентов колледжа в условиях эксперимента. Методическое пособие.-М., 2005.- 50 с.
  40. Л. Г., Железовский Г. И. Опыт развития познавательной самостоятельности студентов // Педагогика. 1993. — 1.-е. 61−66.
  41. И. С. Адаптация учащихся и студентов к использованию иформационных технологий в дистанционном образовании. Автореф. на соик. учен. степ. канд. пед. наук. Смоленск, 2004. -18 с.
  42. Е. А. Моделирование содержания образования. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. — 132 с.
  43. . С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 164 с.
  44. Е. Е. Дидактические условия развития дистанционного образования в информационном пространстве колледжа. Дисс. канд. пед. наук.-Р н/Д., 2005.-205 с.
  45. О. А. Колледж в современной системе профессионального образования Великобритании. Автореферат на соик. учен. степ. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2003. -18 с.
  46. А. В., Лузянин В. И., Шамец С. П. Требования к дидактическим материалам для дистанционного обучения: Тезисы доклада на Всероссийской научно-практической конференции. СПБ., 1997.
  47. Н. П. Активизация самостоятельной работы студентов в процессе внеаудиторных занятий. Дисс. канд. пед. наук. Минск, 1985. — 174 с.
  48. Гук О. Б. Оптимизация образовательного процесса с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий // Компьютерные учебные программы. 2002. — 3. — с. 20−27.
  49. А. В. Концептуально-методологические основания развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования. Автореферат на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 2001. -20 с.
  50. Н. Л. Информационные технологии в профессиональном образовании // Профессиональное образование. 2001. — 4.
  51. Ю. Л. Дистанционное обучение сущность и назначение: Научно-методическое пособие. — М.: ДФГСЗН, 1998.
  52. Джалиашвили 3. А. Средства дистанционного обучения: методика, технология, инструментарий. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
  53. Д. М. Дистанционное образование. Алматы: Фы-лым, 1997.-81 с.
  54. Дистанционное образование. Проблемы и перспективы // Материалы 6 межд. конференции по дистанционному образованию / Под ред. В. П. Тихомирова и др. М.: МЭСИ, 1998. — 564 с.
  55. Дистанционное образование: проблемы и перспективы // Материалы междунар. семинара. СПб: Образование, 1996. — 84 с.
  56. Дистанционное образование. Проблемы и перспективы развития. Тез. докл. науч.-мет. конф. Под ред. В. Б. Байбурина. Саратов: СГТУ, 1997. -116с.
  57. Дистанционное образование: региональный аспект. Межвуз. сб. науч. трудов. Барнаул: БГПУ, 2001. — 371 с.
  58. Дистанционное обучение. Под ред. Е. С. Полат. М.: Владос, 1998.- 192 с.
  59. Дистанционное обучение в Интернет. Материалы по дистанционному образованию проекта xDLS. — Режим доступа: http://www.xdlsoft.com/doc/lintro.htmK свободный.
  60. Дистанционное обучение и новые технологии в образовании. -М.: МГСУ, 1995.-54 с.
  61. Дистанционное профессиональное обучение: технологии, организация, перспектива: Учебное пособие / Под ред. В. А. Дятлова. М.: Академия, 1998.- 160 с.
  62. А. М., Колос В. В., Кудрявцева С. П. Технология проектирования и разработки гибких дистанционных обучающих курсов на основе математики // Управляющие системы и машины. 1999. — 1.
  63. С. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы. Киров: ВГПУ, 2000. — 158 с.
  64. С. Р. Педагогические основы новых информационных технологий в образовании: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук: (13.00.01) / Рост. гос. пед. ун-т. Ростов н/Д, 1995. — 38 с.
  65. В. Г". Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. 1994. — 3. — с. 10−12.
  66. И. В. Психология и педагогика: Учебно-методическое пособие для дистанционного образования. Новосибирск: СибАГС, 2002. -152 с.
  67. С. А. Применение ПИТ для активизации самостоятельной работы курсантов высших военных учебных заведений. Монография. -Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИПРО», 2004. 160 с.
  68. Ю. А. Педагогическое сопровождение самообразования студентов в условиях дистанционного образования. СПб., 2005. — 159 с.
  69. А. Е. Организация самостоятельной работы студентов в высшей школе: дидактические средства технологии программы: монография. М.: Юнит и Дана, 2004. — 219 с.
  70. А. Информатизация общества (философско-экономический анализ внедрения информационных технологий). Самара: Изд-во СГЭА, 1999.-191 с.
  71. А. Современное информационное общество // Высшее образование в России. 2001. -4.-е. 77−85.
  72. О. Б., Крук Б. И. Дистанционное обучение: концепция, содержание, управление. Учебное пособие. Новосибирск: СибГУТИ, 2001.- 86 с.
  73. И. А. Информатизация важнейший инструмент совершенствования системы образования // Информатика и образование. -1999.-4.-с. 4−7.
  74. Л. Н. Дистанционное и заочное образование: антагонисты или партнеры? // Alma-mater. 1999. -7.-е. 13.
  75. Заочно-дистанционное образование в СПбГТУ: Сб. инфор.-метод. материалов М-ва образования РФ. СПб: СПбГТУ, 2001.
  76. И. А. Ключевые компетентности как регуляционно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. — 40 с.
  77. И. А. педагогическая психология: Учебник для вузов. -М.: Логос, 2002.-384 с.
  78. В. Г. Проектирование содержания профессионально-педагогического подготовки преподавателей высшей технической школы. Дисс. д-ра пед. наук. Казань, 1997.
  79. Г. В. Информатизация приоритетное направление развития образования // Информатика и образование. — 1999. -4.-е. 3−4.
  80. И. И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Моск. унта, 1986.-200 с.
  81. Интеграция содержания образования в педагогическом вузе: Сб. научных трудов / Под ред. М. И. Берулава. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1994. — 123 с.
  82. Интернет-образование: не миф, а реальность XXI века / Под ред. В. П. Тихомирова. М.: МЭСИ, 2000.
  83. Информатизация образования в России: сети, информационные ресурсы, технологии (аналитический доклад). М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО), 1997. — 52 с.
  84. Информационные технологии и образование / Рос. АН, ИНИОН- Ред. коллегия: В. А. Виноградов и др. М.: ИНИОН РАН, 1996. — 135 с.
  85. В. Г. Образовательная система как объект оценивания: квалиметрический подход. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1995.
  86. А. В. Система контроля знаний при дистанционном образовании // Открытое образование. 2001. — 3.
  87. Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения: Материалы международной научно-практической конференции. -М.: МГИУ, 2005.-336 с.
  88. А. А. Дистанционное образование как фактор формирования единого мирового образовательного пространства. Автореферат на со-ик. учен. степ. канд. пед. наук. Рязань, 2003. — 21 с.
  89. В. Н. Система дистанционного обучения: модели информатизации и технологии // Проблемы информатизации. 1996. — 2.-е. 14−19.
  90. Ким В. С. Компьютеры в самостоятельной работе студентов // Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт: тезисы докл. регион, науч.-мет. конф. Владивосток: ДВГАЭУ, 1996. — с. 124−125.
  91. В. Г. Дистанционное образование образование XXI века // Alma-mater. — 1999. — 5. — с. 4−8.
  92. Ч. Информационные и коммутационные технологии: революция в образовании // Информатика и образование. 2003. -4.-е. 3−7.
  93. И. Е. Компьютеризация и самостоятельная работа студентов // Современные формы м методы руководства самостоятельной работой студентов: сборник учебно-методических трудов. Р н/Д.: Рост. гос. унт, 1999.-е. 76−82.
  94. В. А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение. Киев: Выща шк., 1990. — 246 с.
  95. В. А. Самостоятельная работа студентов как дидактическая проблема. Киев: НМК ВО, 1990. — 62 с.
  96. О. А. Самостоятельная работа школьников с использованием компьютеризированного учебника «Культура самостоятельной работы». Автореф. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Новосибирск, 1998. -22 с.
  97. И. Н. Развитие познавательной самостоятельности студентов вуза как условие их подготовки к будущей профессиональной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. Кемерово, 2005. — 236 с.
  98. Л. И., Петрова М. А. Педагогический колледж: ориентиры развития // Современный колледж: актуальные проблемы деятельности. СПб.: СЗППП СПГУГД, 2004. — с. 50−58.
  99. К. К. Информатизация образования: новые приоритеты // Вестник высшей школы. 2002. -2.-е. 16−24.
  100. К. К. Информатика и образование на пороге XXI века // Педагогическая информатика. 1999. -3.-е. 34−41.
  101. К. К. О концепции модернизации российского образования / // Вестник высшей школы. 2002. -2.-е. 15−18.
  102. Колледж в системе среднего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы развития. Казань: КГТУ, 2000. — 252 с.
  103. Компьютеризация общества и человеческий фактор. М.: ИНИ-ОН, 1988.-226 с.
  104. В. А., Шурыгин Ю. И. Опыт и перспективы активизации самостоятельной работы студентов при компьютеризации обучения // Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в вузе. J1., 1988.-е. 49−53.
  105. Концепция информатизации сферы образования РФ. М.: Минобразования России, 1998. — 322 с.
  106. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг. 2002. — 1. — с. 3−17.
  107. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. М.: НИИВО, 1995.
  108. А. Ф., Стратонович Ю. Р., Фролова В. В. Методика разработки электронного учебно-методического комплекса по дисциплине для дистанционного обучения. М.: МСХА, 2004. — 83 с.
  109. С. В. Психологические особенности учебной деятельности. Иркутск: Изд-во Ирк. ун-та, 1988. — 72 с.
  110. В. А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. 2003. -4.-е. 21−28.
  111. И. Н. Конструирование информационных технологий обучения. Автореф. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. Пятигорск, 2002. — 22 с.
  112. Курсом реформ: структура и содержание анализа деятельности педколледжа. Учебно-методическое пособие по аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Под ред. Симонова В. П. М.: Межд. пед. академия, 2004. — 93 с.
  113. В. С. Самостоятельная деятельность студентов. Пособие для преподавателей вузов. Воронеж: Ворон, ун-т, 1996. — 94 с.
  114. А. II. Дистанционное образование как фактор формирования единого мирового образовательного пространства. Рязань: РГПУ, 1996.
  115. Л. С., Солдаткин В. И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект. М.: МЭСИ, 1998. — 104 с.
  116. С. А. Организация работы будущих учителей при изучении педагогики с использованием образовательных ресурсов сети Internet. Дисс. канд. пед. наук. Самара, 2005. — 207 с.
  117. Г. В., Демкин В. I I., Вымятнин В. М. Принципы дистанционного обучения // Тезисы докладов. V Академические чтения «Образование и наука на рубеже XXI века». Казань: Унипресс, 1999. — с. 19−21.
  118. Г. А. Применение дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике. Автореф. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2004. — 22 с.
  119. Е. М., Колмогоров В. П., Карпенко М. П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в РФ и странах СНГ // Право и образование. 2000. — 1.
  120. Е. А. Моделирование самостоятельной деятельности школьников в информационно-дидактической среде. Автореф. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2002. — 22 с.
  121. Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986. — 135 с.
  122. Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1998. — 192 с.
  123. А. С. Дистанционное обучение: взгляд изнутри // Открытое образование. 2001. — 2.
  124. Н. Н., Гайворонский Н. М. Технология моделирования содержания образования (на примере развития многопрофильного лицея). М., 2 001 128 с.
  125. А. С., Шапкин В. В. Теоретические основы проектирования содержания профессионального образования: методологический аспект. Монография. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2000. — 156 с.
  126. Ю. В. Формирование познавательной самостоятельности студентов колледжа. Автореф. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2002. — 23 с.
  127. О. В. Дистанционное образование как инновационная социальная система // Дистанционное образование: региональный аспект. Межвуз. сб. науч. трудов. Барнаул: БГ’ПУ, 2001. — с. 117−124.
  128. Г. X. Дистанционное образование специалистов по связям с общественностью средствами Internet в физкультурном вузе. Автореферат на соик. учен. степ. канд. пед. наук. СПб, 2003. -28 с.
  129. Г. В. Колледж инновационный тип среднего профессионального учебного заведения. — Казань, 2002.
  130. Т. А. Организационно-педагогические факторы активизации самостоятельной работы студентов. Автореф. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. СПб., 1992. — 16 с.
  131. Н. Г., Романенко В. Н. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. 1992. — 3. — с. 124−126.
  132. В. В., Чапленко Н. П., Прибавина Т. А. Создание курса дистанционного обучения на основе блочно-модульного формирования учебно-программной документации. Домодедово: ВИПК МВД России, 2005. — 48 с.
  133. А. Г., Свириденко Ю. П., Скрябин В. В. Дистанционное образование: проблемы и пути развития // Образование. 1997. -1.-е. 42−56.
  134. М. Ф. Дистанционное обучение в современных условиях // Проблемы дистанционного образования студентов вузов. Материалы гор. учеб.-мет. семинара. Под ред. Гумерова Э. А. Уфа: БЭК, 1996. — с. 3438.
  135. С. И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1968.-900 с.
  136. Оптимизация учебного процесса и свободное время студентов. Тезисы докл. науч.-прак. конф. Под ред. Ф. Г. Газизуллина. Казань: КГПУ, 1991.- 163 с.
  137. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу // Поиск.-2002.- 19 апр.
  138. Открытое и дистанционное образование: организация, технология, качество: Материалы Всерос. науч.-метод, конф. Новосибирск: НГТУ, 2001.
  139. Н. В. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие для дистанционного образования. Новосибирск: Си-6АГС, 2002, — 148 с.
  140. Н. Н. Педагогические особенности подготовки студентов колледжа к самообразованию средствами НИТ. Дисс. канд. пед. наук. Сургут, 2003.- 197 с.
  141. Г. Б. Методы обучения в системах дистанционного образования. Учебное пособие. Новосибирск: НГТУ, 2003. — 94 с.
  142. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академ, 1998. — 509 с.
  143. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-пресс, 1997. — 512 с.
  144. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. Пидкасистого П. И. М.: Педагогическое общество России, 1996. — 640 с.
  145. П. И. Основы классификации самостоятельных работ учащихся в процессе обучения // Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении. -М., 1971.-е. 135−153.
  146. П. И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении. Дисс. канд. пед. наук. М., 1973. — 392 с.
  147. П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  148. И. М., Парубочая Г. И. Пути совершенствования самостоятельной работы студентов в вузе: Учебное пособие. Челябинск: ЧГТУ, 1991.- 125 с.
  149. С. А., Панько С. П., Киселева Г. П. Архитектура системы дистанционного образования страны // Дистанционное образование. -2000.-3.
  150. Е. С., Петров А. Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. 1999. — 7. — с. 33.
  151. Политика в области образования и новые информационные технологии // II Межд. конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика». М., 1996.
  152. А. А. Системы дистанционного обучения // Новые знания. 1996. — 3. — с. 34−35.
  153. Проблемы информатизации вузов и обеспечения системы дистанционного образования информационными ресурсами. Материалы межвуз. per. науч. конф. Под ред. Кабалдина Ю. Г. Комсомольск-на-Амуре, 1998. -108 с.
  154. Проблемы дистанционного образования студентов вузов. Материалы гор. учеб.-мет. семинара. Под ред. Гумерова Э. А. Уфа: БЭК, 1996. -50 с.
  155. С. В. Организация продуктивной самостоятельной деятельности студентов ссузов. Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2003. — 200 с.
  156. Развитие единой образовательной информационной среды на 2001−2005 годы: Федеральная целевая программа. М., 2000.
  157. Развитие самостоятельности и творческой активности студентов в учебном процессе: сб. науч. трудов МО и науки РФ. Отв. Ред. Т. Д. Молод-цова. Таганрог: ТГПИ, 2005. — 139 с.
  158. Разработка пороговых оценочных средств для оценки общей образованности учащихся в системе непрерывного образования. Сб. научных статей / Под общей ред. Н. А. Селезневой и В. Г. Казановича. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки спец., 1999.1 SR
  159. Т. М. Муниципальный колледж. Организационно-педагогические аспекты развития. Автореферат на соик. учен. степ. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. -28 с.
  160. И. В. Современные информационные технологии в образовании. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.
  161. И. В., Самойленко П. И. Информационные технологии в науке и образовании. М., 1998. — 177 с.
  162. А. Н., Торопцов В. С., Григорович Д. Б. Технология дистанционного обучения. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2000.
  163. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с. — Т. 1 А-М.
  164. А. К. Самостоятельная познавательная деятельность студентов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. — 115 с.
  165. В. А., Корниенко А. В., Демидович Д. В. Тенденции развития современных информационных технологий // Педагогическая информатика. 2000. — 2. — с. 71−74.
  166. А. Я. Новые информационные технологии в обучении // Современная высшая школа. 1990. — 3−4.
  167. А. Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. — 2.
  168. В. А. Высшая школа России: ориентиры на будущее // Педагогическое образование и наука. 2001. — 1. — с. 43−47.
  169. Г. В. Заочно-дистанционное обучение эффективная форма получения высшего профессионального образования. Доклад на меж-дунар. конф. — М.: Союз, 1998. — 31 с.
  170. М. И. Управление самостоятельной работой студентов: коэффициент баланса аудиторных и самостоятельных работ // Проблемы высшей школы. Вып. 68. — 1989. — с. 95−107.
  171. Самостоятельная работа студентов: тезисы докл. учеб.-мет. конф. Под ред. М. Ф. Заривчацкого. Пермь, 2004. — 160 с.
  172. Самостоятельная работа студентов: новые подходы к организации и руководству. Тезисы докл. 5 ряз. пед. чтений. Под ред. А. Н. Козлова. -Рязань: РГПУ им. С. А. Есенина, 1998. 179 с.
  173. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт: Тезисы докл. регион, науч.-мет. конф. Владивосток: ДВГАЭУ, 1996. — 138 с.
  174. Е. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  175. Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-доклад. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки спец., 2004.
  176. Н. А. Система обеспечения качества и управления качеством профессионального образования как главный объект комплексного исследования и модернизации. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки спец., 2005.
  177. С. Е. Отбор содержания экологического образования в техническом вузе на основе системного подхода. Автореферат на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996. — 18 с.
  178. Н. В. Влияние дистанционного обучения на познавательное и личностное развитие студентов. Северск: СЕТИ, 2002. — 122 с.
  179. Система обеспечения качества в дистанционном образовании / Науч. ред. В. Н. Еолубкин, Л. П. Клева, А. Е. Чернявская. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2005.-324 с.
  180. М. Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.: Педагогика, 1984.-95 с.
  181. М. Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  182. Э. Г., Холина JT. И. Теоретические основы дистанционного обучения. Монография. Новосибирск: НГПУ, 2002. — 136 с.
  183. Э. Г., Шабанов А. Г. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы. Монография. Новосибирск, 2004. — 224 с.
  184. Э. Г., Шабанов А. Г. К вопросу реализации дистанционного обучения // Дистанционное образование: региональный аспект. Меж-вуз. сб. науч. трудов. Барнаул: БГПУ, 2001. — с. 291−305.
  185. В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Школа-пресс, 1995.-303 с.
  186. И. П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. -М.: АПО, 1998.
  187. A. JI. Формирование профессиональной компетентности студентов педколледжа. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки спец., 2003.
  188. Совершенствование самостоятельной работы студентов в профессиональном образовании: Сб. статей по материалам межвуз. науч.-практич. семинара. Магнитогорск: МаГУ, 2003. — 105 с.
  189. Современные формы и методы руководства самостоятельной работой студентов: сб. учеб.-мет. трудов. Р н/Д.: Ростов. Ин-т МГУК, 1999. -104 с.
  190. Современный колледж: актуальные проблемы деятельности. -СПб.: СЗППП СПГУГД, 2004. 260 с.
  191. Состояние и развитие заочно-дистанционного образования в СПбГПУ: Сб. инф.-метод. материалов / Под ред. Ю. С. Васильева. СПб.: СПбГПУ, 2003.-83 с.
  192. А. М. Логическая структура учебного материала. М., 1974.
  193. М. И., Иванов М. С., Вислобокова М. В. Психолого-педагогические проблемы общения при ДО // Дистанционное образование. -1999.-2.
  194. В. П. Организация процесса обучения в школе. М.: Просвещение, 1968. — 245 с.
  195. Структура и содержание анализа деятельности педагогического колледжа. М., 2004.
  196. А. И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки спец., 1998.
  197. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд. ЛУ, 1988. — 168 с.
  198. Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. — 3.
  199. Ю. Г. Компетентный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: авт. версия. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.- 16 с.
  200. Ю. Г. Образовательная система России. Высшая школа. -М.: Иссл. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
  201. Н. Ф. Компьютеризация и программированное обучение // Вопросы психологии. 1986. — 6. — с. 43.
  202. Н. Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М.: Знание, 1977. — 63 с.
  203. И. Ю., Лисовец А. В. Правовые аспекты информационного обеспечения технологий дистанционного обучения // Дистанционное образование: региональный аспект. Межвуз. сб. науч. трудов. Барнаул: БГПУ, 2001.-с. 135−147.
  204. В. П. Дистанционное образование: история, экономика, тенденции // Дистанционное образование. 1999. -2.-е. 8.
  205. А. Н., Иванников А. Д. Технология дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 1994. — 3.
  206. К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1974. Т. 1. — 584 с. — Т. 2. — 438 с.
  207. Федеральная программа «Развитие единой системы дистанционного образования в РФ». М., 1995. — 16 с.
  208. М. От дистанционного обучения к единому образовательному пространству // Международное сотрудничество. — 1996. — 1.-е. 14−15.
  209. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 239 с.
  210. А. Я. Об уточнении понятия «информация» // Педагогическая информатика. 2001. — 4. — с. 28−37.
  211. В. М. Дистанционная система обучения: опыт реализации в мировой практике, возможности, пути внедрения и перспективы развития в России. Новосибирск: НГПУ, 1997. — 24 с.
  212. Е. Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 1993. -4.-е. 76−79.
  213. М. Я. Принцип психологизации содержания образования в системе непрерывного профессионального образования. Автореферат на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Калининград, 2004. — 22 с.
  214. В., Шатуновская В., Лебович 3. О самостоятельной работе студентов: Обзор // Вестник высшей школы. 1990. — 3. — с. 35−40.
  215. И. Г. Взаимосвязь управления и самоуправления самостоятельной работой студентов в процессе обучения. Автореферат на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. СПб., 2003. — 24 с.
  216. Н. В. Дистанционное обучение как условие развития профильной дифференциации в средних общеобразовательных школах. Автореферат на соик. учен. степ. канд. пед. наук. М., 2003. — 18 с.
  217. Н. А. Политика открытого дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество. М.: Изд-во РУДН, 2001.
  218. В. Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Дис. д-ра пед. наук: 13. 00. 01. Екатеринбург, 1995. — 364 с.
  219. С. А. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2002. — 527 с.
  220. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  221. В. А. Дистанционное обучение в профессиональном лицее // Профессиональное образование (приложение). 2001. — 6.
  222. В. А. Организационно-педагогические условия функционирования системы дистанционного обучения в профессиональном лицее. Дис. канд. пед. наук. М., 1992.
  223. В. А. Проектирование технологий дистанционного обучения в профессиональном лицее: Научно-методическое пособие. Но-ябрьск: Центр ДО профлицея № 39, 2001.
  224. Р. М., Заболотский В. П. Научно-методологические основы информатизации. СПб., 2000.
  225. Barron А.Е., Ormig G.W. New technologies for education: A beginner’s guide. 2nd ed. Englewood, (CA): Libraries Unlimited, 2001
  226. Bates A.W. Theory and practice in the use of technology in distance education // Theoretical principles of distance education / ed. D. Keegun. L.: Root-ledge, 1998.
  227. Benyon D. Experience with developing multimedia courseware for the world-wide web: the need for better tools and clear pedagogy. www.hbuk.co.uk/ap/iihcs/webusability/benvon/benjon.html.
  228. Davies J.E. The Internet in Education// Retrieved. 1999. March 3 from the www: http://www.unlberta.ca/jedavies/inteduc.
  229. Distance education for the information society: Policies, pedagogy and professional development: Analytical sourvey / UNESCO. Inst, for Inform. Techn. in. Education. Moscow, 2001.
  230. Fames N.C. Developments in open and distance learning in distance education: Structure, methodology, staff development and legal aspects / UNESCO IITF., Moscow, 2000.
  231. Jeffries M. Research in distance education. http:// www.ihets.org/distance ed/ipse/fdhandbook/resrch.html.
  232. Moore M.G. Information and communication technologies in distance education: (Course team Churrian): UNESCO. Distance Education Project. P., 2001,88р.1. Анкета
  233. Мой опыт работы с новыми информационными технологиями"
  234. Имеете ли вы опыт работы на персональном компьютере?
  235. Как часто вы работаете на персональном компьютере?
  236. С какими службами Internet вы имели опыт работы (электронная почта, телеконференция, передача файлов FTR, всемирная паутина WWW, видеоконференция)?
  237. Хотели бы вы изучать учебные дисциплины посредством Internet?
  238. Есть ли опыт работы с компьютерными программами (текстовые редакторы, графические редакторы, архиваторы, Einux, Excel, Access, почтовые программы, браузеры Internet, пр.
  239. В какой программе вы работаете с удовольствием?
  240. Методика оценки уровня притязаний
  241. Исследование проводится во время выполнения какого-либо задания, например учебного. Экспериментатор фиксирует какой-либо этап в его выполнении, единый для всех обучающихся, и предлагает им по завершении этого этапа заполнить бланк опросника.
  242. Исследование мне уже порядком надоело.
  243. Я работаю на пределе своих сил.
  244. Я хочу показать все, на что способен.
  245. Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к высокому результату.5.
Заполнить форму текущей работой