Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитание социальной активности старшеклассников в условиях объединений на базе внешкольных учреждений в 50-80 годах XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Их огромный воспитательный потенциал заключён уже в сущности внешкольного образования — в свободе выбора воспитанником деятельности, развития познавательной активности и самостоятельности. Основное его содержание— это практико-ориентированная деятельность: ребенок действует самостоятельно, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д. Особенность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности воспитания социальной активности школьников в 50 — 80-х годах XX века
    • 1. 1. Основные направления изучения проблемы воспитания социальной активности школьников в 50−80 гг. XX в
    • 1. 2. Учёт возрастных особенностей при воспитании социальной активности у подрастающих поколений
    • 1. 3. Школа и комсомольская организация как главные институты воспитания социальной активности старшеклассников в 50−80 годы
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Историко-педагогическин анализ воспитания социальной активности старшеклассников в условиях внешкольных учреждений в 50−80 годах XX века. j ^
    • 2. 1. Роль учреждений внешкольной работы в воспитании социальной активности старшеклассников. ]
    • 2. 2. Ретроспективный анализ деятельности старшеклассников на базе учреждений внешкольной работы (на примере Ярославской области)
    • 2. 3. Возможности использования современной педагогической практикой опыта 50−80 гг. по воспитанию социальной активности старшеклассников во внешкольных учреждениях
  • Выводы по второй главе

Воспитание социальной активности старшеклассников в условиях объединений на базе внешкольных учреждений в 50-80 годах XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Построение правового государства невозможно без воспитания свободных, суверенных личностей, способных к активному участию в жизни общества и ориентированных на управление собственной судьбой и государством, готовых к защите своих и общественных интересов. Преодоление социальной пассивности и формирование креативных начал в поведении человека является условием эффективного развития российского общества в современных условиях. Поэтому перед педагогической наукой и практикой стоит задача формирования инициативности и ответственности граждан за их поступки, искренней заинтересованности в действии на благо общества, способности к самостоятельному решению возникающих проблем — задача становления и развития социальной активности личности. Только активная личность, способная успешно действовать во всех сферах жизни, может взять на себя ответственность за свое будущее и за будущее своей страны. Привитая с юных лет потребность проявлять социально-значимую активность не оставит человека безучастным к чужим проблемам и в зрелом возрасте.

Текущий пересмотр воспитательных концепций акцентуализирует проблему воспитания социальной активности школьников. Всё это объясняет необходимость изучения и объективного анализа теории и практики воспитания социальной активности на предыдущих этапах развития нашего государства. Весьма любопытными в этом плане представляются 50−80-е годы XX века — период от длительного послевоенного восстановления страны до «перестройки», приведшей к коренным изменениям в обществе и государстве. Именно в это время педагоги уделяют целенаправленное внимание воспитанию социальной, активности, проявление которой, помимо должного отношения к решениям школы, пионерской организации и комсомола, включало в себя теперь инициативность, самостоятельность, волю, решительность и принципиальность педагогов и воспитанников.

Проблема социальной активности личности в своем становлении и развитии прошла долгий и сложный путь. Различным её аспектам в советской России был посвящен большой круг исследований — философских, социологических, психологических и педагогических. Основы изучения социально активной личности в педагогике были заложены Дж. Дьюи, Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, в советской педагогике Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С. Т Шацким. В дальнейшем формированию и воспитанию отдельных направлений социальной активности школьников были посвящены труды советских педагогов Е. В. Бондаревской, Б. З. Вульфова, А. Е. Дмитриева, А. В. Зосимовского, И. П. Иванова, И. С. Марьенко, Т. Н. Мальковской. А. В. Мудрнка, М. И. Рожкова, Л. Ф. Спирина, В. А. Сухомлинского, Л. И. Уманского и других учёных.

Актуальность проблемы воспитания социальной активности личности привлекает различных исследователей и в настоящее время. Например, к историко-педагогическим работам подобного рода относятся работы И. М. Андрамоновой, Н. Ф. Басова, В. А. Кудинова, JI.H. Фарафоновой и др., где освящаются и анализируются в основном отдельные направления воспитания социальной активности школьников в советской педагогической теории и практике. Так, воспитание социальной активности старшеклассников в теории и практике отечественной педагогики (1960;1985 года) было изучено в диссертационном исследовании И. М. Андрамоновой, а воспитание социальной активности детей в пионерской организации 60−70-х годов стало предметом диссертации Л. Н. Фарафоновой.

Существуют также современные исследования, выявляющие особенности развития социальной активности не только в школе, но и в других образовательных учреждениях. В диссертации Т. И. Лёвкиной определены педагогические условия и пути воспитания социальной активности личности средствами художественно-творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования. В трудах Е. А. Шанц представлено формирование социальной активности дошкольников посредством трудовой деятельности. И. Ф. Головановой изучено дополнительное образование в качестве условия формирования социальной активности учащихся. Воспитанию социальной активности детей в учреждениях дополнительного образования посвящена также работа JT.A. Герасимовой.

Что касается советского периода, то воспитание социальной активности в учреждениях внешкольного образования или в общественных объединениях школьников не было предметом отдельного изучения. Впрочем, существенное влияние на разработку теории этого вопроса оказали работы таких учёных, как JT.K. Балясная, А. В. Волохов, О. И. Грекова, В. В. Лебединский, Т. В. Машарова, В. И. Пирогов, И. И. Фришман и др.

При этом какого-либо целостного исследования, позволяющего получить представление о воспитании социально активной личности в советских учреждениях внешкольного образования, на сегодняшний день нет. Отдельные публикации советских авторов по данной проблеме носят обзорный, статейный характер и не представляют полноценной возможности сравнить различные по времени подходы в её решении. К тому же и в современных работах по теме советский опыт формирования и развития социальной активности средствами дополнительного образования не представлен. Относиться к этому опыту можно на основе одного из двух противоположных подходов: с позиций его критики или изучения практики прежних лет для выявления возможностей переноса в современную систему его ценных элементов.

Подобная противоречивость оценки советского опыта воспитания социальной активности школьников и отсутствие сравнительных исследований такого рода определи проблему нашего исследования: каким образом задача воспитания социальной активности старшеклассников решалась на базе их объединений в учреждениях внешкольной работы в 5080 годах XX века?

Исходя из этого, была сформулирована цель исследования — определить особенности и наиболее эффективные средства воспитания социальной активности старшеклассников на базе объединений при внешкольных учреждениях в 50−80-е годы и определить возможности использования данного опыта в современной педагогической практике.

Объект исследования — воспитание социальной активности старшеклассников (50−80-е годы).

Предмет исследования — процесс воспитания социальной активности старшеклассников в условиях объединений при внешкольных учреждениях в 50−80 годы XX века и определение возможностей использования советского опыта в современной педагогической практике.

Проблема, цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать следующие задачи:

1. Уточнить сущность и понятийный аппарат воспитания социальной активности в отечественной педагогике, выявить факторы и возрастные особенности воспитания социальной активности учащихся.

2. Охарактеризовать деятельность школы и комсомольской организации в деле воспитания социальной активности старшеклассников в 50−80 годы.

3. Определить потенциал внешкольных образовательных учреждений в воспитании социальной активности старшеклассников.

4. Проанализировать возможности использования педагогического опыта 50−80-х годов в современной системе образования.

Теоретико-методологической основой исследования являются: принцип историзма в педагогических исследованиях (М.В. Богуславский, С. Ф, Егоров, З.И. РавкинЕ.Г. Осовский и др.), системный подход (В.А.Караковский, Л. И. Новикова, H.JI. Селиванова и др.), деятельностный подход к развитию социальной активности (JI.C. Выготский, Т. Н. Мальковская, В. Г. Мордкович, и др.) — теории социализации личности (В.Г. Бочарова, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, М. И. Рожков и др.), теории естественной активности личности и сознания (Л.П. Буева, Н. Ф. Добрынин, JI.H. Коган, И. С. Кон и др.) — концепции дополнительного образования школьников (J1.A. Герасимова, Е. Б. Евладова, А. В. Золотарёва, М. Б. Коваль и др.) — идеи о необходимости развития активной природы личности ребенка (П.П. Блонский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский и др.), о роли коллектива в воспитательном процессе (Л.И. Новикова, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, В. А. Сухомлинский и др.).

Для реализации поставленных задач использовались различные методы исследования. Теоретические методы включали: историко-генетический и сравнительно-исторический анализ философской, психологической, социологической и педагогической литературытеоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию. Из эмпирических методов применялись: изучение документации, беседы с людьми, являвшимися в 60−80-х годах участниками внешкольных объединений, учителями и школьникамиинтервьюирование руководителей современных внешкольных детских объединенийанализ творческих методов и приёмов воспитания социальной активности старшеклассниковобобщение опыта работы школ, внешкольных учреждений и организаций по воспитанию социальной активности учащихся.

Источниковую базу исследования составили:

1. Нормативные законодательные акты о деятельности внешкольных учреждений изучаемого периода (Материалы съездов КПСС, программные документы и Постановления ЦК КПСС, Постановления Министерства Просвещения СССР, Министерства Просвещения РСФСР, типовые правила пионеров и комсомольцев).

2. Учебно-методические материалы внешкольных учреждений (программы, планы, учебные пособия) и школ (программы и планы воспитательной работы).

3. Архивные материалы, которые целесообразно разделить на две группы. Первая включает в себя документы ярославского областного и городского архивов (документы отдела народного образования исполкома Ярославского областного Совета народных депутатов: доклады, справки, акты по итогам проверки внешкольных учреждений и др.), вторая архивные материалы внешкольных учреждений (протоколы заседаний педсоветов, отчеты о деятельности учреждений и др.).

4. Педагогическая и психологическая литература (монографии, диссертационные исследования, учебники, учебно-методические пособия, статьи, словари) и материалы советской периодической печати.

5. Устные воспоминания воспитанников внешкольных объединений, собранные в ходе подготовки диссертационного исследования.

Базой исследования явились внешкольные учреждения и объединения, действовавшие в Ярославле и Ярославской области в 50−80-х годах (клуб «Спутник» на базе Курбского Дома Культуры, Ярославская юношеская флотилия им. Ф. Ф. Ушакова, школа космонавтов при Дворце пионеров Северного района, школа юных журналистов им. А. Н. Островского и др.). Сопоставлению советского и современного опыта воспитания социальной активности способствовало изучение деятельности общественного объединения старшеклассников «Молодой Ярославль», организованного на базе городского Центра внешкольной работы.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом из них (2005 — 2007 гг.) изучалась научная, учебно-методическая литература, архивные источники, анализировался и обобщался советский и российский опыт воспитательной работы со старшеклассниками. Тогда же собрался материал по воспитанию социальной активности старшими школьниками во внешкольных учреждениях Ярославской области, формулировались цель и задачи исследования, была выдвинута рабочая гипотеза исследования.

На втором этапе (2007 — 2008 гг.) систематизировался собранный материал, проводились интервью и беседы с бывшими воспитанниками внешкольных учреждений Ярославской области, изучался опыт общественного объединения старшеклассников «Молодой Ярославль».

На третьем (2008 — 2009 гг.) анализировались и обобщались результаты исследования, осуществлялась литературная обработка диссертационного материала.

Достоверность полученных результатов и научных выводов исследования обеспечивается опорой на современную методологию историко-педагогического исследованияобъективным и всесторонним анализом научно-педагогической литературы по исследуемой проблемеширотой источниковедческой базыиспользованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям, задачам и логике исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— впервые проанализированы и систематизированы теория и практика воспитания социальной активности старшеклассников в 50−80-х годах прошлого столетия;

— определен потенциал различных воспитательных институтов (школы, комсомольской организации, учреждений внешкольной работы) в воспитании социальной активности старшеклассников;

— проанализированы возможности использования современной педагогической практикой опыта 50−80 гг. по воспитанию социальной активности старшеклассников во внешкольных учреждениях.

Теоретическая значимость исследования состоит:

— в определении факторов воспитания социальной активности учащихся;

— в обосновании единства воспитания социальной активности детей и подростков в условиях школьного и внешкольного образования в СССР;

— в расширении представлений педагогической науки об истории отечественного внешкольного образования;

— в обосновании воспитания социальной активности школьников в объединениях при внешкольных учреждениях 50−80-х годов как системного и целенаправленного процесса;

Практическая значимость исследования заключается в анализе возможностей использования современной педагогической практикой советского опыта воспитания социальной активности старшеклассников во внешкольных учреждениях. Результаты его изучения могут применяться как в процессе преподавания курсов истории педагогики и теории воспитания в педагогических учебных заведениях, так и в процессе организации воспитательной работы со старшеклассниками в современной общеобразовательной школе, в учреждениях дополнительного образования, при организации деятельности общественных объединений.

Личный вклад автора в исследование состоит в обобщении и интерпретации фактического материала, в определении особенностей воспитания социальной активности старшеклассников на базе объединений при внешкольных учреждениях в 50−80-е гг., в анализе возможностей использования данного опыта в современной педагогической практике.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Социальная активность есть свойство и потребность развивающейся личности в преобразовании окружающей действительности как следствие реакции на внешнее требование и внутреннюю необходимость в саморазвитии. Изучение данного вопроса в педагогике, в силу общественно-личностного характера явления социальной активности, должно происходить с опорой на знания философии, социологии и психологии. Социальная активность развивается в течение всей жизни человека, с учётом различных возрастных особенностей и под влиянием воспитания в широком и узком смыслах. Она соответственна объему приобретаемого опыта и меняется на каждом возрастном этапе. Возрастная специфика учитывалась при воспитании социально активной личности в советской образовательной системе.

2. В 50−80 годы социальная активность рассматривалась в соответствии с идеологическими установками государства и созданием социалистического типа личности, а её воспитание входило, прежде всего, в задачи школ, комсомольской и пионерской организаций. Деятельность общеобразовательных учреждений и общественных детско-юношеских организаций строилась на основе единства, системности, целенаправленности и планомерности воспитательного воздействия и отличалась высоким уровнем сформированности социальной активности у молодёжи. Воспитание социальной активности старшеклассников составляло сущность деятельности комсомольской организации, управлявшей общественной жизнью школьников.

3. В 50−80-х годах большую роль в системе воспитания социальной активности играли внешкольные учреждения. Их особый потенциал в этом плане был обусловлен возможностью самореализации через досуговую деятельность, свободой выбора, соответствием деятельности личным потребностям воспитанников, её социальной значимостью, соотношением педагогического управления и самоуправления. Наибольшая степень эффективности воспитания социально активной личности достигалась в самодеятельных внешкольных объединениях, где деятельность выбиралась, планировалась, организовывалась и контролировалась самими воспитанниками, а взрослые выступали в качестве наблюдателей и, при необходимости, консультантов.

4. В современном дополнительном образовании уделяется недостаточно внимания воспитанию социальной активности школьников. При этом использование ряда элементов соответствующего советского опыта видится целесообразным и возможным в системе дополнительного образования. К ним, прежде всего, относятся усиление взаимодействия дополнительных учреждений со всеми субъектами образовательного процессасоздание (развитие) во всех объединениях полноценных воспитательных коллективовоптимизация воспитательной функции объединения и расширение содержания воспитания.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались и обсуждались на областных научно-практических конференциях: «Воспитательный потенциал детских и молодежных объединений» (Ярославль, 2007), «Формирование успешного человека: стратегия и тактика» (Ярославль, 2007), «Человек как предмет воспитания в современной психолого-педагогической теории и практике» (Ярославль, 2008), международных научно-практических конференциях: «Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи» (Ярославль, 2005), «Педагогическое обеспечение молодежной работы» (Ярославль, 2008), на ежегодных школах молодых ученых в Ярославле (2006, 2007), заседаниях кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью Института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского.

Структура диссертации соответствует логике научного историко-педагогического исследования. Диссертационная работа включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы, состоящий из 196 источников.

Выводы по второй главе.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что социальная активность каждого воспитанника формируется тем более успешно, чем в большее количество различных социально значимых отношений он вступает и чем больше имеет возможностей проявлять себя как субъект таких отношений. Следовательно, учреждения дополнительного образования как место организации разнообразных внешкольных объединений учащихся по интересам и потребностям представляют собой важный фактор построения воспитания социальной активности подрастающих поколений.

Их огромный воспитательный потенциал заключён уже в сущности внешкольного образования — в свободе выбора воспитанником деятельности, развития познавательной активности и самостоятельности. Основное его содержание— это практико-ориентированная деятельность: ребенок действует самостоятельно, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д. Особенность этих учреждений заключалась и в том, что они предлагали новые подходы к решению проблемы гражданского образования, важной целью которого является социализация молодежи с акцентом на социальную практику. Во внешкольных учреждениях, где добровольность участия требовала от педагогов демократического стиля работы, позитивной мотивации на успех, вовлечения ребят в организацию и регулирование их совместной деятельности, эта цель достигалась весьма эффективно. Объединения, действовавшие на их базе и опиравшиеся на свободный творческий выбор ребенком содержания и программ своего развития, благодаря их дополнительности и необязательности обеспечивали высокую активность и заинтересованность воспитанников в овладении какой-либо интересующей их деятельностью, что одновременно создавало возможности также для их общего развития и проявления социальной активности и сознательности.

Развивалась внешкольная работа в 50−80-х годах под эгидой пионерской и комсомольской организаций. Особую роль в воспитании социальной активности у участников внешкольных объединений играл коллектив, как субъект и объект всей воспитательной деятельности объединения.

Учреждениями внешкольного образования Советского Союза был накоплен ценный и весьма интересный опыт воспитания подрастающих поколений, в том числе и воспитания социальной активности личности. Данный опыт был проанализирован на примере деятельности внешкольных объединений старшеклассников Ярославской области, что позволило заключить: в 50−80-х годах воспитание социальной активности велось во всех объединениях подобного родаони функционировали при тесном сотрудничестве с общеобразовательными учреждениями, организациями, трудовыми предприятиямисоздание воспитательного коллектива служило фундаментом для воспитания у ребят социальной активности, развития чувства коллективизма товарищества, лидерских качеств и навыков, для самопознания, стремления к социально значимым инициативамналичие устойчивого интереса к какой-либо деятельности превращало активность воспитанников в источник их самодеятельностиосуществляя внешкольное образование ребят через их трудовое, нравственное, эстетическое, интеллектуальное, физическое и прочее развитиеобъединения и внешкольные учреждения СССР в целом содействовали удовлетворению интересов воспитанников в организации их свободного времени, адаптации ко взрослой жизни в обществе и развитию их социальной активности.

В ходе сравнения советского и современного опыта воспитания социальной активности была проанализирована деятельность общественного объединения старшеклассников г. Ярославля на базе городского Центра внешкольной работы, программа которого называется «Молодой Ярославль». Её инновационный характер просматривается в том, что воспитание социально активных старшеклассников является с: элементом его работы, то есть вся деятельность его чл< гггемообразующим: ов направлена на создание организационно-педагогических условий ражзэгития социальной активности старшеклассников, социального взаимодействия учащихся различных образовательных учреждений, формирован— у них чувства причастности к жизни своего города и всей страответственности за их настоящее и будущее, воспитание желания участвовать в развитии страны и решении отд проблем.

Тем не менее, далеко не во всех детско-юношеск: базе современных учреждений дополнительного формирования гинициативности и ттьных социальных объединениях на ювания педагоги понимают важность воспитания социальной акткс^вадости и особые возможности в этом дополнительного образования, далеко не везде этому воспитанию уделяют внимание. Изучение опыта деятелизсости внешкольных объединений 50−80-х годов на примере Ярославской: «области позволило заключить, что и сегодня в их истории можно найти цен.

Е>те элементы, опора на которые будет полезна в деле воспитания соц^зг^льной активности подрастающих поколений.

В результате исследования нами было выде-з-=зи"^ыо три основных компонента прежнего опыта, желательных для использования в современных условиях воспитания: усиление взаимодействия дополнительных у^ субъектами образовательного процессаеждений со всеми создание и развитие в объединениях воспитателе расширение комплексного охвата воспитания. ных коллективов;

К наиболее значимым проблемам воспитания со^п=^иальной активности на современном этапе, на наш взгляд, относятся*- - определение его содержания, направлений и его места в Цел ост.

-•ом воспитательном воздействиирасширение возможностей коллект-^игваиспользование возможностей внешней средыотсутствие соответствующей нормативной и методической базы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В 50−80 годах в советской педагогике действовала целостная система воспитания социальной активности подрастающих поколений. Хотя, как и все подсистемы образования, её отличала идеологизированность и крайняя политическая зависимость, большинство её элементов, применявшихся в рассматриваемый период — средств, методов, форм, принципов работы и т. д. — не просто приемлемы для организации воспитания социальной активности в настоящее время, но в основной своей массе уже используются современной педагогикой. Это обусловлено тем, что переход от советской образовательной системы к новому образованию происходил с опорой на те высокие достижения, которые существовали в прежней системе.

Однако некоторые позитивные особенности, способствовавшие воспитанию социально активных граждан, при этом переходе были незаслуженно забыты. Более того, в отличие от советского образовательного пространства, не все педагоги, в частности, не все педагоги учреждений дополнительного образования, занимаются воспитанием социальной активности. Это говорит о необходимости более глубокого изучения воспитательного опыта образовательных учреждений Советского Союза на предмет возможности адаптации педагогических технологий прошлого к современному образованию. Исследование организации воспитания социальной активности в объединениях старшеклассников на базе внешкольных учреждений 50−80-х годов позволило нам сделать следующие выводы.

В рассматриваемый период проблема воспитания социальной активности личности решалась различными науками. В педагогике она изучалась как проблема реализации детьми и молодёжью своего потенциала в общественно значимой деятельности. Ведущие исследователи данной проблемы (Т.П.Богданова, В. Т. Ефимов, А. В. Зосимовский, В. З. Коган, Т.Н.

Мальковская, И. С. Марьенко, К. Д. Радина и др.) вели поиск соответствующих педагогических средств через взаимодействие со школьными комсомольскими организациями, через пионерские коллективы, развитие ученического самоуправления и сотрудничество школы, внешкольных объединений, предприятий и других субъектов образовательного процесса.

В СССР социальная активность признавалась ведущей чертой личности, определяющей типичный характер советского человека и выступавшей как способ деятельности. Воспитание личности определялось требованиями развитого социализма и начиналось в семье. Педагогически грамотно построить процесс формирования социальной активности личности удавалось благодаря учёту возрастных характеристик и индивидуальных особенностей детей.

Важнейшую роль в воспитании социальной активности играла общеобразовательная школа, однако во многом эта работа упрощалась за счёт деятельности комсомольских органов и их взаимодействия в решении этой задачи с педагогическими коллективами школ. Воспитание социальной активности личности составляло сущность деятельности пионерской и комсомольской организаций. Развитие детского и юношеского самоуправления расширяло возможности социальной деятельности школьников и привело к их активному участию в управлении делами школы. Комсомольская организация возглавляла всю общественную жизнь школьников, обладая специфическими возможностями их приобщения к разнообразной общественно-политической, идеологической, трудовой, познавательной и прочей деятельности, для формирования у них активной позиции.

Учреждения внешкольного образования были весьма благоприятной средой для обеспечения деятельности воспитанников по интересам в свободное время и на добровольной основе, в чём и заключался их огромный воспитательный потенциал. К 80-м годам система внешкольного образования обладала богатым опытом воспитания подрастающих поколений, в том числе и воспитания социальной активности личности. Его анализ на примере деятельности внешкольных объединений старшеклассников Ярославской области выявил, что в 50−80-х годах воспитание социальной активности велось во всех объединениях подобного рода при тесном сотрудничестве с общеобразовательными учреждениями, общественными организациями, трудовыми предприятиями. Создание воспитательного коллектива служило фундаментом воспитания социально активной личности, превращая деятельность ребят в самодеятельность.

В настоящее время в городе действует объединение старшеклассников, инновационный характер которого заключается в направленности деятельности его членов на развитие социальной активности старшеклассников как цели и главного условия работы объединения. Здесь уже не досуг служит основой воспитания активности, а проявление активности может способствовать организации досуга ребят.

С другой стороны, воспитанию социальной активности предстоит решение ряда проблем, нарушающих его системность и препятствующих повышению результативности этого процесса. К наиболее значимым из них нами отнесены: определение содержания и направлений воспитания социальной активности и его места в целостном воспитательном воздействиикоординация педагогического воздействия и самоуправленияиспользование возможностей внешней средыотсутствие соответствующей нормативной и методической базы.

Современными образовательными учреждениями, в том числе, и учреждениями дополнительного образования, многие формы воспитания социальной активности, зарекомендовавшие себя эффективными в СССР, используются недостаточно, что вызвано изменениями в политическом воспитании молодёжи. Однако возврат к их использованию (за вычетом недостатков, связанных с идеологическим воспитанием) способствовал бы решению образовательных задач в целом и оптимизации воспитания социальной активности, в частности. В результате исследования было выделено три компонента прежнего опыта, рекомендуемых для использования в современных условиях воспитания:

1) усиление взаимодействия дополнительных учреждений со всеми субъектами образовательного процесса;

2) создание и развитие в объединениях воспитательных коллективов;

3) расширение содержания воспитательных функций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Психология активности личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. 1985. — №. 4. — С. 5.
  2. Актуальные проблемы социального воспитания Текст. — Москва-Запорожье: УНИЦ АПН СССР, 1990. 165 с.
  3. , Ш. А. Как живете дети? Текст. / Ш. А. Амонашвили. -М.: Просвещение, 1986. 176 с.
  4. , И. М. Воспитание социальной активности старшеклассников в теории и практике отечественной педагогики (1960−1985 гг.) Текст.: Дисс.. к.п.н. / И. М. Андрамонова. Кострома, 1999. — 133 с.
  5. , Е. А. Социальная роль и активность личности. Текст. / Е. А. Ануфриев. М.: Изд-во МГУ, 1971. — 151 с.
  6. , Т. К. Идейно-политическое воспитание и формирование общественной активности школьников Текст. / Т. К. Ахаян // Теория и методика коммунистического воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1974. -С. 91−112.
  7. , Б. М. Общественно-политическое воспитание старшеклассников Текст. / Б. М. Багандов, под ред. И. С. Марьенко. М.: Педагогика, 1982. — 112 с.
  8. , JI.B. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: Учебное пособие Текст. / Л. В. Байбородова, А. В. Волохов, И. И. Фришман. М.: Академия, 1999. — 224с.
  9. , Л. К. Изучение, анализ и оценка сложившейся практики организации свободного времени учащихся / Л. К. Балясная // Классный руководитель. 1999. — № 6.
  10. , Н. Ф. История социальной педагогики Текст. / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. М.: Академия, 2005. — 228 с.
  11. , Т. П. Труд и социальная активность молодежи Текст. / Т. П. Богданова. Минск: Изд-во БГУ, 1972. — 240 с.
  12. , М. В. Проблема истории советской школы и педагогики Текст. Экспериментальное учебное пособие 4.2 / М. В. Богуславский. —М.: НИИ ТИНП АПН СССР, 1991. С.198−242.
  13. , А. А. Психология о личности Текст. / А. А. Бодалев М.: Изд-во МГУ, 1988.- 188 с.
  14. , Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  15. , Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей Текст. / Л. И. Божович // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1975. — 254 с.
  16. , Л. И. Этапы формирования личности Текст. / Л. И. Божович. Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. — 320 с.
  17. , Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. Текст. / Н. И. Болдырев М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
  18. , Л. И. О коммунистическом воспитании трудящихся Текст. / Л. И. Брежнев. -М.: Политиздат, 1974. С. 452−453.
  19. , Л. П. Формирование личности как социально-педагогическая проблема Текст. Проблемы теории воспитания. Ч. 1. / Л. П. Буева М.: Педагогика, 1974.- 220с.
  20. , Г. И. Развитие юннатского движения в Ярославской области Текст. / Г. И. Васильев // Внешкольник Я. 2004. — № 2. — С. 50−54.
  21. Внешкольные учреждения Текст.: Пособие для работников внешкольных учреждений / Под ред. Л. К. Балясной. Сост. Л. И. Филатова, В. С. Муратова. М., Просвещение, 1978. — 256 с.
  22. Волонтерское движение в России: реальность и перспективы Текст.: Материалы международной конференции. Санкт-Петербург. 21−23 сентября 2005.-СПб., 2005.
  23. , А.В. Историко-педагогический анализ подходов к организации деятельности детских общественных объединений Текст./ А. В. Волохов, В. Н. Кочергин, Г. Н Попова //Дополнительное образование. 2004. — № 3.
  24. , Ю. JI. Общественно-политическая активность молодежи и пути ее повышения Текст. / Ю. JI. Воробьев // Коммунистическое воспитание молодежи. М., 1970.
  25. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений Текст. М.: Профиздат, 1987. — 144 с.
  26. Воспитание общественной активности учащихся Текст. / Под ред. IT. Г. Огурцова, В. П. Александровской. — Мн.: Нар. асвета, 1972. — 216 с.
  27. Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования Текст.. -М.: МИРОС, 1997.- 208 с.
  28. Воспитание школьников во внеурочное время Текст.: Сб. метод, материалов Министерства просвещения РСФСР. В помощь организатору внекл. и внешк. воспитательной работы / Под ред. JI .К. Балясной. М., 1971.
  29. Воспитательная деятельность школьной комсомольской организации Текст. / Под. ред. М. М. Ященко. М.: Педагогика, 1978. — 272 с.
  30. Воспитательная работа с учащимися вне школы: (в микрорайоне школы) Текст. / Под ред. JI. М. Николаевой. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
  31. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории Текст. / Под ред. В. А. Караковского, JI. И. Новиковой и др. М.: Сентябрь, 1997. — 112 с.
  32. , Б. 3. Комсомол — школа общественной активности старшеклассников Текст. / Б. 3. Вульфов. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  33. , Б. 3. Школа и социальная среда: взаимодействие Текст. / Б. 3. Вульфов, В. Д. Семенов. -М.: Знания, 1981. 49 с.
  34. , JI. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Детская психология Текст. / Л. С. Выгодский. М., 1984.
  35. , О. С. Чтобы работа была в радость Текст. / О. С. Газман // Каникулы: игра воспитания. -М.: Просвещение, 1988. С. 87−97.
  36. , Л. А. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования Текст.: Дисс.. к.п.н / Л. А. Герасимова. Оренбург, 2003. — 151 с.
  37. , В. А. Педагогические основы развития системы дополнительного образования детей Текст. / В. А. Горский, А. Я. Журкина // Дополнительное образование. 1999. № 1. — С. 7−13.
  38. , В. Е. Формирование нравственного познания и поведения старшеклассников Текст. / В. Е. Гурин. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  39. А. Е. Сущностная характеристика социальной активности личности школьника Текст. / А. Е. Дмитриев // Формирование социальной активности личности в условиях развитого социализма. М.: МГПИ, 1983. — С.114−121.
  40. Документы ЦК ВЛКСМ. 1972 год. М.: «.Молодая гвардия», 1973.
  41. Документы ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ о работе Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. — М., 1970. —214 с.
  42. Дополнительное образование детей в Российской Федерации / Сборник нормативно-правовых документов. М.: МО РФ, 1995.
  43. , В. А. Нравственное воспитание учащихся в центре работы пионерской и комсомольской организациях школьников Текст. / В. А. Дубов // Нравственное воспитание личности школьников. — Калуга, 1969. — С. 54−66.
  44. , Е. Б. Дополнительное образование детей Текст.: Учебное пособие / Е. Б. Евладова, Л. Б. Логинова, Н. Н. Михайлова. — М.: ВЛАДОС, 2002. 352 с.
  45. , Е. Б., Николаева Л. А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательном учреждении Текст. Методические рекомендации /
  46. Е. Б. Евладова, JI. А. Николаева. — М.: МО РФ Институт общего образования, 1996.-47 с.
  47. , С.Ф. История педагогики в России Текст. Хрестоматия. / С. Ф Егоров.- М.: Академия.- 2002.-332с.
  48. , В. Т. Формирование активной жизненной позиции цель нравственного воспитания Текст. / В. Т. Ефимов, С. М. Косолапов. — М.: Мысль, 1977. — 166 с.
  49. , М. А. Реализация программы «Молодой Ярославль» как фактор успешной социализации старшеклассников Текст. / М. А. Жуков // Внешкольник Я. — 2008. — № 9. — С. 54−57.
  50. Забота о школе кровное дело комсомола Текст. // Комсомольская правда. — 1962. — 21 апреля. — С. 4.
  51. , А. В. История развития (внешкольного) дополнительного образования в Ярославской области Текст. / А. В. Золотарёва // Внешкольник Я. — 2004. — № 1.-С. 11−17.
  52. , А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей Текст.: дисс. д-ра пед. наук: 13.00.01 / А. В. Золотарёва Ярославль, 2006. -450 с.
  53. , А. В. Воспитание общественной активности школьников-подростков Текст.: Автореф.. к.п.н. / А. В. Зосимовский М., 1960. — 20 с.
  54. , В. Д. Творческая атмосфера школьной комсомольской организации Текст. / В. Д. Иванов. -М.: Знание, 1983. 80с.
  55. , В. К. Нравственное формирование личности младшего подростка в пионерской организации Текст.: Автореф.. к.п.н. / В. К. Иванов.-Л., 1971.-20 с.
  56. , В. С. Нравственное формирование подростков в пионерской организации Текст. / В. С. Иванова Таллинн: Валгус, 1980 — 150 с.
  57. , Н. В. Потребности социалистической личности Текст. / Н. В. Иванчук. -М.: Мысль, 1986. 192 с.
  58. , Е. П. Мотивы и мотивация Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002.-512 с.
  59. , Т. Д. Некоторые подходы к анализу понятия «социальная активность» Текст. / Т. Д. Ильина // Формирование социально активной личности в условиях развитого социализма. Сб. научных трудов. М: МПШ, 1983.-С. 30−41.
  60. Информационно-справочные материалы о дополнительном образовании детей в РФ Текст. М., 1993.
  61. , В. Т. Пионерские символы, ритуалы, традиции Текст.. Изд.2-е дополненное и пререработанное / В. Т. Кабуш. Минск: Нар. асвета, 1985. — 206 с.
  62. , М. С. Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формирование личности школьника Текст. / М. С. Каган. М.: Пед. общество, 1983. — 175 с.
  63. , М. Г. Нравственное формирование личности на разных этапах развития коллектива Текст.. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. I / М. Г. Казакина. Л.: ЛГПИ, 1975. — С. 48−86.
  64. , И. П. Школьное самоуправление как фактор активной жизненной позиции учащихся Текст. / И. П. Капустин //Советская педагогика. 1980. — № 8. — С.65−66.
  65. , А. П. Трудный возраст Текст. / А. П. Караковский. М.: Просвещение, 1966. — 160 с.
  66. , М. В. Общественно-политическая активность студенчества, её структура, условия проявления и развития Текст.: Автореф. дисс. .к.п.н. / М. В. Кириллова. М., 1970. — 21с.
  67. , Е. Социальная инициатива подростков во временных объединениях Текст. / Е. Ковалев, Л. Проценко // Развитие личности. 1998. -№ 3−4.-С. 172−178.
  68. , Н. Е. Введение в педагогику Текст. / Н. Е. Ковалев. М.: Просвещение, 1975. — 176 с.
  69. , М. Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений Текст.: Автореф.. д. п. н. / М. Б. Коваль.-М., 1991.-42 с.
  70. , В. 3. Общественная активность личности как социально-психологическая проблема Текст.: Автореф.. к.п.н. / В. 3. Коган. — М., 1970.-22 с.
  71. , Т. Ю. Формирование общественно-ценных мотивов в деятельности комсомольцев Текст. / Т. Ю. Колошина // Воспитательная деятельность школьной комсомольской организации / Под ред. Ященко М. М. М., 1978. — С.98−108.
  72. Комсомол в школе. Опыт, проблемы, исследования Текст.: Сборник. — М.: Молодая гвардия, 1972. 304 с.
  73. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  74. Кон, И. С. Психология старшеклассника Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
  75. Кон, И. С. Социология личности Текст. / И. С. Кон. М.: Наука, 1976. -265 с.
  76. , С. В. Формирование личности учащихся старших классов в процессе общественной работы Текст.: Автореф.. к.п.н. / С. В. Кондратьева. Л., 1958. — 18 с.
  77. , Т. Е. Роль коллектива в формировании общественной направленности личности. Ученые записки Текст. / Т. Е. Конникова. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1970.
  78. Конституция СССР Текст. / Редкол. Страшун Б. А., Топорнина Б. Н., Шахназарова Г. Х. М.: Юрид. лит., 1987. — 336 с.
  79. Концепция дополнительного образования детей в РФ Текст.. — М., 2002.-31 с.
  80. , Е. Н. Взгляд на социализацию с точки зрения возрастной психологии Текст. / Е. Н. Корнеева // Ярославский педагогический вестник. 1996. -№ 2. -С. 17−23.
  81. С. М. Нравственные проблемы социальной активности личности Текст. / С. М. Косолапов // Формирование социально активной личности в условиях развитого социализма. М.: МШИ, 1983. — С.79−89.
  82. , А. И. Социология: Текст.: Словарь: Учебное пособие для студентов вузов / А. И. Кравченко. -М.: Академия, 1997. 320 с.
  83. , Н. К. Клуб очаг строительства социализма Текст.: Доклад на Всесоюзн. конф. клуб, работников / Н. К. Крупская // Пед. соч.: В 10 т.-М., 1960. — Т.8. — С.226−234.
  84. , Н. К. Общественное воспитание Текст. / Н. К. Крупская // Пед. соч.: В 10 т.-М., 1958.-Т.2. С.132−135.
  85. , В. А. Очерки психологии старшего школьника Текст. / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. -М.: Учпедгиз, 1963. 198 с.
  86. , В. А. Большие заботы маленьких граждан Текст. / В. А. Кудинов. М.: Молодая гвардия, 1990. — 238 с.
  87. , И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет Текст. Учебное пособие. 4-е изд. / И. Ю. Кулагина М.: Изд-во УРАО, 1998.- 176 с.
  88. , Л. Н. Актуальные вопросы воспитания школьников в современных условиях Текст. / Л. Н. Куликова // Актуальные проблемы воспитания в современных условиях: Сб. материалов городской науч.-практ. конф. -Хабаровск, 1994.
  89. , Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры детей Текст.: Учебно-методическое пособие / Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман.- М.: Изд-во Владос, 2001.-124с.
  90. , А. Т. О системном подходе в исследовании педагогических явлений Текст.: Тезисы доклада / А. Т. Куракин, JL И. Новикова. М., 1969. -29 с.
  91. , Т. С. Активность личности как моральная проблема Текст.: Автореф.. к.п.н. / Т. С. Лапина. М., 1967. — 19 с.
  92. , В. В. Пионерская организация: вопросы теории и практики Текст.: Учебное пособие / В. В. Лебединский. М.: Просвещение, 1978.-263 с.
  93. , Т. И. Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественно-творческой деятельности Текст.: Дисс.. к.п.н. / Т. И. Лёвкина Владимир, 2000.-201 с.
  94. , А. Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  95. Липский, И. А. Социальная педагогика: Методологический анализ Текст.: Учебное пособие/ И. А. Липский. М.:ТЦ Сфера, 2004 г. — 320с.
  96. , В. Д. Теория и практика повышения воспитательного потенциала досуга молодёжи рабочих общежитий Текст.: Дисс.. д.п.н. / В. Д. Лутанский СПб, 1990.
  97. , А. С. Коллектив и воспитание личности Текст. / А. С. Макаренко. — М.: Педагогика, 1977. 386 с.
  98. , Т. Н. Воспитание социальной активности старших школьников Текст. / Т. Н. Мальковская. Ленинград: ЛГПИ, 1973. — 172 с.
  99. , Т. Н. Социальная активность школьников Текст. / Т. Н. Мальковская. Л.: Знание, 1978. — 36 с.
  100. , А. Юный инспектор на посту Текст. / А. Малышев // Северный рабочий. -1981.-4 июня. С. 4.
  101. Материалы XXV съезда Коммунистической партии Советского Союза Текст. М.: Политиздат, 1976. — 256 с.
  102. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза Текст.. М.: Политиздат, 1986. — 352с.
  103. Материалы XXIII съезда Коммунистической партии Советского Союза Текст.. М.: Политиздат, 1966. — 304 с.
  104. Материалы XXVI съезда Коммунистической партии Советского Союза Текст.. М.: Политиздат, 1981. — 224 с.
  105. Материалы XV съезда ВЖСМ Текст.. М: Мол. гвардия, 1966.
  106. Материалы Пленума Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Текст.. 14−15 июня 1983 г. -М., 1983.
  107. , Т. В. Использование личностно-ориентированных технологий в образовании" / Т. В. Машарова — ВГПУ. Киров, 2001. — 82 с.
  108. , Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования Текст. Т. 1 / Е. Н. Медынский М.- Пб., 1923.
  109. , Л. Н. Методологические проблемы изучения личности Текст. / Л. Н. Митрохин // Личность при социализме. М.: Наука, 1968. — С. 41−65.
  110. Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы Текст. М.: Молодая гвардия, 1969.-430 с.
  111. , В. Г. Концепция социологической теории общественно-политической активности трудящихся Текст. / В. Г. Мордкович // Общественно-политическая активность трудящихся. — Свердловск, 1970. С. 97−103.
  112. НЗ.Мудрик, А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе Текст. / А. В. Мудрик. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  113. , А. В. О воспитании старшеклассников Текст.: Кн. для классных руководителей. 2-е изд., доп. и перераб. / А. В. Мудрик. М: Просвещение, 1981. — 176 с.
  114. , К. Психология ответственности Текст. / К. Муздыбаев. -М.: Наука, 1983.-240 с.
  115. , В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст.: Учебник для студ. вузов. 7-е ИЗД., стереотип. / В. С. Мухина. М.: Академия, 2003. — 456 с.
  116. , В. С. Проблема активности личности в советской психологии Текст. / В. С. Мухина, Т. Н. Счастная // Формирование социально активной личности в условиях развитого социализма. М.: МГПИ, 1983. — С.66−78.
  117. , Л. И. Педагогика детского коллектива Текст. / Л. И. Новикова. -М.: Педагогика, 1978. 144 с.
  118. Общественная активность личности и группы школьников Текст. Учёные записки Курского гос.пед. ун-та. Том 70, ч. 1. Курск: изд-во КГПУ, 1970.- 174 с.
  119. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы Текст. // Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.
  120. Педагогика Текст.: Уч. пособие для студентов / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  121. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Под ред. Б. М. Бим-Бада. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
  122. Первичная комсомольская организация Текст. // Документы и материалы съездов, конференций комсомола, ЦК ВЛКСМ (1918— 1971). -М., 1972.-135 с.
  123. , А. В. Активность Текст. / А. В. Петровский, В. А. Петровский // Введение в психологию. М.: Академия, 1995. — С. 259−279.
  124. , А. В. Об основных направлениях в разработке проблем психологии юношеского возраста Текст. / А. В. Петровский // Психологические проблемы юности. -М., 1969. С. 6−19.
  125. , А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии Текст. / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1984. — № 4. -С. 53−68.
  126. , А. В. Психология неадаптивной активности Текст. / А. В. Петровский. М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 223 с.
  127. , В. И. Формирование активной жизненной позиции школьников (воспитание старшеклассников) Текст. / В. И. Пирогов. — М.: Педагогика, 1981.- 144 с.
  128. , М. Н. Социально-ориентированное дополнительное образование как явление практики Текст. / М. Н. Поволяева // Внешкольник.- 1998. -№ 7−8.- С.33−34.
  129. , Г. Н. О смысле развития дополнительного образования Текст. / Г. Н. Попова, В. М. Гайнулина // Дополнительное образование. 2000. — № 1.- С. 42−49.
  130. , Г. Н. Система деятельности как фактор формирования всесторонних и гармонических ценностных ориентации школьников Текст.: Автореф.. к.п.н. / Г. Н. Прозументова. -М., 1979. 18 с.
  131. Психологический словарь Текст. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 365 с.
  132. Психолого-педагогический словарь Текст.: Для руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов-н/Д, 1998. — 128 с.
  133. Пути формирования коммунистических взглядов и убеждений старшеклассников Текст. / Под ред. Р. М. Роговой. — М.: Педагогика, 1980. -176 с.
  134. Равкин, 3. И. Педагогическое стимулирование нравственного развития и познавательной активности школьников Текст. / 3. И. Равкин. — Киров: КГПИ, 1975. 131с.
  135. , К. Д. Воспитание общественной активности пионеров Текст. / К. Д. Радина. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  136. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Текст. / Ф. Райе. СПб.: Питер, 2000. — 656 с.
  137. , М. И. Организация воспитательного процесса в школе Текст.: Учебное пособие для студентов высш. уч. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. -М.: ВЛАДОС, 2001.-256 с.
  138. , М. И. Воспитание в детских объединениях и организациях: взгляд из XXI века Текст. / М. И. Рожков // Внешкольник-Я. 2005. — № 4. -С. 5−8.
  139. , М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах Текст.: Учеб. метод, пособие / М. И. Рожков. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 160 с.
  140. , М. И. Развитие самоуправления в ученических коллективах Текст. / М. И. Рожков. Казань: Татарское книжное изд-во, 1987. — 119 с.
  141. Российская Федерация. Законы. Об общественных объединениях Текст.: федер. закон: [принят Гос. Думой 14 апреля 1995 года.]. //-.Собрание законодательства РФ. 1995 г. — № 21.
  142. , В. С. Поисковая активность и адаптация Текст. / В. С. Ротенберг, В. В. Аршавский. М.: Педагогика, 1984. — 264 с.
  143. , С. Л. Бытие и сознание Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 327 с.
  144. Рука помощи Текст. // Комсомольская правда. 1971. — 14 мая. — С. 3.
  145. Санчурский вестник Текст. 2008. — № 129.
  146. , В. «ЮРГ» помощник автоинспектора Текст. / В. Сапонов // Северный рабочий. — 1970. — 18 декабря. — С.4.
  147. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР Текст. 1977. — № 23.
  148. Система работы пионерской дружины. Система работы пионерского отряда. Работа с октябрятами Текст.. Хабаровск, 1963. — 93 с.
  149. , А. В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема Текст. / А. В. Скачков. Ростов-н/Д, 1996. — 96 с.
  150. , Г. JI. Советский человек. Формирование социалистического типа личности Текст. / Г. J1. Смирнов. М.: Педагогика, 1980. — 305 с.
  151. , Е. С. Тендерный анализ мотивов лидерства старшеклассников Текст. / Е. С. Соколова // Психология образования: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. М., 2004. — С. 373−375.
  152. , С. JI. Воспитание по Иванову Текст. / С. Л. Соловейчик. -М.: Педагогика, 1989. 348 с.
  153. Социально-педагогическое сопровождение деятельности и развития детских объединений и организаций Текст.: Методические рекомендации. -Ярославль, 2006. 70 с.
  154. , Л.Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач Текст. / Л. Ф. Спирин, М. А. Степинский, М. Л. Фрумкин. Ярославль: ЯГПУ, 1974. — 130 с.
  155. , И. В. Собрание сочинений Текст. В 10 т. Т. 10. / И. В. Спирин. -М.: Политиздат, 1952.•157. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина Текст. / В. А. Сухомлинский. Киев: Радянська школа, 1974. — 288 с.
  156. , В. А. О воспитании Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1973. -272 с.
  157. , В.А. О педагогической культуре родителей Текст. Т. 3. / В. А. Сухомлинский. -М.: АПН СССР, 1981.-639 с.
  158. , В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников Текст. / В. Н. Терский, О. С. Кель. -М., 1986. 152 с.
  159. , Е. В. О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей Текст. / Е. В. Ткаченко // Вестник образования. 1996. — № 4. — С. 30−37.
  160. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. / Сост. Даль В. И. М.: Русский язык-Медиа, 2006. — 2716 с.
  161. Толковый словарь русского языка Текст. / Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азъ, 1993. — 955 с.
  162. Три пятёрки школы юных журналистов (1982−1997 гг.) Текст. -Ярославль, 1997. 16 с.
  163. , JI. Н. Идея воспитания социальной активности личности в деятельности пионерской организации в советской педагогике 60-х-середины 70-х годов Текст.: Дисс.. к.п.н. / JI. Н. Фарафонова. — Хабаровск, 2000. -242 с.
  164. , И.И. Методика работы педагога дополнительного образования Текст.: Учебное пособие для ВУЗов. / И. И. Фришман.- М.: Академия, 2005. 160 с.
  165. Флотилия юных моряков Текст. — Ярославль: Отдел нар. обр. Ярослав, горисполкома, 1988. 12 с.
  166. Формирование социально активной личности учителя Текст. — М.: МГУК, 1983.- 128 с.
  167. , И. Т. Коммунистический идеал человека и пути к нему Текст. / И. Т. Фролов. -М.: Знание, 1979.-39 с.
  168. , JI. И. Воспитание творчеством Текст. / JI. И. Футлик. Пермь, 2001.-210 с.
  169. , JI. Клуб сельских школьников Текст. Из опыта работы с детьми Курбского Дома культуры Ярославской области / JI. Цирков. — Ярославль: Кн. изд., 1963. 20 стр.
  170. , М. О. Теория и практика дополнительного образования детей в России Текст.: Автореф.. д. п. н. / М. О. Чеков. Самара, 2003. — 40 с.
  171. , Е. А. Формирование социальной активности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности Текст.: Дисс.. к.п.н. / Е. А. Шанц. -Екатеринбург, 2006. 192 с.
  172. , Б. Е. Рекомендации по содержанию и методам работы с пионерами разного возраста Текст. / Б. Е. Ширвиндт. М.: Молодая гвардия, 1968. — 118 с.
  173. , М. Е. К 40-летию пионерской организации края. Летопись пионерских организаций Текст. / М. Е. Щекина, Н. И. Рябов Хабаровск, 1962.-28 с.
  174. , Р. Звёзды близко Текст. / Р. Штепа // Юность. — 1983. — 18 июня. — С. 3.
  175. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. Т. 1 А-Л Текст. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998. — 566 с.
  176. , Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон. СПб.: Летний сад, 2000.-416 с.
  177. , Д. С. Воспитание гражданской сознательности и активности у старшеклассников средней школы Текст.: Дис.. к.п.н. / Д. С. Яковлева. — М., 1969.-21 с.
  178. Ярославская организация ВЛКСМ в документах и материалах 1918 г. — 1987 г. Текст. Ярославль, 1988. — С.220 — 221
  179. Яснее некуда Текст. // Комсомольская правда. 1949. — 12 октября. — С. 4.
  180. Ресурсы удалённого доступа
  181. Авторская программа «Молодой Ярославль» по развитию социальной активности старшеклассников Электронный ресурс. // Режим доступа: http://myaroslavl.narod.ru/mya4.html (дата обращения 28.07.2009).
  182. Государственный архив Ярославской области ГАЯО. Ф. Р-1075: Материалы об организации спортивно-массовой работы в школах 19 571 958гг. -Оп.1.Д.591 — С. 12−15, 112.
  183. Государственный архив Ярославской области ГАЯО. Центр документации новейшей истории г. Ярославль. Ф.272: О работе Ярославского дворца пионеров. — С. 20−26, 31−35, 115−116.
  184. Государственный архив Ярославской области ГАЯО. Центр документации новейшей истории г. Ярославль. Ф.272: О работе передвижного агитклуба Ярославского дворца пионеров — Оп. 224. Д. 672. -С. 30−34, 70−72, 78, 95−100.
  185. Государственный архив Ярославской области ГАЯО. Ф. Р-1075: Отчетность о детских садах и яслях-садах. — On. 1. Д. 643.
  186. Государственный архив Ярославской области ГАЯО. Ф. Р-1075: Сведения о внеклассной и внешкольной работе ученических организаций города Ярославля за 1957 г. Ярославская областная станция юных натуралистов. — On. 1. Д. 589 — С. 46 а — 46 ж.
  187. Государственный архив Ярославской области ГАЯО. Ф. Р-1075: Сведения о внеклассной и внешкольной работе ученических организаций города Ярославля за 1957 г. Характеристика юннатской работы за 1957 г. -On. 1. Д. 589-С. 51−52.
  188. Государственный архив Ярославской области ГАЯО. Ф. Р-2224: Сводный отчет по детско-юношеским спортивным школам 1977 г. — On. 1. Д. 1897-С. 2.
  189. Государственный архив Ярославской области ГАЯО. Ф. Р-2224: Справка о проверке работы Ярославского Дворца пионеров и школьников (1968г.)-Оп.1 / том 1. Д. 1263 -С. 115−140.
  190. Государственный архив Ярославской области ГАЯО. Ф. Р-2224: Справки по итогам проверки учебно-воспитательной работы школ Тутаевского района. — Оп. 1/том1. Д. 1157.
  191. Государственный архив Ярославской области ГАЯО. Ф. Р-2224: Справки по итогам проверки учебно-воспитательной и внешкольной работы районов, школ и внешкольных учреждений г. Ярославля. — On. 1. Д. 1160 — С. 7, С. 16, С. 33−37, С. 86−102.
Заполнить форму текущей работой