Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уточняют терминологическое поле проблемы представлением педагогической сущности понятий коммуникативные умения подростков в контексте личностно-деятельностного развития, хореографические проекты как фактор формирования коммуникативных умений подростков в дополнительном образованииустанавливают принципы реализации личностно-деятельностного подхода в хореографических проектах в дополнительном… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
    • 1. Л. Общая характеристика коммуникативных умений подростков в контексте личностного развития
      • 1. 2. Хореографические проекты в дополнительном образовании как фактор формирования коммуникативных умений подростков
      • 1. 3. Модель формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
    • 2. 1. Практика опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании
    • 2. 2. Диагностика коммуникативных умений подростков в хореографических проектах
    • 2. 3. Динамика результатов формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании
  • Выводы по второй главе

Формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное прогрессивно развивающееся общество всё более ориентировано на интенсивное личностное развитие человека как субъекта коммуникации. В настоящее время коммуникативные умения имеют особую ценность, так как обеспечивают возможность обширных межкультурных контактов, социально-личностной успешности, активного созидания, развития в содружестве с другими людьми.

Важная роль в этом процессе принадлежит образованию, которое создаёт особые условия воспитания подрастающего человека, целенаправленно формируя его коммуникативные умения. В этом контексте закономерно возрастает роль дополнительного образования подростков, обладающего обширными возможностями в активизации процесса коммуникации. Специфика дополнительного образования обеспечивает широкий спектр гуманного межличностного взаимодействия в социально востребованных содружествах и сообществах, развивает установки подростков на позитивную коммуникацию как средство успешного развития своего Я и совершенствования нравственно-деловых отношений в современном социуме.

В нормативно-правовых документах Российской Федерации последовательно обоснована стратегия современного образования, раскрывающая сущность и значимость воспитания подрастающего поколения как успешных, творчески развевающихся, активно взаимодействующих социальных субъектов. Эти позиции представляет Федеральная программа развития и воспитания в системе образования России, Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, инициатива «Наша новая школа».

В научных исследованиях констатируется, что «современные подростки все чаще и интенсивнее стремятся реализовать себя в коммуникации и творчестве., в связи с тем, что это возраст активного поиска способов самопроявления в социуме, стремления к деятельности, взаимодействию, объединению в группы» (Д. И. Фельдштейн).

Особо значимым в этом контексте становится развитие подростков в творческих объединениях и содружествах, овладение ими коммуникативными умениями в процессе активного освоения современного социума.

Актуальность исследования обусловлена наличием противоречий:

— на социально-педагогическом уровне — между потребностью общества в развитии коммуникативно-успешной личности и недостаточно реализуемыми потенциальными возможностями дополнительного образования;

— на научно-теоретическом уровне — между необходимостью формирования коммуникативных умений подростков и недостаточной теоретической разработанностью этой проблемы в дополнительном образованиина научно-методическом уровне — между активизацией использования хореографических проектов в дополнительном образовании и недостаточной готовностью педагогов дополнительного образования к формированию коммуникативных умений подростков.

Хореография как древний способ позитивного объединения людей, может быть успешно использована в процессе воспитания и творческого развития современных подростков, формирования их коммуникативных умений в условиях дополнительного образования. Хореографические проекты в дополнительном образовании имеют значительные воспитывающие возможности для позитивного личностного развития подростков и формирования их коммуникативных умений.

Степень разработанности проблемы. К настоящему времени в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимых для проведения специального педагогического исследования по проблеме формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании: установлены развивающие возможности проектов (П. П. Блонский, Д. Дьюи, Е. С. Заир-Бек, П. Ф. Каптерев, У. X. Килпатрик, Э. Коллин, Е. С. Полат, С. Т. Шацкий, И. Д. Чечель) — исследована сущность и значимость хореографии как средства воспитания и творческого развития подростков (Н. П. Базарова, Ю. А. Бахрушин, М. С. Боголюбская, Г. Ф. Богданов, И. И. Вальберх, К. Я. Голейзовский, В. П. Мей, В. И. Уральская, М. М. Фокин, С. Н. Худеков).

В то же время, в педагогической науке недостаточно раскрыто формирующее влияние хореографических проектов на коммуникативные умения подростков, в этом аспекте неполно описаны возможности дополнительного образования в личностном развитии подростков, фрагментарно разработано учебно-методическое обеспечение этого процесса, что и определяет актуальность научно-педагогического исследования проблемы формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании.

Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании».

Объект исследования: хореографические проекты дополнительного образования.

Предмет исследования: формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании.

Цель исследования: выявить педагогические условия формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании.

Гипотеза исследования. Хореографические проекты как фактор формирования коммуникативных умений подростков — это система средств, форм и технологий дополнительного образования подростков, актуализирующих потребность подростков в позитивном индивидуально-групповом взаимодействии с использованием хореографической речи, позиционированием хореографических достижений, приобретением опыта креативной самодеятельности.

Хореографические проекты в дополнительном образовании становятся фактором формирования коммуникативных умений подростков в том случае, если: реализуется программа, активизирующая позитивную коммуникацию подростков;

— хореографические проекты в дополнительном образовании предусматривают поэтапное развитие коммуникативной самостоятельности подростков в хореографических проектаххореографические проекты включают специально организованные ситуации индивидуально-группового взаимодействия, обеспечивают формирование коммуникативных умений подростковучитываются возрастные, личностные, эмотивные, коммуникативные особенности и актуализируются коммуникативные потребности подростков в хореографических проектахпроводится специализированная подготовка педагогов дополнительного образования по формированию коммуникативных умений подростков.

Цель, объект, предмет и гипотеза позволили определить следующие задачи исследования:

— изучить теоретические основания исследуемой проблемы и уточнить педагогическую сущность понятий: коммуникативные умения подростков и хореографические проектыапробировать модель формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образованииразработать программно-методическое обеспечение формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании.

Методологическую основу исследования составляют: идеи нравственно-эстетического развития человека как субъекта социума, основные положения теории деятельности и личностный подход, который определяет сущность и значимость позитивной индивидуально-групповой самодеятельности и самореализации личности.

Теоретическую основу исследования составляют:

— теория личности, теория развития личности как активно взаимодействующего субъекта социума (А. Г. Асмолов, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. В. Петровский);

— теория деятельности и концепция деятельностного подхода (К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);

— коммуникативные характеристики личности (Г. М. Андреева, А. А. Бодалёв, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, А. В. Мудрик, JL А. Петровская);

— закономерности процесса развития подростков как активно социализирующихся субъектов (JI. И. Божович, Е. В. Бондаревская, А. С. ГаязовН. А. Каргапольцева, Е. И. Тихомирова) — систематизированные идеи развития коммуникативных умений человека в контексте представления синергетических возможностей групповой деятельности (Е. Н. Князева, И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен);

— процесс ценностно-ориентированного воспитания и развития личности подростков (Т. К. Ахаян, Е. В. Бондаревская, А. В. Кирьякова, В. А. Сухомлинский, А. П. Тряпицына, Д. И. Фельдштейн, С. Т. Шацкий);

— идеи художественно-эстетического воспитания школьников (М. А. Верб, А. Г. Гройсман, С. М. Каргапольцев, Б. Т. Лихачев, Э. Э. Пурик, С. Т. Шацкий);

— особенности развития подростков в личностно значимых содружествах и сообществах (В. С. Агеев, И. П.- Иванов, Р. А. Литвак, A.C. Макаренко, К. Хорни).

Методы исследования. Логика исследования определила необходимость использования теоретических методов: анализ и синтез философской, психологической, педагогической, культурологической литературыпонятийно-терминологический анализ, сравнение, обобщение, моделирование, обобщение педагогического опыта. Эмпирические методы: анкетирование, беседа, включённое выборочное и лонгитюдное наблюдение, изучение продуктов проектной деятельности подростков, опрос, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент, тестированиеметоды математической статистикиинтерпретация и обобщение полученных результатов исследования.

Экспериментальная база исследования. Муниципальные учреждения дополнительного образования детей: Центр воспитательной работы «Крылатый» города СамарыЦентр дополнительного образования села Богатое Самарской области. Всего в экспериментальной работе, на разных ее этапах, участвовало 507 человек, из них: 317 подростков, 15 педагогов дополнительного образования, 175 родителей подростков.

Этапы исследования.

На первом этапе (2005;2006 гг.) осуществлен выбор и теоретическое осмысление проблемы, темы, объекта, предмета исследованиясформулированы его цели и задачидано методологическое обоснование, выдвинута рабочая гипотеза, определены основные понятия проблемы исследования, разработана модель формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании, определены и теоретически обоснованы условия эффективности данного процесса, разработана программа формирующего эксперимента.

На втором этапе (2007;2009 гг.) проведен констатирующий и формирующий эксперимент, анализ эффективности хореографических проектов в дополнительном образовании как фактора формирования коммуникативных умений, уточнена и реализована модель, программа, апробированы технологии хореографических проектов подростков в дополнительном образовании, реализованы педагогические условия эффективной организации исследуемого процесса.

На третьем этапе (2010;201 1 гг.) обобщены и проанализированы результаты исследования, отражающие процесс реализации исследовательской программы, проведена апробация результатов исследования, уточнены положения, выносимые на защиту и выводы исследования, подготовлено учебно-методическое пособие по результатам проведенного исследования, оформлен текст диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования: уточнена педагогическая сущность базовых понятий исследования: хореографические проекты как фактор формирования коммуникативных умений подростков представляют собой систему средств, форм и технологий дополнительного образования подростков, актуализирующих потребность подростков в позитивном индивидуально-групповом взаимодействии с использованием хореографической речи,. позиционированием хореографических достижений, приобретением опыта креативной самодеятельности;

— создана модель формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании, раскрывающая интегрированную систему позитивной индивидуально-групповой коммуникации подростков в процессе овладения хореографической речью, аккумулирующая ценностно-целевой, процессуально-содержательный, коммуникативно-креативный, деятельностно-технологический, рефлексивно-диагностический блокиразработана программа реализации хореографических проектов, активизирующая позитивную коммуникацию подростков и обеспечивающая поэтапное развитие их коммуникативной самостоятельности;

— созданы ситуации и технологии индивидуально-группового взаимодействия, соответствующие различным уровням развития коммуникативных умений подростковопределены соответствия хореографических проектов актуализируемым коммуникативным потребностям, возрастным, личностным и эмотивным особенностям подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты: расширяют научно-педагогические представления о формировании коммуникативных умений подростков спецификой формирующего процесса в хореографических проектах в дополнительном образовании;

— уточняют терминологическое поле проблемы представлением педагогической сущности понятий коммуникативные умения подростков в контексте личностно-деятельностного развития, хореографические проекты как фактор формирования коммуникативных умений подростков в дополнительном образованииустанавливают принципы реализации личностно-деятельностного подхода в хореографических проектах в дополнительном образовании (позитивного индивидуально-группового взаимодействияучета эмотивных и коммуникативных особенностей, потребностей и способностей подростков). Практическая значимость исследования: разработанная модель формирования коммуникативных умений подростков может быть использована при конструировании программ и планов работы хореографических объединений в дополнительном образованииавторский комплекс ситуаций формирования коммуникативных умений подростков с использованием хореографической речи может стать основой подготовки творческих проектов в дополнительном образовании;

— учебно-методическое пособие «Хореографические проекты в развитии коммуникативных умений подростков в процессе самореализации в дополнительном образовании» может быть использовано в качестве научно-методич'еского обеспечения деятельности в системе повышения педагогической квалификации педагогов;

— хореографические проекты, апробированные в творческих коллективах, представляют собой универсальные средства формирования коммуникативных умений подростков в дополнительном образовании.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Хореографические проекты как фактор формирования коммуникативных умений подростков — это система средств, форм и технологий дополнительного образования подростков, актуализирующих потребность подростков в позитивном индивидуально-групповом взаимодействии с использованием хореографической речи, позиционированием хореографических достижений, приобретением опыта креативной самодеятельности.

2. Хореографические проекты в дополнительном образовании становятся фактором формирования коммуникативных умений подростков при реализации следующих педагогических условий: в дополнительном образовании реализуется программа, активизирующая позитивную коммуникацию подростков;

— хореографические проекты в дополнительном образовании предусматривают поэтапное развитие коммуникативной самостоятельности подростков в хореографических проектаххореографические проекты включают специально организованные ситуации и технологии индивидуально-группового взаимодействия, обеспечивают формирование коммуникативных умений подростковучитываются возрастные, личностные, эмотивные, коммуникативные особенности и актуализируются коммуникативные потребности подростков в хореографических проектахпроводится специализированная подготовка педагогов дополнительного образования по формированию коммуникативных умений подростков.

3. Программа, активизирующая позитивную коммуникацию подростков, предусматривает поэтапное развитие коммуникативной самостоятельности подростков в хореографических проектах, которая проявляется: в инициировании подростками собственных хореографических проектовв стремлении подростков к позитивному индивидуально-групповому взаимодействию в хореографических проектахв проявлении положительных эмоций в процессе участия в хореографических проектах.

4. Установлены типы ситуаций, соответствующих технологическим этапам формирования коммуникативных умений подростков: ситуации непреднамеренной, спонтанной коммуникации («диффузная коммуникация») — ситуации преднамеренной, специально организованной коммуникации («коммуникативно-креативное самопозиционирование») — ситуации целенаправленного, интегрированного, позитивного индивидуально-группового взаимодействия («индивидуально-групповое позиционирование»).

5. Технология формирования коммуникативных умений подростков реализуется поэтапно. Ценностно-ориентированный этап характеризуется развитием представлений подростков о личностной значимости хореографических проектовкоммуникативно-креативный этап определяется освоением подростками организованных педагогами коммуникативнокреативных практик позитивного индивидуально-группового взаимодействия средствами хореографической речидейственно-практический этап актуализируется креативной самодеятельностью подростков, использующих развитые коммуникативные умения.

6. Определены уровни сформированности коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании: «диффузная коммуникация» (коммуникативная самостоятельность подростков слабо выражена, редко проявляется, основа индивидуально-группового взаимодействияпедагогическое управление) — «коммуникативно-креативное самопозиционирование» (коммуникативная самостоятельность подростков периодически проявляется, основа индивидуально-группового взаимодействия — педагогическая поддержка) — «индивидуально-групповое позиционирование» (коммуникативная самостоятельность подростков постоянно. проявляется, основа индивидуально-группового взаимодействия — педагогическое сопровождение).

7. Разработано и апробировано программно-методическое обеспечение, позволяющее формировать готовность педагогов дополнительного образования к развитию коммуникативных умений подростков в хореографических проектах.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены сочетанием теоретического и экспериментального уровней исследованияиспользованием комплекса различных методов, адекватных цели исследованияопытноэкспериментальным подтверждением теоретических выводовповторяемостью экспериментаобработкой количественных данных методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и итоги диссертационного исследования были представлены на Международных и Всероссийских конференциях (Челябинск, 2010; Новосибирск, 2011; Самара, 2011; Сочи, 2011; Якутск, 2011), Макаренковских педагогических чтениях (Самара, 2009) — на Российском конкурсе «Орлята России» (г. Туапсе, 2009, 2010) — Международном конкурсе-фестивале «Крымские волны» (Украина, г. Феодосия, 2011) — Всероссийской выставке научно-методических пособий (Сочи, 2011). По результатам деятельности по развитию подростков хореографическому ансамблю «Услада» ЦДО «Крылатый» г. Самара присвоено звание «Образцовый детский коллектив» (приказ Минобрнауки РФ от 15.12.08 г. № 384).

Личный вклад автора состоит в научно-теоретическом анализе проблемы формирования коммуникативных умений подростковразработке и реализации модели, программы исследования формирования, непосредственном сборе и обработке эмпирического материала, организации и проведении опытно-экспериментальной работы по проверке педагогических условий формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании, обработке и анализе полученных результатов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Выводы по второй главе.

Проведенный количественный и качественный анализ результатов исследования процесса формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании дает основания сделать следующие выводы:

— коммуникативные умения подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании имеют показатели сформированности: когнитивный — приобретение знаний, представлений о сущности базовых понятийэмоционально-коммуникативный — умение осваивать практики позитивного индивидуально-группового взаимодействия используя хореографическую речь, действенно-практический — приобретение опыта освоения креативно-коммуникативных ролей при подготовке и реализации хореографических проектов, принятия ценности традиций хореографических проектов в дополнительном образовании;

— коммуникативные умения подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании формируются поэтапно: познание, понимание, развитие представлений на основе приобретения знаний, развития представлений о базовых понятиях, активного познания себя как креативного деятеля, позитивная индивидуально-групповая самореализация на основе освоения позитивных индивидуально-групповых практик путем освоения и использования хореографической речи в хореографических проектах в дополнительном образованиипозиционирование результатов своих достижений путем презентации результатов хореографических проектов, позиционирования личных достижений в хореографических проектов (знания, представления о ценностной сущности и личностной значимости хореографических проектов в дополнительном образовании как фактора формирования коммуникативных умений подростков, опыт освоения позитивных индивидуально-групповых практик, владение хореографической речью);

— наиболее сильное и устойчивое влияние на формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании имеет освоение позитивных индивидуально-групповых практик путем использования подростками хореографической речи, которая является эффективным средством формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании;

— результаты проведенного эксперимента по формированию коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании показали развитие их опыта позитивной индивидуально-групповой самореализации путём использования подростками хореографической речи, снижение пассивности в отношении себя как позитивно’взаимодействующего члена хореографической группыповышение самооценки, стремление к сотрудничеству со сверстниками, младшими, старшими, а также с родителями, педагогами, учителями, социальными партнерами. Результатом целенаправленной деятельности подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании явились победы на городских, областных слётах, конкурсах, фестивалях.

Проведенное исследование дает основание утверждать, что важным условием успешного формировании коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании явилось внедрение специально созданной модели и реализация разработанной программы формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании, которые позволили сделать процесс формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании целенаправленным, системным, интегрированным и результативным.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой