Взаимодействие учреждений социальной сферы как фактор развития дополнительного образования детей в условиях сельской местности
Второй^ формирующий этап (2007 — 2009). Завершен сбор первичного материала для разработки модели межведомственного взаимодействия: в развитии дополнительного образования детей. в условиях сельской местности. Разработана организационно-функциональная, модель межведомственноговзаимодействия? в развитии дополнительного образования детей в условиях сельской: местности, определена эффективность… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы взаимодействия учреждений 18 социальной сферы
- 1. 1. Понятие «взаимодействие учреждений социальной сферы»
- 1. 2. Проблемы дополнительного образования детей в сельской 34 местности
- 1. 3. Принципы и механизмы о взаимодействия учреждений 50 социальной сферы
- Вывода по 1 главе
- Глава 2. Организация взаимодействия учреэадений социальной сферы в условиях сельской местности
- 2. 1. Организационно-функциональная модель 67 межведомственного взаимодействия в развитии дополнительного образования детей в условиях сельской местности
- 2. 2. Характеристика экспериментальной работы 82 по организации взаимодействия по развитию дополнительного образования детей в условиях сельской местности
- Выводы по 2 главе
Взаимодействие учреждений социальной сферы как фактор развития дополнительного образования детей в условиях сельской местности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность диссертационного исследования обусловлена социально-экономическими преобразованиями, происходящими в России, которые повлекли за собой изменения в системе управления образованием. В связи! с введением Федеральных государственных стандартов и выделением вариативной части учебного плана, обеспечивающего реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, объективно актуализировалась необходимость разработки и реализации новых подходов в развитии дополнительного образования детей.
Особого внимания заслуживает вопрос развития дополнительного образования детей в условиях сельских поселений. Здесь оно сдерживается специфическими объективными трудностями, связанными с недостатком I кадровых ресурсов, слабой материальной базой учреждений образования, недостаточно развитой сетью учреждений образования различных типов и видов, отсутствием социальных партнеров и развитой инфраструктуры учреждений" культуры (театры, музеи и т. д.), неразвитостью транспортной инфраструктуры.
Проблемам организации дополнительного образования детей посвящены научные работы А. К. Бруднова, Г. П. Будановой, Л. Н. Буйловой, В. П. Голованова, В. А. Горского, Л. Г. Логиновой и др. Общими усилиями исследователей в разработке данной тематики достигнуто очень многое:
• определена специфика, учреждений дополнительного образования детей и технологии работы этих учреждений;
• описаны технологии управления учреждениями дополнительного образования (детей- 1 •> сформированы концептуальные основы внутриведомственного I взаимодействия между учреждениями образования.
Однако сегодня только внутриведомственного подхода становится недостаточно для решения новых задач развития дополнительного образования детей в сельских поселениях. Назрела необходимость изучить управленческие механизмы взаимодействия учреждений социальной сферы для решения современных задач развития дополнительного образования детей, определяемых, в первую очередь, стандартами второго поколения.
Актуальным становится объединение усилий в области управления учреждениями социальной сферы (образования, культуры, спорта и здравоохранения) на муниципальном уровне по организации дополнительного образования детей и, прежде всего, для жителей сельских поселений, по развитию дополнительного образования детей, улучшению качества его условий. По существу возникла потребность согласования стратегии и тактики развития дополнительного образования детей, соответствующих планов и программ, разрабатываемых учреждениями образования и иных ведомств социальной сферы.
Создание механизма взаимодействия учреждений социальной сферы становится важным условием эффективного использования инфраструктуры и 1 ресурсов учреждений образования и иных ведомств.
Интерес к проблеме взаимодействия учреждений социальной сферы в развитии дополнительного образования детей в условиях сельской местности в настоящих условиях обусловлен многими факторами.
Во-первых, повышением роли муниципальных органов управления образованием в организации, управлении и развитии дополнительного образования детей. Для муниципальных органов управления образованием эта роль усиливается с введением Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Во-вторых, отсутствием на сегодняшний день механизма для согласования действий учреждений образования и иных ведомств. Формирование такого механизма предполагает разработку организационнофункциональной модели межведомственного взаимодействия, которая предусматривала бы кооперацию ресурсов инфраструктуры учреждений разных ведомств и соответствующее нормативно-правовое обеспечение такого взаимодействия.
В-третьих, в отдельно взятом поселении сельского типа, просто невозможно разрешить проблему развития дополнительного образования детей: она предполагает использование ресурсов всего муниципального района. Поэтому в нашем исследовании мы рассматриваем проблему развития дополнительного образования детей, улучшения качества условий его осуществления в сельской-муниципальной системе образования, имея в виду, прежде всего, проблему его организации для жителей сельских поселений.
Таким образом, назрела необходимость разрешения противоречий между: обязанностью органов1, управления образованием сельских муниципальных районов обеспечить введение и реализацию образовательных стандартов второго, поколения И' объективной* ограниченностью ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических) в образовательных учреждениях сельских поселений, с одной" стороны, и ведомственными ограничениями в использованииинфраструктуры учреждений иных ведомств социальной сферы;
— обязанностью обеспечить детям доступность не только всеобщего, но и дополнительного образования вне зависимости от места их проживания и ведомственной’подчиненностыо учреждений, которые могут участвовать в этой работе;
— необходимостью^ интеграции усилий на муниципальном уровне, направленных на развитие дополнительного образования детей в сельских поселениях и отсутствием научно, обоснованных и апробированных механизмов преодоления традиционной ведомственной разобщенности;
— потребностью педагогической практики в научно-методическом обеспечении, взаимодействияучреждений социальной сферы в развитии дополнительного образования детей в условиях сельской местности и недостаточнойразработанностьюего организационно-управленческого и технологического обеспечения.
Наличие и анализ указанных противоречивой определили проблему исследования: отсутствие соответствующих управленческих механизмов взаимодействия учреждений социальной сферы, обеспечивающих развитие дополнительного образования детей в условиях сельской местности.
Актуальность данной проблемы, состояние теории и практики управления развитием дополнительным образованием детей обусловили выбор темы исследования «Взаимодействие учреждений социальной сферы как фактор развитии дополнительного образования детей в условиях сельской I местности».
Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной апробации организационно-функциональной модели межведомственного взаимодействия в развитии дополнительного образования детей в условиях сельской местности.
Объект исследования: управление учреждениями социальной сферы в условиях сельской местности. <
Предмет исследования: взаимодействие учреждений социальной сферы в развитии дополнительного образования детей.
В основу исследования положена гипотеза, которая базируется на предположении о том, что взаимодействие учреждений социальной сферы в развитии дополнительного образования детей в условиях сельской местности будет эффективным, если:
— выявлены проблемы и созданы условия для развития дополнительного образования детей;
— уточнена сущность взаимодействия учреждений социальной сферы;
— разработаны принципы и механизмы взаимодействия учреждений социальной сферы, обеспечивающие развитие дополнительного образования детей в условиях сельской местности;
— разработана и реализована организационно-функциональная модель межведомственного взаимодействия, позволяющая оптимизировать процессы взаимодействияучреждений социальной сферы в развитии дополнительного образования* детей в условиях сельской местности.
Разработанная и апробированнаяорганизационно-функциональная модель межведомственного взаимодействия? позволяет оптимизировать процессы взаимодействия учрежденийсоциальной? сферы в развитии дополнительного образования детейв. условиях сельской местностиа также обеспечивает, решение: определенных образовательных, проблем детей с одной стороны, с другой^ - позволяет более рациональноиспользовать кадровые, финансовые, и: материально-технические ресурсы территории. Разработанный механизм: взаимодействия' позволяет также обеспечивать преодоление возможного сопротивления? инновациямпотенциальных соисполнителейиной ведомственной принадлежности. Задачи исследования:
1. Выявить проблемы, дополнительного образования? детей, и создать^ условия для? его развития в сельских поселениях.
2. Уточнить сущность взаимодействияучреждений" социальной сферы в развитии дополнительного образования детей-в условиях сельской местности.
3. Разработать и теоретически обосновать принципы и механизмы взаимодействия учреждений" социальной сферы, обеспечивающие: развитие: дополнительного образования детей в условиях сельской местности.
4. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить, организационно-функциональную модель, межведомственного • взаимодействия в развитии дополнительного) образования детей в условиях сельской местности. .
5. Разработать методические: рекомендации? для специалистов органов управления образованием: и руководителей! учреждений: социальной сферыпо проблемам: совершенствования* условийосуществления и развития дополнительного образования: детей на основе межведомственного взаимодействия;
Методологической основой исследования являются важнейшие положения философии и социологии образования о взаимозависимости и взаимосвязи явлений социальной действительности. Методологическая функция в исследовании реализована на основе системного и междисциплинарного подходов, а также совокупности теоретических положений, рассматривающих современные парадигмы, педагогики дополнительного образования детей.
Проблема взаимодействия привлекала, к себе внимание исследователей различных областей научного знания. Взаимодействие рассматривалось в работах Платона, Аристотеля, Гоббса, Спинозы, Канта и др. философов.
Различным аспектам управления образовательными системами посвящены работы таких авторов как: ЮгК. Бабанский,. Ю.А.КонаржевскийВ:С.Лазарев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Л. ПЛ'ряпицына, Т.И.Шамовавопросам^ развития современного социума посвящены работы таких авторов как Т. И. Заславская, В-А.Караковский, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, Л. И. Новикова, В. А. Ясвин и др.- концепции развитиясферы, дополнительного образования детей (Г.П.Буданова, В. П. Голованов, В. А. Горский, А. Я Журкина, Л. Г. Логинова и др.) — управления образовательными учреждениями и управления качеством образования в, условиях рыночных отношений (А.И.Вавилов, Л. П. Зеленова, В. А. Кальней, А. М. Кац, Л. Г. Логинова, А. М. Новиков, Н. Н. Решетников, В-М.Шепель, С. Е. Шишов и др.). Значимый вклад в изучение проблемы взаимодействия в сельском муниципальном пространстве внесли И. В. Абанкина, Т. В. Абанкина, А. И. Вавилов и др. Вопросам организации взаимодействияорганов управления1 образованием и социальной сферой посвящены исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, С. А. Репина, С. Л. Рубинштейна, Г. Н. Серикова, Н. Ф. Талызиной, П. И. Третьякова и др.- вопросы о структуре и содержании взаимодействия в образовании рассматривались впубликациях А. И. Жуковской, И. В. Жуковского, Н. В. Серегиной, М. О. Чекова и др.- положения социальной педагогики о взаимодействии субъектов социума (В-Г.Бочарова, В. З. Вульфов, М. П. Гурьянова, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов и др.).
Исходные установки диссертационного исследования формировались под влиянием идей А. В. Гаврилина, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой об особенностях функционирования воспитательного пространства как формы интеграции воспитательного потенциала социума.
Нормативно-правовое основание исследования составили: Федеральный Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями в последующих редакциях), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р, Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751, Межведомственная программа развития дополнительного образования детей до 2010 года, Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», утвержденная постановлением Правительства РФ от 03.12.2000 №.
858 (с изменениями от 03.04.2006 № 190), Федеральная целевая программа 1 развития образования на 2006;2010 годы (Постановление Правительства РФ от I.
23.12.2005 № 803), Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 223 (с изменениями и дополнениями от 01.02.2005 «Об утверждении Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», Приказ Министерства образования и науки РФ «О реструктуризации сети ОУ, расположенных в сельской местности» от 16.01.2002 № 103 и другие.
Для реализации целей и задач исследования и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретические — анализ литературы по исследуемой проблеме: историко-педагогической, психолого-педагогической, социолого-педагогической, социально-экономической, философской, научных трудов по теории управления, анализ законодательных и нормативных актов, федеральных и региональных программ развития дополнительного образования детейэмпирические.
— наблюдение, анкетирование, моделирование (проектирование), формирующий эксперимент, статистика. Изучались и систематизировались материалы по организации образовательного пространства в регионах Российской Федерации (Чувашская Республика, Ярославская, Ростовская, Саратовская, Курганская области). База исследования: исследование проводилось на базе Петуховского района в сравнении с Частоозерским и Шадринским районами Курганской области В экспериментальной работе приняли участие 20 общеобразовательных учреждений, 3 учреждения дополнительного образования' детей, учреждения дополнительного образования детей культуры и искусства, 10 учреждений массовой культуры (Дома культуры, клубы, библиотеки), органы муниципального управления образованием и социальной сферой.
Исследование было осуществлено в рамках программы областной экспериментальной площадки по проблеме «Организация сетевого межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования детей в условиях сельской муниципальной системы образования».
Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.
Первый констатирующий этап (2006 — 2007) был направлен на изучение и теоретический анализ историко-педагогической, психолого-педагогической, философской литературы по проблеме исследования, определялись’объект, цель, задачи, разрабатывалась гипотеза исследования. На данном этапе разрабатывалась структура, содержание и методика исследования, проводился констатирующий эксперимент, проанализированы полученные эмпирические данные опроса руководителей и специалистов органов управления, руководителей учреждений образования, культуры, спорта, здравоохранения по проблемам взаимодействия и дополнительного, образования детей в сельских поселениях, фиксация начальной ситуации состояния взаимодействия и дополнительного образования детей, составлена программа дальнейших исследований. Теоретически обоснована организационно-функциональная модель межведомственного взаимодействия в развитии дополнительного образования детей в условиях сельской местности.
Второй^ формирующий этап (2007 — 2009). Завершен сбор первичного материала для разработки модели межведомственного взаимодействия: в развитии дополнительного образования детей. в условиях сельской местности. Разработана организационно-функциональная, модель межведомственноговзаимодействия? в развитии дополнительного образования детей в условиях сельской: местности, определена эффективность реализации данной модели. Исследованыпринципы и механизмы, взаимодействияучреждений социальной сферы в муниципальных системах управления Петуховского, Частоозерского и Шадринского районов Курганской области и осуществлена опытно-экспериментальнаяработа-, в. ходе котороймоделировались отношенияучастниковвзаимодействиятеоретически обосновывались и экспериментально проверялись, условия? взаимодействия. учрежденийсоциальной сферы, обеспечивающие развитие дополнительного* образования детей:
На третьем обобщающем этане (2009;2010) — был осуществлен' анализ: данных формирующего этапаэкспериментауточнены, выводы, подведены. итоги1 экспериментальной работы, составленыметодическиерекомендациишо внедрению результатов, исследования, оформлены, результаты, исследования!- в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— выявлены проблемы дополнительного образования детей в сельской местности;
— осуществлен анализ понятия «взаимодействие учреждений социальной сферы»;
— уточнено понятие «межведомственное взаимодействие» с точки зрения педагогической науки;
— выявлены: условия взаимодействияучреждений социальной, сферы, для? развития дополнительного образования детей в сельской местности;
— дана классификация, проблем развития дополнительного образования детей в сельской муниципальной системе образования;
— разработаны принципы и механизмы взаимодействия учреждений-социальной? сферы, обеспечивающие развитие дополнительного1 образования, детей в условиях сельской местности;
— теоретически обоснована и экспериментально проверена организационно-функциональная модель межведомственного взаимодействия по развитию дополнительного образования детей в условиях сельской местности. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: полученные в ходе исследования результаты обогащают раздел теории педагогики по управлению образовательными учреждениями в условиях сельской местности следующими положениями:
— разработаны теоретические и методологические положения, определяющие основы взаимодействия учреждений социальной сферы;
— определены этапы и совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность взаимодействия учреждений социальной сферы в сельской местностидоказана необходимость объединения усилий различных учреждений социальной сферы по развитию дополнительного образования детей в условиях сельской местности.
1 Результаты исследования имеют значение для развития теории повышения квалификации педагогических кадров.
Практическая значимость исследования.
В диссертации разработаны новые подходы управления развитием дополнительного образования детей в условиях сельской местности на основе взаимодействия учреждений социальной сферы.
Основные результаты диссертации использованы, в деятельности органов местного самоуправления, муниципальных органов управления образованием при организации и проведении межведомственной работы в решении задач развития дополнительного образования детей в условиях сельской местности. Разработанные нормативные акты (Положение о координационном совете, Распоряжение главы администрации, договоры и др.) использованы органами местного самоуправления и органами управления образования Петуховского, Шадринского, Щучанского районов Курганской области в практике работы управления муниципальным образованием.
Материалы исследования и разработанные методические рекомендации могут быть включены в спецкурсы, семинары для студентов педагогических специальностей, курсы повышения квалификации руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием, руководителей учреждений социальной сферы.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением методов исследования, адекватных его теме, цели, предмету и задачам, среди которых ведущее место занимает экспериментальная работа, повторная апробация на основе внедрения результатов исследования в практическую деятельность учреждений Петуховского и Тюменского районов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась: в ходе исследования и параллельно с ним в трех сельских районах. Материалы исследования были использованы при подготовке нормативных документов администрации районов по вопросам развития дополнительного образования детейв разработке методических рекомендаций и их внедрения в практику работы муниципальных систем образования и проведения курсовых мероприятий в институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. Ряд положений диссертации отражены в выступлениях автора на научно-практических конференциях. Международной: «Инновационные направления в образовании» (Екатеринбург, 2009), всероссийских и региональных: (Москва, Тюмень, 2007), (Курган, 2008 -2009) — в ходе лекционных и практических занятий для организаторов образования, руководителей образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования детей в ИПКиПРО Курганской области (2007 — 2009 г.г.), АПК и ППРО (2009г.), а также на семинарах, совещаниях педагогических работников, работников управления и методистов муниципальных органов управления образования Курганской областис идеями и рекомендациями, вытекающими из данного исследования, автор диссертации выступал на заседаниях кафедры научных основ управления образованием, научно-методологическом семинаре и заседании Ученого совета ИПКиПРО Курганской области.
Материалы исследования положены в основу комплексной целевой муниципальной программы Петуховского района на 2007;2012г.г. «Межведомственное взаимодействие учреждений социальной сферы в развитии дополнительного образования детей».
Основные положения, выносимые на защиту: 1. Взаимодействие учреждений социальной сферы обеспечивается процессом согласования, форм совместной деятельности, средств и способов решения общезначимых проблем дополнительного образования' детей в сельской местности: внутриорганизационных, внутриведомственных и межведомственных и расширяет возможности предоставления услуг в реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Совместная* деятельность учреждений образования и иных ведомств социальной сферы, расположенных в сельской местности, направлена на преодоление проблем дополнительного образования детей: скудности ресурсов (материально-технических, финансовых и др.), отсутствия инфраструктуры учреждений дополнительного образования и их слабой транспортной доступности, недостатка педагогических кадров в сельских поселениях.
2. Сущность взаимодействия учреждений социальной сферы как фактора развития дополнительного образования детей заключается во взаимосогласованной-, деятельности, направленной' на совместную работу по реализации долгосрочных профессионально-ориентированных программ, проектов и планов работы, согласование форм деятельности, обновление программно-методического обеспечения, интеграцию социально-педагогических, социокультурных, образовательных возможностей, использование управленческого потенциала муниципального органа управления образования как субъекта взаимодействия.
3. Взаимодействие учреждений социальной сферы как фактора развития дополнительного образования детей в условиях сельской местности базируется на следующих принципах: систематичности и последовательности, преемственности, организационно-управленческой технологичности, координации взаимообусловленных действий, конечно-целевой направленности, обеспечения прав субъектов взаимодействия.
Механизмами, обеспечивающими взаимодействие учреждений социальной сферы в развитии дополнительного образования детей в условиях сельской местности, являются: нормативно-регулировочные и информационные.
4. Базовую основу организационно-функциональной модели межведомственного взаимодействия в развитии дополнительного образования детей в условиях сельской местности составляют функции муниципального органа управления образования: организационная, методическая, информационно-аналитическая и технологическая. Организационная функция предусматривает нормативно-правовое, материально-техническое, кадровое обеспечение учреждений социальной сферыметодическая — программное и методическое обеспечениеинформационно-аналитическая — анализ деятельности по взаимодействию учреждений' социальной сферы, анализ результатов деятельности, коррекция задач и форм взаимодействия, технологическая — определение этапов и порядка взаимодействия.
5. Повышение квалификации специалистов органов управления образованием и руководителей учреждений социальной сферы по проблемам совершенствования взаимодействия учреждений социальной сферы и обеспечения условий развития дополнительного образования детей в сельских поселениях выступает необходимым элементом проектируемой модели и ее реализации. Оптимизация педагогического процесса осуществляется за счет введения авторских программ, методических материалов и рекомендаций, учитывающих специфику региона и особенности взаимодействия в сельской местности.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Результаты работы, полученные в ходе исследования, нацеливают на дальнейший поиск инновационных систем профессиональной подготовки и переподготовки руководителей образовательных учреждений, оптимизацию процесса взаимодействия учреждений социальной сферы и позволяют наметить перспективы дальнейших исследований затронутой проблемы:
— обеспечение взаимодействия учреждений образования с учреждениями социальной сферы в развитии дополнительного образования детей в сельской местности необходимой законодательной базой и внедрением нормативно-правовых актов на всех уровнях, регламентирующих механизмы и принципы взаимодействия, права и обязанности участников, разграничивающих их I функции и полномочия, определяющих источники и объемы финансирования;
— повышение знаний руководящих работников органов управления образованием и руководителей учреждений социальной сферы по вопросам взаимодействия в развитии дополнительного образования детей в условиях сельской местности.
Заключение
.
В заключении обобщены результаты исследования и сформулированы основные выводы, намечены перспективы дальнейших научных поисков. Проведенное исследование имеет теоретико-прикладной характер. Выполненная работа в целом подтвердила выдвинутую гипотезу и позволила сделать следующие выводы.
1. Взаимодействие учреждений социальной сферы — это новый качественный уровень взаимодействия в развитии дополнительного образования детей в условиях сельской местности. Сущность его заключается во взаимосогласованной деятельности совместной работы учреждений образования и иных ведомств социальной сферы в сельских поселениях с учетом ведомственных интересов, обусловленных практикой их функционирования. Взаимодействие инициируется и организуется муниципальным органом управления образованием. Взаимодействие учреждений социальной" сферы направлено на интеграцию социально-педагогических, социокультурных, образовательных возможностей учреждений образования! и иных ведомств социальной сферы и сочетается с решением как ведомственных так и межведомственных задач.
2. При разработке структуры взаимодействия выделены три этапа: подготовительный (определение цели, предмета и субъектов взаимодействия), формирующий (разработка механизма взаимодействия, определение характера, содержания! и потенциала взаимодействия), обобщающий (определение результатов, новых путей развития взаимодействия в сельской местности).
3. Выявлены проблемы дополнительного образования детей, на решение которых должна быть направлена деятельность муниципальных органов управления образованием:
— организационные — действующие на сегодня образовательные учреждения и учреждения социальной сферы на объединены, а потому действуют разрозненнооказывают только те образовательные услуги, которые являются «традиционными» для данного учреждения и мало соотносятся с социальным заказом, формируются без учета образовательных потребностей детей;
— мобильности — структура и содержание деятельности учреждений не обладает гибкостью реакции на изменение социально-демографической ситуации. Реакция учреждений образования на изменение социально-демографической ситуации явно запаздывает;
— ресурсных — неэффективно используется имеющаяся материально-техническая базаобразовательных учреждений и иных учреждений социальной сферы (например, «простаивают» клубы, библиотеки);
— доступности — дети из многих сельских поселений находятся в «проигрышной» ситуации по сравнению с детьми, проживающими в городах и районных центрах. Реклама и другие формы коммуникаций с субъектами рынка дополнительных образовательных услуг (потребители, посредники, сотрудники и т. д.) не развиты.'.
Разработаны условия успешного развития дополнительного образования детей в сельской местности:
— повышена компетентность руководителей учреждений социальной сферы в вопросах взаимодействия, направленного на развитие дополнительного образования детей в сельской местности;
— созданы управленческие механизмы взаимодействия учреждений социальной сферысоздан государственно-общественный координационный совет, определяющий стратегию развития дополнительного образования детей в сельской местности;
— у руководителей разного уровня сформировано осознание ценностей совместной работы учреждений социальной, сферы, по развитию дополнительного образования детей в условиях сельской местности;
— обеспечена нормативно-правовая база учреждений социальной сферы по взаимодействию, направленному на развитие дополнительного образования детей в условиях сельской местности.
4. Разработаны, теоретически обоснованы принципы и механизмы взаимодействия учреждений социальной сферы: обеспечения прав субъектов взаимодействияорганизационно-управленческой технологичности (принципы обратной связи, информационного обмена, согласованности интересов, участия в межведомственной координации) — координации взаимообусловленных действий (согласование деятельности по функциям, времени, в пространстве) — конечно-целевой направленности (цель определяет способ и характер управленческих действий, специфику взаимодействия).
Комплексное использование принципов взаимодействия отражает их объективную обусловленность и направляет совместные усилия учреждений социальной сферы на развитие дополнительного образования детей в сельских поселениях.
Механизмами, обеспечивающими взаимодействие учреждений социальной сферы в развитии дополнительного образования детей в условиях сельской местности, являются: нормативно-регулировочные и информационные.
Механизмы взаимодействия позволяют создать условия, координировать действия субъектов взаимодействия — учреждений образования и иных ведомств социальной сферы в сельских поселениях, ведомственные интересы, обусловленные практикой их функционирования.
5. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена организационно-функциональная модель межведомственного взаимодействия, которая включает в себя внутренних и внешних субъектов взаимодействия, деятельность Координационного совета и муниципального органа управления образованием, состоящую из взаимосвязанных направлений (организационная, содержательная, информационно-аналитическая). Данная деятельность позволяет четко организовать целенаправленный процесс взаимодействия учреждений социальной сферы. Особенностью разработанной модели является то, что она обеспечивает единство содержательного, процессуального и результативного аспектов деятельности учреждений социальной сферы в решении проблем развития дополнительного образования детей.
Разработка организационно-функциональной модели межведомственного взаимодействия и её экспериментальная апробация позволили сформировать нормативно-правовую базу, регламентирующую механизмы и принципы взаимодействия, права и обязанности участников в обеспечении прав детей на получение дополнительного образования.
Список литературы
- Абанкина, Т.В. Развитие сети школ в регионах /Т.В.Абанкина // Народное образование. — 2008. № 5. — С.89−92.
- Абанкина, И.В. Рекомендации по порядку межведомственного согласования создания интегрированных структур, их ресурсного обеспечения и моделей управления /И.В .Абанкина, Т. В. Абанкина, А. И. Вавилов. М.: ГУ — ВШЭ, 2006. 92с.
- Абанкина, Т.В. Развитие сети образовательных учреждений: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов /Т.В.Абанкина, И. В. Абанкина, О. В. Баландина, С. В. Сигалов. М.: АПКиПШРО, 2007. — 128с.
- Абанкина, Т. В. Образовательные центры: нормативно-правовое обеспечение/ Т. В. Абанкина //Народное образование. — 2008. — 4. — С.70−77.
- Амонашвили, Ш. А. Размышления! о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили М.: Мысль, 1996. — 360с.
- Асмолов, А.Г. Образование России: «от культуры полезности» к «культуре достоинства» / А. Г. Асмолов, A.M. Кондаков // Педагогика. — 2004. № 7. -С. 5−11.
- Афанасьев, В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем / Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1982 / Редколл.: Д. М. Гвишиани и др./ / В. Г. Афанасьев М., 1982. — 184с.
- Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды /Ю.К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. 560с.
- Бабанский, Ю.К. Об интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса /Ю.К.Бабанский, М. М. Поташник //Народное образование. 1987. — № 1. — С. 103 — 112
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект /Ю.К.Бабанский М.: Педагогика, 1982. — 192с.
- П.Безрукова, B.C. Педагогика. Проектная педагогика: Учеб. Пособие
- В.С.Безрукова. -Екатеринбург, 1996.- 175с. 12. Безрукова, B.C. Педагогика. Проектная педагогика: Учеб. Пособие / B.C. i Безрукова -Екатеринбург, 1996.— 175с.
- Белоцерковец, Н.И. Формирование социальной- компетентности детей- 3−7слет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения: Дис.1 Iканд. пед. наук. -Карачаевск, 2002. 165 с.
- Березина, В.А. Развитие дополнительного1 образования, детей в. системе российского образования: Учебно-метод. Пособие'/В.А.Березина. -М.: AHO «Диалог культур», 2007. С.25−26.
- Берулава, М.Н. Творческие основы интеграции образования / М. Н. Берулава М.: Совершенство, 1998. — 192с.
- Беспалько, В. П*. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М.: Центр, 1989.-192с.
- Бехтеев, В.М. Избранные работы по социальной психологии-/ В.М. Бехтеев1. М.: Прогресс, 1994.-3 6с.
- Бирюков, А.П. Проектирование программ дополнительного образования на основе’их классификации / А. П. Бирюков //Внешкольник. — 1999. № 1. — С.30−32.
- Богатенко, В. Д! Развитие муниципальной системы ДОД bi современных условиях: Дисс.. канд.пед.наук / В. Д. Богатенко. М., 2003. — 135с.
- Богатенко, В.Д. Состояние и проблемы дополнительного образования детей г. Кемерово / В. Д. Богатенко //Педагогический вестник. 2001. — № 18. — С.7−13.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной политике / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — С.8−15.
- Болыиая советская энциклопедия (БЭС). М.: Советская энциклопедия, 1971.-Т.5. -С.9.
- Большой толковый словарь русского языка /сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: «Норинт», 1998. С. 115.
- Бочарова, В.Г. Педагогика, отношений в социуме. Перспективная, альтернатива./ В. Г. Бочарова, М., 1991.
- Бруднов, А.К. Внешкольное дополнительное образование насущное веление времени (проблемы, поиск, решения) / А. К. Бруднов //Воспитаниешкольников.- 1992.-№ 3−4.-С.3−5. 1 ,
- Бруднов, А.К. Проблемы становления и развития системы дополнительного образования / А. К. Бруднов //Воспитание школьников. — 1997. № 4. — С.24.
- Буйлова, Л.Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие / Л: Н. Буйлова, Н. В. Кленова — М.: АРКТИ, 2005. -С.228.
- Буслова, М.К. Моделирование в процессе познания (на материалах химии) / М. К. Буслова -М.: Просвещение, 1975. 124с.
- Вартофский, М. Модели. Репрезентация и научное понимание / Пер. с англ. / Общ. ред. и предисловие И. Б. Новика и В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1988.-507с.
- Вахтерев, В.П. Избранные педагогические сочинения /сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева / В. П. Вахтерев М.: Педагогика, 1987. — 400с.
- Веников, В.А. О моделировании / В. А. Веников М.: Политиздат, 1974. -132с.
- Вульфов, Б.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы / Б. З. Вульфов, М.М. Поташник-М.: Просвещение, 1983. 130с.
- Вульфсон, Б.Л. Западно-европейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели / Б. Л. Вульфсон //Педагогика. — 1994. № 2. -С. 103−112.
- Вульфов, Б.З. Школа и социальная среда: взаимодействие /Б.З.Вульфов, В. Д. Семенов. -М.: Знание, 1981. -49с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский — М.: Педагогика-пресс, 1996. 287с.
- Выготский, Л.С. Собр. Соч.: в 6 т./ Под ред. А. М. Матюшкина / Л. С. Выготский М.: Педагогика, 1982 — 1985. — Т. 1−6.
- Гегель, Сочинения. Т.5 / Гегель — М.: Наука, 1937. — С. 691.
- Гершунекий, Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-оиентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский — М.: Совершенство, 1997. — 697с.
- Гидденс, Э. Социология /Науч. ред. В. Я. Ядов. М.:Эдитариал УРСС, 1999. -117 с.
- Глинский, Б. А. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин -М.: Политиздат, 1965. 185с.
- Голованов, Р.В. Педагогические аспекты развития социального партнерства в сфере дополнительного образования детей (на примере Московской городской станции юных туристов): Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01: / Р. В. Голованов. Йошкар-Ола, 2007. — 184с.
- Голованов, В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях / В. П. Голованов М.: Центр «Школьная книга», 2001. — 224с.
- Горский, В.А., Журкина, А. Я. Педагогические основы развития дополнительного образования детей // В. А. Горский, А. Я. Журкина. -Дополнительное образование. 1999. — № 1. — С. 4 — 6.
- Горский, В.А. С.Т.Шацкий- и перспективы развития дополнительного образования" / В. А. Горский, З.З.Сулейманова- А. Х. Чупанов // Дополнительное образование. 2005. — № 1. — С.З — 5.
- Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В. В. Гузеев -М: Сентябрь, 1996.- 112с.
- Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология /В.В. Гузеев М.: Народное образование, 2001. — 238с.
- Гурьянова, М.П. Сельская школа w социальная педагогика /М.П.Гурьянова'. Минск, 2000. — 448'с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения* / В. В:Давыдов М.: Интор, 1996.-364с.
- Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования-/ А. Я. Данилюк Ростов-на Дону: Изд-во Рост.пед.университета, 2000. — 440с.
- Данюшенков, B.C. Современные представления о социальном пространстве / B.C. Данюшенков, Н. В. Иванова // Педагогика. 2004. — № 9. — С. 28−33.
- Демакова, И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика / И.Д.
- Евладова, Е.Б. Дополнительное образование1 детей: Учеб. пособие для студ. учреждений, сред. проф. Образования /Е.Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н.Н. Михайлова-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002:. -352с.
- Евладова- Е. Б: Дополнительное образование: содержание и перспективы развития / Е.Б. Евладова- Л. А. Николаева //Педагогика: 1995. № 5. — С.39−44.
- Евладова,. Е. Б. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных школах / Е. Б. Евладова, Л. А. Николаева — Mi:
- Институт общего образования,. 1996. 188с.. .
- Жуковицкая, Н. Н: (Взаимодействие учреждений основного и дополнительного образования в региональной системе /Н.Н. Жуковицкая // Дополнительное образование и воспитание.- 2007.-№ 6. С.8−9. -
- Жуковский, И.В. Особенности взаимодействия образовательных учреждений на основе партнерства / И. В. Жуковицкий, А. И. Жуковицкая //Дополнительное образование. 2002. — № 3. — С.20−24-
- Журкина, А-Я. Изучение: бюдже та времени старшеклассников. //Социальные проблемы образования и воспитания / А. Я. Журкина М.: Педагогика, 1973. — С. 88−99.
- Зимняя, И.А. Педагогическая* психология /И.А.Зимняя-. — Ростов-на-Дону, 1997.-480с.
- Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / Под ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, О. Л:Поладьева. М>: АРКТИ, 2006. — 296 с.
- Каджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / А. Ю1 Каджаспиров, Г. М. Каджаспирова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 225с.
- Кант, И. О педагогике / И. Кант Mt: Наука, 1990. — 243с.
- Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения^ /Под ред. А. М. Арсеньева / П. Ф. Каптерев М.: Педагогика, 1982. — 704с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон М.: Просвещение, 1989. -169с.83-Koh¿- И-С. Ребенок и общество- М.- Наука, 1988. — 296с.
- Конвенция о правах ребенка // Советская педагогика. — 1991. № 10:
- Конев, В.Л. Культура и архитектура педагогического- пространства / В. А. Конев //Вопросы, философии- 1996. —№ 10: -С. 46−57.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года // Народное образование. — 2003. — № 2. -С. 248 -252.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании.— 2002. № 4. — С.3−31.89:Краевский, В. В. Методология педагогического исследования / В. В. Краевский — Самара: Изд —во 11рофи, 1994. — 165с.
- Криволапова, H.A. Становление и развитие региональной системы профильного обучения: Монография / Н.А.Криволапова- Институт повышения квалификации и переподготовки работников" образования Курганской области, 2007. 210с.
- Кульневич С.В. Педагогика личности: — от концепций до технологий. / С. В. Кульневич. Ростов — на Дону: РГПУ, 2001. — 128с.
- Лебедев, O.E. Взаимосвязь школьного и дополнительного общего образования в условиях Санкт-Петербурга / Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования /
- O.E. Лебедев — С.-Пб.: Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, 1995. С.13−20.
- Лебедев, O.E. Образование как фактор развития личности //Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности / O.E. Лебедев — С.-Пб.: СПб. ГДТЮ, 1998. — С. 13−20.
- Логинова, Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей / Л. Г. Логинова М.: Владос, 1999. — 240с.
- Мазник А.Ф. Сетевая организация профильного обучения на основе взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования. — Автореф. дис.. канд. Пед. наук. /А.Ф.Мазник. Сочи, 2004. — 24с.
- Макаренко, A.C. О воспитании молодежи. / Пед соч.: В 8-и т. — Т. 5. —М.: Педагогика, 1983.
- Мартиросян, Б.М. Инновации в дополнительном образовании / Б. М. Мартиросян, В. А. Горский // Дополнительное образование. — 2003. № 4. — С.7−18.
- Маслов, А.Г. Единство учебной и внеучебной деятельности в подготовке детей к безопасному поведению в природной среде: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1999. 24с.
- Межведомственная программа развития дополнительного образования детей на 2002−2005 годы // Дополнительное образование. — 2002. № 4. — С.3−11.
- Межведомственная программа развития дополнительного образования детей до 2010 года (Утверждена Министерством образования и науки РФ 16 апреля 2007 г.).
- Михеев В.А., Михеев A.B. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития //В.А.Михеев, А. В. Михеев Социально-гуманитарные знания. — 2002. — № 5. — С. 196. I
- Модель функционирования системы НПО в социально-экономических условиях рынка: Научный отчет. Ярославль, 2000, С.160-
- Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты /Под ред.А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998, С. 256.
- Моисеев, A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть / А. М. Моисеев. -М.: Сентябрь. 2001. 160с.
- Мудрик, A.B. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие / A.B. Мудрик М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320с.
- Мудрик, A.B. Социализация и воспитание. / А. В. Мудрик. М., 1997. -96с.
- Мысляев, И.Н. Каким может быть социальное партнерство в России /И.Н.Мысляев. М.: 2000. — С.6−7.
- На путях к социальному партнерству: развитие социально-трудовых отношений в советской России: Спец. Прилож. к бюлл. Конституционный вестник. / Ред. колл.: А. А. Гордон, Э. В. Клопов и др. — М., 1993.
- Найн, А.Я. Задачи, организация и методика проведения педагогического экспермента: Учеб. Пособие / А. Я. Найн, С. И. Андреев. Челябинск: УралГАФК, 1995.- 20с.
- Народное образование в СССР /Под ред. М. А. Прокофьева. М.: Педагогика, 1985.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 // Бюлл. Министерства образования РФ. 2000. — № 11. — С. З — 13.
- Немова Н.В. Профилизация школы: определяем миссию и выбираем концепцию //Директор школы.-2005.-№ 2.С.41−48.
- Николаева, Е.В. Организация взаимодействия МХШ «Радость» с образовательными учреждениями CAO г. Москвы / Е. В. Николаева // Дополнительное образование. 2004. — № 3. — С.48−31.
- Никольская, О.Д. Механизм интеграции процесса формирования социально-педагогического партнерства в системе дошкольного образования / О. Д. Никольская // Наука. Кустанай, 2006- -4:3- - С. 54 — 58.
- Новиков, A.M. Как работать над диссертацией. /А.М.Новиков. 4-е изд. -М: Эгвес, 2003. — 171с.
- Новиков, A.M. Методология учебной деятельности / А. М. Новиков. М.: Изд — во «Эгвес», 2005. — 176с.
- Новиков, A.M. Организация опытно-экспериментальной i работы на базе образовательного учреждения:. / A.M.11овиков //Дополнительное образование. 2002. — № 8.-С.44−51:
- Новиков, A.M. От отраслевой и региональных сетей к территориальным / А. М:Новиков, Д. А. Новиков //Профессиональное образование.- 2001.- № 5. -С. 18−19. -
- Новиков, A.M. Экспериментально-исследовательская деятельность: различные аспекты / А. М. Новиков // Дополнительное образование. 2002. -№ 5.-0.42:
- Новикова, IM Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Г. Новикова // Народное образование. — 2000. № 7. — С. 2335. ' '. ¦ ' ¦¦".-
- О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного ¦ образования детей: Материалы коллегии Министерства образования Российской Федерации от 25.05. 1994 № 12/1. // Вестник образования. 1996. — № 5. — СЗ-18.
- О ходе реализации межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей / С. Н. Атапенко // Внешкольник: деловая папка. 2004. — № 11. — С.1 — 8.
- Образование по выбору — реальность сегодняшнего дня: Материалы расширенного заседания коллегии1 Министерства Образования Российской- Федерации 1 марта 1995 г. С.68−69.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов М.: Русский язык, 1986.-С. 216.
- Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого / Под ред. В. Н. Шацкой, М. Н. Скаткина. -М.: Педагогика. -1976. 162с.
- От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под ред. А. К. Бруднова. — М.: Владос, 2000. — 540с.
- Отчет о работе РАО за 1995 год. Часть 1. М.: РАО, 1996, С. 214.
- Пальянов, М.П. Стратегия развития образовательного пространства региона / М. П. Пальянов, В. Н. Турченко, А. Д. Копытов //Педагогика. 2000.- № 2. -С. 16−23).
- Педагогическая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1966. Т.1,3.
- Плиткин, М.М. Теория и практика социального воспитания школьников: Дисс.. д.п.н. / М. М. Плиткин 2003. — 376с.
- Поволяева, М.Н. социально-ориентированное дополнительное образование как явление практики / М. Н. Поволяева // Внешкольник. — 1998.- № 7−8. С. 33−34.
- Полат, Е.С. Дистанционное обучение в профильных классах общеобразовательной школы /Е.С.Полат // Профильная школа. -2005. № 5.-С.6−10.
- Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления (В вопросах и ответах). / М. М. Поташник. — М.: Пед. об-во России, 2002. 352с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ «О реструктуризации сети ОУ, расположенных в сельской местности» от 16.01.2002 № 103.
- Развитие сети образовательных учреждений: учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. — М.: АПКиППРО, 2007. — 128 с.
- Реформы образовательных политик: деятельность Совета Европы / Стандарты и мониторинг в образовании. — 2000. № 6. — С.9−13.I
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс -М., 1994.-479с.
- Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. Т.2.
- Рубинштейн, C.JT. Основы общей психологии. В 2-х т. / C.JI. Рубинштейн -М.: Наука, 1989.
- Рыжаков, М.В. Государственный стандарт основного общего образования' (теория и практика) / М. В. Рыжаков — М.: 1999. 114с.
- Рыжаков, М.В. Чему учит история (как не надо реформировать содержание образования)/ М. В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг вобразовании. 2001. — № 3. — С. 20−27.
- Сайфутдинова, JI.P. Формирование коммуникативной культуры подросткова условиях временного детского .объединения: дис.. канд. Пед. наук. Кострома, 2001. — 183 с.
- Самоопределение личности’школьника в. профильном1 обучении: учебнометодическое пособие /Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006−352с.
- Серегина, Н.В. Взаимодействие основного и дополнительного образования- как условие успешности педагогической миссии социокультурного пространства малого города. Автореф. дис.. канд. пед. наук /Н.В.Серегина. — Екатеринбург, 2006. — 24с-
- Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. Курган: Зауралье, 1997. — 464с.
- Сиденко, A.C. Вы начали эксперимент / А. С. Сиденко, В Чернушевич //Народное образование. — 1997. № 7. — С. 103 -107.
- Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: учеб пособие / В. П. Симонов М., 1999. — 226с.
- Симонов, В.П. Системный подход основа педагогического менеджмента / В. П. Симонов // Педагогика. — 1994. — №Г. — С. 14−19.
- Синицина, Г. П: Образовательное партнерство учреждений общего и дополнительного: образования / Г. П: Синицина, В. Е. Михайлова. // Дополнительное образование.-2005. № 7. —С.31−36.
- Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь. начинающему исследователю) / М. Н. Скаткин — М.: Просвещение, 1986. 114с.
- Скаткин, М.Н. Педагогика и реформы / МЛ 1-Скаткин // Учительская газета. — 1987. — 26 мая. — С.5 -6.
- Сластенин. В-А. Педагогика: инновационная- деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова — М: Педагогика- 1997.— 224 с.
- Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова, Л. С. Шаумяна /. — Mi: Русский язык, 19 641
- Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1980. — С.201.
- Словарь-справочник по теории воспитательных систем: Сост.П. В. Степанов. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 32с.
- Советский- энциклопедический словарь. Ml: Советская5 энциклопедия, 1980.-С.501., 1601 Советский- энциклопедический^ словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989!
- Социальное управление: Словарь /Под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепенкова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — С.24.
- Степанов, В.М. Инновационная школа: опыт организации единого образовательного- пространства: Монография. / В: М: Степанов — Иркутск: ЗАО «Восточно-Сибирская издательская компания», 2000. — 152с.
- Степанов, E.H. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения / E.H. Степанов // Педагогика. — 2001. № 4. — С.12−18.
- Субботина, О.Г. Взаимодействие учреждений дополнительного образования детей и школы в развитии1 социокультурных компетенций учащихся: Дис.. канд. пед. наук. / О. Г. Субботина. — Ростов-на-Дону, 2007. -235с.
- Сухарев А.И. Теоретические и методологические основы социологии и социального партнерства //Социология социального партнерства: Сб. науч. статей /НИИ регионологии при Мордовском гос. ун-те /Отв. Ред. А. И. Сухарев. Саранск, 1999. — С.6.
- Сухомлинский, В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский М.: Политиздат, 1979. — 278с.
- Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. / В. А. Сухомлинский -М.: Педагогика, 1979 1981. — Т. 1−3.I
- Тебиев, Б.К. Внешкольное образование в России в конце XIX начале XX в.в. / Б. К. Тебиев //Советская педагогика. — 1984. — № 4. — С.98 — 104.
- Теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л. И. Новиковой, в 2-X кн. М.: Мысль, 1993.
- Тиц, Жан-Пьер. Реформы образовательных политик: деятельность Совета Европы /Жан-Пьер Тиц // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. -№ 2. — С. 21−24.
- Третьяков, П.И. Управление образованием по результатам: теория и практика (под ред. д.п.н., профессора Третьякова П.И.) / Н. А. Воронова, Т. В. Сидорина, П. И. Третьяков.- М.: Новая школа, 2001. 880 с.
- Управление качеством образования. Сборник методических материалов (составитель О.Е.Лебедев). -М.: 2002. 107с.
- Управление развитием муниципального образовательно-воспитательного пространства. Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. — 152с.
- Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты /Под ред.А. Н. Тихонова. -М.: Вита-Пресс, 1998, С. 256.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Сост. В-Я.Струминский, Н. А. Сундуков Учпедгиз, 1953. — Т. 1−2.
- Федеральная программа развития образования на 2000−2005 годы (Федеральный Закон РФ от 10.04.2000 № 51-ФЗ).
- Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», утвержденная постановлением Правительства РФ от 03.12.2000 № 858 (с изменениями от 03.04.2006 № 190).
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 годы (Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 № 803).
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Мысль, 1991. — 560 с.
- Фомина, А.Б. Свободное время детей: проблема содержательного наполнения /А.Б.Фомина //Детский досуг. Журнал для родителей и педагогов.- 2003. № 2. — С.2−13.
- Фролов, С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. / С. Ф. Фролов. М.: Юристъ, 1997. — 136 с.
- Фурсенко, A.A. О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей /А.А.Фурсенко // Народное образование. 2005. — № 2. — С.254 — 255.
- Чеков, М.О. К вопросу об определении статуса дополнительного образования детей /М.О.Чеков // Право и образование. — 2002. № 5. — С.61−66.
- Чепурных, Е.Е. Реализация социально-педагогических функций детских организации Дис.. канд. пед. наук. / Е.ЕЧепурных. Ярославль, 1997. -164с.
- Чечель, И.Д. Теория и практика организации экспериментальной работы в образовательном учреждении / И. Д. Чечель, Т. Г. Новикова М. АПК и ППРО, 2003.- 116с.
- Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования. М.: педагогическое общество России*/ С.Е. Шишов- В. А. Кальней — 2000. — 316с.
- Школа и учитель в< зеркале модернизации образования: сборник научно-методических работ /Под ред. В. В. Серикова, Т. В'. Черниковой/. М.: АРКТИ, 2003.-216с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры. — М.: Просвещение, 1978. 228с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская — М.: Прогресс, 1996. 39с.
- Ямбург, Е.А. Контуры культурно-исторической педагогики / Е. А. Ямбург // Педагогика. -2001. № 1. — С.3−10:
- Ямбург, Е.А. Дополнительное образование сегодня / Е. А. Ямбург //Внешкольник. 1998. — № 11. — С.22−25.
- Ramstedt, О. Editorischer Bericht // Simmel G. Soziologie: Untersuchungen uber die Formen der Vergesellschaftung /Herausgegeben von O. Rammstedt. Gesamtausgabe. Bd.ll. Franfurt, а V.: Suhrkamp, 1992. S. 903.
- Nordhaus, N.I. Leben aktiv gestalten — Berufsorirntierung anallgemeinbildenden Schulen. DGB bundesvorstand, Abteilung Bildung und
- Qnalifizierung. // N.I. Nordhaus"/Z-t «Deutsch», 2007. — № 2. — S. 7−12/1. Интернет — ресурсы197. htth://www.edudic.ru/search/.
- Буйлова JI.H., Кленова И. В. Дополнительное образование детей в современной школе / Образовательный портал Ucheba. com http: // www.uroki.ru/met rus/kdorobraz/dor obrazovanie.htm.
- Дополнительное образование детей / Википедия — http: гш wikipedia. org/ wiki/ '¦', • •'• '200i Дополнительное -образование детей /Федеральный портал —http://vid0d.edu.ru/. —, :
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266−1 (в ред. от 09.02.2007) «Обобразовании» (с изм. и доп. от 19.02.2007) /Консультант. Плюс. — http://www.consultant.ru/popular/etlu/. , — •
- Сайт федерального центра развития системы дополнительного, образования детей http://php.mitme.ru/conf72006/01/06 01 1 5.
- Словари Рубикон — http://www.rubicon.com.
- Справочно-информационный портал., Грамота Ру http://www.gramota.ru/
- Статистика российского образования. — http://www.stat.edu.ru /stat/dop.shtme. -
- Федеральный- государственный образовательный стандарт. — http: //www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart
- Энциклопедический словарь Рубикон http://www.rubicon.com/.
- Яндекс. Словари: Экономика и финансы. Словарь от Глоссарий. Ру. — http://slovari.yandex.ru/search.