Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка будущих учителей к реализации технологии дифференцированного обучения биологии через профильные классы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты работы апробированы на научно-практических конференциях, посвященных памяти Д. М. Гришина «Социально-педагогические проблемы развития школы в новых экономических условиях» (КГПУ, декабрь, 2001) — 100-летию Н. М. Верзилина «Проблемы методики обучения биологии и экологии в условиях модернизации образования» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена 21−23 января 2003) — обсуждались… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы реализации технологии дифференцированного обучения школьников
    • 1. 1. Становление и развитие дифференцированного обучения в России
    • 1. 2. Психолого-педагогические аспекты дифференцированного обучения школьников
    • 1. 3. Методологические основы подготовки будущих учителей к реализации технологии дифференцированного обучения биологии через профильные классы и понятийный аппарат исследования
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Модель подготовки будущих учителей к реализации технологии дифференцированного обучения биологии через профильные классы

2.1. Реализация технологии дифференцированного обучения биологии через профильные классы в практике школьного биологического образования и диагностика готовности будущих учителей к данному виду деятельности при традиционной системе обучения.

2.2. Описание модели подготовки будущих учителей к реализации технологии дифференцированного обучения биологии через профильные классы.

2.3. Результаты экспериментальной работы по подготовке студентов к реализации технологии дифференцированного обучения биологии через профильные классы.

Выводы по главе 2.

Подготовка будущих учителей к реализации технологии дифференцированного обучения биологии через профильные классы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы идея гуманизации образования стала интенсивно развиваться в нашей стране. Личностно-ориентированный характер реализуемой гуманистической парадигмы образования предусматривает обращение к внутреннему миру учащегося, сфере его интересов и потребностей, расширение возможностей выбора индивидуальной образовательной траектории. Главная цель современного образования — это создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитания у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения.

В этой связи и биологическое образование не является исключением и должно занять подобающее ему место, определенное ожиданиями общества, тем более, что наступивший 21 век мировое сообщество определило веком биологии и экологии.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего школьного образования планируется «обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов — на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ» (с. 14).

Широкое внедрение принципа вариативности в систему образования (ст. 2, 14, 50 Закона РФ «Об образовании») влечет за собой не только изменение структуры его организации, содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса, но и научную разработку и внедрение технологий обучения, позволяющих современной школе предоставить учащимся возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, согласно индивидуальным способностям, склонностям и интересам, развития самоактуализации, самосовершенствования.

В значительной степени решить эту проблему позволяет технология дифференцированного обучения школьников, которая наибольшее применение получает на завершающей ступени образования.

Концепция дифференциации обучения опирается на позитивные традиции и опыт русской дореволюционной и российской педагогики, а также нашла отражение в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов, показавших, что организация обучения и воспитания на основе дифференциации значительно повышает их эффективность и результативность, способствует целенаправленному развитию творческой индивидуальности (А.А.Бударный, Р. Б. Вендровская, Н. К. Гончаров, Рональд де Гроот, М. А. Мельников, В. Н. Монахов, Н. И, Мурачковский, В. А. Орлов, Н. С. Пурышева, И. Э. Унт, Н. М. Шахмаев, Д. А. Эпштейн, И. С. Якиманская, Е. А. Ямбург и др.).

Неотъемлемой частью общей проблемы модернизации содержания и структуры школьного образования является профильное обучение, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации учебного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для дальнейшего профессионального самоопределения.

В целях повышения качества образования, установления преемственности образовательных программ общего и профессионального образования, обеспечения дифференциации и индивидуализации образования с 1 сентября 2001 года по 2006 год предусмотрена экспериментальная проверка содержания биологического образования в 1011-х классах по следующим профилям:

— естественно-математический профиль (биолого-химическое, биолого-экологическое, медицинское, агротехническое, краеведческое направления) — на изучение биологии отводится не менее 3 часов в неделюестественно-математический профиль (физико-математическое направление) — биология изучается 2 часа в неделю;

— гуманитарный, технологический и универсальный (общеобразовательный) профили — на изучение биологии отводится 1 час в неделю.

Естественно, уровень преподавания биологии в общеобразовательных классах и профильных будет существенно различным, что потребует модернизации системы профессиональной подготовки будущего учителя для работы в профильных биологических классах.

Однако, как показывает целый ряд педагогических исследований (Н.Д.Андреева, Е. Ю. Никитина, А. И. Мищенко, А. И. Пискунов, И. Н. Пономарева, В. А. Сластенин, В. П. Соломин, Д. И. Трайтак и др.), педагогические вузы не всегда успевают оперативно реагировать на запросы школы в компетентных специалистах, способных проектировать и реализовывать свою деятельность на практике, использовать инновационные образовательные технологии.

Вопросам профессиональной подготовки будущих учителей, где обосновываются цели, задачи, содержание и структура высшего педагогического образования, анализируется система педагогической подготовки к профессиональной деятельности, посвящены исследования О. А. Абдуллиной, Г. А. Бордовского, Е. Н. Богданова, С. А. Герус, Е. И. Исаева, Н. В. Кузьминой, Т. Н. Литвиновой, А. К. Марковой, Н. Л. Мыслинской,.

A.И.Пискунова, В. А. Сластенина, Е. И. Шиянова, А. И. Щербакова и др. Становление и развитие педагогической технологии в нашей стране связано с трудами таких ученых, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский,.

B.В.Гузеев, М. В. Кларин, Н. В. Талызина, М. А. Чошанов, Т. И. Шамова, ПЛ. Юцевичене и др. Поиски ученых привели к уточнению дефиниций «педагогическая технология», «технология образования», «технология обучения», их принципов и отличительных характеристик.

Личностно-ориентированное направление и индивидуальный подход в обучении отражены в педагогических и психологических исследованиях.

А.Е.Богоявленской, Е. В. Бондаревской, А. А. Бударного, Б. Д. Комиссарова, Е. С. Рабунского, И. С. Якиманской и др.

Психолого-педагогические и методические аспекты обучения биологии в условиях реализации технологии дифференцированного обучения представлены в ряде теоретических и практических работ Н. Д. Андреевой, Д. К. Беляева, В. Б. Захарова, Т. В. Ивченко, Б. Д. Комиссарова, М. М. Левиной, И. Я. Лернера, Г. М. Муртазина, И. М. Осмоловской, И. Н. Пономаревой, А. О. Рувинского, Г. В. Татарниковой, Д. И. Трайтака и др.).

Полученные результаты данных работ могут служить научно-теоретической основой для решения проблемы подготовки будущих учителей к реализации технологии дифференцированного обучения биологии через профильные классы.

В то же время, как указывают И. Д. Зверев, Б. Д. Комиссаров, И. Н. Пономарева, Д. И. Трайтак и другие известные педагоги и методисты, на учебно-методическом уровне вопросы подготовки будущих учителей к реализации технологии дифференцированного обучения биологии (далее ТДОБ) через профильные классы в литературе практически отсутствуют.

При этом процесс целенаправленной подготовки будущего учителя к реализации технологии дифференцированного обучения биологии через профильные классы в его многообразных аспектах до сих пор не стал предметом комплексного исследования, объектом системного подхода к нему как к целостному явлению.

Таким образом, необходимость подготовки будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы вытекает, с одной стороны, из объективного противоречия между социальным заказом общества на личностно-ориентированное и личностно-развивающее образование школьников в условиях профильного обучения, и недостаточным уровнем профессиональной психолого-педагогической, специальной, научно-методической подготовкой будущего учителя к данному виду деятельности, с другой стороны.

До сих пор не определена целостная система теоретических знаний и практических умений будущих учителей для реализации ТДОБ через профильные классы, недостаточно изучена их специфика, характер и объём, не. определены психолого-педагогические условия и средства, способствующие формированию готовности к данному виду деятельности.

Вместе с тем, на биолого-химическом факультете КГПУ им. К. Э. Циолковского накоплен большой опыт по внедрению ТДОБ и организации профильных классов биологического направления. Имеется интересный фактический материал, требующий осмысления и дальнейшего внедрения в практику современной школы.

Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая состоит в объективной необходимости совершенствования системы профессиональной подготовки будущих учителей к реализации технологии дифференцированного обучения биологии через профильные классы.

Всё это объясняет стремление и целесообразность проведения диссертационного исследования по теме: «Подготовка будущего учителя к реализации технологии дифференцированного обучения биологии через профильные классы».

В соответствии с избранной темой были определены объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих учителей в педагогическом вузе.

Предмет исследования: содержание и методика процесса подготовки будущих учителей к реализации технологии дифференцированного обучения биологии через профильные классы.

Цель исследования: разработать и научно обосновать комплекс психолого-педагогических условий профессиональной подготовки будущих учителей к реализации технологии дифференцированного обучения биологии через профильные классы.

Гипотеза исследования: необходимая профессиональная подготовка будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы будет обеспечена при условиях, если:

— разработана теоретическая модель профессиональной подготовки будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы;

— выявлены психолого-педагогические условия эффективной подготовки будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы;

— использованы в процессе профессиональной подготовки студентов-биологов образовательные технологии на основе личностно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов к обучению;

— разработаны системные и функциональные критерии компонентов готовности, позволяющие оценивать результативность процесса подготовки будущих учителей к реализации ТДОБ.

Поставленная цель и выделенная гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. Изучить современное состояние проблемы на основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы и практического опыта учителей профильных классов.

2. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель процесса подготовки будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы, включающую в себя, цели, содержание, формы, методы обучения и направленную на формирование готовности будущих учителей к реализации профильного обучения.

3. Разработать и апробировать в процессе профессиональной подготовки спецкурс «Актуальные проблемы современной методики обучения биологии», интегрирующий психолого — педагогические, методические и специальные биологические знания, формы и методы активного обучения Я школьников и содержание которого связано с проблемами профильного обучения, расширением инновационной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки к реализации профильного обучения, внедрением образовательных технологий, приводящих к качественному обновлению учебно-образовательного процесса.

4. Определить и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективную подготовку будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы.

5. Разработать и обоснованно представить системные и функциональные критерии компонентов готовности будущих учителей к реализации профильного обучения.

Методологической основой исследования являются психолого-педагогические идеи дифференцированного обучения (А.А.Бударный, Р. Б. Вендровская, З. И. Калмыкова, А. И. Кирсанов, М. А. Мельников, И. М. Осмоловской, И. Э. Унт, Н. М. Шахмаев, С. И. Шварцбург, Д. Я. Эпштейн и др.) — психолого — педагогические теории о природе педагогической деятельности и концепции развития личности учителя, раскрывающие закономерности её развития в процессе деятельности и формирования профессиональных компетентностей (О.А.Абдуллина, Е. Н. Богданов, Н. В. Кузьмина, А. В. Маркова, В. А. Сластенин и др.) — философские принципы системности, целостности, иерархичности и структурно-функционального подхода (И.В.Блауберг, Н. В. Садовский, И. В. Юдин и др.) — идеи технологического (В.П.Беспалько, В. И. Боголюбов, В. В. Гузеев, М. В. Кларин, Б. Т. Лихачев, Г. К. Селевко, Н. Ф. Талызина, Т. А. Шамова, М. А. Чошанов, П. А. Юцявичене и др.) и системного подходов к процессу обучения (В.П.Беспалько, Н. В. Бордовская, Н. М. Верзилин, Б. В. Всесвятский, В. И. Загвязинский, И. Д. Зверев и др.) — личностно-деятельный подход к обучению (Н.Д.Андреева, М. Н. Берулава, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.) — теория оптимизации и развития личности (С.Л.Рубинштейн) — идеи о формировании готовности учителя к учебно-воспитательному процессу (К.М.Дурай-Новакова, М. И. Дьяченко, Е. И. Исаев, Л. А. Кандыбович, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.).

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической, исторической литературы, докладов, статей, тезисов, научных трудов по вопросам биологического образования, Государственного стандарта высшего профессионального образования, учебных планов, программ высшей школы, историко-педагогический анализ становления и развития дифференцированного и профильного обучения в России и Калужской области (начало 19-го — 20 века), обобщение и анализ педагогического опыта учителей профильных классов) — - эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, проведение контрольных срезов, педагогический эксперимент) — статистические методы обработки информации (статистико-математическое, использование результатов, графические и табличные интерпретации данных).

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского (биолого-химический факультет), МОУ средние школы г. Калуга: 3,5,11,14,21, «Лицей № 36 г. Калуга», «Гимназия № 9 г. Калуга» и школы Калужской области, с 2001/2002 учебного года принимающие участие в эксперименте по обновлению содержания биологического образования и введению профильного обучения. Всего в эксперименте принимали участие 237 студентов биолого-химического факультета, 198 школьников, 48 учителей школ г. Калуга и области.

Исследование включало в себя несколько этапов: Первый этап (2000;2001 г. г.). Изучение состояния проблемы: наблюдение за деятельностью студентов и учителей профильных классов школ г. Калуга и областиизучение педагогической психологической, методической литературы по теме исследованияпроведение констатирующего эксперимента. На этом этапе была обоснована актуальность темы, сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования.

Второй этап (2001;2002 г. г.). Проводилась опытно-экспериментальная проверка и уточнение гипотезы исследования, определялась теоретико-методологическая стратегия. Разрабатывалась модель подготовки будущих учителей к реализации профильного обучения в рамках нормативных курсов и спецкурса «Актуальные проблемы современной методики обучения биологии" — проводился диагностирующий экспериментосуществлялся переход к полноценному формирующему эксперименту.

Третий этап (2002;2004г.г.). Проведение формирующего и контрольного экспериментов. Апробация разработанной модели подготовки будущего учителя. Обработка результатов экспериментальных данных, подтверждение гипотезы, обоснование теоретической и практической значимости результатов исследования. Формулировка выводов. Литературное оформление диссертации.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что: обобщен опыт работы общеобразовательных школ, инновационных МОУ г. Калуга и Калужской области, реализующих профильное обучение и имеющих тенденцию развитияразработана модель подготовки будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы, структурно представленная психолого-педагогическими и дисциплинами предметной подготовки, модернизированным курсом «Теория и методика обучения биологии», дополнительной системой заданий для комплексной полевой и педагогических практик, авторским спецкурсом «Актуальные проблемы современной методики обучения биологии», научно-исследовательской работой студентов и экспериментально подтверждена её эффективностьразработаны системные и функциональные критерии компонентов готовностиопределены показатели оценивания уровней готовности будущих учителей к реализации профильного обучения.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что: обоснована необходимость совершенствования процесса подготовки будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классыразработан понятийно-терминологический аппарат исследованияраскрыта структура профессиональной готовности будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы, включающая мотивационно-целевой, содержательный, процессуально-деятельностный и результативно-оценочный компонентыопределены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены психолого-педагогические условия эффективной подготовки будущих учителей к реализации профильного обученияразработан спецкурс «Актуальные проблемы современной методики обучения биологии», интегрирующий педагогические, методические и специальные биологические знания, активные формы и методы обучения, содержание и методика которого направлены на повышение профессиональной подготовки будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы.

Практическая значимость результатов исследования заключается в: возможности использования выделенных психолого-педагогических условий подготовки будущих учителей для улучшения формирования профессиональной готовности будущих учителей к реализации ТДОБ школьников через профильные классыобеспечении программно-методическими материалами (разработаны программы профильных, элективных курсов в системе профильного и дополнительного биологического образованияметодические рекомендации уроков с использованием образовательных технологий в профильных классах) студентов в процессе профессиональной подготовки и учителей профильных классоввозможности использования материалов исследования и разработанной программы спецкурса «Актуальные проблемы современной методики обучения биологии» в учебном процессе в вузе при изучении психолого-педагогических, дисциплин предметной и методической подготовки, при организации и проведении педагогических, полевых практик на биологических факультетах педвузовхарактеристики, данные разным уровням готовности, могут быть применены в качестве критериев оценки подготовленности выпускников педагогического вуза к профессионально-педагогической деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная подготовка будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы основывается на разработанной модели, включающей психолого-педагогические и дисциплины предметной подготовки, модернизированный курс «Теория и методика обучения биологии», дополнительную систему заданий для комплексной полевой и педагогических практик, разработанный спецкурс «Актуальные проблемы современной методики обучения биологии», научно-исследовательскую работу студентов и функционирование которой, на основе системного и социально-личностно-деятельностного подходов к обучению, обеспечивает формирование готовности будущих учителей к данной деятельности.

2. Позитивные результаты процесса профессиональной подготовки будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы достигаются соблюдением психолого-педагогических условий, а именно:

— создание положительной мотивации и целевой установки на необходимость формирования готовности студентов к реализации профильного обученияпредварительный анализ содержания учебных дисциплин (общепрофессионального, естественнонаучного, психолого-педагогического блоков и дисциплин предметной подготовки) с целью выявления их возможностей в формировании системы интеллектуальных знаний и умений, необходимых для осуществления профильного обучения;

— пересмотр содержания, форм, методов и приемов методической подготовки будущих учителей биологии для реализации профильного обучения;

— разработка и внедрение в процесс обучения специализированного курса «Актуальные проблемы современной методики обучения биологии»;

— разработка специальных заданий проблемно-поискового характера и использование их во всех видах учебных занятий (педагогических, полевых практиках, ТМОБ, разработанном спецкурсе), как необходимой составляющей процесса профессиональной подготовки- - организация диагностики формирования готовности будущего учителя к реализации ТДОБ через профильные классы.

3. Эффективность профессиональной подготовки будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы обеспечивает формирование взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов готовности: мотивационно-целевого, содержательного, процессуально-деятельностного, результативно-оценочного на основе предложенных системных (осознание студентами значимости введения профильного обучения, проявление интереса и личной инициативы, степень сформированности гражданской ответственности и профессиональной готовности к реализации профильного обучения и т. п.) и функциональных фундаментальность и системность психолого-педагогических, методических, специальных знаний у будущих учителей, сформированность и полнота профессионально-педагогических умений и навыковвключение в процесс профильного обучения школьников нестандартных задач и проблемных ситуаций, требующих творческого решенияналичие творческого мышления, мастерства, эрудиции, рефлексивных умений и т. п.) критериев.

Апробация работы и внедрение результатов исследования:

Результаты работы апробированы на научно-практических конференциях, посвященных памяти Д. М. Гришина «Социально-педагогические проблемы развития школы в новых экономических условиях» (КГПУ, декабрь, 2001) — 100-летию Н. М. Верзилина «Проблемы методики обучения биологии и экологии в условиях модернизации образования» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена 21−23 января 2003) — обсуждались на 7-ой, 8-ой, 9-ой Всероссийских научно-практических конференциях «Образование в России: медико-психологические аспекты» (КГПУ, 14−16 мая 2002; 24−26 апреля, 2003; 15−17 апреля, 2004) — на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы биологической науки и образования в педагогических вузах» (Новосибирск, НГПУ, апрель, 2003) — на межрегиональной научно-практической конференции «Эффективность управленческой деятельности в образовании» (Калуга, КОИПКРО, 14−16 октября 2003) — на методологическом семинаре на тему «Методологические основы исследований в области биологического и непрерывного экологического образования» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 10−12 ноября 2003) — на международном диссеминационном семинаре по проекту «Инновации в подготовке учителя» (Ярославль, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 19−21 апреля), а также на семинарах КГПУ им. К. Э. Циолковского, Советах по психолого-педагогическим дисциплинам, педпрактике, на заседаниях кафедры педагогики названного вуза.

По теме диссертации опубликовано 17 печатных работ. Результаты исследования внедрены в практику биолого-химического факультета Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой на четкие методологические позиции, теоретический анализ и обобщение достаточного количества изученных литературных источников, достижения психологической и педагогической наукприменение комплекса методов исследования, адекватных поставленным задачам, результатами количественного и качественного анализа данных педагогического эксперимента, подтверждением гипотезы исследования его результатамодобрением методических рекомендаций преподавателями вузов, учителями школ и студентами.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 178 источниковсодержит 15 приложений, 11 рисунков, 15 таблиц, 4 диаграммы, 5 гистограмм. Основной текст работы составляет 199 страницы и 41 страницу приложения.

Выводы по главе 2.

Результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке будущих учителей к реализации технологии дифференцированного обучения биологии (ТДОБ) через профильные классы констатируют следующее:

1. Приведенные в исследовании данные по осуществлению профильного обучения в школах г. Калуга и области и состояния исходного уровня готовности студентов к данной деятельности на диагностическом этапе эксперимента позволяют сделать вывод, что традиционно сложившаяся система психолого-педагогической, специальной и методической подготовки будущих учителя биологии не является достаточно эффективной для реализации ТДОБ через профильные классы и нуждается в модернизации.

2. Подготовка к профессиональной деятельности есть не что иное, как формирование готовности к ней. Подготовку будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы мы рассматриваем как процесс обучения — это овладение студентами системой педагогических знаний, профессиональных умений и навыков и как результат обучения — это достигнутый уровень сформированности педагогических знаний, умений и навыков, наличие профессионально-личностных качеств учителя.

Готовность будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы — есть интегративное, целостное личностно-функциональное образование, включающее совокупность профессиональных качеств личности, психолого-педагогических, специальных и методических знаний, практических умений и навыков, позволяющих осуществлять развивающий переход из системы вузовской подготовки в систему профессиональной деятельности в качестве учителя, способного обеспечивать индивидуально-образовательную траекторию каждого школьника.

3. В качестве компонентов готовности будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы выделены следующие: мотивационно-целевой, содержательный, процессуально-деятельностный и результативнооценочный, уровень сформированности которых позволяет судить об эффективности профессиональной подготовки.

4. Эффективность подготовки будущего учителя к реализации ТДОБ через профильные классы обеспечивается психолого-педагогическими условиями, выделенными в результате исследования.

5. Исходя из этапов профессиональной подготовки и предложенных компонентов готовности, на основе структурно-функционального подхода разработана модель процесса подготовки будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы, в основе построения которой заложены принципы системности, целостности, интеграции, технологизации.

В рамках нашего исследования модель подготовки будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы рассматривается как модель процесса подготовки и модель готовности к профессиональной деятельности.

Предложенная модель встраивается в процесс обучения студентов на биолого-химическом факультете КГПУ им К. Э. Циолковского. Структура модели позволяет интегрировать знания, составляющие основу формирования профессиональной готовности будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы, не нарушая целостности учебно-воспитательного процесса. Модель включает следующие блоки: дисциплины психолого-педагогического цикла и предметной подготовки, являющихся теоретической основой профессиональной подготовкимодернизированный базовый курс «Теория и методика обучения биологии" — полевые и педагогические практикиразработанный спецкурс «Актуальные проблемы современной методики обучения биологии" — научно-исследовательская работа студентов.

В качестве механизма реализации модели используется целенаправленная активная, взаимосвязанная и взаимообусловленная деятельность участников процесса подготовки, основанная на межличностных отношениях, сотрудничестве и сотворчестве, побудителями которых выступают потребности, стимулы, мотивы и интересы.

6. Результаты опытно-экспериментальной работы доказали эффективность разработанной модели. Особое значение имеют положительные сдвиги при формировании мотивационно-целевого и результативно-оценочного компонентов готовности.

7. Повышение уровня сформированности указанных компонентов готовности и доказательств эффективности предложенной модели обеспечивается систематическим и поочередным введением специально разработанных заданий, выполняемых на лекционных и лабораторно-практических занятиях модернизированного курса «Теория и методика обучения биологии», а также применением студентами активных форм методов обучения, педагогических технологий при моделировании уроков для профильных биологических классов. Завершение эксперимента подтвердило следующее: процесс формирования профессиональных умений и навыков базируется на основе имеющейся системы теоретических знаний в период комплексной учебно-воспитательной практики на III курсе и стажерской педагогической практики на V курсев ходе комплексной полевой практики по теории и методике обучения биологии III курсев процессе специально организованной научно-исследовательской индивидуальной работы студентов по проблеме профильного обучения.

8. Ключевую роль в предложенной модели профессиональной подготовки занимает разработанный спецкурс «Актуальные проблемы современной методики обучения биологии», реализующий комплекс содержательных, развивающих, воспитательных задач и обладающий высокой результативностью.

В основе управления качеством обучения при реализации модели лежит управление учебной деятельностью студентов через единство мотивационно-целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и результативно-оценочного компонентов готовности. При этом большая роль отводится организации учебно-познавательной деятельностью студентов на основе социальноличностно-деятельностного подхода.

Заключение

.

В начале 21-го века стала очевидной необходимость серьёзной модернизации школьного образования. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», одним из приоритетных преобразований является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой, в свою очередь, вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.

Профильное обучение — есть средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать психолого-педагогические условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

В связи с этим стали актуальны исследования, направленные на решение проблем профильного обучения. Прослеживается необходимость развития этой области, поскольку с 2004 года планируется введение предпрофильной подготовки в 8−9 классах средней ступени, а 2006 года — полный переход старшей ступени общеобразовательных российских школ на профильное обучение. Профильное обучение биологии в аспекте гуманитарного, естественно-математического, технологического и общеобразовательного активно входит в отечественное общее школьное образование.

В целом, переход к профильному обучению биологии преследует следующие основные цели:

— содействовать развитию мотивационной сферы учащихся с целью приобретения интереса к знаниям, расширения кругозора и выбора личностно-ориентированного пути познания, обеспечивающего развитие предметных способностей в области биологических наук;

— расширить выбор различных профилей и возможность перехода учащихся из класса одного направления в класс другого профиля (если окажется, что интересы их изменились, приобрели другую предметную направленность);

— обеспечить углубленное изучение биологического содержания и включить в обучение материалы профориентационного характерарасширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием. В Концепции профильного обучения отмечено, что учитель профильной школы обязан быть не только специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:

— вариативность и личную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

— доступность полноценного образования для различных категорий обучаемых в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностямизавершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения обучения в соответствующей сфере высшего профессионального образования.

Новые требования к учителю, способного качественно осуществлять профильное обучение, диктуют необходимость модернизации педагогического образования и повышение квалификации действующих педагогических кадров.

Таким образом, в современной педагогической науке возникает объективное противоречие между социальным заказом общества на личностно-ориентированное и личностно-развивающее образование школьников в условиях реализации технологии дифференцированного обучения через профильные классы, и недостаточным уровнем профессиональной психолого-педагогической, специальной, научнометодической подготовкой будущего учителя к данному виду деятельности, с другой стороны.

Вопросы реализации дифференцированного обучения, как показал теоретический анализ психолого-педагогической и методической отечественной и зарубежной литературы, изучались многими философами, учеными и методистами. Однако, несмотря на имеющиеся научные работы и достаточно большой опыт организации дифференцированного обучения, практика показывает, что на деле путь внедрения технологии дифференцированного обучения через профильные классы тернист, о чем свидетельствуют подъемы и спады интереса к данной проблеме в истории нашей школы. Одной из причин неравномерности развития этой проблемы является то, что основное внимание традиционно сосредотачивалось на деятельности учащихся, а не на повышении уровня подготовленности учителей массовой школы к целенаправленной работе по реализации ТДОБ через профильные классы и недооценке её значения.

В ходе проведенного нами в этой связи диссертационного исследования «Подготовка будущего учителя к реализации технологии дифференцированного обучения биологии через профильные классы», была проделана следующая работа: осуществлен теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы с целью выявления современного состояния исследуемой проблемы, а также места и роли деятельности будущего учителя при реализации ТДОБ через профильные классы;

— изучено состояние профильного обучения в школах г. Калуги и Калужской области, а также выяснены основные затруднения, которые испытывают учителя, работающие в профильных классах;

— определены психолого-педагогические условия и выявлены возможности учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе, позволяющие обеспечить эффективность подготовки будущего учителя к реализации ТДОБ через профильные классы;

— разработана, обоснованно представлена и экспериментально проверена теоретическая модель подготовки будущих учителей биологии к реализации ТДОБ через профильные классы.

Это позволяет сформулировать следующие основные выводы настоящего диссертационного исследования:

1. Теоретический анализ нормативных документов, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение практического опыта учителей профильных классов позволили установить, что профессиональная подготовка будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы является весьма актуальной, так как профильное обучение, направленное на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, объективно востребовано современной российской школой и активно входит в практику школьного биологического образования.

Подготовку будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы следует рассматривать как процесс обучения — это овладение студентами системой педагогических знаний, профессиональных умений и навыков и как результат обучения — это достигнутый уровень сформированное&tradeпедагогических знаний, умений и навыков, наличие профессионально-личностных качеств учителя.

2. Разработана теоретическая модель подготовки будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы, включающая: психолого-педагогические и дисциплины предметной подготовки, модернизированный курс «Теория и методика обучения биологии», дополнительную систему заданий для комплексной полевой и педагогических практик, разработанный спецкурс «Актуальные проблемы современной методики обучения биологии», научно-исследовательскую работу студентов, в основе которой заложен принципа системности и структурно-функционального подхода.

В рамках нашего исследования модель подготовки будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы рассматривается как модель процесса подготовки и модель готовности к профессиональной деятельности.

В качестве механизма реализации модели используется целенаправленная активная, взаимосвязанная и взаимообусловленная деятельность участников процесса подготовки, основанная на межличностных отношениях, сотрудничестве и сотворчестве, побудителями которых выступают потребности, стимулы, мотивы и интересы.

Данная модель встраивалась в принятую систему вузовской подготовки будущих учителей биологии, не нарушая целостности учебно-воспитательного процесса.

3. Ключевым звеном в предложенной модели является разработанный спецкурс «Актуальные проблемы современной методики обучения биологии», реализующий комплекс содержательных, развивающих, воспитательных задач и обладающий высокой результативностью в профессиональной подготовке будущих учителей к реализации профильного обучения.

4. Высокую эффективность подготовки будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы обеспечивают следующие установленные психолого-педагогические условия:

— создание положительной мотивации и целевой установки на необходимость формирования готовности студентов к реализации технологии дифференцированного обучения биологии через профильные классыпредварительный анализ содержания учебных дисциплин (общепрофессионального, естественнонаучного, психолого-педагогического блоков и дисциплин предметной подготовки) с целью выявления их дополнительных возможностей в формировании системы интеллектуальных знаний и умений, необходимых для осуществления профильного обучения;

— пересмотр содержания, форм, методов и приемов методической подготовки будущих учителей биологии для реализации профильного обучения;

— разработка и внедрение специализированного курса «Актуальные проблемы современной методики обучения биологии», синтезирующего педагогические, методические и биологические знания, активные формы и методы обучения и имеющего профессиональную направленность;

— разработка специальных заданий проблемно-поискового характера и использование их во всех видах учебных занятий (педагогических, полевых практиках, ТМОБ, разработанном спецкурсе), как необходимой составляющей процесса профессиональной подготовки;

— написание курсовых и выпускных (квалификационных) работ по проблемам, связанным с реализацией ТДОБ, вариативностью школьного образования, профильной подготовкой школьников;

— организация диагностики формирования уровней готовности будущего учителя к реализации ТДОБ через профильные классы.

5. Единством взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (мотивационно-целевого, содержательного, процессуально-деятельностного, результативно-оценочного), их системным и функциональным критериям, обеспечивается целостность и высокая результативность процесса формирования готовности будущих учителей к данному виду деятельности.

Полученные позитивные результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности разработанной и экспериментально проверенной модели профессиональной подготовки будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы. Особое значение имеют положительные результаты при формировании мотивационно-целевого и результативно-оценочного компонентов готовности.

Систематическое использование в процессе подготовки специально разработанных заданий проблемно-поискового характера на занятиях курса «Теория и методика обучения биологии», спецкурса «Актуальные проблемы современной методики обучения биологии», на педагогических и полевых практиках, в процессе научно-исследовательской работы, позволяет воспитывать личностные качества будущих учителей, необходимые для реализации ТДОБ через профильные классы.

Однако стоит отметить, что мы не можем констатировать полной сформированности готовности к данному виду деятельности, так как этот процесс может и должен продолжаться после окончания педвуза в процессе творческой деятельности учителя. Мы можем судить лишь о повышении уровня готовности будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы, используя ряд предлагаемых критериев.

Проведенное исследование не исчерпывает полностью проблему подготовки будущих учителей к реализации ТДОБ через профильные классы и имеет большие перспективы. Предложенная нами структурно-функциональная модель представляет один из возможных путей обновления системы подготовки будущих учителей к педагогической деятельности со смещением акцентов на введение профильного обучения. Мы не претендуем на окончательное решение проблем, так как выявленные пути и условия реализации ТДОБ через профильные классы могут быть дополнены и конкретизированы, опираясь на новые научные и методические разработки.

В частности, актуальной является проблема проектирования технологии подготовки учителей биологии, изъявивших желание работать в профильной школе в системе постдипломного образования. Дальнейшее исследование может быть продолжено и в плане подготовки будущих учителей к реализации предпрофильного обучения школьников на средней ступени общеобразовательной школы. За пределами данного исследования остались вопросы профессиональной подготовки будущих учителей биологии к работе с внешкольными учреждениями дополнительного образования в условиях реализации форм дифференцированного обучения (эколого-биологическими центрами, Дворцами творчества юных, школьными клубами, кружками и т. п.), направленной на формирование положительной мотивации и познавательных интересов к биологическим наукам в целях самоопределения школьников и выбора будущей профессии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990. — 141с.
  2. O.A., Загрязкина H.H. Педагогическая практика студентов. 2-е издание, переработано и дополнено. -М.: Просвещение, 1989.-173с
  3. Альбуханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-355с.
  4. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М.: Педагогика, 1988. 230с., 280с.
  5. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учебно-методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1980.-386с.
  6. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 1982.- 192с.
  7. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект, — М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
  8. М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы.-Бийск: НИИ БиГПИ, 1995.-31 с.
  9. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  10. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. Учебно-методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1989. 144с.
  11. Т.А. Методика учебно-исследовательской работы учащихся при углубленном изучении общей биологии: Автореф. дис. канд. пед. наук. Санкт- Петербург, 2002.- 20 с.
  12. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии — 1978. № 8.-С.39−52
  13. E.H., Прасолова E.JL Современная педагогика: ценности понятия, смыслы // Словарь справочник. — 1999. КГГТУ. — 126 с.
  14. E.H., Тюмасева З. И. Образовательные системы и системное образование: Монография. К.: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003, — 316 с.
  15. E.H. Формирование профессионально нравственной культуры будущего учителя: Монография. — Москва: Изд-во Российской Академии Управления, 1994. — 218 с.
  16. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия (из зарубежного опыта) // Сов. педагогика. 1991. — № 9. — С. 123 — 128.20
Заполнить форму текущей работой