Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-педагогические основы формирования правовой базы последипломного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под последипломным (постдипломным) образованием понимается целенаправленный процесс обогащения знаний и умений выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования в различных видах деятельности, сопряженных со сферой занятости, и ориентированный на ф профессиональный рост и личностное развитие специалиста на протяжении профессиональной карьеры. В условиях роста функциональной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СИСТЕМНОГО ПОСТРОЕНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Последипломное образование в условиях социальных перемен
      • 1. 1. 1. Последипломное образование в системе непрерывного образования специалиста
      • 1. 1. 2. Условия и факторы, обеспечивающие системное построение последипломного образования
    • 1. 2. Структура и содержание образовательных потребностей специалистов как системообразующий фактор последипломного образования
    • 1. 3. Единство содержания и образовательных технологий как компонент системного построения последипломного образования
      • 1. 3. 1. Соединение общенаучной и практико-ориентированной подготовки в последипломном образовании
      • 1. 3. 2. Технологии обучения взрослых и требования к преподавательским кадрам
    • 1. 4. Особенности стимулирования учебной деятельности специалиста
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА II. ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. доб
    • 2. 1. Опыт организации и правового регулирования отношений в сфере последипломного образования в технологически развитых странах
    • 2. 2. Концептуальные основы формирования законодательства о последипломном образовании
      • 2. 2. 1. Специфика последипломного образования и проблемы ее 127 отражения в законодательстве об образовании
      • 2. 2. 2. Социально-педагогические условия эффективности правового регулирования отношений в сфере последипломного образования.'
      • 2. 2. 3. Законодательное обеспечение системного построения последипломного образования
      • 2. 2. 4. Модельный закон «О постдипломном образовании» как отражение социально-педагогических требований к его системному построению
  • Выводы по главе II

Социально-педагогические основы формирования правовой базы последипломного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Успешность разрешения социально-экономических, социокультурных и иных проблем, стоящих перед современной Россией, во многом зависит от уровня развития образования, особенно последипломного образования ~ сферы, играющей определяющую роль в кадровом обеспечении страны. Разработка концептуальных основ его опережающего развития и функционирования является одним из ключевых направлений, предусмотренных Федеральной программой развития образования (от 10.04.2000). В ближайшие годы учреждениям последипломного образования «предстоит переподготовить и повысить квалификацию около 10 млн руководителей и специалистов, а также таких категорий граждан, как безработные, бывшие военнослужащие, иммигранты и переселенцы» .

Под последипломным (постдипломным) образованием понимается целенаправленный процесс обогащения знаний и умений выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования в различных видах деятельности, сопряженных со сферой занятости, и ориентированный на ф профессиональный рост и личностное развитие специалиста на протяжении профессиональной карьеры. В условиях роста функциональной неграмотности среди специалистов и кризисного положения в экономике последипломное образование в силу его потенциальных возможностей (гибкости, оперативности, непосредственной двусторонней связи с практикой) рассматривается не только как действенный инструмент социально-экономических преобразований, способ адаптации специалистов к новым условиям, но и как специфическая сфера образования взрослых, вложения в которую обеспечивают наибольшую отдачу. Серьезным тормозом для развития последипломного образования является отсутствие четкой образовательной политики и правовых механизмов ее реализации.

Правительства и социальные структуры должны поддерживать.

• стремления людей к образованию, предоставляя им возможность получения знаний на протяжении жизни. Концепция обучения на протяжении всей жизниэто ключ, открывающий дверь в XXI век" , — отмечалось в Итоговой Декларации V Международной конференции ЮНЕСКО по проблемам образования взрослых (Гамбург, 1997 год) [77, с. 8, 39].

В то время как в большинстве технологически развитых стран приняты и реализованы на практике законодательные акты, касающиеся образования взрослых в виде либо специальных законов, либо соответствующих разделов общих законов об образовании, в Российской Федерации законодательная база развития образования взрослых отсутствует, специфика этой сферы образовательной практики недостаточно осознана. Закон РФ «Об образовании» 1992 года (новая редакция от 13.01.96) прежде всего регулирует отношения в сфере детского и юношеского образованияобразовательные услуги, предназначенные для взрослых, рассматриваются в рамках так называемого дополнительного образования — общего и профессионального. Широко распространенный в образовательной практике и четко фиксирующий предметное поле термин «последипломное образование» не закреплен в нормативно-правовых документахна официальном уровне используется термин «дополнительное образование», не имеющий единого общепризнанного истолкования, предполагающий некий надстроечный, необязательный характер продолжения образования, призванного компенсировать недостатки так называемого конечного образования и в целом противоречащий концепции непрерывного образования как пожизненного стадиального процесса освоения знаний и умений.

Кроме того, дополнительное образование в силу растущего многообразия его видов, направлений и связей с другими социальными институтами довольно-таки трудно поддается жесткой формализации, необходимой для разработки правовых норм, регулирующих деятельность его учреждений. Подтверждением тому явилось отклонение Президентом РФ 08.08.2001 Федерального закона «О дополнительном образовании» «в связи с его концептуальной недоработанностью». ш.

Преодоление концептуальной неразработанности при формировании правовой базы предполагает комплексный анализ состояния образовательной системы, общемировых тенденций ее развития и особенностей правового регулирования, а также современной нормативно-правовой базы.

В настоящее время сфера последипломного образования представляет собой совокупность разрозненных видов и форм обученияотсутствует целостная система, предусматривающая и обеспечивающая специалисту возможность повышения социальной и профессиональной квалификации, личностного развития в любой период на протяжении всей профессиональной карьеры, в доступной форме и подходящем режиме.

Анализ актуальных проблем развития последипломного образования, нашедших отражение в современной научной литературе и практике предоставления образовательных услуг, позволяет выявить следующие серьезные противоречия:

— между растущей значимостью сферы последипломного образования в деле реформирования страны и отсутствием на государственном уровне концептуальной базы его развития;

Ф — между объективной потребностью в целостном развитии последипломного образования и отсутствием необходимой для этого правовой базы;

— между реальной структурой предлагаемых учреждениями последипломного образования образовательных услуг, их содержанием и формой и образовательными потребностями специалистов;

— между современными требованиями к подготовке специалиста, диктуемыми современным этапом развития общества, и качеством предоставляемых образовательн ых услуг;

— между объективными потребностями в постоянном повышении образовательного уровня специалиста и отсутствием эффективного механизма, стимулирующего работника к продолжению образования и систематическому.

• обогащению творческого потенциала;

— между усиливающейся спецификой учебного процесса и недостаточной разработанностью современных образовательных технологий, а также нехваткой квалифицированных специалистов-андрагогов.

Эти и другие противоречия в развитии последипломного образования порождают потребность в разработке теоретических основ совершенствования этой сферы образовательной деятельности. В настоящее время практически отсутствуют фундаментальные исследования последипломного образования как целостной подсистемы образования взрослых — особой сферы со своими целями, функциями, образовательной мотивацией слушателейотмечается терминологическая неразработанность понятийного аппарата, не определено соотношение между понятиями «последипломное образование», «повышение квалификации», «дополнительное профессиональное образование» — усиливается тенденция к изолированному рассмотрению отдельных аспектов проблематики последипломного образования.

Поиск оптимальных путей реформирования последипломного образования требует комплексных исследований, направленных как на разработку теоретически обоснованной образовательной политики, так и на формирование законодательной базы последипломного образования, построенной с учетом текущих и перспективных образовательных потребностей специалистов и общества, новых целей, функций и задач образовательных учреждений.

Вопрос о структуре и содержании законодательства о последипломном образовании на его различных уровнях следует рассматривать в контексте современных задач по совершенствованию этого образовательного подразделения: необходимо разработать единый категориальный аппарат, целостно проанализировать современную ситуацию в последипломном образовании и определить условия и факторы, обеспечивающие его системное построение. Этот анализ позволит сконструировать социально-педагогические основы концептуальных подходов к формированию правовой базы последипломного образования. Под социально-педагогическими основами нами понимается совокупность социально обусловленных компонентов образовательного процесса (целей, принципов, условий построения, содержания и образовательных технологий).

Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность проблемы развития целостной системы последипломного образования и отсутствие в педагогической науке исследований, создающих необходимые предпосылки формирования его законодательной базы, определили выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования: последипломное образование в изменяющейся социально-экономической ситуации в контексте его правового обеспечения.

Предмет исследования: социально-педагогические основы формирования правовой базы последипломного образования.

Цель исследования: разработка теоретических предпосылок системного построения последипломного образования на основе совершенствования его правовой базы.

Основная гипотеза исследования: в основу исследования легло предположение, что формирование правовой базы последипломного образования, способствующей успешному выполнению его современных задач, невозможно без учета социально-педагогической компоненты, отражающей его специфику, что предусматривает разработку единого категориально-понятийного аппарата и определение комплекса условий, обеспечивающих системное построение последипломного образования.

В соответствии с намеченной целью и гипотезой были определены основные задачи исследования:

— изучить и проанализировать проблемы развития последипломного образования в контексте социальных перемен и их отражение в законодательстве;

— проанализировать структуру и содержание образовательных потребностей современных специалистов как системообразующего фактора и основы для проектирования содержания и технологий обучения в последипломном образовании;

— охарактеризовать особенности стимулирования учебной деятельности как фактора социальной и профессиональной мобильности специалиста и определить его правовые формы;

— выявить и охарактеризовать основные условия, обеспечивающие системное построение последипломного образования;

— осуществить сравнительный анализ тенденций развития последипломного образования и особенностей его правового регулирования в технологически развитых странах и РФ;

— обосновать необходимость совершенствования законодательной базы последипломного образования с учетом его специфики, выявить и охарактеризовать комплекс основных проблем последипломного образования, разрешение которых требует законодательного обеспечения;

— разработать концептуальные основы формирования законодательства о последипломном образовании.

Методология исследования.

В качестве методологической основы диссертационного исследования были избраны системный и комплексный подходы. :ф Разработка общей концепции исследования основывалась на анализе следующих проблем:

— непрерывное образование как объективная потребность развития общества и проблемы его теоретической интерпретации (Б.А.Бим-Бад, А. А. Бодапев, А. П. Владиславлев, Б. С. Гершунский, С. Гуммель, Р. Даве,.

A.В.Даринский, Г. П. Зинченко, И. А. Колесникова, П. Ленгранд, Л. Н. Лесохина, Н. Н. Нечаев, А. М. Новиков, В. Г. Онушкин и др.);

— состояние и тенденции развития последипломного образования в условиях социальных перемен (С.Г.Вершловский, В. В. Горшкова,.

B.А.Дмитриенко, А. И. Жилина, В. Н. Максимова, А. А. Макареня, Э. М. Никитин, Е. И. Огарев, В. И. Подобед, Е. П. Тонконогая, Н. М. Чегодаев и др.);

— функциональная грамотность специалиста (В.Ю.Кричевский, ¦ Ю. Н. Кулюткин, М. Д. Махлин, В. Г. Онушкин, Е. П. Тонконогая и др.);

— теория обучения взрослых (А.А.Вербицкий, М. Т. Громкова, А. В. Даринский, С. И. Змеев, М. В. Кларин, Ю. Н. Кулюткин, А. Е. Марон, Э. В. Маруга, М. Д. Махлин, А. Ю. Панасюк, Н. Н. Суртаева и др.) — человеческая деятельность как предмет системного исследования (К.Р.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, В. В. Давыдов, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, В. П. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, В. Д. Шадриков, Э. Г. Юдин и др.);

— стимулирование учебной деятельности взрослых (С.Г.Вершловский, Л. Ю. Гордин, Л. Н. Лесохина, Т. С. Мочульская, Г. С. Сухобская и др.).

Мировые тенденции в развитии образования взрослых анализировались на основе изучения программных материалов, документов ЮНЕСКО, Совета Европы, МОТ, определяющих роль государства в образовании, перспективы и направления развития образовательных институтов.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ литературных источников и нормативных документов, регулирующих сферу последипломного образования, конкретно-социологические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, статистическая обработка эмпирических данных, выявленных в процессе исследования.

База исследования.

В основу диссертационного исследования положен анализ нормативно-правовых документов, регулирующих сферу последипломного образования.

В качестве информационно-эмпирической базы исследования использованы результаты опросов по выявлению образовательных потребностей различных категорий специалистов Санкт-Петербурга (выборка -327 человек), результаты изучения социокультурных потребностей учителей, проходящих курс повышения квалификации в Ленинградском областном институте развития образования (выборка 94 человека), а также данные опроса руководителей промышленный предприятий Санкт-Петербурга (выборка — 48 предприятий города) по выявлению потребностей фирм в повышении квалификации управленческого персонала.

Одновременно проводилось выборочное исследование состояния последипломного образования в Санкт-Петербурге: изучение деятельности образовательных учреждений (Учебный Центр подготовки руководителей, МИПКи при Университете экономики и финансов и Инженерно-экономической Академии, Международный Банковский институт, Северо-Западная Академия Гос. Службы, Учебный Центр профессиональной подготовки военнослужащих «Перспектива», Институт методов и техники управления, Академия судостроения, Институт Международного Менеджмента, ИПК Минатома РФ, Энергетический ИПК, ЦММ «Прогресс», Специальный факультет Государственного Университета, ЛЭТУ-Лованиум и др.), интервью с их руководителями.

Специфика исследования определила его логику:

От непосредственного изучения образовательных потребностей специалистов и сложившейся практики последипломного образования на примере Санкт-Петербурга как мегаполиса, в котором в концентрированном виде присутствуют явления и процессы, характерные для общества в целом, к комплексному анализу проблематики последипломного образования и соответствующих нормативно-правовых документов. На основе проведенного комплексного, системного анализа — разработка предпосылок формирования правовой базы последипломного образования. На заключительном этапе диссертантом была разработана концепция модельного законодательства и подготовлен (в соавторстве) проект модельного закона «О постдипломном образовании», основные блоки которого стали объектом экспертизы.

Основные этапы исследования:

I этап (1992;1994) — предварительный анализ и осмысление проблемы, выработка исходных теоретических позиций исследования;

II этап (1994;1998) — изучение состояния последипломного образования на основе эмпирических исследований, предпринимаемых с целью сбора необходимых для теории данных о состоянии сложившейся практики и образовательных потребностях специалистованализ полученных результатов;

Ш этап (1997;1998) — изучение нормативно-правовой базы последипломного образования, разработка концептуальных основ формирования законодательства и проекта модельного закона, нО постдипломном образовании" ;

IV этап (1999;2001) — систематизация и обобщение результатов исследования, оформление диссертации.

На защиту выносятся:

— совокупность основных принципов, определяющих содержание государственной политики в сфере последипломного образования и выбор средств ее воплощения:

•Фдоступность последипломного образования на всем протяжении профессиональной карьеры специалиста;

— Фнаправленность на гармонизацию интересов личности, общества, государства;

— фпартнерство заинтересованных сторон;

•Фдемократизация управления развитием образования;

— Фпоощрение учебной деятельности специалиста;

— Фподдержка образовательных учреждений со стороны государства, общественных организаций, предприятий;

— Фустранение неравенства в доступе к образованию лиц, нуждающихся в особой социальной защите (мигранты, безработные, специалисты с ограниченными возможностями здоровья);

— социально-педагогическое обоснование необходимости формирования правовой базы последипломного образования, а также обоснование логики ее построения и предложений по структуре законодательства;

— совокупность условий, обеспечивающих системное построение последипломного образования, и способы их реализации: правовое регулирование последипломного образования, направленное на реализацию права специалиста на образование в течение все й профессиональной карьеры и предусматривающее условия, необходимые для его обеспечения- -Фпостроение последипломного образования как непрерывного процесса- •Фнаправленность образовательного процесса на повышение профессиональной компетентности специалиста и на его личностное развитие;

— Фадекватность структуры образовательных учреждений и предлагаемых программ обучения структуре и содержанию образовательных потребностей специалистов и современным требованиям общества к уровню и качеству их подготовки- •фчеткий механизм стимулирования учебной деятельности, обеспечивающий личную заинтересованность специалиста в систематической учебной деятельности и его право на социально-профессиональное продвижение после завершения очередного этапа обучения;

— фналичие системы управления последипломным образованием, построенной и действующей на основе научной государственной политики и рационального разграничения полномочий между субъектами образовательной деятельности- -Фсоздание оптимальной финансовой и материально-технической базы развития образования. Научная новизна представленного исследования состоит в следующем: — последипломное образование рассматривается как системный феномен в единстве его целей, функций, структуры, научно-методического, технологического, кадрового, управленческого и правового обеспечения. Обоснована необходимость системного социально-педагогического анализа последипломного образования как основы для формирования его законодательной базы и обеспечения эффективности вводимых правовых норм.

— определены и обоснованы основные принципы государственной политики в сфере последипломного образования;

— осуществлен анализ тенденций развития последипломного образования в технологически развитых странах (в контексте его правового обеспечения);

— проанализированы и охарактеризованы основные этапы формирования нормативно-правовой базы последипломного образования;

— выявлены проблемы последипломного образования, требующие законодательного разрешения;

— разработаны концептуальные основы законодательного обеспечения системы непрерывного профессионального образования специалиста. Последипломное образование трактуется как целостный процесс, требующий соответствующего управления и обеспечения оптимальных условий для многомерного движения специалиста в образовательном пространстве.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— определены и обоснованы концептуальные предпосылки системного построения последипломного образования;

— разработаны социально-педагогические основы формирования законодательной базы последипломного образования;

— сформирована концепция законодательства о последипломном образовании, реализованная в диссертации в виде модельного закона;

— созданы теоретические предпосылки для дальнейших междисциплинарных исследований в сфере последипломного образования.

Прастическая значимость исследования:

— основные положения диссертации могут быть использованы при разработке комплекса мер, направленных на системное построение последипломного образования;

— результаты социально-педагогического анализа составляют необходимую предпосылку выбора концептуальных подходов к формированию правовой базы последипломного образования;

— основные положения модельного закона «О постдипломном образовании» для стран — участников Договора от 29.03.1996 (Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и РФ) могут быть использованы при разработке национального законодательства в сфере последипломного образованияматериалы диссертации также могут служить основой при разработке учебно-тематических планов и программ, методических рекомендаций для проблемных семинаров и спецкурсов по проблемам повышения квалификации и переподготовки специалистов- • «.

Внедрение результатов исследования: внедрение выходит за рамки рекомендаций монодисциплинарного (педагогического) характераоно выразилось в подготовке модельного законопроекта, прошедшего экспертизу в Постоянной комиссии Межпарламентского Комитета по социальным и гуманитарным вопросам, на Межпарламентском Комитете Республик Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и РФ, в парламентах вышеназванных государств. Законопроект был принят Межпарламентским Комитетом 07.12.1998 и направлен в парламенты для использования в национальных законодательствах. Основные его положения учтены при подготовке Типового положения об щ образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов Кыргызстана.

Обоснованность и достоверность, содержащихся в диссертации положений и выводов, обусловлены комплексным характером экспертизы полученных результатов на уровне структурных подразделений РАО, бюро и комиссий Межпарламентского Комитета, парламентов Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и РФ.

Апробация работы. Научные идеи, ход исследования, основное содержание диссертации, ее выводы неоднократно обсуждались на заседаниях лаборатории методологических проблем и прогнозирования, лаборатории экономики, лаборатории управления Института образования взрослых Российской Академии образования, в Учебном Центре подготовки руководителей.

Автор выступал с научными сообщениями по теме диссертационного исследования на научно-практических конференциях «Образование взрослых в России на рубеже XXI века: проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург, 1995 год), «Образование взрослых в поликультурном мегаполисе» (Санкт-Петербург, 1997 год), международной конференции «Образование взрослых — шаг в XXI век» (Нижний Новгород, 1999 год). По теме исследования диссертантом опубликовано 9 работ.

Положения и выводы исследования были использованы при подготовке концепции модельного закона «О постдипломном образовании» и обсуждены на заседании Постоянной комиссии Межпарламентского Комитета по социальным и гуманитарным вопросам.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и 3-х приложений.

Выводы по II главе.

1. В то время как действующий закон РФ «Об образовании» по сути не содержит норм, регулирующих отношения в сфере образования взрослых, законодательство об образовании взрослых в том или ином виде существует практически во всех технологически развитых странах, являясь актом прямого участия государства в этой образовательной сфере.

В законодательных актах закреплена ответственность государственных органов за развитие образования, степень участия государства в финансировании образовательных программ, механизм стимулирования учебной деятельности работника и другие вопросы организации и управления образованием взрослых.

К числу наиболее значимых аспектов развития последипломного образования за рубежом также относятся: широкое участие промышленных структур в организации и финансировании образовательных учреждений, широкий спектр программ, предусматривающих целостное развитие специалиста, активное внедрение в учебный процесс современных технологий, развернутая сеть образовательных учреждений по подготовке андрагогов.

При разработке целостной концепции развития последипломного образования в нашей стране, а также при формировании его законодательной базы, необходимо переосмыслить и использовать этот опыт.

2. Движение РФ к информационному обществу и растущая функциональная неграмотность специалистов — с одной стороны, ограниченные финансовые возможности государства и высокий уровень безработицы — с другой, предопределяют необходимость первоочередного, первостепенного развития и законодательного обеспечения последипломного образования — специфической сферы образования взрослых, вложения в которую обеспечивают наибольшую отдачу.

3. Как показал проведенный нами анализ, в настоящее время нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений последипломного образования и участие специалиста в различных формах и видах образования, рассредоточены в отдельных постановлениях, инструкциях, положениях. Многие из них утратили свою юридическую силу и не соответствуют изменившимся реалиям, другие — просто неизвестны и тем, чьи права призваны защищать, и тем, на кого возлагают обязанности. Среди действующих документов отсутствуют нормы, закрепляющие право специалиста на образование в течение всей профессиональной жизни и регулирующие порядок контроля за качеством обучения, учет его результатов.

Необходим не разрозненный пакет нормативных документов, а федеральный закон, регулирующий эту сферу образовательной практики.

4. Принятое в мировой практике понимание образования взрослых как важнейшей составной части единой системы непрерывного образования не отражено ни в законодательстве РФ, ни в образовательной политике.

Федеральный закон «Об образовании» устанавливает систему правовых норм и правоотношений, связанных с процессом подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе. Современная специфика образования взрослых: усиливающееся своеобразие его структуры, функций, целей и задач — не получила в нем адекватного отражения.

Потребность в новой организации образовательного процессанепрерывном профессиональном образовании специалистов диктует новые требования к формированию его правовой базы.

5. Отставание нормативно-правовой базы образования взрослых и соответственно нормативно-правовой базы последипломного образования, как его неотъемлемой составной части, от потребностей, диктуемых общественным развитием, во многом объясняется дефицитом фундаментальных концептуальных разработок, направленных на выявление его специфики и взаимосвязей с другими социальными институтами.

Неоправданно широкий разброс мнений о содержании ключевых понятий и более частных терминов, составляющих теорию образования взрослых, тормозит развитие законодательства в этой сфере.

Уточнение терминологии составляет необходимую предпосылку для уяснения и разработки проблем правового регулирования в сфере образования взрослых.

6. Формирование законодательства о последипломном образовании целесообразно осуществлять одновременно по нескольким направлениям: разработка нормативно-правовых актов, регулирующих различные стороны образовательной практикиподготовка федерального закона о последипломном образовании или соответствующего раздела в закон об образовании взрослыхкорректировка Федерального закона «Об образовании» .

7. Осуществленный нами анализ законопроекта «О дополнительном образовании», подготовленного соответствующими комитетами Совета Федерации и Государственной Думы в июле 1999 года (принят Госдумой 12.07.2001) и рассматриваемого разработчиками, по сути, в качестве базового закона об образовании взрослых, показал, что в нем остаются нераскрытыми сущность так называемого дополнительного образования, качественная специфика его функций и задач. Подтверждением тому стало отклонение закона Президентом РФ в связи с его концептуальной недоработанностью. Он может расцениваться как документ, предваряющий разработку федерального законодательства в сфере постбазового образования.

8. Основной принцип формирования законодательства о последипломном образовании состоит в признании права специалиста на образование на протяжении всей профессиональной карьеры, определении совокупности обязанностей государства и его органов, связанных с реальным обеспечением этого права законодательно установленными гарантиями и материальными ресурсами.

В условиях жесткой конкуренции на рынке труда право специалиста на продолжение образования, периодическое обновление квалификации во многом является и средством реализации его права на труд.

9. Современный этап становления общества требует построения эффективно действующей системы последипломного образования, в основе которой лежит учет текущих и перспективных образовательных потребностей специалистов и социума в целом, и направленной на непрерывное развитие специалиста как личности и субъекта профессиональной деятельности.

Поскольку основным условием эффективности правовых норм является отражение в них объективных потребностей общественного развития, то учет при формировании законодательства факторов, обеспечивающих системное построение последипломного образования, является надежной предпосылкой эффективного правового регулирования.

10. Социально-педагогические требования к системному построению последипломного образования нашли отражение в модельном законе «О постдипломном образовании», подготовленном диссертантом (в соавторстве) для Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Российской Федерации.

Разработка этого законодательного акта предполагала системный анализ последипломного образования, определение комплекса проблем, их систематизацию и придание способам их разрешения формы правового регулирования.

11. Для стран — участников Договора от 29.03.1996 необходимость разработки модельного закона о последипломном образовании была продиктована как растущей значимостью этого подразделения образовательной практики, так и потребностью государств Содружества в интеграции ресурсов и усилий, направленных на решение образовательных задач.

Принятый Межпарламентским Комитетом модельный закон «О постдипломном образовании» создает концептуальные предпосылки как для правотворчества на федеральном, региональном, местном, ведомственном уровнях, так и для выработки государственной политики в этой сфере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с обозначенной целью и поставленными задачами в ходе диссертационного исследования были получены следующие результаты.

1. Проведенное исследование подтвердило актуальность темы, направленной на разработку теоретических предпосылок системного построения последипломного образования.

В условиях стремительных социально-экономических перемен, усложнения общественной жизни и усиливающейся интеграции основных ее процессов возрастают требования к всесторонней компетентности специалиста, происходит усиление роли последипломного образования как фактора позитивных изменений в жизни человека и общества в целом.

В диссертации выявлено, что современное последипломное образование не отвечает предъявляемым к нему требованиям. Анализ деятельности его учреждений и состояния рынка образовательных услуг позволяют сделать общий вывод о хаотичности, бессистемности в развитии последипломного образования.

Одной из основных причин его низкой эффективности является запоздалая реакция этого образовательного подразделения на динамично меняющиеся требования жизни:

— утрачены государственные приоритеты в организации последипломного образования;

— устарела нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность образовательных учреждений, права и обязанности слушателей;

— при построении образовательного процесса далеко не всегда учитывается специфика последипломного образования, определяемая особенностями субъекта учебной деятельности;

— образовательные учреждения ориентированы главным образом на передачу узкопрагматических знаний, социализирующий эффект последипломного образования низок;

— не хватает квалифицированных преподавательских кадров, имеющих специальную андрагогическую подготовку;

— не разработан механизм, регулирующий взаимоотношения предприятий и образовательных учреждений, права специалистов на социально-профессиональное продвижение после прохождения очередного этапа обучения;

— остаются малоразработанными вопросы профессиональной переориентации высвобожденных специалистов, формирования и структурирования рынка труда.

Современный период развития последипломного образования может быть охарактеризован как переходный: старые устоявшиеся формы его ведомственной организации и финансирования в значительной степени разрушены, а новые, более соответствующие изменившимся социально-экономическим условиям, либо еще не созданы, либо действуют без четкого видения перспектив, руководствуясь лишь соображениями текущих потребностей производственной практики и зачастую сиюминутных потребностей специалистов.

В условиях экономической, социальной и политической нестабильности последипломное образование утратило не только деструктивные черты унификации и огосударствления всех форм, но и необходимые черты целостности и системности.

Тем не менее, как показало наше исследование, современная теоретическая мысль, по сути, характеризуется отказом от разработки целостных моделей развития последипломного образования в пользу конкретно направленных и практико-ориентированных. Усилия большинства современных исследователей направлены на устранение эмпирически очевидных недостатков без теоретического анализа практики в целом. Нет общей фундаментальной концепции развития последипломного образования, рассчитанной на длительную перспективу.

Подновление отдельных сторон и аспектов последипломного образования едва ли может способствовать повышению его эффективности. Частичное реформирование не отвечает требованиям времени, необходимо создание принципиально новой системы — непрерывного профессионального образования специалистов, как части единой системы непрерывного образования.

Термин «непрерывное образование» отражает не столько утвердившуюся в жизни реалию, сколько идею о том, как повысить социальную эффективность сложившейся образовательной практики. Непрерывное образование понимается нами не просто как «пожизненное» обучение, а как такое построение образования, которое создает непрерывное пространство целей, развивающих функций, форм, видов, методов, условий, средств обучения, распространяющихся и на сферу производства, обеспечивающее личности специалиста непрерывное развитие и обогащение творческого потенциала.

2. В ходе исследования сделана попытка на основе анализа и классификации образовательных потребностей современных специалистов преодолеть узкий подход к последипломному образованию, отождествляющий непрерывное образование специалиста с перманентным профессиональным обучением, вызванным изменениями в характере и содержании производственно-технических требований.

Анализ образовательных потребностей осуществлялся на широком эмпирическом материале: наблюдение, анкетный опрос руководителей учреждений последипломного образования и руководителей предприятий Санкт-Петербурга, выявление образовательных потребностей различных категорий специалистов и их статистическая обработка.

Для современной практики характерна прагматизация познавательных потребностей слушателей: образовательный запрос является скорее фактором ситуативной адаптации, а не социализации личности и зачастую расходится с перспективами рынка труда. Учреждения последипломного образования, включившись в бизнес на знаниях, не развивают и не формируют образовательные потребности слушателей, практически отсутствует квалифицированное и целенаправленное изучение рынка труда, перспективных направлений подготовки, поддерживаются главным образом те курсы, которые дают моментальную выгоду. В то время как в современных условиях от специалиста требуется не только квалифицированное выполнение сугубо технологических задач рабочего места, но и участие «со знанием дела» во всех сторонах жизни общества, последипломное образование продолжает ориентироваться на профессиональную сторону подготовки, отодвигая на дальний план проблемы социализации, общекультурный рост слушателясодержание программ не учитывает всей совокупности задач и проблем, стоящих перед специалистом.

В этой связи при разработке теоретических основ последипломного образования особое внимание было уделено проблеме соединения общенаучной и практико-ориентированной подготовки: специалист должен развиваться как целостный индивид, а не как технологический функционер в определенной сфере труда.

На смену фрагментарности в организации и содержании учебных курсов должна прийти фундаментализация образования, направленная на углубление миропонимания, служащая предпосылкой успешного освоения знаний более частного и специального характера.

В диссертации рассмотрена проблема выбора образовательных технологий в последипломном образовании, роль преподавателя и основные требования к его подготовке.

Кроме того, проведенное исследование показало неадекватность структуры образовательных учреждений и предлагаемых программ обучения познавательным потребностям различных категорий специалистов и общественному запросу к уровню и качеству подготовки.

Для повышения эффективности последипломного образования образовательные учреждения должны не только отслеживать и удовлетворять потребности слушателей, но и с помощью соответствующей организации образовательного процесса формировать познавательные потребности специалистов.

Здесь особую значимость приобретают принципы преемственности и непрерывности.

Принцип преемственности в данном контексте — это не просто преемственность базовой подготовки и последипломного образования специалиста, это преемственность уровней развития человека, поднимающегося по ступеням непрерывного образования в соответствии со своими потребностями в познании и творческом труде.

Принцип непрерывности трактуется не как обучение работника с заранее установленной периодичностью (это чисто формальное решение проблемы непрерывного образования), а как непрерывный процесс повышения квалификации и уровня компетентности специалиста, процесс непрерывного саморазвития его личности.

3. В результате проведенного нами опроса было выявлено, что эффективность учебной деятельности специалиста зависит не только от социально-педагогических факторов, но и от социально-экономических: содержания и общественных условий его трудовой деятельности, стимулирующей или дестимулирующей к достижению высоких результатов.

Практическое значение социально-экономического стимулирования специалиста к продолжению образования выражается в следующем:

— гарантируя работникам профессиональный рост по завершении очередной ступени образования, оно порождает личную заинтересованность специалиста в результатах учебной деятельности, в более глубоком усвоении общенаучных, специальных и прикладных знаний;

— порождая заинтересованность работника в продолжении образования, оно увеличивает коэффициент полезного действия ранее полученного образования, обеспечивая преемственность предыдущих и последующих ступеней образовательного процесса;

— порождая личную заинтересованность работника в более полном использовании профессионального и личностного потенциала, тем самым увеличивает общий социальный эффект затраченных на подготовку финансовых средств.

В результате изучения действующих нормативно-правовых документов, регулирующих права и обязанности субъекта учебной деятельности, анализа зависимости между характером стимулирования и познавательной и социальной активностью специалиста, был сделан вывод о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения предприятий и учебных заведений, а также права специалиста на социально-профессиональное продвижение после окончания очередного этапа обучения.

4. В результате анализа практики организации последипломного образования и теоретического осмысления проблемы выявлена совокупность условий, реализация которых обеспечит системное построение последипломного образования:

— развитие последипломного образования регулируется законами и иными нормативно-правовыми актами, определяющими государственную политику, закрепляющими как право специалиста на образование, так и условия, необходимые для его обеспечения;

— обеспечена возможность многомерного движения специалиста в образовательном пространстве и создание для него оптимальных условий такого движения (непрерывность образования);

— организация, содержание, материально-техническое и кадровое обеспечение образовательного процесса направлены как на повышение профессиональной компетентности специалиста, так и на его личностное развитие (обеспечены взаимосвязь общенаучной и практико-ориентированной подготовки в программах последипломного образования, единство содержания и образовательных технологий, специальная андрагогическая подготовка кадров образования);

— обеспечена адекватность структуры образовательных учреждений и предлагаемых программ обучения структуре и содержанию образовательных потребностей специалистов и общественному запросу к уровню и качеству их подготовки;

— отработан четкий механизм стимулирования учебной деятельности, обеспечивающий личную заинтересованность специалиста в систематической учебной деятельности и его право на социально-профессиональное продвижение после завершения очередного этапа обучениясистема управления последипломным образованием построена и действует на основе научно обоснованной государственной политики и рационального разграничения полномочий между субъектами образования;

— обеспечена оптимальная финансовая и материально-техническая база развития образования.

5. В ходе анализа основных тенденций развития и особенностей правового регулирования последипломного образования в технологически развитых странах был сделан вывод о необходимости использования этого опыта в реформировании отечественной образовательной практики.

Организация последипломного образования за рубежом отличается большой гибкостью, вариативностью, разнообразием направлений, форм и методов обучения.

Существуют определенные позитивные аспекты развития последипломного образования, характерные для большинства экономически развитых стран: наличие общенациональной политики в области последипломного образованияактивная, в том числе финансовая поддержка со стороны государства, промышленных компаний, негосударственных организацийсформированная нормативно-правовая база, способствующая активному и продуктивному участию работников в различных образовательных программахотлаженный механизм стимулирования учебной деятельности специалистовразвертывание программ и центров внутрифирменного обученияактивное внедрение в учебный процесс современных технологийсеть образовательных учреждений по подготовке андрагогов.

6. На основании анализа последипломного образования был выделен и охарактеризован комплекс ключевых проблем последипломного образования, разрешение которых требует законодательного обеспечения, обоснована необходимость обновления законодательной базы последипломного образования.

Отечественная педагогическая мысль и практико-ориентированные исследования остаются в плену давно устаревших и противоречащих концепции непрерывного образования взглядов на образование взрослых как на дополнительное, необязательное.

Необходимость трансформации традиционной системы так называемого конечного образования в систему непрерывного образования ставит на первый план задачи его правового регулирования. В то же время дефицит фундаментальных разработок, направленных на выявление специфики образования взрослых, связей его с другими социальными институтами, широкий разброс мнений о содержании ключевых понятий (непрерывное образование, образование взрослых, дополнительное образование, последипломное образование, повышение квалификации и др.) является причиной отставания его нормативно-правовой базы.

Действующие нормы, регулирующие отношения в сфере образования взрослых (и последипломного образования как его составной части), не отвечают объективным потребностям общества в непрерывном поступательном развитии специалиста, а значит, не могут быть признаны эффективными.

В ходе нашего исследования определены основные факторы, отражающие специфичность комплекса правовых проблем функционирования и развития последипломного образования (как составной части системы образования взрослых), обоснована необходимость разработки самостоятельного законодательного акта о последипломном образовании и внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «Об образовании» .

Корректировку действующих законов и разработку новых необходимо осуществлять на основе комплексного анализа последипломного образования, в ходе которого определяются условия, обеспечивающие его системное построение. Эти условия рассматриваются как основополагающие при формировании законодательства в сфере последипломного образования:

— сформировать механизмы реализации права специалиста на образование (повышение квалификации, переподготовку) в течение всей профессиональной жизни;

— усилить роль образования как основы социализации личности;

— обеспечить предпосылки высокой социальной и профессиональной мобильности специалиста;

— повысить роль инновационных технологий в последипломном образовании;

— развернуть гибкую и мобильную систему повышения квалификации преподавательских кадров, работающих со взрослыми;

— сформировать систему управления, действующую на основе рационального разграничения полномочий между субъектами образования.

Проанализирован с точки зрения соответствия концепции непрерывного образования и эффективности правовых норм законопроект «О дополнительном образовании». В представленном виде он не отражает в должной мере специфики образования взрослых (в том числе — последипломного) и не может служить правовой основой для его развитияв диссертации предложены основные направления доработки отклоненного Президентом закона.

7. Для разработки концепции законодательства были сформированы исходные позиции:

— в результате анализа нормативно-правовой базы последипломного образования, как наиболее развитой подотрасли образовательного права в сфере образования взрослых, был сделан вывод о том, что на современном этапе она оказывает скорее тормозящее, нежели стимулирующее воздействие на развитие этого образовательного подразделения;

— определены цели и задачи правового регулирования последипломного образования;

— предложена структура законодательства о последипломном образовании и содержательное наполнение ее составных частей.

Разработка концепции законодательства в сфере последипломного образования, построенной на основе учета социально-педагогических требований к развитию этой образовательной сферы, позволила нам подготовить модельный законодательный акт «О постдипломном образовании» для Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России, который был принят.

Межпарламентским Комитетом 07 декабря 1998 года. Он носит рекомендательный характер и выполняет следующие задачи:

— устанавливает права специалистов на переподготовку и повышение квалификации на протяжении профессиональной карьеры и обязанности учреждений и организаций по содействию их реализации;

— определяет правовые нормы, стимулирующие специалиста к участию в образовательных программах;

— формулирует основные принципы и правовые основы управления сферой последипломного образования.

Модельный закон «О постдипломном образовании» формирует терминологическое единообразие, определяет общие цели и основные принципы государственной политики в области последипломного образования, его государственной поддержки, финансирования и управления, права и обязанности участников образовательного процесса.

Законы прямого действия, которые могут быть подготовлены на его концептуальной основе, должны стать надежным фундаментом для формирования принципиально новой системы — непрерывного профессионального образования специалиста на протяжении жизни.

8. Исследование подтвердило выдвинутую нами основную гипотезу о том, что формирование правовой базы последипломного образования, способствующей успешному выполнению его современных задач, возможно, если будет учтена социально-педагогическая компонента, отражающая специфику этой образовательной сферы: разработан единый категориально-понятийный аппарат и определен комплекс условий, обеспечивающий системное построение последипломного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.С., Владиславлев А. П. Система непрерывного образования: реальность и перспективы. — Ташкент: Укитувчи, 1983. — 159 с.
  2. А. Образование в политике и политика в образовании //Alma mater.- 1992. -№ 1. -С.3−13.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни М.: Мысль, 1991. — 302 с.
  4. Активные методы обучения в системе непрерывного образования/Сборник научн. трудов. Л.: ЛИЭИ, 1991. — 101 с.
  5. Актуальные проблемы непрерывного образования / Сборник научн. трудов.- М.: АПН СССР, 1982. 158 с.
  6. . Вклад в будущее: приоритет образования. М.: Педагогика: Пресс, 1993.
  7. С.Ю. Непрерывное образование: опыт развитых стран // Советская педагогика. 1990. — № 8. — С.131−136.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.- 380 с.
  9. А.В. Основные направления образовательных реформ и изменения законодательства в области образования //Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 6. — С. 11−23 (начало) — 2000. — № 2. -С. 15−24 (окончание).
  10. Бать|шев С. Я. Профессиональное обучение и непрерывное образование /Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования. Материалы симпозиума. М.: АПН СССР, 1980. — С.56−59.
  11. Т., Гарсия-Исер М., Касаткина А., Кутепова Н. Безработица среди специалистов российский феномен //Человек и труд. — 1993. — № 11. — С .6−13.
  12. В.В., Власов В. В., Пименова Е. А. Государственный интерес (о дополнительном профессиональном образовании) //Высшее образование в России. 1998. — № 1. — С.3−9.
  13. В.В., Власов В. В., Мисеюк Р. Е. Дополнительное профессиональное образование: вчера, сегодня, завтра //Высшее образование в России. 1994. -№ 1. — С. 134−142.
  14. П.Безлепкин В. В., Мисеюк Р. Е. Модель последипломного обучения //Высшее образование в России. 1992. — № 3. — С.126−130.
  15. Беланже Поль CONFINTEA 20 месяцев спустя: итоги и перспективы//Новые знания. 1999. — № 2. — С. 1−2.
  16. Беланже Поль. Образование взрослых в промышленно развитых странах //Перспективы. 1992. — № 4. — С. 13−23.
  17. Бестужев-Лада И. В. Идеальные представления о системе народного образования //Педагогика. 1998. — № 6. — С. 15−22.
  18. Ю. Комплексный подход к профессиональной подготовке и переподготовке кадров в России //Проблемы теории и практики управления.- 1993. № 2. — С.62−67.
  19. А.А. Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования //Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования. М.: АПН СССР, 1980. — С.13−19.
  20. JI., Хелфонд Д. От традиционного обучения менеджменту к образованию, ориентированному на практику //Человек и труд. 1999. — № 1.- С.82−86.
  21. Л.П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978. 216 с.
  22. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме //Alma mater. 1997. — № 4.-С. 11−17.
  23. Бурдье Пьер. Начала. Сборник. Пер. с франц. М.: Фирма «Адапт», 1996. -287 с.
  24. К.Я. Коллективная мыследеятельность модель развития человека. -Н.Новгород: Уттрполиграфиздат, 1990. — 195 с.
  25. К.Я., Копейкина Е. Ю. Управление инновационными процессами в системе образования (концепция, опыт) Н. Новгород: ВИПИ, 1999. — 155 с.
  26. А.П. Образование в России: стратегия выбора. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1998.- 127 с.
  27. А.А., Сахарова Н. И. Психологические особенности включения взрослых в образовательную деятельность //Новые знания. 1999. — № 2. -С.23−26.
  28. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 183 с.
  29. С.Г. Прогноз развития последипломного образования взрослых //Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. Информационный бюллетень № 10. СПб.- Новгород- Псков. — 1997. — С.7−11.
  30. С.Г. Социально-педагогические проблемы развития системы последипломного образования взрослых //Образование в жизни взрослого человека. Материалы н.-практ. конф. Часть I. СПб.: ИОВ РАО, 1997. -С.10−13.
  31. С.Г. Стимулирование общего образования взрослых как социально-педагогическая проблема: Автореферат дис.. д-ра пед. наук. -Л., 1974.
  32. А.П. Единая система непрерывного образования //Советская педагогика. 1982. — № 6. — С.22−28.
  33. А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. -М.: Молодая гвардия, 1978. 175 с.
  34. В.В. Профессиональное образование взрослых в России //Образование взрослых в поликультурном мегаполисе. Материалы н.практ.конф. СПб.: ИОВ РАО, 1999. — С. 17−20.
  35. Б. Н. Огарев Е.И. Образование взрослых в обучающемся обществе //Образование в жизни взрослого человека. Материалы н.практ.конф. СПб.: ИОВ РАО. — С.7−10.
  36. . П. Последипломное образование в развитых странах //Педагогика. 1993. — № 3. — С.86−92.
  37. А.И., Соколова И. Г. Непрерывное образование за рубежом: концепции и практика. М.: Педагогика, 1981. — 180 с.
  38. М.А., Штитинова Г. Н. Понятийно-терминологические проблемы педагогики и образования //Педагогика. 1997. — № 6. — С. 15−20.
  39. М. Высокая квалификация специалиста путь к успеху реформ //Проблемы теории и практики управления. — 1999. — № 1. — С.101−103.
  40. Н., Иванов Н. Инновационная стадия развития: новая модель использования человеческих ресурсов //Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 1. — С.71−76.
  41. .С. Философия образования для XXI века //Мир образования.- 1996. № 4. — С.49−54.
  42. Г. Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества. М.: Политиздат, 1973. — 352 с.
  43. Л.Ю. Методологические проблемы педагогического стимулирования //Советская педагогика. 1979. -№ 12. — С.72−79.
  44. JI.A., Клопов Э. В. Социальные эффекты и структура безработицы в России //Социс. 2000. — № 1. — С.24−34.
  45. Государство и образование: опыт стран Запада /Сборник обзоров. М.: ИНИОН, 1992.- 140 с.
  46. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов.- СПб.: OMS. 1994. — 192 с.
  47. М.В. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. М.: Дело, 1993. — 207 с.
  48. М.Т. Образование взрослых в условиях социальных перемен //Новые знания. 1999. — № 2. — С.20−22.
  49. М.Т. Образование взрослых («здесь» и «теперь»): Уч. пособие для преподавателей системы доп. проф. обр-ния. М.: МСХА, 1995. — 136 с.
  50. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994- 134 с.
  51. А.В. Непрерывное образование //Советская педагогика. 1975. — № 1. -С.16−25.
  52. Делор Жак. Образование: Необходимая утопия //Педагогика. 1998. — № 5. -С.3−16.
  53. В.А., Люрья Н. А. Образование как социальный институт: тенденции и перспективы развития. Красноярск: КГУ, 1989. — 182 с.
  54. Т. Куда пойти специалистам с высшим образованием? //Профсоюзы и экономика. 1995. — № 6. — С.42−44.
  55. Г. А. Законодательство о народном образовании: Теоретические проблемы совершенствования. М.: Наука, 1985. — 157 с.
  56. Е.П., Кузнецова Т. А., Огарев Е. И. Социально-экономическое стимулирование учебной деятельности взрослых //Социально-экономические проблемы образования взрослых. Сб.научн.трудов. Под ред. Онушкина В. Г. Л.: НИИ ООВ, 1980.- С.30−49.
  57. Е.Н. Образование взрослых как социокультурный комплекс: проблемы, тенденции //Образование взрослых в поликультурном мегаполисе. Материалы международной н.-практ.конф. СПб.: ИОВ РАО, 1999.-С.43.
  58. Е.Н. Последипломное образование: концептуальные основы формирования законодательства //Образование взрослых шаг России в XXI век. Материалы международной н.-практ. конф. Часть I. — Н. Новгород, 1999. — С.33−34.
  59. Е.И. Последипломное образование: проблемы интеграции в общее образовательное пространство государств СНГ //Интеграционные процессы в образовании взрослых: Сборник научн. трудов. СПб.: ИОВ РАО, 1997. -С.37−39.
  60. Е.Н. Последипломное образование: проблемы, пути, решения //Образование взрослых в России на рубеже XXI века. Материалы н.-практ.конф. Часть I.- СПб.: ИОВ РАО, 1995. С.77−79.
  61. Е.Н. Тренинг в последипломном образовании //Подготовка и повышение квалификации педагогов. Материалы н.-практ.конф. Часть III. -СПб.: ИОВ РАО, 1996. С. 76.
  62. Е. Психологические особенности процесса переобучения взрослых //Новые знания. 1998. — № 1. — С. 13−14.
  63. Закон РФ «Об образовании». СПб., 1996. — 58 с.
  64. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании //Бюллетень Госкомвуза. 1996. — № 10. — С.1−59.
  65. Зарубежный опыт: образование взрослых и социальные перемены //Проблемы непрерывного образования. Информационный бюллетень. -1994. -№ 1. С.15−38.
  66. Зарубежный опыт подготовки и повышения квалификации кадров. М.: НИИТЭИ, 1990.-63 с.
  67. В.П., Моргунов Е.Б Человек развивающийся: очерки российской психологии. М.: Триволо, 1994. — 301 с.
  68. В.А. Проблемы развития профессиональной подготовки кадров на производстве //Управление персоналом. 1998. — № 3. — С 17−20.
  69. Э.В. Философия и культура /Сборник. М.: Политиздат, 1991. -462 с.
  70. Г. Л. Образование после образования (от педагогической парадигмы к образовательной) //Новые знания. 2000. — № 1. — С. 16−19.
  71. Инновационные процессы в образовании: интеграция российского и западноевропейского опыта. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 187 с.
  72. А.Н. Новое в теории и практике управления персоналом //США. -1991. -№ 3. С.97−104.
  73. Итоговые материалы V Международной (Гамбургской) конференции ЮНЕСКО. СПб.: ИОВ РАО, 1998. — 71 с.
  74. B.C., Фраймович В. Б. Зарубежная практика последипломной подготовки менеджеров и предпринимателей //Зарубежный опыт последипломного образования. Матералы к н.-метод.конф. СПб.:Изд-во С.-Петербургского инж.-экономич. инст-та, 1992. -С.3−31.
  75. М. Система противодействия безработице в период перехода к рыночной экономике //Вопросы экономики. 1994. — № 9. — С.78−83.
  76. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статьи. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-384 с.
  77. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 414 с.
  78. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  79. Р.Б. Методологические аспекты непрерывного многоуровневого образовательного пространства. Томск: Изд-во ТПУ, 1997. — 84 с.
  80. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
  81. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании //Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−21.
  82. С. Образование взрослых: финансовая поддержка обучающихся //Новые знания. 1999. — № 1. — С.35−37.
  83. Кодекс законов о труде РФ. М.: Изд-во «Ось-89», 2000. — 112 с.
  84. И.А. Образование как фактор изменения человека //Образование: будущее России и человечества. Материалы I научной сессии отд. образования ПАНИ. СПб.: ПАНИ, 1993. — С.13−17.
  85. Концепция многоуровневого педагогического образования /Под ред.В. В. Горшковой. Комсомольск-на-Амуре, 1992. — 73 с.
  86. Концепция непрерывного образования (одобрена Гос. Комитетом СССР по нар. образованию 18 марта 1989 г.) //Бюллетень Госкомитета СССР по народному образованию. 1989. — № 7. — С.9−20.
  87. В.Ю. Функциональная грамотность в развивающемся обществе //Функциональная грамотность взрослых: современное состояние исследований и их перспективы. СПб.: ИОВ РАО, 1992. — С.3−6.
  88. Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность. Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб.: ИОВ РАО совместно с изд-вом Тускарора, 1996. — 175 с.
  89. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  90. Ю.Н. Функциональная грамотность, обучаемость и творческий потенциал личности //Проблемы функциональной грамотности взрослых. Под рсд. Онушкина В. Г., Кулюткина Ю. Н. СПб.: ИОВ РАО, 1993. — С.86−94.
  91. Ф.Р. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. -М.: Прогресс, 1970. 261 с.
  92. В.О. Педагогическая прогностика: научные подходы и мифы //Педагогика. 1995. — № 3. — С.7−14.
  93. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. М.: Педагогика, 1988. — 282 с.
  94. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  95. Л.Н. Непрерывное образование и деятельность //Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования. Материалы симпозиума М.: АПН СССР, 1980. — С.24−28.
  96. Л.Н. Образование взрослых в общецивилизационном контексте //Образование взрослых: теория и практика. Выпуск I. СПб.: ИОВ РАО, 1995. -14−21.
  97. Л.Н. Образование в структуре человеческой деятельности //Вопросы философии. 1984. — № 12. — С.3−13.
  98. Личность. Ценности. Изменяющийся мир. /Под ред. Кулюткина Ю. Н. СПб.: ИОВ РАО, 1998. — 75 с.
  99. .Ф. Системность в психологии. М.: Изд-во «Инсг-т практич. психологии. — Воронеж: «Модэк», 1996. — 384 с.
  100. Э.В., Реньге В. Э. Социально-психологические проблемы повышения качества труда и эффективности производства. Рига: МИПК СНХ Латв. ССР, 1981. — 103 с.
  101. Г. Ч., Соломко Л. И., Катышев В. Г. Непрерывное образование преподавателей высшей школы: история, проблемы, перспективы. Казань: КГТУ, 1999. — 104 с.
  102. М.Д. Образование взрослых: проблемы и перспективы, особенности учебной работы. СПб.: общ-во «Знание», 1997. — 79 с.
  103. Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. М.: Наука, 1918.
  104. Международное законодательство об образовании /Сб. документов. Сост. Виноградов Б. А., Шкатулла В. И. М., 1994.
  105. Методы в деле повышения квалификации /Материалы н.-практ.конф. Андрагогика. Часть 1, 2. -Таллинн: Валгус, 1986.
  106. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие /Под ред. Кузьминой Н. В. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  107. В.Б. Век образования. М., 1990.
  108. Т.С. Стимулы получения общего образования молодыми рабочими промышленных предприятий: Автореферат дис.. канд. философ, наук. Свердловск, 1969. — 20 с.
  109. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический сборник. М.: Статистика, 1987.
  110. Национальная доктрина образования в Российской Федераиии//Бюллетень Министерства образования РФ. 2000. — № 11. — С.3−13.
  111. Непрерывное образование: традиции и реформы /Межрегиональн. н.-практ. конф. Самара: СИПК РО, 1998. — 329 с.
  112. Непрерывное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития /Обзорная инф. Повышение квалификации в системе высшей школы. М.: НИИ ВШ, вып.2, 1988.
  113. Н.Н. Концепция непрерывного образования //Специалист. 1996. -№ 4. — С.2−3.
  114. Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы формирования и развития федеральной системы дополнительного педагогического образования: Диссертация. д-ра пед. н. СПб., 1999. -314 с.
  115. Э.М. Условия диктует жизнь. Система повышения квалификации в условиях реформирования образования //Школа. 1998. — № 3. — С.2−7 (начало) — № 4 — С.2−9 (окончание).
  116. Э.М. Федеральная система повышения квалификации: проблемы и перспективы развития //Непрерывное образование: традиции и реформы. Материалы межрегионал. н.-практ. конф. Самара: СИПКРО, 1998. — С.7−20.
  117. A.M. Интеграция базового профессионального образования //Педагогика. 1996. — № 3. -С.3−8.
  118. A.M. Принципы демократизации профессионального образования //Педагогика. 2000. — № 1. — С.20−27.
  119. A.M. Профессиональное образование на рубеже третьего тысячелетия //Magister. 1998. -№ 1. — С.59−68.
  120. A.M. Профессиональное образование России. М.: ИЦП НПО РАО, 1997.-254 с.
  121. И., Бельчикова Е. Образовательный чек: реальность и перспективы //Народное образование. 1999. — № 1−2. — С.33−47.
  122. Образование взрослых: опыт развитых стран Запада /Сб.материалов. М.: Знание, 1994.
  123. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз /ТТод ред. Вершловского С. Г. СПб.: ГУПМ, 1998. — 161 с.
  124. Образование в РФ: Краткий статистический справочник. М.: ЦОС НИИВО, 1999.-44 с.
  125. Образование на пороге нового тысячелетия /Сб. научн. статей. Под ред. Маруга Э. В. Балашов: БГПИ, 1999.
  126. Образованная Россия: специалист XXI века. Проблемы российского образования на рубеже III тысячелетия /Под ред. Субетго А. И. СПб.: ПАНИ, 1997.-224 с.
  127. Образовательное право: учебно-методическое пособие. Уфа: «Восточный Университет», 1999. — 119 с.
  128. Общественное воспроизводство и сфера услуг. М.: Наука, 1966.
  129. Е.И. Некоторые социально-экономические аспекты проблемы непрерывного образования взрослых //Проблемы непрерывного образования взрослых /Сборник научн. трудов. Под ред. Онушкина В. Г., Тарасова В. А. Л.: НИИ ООВ, 1979. — С.6−14.
  130. Е.И. О специфике институционального подхода //Образование взрослых как социальный институт: тенденции развития и проблемы. Материалы н.-практ. конф. Под ред. Подобеда В. И., Тонконогой Е. П., Лебедевой С. С. СПб.: ИОВ РАО, 1997. — С.21−25.
  131. О дополнительном образовании. Проект Федерального Закона от 29 июля 1999 //Новые знания. 1999. — № 4. — С.4−14.
  132. В.Г. О состоянии и путях развития образования взрослых //Образование взрослых: теория и практика. Выпуск 1. СПб.: ИОВ РАО, 1995. -С.10−14.
  133. В. Г. Кулюткин Ю.Н. Образование взрослых как предмет исследования //Советская педагогика. 1981. — № 6. — С.86−94.
  134. В.Г., Литке Ф. Н. Развитие образования взрослых в России, С.-Западном регионе, С.-Петербурге и Ленинградской области /Статистический обзор за 1990−95 гг. СПб.: ИОВ РАО, 1996. — 85 с.
  135. В.Г., Огарев Е. И. К новой концепции грамотности //Проблемы функциональной грамотности взрослых. Под ред. Онушкина В. Г., Кулюткина Ю. Н. СПб.: ИОВ РАО, 1993. — С.3−16.
  136. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб.- Воронеж, 1995. — 232 с.
  137. Опыт и проблемы развития дополнительного профессионального образования и консалтинга в системе непрерывного делового образования Ростовской области /Материалы н.-практ. конф. Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999.- 163 с.
  138. О.С., Каплунович Т. А. Научно-методические основы моделирования системы повышения квалификации научно-педагогических кадров: Пособие. Великий Новгород: НРЦРО, 1999. — 87 с.
  139. В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1989. — 216 с.
  140. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М.: Высшая школа, 1991. — 77 с.
  141. А.Ю. Психологические основы убеждающего воздействия в профессиональной деятельности: Теория и технология: Автореферат дис.. д-ра пс. наук. М., 1992.
  142. Л. Службе занятости срочно требуются безработные //Невское время. 2000. — 16 мая. — С.2.
  143. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии /Материалы II Петербургской н.-практ. конф. Часть I, II. СПб.:ЦИПКРиСПО, 1997.
  144. Перспективы развития системы непрерывного образования /Под ред. Гершунского Б. С. М.: Педагогика, 1990. — 221с.
  145. В.П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых //Психологический журнал. 1993. — № 3. -С.79−89.
  146. А. О. Бокарев Н.Н. Некоторые проблемы образования и педагогики взрослых. М.: Знание, 1969. — 46 с.
  147. В.И. Непрерывное образование всего населения //Образование взрослых как социальный институт: тенденции развития и проблемы. Материалы н.-практ. конф. Под ред. Подобеда В. И., Тонконогой Е. П., Лебедевой С. С. СПб.: ИОВ РАО, 1997. — С. 10−13.
  148. В.И. Образование взрослых как социальный институт //Образование взрослых в России на рубеже XXI века: проблемы и перспективы. Материалы н.-практ. конф. Под ред. Онушкина В. Г., Лобановой Н. Н., Соколовской Е. А. СПб.: ИОВ РАО, 1995. — С.63−66.
  149. В.И. Системное управление образованием взрослых. СПб.: ИОВ РАО, 2000.-232 с.
  150. В.И., Махлин М. Д. Системные проблемы формирования образования взрослых: образовательные услуги, функции, технологии обучения. СПб.: ИОВ РАО, 2000. — 119 с.
  151. По материалам коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ 31.03.98 //Новые знания. 1998. — № 2. — С.25−27.
  152. Н., Тягушев А. Организация системы профессионального обучения безработных //Проблемы теории и практики управления. 1994. -№ 6.-С.86−89.
  153. Последипломное образование: потребности, проблемы, тенденции /Сборник научн. трудов. М.: НИИ ВО, 1992. — 210 с.
  154. Последипломное образование специалистов в развитых странах Запада: состояние и тенденции развития /Обзорная информация. Проблемы зарубежной высшей школы. Выпуск 3. М.: НИИ ВШ, 1993.
  155. Проблемы интеграции образования на пороге XXI века /Материалы н.-практ. конф. 4.2-я. Бирск: БГПИ, 1999. — 163 с.
  156. Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и научно-технической революции /Материалы I Всесоюзной научн.конф. Часть I, II. М.: Общ-во «Знание», 1981.
  157. Проблемы устаревания знаний и организация повышения квалификации инженеров в рамках системы непрерывного образования за рубежом. М.: НИИ ВШ, 1990.
  158. Прогнозирование в образовании: теория и практика /Под ред. Гершунского Б. С. -М.: ИТПИМИО, 1993. 209 с.
  159. Прогностические модели систем образования в зарубежных странах /Сборник научн.тр. М.: ИТПИМИО, 1994. — 104 с.
  160. Профессиональное последипломное образование: проблемы и перспективы /Материалы III Петербургской Международн. н.-метод.конф. Часть I, II, III. СПб.: ЦИПКРиСПО, 1997.
  161. Психологические пути повышения эффективности профессиональной деятельности руководителей /Маруга Э.В., Сычева Д. А., Владовска ЭЛ. -Рига: МИПК СНХ Латв. ССР, 1980. 76 с.
  162. Психолого-педагогические проблемы развития личности в современной системе образования /Тезисы докл. н.-практ.конф. 24−26.02.99. Под ред. Кондратьевой. Рязань: РИРО, 1999. — 116 с.
  163. Пути совершенствования законодательной базы образования. Материалы Парламентских слушаний// Alma mater. 1999. — № 4. — С.3−18.
  164. Рабочая книга андрагога /Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: Общ-во «Знание», 1998.-197 с.
  165. Разработка психолого-педагогических технологий в системе непрерывного образования /Материалы VII Всероссийского н.-практ. семинара, Томск 25.03.99. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. — 199 с.
  166. Рекомендации научно-практической конференции «Проблемы развития образовательного права» //Образование в документах. 1997. — № 14. -С.23−26.
  167. Рефлексивное развитие познавательно-творческой активности /Ладенко И.С., Степанов С. Ю. Новосибирск: Инст-т истории, филологии и философии. Сиб.отд. АН СССР, 1990. — 52 с.
  168. Г. М. Роль образования в системе формирования трудового потенциала России для рыночной экономики /Образование взрослых в поли культурном мегаполисе. Материалы Международной н.-практ. конф.- СПб.: ИОВ РАО, 1999. С.68−69.
  169. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -412 с.
  170. В.П. Участие общества «Знание» в образовании взрослых //Новые знания. 1999. — № 2. — С.8−10.
  171. Рынок труда как зеркало российской экономики //Человек и труд. 1997. -№ 12. — С.43−44.
  172. А.В., Калашников Л. М. К вопросу подготовки кадров для рыночной экономики //Управление персоналом. 1996. — № 10 (4). -С.67−62.
  173. В.Н. Основания общей теории систем. —М.: Наука, 1974.-280 с.
  174. Саймон Брайон. Общество и образование (пер. с англ.). М.: Прогресс, 1989. — 197 с.
  175. Сборник нормативно-правовых и методических документов по дополнительному профессиональному образованию. М., 1997.
  176. В.В. Личностный подход в образовании, концепция и технологии.- Волгогорад: Перемена, 1994. 152 с.
  177. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. — 271 с.
  178. Е.П. Безработные в структуре общества //Социс. 1998. — № 7. -С-59−67.
  179. В.В. Инновационные аспекты взаимодействия современной системы образования и производства //Образование взрослых в поликультурном мегаполисе. Материалы Международ.конф. СПб.: ИОВ РАО, 1999. — С.70−71.
  180. Е. Международная н.-практ. конф. «Проблемы развития отечественного и международного законодательства об образовании (Москва, 06 июня 1998): Обзор материалов» //Лицейское и гимназическое образование. 1998. — № 4. — С. 109−110.
  181. Социальная эффективность образования /Сборник статей под ред. Малова В.В.-М., 1983.-190 с.
  182. Социально-экономические и педагогические факторы развития целостной системы непрерывного образования /Обзорная информация. Выпуск 5 (20). М.: НИИ ВШ, 1986.
  183. Социально-экономический анализ тенденций развития высшей и средней специальной школы (опыт развития непрерывного образования в зарубежных странах) //Обзорная информация. Проблемы зарубежной высшей школы. Выпуск 8. М.: НИИ ВШ, 1987.
  184. Социальные потребности: проблемы формирования и развития /Отв.ред. Степанов Е. И. М., 1982.
  185. Специалист в системе повышения квалификации и переподготовки кадров /Сб. научн. тр. Под ред. Вершловского С .Г. СПб.: ИОВ РАО, 1993. — 72 с.
  186. Э.Е. Повышение квалификации менеджеров процесс непрерывный //Управление персоналом. — 1997. — № 1. — С.5−6.
  187. А.И. Философия профессионализма: прошлое, настоящее, будущее //Профессиональное последипломное образование: проблемы и перспективы. Материалы III Петербургской н.-метод. конф. 4.1. СПб.: ЦИГПСРиСПО, 1997.
  188. В., Грачев В., Буслов Е. Законодательная база образования: состояние и перспективы//А1ша mater. 1999. — № 4. С.4−7.
  189. В.Н. Зарубежный опыт подготовки и повышения квалификации кадров. М.: МИПКРиСХП, 1991. -63 с.
  190. Г. С. Мотивация познавательной деятельности взрослых как основа самообразования //Психолого-педагогические проблемынепрерывного образования. Материалы симпозиума. М.: АПН СССР, 1980. -С.42−47.
  191. Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальный аспекты. М.: ИМЭиМО РАН, 1994. — 228 с.
  192. Теоретические основы непрерывного образования /Под ред. Онушкина В. Г. -М.: Педагогика, 1987. 209 с.
  193. В.Н. Уровень образования населения СССР. М.: Финансы и статистика, 1981.- 192 с.
  194. Е.П. Последипломное образование взрослых в условиях современных перемен в России //Образование взрослых: теория и практика. Выпуск 1. СПб.: ИОВ РАО, 1995. — С.21−23.
  195. Торсен Хюсен. Образование в 2000-м году. Исследовательский проект (пер. со шведск.). М.: Прогресс, 1977. — 343 с.
  196. В.Н. Научно-техническая революция и революция в образовании. М.: Политиздат, 1973. — 224 с.
  197. Управление деятельностью учреждений дополнительного профессионального образования: нормативно-правовое обеспечение учебного процесса. Новокузнецк: ИПК, 1998. — 419 с.
  198. Учеба. Работа. Жизнь (вопросник по изучению образовательных потребностей взрослого населения) СПб.: ИОВ РАО, 1996. — 28 с.
  199. Федеральная программа развития образования. Приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 //Официальные документы в образовании. Информационный бюллетень. 2000. — № 8. — С.4−75.
  200. Ф.Р. Социальные аспекты непрерывного образования //Советская педагогика. 1982. — № 6. — С.34−41.
  201. Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1989. — 197 с.
  202. Философия, культура и образование (материалы «круглого стола») //Вопросы философии. 1999. — № 3. — С.3−54.
  203. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии /Ладенко И.С., Степанов С. Ю. Новосибирск: Инст-т истории, филологии и философии Сиб.отд. РАН, 1989. — 62 с.
  204. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии /Ладенко И.С., Степанов С. Ю. Новосибирск: Инст-т истории, филологии и философии Сиб.отд.РАН, 1990. — 65 с.
  205. Функциональная неграмотность и профессиональная некомпетентность как факторы риска современной цивилизации и роль непрерывного образования взрослых в их преодолении /Под ред. Онушкина В. Г. Л.: НИИООВ, 1990.- 125 с.
  206. И. Становление рынка профессионально-квалификационных услуг //Новые знания. 1998. — № 2. — С.21−23.
  207. Человек и образование в современной России (социологические очерки) /Сборник статей. Под ред. Лисовского В. Г. СПб.: СПбГУ, 1998. — 486 с.
  208. Д. Профессиональное образование в переходной экономике //Новые знания. 1999. — № 3. — С.8−10.
  209. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во Логос, 1994. -320 с.
  210. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982.- 185 с.
  211. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993 — 153 с.
  212. ЮНЕСКО и развитие образования взрослых //Перспективы. 1982. -№ 1−2. -С.137−145
Заполнить форму текущей работой