Эстетическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении
Заботясь о развитии художественного творчества детей, следует помнить — любая художественная деятельность не терпит формализма и шаблона и требует творческого подхода к ней самого педагога. Знание специфики той или иной художественной деятельности, её образного эстетического характера позволяет определить творческое отношение воспитателей к руководству детским творчеством. Это не только допускает… Читать ещё >
Эстетическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Отчет по практике Тема: Эстетическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении
Введение
Основная часть Влияние творчества на преобразование окружающей среды Решение задач эстетического воспитания и требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении Особенности обучения детей дошкольного возраста Заключение Список использованных источников
творчество эстетический воспитание дошкольный
Свою практику я проходила в замечательном детском саду «Солнышко» с. Двоёнка Лысогорского района в котором работают прекрасные педагоги. Организация воспитательно — образовательного процесса в этом учреждении строится на традициях семейного воспитания, привития детям чувства прекрасного.
Это направление прослеживается во всём — оформлении детского сада и групповых комнат, наличием различных уголков творчества и экспериментирования для детей. А самое главное — это в умении педагогов заинтересовать детей творчеством в любом его проявлении: рисовании, театральной деятельности и танцевально — песенном творчестве.
Именно в этом детском саду я поняла, что именно развивая творчество детей можно сформировать гармонично развитую личность и решила разобраться в особенностях эстетического воспитания детей детей дошкольного возраста, ведь оно является одним из ведущих направлений в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Так как это организация жизни и деятельности детей, которая способствует развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
Для успешного эстетического развития личности ребёнка огромное значение имеют такие художественные деятельности: изобразительная, речевая, художественно — речевая, игровая и т. д. При этом наиважнейшей задачей эстетического воспитания называют: формирования у детей эстетических интересов, потребностей, а так же эстетического вкуса и способностей.
Работа по эстетическому воспитанию строится на принципах:
— взаимосвязь со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении.
— детское творчество непосредственно должно быть связанно с жизнью.
— художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой.
— вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности.
— индивидуальный подход, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении путей развития творческих способностей каждого ребёнка.
— эстетическим воспитанием и художественными деятельностями охватываются все дети.
В качестве ведущего принципа можно определить широкое использование созданных детьми произведений в жизни группы, детского учреждения в целом, чтобы дети видели нужность созданного ими. Дети являются создателями декораций к играм-драматизациям, к праздникам, помогают в изготовлении деталей костюмов, участвуют в подготовке инсценировок, разучивании песен, хороводов, дети могут изготовить дидактические и настольно-печатные игры и т. п.
Работа по эстетическому воспитанию начинается с прихода детей в детский сад. Принимая детей, воспитатель спрашивает детей о том, что они видели по дороге в детский сад, предлагает описать увиденное, нарисовать то, что понравилось больше. Расспросы детей и об их любимых сказках, стихах, прочитать им стихотворение, рассказать о том, что сам видел, идя в детский сад, является необходимым общением с детьми. Оно стимулирует желание ежедневно видеть красоту окружающей жизни. Каждый момент детской жизни должен быть пронизан эстетикой, поэтому важно создать эстетическую среду, чтоб детей окружала красота.
Для решения задач эстетического воспитания, воспитатель должен знать специфику детского творчества, что позволит ему тонко и тактично поддерживать детскую инициативу и обучать детей творчеству, так как само по себе творчество может развиться лишь у отдельных одарённых детей.
Основная часть
1. Влияние творчества на преобразование окружающей среды
Творчество — это деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, который оказывает влияние на преобразование окружающей среды.
Творчество взрослых — это новый продукт, имеющий социальное значение и обеспечивающий движение общества. А вот ребёнок новый для общества продукт не создает. Значение творчества детей ограничивается созданием нового для себя, и именно этим определяется значение творчества в процессе формирования личности. И именно общество заинтересованно в творческом развитии каждого ребёнка.
И.Я. Лернер утверждает, что творчеству можно научить, но данное учение не похоже на то, как учат знаниям и умениям. При этом творчество невозможно без усвоения определённых знаний, навыков и умений.
Под художественным творчеством детей дошкольного возраста необходимо понимать создание объективно значимого (для ребёнка прежде всего) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры), придумывание к известному ранее, но по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, в рассказе и т. п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т. п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе изображения формообразующего движения, образов героев сказок — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голоса и т. д.), проявление ребёнком инициативы во всём, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.
Под детским творчеством понимается и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации и т. п., способы, пути решения изобразительной, игровой, музыкальной задачи.
Очевидно, что для развития творчества детям необходимо иметь определённые знания, овладевать навыками и умениями, осваивать способы деятельности.
Для детей младшего возраста творческое начало проявляется в создании изображения с изменением величины предметов, изображаемых им. К примеру, когда дети лепят яблоки, и затем ребёнок после выполнения задания изображает яблоко поменьше или побольше, то для него это будет творческим решением.
Проявлением творчества детей младшего возраста можно считать и дополнения изображения какими-то деталями: к вылепленному яблоку прикрепляет палочку, к шарику — верёвочку и т. п. Творческий подход к также может выразится в изменении цвета: нарисовав красное яблоко, ребёнок рисует жёлтое или зеленое.
По мере овладения изобразительной деятельностью к старшему возрасту усложняется и творческое решение детьми изобразительной задачи. Они передают в рисунках, лепке, аппликациях фантастические образы, изображают сказочных героев, волшебную природу, сказочные дворцы, космическое пространство с летающими кораблями, вышедшими в открытый космос людьми и другое.
Важным стимулом для развития детского творчества является положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей, умению отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать выставки продуктов детского творчества.
В творческой деятельности ребёнка следует выделять три основных этапа.
1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Причём чем младше ребёнок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.
2. Создание детьми образа. Изображение, рассказ по теме, заданной воспитателем, не только не лишает ребёнка возможности проявить творчество, но помогает направить его воображение.
3. Анализ результатов. Этот принцип тесно связан с двумя предыдущими и является их логическим изображением и завершением. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия нужно организовывать по-разному, не допуская шаблона и стереотипа, иначе это будет скучный, а потому и не поучительный для детей этап создания изображения.
Осуществляя работу по развитию детского творчества, необходимо шире включать детей во все процессы подготовки к нему. При этом, чем старше дети, тем больше их надо активизировать: выслушивать их мнение, советоваться с ними. Ставить детей в позицию не послушных исполнителей, а активных участников подготовки творческой деятельности и её осуществления.
Творческий характер детской деятельности требует создания непринуждённой обстановки. Дети могут заниматься стоя, сидя, у мольберта, возможность подойти и рассмотреть игрушку, иллюстрацию, или взглянуть в окно, чтобы увидеть цветы на участке детского сада, стоящие по близости или вдалеке дома, идущих людей и т. п. Во время занятий беседа должна быть живой, непосредственной, вполне допустимы естественные, свободные ответы с места, хоровые высказывания.
Эффективным условием развития детского творчества является включение игры, игровых ситуаций и игровых приёмов. Причём, чем больше педагог опирается на игровые образы и ситуации, тем более значимыми для детей становятся занятия рисованием, лепкой, аппликацией.
Замечания детям и отрицательные оценки в процессе обсуждения предстоящего изображения либо в момент его создания не стоит допускать — это отвлекает, снижает эмоционально-радостное настроение, нарушает атмосферу сказочной таинственности. Удерживать внимание детей можно при помощи использования игровых приёмов, сказочных эпизодов, стихов, песен, предложением придумать что-то необычное, новое, своё, загадочное.
Общественная направленность занятий способствует повышению интереса к деятельности и созданию радостной, творческой обстановки. Детям нравится делать то, что приносит радость другим людям: подготовить сюрприз, подарок, приглашение на детский праздник, поздравительную открытку ко дню рождения, изготовить игры и игрушки для малышей, украшения к празднику для групповой комнаты, зала, атрибутов для игр и т. п.
Когда дети заинтересованы и имеют возможность свободного выбора темы изображения, материалов цветового и композиционного решения темы, то это имеет положительный настрой и способствует уважительному, бережному отношению воспитателя к детскому творчеству и его продуктам, использованию в жизни детского сада. Целесообразно устраивать выставки детских работ в детском саду, в учреждении, где работают родители, в домах, где живут дети.
Заботясь о развитии художественного творчества детей, следует помнить — любая художественная деятельность не терпит формализма и шаблона и требует творческого подхода к ней самого педагога. Знание специфики той или иной художественной деятельности, её образного эстетического характера позволяет определить творческое отношение воспитателей к руководству детским творчеством. Это не только допускает разнообразие и варианты заданий, образных решений, форм организации, но с необходимостью требует такого разнообразия и не терпит сухости, скуки, однообразия, которые часто, к сожалению, ещё сопровождают занятия с детьми.
Негативные явления в руководстве художественной деятельностью возникают, как правило, либо от незнания специфики творчества, либо от её игнорирования.
2. Решение задач эстетического воспитания и требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении
Решение задач эстетического воспитания средствами природы требует целенаправленной деятельности педагога: наблюдение за объектами и явлениями природы, отражение полученных впечатлений в разных видах художественной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации.
Природа — это среда обитания человека, которая заключает в себе огромные возможности разностороннего воздействия на человека при формировании его личности. Чем раньше будет целенаправленное общение ребёнка с природой, тем более глубокий след оставит она в душе ребёнка, определяя его гуманистическую направленность и духовное развитие.
При ознакомлении детей с природой происходит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с животным и растительным миром. Предложение изобразить увиденные картины природы либо животных и растения всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об объектах природы, обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.
Рассказывая о природе, воспитатель должен подбирать яркие, поэтические строчки из произведений поэтов и писателей, знакомство детей с произведениями художников — иллюстраторов детских книг. Ведь каждый художник изображает природу по — своему, в свойственной только ему манере, что обогащает и эстетическое восприятие детей, и их творчество.
Дети с большим удовольствием передают объекты природы в рисунках, лепке или аппликациях. Особый же интерес у дошкольников вызывает изображение живых существ: бабочек, жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком. Со многими животными дети познакомились, слушая сказки, рассказы Е. Чарушина, В. Бианки либо рассматривая изображения в детских книгах.
Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, необходимо организовать восприятие детьми животных: они могут увидеть животных и наблюдать за ними при посещении зоопарка, зверофермы, в цирке, на скотном дворе, на улице. Но живой объект находится в движении, что увлекает ребёнка, но не всегда позволяет вынести из наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине, местоположении. Для уточнения образа педагог использует игрушечных животных, их изображения на фотографиях, в иллюстрациях. Дети внимательно рассматривают то, что потом предстоит изображать, обвести рукой каждую часть. Это помогает нарисовать, вылепить или вырезать из бумаги животное. Научить детей изображать животных очень важно — это поможет им в дальнейшем создавать иллюстрации к сказкам.
Изобразительная деятельности в интеграции с ознакомлением детей с природой обогащает и знания детей о природе, и их изобразительное творчество, развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, эмоционально — положительное отношение детей, развиваются внимание и память.
К концу пребывания в дошкольном учреждении у детей должна быть развита культура личности.
В области эстетического восприятия искусства и действительности ребёнок должен:
— видеть и описывать красоту произведений искусства, окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним.
— знать имена и произведения 2−3 композиторов, художников, детских писателей.
— знать и использовать в творческой деятельности основные выразительные средства искусства.
— знать и называть произведения народного искусства: русские народные песни, заклички, загадки, пословицы, поговорки, потешки, изделия народного декоративно-прикладного искусства.
В области художественно-творческой деятельности ребёнок должен:
— сформировать интерес к художественно-творческой деятельности в одном или нескольких видах искусства, испытывать эмоционально положительное отношение при рассматривании произведения изобразительного искусства, народного декоративно — прикладного, архитектуры, уметь слушать музыку и пересказывать произведения детской литературы и фольклора.
— сформировать разнообразные умения создавать собственные произведения в любом виде художественной деятельности.
— сформировать желание и умение делать своими руками: игрушку в подарок другу, младшим братишкам и сестренкам, поздравительную открытку родителям, воспитателям, оформить праздник, изготовить дидактическую или настольно-печатную игру и т. п.
— знать основные формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, называть предметы такой формы.
— знать 7 цветов спектра и по 3 — 4 оттенка или разновидности цветов.
— знать изобразительные материалы: для рисования — карандаши, краски, цветные восковые мелки, пастель, сангина; для лепки — глина, пластилин, пластическая масса; для работы с бумагой.
— уметь создавать изображения предметов разных форм, передавая пропорции и характерные детали.
— уметь использовать различные средства выразительности: линии разного характера, формы разной величины и пропорций, композиционные средства.
— уметь пользоваться различными инструментами и материалами при создании изображений, использовать их выразительные средства при передаче предметного образа, декоративного или природного.
В области музыки ребёнок должен:
— проявлять интерес к музыке, желание слушать музыку, петь спокойно, естественным голосом, отчётливо произносить слова, брать дыхание. Петь с инструментальным сопровождением и без него, прислушиваться к голосу других, согласовывать свои действия с другими.
— проявлять интерес к русской народной песне.
— выражать желание слушать русские народные песни и петь их.
— выделять выразительные средства музыки: различать динамические оттенки музыки, высоту звука. ритм.
— эмоционально положительно отзываться на музыку разного характера.
— проявлять творческую активность в пении, в движении под музыку.
— различать весёлую и грустную мелодии.
— проявлять интерес к народной и классической музыке.
— знать русских композиторов-классиков и зарубежных композиторов.
— проявлять желание слушать разную музыку и определять её характер.
— уметь петь выразительно, напевно, легко, брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца фразы, отчётливо произносить слова, петь согласованно в хоре.
— уметь петь под музыку без сопровождения, сохраняя темп, ритм музыкального произведения.
— знать ноты, как знаки, обозначающие звуки, понимать взаимосвязь расположения нотных знаков на нотном стане с высотой звука.
— уметь исполнять несложные мелодии на детских музыкальных инструментах.
В области архитектуры и конструирования ребёнок должен:
— знать и определять архитектуру как вид искусства, как часть духовной культуры общества.
— понимать, в чём сущность профессии архитектора.
— понимать зависимость внешнего вида здания от его назначения.
— знать архитектурные сооружения разного назначения.
— называть свойства архитектурных сооружений, видеть их красоту.
— выделять выразительные средства архитектуры.
— выделять среду, в которую включено здание, называть её составляющие, определять их как красивые или некрасивые.
— различать форму деталей деревянных и пластмассовых наборов для конструирования, определять степень их устойчивости и возможности использования при возведении построек.
— проявлять интерес к изготовлению разных подделок из бумаги.
— проявлять стремление украшать созданные изделия, используя знакомые элементы дымковской росписи.
К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны уметь эстетически оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников и аргументировать эту оценку, должны стремиться к общению друг с другом по поводу и в процессе художественной деятельности.
3. Особенности обучения детей дошкольного возраста
Осуществляемый в детском саду процесс обучения — это неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса, которая направлена на всестороннее развитие именно личности ребёнка.
Цель данного обучения является систематическая передача детям элементов общественного и исторического опыта человечества. Учитывая, что весь социальный опыт не может усвоить ребёнок, учёные выделили основные его элементы, усвоение которых необходимо для всестороннего развития личности дошкольника.
Игра является основным видом деятельности дошкольников. И именно она — главный инструмент в передаче детям опыта общения и познания мира, а также оттачиванию умений и навыков применения.
Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги изучают происхождение игры, её место в жизни ребёнка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач.
Н.К. Крупская внесла значительный вклад в развитии теории игры, подчёркивая социальный характер детских игр и отражение в них явлений жизни. Она видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею
Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребёнок живёт в обществе. С первых месяцев жизни ребёнок стремится к общению с окружающими и постепенно овладевает языком, который помогает ему стать активным участником жизни взрослых. Но эта потребность ещё не соответствует его возможностям. При этом в игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он приобщается к окружающей жизни.
А.С. Макаренко писал: «Игра имеет огромное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни — действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. Так в игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети благодаря своим творческим способностям придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры.
К.С. Станиславский в книге «Работа над собой», говорит, что игра ребёнка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребёнку сказать себе «как будто бы», и вымысел уже живёт в нём. При этом у ребёнка замечается ещё одно свойство: дети знают то, чему они могут верить, и то, чего надо не замечать.
Говоря об игре нельзя забывать о том, что именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей — продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь.
Семья — это определенный морально-психологический климат для ребенка, первая школа отношений с людьми, где складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…
Существует определенная специфика семейного воспитания и отличие его от общественного воспитания. Семейное воспитание основано на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.
Ребенок, недополучивший в детстве родительской любви, растет недоброжелательным и озлобленным. Черствым к переживаниям других людей, дерзким и неуживчивым в коллективе сверстников. А иногда, замкнутым, неприкаянным и чрезмерно застенчивым. При этом ребёнок, воспитанный в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.
Семья представляет собой разновозрастную социальную группу, в которой есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений, а это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения.
Разные сферы жизнедеятельности членов семьи воспроизводятся каждым новым поколением и регламентируют создание новых отношений: супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т. д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.
Из поколения в поколение, традиции, приспосабливаясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Однако, неизменным остается их назначение в человеческом обществе. Они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.
Влияния семьи на становление и развитие личности ребенка очевидна. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны и дополняют друг друга. Хотя и могут даже заменять друг друга.
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание.
Особенность семейного воспитания — это включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения.
Семейное воспитание продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.
Негативными факторами семейного воспитания являются:
— неадекватное воздействие факторов материального порядка.
— бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей.
— авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество.
— безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье.
— отсутствие нормального психологического климата в семье.
— фанатизм в любых его проявлениях.
— безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведение взрослых.
Заключение
Психолог Ж. Пиаже так объяснял причины несамостоятельности ребенка в мышлении и поведении: в европейской системе воспитания и обучения в основе лежит достаточно жесткое разделение функций взрослого и ребенка в их совместной жизнедеятельности. За взрослыми — функция контроля, оценки, а ребенка с рождения приучают к немотивированным запретам, приказам, ставят его в положение безоговорочного подчинения, повиновения Строгое разделение обязанностей на детские и взрослые формирует у ребенка представление о себе как о несамостоятельном существе.
На соучастие в деятельности с ребенком легко идут родители с демократическим стилем общения. Умственная активность детей значительно возрастает, если им представляется самостоятельность в выборе занятий, способа действии, партнеров по деятельности и т. д. Если с первых лет жизни поощрять в ребенке самостоятельность в выборе варианта задания, способов его выполнения и форм поведения, то это поможет лучше раскрыть его творческий потенциал.
И. Кант высказал мысль о том, что искусство раскрывает свободное пространство для «игры познавательных способностей». Познавательные функции искусства, дают возможность расширять умственный кругозор ребенка, развивать его художественный вкус, стимулировать творческую деятельность.
Первые шаги в мире искусства, культуры ребенок делает в семье, поэтому столь важны ценностные ориентиры родителей. С раннего возраста ребенок должен впитывать в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, фольклорные образы, знакомится с формами, красками орнаментов на игрушках, одежде, предметах интерьера. Произведения устного народного творчества, которые сопровождают ребенка с первых дней жизни, открывают всю прелесть родного языка.
Это важно помнить современным родителям, которые часто пренебрегают средствами народной педагогики: колыбельными песнями, потешками и т. п.
Литература
занимает прочное место в воспитании ребенка и его духовном обогащении. Детские книги — обязательное средство воспитания современного ребенка. Родителям необходимо привить ребенку любовь к книге. Для развития мышления, воображения, чувств ребенка чтение книг дает значительно более богатую пищу, чем просмотр телевизионных передач. Ребенок должен знать, не только кто написал книгу, но и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника книга получилось произведение искусства. Любимую книгу передают из поколения в поколение как реликвии.
Сказки, с их чудесами и волшебными превращениями, с моралью, которая преподносится в прозрачной, ясной по смыслу, захватывающей и забавной форме наиболее близки детскому мироощущению. Когда ребенок слушает сказку, он неосознанно, сливается с ее героями, вызывающими его симпатию, проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает темные силы в лице Кощея, Бабы Яги, Змея Горыныча.
В дошкольные годы ребенок впервые посещает театры, музеи, концертные залы, выставки, библиотеку. От семьи зависит, будет ли такое знакомство эпизодом в жизни ребенка или надолго определит его культурное развитие, станет служить обогащению ума и сердца, наполнит новым содержанием досуг.
Особо тщательно следует продумать первое посещение с ребенком театра, музея, выставки. Оно должно оставить яркие впечатления и дать представление о назначении того или иного объекта культуры. Первые впечатления ребенка от встречи с искусством целесообразно подкрепить беседой, рассматриванием иллюстраций.
При последующих посещениях музея расширяется круг экспонатов, на которые смотрит ребенок, и обязательно надо организовать возвращения к тому, что особенно запало в память ребенка по прошлому знакомству.
Детей надо беречь от пагубного воздействия массовой культуры, ведущей к разрушению личности. Неустоявшейся психике ребенка противопоказаны различные современные зрелищные мероприятия-шоу с громким музыкальным сопровождением, яркими световыми и пиротехническими эффектами. Помимо того, что такие зрелища возбуждают и утомляют ребенка, они притупляют его восприимчивость к менее броским, но более художественным явлениям окружающей жизни: он просто не увидит красоты серенького воробушка, принарядившейся в серебряный иней березки, что растет под окном.
Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.
Именно по этому после прохождения данной практики я сделала выводы, что только при глубоком изучении теоретического материала, знакомства с опытом работы других педагогов можно приступать к реализации работы по этому направлению «Эстетическое воспитание детей» и сделать это так, что не навредить, не отпугнуть детей от собственного творчества и понимания, принимания творчества других.
Список использованных источников
1 Н. К. Крупская «О дошкольном воспитании», с.207
2 А. С. Макаренко Сочинения, т. IV, с. 373
3 К. С. Станиславский «Работа актёра над собой» Москва, 1954г
4 Л. Ф. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия» 1997 г. — 240с. — ISBN 5−7695−0137−5
5 Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности. 2002 г. «Дошкольное воспитание» и 2010 г. «Воспитание в дошкольных учреждениях» В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин, Т. А. Ильина и др., Под редакцией В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986 — 415с.
6 Международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012 г.)
7 Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие, — Ростов: издательство «Феникс», 1997 г.
8 Корчак Я. Как любить детей. — М., 1973г
9 Лихачёв Б. Г. Эстетика воспитания. — М., «Педагогика», 1972 г.
10 Никитин Б. П. Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки — М., 1989 г.
11 Основы эстетического воспитания. Учеб. Пособие. Под ред. А.Кдрёмова.- М., Высшая школа", 1975 г.