Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Направления развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве региона с низкой обеспеченностью земельными ресурсами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации предлагается развитие малого предпринимательства через реализацию бизнес-инкубаторов. На основе изучения опыта использования механизма бизнес-инкубатора в Германии, автор разработал модель на базе Ингушского государственного университета, располагающего высокообразованными специалистами, способные реализовать проекты технической и технологический модернизации производства… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АГРАРНОЙ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Методология формирования стратегии развития малых форм хозяйствования
    • 1. 2. Эволюция понятия «семейная ферма»
    • 1. 3. Зарубежный опыт развития малого предпринимательства
  • ГЛАВА 2. АГРАРНАЯ РЕФОРМА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
    • 2. 1. Анализ развития сельскохозяйственного производства
    • 2. 2. Экономические условия развития малого предпринимательства в республике
  • ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ)
  • ХОЗЯЙСТВ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
    • 3. 1. Региональные особенности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств
    • 3. 2. Концентрация и специализация семейных ферм
    • 3. 3. Организация сельскохозяйственного маркетинга
  • ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ
    • 4. 1. Государственная поддержка малых форм хозяйствования
    • 4. 2. Развитие промыслов и ремёсел на сельских территориях
    • 4. 3. Кооперация как фактор развития малых форм хозяйствования

Направления развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве региона с низкой обеспеченностью земельными ресурсами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одними из основных задач современного территориального образования являются создание рабочих мест, обеспечение населения продовольствием, а промышленность и другие отрасли экономики сырьём и материалами. Но без научно обоснованной мотивации, диверсификации форм хозяйствования с учётом региональных особенностей осуществить эффективную аграрную политику в период нанотехнологи и глобализации мировых процессов не представляется возможным. Иной подход на наш взгляд будет заканчиваться теми же социально-экономическими издержками, когда невостребованные формы хозяйствования при либерализации форм и методов управления распадаются как финансовые пирамиды, создавая в обществе продовольственный’кризис.

В каждой стране или регионе для решения этой проблемы производство организуется на основе уже достигнутого социально-экономического уровня. К основным показателям, влияющим на этот уровень, относятся: природно-климатические условия, мотивация производительного труда, исторические аспекты становления хозяйственного уклада, наличие рынков товаров и услуг, степень кооперации и интеграции хозяйствующих субъектов и ряд других. Но организационно-экономическая деятельность любого общества начинается с малого предпринимательства.

В условиях же, когда создаётся новое национально-территориальное образование с ещё не сложившейся экономикой и избытком трудовых ресурсов, менеджерам, формирующим валовой региональный продукт (ВРП), приходится выбирать тот путь, который другими уже пройден в иных социально-экономических периодах или общественно-политических формациях. Поэтому их усилия сопровождаются методами проб и ошибок, а брать со стороны что-либо в чистом виде не приходится, так как экономике не свойственен безальтернативный шаблон.

С начала процессов реформирования агропромышленного комплекса (АПК) продолжаются споры о том, какая экономическая политика в системе многообразии форм хозяйствования эффективней для отечественного товаропроизводителя. Во-первых, это политика совершенствования традиционных прошлой эпохе экономических отношений в общественных хозяйствах, создавая на арендном подряде коллективы интенсивного труда с внутрихозяйственным расчётом. Основное внимания при такой организации производства отдаётся распределению и перераспределению материальных благ, так как средства и произведённый продукт не принадлежат товаропроизводителю. Во-вторых, противоположный тому уклон частнокапиталистическое хозяйствование, включая товарооборот земли.

Сельскохозяйственное производство северокавказских республик имеет ряд технологических и природно-климатических отличий: мелкие контуры полей с суглинистыми и засушливыми почвами, в некоторых малоземелье, неразвитость дорог с твёрдым покрытием, другой производственной инфраструктуры, высокая обеспеченность трудовыми ресурсами, индивидуальность товаропроизводителей, низкая подготовка управленческих кадров, отсутствие у производителей возможностей интеграции с экономически развитыми регионами России.

Аграрная политика в малом предпринимательстве должна решать, на наш взгляд, задачи через систему институциональных преобразований, способствующих формированию реальных собственников и созданию прозрачных, понятных и доступных условий господдержки для всех сельхозтоваропроизводителей. Социально-экономическое значение этой проблемы в рамках общей агропродовольственной политики делает актуальным проведение исследований по разработке теоретико-методических основ развития малых форм хозяйствования. Это позволит по новому подойти к совершенствованию методов управления развитием малого предпринимательства.

Республика Ингушетия (РИ) образована в 1992 году. В ней проживает 413 тыс. человек, из них 255 тыс. человек (61,7%) — сельское население. Бедность, малоземелье (0,32 га на человека), избыточность трудовых ресурсов привели к усилению безработицы (свыше 46%) и снижению доходов сельского населения. В этой связи малым формам хозяйствования в решении указанных проблем отводится значительная роль. По уровню их развития можно оценивать адаптацию региона к изменяющимся экономическим условиям хозяйствования. Развитие малых форм хозяйствования — это региональная особенность, поскольку они ведут на селе производственную деятельность на конкретной территории и удовлетворяют, прежде всего, потребности местного населения.

В то же время исследованиям по формированию эффективной воспроизводственной модели малых форм хозяйствования, способных приспосабливаться к рыночной экономике и использовать в производственном процессе инвестиционный, информационный и интеллектуальный капитал, и тем самым способствуя устойчивому развитию сельских территорий, не уделялось должного внимания. Наблюдающаяся негативная тенденция в занятости сельского населения вызывает настоятельную необходимость разработки региональной стратегии развития малого предпринимательства. Успешное развитие этого сектора экономики позволяет решить одновременно две задачи, с одной стороны увеличить рост производства сельскохозяйственной продукции, с другой, создать благоприятные жизненные условия для проживания населения.

Эффективное функционирование малых форм хозяйствования вызвано трудностями перехода к рыночной экономике: разнообразие форм собственности и хозяйствования, многообразие финансовых институтов, недостаточность государственной поддержки, несовпадение интересов предпринимателей малого бизнеса и инвесторов, возросшие риски хозяйственной деятельности.

Таким образом, малые формы хозяйствования приобретают все большее значение в рыночной системе хозяйствования, без которого уже трудно представить современное сельское хозяйство. Малое предпринимательство в современных условиях развития сельского хозяйства Республики Ингушетия становится основой для решения целого ряда экономических и социальных проблем: от обеспечения продовольственного рынка собственными продуктами и услугами до создания новых рабочих мест, новой структуры аграрной экономики и конкурентной среды.

Состояние разработанности проблемы. Теоретические основы развития малых форм хозяйствования изложены в трудах отечественных учёных 20-х — 30-х гг. М.И. Туган-Барановского, A.B. Чаянова, Н. П. Макарова, Г. А. Студенского, C.JI. Маслова, В. В. Коссинского, Н. Д. Кондратьева и ряда других. Проблемы становления и развития малых форм хозяйствования в условиях многоукладной экономики исследованы в работах учёных-экономистов Р. Х. Адукова, В. Ф. Башмачникова, И. Н. Буздалова, И. Н. Буробкина, В. В. Высокова, Э. Н. Крылатых, В. И. Кудряшова, В. В. Милосердова, A.C. Миндрина, A.B. Петрикова, Б. И. Пошкуса, A.B. Узуна, В. М. Старченко, М. Ф. Шкляра, A.M. Югая и других. На региональном уровне они рассмотрены в исследованиях А. И. Авторханова, А. Г. Бучаева, A.A. Гайденко, P.A. Гезиханова, А. Х. Дикинова, З. П. Меделяевой, А. И. Новикова, A.M. Платова, М. А. Шейхова и других.

По обозначенной проблеме они внесли ряд важнейших предложений теоретического и практического характера, которые являются научной базой исследований по совершенствованию экономических отношений на селе, а также разработки прикладных рекомендаций. В то же время в указанных работах акцентируется внимание на общих проблемах развития малых форм хозяйствования и недостаточно исследованы специфика и особенности организации мелкотоварного производства в трудоизбыточных и малоземельных регионах, не показаны принципы становления рыночных отношений в новом аграрном образовании депрессивных территорий. Хотя в последние годы эта работа расширена на региональном и муниципальном уровнях. Но в целом их недостаточность объясняется: во-первых, известными масштабами страныво-вторых, сильными социально-экономическими различиями регионовв-третьих, постоянно модернизирующимися процессами производства в мирев-четвёртых, небольшим периодом начала возрождения новой социально-экономической политики в российском предпринимательстве.

При нынешней организационно-управленческой политике менеджерам в регионах не всегда бывает понятно, каким образом обеспечивать эффективное функционирование экономических отношений хозяйствующих субъектов, что практиковать в реальности, какие нести издержки и прилагать усилия, чтобы заработал тот самый механизм, который создавал бы условия для расширенного воспроизводства материальных благ на локальном уровне. Любой зарубежный опыт без учёта региональных особенностей бесперспективен.

Одна из самых старых и наиболее простых исследуемых в диссертации форм организации производства — единоличное предприятие. Владельцем собственности в ней выступает одно лицо или семья, получающая доход и несущая риск от ведения собственного бизнеса. Эта форма предпринимательства распространена в различных сферах, в том числе в фермерстве, кустарных промыслах. По марксистской теории таким производством занимаются те, которые не используют наёмный труд. Но, если отходить от идеологических догм, то их можно определить как самостоятельных товаропроизводителей. Поэтому развитие личных подсобных хозяйств населения (ЛПХ) во время продовольственного кризиса в 90-х гг. началось с самостоятельных натуральных хозяйств без разработанной экономической стратегии и в условиях отсутствия у индивидуальных предпринимателей практического опыта организации коммерческого производства. В обиходе появился даже термин — «бартер», неизвестный до этого отечественному производителю.

Но экономическая сущность такова, что потребности людей не ограничены при ограниченных ресурсах. ЛПХ уже подошли к такому уровню внутрихозяйственного развития, что возникла необходимость осуществить опосредованную государственную политику по регулированию их деятельности. В этом секторе экономики появились признаки стагнации: производство и переработка не согласованы, интеграционные процессы ^ между хозяйствующими субъектами, а также регионами носят больше искусственный характер. Фактор производства — предпринимательство — не совершенствуется, оставаясь в течение долгих лет на уровне натурального хозяйствования. И это несмотря на то, что объёмы производства в них по сравнению с технологическими возможностями перенасыщены, особенно по молоку и мясу. Здесь необходима на наш взгляд дополняющая друг друга федеральная и региональная аграрная политика, основанная на реализацию методологии перевода мелких хозяйствующих субъектов в товарные крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ). Это послужило бы постепенному сглаживанию поведенческих комплексов сельского и городского населения, удовлетворяя его постоянно растущие абсолютные и относительные потребности.

В доказательство эффективности своих предпосылок различные концепции предлагают приверженцы прошлого, меняя вывеску «колхоз» или «совхоз» на ГСХП, ЗАО, ГУП, МУП, СПК и т. п. Но практика показывает, что при организации аграрного производства необходимо соблюдать на местах в едином комплексе природные, экономические и социальные условия.

Для решения поставленной проблемы требуется методологический подход, меняя политику, тактику и философию управления фермерским производством, организованного с учётом региональных особенностей на базе мелких коммерческих и некоммерческих хозяйствующих субъектов, а также неэффективно функционирующих коллективных хозяйств, решая параллельно социальные проблемы каждого населённого пункта, чем и обосновывается актуальность исследования.

Только обеспечив активную часть населения занятостью в производстве материальных благ (оказании услуг) на основе формирования политики свободных экономических отношений можно добиться решения проблем, от которых зависит уровень доходности сельскохозяйственной отрасли и стимулирование платежеспособного спроса населения. Это имеет прямое отношение к исследуемому региону: стабильность — необходимое условие для полноценного включения этой территории в общую модель социально-экономического развития страны.

Исследования проводятся с учётом природных, исторических и социально-экономических региональных особенностей, начиная от зарождения деловой идеи, разработки предпринимательского дела, регистрации предприятия, ориентации его на расширенное воспроизводство, налаживания кредитно-банковской системы и, заканчивая организацией производственных маркетинговых групп с использованием научного потенциала высшей школы, кооперации и интеграции товаропроизводителей различных отраслей экономики. Всё это рассматривается под единым углом зрения, создавая условия для разработки и совершенствования сбалансированной политэкономической концепции с учётом уровня состояния и перспективы развития производительных сил, включая предпринимательство.

Не создав эффективный механизм хозяйствования на основе имеющихся ресурсов, такие субъекты федерации как Республика Ингушетия ещё долго будут дотационными российскими территориями. Только определив приоритетным направлением обеспечение населения занятостью в производстве материальных благ (оказании услуг) на основе эквивалентных экономических отношений, можно добиться решения проблем повышения уровня доходности и социально-экономического развития сельских территорий исследуемого региона. В этой связи требуется продолжение исследований, связанных со структурным совершенствованием малых форм хозяйствования, учитывающих перспективы их развития, что определили цель и задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка теоретических положений, методических рекомендаций по организации и оптимальному функционированию малых форм хозяйствования, а также разработке направлений их развития в условиях низкой обеспеченности земельными ресурсами.

Для достижения поставленной цели были решены задачи:

— уточнены теоретические положения формирования и развития малого предпринимательства;

— определено экономическое содержание малых форм хозяйствования в устойчивом росте аграрной экономики Республики Ингушетия;

— выявлены проблемы отсутствия инновационных технологий в малых формах хозяйствования, ретроспективно проанализирована низкая инвестиционная мотивация собственников капиталов в развитии производства малых форм хозяйствования;

— проведен генезис содержания понятия семейная ферма и на этой основе предложено определение «малая ферма организации сельскохозяйственного производства»;

— обобщен опыт малого предпринимательства в зарубежных странах и определены возможные направления сотрудничества отечественных товаропроизводителей с иностранными партнёрами;

— разработаны методические положения организации, обустройства и оптимального функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Ингушетия, обоснована перспективная специализация и размеры предприятийразработан механизм экономических отношений между сельхозтоваропроизводителями в условиях Северного Кавказа;

— предложен механизм совместного использования активов предприятий разных отраслей при создании и развитии производственной инфраструктуры муниципалитета, дана оценка экономической эффективности организации малого предпринимательства в Республике Ингушетия;

— разработан механизм функционирования вертикальной структуры управления Ингушского регионального отделения Земельного (ипотечного) банка России;

— разработана типология крестьянских (фермерских) хозяйств и механизм создания маркетинговых групп по производственным направлениям в административных районах республики;

— обоснованы методика и механизм функционирования кооперации, где отношения строятся на основе перехода предприятий от кооперации в одном населённом пункте к кооперированию с хозяйствами соседних сёл и поселений (социальный тип), кооперирование с предприятиями и организациями других отраслей народнохозяйственного комплекса (экономический тип) — предложена модель перспективного сотрудничества малого предпринимательства. Определены направления по созданию ассоциации, союзов бизнес-инкубаторов и других объединений для эффективного развития малого предпринимательства;

— определена эффективность развития промыслов и ремесел в Республике Ингушетия, как диверсификация деятельности малого предпринимательства в условиях ограниченности земельных ресурсов.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Диссертационное исследование выполнено по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — АПК и сельское хозяйство), п. 1.2.49 «Экономика, организация и управление в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у сельских индивидуальных предпринимателей».

Объекты исследования — малые формы хозяйствования АПК СевероКавказского и Южного федеральных округов (СКФО, ЮФО). Более детально это проблема исследована на примере Республики Ингушетия.

Предмет исследования — организационно-экономические отношения субъектов малого предпринимательства. Тенденции, проблемы формирования и функционирования малых форм хозяйствования в новых экономических условиях.

Теоретической и методологической основой исследования послужили различные школы и направления экономической науки, произведения классиков, труды отечественных и зарубежных учёных-экономистов, программы и решения правительства Российской Федерации (РФ), правовые акты по совершенствованию агропромышленного комплекса, ведомственные инструкции.

Источниками информации явились данные Федеральной и региональных служб статистики, Министерств сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Республики Ингушетия (МСХ и П РФ и РИ), Министерства экономического развития Российской Федерации и Республики Ингушетия (Минэкономразвития РФ и РИ), Ингушского регионального отделения Открытого акционерного общества Российской Федерации «Россельхозбанк» (ОАО РФ «Россельхозбанк»). Использовались монографические исследования хозяйственной деятельности организации агропромышленного комплекса, годовые отчёты и первичные документы хозяйствующих субъектов, справочная и специальная литература, материалы научно-исследовательских учреждений, наблюдения и разработки автора.

В процессе исследования в зависимости от решаемых задач теоретического, методологического и практического аспекта диссертационной работы применялись различные методы, способы и приёмы, среди которых можно выделить: интервьюирование респондентов, графический способ, расчётный, абстрактно-логический, экспертный, монографический, экономико-статистический и экспериментальный методы, экономико-математическое моделирование, метод сравнительного анализа, балансовый.

Научная новизна исследования. Наиболее существенными результатами исследования диссертанта, определяющими его научную новизну, являются следующие положения и разработки: конкретизированы и обобщены теоретические положения относительно сущности и содержания малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики, которые рассматриваются как совокупность различных форм хозяйствования (крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели) в сфере производства благ и оказания услуг. И которые представляют собой особый тип экономического поведения: свобода хозяйственной деятельности, повышенный производственный риск и личная ответственность за полученные результаты. Определено их место в общей структуре сельскохозяйственного производстваопределены особенности организации сельскохозяйственного производства в северокавказских республиках с избыточным экономически активным населением и низким уровнем обеспеченности земельными ресурсами, недостаточным развитием производственной, социальной и рыночной инфраструктуры, рискованным земледелием. Предложены направления экономической политики по структурному совершенствованию малых форм хозяйствования на основе реализации программно-целевого метода и диверсификации производства;

— на основе оценки уровня социально-экономического развития малых форм хозяйствования Республики Ингушетия выявлено, что сдерживающими факторами являются: низкая инвестиционная активность, неоднозначные результаты институциональных изменений, ограниченность собственных финансовых ресурсов для развития, неразвитый механизм стимулирования производств и промыслов, обеспечивающих поступления денежных средств в местные бюджеты, низкий уровень обеспеченности земельными ресурсамиразработана стратегия развития малого предпринимательства Республики Ингушетия с учетом природно-экономической, культурно-исторической специфики, увеличивающие возможности продовольственной самообеспеченности региона;

— разработана методика типизации сельских территорий. Определены оптимальные размеры хозяйств с учетом специализации и инфраструктуры рынка;

— на основе анализа определены перспективы развития малых форм хозяйствования с учетом особенностей функционирования продовольственного рынка региона;

— разработан механизм реализации аграрной политики региона, основанной на дифференцированной поддержке малых форм хозяйствования через улучшение их материально-технической базы, активизации предпринимательской деятельности, диверсификации производства;

— разработаны методические положения диверсификации производства, включающих развитие художественных промыслов и ремесел, обеспечивающих занятость и повышение доходов сельского населенияопределены направления развития кооперации малых форм хозяйствования: создание обслуживающих кооперативов по использованию техникиснабженческо-сбытовые кооперативы, кооперативы по переработке сельхозпродукции и кооперативы по производству различных видов национальных художественных изделий.

Практическая значимость результатов исследования. Проведённые исследования обеспечат реализацию Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010;2016 годы» и Стратегии «Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года», утверждённые распоряжениями Правительства РФ.

Рекомендации автора по развитию малого предпринимательства приняты Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия. Они внедрены в сельских поселениях Малгобекского, Сунженского, Назрановского и Джейрахского административных районов. Организационно-экономические положения диссертации используются в процессе обучения студентами Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ингушский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ИнгГУ»).

Научные разработки автора по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств используются и в других регионах Российской Федерации (Чудовский район Новгородской области, Кинешемский район Ивановской области и Урицкий район Орловской области).

Апробация результатов работы. Теоретические разработки, результаты и выводы по диссертации докладывались и обсуждались на международных, федеральных и региональных научно-практических конференциях: Пятигорский государственный лингвистический университет (1998 г.), Адыгейский государственный университет (2010 г.). Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М. Д. Миллионщикова (2010 г.), Пензенский государственный университет (2010 г.), Ингушский государственный университет (2001, 2006, 2008, 2010, 2011,2012 гг.).

Основное содержание полученных результатов опубликовано в 59 печатных работах общим объемом 115,7 п.л., в том числе авторских 109,13 п.л.- по перечню изданий ВАК — 19 работ, из них 15 без соавторства.

Объём и структура работы. Логическое изложение проведённого исследования содержит введение, четыре главы, выводы и предложениябиблиографический список состоит из 207 источниковобъём работы составляет 312 страниц компьютерного текста, включая 35 таблиц, 20 рисунков, 1 алгоритм, 3 формулы и 8 приложений.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Региональная политика Федерального центра на Северном Кавказе должна формироваться в совершенствовании направлений инвестиционной поддержки в увязке со спецификой регионов, с одной стороны, трудоизбыточность, другой, малоземелье. Предлагаемый подход заключается в обеспечении более быстрых темпов роста экономики депрессивных регионов над наиболее развитыми, включающий стимулирование доходности сельхозтоваропроизводителей, структурные изменения сельскохозяйственного производства, отвечающие экономическим и природным условиям региона. С этой целью должны быть определены природные зоны республики для размещения в них эффективных производств с предоставлением различных льгот и дотаций малому бизнесу, развитию государственно-частного партнерства. Большое значение придается адаптации неформальных правил и культурной самоидентичности к узаконенным нормам и правилам. В рамках этой проблемы предлагается включать более интенсивно северокавказские регионы в систему межрегиональной и межстрановой интеграции, обеспечивающей развитие малого предпринимательства.

2. Основу методологического подхода в решении проблем развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве региона составляет системное комплексное изучение, выявление и обобщение влияния всех факторов при обосновании стратегии аграрного бизнеса, а также формирование институционального механизма по созданию конкурентоспособных сельхозтоваропроизводителей. Системный подход при исследовании проблем малого предпринимательства включает: а) анализ эффективности использования ресурсного потенциалаб) определение стратегии, согласуемой с целью государственной и региональной агропродовольственной политикив) анализ альтернативных способов производстваг) эффективность реализации стратегии.

3. Стратегия развития малого предпринимательства региона включает:

— структурное изменение технологического уровня действующего производства, прирост производственных мощностей;

— повышение конкурентоспособности, основанной на эффективной интеграции и кооперации, рациональном размещении производства с учетом особенностей природных условий, формирование конкурентоспособных инновационных кластеров;

— стимулирование экономического роста. Достижение этой цели позволит сохранить национальные, исторические особенности сельского хозяйства региона, самостоятельность в принятии решений, устранить барьеры для реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие малых форм хозяйствования на региональном и местном уровнях;

— формирование человеческого капитала. Эта цель направлена на формирование новых рабочих кадров в сельской местности через диверсификацию производства, развитие кадрового потенциала, формирование эффективных балансов демографических и трудовых ресурсов;

— улучшение экологической обстановки. Приоритеты этой цели включают сохранение природной среды обитания населения, формирование эффективной эколого-экономической модели хозяйствования, основанной на использовании энергои ресурсосберегающих технологий;

— повышение эффективности управления региональными финансовыми ресурсами, направленные на поддержку малого предпринимательства, что означает выбор приоритетных направлений развития на основе программно-целевого метода планирования, развития частного и государственного партнерства, формирование инфраструктуры, отвечающей современным требованиям функционирования продовольственного рынка.

4. В социальном и экономическом развитии сельских территорий республики существенно изменилась роль и функции личных подсобных хозяйств в связи с изменением формы собственности на земельные участки.

Теперь это частная собственность, кроме того им предоставлено право на увеличение размера участка за счет аренды земли, а также её купли-продажи. Однако численность семей, имеющих земельные участки, почти не меняется из-за указанных выше причин, размеры земельных наделов составляют 0,110,15 га на одно хозяйство.

Основная проблема республики — высокий уровень безработицы (46%), бедность населения (42,8% имеют доходы ниже прожиточного минимума), дефицит инвестиционных средств. Проблема занятости населения в республике усложнилась закрытием градообразующих предприятий, в результате численность работающих на этих предприятиях сократилась в 10 и более раз.

Многие десятилетия в республике было распространено отходничество, когда на сезонные заработки в другие регионы России отправлялись десятки тысяч человек. В республике в 2011 г. из 248 тыс. человек экономически активного населения зарегистрировано безработных 121 тыс. человек, что превышает более чем в 7 раз средний показатель по Российской Федерации. Причем в возрасте до 30 лет этот уровень составляет более 70%. Наиболее сложным остается положение в сельском хозяйстве, где проживает основная масса населения.

Среднемесячные денежные доходы на душу населения в сельском хозяйстве в 2011 г. составили 5830 руб. (Северо-Кавказский округ — 8490 руб., Российская Федерация — 12 320 руб.). По величине средней месячной заработной платы Ингушетия занимает последнее место среди субъектов Российской Федерации. Мощности действующих предприятий переработки сельхозпродукции в настоящее время используются на уровне 15−20%, а износ их основных фондов превышает 80%.

5. Автор в 2010 г. провел опрос 120 респондентов среди сельхозорганизаций, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, занимающихся производством товарной продукции, на предмет «какая форма собственности должна развиваться в республике», получены следующие ответы: государственная — 45,0%, частная в различных формах -46,7% и смешанная — 8,3%. Такой процент ответов за государственную собственность вызван малоземельем, более надежной социальной защищенностью и неоднородностью национального состава республики. Почти 47% опрошенных высказались за развитие частной собственности, их аргументация сводилась к следующим моментам. Во-первых, в сельской местности формируется контингент населения, способный заниматься предпринимательством и решать не только экономические, но и социальные задачи. Во-вторых, более высокая приспосабливаемость к потребностям рынка и умение эффективно для производства реагировать на спрос. В-третъих, легче реализовать новые идеи, они становятся полигоном для новых инноваций. Темпы освоения новых видов изделий и услуг у малых предприятий на 25−30% выше, чем в крупных организациях. В-четвертых, относительная техническая и финансовая доступность для создания новых рабочих мест. В-пятых, сочетание в одном лице: собственника, работника и предпринимателя повышает ответственность за полученные результаты, но при этом увеличивается риск ведения предпринимательской деятельности из-за неблагоприятной конъюнктуры на продовольственном рынке.

6. В диссертации обоснованы направления господдержки:

— повышение уровня поддержки малых форм хозяйствования по различным направлениям их многофункциональной деятельности;

— информационно-консультационное обеспечение в части требований продовольственного рынка;

— создание равных экономических условий для доступа к кредитным ресурсам и распределение бюджетных средств на поддержку сельхозтоваропроизводителей;

— усиление роли ассоциаций, союзов в поддержке малого предпринимательства;

— разработка программы повышения профессионального уровня руководителей индивидуальных и малых форм предпринимательской деятельности.

7. Вступление России в ВТО потребовало разработки методов защиты отечественных сельхозтоваропроизводителей, особенно в регионах с неблагоприятными природными, экономическими, экологическими и социальными условиями хозяйствования.

В целом их можно сгруппировать следующими критериями — уровень развития экономики и социальной сферы, экологическое состояние территории, качество жизни сельского населения, биоклиматический потенциал, обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами, демографическое положение, уровень диверсификации производства, законодательное обеспечение. Проведенный анализ показал, что Республика Ингушетия относится к неблагоприятному региону для ведения сельского хозяйства.

8. С целью улучшения информационно-консультационного обслуживания в работе предложено формировать производственные маркетинговые группы по отраслям и направлениям, включающие три этапа.

Первый этап. Изучение требований каждого сегмента рынка в сравнении с возможностями своих конкурентов. Определение факторов и их ранжирование по анализу спроса и предложения.

Второй этап. Определение направлений снижения издержек и на этой основе изменений каналов поставки семян, удобрений, топлива и др. Определяется эффективность проводимых мероприятий. Разрабатываются кооперативные и интеграционные связи с субъектами хозяйствования.

Третий этап. Доведение полученных результатов до потребителей для принятия ими последующих решений по управлению бизнесом.

9. Республика Ингушетия располагает предпосылками развития кооперативной системы. В процессе исследования организационной системы сельскохозяйственной производственной и потребительской кооперации разработаны методы регулирования экономических отношений, приоритетные направления развития кооперации, в которых определены возможности экономического роста на основе совершенствования внутрихозяйственного расчета, соответствующие специфике рыночных механизмов ведения хозяйственной деятельности.

В диссертации предложены направления создания потребительских кооперативов:

— оказание помощи при уборке урожая, заготовке, транспортировке, хранении, переработке и раздаче кормов в ЛПХ на более высоком техническом уровнепоставка материально-технических средств и совместном использовании сравнительно дорогой и высокопроизводительной сельхозтехники;

— репродукция поголовья скота;

— обеспечение породистым молодняком (поиск молодняка нужной породы, приобретение и доставка);

— информационное обеспечение о рынках товаров и услуг, банковских учреждений, сбытовых и иных организациихранение, переработка, обмен и сбыт производимой сельскохозяйственной продукции, особенно при их малых объёмах в хозяйствах;

— получение кредитных средств по улучшению оборота стада животных одновременно в нескольких хозяйствах, строительству дополнительных производственных помещений, механизации технологических процессов.

10. Решению вопросов занятости сельского населения может способствовать и развитие народных художественных промыслов.

Наши предложения сводятся к тому, что используя потенциальные возможности народных художественных промыслов и учитывая рыночные механизмы хозяйствования и соответствующие меры государственной поддержки можно значительно повысить не только занятость населения, но и через налоговые поступления улучшить социально — экономическое положение сельских территорий.

Основными направлениями развития народных художественных промыслов являются:

— модернизация предприятий с использованием инновационных технологий;

— наращивание выпуска ковровых изделий, других товаров народных промыслов, обеспечивающие не только внутренний спрос, но и продажу за пределы республики;

— восстановление контроля над качеством товаров, обеспечивающего конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке, который удовлетворяет требования, предъявляемые покупателями;

— совершенствование системы реализации товаров, внедрение новых форм деятельности по схеме производство — торговля, усиление роли рекламной и ярмарочно — выставочной деятельности;

— разработка мер по возрождению забытых и утрачиваемых видов ингушских народных художественных промыслов в местах обитания коренного населения;

— разработка программы повышения квалификации специалистов, занимающихся выпуском изделий художественных промыслов;

— совершенствование поддержки малого предпринимательства в части развития народных промыслов через механизм кредитной политики;

— разработка механизма привлечения инвестиционных кредитов для развития народных промыслов, расширение инфраструктуры, способствующей наращиванию объемов сбыта продукции, созданию условий для развития творчества.

11. В диссертации предлагается развитие малого предпринимательства через реализацию бизнес-инкубаторов. На основе изучения опыта использования механизма бизнес-инкубатора в Германии, автор разработал модель на базе Ингушского государственного университета, располагающего высокообразованными специалистами, способные реализовать проекты технической и технологический модернизации производства, осуществлять консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятий, а также бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения кадров. С этой целью вначале потребуется сконцентрировать внимание на приоритетных объектах, внедрение которых ускорит решение экономических и социальных задач. Сохранение продовольственной цепочки «производитель-потребитель продовольственных продуктов». Бизнес-инкубатор будет обеспечивать организацию новых производств, диверсификацию экономики сельских территорий, альтернативную занятость, повышение уровня и качества жизни, ускорение внедрений нововведений в производство.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Х., Адукова А. Н. Эффективность и перспективы аграрной политики России // Журнал ВНИОПТУСХ «Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве», декабрь 2010. № 4(5).
  2. С.Г. Перспективы развития и направления реализации потенциала агропромышленного комплекса // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 1. — С. 97−101.
  3. Р. Левандовский. Краткий курс по становлению Федеративной Республики Германия / Для специалистов сельскохозяйственной стажировки в Баден-Вюртемберг: Ханновер, 1991.
  4. Анализ хозяйственной деятельности крестьянских хозяйств: Учебное пособие. М.: Российская академия сельскохозяйственных наук, 1995.
  5. Э.А., Пахомкин А. Н., Митрофанова Т. П. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. 2-е изд., испр. — М.: «Дашков и К0», 2009.
  6. П.Ф. Организация информационно-консультационной службы как важнейшее условие развития АПК России: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Балашиха, 2003.
  7. Ассоциация фермерских хозяйств «Янтарь» Неманского района Калининградской области: новые формы производственных отношений. Вып. 4. М, Информагротех, 1998.
  8. Атлас Европы. Политико-административные и общегеографические карты. М.: ФГУП ПКО «Картография», 2007.
  9. М. Фермерское производство: организация, управление, анализ / Пер. с англ. A.C. Каменского- Предисл. В. Ф. Башмачникова. М., Агропромиздат, 1989.
  10. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? Изд. 2-е. М.: Финансы и статистика, 1997.
  11. М.С. Методическое обеспечение учёта и анализа управления затратами на производство продукции (работ, услуг) коммерческих организаций: Магас: ИнгГУ, 2008.
  12. P.A. Государственные инструменты развития отношений собственности в сфере малого бизнеса: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Владикавказ, 2003.
  13. Ш. Без кормов животноводство не поднять // Сердало. -2010. № 58.
  14. В.Ф. Фермерское движение за десять лет / Материалы доклада X съезда фермеров России. М., 1999.
  15. Без прошлого нет будущего / Автор проекта и составитель Р. Ш. Албогачиев. Нальчик: «Эль-Фа», 2005.
  16. Ю.В. Территориальная организация, структура производства фермерского сектора Астраханской области и оптимизация его развития: Дис.. канд. геогр. наук. Астрахань, 2009.
  17. Л.А. Анализ финансовой отчётности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. / Науч. ред. перевода чл.-корр. РАН И. И. Елисеева. Гл. редактор серии проф. Я. В. Соколов. М.: Финансы и статистика, 1996.
  18. Бизнес-планирование. Учебное пособие для фермеров и предпринимателей малого агробизнеса / Отв. за вып. Н. И. Голик. М.: Российская академия кадрового обеспечения АПК, 2003.
  19. У. Менеджмент организации. М.: «ИНФРА-М», 1997.
  20. И.Н. О главном условии обеспечения продовольственной безопасности России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. — № 9.
  21. М.Х. и др. Пути развития малых форм хозяйствования / Сб. науч. трудов Академии кадровой и социальной политики АПК. Вып. 11.-2010.
  22. М.Х. Организационно-экономические основы выбора специализации и размеров хозяйствующих объектов в мелкотоварном производстве: Учебное пособие с грифом УМО. Назрань. ООО «Пилигрим», 2011.
  23. М.Х. Организация фермерских хозяйств в «неперспективных» деревнях: Дис.. канд. эконом, наук. М., 1992.
  24. М.Х. Управление мелкотоварным производством: Учебник. -Назрань: ООО «Пилигрим», 2012.
  25. М.Х. Фермерство в Германии // «Грозненский рабочий» № 13, 1991 г.
  26. М.Х. Фермерство: проблемы и пути развития // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инновации. Выпуск 12. -М.: ФГОУ РосАко АПК, 2010.
  27. М.Х., Костоева Ф. Я. Формирование организационно-экономической модели инфраструктурного обеспечения малого агробизнеса // Вестник Саратовского государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова, 2012. № 9.
  28. А.Г. Развитие малого предпринимательства сельских территорий региона: Дис.. докт. экон. наук. М., 2005.
  29. Ведомственная целевая Программа «Строительство современных фермерских комплексов (семейных ферм) Ульяновской области в 20 082 010 годах».
  30. Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н. И. Загузова. Изд. 3-е, стереотипное. М.: Гардарики, 2004.
  31. ВТО: проблемы вступления и меры по адаптации сельского хозяйства России: Учебное пособие / Ю. И. Клименко, П. В. Дацюк Отв. за вып. Н. И. Голик. М.: Российская академия кадрового обеспечения АПК, 2007.
  32. В.В. Малый бизнес: made in Russia: Научно-практическое пособие. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ. 1999. 120 с.
  33. A.A. Обоснование прогнозных сценариев развития птицеводства: Автореф. дис.. докт. экон. наук. М., 2008.
  34. P.A. Развитие экономических отношений хозяйствующих субъектов в агропромышленном строительстве региона: Автореф. дис.. докт. эконом, наук. М., 2009.
  35. P.A. Экономические отношения субъектов инвестиционно-строительной деятельности в АПК региона (на примере Чеченской Республики). М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2009.
  36. З.М. Стратегические аспекты формирования инновационной структуры АПК регионов юга России (на материалах Кабардино-Балкарской Республики): Автореф. дис. .канд. экон. наук. Нальчик, 2010.
  37. Глава кабинета министров намерен навести порядок в АПК республики //Сердало.-2009. № 180.
  38. И.П., Осинов В. И. Организация маркетинга. М.: Информагротех, 1999.
  39. Государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008−2012 годы. у
  40. Государственное регулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы, эффективность. М.: ВИАПИ им. A.A. Никонова, «Энциклопедия российских деревень» — 2005.
  41. Государство сгонит фермеров в кооперативы // Новости АПК: информ. с Интернет-сайта / www.erroneous.ru 18−21 октября пос. Правдинский, 2005.
  42. А.Ю. Институциональная теория денег: сущность и правовой режим денег и ценных бумаг. М: РИОР, 2008.
  43. Г. М., Маховикова Г. А., Амосов В. В. Экономическая теория. -СПб.: Питер, 2003.
  44. И.У. Аграрные отношения и рынок продовольствия: взаимосвязи и тенденции трансформации: Автореф. дис.. докт. экон. наук. М., 2005.
  45. М.С. Оффшорный банковский бизнес. М.: АОЗТ «Солидарность-Паблшер», — 1997.
  46. П.В., Сидоров В. К., Клименко Ю. И. Повышение эффективности инновационных процессов в АПК / Российская академия кадрового обеспечения АПК, М.: 2007.
  47. Н.К., Краснов A.B., Рак Н.Г. Концепция социально ориентированной региональной экономики сельского хозяйства. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007.
  48. А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов. Н. Новгород: НИМБ, 2008. — 320 с. (Высшее образование).
  49. Закон РФ «О сельскохозяйственной кооперации № 193-Ф3 от 8 декабря 1995 г.
  50. Закон РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» № 100-ФЗ от 14.07.97 г.
  51. Закон РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» № 74-ФЗ от 11 июня 2003 г.
  52. Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209
  53. Закон Республики Ингушетия «О регулировании земельных отношений в Республике Ингушетия» № 50-РЗ от 14.12. 2007 г.
  54. А.И., Никитин A.B., Квочкин А. Н. Кооперация и интеграция в повышении эффективности функционирования хозяйств населения, Тамбов, 2007.
  55. Т.И. Миграция сельского населения. М., 1970. — С. 120 122.
  56. Т.И., Калмык В. Современная сибирская деревня. Некоторые проблемы социального развития. Ч. III. / Новосибирск, 1975.-С. 27−30.
  57. А.П. Сочетание крестьянского, среднего и мелкого сельскохозяйственного предпринимательства в условиях перехода к рынку // Экономика сельского и перерабатывающих предприятий. -1993, № 5.-С. 14−17.
  58. JI.M. Организационно-экономический механизм формирования конкурентных преимуществ региона (на примере Кабардино-Балкарской Республики): Автореф. дис.. канд. экон. наук. Нальчик, 2008.
  59. В.В., Хан O.K. Управление недвижимостью. М.: ИНФРА-М, 2009.
  60. Ю.А., Собина В.H., Шишкин М. И. Региональные особенности моделирования экономики крестьянских (фермерских) хозяйств / Ю. А. Ильин, В. Н. Собина, М. И. Шишкин. Ижевск: ФГОУ Ижевская ГСХА, 2005.
  61. Ингуши: Сборник статей и очерков по истории и культуре ингушского народа / Сост. А. X. Танкиев. Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1996.
  62. Индивидуальный предприниматель: Учебное пособие / Л. П. Щуко, О. Б. Барская, В. И. Никифорова и др. / Под ред. Л. П. Щуко, О. Б. Барская. СПб.: «Издательский дом Гер да», 2005.
  63. Инновационные процессы и основные проблемы организаций и предприятий АПК: сборник научных статей. Краснодар, 2004.
  64. C.B. Механизм восстановления и социально-экономического развития региона (на примере Чеченской Республики): Автореф. дис. .канд. эконом, наук. Нальчик, 2010.
  65. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г.
  66. Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. М.: ИНФРА-М, 1996.
  67. Э. и др. Эффективное фермерское хозяйствование / Пер. с англ. и предисл. A.A. Белозерцева. -М.: Агропромиздат, 1991.
  68. Ю.И., Булгучев М. Х. Переход на инновационные технологии малых форм хозяйствования // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инновации. 2010. № 1. — С. 26−29.
  69. Ю.И., Васильева И. В., Мумладзе Р. Г., Булгучев М. Х. Организационно-экономические основы развития малых форм хозяйствования: Учебное пособие М.: ФГОУ ДПОС РАКО АПК, 2011.
  70. Ю.И., Рабаданов А. Р., Сёмкин А. Г., Симошенко A.A. Региональные проблемы агромаркетинга (Опыт управленияагромаркетингом в Республике Дагестан). М.: ФГОУ РосАко АПК. 2005.
  71. Ю.И. Эффективное сельское хозяйство Финляндии: Опыт возможного использования в России. М.: ФГОУ «Российская академия кадрового обеспечения АПК», 2003.
  72. .Н. Сельскохозяйственное районирование. М.: Новая деревня, 1925.
  73. Кодексы и Законы Российской Федерации. СПб.: ИГ «Весь», 2007.
  74. Р. М-Б. Социально-экономический механизм развития регионального агропромышленного комплекса (на материалах Республики Ингушетия): Автореф.. дис. канд. эконом, наук. Нальчик, 2009.
  75. Коммерческий договор: от заключения до исполнения / Сост. Л. П. Дашков, A.B. Брызгалин. -М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996.
  76. Комплексная поддержка предпринимательства и малого бизнеса в муниципальных образованиях (на примере Нижегородской области): Учебно-метод. пособие / Под ред. Г. В. Канакова. Н. Новгород: Нижегородский УДЦ Морозовского проекта, 2001.
  77. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (проект). М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009.
  78. В.П. и др. Словарь-справочник экономиста АПК / В. П. Коровкин, И. А. Ламыкин, А.Г. Зельднер- Сост. В. П. Коровкин. М.: Экономика, 1990.
  79. Л. Бове, Уильям Ф. Арене. Современная реклама: пер. с англ. Тольятти: «Издательский Дом Довгань», 1995.
  80. A.A. Формирование прибыли на предприятиях пищевой промышленности. Ростов-на-Дону: ООО «АркОл», 2006.
  81. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: «Бизнес-книга», «ИМА — Кросс. Плюс», ноябрь 1995.
  82. Краткий экономический словарь / Под ред. Ю. А. Велика и др. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1989.
  83. А. Мастерская рекламного текста: пер. с англ. Тольятти: «Издательский Дом Довгань», 1995.
  84. Э.Н. Многофункциональность агропродовольственной сферы: Методология исследований для разработки стратегии развития. М., 2012, с. 18−19.
  85. В.И. и др. Кооперация крестьянских хозяйств: проблемы, решения, опыт. М., ГУП «Агропрогресс», 2000.
  86. В.И. и др. Обоснование рациональных параметров фермерских хозяйств // Рыночные отношения в АПК России: проблемы перехода и решения / Сб. науч. тр. Разд. ИДИ. -М: ВНИЭТУСХ. 1991.
  87. А.А. Индивидуальный предприниматель: практ. пособие. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  88. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство: Учебник. 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: ИНФРА-М, 2007.
  89. А.З. Критика Северо-Американской теории «Семейной фермы»: Дис. канд.. экон. наук. Донецк, 1965.93. Ленин В. И. ПСС.-Т. 3.
  90. Личность и система. Материалы международного методического семинара. Юндола — Челябинск: ЧГАУ, УралГАФК, 1999.
  91. В.Г. Развитие бизнеса: первые три года работы. Продолжение бестселлера «Организация бизнеса с нуля». СПб.: Питер, 2008.
  92. Н.П. Крестьянское хозяйство и его эволюция. Том. 1. М., 1920.
  93. А.А. Сельское хозяйство Ингушетии и пути его реконструкции. 2-е изд., перераб. — Нальчик.: «ЭЛЬ-фа», 1996.
  94. К. Капитал, т. 3. кн. 2: Теория прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 26. Ч. II.
  95. Маслов C. J1. Крестьянское хозяйство и сельскохозяйственная кооперация. Петроград, 1919.
  96. З.П. Методология формирования рыночного хозяйственного механизма в системе АПК / З. П. Меделяева // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2007. — № 14.
  97. В.В. Российский путь аграрной реформы. М.: ВНИЭТУСХ. 1995.
  98. В.Д., Клименко Ю. И., Королькова А. П. Развитие фермерства в Центральной и Восточной Европе. М.: Информагротех, 1997.
  99. Т.А. Организация и эффективное функционирование фермерских хозяйств (на примере Воронежской области): Автореф. дис.. канд. эконом, наук. Воронеж, 1997.
  100. В.П. Организация предпринимательской деятельности / Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  101. В.Д. Сельское хозяйство Канады. Корни успеха. Москва -Майкоп: ООО «Качество», 2004.
  102. Налогообложение в малом бизнесе: на примерах из практики: практическое руководство / Под общей ред. Ю. Л. Фадеева. М.: Эксмо, 2007.
  103. Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  104. А.И. Особенности воспроизводственного процесса и мобилизация резервов в агропромышленной системе депрессивного региона (методология, теория, прикладные аспекты): Автореф. дис.. докт. экон. наук. Иваново, 2006.
  105. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999.
  106. Опыт реорганизации сельского хозяйства Восточной Германии: Учебно-методическое пособие / Г. С. Павленко, Г. В. Балаболина / Под. ред. Г. С. Павленко. М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 1993.
  107. Основы экономической теории / Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994.
  108. Петухова, Светлана Валерьевна. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект / C.B. Петухова. 2-е изд., стер. — Москва: Омега-JI, — 191 е.: ил. — (Организация и планирование бизнеса).
  109. План действий «Устойчивые Нидерланды». Перевод с английского -JI.JI. Тхоржевский, редактор — M.JI. Борозин. — М.: «Экспресс-ЗМ», 1995.
  110. В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник. -М.: Юристъ. 1999.
  111. H.A. Организация предпринимательской деятельности в аграрном производстве. Учебник. Издательство «ЭЛИТ 2000», М., 2002.
  112. Постановление правительства РФ от 24 января 1992 г. № 44 «О мерах государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в 1992 г.».
  113. Предположительная численность населения РФ до 2016 г. Стат. бюллетень. М., 1998.
  114. О., Привало К. Уроки прошлых лет // Животноводство России. 2010. № 2.-С. 6−7.
  115. Примерные формы Договоров для крестьянских (фермерских) хозяйств: Методическое пособие / А. В. Манохин. / Рецензент И. Ф. Панкратов. М.: Фонд поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств «РОССИЙСКИЙ ФЕРМЕР», 1994.
  116. Программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010−2016 годы». Программа утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 1490-р.
  117. Пути экономического роста. Международный опыт. М., Деловой экспресс, 2001.
  118. B.C. Основные формы фермерских хозяйств в развитых капиталистических странах. М. 1989.
  119. Развитие кооперативов и крестьянских хозяйств в аграрном секторе Венгрии / Отв. за вып. Ю. И. Клименко, В. М. Старченко. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт экономики, труда и управления в сельском хозяйстве, 1991.
  120. Д.Д., Хидьюк Г. П. Малый бизнес: бизнес-план предпринимателя / Пер. с англ. под ред. Д. О. Ямпольской. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.
  121. М.Г. Аграрные преобразования в восточном регионе Германии // АПК: экономика, управление. М., 1992. — № 5. — С. 38−43.
  122. Региональная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Ингушетия на 2009−2012 годы.
  123. С.Д. Персональный менеджмент: Учебник / С. Д. Резник и др. -4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2013.
  124. , Н.В. Фермерские хозяйства в социально-экономической структуре сельского хозяйства Иркутской области: Дисс.. канд. геогр. наук. Иркутск, 2001.
  125. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. Сб. / Росстат. М., 2009.
  126. Л.Н. Опыт развития сельскохозяйственной кооперации в регионах России. М.: РосАко АПК, 2006.
  127. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
  128. В. Повысить эффективность фермерских хозяйств // Сердало. -2004. № 142.
  129. В.П. Основы предпринимательства: Учебное пособие / В. П. Самарина. М.: КНОРУС, 2009.
  130. Сельское хозяйство России / Буклет подготовлен Департаментом экономических программ и анализа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005.
  131. Сельскохозяйственная потребительская кооперация в вопросах и ответах: Справочник / Отв. ред. В. Н. Кузмин. М.: ООО «Столичная типография», 2008.
  132. Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства: учебное пособие / Под общ. ред. д-ра геогр. наук, проф. В. Г. Глушковой. 3-е изд., доп. — М.: КНОРУС, 2007.
  133. Ю. X. Стратегическое планирование развития пищевой промышленности (на материалах Кабардино-Балкарской Республики): Автореф. дис.. канд. экон. наук. Нальчик, 2000.
  134. Е.Б. Формирование современной агропродовольственной политики Российской Федерации: Автореф. дис.. докт. экон. наук. М., 2010.
  135. Словарь коммерсанта: Толковый русско-английский и англо-русский / Сост. И. В. Липсиц. -М.: Машиностроение: ИНФРА-М, 1996.
  136. В.П. Организация и функционирование крестьянских хозяйств и их ассоциации / Материал к экономической учёбе по проблемам перехода на рыночные отношения в АПК.: МСХ и П РФ, 1990.
  137. Создание и организация деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов: Рекомендации / Захаров И. В., Кузнецова H.A. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007.
  138. И.И. Формирование и развитие кооперации крестьянских (фермерских) хозяйств (на примере Самарской области): Автореф. дис.. канд. экон. наук. Саранск, 2001.
  139. Справка о Швеции / Сост.: Соседов О. О. 1988.
  140. Справочник работника малого предприятия / Ф. Н. Филина. М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.
  141. В.М. Производственно-экономические отношения в коллективных формах хозяйствования АПК: Дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05: М., 2004.
  142. Стимулирование развития малых форм хозяйствования. // Оперативная интернет-информация по приоритетному национальному проекту «Развитие АПК» (региональный аспект) / ФГНУ «Росинформагротех», 2006. Вып. № 2, № 7.
  143. Столыпинская аграрная реформа / БСЭ под ред. Прохорова A.M. M., 1976.-С. 216−219.
  144. . Г. А. Очерки сельскохозяйственной экономии. М.: Издание Центросоюза, 1925.
  145. Х.Э. Государственная поддержка устойчивого развития агропромышленного комплекса депрессивного региона. М.: «Угрешская типография»,. 2011.
  146. Х.Э. Повышение эффективности регионального АПК (на материалах Чеченской Республики): Автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 2005.
  147. Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: «Дебют», 1994.
  148. М.М. Стратегия и механизм сглаживания пространственных неравенств в России. Назрань: ООО «Пилигрим», 2010.
  149. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия. Официальное издание. Ингушетия в цифрах. Статистический сборник. Магас, 1998.
  150. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия. Официальное издание. Ингушетия в цифрах. Статистический сборник. Магас, 2001.
  151. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия (Ингушетиястат). Статистический бюллетень Ноябрь-Декабрь 2009. Магас.
  152. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия. Доклад о социально-экономическом положении Республики Ингушетия за январь-декабрь 2009 года, Магас.
  153. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия. Статистический бюллетень № 12. Декабрь 2009 г., Магас.
  154. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия. Официальное издание. Ингушетия в цифрах. Статистический сборник. Магас, 2009.
  155. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия. Статистический ежегодник «Ингушетия в цифрах». Магас, 2010.
  156. A.B. Кооперация в сельском хозяйстве Европы // Достижение науки и техники АПК. 2006. — № 4. — С. 45−46.
  157. A.B. Сельскохозяйственная кооперация. Учебное пособие. М.: Изд. торг. Корпорация «Дашков и К°», 2002.
  158. Л.К. Сущность и задачи аграрной политики в разрезе национальной экономики / Материалы региональной конференции «Вузовское образование и наука», ИнгГУ, Магас, 2009.
  159. Туган-Барановский М. И. Учение о предельной полезности хозяйственных благ как причина их ценности. Юридический вестник. 1890. № 10.
  160. И.Х. Традиционные блюда в современной системе питания кабардинцев / Сборник научных статей Института социальных исследований ИнгГУ / Отв. ред. Сампиев И. М. Назрань, 2009 г.
  161. О.Б., Угурчиев Д. О. Практика управления инвестициями в регионе и предложения по её совершенствованию (на примере Республики Ингушетия) / Материалы региональной конференции «Вузовское образование и наука», ИнгГУ, Магас, 2009.
  162. В.Я. Реализация экономической реформы в АПК // Экономика. -1989. № 6. С. 45−49.
  163. С.А. Ингушская народная педагогика. Учебно-методическое пособие. Издательство ООО «Пилигрим», Назрань 2006.
  164. Р.И. Мировая экономика. М.: ИНСАН, 1994.
  165. Хейне Пол. Экономический обзор мышления. Пер. с англ. Издание второе, стереотипное. — М.: Изд-во «Дело» при участии Изд-ва «Cataplexy», 1992.
  166. Т.Р. Организация хозяйства на фермах. М.: Прогресс, 1966.
  167. Цели развития тысячелетия: мнения и опыт российских регионов. М.: «Алекс», 2005.
  168. В.Г. Стратегическая реконструкция хозяйственного комплекса Республики Северная Осетия Алания (научно-экономическая публицистика 1998−2002 годов). — Владикавказ, 2002.
  169. В.Н. Экономика организаций малого предпринимательства. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феликс, 2004.
  170. А. В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. -М.: Наука, 1991.
  171. A.B. Крестьянское хозяйство. М., 1990.
  172. A.B. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. М.: Экономика. 1989.
  173. JI.H. Экономика фирмы: Учебник для студентов вузов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007.
  174. А.Н. Мелкое земледелие и его основные нужды. М., 1913.
  175. В.Н. Методы конструктивного разрешения социальных конфликтов. Часть 2. Посредничество: Учебно-методическое пособие. -М: 1997.
  176. X. География сотрудничества: Ингушетия вдруг оказалась совсем рядом (с Германией) // Сердало. 2007. № 136.
  177. C.B. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. М.: 1996.
  178. Ю.А. Развитие кооперации крестьянских (фермерских) хозяйств на региональном уровне. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 204.
  179. М.Ф. Основы научных исследований Текст.: учебное пособие / М. Ф. Шкляр. 4-е изд. — Москва: Дашков и Ко, 2012.
  180. Экономика предпринимательства: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  181. Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под. ред. В .Я. Горфинкеля, Б. Н. Чернышёва. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  182. Экономика фирмы: Учебник / Под общ. Ред. Проф. Н. П. Иващенко. -М.: ИНФРА-М, 2007.
  183. Экономика. Тесты. -М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008.
  184. Экономический словарь / Сост., предисл., прилож. А. Ф. Никитина. -М.: OJIMA-ПРЕСС Образование, 2006.
  185. Л.А. Малый строительный бизнес как важный рычаг в восстановлении инфраструктуры экономики Чеченской республики: Дис.. канд. экон. наук. Нальчик, 2010.
  186. Эффективный экономический рост: теория и практика: Учебное пособие для студентов экономических вузов / Под ред. Т. В. Чечелевой М.: Издательство «Экзамен», 2003.
  187. . Карьера менеджера: Пер. с англ. Минск: Поппури, 2007.
  188. Einkaufsmarkt und Landwirtschaft. Informationsgemeinschaft fur Meinungspflege und Aufklarunge. V. Alexanderstra? e 3: 3000 Hanno wer, 2003.-22 p.
  189. Farming in the United States // English. 1999. — № 4. -p. 2.
  190. Informationsdienst Landwirtschftliches Bauen: handbuch landwirtschaftlichebetriebsgebaude. Ausgabe, 1990. -416 p.
Заполнить форму текущей работой