Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование эффективной организационной структуры управления в кредитных организациях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организационная структура управления должна быть необходимым инструментом повышения эффективности деятельности кредитной организации, ее финансовой устойчивости и конкурентоспособности. В настоящее время практика формирования организационных структур управления в кредитных организациях опирается в основном на практический опыт руководителя или на теоретическую базу, предназначенную для… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы организации процесса управления кредитной организацией
    • 1. 1. Особенности формирования современной банковской системы в России
    • 1. 2. Организация процесса управления в кредитных организациях
    • 1. 3. Роль и место организационной структуры управления в деятельности кредитных организаций
  • ГЛАВА 2. Особенности формирования организационной структуры управления в кредитных организациях
    • 2. 1. Анализ организационных структур управления в кредитных организациях
    • 2. 2. Оценка влияния уровня автоматизации банковских процессов на организацию управления в кредитных организациях
    • 2. 3. Методические основы формирования организационной структуры управления в кредитных организациях
  • ГЛАВА 3. Совершенствование организационной структуры управления в кредитных организациях
    • 3. 1. Модель организации управления в кредитных организациях
    • 3. 2. Формирование системы критериев по оценке уровня управления в кредитных организациях
    • 3. 3. Опьгг реализации методических основ формирования и совершенствования организационной структуры управления в кредитной организации

Формирование эффективной организационной структуры управления в кредитных организациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Банковский сектор экономики является той сферой, через которую осуществляется непосредственное проведение государством денежно-кредитной политики. Финансовое состояние банковской системы оказывает значительное влияние на эффективность проведения государством экономической политики. В этой связи ее состояние и степень развития способствуют повышению или, напротив, накладывают определенные ограничения на эффективность этой политики.

Кредитные организации являются неотъемлемым элементом рыночной экономики. Они обеспечивают финансирование коммерческих предприятий, оказывают финансовые услуги широким слоям населения, а также предоставляют доступ к платежным системам. Нестабильность, а тем более кризисы в банковской системе, неизбежно влекут за собой серьезные сбои во всем хозяйственном механизме: через резкое изменение денежной массы, нарушение системы платежей они могут отразиться на работе всех секторов экономики, вызвать крупные непредусмотренные расходы из бюджета. Подобного рода отрицательные последствия затрагивают экономические интересы юридических и физических лиц.

После кризиса августа 1998 года к неплатежеспособным банкам можно было отнести около 30% кредитных организаций, в том числе 18 крупнейших банков (АКБ «СбС-Агро», Промстройбанк России, банк «Российский кредит» и др.), доля активов которых составляла 43% в сумме совокупных активов действующих банков. Лицензии на совершение банковских операций в 1998 году были отозваны у 230 кредитных организаций.

Процесс сокращения кредитных организаций оказывает негативное влияние на развитие регионов. Специфика функционирования банковской системы России заключается в том, что основное количество кредитных организаций сконцентрировано в г. Москве, а во многих областях страны региональные банки отсутствуют. На региональном уровне количество банков сокращается более высокими темпами, чем количество банков Москвы. Во многом эти проблемы обусловлены недостаточно высоким уровнем организации управления, сложившемся в региональных кредитных организациях.

Непосредственным толчком к резкому обострению ситуации в банковской сфере стали изменения внешней среды функционирования кредитных организаций принятые правительством решения о приостановлении выплат по Государственным краткосрочным обязательствам и последовавшая девальвация российской валюты. Однако основные причины кризиса связаны с организацией управления банковской деятельностью. Анализ проблем, вызвавших убытки, показывает, что их можно было избежать, если бы банки имели организационную структуру управления, которая смогла предотвратить или своевременно выявить недостатки в деятельности кредитной организации.

Кредитная организация является не только необходимым, но и активным элементом рыночной экономики. Объем выполняемых современным банком услуг, динамичность и труднопрогнозируемость макроэкономических процессов — все это позволяет отнести современный банк к классу сложных систем, обладающих рядом специфических свойств. Банки объективно находятся в центре множества противоречивых, кризисных процессов, идущих в экономике, политике, правовой сфере. В то же время стремительное развитие российских банков опережает возможности руководителей основательно овладеть всем арсеналом методов, приемов и знаний, столетиями накапливаемых в зарубежных странах, обобщающих огромный опыт выживания и роста.

Эффективность управления имеет фундаментальное значение для любого субъекта экономики, но особенно велика ее роль в механизме функционирования кредитных организаций. Важная особенность банковского бизнеса состоит в том, что здесь очень высока степень риска, поэтому любая управленческая ошибка неизбежно ведет к потере ликвидности, платежеспособности и, в конечном счете, — к банкротству.

Изменения в экономике требуют от кредитных организаций необходимости пересмотра своей стратегии. Сложные экономические условия предъявляют к банкам новые качественные требования, в основе которых лежит устойчивость работы банка. Следовательно, поиск инструментов, обеспечивающих эффективность управления и финансовую устойчивость в кредитных организациях, является актуальной проблемой.

Опыт развития западных банков показывает, что для реализации стратегии банка необходима адекватная организационная структура управления, позволяющая осуществлять динамичное управление деятельностью банка. Однако, организационные структуры управления кредитных организаций зарубежных странах в условиях развитой экономики сориентированы на решение других проблем — завоевание мирового рынка, создание холдингов и др. Применительно к российским коммерческим банкам необходимо осуществить более детальные исследования с целью определения влияния организационных структур управления на повышение эффективности деятельности, учитывая особенности развития экономики России.

Организационная структура управления должна быть необходимым инструментом повышения эффективности деятельности кредитной организации, ее финансовой устойчивости и конкурентоспособности. В настоящее время практика формирования организационных структур управления в кредитных организациях опирается в основном на практический опыт руководителя или на теоретическую базу, предназначенную для предприятий и организаций, без учета особенностей и специфики функционирования кредитных организаций. Четкая регламентация координационных связей между подразделениями банка отсутствует. В результате многие управленческие решения принимаются стихийно, носят разобщенный характер. Существующие организационные структуры управления не в состоянии определить проблемы в деятельности кредитной организации и оценить степень возникающих рисков. Такая организация управления требует коренного пересмотра, необходимости внесения изменений в практику формирования организационной структуры управления в кредитных организациях.

Многие исследователи организационных структур управления указывали на их громоздкость и статичность, отсутствие в них надежных развитых связей, перегрузку и неэффективность информационных потоков.

Круг авторов, который занимался исследованием вопросов управления и формирования организационных структур управления, достаточно широк. В ряду важнейших работ данного направления могут быть названы труды отечественных исследователей JI.A. Воробьева, Б. З. Мильнера, Е. М. Козакова, С. Е. Каменицера, А .Я. Кибанова, B.C. Раппопорта, З. П. Румянцевой, Е. Н. Сидоровой, А. И. Татаркина и др.

Проблемы управления в кредитных организациях отражены в трудах О. Н. Антиповой, В. В. Геращенко, В. В. Киселева, О. И. Лаврушина, Т. Н. Лобановой, Ю. С. Масленченкова, В. А. Москвина, Г. С. Пановой, Ю. Б. Рубина и др.

Зарубежный опыт построения организационных структур управления отражен в многочисленных трудах как отечественных, так и зарубежных авторов: Р. Акоффа, Д. К. Грейсона, Л. И. Евенко, М. Мескона, Т. Симпсона, Р. Хэндскомбе.

Несмотря на большое значение исследований названных авторов и важность сформулированных ими выводов, анализ современного состояния изученности проблемы свидетельствует о недостаточной разработанности отдельных аспектов организационной структуры управления применительно к кредитным организациям.

Большое количество научных исследований в области банковского дела направлены либо на изучение управления финансовьми потоками, либо на решение проблем в банковских технологиях. Кроме того, остаются нерешенными проблемы формирования организационных структур управления применительно к кредитным организациям в условиях постоянных изменений, вызванных перестройкой механизма управления экономикой на современном этапе. В настоящее время появляется необходимость внесения изменений в процесс формирования и совершенствования организационных структур управления в кредитных организациях, что в свою очередь требует дальнейшей разработки ряда методических и практических вопросов, не нашедших решения в имеющихся научных исследованиях. формированию эффективной организационной структуры управления в кредитных организациях с учетом специфики развития банковской системы России.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

• уточнение сущности и понятия организационных структур управления и выявление особенностей функционирования кредитных организаций;

• исследование влияния уровня автоматизации банковских процессов на организацию управления в кредитных организациях;

• разработка основных положений по формированию организационных структур управления в кредитных организациях;

• обоснование предложений по совершенствованию организационных структур управления в кредитных организациях;

• формирование системы показателей по оценке уровня управления кредитной организацией.

Объект исследования. В качестве объекта исследования рассматриваются кредитные организации Пермской области.

Предмет исследования. Предметом исследования является процесс управления кредитной организацией.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные публикации отечественных и зарубежных авторов, нормативная и законодательная база по вопросам регулирования рыночной экономики и банковской системы, методические материалы научно-практических конференций и семинаров по теме исследования. состоит в определении концептуальных подходов к.

Для решения отдельных задач использованы методы системного, факторного, логического анализа, интервьюирования, а также балансовый и статистический анализ. В диссертации нашли отражение результаты научно-исследовательских работ, выполненных автором и при его участии.

Научная новизна. Научная новизна результатов исследования состоит в обосновании предложений по формированию и совершенствованию эффективных организационных структур управления в кредитных организациях, отвечающих не только современным, но и перспективным направлениям развития практики управления.

В процессе разработки получены практические результаты, определяющие научную новизну и являющиеся предметом защиты:

• разработана методика формирования организационной структуры управления в кредитных организациях;

• обоснованы пути совершенствования автоматизации банковских процессов как элемента организационной структуры управления;

• обоснована модель организации управления в кредитной организации, использование которой позволит повысить эффективность деятельности кредитной организации;

• разработана система критериев по оценке уровня управления в кредитных организациях.

Практическая значимость. Практическая ценность исследования заключается в том, что разработанные в диссертации положения формирования и совершенствования организационных структур управления в кредитных организациях в условиях постоянных изменений функционирования объекта могут бьггь использованы непосредственно в процессе организации управления. Доказана необходимость перестройки организационных структур управления с целью повышения эффективности деятельности кредитных организаций, их финансовой устойчивости и конкурентоспособности. Конкретные рекомендации и предложения могут представлять интерес для менеджеров и руководителей кредитных организаций.

Реализация и апробация. Основные положения диссертационной работы и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях. Выводы и рекомендации, сформулированные в работе, реализованы при разработке и внедрении проектов совершенствования организационных структур управления в кредитной организации. Результаты научных исследований изложены в 7 публикациях общим объемом 7,7 п.л., объем личного вклада автора диссертации — 7 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Содержит 172 страницы текста, включает 15 рисунков, 9 таблиц, 5 приложений, список литературы из 104 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Банковская система и ее главное звено — кредитные организации — представляют собой один из основных элементов рыночной экономики. Без цивилизованной и надежной банковской системы не может быть эффективной рыночной экономики. Банки, мобилизуя временно свободные денежные средства и превращая их в функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивают тем самым реальное богатство страны. Поэтому эффективность функционирования банковского капитала является одним из факторов экономического роста и повышения уровня жизни.

Кредитные организации имеют свои специфические особенности в деятельности в сравнении с другими хозяйствующими субъектами. Основной принцип деятельности банков заключается в том, чтобы приобрести финансовые ресурсы и разместить их на более выгодных условиях, в связи с чем в деятельности банков постоянно возникает задача по снижению рисков и максимизации прибыли. Ликвидация практически любой кредитной организации вызывает эффект системного риска определенного круга предприятий, связанных хозяйственными отношениями с клиентами банка-банкрота. В этой связи актуален вопрос о создании условий для эффективной деятельности кредитных организаций.

Исследование организационных структур управления кредитной организации обусловлено необходимостью поиска оптимальных форм управления, которые позволят повысить эффективность деятельности и устойчивость кредитной организации. Анализ состояния изученности проблемы убедил в том, что в настоящее время актуальны вопросы по исследованию влияния организационной структуры управления на деятельность кредитных организаций при изменении внешней среды их функционирования. Недостаточность освещения в теоретических трудах современных исследователей проблемы по формированию структуры управления в кредитных организациях, а также наличие недостатков в существующих структурах управления кредитных организаций Пермской области, предопределило необходимость разработки практических положений по формированию эффективной организационной структуры управления в кредитных организациях.

На региональном уровне количество кредитных организаций сокращается более высокими темпами, чем количество банков Москвы. Анализ структуры активов и пассивов региональных банков и филиалов иногородних банков свидетельствует о том, что валюта баланса филиалов превышает валюту баланса региональных банков в несколько раз. Со временем эта тенденция усиливается. Таким образом, если такая ситуация сохранится и в дальнейшем, региональные банки не смогут составлять конкуренцию иногородним банкам. Во многом эти проблемы также обусловлены недостаточно высоким уровнем управления, сложившимся в региональных кредитных организациях. В этой связи представляется крайне важным не допустить ухода из банковской системы самостоятельных банков, которые играют значительную роль в поддержке и обслуживании реального сектора экономики региона.

В результате исследования было выявлено, что процесс управления в кредитных организациях основывается как на общих принципах и закономерностях, присущих управлению другими предприятиями, так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением банковской деятельности.

Были раскрыты основные проблемы, присущие управлению кредитной организации, которые связаны с невозможностью предвидения органами управления возникающих рисков в деятельности кредитной организации и своевременного принятия экономически целесообразных решений в условиях постоянных изменений внешней и внутренней среды. При анализе факторов, оказывающих влияние на деятельность кредитной организации, было установлено, что значительные риски возникают при изменении экономических, политических и правовых факторов. Эта группа факторов относится к факторам внешней среды косвенного воздействия. К факторам внешней среды прямого воздействия относятся изменения в составе или финансовом состоянии клиентов, конкурентов, а также в требованиях контролирующих органов.

Проведенные исследования убедили в том, что основные причины, сделавшие банковскую систему уязвимой к изменениям внешней среды, это: 1) неэффективность организационных структур управления в кредитных организациях- 2) высокая зависимость финансового положения банков от изменения ситуации на финансовом рынке- 3) зависимость от внешних источников привлеченных средств- 4) ограниченность сфер применения банковского капитала на отечественных рынках в реальной экономике.

При исследовании были определены и систематизированы основные недостатки существующих организационных структур управления. Недостатки связаны с отсутствием определенных целей кредитной организации, необходимых регламентов для проведения операций, эффективной работы службы внутреннего контроля. Кроме того, были раскрыты недостатки в организации информационных потоков, автоматизации и распределении обязанностей персонала, что существенно затрудняло процесс управления и отрицательно сказывалось на финансовом результате деятельности кредитной организации.

В диссертации предложены методические основы по формированию организационных структур управления в кредитных организациях. Основной задачей при формировании организационной структуры управления является создание условий для повышения эффективности деятельности кредитной организации и ее финансовой устойчивости к неблагоприятным воздействиям различных факторов.

Были сформулированы этапы формирования организационной структуры управления в кредитной организации: аналитический, проектный и организационный. Аналитический этап предполагает изучение и анализ существующих организационных структур управления, сбор информации для оценки финансового состояния кредитной организации, постановку целей и задач исследования. На этапе проектирования производится выбор типа организационной структуры управления и критерия ее эффективности, составляется план мероприятий по формированию организационной структуры управления. Основой проектирования организационной структуры управления кредитной организации является прогнозирование новых функций. Организационный этап включает внедрение новой организационной структуры управления, апробацию и обоснование ее применения.

Основная сложность при организации управления заключается в том, чтобы среди множества единичных фактов и наблюдений выявить основные ключевые моменты, которые оказывают негативное влияние на деятельность кредитной организации, ухудшают ее финансовое состояние. На первоначальном этапе формирования организационной структуры управления (аналитическом) особое внимание должно уделяться оценке финансового состояния кредитной организации. Финансовое состояние кредитной организации является комплексным понятием, которое характеризуется системой показателей, отражающей наличие, размещение и использование ресурсов. В работе было обосновано применение подходов по оценке финансового состояния кредитной организации.

Были сформулированы отдельные составляющие анализа финансового состояния: структурный анализ баланса, структурный анализ доходов и расходов, факторный анализ капитала и рисков (кредитного, рыночного, валютного, ликвидности). Особенности предлагаемого анализа заключаются в том, что он предусматривает проведение оценки как балансовых, так и внебалансовых обязательств и требований кредитной организации, что является существенным для определения перспективы деятельности. Выявление взаимосвязи между показателями позволяет определить достаточность и полноту представленных для анализа данных. Сравнение полученных показателей со средними показателями по группе банков обеспечит выявление роли и места конкретной организации на рынке банковских услуг. Комплексность анализа достигается с применением аналитических процедур, сочетания структурного и факторного анализа данных.

Существенным отличием предложенной методики от существующих разработок в области анализа финансового состояния кредитной организации, является то, что новый подход, основан на оценке не только текущего, но и перспективного развития организации с учетом тенденции возникновения рисковпредставлен наиболее полный перечень показателей, характеризующих деятельность и виды рисков, на основе которых возможно получить мотивированное суждение о проблемах кредитной организацииразработан механизм выявления негативных тенденций.

Применение подходов по оценке финансового состояния позволит своевременно выявить отрицательные тенденции в деятельности кредитной организации. По результатам анализа устанавливаются показатели, которые необходимо скорректировать, чтобы устранить негативные тенденции и достичь запланированных результатов. Затем определяется возможность внесения изменений в существующую организационную структуру управления с целью достижения определенных значений по отдельным показателям. Формирование организационной структуры управления должно происходить перманентно, учитывая постоянные изменения условий функционирования объекта.

Значительное влияние на организацию управления в кредитных организациях оказывает уровень автоматизации. Под автоматизацией процессов управления понимается автоматизация сбора и обработки входной информации, выдача управляющих воздействий, информирование органов управления для принятия решения. Следовательно, автоматизация является необходимой составляющей частью процессов управления в кредитных организациях и является элементом организационной структуры управления.

Выбор автоматизированной системы управления является ключевым моментом в организации управления кредитной организацией. Были систематизированы требования, которые должны предъявляться к программно-аппаратному банковскому комплексу и отдельным его элементам при их выборе: производительность, совместимость, эксплуатационная надежность, защита от несанкционированного доступа, пригодность для эксплуатации в конкретных условиях, восстанавливаемость, стоимость.

Для выработки стратегии органам управления необходима информация, поступающая от службы внутреннего контроля и аналитических служб. Была разработана схема управления, которая отражает подход по организации информационных потоков, обеспечивающий необходимое взаимодействие кредитной организации с внешней средой и определяет направления для автоматизации документооборота.

В ходе исследования были сформулированы перспективные направления автоматизации банковских процессов. В настоящее время при автоматизации должно уделяться большое внимание внутрибанковскому (с учетом филиалов) и межбанковскому информационному взаимодействию, необходимости прямого взаимодействия между банками и его филиалами в реальном масштабе времени, что позволит ускорить расчеты, повысить качество банковских услуг и уровня управления.

Исключительно важным является критерий соответствия уровня автоматизации банковским технологиям, применяемым на международном и национальном уровне. Было отмечено, что одно из перспективных направлений деятельности банков является внедрение «Интернет-технологии». Уровень и перспективы развития банковского дела во многом зависят от степени использования возможности сети «Интернет». В основе мотивации использования технологии «Интернета» лежит преодоление географического фактора и возможность реализации новых банковских услуг.

Было определено, что автоматизированные системы управления в кредитных организациях должны обеспечивать решение следующих задач: увеличение возможностей банка в проведении операций на финансовом рынкеулучшение качества обслуживания организаций, предприятий и физических лиц, возможность подключения в международные и национальные банковские сетиповышение уровня аналитической работыобеспечение контроля использования ресурсовобеспечение информационной безопасностивозможность формирования различных отчетовучет нарушений установленных технологийпринятие оптимальных решений и предложений по организации управления.

Предложенные пути совершенствования автоматизации банковских процессов позволяют не только ускорить расчеты и повысить качество банковского обслуживания клиентов, но и усовершенствовать организацию управления банком, сбор и обработку больших объемов статистической информации, обеспечить выполнение функций планирования, по предвидению возникающих рисков.

Процесс управления в кредитных организациях совершенствовался по мере развития и усложнения самого банковского дела. В ходе исследования были сформулированы этапы формирования теории и практики управления в кредитных организациях. Управление в кредитных организациях основывалось на следующих принципах: опыт руководства банка, стратегическое управлениеуправление нововведениями в банковских технологиях. В настоящее время перспективным направлением является практика управления на основе совершенствования организационной структуры управления. Было установлено, что организационная структура управления в кредитных организациях должна служить активным средством управления, являться рабочим инструментом для достижения поставленных целей.

Концептуальный подход при организации управления кредитной организацией заключается в том, чтобы на основе совершенствования организационной структуры управления стало возможным предотвратить возникновение финансовых потерь в связи с влиянием различных факторов, повысить эффективность деятельности и финансовую устойчивость. Была разработана модель организации управления кредитной организацией. Кредитная организация является открытой системой, состояние которой определяется как внешними взаимодействиями с окружающей средой, так и внутренними взаимодействиями между ее элементами. Результатами этого взаимодействия являются различного рода изменения. Изменения могут быть как негативными, приводящими к деградации, так и позитивными, способствующими развитию организации.

Изменение внешней среды требует изменения стратегии кредитных организаций. В ходе исследования было определено, что в качестве основных целей кредитная организация наряду с получением максимальной прибыли должна стремиться к повышению уровня финансовой устойчивости и конкурентоспособности. При определении стратегии значительное влияние оказывают интересы субъектов, имеющих отношение к кредитной организации. Интересы собственников, клиентов, персонала и контролирующих органов не совпадают. На данном этапе необходим поиск оптимального сочетания удовлетворения их интересов. Стремление к финансовой устойчивости способствует решению данной проблемы.

Разработка стратегии включает определение политики в области привлечения и размещения средств, управления рисками, капиталом и ликвидностью. Данный перечень наиболее полно охватывает операции, которые необходимо осуществлять кредитной организации в повседневной деятельности.

При комплексной оценке организационной структуры управления предложено рассматривать три системных составляющих — функциональную, элементную, процессную. Такой подход, с одной стороны, позволяет «объемно» отобразить объект, а с другой — проводить исследования в рамках каждого системного представления достаточно независимо. При оценке функциональной составляющей управление рассматривается как совокупность видов деятельности, направленных на достижение определенных результатов, взаимодействие с внешней и внутренней средой и принятие решений. Процессная составляющая характеризует управление как совокупность действий по формированию организационной структуры управления. При оценке элементной составляющей управление рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определенных структурных элементов.

Организационная структура сама является элементом более сложной системы и имеет некое свойство. С такой трактовкой организационной структуры с позиции системного анализа связано понимание того, что, во-первых, все работы по формированию и совершенствованию организационной структуры управления должны опираться на рационализацию ее элементов, и, во-вторых, большое значение имеет объект формирования с особенностями, характерными только для него.

В ходе исследования были сформулированы предложения по совершенствованию целей и функций органов управления, информационных потоков и средств автоматизации, распределений полномочий и ответственности персонала.

Модель организации управления кредитной организацией на основе совершенствования организационной структуры управления обеспечит: адекватность функций органов управления целям и стратегии кредитной организациинадлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операцийминимизацию рисков банковской деятельностиконтроль за соблюдением сотрудниками действующего законодательствавосприимчивость к изменениям внешних условий и способность к быстрой трансформации организационной структуры управления для решения возникающих проблемспособность к переработке и точному распределению интенсивных потоков информациижесткий контроль исполнения управленческих решений.

Реализация изложенных подходов при организации управления является тем инструментом, который позволит принимать экономически сбалансированные коммерческие решения при проведении банковских операций. Мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления должны иметь превентивный характер — предотвращать наступление случаев утери прибыли, ликвидности и возникновения финансовых потерь.

Важным аспектом исследования управления является поиск критерия оценки, системы показателей. Для количественной оценки уровня управления следует рассматривать систему основных показателей деятельности кредитной организации: рентабельностьдостаточность капиталаликвидность. Показатели рентабельности не имеют установленных значений, однако, отрицательные значения показателей характеризуют уровень неэффективного управления и свидетельствуют о финансовой неустойчивости кредитной организации. Оценка показателя рентабельности может производиться на основе анализа средних значений, сложившихся по группе схожих по размерам кредитных организаций.

Объем практически всех активных и пассивных операций зависит от величины собственных средств (капитала) банка. Как показывает практика, банки прилагают немалые усилия для выполнения значений экономических нормативов. Кредитные организации осуществляют различные схемы, которые формально в соответствии с действующим законодательством позволяют им выполнить нормативы, однако уровень рисков при этом не снижается, а наоборот, проблемы приобретают затяжной характер. Таким образом, рост банка не возможен без роста капитала. Кредитные организации, которые выбирают стратегию по наращиванию величины собственных средств, имеют преимущество перед другими кредитными организациями при расширении своей деятельности в благоприятный экономический период, а также повышают свою надежность в период кризиса.

Кредитные организации должны выполнять установленные Банком России минимальные значения нормативов ликвидности, однако фактически сложившиеся значения должны ненамного превышать нормативные с целью обеспечения доходности банковских операций.

Оценка уровня рентабельности, достаточности капитала и нормативов ликвидности позволит определить эффективность управления кредитной организацией. Кроме количественной оценки необходима оценка управления на качественном уровне. С этой целью следует анализировать следующие показатели: принципы организации банковских процессовсостояние активов и ресурсовсостояние банковского менеджмента.

При анализе банковских процессов оценивается способность руководства банка в целом определять задачи по эффективной организации банковских процессов, которая характеризуется оценкой размеров активов, опытом и перспективами развития кредитной организации, наличием доступа банка к рынкам капитала, уровнем автоматизации банковских процессов.

Оценка качества активов и ресурсов дает возможность определить те негативные моменты, которые снижают эффективность работы банка. При этом следует анализировать достаточность созданных резервов, организацию мероприятий по взысканию проблемной задолженности, определение требований банка к заемщикам при выдаче кредитов и размещении средств. Обеспечение покрытия рисков соответствующими резервами и капиталом соответствует рыночному принципу распределения ресурсов исходя из соотношения «риск-доходность». При этом кредитные организации будут направлять средства тем предприятиям, которые могут использовать их наиболее эффективно. Таким образом, пользование банковским кредитом должно предполагать жесткие требования к эффективности использования денежных средств заемщиком. Следовательно, формирование финансово устойчивой банковской системы содействует решению проблемы экономического развития страны.

При анализе уровня банковского менеджмента предложено оценивать достигнутые результаты деятельности кредитной организации, компетентность управленческого аппарата, степень соблюдения кредитной организацией законодательства и адекватность внутренней политики характеру и масштабам проводимых операций.

Качество управления оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности кредитной организации. Разработанные критерии позволяют оценить уровень управления кредитной организацией с точки зрения эффективности и качества. Основным преимуществом предложенного подхода по разработке критериев является возможность оценки количественных и качественных показателей уровня управления кредитной организации.

Главным результатом диссертационной работы является определение концептуальных положений и практических рекомендаций по формированию и совершенствованию организационных структур управления в кредитных организациях с целью создания условий для повышения уровня эффективности их деятельности, финансовой устойчивости и конкурентоспособности в постоянно изменяющихся условиях функционирования кредитных организаций. По мнению автора, существенными практическими результатами исследования являются: 1) разработка методических основ по формированию организационной структуры управления с учетом оценки финансового состояния кредитной организации- 2) обоснование модели управления кредитной организацией на основе совершенствования организационной структуры управления;

3)обоснование путей совершенствования автоматизации, которые позволят принимать экономически сбалансированные коммерческие решения и повысить качество банковских услуг- 4) разработка системы критериев по оценке уровня управления в кредитных организациях с использованием количественных и качественных показателей.

Наиболее сложной проблемой, которая может возникнуть в ходе реализации предложенных положений, на взгляд автора, является отсутствие у руководителей и собственников коммерческих банков достаточного уровня организационной культуры и понимания необходимости поиска оптимального соотношения интересов всех субъектов, имеющих отношение к банковской деятельности. По мнению автора, в дальнейшем необходимо совершенствование банковского надзора в части утверждения рекомендаций по оценке управления в кредитных организациях. Автор исходит из того, что улучшение качества управления является одним из ключевых элементов укрепления финансовой стабильности банковской системы, условием экономического развития страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.К. Философские аспекты, теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.400 с.
  2. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989.182 с.
  3. О.Н. Система банковского надзора и инспектирования за рубежом. М., 1995.- 80 с.
  4. Банковская система России. Настольная книга банкира. М.: ТОО «Инжиниринговая консалтинговая компания «ДеКА», 1995. — 688 с.
  5. Банковский портфель 2. Под редакцией Коробова Ю. И., Рубина Ю. Б., Солдаткина В. И. — М.: «СОМИНТЭК», 1994. — 752 с.
  6. Бор М.З., Пятенко В. В. Стратегическое управление банковской деятельностью. -М., 1997.-410с.
  7. . Техника банковского дела. М., 1994. — 234с.
  8. А. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: Экономика, 1995. -344 с.
  9. Ю.Г. Совершенствование организационной структуры управления производства. Казань., 1987.- 303с.
  10. В.А., Азоев Г. Л. Анализ организационной структуры управления предприятием и ее развитие в соответствии с требованиями рынка. М.: НПО «Труд», 1990. — 68 с.
  11. Л.А. Основы управления производством. Минск., 1998. — 195с.
  12. Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации за 1999 год. М.:Прайм -ТАСС, 2000.-210 с.
  13. Дж. К. Мл., О' Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ./ Авт. Предисл. Б. З. Мильнер. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
  14. А.Г., Молчанов А. В., Тавасиев A.M. Банковская система России. -М., 1995.- 568с.
  15. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Бук Чембер Интернешнл, 1992. — 231 с.
  16. Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США: теория и практика формирования. М.: Наука, 1983. — 348 с.
  17. Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984.- 15 718. Замков О. О. Толстопятенко А.В., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике. М., 1998. — 366с.
  18. А.Я. Прогнозирование и планирование развития организации управления. М.: МИУ, 1984.-32 с.
  19. В.В. Коммерческие банки в России. М.:Финстатинформ, 1998. — 400 с.
  20. .Н., Масленникова Н. П., Родкина Т. А. Формирование организационных структур управления в машиностроительной промышленности. М.: МИУ, 1987. -76 с.
  21. В.А. Исследование систем управления. Екатеринбург., 1999.- 191с.
  22. Г. О. Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций, в 2-х т. М.: Прогресс, 1981. — 100 с.
  23. Т.Н. Банки: организация и персонал.- М., 2000. 399 с.
  24. О.Л. Оценка и планирование эффективности работы предприятия. М.: Экономика, 1986.- 175с.
  25. Ю.С. Технология и организация работы банка: теория и практика. -М.: ООО «Издательско-Консалтинговая Компания «ДеКА», 1998.-432 с.
  26. М.В. Анализ организационных структур аппарата управления. М.: МИУ, 1978. -92 с.
  27. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело 1992.-701 с.
  28. Методические рекомендации по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса / Бюллетень нормативных актов и ведомств. 1988. № 5, с.10−19.
  29. .З., Евенко Л. И., Рапопорт В. И. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983. — 223 с.
  30. .З. Теория организаций. Курс лекций. М.: ИНФРА- М, 1998. С. 312.
  31. Г. Учет:международная перспектива. М.: Финансы и статистика, 1993.-133с.
  32. Г. С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: Финансы и статистика, 1997.- 271с.
  33. Общеотраслевые методические рекомендации по разработке организационных структур управления для производственных объединений и предприятий. М.: Экономика, 1988. — 112с.
  34. Общеотраслевые научно-методические рекомендации по формированию структур управления объединениями и предприятиями. М.: ГКНТ СССР, 1978.
  35. Общие основы функционирования систем внутреннего контроля в кредитных организациях (Базельский комитет по банковскому надзору. Базе ль. сентябрь 1998 г.)// Бизнес и банки. 1999. № 14.
  36. Организационные структуры управления производством / Под ред. Б. З. Мильрена. -М.: Экономика, 1975. 319 с.
  37. Организация управления промышленным производством./Под редакцией Козловой О. В., Кеменицера С. Е. М.: Высшая школа, 1980, — 399с.
  38. . Техника банковского дела. М., 1993.- 157с.
  39. Ю.Б. Введение в банковское дело, — М., 1997.- 628с.
  40. З.П., Саломатин Н. А., Акбердин Р. З. и др. Менеджмент организации. -М.: Инфра-М, 1995, 432 с.
  41. Т. Банковские риски. М., 1994, — 69 с.
  42. Я.В., Терентьева Т. О. Эффективное управление финансами путь к успеху. — М.: Финансы, 1997. — 576 с.
  43. Е.С. Финансовый менеджмент. М.: Перспектива, 1999.- 655с.
  44. К.Р. Опыт развития технологии управления коммерческим банком. -М.: Финансы и статистика, 1996.-64 с.
  45. В.И. Основы построения организационных систем. М.: Экономика, 1991. — 287 с.
  46. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М.: Финансы и статистика, 1997. — 799 с.
  47. В.Г. Системный анализ структуры управления. М., 1985. — 277с.
  48. Эффективность общественного производства: критерии, методы расчета, показатели / Под ред. Б. П. Плышевского. М.: Экономика, 1976. С. 51.1. Монографии и статьи
  49. Н.В. Эволюция систем и организационное проектирование. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 4. С.73−81.
  50. А.Г. Забытая часть комплексной автоматизации банка. // Банковские технологии. 1997. № 4. С. 80−84.- 15 952. Берлин А. В., Романовская К. Ю. Управление организацией: децентристские концепции. //Российский экономический журнал. 1999. № 2. С.69−73.
  51. О. Особенности подъема 90-х годов в США.// Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 1. С. 118−124с.
  52. Т. Как улучшить управление финансами. М., 1996. 200 с.
  53. А.В., Британишский А. Л. Экспертная система анализа банков.//Бизнес и банки. 2000. № 22.
  54. А.К. Формирование механизма обновления системы управления экономикой. // Экономист. 1998. № 7. С. 13−15.
  55. В.В. Актуальные проблемы банковской системы в 1999 году. // Деньги и кредит. 1999. № 4. с. 19−24.
  56. Е.М. Как повысить устойчивость коммерческих банков. // Банковское дело. 1999. № 5. С. 38−40.
  57. С.Е. О состоянии банковской системы и путях ее укрепления. // Деньги и кредит. 1999. № 1. С. 5−11.
  58. В.А. Управление информацией для принятия решений. // Банковские технологии. 2000. № 4. С. 42−49.61.3акс С. Эволюционная теория организации. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1. С.81−86.
  59. Т. К системной организации банковской деятельности. //Российский экономический журнал. 1995. № 7(4). С. 30.
  60. Козлов А. А. Организация: информационно-техническая поддержка принятия управленческих решений.//Банковские технологии. 2000. № 3 С. 31−43.
  61. Л.Н. Пути оздоровления банковской системы России.//Бизнес и банки. 1999. № 44. С. 1−2.
  62. А.А. Принципы организационного проектирования предприятий. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1. С.91−96.
  63. А.Н. Развитие банковской системы в России. //Банковское дело. 1994. № 1. С. 2−7.
  64. О.И. Направления развития банковской системы России. //Банковское дело. 1994. № 1. С. 2−7.
  65. И.В. Условия поддержания стабильности банковской системы. // Бизнес и банки. 1999. № 26. С.1−3.
  66. А. Кризис рынка межбанковских кредитов и его последствия. //ЭК0.1996. № 4. С. 92.
  67. В., Качаев С., Корноушенко Е. Анализ и управление в нестабильной среде. // Банковские технологии. 1999. № 3. С. 5−9.
  68. М.Х., Альберт М. Основы менеджмента. М., 1992. 700 с.
  69. В. Банковская система России: текущая ситуация и проблемы развития. //Вопросы экономики. 1995. № 11. С. 111.
  70. Д. Становление банковской системы России. //МЭМО. 1996. № 2. С. 113.
  71. В. Банковская система России: текущая ситуация и проблемы развития. //Вопросы экономики. 1995. № 11. С. 111−117.
  72. А.В., Кузнецов А. А. Вопросы регулирования операционных рисков в компьютерных банковских системах. // Бухгалтерия и банки. 1999. № 12. СЛ18−125.
  73. М.А. Внутренний анализ финансового состояния банка. // Банковское дело. 1999. № 5 С.4−11.
  74. А.Ю. К вопросу о целях денежной и кредитной политики. // Деньги и кредит. 1999. № 4. С. 12−18.
  75. Л.Р. Система комплексного экономического анализа деятельности кредитных организаций. // Бухгалтерия и банки. 1999. № 2. С. 12−22.
  76. В.П. Тектология А.Богданова и неоклассическая теория организаций -предвестники эры реинжиниринга. // Проблемы теории и практики управления.1998. № 4. С.67−71
  77. Т. Американский опыт функционирования центральной банковской системы и угроза инфляции. // Вопросы экономики. 1992. № 12. С. 100.
  78. Bank for International Settlements. Receipt Innovations in International Banking.-Basle: Bis. April 1986.- 65 p.
  79. Bredenkamp H. Conducting Monetary and Credit police in countries of Former Soviet Union: Some Issues and Options. Washington: International Monetary Fund, Mart 1993. -80 p.
  80. Campbell C., Campbell R, Introduction to Money and Banking. Chicago, 1984. 86 p.
  81. Gifis Steven H. Law Dictionary 3d Ed.-N.-Y. 1991. 220 p.
  82. Jaffee S., Sundarajan V. Issues in Interest Rate Management and Liberalization, // Washington: International Monetary Fund, Vol. 37, December 1990.- 95 p.
  83. Rose Peter S., Fraser Donald R. Financial Institutions Understanding and Managing Financial Services. Illinois: Homewood, 1988. — 780 p.
  84. Thomas L. Money, Banking and economic activity. Englewood, 1983. 579 p.
  85. Phillis, Dave, and Christine Pavel. «Iterstate Bankin Game Plans: Implications for the Midwest.» Economic Perspectives, Federal Reserve Banc of Chicago, 1986. 119 p.
  86. Frieder, Larry A., and Vincent P. Apilado. «Bank Holding Company Research: Classification, Synthesis, and New Directions.» Journal of Bank Research, Summer1982. 177p.
  87. Helyon, John. «Multistate Banks Rile Many Consumers.» The Wall Street Journal, 1988.-98p.
  88. Hunter, William C., and Stephen G. Timme. «Concentration and Innovation: Striking a Balance in Deregulation.» Economic Review, Federal Bank of Atlanta, January/February 1987, pp. 11−20.
  89. Hunter, William C., and Stefhen G. Timme. «Technical Change, Organizational Form and Structure of Bank Production.» Journal of Money, Credit, and Banking 43 (May1986), pp. 152−166.
  90. Liang, Nellie, and Donald Savage. New Data on the Performance of Nonbank Subsidiaries of Bank Holding Companies, 1990. 225 p.
  91. Economic Commentary, Federal Reserve Bank of Cleveland, January 15,1986.
  92. Barkley, David L.- Cindy Mellon- and Glenn T. Potts. «Effects of Banking Structure on the Allocation of Credit to Metropolitan Communities.» Western Journal of Agricultural Economics, 9, no. 2(1984), pp. 283−292.
  93. Smith, Brian W., Samuel M. Goldberger, and Timothy E. Keehan. «Taking a Closer Look at Bankers Banks.» The Bankers Magazine, November/Desember 1989, pp. 34−39.
  94. Berger, Allen N., Gerald A. Hanweck, and David B. Humphrey. «Competitive Viability in Banking: Scale, Scope, and Produkt Mix Economies.» Journal of Money Economies, 20, no. 4 (December 1987).
  95. Black, Harold A., M. Andrew Fields, and Robert L. Schweitzer. «Changes in Interstate Banking Laws: The Impact on Shareholder Wealth. «Journal ofFinance, 45 (1990), pp. 1663−1671.
  96. Dunham, Contance. «Interstate Banking and Intermeditation.» New England Economic Review, Federal Reserve Bank of Boston, May/ June 1987, pp. 3−21.
  97. Evanoff, Douglas D., and Philip R. Israilevich. «Deregulation, Cost Economies and Allokative Efficience of Large Commercial Bank» Issues in Financial Regulation, Federal Reserve Bank of Chicago, Working Paper No. 1990−19.
  98. Goldberg, Lawrence G., and Gerald A. Hanweck. «What Can We Expect from Interstate Banking?» Journal of Banking and Finance, 12 (1988), pp. 51−67.
Заполнить форму текущей работой