Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система стимулирования персонала в условиях реструктуризации отрасли: На примере предприятий водоснабжения и водоотведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Надежность водоснабжения является неотъемлемым элементом национальной безопасности страны. Вместе с тем, тарифы на воду наряду с тарифами на электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки оказывают серьезнейшее влияние на экономическую активность в стране. Основные проблемы развития российских предприятий водоснабжения и водоотведения: неадекватная рыночным механизмам структура… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 1. 1. Сущность и основные понятия мотивации труда персонала и заработной платы
    • 1. 2. Эволюция ценностей систем стимулирования, содержание организации оплаты труда в условиях посттранзитивной экономики
    • 1. 3. Проблемы развития предприятий водоснабжения и водоотведения в современной России
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ, СТИМУЛИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
    • 2. 1. Анализ систем трудовой мотивации и стимулирования
    • 2. 2. Анализ систем оплаты труда персонала, применяемых в практике зарубежных и отечественных предприятий
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ф ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
    • 3. 1. Исследование мотивации труда персонала предприятий водоснабжения и водоотведения в современной России
    • 3. 2. Методические рекомендации по управлению трудовыми ресурсами при реструктуризации российских государственных унитарных предприятий водоснабжения и водоотведения
    • 3. 3. Методические рекомендации по эффективной организации оплаты и стимулированию персонала, система оценки эффективности труда

Система стимулирования персонала в условиях реструктуризации отрасли: На примере предприятий водоснабжения и водоотведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Надежность водоснабжения является неотъемлемым элементом национальной безопасности страны. Вместе с тем, тарифы на воду наряду с тарифами на электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки оказывают серьезнейшее влияние на экономическую активность в стране. Основные проблемы развития российских предприятий водоснабжения и водоотведения: неадекватная рыночным механизмам структура предприятий водоснабжения и водоотведения, гипериерархия, концентрация полномочий на верхних этажах управлениянеобоснованно завышенная себестоимость оказываемых услуг потребителям, неэффективное и нерациональное использование имеющихся ресурсов (энергетических, трудовых, финансовых и т. д.) — неэффективный менеджмент, разрыв взаимопонимания между руководством, служащими, специалистами, рабочими и потребителями услуг, низкий уровень морали и цинизм большей части работающихнепонимание роли образования и подготовки персоналанизкое качество продукции и услуготсутствие инвестицийизношенность основных фондовпроблемы с выплатой заработной платы, низкий уровень оплаты трудас микроэкономической точки зрения, с точки зрения предприятий водоснабжения и водоотведения, для роста прибыли необходимо повышение тарифов, с макроэкономической точки зрения, с точки зрения государства, рост тарифов естественных монополий тормозит развитие других отраслей промышленности страныбольшая кредиторская и дебиторская задолженность, при низкой платежеспособности абонентовприменение устаревших технологий. Все вышеперечисленные проблемы взаимосвязаны и каждая отдельно взятая проблема усугубляет остальные.

Результаты российских реформ и международный опыт организации труда со всей очевидностью показывают, что решающее влияние на отношение к труду оказывает не собственность, а система организации управления трудом. Это правда, что собственность порождает мощные стимулы к труду, но только у реальных собственников, то есть лиц являющихся фактическими хозяевами организаций. В составе населения стран с развитыми рыночными отношениями такие лица составляют менее 10% населения. Основная же масса трудящихся является наёмной рабочей силой, владеющей небольшими пакетами акций или вовсе не имеющих их [16, с.6]. Поэтому решение проблем развития российских государственных унитарных предприятий водоснабжения и водоотведения только их приватизацией не сможет вывести отрасль из кризиса.

Решение данных проблем может быть только через коренную реорганизацию производства, основанную на комплексном подходе с четким распределением ответственности, полномочий и взаимодействия. Успех проведения данных преобразований жестких, а иногда и жестоких по свой сути) возможен только при изменении корпоративной культуры предприятия, переходе на новый стиль менеджмента, обеспечивающего высокую мотивацию и лояльность основной части персонала к реструктуризации предприятия. Причиной роста производительности должна стать совершенная система управления и мотивации персонала.

В отечественной науке различные аспекты мотивации персонала и реструктуризации предприятий рассматривали в своих работах: В. В. Адамчук, И. М. Алиев, В. Н. Белкин, Л. С. Бляхман, В. А. Вайсбурд, Ф. С. Веселков, В. П. Галенко, Г. Х. Гендлер, Б. М. Генкин, Н. А. Горелов, М. В. Грачев, А. Г. Здравомыслов, А. М. Исаенко, Ю. П. Кокин, В. А. Лапидус, В. С. Магун, В. М. Маневич, А. И. Рофе, В. В. Синов, А. Л. Слободской, О. А. Страхова, А. И. Тучков, Р. А. Фатхудинов, С. В. Ченцова, С. В. Шекшня, В. А. Ядов, И. В. Яковлев и др.

Проблем мотивации персонала и реструктуризации предприятий касались в своих работах такие зарубежные авторы как: Дж. Аткинсон, В. Вайнер, Э. Дёминг, П. Друкер, П. Дизель, Р. Лайкерт, Э. Лоулер, У. Маккинли, А. Маслоу, М. Мескон, Д. Пельц, М. Портер, Т. Питерс, Ф. Тейлор, Р. Уотермен, М. Хаммер, Х. Хекхаузен, Ф. Херцберг, Дж. Чампи, Ф. Эндрюс и др.

Вместе с тем, вопросы стимулирования персонала российских государственных унитарных предприятий водоснабжения и водоотведения в современных социально-экономических условиях пока еще не получили достаточного теоретического осмысления и оценки.

Все это подтверждает актуальность темы исследования, обуславливает ее выбор и определяет содержательный аспект диссертационного исследования.

Цель исследования разработать новые подходы в выборе методов стимулирования персонала в управлении предприятиями в условиях реструктуризации отрасли на основе выявления особенностей мотивации труда персонала.

Задачи исследования. Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих основных задач:

1. Проанализировать опыт развитых капиталистических стран, а также отечественный опыт, с целью выявить механизм, посредством которого субъект управления может воздействовать на процесс формирования мотивации производительного труда персонала российских государственных унитарных предприятий водоснабжения и водоотведения.

2. Разработать программу и методику эмпирического исследования мотивации труда специалистов и руководителей российских государственных унитарных предприятий водоснабжения и водоотведения.

3. Установить структуру мотивации труда специалистов и руководителей российских государственных унитарных предприятий водоснабжения и водоотведения.

4. На основе теоретического анализа и эмпирического исследования разработать рекомендации по обеспечению условий формирования адекватной мотивации персонала российских государственных унитарных предприятий водоснабжения и водоотведения, проведению кадровой политики с учетом их личностных и профессиональных интересов.

5. Выявить и обосновать специфику содержания понятий оплаты и стимулирования труда в современных социально-экономических условиях.

6. Разработать методические рекомендации по эффективной организации оплаты и стимулирования труда персонала российских государственных унитарных предприятий водоснабжения и водоотведения.

7. Исследовать социально-экономические аспекты реинжиниринга трудовых ресурсов при реструктуризации российских государственных унитарных предприятий водоснабжения и водоотведения с макроэкономической и микроэкономической точки зрения.

8. Разработать систему оценки эффективности труда персонала российских государственных унитарных предприятий водоснабжения и водоотведения при распределении переменной части заработной платы и проведении оптимизации численности персонала.

Предметом исследования выступает стимулирование труда персонала в современных социально-экономических условиях.

Объектом исследования является персонал российских государственных унитарных предприятий водоснабжения и водоотведения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: методология социального познания, теория экономического роста, общественного воспроизводства, методология реинжиниринга бизнеса, теория мотивации, разрабатываемая в рамках экономики труда, психологии и экономической социологии.

В диссертации использованы результаты российских и зарубежных ученых, материалы научных и научно-практических конференций, законодательные акты Российской федерации.

В ходе диссертационного исследования применялись как общенаучные, так и специальные методы: методы экономического и статистического анализа, экспертных оценок, анкетирования, статистических группировок, общенаучные методы логического и сравнительного анализа, а также диалектический метод, позволяющий рассматривать явления в процессе развития, во взаимосвязи и взаимообусловленности и другие методы. Обработка экспериментальных данных осуществлялась на компьютере в программе Excel.

Эмпирической базой исследования послужили результаты экспертного опроса и социологического исследования проведенного автором на ГУЛ «Водоканал СПб» в 2001 году. Всего было опрошено 269 специалистов и руководителей. Отбор исследуемых отделов проводился методом простой бесповторной выборки. В отобранных отделах проводился сплошной опрос руководителей и специалистов. Процедура отбора и масштаб выборки позволяют говорить о репрезентативности полученной информации для данной социально-профессиональной группы работников на данном предприятии.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. На основе исследования динамики связей и приоритетов элементов систем стимулирования в процессе эволюции от командно-административной до посттранзитивной экономики предложена обобщенная комплексная система стимулирования персонала.

2. Разработаны методические рекомендации по реструктуризации на примере российских государственных унитарных предприятий водоснабжения и водоотведения с учетом специфики отрасли, заключающейся в ограничении рынка сбыта количеством абонентов, в возможности повышения прибыли не за счет роста объема услуг, а за счет снижения себестоимости оказываемых услуг.

3. Выявлена структура мотивации труда специалистов и руководителей на примере российских государственных унитарных предприятий водоснабжения и водоотведения с учетом изменения иерархии потребностей данной категории персонала в современных социально-экономических условиях, определена новая группа потребностей — гарантии безопасности, выявлено доминирование таких потребностей как получение адекватной заработной платы за свой труд, обеспечение доступа к информации в профессиональной сфере и повышения квалификации через внутрифирменное обучение.

4. Разработаны методические рекомендации по совершенствованию организации оплаты и стимулированию производительного труда персонала в условиях реструктуризации предприятий водоснабжения и водоотведения.

5. Разработаны методические рекомендации по оценке эффективности труда персонала предприятий водоснабжения и водоотведения, включающие критерии оценки коллективных и индивидуальных показателей повышения качества оказываемых услуг и снижения себестоимости.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов и выводов в разработке государственной программы по реструктуризации государственных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в том числе российских государственных унитарных предприятий водоснабжения и водоотведения. Теоретические положения и выводы, полученные в результате исследования, позволили разработать конкретные рекомендации по вопросам оплаты и стимулирования труда персонала российских государственных унитарных предприятий водоснабжения и водоотведения. Основные положения исследования могут быть использованы в практике преподавания учебных курсов по экономике труда и управления персоналом при подготовке специалистов в высших учебных заведениях и повышении их квалификации в системе послевузовского образования.

Апробация работы. Теоретические положения, методические подходы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, излагались автором в докладах и статьях научных сессий профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1999;2001 гг., в межвузовских сборниках, на научно-практической конференции «Проблемы реструктуризации и антикризисного управления кадрами», проводимой совместно с Администрацией Санкт-Петербурга в 1999 г., на Всероссийской научно-практической конференции «Образование и молодежная политика в современной России», проводимой Санкт-Петербургским Государственным Университетом в 2002 г., в аналитической записке годового отчета за 2001 г. Управления водопроводного хозяйства ГУП «Водоканал СПб».

Публикации. По теме диссертации опубликованы 7 печатных работ.

Структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка из 256 наименований литературных источников. Работа содержит 166 страницы машинописного текста, включает 4 рисунка, 2 схемы, 11 таблиц в тексте и 6 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях посттранзитивной экономики (2000 г.- наст, время) стали реально действовать рыночные механизмы, реструктуризация предприятий начала приносить ощутимый положительный эффект, в экономике наметилась стабилизация, а в менталитете людей произошло осознание рыночных ценностей. Теперь, когда общественное благо, ради которого необходимо жертвовать личным благополучием, потеряло свою сакральную значимость, получили высокое значение наряду с материальными стимулами и такие нематериальные мотивационные стимулы описанные в теориях «X и У» Д. МакГрегора и «обогащения труда» Ф. Херцберга (признание, рост, ответственность), а также и старые советские нематериальные стимулы (благодарность, награждение Почетной грамотой и т. д.), но которые теперь выступают моральным подкреплением материального вознаграждения за труд. Элементы данной системы присутствовали и в советской экономике, и в переходной экономике, но в латентной и невыраженной форме, а окончательное формирование произошло только в последние годы. Такую систему стимулирования автор называет «комплексной системой стимулирования».

В результате проведенного опроса удалось выявить структуру мотивации труда специалистов и руководителей российских государственных унитарных предприятий водоснабжения и водоотведения в современных социально-экономических условиях, основанную на выделении наиболее значимых для них групп потребностей.

Разрабатывая программы мотивации и стимулирования труда для специалистов и руководителей российских государственных унитарных предприятий водоснабжения и водоотведения необходимо учитывать то, что по данным опроса автора данная категория сотрудников испытывает сегодня недостаток в реализации таких потребностей как доступ к информации в профессиональной сфере, повышении квалификации через внутрифирменное обучение, объективной оценке труда, отражающей вклад каждого сотрудника, получении адекватной заработной платы за свой труд, свободы действий и принятия решений в своей сфере и ответственности за улучшение своих показателей работы, которые в свою очередь завязаны на корпоративные цели предприятия.

Исходя из понимания того, что в первую очередь работника мотивирует к труду размер его заработной платы, необходимо последовательно проводить работу по совершенствованию системы заработной платы, увеличению размера заработной платы работников и изучению степени удовлетворенности работников условиями и оплатой труда.

Наряду с материальным стимулированием современная практика работы с персоналом должна предполагать создание социальных условий труда и воздействие на эмоционально-психологические аспекты работы сотрудников предприятий. Необходимо изменение корпоративной культуры предприятия таким образом, чтобы каждый сотрудник чувствовал, что он наделен полномочиями, свободой действия и принятия решений в своей сфере и несет ответственность за улучшение своих показателей, которые в свою очередь завязаны на корпоративные цели предприятия.

Говоря о системе стимулирования труда, нельзя не отметить тот факт, что помимо позитивных методов повышения эффективности труда, существуют и негативные, обычно они представлены дисциплинарными взысканиями, лишением в целом или части премиального вознаграждения, привлечением сотрудника к материальной ответственности в случаях нанесения ущерба предприятию. Важным условием эффективной работы системы стимулирования с применением вышеуказанных негативных факторов является то, что каждое взыскание, моральное или материальное, должно накладываться обоснованно и быть понятным самому работнику. Недопустимо, когда взыскания налагаются по прихоти руководства, без четкой внятной системы. Поэтому на предприятии должен быть регламент подготовки и издания приказов о наложении взыскании, основанный на чётком соответствии Трудовому кодексу РФ, так как понимание и сближение целей работодателя и работника — кратчайший путь к повышению эффективности работы предприятия.

Также, важную роль в стимулировании персонала предприятия должны играть внутрифирменные программы: здравоохранения, социального и пенсионного страхования, организации досуга, жилищные программы, а также программы направленные на повышение квалификации и поддержку профессионального роста сотрудников, программы внутрифирменного обучения.

При расходовании средств в социальной сфере целесообразно применение принципа гибких социальных выплат, когда работник предприятия самостоятельно решает вопрос соотношения социальных выплат в пределах общего «пакета».

Наиболее успешно подобные изменения осуществляются тогда, когда предприятие распространяет их не на всех сотрудников сразу, а проводит эксперимент в одном из своих подразделений. Данный эксперимент, во-первых, позволит руководству предприятия протестировать новую систему на практике, во-вторых, будет средством убеждения сотрудников, на которых новая система будет распространена в будущем.

Мотивация и производительность работника зависит от того, какой уровень денежного вознаграждения, в каких условиях, на каком оборудовании, в каком коллективе он работает, какой имидж его предприятия в городе, насколько он может использовать свой интеллектуальный потенциал на рабочем месте, имеет ли он возможность принимать решения и т. д. Весь этот комплекс факторов следует учитывать при разработке стратегии предприятия по работе с персоналом. Такая комплексная система мотивации даст возможность предприятию привлекать и удерживать ценных работников, приспосабливаться к налоговой политике, получать экономические выгоды от внутрифирменного социального и пенсионного страхования, оптимизировать затраты, а главное — перечисленные мероприятия должны поддерживать здоровый корпоративный климат коллектива, который будет стимулировать работников трудиться более эффективно.

В современных условиях для успешного выполнения своих функций, прежде всеговоспроизводственной, стимулирующей, социальной заработная плата должна увязываться с результатами деятельности предприятия, на котором человек работает, и личными достижениями работника.

Примером поощрительной повременной оплаты труда может служить система контрольной дневной выработки. При этой системе работник оплачивается повременно, и размер его заработка определяется произведением часовой тарифной ставки и числа отработанных часов. Однако тарифная ставка не является постоянной. Она периодически (раз в 3−6 месяцев) пересматривается в сторону повышения или понижения в зависимости от ряда факторов: количества и качества выполнения заданий, степени использования рабочего времени, соблюдения трудовой дисциплины, совмещения профессий и т. п. Каждый из этих факторов оценивается отдельно, и интегральная оценка определяет изменение основной тарифной ставки.

Также целесообразно внедрение системы оплаты с учетом заслуг работника, ставящая размер устанавливаемой работнику тарифной ставки (оклада) или доплат к ним в зависимость не только от количественных и качественных результатов труда, но и профессиональных и личных качеств работника.

Формирование ФОТа (фонда оплаты труда) организации в зависимости от достигнутой предприятием экономии затрат при сохранении качества оказываемых услуг (положительная разница между планировавшимися и фактическими издержками) также может заставить коллектив работать более эффективно. Вместо традиционного фонда оплаты труда, определяемого по штатному расписанию и системам премирования, подразделениям должна устанавливаться их доля в ФОТе организации. Эта доля исчисляется по фактически начисленной зарплате за предыдущий период (год, полгода, квартал) или по штатному расписанию. По сути дела фиксируется та доля в ФОТе, которую систематически получали те или иные структурные подразделения. Эта базовая доля и закрепляется за ними. Данная доля корректируется по итогам за месяц в зависимости от степени выполнения подразделением показателей оценки труда. Последние находят интегральное выражение в коэффициенте трудового вклада коллектива (КТВ). Оценочные показатели должны получить не только структурные подразделения основного, но и вспомогательного производства, а также все службы управления (бухгалтерия, экономический отдел, отдел снабжения, отдел кадров и т. п.).

При использовании комплексной системы мотивации особое значение приобретают конкретные и объективные методы измерения индивидуальных и командных показателей работы и компетенции. Таким методом является предложенная автором, на основе проведенного исследования, система оценки эффективности труда персонала российских государственных унитарных предприятий водоснабжения и водоотведения. Данная система включает перечень критериев оценки для «360° аттестации», а также методику расчёта интегрированных показателей, которые увязываются с системой управления по результатам.

Для развития государственных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства России необходимо совершенствование организационной структуры, реструктуризация управления, переход от управления отдельными операциями к управлению межфункциональными бизнес-процессами, которые заканчиваются удовлетворением потребителей услуг. Например, для оптимизации управления и ликвидации дублирования отдельных функций филиалов целесообразно объединение по зонам обслуживания на предприятиях водоснабжения в крупных городах водопроводных станций, которые занимаются переработкой сырой воды в питьевую, и сетевых предприятий, которые занимаются транспортировкой питьевой воды по трубопроводам до абонентов и взиманием платежей по части города, обслуживаемой данным сетевым предприятием. Главные цели этих преобразований:

Во-первых, создать эффективную систему управления предприятием с чётким взаимодействием филиалов, выделение ЦФО (центров финансовой ответственности).

— Во-вторых, сократить численность работников аппаратов управлений этих филиалов, что значительно снизит эксплуатационные затраты и себестоимость конечной продукции.

При проведении реструктуризации государственных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства России необходимо учитывать как положительные, так и отрицательные стороны оптимизации численности персонала. Так, при проведении данных мероприятий могут возникнуть следующие негативные последствия:

1) Противодействие профсоюзов действиям администрации. Падение трудовой дисциплины и создание антикорпоративного морального духа среди сотрудников.

2) Создание почвы для конфликтов внутри коллектива, недобросовестная конкуренция между сотрудниками за сохранение рабочего места.

3) Вследствие того, что сокращение персонала носит массовый характер, т. е. происходит и на других предприятиях города, возможен рост безработицы, социальной напряженности, масса людей можегг оказаться за чертой бедности. Все эти негативные последствия в конечном счете могут вызвать падение производительности труда и снижение эффективности работы предприятия. Для того, чтобы избежать подобных негативных последствий нужно будет выработать программу мер по их предотвращению. В частности, необходимо:

— по пункту 1: Все мероприятия по оптимизации численности персонала должны проводиться строго в соответствии с действующим законодательством и в тесном сотрудничестве с профсоюзной организацией предприятия. Информация о сокращении должна быть гласна, доступна и доведена до сотрудников заранее, чтобы они как можно скорее узнали о том, будут ли они востребованы в дальнейшей ситуации или им надо искать другую работу. Необходимо провести мероприятия по переобучению и трудоустройству внутри предприятия наиболее ценных из высвобождающихся работников, причем новая работа может носить постоянный характер либо на условиях договора подряда. Такой подход обеспечит своевременную и качественную передачу накопленного профессионального опыта молодым сотрудникам. В случае отсутствия свободных вакансий и невозможности трудоустройства, а также в случае отказа от продолжения работы в связи с существенными изменениями условий труда произвести сокращения работников в соответствии с действующим законодательством.

— по пункту 2: Создание объективной системы оценки производительности труда, при которой оплата труда и соответствие работника занимаемой должности зависит не от количества отработанных часов, а от вклада в конечный результат работы предприятия.

Также необходимы серьёзные изменения не только организационной структуры, но и в общей корпоративной культуре, стиле и методах менеджмента. Особое значение имеет социальное и экологическое обоснование миссии фирмы (значение её товаров и услуг для здоровья, охраны окружающей среды, улучшения качества жизни). Новый менеджмент качества, который получил международно-принятую аббревиатуру TQM (Total Quality Management), должен стать основой корпоративной культуры предприятия.

Создание системы менеджмента качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000 и ИСО 14 ООО, и процесс её сертификации соответствующими органами поможет руководству предприятия обосновать необходимость сокращения избыточного персонала с общественно-значимой точки зрения.

Согласно TQM качество — цель номер один, а персонал — ценность номер один. Обучение и мотивация персонала — наиболее выгодные инвестиции компании [95]. Правильно мотивированный персонал должен работать как одна команда, поддерживать мероприятия проводимые администрацией предприятия, не растрачивая время и энергию на склоки и интриги.

Главные признаки командной работы: руководитель является лидеромнацеленность на общий результатвзаимозаменяемостьвзаимодействиекомфортный климат в коллективе. — по пункту 3: В целях повышения уровня социальной защиты работников предприятия, предупрежденных о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата, и увольняющихся в течение срока действия предупреждения по ст. 78 Трудового кодекса РФ (соглашение сторон), необходимо разработать Положение о компенсационных выплатах и льготах, включающих в себя следующее: а) возможность переобучения для последующего самостоятельного трудоустройства высвобождаемых работников вне предприятияб) в течение месяца выплачивается единовременная материальная помощьв) работникам, не поступившим на работу по истечении трех месяцев, выплачивается ежемесячная материальная помощь до конца года, но не менее трех месяцевг) в случае, если осталось менее двух лет до наступления пенсионного возраста и работник не поступил на работу по истечении трех месяцев, выплачивается ежемесячная материальная помощь до наступления пенсионного возрастад) за бывшими работниками сохраняется полис добровольного медицинского страхования, а их дети обеспечиваются путевками в детские оздоровительные лагеря до конца годае) членам профсоюза предприятия по истечении трех месяцев выплачивается единовременная материальная помощь.

Как уже выше говорилось, сокращение персонала происходит на многих предприятиях города. Поэтому, данную проблему надо считать общегородской и решать не только на микроэкономическом уровне (уровне предприятия), но и на макроэкономическом уровне. Комитет по занятости СПб должен разработать программу переподготовки высвобождающихся работников тем профессиям, которые могут быть востребованы на бирже труда, а также, необходима организация «общественных работ» (благоустройство города и т. д.), которые могут дать временную работу безработным.

В случае, если будут приняты указанные меры по предотвращению негативных последствий, которые могут возникать при реструктуризации предприятий, оптимизация управления принесет значительный экономический эффект и будет благоприятно воздействовать на производительность предприятия и в ближайшем времени, и в долгосрочной перспективе.

Организационная реструктуризация позволяет найти наилучшее соотношение централизации и децентрализации и достигает максимального эффекта при комплексном подходе, когда сочетается с финансовой, технологической и кадровой реструктуризацией. Переход на энергосберегающие технологии, на современные технологии обработки воды и эксплуатации, ремонта трубопроводов, перенос водопроводных станций из центра города на окраины, реализации непрофильных активов, жесткая финансовая политика в отношении должников, контроль за выбором подрядчиков, тендеры, сокращение лишнего персонала, переход на систему бюджетирования дадут предприятиям водоснабжения и водоотведения изыскать источники повышения прибыли за счет внутренних ресурсов предприятия, сокращения себестоимости оказываемых услуг. Создание имиджа общественной значимости продукции, услуг и деятельности предприятий водоснабжения и водоотведения (сообщение о достижениях водоканалов в средствах массовой информации, активные, но ненавязчивые рекламные компании, экологические акции и т. д.) позволят создать климат при котором общество будет относиться лояльно к повышению тарифов, а органы законодательной и исполнительной власти, учитывая общественное мнение, не будут тормозить решений выгодных водоканалам.

Основные положительные стороны от оптимизации управления и сокращения численности персонала следующие:

1) снижение себестоимости выпускаемой продукции, т.к. фонд оплаты труда с отчислениями на единый социальный налог является по удельному весу одной из самых крупных статей эксплуатационных затрат;

2) возможность повысить заработную плату оставшимся сотрудникам за счет части фонда оплаты труда сокращенных работников;

3) направление части средств от фонда оплаты труда сокращенных работников на закупку нового оборудования, автоматизации производства, улучшение условий труда сотрудников;

4) создание эффективной системы управления предприятием с чётким взаимодействием филиалов и повышение оперативности работы предприятия в целом;

• 5) администрация предприятия получает эффективные рычаги управления производительностью труда, так как: а) работники будут заинтересованы работать эффективно, чтобы сохранить свое рабочее местоб) внедренная система критериев оценки производительности труда позволит наиболее объективно оценивать соответствие работника занимаемой должности и уровню оплаты. g Опыт применения выводов и предложений диссертации подтвердил их эффективность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ: Ч. 1-я и 2-я. — М.: Юрист, 1999. — 479 с.
  2. Закон РФ «О занятости населения в РФ». СПб.: Ривьера, 1996. — 59 с.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.
  4. ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях» от 24.11.95 г. № 176-ФЗ.
  5. Н.Н., Подовалова Р. Я. Политика доходов и заработной платы: Учебн. пос,-М.: ИНФРА-М, 1999−224 с.
  6. В.В., Ромашов О. В., Сорокина Н. Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М: ЮНИТИ, 2000 — 407 с.
  7. И.М. Оплата и стимулирование руководителей и специалистов промышленных предприятий: Дис.. к.э.н. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  8. А. Лужков кончает с развратом // Коммерсантъ 2000.
  9. Антикризисное управление: Реструктуризация и реинжиниринг персонала: Учебн. пособие / С. С. Бузановский, Н. А. Горелов, А.С. Титков- СПбГУЭФ СПб.: Валери СПД 1999−255 с.
  10. Е., Майорова Н. Критерии кредитоспособности предприятий водоснабжения и водоотведения. Фонд «Институт экономики города» http: // www. urbaneconomics.ru/workycriteria water. html- 15 с.
  11. А.Н. Влияние оценок оплаты труда и распределения дохода на конфликтность в трудовых коллективах предприятий: Дис.. к.э.н. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  12. Е. Экономическая активность в трансформирующемся обществе // Общество и экономика, 1999, № 1.
  13. С., Земляков В. Принципы регулирования трудовых отношений // Человек и труд, 1992, № 1.
  14. В.Н., Белкина Н. А. Рыночная система мотивации труда (система РОСТ). М., 1999.
  15. А.Д. Экономическо-правовые условия и мотивационные принципы развития предприятия СПб, 1995.
  16. Н.А. Русская идея О России и русской философской культуре: философы русского зарубежья, М.: Мысль, 1990.
  17. Н.А. Судьба России, М., 1990.
  18. Бляхман J1.C. Основы функционального и антикризисного менеджмента: Учебн. пос. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000 380 с.
  19. JI.C. Перестройка экономического мышления, 1990. 271 с.
  20. В.И. Новый менеджмент: (управление предприятиями на уровне высших стандартов- теория и практика эффективного управления).- М.: Экономика, 1997.-368 с.
  21. А.Ф. Исследование социальных проблем труда. // Социс, 1998, № 2, с. 138 141.
  22. М. Проблема «новой элиты»//Путь, 1992, № 1.
  23. В.А. Организация оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой: Учебное пособие / Самарская гос. экон. акад. Самара, 1996 — 95 с.
  24. О.Н. Стереотипы экономического сознания россиян. // Социс, 1998, № 5.
  25. Ф.С. Диссертация экономиста. Методические рекомендации: Учебн. пос. -СПб.: Изд-во СПбГУФ, 2001 163 с.
  26. Ф.С. Экономические процессы переходной экономики и их регулирование. М., 1995.
  27. Ф.С., Есипов Г. Ю., Золотухин О. И. Мотивация экономической деятельности, СПб: Изд-во СПбУФ, 1991. 64 с.
  28. B.C. Повременно-премиальные системы оплаты труда Проблемы реструктуризации и антикризисного управления кадрами: Сборник материалов научно-практической конференции — в 2-х ч. — Ч. П — СПб: Изд-во СПбГУЭиФ, 1999 г.
  29. B.C. Социально-экономические аспекты реинжиниринга трудовых ресурсов при реструктуризации предприятий жилищно-коммунального хозяйства — Человек в информационной экономике: Межвузовский сборник научных статей. СПбГУЭиФ, 2ООО г.
  30. . Что осталось от «Программы Грефа»?// Санкт-Петербургские ведомости от 24.02.01 г.
  31. Л.П. Экономика труда: Учебн. пос. -М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2000 220 с.
  32. М. Трудовые отношения в современной России. // Свободная мысль, 1994, № 10.
  33. М.А., Николаев С. Р. Доходы работника и результативность производства (проблемы, реалии, перспективы). М.:Универсум, 1994, с. 95.
  34. И.П. Фонд оплаты труда и методы его образования: Дис.. к.э.н. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  35. Г. Е. Новая система оплаты труда в АО «Электросила» / Г. Гендлер, В. Куншенко//Человек и труд, 1998, № 7. с. 84−88.
  36. .М. Оплата труда в условиях перехода к рыночной экономике.- Л.: ЛДНТП, 1991.-32 с.
  37. .М. Экономика и социология труда. Учебник для ВУЗов. 3-е изд., доп.- М: Изд-во НОРМА, 2001 — 448 с.
  38. .М. О предпосылках формирования и структуре метаэкономики//Гуманитарные науки, 1997, № 3.
  39. М.Г. Социология безработицы, СПб, 1996.
  40. В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. СПб., 1995.
  41. Н.А. Инновационное управление трудом: Учебное пособие / Н. А. Горелов, В.В. Синов- СПбГУЭФ. Каф. Экономики труда и трудовых ресурсов, — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001 113 с.
  42. Н.А. Социальная защищенность и мотивация деятельности в условиях рынка. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
  43. Н.А., Белявский А. Д. Предпринимательский труд.//Уч. Пос. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  44. М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М.: «Дело ЛТД», 1993 — 208 с.
  45. . А. Общественное мнение в системе управления. // Социс, 1988, № 3.
  46. И. Трудовая мотивация как формирование поведения эффективного труда// Общество и экономика, № 1, 2000.
  47. Э. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994. -497с.
  48. П.М., Мак-Кинли У.Р. Поведение человека в организации. М., 1993.
  49. Динамика социальной структуры и трансформация общественного сознания («Круглый стол»), // Социс, 1998, № 12.
  50. Динамика ценностей населения реформируемой России. // Под ред. Лапина НИ., Беляева Л. А. -М.: Эдиториал, УРСС, 1996.
  51. М.С. Малое предпринимательство в условиях перехода к рыночной экономике. Автореф. дис.. к.э.н. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
  52. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. Пер. с англ. М.: Book Chamber International. 1992.
  53. Н. Этические принципы в развитии современного предпринимательства // Социс, 1997, № п.
  54. Л.Е. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринимателей // Социс, 1999, № 7.
  55. В.Ю. Индустриальные отношения в России: динамика и перспективы. — СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. 250 с.
  56. В.Ю. Индустриальные отношения в Санкт-Петербурге. Структура и динамика. Хельсинки: Министерство труда, 1996.
  57. Г. Т. Управление персоналом СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1998.
  58. Зарплата начала снижаться // Бюллетень «Трудовые отношения». Приложение к журналу «Социальная защита», 2000, № 7.
  59. Т.И. Доходы социальных групп и слоев: уровень и динамика// Информационный бюллетень ВЦИОМ, 1996, № 2.
  60. Т.И. Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальной политики. Материалы 5-го международного симпозиума, М., 1998.
  61. Т.И. Со мной вот что происходит // Труд, 1996, 1 марта.
  62. Т.И. Трансформация российского общества как предмет мониторинга. // Информационный бюллетень ВЦИОМ, 1993, № 3.
  63. Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: очерки теории -Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1991, 448 с.
  64. И. Кризис социально-трудовых отношений. // Вопросы экономики, 1995, № 5.
  65. А.Г. Потребности. Ценности. Интересы, М.: Политиздат, 1986. -223 с.
  66. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии, 1994, № 2.
  67. И.К., Зуев А. Э. Мониторинг формирования социально-трудовых отношений// Общество, наука, современность, 1995, № 5.
  68. Дж.М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М., 1993.
  69. Известия, 1998, 21 ноября.
  70. А. Правительство и оппозиция предлагают курс экономического падения // Известия, 1996, 11 декабря.
  71. Информационные материалы о некоторых видах деятельности компаний «Ниссан ЛТД»: Пер. с англ. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 1997.
  72. Л.Г. Культура и социальная структура// Социс, 1996, № 2−3.
  73. С. Процесс расслоения населения по уровню доходов продолжается. // Санкт-Петербургские ведомости, 1999, № 31.
  74. A.M. Кадры управления в корпорациях США — М.: Изд-во «Наука», 1988 -144с.
  75. Р. Регулирование трудовых отношений в России // Человек и труд, 1995, № 12.
  76. Ф.В. Петербургский «Водоканал» не хочет быть ГУПом. Росбалт.1Ш.-http://www.rossbalt.ni/2002/04/l 1/43 461.html 3 с.
  77. К. О русском национальном характере // М.: Институт национальной модели экономики, 1994.
  78. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
  79. Э., Гордон Л. Динамика условий и уровня жизни населения // Российские преобразования на фоне мировых трансформаций и положение наемных работников. Вып. XI. — М.: Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 1998.
  80. Р. Социальное партнерство: западный опыт // Вопросы экономики, 1994, № 5.
  81. Д. Основные концептуальные подходы к управлению персоналом // Управление персоналом, 1999, № 5 — 33−41 с.
  82. Ю. Зарплата как стоимость рабочей силы и распределения по труду // Человек и труд, № ю, 1996, с. 70−72.
  83. Н.Е. Социально-трудовые отношения: современные проблемы теории и практики: СПб: ИСЭП РАН, 1993. — 120 с.
  84. .В. Регулирование заработной платы в социально-культурной сфере. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000, 114 с.
  85. В.В. Имидж реформ: психология и культура перемен в России, СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1995.
  86. Ф.С. Оплата труда основа трудовой мотивации работников // Экономика и учет труда, № 5−6 (29), 1999.
  87. Кризис и труд: Реструктуризация предприятий / С. С. Бузановский, Н. А. Горелов, Ю. В Красковкий СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999 — 319 с.
  88. JI. Советская экономическая культура: наследие и пути модернизации// Вопросы экономики, 1993, № 3.
  89. С.В. Отношения социально-экономического партнерства субъектов хозяйствования рыночной экономики. Автореф. дис.. к.э.н. СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 1998.
  90. В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления- Нац. Фонд подготовки кадров М.: ОАО «Типография «Новости», 2000- 432 с.
  91. Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества. // Социс, 1997, № 3.
  92. Н.И., Кисилёв В. Н. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс, 1996, № 5, с. 3−23.
  93. Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека // ОНС, 1995, № 5.
  94. Ю.А. Лекции по социологии. М., 1969.
  95. М. Теневая экономика России // Сегодня, 1996, сентябрь.
  96. В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования//Педагогика, 1998, № 4, с. 40−46.
  97. Лишь один из ста желающих способен работать на частном предприятии. // Директор, 1994, № 11.
  98. ЮЗ.Магун В. Модернизация базовых ценностей россиян. // Социс, 1995, № 5.
  99. В. Трудовые ценности российского населения. // Вопросы экономики, 1996, № 1.
  100. С. Основы экономической психологии. // Уч. пос. СПб, 1992, — 63 с.
  101. В.М., Веселов B.C. Измерение трудового вклада работника при материальном стимулировании Кризис и труд в современном обществе: Межвузовский сборник научных статей — СПбГУЭиФ, 2000 г.
  102. В.М., Тучков А. И. Концептуальный подход к мотивации работников инновационной сферы.// Институциональные и структурные преобразования экономики: Тезисы доклада международной конференции Т.2., СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  103. В.М., Тучков А. И. Трудовые отношения: Текст лекций. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1996. — 104 с.
  104. К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е издание, том 6, с. 439−456.
  105. А. Как получаем, так и работаем. // Экономика и жизнь, 1997, № 43, октябрь.
  106. Менеджмент/ Под ред. Проф. Страховой О. А.: Учебн. пос. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998−203 с.
  107. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
  108. Ю.А. Выбор и организация системы стимулирования в управлении производственным предприятием: Дис.. к.э.н. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  109. Модели социального партнерства. // Общество и экономика, 1993, № 7−8.
  110. Пб.Можаев В. Е. Социальное партнерство в европейских странах. // Трудовые и социальныеотношения, 1992, № 1.
  111. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1997.
  112. МурГер. Отношения работодателей в рыночной экономике, Человек и труд, 1994, № 1.
  113. Дж., Моргенштейн О. Теория игр и экономическое поведение, М., 1970.
  114. Н., Кузес Н. За пределами рационального научные факторы российских реформ. // Вопросы экономики, 1999, № 8.
  115. А. Переходный период закончился. А что дальше? — Вопросы экономики, 2000, № 6, с. 4−17.
  116. А.А. Рынок труда: занятость и безработица. М., 1991.
  117. В. Элита считает зарплату рабочих // Санкт-Петербургские ведомости, 2000, № 110(2260) — 1 с.
  118. Обращение IX Съезда Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения — http://www.waterandecology.ru/PABB/dcl.htrn 3 с.
  119. Ю.Г., Руденко Г. Г., Митрофанов Н. Г. Рынок труда и социальное партнерство: М.: Хронограф, 1998. 240 с.
  120. Р.Г. Мошенничество как вид девиантного экономического поведения/ Автореф. дис.. к.э.н. СПб.: СПбГУЭФ, 2000. — 15 с.
  121. Оплата, мотивы и стимулы труда. // Человек и труд, 1999, № 5.
  122. Организация и методы хозяйствования в условиях рыночной экономики: (опыт ведущих капиталистических стран). М., 1990.
  123. Г. Свобода помнить. // Век XX и мир, 1996, № 4.
  124. В.Д., Темницкий A.JI. Реальное поведение рабочих промышленности в сфере труда в период перехода к рыночным отношениям. М.: ИС РАН, 1995.
  125. Д., Эндрюс Ф. Учёные в организациях М.: Прогресс, 1973.
  126. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний), Пер. с англ. -М: Прогресс, 1986.
  127. Н.М. Российское общество в новых социальных исследованиях. // Общество, наука, современность, 2000, № 2, с. 29−32.
  128. Повышение заработной платы: проблемы и решения. // Уровень жизни населения регионов России: Сб. Статей М.: ВЦУЖ, 1999, № 3.
  129. Политика доходов и заработной платы: Учебник / Под ред. Савченко П. В., Кокина Ю. П. М.: Юристь, 2000 — 456 с.
  130. М. Международная конкуренция / Пер. с англ. Под ред. В. Д. Щетинина. -М.:Межуднародные отношения, 1993.
  131. Почему глубинка вздыхает о вчерашнем дне, или Чего не договаривают социологи.// Санкт-Петербургские ведомости от 04.04.1999 г.
  132. Е.Б., Мейксин М. С. Заработная плата в современных условиях — СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 1998 409 с.
  133. К.А. Оценка влияния социальных норм поведения в предпринимательстве на деятельность фирмы. / Автореф. дис.. к.э.н. СПб: СПбУЭФ, 1996. — 18 с.
  134. Промышленная социальная психология. // Под ред. Кузьмина Е. С., Свенцицкого A. J1. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
  135. О.И. Организационно-экономический механизм адаптации в системе социального партнерства. / Автореф. дис.. к.э.н. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  136. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. 2-е изд. — М.: Педагогика-Пресс, 1998.-440 с.
  137. Р. Перспективые развития предпринимательства в России. Взгляд из Франции. // Проблемы теории и практики управления, 1995, № 5.
  138. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. / Рук. авт. колл. Д. С. Львов. М.: ОАО изд-во «Экономика», 1999. — 793 с.
  139. С.Н. Модели предпринимательского поведения и механизм их реализации. / Автореф. дис.. к.э.н., СПб: СПбУЭФ, 1996. 14 с.
  140. Работники частных предприятий довольны жизнью больше. // Директор, 1995, № 10.
  141. В.В. Работающие бедные: велик ли запас прочности. // Социс, 2000, № 8.
  142. А. Перераспределение прав собственности в постприватизационной России. // Мировая экономика и международные отношения, 1997, № 7.
  143. Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России. // Социс, 1997, № 6.
  144. В.А. Психология управления // Управление персоналом, 1999, № 5 88−99 с.
  145. Г. М. Динамика и характер формирования регионального рынка труда и их социально-экономические последствия. Проблемы трудовых ресурсов России: Социально-экономическое исследование. // СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1995, с. 49−54.
  146. Г. М. Субъекты трудовых отношений. Формирование механизма социального партнерства на рынке труда. // Гуманитарные науки, 1993, № 1.
  147. Г. М. Трансформация занятости населения России в процессе развития рынка труда. // Проблемы управления трудовыми ресурсами на современном этапе: Межвузовский сборник, СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1996, с. 18−19.
  148. А.И., Стрейко В. Т., Збышко Б. Г. Экономика труда: Учебник для вузов / Под ред. проф. Рофе А. И. М.: Изд-во «МИЗС», 2000 — 248 с.
  149. С.Ю., Разумова Т. О. Экономика труда: Экономическая теория труда: Учебн. пос. М.: ИНФРА-М, 2000 — 400 с.
  150. М.Н. процессы социальной деградации в российском обществе. // Социс, 1998, № 6.
  151. Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России.// М.: Наука, 1994, — 240 с.
  152. Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. // М.: Дело, 1998.-432 с.
  153. Р.В., Косалс Л. Роль профсоюзов сегодня: Отчет ВЦИОМ. М. ВЦИОМ, 1993.
  154. Рынок труда-СПб: Петрокомстат, 1998.
  155. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. // Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979.
  156. П. Экономика. М., 1992.
  157. Т.П. Экономические интересы и мотивация труда в условиях становления рынка. / Автореф. дис.. к.э.н., СПб: СПбУЭФ, 1998. 18 с.
  158. А.А. Поддержка и регулирование мотивационных процессов в сфере трудовых отношений. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1997. — 207 с.
  159. А. А. Типы трудовой мотивации и их динамика. Социс, 1999, № 5, с. 44−45.
  160. A.JI. Социально-психологические проблемы управления, М.: 1975.
  161. В., Жадан А. Мотивация и стимулирование труда в условиях рынка.// Бизнес Информ. Харьков, 1996, № 16, с.43−45.
  162. З.В. Образ прошлого и настоящего в символическом сознании россиян. // Социс, 1999, № 1.
  163. У. Трудовые отношения в посттоталитарных странах. // Человек и труд, 1993, № 4.
  164. Д. С. Управление производительностью: планирование, изменение и оценка, контроль и повышение. М., 1989.
  165. В.В. Мотивация труда специалистов, занятых инновационной деятельностью. / Дис.. к.э.н. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1997. — 168 с.
  166. Г. Труд в условиях рыночной экономики. // Уч. пособие, М.: ИНФРА-М, 1996. 336 с.
  167. А.Л. Мотивация и демотивация труда в трансформирующейся экономике. // Известия СПбГУЭФ, 1998, № 1.
  168. А.Л. Экономическое поведение: социально-психологические обоснования теоретической типологии. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1994.
  169. А.Л. Культурные основы эволюции трудового поведения населения на этапе экономических трансформаций 1988−1998 г.г./ Дис.. д.э.н. СПб: СПбГУЭФ, 2000. -251 с.
  170. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962.
  171. Советский простой человек. / Отв. Ред. Левада Ю. А. М., 1993.
  172. Современный словарь по психологии. // Автор-составитель Юрчук В. В. Мн.: Элайда, 2000. — 707 с.
  173. Социальное партнерство в Европе. // Человек и труд, 1993, № 6−7.
  174. Социальное партнерство. Обзор зарубежного опыта. М., 1992.
  175. Социально-трудовая сфера Санкт-Петербурга: 1998−2000 г. Краткий анализ и тенденции развития. СПб, 1999. — 91 с.
  176. Социально-трудовые отношения: состояние и тенденции развития в России.// Социс, 2000, № 1, с. 141−147.
  177. Социальный механизм экономической реформы: методология и опыт экономико-социологического исследования. Новосибирск: ИЭ И ОПП СО АН СССР, 1990. -143с.
  178. Социология труда в новых условиях, — Самара, 1993.
  179. Социология труда.// Под. ред. Дряхлова Н. Н., Кравченко А. О., Щербины В.В.- М.: МГУ, 1993.
  180. Э. Мотивация (размышления на заданную тему) // Управление персоналом, 1999, № 5 19−24 с.
  181. В. А. Личность и предприятия: факторы успешного взаимодействия (поведенческие основы управления персоналом). СПб, 1995.
  182. П.А. Нам нужна великая Россия. -М.: Молодая гвардия, 1991.
  183. А.А. Оплата труда в странах рыночной экономики. М., 1991.
  184. А.А. Рекомендации по заключению тарифных соглашений и коллективных договоров на предприятии. М.: 1991.
  185. Ф.У. Менеджмент: Пер с. англ. А. И. Зака // Под. ред. Е. А. Кочергина // Контроллинг, 1992.
  186. А.С. Управление трудовыми ресурсами в процессе реинжиниринга предприятия: Дис.. к.э.н. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  187. О.В. Теоретико-методологические подходы к анализу ценностных ориентаций и предпринимательского поведения. // Мир России, 1998, № 3.
  188. Труд за рубежом. 1991, № 1.
  189. Труд за рубежом. 1991, № 4.
  190. Трудовые отношения: Учебное пособие / Н. А. Горелов, А. И. Тучков, В. М. Маневич и др.- Под ред. Н. А. Горелова, А.И. Тучкова- СПбГУЭФ. Каф. Экономики труда и трудовых ресурсов СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001 — 102 с.
  191. .Г. Социально-трудовые отношения: Состояние и тенденции развития в России. // Социс, 2000, № 1.
  192. А.И. Экономико-трудовые проблемы за рубежом: Текст лекций СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995−81 с.
  193. А.И. Экономическая культура маргинальных работников.// Человек и общество: тенденции социальных изменений: Материалы международной научно-практической конференции. СПб: Изд-во СПбГУ, 1997.
  194. А.И., Маневич В. М., Синов В. В. Стимулирование как метод формирования мотивов трудового поведения работников. // Проблемы управления трудовыми ресурсами на современном этапе: Межвузовский сборник научных статей СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.
  195. Управление человеческими ресурсами: Уч. пос. / Под. ред. Горелова Н. А., Тучкова А. И. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
  196. Уровень жизни населения России. // М.: Госкомстат РФ, 1996.
  197. Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998 — 600 с.
  198. Ю., Клынина Е. Внутрифирменный механизм финансово-экономических отношений и мотивация эффективного труда. // Экономист, 1996, № 10, с. 37−44.
  199. В.В. Разработка стратегии экономического поведения естественных монополий в системе предпринимательства. / Автореф. дис.. к.э.н. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — 15 с.
  200. М. Капитализм и свобода. -N.Y., 1982.
  201. Т.Д. Формирование и развитие производства на принципах интрапренерства. / Автореф. дис.. к.э.н., СПб: СПбУЭФ, 1997. 16 с.
  202. В.Ф., Лисиненко И. В. Социология предпринимательства. //М., 1996.
  203. М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. СПб., 1997.
  204. С.Д., Хикспурс Ф. Новые трудовые ценности: Теория и практика. // Международный журнал социальных наук, № 12, 1996, с. 79−95.
  205. X. Мотивация и деятельность (в 2-х т.): пер. с нем., М.: Педагогика, 1986, с. 34−35.
  206. Дж. Привычки, правила и экономическое поведение. // Вопросы экономики, 2000, № 1.
  207. Цена труда и заработная плата/Гендлер Г., Ведерникова М.//Человек и труд. — 2000,-№ 7.
  208. Человек и его работа. // Под ред. Здравомыслова А. Г., Рожина В. Н., Ядова В. А. М., 1967, с. 39.
  209. С.В. Развитие социально-трудовых отношений на основе рыночных моделей экономического поведения: Дис.. к.э.н. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
  210. А. Психологические особенности личности российского предпринимателя. // Психологический журнал, № 1, 1998, с. 62−74.
  211. А. От стимулов к мотивации. // ЭКО, № 9, 1997.
  212. С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000 368 с.
  213. В. Стимулирование труда — «Архимедов рычаг» в работе с персоналом // Управление персоналом, 1999, № 5 25−28 с.
  214. Е.Л., Фельдхофф Ю. Культура труда в процессе социально-экономических преобразований. СПб, 1999.
  215. Р.И. Феномен предпринимателя: интеграция понятий. // Мир России: Социология, энтология, культурология, 1994, № 2.
  216. Шмелев Н О. О здравом смысле и морали в экономике. // Вопросы экономики, № 2, 1993.
  217. Н.О. Плохая мораль плохая экономика. // Politekonom, 1997, № 1.
  218. Й. Теория экономического развития: пер. с нем. М.: Прогресс, 1989.
  219. Эволюция трудовых отношений. // Человек и труд, 1992, № 8−12.
  220. .Ж. Значение конвенций и рекомендаций МОТ для управления предприятиями. //Человек и труд, 1993, № 12.
  221. Экономика и жизнь, 2000, № 42 (8840), октябрь.
  222. Экономика и жизнь, 2000, № 43 (8841), октябрь.
  223. Экономика труда и социально-трудовые отношения. / Под ред. Меликьяна Г. и Колосовой Р. -М.: МГУ, 1996. 623 с.
  224. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Производственные отношения. (Гл. редактор Румянцев A.M.). М.: Советская энциклопедия, 1979, с.372−374.
  225. Экономические проблемы труда в России. Сборник статей аспирантов, магистров, бакалавров. Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2000.
  226. Энциклопедия труда и занятости: Уч. пос., СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
  227. К. Информация и экономическое поведение. // Вопросы экономики, 1995, № 5.
  228. Юдина J1. Бизнес без власти. // Предприниматель Петербурга, 1999, № 22.
  229. В.А. Об установлении фактов в конкретном социологическом исследовании. // Философские науки, 1996, № 5.23 7. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара: Самар. Ин-т, 1995.-331 с.
  230. И.В. Регулирование сферы труда на основе социального партнерства. / Автореф. дис.. к.э.н. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.
  231. Atkinson J. An introduction to motivation. N. Y., 1964.
  232. Behavior modification in applied settings / Alan E. Kazdin, Rof. 4-th ed.- Pacific Grove (Calif): Brooks / Cole, 1989, 398 c.
  233. Davis K., Newstrom J.W. Human Behavior at Work: Organizational Behavior, N.Y., 1989.
  234. Douglas M. Essays in the Sociology of Perception. L., 1982.
  235. Drucker P. Innovation and Entrepreneur ship. N.Y., 1986.
  236. Freeman R.E. Strategic management: A stakeholder approach. Boston, 1984.
  237. Gahagan J. Social interaction and its management.- L., N.Y., 1984.
  238. Hammer M. Beynd Reengineering: how the process centered organization is changing our work and our lives. New York, 1996.
  239. Harmon F., Jacobs J. The Vital Difference. N.Y., 1985.
  240. Hayes N. Principles of social psychology. Hove, Hills dale: Lawrence Erlbaum Ass., 1993.
  241. Herzberg F. Work and nature of man. Clevland, N.Y., 1966.
  242. Kroeber L., Parsons T. The Concept of Culture and Social System. American Sociological Review, vol. 23, 23 oct., 1958.
  243. Modeling adaptive behavior: the dynamics of system-environment. Interaction: Thesis / by Paul F.M.J. Verchure. Zurich: S.n., 1992, 130 c.
  244. Parsons Т., Societies: Evolutionary and Comparative. Perspectives. New Jersey, 1966.
  245. Likert R. Motivation: the core of management. -N.Y., 1953.
  246. Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1954.
  247. Porter L., Lawler E. Managerial attitudes and performance. Homewood, Irvin, 1968.
  248. Towards social dialogue: tripartite cooperation in national economic and social policy-making/ W. Albeda, Th. Beaupain, G. Caire etc. Geneva, ILO, 1994 — 385 p.
Заполнить форму текущей работой