Формирование и развитие региональной программы управления качеством топливно-энергетической продукции
Качество ТЭП как экономическая категория становится языком международного общения, а ее концептуальные основы на базе открытых стандартов качества серии ИСО 9000 и концепции TQM позволяют легче войти в мировое экономическое пространство. Устойчивость этого процесса возрастает при переходе к системному анализу качества ТЭП как динамической экономической категории. Устойчивость этого процесса… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
- 1. 1. Теоретическое обоснование принципов организации программы
- 1. 2. Исследование топливно-энергетического комплекса как института качества топливно-энергетической продукции
- Глава 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
- 2. 1. Разработка методики идентификации качества топливно-энергетической продукции
- 2. 2. Построение организационно-экономического механизма формирования и развития программы
- Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУР РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
- 3. 1. Формирование программы на базе модели делового совершенства менеджмента качества топливно-энергетической продукции
- 3. 2. Обоснование программно-целевого подхода развития топливно-энергетического комплекса как института качества топливно-энергетической продукции
Формирование и развитие региональной программы управления качеством топливно-энергетической продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Становление регионов определяется не только количеством и эффективностью проводимых социально-экономических реформ. Требованием современной экономической среды становится стремление регионального руководства изменить многие социально-экономические факторы жизнедеятельности регионов, которые формируют качество жизни населения, создать систему управления качеством развития региона.
В общественно-политической практике и в науке отсутствует единый подход к пониманию «качества жизни», к системе индикаторов, позволяющих его оценить. Отсюда нечёткость и произвольное толкование этого термина, отождествление понятий «уровень жизни» и «качество жизни». Не сформулированы и цели улучшения качества жизни, как на уровне федерации, так и на уровне регионов*. Понятие качества и уровня жизни не однозначны. Каждый из них предполагает фиксирование изменяющихся стандартов качества проживания и определённых достигаемых нормативов. Академиком РАН Д. С. Львовым сформулированы подходы к пониманию качества жизни человека. Они заключают в себя не только размер денежного содержания за счёт зарплаты, пенсий, пособий, но и всю социальную инфраструктуру жизнеобеспечения. Это жильё и его комфортабельность, транспортное обслуживание, развитие туризма, отдыха, обучения, охрана здоровья и многое другое**.
Развитие экономических процессов в России в начале XXI в. обусловило необходимость активизации деятельности на федеральном и региональном уровне по ряду направлений, связанных с повышением качеств, конкурентоспособности и безопасности потребительских товаров. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что эффективные механизмы решения возникающих по этим направлениям проблем могут базироваться на региональной концепции и, как следствие, создании и обеспечении функционирования систем.
Добрынин А. И. Качество жизни — критерий реформирования экономики // Экономика и управление. 2004. С. 152−155. Львов Д. С. Вернуть ренту народу (резерв для бедных). М.: ЭКСМО, Алгоритм, 2004. 256 с.
Предметом исследования является теоретико-методическое обоснование формирования и развития региональной программы управления качеством топливно-энергетической продукции, ориентированной на максимальное удовлетворение и предвосхищение ожиданий потребностей потребителей.
В качестве методологической базы диссертации использовались диалектические принципы, позволившие выявить основные характеристики исследуемых явлений и процессов в их взаимосвязи, определить тенденции их становления и развития. В процессе исследования были применены такие научные методы как анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, выявление причинно-следственных связей, индукция и дедукция, системный подход, а также экономико-математический инструментарий, который использовался при рассмотрении проблем, связанных с самооценкой качества функционирования региональной программы управления качеством ТЭП.
Теоретической основой анализа задач, поставленных в диссертации, послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области управления качеством продукции и услуг, институционализма, статистики, функционирования ТЭК. При рассмотрении предметной области исследования использовались нормативно-правовые акты РФ, регулирующие исследуемые процессы, официальные статистические данные, а также результаты авторских опросных исследований и материалы периодической печати.
Работа выполнена в рамках п. 9.3 «Теоретические и методологические основы обеспечения качества жизни» и п. 9.16 «Методологические и методические подходы к оценке эффективности международных, национальных, региональных и отраслевых программ развития стандартизации, сертификации, метрологии и управления качеством» Паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика и управление качеством.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методических положений по совершенствованию процедур формирования и развития региональной программы управления качеством ТЭП, обеспечивающей реализацию концепции региональной политики в области качества и конкурентоспособности продукции и услуг и региональной программы управления качеством жизни.
Элементы научной новизны содержат следующие результаты исследования:
• предложен принцип построения региональной программы управления качеством ТЭП как социально-экономической системы на базе формализованного представления модели делового совершенства менеджмента качества ТЭК, причём развитие качества состояния функционирования ТЭК и качества ТЭП реализуется в постулатах организации социально-экономических систем А. А. Давыдова. Это позволило обосновать ТЭК как институт качества ТЭП;
• выявлены структурные сдвиги состояния функционирования ТЭК в форме динамических переходных процессов реформирования и развития ТЭК как института качества ТЭП. Это позволило выделить и обосновать этапы трансформации качества ТЭК (I — этап децентрализации: формирование качества ТЭПII — приватизационный этап: обеспечение качества ТЭПIII — социальный этап: контроль качества ТЭПIV — институционально-программный этап: управление качеством ТЭП в рамках информационной парадигмы качества);
• изложена и теоретически обоснована методика идентификации качества ТЭП в функционально-пространственных и временных координатах, ориентированная на определение оптимального потребительского качества ТЭП. Это позволило сформировать информационную среду компьютерного идентификатора качества ТЭП;
• выявлен механизм адаптации качества ТЭП к изменению координат адекватности её моделей и затрат на восстановление нижней и верхней границ индекса качества ТЭП. Это позволило выявить основные факторы, влияющие на деформацию поля качества ТЭП на основе анализа зависимости объёма выпуска ТЭП от её качества;
• выявлено, что процессы обеспечения и управления качеством ТЭП являются необходимым условием реализации концепции региональной политики в области качества и конкурентоспособности продукции и услуг. Это позволило организовать и сформировать достаточные условия в виде целевой функции формализованного представления моделей делового совершенства менеджмента качества ТЭП;
• разработан и практически апробирован организационно-экономический механизм построения региональной программы управления качеством ТЭП, включающий в себя системное объединение позиционирования рынка качества по критерию соответствия ТЭП концепции региональной политики в области качества и конкурентоспособности продукции и услуг, миссии, видения и кредо программы, программно-целевого компьютерного идентификатора качества ТЭП и состояния функционирования ТЭК, институционально-бенчмаркингового регулятора с уставкой социально-значимого уровня качества ТЭП и управляющих воздействий исполнительных циклов PDCA и SDCA.* Механизм реализует на базе синтетического подхода принципы этапности и плюрализма комплиментарного управления практической плоскости предметной области исследования на базе аддитивных критериев EQA и теоретических подходов принятия оптимальных управленческих решений.
Практическая значимость исследования. Положения, рекомендации и выводы диссертационного исследования ориентированы на широкий круг специалистов, занимающихся вопросами программно-целевого управления качеством жизни на региональном уровне, а также специалистов муниципального и государственного управления.
Самостоятельное практическое значение имеют:
• методика выбора оптимального варианта структуризации качества ТЭП с помощью экспертных оценок на базе ранжирования и парного сравнения вариантов;
• рекомендации по представлению классификационных элементов ТЭП в виде матричных структур для имитационного формирования истинных координат адекватности моделей идентификации качества ТЭП с помощью программно-целевого компьютерного идентификатораPDCA и SDCAциклы Деминга: Р — plan (планирование), S — standard (стандартизация), D — do (выполнение), С — control (контроль), А — action (действие). EQA — European Quality Award (Европейская награда за качество).
• методика построения: а) матрицы выполнения плана идентификации ТЭП с учётом её качестваб) матрицы соответствия замен ТЭП различного качества.
Исследование выполнено в рамках НИР института «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета, проводимых в соответствии с Единым заказ-нарядом на тему: «Качество объектов микро-, мезои макроэкономики, бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита и финансово-кредитной деятельности».
Предложенный механизм разработки, реализации и внедрения социально-ориентированной программы управления качеством ТЭП апробирован и принят к использованию топливно-энергетическими организациями г. Уварово Тамбовской области: Уваровским филиалом ОАО «Тамбовоблгаз», Уваровским филиалом ОАО «Тамбоврегионтеплоэнерго» и Муниципальным унитарным предприятием «Управление ЖКХ» что подтверждено справками о внедрении (Приложение 1).
Основные положения диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили одобрение на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях и семинарах, в том числе на: Международной конференции «Наука на рубеже тысячелетий» (Тамбов, 2005 г.) — Международных научно-практических семинарах «Тенденции становления и развития информационного бизнеса в России. Проблемы качества информационных услуг» (Тамбов, 2003 -2005 гг.) — X научной конференции Тамбовского государственного технического университета (Тамбов, 2005 г.), а также ежегодных научных конференциях институтов «Экономика и право» и «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета (2003 — 2005 гг.).
Результаты исследования использованы в учебном процессе института «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета для подготовки экономистов по специальностям: 08.01.05 «Финансы и кредит», 08.05.02 «Экономика и управление», 08.05.07 «Менеджмент организации», 08.01.11 «Маркетинг», что подтверждено соответствующими справками (Приложение 1).
Основные результаты исследования опубликованы в шести научных работах, авторским объемом 6,13 печ. л.
Структура работы определена поставленной целью и последовательностью решения сформулированных задач и построена по проблемно-тематическому принципу. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ванные выводы о степени согласованности мнений экспертов и достоверности результатов.
Для решения задач определения оптимального варианта структуризации с помощью экспертных оценок разработаны методики на базе методов ранжирования вариантов и их парных сравнений. Первый метод может быть использован при небольшом числе вариантов п = 5 4- 20 и четко сформулированном скалярном критерии, а второй — использует парные сравнения вариантов и применяется на практике при п > 20 и явно неопределенном критерии.
В программе ТЭП накапливаются в форме запасов. Каждый из них как функциональный элемент системы запасов эволюционирует в пространственно-временных координатах.
Задачей расчета потребности в ТЭП является определение оптимального размера поступления ТЭП в программу (пространственная координата) в рамках рассчитанной потребности.
Для нормального состояния функционирования ТЭП, характеризуемого плановым индексом качества и соответствующей экономико-математической моделью, и равномерного детерминированного использования их запасов, затраты на обеспечение качества ТЭП обычно постоянны. В этом случае для определения оптимальной величины заказа разработана соответствующая экономико* математическая модель на базе модели Андлера. Она учитывает постоянные и переменные затраты, связанные с запасом и хранением в, постоянные затраты на обеспечение их качества, годовую потребность и средний размер запасов.
На практике во время хранения ТЭП переходит из нормального исходного состояния в новое состояние функционирования, индекс качества (К) которого отличается от планового. Это приводит к изменению координат адекватности модели и увеличивает затраты на восстановление границ индекса К е помощью организации системного взаимодействия ТЭП и компьютерного идентификатора, что, в свою очередь, приводит к изменению величины оптимального заказа ТЭП Букан Д. Ж., Кенигсберг Э. Научное управление запасами. — М.: Наука, 1967. — С. 93.
По данным анализа динамической модели движения уровня текущего запаса с учетом специфических условий потребления запасов ТЭП, в отличных от условий равномерного и детерминированного потребления, в работе построены частные модели по определению оптимальной партии заказа ТЭП. Концентрация последних как матричных с в пространственных координатах осуществляется в программе, которая в соответствии с информационной парадигмой качества также должна формироваться по модели матричной структуры — модели делового совершенства менеджмента качества ТЭП.
Наполнение информационной парадигмы качества с целью определения оптимального размера ТЭП показывает, что устойчиво существует квазилинейная модель зависимости объема выпуска продукции V от индекса качества К ТЭП при остальных удовлетворительных потребностях ТЭК. Применяя метод последовательного сканирования по отрезкам интервала качества, а также производя ранжирование данных моделей ТЭП в сторону возрастания и в сторону уменьшения К, можно построить выпуклую и вогнутую огибающие качества, пересечение которых позволяет сформировать поле качества ТЭП (рис. 2.1).
Для построения поля качества П необходимо провести экономико-математический анализ: влияния качества ТЭП на экономические показатели производствачувствительности объема производства от изменения индекса К.
Для решения первой задачи разработаны методы построения матриц выполнения плана поступления ТЭП и соответствия замен ТЭП по индексу качеп к.
Рис. 2.1. Зависимость объёма выпуска (V) от индекса качества (К) ТЭП: П — поле качества ства, количеству, цене единицы ТЭП. При этом изменение расхода и цены единицы ТЭП в зависимости от индекса их качества приводит к изменению материальных затрат в структуре себестоимости готовой продукции и, как результат, к изменению объема производства. Для практического использования матриц необходимо проверить также соответствие замены договорным обязательствам поставщиков, а также влияние заменяющих ТЭП на деформацию поля качества. При замене одной ТЭП другой возможны несколько вариантов:
1) используемая новая ТЭП дороже заменяемой по причине повышенного значения индекса качества К.
2) используемая новая ТЭП дешевле заменяемой по причине снижения индекса К;
3) заменяющая ТЭП соответствует по цене заменяемой, но на единицу продукции её расходуется больше, чем предусматривалось планом, вследствие потерь качества К из-за длительного хранения, вызванного изменением состояния ТЭП;
4) заменяющая ТЭП соответствует по цене заменяемой, но на единицу продукции её расходуется меньше, чем предусматривалось планом, вследствие её повышенного качества К по взаиморасчету с другим предприятием ТЭК;
5) фактический расход ТЭП выше запланированного из-за потерь по причине нарушения информационной среды компьютерного идентификатора.
В работе анализ вышеуказанных вариантов произведен на базе автоматизированного ступенчатого метода расчета полной себестоимости. В основе метода лежит выделение материальных и операционных ресурсов* ТЭК.
Последней ступенькой" метода является расчёт себестоимости ТЭП по предлагаемой нами формуле:
R R с,. =? СМуН% +? COlkH%, i = Tn, (2.4) j=i *=i где с, — полная себестоимость ТЭП /-го видаR] - количество материальных ресурсов, необходимое для производства ТЭПСМу — себестоимость у-го материального ресурса, используемого для производства г'-й ТЭПя^ - расход у'-го материального ресурса на г'-ю ТЭПр — количество конечных объектов распределенияR2 — число операций- - себестоимость единицы времени £-й операции, необходимой для производства /-й ТЭПH" ik — расход времени к-й операции на г'-е изделиеп — общее количество производимой ТЭП.
Влияние вышеперечисленных факторов по вариантам 1−5 на характер изменения полной себестоимости ТЭП по формуле (2.4) осуществляется на практике как в дифференциальной (по одному фактору), так и в интегральной (по нескольким факторам) формах.
Метод ранжирования вариантов. Пусть имеется группа из m {/ = 1 .т/т > 2} экспертов и множество вариантов решения V = {vj-, / = 1 .п).
Сформулирована целевая функция принятия решения в виде одного Q или нескольких критериев qb ., qk. В результате сопоставления вариантов по критерию Q на основе накопленного опыта каждый эксперт определяет начальный вектор рангов вариантов, для j-ro эксперта этот вектор y (j) имеет вид уО) = (уО. 1). У (Ь2), ., y (j, n)), здесь y (j, i) — ранг варианта Vрешения, присваиваемый j-м экспертом, при этом y (i, h) < y (i, t), если вариант vh предпочтительнее варианта vt по критериям Q. Допускается y (i, h) = y (j, t) (h Ф t), а также отсутствие значений y (j, i). Знак присваивается для вариантов, которые j-ый эксперт считает одинаково неперспективными.
Вектора y (j), j = 1. m образуют m х п матрицу рангов Y причем.
У0 0 6 {[Пй] U (-)},.
Требуется по значениям компонентов матрицы Уопределить: Операционные ресурсы — эффективный фонд времени операций, которые необходимо выполнить для получения новой.
ТЭП.
— степень согласованности мнений экспертов (рассчитать коэффициент конкордации W и проверить его значимость);
— оценить рейтинги вариантов;
— сформировать подмножество вариантов, содержащее оптимальное решение.
Ранжированием совокупности (множества) вариантов V = (v-.,/ = 1 .п) по критерию Q называется нумерация вариантов v (i) в соответствии с возрастанием (или убыванием) некоторого критерия Q. Ранг x (i) (или y (j, i)) варианта Vуказывает место, которое занимает i-й вариант среди других вариантов, расположенных в соответствии с критерием Q.
Ранжирование применяется, когда значения Q (v-) для вариантов нельзя измерить или рассчитать. Окончательным результатом ранжирования и вариантов решения j-ым экспертом является нормированная последовательность (вектор или ряд) = (*(/, 1), х (/, 2), ., x (j, п)), а 1-м экспертом x (l) = (x (l, 1), х (1, 2), х (/, п)).
Причем для суммы рангов у любого эксперта при правильном ранжировании должно выполняться условие (нормировки): i=i.
Коэффициент ранговой корреляции по Спирмену Кс рассчитывается по формуле.
Кг = 1−6 i = l п[п2 — l).
Коэффициент конкордации W оценивает степень согласованности мнений m экспертов (т > 2) при ранжировании вариантов. Если все эксперты одинаково проранжировали варианты, т. е. их мнения полностью совпадают, то W = 1, если связи между рядами x (j), j= 1. ш нет, т. е. мнения экспертов сильно расходятся, то W близко к нулю. Таким образом, значения коэффициента W принадлежат интервалу [0, 1].
В случае, когда компетентность экспертов не учитывается, т. е. для всех экспертов веса одинаковы и равны 1, расчет коэффициента кон-кордации производится по формуле [36].
W = 1 т.
Ydx (j, i)-m2(n + l)/2 7=1 т т2пп2 — ljYlrn^Tij) j=i.
T{J) m.
I</, 0('2(-.<)-1) i.
12, j = l, m,.
В случае, когда учитывается компетентность экспертов введением весовых коэффициентов c (j), j = 1. ш, коэффициент W рассчитывается следующим образом.
-.2 д2 i=l т2п[п2 -l)-12m]T T (j) J=1 т.
I c (j)X (j, i) w=1 n m.
I ЕФН/v) = 1 У = i.
Веса c (j) могут определяться различными путями. Например, на основе учета квалификации, образования, стажа работы по специальности и т. д. Более объективно для определения c (j) можно использовать тесты или методы ранжирования другой группой экспертов.
Достоверность предположения о согласованности мнений экспертов проверяется методами проверки статистических гипотез. Статистические гипотезы представляют собой некоторые предположения относительно характеристик случайных величин, вероятностных связей, зависимостей и т. п., которые подлежат проверке. Различают нулевые и альтернативные гипотезы.
К нулевым гипотезам относятся предположения о равенстве нулю определяемых статистических показателей или отсутствии различия между ними.
Например, коэффициент ранговой корреляции К* равен нулю, или коэффициент конкордации W = 0. В этих случаях отклонения оценок К* и W от нуля объясняются лишь случайными колебаниями в экспериментальных данных.
Метод парных сравнений вариантов. Данный метод более удобен для работы начинающих и впервые привлекаемых экспертов, так как здесь трудоемкая процедура ранжирования и вариантов заменяется многократным применением более простой процедуры попарного сравнения вариантов между собой. Достоинства этого метода особенно проявляются при векторных критериях оптимальности Q и большом числе вариантов п.
Пусть сравниваются два варианта vp, vh из множества V и вариант vp по заданным критериям предпочтительнее варианта vh. Это будем обозначать Vp > Vh.
В ходе экспертизы каждому эксперту выдается таблица, в которую он заносит результаты парных сравнений, образующие n х п-матрицу z где.
Г1, если вариант V/, предпочтительнее р (vh > vp), z (h, р)= <{ 0, если Vp > vh, 1-, если vp = vh.
Для j-ro эксперта матрицу будем обозначать Z (j). Общий вид матрицы Z (j), характеризующей результаты парных сравнений, представлен в виде табл. 2.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Результаты проведенных исследований и разработок моделей и методов формирования региональных программ качества, а также экономических условий насыщения региональных рынков сертифицированными, социально-конкурентоспособными товарами позволили выделить цели и задачи внедрения систем качества и разработать, согласовать и апробировать в Тамбовской области алгоритм формирования региональной Концепции качества. В этой схеме предусмотрена координирующая роль ЦСМ не только по контролю за безопасностью товаров и услуг, а также — по формированию и контролю за реализацией Концепции региональной политики в области качества и конкурентоспособности продукции и услуг. Предложенные в работе модели и методы формирования региональной Концепции качества доказали свою результативность, вызвали заинтересованность в ряде зарубежных стран и могут стать важной частью реализации концепции усиления экономики России.
В целом представленные результаты исследований и соответствующие рекомендации обеспечивают методическую базу сквозного механизма управления безопасностью и качеством товаров и услуг в сочетании с насыщением регионального рынка необходимыми товарами и дополнительными капвложениями, подъемом социально-экономического развития региона в новых условиях, определяемых острой потребностью в инвестиционных ресурсах для научно-производственной сферы.
ТЭК — это динамическая экономическая система. Под динамикой ТЭП будем понимать изменение качественных свойств системы, общие закономерности ее поведения для реализации стратегии TQM и международных стандартов качества ИСО 9000 и ИСО 14 000. ТЭК выступает в форме самостоятельного экономического института качества продукции и услуг, причем любое применение позиции отрасли должно восприниматься как изменение миссии (видения и кредо) и уровня качества института, тем самым, характеризуя трансформацию всей институциональной структуры общества.
В динамике выявлены следующие институционально-структурные сдвиги ТЭК на экономическом фоне других отраслей народного хозяйства: 1) возникновение целого каскада переходных процессов в рамках изучаемой предметной области- 2) наличие сильных экономических флуктуаций- 3) эффект начальных условий (эффект от инерционности наследования). Ранг отрасли ТЭК соответствует определенному уровню качества ТЭП, который отображается через «мультипликатор» как «стартовое» качество переходной функции непрерывного улучшения качества услуг в соответствии с установленными и предполагаемыми требованиями потребителей.
Можно выделить следующие функции, направленные на повышение качества ТЭП: 1) удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в насыщении рынка определенными товарами и услугами- 2) создание экономической среды, способствующей формированию рыночных отношений и конкуренции- 3) создание новых рынков и проникновение на мировой рынок- 4) вовлечение в активную деятельность неиспользованных талантов и ресурсов- 5) решение проблемы занятости и самозанятости- 6) содействие экономическому росту- 7) активизация инновационной деятельности за счет высокого уровня нововведений в ТЭК- 8) содействие процессу формирования среднего класса.
При развитии ТЭП необходимо использовать принцип современного антимонополистического регулированиямпо которому необходимо бороться не с монополией, а с монополистическим поведением (завышение цен, дискриминация потребителей, снижения качества ТЭП, возведения искусственных барьеров на пути конкурентов). Новый институциональный регулирующий механизм в ТЭК предполагает: 1) формирование открытой конкурентной среды- 2) повышение степени «прозрачности» всех операций в ТЭК при понижении (устранении) высоты барьеров вхождения в него- 3) формирование контрактных отношений по линии производитель ТЭП — потребитель.
ТЭП представляют собой виды деятельности, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставленные не в виде вещей, а виде состояния функционирования ТЭК. Классификация ТЭП.
Ill основана на ряде критериев, характеризующих особенности их предоставления клиентам. В их числе: а) направленность на удовлетворение подробностей клиентаб) сегментация по группам клиентов.
Одной из существенных особенностей ТЭП является то, что, индивид реализует, кроме физиологических, свои социальные потребности (контакт, общение), потребности в признании статуса (выбор наиболее престижных видов услуг), саморазвитии (эстетические, познавательные запросы). Обладая такими свойствами, потребность в ТЭП реализуется при наличии определенного экономического обеспечения. С одной стороны, необходимы определенные экономические возможности у потребителей. С другой стороны — для удовлетворения платежеспособных потребностей членов общества во многих разновидностях ТЭП необходим определенный экономический потенциал общества, обеспечивающий их материально-техническую базу.
Процесс производства и потребления большинства ТЭП совпадает производственно-временных координатах. На рынке ТЭП равенство спроса и предложения по объему и структуре оказываемых услуг должно соблюдаться постоянно. При этом производству ТЭП должен предшествовать социальный заказ в индивидуальной коллективной или общественной формах, выступающий актом их общественного признания и гарантом обмена труда. В условиях формирования и исполнения информационной парадигмы качества ТЭК такое равновесие нарушается из-за снижения качества продукции и услуг, отсутствия конкурентного рынка ТЭП, общего роста цен, снижения спроса на ТЭП и одновременного сокращения предложений со стороны ТЭК. При этом точка равновесия кривых спроса и предложений ТЭП отсутствует: реализация продукции/услуг не состоялась, платежи прекратились, о чем свидетельствуют миллионные задолженности предприятий и учреждений ТЭК России.
Реальное отображение экономики ТЭК показывает огромные масштабы, сложный и многоуровневый характер ее монополизации: 1) монополизм управления- 2) технологический монополизм- 3) монополизация региональных рынков ТЭП.
Основу качества функционирования ТЭК должна составлять система контрактов на всех этапах воспроизводственного цикла между производителями и потребителями ТЭП для снижения негативного влияния асимметрии информации о качестве ТЭП. Уровень качества ТЭП различен на рынке услуг, но потребителю (покупателю) за неимением времени и опыта крайне можно определить этот уровень в момент покупки. Таким образом, он обладает меньшей, чем продавец, информацией о качестве услуг. Если бы информация была симметричной, т. е. если бы покупатель также имел адекватную информацию о качестве ТЭП, на рынке установилось бы эффективное равновесие. Цена, которую готов заплатить покупатель за конкретную услугу, определялась бы ее качеством. В условиях асимметрии информации, напротив, покупателю неизвестно качество конкретной ТЭп.
Категорию непрерывного улучшения качества ТЭП целесообразно рассматривать как экономическую закономерность рыночной экономики, которая функционально зависит от проявляемых на практике законов стоимости, конкуренции, качества, закона спроса и предложения, а также законов массового производствасамофинансированиясоответствия отношений постоянных затрат к переменным и относительной ценыснижение себестоимости услуг с увеличением объема выпускасоответствия номенклатуры, качества и объема услугпотребности и условия спросавозмещение затрат на производство и сбыт услуг.
Качество ТЭП как экономическая категория становится языком международного общения, а ее концептуальные основы на базе открытых стандартов качества серии ИСО 9000 и концепции TQM позволяют легче войти в мировое экономическое пространство. Устойчивость этого процесса возрастает при переходе к системному анализу качества ТЭП как динамической экономической категории. Устойчивость этого процесса возрастает при переходе к системному анализу качества ТЭП как динамической экономической категории. Данный анализ целесообразно проводить на базе переходной характеристики качества, отображающей ее зависимость от временного лага производственного цикла услуг. В начальной стадии цикла «стартовое» качество формируется мультипликатором" качества ТЭП. Переходная характеристика качества услуг ТЭК имеет точку перелома (точку бифуркации), положение которой, в значительной степени, определяются институциональным и инновационным потенциалами ТЭК. От их качества и количества точка перелома смещается в поле качества ТЭП.
Решение проблем качества ТЭК и ТЭП следует начинать в первую очередь с самооценки их менеджмента качества (как центральной части концепции TQM) по критериям национальной премии качества и разработке на этой основе мероприятий по совершенствованию функционирования ТЭП.
Было установлено, что если системный анализ проблем менеджмента качества ТЭП осуществляется одним коллективом разработчиков ПРУктэп5 то в состав ее дерева целей следует включать лишь собственно цели, непосредственно определяющие показатели результативности функционирования ТЭК и не включать пути (средства) достижения этих целей.
Список литературы
- Официальные материалы
- Аннотация к технико-экономическому обоснованию (ТЭО) Проекта «Оптимизация системы теплоснабжения г. Уварово на период до 2005 года» с целью повышения ее энергоэффективности.
- ГОСТ ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001. 21 с.
- ГОСТ ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001. 21 с.
- ГОСТ ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2001. 21 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Госкомвуз, 1995.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М.: ИНФРА-М, 1996.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3.
- Закон РФ «О защите прав потребителей». М., 1996.
- Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». М., 1991.
- Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». М., 1995.
- Закон РФ «О стандартизации». М., 1995.
- Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». М., 1995.
- Закон Тамбовской области № 234−3 от 28.11.2001 «Об энергосбереже нии в Тамбовской области».
- Закон Тамбовской области от 11 декабря 2001 г. № 2 38−3 «Основные направления социально-экономического развития Тамбовской области на 2002−2004 годы».
- Международный стандарт ИСО 8402. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь. Версия 1994 года. М., 1995.
- Методика расчета основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения, утвержденная постановлением Госкомстата России от 16.07.1996 № 61.
- Перечень учреждений бюджетной сферы, на которых необходима установка приборов учета энергоресурсов.
- Положение о министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации. От 16.06 04 № 284.
- Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйствуют 16.06.04 № 286.
- Положение о федеральном агентстве энергетики. От 16.06.04. № 287.
- Постановление администрации Тамбовской области № 711 от 01.08.2001 «О разработке программы энергосбережения в Тамбовской области на период 2001 — 2005 гг. и неотложных мерах по энергосбережению».
- Постановление администрации Тамбовской области от 05.04.2002 г. № 239 «О создании в Тамбовской области демонстрационной зоны высокой энергетической эффективности» на базе г. Уварово.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2002 г. № 363 «О подпрограмме «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации на 2002−2005 г. г.»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004 годы).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. № 1270-р «Об одобрении концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года».
- Распоряжение Президента РФ от 11 июля 2002 г. № 954-рп «О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г.»
- Указ Президента РФ от 10 января 2000 № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации».
- Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 123-ФЭ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».1. Книги
- Абалкин J1. И. К самопознанию России. М.: ИЭ РАН, 1995.
- Абалкин Л.И. Диалектика социалистической экономики. М., 1981. С. 85 120.
- Абалкин Л.И. К самопознанию России. М.: ИЭ РАН, 1995.
- Азгальдов Г. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии. М.: Изд-во стандартов, 1973. 172 с.
- Азгальдов Г. Г. Потребительная стоимость и ее измерение. М.: Экономика, 1971. 167 с.
- Алле М. Условия эффективности в экономике. Пер. с франц. Л. Б. Азимова, А. В. Белянина, И. А. Егорова, Н. М. Калмыковой. М.: Научно-издательский центр «Наука для общества». 1998. 304 с.
- Андреев Б.Г. Экономическое значение повышения качества продукции. Л.: Лениздат, 1982. 133 с.
- Андрианов Ю.М., Лопатин М. В. Квалиметрические аспекты управления качеством новой техники. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. 288 с.
- Андрианов Ю.М., Субетто А. И. Квалиметрия в приборостроении. Л.: Машиностроение, 1990. 216 с.
- Анимица Е.Г., Елохов A.M., Сухих В. А. Качество жизни населения крупнейшего города. Ч. 1. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. экон. Ун-та, 2000. 408 с.
- Антология русского качества./ Под ред. Бойцова Б. В. РИА Стандарты и качество, 2000. 426 с.
- Аристов О.В. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2003. 240 с.
- Аристотель. Соч. в 4 х томах. Т. 1.: Метафизика. М.: Мысль, 1976. С. 150- 165.
- Артынов А.П., Скыецкий В. В. Автоматизация процессов планирования и управления транспортными системами. М.: Наука, 1981.
- Бадалов JI.M. Экономические проблемы повышения качества продукции. М.: Экономика, 1982. 205 с.
- Барнгольц С.Б. Рекомендации по подготовке кандидатских диссертаций по специальным дисциплинам. М.: Финансовая академия, 2000. 32 с.
- Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2002. 212 с.
- Белобрагин В.Я. Современные проблемы теории управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка. М.: Изд-во стандартов, 1994. 235 с.
- Белоусенко И.В. ФОРЭМ- не панацея // Мировая энергетика.-2004.2.
- Бендерский A.M. Обеспечение качества продукции.-М.: Издательство стандартов, 1988 г. 120 с. (Всеобуч по качеству).
- Березовец Д. Комбинированное производство тепла и электроэнергии // Мировая энергетика.-1998.-№ 4.
- Бобровников Г. Н., Клебанов А. И. Прогнозирование и управление техническим уровнем и качеством продукции. М.: Изд-во стандартов, 1984. 230 с.
- Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. М.: Изд-во стандартов, 1991. 196 с.
- Богатин Ю.В., Сульповар Л. Б., Ломазов М. Е. Качество техники и экономики. М.: Экономика, 1973. 295 с.
- Богатырев А.А., Филиппов Ю. Д. Стандартизация статистических методов управления качеством. М.: Изд-во стандартов, 1990. 156 с.
- Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. М.: Наука, 1988. 195 с.
- Боголюбов B.C., Стеняев В. М. Управление городским хозяйством. Л.: Стройиздат, 1989. 168 с.
- Бойцов В.В. Научные основы комплексной стандартизации технологической подготовки производства. М.: Машиностроение, 1982. 245 с.
- Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. Н. Азриляна. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1997. 864 с.
- Боршевский М.В., Успенский С. В., Шкаратан О. И. Город. Методологические проблемы комплексного социального и экономического планирования. М.: Наука, 1975.- 203 с.
- Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 175 с.
- Будищева И. А., Плоткин Я. Д. Регулирование затрат на обеспечение качества продукции. -М.: Издательство стандартов, 1989. 184 с.
- Вайншток М.А. Организщия городских автобусных перевозок М.: Транспорт, 1979.
- Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. -М.: ИНФРА М, 2001. — 207 с. — (Серия «Вопрос — ответ»).
- Васильев А.Л. Стандартизация для всех. М.: ИПК Издательство стандартов, — 2000. — С.45.
- Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Обнинск: Институт муниципального управления, 1995. — 216 с.
- Вельможин А.В., Гудков В. А., Миротин Л. Б. Теория транспортных процессов и систем. Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1998.
- Версан В.Г. Интеграционное управление качеством. Новые возможности и пути развития. М.: Изд-во Акад. Информации, 1994. 86 с.
- Воронин А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством: Учеб. пособие. М.: Дело, 1998. 128 с.
- Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю.В. Зорин- Под ред. О. П. Глудкина. М.: Горячая линия — Телеком, 2001. — 600 с.
- Герами В. Д Методология формирования системы городского пассажирского общественного транспорта. М.: 2001.
- Герами В.Д., Дукаревич Г. В. Организация и управление городскими пассажирскими автомобильными перевозками: Учебное пособие / МАДИ. М.: 1994.
- Герасимов Б.И. Эффективные стратегии научно-технического прогресса: парадигмы качества. Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-т. 1998. 72 с.
- Герасимов Б.И. Экономико-математические модели погрешностей оценки качества. Тамб. гос. техн. ун-т. Тамбов, 1997. — 80 с.
- Герасимов Б.И., Сизикин А. Ю. Качество в системе управления предприятием. М.: Машиностроение, 2000. 104 с.
- Герасимов Б.И., Спиридонов С. П., Смагин М. В. Экономические теории качества: генезис теории и практики системного подхода / Под науч. ред. д-ра эконом, наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2001. 132 с.
- Герасимов Б.И., Толстяков P.P. Информационная экономика: генезис теории и практики системного подхода / Под науч. ред. д-ра эконом, наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 96 с.
- Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 480 с.
- Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебн. пособие. -Ростовн н/Д: Феникс, 2000. 256 с. — (учебники «Феникса»).
- Гличев А.В., Панов В. П., Азгальдов Г. Г. Что такое качество? М.: Экономика, 1968. 215 с.
- Гличев А.В., Рабинович Г. О., Примаков М. И., Синицын М. М. Прикладные вопросы квалиметрии. М.: Изд-во стандартов, 1983. 136 с.
- Гончарук В.А. Развитие предприятия. М.: Дело, 2000. — 208 с.
- Горбашко Е.А., Леонова Т. И., Кузьмина С. Н. Определение затрат на качество при выполнении инновационных проектов: Методические рекомендации / Министерство образования Российской Федерации. М: 2002. — 52 с. (Серия «Инновационная деятельность». Вып. 16).
- Губанов В.А., Захаров В. В., Коваленко А. Н. Введение в системный анализ. Под ред. J1.A. Петросяна. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988,232 с.
- Гудков В.А., Миротин Л. Б. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник для вузов / Под ред. Л. Б. Миротина. М.: Транспорт, 1997.
- Демиденко Д.С. Управление затратами при формировании качества промышленной продукции. СПб.: Изд-во СПб. УЭФ, 1995. 96 с.
- Деминг В. Э. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994.
- Денисов В.Е. Технический прогресс в энергетике: взгляд в ХХ1век// Энергетик, — 1998.-№ 5.
- Дмитриев Ю.Я. Критерии качества, количества и меры в историко-философском процессе. Генезис. Закономерности развития. Функции. М.: Наука, 1995. 352 с.
- Дмитриев А.К., Мальцев П. А. Основы теории построения и контроля сложных систем. Л.: Энергоатомиздат, 1988,192 с.
- Добкин В.М. Системный анализ в управлении. М.:Химия, 1984, 224 с.
- Долинская М.Г., Соловьёв И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Изд-во стандартов, 1991.
- Жданов С.А. Методы и рыночная технология экономического управления. М.: «Дело и сервис», 1999. — 272 с.
- Жданов С.А. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник. М.: Издательство «Финпресс», 2000. — 384 с.
- Жданов С.А. Экономические модели и методы в управлении. М.: Издательство «Дело и сервис, «1998 г. — 176 с.
- Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебное пособие. М.- ИНФРА — М, 1996. — 284 с.
- Зингер Н. М, Белевич А. И. Развитие теплофикации в России// Электрические станции.-1999.-№ 10.
- Зотов В.Б. Территориальное управление: методология, теория, практика. М.: 1998.
- Зырянов В.В. Критерии оценки условий движения и модели транспортных потоков. Кемерово. 1993.
- Исикава К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер. с англ./Науч. ред. и авт. предисл. А. В. Гличев.-М.: Экономика, 1988.-215 с.
- Каспин В.И. Проблемы управления крупным городом. М.: Знание, 1989. 62 с.
- Керимов В.Э., Петрище Ф. А., Селиванов П. В., Керимов Э. Э. Методы управления затратами и качеством продукции: Учебное пособие. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 108 с.
- Когут А.Е. Экономическая метрология. Д.: Наука, 1990. 183 с.
- Конарева JI.A. Управление качеством продукции в промышленности США. М.: Наука, 1977. 256 с.
- Конарева JI.A. Качество критерий мирового рынка. М.: Знание, 1989.47 с.
- Конарева JI.A. Стоимость качества. М.: Наука, 1971. 156 с.
- Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. М.: Наука, 1991.
- Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер 2003. 752 с.
- Кремнев Г. Р. Управление производительностью и качеством: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» Модуль 5.-М.: «ИНФРА-М», 1999. 312 с.
- Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления- Нац. фонд подготовки кадров. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.-432 с.
- Лапидус В.А., Рекшинский А. Н. Диалог консультанта с руководителем: Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2000. — 84 с.
- Львов Д.С. Экономика качества продукции. М.: Экономика, 1972.316с.
- Майминас Е. Процессы планирования в экономике: информационный аспект. М.: Экономика, 1971. С. 35 36.
- Маркс К. Нищета философии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 4. С. 130.
- Маркс К. Экономические рукописи. 1857 1861. М.: Политиздат, 1980. С. 115−120.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е. Т. 19. 387 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е. Т. 22. 206 с.
- Мартынов А.В. Структурная трансформация Российской экономики. Проблемы политических решений М: Эдиториал УРСС, 1999, с. 6.
- Матвеев Л.А. Экономическое обеспечение систем управления качеством продукции. Л.: Машиностроение, Ленингр. Отд-ние, 1983. — 152 с.
- Машкович И.К. Стандарты и качество продукции в сельском хозяйстве. М.: Знание, 1974. 64 с.
- Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе на основе международных стандартов ИСО. Свиткин М. З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. -СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999. 403 с.
- Месарович М., Тахакара Я. Общая теория систем: математические основы. Пер. с англ. / под ред. С. В. Емельянова М.: Мир, 1978, 328 с.
- МесконМ.Х. Основы менеджмента. М.: ЮНИТА, 1993.
- Мильнер Б.З. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ М.:ИНФРА-М, 1998.336 с.
- Миротин Л.Б., Ташбаев Ы. Э., Касенов А.Г Логистика: обслуживание потребителей. М., 2002.
- Миротин Л.Б., Ташбаев Ы. Э., Порошина О.Г Эффективная логистика. М, 2002.
- Миротин Л.Б., Колик А. В., Гольдин А.Г, Таибаев Ы. Э. Организация коммерческой работы на автомобильном транспорте: Учебник для вузов. М.: Брандес, 1997.
- Миротин Л.Б., Ташбаев Ы. Э. Системный анализ в логистике. Учебник. М, 2002.
- Михайлова Е.А. Основы бенчмаркинга. М.: Юрист, 2002. — 110 с.
- Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981,487 с.
- Мочалов Б.М. Потребности социалистического общества. М.: Знание, 1975. 69 с.
- Николин В. И Автотранспортный процесс и оптимизщия его элементов. М.: Транспорт, 1990.
- Новиков О.А., Уваров С. А. Коммерческая логистика: Учебное пособие /СПбУЭФ. СПб., 1995.
- Новицкий Н.И., Олексюк В. Н. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. Мн.: Новое знание. 2001 — 238 с. — (Экономическое образование).
- Новожилов В.В. Измерение затрат и результатов. М.: Экономика, 1967.376 с.
- Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / А. И. Харламов, О. Э. Башина, В. Т. Бабурин и др.- Под ред. А. А. Спирина, О. Э. Башиной. 4-е изд. — М.: Финансы и статистика, 1997.-296 с.
- Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. Учебное пособие. М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999 г. — 160 с.
- Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов / 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. — 639 с.
- Оптимизщия планирования и управления транспортными системами / Под ред. В. Н. Лившица. М.: Транспорт, 1987.
- Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. Пер. с англ. М.: Советское радио, 1969,216 с.
- Организация производства: Учеб. для вузов / О. Г. Туровец, В. Н. Попов, Б. Н. Родионов и др.- под ред. О. Г. Туровца. Воронеж, 1993.-384 с.
- Основы современного менеджмента качества. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1998. — 208 с.
- Основы управления персоналом: Учеб. для вузов / Б. М. Генкин, Г. А. Кононова, В. И. Кочетков и др.- Под ред. Б. М. Генкина. М.: Высш. шк., 1996. — 383 с.
- Основы экономики и управления производством. Под ред. И. И. Сигова. Учеб. пособие для руководителей и специалистов подразделений предприятий промышленности и других отраслей. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., «Экономика», 1973.
- Панасюк М.В. Управление экономико-географическими объектами. Казань: Издат-во Казанского ун-та, 1989. 140 с.
- Патричный В.А. Экономика метрологического обеспечения качества продукции и ресурсосбережения. М.: Изд-во стандартов, 1990. 242 с.
- Политическая экономия. Учебник для школ основ марксизма-ленинизма. (Руковод. Авт. колл. А. Н. Малафеев и Ю.В. Яковец). М., Политиздат, 1968.
- Политэкономия (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика): Учебник для вузов / Под ред. Д. В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-синтез», 1999. — 400 с.
- Поляков А.Ф. Основы управления хозяйственным комплексом региона. Саранск: МГУ, 1990. 77 с.
- Попов Н.И. Вопрос изменения качества труда в сельском хозяйстве. М.: Экономика, 1978. 109 с.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 с.
- Райхман Э.П., Азгальдов Г. Г. Экспертные методы в оценке качества товаров. М.: Экономика, 1974. 151 с.
- Робертсон Б. Лекции об аудите качества: Пер. с англ. / Под общей ред. Ю. П. Адлера. Изд. 2-е, испр. М.: Редакционно-информационное агентство «Стандарты и качество», 2000. — 264 с.
- Сафронов Э.А. Транспортные системы городов и регионов: Учебное пособие для ВУЗов. Омск. Издательство СибАДИ, 2000.
- Сергеев И. В. Экономика предприятия: Учеб. пособие М.: Финансы и статистика, 1997. — 304 с.
- Серов М.Е. Модели для TQM. СМЦ «Приоритет». 1998. 64 с.
- Серов М.Е. Основные концепции и методология TQM. СМЦ «Приоритет». 1998. 56 с.
- Синько В.И. Проблемы экономики и качества продукции. М.: Экономика, 1971. 263 с.
- Систематизированный материал по системам менеджмента качества на основе МС ИСО 9000 версии 2000 года для использования специалистами по качеству при повышении квалификации Москва 2001.
- Системный анализ и структура управления / под. Ред. В. Г. Шорина. М.: Знания, 1975, 303 с.
- Смехов А.А. Маркетинговые модели транспортного рынка. М.: 1998.
- Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров (пред.). -М.: «Советская Энциклопедия», 1981.-1600 с.
- Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М. Г. Лапусты, П. С. Никольского. М.: ИНФРА-М, 1999. — 526 с.
- Соловьев В. С. Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1990. 458 с.
- Сомик К.В. Связные информационные структуры. М.: Финансы и статистика, 1997. — 128 с.
- Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов / В. А. Швандар, В. П. Панов, Е. М. Купряков и др.- Под ред. проф. В. А. Швандара. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 487 с.
- Статистический ежегодник. Тамбовский областной комитет государственной статистики. 2002.
- Субетто А. И. Квалиметрия. В 6-и ч. /ВИКИ им А. Ф. Можайского. Л., 1979- 1986.
- Таран В.А. Зарубежный опыт развития человеческих ресурсов.// Машиностроитель. 1999, № 11. С. 4−12.
- Транспортная логистика: Учебник / Под ред. Л. Б. Миротина / М., 2002.
- Управление предприятием: Словарь-справочник М.: Профиздат, 1990.-336 с.
- Управление качеством: Учебник для вузов. Под ред. С. Д. Ильенковой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. 199 с.
- Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. Коллектива Д. С. Львов, А. Г. Поршнев. М.: Экономика, 2002. 247 с.
- Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. М.: Республика, 1992.
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М. — 2000. — 312 с. — (Серия «Высшее образование»).
- Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1986.175 с.
- Харринтон Дж. X. Управление качеством в американских корпорациях. М.: Экономика, 1990.323 с.
- Шабанов А.В. Региональные логистические системы общественного транспорта: методология формирования и механизмы управления. Ростов-на-Дону, 2001.
- Шаститко А. Экономическая теория институтов. М.: ТЕИС, 1997.
- Швец В.Е. Стимулирование повышения качества продукции и труда. М.: Изд-во стандартов, 1983. 168 с.
- Шепелев С.Н. Системы качества и конкурентоспособности продукции. -М.:РИЦ «Татьянин день», 1993.-256 с.
- Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
- Экономическая теория: Учеб. для вузов / под ред. Г. П. Журавлёвой, В. М. Юрьева. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2000. 757 с.
- Энгельс Ф. Диалектика природы.-М.: Политиздат, 1975.-С. 200.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 20 001 — 304 с.
- Юрьев В.М. Регрессирующее хозяйство. Размышления об экономике сегодняшней России. Издательство государственной типографии «Пролетарский светоч». Тамбов, 1996. 223 с.
- Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. М.: Экономика, 1984. 240 с.
- Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса и его планомерное использование. М.: Экономика, 1988. 334 с.
- Ярошевский Д.А., Мельников Ю. Ф., Корсаков И. Н. Санитарно-техническое хозяйство городов. М.: Стройиздат, 1990.1. Статьи
- Альперин JI. Критерии премии по качеству инструмент самосовершенствования как промышленных предприятий, так и организаций социальной сферы // Стандарты и качество, 1996. № 9. С. 40 — 42.
- Альперин Jl. Н. Программа освоения Российской премии по качеству // Стандарты и качество, 1996. № 8. С. 3 6.
- Альперин JI. Н. Российская премия по качеству: стимул и ориентир (Заметки с пресс-конференции) // Стандарты и качество, 1996. № 6. С. 7 9.
- Ананькина Е. Критерии оценки кредитного риска вложений в инфраструктуру // Рынок ценных бумаг. 1999. № 8. С. 7−12.
- Безъязычный В.Ф. Современные подходы к категории «качество жизни» и ее роль в планировании социальной политики управления регионом./ Качество и жизнь.-2002. № 1. С. 17−21.
- Безъязычный В.Ф., Шилков Е. В. Качество жизни основной критерий социально-экономического планирования развития региона/ Качество жизни и российское предпринимательство. Тезисы. — М., 2001. С. 6.
- Белобрагин В.Я. Социальная ответственность предприятий новый подход к системам управления.// Стандарты и качество. — 1999. № 5. С.29−30.
- Боков В.А., Галяев В. И. Проблема «Качество» // Стандарты и качество. 1996.-№ 8. С. 49 — 52.
- Вадим Лапидус. Доктор Дж. Джуран критикует стандарты ИСО серии 9000 // Стандарты и качество. 1998.-№ 8. С. 51−54.
- Вячеслав Гуленков. Сколько стоит сертификация системы качества? // Стандарты и качество. 2000.- № 3. С. 70−72.
- Гличев А.В. Очерки по экономике и организации управления качеством продукции // Стандарты и качество, 1995. № 4. С. 47 51.
- Гловацкая Н., Лазуренко С., Новицкий И., Федоровская Е. Приватизация земли и регулирование земельных отношений в городе // Вопросы экономики. 1996. № 4. С. 45−58.
- Демидова Л., Шеймин И. Неприбыльный сектор в системе хозяйственных отношений в США // Вопросы экономики. 1994. № 4. С. 68−74.
- Захаров М.Г. Система качества это инструмент самосохранения предприятия в условиях кризиса // Стандарты и качество. — 1999.-№ 2. С. 33−34.
- Землянский В.А. Управляемое качество. // ПОТЕНЦИАЛ -производственно-технический журнал, 1999. № 4. С. 6−10.
- Качалов В.А. Зарубежный опыт проведения самооценки деятельности в области качества // Стандарты и качество, 1997. № 5. С. 47 52.
- Качалов В.А. Критерии выявления и оценки лидеров в обеспечении высокого качества: британско-европейский подход // Стандарты и качество, 1995. № 2. С. 30 36.
- Критерии премии по качеству инструмент совершенствования, как промышленных предприятий, так и организаций социальной сферы // Стандарты и качество, 1996. № 9.
- Крянев Ю.В., Кузнецов М. А. Образ качества // Стандарты и качество, 1997. № 4. С. 66−69.
- Крянев Ю.В., Кузнецов М. А. Статья 3. Социальное качество II Стандарты и качество, 1997. № 7. С. 40−43.
- Лапидус В.А. Прежде чем внедрять стандарты ИСО серии 9000, надо навести элементарный порядок на производстве // Стандарты и качество. 1999.-№ 2. С. 32−33.
- Лапидус В.А. Статистические методы, всеобщее управление качеством, сертификация и кое-что ещё. // Стандарты и качество, 1996. № 5. С. 6668.
- Макаров И.П., Ямпольский В. В. Модели проектирования сети маршрутов городского пассажирского транспорта. // Моделирование управления транспортными системами. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1977.
- Рахлин К.М., Скрипко Л. Е. Состав затрат на обеспечение качества // Стандарты и качество. 1998.-№ 8. С. 51−54.
- Свистунов П. Как привлечь долгосрочные заемные средства в городскую инфраструктуру? // Рынок ценных бумаг. 1999. № 8. С. 68−70.
- Свиткин М.З. От семейства стандартов ИСО 9000 к всеобщему менеджменту качества. / Стандарты и качество, 1997. № 9. С. 43−48.
- Фатхутдинов Р.А. Система обеспечения конкурентоспособности. // Стандарты и качество, 1995. № 1. С. 48−52.
- Шаборкина Л.В., Клюкова Г. А. Уровень конкурентоспособности новой продукции и управление нововведениями // Стандарты и качество. 1999.-№ i.e. 51−52.
- Швец В.Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента // Стандарты и качество, 1997. № 6. С. 48 50.
- Шомина Е. Социальные проблемы и жилищные движения // Городское управление. 1999. № 11. С. 53−63.
- Arrow К. Information and Economic Behavior. The Economics of Information (Collected Papers of Kenneth J. Arrow, vol. 4.). Cambridge, Mass., Belknap Press, 1984, p. 140.
- Ashby W.R. An Inroduction to cebernetics. L.:Chapmank, Hall, 1956.265р.
- Bell D. The Coming of Post Industrial Society. N.Y.:Basic Books, 1976, p.16- 19.
- Braudel F. Le temps du monde. Paris, Colin, 1979.
- Buckley J.J. Fuzzy programming and the Pareto optimal set. New York//Fuzzy Sets and System. — 1983.-V.10, № 1.-P.57−63.
- Couse R. The Natureof the Firm. Economics, 1937, November.
- Dictionary of business and management. The Macmillan Press Ltd., 1990.
- Dodge H.F. Keep it Simple // Quality progress, 1973, № 8. P. 1112.
- Feigenbaum A.V. Total Quality control // Taternational conferenceon guality control proceedings, Tokyo, 1969. P. 17 20.
- Feigenbaum A.V. Total Quality control. N.Y., Mc. Graw. Itill Book Co., 1961.356 р.
- Feigenbaum A.V. Total Quality control. N.Y., Mc. Graw. Itill Book Co, 1961.365 р.
- Feigenbaum A.V. Total Quality control // Taternational conference on quality control proceedings, Tokyo, 1969. P. 17−20.
- Fuller R. On stability in prossibilistic linear equality with lipschitzan fuzzy numbers // Fuzzy sets and Sustem.-1990.-V.34.№ 2.- P.347−353.
- Glossary of terms used in the Management of Quality. Sixth odition European organization for Quality, June, 1989.
- Herzberg F., Maunsner В., Snyderman B. The motivation to work. N.Y.: Wiley, 1959.
- Hindelang T.J. QC optimizations though goal programing // Quality progress, 1973. V. 6, № 12. P. 20 22.
- Juran J. M., Grina F. M. Juran’s Quality Control Handbook. 4th edition, Mc Graw-Hill, New york, 1988.
- Juran J.M. Quality Control Handbook. N.Y., 1974. P. 2 10.
- Juran J.M., Gruna F.M. Quality planning and Analysis. N.Y., Mc. Graw. Itill Book Co, 1970. 38 p.
- Juran J.M., Gryna F.M. Juran’s Quality Control Handbook. 4-th edition, Mc Graw-Hill, New york, 1988.
- Juran J.M., Gryna F.M. Quality planning and Analysis. Mc. Graw. Itill Book Co, 1973.38 р.
- Kaplan R.S., Norton D.P. Using the Balanced Scorecard as a Strategic Management Syatem//Harvard Business Review, 1996, Vol. 74. N1. P. 75−85.
- Leonard L. Berry, A.Parasuraman. Marketing Services: Competing Throngh Quality, New York: Free Press, 1991, p. 16.
- Maslow A.N. Motivation and Personality. N.Y.: Harper and Row, 1970.
- Mincer J. The Production of Human Capital and The Lifecycle of Earnings: Variations on a Theme. Working Paper of the NBER, No 4838 (Aug. 1994).
- Myrdal G. Asian Drama. Vol. 1 3. N.Y.: Pantheon, 1968.
- Parasuraman A., Valarie A. Zeithaml, L. Berru A Conceptual Model of Service Quality and its Implications for Future Research // Journal of Marketing, Fall, 1985, pp. 41−50.
- Sen A. On Ethics and Economics. Oxford, Blackwell, 1987.
- Sguires F.H. How did statistics get into guality control? Quality management and engineering, June, 1979. 43 p.
- Shipov V. Measures and policies to prezent financial crises: expentize lessons from the recnent past //13 th International Plekhanov Conference, Summary reports, Moscow, Rus. Econ. Acad., 2000 — p. 160 — 162.
- Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. Boston, Sargent, 1957.
- Survey of Current Business, 1994, No 11, p. 37−71.
- Susan J. Devlin, H.K. Dong Servise Quality from the Customers Perspective // Marketing Research: A Magazine of Management and applications, Winter, 1994, pp. 4−13-
- Taguchi G., Mu Y.I. Introduction to off lins Quality Control System // Central Japan QCA, Nagoyo, 1980.
- Walker R. Rank Xerox Management Revolution — Long Range Planning, 1992, vol. 25, No 1, p. 9−21.
- William Boulding, Ajay Kalra, Richard Staelin A. Dunamic Process Model of Servise Quality: From Expectations to Behavioral Intentions // Journal of Marketing Research, February, 1993, pp. 7−27.
- Williamson O. Markets and Hierarchies. N.Y., Free Press, 1975.