Интенсификация развития музыкальных способностей младших школьников в условиях межпредметной интеграции
Актуальность исследования. В условиях фундаментальных изменений, происходящих в отечественной педагогике на протяжении последних 20 лет, особо востребованным становится творческая личность. Как известно, творческое начало, формирующееся в детском возрасте, в дальнейшем стимулируется эстетическим, художественным и музыкальным образованием, при интегратив-ном сочетании которых происходит… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Историко-теоретический аспект межпредметной интеграции в музыкальном образовании младших школьников
- 1. 1. Исторический аспект развития содержания музыкального образования в России и за рубежом
- 1. 2. Межпредметная интеграция в содержании музыкального образования
- 1. 3. Психолого-педагогическое обоснование и моделирование структуры интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников
- Глава II. Реализация модели интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции
- 2. 1. Пути реализации программы интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников на уроках ритмики в детской музыкальной школе
- 2. 2. Критерии уровня развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников
- 2. 3. Организация и результаты экспериментальной работы по внедрению методики интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции
- 2. 3. 1. Организация и результаты констатирующего эксперимента
- 2. 3. 2. Организация и результаты формирующего эксперимента
- 2. 3. 3. Результаты статистического анализа опытно-экспериментальной работы
Интенсификация развития музыкальных способностей младших школьников в условиях межпредметной интеграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В условиях фундаментальных изменений, происходящих в отечественной педагогике на протяжении последних 20 лет, особо востребованным становится творческая личность. Как известно, творческое начало, формирующееся в детском возрасте, в дальнейшем стимулируется эстетическим, художественным и музыкальным образованием, при интегратив-ном сочетании которых происходит активизация развития способностей учащихся в целом и музыкальных в частности. В области музыкального образования одним из таких средств, доказавших свою состоятельность на протяжении длительной истории, является ритмика (Э.Жак-Далькроз, К. Шторк), сочетающая в себе музыку и различные формы движения в процессе их интеграции. Многочисленные исследования в области музыкальной эстетики (А.Ф.Лосев, Л. А. Баренбойм, А. Н. Сохор, Б. М. Неменский, Е.В.Назайкинский), музыкознания (О.А.Апраксина, В. В. Медушевский, Л. А. Мазель, Д. К. Кирнарская, Э. Б. Абдуллин, Ю.Б.Алиев), психологии (С.Л.Рубинштейн, Б. М. Теплов, Я. А. Пономарев, Н. С. Лейтес, Л. С. Выготский, В.И.Петрушин), а также длительная воспитательно-образовательная практика подтверждают глубокую взаимосвязь музыки и движения, заложенную в самой специфике музыкального искусства, имеющего, как известно, звуковременную природу. В процессе исторической эволюции эта взаимосвязь породила различные синкретические виды и формы художественной и художественно-педагогической деятельности, к которым относится ритмика как учебная дисциплина, включаемая в педагогический процесс на различных этапах воспитания и образования учащихся музыкальных школ. Являясь по своей природе интегративным учебным предметом, ритмика позволяет в процессе её преподавания аккумулировать и интенсифицировать развитие способностей учащихся. Согласно определению академика Ю. К. Бабанского, интенсификация обучения — это повышение производительности учебного труда учителя и ученика в каждую единицу времени, основой чего являются инновационные технологии в педагогике и опережающее обучение.
Л.С.Выготский). Интенсификация развития и опережающее обучение используются в настоящее время как в общеобразовательной школе, так и в системе дополнительного образования, в том числе и в детских музыкальных школах, способствующих развитию музыкальных способностей, умений и навыков учащихся.
В определении понятия «музыкальные способности» мы придерживаемся мнения Б. М. Теплова, Я. А. Пономарева, Л. С. Выготского, А. Б. Гольденвейзера, В. Н. Мясищева, В. ИЛетрушина, которые считали, что музыкальные способности — это один из видов творческих способностей, делающих человека пригодным к успешному овладению музыкальным искусствомвысокое умение усваивать знания, овладевать музыкальной культурой, музыкальными навыками и осуществлять их по предложенному образцу. Кроме того, это свойство человека создавать нечто новое и оригинальное в процессе музыкального творчества.
Уровень развития музыкальных способностей, умений и навыков на уроках ритмики, включающих интегративное начало, во многом зависит от методики преподавания и обеспеченности учебного процесса комплексом пособий, имеющих научно-методическое обоснование и апробированных в учебной практике. Этим объясняется необходимость рассмотрения указанной проблемы в теоретическом и методическом аспекте, включающем музыковедческие, музыкально-психологические и музыкально-педагогические подходы. Сочетание теоретических и практических дисциплин, связанных с активизацией двигательных навыков, осуществляется зачастую без достаточной методической подготовки. В программе по ритмике для детских музыкальных школ не представлены интегративные формы учебной деятельности, ориентированные на развитие музыкальных способностей, умений и навыков у младших школьников, чем и объясняется актуальность выбранной темы.
Таким образом, выбор темы исследования обусловлен противоречиями: • между интенсивным развитием ритмики как учебного предмета и недостаточной разработанностью содержательной и процессуальной сторон его научно-методической организации в детских музыкальных школах с позиции ин-тегративного подхода к образованию;
• между необходимостью интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции и недостаточной разработанностью ее научно-педагогического обеспечения.
Указанные противоречия определили выбор проблемы исследования: каковы педагогические условия межпредметной интеграции на уроках ритмики в интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования: «Интенсификация развития музыкальных способностей младших школьников в условиях межпредметной интеграции».
Объект исследования — процесс развития музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования — педагогические условия интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников на уроках ритмики в условиях межпредметной интеграции.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции на уроках ритмики в детских музыкальных школах.
Гипотеза исследования — интенсификация развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции на уроках ритмики будет проходить более эффективно, если: 1) в системе планирования и реализации музыкального образования в детских музыкальных школах учтена специфика ритмики как интегративной дисциплины;
2) создана модель интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции на уроках ритмики, отражающая методы и приемы интеграции содержания учебных предметов, полихудожественный и этнокультурный подходы к реализации межпредметной интеграции и самостоятельное творчество учащихся;
3) применяются методы и приемы активизации познавательно-психических процессов, внимания и эмоциональной сферы личности младших школьников на уроках ритмики в условиях межпредметной интеграции.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи:
1) дать сущностно-содержательную характеристику процесса интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции;
2) разработать модель интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков в условиях межпредметной интеграции на уроках ритмики;
3) определить эффективные методы, приемы и подходы к учебной деятельности по развитию музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников;
4) экспериментально доказать эффективность межпредметной интеграции на уроках ритмики в интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников.
Методологической основой исследования являются:
• теоретические и практические разработки инновационных методов в образовании, опубликованные в трудах Л. В. Занкова, 1990; И. В. Зверева, В. Н. Максимова, 1981; Н.А.ПоловниковойВ.И.Иванцовой, 1993; В. В. Давыдова, 1986; В. В. Краевского, 2000; В. М. Полонского, 1981; Г. А. Стефановской, 1998; Н. Р. Юсуфбековой, 1991.
• методологические основы интеграционных процессов в музыкальной педагогике, описанные в работах М. С. Кагана 1987; Б. М. Неменского, 1987;
Л.АЛруллина, 2005; Э. Б. Абдуллина, 1998; А.А.Мелик-Пашаева, 1994; Ю. Б. Алиева, 1998; ВБ. Медушевского, 1981.
• теория учения развития творческих способностей учащихся, раскрытая в трудах известных психологов и педагогов: Б. М. Теплова, 1985; Я. А. Пономарева, 1976; Д. Б. Эльконина, 1982; В. В. Давыдова, 1986; Л. С. Выготского, 1990; С. Л. Рубинштейна, 2002; А. Н. Лука, 1976; Н. А. Ветлугиной, 1967; К. В. Тараса, 2005; М. С. Старчеус, 2003.
• проблемы синтеза музыки и движений, разработанные в исследованиях и трудах многих выдающихся композиторов, музыковедов: Э. Жака-Далькроза, 1922; Н. М. Гольденберга, 1964; В. В. Медушевского, 1981; В.П.Рос-сохиной, 1982; А. Н. Сохора, 1975; В. В. Холоповой, 2000; Л. А. Мазеля, 1979; К. Шторка, 1924; Е. В. Коноровой, 1939 и др.
• теория полихудожественного развития Ю.У.Фахт-Бабушкина, Б. П. Юсова, 2004 и др.
Для решения поставленных в настоящем исследовании задач использовались следующие методы:
1) теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, а также методической литературы по избранной теме исследованияанализ и классификация различных источников художественной культуры;
2) педагогическое наблюдение, сравнение, анализ работ передовых педагогов, а также анализ авторского опыта работы в качестве учителя ритмики в детской музыкальной школе;
3) обобщение результатов изучения уровня развития музыкальных способностей учащихся умений и навыков, при обучении которых использовались эмпирические методы исследования (беседа, наблюдение, опрос-анкетирование, тестирование, анализ творческих работ младших школьников);
4) педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий, контрольный этапы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• выявлены и экспериментально проверены педагогические условия интенсификации развития музыкальных способностей и ускоренного овладения музыкальными умениями и навыками на уроках ритмики младших школьников в условиях межпредметной интеграции, а именно:
— учет особенностей психического развития и формирования учебных навыков младших школьников;
— организация учебного процесса по интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков на уроках ритмики с учетом специфики данной учебной дисциплины, интегративной по своей природе;
— разработка содержания учебной дисциплины «Ритмика» и применение специальных методов, приемов и подходов к реализации интеграции содержания учебных предметов, использования самостоятельного творчества учащихся;
— создание дидактической системы формирования музыкальной и художественной культуры на основе уроков ритмики в детских музыкальных школах (ДМШ).
• разработана и апробирована модель, состоящая из трех модулей, интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции на уроках ритмики:
— 1 модуль — цель и задачи модели;
— 2 модуль — методы, приемы и подходы к реализации межпредметной интеграции на уроках ритмики (как сферы применения);
— 3 модуль — критерии уровня развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников.
• разработаны эффективные методы и приемы учебной деятельности по интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников на уроках ритмики;
• экспериментально подтверждена эффективность межпредметной интеграции на уроках ритмики в интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников.
• определены критерии уровня развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников, занимающихся ритмикой по интегративной модели:
1) дифференциация звуковысотных отношений;
2) дифференциация жанрово-стилевых особенностей, формы музыкального произведения;
3) дифференциация ритмических отношений и метрической пульсации музыки;
4) дифференциация тембровых соотношений по степени усложнения, начиная с бытовых звуков и заканчивая тембрами различных инструментов;
5) навыки оценки учащимися своих эмоциональных реакций на услышанную музыку;
6) музыкально-игровое продуктивное творчество в процессе импровизации на заданную тему;
7) навыки рисования музыки.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем осуществлены систематизация и расширение исследовательских подходов к интенсификации развития музыкальных способностей младших школьников в условиях межпредметной интеграции за счет: определения педагогических условий, системы методов, приемов и подходов к преподаванию ритмики, которые могут быть использованы современной дидактикой с целью совершенствования учебного процесса в детских музыкальных школахразработки основных компонентов модели интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграцииобоснования критериев уровня развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные о роли межпредметной интеграции в интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников на уроках ритмики, позволяют сформулировать научно обоснованные рекомендации по планированию и проведению уроков ритмики в ДМШ. Материалы данной диссертации могут быть использованы в методических пособиях для учителей детских музыкальных школ и начальных классов общеобразовательных школ, в разработке курсов лекций и специальных семинаров для студентов педагогических факультетов высших и средних специальных учебных заведений.
Достоверность результатов исследования обеспечивается оптимальным выбором методологических оснований исследования, их соответствием поставленной проблеме, применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследованияиспользованием достижений современной музыкально-педагогической науки, применением математической статистики при исследовании малых групп.
Основные этапы исследования.
Первый этап (2002 — 2003) — накопление теоретического и фактического материала по указанной теме.
Второй этап (2003;2004) — формирование методологии исследования на основе анализа истории развития ритмики, теоретического осмысления, систематизации и обобщения материалов по избранной проблематике.
Третий этап (2004;2005) — разработка методического инструментария. Проведение экспериментального исследования.
Четвертый этап (2005;2006) — обоснование концептуальных положений и теоретических выводов на основании полученных данных.
Пятый этап (2006 — 2007) — апробация и внедрение в практику разработанного метода межпредметной интеграции, публикация результатов исследования.
Апробация и внедрение. Экспериментальная авторская методика прошла апробацию в музыкальных школах г. Наб. Челны (№ 1,№ 3, № 13), Альметьевске (ДМШ № 3) Республики Татарстанг. Балашове Саратовской области (музыкальное училище) — г. Владимире (ДМШ при Владимирском областном музыкальном училище).
Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры теории, истории музыки и методики музыкального образования музыкального факультета Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (ТГГПУ) (2004;2006гт) — на III Международной научно-практической конференции «Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта», посвященной 45-летию музыкального факультета ТГГПУ (г. Казань, 2005 г.) — на Межвузовской научно-практической конференции на тему: «Дополнительное профессиональное образование как фактор формирования конкурентоспособности специалистов социокультурной сферы» (г. Казань, 2006) — на курсах повышения квалификации на тему: «Методика преподавания ритмики» (г. Москва, 2005). Актуальные идеи и выводы исследования отражены в следующих публикациях:
• Кислова А. И. Ритмический калейдоскоп: Учеб.-метод. пособие по ритмике для дошкольных групп муз. школ и школ искусств / А. И. Кислова. -Набережные Челны: ИД «Стрежень», 2004. — 132 с.
• Кислова А. И. Опыт разработки методического пособия по комплексному воспитанию детей на занятиях ритмики / А. И. Кислова 7/ Материалы III Международной научно-практической конференции «Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта», посвященной 45-летию музыкального факультета ТГГПУ. Выпуск 3. — Казань, 2005. — С. 360 -363.
• Кислова А. И. К вопросу о внедрении элементов двигательной культуры в процесс обучения / А. И. Кислова // Дополнительное профессиональное образование как фактор формирования конкурентоспособности специалистов социокультурной сферы: материалы межвузовской науч.-практ. Конф., 10 февраля 2006 г. / науч. ред. Р. З. Богоудиновасост. М. С. Галявиева. — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2006. — С. 171−173.
• Кислова А. И. Значение кинезитерапии в комплексной реабилитации детей с задержкой психического развития и речевой патологии /А.И.Кислова // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — Электрон, журн. — М.: МГУКИ, 2006 —. — № гос. регистрации 420 600 016. — Режим доступа: // www. e-culture.ru / Articles/2006/Kislova.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
• Кислова А. И. К вопросу о развитии творческих способностей на уроках ритмики / А. И. Кислова // Искусство и образование. — М., 2007. № 5. — С. 7277.
• Кислова А. И. Методические рекомендации по предмету ритмика для системы дополнительного образования (ДМШ, школ искусств) /А.И.Кислова. -Набережные Челны: ИД «Стрежень», 2007. — 92 с.
Основной базой экспериментальной работы стала музыкальная школа № 1 в городе Набережные Челны Республики Татарстан. Исследование проводилось с учащимися шести — семи лет в количестве 51 человека, разделенных на две группы. В первой, экспериментальной группе, преподавание проводилось по инновационной авторской методической разработке. Во второй — контрольной группе — преподавание велось по типовой учебной программе для групп музыкальных школ, школ искусств, утвержденной Управлением кадров учебными заведениями и научными учреждениями Министерства культуры СССР в 1990 г., которая используется в качестве основного учебного пособия в музыкальных школах.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогические условия интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков на уроках ритмики средствами интегративного обучения, составляющие основу разработанной модели интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции на уроках ритмики.
2. Состоящая из трех модулей модель интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции на уроках ритмики:
— 1 модуль — цель и задачи модели;
— 2 модуль — методы, приемы и подходы к реализации межпредметной интеграции на уроках ритмики (как сферы применения);
— 3 модуль — критерии уровня развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников.
Цель — интенсификация развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
— разработать методы, приемы и подходы к реализации межпредметной интеграции;
— выявить особенности использования познавательно-психических процессов при интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников;
— разработать критерии уровня развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников;
3. Методы, приемы и подходы к реализации межпредметной интеграции на уроках ритмики:
— интеграция содержания учебных предметов (ритмика, сольфеджио, специальность, хоровое пение, музыкальная литература);
— приемы реализации межпредметной интеграции (обучение музыкально-ритмическим навыкам, рисование музыки, обучение элементам музыкального творчества, звукоизвлечение на музыкальных инструментах);
— художественно-эстетический подход (полихудожественный подход) — живопись, пение, танцевальное искусство, пантомима;
— использование элементов национальной культуры;
— самостоятельное художественное творчество;
4. Критерии уровня развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников.
Работа имеет следующую структуру: Состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Исследование содержит 1 таблицу, 6 графиков, 14 диаграмм, 27 рисунков, 8 фотографий, 1 схему, 221 наименование литературных источников. * Объем диссертации составляет 166 страниц основного текста, 16 страниц списка литературы, 2 приложения.
На основе проведенного изучения, анализа и обобщения методической.
литературы, опыта педагогов-новаторов, психологов и музыковедов был сфор мулирован вывод об актуальности темы настоящего исследования. Это обусло вило проведение эксперимента, позволившего доказать эффективность разра ботанной модели интенсификации развития музыкальных способностей, уме ний и навыков у учащихся младшего школьного возраста на уроках ритмики в.
условиях межпредметной интеграции." '.
Анализ поэтапного развития музыкального образования в России и за ру бежом показал изначальную связь музыкального искусства с древнейшими ви «•• дами творчества. Музыка играла важнейшую роль в процессе общения и была.
связана с речью и танцем. Были выявлены научные гинотезы о происхождении.
и свойствах музыки, проанализированы экспериментальные исследования раз личных авторов. Установлено, что ритмика как наука о музыкальных ритмах сформирова лась в начале XX века. Ритмика определена как специальная учебная дисцип лина, цель которой активизировать музыкальное восприятие учеников через.
движение. В ходе теоретического исследования было выявлено, что педагогические.
" инновации тесно связаны с проблемами интеграционной деятельности, состав ной частью которой являются межпредметные связи, включающие в себя педа гогические принципы, научные теории, категории и понятия, характерные для.
науки и искусства в целом, теории, категории и понятия, присущие искусству.
как форме общественного сознания и искусствоведческим наукам, теории и по нятия, характерные для некоторых видов смежных искусств, комплексность как.
объединение. В результате теоретического анализа научных исследований в области.
межпредметной интеграции выявлены различные типы взаимодействия ис кусств. В ходе данной работы был обобщен ряд программ, направленных на.
реализацию межпредметной интеграции в области музыкального образования. что позволило сделать вывод о влиянии межпредметной интеграции на разви тие музыкальных способностей учащихся.. .. Было установлено также, что на развитие музыкальных способностей.
влияют два фактора: биологический и социальная среда. Выявлены два уровня.
развития способностей — репродуктивный и творческий. Анализ литературы по.
данной теме позволил отметить, что способности как составляющие компонен ты музыкальности проявляются в различных видах музыкальной деятельности. Результатом теоретического анализа исследования явилась состоящая из.
трех основных модулей, модель интенсификации развития музыкальных спо собностей, умений и навыков младших школьников на уроках ритмики в усло виях межпредметной интеграции. Данная модель положена в основу экспери мента, который был проведен на базе подготовительной группы ДМШ JST" 1 го рода Набережные Челны Республики Татарстан в 2005 — 2006гг. с учащимися.
младшего школьного возраста. Для проведения эксперимента учащиеся были разделены на две группы:
А — экспериментальная, Б — контрольная. Задания, предлагаемые младшим.
школьникам, делились на две группы. Первая группа заданий была использова на во время констатирующего эксперимента. Вторая группа заданий была на правлена на изучение умения осваивать новые формы музыкально-творческой.
деятельности и использована при проведении формирующего эксперимента. По итогам эксперимента выявлено повышение ориентированности млад ших школьников в жанрово-стилевых особенностях произведений в тех случа ях, когда уроки ритмики проводились в условиях межпредметной интеграции. Систематические занятия по определению жанрово-стилевых особенностей и.
формы музыкального произведения влияли не только на развитие учащихся в.
области музыкально-ритмического образования, но также распространялись на.
все области музыкального воспитания, способствуя тем самым развитию музы кальных способностей, умений и навыков у младших школьников. Оценка результатов развития приемов вслушивания при дифференциации.
ритмических отношений и метрической пульсации в музыке констатировала:
учащиеся группы Б показали, что труднее воспринимали ритм и преднамерен ные ритмические движения, особенно без предварительной подготовки. В дей «» 'ствиях учащихся из группы, А прослеживалась положительная тенденция. Они.
легко воспроизводили ритмический рцсунок, если он исполнялся на каком-либо.
инструменте, несмотря на то, что эти ритмические сочетания сами по себе были.
намного сложнее тех, которые просто прохлопывались. Чувство музыкального.
ритма является основополагающим в комплексе музыкальных способностей и.
является предметом особого внимания педагогов-музыкантов. Оценка результатов развития приёмов вслушивания при дифференциации.
тембровых соотношений по степени усложнения показала, что учащиеся из.
экспериментальной группы достаточно быстро и свободно ориентировались в.
' тембрах, несмотря на то, что им предстояло различать тембры восьми различ ных инструментов. Учащиеся из группы, А практически безошибочно различи ли все инструменты. Этому способствовала целенаправленная и последова тельная подготовка учащихся к данному роду занятий, а также использование.
на уроках ритмики элементов музицирования. Количество случаев верного раз личения тембров достаточно равномерно распределялось между инструмента ми. При развитии тембрового слуха у школьников различных возрастов необ ходимы новые подходы и инновационные методики. Результаты развития навыков оценки своих эмоциональных реакций на.
услышанную музыку показали, что учащиеся, с которыми была проведена це ленаправленная работа по определению эмоции, вызванной музыкой, справи лись с заданием значительно лучше тех учеников, которые не ориентировались.
на подобный вид деятельности. Эксперимент продемонстрировал многогран. ность самостоятельной оценки эмоционального воздействия музыки на уроках.
ритмики в условиях межпредметной интеграции. Практическое обучение навы кам восприятия, способам вслушивания в музыкальное звучание является необ ходимой формой работы, как и привлечение элементов музыкальной психоло гии — рефлексии, во время которой учащиеся открывают для себя важное, ранее.
не известное им в мире музыки, собственной личности. Оценка результатов развития музыкально-игрового творчества при ис пользовании импровизаций на заданную тему выявила, что приобретенные спо собы действий, новый уровень музыкально-творческого развития помогают.
младшим школьникам проявить себя самостоятельно и оригинально в новом.
виде музыкальной практики лишь тогда, когда их обучают соответствуюш-им.
. навыкам и умениям в условиях межпредметной интеграции. Эксперимент пока зал, как резко снижается качество творческой деятельности, если школьник не.
владеет необходимыми для него знаниями. Игра на элементарных музыкальных.
инструментах поднимает общую культуру учащихся, развивает в них как музы кально — ритмическое, так и творческое начало. Результаты развития навыков рисования музыки показывают: рисование.
цвета внепрограммной музыки приводит к созданию различных образов, осо бенно если отчетливо прослушивается темп, динамика, регистр и т. д. При рисо вании программной музыки с яркой изобразительностью, понятной и доступ — ной школьникам младшего возраста, прослеживается закономерность к созда нию определенных образов. Наряду с этим можно заметить тенденцию у неко торых учащихся к стремлению выразить свое собственное музыкальное пере живание через абстрактные образы. При анализе педагогической работы, про веденной с группой А, следует подчеркнуть, что без определенных подготови • -i.
тельных направляющих занятий рисование музыки вряд ли может быть резуль тативным. Данный вид деятельности увлекает и заинтересовывает учащихся, но.
для большей эффективности необходим целенаправленный настрой на работу. Рисование музыки является наиболее демонстративным примером использова ' ния межпредметной интеграции. Использование элементов ритмики, музыки и.
живописи в ходе проведения урока активизируют развитие музыкальных спо собностей, умений и навыков. Обнаруженный уровень музыкальных способностей у младших школьни ков в начале эксперимента принципиально важен для дальнейшего развития.
личности. Эти проявления есть начало будущей творческой деятельности. Раз витие творчества может происходить различно. Способности, умения и навыки. проявляющиеся в одной сфере личностц, могут влиять и на все остальные. Это.
и является главной составляющей применения межпредметной интеграции. Ус коренное овладение этими навыками становится возможным при активном ис _. пользовании и привлечении на уроках ритмики отдельных познавательных.
психических процессов личности ребенка. В описании эксперимента показано значение в младшем школьном воз расте сенсорного восприятия, развитие способностей дифференциации основ ных свойств музыкальных звуков, других специальных музыкальных способно стей. Возможности музыки (воспитательные, развивающие, лечебно — оздоро вительные и другие) на занятиях ритмики как учебном предмете могут реализо ваться на основе использования научно обоснованной и экспериментально про веренной методики. В ходе проведения экспериментального исследования уда. лось проанализировать влияние межпредметной интеграции на развитие весьма.
небольшой составной части музыкальных способностей и навыков, активиза цию некоторых познавательных психических процессов, связанных с музы кальным образованием учащихся младшего школьного возраста на уроках рит мики. Изучение влияния межпредметной интеграции, используемой на уроках.
ритмики, на другие музыкальные способности и навыки может стать темой, но вых научных исследований. — •.
Результаты проведенного теоретического и экспериментального исследо вания подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие вы. воды:
1 .Установлено, что систематические занятия, проводимые с учетом возрастных.
и индивидуальных особенностей учащихся, с использованием разработанной.
модели интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навы ков младших школьников в условиях межпредметной интеграции на уроках.
ритмики повышают эффективность учебно-воспитательного процесса в области.
музыкального образования и воспитания, способствуя интенсификации разви тия музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников. 2. Результаты экспериментальной работы доказали эффективность разработан _ ной и апробированной модели интенсификации развития музыкальных способ ностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной ин теграции на уроках ритмики. 3. Доказано, что эффективное развитие начальных теоретических знаний, прак тических музыкальных навыков и музыкальных способностей на уроках ритми ки в детских музыкальных школах осуществляется при определенных психоло го-педагогических условиях и на основе специально разработанных методов,.
приемов и подходов к реализации межпредметной интеграции. 4. Подтверждена достоверность разработанных критериев уровня развития му «зыкальных способностей, умений и навыков, использованных при диагностике.
их динамики в ходе экспериментального исследования. 5. Установлено, что в условиях межпредметной интеграции на уроках ритмики у.
младших школьников интенсификация развития музыкальных способностей,.
умений и навыков происходит через активизацию познавательнопсихических.
процессов.
Список литературы
- Художественно-эстетический подход (по Б. ПЮсову полихудожественный подход), который предполагает использование элементов художественной культуры, не предусмотренных типовой программой ДМШ, — живопись, пение, танцевальное искусство, пантомима.
- Дифференциация звуковысотных отношений (движение мелодии вверх и вниз, законченность музыкальной фразы, определение затакта, определение регистров верхний, средний, нижний).
- Дифференциация жанровостилевых особенностей, формы музыкального произведения (определение жанра марш, полька, вальс, определение формы в музыке — одночастная форма с повтором, двухчастная форма, трёхчастная форма).
- Дифференциация ритмических отношении и метрической пульсации в музыIке (метр ровный, 3-х дольный, 2-х дольный, хаотичный- ритм — пунктирный, синкопированный, триольный).
- Дифференциация тембровых соотношений по степени усложнения, начиная с бытовых звуков и заканчивая тембрами различных инструментов (бытовые звуки металл, дерево, стекло, бумага- тембры музыкальных инструментов).
- Навыки оценки учащимися своих эмоциональных реакций на услышанную музыку (определение настроения в музыке радость, грусть, испуг, сердитость, мечтательность, юмор).
- Музыкально-игровое продуктивное творчество в процессе импровизации на заданную тему (импровизация на шумовых инструментах на заданное стихотворение- импровизация на шумовых инструментах на заданный музыкальный пример).
- Навыки рисования музыки (колорит в музыке, живописный образ музыкального произведения).Выводы по первой главе