Профессионально-личностное становление будущих специалистов в условиях культурно-образовательной среды вуза
Практическая значимость результатов исследования связана с возможностью широкого использования его результатов в образовательной и деятельности вузов с целью повышения эффективности процесса профессионально-личностного становления будущих специалистов. Разработанные и апробированные материалы научно-методического обеспечения: спецкурс для студентов «Мое профессионально-личностное становление… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретическое исследование процесса профессионально-личностного становления студентов в условиях культурно-образовательной среды вуза
- 1. 1. Детерминация профессионально-личностного становления будущего специалиста в условиях культурно-образовательной среды вуза, выявление ее сущности и компонентного состава
- 1. 2. Определение сущности профессионально-личностного становления студентов в условиях культурно-образовательной среды вуза и обоснование его модели
- Выводы по I главе
- Глава II. Экспериментальная проверка эффективности модели профессионально-личностного становления студентов в условиях культурно-образовательной среды вуза
- 2. 1. Анализ результатов поисково-констатирующего этапа эксперимента по определению начального уровня профессионально-личностного становления студентов
- 2. 2. Анализ хода и результатов формирующего этапа эксперимента по определению эффективности авторской модели
- Выводы по П главе
Профессионально-личностное становление будущих специалистов в условиях культурно-образовательной среды вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наметившиеся прогрессивные изменения в социокультурном развитии современного общества неразрывно связаны с процессом становления будущих специалистов в период получения профессионального образования, которое складывается в зависимости от того, как организована его среда жизнедеятельности.
Сегодня высшее образование все чаще связывается с подготовкой профессионала в ближайшем его окружении, то есть в среде организации учебно-воспитательного процесса. В связи с этим перед высшей школой ставится задача таким образом осуществлять профессиональное становление студентов, чтобы культурно-образовательная среда вуза в значительной мере обеспечивала бы выработку качеств личности будущего специалиста, необходимых в период обучения, для межличностного взаимодействия и творческого построения предстоящей профессиональной деятельности.
Философы, культурологи, психологи и педагоги (К.А Абульханова-Славская, Е. П. Белозерцев, Б. С. Гершунский, Н. Б. Крылова, A.M. Новиков, О. Н. Шахматова и др.) указывают на необходимость моделирования культурно-образовательной среды вуза, ориентированной на овладение будущими специалистами системой профессиональных знаний, умений и навыков, способами делового межличностного взаимодействия и творческого выполнения своих обязанностей, что в единстве выступает обязательным условием и одновременно основой успешности процесса формирования конкурентоспособности у будущих специалистов.
В философских исследованиях B.C. Библера, С. И. Гессена,.
Б.С. Гершунского, В. Д. Шадрикова, А. Н. Шиминой, В. А. Штоффа,.
Г. П. Щедровицкого и др. среда образовательного учреждения рассматривается с позиций ее динамического изменения и совершенствования, от темпов и характера которых зависит эффективность процесса становления специалистов-профессионалов третьего тысячелетия.
Как показывает анализ опыта работы вузов, к сожалению, профессионально-личностное становление будущего специалиста зачастую строится без учета особенностей той среды и ее компонентов, в которой оно проходит. Преподаватели и студенты, как показало анкетирование, не осознают себя субъектами культурно-образовательной среды вуза, которые могут ее совершенствовать.
Разработки культурологов А. И. Арнольдова, И. Е. Видт, Т. С. Георгиевой, В. П. Зинченко, Г. А. Ковалевой, Н. Б. Крыловой и др. связаны с изучением образовательной среды вуза как широкого поликультурного, социокультурного пространства, в котором происходит становление и развитие необходимых качеств профессионала.
Теоретические и практические аспекты изучения проблемы влияния среды на личность человека находят свое отражение в работах психологов — К.А. Абульхановой-Славской, Ю. Г. Абрамовой, Ю. Н. Афанасьева,.
И.А. Зимней, В. А. Петровского, В. И. Слободчикова, JIM. Фридмана,.
И.Д. Фрумина и других.
Анализ педагогической теории и практики по исследуемой проблеме позволил выделить несколько принципиальных аспектов. Первый связан с изучением культурно-образовательной среды как составной части фундаментальной проблемы модернизации российского образования (С.И.Архангельский, Е. П. Белозерцев, JI.C. Выготский, B.C. Гершунский, В. Б. Миронов, П. Г. Щедровский, А. Н. Шимина, E.H. Шиянов и др.). Второй позволяет рассматривать ее как пространство организации деятельности студента по овладению профессией во всем многообразии его отношений с окружающим миром (E.H. Богданов, В. А. Козырев, Н. Б. Крылова,.
В.А .Сластенин, З. И. Тюмасева, И. П. Якиманская и др.).
Отдельный блок работ охватывает изучение различных вопросов подготовки специалистов в системе высшего образования.
С.И. Архангельский, В. И. Андреев, Е. П. Белозерцев, И. Г. Валиев,.
Н.В. Горнова, Г. И. Железовская, H.A. Савотина, В. А. Сластенин и др.). Новое направление исследований современного высшего образования связано с динамическим изменением культурно-образовательной среды учебного заведения с целью совершенствования процесса профессионального становления будущего специалиста (В.И. Андреев, A.A. Вербицкий,.
С.М. Годник, JI.M. Сухорукова, Г. К. Паринова, Н. Ф. Талызина,.
О.Н. Шахматова и др.).
Анализ научно-педагогических исследований по данной проблеме позволил представить изучение влияния культурно-образовательной среды вуза на становление будущих специалистов как новое научное направление, возникшее под влиянием современных социально-экономических условий, требующих повышения качества подготовки специалистов, работающих в разных отраслях производства.
В то же время при всей несомненной значимости проведенных исследований в теории и практике, на сегодняшний день недостаточно обоснованы сущностные и содержательные характеристики профессионально-личностного становления будущего специалиста в культурно-образовательной среде вуза, не разработана соответствующая модель, реализация которой обеспечила бы возможности для повышения качества подготовки специалистов, работающих в разных отраслях производства. Таким образом, можно констатировать наличие явных противоречий между:
— постоянно выдвигаемыми более сложными задачами достижения уровня творческого самосовершенствования в профессионально-личностном становлении студентов к окончанию вуза и недооценкой высшей школой роли культурно-образовательной среды в этом процессе;
— потребностью в совершенствовании процесса становления будущего специалиста и отсутствием соответствующей модели, учитывающей особенности культурно-образовательной среды вуза.
Данные противоречия позволили определить проблему исследования, состоящую в определении возможностей профессионально-личностного становления студентов в условиях культурно-образовательной среды вуза. Названные факторы определили выбор темы исследования: «Профессионально-личностное становление будущих специалистов в условиях культурно-образовательной среды вуза».
Объект исследования — подготовка студентов к профессиональной деятельности.
Предмет исследования — процесс профессионально-личностного становления будущих специалистов в условиях культурно-образовательной среды вуза.
Цель исследования — повышение качества подготовки будущих специалистов на основе совершенствования процесса профессионально-личностного становления в условиях культурно-образовательной среды вуза.
Учитывая состояние проблемы в педагогической теории и практике, мы определили следующую гипотезу исследования: профессионально-личностное становление будущих специалистов будет эффективным и обеспечит более высокий уровень усвоения профессиональных знаний, умений и навыков студентов, владение способами межличностного делового взаимодействия, проявление творчества в практической деятельности, если на основе методологического анализа современных подходов (личностного, деятельностного и средового) исследована сущность данного процесса, спроектирована и внедрена его модель, включающая направления рассматриваемого становления, находящиеся во взаимосвязи с компонентами культурно-образовательной среды вуза.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были fr определены следующие задачи исследования:
1. С учетом требований концепции модернизации российского образования выявить специфику профессионально-личностного становления студентов в образовательном процессе вуза.
2. Обосновать сущность и компонентный состав культурно-образовательной среды вуза как средства повышения эффективности профессионально-личностного становления будущих специалистов.
3. Теоретически обосновать, спроектировать и экспериментально проверить эффективность модели профессионально-личностного становления студентов в условиях культурно-образовательной среды вуза.
4. Разработать программу мониторинга и диагностический инструментарий определения уровней профессионально-личностного становления будущих специалистов в условиях культурно-образовательной среды вуза.
Методологическую основу исследования составили:
— научные труды по философии, методологии образования (Г.С.Батищев, В. П. Беспалько, B.C. Библер, JI.C. Выготский, С. М. Годник, Т. С. Георгиева, Б. С. Гершунский, Э. Н. Гусинский, В. М. Коротов, Н. Б. Крылова, Н. В. Кузьмина, В. А. Лекторский, Н. Д. Никандров, А. Н. Шимина и др.);
— исследования в области образования как развивающейся системы и фактора развития личности человека (С.И. Архангельский, B.C. Библер,.
A.A. Вербицкий, В. П. Зинченко, В. В. Сериков, В. А. Сластенин,.
B.И. Слободчиков, В. Д. Шадриков и др.);
— научные положения, раскрывающие сущность, содержание процесса становления будущего специалиста (И.Г. Валиев, Н. В. Горнова, Б. Б. Коссов, Т. В. Кудрявцев, Н. В. Кухаев и др.);
— ведущие позиции культурологического подхода в системе образования (А.И. Арнольдов, Б. С. Гершунский, Э. С. Маркарян, К. А. Шварцман и др.);
— труды, обращенные к проблемам деятельности, общения и отношений в педагогическом процессе (С.И. Архангельский, JI.C. Выготский, Э. Н. Гусинский, В. А. Кан-Калик, O.A. Казанский, Т. Н. Мальковская,.
A.М. Новиков, Л. И. Новикова, Е. А. Песковский, К. Д. Радина,.
B.А. Сластенин, Г. А. Суворова и др.);
— разработки по проблемам организации и развития образовательных сред (E.H. Богданов, В. М. Лизинский, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, З. И. Тюмасева, В. А. Ясвин и др.);
— работы, в которых исследуются процессы моделирования и проектирования в образовании (Э. Н. Гусинский, Е.С. Заир-Бек, Н. Б. Крылова, В. А. Караковский, Н. Ф. Талызина, М. М. Поташник, В. Е. Родионов и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использованы методы исследования: теоретические (обобщение, анализ, синтез, моделирование, абстрагирование, конкретизация, аналогия), эмпирические (изучение литературы, обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, педагогическое наблюдение) и методы количественной обработки результатов эксперимента.
Экспериментальной базой исследования стал Марксовский филиал Саратовского государственного социально-экономического университета (СГСЭУ).
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа в период с 1996 по 2004 гг.
На первом этапе (1996;1999 гг.) проводился анализ теории и практики процесса профессионально-личностного становления студентов, обобщение историко-педагогической и современной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Уточнялись содержание, специфика и сущность процесса профессионально-личностного становления специалиста, его направления, а также компонентный состав культурно-образовательной среды. Была определена проблема, сформулированы цель, задачи, гипотеза, конкретизирован общий методологический подход к процедуре исследования и оценке его результатов.
На втором этапе (1999;2001 гг.) уточнялся понятийный аппарат исследования и методика первичной диагностики уровня профессионально-личностного становления студентов, разрабатывалась модель профессионально-личностного становления студентов в условиях культурно-образовательной среды вуза, осмысливались специфика и преимущества данной модели, которые могли бы обеспечить ее эффективное внедрение в образовательную практику высшей школы. В этот период были получены основные теоретические результаты, составлена программа проведения экспериментально-опытной работы, определялись критерии уровней профессионально-личностного становления будущих специалистов.
На данном этапе выделялись основные формы организации профессионально направленной деятельности студентов в культурно-образовательной среде вуза, выявлялось отношение преподавателей, студентов и администрации к значимости культурно-образовательной среды вуза.
На третьем этапе (2001;2004 гг.) проводилась апробация модели профессионально-личностного становления студентов в условиях культурно-образовательной среды вуза. Подводились промежуточные и окончательные итоги, которые подтвердили основные теоретические положения и верность исходной гипотезы, доказали эффективность авторской модели. В этот период материалы проведенного исследования были оформлены в виде рукописи и представлены на обсуждение в статьях и методическом пособии.
Научная новизна результатов исследования состоит в следующем: расширена содержательная характеристика профессионально-личностного становления будущего специалиста в условиях культурно-образовательной среды вуза, заключающаяся в установлении его основных направлений (образовательная деятельность, межличностное взаимодействие и творческая деятельность) — выявлена детерминация процесса становления культурно-образовательной средой вуза, заключающаяся в постоянной связи и беспрерывном взаимодействии будущего специалиста с нейна новом содержательном уровне определена сущность данной среды, расширен ее компонентный состав: введены компоненты межличностного делового взаимодействия и профессионально-творческийспроектирована авторская модель, интегрирующая структурные составляющие среды, направления и стадии профессионально-личностного становления студента, которые в единстве позволяют достичь уровня творческого самосовершенствования, определяющего успешность в будущей профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в наполнении новым содержательным смыслом понятийного аппарата теории высшего образования (становление, профессионально-личностное становление, культурно-образовательная среда вуза) — уточнении роли культурно-образовательной среды вуза в профессионально-личностном становлении будущего специалиста и совершенствовании профессиональной подготовкирассмотрении ее как целостности, детерминирующей ценностно-смысловое вхождение студентов в культуру и будущую профессиюобосновании способов развития компонентов культурно-образовательной среды вуза, представленных в технологических картахв дополнении научных представлений об уровнях профессионально-личностного становления студентов, демонстрирующих динамику совершенствования профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений.
Полученные результаты могут служить теоретической базой для дальнейшего решения проблемы повышения качества образования за счет актуализации потенциальных возможностей студентов в процессе их профессионально-личностного становления в условиях культурно-образовательной среды вуза.
Практическая значимость результатов исследования связана с возможностью широкого использования его результатов в образовательной и деятельности вузов с целью повышения эффективности процесса профессионально-личностного становления будущих специалистов. Разработанные и апробированные материалы научно-методического обеспечения: спецкурс для студентов «Мое профессионально-личностное становление в культурно-образовательной среде вуза», пакет диагностических методик, методическое пособие для преподавателей «Развитие культурно-образовательной среды вуза» могут послужить основой для поиска новых педагогических решений вопросов образовательной практики. Проверена эффективность использования профессионально-образовательных проектов по изучаемым в вузе дисциплинам. Представленные методические материалы нашли широкое применение в работе высших и средних специальных учреждений г. Саратова, г. Маркса, г. Петровска и г. Балаково.
Достоверность результатов исследования обеспечиваются аргументированностью исходных теоретико-методологических позицийлогикой теоретического и экспериментального исследованияприменением комплекса методов (диагностического и дидактического характера), адекватных предмету и задачам исследованияпозитивными итогами опытно-экспериментальной работы и возможностью ее повторениярепрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Профессионально-личностное становление будущих специалистов в условиях культурно-образовательной среды вуза — это процесс прогрессивного изменения личности, который обеспечивается взаимодействием компонентов культурно-образовательной среды вуза с направлениями становления (образовательная деятельность, межличностное взаимодействие и творческая деятельность), что ведет к профессиональным преобразованиям выпускников, достижению ими уровня творческого самосовершенствования в профессионально-личностном становлении.
2. Культурно-образовательная среда вуза как педагогическое явление представляет собой данность, структурные компоненты которой используются ее субъектами для освоения образовательно-профессиональной деятельности, делового общения и творчества в ходе межсубъектного взаимодействия, что гарантированно обеспечивает успешное профессионально-личностное становление будущих специалистов в социальном и пространственно-предметном окружении.
3. Модель профессионально-личностного становления будущих специалистов в культурно-образовательной среде вуза представляет собой конструкцию, предполагающую: интеграцию компонентов среды с направлениями данного процесса, последовательное функционирование ориентировочно-профессиональной, учебно-профессиональной, профессионально-конструктивной, профессионально-практической, профессионально-творческой стадий, что позволяет создать условия для перехода студентов от низшего к высшему уровню их профессионально-личностного становления.
Апробация результатов исследования проводились на заседаниях научно-практических и научно-методических конференций, аспирантских семинарах кафедры педагогики Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (2000;2004 гг.), научно-методических семинарах в Саратовском государственном социально-экономическом университете, Марксовском, Балаковском и Петровском филиалах СГСЭУ, в Марксовском сельскохозяйственном техникуме.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе образовательного процесса средних специальных (Экономический колледж СГСЭУ, Марксовский сельскохозяйственный техникум, Вольский педагогический колледж) и высших учебных заведений (Саратовский государственный социально-экономический университет, Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, Саратовская государственная академия права).
Основные положения и выводы исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в 7 публикациях.
Структура диссертации определялась задачами, последовательностью и взаимообусловленностью этапов исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список использованной литературы, приложения, проиллюстрирована таблицами, схемами, рисунками и диаграммой.
ВЫВОДЫ ПО П ГЛАВЕ.
Проведенная опытно-экспериментальная работа показала большие возможности культурно-образовательной среды вуза с целью. Повышения эффективности процесса профессионально-личностного становления студентов. Основные результаты второй главы могут быть выражены в следующих положениях:
1. С позиции уровневого подхода, с учетом компонентного состава (профессионально-образовательного, межличностного делового взаимодействия, профессионально-творческого) и направлений профессионального становления студентов (образовательная деятельность, межличностное взаимодействие и творческая деятельность) выявлены и обоснованы пять уровней профессионально-личностного становления студентов (адаптационный уровень, знаниевый уровень, конструктивный уровень, практико-ориентированный уровень, уровень творческого самосовершенствования).
2. Используя критериально-диагностический аппарат и применяя методы математической обработки результатов, мы выяснили, что исходный уровень профессионального становления студентов экспериментальной и контрольной группы соответствует адаптационному уровню.
3. Повышение уровня профессионально-личностного становления студентов можно достичь, применяя разработанную авторскую модель профессионально-личностного становления студентов в условиях культурно-образовательной среды вуза.
4. Выявленные качественные характеристики позволяют проследить динамику личностно-деятельностных, индивидуальных и групповых преобразований по всем показателям профессионально-личностного становления студентов.
5. Показатели контрольной группы значительно отстают от количественных и качественных показателей студентов экспериментальной группы, что подтверждает эффективность разработанной нами модели профессионально-личностного становления студентов в условиях культурно-образовательной среды вуза и возможность ее внедрения в образовательный процесс учреждений профессиональной направленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Рассмотрение проблемы профессионально-личностного становления студентов в культурно-образовательной среде вуза позволяет подвести некоторые итоги теоретической и опытно-экспериментальной работы и сделать выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы.
1. Теоретический анализ современных психолого-педагогических, философских, культурологических исследований позволил заключить, что культурно-образовательная среда вуза представляет собой целостность, структурные компоненты которой (профессионально-образовательный, межличностного делового взаимодействия и профессионально-творческий), способствуют эффективному профессионально-личностному становлению будущих специалистов. Причем каждый из компонентов не только находится в тесной взаимосвязи с направлениями становления выпускников (образовательная деятельность, межличностное взаимодействие, творческая деятельность), но и преобразуется на каждой стадии рассматриваемого процесса.
2. Обращение к фундаментальным психолого-педагогическим исследованиям позволило определить своеобразие процесса влияния культурно-образовательной среды вуза, заключающееся в организации совокупности развернутых во времени приемов взаимодействия личности с данной средой вуза через участие студентов в различных формах профессиональной подготовки, что ведет к закономерным изменениям уровней становления будущих специалистов.
3. Анализ общеметодологических работ, посвященных изучению сущности процесса становления специалиста в культурно-образовательной среде вуза, позволил выделить его основные трудности, противоречия существующие между:
— потребностями человека в овладении будущей профессией экономиста и внешними обстоятельствами, связанными с недостаточно эффективным развитием культурно-образовательной среды вуза;
— возрастающими требованиями к специалисту и недостаточным вниманием вузов к развитию культурно-образовательной среды;
— требованиями к специалисту в современной социокультурной ситуации и возможностями культурно-образовательной среды высшей школы развивать профессионально-творческое самосовершенствование будущего выпускника;
— необходимость овладения студентами профессионально обусловленными умениями делового взаимодействия и отсутствием целенаправленной работы вуза по развитию компонента межличностного делового взаимодействия культурно-образовательной среды;
— дидактико-методические противоречия — между динамичным развитием научных знаний, достижениями НТР и возможностями их профессионального отражения в контексте преподаваемых курсов в профессионально-образовательном компоненте среды.
4. На основе изучения последних достижений в исследовании рассматриваемой проблемы была разработана и апробирована авторская модель профессионально-личностного становления будущих специалистов в условиях культурно-образовательной среды вуза, включающая компоненты среды, соответствующие им направления профессионально-личностного становления и предполагающая последовательное прохождение студентами стадий становления, а также позволяющая через использование технологических карт обеспечить эффективность функционирования, динамического изменения данной среды и гарантировать достижение уровня творческого самосовершенствования в профессионально-личностном становлении будущих специалистов.
5. Действие модели осуществляется в соответствии с обоснованными в диссертационном исследовании стадиями, каждую из которых можно рассматривать как уникальный период в профессионально-личностном становлении студентов, позволяющий не только успешно овладевать системой профессиональных знаний, умений и навыков, но и служащий базой для дальнейшего совершенствования межличностного делового взаимодействия и профессионально-творческого самосовершенствования.
6. На первой стадии — ориентировочно-профессиональной — профессиональная деятельность, которую выбирает будущий специалист, отражается не всегда адекватным представлением ее социальной значимости. В процессе профессионального становления на данной стадии для развития каждого компонента культурно-образовательной среды целесообразно актуализировать внимание на аспекты, направленные на совершенствование системы знаний умений и навыков, формирование умений межличностного делового взаимодействия, а также актуализацию творческого потенциала студентов, связанного с осознанием пониманием сущности будущей профессии. С этой стадии, а именно выбора профессионального учебного заведения начинается вхождение студента в культурно-образовательную среду вуза и адаптация к ней.
7. Вторая стадия — учебно-профессиональная — имеет своей целью формирование в единстве теоретических и практических профессиональных знаний и умений, а также развитие умений межличностного делового взаимодействия в группах и в масштабах всего вуза. Актуализация творческого потенциала студентов на этой стадии связана с развитием третьего компонента культурно-образовательной среды (профессионально-творческого), которое подразумевает выполнение студентами системы проблемно-творческих заданий, нацеленных на поиск новых решений тех или иных экономических проблем.
8. Третья стадия — профессионально-конструктивная непосредственно связана с процессом интенсивного овладения профессией и выполнением образовательно-профессиональных проектов, позволяющих рассмотреть выбранную для изучения экономическую проблему с разнообразных точек зрения и в различных ракурсах. Отличительной чертой данной стадии является формирование у студентов умений делового общения и проведение диагностики по проблеме межличностного делового общения. Творческое развитие осуществляется в деятельности профессиональных мастер-классов, проводимых не только преподавателями, но и практическими экономистами-профессионалами, а также при подготовке и проведении коллективно-творческих дел, имеющих серьезную профессиональную направленность.
9. Четвертая стадия — профессионально-практическая — связана, прежде всего, с организацией и коррекцией профессиональной деятельности студентов в период различных видов практики, а также с анализом и сбором практического материала, а также его творческой переработкой для профессионально-образовательного проекта. Целью развития компонента межличностного делового взаимодействия культурно-образовательной среды в этот период должно быть использование специально подобранных методов, стимулирующих перевод объект-субъектной позиции студента в деловом общении в субъект-субъектную, позволяющую студентам включиться в сотрудничество и деловое взаимодействие без особых проблем, и в третьих, включением в качестве основной структурной единицы учебного интегративного задания. Важную роль для развития профессионально-творческого компонента культурно-образовательной среды должна играть профессионально направленная, творческая внеаудиторная работа, которая может быть представлена различными коллективно-творческими делами и конкурсами профессионального мастерства.
10. Пятая стадия — профессионально-творческая — явилась важнейшей стадией, определяющей эффективность действия модели профессионально-личностного становления будущих специалистов в условиях культурно-образовательной среды вуза. Отличительной особенностью данной стадии явилось составление профессионально-образовательного маршрута на первый год профессиональной деятельности.
11. С учетом положений теории уровневого подхода и последних разработок в этой области обоснованы и даны качественные характеристики уровней профессионально-личностного становления студентов в культурно-образовательной среде вуза:
— адаптационный уровень;
— знаниевый уровень;
— стимулирующий уровень;
— практико-ориентированный уровень;
— уровень творческого самосовершенствования.
12. Предложенный и апробированный диссертантом мониторинг профессионально-личностного становления и его диагностический инструментарий показали, что авторская модель носит универсальный характер и может быть применена в практике любого образовательного учреждения.
13. Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность авторской модели профессионально-личностного становления будущих специалистов в условиях культурно-образовательной среды вуза. Из сопоставления, проведенного на основе мониторинга, результатов поисково-констатирующего и формирующего этапов эксперимента следует, что ее реализация позволяет значительно повысить уровень профессионально-личностного становления студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной.
Результаты диссертационной работы подтвердили актуальность, научную новизну, теоретическую и практическую значимость исследования. Они могут быть использованы для проведения исследовательской работы по следующим направлениям:
— дальнейшая разработка теории и практики совершенствования культурно-образовательной среды с целью формирования личностных преобразований студентов, позволяющих повысить конкурентоспособность выпускников вузов;
— теоретическое и практическое исследование проблемы профессионально-личностного становления студентов в постоянно изменяющихся социальных условиях, влияющих на функционирование и совершенствование культурно-образовательной среды вуза;
— организация теоретических исследований по углублению изучения культурно-образовательной среды вуза и зависимости процесса становления специалиста от ее уровня развития;
— расширение форм деятельности субъектов среды, которые могут и должны быть дополнены за счет разработки инновационных технологий обучения и воспитания.
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.-339 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 1. Казань:
- Изд-во Казанского университета, 1996. 565 с.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности.
- Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. — 288 с.
- Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие. М.: Нар. Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. — 116 с.
- Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.:1. Наука, 1989.-243 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Афанасьев Ю.А., Стогалов A.C., Шеховцев С. Г. Об универсальном знании и новой образовательной среде // Развивающая педагогика в универсальной образовательной среде: материалы к обсуждению: Тезисы докладов науч.-метод. конф. М.: Инноватор, 1999. — С. 2−4.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. -М.: Педагогика, 1982. 192с.
- Ф 11. Батищев Г. С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. — С. 90−135.
- Белозерцев Е.П. Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя // Советская педагогика, 1982, № 9. — С. 86−90.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:1. Педагогика, 1989. 192 с.14