Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование основ чтения у младших школьников на бурятском языке как втором

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На международных конференциях «Современные проблемы филологии» (Улан-Удэ, 2003), «Мир фольклора в контексте истории культуры мировых цивилизаций» (Иркутск, 2005), «Филологическое образование в школе: приоритеты и перспективы» (Улан-Удэ, 2007) — на республиканской конференции «Вариативность начального обучения — важное направление развития образования республики» (Хоринск, 2007) — на региональных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы обучения чтению младших школьников на бурятском языке как втором
    • 1. 1. Ведущая цель начального этапа обучения чтению на бурятском языке
    • 1. 2. Фонетическая составляющая языкового материала в процессе формирования навыков и умений
    • 1. 3. Определение коммуникативных потребностей и мотивационнопобудительной фазы чтения младших школьников
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Методика формирования основ чтения у младших школьников на бурятском языке как втором
    • 2. 1. Методическая модель формирования основ умения читать на бурятском языке в младших классах
    • 2. 2. Система упражнений для обучения чтению
    • 2. 3. Описание и результаты экспериментального обучения по формированию основ чтения

Формирование основ чтения у младших школьников на бурятском языке как втором (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Качественные изменения подходов государства к языковой политике и позитивное отношение общества к проблемам развития и сохранения национальных языков и культур способствуют тому, что учебный предмет «Бурятский язык как государственный язык Республики Бурятия» стал неотъемлемой частью лингвистического образования школьников. Бурятский язык изучается представителями разных национальностей как второй. В данном исследовании под вторым языком подразумевается: а) язык, усвоенный вторым по порядкуб) второй по частоте употребления в §-условиях многонациональной среды. В самом общем значении второй язык — это язык, не являющийся родным, но образующий языковую среду или являющийся ее частью, например, официальный или неофициальный язык межнационального общения или титульной нации. При выборе языка в учебных учреждениях целесообразнее заменять понятие родной язык понятием основной функциональный язык (русский), т. е. язык, которым 6-летний ребенок владеет свободно.

Учитывая существующие условия школьного обучения бурятскому языку как второму в начальных классах, представляется целесообразным определить наиболее универсальный, и в то же время доступный способ общения, который, с одной стороны, позволял бы реализовать все основные функции общения, а с другой — был бы реально достижим для всех учащихся. Таким видом коммуникативной деятельности является чтение. В школах республики традиционной задачей начальной школы является задача обучения чтению ребенка младшего школьного возраста не только на русском языке, но и на бурятском как втором. Именно на начальном этапе закладываются основы чтения, обеспечивается достаточный уровень его сформированности для дальнейшего развития и совершенствования на основном этапе изучения бурятского языка в общеобразовательных учреждениях.

Обучение чтению на неродном языке рассматривается достаточно основательно в специальной литературе, равно актуальной как для обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, И. А. Зимняя, Е. И. Пассов, З. И. Клычникова, Н. В. Барышников, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Э. Г. Тен и др.), так и для обучения второму языку. К последней группе относятся, в частности, работы Н. В. Имедадзе, Р. Ю. Барсук. Впервые к проблеме обучения бурятскому языку как второму обратился У-Ж.Ш. Дондуков. Разработанный У-Ж.Ш. Дондуковым и Е. Г. Пахутовой «Учебник бурятского языка (для знающих русский язык)» послужил отправной точкой для методических изысканий и создания ряда учебников, учебных пособий и самоучителей, адресованных желающим овладеть основами бурятского языка (У.Е. Абидуева, Л.Б. БадмаеваЦ.Б. БудаевД.Д. ГомбоеваБ.Б. ЛхасарановаД.Ц. Жапова, К.Ц. ЦыбиковаЛ.Н. НамжилонО.Г. МакароваС.Ц. Молонова, Ц.Ц. БальжинимаеваД.Д. МогоеваА.Б. Санжаева и др.). В диссертационных исследованиях Э. П. Нанзатовой Е.Г. Базаровой О. Г. Макаровой, O.A. Дареевой также рассмотрены проблемы методики преподавания бурятского языка как второго.

Анализ данных работ показывает, что в них решаются в основном проблемы обучения чтению учащихся среднего и старшего звена. А в методике преподавания бурятского языка как второго еще не сложились ее технологические основы, т. е. инвариантные составляющие, которые обеспечивают методической науке устойчивость, надежность применения ее частных методов и приемов на практике, гарантируют определенный результат, дают учителю возможность выбора. Изучение специальной литературы по проблемам раннего обучения языкам, наблюдение за процессом обучения, анализ опыта работы учителей, условия обучения дают возможность указать на отсутствие равновесия в теории и практике обучения чтению младших школьников на бурятском языке как втором:

— между подходами к обучению чтению и современным уровнем развития таких наук, как лингвистика, педагогика, психология, социология;

— между общепризнанным в методике преподавания бурятского языка высоким статусом чтения и разработкой технологических основ обучения чтению;

— между приобретенными навыками, умениями школьников в учебных условиях и отсутствием социальной потребности в языке как средстве общения;

— между осознанием учителем бурятского языка необходимости совершенствования существующей практики преподавания и отсутствием учебно-методических комплектов по бурятскому языку, также материалов для чтения.

Поиск путей решения этих противоречий составил проблему исследования и обусловил выбор его темы «Формирование основ чтения у младших школьников на бурятском языке как втором».

Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена необходимостью совершенствования обучения младших школьников бурятскому языку как второму, успешное усвоение которого в системе непрерывного образования во многом зависит от уровня сформированности основ чтения по предмету.

Объект исследования — процесс формирования основ чтения на бурятском языке у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования составляет методика формирования основ чтения на бурятском языке у младших школьников.

Цель исследования — создание теоретически обоснованной методики формирования основ чтения на бурятском языке как втором.

Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование основ чтения на бурятском языке как втором у младших школьников будет эффективным, если:

— определен статус первоначального навыка чтения в системе обучения бурятскому языкувыявлена сущность обучения механизму чтения на бурятском языке, его базовые составляющие компоненты, определяемые через постижение графического механизма конкретизации буквенного значения;

— наряду с новыми ориентирами и знакомыми ориентирами в другом функционировании главным сигналом чтения определен сингармонизм, когда в пределах произнесения слова соблюдается единообразие гласных, основанное на вертикальном делении по артикуляции;

— произведен отбор фонетического материала по основным критериям отбора содержания образования с учетом сформированных автоматизированных слухопроизносительных навыков на основном функциональном языке (русском);

— определены коммуникативные потребности, пути формирования мотивационно-побудительной фазы чтения учащихся младшего школьного возраста в обучении бурятскому языку;

— разработана доказанная экспериментальным путем методика, направленная на формирование первоначального навыка чтения и на его дальнейшее развитие.

Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач исследования:

1. Определить место и роль первоначального навыка чтения с целью определения его значимости в системе обучения бурятскому языку.

2. Выявить сущность обучения механизму чтения на бурятском языке как втором, специфику управления этими механизмами в системе и логике обучения дисциплинам языкового цикларассмотреть составляющие его базовые компоненты.

3.Выявить общую закономерность развития положительного мотива для определения путей формирования мотивационно-побудительной фазы чтения учащихся.

4. Выявить речевые навыки и умения, формируемые в ходе усвоения языкового материала на бурятском языке.

5. Разработать методическую модель формирования основ чтения на бурятском языке в младшем школьном возрасте и проверить эффективность предлагаемой методики в ходе экспериментального обучения.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: изучение и анализ литературы по педагогике, психологии чтения, лингвистике, лингводидактике и методике преподавания русского, бурятского, иностранного языковсравнениенаблюдение педагогического процессаизучение и обобщение опыта раннего обучения бурятскому языкутестированиеанкетированиеэкспериментальное обучениеобработка данных, графическое представление данных исследования.

Методологическую основу исследования составляют концепции психологических основ развивающего обучения J1.C. Выготского, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконинасоздания мотивационных основ обучения (В.И. Волынкин, Л. И. Божович, Ш. А. Амонашвили) — концепция единого подхода к предметам языкового цикла A.A. Леонтьева, Е. А. Ленской, Е. Д. Розановойположения об общих закономерностях обучения неродному языку в процессе овладения языком в учебных условиях, разработанные в научных трудах И. А. Зимней, З. И. Клычниковой, Н. В. Барышникова, Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, А. Н. Щукинаисследования Т.Г. Егорова по психологии обучения детей чтению, исследования бурятских ученых по двуязычию С. М. Бабушкина, по сопоставительной грамматике Б. Б. Батоева, по бурятской грамматике Д-Н.Д. Доржиева, в области фонетики (И.Д. Бураев, Э. И. Бюраева, В. И. Золхоев, орфоэпии (Э.Р. Раднаев), методики преподавания бурятского языка как родного (Д.Д. Ошоров) и методики обучения бурятскому языку как второму (Е.Г. Базарова, О. Г. Бильтагурова, С. Ц. Содномов, Э.П. Нанзатова).

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые: — графические начертания (буквы) и закон сингармонизма бурятского языка определены в качестве инструментально фиксируемых новых ориентиров чтения как базовые составляющие компонента механизма чтения;

— разработана методическая модель формирования основ чтения, основанная на определении значимости первоначального навыка чтенияна бурятском языке в процессе обученияопределены коммуникативные потребности и мотивационно-побудительная фаза чтения учащихся младшего школьного возраста при обучении чтению на бурятском языке, которые послужили основой разработки системы упражнений.

Теоретическая значимость исследования:

— обоснована необходимость и целесообразность обучения основам чтения на бурятском языке как целевой доминанты в системе непрерывного образованияопределена роль первоначального чтения в процессе обучения бурятскому языку;

— обоснована и предложена система упражнений для формирования основ чтения, которая решает задачи разработки инвариантных составляющих методики обучения бурятскому языку как второму.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика формирования основ чтения у младших школьников может послужить базой для: а) создания учебно-методического комплекта по бурятскому языкуб) создания книг, пособий по обучению письменной речи (чтения) на бурятском языке. Сформулированы методические рекомендации по использованию обучающих материалов, дающие возможность широкого использования в практике работы школ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Первоначальный навык чтения на бурятском языке как втором формируется через прочное опознание новых ориентиров чтения, знакомых ориентиров в новом функционировании, а также закона сингармонизма как главного ориентира в чтении.

2. Навыки озвучивания текста на начальном этапе обучения чтению являются определяющими, следовательно, отбор и усвоение фонетического материала с учетом сформированных устойчивых автоматизированных слухопроизносительных навыков учащихся в русском языке целесообразнее осуществлять по двум направлениям: техника, интонация. 3. Формирование устойчивых потребностей в чтении на втором языке реализуется в мотивах, основанных на общей закономерности развития положительного мотива.

Апробация результатов исследования осуществлялась при обсуждении основных положений, хода и предварительных итогов:

— на заседаниях кафедры филологии и методики преподавания Бурятского государственного университета;

— на международных конференциях «Современные проблемы филологии» (Улан-Удэ, 2003), «Мир фольклора в контексте истории культуры мировых цивилизаций» (Иркутск, 2005), «Филологическое образование в школе: приоритеты и перспективы» (Улан-Удэ, 2007) — на республиканской конференции «Вариативность начального обучения — важное направление развития образования республики» (Хоринск, 2007) — на региональных конференциях «Современные инновационные подходы в преподавании бурятского языка в образовательных учреждениях Байкальского региона» (Улан-Удэ, 2006), «Развитие педагогического образования в Республике Бурятия» (Улан-Удэ, 2006), «Тенденции изменений и приоритетные проблемы дошкольного и начального образования Байкальского региона» (Улан-Удэ, 2007) — на конференции с международным участием «Филологическое образование в школе: приоритеты и перспективы» (Улан-Удэ, 2008).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Исследованные вопросы методики обучения чтению учащихся младших классов на бурятском языке как втором и проведенное экспериментальное исследование позволяют сделать следующие выводы:

1. Реально достижимой целью в обучении бурятскому языку детей младшего школьного возраста является формирование прочных основ умения читать, которые выступают базой для дальнейшего развития и совершенствования на основном этапе обучения.

2. Рациональность разработанной методики формирования основ умения читать на бурятском языке заключается в целесообразности поэтапного процесса обучения (подготовительный, основной, обобщающий этапы) с использованием специального комплекса упражнений, адекватного каждому из этапов.

3. Подготовительный этап формирования основ умения читать имеет цели: адаптация детей к занятиям по бурятскому языку и психологическая подготовка учащихся к восприятию фонетической стороны изучаемого языкаосновной этап — это этап освоения правильного чтения отличных букв, дифтонгов и долгих гласных, доведение их до навыкового уровняглавная цель обобщающего этапа — поддержание и дальнейшая автоматизация технических навыков чтения и развитие умений в понимании читаемого.

4. Ведущим компонентом, подлежащим освоению на начальном этапе обучения читать, являются технические навыки, качество которых обеспечивает развитие важнейших характеристик умения читать, как скорость, беглость, продуктивность чтения. Эффективность методики формирования основ умения читать обусловлена тем, что она построена с учетом двух важных компонентов: технических навыков чтения и умения понимания читаемого.

5. Разработанный комплекс упражнений показал свою эффективность и методическую ценность в ходе эксперимента. Ход и результаты эксперимента подтвердили гипотезу всего исследования. Разработанная методика обучения основам умения читать является жизнеспособной и применимой в различных условиях начальных классов общеобразовательных учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании представлен один из возможных путей подготовки учащихся в умении использовать изучаемый язык в реальной коммуникации, исходя из требований к коммуникативным целям обучения на втором языке. В нашем случае — сформировать прочные основы чтения у младших школьников на бурятском языке как на втором. Исходя из функции языка быть средством познания и общения, цель обучения бурятскому языку на начальном этапе рассматривается в соотношении с конечными целями обучения в средней школе. Это значит, что уже на начальном этапе следует закладывать универсальные коммуникативные умения: слушать собеседника, реагировать на его вопросы, извлекать нужную информацию при чтении и т. п. Все перечисленные умения, конечно, формируются на доступном детям данного возраста уровне, исходя из их речевых потребностей и возможностей.

В диссертационном исследовании:

— определено место и роль первоначального навыка чтения с целью определения его значимости в системе обучения бурятскому языку;

— выявлена сущность обучения механизму чтения на бурятском языке как втором, специфика управления этими механизмами в системе и логике обучения дисциплинам языкового цикларассмотрены составляющие его базовые компонентыграфические начертания (буквы) и закон сингармонизма бурятского языка определены в качестве инструментально фиксируемых новых ориентиров чтения как базовые составляющие компонента механизма чтения;

— определены пути формирования мотивационно-побудительной фазы чтения учащихся, основанные на общей закономерности развития положительной мотивации;

— разработана методическая модель формирования основ чтения на бурятском языке в младшем школьном возрасте и проверена эффективность предлагаемой методики в ходе экспериментального обучения;

— охарактеризована возможность и способность детей младшего школьного возраста к овладению чтением на бурятском языке как на втором;

— рассмотрены в предметном аспекте — языковой материал (фонетический) — в процессуальном аспекте — навыки и умения, те компоненты, которые включаются в состав содержания обученияпроизведен отбор фонетического материала, необходимый для усвоения в период обучения чтению;

— разработана система упражнений для обучения чтению на бурятском языке как втором.

В экспериментальном обучении была предложена методика по формированию основ чтения, учитывающая механизмы становления чтения в младшем школьном возрасте.

Сочетание буквенно-звукового метода с правилами чтения служит эффективным приемом формирования прочных основ чтения. Рациональность методики обеспечена учетом в обучении чтении сформированных на основном функциональном языке (русском) языке механизмов чтения, которые способствуют становлению речевых механизмов на бурятском языке. При овладении речезвуковой символикой на бурятском языке учащиеся решают следующее: а) узнавание отдельных букв, б) слияние воспринятых букв, и в) осознание прочитанных слов как некоторого смыслового целого, но в отличие от этапа овладения ею на родном языке им не надо уяснять себе, что речь состоит из звуков, что письменная речь — это та же звуковая речь, но изображенная буквами, что буквы замещают звуки речи, что они читаются не так, как называются и т. д. Все эти операции решаются на основе новой буквенно-звуковой системы, овладение которой потребовало от учащихся не меньших усилий, чем овладение буквенно-звуковой системы родного языка. Причем при овладении этой новой системой, кроме всего прочего, учащемуся предстояло преодолевать интерферирующее влияние родного языка.

Схема «от буквы к звуку», использованная с учетом того, что на данном этапе все дети читают на основном функциональном языке (русском) языке, оправдывает себя как вид фонетического анализа. Знакомство с каждой новой буквой строится «от буквы к звуку».

Трудности овладения основам умения читать в значительной мере снимаются за счет методически целесообразной этапизации процесса обучения. В исследовании теоретически обоснованы и экспериментально апробированы три этапа формирования основ умения читать. Экспериментальное обучение показало, что процесс чтения в рамках трех этапов: 1) подготовительного- 2) основного- 3) обобщающего, определяющие последовательность работы над техникой чтения: чтение слогов и изолированных слов, синтагм, абзацев, текста, дает положительные результаты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Г. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г. Г. Абрамова. М.: Акад. проект- Екат.: Деловая книга, 2000. — 624 с.
  2. Акцентно-интонационная система бурятского языка / И. Д. Бураев и др.- под ред. И. Д. Бураева. Улан- Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. — 152 с.
  3. О.В. Изучение языка как важнейшей составляющей филологической науки / О. В. Александрова // Филологические науки, 2007 № 3. — С.10 -18.
  4. Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие /Н.Ф. Алефиренко. -М.: Флинта: Наука, 2005, 413 с.
  5. Д.Д. Современный бурятский язык / Д. Д. Амоголонов. -Улан-Удэ, 1958.-С.337.
  6. Ш. А. В школу с шести / Ш. А. Амонашвили. — М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  7. Ш. А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками / Ш. А. Амонашвили // Иностр. яз. в школе. — 1985.-№ 2.-С. 18−24.
  8. М.С. Обучение устной хакасской речи уч-ся 1−4 классов, не владеющих родным языком: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. С. Арчимаева. М., 2002 — 22 с.
  9. Т.А. Психологическая азбука. Начальная школа: осознание внутреннего мира / Т. А. Аржакаева М.: Ось — 89, 2003. -168 с.
  10. Ю.Асеева М. А. Комплексное сочетание видов речевой деятельности как часть методики обучения русскому языку нерусских учащихся: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. А. Асеева. М., 1998. — 27 с.
  11. С.М. Процесс формирования и развития двуязычия на территории Бурятии: монография / С. М. Бабушкин Улан-Удэ, 2002. — С. 102.
  12. С.М. Бурятско-русский и русско-бурятский словарь / С. М. Бабушкин. 9-е издание. — Улан-Удэ: изд-во ОАО «Республиканская типография». — 2008. — 568 с.
  13. С.М. Языковая политика в Республике Бурятия / Бабушкин С. М // Языковая политика и современные технологии обучения. Улан -Удэ, 2002.-С. 7- 10.
  14. Е.Г. Методические основы обучения бурятскому языку как государственному при дифференцированном обучении: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е.Г. Базарова- Бурят.гос. ун-т. Улан- Удэ, 2000 — 22 с.
  15. И.В. Обучение звуковой системе русского языка в бурятской школе / И. В. Баранников. — Улан-Удэ, 1984. 142 с.
  16. И.В. Методика начального обучения русс.яз. в национальной школе / И. В. Баранников. — JL, 1984. 310 с.
  17. П.Барышников Н. В. Обучение чтению с использованием французско -русского словаря / Н. В. Барышников. М.: Просвещение, 1985.- 111 с.
  18. Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе / Н. В. Барышников. М.: Просвещение. — 2003. — 159 с.
  19. Н.В. Теоретические основы обучения чтению аутентичных текстов при несовершенном владении иностр. яз. (франц. как второй ин. ср.шк.): автореф. дис.. док.пед.н./ Н. В. Барышников. СПб., 1999. — 32 с.
  20. Барбаадай: пособие для воспитателей детских садов / Ц.-Д.Д. Дондокова и др.- Сост. Ц.-Б.Б. Бадмаев, Л. Д. Тапхаев. 2-е изд., перераб. — Улан -Удэ: Бурят, кн. изд — во, 1987. — 112 с.
  21. .Б. Бурятский язык (графика, орфография и пунктуация) / Б. Б. Батоев. Улан — Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1993. — 144 с.
  22. Батоев Б.-Д.Б. Методика обучения правилам орфографии бурятского языка / Б.-Д.Б. Батоев. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2001.- 168 с.
  23. Батоев Б.-Д.Б. Русско-бурятский словарь / Б.-Д.Б.Батоев. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005. -192 с.
  24. Бим И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку: учеб. пособие / И. Л. Бим. — Обнинск: Титул, 2001, 48 с.
  25. Бим Л. И. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач / Бим Л. И. // Общая методика обучения иностранным языкам: хрест. / сост. Леонтьев A.A. -М.: Рус.яз., 1991.-360
  26. Г. И. Современная лингводидактика / Г. И. Богин. Калинин, 1980.
  27. О.И. Здравствуйте!: начальный курс бур. языка / О. И. Богомолова. Улан — Удэ: Бэлиг, 2005. — 242 с.
  28. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. О мотивации учения / Л. И. Божович // Возрастная и педагогическая психология: хрест. учебное пособие /сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.- М.: Академия, 2003. — 368 с.
  29. С.Б. Самоучитель бурятского языка: учеб-метод, пособие / С. Б. Будаев. Улан-Удэ: Изд — во ВАРК, 1993. — 131 с.
  30. И.Д. Атлас звуков бурятского языка / И. Д. Бураев. — Новосибирск: Наука, 1975.
  31. В.А. О системе упражнений / В. А. Бухбиндер // Общая методика обучения иностранным языкам: хрест. / сост. Леонтьев A.A. -М.: Рус.яз., 1991.-360
  32. Е.А. Какую компетенцию мы формируем на уроках русского языка / Е. А. Быстрова // Непрерывное образование: опыт, проблемы, перспективы. Вып. 4. — Рус. яз.: от теории к практике. — Самара, 2000.
  33. Э.И. Ритмомелодика простых нераспространенных предложений бурятского языка / Э. И. Бюраева. Улан- Удэ, 1978. — 54 с.
  34. В.Н. Методика препод, рус. яз. англоговорящим на основе межъязыкового сопостав. анализа / В. Н. Вагнер. — М., 2001. — 384с.
  35. А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон- перевод с франц. и предисловие Л. И. Анцыферовой. СПб.: Питер, 2001. — 208 с.
  36. Л.А. Русский язык. Практикум: учеб. пособие / Введенская Л. А.. М.: КНОРУС, Ростов н / Дону: Наука — Пресс, 2006. — 352 с.
  37. В.И. Педагогика в схемах и таблицах: учеб. пос. / В. И. Волынкин — Изд. 2-е. — Ростов-н/Д: Феникс, 2008. — 282 е.: ил.
  38. Вестник Министерства образования и науки Республики Бурятия. № 11.— 2008.-48 с.
  39. Е. М. Психология двуязычия и преподавание рус. яз. иностранцам / Е. М. Верещагин // Психол. основы обуч. неродному языку: хрест / Сост. А. А. Леонтьев.- М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2004. 448 с.
  40. Возрастная и педагогическая психология: Хрест. учеб. пособие /сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.-М.: Академия, 2003. 368 с.
  41. .С. Младший школьник: Как помочь ему учиться / Б. С. Волков. — М.: Академ. Проект, 2004. 144 с.
  42. .С. Детская психология в вопросах и ответах / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М.: Сфера, 2002. — 256 с.
  43. Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский- СПб.: Союз, 1997.- 222 с.
  44. Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  45. Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте / Л. С. Выготский // Психол. основы обуч. неродному языку: хрест. / сост.
  46. A.А.Леонтьев.- М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2004. 448 с.
  47. Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: псих-пед. основы / Н. И. Вьюнова. М.: Академ, проект, 2003. — 256 с.
  48. И.Р. Избранные труды / И. Р. Гальперин. М.: Высшая школа, 2005.-256 с.
  49. Д.Д. Бурятский язык: Учебник для 2 кл / Д. Д. Гомбоева. Улан -Удэ: Бурят, кн. изд- во, 1992. — 160 с.
  50. О.В. Организация обучению чтению со словарем / О. В. Гордиевских // Ин. яз. в шк. — № 1. — 1997. с. 33 — 36.
  51. В.Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. Уроки обучения грамоте /
  52. B.Г Горецкий, Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф.. М.: Просвещение, 1988.
  53. Грамматическое своеобразие бурятского языка: сб. статей. — Улан Удэ: БФ СО АН СССР, 1987. — 192с.
  54. В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка / В. В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология: хрест. учеб. пособие /сост. И. В. Дубровина и др.- М.: Академия, 2003. 368 с.
  55. Д.Д. Проблемы родного языка в Республике Бурятия / Д. Д. Дамдинова // Языки народов России: перспективы развития. — Элиста, 2000.-с.125−129.
  56. О.И. Социокультурный подход к обучению бурятскому языку как второму (начальный этап, неязыковой вуз): автореф. дис.. канд. пед. наук / О. И. Дареева. Улан — Удэ, 2005. — 23 с.
  57. Дондуков У.-Ж. Ш., Пахутова Е. Г. Учебник бурятского языка (для знающих русс. яз.). Улан — Удэ: Бурят, кн. изд — во, 1990. — 176 с.
  58. Дондуков. У.-Ж. Ш. Учебник бур. яз.: самоучитель / У.—Ж. Ш. Дондуков, Б. Б. Лхасаранова. Улан — Удэ: Изд — во «Бэлиг», 2001, — 168 с.
  59. Т.М. Проблемы раннего бурятско-русского двуязычия в сельских школах / Т. М. Дугаржапова // Социолингвистические исследования в Бурятии. Улан — Удэ, 1992. — С. 47 — 51.
  60. Г. А. Функционирование бурятского языка в сфере образования (городская школа) / Г. А. Дырхеева // Вопросы филологии. — 2005. № 2. — С. 22 -29.
  61. Его Дурова В. М. Бурятский глагол: учеб. пособие / В. М. Его Дурова. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2003. 140 с.
  62. В.М. О сопоставительных исследованиях языков в Бурятии / В. М. Его Дурова // Русский и бурятский языки: проблемы языкознания и методики обучения. Улан-Удэ, 2003. — С. 138 — 140.
  63. В.М. Выбор языка коммуникации билингвами в Бурятии / В. М. Егодурова // Бурятский язык и культура в условиях глобализации: материалы междунар. науч.-практ.конф. Улан-Удэ, 2005. — С. 129 — 131.
  64. Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров- вступ. ст. и подг. к изд. В. А. Калягина. СПб.:КАРО, 2006. — 304 с.
  65. Д.Ц., Цыбикова К. Ц. Буятский язык: учеб. для 4 кл. рус. шк. / Д. Ц. Жапова, К. Ц. Цыбикова. Улан — Удэ: Бурят, кн. изд — во, 1992. — 128 с.
  66. Н. И. Механизм речи / Н. И. Жинкин. М.: АПН РСФСР, 1958.370 с.
  67. Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин- предисл. Р. Г. Котова, А. И. Новикова. -М.: Наука, 1982. 159 с.
  68. Зак. М.: Педагогика, 1984. — 152 с. 76. Захаров A.A. Как написать и защитить диссертацию / A.A. Захаров. — СПб:
  69. Питер, 2003.-157 с. 77. Закон Республики Бурятия «О языках народов республики Бурятия» от 10июня 1992 г. // Бурятия, 23 июня 1992 г. 78. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку / И. А. Зимняя. М.:
  70. Русский язык, 1989. 219 с. 79. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов/ И.А.
  71. Золхоев. Новосибирск: Наука, 1980. — 142 с. 82. Изаренков Д. И. Аппарат упражнений в системном описании / Д. И. Изаренков // Русский язык за рубежом. — 1994. — № 4. — С. 77 — 85.
  72. H.B. Экспериментельно-психологические исследования овладения и владения вторым языком / Н. В. Имедадзе. Тбилиси, 1979.
  73. H.A. Особенности обучения чтению в начальной школе / H.A. Ипполитова // Начальная школа: плюс минус. — 1999, № 5. — с. 16−23.
  74. Н. Б. Деятельностный подход в методической подготовке учителя начальных классов / Н. Б. Истомина Н. Б., М. С. Соловейчик // Новые исследования в пед. науках. Вып. 1(57). — М., 1991. С. 84 — 88.
  75. В.Г. Педагогическая психология / В. Г. Казанская. СПб.: Питер, 2005.-366 с.
  76. Р. Тайны психики ребенка: Психологическая энциклопедия / Р. Кайл. 3-е междунар. издание, СПб., 2002. — 416с.
  77. В.А. Работа со схемами при обучении грамоте / В. А. Кирюшкин // Начальная школа. 2000, № 7.- С. 12−16.
  78. З.И. Психологические особенности обучения чтению на ин. яз: пособие для учит. / З. И. Клычникова. 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1983 — 207 с.
  79. Книга для чтения к учебнику англ. языка для 2 кл. школ с углуб. изуч. англ яз. / И. К. Верещагина и др.- 2-е изд. М.: Проев., 2001. — 144 с.
  80. Г. С. Как дети читают и понимают текст / Г. С. Ковалев // Народное образование. 2006. — № 5 — с. 71 — 76.
  81. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: ИГЛ, АПК и ПРО, 2004 — 24 с.
  82. С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению: упр., задания, конспекты занятий / С. Н. Костормина. М.: Ось — 89, 2004, — 239 с.
  83. Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. М.: Изд-во «Эксмо», 2007. — 944 с.
  84. Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей уч. ст. / Ф. А. Кузин. 6 — е изд., доп. — М.: 2004. — 224 с.
  85. B.C. Педагогика начального образования / B.C. Кукушин, A.B. Болдырева-Вараксина- под ред В. С. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н / Д: Изд. центр «МарТ», 2005. — 592 с.
  86. А.Н. Азбука чтения: Как правильно учить читать / А. Н. Кушнир // Школьные технологии. 1996, № 1 — 2.
  87. А. А. Единый подход к предметам языкового цикла / А. А. Леонтьев, Е. А. Ленская, Е. Д. Розанова // Иностранный язык в школе. № 5.- 1990.- С.26−35.
  88. А. А. Основы психолингвистики: для вузов / A.A. Леонтьев. — М., 1999.-351 с.
  89. А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / A.A. Леонтьев. Изд. 4-е, стереотипное. — М.: КомКнига, 2007. — 312 с.
  90. А.Н. Учебная деятельность младших школьников / Возрастная и пед. психология: хрест. учеб. пособие /сост. И. В. Дубровина и др. М.: Академия, 2003. — 368 с.
  91. И.И. Основы дидактики: учеб.-метод. пособие / И. И. Логвинов. М.: МПСИ, 2005. — 144 с.
  92. И.А. Русский язык как иностранный / И. А. Лысакова. М, 2004.
  93. . Б. Программа обучения бур. яз. русскоязычных студентов пед. колледжа / Б. Б. Лхасаранова. Улан — Удэ, 1999. — 20.с.
  94. М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высших пед. учебных заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. 2-е изд., испр. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 364 с.
  95. Г. А. Обучение марийскому языку как второму в младших классах: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. А. Малинина. М., 2000. -19 с.
  96. О.Г. Изучаем бурятский язык / О. Г. Макарова. Улан — Удэ: БГУ, — 2003. -247 с.
  97. О.Г. Лингвистические основы обучения бурятскому языку как неродному / О. Г. Макарова. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2003. — 61 с.
  98. О.Г. Система упражнений в интенсивном курсе бурятского языка как неродного / О. Г. Макарова // Обучение бурятскому языку в начальной школе. Улан-Удэ, 2002.
  99. A.C. Овладение вторым языком как теоретическая и лингводидактическая проблема (на примере французского и армянского языков): автореф. дис.. док.пед.н. / Маркосян A.C. М., 2004.
  100. Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся. М.: ВАКО, 2005. — 240 с.
  101. М.В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  102. Методика начального обучения русскому языку в национальной школе / под ред. И. В. Баранникова. Л., 1984.- 310 с.
  103. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе / Г. И. Дергачева и др. 3-е изд., испр. — М., 1989.
  104. Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов и др.- М.: Академия, 2000. 368 с.
  105. H.A. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избранные психол. труды / H.A. Менчинская. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2004. — 512 с.
  106. Методика обучения грамоте: учебно-метод. пособие для преподавателей и студентов пед. учебных заведений / сост. Сальникова. -М.: Изд. «ИПС», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.- 192.
  107. Методика обучения чтению: Что это такое? / H.H. Светловская и др. // НШ. 2005. — № 2 — с. 9 — 14.
  108. Миньяр Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку: Учеб. пособие для студентов пед инст. по спец. «Иностранный язык» / Р. К. Миньяр — Белоручев. — М.: Просвещение, 1990. — 224с.
  109. A.A. История отечественной методики обучения ин.яз./ A.A. Миролюбов. М.: Ступени Инфра — М. — 2002. — 448 с.
  110. Д.Д. «Амар сайн, ухибууд'"1 учебно метод, пособие (для детских садов) / Д. Д. Могоева. — Улан — Удэ: Изд — во «Бэлиг», 2002. -116 с.
  111. С.Ц. Бурятский язык для 3 кл.: учеб. для четырехлетней нач. шк. / С. Ц. Молонова, Ц. Ц. Бальжинимаева. Улан — Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1999.- 112 с.
  112. Мэндэ -э! Буряад хэлэ шудалха эхин хэшээлнууд. Начальный курс бурятского языка: учебник / О. И. Богомолова и др. М.: Физ -ра и спорт, 2002.-268 с.
  113. JI.H. «Оюун тулхюур»»: Учебник для ускоренного обучения бур. яз. /Л.Н. Намжилон. Улан-Удэ: Изд — во «Гуламта», 1993. — 150 с.
  114. Д.Ц. Буряад хэлэн. Ород Ьургуулиин 1 -дэхи класста узэхэ ном / Д. Ц. Нанзатова. Улан — Удэ: «Бэлиг» хэблэл, 2001. — 132 х.
  115. Э.П. Методическая система обучения бурят, языку как второму в нач. шк.: автор, дис. канд. пед. наук/ Э.П. Нанзатова- Бурят.гос.ун-т. Улан — Удэ, 2000.- 20 с.
  116. Э.П. Буряад хэлэн: Ьургалгын эхин жэлэй номдо методическа заабаринууд / Нанзатова Э.П.- Улан Удэ: Бэлиг, 2005. -108 х.
  117. Э.П. Эрдэни : Буряад хэлэн: учебник 1-го год обучения -Улан- Удэ: Бэлиг, 2005. 111 с.
  118. Настольная книга учителя начальных классов /сост.1. Л. С. Бескоровайная,
  119. О.В.Перекатьева. Ростов н /Д.: Феникс, 2002 — 352 с.
  120. Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети / Е. И. Негневицкая, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1981.- 112с.
  121. A.M. Индивидуальный подход в обучении неродным языкам (психолого методический аспект): автореф. дис.. канд. пед. наук / A.M. Николаева. — М., 1999. — 22 с.
  122. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат и др. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2005. — 272 с.
  123. Н.М. Комплексная игра как средство социализации детей младшего школьного возраста Н.М. Нужнова.- Улан- Удэ- ВСГАКИ, 2005. 144 с.
  124. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие / под ред. Быстровой Е. А. М.: Дрофа, 2004. — 240 с.
  125. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- под ред. Е. А. Быстровой. М.: Дрофа, 2004. — 240 с.
  126. М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М. И. Оморокова. -М.: Аркти, 2001.
  127. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Е. З. Басина и др. / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М.: Педагогика, 1988 г. — 135 с.
  128. Д.Д. Буряад хэлэндэ Ьургаха арганууд / Д. Д. Ошоров. Улан-Удэ, 1983.-112 н.
  129. Д.Д. Хэлэлгэ хугжоолгын методико / Д. Д. Ошоров. Улан-Удэ, 1988.-80 н.
  130. Д. Д. Эхин Ьургуулида буряад хэлэ зааха методико / Д. Д. Ошоров, Э. Р. Раднаев, С. Ц. Содномов. Улан-Удэ, Бэлиг, 2000. — 204 х.
  131. С.Г. Практикум по методике преподавания бурятского языка в национальной школе: учеб. пособие / С. Г. Ошоров. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2002. 60 с.
  132. Т.В. Приемы обучения различным видам чтения / Т. В. Ощепкова, М. М. Пролыгина //Ин.яз.в школе. 2007. — № 3 -с. 14.
  133. Е.И. Обучение чтению: учеб пособие / Е. И. Пассов, Е. С. Кузнецова. Воронеж: НОУ «Интерлингва» — 2002. — 40 с.
  134. Е.И. Коммуникативный метод обучения ин. говорению / Е. И. Пассов. М.: Просвещение. — 1991. — 223 с.
  135. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 512 с.
  136. В.А. Малые языки и традиции: существование на грани / В. А. Плунгян. Вып.1: Лингвистические проблемы сохранения и документации малых языков // Вопросы языкознания. — 2006. — № 5.
  137. Программа по бурятскому языку для начальных классов общеобразовательных школ с русским языком обучения. / Нанзатова Э. П. и др. Улан -Удэ: изд -во «Бэлиг», 2003. — 40с.
  138. Психология детства: Учебник / В. А. Аверин и др.- под ред. А. А. Реана. -СПб.: Прайм ЕВРОзнак- М.: ОЛМА — ПРЕСС, 2003. — 350 с.
  139. Психологические основы обучения неродному языку: хрестоматия / сост. А. А. Леонтьев.- М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2004. 448 с.
  140. О.Н. Обучение алтайскому языку детей, не владеющих родным языком: автореф.. канд. пед. наук / О. Н. Пустогачева. М., 1996.- 16 с.
  141. Э.Р. Звуковая форма современного бурятского языка (теоретические и практические аспекты качественного и количественного анализа) / Э. Р. Раднаев. СПб., 2003.
  142. Э.Р. Буряад хэлэнэй фонетикэ / Э. Р. Раднаев. — Улаан-Удэ: «Бэлиг» хэблэл, 2007. 148 х.
  143. И.В. Некоторые теоретические вопросы методики обучения иностранным языкам в средней школе / И. В. Рахманов // Общая методика обучения иностранным языкам: хрест. / сост. Леонтьев A.A. -М.: Рус.яз., 1991.-360
  144. A.A. Введение в языковедение: учебник / A.A. Реформаторский. изд. 5 -е, испр. — М.: Аспект ПРЕСС, 2006. — 536 с.
  145. Русский и бурятский языки: Проблемы языкознания и методики обучения / Материалы научно практ. конф., поев. 90- летию Ж. С. Сажинова. / Отв. ред. С. М. Бабушкин и др. — Улан — Удэ: Изд — во БГУ, 2002. — 240 с.
  146. Г. Д. Лингвистическое введение в изучение истории письменности монгольских народов / Г. Д. Санжеев- АН СССР, Сиб. отд-ние, Бур. фил., Бурят, ин-т общ. Наук. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1977−161 с.
  147. А.Б. Учебно-методическое пособие по бурятскому языку для студентов, не владеющих бурятской речью. Улан — Удэ: Изд — во БГУ, 1998.-49 с.
  148. Д.Д. Об актуальности лингвокультурологического компонента в преподавании бурятского языка для начинающих / Д. Д. Санжина // Вестн. Бурят, ун-та. Сер. 7: Педагогика. Улан — Удэ, 2004. -С. 256−261.
  149. . С. Сопоставительная грамматика русского и бурятского языков / Ж. С. Сажинов. Улан — Удэ, 1984. — 144 с.
  150. H.H. Обучение детей чтению: практическая методика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / H.H. Светловская Т. С. Пиче-оол. -М.: Изд. центр «Академия», 2001. 232 с.
  151. В.П. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования (курс лекций) / В.П. Сергеева— М.: Граф -Пресс, 2002. 144 с.
  152. JI.C. Технология обучения русской грамоте: пособие для учителей начальных классов, преподавателей и студентов пед. учеб. завед. / JI.C. Сильченкова. М.: Баллас, 2005. — 80 с.
  153. Е.О. Детская психология / Е. О. Смирнов. М.: Владос, 2003, — 368 с.
  154. С.Ц. Буряад хэлэ зааха методикоор шалгалтын худэлмэринууд / С. Ц. Содномов. — Улан-Удэ, 1998. — 45 х.
  155. С.Ц. История становления и развития методики обучения бурятской грамоте / С. Ц. Содномов. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2003. -85 с.
  156. С.Ц. О модернизации структуры и содержания современного начального языкового образования / С. Ц. Содномов // Гадаад хэл заах арга зуйн асууудал. Улан-Батор (Монголия), 2006. — № 12. — С.73 — 77.
  157. С.Ц. Развитие устной речи младших школьников: теория и практика обучения / С. Ц. Содномов. — Монография. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2005.- 160 с.
  158. Содномов. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2004. — 91 с.
  159. С.Ц. К вопросу формирования основ коммуникативного умения читать на бурятском языке в младших классах в школах с русским языком обучения / С. Ц. Содномов // Современные проблемы филологии. Улан-Удэ, 2002. — С. 180−182.
  160. С.Ц. Проблемы обучения бурятскому языку как второму и вопросы подготовки педагогических кадров / С. Ц. Содномов // Развитие педагогического образования в Республике Бурятия. — Улан-Удэ, 2006. С.13−18.
  161. А.Е. Лекции по теории речевой деятельности: Пособие для студентов фил. фак- тов вузов / А. Е. Супрун. Мн.: Бел. Фонд Сороса, 1996.-287 с.
  162. П.В., Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / П. В. Сысоев, В. В. Сафонова // Иностранный язык в школе. -2007 -№ 3.- с. 107.
  163. Тен Э. Г. Обучение чтению на иностранном языке в младших классах средней школы. Дис.. канд. пед. наук / Э. Г. Тен. — СПб. — 1997. с. 154.
  164. Теоретические основы методики обучения ин. яз. в сред шк. / Под ред. А. Д. Климентенко, A.A. Миролюбова. М.: Педагогика, 1991. — 456 с.
  165. И.И. Психология детского чтения / И. И. Тихомирова. М.: Школьная библиотека, 2004. — 248с.
  166. Л.П. Закономерности усвоения родной речи / Л. П. Федоренко. М., 1984. — С. 158.
  167. К.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций / К. В. Фокина, Л. Н. Тернова, Н. В. Костычева. М.: Высшее образование, 2008. — 158 с.
  168. С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе / С. К. Фоломкина. М.: Высшая школа, 1987.
  169. С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. Н. Цейтлин. -М.: ВЛАДОС, 2000. 240 с.
  170. Л. Д. Национальный язык и двуязычие у бурят / Л. Д. Шагдаров // Великий октябрь и развитие бурятского народа. — Улан — Удэ, 1987.
  171. И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. М.: Гардарики, 2004. -349 с.
  172. А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А. Н. Щукин. М.: Высш. школа, 2003.- 334 с.
  173. А.Н. Обучение иностранному языку: теория и практика / А. Н. Щукин. М., 2004. — с.280.
  174. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин- под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Изд-во «ИПП" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 416 с.
  175. Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. 2 изд. — М.: ВЛАДОС, 1999.-360 с.157
Заполнить форму текущей работой