Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие гуманистически-инновационного ресурса управления системой образования в субъекте Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важной для нашего исследования является проблема региональной системы образования. Практика показывает, что не существует стратегии, единой для всех образовательных систем, как не существует и единого универсального стратегического управления образованием. Не приходится говорить и о научно обоснованных и апробированных моделях управления региональными системами образования. В большей степени… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИ-ИННОВАЦИОННОГО РЕСУРСА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Региональная система образования как объект социально-педагогического исследования
    • 1. 2. Управленческий ресурс развития региональной системы образования
    • 1. 3. Гуманистически-инновационное управление развитием региональной системы образования
  • ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИ-ИННОВАЦИОННОГО РЕСУРСА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
    • 2. 1. Теоретико-методологические аспекты моделирования инноваций в эксперименте
    • 2. 2. Организация и итоги эксперимента по переподготовке учителей-гуманитариев и менеджеров образования
    • 2. 3. Технология и опыт реализации принципа государственно-общественного управления региональной системой образования

Развитие гуманистически-инновационного ресурса управления системой образования в субъекте Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Разрушение модели социально-экономического, политического развития и происходящие изменения в России с начала 90-ых годов прошлого столетия поставили систему российского образования перед необходимостью ее радикального обновления как в области новых ценностей, идеологических ориентиров и содержания, так и в области организационно — институционального построения всей системы образования на всех ее уровнях.

Функционирование системы образования в прежних условиях происходил на основе высокой степени централизации, что находило свое отражение на всех уровнях и во всех структурах системы образования. Существовавший способ организации системы образования соответствовал требованиям своего времени.

Однако изменения государственного строя, политических доктрин, структуры экономики и экономических механизмов, нравственных и интеллектуальных ценностей, формирование открытого рынка труда не могли не отразиться на деятельности образовательной сферы. В сфере образования к началу 21 века произошли заметные качественные изменения.

На смену прежнему единообразию учебных заведений пришло многообразие их типов, место унифицированных учебных программ заняли вариативные образовательные программы, содержащие федеральный, национально-региональный и школьный компоненты, принципиально обновилось содержание социально-гуманитарного образования. В тоже время необходимо учитывать тот фактор, что школа является, с одной стороны, наиболее устойчивым, консервативным и одновременно очень деликатным механизмом, а с другой, как высокоразвитый организм, она не допускает резких вмешательств, которые приводят к разрушению существующего и не ускоряют, а замедляют темпы развития.

Планируемые изменения прежде всего должны обеспечить главный результатреализовать потенциал каждого человека на право достигать высших экономических и духовных результатов.

Формирование образовательной политики на рубеже тысячелетий в этих изменившихся условиях потребовало опоры на новую методологию образования, на новые образовательные парадигмы и принципы, которые чётко обозначены в важнейшем документе, каковым является «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период с 2001 по 2025 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751 [108].

Принятию и утверждению Национальной доктрины образования предшествовала огромная работа по обсуждению самых значимых направлений стратегического развития российского образования на ближайшие 25 лет, в котором принимали участие самые широкие слои профессионального педагогического сообщества и общественности, как на федеральном, так и на региональных уровнях. Результатом широкого обсуждения проблем образования явился вывод о том, что образование должно стать основным ресурсом для создания в стране открытого гражданского общества и конкурентоспособного государства. Доктрина отражает новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров — государства, общества, семей, работодателей. [108- 5].

В российском обществе утвердилось новое понимание роли образования. Во все большей мере оно стало рассматриваться не только в числе основополагающих факторов и гарантий экономического развития, но и обеспечения фундаментальных прав и свобод человека, становления гражданского общества. Школа, обладая огромным потенциалом, при целенаправленном его использовании, может осуществить свое возрождение, как значимого социального института, способствовать становлению свободного открытого общества. Именно в этой связи образование на ближайшие годы объявлено в числе государственных приоритетов.

Результатом государственной приоритетности образования должна стать высококонкурентная и сильная Россия. Вот почему очевидна и сама необходимость модернизации российского образования, практическое осуществление которой в ближайшие 10 лет (2001;2010 г. г.) должно ускорить достижение отдалённых образовательных результатов.

Современная модернизация образования — это, прежде всего, новая философия образования, иные цели и ценности образования, иные идеи. Таковой идеей, положенной в основу государственной политики в области образования, побуждающей интерес, активизацию научного поиска путей, форм, методов, средств, обеспечивающих свободное творческое развитие личности и способность к адаптации к изменяющимся социально-экономическим, политическим условиям общества, являются идеи гуманизма. Современному обществу сегодня как никогда нужна личность, способная сделать свой выбор и нести за него ответственность. Приоритетными сегодня становятся не только вопросы качества обучения и социализации, но и создание условий личностного роста учащихся. А это, в свою очередь, возможно только тогда, когда в школе царит атмосфера уважения, признания личностной равноценности и равноправия в образовательном процессе. Гуманистические понятия являются базовыми понятиями, и, прежде всего на них в нашем исследовании выстраиваются изыскания сущности управления. Идеология гуманизма все более отчетливо находит свое отражение и свое место в гуманистической педагогике, которая должна базовые ценности наполнить новым содержанием. «Школа — в широком смысле этого слова — должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности"[78−2].

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определены основные принципы: повышение качества образования, его доступность и эффективности.

Но, провозглашая эффективность, доступность и качество образования, обновлённая философия образования отдает приоритеты гуманистическим ценностям, обеспечению деятельности, направленной на формирование нового типа личности, ставит работников системы образования в такую ситуацию, когда необходимо уходить от жёсткости сложившихся стереотипов и вынуждает обеспечивать поиск активного практического внедрения новых технологий и методик, так как очевидно, что новые задачи старыми методами и подходами не решить.

Сложность управленческих проблем, определяющих характер преобразований в системе образования, в том числе и на региональном уровне, также требуют детального и глубокого осмысления, новых идей и подходов, которые бы раскрывали пути повышения эффективности управления в первую очередь развитием образовательных систем.

Ближайшая цель — формирование оптимальной модели управления, которой четко будут распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность субъектов образовательной политики, прежде всего — образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур. Должна быть обеспечена гласность и прозрачность обсуждения и принятия управленческих решений" [78−22].

Задачи, поставленные в Концепции, требуют существенного перераспределения управленческих функций. Причем это перераспределение функций органов управления системой образования должно осуществляться и на федеральном, и на региональном уровнях, как «снизу», так и «сверху».

Уже сейчас сокращаются функции прямого директивного администрирования со стороны органов управления, укрепляется автономия образовательных учреждений, которым предоставляется право самостоятельного формирования учебных программ, выбор методов обучения, финансовой и хозяйственной самостоятельности школ, создаются попечительские советы и другие общественные органы, а также профессиональные объединения учителей и ассоциации родителей.

Условием развития региональной системы образования выступают интеграция и взаимодействие всех ступеней (уровней) образовательных систем, хотя проблема разграничения функций федерального, регионального и муниципального уровней и уровня образовательного учреждения еще, к сожалению, остается.

Причина этого явления, прежде всего, связана с незавершенностью законодательной базы и наличием широкого спектра неоднозначных региональных ситуаций. В этом вопросе за последние годы сделано достаточно много, однако четкого разграничения функций и ответственности еще не достигнуто.

Другая причина видится в слабом развитии форм горизонтальной интеграции, в доминировании интеграции вертикальной. Тенденция к централизации во многом связана с отсутствием горизонтальных — формальных и неформальных — способов управления — различных ассоциаций, школьных образовательных округов, разнообразных комплексов и центров.

Важной для нашего исследования является проблема региональной системы образования. Практика показывает, что не существует стратегии, единой для всех образовательных систем, как не существует и единого универсального стратегического управления образованием. Не приходится говорить и о научно обоснованных и апробированных моделях управления региональными системами образования. В большей степени существующие модели складываются стихийно, а процесс выработки стратегии в каждом отдельном случае зависит от потенциала региона, уровня его развития, характеристик образовательной системы и творческого отражения руководством образования региона его социально-образовательных проблем. Сложившаяся ситуация в образовании показывает, что необходим поиск и практическая апробация таких управленческих ресурсов, которые обеспечат эффективное и действенное управление развитием систем образования любого уровня, в том числе региональной.

Проблемы регионализации проявляется в настоящее время, к сожалению, недостаточно ярко, что актуализирует проблему управления развитием региональной системой образования. Однако во всём многообразии научно-педагогической литературы не обнаружено работ, рассматривающих гуманистически — инновационный ресурс в развитии региональных систем образования.

Гуманистически-инновационный ресурс в нашем понимании рассматривается как дополнительные возможности управления, деятельность которых связана с освоением нововведений в региональной системе образования и инициированных самими субъектами управления образованием. В связи с этим управление региональной системой образования мы соотносим не только и не столько с целью ее самовоспроизводства, но и с целью ее развития.

Управление развитием педагогической системы региона должно осуществляться на основе последовательного вывода образовательных учреждений (как основных составляющих системы) в инновационный режим. Поэтому усилия структуры управления должны быть направлены на проявление творческой активности педагогического коллектива, на развитие учебного заведения с учётом особенностей социального, эколого-экономического окружения"[ 148 -76].

Идеи гуманизма сегодня положены в основу государственной образовательной политики, которая должна обеспечить свободное и творческое развитие личности. Гуманистическая ориентация рассматривается нами с позиций и посредством таких категорий, как свобода личности, ее саморазвитие, целостность и пр. Но как система она должна рассматриваться совместно с обществом. Рядом ученых она рассматривается, как пружина, которая придает активность всей системе ценностей. Вот почему особое внимание уделено принципу общественно-государственного управления образовательными системами на всех его уровнях, который в свою очередь предполагает активное включение в процесс управленческой деятельности всех субъектов управления на всех этапах управления.

Психолого-педагогическая наука и широкая образовательная практика нуждается в поисках ответа на вопросы: какие составляющие широкой образовательной практики региональной системы образования способны стать пусковым механизмом качественных преобразований, обеспечивающих успех модернизации образования на уровне конкретного субъекта РФ? Как обеспечить ведущее влияние гуманистически — инновационного ресурса на развитие региональной системы образования? Какой тип управления наиболее соответствует переводу региональной системы образования из режима функционирования в режим развития? Каковы механизмы управления, определяющие развитие региональной системы образования? Правомерными являются вопросы о том, каковы механизмы взращивания инновационных управленцев и активных общественников? Какое влияние на развитие региональной системы образования может оказать общественность?

Разработка данных положений, размышления и научно-исследовательский поиск ответов на эти, и многие другие вопросы отражены в результатах нашего диссертационного исследования, определили его цель и проблему.

В свою очередь необходимо отметить, что эффективность решения проблем образования во многом зависит от четкости их формулирования, учета внешних и внутренних по отношению к системе социальных и политических условий, а также сочетания интересов субъектов, влияющих на их формирование.

Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между недостаточной научной разработкой вопроса о включенности гуманистически — инновационного ресурса управления образованием на региональном уровне и необходимостью его внедрения в практику региональных органов управления образованием.

Тема исследования: «Развитие гуманистически-инновационного ресурса управления системой образования в субъекте Российской федерации».

Цель исследования: обосновать социально-педагогические и организационнотехнологические условия реализации гуманистически — инновационного управления по запуску управленческого ресурса для перевода региональной образовательной системы из режима функционирования в режим развития.

Объект исследования: региональная система образования.

Предмет исследования: условия развития гуманистически — инновационного управления региональной системой образования.

Гипотеза исследования: развитие гуманистически — инновационного управления региональной системой образования любого субъекта Российской Федерации возможно, если:

— созданы предпосылки для осуществления системного подхода к управлению на школьном, муниципальном и региональном уровнях;

— систематически осуществляться переподготовка менеджеров образования всех уровней образования в гуманистически — инновационной парадигме;

— происходит переориентация позиций государственно-общественных механизмов управления образованием на региональном уровне с авторитарного на гуманистически-инновационный характер управления;

— систематически создаются условия включения в процесс педагогического творчества и педагогических инноваций всех субъектов образовательного процесса.

Задачи исследования:

— определить соотношение между социально-педагогическими категориями «региональная система образования» и система образования субъекта Российской Федерации;

— раскрыть социально-педагогические основы развития региональной системы образования и обосновать методологию управления развитием региональной системой образования;

— определить сущность и роль гуманистически-инновационного ресурса в развитии региональной системы образования;

— разработать технологии включения и взращивания общественно-государственных механизмов управления образованием на школьном, муниципальном и региональном уровнях.

Этапы исследования:

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап — 1990; 1994 гг.

Изучалась и анализировалась научно-педагогическая литература по основным направлениям исследования. Осуществлялся анализ деятельности региональной системы образования, формулировались выводы о состоянии региональной системы образования, определялись причины жёсткого функционального состояния образовательной системы региона, моделировался управленческий эксперимент по переводу региональной системы образования из режима функционирования в режим развития.

Второй этап — 1995 — 1998 гг.

Продолжалось изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Проводился социально-педагогический эксперимент по переподготовке учителей гуманитариев. Формировалась научная концепция гуманистически-инновационного управления развитием образовательных систем. Осуществлялись обобщение и анализ экспериментальных данных. Формулировались выводы о необходимости проведения регионального управленческого эксперимента по запуску гуманистически-инновационного ресурса.

Третий этап — 1999 — 2003 гг.

Проводился управленческий эксперимент по переводу региональной системы образования из режима функционирования в режим развития на основе гуманистическиинновационного управления через переподготовку менеджеров школьного, муниципального, регионального уровней образовательной системы региона в рамках мегапро-екта «Развитие образования в России».

Экспериментальная база исследования:

— региональная система образования Еврейской автономной области.

Методологическая основа исследования:

— системный подход в изучении и анализе педагогических явлений;

— основы теории образовательных систем, теория самоорганизации и развития сложных систем, положения теории управления, концепция модернизации образования;

— теория моделирования и стратегического менеджмента;

— основы педагогической инноватики.

Методы исследования. Использовались методы, адекватные задачам исследования:

— сравнительный теоретико-методологический анализ научной литературы и результатов педагогических исследований;

— моделирование;

— анкетирование;

— наблюдение включённое и опосредованное;

— метод экспертной оценки;

— эксперимент, социально-педагогическое проектирование.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что совокупность полученных в нём теоретических и практических результатов содержит решение актуальной для педагогической науки и широкой образовательной практики проблемы — теоретико-методологической разработки и организационно-педагогического обеспечения гуманистически-инновационного ресурса для развития региональной системы образования.

В частности, в исследовании решены задачи, имеющие значение для теории и практики образования:

— уточнены социально-педагогические категории «региональная система образования» и «система образования субъекта Российской Федерации»;

— обоснована методология гуманистически-инновационного управления развитием системы образования на школьном, муниципальном и региональном уровнях;

— определены механизмы управления развитием системы образования на школьном, муниципальном и региональном уровнях;

— разработана модель гуманистически-инновационного управления образованием;

— доказана социально-педагогическая значимость гуманистически-инновационного ресурса в управлении развитием региональной системы образования;

— определены условия взращивания и включения в процесс управленческой деятельности государственно-общественных механизмов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана совокупность положений и рекомендаций по практическому запуску гуманистически-инновационного ресурса и реализации модели управления развитием региональной системы образования, апробирована и внедрена на уровне субъекта Российской Федерации модель гуманистически — инновационного управления развитием региональной системы образования, практически запущен управленческий ресурс через подготовку менеджеров образования разных уровней, в Еврейской автономной области реализованы совместные проекты с Институтом «Открытое Общество», вскрыты и практически используются при аттестации педагогических кадров критерии педагогического творчества и педагогических инноваций, апробирована методика и технология выявления ключевых проблем региональной системы образования.

Достоверность полученных научно-практических результатов исследования обеспечена опорой на современные теоретико-методологические воззрения на природу управления в социальных (образовательных) системах, концепции личностно-ориентированного, кибернетического, синергетического подходовширокомасштабной опытно-экспериментальной работой по реализации проектов, направленных на повышение квалификации учителей-гуманитариев, менеджеров образования на территории Еврейской автономной области в течение 10 лет при грантовой поддержке Института «Открытое Общество» и практической организации гуманистически-инновационного управления в системе образования субъекта Российской Федерации.

Внедрение и апробация результатов исследования осуществлялась на территории Еврейской автономной области в период с 1995 по 2003 годы в форме учебно-проектировочных семинаров работников системы образования в рамках педагогического «Консорциума культурно-образовательных инициатив Востока России" — в образовательных учреждениях ЕАО в форме конкурсов проектов и пилотных площадокпутем выступлений соискателя на научно-практических конференциях, совещаниях различного уровня и публикаций в открытой печати.

На защиту выносятся:

— социально-педагогические и организационнотехнологические условия гуманистически — инновационного управления развитием региональной системы образования;

— способы и технологии взращивания и включения общественно-государственных механизмов управления образованием на школьном, муниципальном и региональном уровнях;

— механизмы запуска гуманистически-инновационного ресурса для развития региональной системы образования;

— программа и технологии переподготовки менеджеров образования школьного, муниципального и регионального уровней;

— результаты совместных социально-педагогических проектов региональной системы образования ЕАО и Института «Открытое Общество».

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях Учёного совета Биробиджанского государственного педагогического института (1999, 2001, 2003), на заседаниях коллегии управления образования правительства ЕАО (1992 -2004 г. г.), на заседаниях правительства ЕАО (1996, 1998. 2000, 2001, 2002, 2003), на заседаниях Совета областного института усовершенствования учителей (1998, 2001, 2002, 2003), на заседании межрегионального совета в рамках мегапроекта «Развитие образования в России» (1998, 1999, 2001, 2002,2003), на областных научно — практических конференциях и на курсах повышения квалификации в областном ИУУ (1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003).

Основное содержание диссертации отражено в восьми публикациях.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объём работы вместе с приложениями составляет 315 страниц.

Результаты исследования как совокупность положений по практическому запуску гуманистически-инновационного ресурса управления региональной системой образованием являются предпосылкой для дальнейших исследований по внедрению управленческого ресурса в широкую образовательную практику.

Вместе с тем в исследовании подтвердилось, что система образования по своей сути и природе консервативна. Она не может и не должна допускать резких колебаний из стороны в сторону в зависимости от политической и экономической конъюктуры.

Особая роль в управлении региональной системой образования и составляющих ее элементов принадлежит руководителям разных уровней, чья педагогическая и гражданская позиция, взгляды и убеждения, знания, опыт и определяют, в основном, региональную образовательную идеологию, которая чаще всего является авторской и определяется ценностями, профессионально-педагогической и управленческой компетенцией управленца-лидера.

Результаты выполненного исследования не являются исчерпывающими, и не охватывают всех аспектов рассматриваемой проблемы. За рамками данного исследования остались вопросы, требующие дальнейшего изучения.

Наиболее значимой, на наш взгляд, является проблема межрегиональных связей и взаимодействия, на которую в процессе практической работы вывело создание межрегионального некоммерческого партнерства «Консорциум культурно-образовательных инициатив Востока России». Более детальное исследование данной проблемы могло бы в значительной мере помочь в решении общих для регионов проблем, если под понятием регион рассматривать не отдельно взятый субъект Российской Федерации, а использовать это понятие в более широком смысле этого слова. Особую актуальность эта проблема приобрела в связи с выделением Федеральных округов в составе Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Необходимость существенных качественных изменений в системе образования вытекает, прежде всего, из задачи формирования принципиально нового типа личности. Именно эти задачи призвана решить программа модернизации управления системой образования на всех ее уровнях.

Сложность управленческих проблем, усложняющих в свою очередь и управленческие функции, во многом определяют и сам характер преобразований в системе образования региона, требуют новых идей и подходов, раскрывающих пути повышения эффективности регионального управления. Одной из таких идей является гуманистически-инновационный ресурс управления, который рассматривается нами, как дополнительная возможность эффективного управления системой образования.

Данным исследованием на уровне конкретного субъекта Российской Федерации разрешено противоречие между недостаточной научной проработкой вопроса о включенности гуманистически-инновационного ресурса управления образованием на региоиб нальном уровне и необходимостью его внедрения в практику региональных органов управления образованием.

Данное исследование подтверждает, что задачи модернизации требуют максимальной действенности управленческого ресурса для достижения больших результатов с наименьшими затратами как на уровне ШРСО (широкая региональная система образования), так и на уровне УРСО (узкая региональная система образования).

Управленческий ресурс в исследовании был направлен на эффективные и качественные изменения региональной системы образования. Решению поставленных в исследовании задач в наибольшей степени способствовала идея гуманизации образования.

Исследованием подтверждено, что гуманистически-инновационный ресурс управления запускает механизмы развития региональной системы образования и позволяет осуществить перевод образовательной системы любого уровня (школьного, муниципального, регионального, федерального) из режима функционирования в режим развития.

В ходе теоретического анализа и практического эксперимента доказано, что гуманистически-инновационный ресурс управления региональной системой образования обеспечивает приоритет педагогики толерантности, признание «Я — концепции» и выведение каждого обучающегося через индивидуальную образовательную траекторию и каждого педагога через индивидуальный образовательный маршрут на систематическое развитие, саморазвитие и самосовершенствованиеудовлетворение образовательных потребностей через реализацию консалтинговых функций образовательного сервиса на внутрисистемном уровне.

Гуманистически-инновационный ресурс в управлении образованием требует широкой консолидации с разнообразными общественными институтами, что позволяет современному российскому образованию быть предпосылкой становления гражданского общества.

В исследовании экспериментально доказано, что сложился региональный опыт разработки и принятия управленческих решений через государственно-общественные механизмы управления, главным преимуществом которого является инициация и интеграция общественно-педагогических инициатив «снизу».

В ходе опытно-экспериментальной работы в рамках исследования, определены педагогические, образовательные и иные условия, необходимые для становления и развития новой практики управления образованием, а также отработаны современные управленческие технологии в сфере образования, т. е. практически обеспечена систематическая внутрисистемная процедура по моделированию управленческого ресурса гуманистически-инновационного управления. Экспериментальная работа, направленная на развитие системы образования в Еврейской автономной области, охватывала все уровни системы и обеспечивала вхождение всех видов образовательных учреждений в режим развития и саморазвития.

Исследованием подтверждено, что эффективность образовательных инноваций и управленческих педагогических нововведений зависит от владения их субъектами технологиями разработки и освоения нового, а также от наличия условий, мотивирующих педагогический коллектив или педагогическое сообщество на достижение максимально высоких результатов работы школы или ШРСО в условиях целенаправленного развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учебное пособие.-М.: Владос, 1994.
  2. В.Н. Административное управление территориальными образовательными системами. Великий Новгород: НРЦО, 1999.
  3. Н.В., Владимирова А. П. Государственно-общественное управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие. Саратов: Приволжское книжное изд-во, 2001.
  4. Р., Эмеш Ф. Целеустремление системы. М., 1984.
  5. И.Ю. Педагогическая идея: зарождение осмысление, воплощение. Практическая методология решения педагогических задач. СПб.: Спец Лит, 2000.
  6. Н.Г. Философия образования и технология образования // Вопросы философии. 1995. — № 11.
  7. . Вклад в будущее: приоритет образования. М., 1993.
  8. К. Учителя и инновации. Книга для учителя / Пер. с макед. В. В. Диденко. М.: Просвещение, 1991.
  9. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991.
  10. И. Стратегия управления / Сокр. пер. с англ. М., 1989.
  11. П. Стратегическое управление. М., 1985.
  12. М.В. Теория и практика управления развитием муниципальной системы образования: Дисс. доктора педагогических наук. Новокузнецк, 2000.
  13. Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
  14. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.
  15. JI.Я. Повышение эффективности управления муниципальной системой образования в условиях малого города: дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999.
  16. В.К. Реформа образования в Российской Федерации: 1990−1994. М., 1995.
  17. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
  18. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия //Педагогика. -. 1993.-№ 5.
  19. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. и др. Проблемы методоло. -гии системного исследования. М.: Мысль, 1970.
  20. Л. В. Аксиологические аспекты постдипломного образования педагогов: Монография. -М.: МПГУ, 2001.
  21. А.П. Российское образование. Модернизация и свободное развитие // Педагогика. 2001. — № 7.
  22. А.П. Современные системы образования: варианты выбора // Педагогика. 1997. — № 2.
  23. М. Избранные произведения. М., 1990.
  24. Ю.К., Журавлёв В. И., Розов В. К. и др. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. В. И. Журавлёва. М.: Просвещение, 1988.
  25. А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-кн.: Кн. 1. Редкол. Л. И. Абалкин (отв. ред.) и др./Отд-ние экономики АН СССР, Ин-т экономики АН СССР. М.: Экономика, 1989.
  26. Д.М. Государственно-общественная система управления образованием в условиях дифференцированной социокультурной и этнокультурной сред: Дисс. д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999.
  27. ВНИК «Школа». Концепция общего среднего образования: Сборник материалов и документов. М., 1988.
  28. С.Г. Проблемно-деятельностная игра как метод внутришкольно-го управления. Челябинск, 1993
  29. Г. Г. Организационно-педагогические проблемы совершенствования управления общеобразовательными школами сельского района в условиях осуществления всеобщего среднего образования: дис. к-та пед. наук. М., 1976.
  30. Г. Г. Совершенствование функций управления общеобразовательной школой в условиях её реформы: Учебное пособие. М.: Изд-во МГПИ, 1988.
  31. Д.М. Организация и управление. Изд. 3-е, перераб. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.
  32. .С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
  33. В.И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства//Педагогика. 1997. -№ 3.
  34. Л.П., Никитенко В. Н. Методическое пособие для руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием. Биробиджан, 1999.
  35. Л.П., Веретенникова Г. И., Голубь Б. М. Проект глазами сотрудников управления образования и института усовершенствования учителей / Под ред. Б. Е. Фишмана. Москва-Биробиджан, 2000.
  36. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / Автор-составитель Е. И. Соколова / Под общ. ред. докт. пед. наук. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998.
  37. Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления школой: дис. д-ра пед. наук. -М.: МГПУД996.
  38. В.В. Теория деятельности и социальная практика //Вопросы философии. № 5,1996.
  39. А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М.: Просвещение, 1993.
  40. Диагностика изменений в образовании/Под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, 2002.
  41. П.Ф. Управление, нацеленное на результаты М.: Технология школьного бизнеса, 1994.
  42. В.И. Хорошо забытое старое? // Школьное обозрение. 2001.- № 5.
  43. Есть идеи! / Под ред. А. М. Моисеева, М. М. Мусарского. М., 2002.
  44. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990.
  45. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, 1995.
  46. В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987.
  47. В.И. Проектирование образовательных систем // Педагогика. -1999.-№ 5.
  48. В.И. Учитель как исследователь. М., 1980.
  49. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектиро-вани: Дисс. д-ра пед. наук. СПб. РПГУ, 1996.
  50. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Учительская газета. 1992. — № 28. — 4 августа.
  51. А. Пять необходимых дел в образовании // Народное образование. -2001.-№ 1.
  52. В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. М.: УЦ «Перспектива», 1998.
  53. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.: Новая школа, 1997.
  54. Зеленина JIM. Философия образования и определение целей образования // Вопросы философии.- № 11.- 1995.
  55. И.А. Национальные ценности образования в наследии просветителей Поволжья // Регионология.- 2001. №№ 1, 4.
  56. В.П. Живое знание. Самара, 1998.
  57. П.В., Кондаков М. И., Соцердотов Н. И. Вопросы школоведения /Под ред.В. П. Зимина, М. И. Кондакова, Н. И. Соцердотова.- М.: Просвещение, 1974
  58. А.Ф., Купцов В. И., Розин В. М., Марков А. Р., Шикин Е. В., Царев В. Г., Огурцов А. П. Образование в конце XX века // Вопросы философии.-1992.-№ 9.
  59. Т.В. Методическое обеспечение и проблема эффективности системы дополнительного образования детей //Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования. Ярославль, 1997.
  60. А.Ф. Идеализированная модель как основа научной теории // Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке: Сборник материалов.- М.: НИИ ОП АПН СССР 1986.- 4.1.
  61. Инновации в управлении как фактор развития образовательных систем: Материалы научно-практической интернет-конференции 11 мая 2001 года.- Саратов: Приволжское книжное изд-во, 2001.
  62. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). -М., 1991.
  63. А.Е. Особенности управления общеобразовательной школой в усло-вииях расширения внеурочной деятельности учащихся. М., 1985.
  64. С.Э. О классификации методов внутришкольного управления. М.: Советская педагогика, 1991.
  65. В.П. Управление инновационными процессами в образовании. Минск, 1994.
  66. В.Н., Молчанов С. Г. Научно-практическая конференция «Теория и практика психологического обеспечения образования». Челябинск, 1997.
  67. Ключевые проблемы региональных образовательных систем: Опыт анализа / Под ред. A.M. Моисеева. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002.
  68. М.М. Управление экспериментальным развитием образовательного учреждения: Вып. 1: Запуск эксперимента (взгляд научного руководителя). СПб.: «Образование — Культура», 2000.
  69. Кон И.С. В поиска себя. М.: Политиздат, 1984.
  70. Ю.А. Интенсификация управления общеобразовательной школой. Челябинск: ЧГПИ, 1988.
  71. Ю.А. Что нужно знать учителю о системном подходе. Челябинск: ЧГПИ, 1988.
  72. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства российской Федерации от 29.12. 2001 г. № 1756-р // Официальные документы в образовании. 2002. — № 4.
  73. Ф.Ф. Советская школа в период социалистической индустриализации / Королев Ф. Ф., Ред. В. З. Смирнов М.: Учпедгиз, 1959.
  74. B.C. Конструктивные программы развития региональной образовательной системы.-СПб., 1992.
  75. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1976.
  76. JI.H. Гуманизация образования и саморазвитие личности. Хабаровск, 2001.
  77. Г., О’Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1989.
  78. Е.Б. Системное управление учреждениями и организациями образования как условие обеспечения личностно-ориентированного подхода в обучении: Дисс. кт-а пед. наук. М., 1998.
  79. Е.Б. Управлением инновационными проектами в образовании. М., 2001.
  80. B.C. Системное развитие школы. М., 2002.
  81. B.C., Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Пуденко Т. И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. Лазарева B.C. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995.
  82. О.Е. Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариантной образовательной системы. СПб., 1994.
  83. В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопросы философии. 2001.-№ 4
  84. А.А., Николаев С. А., Репин O.K. Роль социальных взаимодействий в усвоении детьми теоретических понятий. Рига, Педагогический центр «Эксперимент», 1999
  85. П.Дж. Принцип Питера, или почему дела идут вкривь и вкось. М.: Эксмо-Пресс, 2000.
  86. И.С., Умайский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. -Л.: АТУ, 1975.
  87. К., Энгельс Ф. Сочинения: В 30 т. М.: Госполитиздат, 1961. — Т. 20.
  88. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З. К. Румянцевой, Н. А. Сапоматина. М.: ИНФРА, 1995.
  89. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
  90. A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть // Директор школы.- 2001.- № 4.
  91. A.M., Моисеева О. М. Актуальные вопросы управления развивающейся школой. Новокузнецк, 1994.
  92. A.M., Моисеева О. М. Заместитель директора школы по научно-методической работе (функции, полномочия, технология деятельности) / Под ред. М. М. Поташника. М., 2001.
  93. Мониторинг региональных образовательных систем / Под ред. А. Н. Майорова. М., 1999.
  94. Дж. Целевое управление организацией. М., 1979.
  95. Муниципальный и региональный менеджмент: Программа курса / Сост. Б. П. Гуселетов. Екатеринбург, 1997.
  96. В.А. Альтернатива или пример Запада, и что мы можем из него почерпнуть?- М., 1993.
  97. А .Я. Психолого-педагогические методы управления трудовым коллективом. Челябинск: Обл. ИУУ, 1992.
  98. А.Я. Управление процессом обучения: психолого-педагогический аспект. Челябинск: ЧГПИ, 1988.
  99. И.Л. От концепции регионального учебного округа к практическим делам // Регионология.- 1997. -№ 4.
  100. И.Л. Региональный учебный округ: опыт работы. Регионология.1995.108. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» М.: МГУП,
  101. М.Н. Начни с себя: о проектировании школы жизни // Управление в образовании. 2000. — № 2.
  102. М.Н. Проектирование школы жизни (образ и созидание школы): Учебное пособие. Хабаровск: ХГПУ, 2000.
  103. В.В. Концепция целостной модели развития регионального образования и пути ее реализации / На материалах Свердл. обл.: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1995.
  104. В.Н. Основы управления образовательными системами: Учебное пособие для студентов учреждений профессионального педагогического образования. -Биробиджан: БГПИ, 2000.
  105. A.M. Российское образование в новой эпохе: парадоксы, наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000.
  106. Новая педагогическая компетенция. Опыт проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев». Москва-Биробиджан, 2000.
  107. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов / Под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1994.
  108. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы // Директор школы. -2001.-ХоЗ.
  109. В.М. Региональное образования: организация, управление развитием.- М., 1994
  110. С.П. Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки руководителей к ценностно-личностному взаимодействию в управлении. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000.
  111. B.C. Теоретические основы управления: (Школовед. аспект).-М.: Высшая шк., 1990.
  112. В.Г. Профессиональное развитие будущего учителя в условиях региональной системы непрерывного педагогического образования. Тула: Изд-во ТГПУ им. JI. Н. Толстого, 1999.
  113. М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. М.: Новая школа, 1995.
  114. М.М., Хомерики О. Г. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр. 1994. — № 5.
  115. М.Л. Азбука школьного управления. М., 1991.
  116. А.И. Управленческое консультирование нововведений (индивид в организации). М., 1990.
  117. Программно-целевое управление развитием образования: опыт проблемы, перспективы / Под ред. A.M. Моисеева. -М., 2000.
  118. И.И. Теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования: Дисс. д-ра пед. наук. -СПб., 1998.
  119. Проектирование систем внутришкольного управления / Под ред. A.M. Моисеева.- М., 2001.
  120. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. СПб., 1996.
  121. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994.132. Регионология. 1998. -№ 2.133. Регионология. 1999.- № 2.
  122. С.А. Программно-целевой принцип в теории и практике управления областной образовательной системой //Автореф. Дис. на соискание ученой степени д. пед. наук. Челябинск, 1999.
  123. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования // Вестник образования 1992.- № 10.
  124. Н.И. Управление развитием муниципальной системой образования в сверхкрупном городе: Дисс. канд. пед. наук: СПб., 1994.
  125. С.М. Научное управление и производство. М.: Экономика, 1989.
  126. В.В. Сумерки просвещения. -М.: Педагогика, 1990.
  127. Е.Д. Проект «Переподготовка учителей-гуманитариев»: На пути к новому гуманитарному образованию. Новгород, 1998.
  128. . Образование и общество. М., 1989.
  129. Т. Управление по результатам. М., 1992.
  130. Свенцицкий A. J1. Социальная психология управления /Под ред. Е. Кузьмина. JL: Изд-во Ленинградского унив-та, 1986.
  131. Г. Н. Теоретические основы системного управления. Челябинск: ЧИПКРО, 1993.
  132. Г. Н. Управление образованием. Системная интерпретация: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998.
  133. В.П. Педагогический менеджмент: Учебное пособие. М.: РПА, 1997.
  134. В.П. Педагогический менеджмент. 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 1999.
  135. В.А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия гуманизм в действии. -М., 1990.
  136. А.А. Развитие образовательных учреждений в условиях динамично изменяющейся социально-экономической среды: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1999.
  137. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: 1997.
  138. В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека.- М., 2000.
  139. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара / Под ред. А. В. Великановой. Самара, 2001.
  140. Стратегия модернизации общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: ООО «Мир книги», 2001.
  141. Структура инновационного процесса. -М., 1981.
  142. Н.С. Управление общеобразовательной школой. Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1982.
  143. Г. С. Современная гуманистическая психология и школа. СПб., 1995.
  144. Д.В., Воровщиков С. Г. Консалтинговая служба: от управленческих идей к педагогическим технологиям. Челябинск, 1994.
  145. Ф.У. Принципы научного менеджмента /Пер. с англ. А. И. Зак. М.: Контролинг, 1991.
  146. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М.: Изд-во «Прометей» МГЛУ им. В. И. Ленина, 1991.
  147. П.И. Управление общеобразовательной школой по результатам. Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1998.
  148. Управление качеством образования: Сборник методических материалов / Составитель О. Е. Лебедев. М., 2002.
  149. Управление развитием образования в регионе / Под ред. В. Ф. Костюкевича, Л. Д. Рогозиной. Мурманск, 1996.
  150. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Авторы-составители: B.C. Лазарев, М. М. Поташник, A.M. Моисеев и др. -М.: Новая школа, 1995.
  151. Управление школой. Ключевые слова: Словарь-справочник руководителя школы /Под ред. А. М. Моисеева, А. А. Хвана. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2002.
  152. Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1939.
  153. Г. Ф. Проектирование образования: структура, функции, статус // Высшее образование сегодня 2003. — № 7.
  154. Т.А. Национальная школа фактор гармонизации межнациональных отношений в условиях полиэтничной ЕАО // Педагогика. — 2000. — № 4.
  155. JI.H. Социально-педагогические условия развития муниципальной образовательной системы: дис. канд. пед.наук. -Ориенбург, 19 996.
  156. В.М. Модернизация школы: приоритеты образовательной политики // Школьное образование 2001. — № 5.
  157. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
  158. . Е. Педагогическая поддержка постдипломного развития педагогов. М.: МПГУ, 2002 .
  159. Т.А. Организационно-педагогические условия становления районного образовательного округа: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кемерово, 1999.
  160. П.Т. Системный подход в управлении процессом в школе. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1984.
  161. И. и др. Система координат или возможная схема разработки программы развития школы // Директор школы 2001. — № 9.
  162. П.В. Государственно-общественная система управления народным образованием. М., 1991.
  163. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. М., 1994.
  164. В.А. Взаимосвязь методов и приемов обучения как условие их оп-тимизации//Пути повышения эффективности обучения в школе. Челябинск: ЧГПИ, 1981.
  165. И.К. Научные основы мотивационного программно-целевого управления. Барнаул: Изд. БГПУ, 1996.
  166. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990.
  167. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992.
  168. Т.Н., Давыденко Т. М., Рогачева Н. А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. Архангельск, 1995.
  169. Т.И., Тюлю Г. М., Литвиненко Э. В. Оценка управленческой деятельности руководителей школы. Вологда, 1995.
  170. B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1978.
  171. B.C. Философия и стратегия образования // Вопросы философии.1995. -№Ц.
  172. В.П. Психика. История, культура. Ростов-на-Дону, 1990.
  173. В.А. Роль моделей в познании. Л.: Изд-во ЛГУ, 1963.
  174. B.C. Человек как цель воспитания. М.: Педагогика, 1992.
  175. B.C. Задачи нового этапа развития педагогической науки //Педагогическая наука в условиях перестройки. М., 1987.
  176. Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М. М. Поташника.- М., 1991.
  177. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991.
  178. В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: XXI Изд-во «Полиус», 1998.
  179. А. Российские либералы против русской истории // Дружба народов1996. -№ 14.
Заполнить форму текущей работой