Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические возможности проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С. С. Гриншпун, А. В. Зайцева, Г. В. Пичугина, И.В. Ярошинский). Целым рядом исследователей изучался педагогический потенциал проектной деятельности учащихся, который исследователи видят: в развитии их познавательных интересов (О.А. Гребенникова), социальной инициативности (С.Г. Лесникова), творческих способностей и активности (Н.Е. Сауренко, М. Л. Сердюк, Т.В. Шевцова), в становлении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И УСЛОВИЙ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
    • 1. 1. Сущностные черты проектной деятельности подростков в образовательном процессе как основа ее педагогических возможностей
    • 1. 2. Дополнительное образование детей как пространство реализации педагогических возможностей проектной деятельности подростков
    • 1. 3. Структура педагогических возможностей проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей и условия их реализации
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
    • 2. 1. Диагностика ситуации реализации педагогических возможностей проектной деятельности подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей
    • 2. 2. Проектирование условий реализации педагогических возможностей проектной деятельности подростков как стратегия развития коллектива. j

    2.3 Реализация педагогических возможностей проектной деятельности подростков в созданных условиях в учреждении дополнительного образования (на примере коллективов эколого-биологической направленности).13g

    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Педагогические возможности проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Ситуация динамичного социально-экономического развития страны вызывает новые образовательные потребности личности, общества и государства. Движение к открытому образовательному пространству в нашей стране требует пересмотра качественных показателей образования, их соответствия международным стандартам. Новое понимание результатов образования приводит к активному поиску новых подходов к организации образовательного процесса.

Система дополнительного образования детей вносит большой вклад в процесс практической реализации идей новой образовательной стратегии. В Законе Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и других документах определены важность и значение системы дополнительного образования детей, содействующей развитию склонностей, способностей и интересов, социальному и профессиональному самоопределению детей и молодежи. В целях дальнейшего развития системы на период до 2010 года разработана Концепция модернизации дополнительного образования, которая взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации. Среди отличительных черт педагогики этой сферы образования, отмеченных в перечисленных документах, особенно выделяется создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности) и многообразие видов деятельности, которые удовлетворяют самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка.

За годы развития внешкольного и дополнительного образования детские коллективы получают все большую специализацию, что расширяет возможности детей в выборе деятельности в соответствии с их интересами. Вместе с тем, эта в целом благотворная тенденция на практике приводит к неожиданным последствиям. Согласно нормативным документам, типология государственных учреждений дополнительного образования детей построена по принципу направленности их деятельности. Создавая программу, педагог дополнительного образования выбирает определенную направленность деятельности руководимого им детского коллектива и должен ей следовать. Таким образом, в реальности свободный выбор направления деятельности учащийся может осуществить только на уровне учреждения дополнительного образования в целом, когда стоит перед выбором коллектива, в котором ему предстоит заниматься. Сложившаяся на практике ситуация особенно неблагоприятна для подростков, возрастные особенности которых связаны с потребностью в самосознании, самоопределении, социализации, что требует возможности многократных «проб» различных видов занятий.

Один из путей актуализации идеи свободного выбора деятельности в дополнительном образовании детей — изучение возможностей метода проектов, который успешно применяется в различных педагогических системах. Педагогический эффект данного метода основывается на том, проектная деятельность мотивируется решением личностно значимой проблемы ребенка. Это является предпосылкой самостоятельного выбора учащимися направления и характера их деятельности.

Проектная деятельность учащихся в школе к настоящему времени разносторонне изучена. Исследованы дидактические и методические аспекты использования метода проектов — как общие (В.П. Беспалько, В. В. Гузеев, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, И. Д. Чечель и др.), так и частные, обусловленные спецификой преподавания различных предметов (технологии, истории, информатики, физики, естествознания и т. д.). Изучается история метода проектов (Л.И. Богомолова, Р. Б. Вендровская, Е. Ю. Рогачева и др.). Проектной деятельности учащихся посвящены сравнительно-педагогические исследования.

С.С. Гриншпун, А. В. Зайцева, Г. В. Пичугина, И.В. Ярошинский). Целым рядом исследователей изучался педагогический потенциал проектной деятельности учащихся, который исследователи видят: в развитии их познавательных интересов (О.А. Гребенникова), социальной инициативности (С.Г. Лесникова), творческих способностей и активности (Н.Е. Сауренко, М. Л. Сердюк, Т.В. Шевцова), в становлении их ответственности (Н.В. Матяш), духовно-нравственной позиции (А.В. Ходырева), в формировании их информационной культуры (И.Н. Бухтиярова). Исследовались педагогические условия вовлечения школьников в выполнение творческих проектов для всех возрастных групп: младших школьников (Т.Е. Бацаева, О. Ю. Елькина, Н. Н. Новикова и др.), младших подростков (В.Б. Буланова, Л. М. Иляева, М. П. Пастарнак, Е. В. Рогалева и др.), старших подростков (С.Б. Гнездина, Л. П. Петухова и др), старшеклассников (А.Н.Бобровская, О. А. Гребенникова, С. М. Шустов и др.).

Проектная деятельность учащихся в дополнительном образовании значительно менее изучена. Она исследовалась как средство профессионального самоопределения учащихся при освоении компьютерных технологий (А.В. Маятин), как один из вариантов их творчества в детском театральном коллективе (Ю.Ф. Сазонов). Однако специфика педагогических возможностей проектной деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования детей и условия реализации этих возможностей пока не исследовались.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречиями:

• между отраженным в нормативных документах богатым потенциалом дополнительного образования для обеспечения подросткам свободного выбора разнообразной деятельности, в том числе и проектной, и его неполной реализацией в массовой педагогической практике;

• между ориентацией модернизации образования на индивидуальное развитие подростков в мотивированной продуктивной деятельности и неполнотой исследования возможностей педагогов дополнительного образования в создании условий для этого;

• между высоким уровнем теоретической разработки проблемы проектной деятельности учащихся в образовательном процессе школы и недостаточной ее изученностью в системе дополнительного образования детей.

Потребность в решении обозначенной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические возможности проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей».

Цель исследования — выявить условия реализации педагогических возможностей проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей.

Объект исследования — проектная деятельность учащихся в образовательном процессе.

Предмет исследования — условия реализации педагогических возможностей проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования. Исследование строилось на следующих предположениях.

1. Педагогические возможности проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей могут быть представлены как единство возможностей: для личностного и субъектного развития подростковдля развития жизнедеятельности коллективадля обновления профессиональной деятельности педагогов.

2. Педагогические возможности проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования реализуются, если:

• содержание этой деятельности отражает разнообразие интересов подростков, их возрастные и индивидуальные особенности, социально и личностно значимые для подростков проблемы, актуальные проблемы жизнедеятельности коллектива;

• организация проектной деятельности обеспечивает подросткам выбор направленности деятельности и ее форм;

• педагоги не только владеют алгоритмом организации проектной деятельности подростков с учетом их возрастных особенностей, но и сами включены в проектирование.

В соответствии с целью и гипотезой были определены основные задачи исследования:

1. Раскрыть сущностные черты проектной деятельности подростков в образовательном процессе как основу ее педагогических возможностей.

2. Выявить особенности дополнительного образования детей как пространства реализации педагогических возможностей проектной деятельности подростков.

3. Обосновать специфику педагогических возможностей проектной деятельности подростков в учреждениях дополнительного образования и определить условия их реализации.

4. Выявить основные тенденции, характеризующие современную ситуацию реализации педагогических возможностей проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей.

5. Разработать и осуществить программу опытно-экспериментальной проверки условий реализации педагогических возможностей проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей.

Теоретико-методологические источники исследования:

• работы, обращенные к сущности личностно-деятельностного подхода в возрастной психологии и педагогике (Б.Г.Ананьев, З. И. Васильева, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, К. Д. Радина, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. И. Фельдштейн, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин, и др.);

• психолого-педагогические концепции проектной деятельности учащихся (В.В. Гузеев, И. А. Зимняя, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, В. Д. Симоненко, И. Д. Чечель и др.).

• метод проектов в историко-педагогическом аспекте (Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрик, Е.КоллингсЛ.И. Боломолова, Р. Б. Вендровская, Р. Б. Джуринский, Е. Ю. Рогачева и др.);

• теоретические и методические разработки проблем дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, А. В. Березина, А. К. Бруднов, Л. Н. Буйлова, О. С. Газман, В. А. Горский, Е. Б. Евладова, Б. В. Куприянов, О. Е. Лебедев, Н. А. Морозова, Л. Г. Логинова и др.). и истории становления внешкольной работы (Н.Н. Баркова, М. В. Крупенина, Н. К. Крупская, В. П. Вахтерев, К. Н. Вентцель, П. Ф. Каптерев, Е. Н. Медынский, А. П. Пинкевич, С.Т. Шацкий);

• педагогические концепции взаимовлияния личности ребенка и детского коллектива в процессе их развития (М.Г. Казакина, А. С. Макаренко, Л. И. Новикова, И. П. Иванов, Л. И. Уманский, и др.);

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Теоретические — анализ философской, методической и психолого-педагогической литературы, нормативно-законодательных документов Российской Федерации об образованииконцептуальный анализ ранее выполненных диссертационных исследованиймоделированиесинтез эмпирического материалаобобщение педагогического опыта различных коллективов дополнительного образования детей и др.;

2. Эмпирические — обсервационные (прямое и косвенное наблюдение), диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседы, тестирование, ранжирование), экспериментальные (естественный, диагностический и преобразующий эксперименты),.

3. Статистические — методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация.

База исследования: государственное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский Городской Дворец творчества юных» (эколого-биологический центр «Крестовский остров и другие отделы), отделы учреждений дополнительного образования детей в Санкт-Петербурге различных направленностей (эколого-биологической, художественно-эстетической, технической, культурологической и др.).

Логика и этапы исследования:

На первом этапе (2003 — 2004 гг.) было определено общее направление исследования, изучалась и анализировалась философская, педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, накапливался и анализировался педагогический опыт и результаты использования проектной деятельности учащихся в различных коллективах дополнительного образования, формулировались исходные позиции исследования, уточнялся понятийный аппарат, разрабатывалась программа экспериментальной работы.

На втором этапе (2004 — 2008 г.) экспериментально изучалась ситуация использования проектной деятельности подростков в коллективах различной направленности на базе ГОУ «СПбГДТЮ», прорабатывались на практике пути и условия реализации педагогических возможностей проектной деятельности учащихся на базе двух коллективов эколого-биологического центра «Крестовский остров».

На третьем этапе (2007 — 2008 гг.) обрабатывались результаты экспериментов, формулировались теоретические выводы, отраженные в положениях, выносимых на защитупроисходила апробация результатов диссертационной работы и ее окончательное оформление.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• конкретизировано понятие «проектная деятельность подростков в образовательном процессе»;

• проектная деятельность подростков представлена как неотъемлемый элемент жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей;

• обоснована специфика педагогических возможностей проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования, которая проявляется во взаимосвязи и взаимообусловленности возможностей для развития всех субъектов образовательного процесса (школьников, коллектива, педагогов);

• выявлены современные тенденции реализации проектной деятельности подростков в коллективах различной направленности учреждений дополнительного образования детей;

• разработана модель интеграции проектной деятельности подростков и педагогического проектирования в учреждении дополнительного образования детей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теория воспитания обогащается знаниями:

• о сущности проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования;

• о специфике педагогических возможностей проектной деятельности подростков в системе дополнительного образования и условиях их реализации;

• о результатах проектной деятельности учащихся, характеризующих изменения в самих учащихся, в их коллективе и в педагогах.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что:

• разработаны методические рекомендации по использованию проектной деятельности в коллективах учреждений дополнительного образования детей различной направленности;

• разработана и реализуется на практике комплексная образовательная программа лаборатории ресурсоведения эколого-биологического центра «Крестовский остров», основным компонентом которой является проектная деятельность учащихся;

• разработано положение о городском конкурсе проектных работ учащихся «Новый век — новые ресурсы!».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается выверенностью базовых методологических и теоретических положений исследованияпоследовательной реализацией системного и деятельностного подходовширотой источниковедческой базы, адекватной цели исследованиякомплексом методов, соответствующих целям и задачам исследованиярепрезентативностью полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Проектная деятельность подростков в образовательном процессе, направленная на обеспечение его качестваинтегрирующая в себе познание, труд и общениеносящая творческий и исследовательский характерпредполагающая индивидуальные и коллективные формы организациихарактеризующаяся получением определенного продукта и изменениями в субъектах проектирования, сообразна сущности жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей.

2. Развивающаяся система дополнительного образования детей, ориентирующаяся на деятельностный характер образовательного процесса, на добровольность вовлечения обучающихся в этот процесс, на гибкость организационной структуры и содержания деятельности, на открытость и динамичность, создает необходимые предпосылки для проектной деятельности подростков:

• через предоставление им свободы выбора направленности деятельности, коллектива, педагога, образовательного маршрута;

• через разнообразие внешних и внутренних связей учреждений дополнительного образования;

• через диалоговый характер взаимоотношений педагогов и подростков;

• через взаимодействие детей разного возраста в образовательном процессе.

3. Проектная деятельность подростков в учреждении дополнительного образования дает возможности:

• подросткам проявить и испытать себя в различных видах деятельности в составе коллектива и обрести новые ресурсы для индивидуального развития;

• коллективу формировать внутригрупповые и межгрупповые связи на основе совместной работы, согласовывать ценностные позиции;

• педагогам обновлять свою профессиональную деятельность на основе разработки и реализации проектов, интегрирующих деятельность взрослых и детей.

4. Педагогические возможности проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования реализуются, если:

• содержание этой деятельности отражает разнообразие интересов подростков, их возрастные и индивидуальные особенности, социально и личностно значимые для них проблемы, актуальные проблемы жизнедеятельности коллектива, профессиональные интересы педагогов;

• организация этой деятельности обеспечивает подросткам ситуации: о выбора направленности и форм деятельностио проявления самостоятельности и активностио ознакомления с технологией проектирования и ее освоения в процессе деятельностио оценки своей деятельности как вклада в создание общего социально значимого объекта, интегрирующего результаты индивидуальных и групповых проектово рефлексии, коллективных обсуждений, экспертной оценки и общественного признания результатов проектной деятельности.

• педагоги: о осознают особенности этой деятельности, владеют технологией ее осуществления, методиками педагогического сопровожденияо знают психологические особенности подросткового возраста, изучают потребности каждого подростка, среду их жизнедеятельности, отслеживают личностные и субъектные изменения в подросткахо владеют разнообразными социальными ролями во взаимодействии с подросткамио разрабатывают авторские образовательные программы, включающие проектную деятельность как основной компонент образовательного процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация результатов исследования осуществлялась:

• через выступления на методическом совете Санкт-Петербургского Городского Дворца творчества юных (2005 г.), на педагогических советах эколого-биологического центра «Крестовский остров» (2005, 2007, 2008 гг.), на научно-практической конференции, посвященной 70-летию Санкт-Петербургского Городского Дворца творчества юных (2007 г.), на первой региональной научно-практической конференции «Экскурсоведение: инновации и перспективы» (2007 г.), на конференции, посвященной обобщению материалов согласованного исследования проблем дополнительного образования детей (2007 г.), на научных семинарах кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена- • через публикации в периодических научных и научно-педагогических изданиях: «Естествознание в школе» (2004, 2005 гг.), «Экология и образование» (2007 г.), «Исследовательская работа школьников» (2008 г.), «Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради» (2008 г.), в методических изданиях Санкт-Петербургского городского Дворца юных (2005, 2007, 2009 гг.).

Внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялось в коллективах эколого-биологического центра «Крестовский остров» государственного образовательного учреждения «Санкт-Петербургский Городской Дворец творчества юных».

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Констатирующий эксперимент выявил ряд фактов и тенденций, которые позволили сформулировать условия для реализации педагогических возможностей проектной деятельности подростков в учреждениях дополнительного образования:

— информированность педагогов дополнительного образования о методе проектов и осознание ими особенностей, алгоритма и методик сопровождения проектной деятельности будет способствовать их готовности к ее включению в образовательные программы и эффективному использованию в образовательном процессеориентация проектной деятельности подростков на общий объект, интегрирующий различные индивидуальные и групповые проекты, будет способствовать становлению коллектива и стабилизации его состава;

— востребованность в русле однонаправленной деятельности различных разновидностей проектов, предусматривающих выполнение практических операций и действий, позволит реализовать разнообразные интересы подростка в коллективе, который по тем или иным причинам им выбранналичие возможности предъявления результатов (продуктов) индивидуальной и коллективной проектной деятельности — в виде конкурса, выставки, спектакля и других итоговых мероприятий будет стимулировать деятельность подростков и способствовать более глубокой ее рефлексии;

Выявленные условия реализуются путем совместного проектирования единого объекта, которым стал детский музей. Модель совместной проектной деятельности педагогов и подростков, направленной на его создание, представляет собой пересечение трех компонентов: содержательного, технологического и процедурного. Разнообразие вариантов проектной деятельности подростков и их педагогического сопровождения обеспечивает условия для свободного выбора вида и направленности деятельности. Все разнообразие тематики и форм детских проектов интегрируется концепцией музея. Модель проектирования музея реализуется по образовательной программе, включающей проектную деятельность подростков как основной компонент. Предъявление и экспертная оценка продуктов проектной деятельности происходит на конкурсе, цель которого — предоставить учащимся возможность продемонстрировать и оценить результаты своей работы.

Экспериментальная проверка обеспеченных условий выявила ряд изменений в самих подростках, в их коллективе, у педагогов.

У подростков:

— повысился уровень притязаний и самооценки, уровень притязаний и самооценка сблизились за счет повышения последней;

— они овладели на высоком уровне знаниями о сущности проектной деятельности, ее структуре, алгоритме, умением выделять и конкретизировать проблему, планировать работу, выдвигать цели и задачи;

— возросли показатели творческого мышления (гибкость, оригинальность, разработанность).

В коллективе:

— возросло коллективистское начало восприятия группы ее отдельными членами;

— выявилось большее количество таких связей между его членами, которые определяют работу над проектом;

У педагогов:

— повысилась результативность их профессиональной деятельности, так как был продемонстрирован высокий уровень участия подростков в различных конкурсах детских и юношеских проектов и самостоятельных работах;

— обогатился их профессиональный опыт: знаниями об условиях реализации педагогических возможностей проектной деятельности подростков и умениями, обеспечивающими ее эффективное сопровождение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Анализ исследований проблемы проектной деятельности учащихся позволил выявить и сформулировать ее сущностные характеристики: интегративность, проблемность, мотивированность, креативность, наличие исследовательского элемента, рефлексивность, полифункциональность, мета-предметность.

2. Сопоставление сущностных характеристик проектной деятельности учащихся и особенностей подросткового возраста позволило показать, что проектная деятельность оптимальна для развития подростков.

3. Ретроспективный анализ и сопоставление сущностных характеристик проектной деятельности учащихся и особенностей дополнительного образования позволил сделать вывод, что проектная деятельность обучающихся является атрибутом дополнительного (внешкольного) образования детей с самого начала его зарождения, а в настоящее время может быть мощным ресурсом совершенствования образовательного процесса в детских коллективах.

4. Педагогические возможности проектной деятельности подростков в дополнительном образовании можно рассматривать во взаимовлиянии. С одной стороны — как ресурсы образовательной среды учреждений дополнительного образования детей для эффективной реализации проектной деятельности подростков. С другой стороны — как позитивный эффект проектной деятельности подростков в образовательной среде учреждения дополнительного образования: у обучающихся подростков, в их коллективе, у педагогов. Совместное проектирование и создание комплексного продукта позволяет реализовать те педагогические возможности проектной деятельности подростов, которые востребованы именно в учреждениях дополнительного образования детей. Это становление и стабилизация коллектива подростков, развитие личности учащихся в коллективе, возможность внести разнообразие в жизнедеятельность коллектива, возможность педагогам реализовывать свой потенциал в совместном с детьми проектировании, возможность дальнейшего использования совокупного продукта проектирования.

5. В ходе исследования подтвердилось, что педагогические возможности проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования успешно реализуются, если:

• содержание этой деятельности отражает разнообразие интересов подростков, их возрастные особенности и индивидуальные возможности и предполагает решение социально и личностно значимых для них проблем;

• организация проектной деятельности обеспечивает подросткам: многократный выбор вида и направленности деятельности, возможность проявления самостоятельности, ознакомление с технологией проектирования, ситуации рефлексии, коллективные обсуждения и экспертную оценку проектов, возможность оценить свою деятельность как вклад в создание общего социально значимого объекта, получить общественное признание результатов проектирования;

• педагоги владеют алгоритмом ее реализации, методиками ее педагогического сопровожденияучитывают возрастные особенности подростков, прослеживают их индивидуальное развитие и изменения в познавательных интересах, владеют разнообразными социальными ролями во взаимодействии с нимиорганизуют ситуации для эффективной реализации проектов подросткамивключают проектную деятельность как основной компонент в авторские образовательные программыориентированы на творчество и реализуют собственные педагогические проекты.

6. Экспериментальная проверка условий реализации педагогических возможностей проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования показала их высокую эффективность для обучающихся подростков, для их коллектива и для педагогов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. — 2002. — № 1. — С. 24−33.
  2. .Г. О проблемах современного человекознания. / Б. Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2001. 272 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
  4. A.M. Научно-исследовательская и проектная работа московских школьников / A.M. Афиногенов, О. П. Сахарова // Исследовательская работа школьников. 2003. — № 1. — С. 48−51.
  5. Е.В. Экологические проекты в летнем лагере / Е. В. Бакулина // Исследовательская работа школьников. 2004. — № 4. — С. 80−81.
  6. Н.Н. Реализация идей реформаторской педагогики в деятельности С.Т. Шацкого / Н. Н. Баркова // Педагогика. 2000. — № 37. — С.69−73.
  7. Т.Е. Психолого-педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к руководству проектной деятельностью учащихся: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Е. Бацаева. Брянск, 1998. -164 с.
  8. В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / В. А. Березина. М., 1998.- 147с.
  9. Ю.Березина А. В. Основные тенденции и механизмы развития дополнительного образования детей на современном этапе Электронныйресурс. / ГНУ «Республиканский Мультимедиа Центр». М., 2003. -Режим доступа: http://vidod.edu.ru, свободный.
  10. П.Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  11. .Н. Философия: Курс лекций / Б. Н. Бессонов. М.: ООО Издательство «Аст»: ООО «Издательство Астрель», 2002. — 318 с.
  12. A.M. Программа «Ученые будущего». Опыт организационных усилий / А. М. Бианки, Н. Ф. Трубицын // «Ученые будущего». Педагогические проблемы. Аничковский вестник. 2000. — № 25. С. 3−18.
  13. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. Т.1. / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979.- 304 с.
  14. А.Н. Профессиональное самоопределение старшеклассников в проектной деятельности: дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / А. Н. Бобровская. Волгоград, 2005. — 143 с.
  15. Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования: Монография / Р. У. Богданова СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 220 с.
  16. Л.И. Сравнительный анализ двух педагогических технологий 20-х гг./ Л. И. Богомолова // Истории педагогических технологий: Сб. науч.тр. / Отв. Ред. М. Г. Плохова, Ф. А. Фрадкин. М.: НИИ ТиИП АПН РСФСР, 1992.-133 с.
  17. М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. / Богуславский М. В. // Педагогика. 2000. — № 4. — С.63−70.
  18. А.А. Б.Г.Ананьев виднейший советский психолог / А.А.Бодалёв, Б.Ф.Ломов, Е. З. Фришман //Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1980. — С. 5−12.
  19. В. А. Компетентностная модель: От идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. С. 814.
  20. Л.И. Педагогика дополнительного образования: Учебно-методическое пособие для руководителей детских творческих объединений
  21. Л.И.Боровиков. Новосибирск: НИПКиПРО, 2002.158 с.
  22. Л.Н. Развитие социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.06 / Л. Н. Буйлова. М., 1998. — 20 с.
  23. В.Б. Организация образовательного процесса в основной школе с учетом половозрастных особенностей младших подростков: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. Б. Буланова. СПб, 2005. — 18 с.
  24. И.Н. Формирование информационной культуры учащихся в образовательной области «Технология» в старших классах средней школы: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. Н. Бухтиярова. М., 2004. -17 с.
  25. Т.Е., Войнова М. И. Проектная технология как один из факторов построения системы личностно ориентированного образования в школе / Т. Е. Веденеева, М. И. Войнова // Дидакт. 2000. — № 1. — С. 32−39
  26. Р. Б. Прогрессивизм в США 20 30-х гг. XX в. / Р. Б. Вендровская//Педагогика. — 2003. — № 7. — С. 84−89.
  27. К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. тр. / Сост. Л. Д. Филоненко.- М.: АПО, 1993. 171 с.
  28. О.А. Программно-методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся в дополнительном образовании детей / О.А.Вихорева// Дополнительное образование. 2004. — № 5. — С.36−38.
  29. Внешкольные учреждения: Пособие для работников внешкольных учреждений / Сост.: Л. И. Филатова, В.С.Муратова- Под ред. Л. К. Балясной. М.: Просвещение, 1978. — 256 с.
  30. А. Т. Принципы организации исследовательской деятельностиучащихся в Центре «Экология и культура» г. Уфы / А. Т. Волкова, А. М. Волков // Исследовательская работа школьников. 2004. — № 4. — С. 70−72.
  31. Всесоюзный съезд работников народного образования. 1988 г.: Стеногр. Отчет. -М.: Высш.шк., 1990. 414 с.
  32. Л.А., Сидорчук Е. В., Немытов Д. Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб пособие для студ. высших и пед. учебных заведений / Л. А. Вяткин, Е. В. Сидорчук, Д. Н. Немытов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  33. О.С. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы Всероссийского п/л «Орленок» / О. С. Газман, В. Ф. Матвеев. М.: Педагогика, 1982. 96 с.
  34. В. Праксеологический анализ проектно-конструкторских разработок / В. Гаспарский- Пер. с пол. М.: Мир, 1978 — 172 с.
  35. В.П. Дополнительное образование детей: сущность, функции, тенденции развития / В. П. Голованов // Дополнительное образование. -2004. № 5. — С. 5−9
  36. И.Ф. Дополнительное образование как условие формирования социальной активности учащихся: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / И. Ф. Голованова. С-Пб., 2005. — 179 с.
  37. Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся Электронный ресурс. / Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова. Самара, 2003. 236 с. Режим доступа: http://mega.educat.samara.ru, свободный.
  38. В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования / В. А. Горский // Дополнительное образование. 2003. — № 2. — С. 29−34.
  39. О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников: дисс.. канд. пед наук: 13.00.01 / О. А. Гребенникова. — Великий Новгород, 2005. 181 с.
  40. В.Ю. Информационно-образовательные технологии как фактор развития творчества учащихся в проектной деятельности: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. Ю. Гребенщикова. Великий Новгород, 2003. -205 с.
  41. С. С. «Академия X»: Подготовка американских школьников к жизни и труду / С. С. Гриншпун // Педагогика. 2006. — № 4. — С.103−108.
  42. Ю.В. Исследование и проектирование: различие типов мыследеятельности и их содержания / Ю. В. Громыко, Н. В. Громыко // Исследовательская работа школьников. 2004. — № 3. — С. 16−21.
  43. С.М. Самодеятельное туристское путешествие подростков и педагогов как форма организации образовательного процесса: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. М. Губаненков. СПб, 2002. — 198с
  44. В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / В. В. Гузеев // Директор школы. — 1995. — № 6. — С. 39−43.
  45. В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности /В.В. Давыдов // Психологический журнал. 1998. — № 6. — С. 20−27.
  46. Н.А. Определение места дополнительного образования детей в системе общего образования / Н. А. Денисова // Дополнительное образование. 2005. — № 8. — С. 24−26.
  47. Дж.К. Методы проектирования / Дж.К.Джонс- Пер. с англ. М.: Мир, 1986.-326 с.
  48. Я. Проектирование и конструирование: системный подход / Я. Дитрих — Пер. с пол. М.: Мир, 1981. — 454 с.
  49. Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере / Н. В. Добрецова. М.: Агропромиздат, 1987. — 54с.
  50. Дополнительное образование детей / Под ред. О. Е. Лебедева. М.: ВЛАДОС, 2000. — 256с.
  51. Л.М. Методика обучения учащихся исследовательской деятельности при изучении биологии: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. М. Дробышева.- Тамбов, 1999.
  52. Д. Школа и общество / Д. Дьюи- Пер. с англ. М.: Работник просвещения, 1923. — 46 с.
  53. Е.Б. Дополнительное образование детей / Е. Б. Евладова, Л.Г.Л огинова, Н. Н. Михайлова. М.: ВЛАДОС, 2002. — 352с.
  54. А.В. Социально-педагогические условия развития дополнительного образования детей в России: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /А.В.Егорова-М., 2004. 195 с.
  55. О. Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников // Педагогика. 2004. — № 7. — С. 23−28.
  56. Д.С. Учить школьников разрешать проблемы / Д. С. Ермаков // Педагогика. 2005. — № 10. — С.33−38.
  57. С. А. Проектная деятельность социально-экологической направленности как средство обеспечения условий для самореализации старшеклассников: автореф. дис.. канд пед. наук: 13.00.01 / С. А. Ермолаев. Н. Новгород, 2007. — 19 с.
  58. А.И. Ориентация младших школьников на творчество в кружках начального технического творчества: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. И. Живицкая. С-Пб., 2003. — 24 с.
  59. Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12−18 лет. (Кросскультурное сравнение: Потсдам — Санкт-Петербург): Коллективная монография. СПб.: Изд-во ГРПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 130 с.
  60. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования / Е.С.Заир-Бек— СПб.: Просвещение, 1995. — 235 с.
  61. А.В. Теория и практика обучения «Технологии» в начальных школах Англии (дидактический аспект): автореф. дис. .канд пед. наук: 13.00.02 / А. В. Зайцева.- М., 2000. 21с.
  62. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2001.
  63. Е.В. Методическая кухня: педагогические технологии. Мифы и рифы / Е. В. Зачесова // Учительская газета. -2006 -08. № 034. — С. 3.
  64. И.Я. Проектная методика обучения иностранному языку / И. Я. Зимняя, Т. Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. 1991. — № 3. С. 9−15
  65. А.В. Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Золотарева. -Ярославль, 1999. 22 с.
  66. А.А. Иной подход — задачи общие / А. А. Иванова // Детский театр — пространство творчества: Сб. материалов конференций «Детский театр — пространство творчества», «Иной подход». СПб.: 2007. — С.73−75.
  67. И.П. Методика коммунарского воспитания / И. П. Иванов. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  68. Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждениях дополнительного образования детей (научно-методический аспект) В 2-х частях. Часть 1 / Т. В. Ильина. Ярославль.: ГУ ЦЦЮ, 2000. — 76с.
  69. Л.И. Экспедиция как форма организации исследовательской деятельности / Л. И. Ильичева // Исследовательская работа школьников. 2004. № 4. С. 76−79.
  70. Л.С. Социализация школьников в современной системе дополнительного образования / Л.С.Илюшин- Российскийгосударственный педагогический университет им. А.И. Герцена- Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных. — СПб.: 2003 — 55с.
  71. Л.М. Дидактические условия обучения учащихся 5−7классов выполнению творческих проектов в образовательной области «Технология»: дис.. канд. пед наук: 13.00.02 / Л. М. Иляева. — Брянск, 1996.-216с.
  72. Л.М. Творческие проекты для учащихся 5−7 классов по обработке конструкционных материалов / Л. М. Иляева, В. Д. Симоненко, Н. П. Шипицын. Брянск: Изд-во БГПИ, 1995. — 56с.
  73. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе / М. Г. Казакина. Л.: Педагогика, 1989. — 76с.
  74. Календарь Всероссийских массовых мероприятий с обучающимися на 2006 год // Внешкольник: Воспитание и и дополнительное образование детей и молодежи. 2006. — № 1. — С. 2 — 14.
  75. B.C. Методика занятий по разделу «Проект» в 5−7- классах / B.C. Капустин // Школа и производство. 1999. — № 4. — С. 33−38.
  76. А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся / А. А. Карачев // Школа и производство. 1997. — № 2 — С. 10−11.
  77. Кармин А. С. Философия / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. СПб.: Издательство ДНК, 2001.-536 с.
  78. М.Р. Формирование образовательной среды клуба — учреждения дополнительного образования детей: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ М. Р. Катунова. С-Пб., 1998. — 212 с.
  79. В.Х. Метод проектов / В.Х. Килпатрик- Пер. с англ.- Л.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1925 43 с.
  80. И.А. Педагогические условия развития детского словесного творчества в сфере доп. образования: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. А. Киршин. Калининград, 1999. — 16 с.
  81. М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта / М. В. Кларин // Педагогика. 2000. — № 7. — С. 12−18.
  82. Н.В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей / Н. В. Кленова, JI.H. Буйлова // Дополнительное образование. 2005. — № 1. — С. 18−24.
  83. И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. И. А. Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
  84. Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе / Я. Л. Коломинский. Минск: Изд-во «Новая ясвета», 1969. -236 с.
  85. В.В. Педагогическая оценка результатов обучения учащихся проектной деятельности / В. В. Колотилов, С. И. Мелёхина // Технология 2000.: Сб. тр. Междунар конф. Самара: 1999. — С. 189−190.
  86. Э. Опыт работы американской школы по методу проектов / Э. Коллингз- Пер. с англ.- Л.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1925 43 с.
  87. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. -392 с.
  88. Ю.С. Развитие ученических экскурсий в России (середина XIX начало ХХвека) / Ю. С. Константинов // Дополнительное образование.- 2004. — № 4. — С. 55−59.
  89. Концепция модернизации дополнительного образования на период до 2010 года.
  90. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р).
  91. Краткий словарь по философии / Под ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. 3-е изд. доработ. и доп. — М.: Политиздат, 1979. 413 с.
  92. Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Ю. Круглова. Челябинск, 1997. — 23 с.
  93. Н.К. Заботиться о всестороннем развитии детей / Н. К. Крупская // Крупская Н. К. Пед соч. в 10-ти т. Т. 5. М.: Педагогика, 1959. — 591 с.
  94. И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. 3-е изд. / И. Ю. Кулагина. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 176 с.
  95. В.И. Туризм / В. И. Курилова. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
  96. Миновская- Под ред. А. В. Мудрика. М.: Издательский центр «Академия», 2004 — С. 30−39.
  97. В.И. Технология группы / В. И. Ланцберг, М. Б. Кордонский // Сельская школа со всех сторон. 2001. — № 20. — С. 4−5.
  98. Латинско-русский словарь: 3-е изд., испр. / И. Х. Дворецкий. — М.: Рус.яз., 1986.-840 с.
  99. О.Е. Образование как фактор развития личности / О. Е. Лебедев // Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Тезисы и мат-лы Всерос. научн. практ. конф. — СПб.: ГОУ «СПбГДТЮ», 1998. — С. 9−18.
  100. Л.Е. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждения дополнительного образования: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Е. Леонова. М, 2000. — 342 с.
  101. А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. 2003. — № 4. — С. 12−17.
  102. А.В. О программировании развития продуктивно-поисковых образовательных технологий в сфере дополнительного образования /
  103. А.В.Леонтович // Одаренные дети: теория и практика. Материалы российской конференции. Москва, 28−30 марта 2001 г. / Общ. ред. В. И. Панова. М.: 2001. — С. 167−171.
  104. А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся / А. В. Леонтович // Экспериментальные площадки в московском образовании. М.: 2001. — С. 84−89.
  105. А.В. Проектирование юношеской экспедиции / А. В. Леонтович // Народное образование. 2002. — № 3. — С. 158−162.
  106. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584с.
  107. М.Р. Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология» / М. Р. Леонтьева // Школа и производство. — 2000. -№ 5 С. 6−8.
  108. П.С. Проектирование в «Технологии» / П. С. Лернер // Школа и производство. 1997. — № 3. — С. 15−19.
  109. С.Г. Проектная деятельность как средство развития социальной инициативности подростков в условиях детской общественной организации: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Г. Лесникова. Ижевск, 2005.- 189с.
  110. Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей / Л. Г. Логинова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999.-226 с.
  111. Н. А. Педагогическая антропология Б. Г. Ананьева / Н. А. Логинова // Педагогика. 2008. — № 2. — С. 98−109.
  112. А.В. Задачи внешкольного образования в советской России / А. В. Луначарский // О воспитании и образовании / А. В. Луначарский. -М.: Педагогика. 1976. С. 361 — 362
  113. . И.И. Проектная деятельность: социально-философский аспект: дисс. д-ра. фил. наук: 09.00.11 / И. И. Ляхов. Москва, 1995. — 385с.
  114. А.С. Вроде методического плана клубной работы / А. С. Макаренко.// Пед.соч.: В 8 т. / А. С. Макаренко М.:1986. — Т.1. — С. 6467.
  115. А.С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко. М.: Педагогика, 1972. — 336 с.
  116. Д.В. Развитие проектных умений учащихся на занятиях по физике: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Д. В. Макарова. С-Пб., 2005−18 с.
  117. И.Ю. Педагогические функции метода проектов в условиях их реализации в сельской школе: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. Ю. Малкова. Томск, 1995. — 153 с.
  118. .П. Инновации в дополнительном образовании / Б. П. Мартиросян, В. А. Горский // Дополнительное образование. 2003. -№ 4. — С. 7−17.
  119. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников: дис.. д-ра псих, наук: 13.00.01 / Н. В. Матяш. Брянск, 2000. — 385 с.
  120. Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования/Н.В. Матяш//Педагогика. 2000. -№ 4. -С. 37−43.
  121. А.В. Организация допрофессиональной подготовки старшеклассников в области компьютерных технологий в учреждении дополнительного образовании детей: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. В. Маятин. СПб., 2005, — 202 с.
  122. Н.А. Об опыте сотрудничества Ботанического института РАН и детского журнала «Костер» в области экологического образования школьников // Сб.: Ботанические сады России в системе экологического образования. М.: 2004, С.40−43.
  123. Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. 5-е изд-е, доп./ Е. Н. Медынский. М.: Наука, 1981. — 294 с.
  124. С.И. Обучение учащихся 8−9 классов проектной деятельности на уроках технологии. Методическое пособие. / С. И. Мелёхина. Киров.: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2002. — 290 с.
  125. Метод учебных проектов / Сост. В. С. Рохлов // Естествознание в школе. — 2005. № 4. — С.25−30.
  126. Е.В. Педагогические возможности театрализованной деятельности в воспитании творческой направленности личности младшего школьника: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Мигунова. -Великий Новгород, 2004. 184 с.
  127. О.А. Мониторинг результативности педагогического процесса в системе дополнительного образования детей ДОД: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / О. А. Мирончева. Ульяновск, 2005. — 342 с.
  128. П.Н. История возникновения городской олимпиады по биологии / П. Н. Митрофанов // Педагогический журнал «Ракурс». — 2004. -№ 21.-С. 12.-14.
  129. . Н.А. Российское Дополнительное образование как многоуровневая система: развитие и становление: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Морозова. -М., 2003. 332 с.
  130. А.В. Социальная педагогика: Учеб для студ. пед. вузов / А.В.Мудрик- Под. ред В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.
  131. Музейная педагогика: из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 416 с.
  132. Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся / Департамент образования г. Москвы / Отв. Ред. JI.E. Курнешова- Сост.: О. Н. Держицкаяя и др. М., 2003. Вып. 3. — 222 с.
  133. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751).
  134. Е.А. Детские экологические экспедиции: общий взгляд / Е. А. Ниибург // Детские научно-образовательные экспедиции Северо-Запада России. Эколого-биологическая направленность / Под ред А. С. Карпова, О. Н. Тиходеева. СПб.: 1998. — С. 9−13.
  135. Е.А. Технология научного исследования: Методические рекомендации / Е. А. Нинбург. СПб: ГОУ «СПбГДТЮ», 2000.- 28 с.
  136. Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. А. Новикова // Школьные технологии. 2000. № 2 С. 43−52.
  137. Л.И. Педагогика детского коллектива (Вопросы теории) / Л. И. Новикова. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
  138. Н.Н. Педагогическое управление проектной деятельностью младших школьников на уроках технологии: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Н. Новикова. Киров, 2003. — 173 с.
  139. А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А. С. Обухов // Народное образование. 2004. — № 2. — С. 146−148.
  140. М.Б. О проектном подходе в разработке содержания предмета «Технологии» / М. Б. Павлова // Школа и производство. 1993. — № 5. -С.43−45.
  141. М.Б. Дизайн- подход как основа обучения (серия «Развитие детского творчества через технологические проекты) / М. Б. Павлова, Д.Питт. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — 286 с.
  142. М.Б. Развитие детского творчества через технологические проекты: сборник проектов 5 класс // Под ред. М. И. Гуревича, М. Б. Павловой, И. Л. Петровой, Дж. Пита. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — 286 с.
  143. В.И. Деятельное практико-ориентированное образование / В. И. Панов // Дополнительное образование. -2003. № 8. С. 3−4.
  144. А.И. Организационно-педагогические основы предпринимательской подготовки учащихся (в системе дополнительного образовании детей): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ А. И. Парамонов. М., 2000 — 21 с.
  145. М.П. Дидактические основы применения проектного обучения учащихся 5−7- классов техническому творчеству в процессе изучения образовательной области «Технология»: дис.. канд. пед наук: 13.00.02 / М. П. Пастарнак. Брянск, 1997. — 337с.
  146. В.Г. Археологический клуб как форма организации внеучебной деятельности подростков: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ В. Г. Пежемский. С-Пб., 2003 — 22 с.
  147. А.В. Психология межличностных отношений в группах и коллективах//М.:Советская педагогика. 1974. — № 4. — С.88
  148. Л.П. Развитие познавательных интересов учащихся 8−9 классов технологической подготовки в ходе выполнения творческих проектов сфизико-техническим содержанием: дис.. канд. пед наук: 13.00.01 / Л. П. Петухова. — Брянск, 1997. — 173с
  149. А.П. Организация детского коллектива в школе / А. П. Пинкевич // Педагогика в 2 т.: Т.2. М.: 1929 264 с.
  150. Г. В. Проектная деятельность школьников в дополнительном образовании: опыт США / Г. В. Пичугина // Школа и производство. 2006. — № 4. — С. 6−10
  151. В.Д. Изучение экологических ориентаций школьников в системе дополнительного образования / В. Д. Повзун, О. В. Ярушина // Дополнительное образование. 2005. — № 10. — С. 14−21.
  152. Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. — № 1. — С.43−48
  153. Полковникова.Т. А. Педагогические возможности дискуссии в процессе становления исследовательской культуры старшеклассников: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Полковникова. СПб., 2007. — 23с
  154. Г. Н. Исторические предпосылки формирования системы дополнительного образования детей в России / Г. Н. Попова // Дополнительное образование. 2005. — № 4. — С.46−54.
  155. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Издательский Дом БАХРАХ, 1998. -672 с.
  156. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев- Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005. — 432 с.
  157. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование / В. Е. Радионов. СПб: СПбГТУ, 1996. — 354с.
  158. Е.В. Дидактические основы проектных заданий как средство развития творческой активности учащихся 5−7 классов в образовательнойобласти «Технология»: дис.. канд. пед наук: 13.00.02 / Е. В. Рогалева. — Москва, 1999.- 189 с.
  159. Е. Ю. Педагогика Дж.Дьюи в контексте разных культур / Е. Ю. Рогачева // Педагогика. 2003. — № 8. — С.88−96.
  160. Рубинштейн C. JL Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2007. — 713с.
  161. Е.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников / Е. В. Рукавишникова, Г. А. Васильева, М. В. Жиркова // Дополнительное образование. 2005. — № 10 -С.26.29.
  162. Е.Ф. Практикум по возрастной психологии / Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Головей. СПб.: Речь, 2002. — 694 с.
  163. А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. 2004. — № 1. — С. 22−32.
  164. А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников / А. И. Савенков // Ф1зпса: праблемы выкладання. 2007. — № 3. — С. 14−24.
  165. А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование / А. И. Савенков // Школьные технологии. 1998. — № 4. — С.14−148.
  166. Е.Ю. Город мастеров / Е. Ю. Сазонов // Педагогический поиск: Сборник. М.: 1987. — С. 441−500.
  167. Е.Ю. Детский спектакль как произведение педагогического искусства / Е. Ю. Сазонов // Детский театр пространство творчества: Сборник материалов конференций «Детский театр — пространство творчества», «Иной подход». — СПб.: 2007. — С. 17−23.
  168. С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис.. д-ра. пед. наук: 13.00.01/ С. В. Сальцева. М., 1996. — 35 с.
  169. П.С. Основы разработки творческих проектов: Книга для учителей технологии и предпринимательства / П. С. Самородский. Брянск, 1995.-88с
  170. Н.Е. Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов колледжа: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Е. Сауренко. М., 2004. — 22 с.
  171. Седов В. А. Педагогические возможности диалога в образовательном процессе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. А. Седов. — СПб., 2002. 298 с.
  172. Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — Т. 1. — 815 с.
  173. И.Н. Философия гуманизации как научно-теоретическая основа совершенствования деятельности системы дополнительного образования Электронный ресурс. / И. Н. Семенов. Режим доступа: http://vidod.edu.ru/science/pedagogic/518, свободный.
  174. M.JI. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся (на примере образовательной области «Технология»): автореф. дис.. канд. пед наук: 13.00.01 / М. Л. Сердюк. -Киров, 2002.-19 с.
  175. В.В. Личностно-ориентированное образование: концепция и технологии / В. В. Сериков Волгоград, 1994, 234с.
  176. A.M. О сущности педагогических явлений / А. М. Сидоркин // Педагогическая наука в условиях перестройки. М.: 1988.- С.68−71.
  177. В.Д. Творческие проекты учащихся 5−9 классов общеобразовательных школ. Книга для учителя. / Под ред. В. Д. Симоненко. ИМЦ «Технология». — Брянск, 1996. — 238 с.
  178. Словарь синонимов русского языка: практический справочник: ок. 11 ООО синоним, рядов / З. Е. Александрова. М.: Рус. яз.-Медиа- Дрофа, 2008. — 564 с.
  179. Смирнова Н. А. Педагогические возможности клубных форм в образовательном процессе современной школы: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Смирнова. СПб., 1995. -273 с.
  180. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2001. — 928 с.
  181. М.И. Формирование учебно-исследовательской деятельности школьников в условиях информатизации процесса обучения: автореферат дис.. канд. пед наук: 13.00.02 / М. И. Старовиков. Челябинск 2007. — 24 с.
  182. Е.П. Адаптивная оздоровительно-образовательная среда в системе дополнительного образования, автореф. дис.. докт пед. наук: 13.00.01 / Е. П. Стрелецкая. Майкоп, 2005. -34с.
  183. Э.Э. Развивающие технологии профессионального образования / Э. Э. Сыманюк // Философия образования. 2006, № 3, С. 280−285.
  184. С.И. О детском дизайн-центре / С. И. Таланкин // Детский дизайн-центр. Педагогический журнал «Ракурс». — № 24. — 2006. — С. 4−5.
  185. Е.В. Организация воспитательного процесса: цели, формы, результаты / Е. В. Титова // Внешкольник. Ярославль. 2000. — № 1. — С. 410.
  186. Е.В. Проблема результата и качества деятельности в учреждениях дополнительного образования детей / Е. В. Титова // Материалы научно-практической конференции, Ярославль. 1997. С. 10−14
  187. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. СПб.: Диамант, 1998.-590 с.
  188. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова- Российская Академия наук- Институт русского языка- Российский фонд культуры. -М.: АЗЪ, 1993.-960с.
  189. О. А. Педагогические возможности учебных заданий в реализации идеи диалога (На примере обучения иностранному языку): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. А. Туманова. Владимир, 2000. — 22 с.
  190. Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е. Е. Туник -СПб.: Речь, 2003.-96с.
  191. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Уманский Л. И. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
  192. Е.О. Мотивы и ценностные ориентации подростков, увлеченных исследовательской деятельностью / Е. О. Федоровская, Л. Ю. Ляшко // Дополнительное образование. — 2005. № 9. — С. 49−55.
  193. Д.И. Психология современного подростка / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1988. — 114с.
  194. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перраб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. — 560с.
  195. Л.Ф. О некоторых тенденциях развития учебно-исследовательской деятельности школьников / Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. 2002. — № 2. — С. 57−72.
  196. Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учеб. пособие для ин-тов культуры / Фролова Г. И. — М.: Просвещение, 1986. 159 с.
  197. П. Наука и искусство проектирования: методы проектирования, научное обоснование решений / П. Хилл- Пер. с англ. М.: Мир, 1985. — 96с.
  198. А.В. Проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании учащихся 5−11 классов: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В .Ходырева. Новокузнецк, 2005. — 21с.
  199. Е.С. Творческая деятельность школьников и становление их экологической культуры / Е. С. Цикало // Дополнительное образование. — 2005. -№ 12.-С.29−33.
  200. Н.Г. Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в системе эколого-биологического образования / Н. Г. Чеботарева // Экология. Культура. Образование. 2002. — № 8. — С. 4447.
  201. И.Д. Метод проектов, или попытка избавить учителя от роли всезнающего оракула / И. Д. Чечель // Директор школы. — 1998. № 3, — С. 11−16.
  202. И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. И. Д. Чечель // Директор школы. 1998. — № 4. — С. 3−16.
  203. Е.К. Проектная и исследовательская деятельность в рамках предметов базисного учебного плана / Е. К. Чиркова // Исследовательская работа школьников. 2004. — № 1. — С. 137−139.
  204. С.Т. Задачи общества «Детский труд и отдых» // Пед.соч. в 4 т. М.: Изд-во Акад пед. наук РСФСР, 1964. Т.1.- С. 289−292.
  205. С.Т. На пути к трудовой школе // Пед.соч. в 4 т. М.: Изд-во Акад пед. наук РСФСР, 1964. Т.2.- С. 13−43.
  206. С.Т. Наше педагогическое течение //Педагогические сочинения: В 4 т. М., 1964−1965. — Т.2. — С.134−141.
  207. С.Т. Предисловие к книге «Годы исканий» // Пед.соч. М.: Изд-во Акад пед. наук РСФСР, 1964. — 1964. — Т.2. — С.51−52.
  208. А.Н. Использование закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников (на примере образовательной области «Технология»): автореф. дис.. канд. пед наук: 13.00.02 / А. Н. Шевкунов. -СПб, 1999.-23 с.
  209. Т.В. Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. В. Шевцова. М., 2005. — 21с
  210. С.А. Лето в лагере / С. А. Шмаков М.: Знание, 1970. — 94 с.
  211. С.М. Педагогическое руководство проектной деятельностью старшеклассников / С. М. Шустов. Киров: Изд-во СГПУ, 2000. — 55 с.
  212. С.М. Методические основы организации и проведения проектной деятельности учащихся старших классов в условиях межшкольных учебных комбинатов, автореф. дис.. канд. пед наук: 13.00.02 / С. М. Шустов. Киров, 2000. — 24 с.
  213. Т.П. Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности: / На материалах Центра доп. образования: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Т. П. Щербакова. Ростов н/д, 1997- 21 с.
  214. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. Кн. для учителя / Г. И. Щукина-М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  215. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. / М. Фасмер- Пер. с нем. М.: Прогресс, 1964. — 450с.
  216. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. М.:1997.233. Юсупов В. З. Развитие проектного сознания специалиста / В. З. Юсупов //
  217. Становление сознания специалиста: Междисциплинарный диалог: Мат-лы Российско-Белоруской научн. теор. конф. Киров: Изд-во Вят ГГУ, 2003. -С. 66−72.
  218. Е.Н. Педагогические возможности теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в развитии творческой активности учащихся: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Н. Яковлева. СПб., 2001.- 21с.
  219. Н.О. Проектирование как педагогический феномен / Н. О. Яковлева // Педагогика. 2002. — № 6. — С. 8−14.
  220. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / В.А. Якунин- Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998.-639 с.
  221. Ярошинский И. В. Опыт реализации проектов в английской школе / И. В. Ярошинский // Школа и производство. 1996. — № 1. — С. 26−27.
Заполнить форму текущей работой