Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы начального обучения детей с недостатком зрения в классе баяна

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако начальный период обучения детей с недостатком зрения в классе баяна ставит перед педагогами множество других нерешенных задач, к числу которых относятся: установление межличностного общения педагога с учащимися, стимулирование у учащихся интереса к музыке и музыкальным занятиям, формирование у них образных представлений и адекватной самооценки, воспитание сценической культуры, овладение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методические основы начального обучения детей с недостатком зрения в классе баяна
    • 1. 1. Психолого-педагогические особенности обучения и воспитания незрячих и слабовидящих детей
    • 1. 2. Сравнительный анализ действующих программ и методик начального обучения детей с недостатком зрения в классе баяна
    • 1. 3. Основные принципы и методы начального обучения детей с недостатком зрения в классе баяна
  • Глава II. Разработка и апробация практического курса первого года обучения детей с недостатком зрения в классе баяна
    • 2. 1. Программа первого года обучения детей с недостатком зрения в классе баяна
    • 2. 2. Экспериментальная проверка эффективности авторской методики начального обучения незрячих баянистов

Проблемы начального обучения детей с недостатком зрения в классе баяна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном мире наметилась тенденция роста числа людей с патологией зрения. Каждый второй россиянин страдает тем или иным зрительным расстройством. Причинами столь пагубного явления послужили экологические и политические катаклизмы, перегрузки органов зрения при использовании электронных информационных технологий, наследственные факторы. С переходом к рыночной экономике инвалиды по зрению лишились гарантии трудоустройства на специализированных предприятиях, что резко обострило проблему социально-трудовой реабилитации незрячих и слабовидящих детей.

Баян своими художественными и конструктивными особенностями способствует реабилитации инвалидов по зрению средствами эстетического творчества. Всемирную известность получили выдающиеся незрячие деятели баянного искусства И. Я. Паницкий, В. Е. Каллистов, В. П. Полецкий, А. А. Полудницын, И. Д. Алексеев, И. А. Яшксвич, В. Я. Подгорный, Н. С. Михальченко, А. П. Ворон. Разноплановость инструмента предоставляет музыканту широкие возможности для самореализации. Своеобразное вертикальное положение клавиатуры, повернутой от исполнителя, требует овладения навыками игры без зрительной поддержки, что ставит в равные условия незрячих и зрячих баянистов. Язычково-пневматическая природа инструмента позволяет сохранять более тесный контакт пальцев с клавишами.

В России сформирована система профессионального музыкального образования инвалидов по зрению (музыкальный колледж-интернат, специализированный институт искусств). Однако творческому росту студентов-баянистов этих учебных заведений препятствуют серьезные недостатки начального обучения, что объясняется отсутствием соответствующей методики. Общепринятые методы обучения зрячих зачастую оказываются мало эффективными или вообще неприемлемыми для слепых и слабовидящих учащихся.

В области музыкальной тифлопедагогики исследовались некоторые проблемы обучения баянистов. Н. С. Михальченко и В. Н. Кулаков разработали механизм формирования факторов компенсации слепоты, обеспечивающих положительные результаты в процессе музыкальной деятельности. И. Д. Алексеев и В. П. Кашенков рассматривали некоторые особенности работы над музыкальным произведением при осязательном чтении нотной системы JI. Брайля. Е. Е. Баранов уделял внимание проблемам организации домашней работы и развития музыкального мышления незрячих у ч ащихся-баянистов.

Однако начальный период обучения детей с недостатком зрения в классе баяна ставит перед педагогами множество других нерешенных задач, к числу которых относятся: установление межличностного общения педагога с учащимися, стимулирование у учащихся интереса к музыке и музыкальным занятиям, формирование у них образных представлений и адекватной самооценки, воспитание сценической культуры, овладение техникой безопасности обращения с инструментом. На сегодняшний день в научно-педагогической литературе не отражена главная проблема начального периода обучения — формирование игровых двигательно-моторных навыков незрячих баянистов, где в наибольшей степени проявляется специфика обучения без участия зрительного анализатора. Это и является основным препятствием для решения остальных выше указанных задач.

Таким образом, возникает противоречие между широкой популярностью баяна в творческой деятельности незрячих музыкантов и не разработанностью теоретико-методических аспектов начального обучения баянистов с недостатком зрения. Это определило актуальность настоящего исследования.

Целью настоящего исследования является научное обоснование и разработка методики начального обучения незрячих и слабовидящих детей младшего и среднего школьного возраста в классе баяна.

Объект исследования — музыкальное образование инвалидов по зрению.

Предмет исследования — начальный период обучения детей с недостатком зрения в классе баяна.

Гипотезы исследования:

1. Процесс обучения игре на баяне детей с недостатком зрения будет более эффективным при внедрении специальной методики, мобилизующей механизмы компенсации утраченного зрительного анализатора.

2. Специальная методика предположительно должна базироваться на общих музыкально-педагогических принципах, однако включать в себя адаптированные для детей с недостатком зрения методы: словесно-образную характеристику художественного образа и технических приемов, формирование исполнительских навыков на основе осязательно-двигательных ощущений, освоение музыкальных произведений по нотной системе JL Брайля.

3. Применение специальной методики позволит повысить уровень профессиональной подготовки незрячих и слабовидящих баянистов.

Задачи исследования:

1. Выявить основные особенности учебно-познавательной деятельности незрячих и слабовидящих детей.

2. Провести сравнительный анализ действующих программ и методик начального обучения игре на баяне на предмет их соответствия психофизиологическим особенностям детей с недостатком зрения.

3. Определить основные принципы методы и формы работы с незрячими и слабовидящими учащимися баянистами.

4. Разработать авторскую программу первого года обучения детей с недостатком зрения в классе баяна.

5. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности новой методики.

Методологической основой исследования являются гуманистические идеи французских просветителей (Ж.Ж. Руссо, Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро), положения теории компенсации утраченных функций организма (М.И. Сеченов, J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, П. К. Аиохин, Дж. Гибсон).

Предлагаемая методика опирается на исследования в области тифлопедагогики и тифлопсихологии по проблеме влияния дефекта зрения па учебно-познавательную деятельность и процесс эстетического воспитания (М.И. Земцова, Л. П. Григорьева, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, В. З. Кантор, А. С. Майданов, А. В. Вержбицкий, Н. А. Семевский, О. И. Егорова, А. Ф. Гребнев, Ю. М. Гохфельд, В. Н. Кулаков, В.П. Ермаков), основные принципы музыкальной педагогики (Б.В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдулин, Г. М. Цыпин, Р. Н. Гржибовская, Л. А. Баренбойм, Б. М. Теплов, А. Н. Малюков, А. Пиличаускас, В. И. Петрушин), основы методики начального обучения игре на баяне (А.Е. Онегин, И. Д. Алексеев, Н. И. Ризоль, В. В. Накапкин, Н. И. Степанов, Б. Р. Ляшенко, Г. Т. Стативкин, В. А. Семенов, А.Т. Попов).

Методы исследования: теоретический анализ литературы в сопоставлении с личным опытом автора диссертациимоделированиепедагогическое наблюдениеопросбеседыинтервьюобучающий эксперимент.

Научная новизна исследования. Впервые предметом научно-педагогического исследования стал начальный период обучения детей с недостатком зрения в классе баяна. Подробно рассматривалась проблема формирования двигательно-моторных навыков незрячих баянистов, которая также на сегодняшний день не отражена в научно-педагогической литературе. С учетом психофизиологических особенностей детей с недостатком зрения были определены основные принципы, методы и формы работы с незрячими и слабовидящими учащимися-баянистами. Данные принципы положены в основу разработанной программы первого года обучения детей с недостатком зрения в классе баяна. В ходе исследования выстроена система постановки рук при помощи формирующих движений, определены стадии развития пальцевых ощущений для игры без зрительной поддержки, составлена схема разучивания музыкального произведения по нотной системе JI. Брайля.

Конечным результатом исследования стала разработка специальной методики с поурочной программой первого года обучения детей с недостатком зрения в классе баяна. В диссертации представлены: схема разучивания произведений по нотной системе JI. Брайля, приемы формирования посадки, постановки рук, рационального меховедения и туше.

Главная отличительная особенность новой методики заключается в формировании двигатсльно-моторных навыков у незрячих баянистов, в основе которых лежат осязательно-двигательные ощущения. Ярким показателем эффективности методики является положительное влияние каждого примененного метода обучения на развитие того или иного компенсаторного фактора у незрячих музыкантов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Для обучения игре на баяне незрячих и слабовидящих детей необходима адаптация педагогических методов с целью активизации функций компенсации утраченного зрения.

2. Метод обобщения учебного материала на примере конкретного произведения обеспечивает творческий рост учащихся с недостатком зрения в условиях щадящей учебной нагрузки.

3. Освоение исполнительской техники баяниста на основе осязательно-двигательных ощущений эффективно и для видящих учащихся, так как это позволяет юному музыканту глубже сосредоточиться на своих внутренних переживаниях художественного образа.

4. Принцип компенсации реализуется всей совокупностью методов музыкального обучения детей с недостатком зрения. Практическая значимость исследования. Разработанная специальная методика, основанная на таких важных механизмах компенсации слепоты, как музыкально-слуховые представления, тактильно-двигательные ощущения, память, нотная система Л. Брайля, делает процесс обучения баянистов с недостатком зрения более доступным и эффективным не только на начальном этапе, но и на всех ступенях обучения. При этом устанавливается более тесный творческий контакт педагога с учащимся, основанный на взаимопонимании и сотрудничестве, осуществляется профилактика) физических и психологических травм. Обозначенные в работе параметры и критерии оценки позволяют незрячим педагогам более тщательно контролировать не только художественную, но и техническую сторону развития своих учеников.

Процесс обучения незрячих баянистов представлен как баланс между специфическими трудностями и некоторыми преимуществами в работе с незрячими. Очевидные трудности сбалансированы следующими преимуществами. Если ученик не видит инструмент, его не надо отучать подглядывать на клавиатуру, он быстрее запоминает расположение клавиш с помощью осязания. Отсутствие зрительного восприятия технического показа при формировании игровых навыков позволяет ученику больше сосредоточиться на собственных тактильных ощущениях. Недоступность чтения нот с листа компенсируется развитием памяти при разучивании произведений сразу наизусть и умением аккомпанировать по слуху.

Видеиие этого баланса оптимизирует процесс обучения незрячих музыкантов и раскрывает широкие перспективы дальнейшего развития музыкальной тифлопедагогики. Соблюдение этого баланса оптимизирует процесс обучения незрячих музыкантов и раскрывает широкие перспективы дальнейшего развития музыкальной тифлопедагогики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования отражены в ряде опубликованных работ, обсуждались на кафедре музыкальных инс трументов Московского педагогического государственного университета, одобрены на всероссийских и региональных научно-практических конференциях в Москве (2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007), Курске (2004 г.), Саранске (2003). Апробация и внедрение разработанной методики осуществлялись на базе Московской школы-интерната № 1 для слепых детей, Курского музыкального колледжа-интерната для слепых и слабовидящих, музыкального факультета Московского педагогического государственного университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, методических рекомендаций, библиографии и приложения. Работа иллюстрирована таблицами. Объем диссертации составляет 156 страниц, список литературы включает 152 наименования.

Заключение

.

В ходе проведения научного исследования по проблемам начального обучения в классе баяна детей с недостатком зрения были выявлены психолого-педагогические особенности работы с незрячими и слабовидящими детьми. С учетом этих особенностей проведен сравнительный анализ действующих программ и методик начального обучения игре на баянеопределены основные принципы и методы работы с незрячими и слабовидящими учащимися-баянистами, положенные в основу теоретико-методической модели начального обучения детей с недостатком зрения в классе баянаразработана программа первого года обучения игре на баяне незрячих и слабовидящих детейпроведена опытно-экспериментальная проверка эффективности новой методики.

Психолого-педагогические особенности работы с незрячими и слабовидящими детьми заключаются в коррекции развития впимаиия, памяти, мышления и речи на основе слухового и осязательного восприятия. Данные психофизические функции развиваются в различных видах деятельности и проявляются в зависимости от типологических особенностей темперамента, от чувственного опыта индивида, а также от приобретенных волевых, интеллектуальных и эмоциональных качеств личности. Музыкальное обучение и воспитание в полной мере способствует развитию устойчивости, переключаемости и достаточному объему внимания, смешанного типа памяти, аналитического мышления и образной речи.

Специфика обучения незрячих музыкантов заключается в методах формирования двигательно-моторных навыков, образных представлений и адекватной самооценки учащихся, а также в особой логике работы над музыкальным произведением. Наиболее специфическими являются метод осязательно-двигательного показа, метод формирующих движений, метод дробления музыкального материала на примере конкретного произведения.

Также значим метод музыкально-слухового иллюстративного показа и метод словесно-образных характеристик.

Для формирования музыкального мышления учащихся со специальными потребностями необходима грамотная организация донотного периода обучения, направленного на формирование тембро-динамических метроритмических и звуковысотных музыкально-слуховых представлений. Для скорейшего освоения исполнительских навыков незрячими и слабовидящими учащимися-баянистами оптимальным является обучение на инструменте с готовыми аккордами по традиционной четырехпвльцевой системе в сочетании с рациональным использованием большого пальца уже на первом году обучения.

Методические рекомендации.

На начальном этапе обучения незрячих баянистов педагогу приходится решать целый комплекс специфических проблем. Эти проблемы условно можно разделить на возрастные, физиологические, психологические, педагогические и методические. Условность данной классификации связана с тем, что вышеуказанные факторы тесно и непосредственно взаимодействуют в учебном процессе.

Возрастные трудности напрямую обусловлены закономерностями возрастной физиологии и психологии. Дети вследствие активного роста испытывают потребность в движении и в большинстве своем непоседливы, у них малый объем и устойчивость внимания. Небольшой рост и недостаток физической силы затрудняет игру на таких крупных и достаточно тяжелых инструментах, как баян и аккордеон. Однако техническое развитие у детей протекает, безусловно, более интенсивно, чем у взрослых, которые больше склонны к анализу и скорейшему освоению теоретического материала. Детьми и подростками в основном движет интерес к музыкальным занятияму юношей и у взрослых, как правило, сформирована определенная целенаправленность. Для поддержания интереса к занятиям желательно подбирать репертуар согласно возрастным особенностям учащегося. Младшие школьники наиболее зависимы от руководства педагога. Насколько оно умелое, настолько успешным будет ожидаемый результат. Подростки нередко переживают кризисные явления, преодолевая которые, они самоутверждаются как личности. Подросткам свойственны опрометчивые решения, переоценка собственной компетенции. Педагогу следует держать себя с подростками в роли старшего товарища, имеющего твердые позиции и умеющего прогнозировать конфликтные ситуации.

Возрастные и педагогические трудности неизбежны в работе с любыми учащимися. Во всех случаях базовыми принципами музыкальной педагогики остаются интерес к музыке и музыкальным занятиям, последовательность, доступность, ясность поставленных задач, неразрывно связанных с образным содержанием произведения и качеством звучания. М. Саямов отмечает, что «начальный период обучения музыке должен быть увлекательным, изобиловать разнообразием занятий, впечатлений, активно влиять на эмоциональную сферу, давать широкую информацию» [117. С. 7].

В процессе обучения незрячих и слабовидящих музыкантов наряду с общераспространенными встречаются и специфические трудности физиологического, а также психологического характера, что требует коррекции методических приемов.

Незрячие от рождения и потерявшие зрение в раннем детстве не имеют зрительных представлений об окружающем мире. Они получают информацию за счет словесных описаний, слухового и тактильного восприятия. Потерявшие зрение в более старшем возрасте переживают большую психологическую драму. Нередко они обращаются к музыке волею обстоятельств, так как вынуждены кардинально перестраивать свои прежние жизненные планы. Это может стать причиной замкнутости, неустойчивости, неуравновешенности характера.

Специфические трудности требуют особо деликатного и профессионального подхода со стороны учителя. Так, проявляя предельную тактичность в работе с учащимися, имеющими ограниченные возможности, стараясь по возможности не напоминать об их физическом недостатке, педагог, тем не менее, должен быть хорошо осведомлен о состоянии каждого ученика. Обостренная слуховая восприимчивость также может создавать ряд дополнительных проблем. Тонко улавливаемые посторонние шумы нередко отвлекают ученика во время урока. Существует обманчивое впечатление, когда незрячий ученик слышит собственную игру на нюанс громче реального звучания, поэтому рекомендуется как можно раньше приучать детей играть громко, ровно и четко проговаривая все звуки.

Неко торые трудности, однако, имеют обратную сторону, создающую определенное преимущество по сравнению с работой со зрячими.

Технологический показ при обычных условиях принято строить на основе визуализации. Игровые навыки незрячих музыкантов формируются на базе слухового опыта через тактильные, двигательные и пространственные ощущения. Полученные таким образом комплексные представления фиксирует хорошо натренированная память, которая играет определяющую роль в психических процессах незрячего человека. При этом отпадает соблазн подглядывания за правой клавиатурой баяна или аккордеона, тормозящего развитие моторики музыканта. При тонко развитом осязании легче и быстрее происходит освоение и левой клавиатуры, которая состоит из пяти-шести рядов мелких кнопок, расположенных в одной плоскости и совсем недоступна для зрительного контроля.

Невозможность полноценной игры с листа при тактильном восприятии нотного текста замедляет освоение нового музыкального материала и вносит соответствующие коррективы в работу над произведением. Начальной стадией становится разучивание текста наизусть, в то время как по отношению к зрячему учащемуся педагогу приходится проявлять настойчивость, устанавливать жесткие сроки, чтобы произведение было выучено на память твердо и заблаговременно.

Уровень обучения музыке детей с нарушениями зрения диктуют условия общеобразовательной специализированной школы-интерната, где работают самодеятельные кружки или филиалы местных ДМШ. Эти условия включают в себя качество инструментария, содержание нотной библиотеки, возможности для самостоятельных занятий на музыкальном инструменте. В то же время, в рамках школы-интерната гораздо легче осуществлять набор учащихся, контролировать посещение занятий и выполнение домашних заданий, осуществлять принципы межпредметных связей. При этом детям не нужно тратить время и силы на посещение учреждений дополнительного образования. Собрать необходимые сведения о способностях и интересах ребенка, его успеваемости, познакомиться с историей болезни помогут воспитатели, классные руководители, школьный врач-офтальмолог. Педагогмузыкант сам является свидетелем того, как дети реализуют свои творческие возможности на различных школьных мероприятиях.

Таким образом, устанавливается определенный баланс между возникновением одних проблем и решением других. Видение этого баланса оптимизирует процесс обучения незрячих музыкантов и предоставляет широкие творческие возможности в сфере музыкальной тифлопедагогики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Новая программа по музыке // Искусство и школа" — М., 1981.
  2. В.А., Шахов Г. И., Егоров Б. И. Баян. Программа для детскихмузыкальных школ и вечерних школ общего музыкального образования. -М., 1974.
  3. Ю. Т. Прогрессивная школа игры на баяне. М., 1971.
  4. А.Д. История фортепианного искусства. 4.1 -М., 1962.
  5. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1971.
  6. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении иобразовании. Л., 1973.
  7. .В. Музыкальная форма как процесс Л., 1971.
  8. JI.A. Путь к музицированию. Исследование. — Л., 1979.
  9. А.П. Самоучитель игре на баяне .- М., 1981.
  10. А.П. Справочник баяниста. М., 1987.
  11. Л.В. Отношение к труду, профессии, будущей работе студентов-инвалидов // Мир психологии. 2001. — № 2. — С. 198−204.
  12. П. Педагогика слепых. -М., 1936.
  13. П. Психология слепых. М-Л., 1981.
  14. А. О художественной технике пианиста. Опыт психофизиологического анализа и методы работы М., 1973.
  15. Г. Русская гармоника Л., 1960. — С. 49−54.
  16. А.А. Педагогическая интерпретация музыкального образа (теоретические и методические аспекты музыки С.В. Рахманиного): Дис.. канд. пед наук. М., 2002.
  17. И. Артикуляция JL, 1961.
  18. В.А. Элементарная теория музыки — М., 1956.
  19. Л.Д. О методике обучения игре на фортепиано незрячих и слабовидящих // В мире музыки. 1983. — № 1 (79). — С. 54−93. (Издание по JI. Брайлю)
  20. Выборно-готовый баян. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. М., 1985.
  21. JJ.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1996.
  22. В.Н. Современные подходы к формированию музыкально-исполнительской техники пианиста в процессе обучения (по материалам учебной работы в вузе): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2006.
  23. С.И. Анатомия и физиология человека. Учебное пособие для факультета педагогики и методики начального обучения и факультета дошкольного воспитания. М., 1969.
  24. .С. Философия образования для XX века (в поисках практико-ориенгированных образовательных концепций). М., 1997.
  25. П.И. Школа игры на баяне. Д., 1971.
  26. П.И. Методика обучения игре на народных инструментах. -Л., 1975.
  27. П.И. Основы игры на баяне. М., 1960.
  28. В.Г., Колобков С. М. Гаммы и арпеджио на баяне. // Баян и баянисты. М., 1970.
  29. Ю.М. К вопросу о функции внутреннего слуха при чтении нот по Брайлю // Музыкальное развитие учащихся. Вопросы теории и методики фортепианного обучения. М., 1973. — С. 21−27.
  30. Ю.М. Развитие двигательных приемов, умений и навыков слепых и частично зрячих учеников в процессе обучения их игре на фортепиано: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1975.
  31. Ю.М. Развитие пианистических способностей незрячих учеников // Музыкальное развитие учащихся. Вопросы теории и методики фортепианного обучения. М., 1973. — С. 14−21.
  32. А.Ф. Методика музыкально-художественного воспитания слепых. -М., 1934.
  33. Р.Н. К проблеме внутренне-слуховых музыкальных представлений // Музыкальное развитие учащихся. Вопросы теории и методики фортепианного обучения. — М., 1973. — С.51−62.
  34. Л.П. Психологические исследования зрительных функций нормально видящих и слабовидящих школьников. М., 1987.
  35. В. Жшшнскас И. Незрячий в обществе: Социальные меридианы. // Мир психологии. 2001. -. № 2. — С.186−197.
  36. В. П. Якунин Г. А. Развитие обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Справочно-методическое пособие для учителя. — М., 1990.
  37. ЗемцоваМ. И. Пути компенсации слепоты. М., 1956.
  38. Аз. Начальный курс игры на баяне. Д., 1964.
  39. С.М. Избранные произведения в 6-ти томах. Т. 2. М., 19 641 971.
  40. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2002.
  41. М.И. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. М., 1997.
  42. М.Ц. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974.
  43. В.З. Проблемы теории и практики эстетического воспитания и эстетической реабилитации слепых и слабовидящих учащихся //
  44. Проблемы профессионально-педагогической подготовки музыкантов с нарушениями зрения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. А. В. Репринцева. Курск, 2001. — С. 91−112.
  45. В.П. Специфика работы по классу баяна с незрячими учащимися // В мире музыки. 1983. — № 2 (80). — С. 85−104. (Издание по JI. Брайлю)
  46. А.Г. Психология личности. -М. 1970.
  47. Г. У врат мастерства. М., 1969.
  48. Ю.П. Преподавание основ импровизации в детской музыкальной школе. -М., 1987.
  49. Л. Содержание и форма работы баяниста над музыкальным произведением // Баян и баянист. М., 1978.
  50. Э.В. Трактат об ощущениях. М., 1935.
  51. Т., Фролов И. Кино и музыка М., 1964.
  52. Г. А. Новые игры для незрячих // Проблемы профессионально-педагогической подготовки музыкантов с нарушениями зрения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. А. В. Репринцева. Курск, 2001. — С. 122−133.
  53. Ю.А. Восприятие средств наглядности учащихся школы слепых. -М., 1969.
  54. В.Н. Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса (на материале работы с незрячими баянистами аккордеонистами): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 2000.
  55. А.Н. К проблеме развития музыкальных способностей // Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 2003. — С. 183−185.
  56. А.Н. Проблема развития психики. М., 1972.
  57. А. Природа художественного творчества. М., 1971.
  58. Ф. Искусство игры на баяне. М., 1985.
  59. А.Г. Слепота и формирование личности // Сборник по реабилитации слепых / Под ред. А. Г. Литвак. М., 1982.
  60. А.Г. Тифлопсихология. М., 1985.
  61. Л. Строение музыкальных произведений. М., 1960.
  62. С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и методы правильного развития. Петроград: Изд. 2-е, испр. и доп., 1915.
  63. С.Н. Опыт обучения детей гармонии и импровизации. JT., 1984.
  64. А.Н. Эмоциональный аспект музыкального развития школьников // Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 2003. — С. 24−31.
  65. Н.Ф. К вопросу о речевой подготовке будущего учителя // Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 2003. — С. 113−114.
  66. A.M. Из истории аккордеона и баяна. -М., 1967.
  67. Н.С. Значение и роль компенсаторных факторов (КФ) для незрячего музыканта // Работа незрячего преподавателя музыки в учебномзаведении. Материалы совещания по обмену опытом работы незрячих музыкантов. М., 1985. — С. 60−72.
  68. В.Н. Простейшие приемы варьирования на баяне или аккордеоне. -М. 1989.
  69. В.В. Школа игры на готово-выборном баяне. М., 1988.
  70. Незрячие деятели науки и культуры. М., 1973.
  71. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 6-с изд. -М, 1999.
  72. А. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов. -Хабаровск, 1978.
  73. А.И. Стилевой подход в практике пианиста. // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сб. науч. трудов. Вып. 8. М., 2002. — С.75−83.
  74. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского. М., 1973.
  75. А.Е. Школа игры на баяне. М., 1969.
  76. Опыт работы незрячих преподавателей музыки. Материалы совещания. -М., 1979.
  77. Педагогика / Под ред. проф. И. А. Каирова. -М., 1948.
  78. А.А. Познание музыки как воспитательная проблема. Пособие для учителей. М., 1992.
  79. А.И. Пятипальцевая аппликатура на баяне. М., 1962.
  80. JI.B. Нетрадиционные формы занятий и социализации студентов со специальными потребностями // Профессионально-личностное развитие будущего специалиста. Теория и опыт. Сб. науч. трудов / Под ред. А. В. Репринцева. Курск, 2004 — С. 175−185.
  81. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1−7 классы / Под ред. Д. Б. Кабалевского. -М., 1985.
  82. Программа по музыке для 1−8 класса / Под ред. Ю. Б. Алиева. М., 1993.
  83. Н.И. Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне (правая клавиатура). М., 1977.
  84. М. О некоторых проблемах музыкального воспитания детей // Вопросы методики начального музыкального образования. -М., 1981.
  85. М.А., Егорова О. И. Пособие по тифлографике для учащихся очно-заочных школ. М., 1984.
  86. В.А. Современная школа игры на баяне. М., 2003.
  87. О.Б. Воспитание самостоятельности и творческой инициативы студентов на уроках фортепиано // Профессионально-личностное развитие будущего специалиста. Теория и опыт. Сб. науч. трудов / Под ред. А. В. Репринцева. Курск, 2004. — С. 203−209.
  88. В. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. — М., 1962.
  89. А.И. Жизнь и творчество В.Д. Кондратьева педагога, музыкант а, композитора. — М., 2003.
  90. А.И. История развития московской школы для слепых детей -М., 1992.
  91. А.И. Обучение слепых детей в странах Европы в XVIII—XIX вв.еках.-М., 2001.
  92. Г. А. Запись нот по системе Брайля. Краткое руководство для зрячих музыкантов, работающих со слепыми. В 2-х ч. Ч. 1. М., 1988.
  93. Г. А. Запись нот по системе Брайля. Ч. 2. М., 2000.
  94. Г. А. Запись нот по системе Брайля. -М. 1988.
  95. Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1999.
  96. Н.Б. Игры для слепых детей. М., 1950.
  97. Н.Л. Гимнастика для слепых детей. — М., 1971.
  98. Г. Т. Начальное обучение на выборно-готовом баяне. — М., 1989.
  99. Н.И. О психологических предпосылках формирования исполнительских навыков баяниста // Работа незрячего преподавателя музыки в учебном заведении. Материалы совещания по обмену опытом работы незрячих музыкантов. М., 1985. — С. 15−24.
  100. Н.И., Малюков А. Н. Первые уроки с начинающими. Методические указания к теме курса методики обучения игре на баяне и аккордеоне для учащихся заочных отделений музыкальных училищ. М., 1983.
  101. В.А. О воспитании. М., 1979.
  102. Т.В. Освоение будущими учителями технологий организации и проведения музыкальных игр // Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования.
  103. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. -Саранск, 2003. С. 103−105.
  104. В.В. Об использовании средств звукозаписи в классе баяна // Работа незрячего преподавателя музыки в учебном заведении. Материалы совещания по обмену опытом работы незрячих музыкантов. М., 1985. -С.35−43.
  105. .М. Психология музыкальных способностей. M.-JL, 1947.
  106. .К. Теоретические основы тифлопедагогики. Учебное пособие. М., 2001.
  107. И.И. Училище наше // В мире музыки. 1990. — № 2 (136). — С. 170−184. (Издание по JI. Брайлю)
  108. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михайлевской. М. 1975.
  109. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.
  110. Г. М. Развитие музыкального слуха и чувства ритма у учащихся фортепианного класса // Музыкальное развитие учащихся. Вопросы теории и методики фортепианного обучения. М., 1973. — С. 62−183.
  111. А. Преодоление технических трудностей на баяне. М., 1982.
  112. Г. И. Смирнов Г. А. Самоучитель игры на баяне. М., 1978. (Издание по JI. Брайлю)
  113. Г. И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования. М., 1986.
Заполнить форму текущей работой