Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий
Результаты доложены: на семинаре Центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО, Москва, 2004 г.- семинаре кафедры информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета, Москва, 2004 г.- Международном научном конгрессе «Проблемы качества экономического роста», Самара, 2004 г.- Международной конференции «Информационные технологии… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения
- 1. 1. Аспекты создания и развития информационно -образовательной среды ВУЗа
- 1. 2. Функции и структура
- ЭИОС ВУЗа
- 1. 3. Математическая модель
- ЭИОС ВУЗа. Оптимизация информационных потоков в
- ЭИОС ВУЗа
- 1. 4. Готовность высшего учебного заведения к использованию ЭИОС
- 1. 5. Технологические основы организации сетевых образовательных ресурсов ВУЗа
- Глава 2. Электронная информационно-образовательная среда как основа педагогических инноваций высшего учебного заведения
- 2. 1. Особенности учебного процесса в ЭИОС
- 2. 2. Дидактические возможности
- ЭИОС ВУЗа
- 2. 3. Использование
- ЭИОС ВУЗа в решении задач андрогогики
- Глава 3. Виртуальное подразделение электронной информационно-образовательной среды ВУЗа
- 3. 1. Виртуальное представительство кафедры как элемент управления знаниями в ВУЗе
- 3. 2. Построение виртуального представительства кафедры в
- ЭИОС ВУЗа
- 3. 3. Виртуальное подразделение в научно-исследовательской работе в
- ЭИОС ВУЗа
- Глава 4. Электронный учебно-методический комплекс в условиях использования телекоммуникаций
- 4. 1. Электронный учебно-методический комплекс как основа методического обеспечения
- ЭИОС ВУЗа
- 4. 2. Теоретическая и практическая составляющие в электронном учебно-методическом комплексе
- 4. 3. Методы оценки знаний в
- ЭИОС ВУЗа
- Глава 5. Практические аспекты реализации электронной информационно-образовательной среды ВУЗа
- 5. 1. Практика создания и эксплуатации электронных учебно-методических комплексов в
- ЭИОС ВУЗа
- 5. 2. Примеры мультимедийных обучающих программных продуктов ЭУМК
- 5. 3. Информационно-поисковая система для научных и образовательных потребностей ВУЗа
- 5. 4. Практическая реализация телекоммуникационного учебного процесса в ЭИОС экономического ВУЗа
Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Учебный процесс в высшем учебном заведении (ВУЗ), научные исследования, проводимые в нем, управление учебным процессом и управление ВУЗом как организацией, а также множество других информационных процессов принято относить к информационно-образовательной среде (ИОС) ВУЗа.
В настоящее время происходит активное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) в сферу высшего образования. Компьютер становится доступным и мобильным устройством, обеспечивающим выполнение учебной работы и в аудиториях, и вне стен учебного заведения. Это приводит к глобальным изменениям условий функционирования ВУЗов, вызывающим необходимость пересмотра многих традиционных подходов к организации их работы и используемых образовательных технологий. Основой этого процесса становится содержательное и технологическое развитие ИОС ВУЗа, предполагающее в условиях использования ИКТ: постоянную модернизацию программного и технического обеспечения имеющейся вычислительной техники, регулярное повышение квалификации преподавателей и специалистов ВУЗа в области разработки и использования ИКТ в учебном процессе, совершенствование управления учебным процессом и ВУЗом в целом. В ВУЗе формируется его электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС). Она представляет собой интегрированную среду информационно-образовательных ресурсов, программно-технических и телекоммуникационных средств, правил ее поддержки, администрирования и использования, обеспечивающих едиными технологическими средствами информационную поддержку, организацию и управление учебным процессом, научными исследованиями и профессиональное консультирование. Все это в совокупности способствует повышению качества обучения и научных исследований и их интенсификации [139−140].
В последнее время в научной литературе появилось большое количество публикаций, посвященных проблемам создания, развития и функционирования информационно-образовательной среды в высшем учебном заведении. Примечателен и тот факт, что многие ВУЗы занимаются разработкой и внедрением ЭИОС для собственных условий. Известны попытки реализации межвузовских проектов, имеющих региональное, федеральное и даже международное значение. Все это свидетельствует о том, что в нашей стране постепенно складываются как отдельные аспекты теории, так и практика разработки и эксплуатации ЭИОС для высших учебных заведений.
Однако за пределами интереса исследователей остается ряд фундаментальных методических проблем развития ИОС ВУЗа в условиях активного использования ИКТ. Важнейшими из них являются:
— выявление подходов к структуризации ИОС ВУЗа как единой системы, определение наиболее важных направлений ее дальнейшего развития, исследование принципов соответствия ее структуры информационным потокам и дидактическим процессам в ВУЗе;
— изучение влияния специфики и профиля ВУЗа на функционирование в нем ЭИОС;
— определение влияния ЭИОС на возможности реализации методической системы обучения различным предметам, изучаемым в ВУЗе, и отдельных ее компонентов в условиях активного использования ИКТ;
— формирование критериев готовности ВУЗа к созданию и использованию ЭИОС на практике.
Многие направления развития образования в стране, отмеченные как приоритетные в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», связаны с использованием ИКТ. Это инициирует научные исследования в данной области и определяет актуальность темы настоящей работы.
Проблема исследования вытекает из анализа современного состояния и тенденций развития ИКТ в сфере образования, осознания все возрастающей роли и значимости разработки методических основ создания и развития ИОС ВУЗа в условиях активного использования ИКТ.
Многоаспектной проблеме использования ИКТ в сфере образования посвящены фундаментальные работы отечественных и зарубежных исследователей: А. А. Андреева [5,6], С. А. Бешенкова [21], Г. А. Бордовского [23], Я.А. Ва-граменко [32], С. Г. Григорьева [47,48], С. А. Жданова [61], В. А. Извозчикова [23], А. Д. Иванникова [157], С. Д. Каракозова [72], А. А. Кузнецова [85], В. В. Лаптева [89,90], B.C. Леднева [93], Е. И. Машбица [104,105], Е. С. Полат [131,132], И. В. Роберт [139−142], В. В. Рубцова [143], А. Я. Савельева [144],.
B.И. Солдаткина [151], Н. Ф. Талызиной [153,154], А. Н. Тихонова [156−158],.
C.А. Щенникова [174,175] и др. Однако вопросы структурного исследования информационных процессов в учебном заведении как в единой образовательной системе, в условиях активного использования ИКТ оказались вне интересов исследователей.
Информационная поддержка функционирования различных направлений деятельности учебных заведений является важным разделом информатизации образования. Вопросы формирования информационно-образовательных сред рассмотрены в работах А. А. Андреева [5,6], Ю. С. Брановского [26], С. Г. Григорьева [47], С. Л. Лобачева [123,124], В. Б. Моисеева [110,111], М. И. Нежуриной [116−118], Е. С. Полат [131,132], В. И. Солдаткина [151] и др. Наиболее популярны исследования в области информационно-образовательных сред образовательных учреждений разного уровня, являющихся основой для систем дистанционного образования. Вместе с тем тенденции развития современных средств ИКТ позволяют экстраполировать это понятие и на другие формы образования. Эта тенденция не была подробно изучена. Не вполне определены основные термины и понятия данной предметной области.
Важным компонентом развития ИОС является активное использование учебно-методических комплексов (УМК), ориентированных на различные учебные дисциплины. УМК содержит систему средств обучения по конкретному предмету, к числу которых относятся разнообразные учебные материалы, средства контроля знаний и т. д. Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) образуются на основе использования электронных учебных материалов, электронных средств контроля знаний. Исследования в области разработки и применения электронных образовательных изданий и ресурсов чрезвычайно актуальны в последнее время. Имеется богатый опыт создания, разработаны концептуальные принципы построения и использования этого вида учебной литературы. Исследования в этой области связаны с именами следующих исследователей: С. Г. Григорьев [47,48], В. В. Гриншкун [47,48], JI.X. Зайнутдинова [63], С. И. Макаров [101], А. В. Осин [122], И. В. Роберт [139−142], А. В. Соловов [149] и многих других. Использование электронных изданий и ресурсов в учебном процессе связано с созданием системы контроля знаний. Наиболее известные системы контроля знаний построены на основе тестовых систем. Разработки в области различных аспектов теории систем тестирования, использования тестов в процессе автоматизации оценки знаний рассмотрены в работах: B.C. Аванесова [2−4], Н. В. Макаровой [99], А. Г. Шмелева [173], М.Б. Челышко-вой [170], G. Rasch [184], G. Sax [185] и других ученых. УМК посвящен, как правило, определенному учебному предмету. Он обеспечивает реализацию методической системы обучения данному предмету, понимаемой как иерархии целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В доступной литературе не рассматривалось влияния ЭИОС на возможности реализации методической системы обучения различным предметам, изучаемых в ВУЗе.
Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречием между потребностью в разработке общих концептуальных и методических подходов к формированию ЭИОС ВУЗа, позволяющей гибко реагировать на новые возможности ИКТ, учитывающей специфические особенности ВУЗа, создающей условия для реализации методической системы обучения различным предметам, изучаемым в данном ВУЗе, с одной стороны, и отсутствием целостной и полной системы методических принципов и технологий формирования, использования и развития информационно-образовательной среды ВУЗа, с другой стороны.
Объект исследования. Объектом диссертационного исследования выступает информационно-образовательная среда высшего учебного заведения.
Предмет исследования. Предметом диссертационной работы является теория и практика формирования и развития информационно-образовательной среды ВУЗа на основе ИКТ.
Цель исследования. Цель диссертационного исследования состоит в разработке целостной функционально полной системы методических основ формирования и развития информационно-образовательной среды ВУЗа в условиях использования ИКТ.
Гипотеза исследования. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что совокупность методических принципов формирования ИОС ВУЗа в условиях использования ИКТ должна обеспечить создание функционально полной целостной системы, образуемой включением в нее недостающих компонентов. Это позволит достичь существенного повышения качества и эффективности процесса функционирования ВУЗа. Существующий набор методических компонентов, лежащих в основе создания и развития ИОС ВУЗа, приобретает свойство функциональной полноты и замкнутости, если будут: сформулированы принципы структуризации ЭИОС ВУЗа как единой системыопределены наиболее важные направления ее развитияформализованы соответствия ее структуры информационным потокам и дидактическим процессам в ВУЗеизучено влияние специфики ВУЗа на ЭИОСопределены условия адекватности ЭИОС методическим системам обучения предметам, преподаваемым в данном ВУЗесформулированы критерии готовности ВУЗа к созданию и использованию ЭИОС.
Задачи исследования. В соответствии с целью и гипотезой определяются следующие задачи исследования:
1) обосновать понятийный аппарат, систему методических принципов и подходов, составляющую основу формирования ЭИОС ВУЗа;
2) определить принципы структуризации ИОС ВУЗа как единой системы и выбрать наиболее важные направления ее развития;
3) сформулировать принципы соответствия структуры ЭИОС информационным потокам и дидактическим процессам в ВУЗе;
4) изучить влияние специфики ВУЗа на формируемую в нем ЭИОС;
5) определить влияние ЭИОС на возможности реализации методической системы обучения различным предметам, изучаемым в данном ВУЗе;
6) определить совокупность критериев готовности ВУЗа к созданию и использованию ЭИОС на практике в условиях использования ИКТ.
Содержание поставленной проблемы определило теоретико-экспериментальный характер исследования.
Экспериментальная проверка разработанных методических положений в практике работы высших учебных заведений возможна лишь при создании большого объема соответствующих компьютерных программ и электронных образовательных ресурсов. Тем не менее, для проверки достоверности основных результатов исследования, помимо их теоретического обоснования, в диссертации предпринята попытка практической реализации отдельных элементов предлагаемых методов и технологий в учебном заведении.
Для решения проблем исследования автором были использованы следующие методы:
— анализ научной литературы по философским, социальным, психолого-педагогическим проблемам, связанным с информатизацией общества, ее влиянием на личность и систему образования;
— анализ научной литературы по информатике, вычислительной технике, методике преподавания информатики и математики в ВУЗе;
— анализ вузовских программ, учебников и учебных пособий;
— использование системного подхода для развития ИОС;
— изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта информатизации образования;
— педагогический эксперимент.
База опытно-экспериментальной работы. Базой опытно-экспериментальной работы послужила Самарская государственная экономическая академия.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую и методологическую основу работы составили:
— теория познания и деятельностисистемный подходтеория социально-общественной обусловленности образованиялогико-методологические аспекты теории содержания непрерывного образования (B.C. Леднев [93]);
— теория моделирования, в частности, методы представления знаний в интеллектуальных и обучающих системах;
— теория и методика информационного моделирования в дидактических исследованиях, в частности, с применением графовых моделей (С.А. Бешенков [21], М. В. Швецкий [172] и др.);
— труды педагогов, психологов, в которых рассматриваются проблемы образования, его роль в развитии личности обучаемого (Ю.К. Бабанский [9,10],.
B.П. Беспалько [17−20], П. Я. Гальперин [43], Б. С. Гершунский [45], В. В. Давыдов [52], В. В. Краевский [82], B.C. Леднев [93], И .Я. Лернер [94], А.Г. Мордко-вич [112], A.M. Пышкало [138], Е. С. Полат [131,132] и др.);
— работы в области развития концепций и структуры высшего профессионального образования (Ю.С. Брановский [26], В. Г. Кинелев [79], B.C. Леднев [93], В. Л. Матросов [1] и др.);
— положения о принципах формирования содержания образования (А.А. Вербицкий [36,37], В. В. Краевский [82] и др.);
— работы в области информатизации образования (Е.П. Велихов [35],.
C. Г. Григорьев [47,48], А. П. Ершов [54−60], В. Г. Кинелев [79], А. А. Кузнецов [85], К. К. Колин [75], И. В. Роберт [139−142], Б. Я. Советов [148], В. П. Тихомиров [155], А. Ю. Уваров [160] и др.) — и.
— работы в области формирования методологии обучения информатике (С.А. Бешенков [21], Т. А. Бороненко [24], С. А. Жданов [61], А. П. Ершов [54−60], А. А. Кузнецов [85], Э. И. Кузнецов [86], В. В. Лаптев [90], М. П. Лапчик [91], Н. В. Макарова [99], М. В. Швецкий [172] и др.);
— теоретические основы оценки качества образовательных услуг (Н.А. Селезнева [145] и др.);
— Существенное значение в концептуальном плане имели положения о сущности педагогического процесса в условиях системного подхода (Ю.К. Ба-банский [9,10], В. П. Беспалько [17−20] и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость. Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования состоят в следующем:
— обоснована система методических принципов, подходов и понятий, составляющая научную базу методики развития ИОС ВУЗа с использованием ИКТ;
— предложено представление ЭИОС ВУЗа в виде системы унифицированных виртуальных подразделений (кафедр, лабораторий, структур управления и т. д.), обеспечивающих в совокупности информационные потребности ВУЗа как единой функционально полной целостной системы;
— разработана математическая модель ЭИОС ВУЗа, позволяющая оптимизировать использование технических, информационных и телекоммуникационных ресурсов ВУЗа, оценить влияние специфических особенностей ВУЗа на ЭИОС, сформулировать критерии готовности ВУЗа к формированию ИОС на основе ИКТ;
— на основе использования технологии управления знаниями разработана структура виртуальной кафедры, обеспечивающая возможность интегрированного использования интеллектуальных ресурсов ВУЗа, реализацию методических систем обучения конкретным учебным предметам, изучаемым в данном ВУЗе;
— определены структура и место электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) в реализации методической системы обучения конкретным предметам;
— определены принципы, методы построения и разработана информационно-поисковая система для обеспечения научных и образовательных потребностей ВУЗа в информационно-образовательных ресурсах.
Практическая значимость. Практическая значимость полученных результатов заключается в следующем:
— создана методика, обеспечивающая унифицированный подход к формированию ЭИОС ВУЗа, заключающаяся в единообразной автоматизированной технологии обработки информационных ресурсов, поступающих от виртуальных подразделений;
— на основе применения математической модели ЭИОС разработаны количественные критерии оценки готовности ВУЗа к формированию ИОС на основе ИКТ;
— разработана система ЭУМК для различных специальностей и специализаций. Система состоит из мультимедийных обучающих программ, обеспечивающих потребности общепрофессиональных и специальных экономических дисциплин учебного плана. Все мультимедийные продукты прошли рассмотрение и одобрены научно-техническим советом Самарской государственной экономической академии, зарегистрированы региональной Торгово-промышленной палате и в отраслевом Фонде алгоритмов и программ;
— определены принципы построения и реализации информационно-поисковой системы для обеспечения научных и образовательных потребностей ВУЗа;
— разработана и внедрена в Самарской государственной экономической академии внутривузовская информационно-поисковая система научных и образовательных ресурсов.
Результаты работы внедрены в учебный процесс Самарской государственной экономической академии, а также в ряде других ВУЗов страны.
Апробация результатов исследования. Результаты, содержащиеся в диссертационном исследовании, возникли в процессе продолжительной педагогической, научно-методической и исследовательской работы автора.
Результаты доложены: на семинаре Центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО, Москва, 2004 г.- семинаре кафедры информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета, Москва, 2004 г.- Международном научном конгрессе «Проблемы качества экономического роста», Самара, 2004 г.- Международной конференции «Информационные технологии в образовании ИТО-2003», Москва, 2003 г.- Международной российско-германской конференции «Структурно-экономические проблемы занятости и безработицы», Самара, 2003 г.- Международной научно-практической конференции «Системный анализ в проектировании и управлении», Санкт-Петербург, 2001 г.- Российской научно-методической конференции с международным участием «Управление экономикой: методы, модели, технологии», Уфа, 2001 г.- Всероссийской научной конференции с международным участием «Проблемы развития и интеграции науки, профессионального образования и права в третьем тысячелетии», Красноярск, 2001 г.- VII Международной научно-методической конференции «Высокие интеллектуальные технологии образования и науки», Санкт-Петербург, 2000 г.- X Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования», Уфа, 2000 г.- V Международной научно-технической конференции «Математические методы и информационные технологии в экономике», Пенза, 2000 г.- Международной научно-практической конференции «Российская экономика на пороге XXI века», Уфа, 2000 г.- Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы развития системы образования», Пенза, 2000 г.- II Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права», Москва, МГАПИ, 1999 г.- Научно-методической конференции «Актуальные проблемы университетского технического образования», Самара, 1998, 1999 гг.- Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы экономического роста», Самара, 1999 г.- Международной научно-практической конференции ученых и практиков сфер культуры и образования,.
Самара, 1997 г.- Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования и развития рынка в регионе», Пенза, 1997 г.- Международной научно-практической конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность», Самара, 1997 г.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Функциональная полнота и целостность системы методических принципов формирования и развития информационно-образовательной среды ВУЗа в условиях использования ИКТ придают этой системе новое качество, обеспечивающее существенное повышение педагогической эффективности ИОС ВУЗа. Обеспечение функциональной полноты и целостности системы методических принципов связано с принципами структуризации образовательных и научных ресурсов, определяющими структуру и функции ЭИОС ВУЗа, принципами унификации, определяющими совокупность виртуальных подразделений, являющихся компонентами ЭИОС и технологии формирования информационных образовательных ресурсов, наполнения и использования ЭИОС.
2. Функционирование ЭИОС ВУЗа реализуется ее представлением в виде системы унифицированных виртуальных подразделений (кафедр, лабораторий, структур управления и т. д.), обеспечивающих в совокупности информационные потребности учебного процесса и научных исследований ВУЗа как единой функционально полной образовательной системы.
3. Формирование и развитие ИОС ВУЗа обеспечивают возможность интегрированного представления и использования образовательных информационных ресурсов. Интегрированное использование образовательных ресурсов осуществляется на основе унификации ЭУМК и создаваемых виртуальных представительств кафедр, осуществляющих разработку, актуализацию и администрирование ЭУМК в структуре ЭИОС.
4. Эффективность создаваемой ЭИОС обеспечена унифицированной структурой и местом электронного учебно-методического комплекса в реализации методической системы обучения конкретным предметам и обоснована многолетним опытом эксплуатации реализованной системой ЭУМК для различных специальностей и специализаций экономического профиля.
5. Создание, актуализация, администрирование ЭИОС осуществляется на основе унифицированной, автоматизированной технологии обработки информационных образовательных и научных ресурсов, поступающих от виртуальных подразделений.
6. Выявленные и разработанные критерии оценки готовности ВУЗа к формированию ЭИОС на основе ИКТ представляют собой систему показателей, определяющих уровень оснащения ВУЗа программно-техническими средствами, кадровыми и финансовыми ресурсами, методическими материалами и способность принятия новых организационных решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате проведенного исследования установлено, что для достижения поставленной в диссертации цели совокупность методических принципов формирования ИОС ВУЗа в условиях использования ИКТ должна способствовать созданию функционально полной целостной системы на основе включения в нее недостающих компонентов. Это обеспечивает существенное повышение качества и эффективности процесса функционирования ВУЗа. Система методических компонентов, используемых для создания и развития ИОС ВУЗа, приобретает свойство функциональной полноты и замкнутости, что достигается на основе создаваемой электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Определены системные подходы к созданию ЭИОС ВУЗа как единой системыопределены наиболее важные направления ее развитияформализован механизм приведения структуры ЭИОС в соответствие с информационными потоками и дидактическими процессами в ВУЗе с учетом влияния специфики ВУЗа на ЭИОСопределены условия адекватности ЭИОС методическим системам обучения предметам, преподаваемым в данном ВУЗе. Таким образом, разработана целостная функционально полная система методических основ формирования и развития информационно-образовательной среды ВУЗа в условиях использования ИКТ средствами разработанной ЭИОС. Для этого:
1. Сформирована система методических принципов, подходов и понятий, составляющая научную основу методики развития ИОС ВУЗа на базе использования ИКТ.
2. Структурированы информационные потоки образовательных и научных ресурсов, на основании этого определены структура и функции ЭИОС, ориентированные на осуществление всех форм обучения в ВУЗе, а также реализованы ее дополнительные функции (трудоустройство выпускников ВУЗов, взаимодействие с предприятиями по вопросам мониторинга удовлетворенности выпускников ВУЗов качеством обучения, а работодателей качеством выпускников этих ВУЗов, по вопросам организации производственных практик и совместного решения научных и образовательных задач).
3. Определены и обоснованы принципы создания ЭИОС, программно-технической реализацией которой является система порталов, совокупность принципов их построения, основными из которых являются:
— обеспечение индивидуализации обучения на основе структуризации содержания обучения;
— использование динамических графических методов представления информационно-образовательных ресурсов;
— обеспечение непрерывного обучения взрослых на основе использования и адаптации к ЭИОС средств и методов андрагогики;
— обеспечение интуитивной доступности интерфейса с использованием необходимых всплывающих подсказок и комментариев;
— обеспечение реализации всех функций ЭИОС.
4. Разработана математическая модель ЭИОС ВУЗа, позволяющая оптимизировать использование технических, информационных и телекоммуникационных ресурсов ВУЗа.
5. Электронная информационно-образовательная среда высшего учебного заведения представлена системой унифицированных виртуальных подразделений (кафедр, лабораторий, структур управления и т. д.), обеспечивающих в совокупности информационные потребности ВУЗа.
6. Предложена унифицированная структура виртуальной кафедры, которая обеспечивает возможность интегрированного использования интеллектуальных ресурсов ВУЗа, реализацию методических систем обучения конкретным учебным предметам, изучаемым в данном ВУЗе, многократное воспроизведение учебного материала и перманентную поддержку образовательных ресурсов в актуальном состоянии.
7. Определена унифицированная структура и место электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) в реализации методической системы обучения конкретным предметам. Унифицированная структура ЭУМК обеспечивает единообразие подходов к созданию конкретных ЭУМК, разработке программных средств ЭУМК и реализации ЭИОС в целом.
8. Реализована система ЭУМК для различных специальностей и специализаций экономического профиля. Система включает комплекс мультимедийных обучающих систем, обеспечивающих потребности общепрофессиональных и специальных экономических дисциплин учебного плана. Описание мультимедийных продуктов приведено в приложении 1 к диссертации. Все мультимедийные продукты прошли рассмотрение и одобрены научно-техническим советом Самарской государственной экономической академии, многие из них зарегистрированы в региональной торгово-промышленной палате и в отраслевом Фонде алгоритмов и программ.
9. Разработана и внедрена унифицированная, автоматизированная технология формирования информационных образовательных ресурсов, поступающих от виртуальных подразделений: учебных и научно-исследовательских.
10. Реализована система сетевого тестирования обучаемого. Эта система позволяет проводить тестирование обучаемого, с учетом его индивидуальных возможностей, с целью определения траектории обучения, осуществлять итоговое тестирование студентов, автоматизировать аналитическую обработку результатов тестирования для целей управления организацией и управления учебным процессом.
11. Разработаны принципы построения, реализации и поддержки информационно-поисковой системы для обеспечения научных и образовательных потребностей ВУЗа. Разработана и внедрена методика определения и актуализации потребностей подразделений ВУЗа в информационных ресурсах.
12. Разработана система критериев готовности высшего учебного заведения к формированию и использованию ЭИОС, которая апробирована в Самарской государственной академии и других ВУЗах и организациях, что подтверждено соответствующими актами внедрения. Практическое применение предложенной система критериев связано с оценкой по следующим направлениям:
— программно-технические критерии;
— организационные критерии;
— финансовые;
— критерии оценки кадрового потенциала.
Вместе с тем, на наш взгляд, дальнейшего изучения требуют вопросы взаимодействия ЭИОС ВУЗа с региональными и образовательными ресурсами. Необходимы дальнейшие исследования и разработки в области мультимедийных обучающих систем с целью полного обеспечения учебного процесса электронными образовательными ресурсами. Дополнительного исследования требует проблема защиты образовательных электронных ресурсов и авторских прав на них в электронной информационно-образовательной среде ВУЗа.
Список литературы
- Аванесов, B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М.: МИСиС, 1989.
- Аванесов, B.C. Методические вопросы оценки знаний студентов высшей школы / B.C. Аванесов, Б. В. Володин. М., 1990.
- Аванесов, B.C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: автореф. дис.. д-ра. пед. наук. СПб., 1994. — 32 с.
- Андреев, А.А. Введение в дистанционное обучение: учеб.-метод. пособие. М.: ВУ, 1997. — С. 85.
- Андреев, А.А. Педагогика высшей школы (прикладная педагогика): учеб. пособие: в 2 кн. Ч. 2. М.: МЭСИ, 2000. — 163 е.: ил.
- Алексеев, Н.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе / Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин // Научное творчество / под ред. С. М. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1969.
- Архангельский, С.И. Методологические разработки по курсу педагогики и психологии высшей школы для слушателей ФПК. М.: Знание, 1990.
- Бабанский, Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский и др. // под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
- Бабанский, Ю.К. Концепция содержания, методов и форм организации обучения в современной общеобразовательной школе // Избр. пед. тр. -М.: Педагогика, 1989. С. 416−434.
- Бабешко, В.Н. Построение системы оценки качества программных комплексов для открытого и дистанционного обучения // Применение новыхтехнологий в образовании: Материалы XIII Международной конференции 2829 июня 2002 г. Троицк, 2002. — С.63−65.
- Багумов, В.П. Из опыта оценки качества учебных занятий / В.П. Багу-мов, В. Я. Митин // Высшее образование в России. 1995. — № 3. — С. 90−96.
- Башмаков, М. Информационная среда обучения / М. Башмаков, С. Поздняков, Н. Резник. СПб.: Свет, 1997.
- Белошапка, В.К. Основы информационного моделирования / В.К. Бе-лошапка, А. С. Лесневский // Информатика и образование. 1989. — № 3. — С. 17−24.
- Беляева, А. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. 2003. — № 6.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: Изд-во Ин-та проф. образования МО России, 1995. — 336 с.
- Беспалько, В.П. Программированное обучение: Дидактические основы. М.: Педагогика, 1970.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Беспалько, В.П. Элементы теории управления процессом обучения. -М.: Знание, 1971.
- Бешенков, С.А. Проблемы профильного обучения информатике: ав-тореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1994.
- Бойко, Е.И. Еще раз об умениях и навыках // Вопр. психологии. -1957.-№ 1.
- Бордовский, Г. А. Проблемы педагогики информационного общества и основы педагогической информатики / Г. А. Бордовский и др. // Дидактические основы компьютерного обучения. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1989.
- Бороненко, Т.А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителей информатики: автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1998. — 40 с.
- Бочкова, Р.В. ЭВМ в учебном процессе: учеб. пособие / Р.В. Бочко-ва, Г. М. Киселев. Саранск: Мордов. кн. изд., 1997.
- Брановский, Ю.С. Методическая система подготовки по информатике студентов нефизико-математических специальностей педвузах: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1996.
- Брукинг, Э. Интеллектуальный капитал. СПб.: Питер, 2001. — С. 222.
- БСЭ. Критерий. Т. 13. М., 1973.
- Бубнов, В.А. Линейная алгебра (компьютерный практикум) / В. А. Бубнов, Г. С. Толстова, О. Е. Клемешева. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002.
- Бубнов, В.А. Решение логических задач с помощью алгебры Жегал-кина // Информационные технологии в предметной области / под ред. В. А. Бубнова. М.: МГПУ, 2002. — Вып. 1.
- Буняев, М.М. Новые информационные технологии в школе и педагогическом институте: из опыта работы / М. М. Буняев и др. М.: Прометей, 1989.-69 с.
- Ваграменко, Я.А. Информатизация общего образования: итоги и направления дальнейшей работы // Педагогическая информатика. 1997. — № 1. -С. 41 -51.
- Введение в сетевое обучение. М.: МЭСИ, 2001.
- Велихов, Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование. 1986. — № 1.
- Вербицкий, А.А. Контекстное обучение: теория и технологии // Новые методы и средства обучения. № 2 (16). Педагогические технологии контекстного обучения / под ред. А. А. Вербицкого. М.: Знание, 1994. — С. 3−57.
- Вербицкий, А.А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы: научные тр. МИМ ЛИНК. Жуковский, 2000. — Вып. 2.
- Волошина, Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Волошина, В. П. Кашицин, О. П. Молчанова. М., 1995.
- Вострокнутов, И.Е. Отраслевой фонд алгоритмов и программ / И. Е. Вострокнутов и др. //Сб. организационно-нормативных документов испытательной лаборатории. М.: Госкоорцентр, 2000.
- Вострокнутов, И.Е. Оценка компьютерных программ и информационных технологий обучения / И. Е. Вострокнутов, Ю. К. Кузнецов // Педагогическая информатика. 1994. — № 2. — С. 43−47.
- Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: Знание, 1965. — 52 с.
- Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Знание, 1966. — С. 236−277.
- Гергей, Т. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе / Т. Гергей, Е. Машбиц // Вопр. психологии. 1985. — № 3.
- Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
- Григорьев, С.Г. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, С. И. Макаров. -Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад, 2002. 110 с.
- Григорьев, С.Г. Разработка концепции образовательных электронных изданий и ресурсов / С. Г. Григорьев и др. // Открытое и дистанционное образование. Томск: ТГУ, Ассоциация «Сибирский открытый университет», 2002.-№ 3 (7).-С. 31−33.
- Гузеев, В.В. Оценка, рейтинг, тест // Школьные технологии. 1998. — № 3.
- Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии. -М.: Знание, 1995. 135 с.
- Гунин, В.Н. Управление инновациями: Модульная программа для менеджеров. Модуль 7. М.: Инфра — М., 2000. — С.63−64.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996.
- Доманова, С.Р. Методы компьютерного обучения: автореф. дис.. канд. наук. Ростов н/Д, 1990.
- Ершов, А.П. Школьная информатика. Концепция, состояние, перспективы // Новосибирск: Препр. ВЦ СО АН СССР, 1979. № 152. — 51 с.
- Ершов, А.П. Программирование вторая грамотность // Новосибирск: Препр. ВЦ СО АН СССР, 1981. — № 293. — 18 с.
- Ершов, А.П. О предмете информатики // Вестн. АН СССР. 1984. -С. 112−113.
- Ершов, А.П. Научно-методические основы школьного курса информатики: Науч. сообщ. // Вестн. АН СССР. 1985. — № 126. — С. 49−59.
- Ершов, А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Программирование. 1990. — № 1. — С. 5−25.
- Ершов, А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования // Новосибирск: Препр. ВЦ СО АН СССР, 1990. -№ 888. 58 с.
- Ершов, А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. — № 2.
- Жданов, С.А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях. М.: МПГУ, 1992.
- Журавлев, И.К. Современный урок / И. К. Журавлев, В.В. Краев-ский. М.:УМС при МП СССР, 1984.
- Зайнутдинова, JI.X. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): монография. Астрахань: Изд-во ЦНЭП, 1999.- 364 с.
- Зайцева, Ж.Н. Открытое образование объективная парадигма XXI века / Ж. Н. Зайцева и др. — М.: Изд-во МЭСИ, 2000. — 204 с.
- Зинченко, В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995.
- Змеев, С. И Основы андрагогики: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1999. — 222 с.
- Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: кн. для учителя / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Просвещение, 1984.
- Иванова, Е.О. Дидактические подходы к определению требований к уровню подготовки выпускников основной школы // Рекомендации по разработке требований к обязательному уровню подготовки выпускников основной школы. М.: Минобразование РФ, 1998.
- Ильина, Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание, 1972. — Вып. 1.
- Инструментальные средства для конструирования программных средств учебного назначения / Р. С. Агамирова и др. М.: Экспресс, 1995.
- Казакова, Н.В. Экономика и знания. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 2002.
- Каракозов, С.Д. Использование телекоммуникаций в образовании. -Барнаул: НТО, 1999. 120 с.
- Камраков, Е.С. Практическая педагогика / Е. С. Камраков, А. Г. Чернявская.-М.: РАМН, 1998.
- Клейнман, Г. М. Школы будущего. Компьютеры в процессе обучения / пер. с англ. М.Г. Логунова- под ред. Б. А. Кузьмина. М.: Радио и связь, 1987.- 175 с.
- Колин, К.К. Информатика и образование. СПб.: С1И У, 2002. — 66 с.
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Бюл. «Проблемы высшей школы». 1998. — № 3 — 4.
- Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе / Миннауки РФ, Комитет по высшей школе. М.: РосНИИСИ, 1991.
- Концепция региональной информационно-образовательной среды / под ред. В. И. Солдаткина // Новые информационные технологии обучения в региональной инфраструктуре: Третья междунар. науч.-метод. конф. — М.: Изд-во МГУ, 2000 С. 9.
- Кинелев, В.Г. Для решения проблем современного образования необходимо объединить возможности мирового сообщества // ИНФО. 2003. — № 3.
- Короткое, Э.М. Исследования систем управления. М.: ДЕКА, 2000. — С. 23.
- Коротяев, Б.И. К проблеме преобразования науки в учебный предмет // Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. Ч. 1. М.: Просвещение, 1976.
- Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994. — 165 с.
- Кречетников, К.Г. Методология проектирования, оценки качества и применения средств информационных технологий обучения. М.: Госкоор-центр, 2001.
- Крог, Г. фон. Трансфер знаний на предприятии: основные фазы и воздействующие факторы / Г. фон. Крог, М. Кене // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 4.
- Кузнецов, А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1988.
- Кузнецов, Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1990.
- Кун, Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. — С. 99−100.
- Лаптев, В.В. Теоретические основы методики использования современной электронной техники в обучении физике в школе: автореф.. дис. д-ра пед. наук. JL, 1989. — 35 с.
- Лаптев, В.В. Содержание курса информатики для будущих учителей информатики: проблемы и перспективы / В. В. Лаптев, М. В. Швецкий // Вопросы теории и практики обучения информатики. СПб.: СПбГПУ, 1996. — С. 30−34.
- Лапчик, М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // Информатика и образование. 1992. — № 1. — С. 3−6.
- Левшина, В. Управление процессом производства образовательных услуг в университете / В. Левшина и др. // Стандарты и качество. 2001. — № 3.
- Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 1991. — 223 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
- Лобанов, Ю.И. Универсальный метод предсказания эффективности электронных дидактических средств // Информационные технологии в открытом образовании: Материалы конф. М.: МЭСИ, 2001. — С. 298−303.
- Лобачев, С.Л. Региональная информационно-образовательная среда -основа федеральной среды системы открытого образования // Телематика-2001. -СПб.: СПб ГТУ, 2001.
- Лобачев, С.Л. Универсальная инструментальная информационно-образовательная среда системы открытого образования Российской Федерации / С. Л. Лобачев, А. А. Поляков. М.: ИЦПКПС, 2001. — 40 с.
- Люсин, Д.В. Основы разработки и применения критериально-ориентированных педагогических тестов. М.: ОПУ, 1993. — 51 с.
- Макарова, Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов ВУЗов экономического профиля новой информационной технологии: автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1992.
- Марьясина, Т.Д. Опыт разработки мультимедийных приложений // Системы и средства информатики. 1996. — Вып. 8. — С. 193−200.
- Макаров, С.И. Методические основы создания и применения образовательных электронных изданий (на примере курса математики): дис.. д-ра пед. наук. М.: ИОСО РАО, 2003.-286 с.
- Махлуп, Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966 — С. 44.
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.
- Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988.- 192 с.
- Машбиц, Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Менчинская, Н.А. Психологические вопросы анализа развивающего эффекта обучения // Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся. М., 1973.
- Меняев, А.Ф. Учебная работа в техническом ВУЗе: учеб. пособие по курсу «Педагогические и психологические основы организации учебного процесса в высшей школе» / под ред. В. В. Домниной. М.: Изд-во МЭИ, 1992. — 142 с.
- Мизенцев, В.П. Проблема аналитической оценки учебного процесса в школе: учеб. пособие к спецкурсу / В. П. Мизенцев, А. В. Кочергин. Куйбышев: КПИ, 1986. — Ч. 3.- 132 с.
- Мильнер, Б. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 20 003. — С. 376−377.
- Моисеев, В. Б. Элементы информационно-образовательной среды высшего учебного, заведения. Ульяновск: Изд-во Ул. ГТУ, 2002.
- Моисеев, В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. Пенза: Изд-во Пенз. технол. ин-та, 2002.
- Мордкович, А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1986. — 46 с.
- Назарова, Т.С. Средства обучения (Технология создания и использования) / Т. С. Назарова, Е. С. Полат. М.: УРАО, 1998. — С. 203.
- Наумченко, И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов. Саратов: Изд-во СГСЭУ, 1984.
- Невуева, Л.Ю. О перспективных тенденциях развития педагогических программных средств / Л. Ю. Невуева, Т. А. Сергеева // Информатика и образование. М.: ИНФРА, 1990. г
- Нежурина, М.И. Системный подход к решению проблем дистанционного обучения: монография / Изд. междунар. проекта DELPHI EDRUS 9706. М., 1999.
- Нежурина, М.И. Принципы организации и разработка специализированной информационно-образовательной среды для дистанционного обучения. автореф. дис. канд. техн. наук. М. 1998.
- Нейман, Ю.М. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов / Ю. М. Нейман, В. А. Хлебников. М.: Владос, 2000.
- Новое качество образования в современной России: тр. Исследовательского центра / под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто. М.: ИЦПКПС, 1995.
- Оганесян, В.А. Учебное пособие для студентов физико-математических факультетов педагогических институтов. 2-е изд., перераб. и доп. / В. А. Оганесян и др. — М.: Просвещение, 1980. — 368 с.
- Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. -М.: Изд. сервис, 2004. 320 с.
- Основы открытого образования / А. А. Андреев и др.- отв. ред. В. И. Солдаткин. Т.1. — М.: НИИЦ РАО, 2002.
- Основы открытого образования / А. А. Андреев и др.- отв. ред. В. И. Солдаткин. Т. 2. — М.: НИИЦ РАО, 2002.
- Панкова, J1.A. Организация экспертизы и анализ экспертной информации. М.: ИНФРА-М, 1984. — 248 с.
- Панюкова, С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. М.: Прогресс, 1998.
- Педагогический эксперимент основной метод педагогических исследований / под ред. А. П. Беляевой. — СПб: НИИпрофтехобразования, 1992.
- Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность: Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Знание, 1972.
- Подласый, И.П. Педагогика. -М.: Владос, 1999.
- Поланьи, М. Личностное знание. М.: Педагогика, 1985.
- Полат, Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты // ИНФО. 1996. — № 3.
- Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева- под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2004. — 416 с.
- Поппер, К.Р. Логика и рост научного знания- пер. с англ. М.: Прогресс, 1983.-605 с.
- Проблемы и методы исследования качественных и количественных характеристик знаний, умений и навыков учащихся / под ред. М. В. Горбачевской. М.: Прогресс, 1976.
- Проблемы педагогических измерений: сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984.
- Программы развития общих учебных умений и навыков школьников (1-Х классы): Проект. М., 1980.
- Пушков, А.К. Как создать мультимедийное приложение: Обзор ПО для разработки мультимедийных программных продуктов // Мир ПК#. 1997. -№ 12.-С. 159−168.
- Пышкало, A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1975. — 60 с.
- Роберт, И.В. Информационные технологии в науке и образовании: учеб.-метод. пособие. М.: Школа педагогического мастерства, 1999.
- Роберт, И.В. Информатизация образования (педагогико-эргономический аспект). М.: РАО, 2002.
- Роберт, И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1994. — 54 с.
- Роберт, И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения // Педагогическая информатика. 1993. — № 1. — С. 54−62.
- Рубцов, В.В. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения / В. В. Рубцов и др. // Информатика и образование. 1989. — № 3.
- Савельев, А .Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 29−37.
- Селезнева, Н.А. Автоматизация проектирования систем управления качеством высшего образования: автореф. дис.. д-ра техн. наук. Воронеж, 1992.-36 с.
- Симонов, В. На что опереться образовательному стандарту? // Народное образование. 1997. — № 6. — С. 55−61.
- Система обеспечения качества в дистанционном образовании / науч. ред. С. А. Щенников // Науч. тр. Вып. 1. — Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000.
- Советов, Б.Я. Информационная технология. М.: Высш. шк., 1994.
- Соловов, А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: учеб. пособие. Самара, 1995.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1986.1. С. 466.
- Солдаткин, В.И. Образовательный портал: понятие и проблема регулирования / Телематика-2001. СПб., 2001.
- Сохор, A.M. Логическая структура учебного материала. М., 1974.
- Талызина, Н.Ф. Компьютеризация и программированное обучение // Вопр. психологии. 1997. — № 6. — С. 43−45.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ. — 1975. — 343 с.
- Тихомиров, В.П. INTERNET-ОБРАЗОВАНИЕ: не миф, а реальность XXI века / под общ. ред. В. П. Тихомирова. М.: МЭСИ, 2000. — 130 с.
- Тихонов, А.Н. Комплексный анализ системы федеральных образовательных порталов / А. Н. Тихонов и др. // Интернет-порталы: содержание и технологии: сб. науч. ст. Вып. 2. / ГНИИ ИТТ «Информика». М.: Просвещение, 2004. — С. 192−227.
- Тихонов, А.Н. Информатизация российского образования и общества в целом / А. Н. Тихонов, А. Д. Иванников // Междунар. сотрудничество. -1997.-№ 4.-С. 1−3.
- Тихонов, А.Н. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А. Н. Тихонов и др. М.: Вита-Пресс, 1998. — 256 с.
- Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ / под ред. А. А. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987.
- Уваров, А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. М.: УРАО, 1999.-220 с.
- Управление образованием социальные и экономические аспекты / под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-пресс, 1998. — С. 40.
- Усова, А.В. Формирование обобщенных умений и навыков в условиях осуществления межпредметных связей // Развитие познавательных способностей и самостоятельности учащихся в процессе преподавания физики / под ред. А. В. Усовой. Челябинск, 1974.
- Утлинский, Е.В. Информационные технологии диагностики, контроля и коррекции знаний учащихся / Е. В. Утлинский и др. М.: НИИ ОСО, 1992.
- Филатов, O.K. Информатизация современных технологий обучения. -Старая Русса, 2001. 284 с.
- Филиппов, В.М. Россия образование — XXI век: взгляд в будущее // Универсальная книга. — 1999. — № 12. — С. 7.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989.1. С. 222.
- Фуряева, Т.В. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Красноярск: КрГУ, 1987.
- Христочевский, И.П. Мультимедиа в образовании: Проблемы разработки и использования // Системы и средства информатики. 1996. — Вып. 8. -С. 166−177.
- Ходжсон, Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности // Вопр. экономики. 2001. — № 8. — С.32−45.
- Челышкова, М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей. М.: Прогресс, 1995.
- Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1979.
- Швецкий, М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом ВУЗе в условиях двухступенчатого образования: автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб, 1994.
- Шмелев, А.Г. «Конденсат» экспертная процедура выделения базового содержания из программ учебных курсов // Рекомендации по разработке требований к обязательному уровню подготовки выпускников основной школы. — М.: Минобразование РФ, 1997.
- Щенников, С.А. Информационные технологии и проблемы дидактики открытого дистанционного образования // Бизнес-образование. 2001. — № 2.
- Щенников, С.А. Особенности модели открытого дистанционного образования взрослых //Системы обеспечения качества в дистанционном образовании // Науч. тр. Вып. 3.- Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. — С. 5 — 17.
- Юдин, В.В. Педагогическая технология: учеб. пособие. Ч. 1. Ярославль: ЯрГПУ, 1997. — 48 с.
- Яковец, Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. М.: Экономика, 1984. — С. 39−41.
- Drucker, P. Post-Capitalist Society. N.-Y., 1995. — P. 46,42.
- Hartog, R.J.M. Computer assisted learning: from processcontrol paradigm to information resourse paradigm / J. ofmicrocomputer application // Academic press, 1989. Vol. 12.
- Hutchings, G.A. Authoring and evaluation ofhypermedia for education / G.A. Hutchings etal. // Computer & Education Pergamon Press. — 1992. — Vol. 18.-№ 1−3.
- Izadi, M. Quality in highcreducation: Lessons learned from the Baldrige award, Demirig prize, and ISO 9000 registration / M. Izadi, A.E. Kashef, R.W. Stadt // Journal of Industrial Richer Education. 33(2). — 1996.
- Nonaka, I. The Knowledge Creating Company / I. Nonaka, H. Takeuchi. -N.-Y, 1995.
- Pratt, D. A cybernetic model for curriculum development//Instructional Science. 1982. — Vol. 11 — § 1.
- Rasch, G. On Specific Objectivity: An Attempt of Formalizing the Request for Generality and Validity of Scientific Statements. // Danish Yearbook of Philosophy. 1977. — Vol. 14. — P. 58 — 94.
- Sax, G. (Op. cit.).- Hermen, J.L. Item Writing Techniques // Keeves, J.P. (Ed). Educational Research, Methodology and Measurement. An International Handbook. Oxford: Pergamon Press, 1988. — 832 p.
- Shauk, R. A role for AL in Education: UsingTechnology to Research Education / R. Shauk, D. Edelson // J1 of Artifical Intelligence inEducation. AACE. -1990.-Vol. 1(2).
- Spitzer, D.R. Why educational technology has field// Educational technology. 1987. — Vol. 27. — § 9.
- Stewart, T. A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. -N.-Y.- L., 1997.
- Wellington, J.J. Children, Computers and Curriculum: Anlntroduction to Information Technology and Education. L., 1985.
- White, M.A. The Third Learning Revolution // Electronic Learning. -1988.-Vol. 7, 14.
- Публикации автора по теме диссертации Монографии
- Абросимов, А.Г. Информационно-образовательная среда учебного процесса в вузе. М.: Образование и информатика, 2004. — 256 с.
- Абросимов, А.Г. Теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003.-204 с.
- Абросимов, А.Г. Стратегия информатизации (раздел монографии) // Стратегия социально-экономического развития Самарской области / А. Г. Абросимов, Э. П. Печерская. М.: Экономика, 2002. — С. 279−301.
- Абросимов, А.Г. Информационные технологии решения экономических задач на персональном компьютере: практикум / А. Г. Абросимов, Г. А. Булгакова. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2002. — 84с.
- Абросимов, А.Г. Информационные системы в экономике: учеб. пособие / А. Г. Абросимов, М. А. Бородинова. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2001.- 100 с.
- Абросимов, А.Г. Подготовка учебно-методических материалов для системы дистанционного образования: учебно-методическое пособие / А. Г. Абросимов, Е. В. Погорелова. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2000. — 32 с.
- Абросимов, А.Г. Решение сложных экономических задач в среде Quattro Pro: учеб. пособие / А. Г. Абросимов, Е. И. Тихомирова, С. И. Чаплыгин. -Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 1997. 94 с.
- Абросимов, А.Г. Разработка АРМ учета движения и реализации готовой продукции: учеб. пособие / А. Г. Абросимов, М. А. Бородинова. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 1996. — 86 с.
- Абросимов, А.Г. Практикум по решению экономических задач на ПЭВМ: учеб. пособие / А. Г. Абросимов и др. Самара: Изд-во Самар. экон. ин-та, 1994.-82 с.
- Абросимов, А.Г. Практикум по разработке АРМ бухгалтера: учеб. пособие / А. Г. Абросимов, М. А. Бородинова. Самара: Изд-во Самар. экон. инта, 1994. — 92 с.
- Абросимов, А.Г. Персональный компьютер: средства диалога пользователя с ПЭВМ: учеб. пособие / А. Г. Абросимов, Н. И. Павлова. Самара: Изд-во Самар. экон. ин-та, 1994. — 86 с.
- Абросимов, А.Г. Современные средства редактирования документовпри решении экономических задач на ПЭВМ: учеб. пособие / А. Г. Абросимов, В. Р. Бутко. Самара: Изд-во Самар. гос. ун-та, 1993. — 82 с.
- Абросимов, А.Г. Практикум по решению экономических задач на микро- и мини- ЭВМ: учеб. пособие / А. Г. Абросимов, Н. И. Павлова. Куйбышев: Изд-во Куйбышев, план, ин-та, 1987. — 24 с. 1. Методические разработки
- Абросимов, А.Г. Методические указания по дипломному проектированию для студентов специальностей «Информационные системы в экономике» и «Прикладная информатика в экономике». Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2002.- 40с.
- Абросимов, А.Г. Основы технологии работы в операционной системе Microsoft Windows 98/МЕ: методические указания к лабораторным работам по курсу «Информатика» / А. Г. Абросимов, М. А. Бородинова. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2002. — 48с.
- Публикации в изданиях, рекомендуемых ВАК для размещения материалов докторских диссертаций
- Абросимов, А.Г. Технологии дистанционного обучения в дополнительном образовании // Информатика и образование. 2004. — № 7. — С. 77−82.
- Абросимов, А.Г. Интенсификация образовательного процесса в вузе // Экон. науки. 2004. — № 9. — С. 65−68.
- Абросимов, А.Г. Программно-технологические аспекты создания информационно-образовательной среды вуза // Изв. Самар. науч. центра РАН. Спец. вып. «Актуальные проблемы экономики и права». 2004. — С. 91−99.
- Абросимов, А.Г. Системный подход в формировании знаний у обучаемых в вузе // Экон. науки. 2004. — № 7. — С. 73−80.
- Абросимов, А.Г. Основы создания портала электронной информационно-образовательной среды вуза // Вестн. Самар. гос. экон. акад. 2004. — № 2 (14).-С. 308−317.
- Абросимов, А.Г. Информатизация и качество образовательной деятельности в вузе //Вестн. Самар. гос. экон. акад. 2003. — № 3 (12). — С. 208−218.
- Абросимов, А.Г. Информационно-образовательная среда вуза: методические основы создания // Изв. Самар. науч. центра РАН. Спец. вып. «Актуальные проблемы экономики и права». 2003. — С. 58−66.
- Абросимов, А.Г. Информатизация в вузе // Вестн. Самар. гос. экон.акад. 2003. — № 2 (11). — С. 199−203.
- Абросимов, А.Г. Индикативное моделирование региональных процессов информатизации экономики // Вестн. Самар. гос. экон. акад. 2001. -№ 2 (6). — С. 326−332.219
- Публикации в других изданиях
- Абросимов, А.Г. Современные информационно-коммуникативные технологии в дополнительном профессиональном образовании // Структурно-экономические проблемы занятости и безработицы: сб. науч. тр. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003. — С. 262−268.
- Абросимов, А.Г. Современные информационные технологии в образовательном процессе / А. Г. Абросимов, О. В. Ганичкин // Структурно-экономические проблемы занятости и безработицы. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003. — С. 273−277.
- Абросимов, А.Г. Логистический подход к образовательному процессу / А. Г. Абросимов, В. В. Борисов // Структурно-экономические проблемы занятости и безработицы: сб. науч. тр. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003.- С. 268−273.
- Абросимов, А.Г. Выбор электронных информационных ресурсов на основе законов распределения информации и экспертных оценок / А. Г. Абросимов, В. В. Борисов // Вестн. молодых ученых Самар. гос. экон. акад. 2003. -№ 2 (7). — С. 283−289.
- Абросимов, А.Г. Подход к формированию состава специальных дисциплин на основе модели специалиста // Управление экономикой: методы, модели, технологии: сб. науч. тр. Уфа: Изд-во УГАТУ, 2001. — С. 226−231.
- Абросимов, А.Г. Методы системного формирования модели специалиста // Системный анализ в проектировании и управлении. — СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. С. 450−453.
- Абросимов, А.Г. Управление ВУЗом на основе единой информационной научно-образовательной среды // Российская экономика на пороге
- XXI века: тр. Международной научно-практической конференции. Уфа: Изд-во БГУ, 2000.-С. 171−173.
- Абросимов, А.Г. Создание мультимедийных обучающих программ с использованием пакета Macromedia Flash / А. Г. Абросимов, В. В. Борисов // Вестн. Самар. гос. экон. акад. 2000. — № 2−3 (3−4). — С. 280−285.
- Абросимов, А.Г. Подходы к диагностике знаний студентов в системе дистанционного образования // Вестн. Самар. гос. экон. акад. 2000. — № 2−3 (3−4).-С. 247−251.
- Абросимов, А.Г. Магистрали проблемного обучения / А. Г. Абросимов, Б. Ф. Трахтенберг // Региональные проблемы развития системы образования: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. -Пенза: Изд-во Приволжского Дома знаний, 2000.
- Абросимов, А.Г. Основы разработки учебно-методического обеспечения системы дистанционного образования / А. Г. Абросимов, Е. В. Погорелова. — М., 1998. Деп. в НИИ высшего образования 06.07.98, № 123−98.
- Абросимов, А.Г. Оценка контрольных заданий экспертным методом в дистанционном образовании // Проблемы качества образования: материалы X Всероссийской научно-методической конференции. Уфа: Изд-во УГАТУ, 2000. — С. 73−74.
- Абросимов, А.Г. Методы активного обучения на базе компьютерной техники/ А. Г. Абросимов, О. В. Юдина // Актуальные проблемы современного технического образования: тез. научно-методической конференции. Самара: СамГТУ, 1999. — С. 174−175.
- Абросимов, А.Г. Информационная технология обучения с элементами нейролингвистического программирования / А. Г. Абросимов, Е. В. Погорелова //
- Актуальные проблемы современного образования: материалы научно-методической конференции. Самара: СамГТУ, 1998.- С. 51−52.