Развитие организации управления потребительской кооперацией Российской Федерации
Информационный базой исследования послужили законодательные акты, Постановления Правительства РФ, а также Совета и Правления Центросоюза. Использовались материалы Международного кооперативного альянса, Государственного комитета по статистике РФ, информационные сборники и Доклады о социально-экономическом положении потребительской кооперации, данные обследования численности и структуры аппарата… Читать ещё >
Содержание
- 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
- 1. 1. Системный подход, как методологическое направление исследования организации управления сложными объектами
- 1. 2. Системные представления о потребительской кооперации и организации управления ею
- 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ТРАДИЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РОССИИ
- 2. 1. Формирование системы потребительской кооперации и организации управления ею в дореволюционной России
- 2. 2. Развитие организации управления потребительской кооперацией в советское время (1917−1990 гг.)
- 3. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- 3. 1. Соотношение кооперативной идеологии и принципов рыночной экономики
- 3. 2. Теоретические концепции реформирования управления потребительской кооперацией в условиях рыночных отношений
- 4. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ. 4.1. Законодательное регулирование развития кооперации | в зарубежных странах
4.2. Организация управления потребительской кооперацией и тенденции. ее развития в странах с развитой рыночной экономикой. i ¦ 5. ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИЕЙ (1991 — 1997 ГГ.).
5.1. Реформирование отношений кооперативной собственности.
5.2. Современные тенденции изменения организационных форм и структур управления в потребительской кооперации.
5.3. Формирование новых функций и структуры аппарата управления в рыночных условиях хозяйствования.
6. НОВЫЕ ОРГАНЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ # В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ.
6.1. Разграничение функций и полномочий общественных и профессиональных органов управления.
6.2. Организация координационного управления в потребительских обществах и союзах.
6.3. Использование в организации управления потребительской коопе
1 рацией методов реинжиниринга и стратегического управления. i I 7. РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ.
17.1. Опыт интеграции различных видов кооперации.
I 7.2. Современные направления интеграции потребительской кооперации с другими видами кооперации.
Развитие организации управления потребительской кооперацией Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Потребительская кооперация России переживает глубокий социально-экономический кризис. Этот кризис носит системный характер, поскольку охватывает социальные основы, экономику, финансы, управление, идеологию кооперации.
Сократилась социальная база потребительской кооперации. Численность членов-пайщиков уменьшилась с 22 776 тыс. чел. по состоянию на 1.01.1991 г. до 12 643 тыс. чел. — на 1.01.1999 г. Социальная защита членов-пайщиков, кооперативные выплаты не сопоставимы с темпами инфляции в стране.
Резко снизились объемы экономической деятельности.
В 1998 г., по сравнению с 1990 г. розничный товарооборот, включая общественное питание, в сопоставимых ценах, сократился в 10,5 раз, в том числе розничный товарооборот общественного питания в 8,2 раза. Производство хлеба и хлебобулочных изделий уменьшилось в 4,9 раза, колбасных изделий — в 6,1 раза, кондитерских изделий — в 3,4 раза, консервов — в 10 раз. Закупка мяса и мясопродуктов сократились в 8,4 раза, молока и молокопродук-тов — в 4,3 раза, картофеля — в 21,2 раза, овощей — в 33,1 раза, плодов и ягод — в 17,2 раза, масла растительного — в 11,2 раза. Темпы падения объемов деятельности потребительской кооперации в 1991;1998 гг. были выше, чем темпы уменьшения валового внутреннего продукта в стране в целом.
Финансовое положение потребительской кооперации в 1993;1998 гг. ухудшилось. Суммарный убыток от всех видов деятельности за 1993;1997 гг. составил 3 416 718 тыс. руб.- за 1998 г (по предварительной оценке) — более 1 млрд руб. Количество убыточных областных (республиканских, краевых) потребсоюзов увеличилось с 20 в 1993 г. до 60 (из 76) в 1998 г., а убыточных хозрасчетных предприятий — с 0,6% в 1990 г. и 9,4% — в 1992 г. до 64,6% в.
1998 г. В отдельных потребсоюзах долги и убытки настолько велики, что для их покрытия недостаточно имеющегося у них имущества.
В управлении потребительской кооперацией целостность единой системы управления оказалась нарушенной.
Не оправдало себя в социальном и экономическом отношении закрепление подавляющей части кооперативной собственности за членами-пайщиками и работниками — это не привело к расширению их участия в управлении и к повышению эффективности кооперативной экономики. Скорее наоборот, произошла приватизация управления руководителями кооперативных предприятий, которые стали осуществлять его в определенной степени в своих личных интересах. На смену опасностям и угрозам кооперации извне, то есть со стороны коммерческих структур, государственных и местных органов власти, пришли посягательства на нее изнутри самой системы потребительской кооперации.
Не пользу, а скорее вред, принесли бездумная коммерциализация деятельности отдельно взятых хозяйственных звеньев внутри потребительских обществ. Она привела к увеличению количества мелких самостоятельных, но не конкурентоспособных хозяйственных единиц, к росту расходов на управление и налогов, уплачиваемых в бюджет.
Пострадали общественное самоуправление и контроль. Во многих потребительских обществах упразднены или самораспались кооперативные комитеты, комиссии кооперативного контроля, советы уполномоченных.
Ослабла роль и значение таких кооперативных ценностей, как взаимовыручка и взаимопомощь, содействие в обучении и получении профессионального образования. Возникла разобщенность кооперативных организаций. Ухудшился нравственно-психологический климат в трудовых коллективах. Сократилась подготовка и переподготовка кадров для потребительской кооперации и как следствие, не на высоте оказался уровень кооперативного менеджмента. Не оправдал себя отказ от планирования деятельности потребительских обществ и их союзов, в результате которого, по сути утрачены социальные и экономические ориентиры развития в центре, и особенно на местах.
В управлении стали применяться не свойственные потребительской кооперации организационно-правовые формы хозяйствования и управления: акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью и др.
Поставлен под сомнение статус кооперативного предприятия.
Подверглась деформации кооперативная идеология, то есть система ее основополагающих ценностей и принципов.
Кооперативную идеологию стала вытеснять идеология частного предпринимательства. По результатам проведения опросов около одной трети руководителей кооперативных организаций и предприятий не смогли назвать основные кооперативные ценности и принципы, не четко представляли отличия потребительских обществ от акционерных обществ.
Необходимо отметить, что серьезные трудности, переживаемые российской потребительской кооперацией, не изолированы от общих тенденций изменения мирового кооперативного движения. Сопоставление современных российских и мировых проблем деятельности кооперативов свидетельствует о том, что у них много общего.
Об этом свидетельствует Доклад «Организационные структуры МКА», подготовленный по заданию МКА Главным Советником Фонда Планкетта (Великобритания) Э. Парнеллом. В Докладе названы следующие основные изменения, происходящие в кооперативном движении во всем мире:1.
— отмена государственной поддержки;
— наступление профессионалов в управлении;
1 Обзор деятельности Международного кооперативного альянса в 1998 году. Глобальная кооперация в новом тысячелетии. Белгород, 1999, с. 18−19.
— закат федеральных структур и повышение роли кооператоров и их объединений на местах;
— рост бизнес-кооперативов, ставящих перед собой только экономические цели;
— падение классовых кооперативов;
— принесение в жертву кооперативного контроля ради финансирования;
— преобразование кооперативов в коммерческие структуры;
— привязка кооперативов к социальной экономике;
— интеграция функций и видов деятельности кооперативов;
— слияние и укрупнение кооперативных структур.
Приведенные положения и реальная действительность свидетельствуют об актуальности исследования проблем развития потребительской кооперации и ее выхода из кризисного состояния.
Состояние изученности темы исследования.
Научные аспекты данного исследования формировались на основе изучения, анализа, переосмысления теоретических и методологических разработок как отечественных так и зарубежных ученых.
Проблема развития кооперации многогранна.
Основополагающие идеи кооперации на Западе были заложены Р. Оуэном, Ш. Фурье, Л. Бланом, Г. Шульце-Деличем, Ф. Лассалем, Ф. Райфайзе-ном.
В дореволюционной России идеи кооперации развивались Н. Г. Чернышевским.
Основы теории и истории кооперации в России до революции создавались М. Н. Туган-Барановским, В. Т. Тотомигищем, М. Л. Хейсиным, А. В. Чаяновым и др.
Значительный вклад в теорию и практику развития кооперации в России внес В. И. Ленин.
В советское время вопросы теории и истории кооперации исследовались Г. Я. Бланком, Я. А. Кистановым, И. А. Коряковым, А. П. Макаренко, J1.E. Файном и др.
Социально-экономические проблемы кооперации на различных этапах развития страны исследовались И. Н. Буздаловым, Т. Е. Кузнецовой, JI.B. Никифоровым, Н. К. Фигуровской, Г. Н. Шмелевым.
Ряд самостоятельных научных направлений сформировался в разработке проблем развития потребительской кооперации. Социальная проблема деятельности потребительских обществ и участия в ней членов-пайщков представлены в работах Р. Г. Абдуллина, К. В. Вахитова, E.JI. Масловой, Е. Ф. Прокушева, И. В. Роздольской, А. О. Темирбулатова, B.C. Юкаевой.
Вопросы развития кооперативного предпринимательства разрабатывались Э. А. Арустамовым, Д. И. Валигурским, Л. П. Дашковым, В.И. Пивоваро-вым.
Коммерческие и организационные аспекты современного развития потребительской кооперации представлены в работах Ю. К. Баженова, О. А. Новикова, В. К. Памбухчиянца, Ф. Г. Панкратова, Т. К. Серегиной и др.
Развитие хозяйственного механизма и повышения эффективности деятельности потребительской кооперации исследовались З. А. Капелюк, Н. А. Лупеем, В. П. Прижигалинским, К. А. Раицким, Л. А. Сипко, A.M. Фридманом.
Организационные формы и методы управления разрабатывались В. И. Блистером, С. П. Кураком, В. П. Ракитским, А. К. Семеновым.
Современные антикризисные методы управления кооперативными организациями представлены в работах И. Д. Барчука, О. Л. Зайцевой, О. И. Клименко.
На Западе современным проблемам развития кооперации посвящены работы Свена Аке Бёка, Я. Макферсона, Л. Маркуса, Г. Мюкнера, Э. Парнел-ла, Б. Пио, Л. Хьялмарсона и др.
В основу данного диссертационного исследования положена разработка проблем развития организации управления потребительской кооперации. Выбор темы исследования определяется следующими соображениями:
1. В настоящее время управление выдвигается на роль главного фактора развития потребительской кооперации. Это связано с ограниченностью материальных, финансовых и др. ресурсов, глобализацией конкуренции и возрастанием сложности и неопределенности в развитии экономики.
2. Назрела необходимость обобщения опыта реформирования организации управления в потребительской кооперации в процессе перехода к рыночной экономике и разработка ориентиров ее развития в XXI веке.
3. Недостаточная разработанность и дискуссионность взглядов по большинству теоретических проблем управления, обуславливает необходимость их критического осмысления.
Цель и задачи исследования
.
На основе разработки проблем системного подхода к управлению сложными объектами и обобщения исторического и современного отечественного и зарубежного опыта управления потребительской кооперацией разработать теоретические и методологические основы организации управления кооперативными организациями в рыночных условиях хозяйствования, а также практические рекомендации по совершенствованию деятельности системы органов управления ими.
В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие задачи:
— рассмотрен понятийный аппарат системного подхода, как методологического направления исследования организации управления сложными объектами;
— разработаны системные представления о потребительской кооперации и организации управления ею;
— исследованы исторический опыт и традиции организации управления в потребительской кооперации России;
— разработаны методологические подходы к развитию организации управления потребительской кооперацией в условиях рыночных отношений;
— раскрыт зарубежный опыт организации управления в потребительской кооперации;
— обобщен опыт реформирования отношений собственности, организационных форм и структур управления в потребительской кооперации в условиях перехода к рыночной экономике;
— обосновано разграничение функций и полномочий органов управления в потребительской кооперации;
— разработаны методы организации координационного управления в потребительском обществе и союзах;
— раскрыта возможность использования в управлении потребительской кооперацией методов реинжиниринга и стратегического управления;
— определены основные направления развития интеграционных процессов в организации управления потребительской кооперацией. Объектом исследования являются потребительские общества и их союзы.
Предмет исследования: организационные отношения по вертикали и горизонтали, складывающиеся в процессе управления организациями потребительской кооперации, а также организационные формы, структуры и функции управления.
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретическую базу исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономики, организации и управления.
Исследование построено на использовании диалектического метода, предполагающего изучение явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. В диссертации используются методы исторического и логического исследования, системно-структурный и системно-функциональный подходы. В аналитической части работы применяются методы классификации, сравнительного и ситуационного анализа, статистических группировок, экспертных оценок, матричного моделирования, реинжиниринга.
Информационный базой исследования послужили законодательные акты, Постановления Правительства РФ, а также Совета и Правления Центросоюза. Использовались материалы Международного кооперативного альянса, Государственного комитета по статистике РФ, информационные сборники и Доклады о социально-экономическом положении потребительской кооперации, данные обследования численности и структуры аппарата управления потребсоюзов, проведенного Центросоюзом, результаты обследований и анализа финансового состояния кооперативных организаций и предприятий, проведенных преподавателями Московского, Белгородского и Сибирского университетов потребительской кооперации по плану работы Межвузовского Ученого Совета Центросоюза. Анализировались материалы Программы «Та-сис», разработанной группой экспертов консалтинговой организации План-кет Фаундейшен для потребительской кооперации РФ, а также «Программа развития потребительской кооперации РФ на 1998;2002 гг.», в разработке которой автор принимал участие.
Научная новизна исследования состоит в разработке теории развития организации управления потребительской кооперацией и практических рекомендаций по повышению ее эффективности в рыночных условиях хозяйствования.
Важнейшие результаты диссертационного исследования, характеризующиеся научной новизной, состоят в следующем:
— определены теоретико-методологические подходы к системообразова-нию потребительской кооперации и управления еювыявлены этапы и особенности формирования организации и становления системы управления потребительской кооперации дореволюционной Россиидана новая трактовка системы управления потребительской кооперацией в советское время, в соответствии с которой эта система основывалась на сочетании преемственности и традиций кооперативного самоуправления с прямым государственным управлениемраскрыто соотношение кооперативных ценностей и принципов с принципами рыночной экономикидана оценка современных теоретических концепций реформирования управления потребительской кооперацией;
Bbij"R/ ены обозначившиеся в последнее время тенденции в развитии организации управления потребительской кооперацией в странах с развитой рыночной экономикой: применение различных вариантов структуры управления, использование новых технологий голосования, введение возрастного ценза и сокращение сроков избрания для руководителей, увязка оплаты труда с конечными результатами и др.- обоснована связь отношений кооперативной собственности с формами и результатами реализации их в управлении организациями и предприятиями потребительской кооперацииразработаны методы оценки преимуществ и эффективности различных организационных форм управления в основном звене потребительской кооперации на базе сравнительного анализа показателей деятельности прибыльных и убыточных потребсоюзоввыявлены тенденции изменения функций и структуры аппарата управления кооперативными организациями, имеющими как позитивный (введение налогового планирования, управления недвижимостью, внутреннего аудита, маркетинга), так и негативный характер (отказ от планирования, свертывание организационно-кооперативной работы, ликвидация ревизионных служб);
— обоснован методический подход к разграничению функций Советов и Правлений кооперативных организаций на базе разделения властных полномочий и ответственности между различными субъектами управления, а также предложены критерии раздельной оценки результатов их деятельности;
— разработаны организационные формы и методы координационного управления в потребительских обществах и союзах;
— предложены пути использования в управлении потребительской кооперацией методов реинжиниринга и стратегического управления;
— раскрыты возможности развития потребительской кооперации, связанные с ее интеграцией с другими формами кооперации.
Практическая значимость и апробация результатов исследования.
Практическая значимость работы связана с ее направленностью на развитие и повышение эффективности организации управления кооперативными организациями и предприятиями и на их быстрейшую адаптацию к рыночным условиям хозяйствования.
Непосредственное практическое значение имеют разработанные автором методы оценки эффективности организационных форм управления, методические рекомендации по организации, координации и оценке деятельности органов управления потребительскими обществами и союзами, предложения по внесению изменений в Конституцию РФ в части определения кооперативной формы собственности и в Гражданский кодекс РФ по вопросу порядка возмещения членами-пайщиками убытков потребительских обществ.
В диссертации разработана структура проекта рамочного Закона о кооперации РФ, призванного способствовать интеграции различных форм кооперации. В работе сформулированы практические предложения по созданию и развитию кооперативного Альянса на базе действующей Ассоциации кооперативов РФ (АКОРФ).
Тема диссертации включена в План работы Межвузовского Ученого Совета Центросоюза. Результаты исследования в части разграничения функций и полномочий Советов и Правлений потребительских обществ и Союзов, а также критериев и показателей оценки их деятельности получили одобрение Межвузовского Ученого Совета и включены в «Программу развития потребительской кооперации РФ на 1998;2002 гг.».
Разработанные автором теоретические и методологические подходы к развитию организации управления в условиях рыночных отношений используются на кафедре менеджмента МУПК при чтении курсов «Менеджмент» и «Стратегический менеджмент», и, на кафедре коммерции и маркетинга Чеченского государственного университета при чтении спецкурса «Международный опыт кооперативного менеджмента».
Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на конференциях профессорско-преподавательского Состава и аспирантов МУПК и Чеченского государственного университета в 1996;1999 гг., а также на заседаниях Межвузовского Ученого Совета Центросоюза в 1998 г.
Объем и структура работы:
Композиционно диссертация состоит из введения, семи разделов, заключения, списка использованной литературы, 14 таблиц, If схем и рисунков, содержит 30Ч страниц машинописного текста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В период кардинальных политических, социальных и экономических преобразований, происходящих в обществе одним из главных и приоритетных объектов изменений становится организация управления, то есть создание новой системы управления или внесение прогрессивных изменений в построение и порядок функционирования действующей системы управления.
В этой связи насущно необходимой становится проблема разработки теории организации управления экономикой в новых условиях ее функционирования.
Эта проблема в полной мере относится к потребительской кооперации, переживающей глубокий социально-экономический и управленческий кризис, что определило выбор темы, направлений и методов данного исследования.
Разработанные в диссертации теоретические положения, методические разработки и практические предложения в совокупности являются новым решением важной проблемы формирования организационной системы управления потребительской кооперации адекватной рыночным условиям хозяйствования.
Решение вышеуказанной проблемы включало исследование двух блоков вопросов:
1. формирование организации управления на базе системного и исторического походов;
2. реформирование и современное развитие организации управления на базе методов координационного управления, реинжиниринга, стратегического управления, интеграции.
В диссертации разработана системная концепция формирования организации управления, которая включает в себя следующие основные положения.
Система потребительской кооперации представляет собой совокупность ее организаций, закономерно связанных в единое целое.
Важнейшими системными характеристиками потребительской кооперации, имеющими принципиальное значение для организации управления ею, являются понятия ее функций, основного элемента (звена) и форм связей между ними.
Функционирование потребительской кооперации проявляется в реализации его ряда функций, между которыми существуют отношения соподчинения, то есть иерархии.
Высшей целевой функцией потребительской кооперации, выделяющей ее из окружающей внешней среды, являются социальная миссия, то есть основное предназначение, состоящее в удовлетворении материальных и иных потребностей населения.
Выполнению миссии подчинены цели роста объемов деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости и т. п.
Функции потребительской кооперации определяют собой ее структуру. А именно, социальная направленность потребительской кооперации определяет ее социально-территориальную структуру, основным звеном которой являются потребительские общества. Экономические функции обуславливают необходимость иметь хозяйственную структуру, основным звеном которой является кооперативное предприятие.
Как потребительские общества, так и предприятия могут образовывать объединения (союзы), основанные на отношениях иерархии (соподчинения) или равноправного сотрудничества.
В соответствии с системными представлениями потребительской кооперации формируется организация управления ею.
Так, социальная природа потребительской кооперации обуславливает необходимость общественного самоуправления и контроля с участием членов-пайщиков, а хозяйственные функции и структура порождают потребность в профессиональном управлении с участием наемных менеджеров. Единство и взаимодействие общественного и профессионального управления образует подсистему кооперативного самоуправления, которая пронизывает потребительскую кооперацию от потребительского общества до Центросоюза РФ.
Самоуправление предусматривает не только самостоятельность, но и ответственность, что нередко не соблюдается на практике.
Кооперативное самоуправление обеспечивает интересы потребительской кооперации как обособленной социально-экономической системы. Оно не решает задач согласования интересов потребительской кооперации с интересами государства и общества в целом, которая по отношению к рассматриваемой обособленно потребительской кооперации, выступает как система более высокого порядка, то есть как внешняя среда. Управляющее воздействие внешней среды на потребительскую кооперацию может осуществляться по разному. В условиях административно-командной экономики государственное воздействие проявлялось в форме прямого директивного управления, в том числе путем установления централизованных плановых заданий по производству промышленной продукции, товарообороту, закупкам сельскохозяйственной и другой продукции и выделения лимитов материально-технических ресурсов из централизованных источников.
В условиях рыночных отношений управляющее воздействие внешней среды на потребительскую кооперацию проявляется в форме правового, экономического и социального государственного регулирования.
Кооперативное самоуправление и государственное регулирование вместе составляют современную систему управления потребительской кооперацией.
Системные представления о потребительской кооперации и организации управления ею позволили определить основные направления развития управления.
К ним относятся:
— обеспечение приоритетного развития социальной направленности потребительской кооперации;
— приведение социальной, территориальной, отраслевой, производственно-технической и других структур потребительской кооперации в соответствие с изменениями ее внешней среды;
— развитие отношений между потребительскими обществами и их союзами на базе горизонтальных партнерских связей;
— рациональное сочетание в управлении горизонтальных партнерских с вертикальными иерархическими связями;
— организационно-правовое и функциональное разграничение профессионального и общественного самоуправления, обеспечение их взаимодействия;
— развитие государственного регулирования потребительской кооперации в направлении поддержки выполнения ею социально значимых функций.
Исторический подход к формированию системы управления потребительской кооперации России не только подтвердил основные концептуальные положения, полученные с использованием системного подхода, но и позволил дополнить стратегическое видение путей развития организации управления возможностями использования национальных традиций и преемственности в развитии.
Исследование дореволюционного периода развития российской потребительской кооперации позволило сделать ряд выводов в контексте стоящих перед ней современных задач. Это развитие нельзя оценить однозначно, как это нередко делалось в советский период. Здесь неуместно как очернительство, так и идеализация результатов дореволюционного кооперативного движения. Необходима взвешенная оценка достижений и недостатков организаций потребительской кооперации и управления ею.
К достижениям прежде всего следует отнести сформированность организационной сети потребительской кооперации, выражающуюся в наличии системы потребительских обществ и их союзов. Важно отметить особый характер союзного строительства, имеющего целью не командование потребительскими обществами, а их обслуживание и оказание им помощи в хозяйственных вопросах.
Несомненным достижением можно считать сформированность органов кооперативного самоуправления, предусмаривающего на уровне потребительских обществ разграничение функций принятия важнейших решений и контроля, с одной стороны, и их исполнения, с другой стороны, а также разграничение хозяйственной и организационно-кооперативной деятельности на уровне союзов потребительских обществ. Потребительская кооперация в России в целом придерживалась демократических принципов управления, главным из которых был принцип: один человек — один голос.
К недостаткам формирования дореволюционной потребительской кооперации, на наш взгляд, можно отнести ее трудно складывающиеся отношения с государством (до февраля 1917 года), не только не способствовавшим, но и ограничивавшим деятельность кооперативных организаций. Это проявилось в разрешительном порядке организации потребительских обществ и их союзов, в надзоре и препятствовании их деятельности.
В этой связи можно утверждать, что элементы административно-командной системы управления потребительской кооперации в России возникли до советского периода ее развития.
Исследование советского периода деятельности потребительской кооперации позволило сделать главный вывод о том, что ее организационная структура и структура органов управления сформировавшаяся в дореволюционное время, в советский период были не только не разрушены, но напротив, получили дальнейшее развитие. На самом деле произошел не слом традиционно сложившегося организационного механизма управления потребительской кооперацией, как это нередко принято считать, а его приспособление к административно-командной системе управления экономикой, основы которой на государственном уровне были заложены еще в царское время.
В советский период в управлении потребительской кооперацией действовали тенденции как централизации, так и децентрализации. Однако преобладающей тенденцией была централизация управления.
В целом, потребительская кооперация, проявив гибкость и пережив многочисленные перестройки, сохранила имманентно присущую ей социальную природу. Это свидетельствует о ее жизнестойкости и способности адаптироваться к условиям быстро и существенно меняющейся внешней среды.
Современное развитие организации управления потребительской кооперацией рассматривается в диссертации в контексте изменения ее внешней среды, прежде всего с позиций формирования рыночных отношений. В этой связи возникает проблема адаптации кооперативных ценностей и принципов к принципам и ценностям рыночной экономики.
Проведенное исследование их соотношения позволило сформулировать ряд выводов и предложений:
1. Сравнительный анализ рыночных и кооперативных ценностей и принципов позволяет судить о высоком уровне их идентичности, что свидетельствует о рыночной природе потребительской кооперации и об имеющихся перспективах ее развития. Более тогоу есть основания полагать, что дальнейшее развитие потребительской кооперации напрямую связано с тем, насколько в ее деятельности будет реализованы рыночные ценности и принципы.
2. Важно не только различать рыночные и кооперативные ценности и принципы, но и активно использовать их взаимодействие. Кооперативные ценности олицетворяют устоявшиеся традиции и морально-этические нормы, а также преемственность в развитии потребительской кооперации.
Принципы — это правила деятельности потребительской кооперации, которые должны согласовываться с состоянием окружающей ее рыночной среды. Поэтому принципы должны быть подвижными, гибкими, чтобы обеспечить выживаемость потребительской кооперации и ее развитие.
3. Кооперативные принципы, сформулированные Международным Кооперативным Альянсом являются укрупненными. Они должны конкретизироваться и дополняться с учетом особенностей страны. Представляется, что применительно к потребительской кооперации России важное значение имеют сочетание децентрализации и централизации, горизонтальных и вертикальных связей, использование различных форм самоуправления и контроля, ориентация на пайщика, повышение эффективности деятельности, опора на собственные силы.
Незыблемость социальной ориентации потребительской кооперации обуславливают необходимость осуществлять любые изменения в организации управления в рамках ее реформирования.
Реформирование — это такие изменения в управлении потребительской кооперацией, которые не меняют ее социальной ориентированности.
Основу реформирования организации управления потребительской кооперацией в 1992;1999 гг. составили изменения отношений кооперативной собственности, поскольку управление является функцией собственности. В диссертации выделено два этапа реформирования кооперативной собственности: 1992;1996 и 1997 — по настоящее время.
В исследовании делается вывод, что закрепление собственности за членами-пайщиками в 1992;1996 гг. не было подкреплено соответствующими мерами по расширению их участия в управлении.
Поэтому оно не дало ожидаемых экономических и социальных результатов и, по существу, обернулось против самих членов-пайщиков.
Начиная с 1997 г. вместе с изменением правового статуса кооперативной собственности стала меняться форма реализации отношений кооперативной собственности в управлении.
В диссертации разработана методика сравнительного анализа различных организационных форм управления в основном звене потребительской кооперации с использованием характеристик их ориентации на пайщиков, стабильности, управляемости, контролируемости, эффективности, минимизации платежей в бюджет, качества профессионального менеджмента. Использование этой методики на практике позволяет обоснованно подходить к реформированию организации управления.
В работе предложен критерий выделения организаций потребительской кооперации на самостоятельный баланс, их конкурентоспособности.
В исследовании выявлены позитивные и негативные тенденции в изменениях функций и структуры аппарата управления кооперативными организациями. Отмечается стихийный и незавершенный характер происходящих изменений.
Предлагается создать в кооперативных организациях службу развития системы управления.
В связи с введением, в соответствии с Законом РФ о потребительской кооперации (1997 г.) в систему управления потребительской кооперацией новых органов — Советов потребительских обществ и союзов, наряду с их Правлениями потребовала своего решения проблема разграничения функций и полномочий органов управления, порядка их формирования, методов оценки и координации деятельности.
Исходя из сформулированных целей разделения властей (предотвращение злоупотреблений, учет в управлении интересов различных социальных групп, создание сдержек и противовесов в системе управления) предлагается закрепить за Советами функции социального управления, а за Правлениями — функции профессионального менеджмента и предпринимательства.
В единстве социального и профессионального управления приоритет отдается социальному управлению.
Разграничение управленческих функций обуславливает необходимость применения различных критериев выдвижения в состав Советов и назначения членов Правлений. В диссертации сформулированы конкретные требования, которым должны отвечать члены Советов и Правлений.
Предлагаются методы раздельной оценки деятельности Советов и Правлений.
Деятельность Советов направлена на осуществление социальной миссии потребительского общества или союза. Критерий оценки деятельности Совета — защита интересов и обеспечение удовлетворения спроса членов-пайщиков на товары и услуги при рациональном использовании ресурсов.
Данный критерий кооперируется в системе показателей, в основе которых лежат наказы членов-пайщиков.
Эти показатели включают объемы товарооборота, услуг, чистой прибыли, кооперативных выплат, льгот для членов-пайщиков, показатели развития материально-технической базы, социальной сферы и др. Показатели оценки деятельности Советов устанавливают общие собрания членов-пайщиков (уполномоченных, представителей) потребительских обществ и союзов.
Дополнительно к социально-экономическим показателям для оценки деятельности Советов могут использоваться характеристики степени (качества) выполнения своих функций и осуществления полномочий. Перечень этих полномочий приведен в Законе о потребительской кооперации.
Для осуществления социальной миссии потребительских обществ и союзов необходима экономическая база, создаваемая их динамичной, эффективной (прибыльной), устойчивой, бесперебойной деятельностью. Именно на создание экономических условий выполнения социальной миссии потребительских обществ и союзов направлена деятельность их Правлений.
Это обуславливает необходимость ее оценки по экономическим показателям динамики деловой активности, объемов деятельности, доходности (рентабельности, финансовой устойчивости, платежеспособности) кооперативных организаций. Плановые задания и перспективы этих показателей устанавливают Советы потребительских обществ и союзов. В дополнение к ним при оценке деятельности Правлений могут использоваться характеристики степени (качества) выполнения правлениями своих функций и полномочий, которые предусмотрены Положением о правлении.
Разделение властей одновременно требует координации их деятельности.
В диссертации разработана организация координационного управления в потребительских обществах и союзах с использованием теории взаимодействия субъектов управления.
Эта организация включает: схему внутрисистемного взаимодействия органов управления и координационный механизм управления.
Внутрисистемное управленческое взаимодействие образует управленческую вертикаль, то есть систему последовательно соподчиненных, но параллельно работающих органов управления (Собрание — Совет — Правление). Взаимодействие между ними обеспечивается с помощью прямых и обратных связей.
Координационный механизм — это упорядочение действий органов управления и внесения в них соответствующих корректив, направленных на согласование разнонаправленных и коллективных интересов. Роль кооператора в системе управления выполняет Совет.
Координация осуществляется с помощью организационно-правовых, экономических и социально-психологических методов.
В качестве средств реализации организационно-правовых методов координации предлагается:
— разработка нормативных положений, регулирующих деятельность органов управления;
— заключение договоров между органами управления;
— делегирование полномочий одним органом управления другому;
— создание координационных структур (комиссий, групп);
— визирование документов;
— согласование управленческих решений;
— меры административного воздействия на работников органов управления.
Использование экономических методов в координации деятельности органов управления охватывает планирование, формирование и распределение ресурсов, установление экономических нормативов, цен, форм и систем оплаты труда.
Предлагается блок-схема использования экономических методов в потребительском обществе, предусматривающая координацию деятельности его общего Собрания, Совета и Правления на базе последовательного перехода от разработки политики и программ социально-экономического развития к разработке стратегических (перспективных) и годовых планов и далее к их реализации средствами оперативно-хозяйственного управления.
Социальные методы регулируют межгрупповые отношения между общим Собранием, Советом и Правлением, рассматриваемыми как единые социальные группы.
Психологические методы распространяются на межличностные отношения внутри социальных групп.
Важным направлением развития организации управления в потребительской кооперации может стать использование возможностей реинжиниринга (перепроектирования) и стратегического управления, объектом которых являются как коммерческие процессы, так и некоммерческие процессы, совершаемые в кооперативных организациях.
Работы по реинжинирингу в кооперативных организациях целесообразно выполнять в следующих направлениях:
— Постановка задач, уточнение миссии и целей организации, исходя из потребностей клиентов и фактического состояния кооперативной организации.
— Анализ сильных и слабых сторон деятельности кооперативной организации, а также возможностей и угроз ей со стороны внешней среды.
— Выбор антикризисной стратегии или стратегии развития.
— Выявление основных внутренних и внешних коммерческих и некоммерческих процессов деятельности кооперативной организации, оценка их эффективности.
— Перепроектирование процессов деятельности кооперативной организации.
— Внедрение обновленных процессов, обучение сотрудников, переход к новой организации деятельности кооперативной организации. Современной закономерностью развития окружающей потребительскую кооперацию внешней среды стала глобализация экономики и конкуренции. Адекватным ответом на это со стороны потребительской кооперации может быть только глобализация процессов ее деятельности и управления, то есть создание глобальных кооперативных организаций. В диссертации рассмотрены возможности создания стратегического союза организаций, принадлежащих к различным видам кооперации и разработаны конкретные предложения по превращению в такой союз созданной в 1999 г. Ассоциации кооперативных организаций РФ (АКОРФ). Эти предложения охватывают:
— конституционное закрепление статуса кооперативной собственности;
— обобщение мирового опыта и современных тенденций развития кооперации;
— разработку базы данных о состоянии кооперативной экономики;
— прогнозные рыночные исследования;
— разработку федеральных и региональных программ развития кооперации;
— подготовку кадров для кооперативных организаций.
В целом, полученные в процессе исследования теоретические разработки, методические рекомендации и практические предложения могут служить основой стратегии развития организации и повышения эффективности управления потребительской кооперацией в 21-м веке.
Список литературы
- Официальные материалы
- Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1. — М.: 1995.
- Закон СССР «О кооперации в СССР». М.: 1988.
- Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». М.: 1991.
- Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г.
- Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». М.: 1997.
- Закон Российской Федерации «О производственных кооперативах». М.: 1996.
- Закон Российской Федерации «О сельскохозяйственной кооперации». М.: 1996.
- Закон РСФСР «О собственности в РСФСР». М.: 1991.
- Конституция (Основной Закон Союза Советских Социалистических Республик). М.: Политиздат, 1978.
- Ю.Конституция Российской Федерации. М.: Издательская группа Инфра-М Норма, 1997.
- Указ Президента Российской Федерации «О коммерциализации деятельности потребительской кооперации Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами» от 31 мая 1996.
- Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1994 г. № 24.
- Материалы первого общего собрания представителей потребительских обществ Российской Федерации. М.: Центросоюз. 1993.
- Материалы второго общего собрания представителей потребительских обществ Российской Федерации. М.: Центросоюз, 1994.
- Материалы третьего общего собрания представителей потребительских обществ Российской Федерации. М.: Центросоюз, 1995.
- Материалы пятого и шестого общих Собраний представителей потребительских обществ Российской Федерации. М.: Центросоюз, 1997.
- Доклад о социально-экономическом положении потребительской кооперации Российской Федерации в 1993—1997 годах. Центросоюз РФ. М.:1998.
- Основные показатели развития потребительской кооперации СССР в цифрах. М.: Центросоюз, 1982.
- Основные показатели развития потребительской кооперации СССР за 1940−1984 гг. в цифрах. М.: Центросоюз, 1985.
- Основные показатели хозяйственной деятельности потребительской кооперации СССР за 1980−1990 гг. М.: Центросоюз.
- Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации России за январь-апрель 1999 года. М.: Центросоюз, 1999.
- Потребительская кооперация Российской Федерации (информационно-аналитические материалы). М.: Центросоюз РФ, 1993.
- Потребительская кооперация СССР от съезда к съезду. М.: Центросоюз, 1984.
- Программа развития потребительской кооперации Российской Федерации на 1998−2002 годы. М.: Центросоюз РФ, 1998.3140 лет Советской потребительской кооперации. 1917−1957 гг. М.: Изд-во Центросоюза, 1957.
- Социально-экономическое положение потребительской кооперации в 1994 г. М.: Центросоюз РФ, 1995.
- Социально-экономическое положение потребительской кооперации. М.: Центросоюз РФ, 1997.
- Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 1997 г. М.: Центросоюз РФ, 1998.
- Социально-экономическое положение потребительской кооперации в 1998 г. М.: Центросоюз РФ, 1999.1.I. Книги, брошюры, статьи
- Абдулин Р.Г., Маслова Е. П. Социологическое обследование пайщиков потребительской кооперации. Обзорная информация. Серия: «Организационно-массовая работа и подготовка кадров». М.: ЦБТЭИ, 1989, № 1.
- Анненков Б.И., Карелин Ю. Д. Кредитная кооперация в России — объективная необходимость, пути возрождения // Деньги и кредит. — 1992, № 11.
- Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению /Под ред. Г. Н. Иванова. — М.: Юнити, 1995.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1997.
- Барчук И.Д. Концепция и рекомендация по реформированию и диверсификации деятельности потребительской кооперации в условиях экономического кризиса. МУПК, М.: 1997.
- Баязитов К.С., Шакиров Р. В. Больше века на службе людям. Казань, 1985.
- Бернвальд А.ПР., Цихоцкий А. В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике. ВО «Наука», Новосибирск, 1993.
- Бланк Г. Я. Основы теории и истории потребительской кооперации СССР. М.: Центросоюз, 1963.
- Блистер В.И., Кура.к С.В., Ракитских В. П. Научные основы управления кооперативным хозяйством. М.: Экономика, 1977.
- Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). 3-е изд. Т. 1. М-Л., 1925.
- Буздалов И.Н. Возрождение кооперации. М.: Экономика, 1990.
- Валигурский Д.И. Предпринимательство на селе. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997.
- Вахитов К.И. Потребительская кооперация СССР. М.: Экономика, 1991.
- Ващенко А.Н. Организационные и экономические факторы развития кооперативного образования в условиях рыночных отношений. Диссертация в виде научного доклада. кандидата экономических наук. М.: 1997.
- Вестник кооперативных служащих. 1916. №№ 3--451 .Войцеховский. Курсы по кооперации. М.: 1914.
- Гибнер Н.П. Система кооперации. М.: 1911.
- Дашков Л.П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. Учебник. М.: Информационно-вычислительный центр «Маркетинг», 1999.
- Ежегодник МСПО. Вып. 2. М.: 1912.
- Ермаков В.Ф. О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием в свете требований постановления Правительства Российской Федерации от 7 января 1999 г. № 24 //Российская кооперация. 1999, 27 февраля.
- Ермаков В.Ф. Нас объединила сама жизнь. Президент АКОРФ о целях, задачах и взаимоотношениях кооператоров. //Российская кооперация, 1998, 27 июня.
- Ермаков В.Ф. Потребительская кооперация России на пороге третьего тысячелетия. Международный кооперативный форум. Белгород, 16−18 июня 1999 г.
- Жигалов В.Т. Основы менеджмента и управленческой деятельности. Учебное пособие для кооперативных учебных заведений. Ч. 1. М.: 1993.
- Зайцева О.П. Механизм антикризисного управления в потребительской кооперации. Новосибирск. СИБУЛК, 1998.
- Идилов И.И. Кооперативный менеджмент: исторические традиции, идеология и опыт реформирования. Монография. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.
- Идилов И.И. Международный опыт кооперативного менеджмента. Брошюра. Грозный, 1999.
- Идилов И.И. Учебное пособие по маркетингу. Грозный, 1999.
- История социалистической экономики СССР в семи томах. М.: Наука, 1976−1980.
- Капра Ф. Системное управление в 90-е годы. //Проблемы теории и практики управления. 1999, № 4.
- Карлофф Б., Седеборг С. Вызов лидеров. М.: Дело, 1996.
- Кевбрин Б.Ф. Очерки истории потребительской кооперации республики Мордовия. Саранск, 1996.
- Кистанов Я.А. Потребительская кооперация СССР. М.: Изд-во Центросоюза, 1951.
- Клименко О.И., Тарасова Т. Ф. Кто хочет работать, ищет резервы (передовой опыт райпо Белгородской и Курской кооперации). Белгород: БУПК, 1998.
- Климов А.П. Потребительская кооперация в системе развитого социализма. М.: Экономика, 1980.
- Кооперативы в Западной Европе. Реферативный сборник. М.: 1989.
- Кооперативы в индустриально развитых странах. Сборник обзоров. М.: 1992.
- Кооперативы по производству товаров и оказанию услуг. Справочник пособие. М.: Экономика, 1991.
- Кооперация. Место и роль в экономической истории. Реферативный сборник. М.: 1990.
- Кооперация. Страницы истории. Вып. 2. М.: 1991.
- Коротков Э.М. Концепция менеджмента. Учебное пособие. М.: Дека, 1996.
- Коряков И.А. Принципы кооперативного движения. Изд-во Забайкальского института предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации. Чита, 1998.
- Кремянский В.И. Определение понятия системы и системного подхода. //Системные исследования. — М.: Наука, 1970.
- Кэмпбл Р., Макконел, Стенли JI. Брю. Экономика. М. Республика, 1992.
- Макаренко А.П. Потребительская кооперация: проблемы истории и перспективы развития. //Кооперация. Место и роль в экономической истории. Реферативный сборник. — М., 1990.
- Макаренко А.П. Эволюция мирового кооперативного движения. Диссертация. д.э.н. в форме научного доклада. М., 1994.
- Макферсон Я. Принципы кооперации XXI века. М.: 1998.
- Маркус JI. Ценности кооперации (из истории МКА) //Советская потребительская кооперация, 1998, № 11.
- Материалы Юбилейного XXXI Конгресса МКА в г. Манчестере. М.: Центросоюз РФ, 1995.8 5. Между народный опыт кооперативного движения и проблемы кооперации в России. Часть II. МУПК. М., 1998.
- Международный постоянно действующий семинар: «Государство, рынок, кооперация» //Международный сельскохозяйственный журнал, 1992, № 6.
- Менеджмент организации. Учебное пособие под ред. З. П. Румянцева и Н. А. Соломатина. М.: Инфра-М, 1995.
- Меркулова А.С. История потребительской кооперации. М.: Экономика, 1970.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Перевод с англ. М.: 1992.
- Мильнер Б.З. Теория организаций. Курс лекций. М.: Инфра-М, 1998.
- Никифоров Д., Кузнецова Т. Судьба кооперации в современной России. //Вопросы экономики. 1995, № 1.
- Обзор деятельности Международного кооперативного альянса в 1998 году. Глобальная кооперация в новом тысячелетии. Белгород, 1999.
- Обновление функций Центросоюза Российской Федерации и его договорных и финансовых взаимоотношений с региональными союзами и потребительскими обществами. М.: МУПК, 1993.
- Общая экономическая теория (политэкономия). М.: Промо Медиа, 1995.96,Овчинников Н. Ф. Принципы сохранения. М.: Наука, 1966.97.0йхман Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Оптимальные размеры потребительских обществ. Автореферат диссертации. канд. эконом, наук. М., 1967.
- Опыт практической деятельности Мужевского потребительского общества Тюменского облсеверпотребсоюза. Новосибирск. Межвузовский ученый Совет Центросоюза РФ, 1998.
- Основы менеджмента. Учебное пособие. М.: МУПК, 1994.
- Панкратов Ф.Г., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1994.
- Парнел Э. Кооперативы в России: их роль в рыночной экономике. М.: 1995.
- Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. Изд-во Московского университета. М.: 1991.
- Прижигалинский В.П. Реформирование потребительской кооперации (проблемы теории и практики). Автореферат. диссертации д-р экон. наук. М.: 1998.
- Прижигалинский В.П. Рынок: проблемы предпринимательства и кооперации. Ставрополь. АО «Пресса», 1996.
- Причины убыточности Мордовской кооперации и пути их преодоления. Белгород. Межвузовский ученый Совет Центросоюза РФ, 1997.
- Проблемы совершенствования организационной структуры управления потребительской кооперации. Сб. научных трудов. М.: 1980.
- Проект нового Закона о кооперации Чешской республики. Белгород. Межвузовский ученый Совет Центросоюза РФ, 1999.
- Производственные кооперативы: новый старт — новые возможности. Информационный бюллетень. Выпуск 1. Часть 2. М.: 1998.
- Прокушев Е.Ф. Менеджмент первичного уровня. М.: Издательский Дом «Дашков и К», 1999.
- Результаты обследования деятельности Волгоградского облпотребсоюза. Белгород. Межвузовский ученый Совет Центросоюза РФ, 1997.
- Результаты проверки хозяйственно-финансовой деятельности Архангельского, Коми и Тувинского союзов потребительских обществ. М.: Межвузовский ученый Совет Центросоюза РФ, 1998.
- Росгайдл М. Биономика: как работает капитализм. //Проблемы теории и практики управления. 1991, № 5−6-.
- Руководство по созданию благоприятной обстановки для развития кооперации. Женева. Комитет ООН Содействия развитию кооперации (КОПАК), 1997.
- Сборник научных статей профессорско-преподавательского состава и аспирантов Университета по итогам научно-исследовательской работы за 1994 г. Ч. 2. М.: МУПК, 1995.
- Сборник отдельных соглашений о взаимоотношениях между потребсоюзами и местными органами власти в 1999 году. М.: Центросоюз РФ, 1999.
- Семенов А.К. Современный менеджмент. Волгоград, 1996.
- Скрынников А.К. Краткий очерк развития кооперации в России. Верх-неудинск, 1916.
- Смирнов Э.А. Основы теории организации. М.: «Аудит». Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1982.
- Творцы кооперации. Сборник «Московский рабочий». М.: 1991.
- Темирбулатов А.О. Основы кооперативного строительства. Учебное пособие. М.: 1991.
- Тихонов В. Хроника стремительных лет. Избранные статьи и выступления 1986−1994. М.: Республика, 1996.
- Томпсон А.А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи. «ЮНИТИ», 1998.
- Тордарсон Б. Кооперативный Альянс — традиции и новизна. //Российская кооперация, 1999, февраля.
- Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М.: Экономика, 1989.
- Уткин Э.А. Бизнес-реинжиниринг. М.: Тандэм, 1988.
- Управление кооперативным хозяйством. М.: Экономика, 1990.
- Фаин JI.E. Отечественная кооперация: исторический опыт. Иваново, 1994.
- Фатх утдинов Р. А. Система менеджмента. Учебно-практическое пособие. М.: 1996.
- Фигуровская Н.К. Кооперация, страницы истории (выпуск II). М.: 1991.
- Фридман А. Организационно-экономический механизм потребительской кооперации. //Международный сельскохозяйственный журнал. 1992, № 6.
- Фридман A.M. Экономика торговой деятельности потребительского общества. Изд-во Воронежского университета, 1994.
- Хейсин М.А. Исторический очерк кооперации в России. Издательское Товарищество Кооперативных Союзов. Петроград, 1918.
- Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство или как завести собственное дело. М.: Прогресс—Универс, 1991.
- Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. М.: Центральное товарищество «Кооперативное издательство», 1925.
- Черняк Ю.И. Анализ и синтез систем в экономике. М.: 1974.
- Чумаченко Н.Г. Экономический анализ и управление производством. Киев, 1969.
- Экономика и бизнес. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1993.
- Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1975.
- Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т. 3. М.: 1967 .
- Юкаева B.C. Кооперативная демократия «Механизм торможения» //Советская потребительская кооперация, 1987, № 8.