Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Информационно-аналитическое обеспечение управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существенным аспектом является эффективное и рациональное использование высококвалифицированного корпуса специалистов, которыми располагают регионы с высокой концентрацией структур ВПК. С одной стороны, эти структуры представляют собой богатый источник высококвалифицированных кадров, которые при незначительной переквалификации могут быть использованы в системе информационно-аналитического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Содержание и особенности информационно-аналитического обеспечения управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации
    • 1. 1. Информационно-аналитическое обеспечение управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации- важнейшее условие эффективности государственного управления
    • 1. 2. Опыт формирования и функционирования информационно-аналитического обеспечения управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации
    • 1. 3. Новые требования к информационно-аналитическому обеспечению управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации в условиях формирования Федерации
  • Глава 2. Направления совершенствования информационно-аналитического обеспечения управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации
    • 2. 1. Региональная стратегия формирования и развития информационно-аналитического обеспечения управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации
    • 2. 2. Кадровое обеспечение
    • 2. 3. Технологии и материально-техническая база развития информационно-аналитического обеспечения управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации

Информационно-аналитическое обеспечение управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что применение научно-обоснованных подходов к формированию и развитию информационно-аналитического обеспечения управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации способствует созданию дееспособного, высококвалифицированного государственного аппарата управления.

С начала 90-х годов развивается тенденция к регионализации России, что выразилось в перераспределении предметов ведения между центром и регионами, передачи последним полномочий и ответственности по целому ряду вопросов. Данное обстоятельство актуализирует проблему информационно-аналитического обеспечения управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации.

В государственной службе циркулирует огромная по объему, разнообразию и динамике информация, связанная с формированием и реализацией управленческих решений. В современных условиях получение новой информации, хранение и поиск созданной, адекватное понимание и актуальное использование информации становится все более сложным делом, требующим квалифицированных кадров, больших затрат времени, сил и средств, создания специальных структур и систем, применения новейшей техники и технологии. Совершенствование работы с информацией является одним из важнейших условий эффективного функционирования государственной службы.

Эмпирические исследования в области использования современных информационных технологий позволяют сделать вывод о том, что обработка данных в административных учреждениях и частных предприятиях происходит и используется по разному, во многих случаях крайне неэффективно. Выяснение причин различной мотивации в пользу использования информационных технологий в государственном и рыночных секторах является современной темой исследований.

Обозначенная проблема на протяжении длительного времени привлекает внимание ученых и практиков в нашей стране и за рубежом.

Различным аспектам проблемы посвящены работы: Аганбегяна А. Г., Андреевой И. А., Беглова И. И., Белоусова Р. А., Гапоненко A. J1., Гейци И. И., Громана В. Г., Крылова Б. С., Маринина С. Б., Меньшикова С. М., Меняйло A.M., Прохожева А. А., Рудаковой И. Е., Сулемова В. А., Шаховова В.А.

Тем не менее новые требования, возникшие в условиях социально-экономических преобразований, формирования федеративного устройства России и государственной службы в субъектах Федерации требуют теоретического и практического осмысления различных аспектов проблемы.

Основная цель исследования состоит в том, чтобы разработать концептуальные положения и практические рекомендации по информационно-аналитическому обеспечению управления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Эта общая цель реализуется в решении конкретных задач:

— раскрытие сущности и специфики информационно-аналитического обеспечения управления социально-экономическим развитием на уровне субъекта Российской Федерации;

— выявление и обоснование основных принципов организации информационноаналитического обеспечения управления социально-экономическим развитием субъекта.

Российской Федерации и особенностей информационного взаимодействия властных структур различного уровня;

— разработка стратегии развития информационно-аналитического обеспечения управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации.

Объектом исследования является процесс информационно-аналитического обеспечения управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации.

Предметом исследования выступает управленческие и связанные с ними экономические отношения, возникающие в процессе информационно-аналитического обеспечения управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации.

Теоретической. методологической и фактологической базой исследования служат диалектический метод познаниясистемный подходдостижения отечественных и зарубежных ученых в области теории познания, экономики, информатизации и науки управлениядействующее российское законодательство и нормативные актыофициальная статистическая отчетность, программы, концепции, методические материалы государственных органов управленияпубликации в периодической печати, в том числе в различных деловых изданияхофициальные документы коммерческих структур.

Исследование выполнено в основном на фактических и статистических материалах по Удмуртской Республике.

Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, состоят в следующем:

1. Сформулированы требования к информационно-аналитической работе: принципиальные изменения функций региональных органов властивведение платности информациииспользование новых принципов информационного взаимодействия центра и регионоврост источников и объемов информацииразвитие новых информационных технологий и др.

2.Доказывается, что, несмотря на заметные позитивные сдвиги в системе информационно-аналитического обеспечения на уровне субъекта Российской Федерации, не создано системы, адекватной новым требованиям (в лучшем случае имеются отдельные, разрозненные элементы этой системы), что сильно осложняет осуществление социально-экономических преобразований. В частности:

— нет полноценной системы информационного взаимодействия между центром и регионом;

— отсутствует необходимая технико-технологическая база из-за недостатков ресурсов;

— потребители информации (государственные служащие различного уровня) не готовы в достаточной мере к работе в условиях современной информатизации управления;

— не отрегулированы отношения купли-продажи в информационной сфере.

3. Обоснована целесообразность и необходимость создания органов региональной статистики, поскольку из-за отсутствия необходимой координации центра и регионов возникает серьезное напряжение в информационно-аналитическом обеспечении органов местного самоуправления (избыточность информации, дублирование, нарушение адресности, некорректное использование платности информационных услуг).

4.Теоретически обоснованы базовые концептуальные положения организации современного информационно-аналитического обеспечения управления социально-экономическим развитием на уровне субъекта Российской Федерации. В частности, система должна строиться:

— в соответствии с новыми функциями региональных органов власти;

— с учетом перераспределения предметов ведения между центром и регионами;

— с учетом многообразия форм собственности и распространением на информационную сферу финансовых отношений;

— на основе координации и согласования информационного взаимодействия между центром и регионами, ориентированного на создание в перспективе сетевых структур.

Важнейшим условием при создании систем является экономическое обоснование этапности и ресурсного обеспечения (инвестиции, кадры, программное обеспечение и др.).

5.Обоснована необходимость подготовки специалистов в области эксплуатации систем информационно-аналитического обеспечения на базе региональных кадровых центров. Предложено внедрить систему, включающую: заказ органов управления на обучениепланирование карьерыгарантированное распределение слушателей в систему региональных и муниципальных органов властипрофессиональная их ориентация на изучение технологий информатизации процесса управленияцикличность обучения, базирующаяся на аттестации персонала управления и его переодическая стажировкасоздание условий самореализации на рабочих местах, повышения профессиональной информационной культуры.

Практическая значимость работы заключается в том, что исследование доведено до конкретных выводов и рекомендаций по формированию информационно-аналитического обеспечения управления социально-экономическим развитием субъекта Федерации на примере Удмуртской Республики.

В процессе практической работы в министерстве экономики УР автором подготовлены ряд аналитических записок в Правительство Удмуртии по отдельным аспектам создания аналитического обеспечения, которые были приняты к практическому осуществлению.

Выводы и предложения работы могут быть использованы при разработке и реализации программы информационно-аналитического обеспечения органов государственного управления Удмуртии, совершенствования системы мониторинга социально-экономического положения Удмуртии.

Результаты исследования могут быть использованы также в учебных целях при подготовке и переподготовке кадров для системы информационного обеспечения.

Апробация результатов исследования.

Отдельные результаты работы и практические предложения обсуждались на заседаниях коллегии министерства экономики Удмуртии, на семинарах-совещаниях руководителей экономических служб администраций городов и районов республики, на проблемном семинаре кафедры общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Основные положения диссертации изложены в публикациях автора.

Содержание диссертационной работыопреде л е, но логикой, поставленными целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка литературы.

Проведенное диссертационное исследование позволило сделать автору следующие ВЫВОДЫ:

1 .Анализ процессов социально-экономических преобразований идущих в субъектах Федерации России, убеждает в том, что одним из важнейших условий успешности этих преобразований является своевременное и качественное (на уровне современных требований) информационное обеспечение региональных органов власти. Опыт показывает, что в этом направлении существуют чрезвычайно сложные проблемы. В частности, в Удмуртии, на которой было сосредоточено внимание в данной работе, социально-экономические преобразования существенным образом осложнены из-за того, что руководители, принимающие важнейшие хозяйственные и политические решения, зачастую не обеспечены в должной мере оперативной и стратегической информацией, массивы информации нередко избыточны по объему и недостаточны по содержанию. Типичным является дублирование, нарушение адресности, противоречивость информации. (Информация — это система знаний об окружающей действительности: экономической, социальной и др.- отраженных в соответствующих количественных показателях и качественных характеристиках, содержащихся в различных отчетах, справочниках, электронных базах данных и др.). Серьезные проблемы наблюдаются в кадровом обеспечении информационной работы. Потребители информации зачастую не готовы к работе на современном уровне.

2.Специфика проблемы состоит в том, что необходимо, с одной стороны, быть на уровне современных требований и прогрессивных тенденций в области информатизации. С другой стороны, учитывать принципиальные изменения в социальноэкономическом и государственном устройстве России и ее субъектов Федерации и, прежде всего, создание рыночной экономики и построения федеративных отношений. Сочетание этих двух аспектов делает проблему информационного обеспечения чрезвычайно масштабной и сложной в научном плане. В практическом плане эта работа сопряжена с привлечением значительных ресурсов, переквалификации и обретение нового менталитета управленцами различного уровня. В работе обоснован вывод о том, что проблематика информационно-аналитического обеспечения является стержневой политической, экономической проблемой. Актуальность и значимость ее в ближайшее время будет возрастать, и это должно быть в центре внимания руководителей любого региона.

3.Анализ противоречий в практическом осуществлении информационной работы на уровне субъекта Федерации, а также реальная оценка возможностей (на примере Удмуртии) дали основание для разработки региональной стратегии информационно-аналитического обеспечения. Она основывается на учете нового содержания функций субъекта Федерации, введения платности информации, новых принципах взаимодействия центра и регионов, перераспределения отношений собственности и предметов ведения.

4.Существенным аспектом является эффективное и рациональное использование высококвалифицированного корпуса специалистов, которыми располагают регионы с высокой концентрацией структур ВПК. С одной стороны, эти структуры представляют собой богатый источник высококвалифицированных кадров, которые при незначительной переквалификации могут быть использованы в системе информационно-аналитического обеспечения, с другой стороны, это может способствовать решению острейшей социальной проблемысозданию рабочих мест для высвобождающихся специалистов.

Правительству субъектов Федерации необходимо рассматривать одним из важнейших приоритетов в кадровой политике ориентацию на овладение информационными технологиями, воспитание профессионально-информационной культуры, соответствующих корректив в системе общего и специального образования.

5.Важнейшим участком работы для регионального Правительства должно стать обоснование инвестиционных программ, оценка реальных затрат, установление этапности осуществления программы информационного обеспечения, изыскание источников для инвестирования, всемерное стимулирование привлечения капиталов в данную сферу. Это направление должно быть одним из приоритетных в экономической политике региона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.//Рос.газета,-1993.-25 дек.
  2. Закон Об основах государственной службы Российской Федерации от 31 июля 1995 г № 119-ФЗ.
  3. Закон Об основах государственной службы Удмуртской республики от 26.11.97 г. № 123−1.
  4. Закон Российской Федерации О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ.
  5. Закон Удмуртской Республики О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Удмуртской республики от 30 августа 1995 № 99−1.
  6. Актуальные проблемы социопсихологии управленческой деятельности.-М., 1991.
  7. А.П. Административное право Российской Федерации.-М., 1995.
  8. И.А., Ермилова М. П. Основные возможности и тенденции автоматизации обработки информации в учреждениях./ Информационные технологии в структурах государственной службы: сб.науч.тр. Вып. 1 .-М., 1995 -С.85−93.
  9. С.В. Базовая программная система для моделирования ТС.
  10. Ю.Артамонов Г. Т. Информатизация общества и переход кинформационному обществу.// Вестник РОИВТ.- М., 1993.- № 1−2.-С.7−11.
  11. Н.И. Управление в чрезвычайных ситуациях.- М., 1994.
  12. Г. В. Обеспечение рациональности государственного управления.-М., 1990.
  13. Г. В. Управление- социальная ценность и эффективность.-М., 1995.
  14. М., Смирнов А. Оперативный анализ коммерческой деятельности// Коммерческий вестник. 1991, № 17.
  15. М.И. Теория экономического анализа.-М., 1995.
  16. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа.-М., 1995
  17. П.Бахрах Д. Н. Административная власть как вид государственной власти//Государство и право.- 1992.-№ 3.-с. 13−21.
  18. Т.В., Волович К. И., Кондрашев В. А., Рождественский С. М. Электронная почта и проблемы образования.
  19. С.Н. Философия хозяйства.-М., 1990.
  20. JI.A. Новые информационные технологии и вопросы обучения государственных служащих./Информационные технологии в структурах государственной службы: сб.науч.тр. Вып. 1.-М. 1995 -С 75−78.
  21. Е.А. Информатизация управления (социально-экономический аспект). М.: 1990.
  22. Вопросы бюджетно- налогового Федерализма в России и США: Материалы российско- американских семинаров. М.: 1996.
  23. В.В., Глушенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование- планирование. Теория проектирования экспериментов, г. Железнодорожный. Моск.обл. 1997.
  24. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации// сб. под общ. ред. Пирогова С.В.-М., 1996.
  25. Г. Р. Очерки информационной технологии.- М., 1993.
  26. А.В. Конфликт на российском распутье//Социологические исследования.- 1993, № 9.-с.3−17.
  27. Э.Дж. Деньги, банковское дело и денежно- кредитная политика.- М., 1994.
  28. В.А. Учет, информация, управление: прямые и обратные связи.
  29. С. И. и др. Об организации информационно-аналитических исследований в органах государственного управления.//Вестник РОИВТ.-М., 1994,-№ 1−2.-С.18−31.
  30. С.О. Синдикаты и тресты. С-Пб, 1914.
  31. Инвестиционный рейтинг регионов России// Эксперт, 1997, № 47.
  32. Информационные технологии в структурах государственной службы.- М., 1995.
  33. Кадровая политика и государственная служба./Метод материалы.-М., 1996.
  34. Кадровое обеспечение государственной службы.-М., 1994.
  35. К. О русском национальном характере .- М., 1994.
  36. Дж.М. Избранные произведения. М.: 1993 г.
  37. М.Я. Информационные системы органов государственного управления.,-М., 1996
  38. М.Я. Принципы построения и реализации мобильной информационной системы для руководителей органов государственной власти и управления на основе мультимедиа технологии.- М., 1996.
  39. С. Научные основы административного управления: Пер. с польс./Под. ред. Л. И. Качалиной. М.: Экономика, 1979.
  40. К.К. Информатика сегодня и завтра: фундаментальные проблемы и информационные технологии/Информационныетехнологии в структурах государственной службы: сб.науч.тр. Вып.1. М., 1995.- С.6−18.
  41. Э.Н. Региональное управление и его информационное обеспечение.- Сыктыфкар, 1989.
  42. .П. Очерк теории государственного управления.-М., 1987.
  43. Курс экономической теории/уч. пособие под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е.А.- Киров: 1995.
  44. Л.И., Пасхин Е. Н. Проблемы информатизации органов регионального управления./Информационные технологии в структурах государственной службы- сб.науч.тр.Вып.1 -М: 1995.- С 54−61.
  45. Лакатос Имре Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995.
  46. Ю.П. Развитие автоматизированных систем управления в промышленности.- М., 1977.
  47. В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения.// Российский экономический журнал, 1994,-№ 7.
  48. В.В. Экономические эссэ: теории, исследования, факты и политикаПер. с англ. -М.:1990.
  49. Ю.И. Информатизация органов государственной власти.Какой ей быть? /Информационные технологии в структурах ГС: сб.науч.тр. Вып.1 .-М.:1995,-С.37−42.
  50. А., Роуз Э. Организация управления в государственных учреждениях./ Пер. с англ. М.: Луч, 1993.
  51. А.Е. Персонал государственного аппарата: проблемы управления и стабилизации.-М. 1997.
  52. А.Е. Теоретические проблемы государственного управления. М.: Наука, 1974
  53. Н. Государь. Русская книжная торговля., 1869.
  54. Марков Марко Технология и эффективность социального управления.:пер. с болг.- М.: 1982
  55. Е.В. Метод интеграции концепций экспертов в социологическом исследовании.-М.: 1992.
  56. И.С. О состоянии информационно- аналитической деятельности в России. //Информационные ресурсы России.- Куск. 1994.- № 2.-С.2−4.
  57. Менеджмент в сфере услуг. М.: Луч, 1995.
  58. Менкью Грегори Макроэкономика.-М., 1994.
  59. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. М.: Дело, 1993.
  60. Можин В. П. Инфраструктура и ее роль в региональном развитии.-М., 1978.
  61. Мор Л. Б. Теория нововведений: оценка с точки зрения внедрения новой технологии в организациях.// Новая технология и организационные структуры. сб. под ред. Й. Пиннингса, А.БьюитанданаСокр.пер.с англ.- М.:1990
  62. Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления, — М., 1994.
  63. А.В. Основные проблемы и принципы создания систем информационного обеспечения /Информационные технологии в структурах ГС: сб.науч.тр. Вып.1 -М.Д995- С. 19−25
  64. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). /Пер. с англ., Общ.ред. и вступ. ст., с.5−27, Л. И. Евенко. М.: Прогресс, 1986.
  65. Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений.- М., 1984.
  66. Платон Сочинения в З.т., Т.3.(часть 1) / Пер. с древнегреческого Под общ.ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса.-, М., 1971.
  67. Подготовка кадров управления: модель обучения.-М., 1994.
  68. В.Г. Человек в мире управления.-Новосибирск., 1992.
  69. Проблемы реформирования России и современный мир.-М., 1994.
  70. Проблемы управления региональной экономикой в условиях становления рынка./Сб.научных трудов.-М., 1993.
  71. Программа Оптимизации структур и механизмов федерального и регионального управления. Т.9.: Информационное обеспечение системы государственного управления.-М., 1993
  72. А.А. Организация управления экономикой и государством в Японии.-М.: 1977.
  73. Процесс социального исследования.-М., 1975.
  74. Рабочая книга социолога.-М. 1983.
  75. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. От романтизма до наших дней. С-Пб.: Петрополис, 1997.
  76. Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление.-М., 1993.
  77. Реформирование России: мифы и реальность.-М., 1994.
  78. Р.У. Распределение обязательств по расходам между различными уровнями власти в системе бюджетного федерализма/с.36−48 в сб. Вопросы бюджетно- налогового Федерализма в России и США: Материалы российско- американских семинаров. М.: 1996.
  79. Н.А. Организация управленческого труда.- М 1986.
  80. Системы и средства информатики (ежегодник).- М., 1996.
  81. К.А. Успехи государственного социализма.//Очерки и фантазии.-С-Пб., 1903.
  82. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Издано в 1776г
  83. Современный бизнес, в 2 т. Т.1.-М., 1995.
  84. Современный бизнес, в 2 т. Т.2.-М., 1995.
  85. В.А. КПСС- руководящая и направляющая сила Советского общества.-М., 1983.
  86. Теория познания, в 4 т., Т. 1. Домарксисткая теория познания./ Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1991.
  87. Теория познания, в 4 т., Т.2. Социально- культурная природа познания./ Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. М.: Масль, 1991.
  88. Теория познания, в 4 т., Т. З. Познание как исторический процесс./Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1993.
  89. Теория познания, в 4 т., Т.4. Познание социальной реальности./ Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1995.
  90. М.М. Системы информационной и интеллектуальной поддержки управленческой слдеятельности в структурах государственной службы.- М., 1995
  91. Фалмер, Роберт М. Энциклопедия современного управления, в 5 т., Т.1. Основы управления. Планирование как функция управления.-М.:1992.
  92. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика— М.: 1993.
  93. Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: 1992
  94. Шеннон Мадд Финансирование путем получения займов региональными и местными администрациями//Вопросы бюджетно-налогового Федерализма в России и США.-М., 1996.
  95. Н.С. Ценность и стоимость (опыт системного анализа) Часть 1.-М., 1994.
  96. ЮО.Эльдерсфельд С. Политические элиты в современных обществах. М.: 1992
  97. Эрхард J1. Благосостояние для всех. М.: 1991.
  98. Allen L.A. Management and Organization, New York, 1958.
  99. Child J. Organisation: A Guide to Problems and Practice, L., 1977.
  100. Duane Lockard. The Perverted Priorities of American Politios- New York: Mc Millan, 1971.
  101. Maddison A. The World Economy in 20 the Centuru, Paris, 1989
  102. Pfiffner J.M., Sherwood F.P. Administrative Organization. Engle-Wood Cliffs, 1960.
Заполнить форму текущей работой