Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономическое стимулирование сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рыночным отношениям: На материалах хлопкосеющих хозяйств Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложившийся хозяйственный механизм, особенно система экономического стимулирования сельских товаропроизводителей, не может стабилизировать производства и обеспечить его экономический рост. Нужны срочные эффективные меры по созданию необходимых экономических условий хозяйствования в аграрном секторе, с учетом рационального сочетания экономических интересов. Поэтому удовлетворение личных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научные основы стимулирования сельскохозяйственного производства в условиях экономи -ческой реформы
    • 1. 1. Сущность экономического стимулирования сельскохозяйственного производства в условиях рыночных отношений
    • 1. 2. Механизм экономического стимулирования сельско хозяйственного производства
  • Глава 2. Анализ системы экономических стимулов сельскохозяйственного производства
    • 2. 1. Прибавочная продукция как основа экономической оценки земли
    • 2. 2. Система цен в сельском хозяйстве
    • 2. 3. Налоговая система сельского хозяйства
  • Глава 3. Совершенствование экономического стимулирования сельскохозяйственного производства в условиях рыночных отношений
    • 3. 1. Стимулирование многообразия форм хозяйства в сельском хозяйстве
    • 3. 2. Направления совершенствования земельного налога в сельском хозяйстве.,
    • 3. 3. Совершенствование методики определения арендной платы в сельскохозяйственных предприятиях

Экономическое стимулирование сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рыночным отношениям: На материалах хлопкосеющих хозяйств Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Аграрный сектор является определяющим фактором экономической стабильности в Таджикистане. Перспективы развития, экономическое и финансовое состояния всех других отраслей народного хозяйства зависят от сельского хозяйства. Как было отмечено Президентом Республики Таджикистан на расширенном заседании правительства страны 21 ноября 1997 года, «.сельскохозяйственная отрасль является одним из основных источников средств существования населения, развития легкой и перерабатывающей промышленности. Только на основе прибыли, получаемой этой отраслью, можно развивать другие отрасли.

Поэтому во всей стратегии перехода Таджикистана к рынку, главным вопросом является коренное реформирование и ускоренное развитие агропромышленного комплекса.

За последние годы Правительством республики принимаются ряд мер по оказанию всемерной помощи селу. Среди них одним из важнейших является Указ Президента республики о выделении в начале 50 и после 25 тыс. гектаров земли для личного подсобного хозяйства граждан, что позволило значительно увеличить производства продовольственной продукции, прежде всего зерна, в республике, что значительно снизило зависимости от импорта зерна.

В республике создаются необходимые условия для реформирования аграрных отношений, реструктурирования сельско.

1 Рахмонов Э. Экономические реформы — веление времени // Народная газета, ноябрядекабря 1997 года, № 48 (19 020). с. 1 хозяйственных предприятий, дальнейшего наращивания производства сельскохозяйственной продукции.

В ходе аграрной реформы существенно изменяется структура сельскохозяйственного производства, системы управления и методы хозяйствования.

Условия развития рыночных отношений на селе требуют создании такого механизма хозяйствования, который давал бы возможность каждому дехканину свободно, заинтересованно трудиться, самостоятельно распоряжаться результатами своего труда.

Анализ развития экономических отношений на селе показывает, что убыточные государственные сельскохозяйственные предприятия необходимо реорганизовывать в коллективные и другие формы собственности, и этим поставит село на крепкие экономические рельсы.

На 1 января 1999 года в Таджикистане насчитываются 358 колхозов, 345 совхозов, 9 межхозяйственных предприятий, 10 207 фермерских хозяйств, 35 арендных хозяйств, 33 сельхозкооперативы и 65 подсобных хозяйств. К концу марта 2000 года все государственные сельскохозяйственные предприятия будут реорганизованы.

В условиях рыночной экономики принципиальным положением является многообразия форм развития хозяйства на селе, что способствует на основе конкуренции повышать эффективности производства. Необходимо развивать фермерские, коллективные и арендные формы хозяйства, организовать акционерные общества.

Перемены, происходящие в реформировании отношений собственности на селе, требует уделить особое внимание совершенствованию механизма хозяйствования.

Как известно, важнейшим рычагом стимулирования развития сельского хозяйства является цена на сельскохозяйственную продукцию. В ходе реформы несколько раз повышались цены на все виды сельскохозяйственной продукции. Государством, с повышением закупочных цен, пересматривалась политика в области установления государственного заказа на обязательную поставку сельскохозяйственной продукции. В настоящее время на все виды сельскохозяйственной продукции госзаказы отменены. Отменен госзаказ и на хлопок-сырец. Сейчас весь выращенный урожай хлопкового волокна оставляется в распоряжении хозяйства.

Конечно, эти меры способствуют в некоторой степени экономическому укреплению хозяйства и стали мощным стимулом для расширения производства продукции.

Наряду с этим, в нынешних условиях многие хлопкосеющие хозяйства остаются убыточными. Уровень цены реализации хлопка-сырца не покрывают даже средние затраты на производства. Поэтому в условиях перехода к рыночным отношениям необходимо выработать приемлемый стимулирующий механизм регулирования производства.

За последние годы произошли значительные изменения во взаимоотношениях между хозяйств с государством. Проводились ряд мероприятий для финансового оздоровления хозяйств. Неоднократно проводились взаимозачеты по кредиторской и дебиторской задолжностей. 12 ноября 1998 года постановлением.

Мачлиси Оли Республики Таджикистан был принят Налоговый кодекс Республики Таджикистан, который намного улучшил налоговую систему в сельском хозяйстве.

Вместе с тем, в этой области остаются ряд нерешенных проблем. Как показывают исследования экономистов, а также опрос мнения специалистов сельского хозяйства, одним из факторов, тормозящих развитие новых форм хозяйствования, является многостороннее налогообложение производства, а также высокий уровень налогов. Практически сельскохозяйственные предприятия уплачивают из полученного дохода все виды налогов (а их в республике 17) и это создает финансовые затруднения для дальнейшего развития производства.

Кроме того, существует множество нерешенных вопросов в исчислении арендной платы, которая зависит от видов производимой продукции. Нам представляется, что эффективность использования средств производства арендаторами достигается тогда, когда арендная плата будет осуществляться с единицы земельной площади.

Объективная необходимость положительного решения вышеупомянутых проблем определило выбор темы и содержание настоящей работы.

Разработанность проблемы. Большой вклад в решении экономического стимулирования сельскохозяйственного производства внесли Ратгауз М. Г., Струмилин С. Г., Зинченко Г. И., Кал-ныньш A.A., И. Ф. Паскуненко, Кассиров Л. И., Бронштейн М. Л., Дерябин A.A., Емельянов А., Тихонов В. А., Буздалов И. Н., Ус-манов С.Н., Мир-Акилов Т.М., Воропаев А., Асроров И. А., Идрисов Э. К., Сагайдак А., Эргашев А. Э., Каюмов Ф. К., Шукуров И. Ш., Карнаухова Е. С., и другие ученые-экономисты.

Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных разработке и совершенствованию механизмов экономического стимулирования сельскохозяйственного производства недостаточно изучены проблемы стимулирования производства с позиции экономических интересов в сельском хозяйствемалоисследованными являются вопросы ценового и налогового стимулирования и регулирования производства в условиях рынкане совершенна система стимулирования эффективного использования средств производства в условиях аренды. Решение этих вопросов в значительной мере будет стимулировать развитие различных форм хозяйства, повышение эффективности производства и реализации личных, коллективных и государственных интересов.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей работы является рациональное сочетание экономических интересов, повышение стимулирующей роли цен, земельного налога и арендной платы в повышение эффективности сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рыночным отношениям.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— разработать механизм рационального сочетания экономических интересов;

— обосновать порядок разработки критерий экономической оценки земли;

— определить стоимостные показатели материальной базы земельной ренты;

— обосновать механизм формирования рыночной цены на продукцию сельского хозяйства и ставки земельного налога;

— разработать методику расчета арендной платы за землю.

Предметом исследования является отношения, складывающиеся по поводу эффективного экономического стимулирования развития производства в сельскохозяйственных предприятиях и иных формированиях, где происходят радикальные экономические преобразования.

Объектом исследования являются хлопкосеющие хозяйства Республики Таджикистан. В процессе исследования были использованы данные годовых отчетов сельскохозяйственных предприятий, дехканских (фермерских) и арендных хозяйств, статистические ежегодники, материалы Министерство сельского хозяйства Республики Таджикистан, а также результаты непосредственного наблюдения диссертанта.

Методическими, теоретическими и эмпирическими основами исследования явились труды классиков экономической теории. Диссертация в методологическом отношении опирается на исторический опыт сельскохозяйственного производства Таджикистана, а также реформирование проблем рыночной экономики. Эмпирическую базу исследований составили публикации Государственного статистического агентства при Правительстве Республики Таджикистан и областных статистических служб.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— разработан механизм рационального сочетания различных экономических интересов;

— обоснован критерий экономической оценки земли;

— совершенствована методика определения стоимостных показателей материальной базы земельной ренты;

— обоснована роль цен и земельного налога в стимулировании сельскохозяйственного производства в условиях рынка;

— впервые разработана методика расчета арендной платы за землю с единицы земельной площади, позволяющая арендатору сделать свободный выбор сева сельскохозяйственных культур.

Апробация работы. Основные положения диссертации сообщены на: республиканской научно-технической конференции «Региональные системы управления сельскохозяйственного производства» Душанбе — 1983 г.- республиканской научной конференции «Проблемы формирования и развития регионального АПК Таджикской ССР в условиях научно-технического прогресса» («Некоторые вопросы выравнивания доходов колхозов»), Душанбе — 1984 г.- республиканском семинаре «Пути повышения эффективности АСУ и использование ЭВМ в народном хозяйстве» («Применение ЭВМ в подведении итогов социалистического соревнования в сельском хозяйстве»), Душанбе, «Ирфон» — 1986 гнаучно-практической конференции «Совершенствования хозяйственного механизма АПК Таджикской ССР» («Совершенствование показателей эффективности производства в колхозах»), Душанбе — 1986 г.- научной конференции, посвященная 75-летию годовщины со дня рождения академика Мустакимова Р. Г. («Экономическое стимулирование колхозов в условиях рыночной экономики»), Душанбе — 2000 г.

Практическая ценность работы состоит в возможности широкого использования его результатов для совершенствования механизмов экономического стимулирования сельскохозяйственного производства республики в условиях рынка.

Структура работы. Диссертация изложена на 132 страницах машинописного листа и состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, содержит 28 таблиц. Основные положения диссертации изложены в шести публикациях, общим объемом 2.1 п.л.

Выводы и предложения.

Проведенные исследования, анализ и обобщения опыта применения действующих условий экономического стимулирования сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рыночной экономике показали, что как в их трактовке в экономической литературе, так и в механизме его использования в практике современного хозяйствования имеют место различные подходы. Основные положения нашего подхода к изучению данной проблемы и выводы, вытекающие из него, сводятся к следующему:

1. В условиях становления и развития рыночной экономики значительно возрастает роль применяемых экономических методов воздействия на сельскохозяйственное производство, с целью стимулирования развития и повышения его эффективности. Такой подход обеспечивает высокую заинтересованность каждого предприятия в общем успехе агропромышленного комплекса. Гибкость применения экономических стимулов, их градация в зависимости от условий производства, формы хозяйства, других производственных и социальных факторов является основой их действенности.

2. Опыт ведения хозяйства убедительно показывает, что экономика и общество в целом не могут функционировать, если постоянно не поощрять в людях, умение и желание трудиться с большей отдачей.

Сложившийся хозяйственный механизм, особенно система экономического стимулирования сельских товаропроизводителей, не может стабилизировать производства и обеспечить его экономический рост. Нужны срочные эффективные меры по созданию необходимых экономических условий хозяйствования в аграрном секторе, с учетом рационального сочетания экономических интересов. Поэтому удовлетворение личных экономических интересов сельских работников имеет базовое значение. Его основа состоит в том, что в них в большей или меньшей степени отражаются семейные, коллективные и государственные интересы.

Сельские труженики заинтересованы прежде всего в получении земельной доли, улучшении условий труда, получении большого дохода за личный трудовой вклад и т. д. В этом направлении делается очень серьезные шаги правительством Республики Таджикистан. Проводится крупномасштабная земельная реформа, в результате чего совершенствуются формы хозяйств, и возникают новые формы в виде дехканских (фермерских), кооперативных и арендных хозяйств и предприятий.

Как показали исследования, форма хозяйства становится эффективной, если она осуществляется с позиции рационального сочетания личных, коллективных и государственных интересов. Формы хозяйства следует образовать с особенностями сельской жизни каждой зоны. Все виды экономических интересов в сельском хозяйстве Таджикистана лучше реализуются в арендных, дехканских (фермерских) и кооперативйых формах организации производства, а также в ЛПХ, что повышает уровень занятости населения.

3. В республике имеются политические, экономические и правовые базы для предоставления всем формам хозяйств полное равноправие и самостоятельность с целью обеспечения стабильного подъема экономики сельского хозяйства. Но, далеко не все экономические механизмы реализации этих возможностей приведены в действие. Недостаточно разработаны вопросы ценового и налогового механизма экономики в условиях рынка, не совершенна методика расчета арендной платы за землю.

В связи с этим предложенные нами методический подход по совершенствованию систем экономического стимулирования позволит повысить заинтересованность трудовых коллективов и арендных предприятий в повышении эффективности сельскохозяйственного производства.

4. Теория и мировая практика свидетельствуют об объективной необходимости активного вмешательства государства в развитие экономики, базирующейся на производстве рыночного типа, Главными инструментами в этом является цена, налоги, таможенные и государственные пошлины и т. д.

5. Действующая система цен на продукцию сельского хозяйства республики, в частности на хлопок-сырец, построена на базе средней стоимости.

Исследования показали несостоятельность таких цен в условиях рынка. Установлено, что почти 2/3 части из 232 отобранных для исследования хозяйств республики являются убыточными или низко рентабельными.

В условиях рыночных отношений, объективно может образоваться индивидуальная стоимость по каждому нормально работающему предприятию, а также замыкающая стоимость, которая по существу также является иной формой проявления индивидуальной стоимости продукции сельскохозяйственных предприятий, находящихся в относительно худших условиях.

6. В связи с ограниченностью земли продукция сельского хозяйства производится не только в лучших и средних по плодородию земель, но и в худших участках. Следовательно, возникает необходимость в экономическом стимулировании хозяйств, работающих в худших участках.

Данную проблему можно решить путём разработки механизма оставления в распоряжении хозяйств, созданного ими прибавочного продукта.

7. В решении множества проблем, связанных с стимулированием производства, первостепенное значение имеет экономическая оценка земли, которая является до конца не решённой. Для решения данной проблемы существенную роль сыграет правильный выбор его критерия. Критерием экономической оценки земли может служить масса произведенной прибавочной продукции земледелия с одного гектара.

8. Как показывают исследования, одним из основных факторов, тормозящих развитие новых форм хозяйствования являются большое количество налогов и далеко необоснованный уровень их ставки.

Выход из такого положения представляется в переходе на одноканальную (в форме земельного налога) или двухканальную систему налогообложения.

В обоих случаях налоговая система в сельском хозяйстве должна быть органически привязана к различиям в массе производимой избыточной прибавочной продукции земледелия.

9. В условиях Таджикистана аренда земель является важным этапом в формировании новых отношений в сельском хозяйстве. Поэтому необходима всемерное экономическое стимулирование её внедрения и развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Закономерности становления и развитие рыночных отношений в Республике Таджикистан. Душанбе, 1997
  2. Г. С. Таджикистан и рынок. Душанбе, 1994
  3. А.Д., Ходжаев С. Х. Основы рыночной экономики. Худ-жанд, 1996
  4. А .Я. Социально экономическое развитие Республики Таджикистан в 1992—1997 годах. (Экономика Таджикистана: Стратегия развития, № 1, 1998)
  5. И.А. Особенности аграрной сферы и их отношение на рыночных отношениях. (Изв. АН РТ, 1992)
  6. И.А., Эргашев А. Э. Аграрная реформа и развитие рыночных отношений в Таджикистане. (Кишоварз, Вестник ТАУ. 1997, № 1)
  7. И.А., Шарипов 3. Рыночные отношения в агропромышленном комплексе. Куляб., Фарханг, 1995 / на тадж. языке /
  8. .Ф. Системный курс экономической теории (Микроэкономика и макроэкономика). Лениздат, 1998
  9. Азбука арендатора. Под ред. Машенкова В.Ф.- М. ВО «Агро-промиздат» 1989
  10. О.А., Бабаев Т. Д. Полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Душанбе, «Ирфон» 1989
  11. Аграрные отношения: выход из тупика. Под ред. Л. Н. Никифорова. М., 1991
  12. А. Номограмма для анализа и выявления резервов повышения рентабельности хлопководства. Душанбе, 1983
  13. А. Некоторые вопросы выравнивания доходов колхозов. Душанбе, 1984
  14. А., Джамолидинов Н, Элмуродов 3. Применение ЭВМ в подведении итогов соцсоревнования в сельском хозяйстве. Душанбе, «Ирфон», 1986
  15. А. Совершенствование показателей эффективности производства в колхозах. Душанбе, 1986
  16. А. Некоторые вопросы исчисления чистого продукта в колхозе. Душанбе, 1994
  17. Ю.И. Арендная плата с учетом качества земли. Изв. АН РТ. 1992
  18. В. Ф., Клюев М. Е., Андреев П. А. Внутрихозяйственный расчет и коллективный подряд на сельскохозяйственных предприятиях в вопросах ответах. М., «Росагропром-издат», 1989
  19. Ю.С. Крестьянское хозяйство. М., Агропромиздат 1992
  20. Г. Р. Внутризаводские экономические отношения в условиях совершенствования хозяйственного механизма.-М: ГУНМ им. Г. А. Плеханова, 1994
  21. В. Реалии агропромышленного комплекса. Экономика Таджикистана: Стратегия развития, № 2, 1998
  22. Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. М., Юрист., 1997
  23. И. и др. Государственное регулирование аграрного сектора в условиях рыночного преобразования. Вопросы экономики. № 9,1992.
  24. А. Фермерское хозяйство в новой системе земельных отношений. Росс.экон.журнал. № 3,1994
  25. А.П., Матирков В. П., Медин В. А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: Опыт ФРГ. М., Дело, 1992
  26. Т.Б. Аграрные преобразования: достижения и трудности. Экономика Таджикистана: Стратегия развития, № 1,1999
  27. X. Таджикистан на рубеже и в XXI веке. Президент Эмомали Рахмонов и национальная экономика (первое издание). Душанбе, 1999
  28. В. Международный рынок ценных бумаг. Росс.экон. журн. № 4, 1992
  29. И.А., Годовой отчёт сельскохозяйственного предприятия. М., Финансы и статистика, 1984
  30. В.В. В поисках совершенствования управления. Руководство для высшего управленческого кадра. М., МП «Сувенир», 1993
  31. М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. М., Дело, 1993
  32. В.Д. Настольная книга фермера. М., ЛПРИ, 1991
  33. Г. Д., Максенко М. М. Экономика сельского хозяйства, словарь- справочник, М., Колос, 1981
  34. A.C., Цыбенко М. И. Тарификация и оплата труда на сельскохозяйственных предприятиях. М., ВО «Агропромиздат» 1988
  35. И., Исоматов Б., Хабибов С. Рыночные отношения.- Душанбе, Маориф, 1994 / на тадж. языке /
  36. Дехканские хозяйства, вопросы организации и законодательные основы его создания. Душанбе, 1993
  37. И. Самостоятельность есть. Что она дала фермерам? Экономическое обозрение Таджикистана. № 17,1997
  38. В. М. Мучник И. Б. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях., М., «Статистика» 1976
  39. В.И., Малафеев Т. Е., Трубилин И. Т. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. М., ВО Агропромиздат. 1987
  40. Закон РТ «О собственности в РТ». Народная газета, 1990, 10 ноября.
  41. Закон РТ «О предпринимательской деятельности в РТ». Народная газета, 1992, 19 февраля
  42. Закон РТ «О разгосударствлении и приватизации собственности в РТ». Новые законы РТ. 4.2, Душанбе, 1992
  43. Закон РТ «О реформе земельной собственности и развитии фермерских (дехканских) хозяйств». Народная газета, 1994,12 декабря
  44. Закон РТ «О собственности в РТ». № 384, 14 декабря 1996 г. Ахбори Мачлиси Олии РТ, № 24, 1996
  45. Земельный кодекс. Ахбори Мачлиси Олии РТ- № 23(1228), 1996
  46. Закон РТ «О плате на землю», № 7, 15 мая 1997(Компаньон, 7(15), 1997)48. «Землю народу» или как выполняется Указ Президента РТ. Бизнесмен, № 4(6), 8 февраля, 1999
  47. Земля Таджикистана получит своего хозяина. Бизнес и политика, 17 июля 1999
  48. P.A., Пантелейчук М. М., Попович И. В. Справочник экономических показателей сельского хозяйства. Киев, Урожай, 1983
  49. В.Я. Экономическая теория: Введение в рынок и микроэкономический анализ. Учебник. М., Инфра-М, 1997
  50. Э.К. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса. Алма-ты, 1999
  51. A.A. Экономическое стимулирование сельскохозяйственного производства. М., 1969 >
  52. С.И., Свободин В. А. Экономические показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий. М., Агропром-издат, 1985
  53. В.А. Экономика оптимального погодного риска в АПК. М., ВО Агропромиздат. 1989
  54. А.Д., Сидоров В. Я., Хохлов В. А. Хозяйственный договор в АПК. М., ВО «Агропромиздат», 1989
  55. М.К. Программирование урожаев сельскохозяйственных культур. М., ВО «Агропромиздат», 1989
  56. Э., Бекер М., Нельсон А. Эффективное фермерское хозяйствование. /перевод с англ. и предисловие H.A. Белозерцева/ М., Агропромиздат, 1991
  57. П. Малые предприятия: Сущность и трудности становления. Вопросы экономики. № 8. 1991
  58. С. Формы хозяйствования и земельные отношения. Вопросы экономики. № 3,1991
  59. Т.Д. Хозяйственный расчет и подряд в сельском хозяйстве. М., 1991
  60. Ф.К. Эффективность АПК в условиях перехода к рынку. М., ИПО «Плигран» 1992
  61. Ф. Основы маркетинга. /Пер. с англ./ М., Прогресс, 1992
  62. В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории /Экономика/ М., Владас, 1994
  63. A.A. Организация управленческого персонала на предприятии. М., ГАУ, 1994
  64. Конституция РТ. Ирфон, Душанбе, 1994
  65. Концепция развития агропромышленного комплекса Таджикистана. Народная газета, № 28−29, 1995.
  66. Н. Стратегические приоритеты yi лубления экономических преобразований. Экономика Таджикистана: Стратегия развития, № 1,1998
  67. Т.К. Трудоемкость продукции сельского хозяйства: Динамика, современный уровень и пути ее снижения в условиях рыночной экономики. Душанбе. Изд. ТАУ, 1998
  68. Курс экономической теории. Под ред проф. Чепурина М. Н., третье издание. М., 1999
  69. В.И. По поводу так называемого мопроса о рынках. Соч. т. 1
  70. В.И. О кооперации. Соч. т.45 '
  71. И.В. Бизнес-план основа успеха.. ! 992
  72. А .Я. Введение в рыночную экономику. Душанбе, ч. 1,11, НИМП, Эксперт, 1 993 129 • .
  73. С. Развитие сельскохозяйственной?, кооперации.иинтеграции. Экономист, № 12,1998 ', '
  74. К. Процесс производства капитала., Маркс К., Энгельс Ф. соч. т. 23
  75. К. Капитал, т.11. Отдел 1,11. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. т.24.
  76. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. Под ред. A.M. Гатаулина. М., ВО «Агро-промиздат», 1990
  77. K.P., Брюс Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. т.1,И. М., 1991., 1993
  78. A.M. Цена и рынок: вопросы регулирования, Худ-жант, 1995
  79. А.Б. Ценообразование на продукции сельского хозяйства. Душанбе, Ирфон, 1996
  80. Р.К. На путях к самоуправлению и самофинансированию. Душанбе, 1997
  81. Т. Некоторые вопросы государственного регулирования экономики в условиях неразвитого рынка. Изв. АН РТ. 1992
  82. А., Нуралиев Н. Контроль и ревизия в сельском хозяйстве. Душанбе, ТАУ. 1997
  83. М.Н., Комилов С. Д. Стратегия движения к рыночной экономике, вып. 1,11. Душанбе, 1995, 1998
  84. Ю.С. Фалсафаи кишоварзй. Душанбе, Адиб, 1998
  85. A.A. Проблемы повышения производительности труда. Душанбе. «Ирфон». 1998
  86. Р.Б. Маркетинг. Как побеждать на рынке. М. Финансы и статистика, 1991
  87. К.П. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства. М., «Экономика» 1974
  88. К.П. Теория и практика специализации сельского хозяйства. М., «Колос», 1975
  89. Организации производства на сельскохозяйственных предприятиях. Под редакцией профессора Яковлева Б. И. М., ВО Агропромиздат. 1989
  90. А., Султонов Б. Налоги и налогообложения. Душанбе, 1994
  91. Основные показатели социально-экономического развития РТ 1992−1996гг. Краткий статистический сборник. Душанбе, 1997
  92. О ходе реализации программ экономических преобразований РТ в 1995—1997. Статистический анализ, Душанбе, 1998
  93. Об уровне жизни населения РТ в 1998 году. Госстатагентство при правительстве РТ, 1999
  94. Прибавочный продукт АПК. Под ред. Тихонова В. А. М., 1983
  95. И.Я., Чужиков П. И. Экономика сельского хозяйства. Алма-ата. Кайнар, 1984
  96. Практикум по математическому моделированию экономических процессов в сельском хозяйстве. Под редакцией Карменко А. Ф., М., Агропромиздат, 1985
  97. Подряд на сельскохозяйственных предприятиях. Под ред. М. Н. Громова, М., ВО «Агропромиздат», 1989
  98. Подряд в сельскохозяйственном производстве. Под ред. А, И. Иевлева, М. Н. Громова. М., 1989
  99. Н. С. Управление агропромышленным производством. М., Росагропромиздат, 1989
  100. А.Г. Управление инновацией в условиях перехода к рынку. М., РИЦЛО «Мегаполис», Контакт, 1993
  101. Программа экономических преобразований агропромышленного комплекса РТ на 1996−1997 гг. и на период до 2003 года. Душанбе, 1996
  102. Л.М. Нормативная основа экономического стимулирования. М., Росагропромиздат, 1989
  103. В.М. Аренда и арендные отношения в СССР. М., 1990
  104. Э.Ш. Экономические реформы веление времени. Народная газета, 5 декабря 1997, № 48, (19 020)
  105. В.А., Кульбей O.A. Экономико статистические методы в анализе эффективности сельскохозяйственного производства. Ульяновск, 1981
  106. Совершенствование производственных отношений и механизм хозяйствования в АПК. Под ред. профессоров Пешехонова В. А. и Маркина А. Л., Л., 1988
  107. П. Экономика. Т.1,2. М., 1997
  108. М., Бабаджанов Р. Совместные предприятия как форма внешнеэкономической деятельности. Душанбе, 1997
  109. С.Н. Проблемы земледельческого прибавочного продукта. Ташкент, 1979
  110. Укрмаркет. Рынок как орган экономики и маркетинг. Киев, 1994
  111. Указ Президента РТ «О выделении 25 тыс. гектаров земли для личного подсобного хозяйства граждан» от 1 декабря 1997 года, № 874. Народная газета, 12−19 декабря 1997 г, № 50(19 022)
  112. Л.К., Ямчук К. Т. Система научно-технической информации в АПК. М., ВО Агропромиздат, 1987
  113. A.M., Каминёва К. С., Голубицкая Д. С. Цены и качества сельскохозяйственной продукции. М., Колос, 1984
  114. Чековая форма контроля на сельскохозяйственных предприятиях. Практическое пособие. Киев, «Урожай», 1987
  115. С.С., Гайдар Е. Т. Экономическая реформа: причины, направления, проблемы М: «Экономика», 1989
  116. А.Э. Агропромышленный комплекс Таджикистана. Душанбе, 1985
  117. А.Э., Очилов Н. Рынок: плюсы и минусы. Кишо-варз, Вестник ТАУ, 1997
  118. Р.Х. Система регулирования рынка сельского хозяйства Таджикистана. Душанбе, 1997
  119. Эффективность сельскохозяйственного производства в условиях рыночных отношений (труды профессорско-преподавательского состава экономического факультета, посвящённой 30-летию егосоздания) Под редакцией профессора Назарова A.A., Душанбе, 1994
  120. Элмуродов 3, Абдалимов А. Эффективность использования производственных ресурсов в хозяйствах с различными формами собственности. Информационный листок НПИ Центр, Душанбе, 2000
  121. P.P., Мирсаидов А. Б. Экономические основы цен в условиях рыночной экономики. Душанбе, 1992
Заполнить форму текущей работой