Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Лирика Ираклия Абашидзе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эти произведения с художественной точки зрения более совершенны, слово в них несет новую смысловую нагрузку, эмоция более интенсивна. Поэт пользуется формой диалога, превосходным образцом которой является «Голос Руставели в глухой пустыне», духовный строй лирического героя поэт выявляет в исповеди-монологе.порой перерастающем в полемику, что помогает читателю самому проникнуть в суть… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Предисловие
  • 2. Введение
  • 3. Глава I. Голоса эпохи
  • 4. Глава II. На дорогах войны
  • 5. Глава III. Циклы, посвященные труду и миру
  • 6. Глава 1У. По следам Руставели
  • 7. Глава V. Полифоническая природа творчества поэта

Лирика Ираклия Абашидзе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поэтический мир Ираклия Абашидзе зародился на заре революциг онной, обновленной страны. В первых же стихах поэта отразилась поступь новой эпохи. «Мировая и гражданская войны, революции, победа советской власти в Грузии! Эти величавые исторические явления, происходившие на наших глазах, с первых же шагов дали ощутить нашему поколению всю сложность жизни, и сразу втянули его в самую гущу событий, привязали его к жизни крепкими духовными нитями. Поэтому, в дальнейшем, когда наступила зрелость, мы уже имели достаточный жизненный опыт» , — пишет Ираклий Абашидзе / 20 /.

Поэт сумел правильно оценить историческое прошлое, воспринять настоящее, поверить в светлое будущее своего народа и страны, воссоздав их в художественных образах. Верное понимание социалистической действительности, умение проникать в духовный мир современного человека, а также огромное поэтическое мастерство определили оригиъ. нальность его лирики и ее эпохальную сущность.

Ираклий Абашидзе относится к числу тех представителей родной литературы, которые определили пути развития и характер многонациональной советской литературы, словом и делом доказали свою преданность народу. По словам Е. Винокурова: «Каждый поэт в долгу перед своим временем, но каждый по-разному этот долг оплачивает. И. Абашидзе, полемизируя с известным высказыванием В. Маяковского, сказал о своем русском собрате: «Ты у земли родимой не в долгу». Думаю, что и об И. Абашидзе — поэте и гражданине на сегодняшний день можно сказать, что он тоже не в долгу перед своей землей. А если все же чувство это хотя бы отчасти тревожит или тяготит его, то ведь сам поэт сказал, обращаясь к своей земле: «Мне есть еще чем жертвовать тебе». Да, новые стихи, в которых мы как и прежде, слышим живой голос Ираклия, говорят о том, что ему есть еще что сказать и своему времени, и народуV / 36 /.

О жизни и творчестве поэта в грузинском и в советском литературоведении написано несколько заслуживающих внимания исследований, научных трудов, журнальных и газетных статей, в которых, в основном, верно оценивается творческий путь Ираклия Абашидзе. Выявлены ведущие мотивы и художественные особенности его лирики. Но богатый полувековой творческий путь поэта до сих пор не становил—ся объектом монографического исследования и обобщения на фоне развития национальной и советской литературы. Не подчеркнуто единство эстетических принципов и особенностей художественного мышления поэта, опирающееся на активную позицию писателя как гражданина и творца в борьбе за светлое будущее человечества.

В связи с этим целый ряд теоретических и литературных проблем, связанных с творчеством Ираклия Абашидзе, требует пересмотра.

Сегодня, когда поэтом пройден большой творческий путь в поэзии и в общественной жизни, мы имеем возможность провести научный, анализ его поэтического творчества на фоне развития многонациональной советской литературы и национальной лирической поэзии, выявить художественно-индивидуальные особенности его творчества с 30-х годов до сегодняшних дней.

Работа построена по принципу хронологии и содержит следующие главы:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В грузинскую литературу Ираклий Абашидзе пришел в конце 20-х годов — в период великого созидания нашего народа. Поэт правильно воспринял новую действительность, ставшую главной темой его творчестваВ поэзии этих лет он создает обобщенные, образы героевстроителен новой жизни, рисует героический труд рабочего и картины обновленной деревни, показывает роль и значение советского поколения людей в становлении социалистического государства /" Создай себе героя", «Герои», «Ночь в райкоме», «Темпы», «Овладей техникой», «Баллада спасения», «В деревне», «Сокровища Колхиды» /.Значительное место в поэзии Ираклия Абашидзе этого периода занимает также историко-революционная тематика /" Три стиха о феврале", «Смерть Цулукидзе», «Сергей Киров» /. Причем в своих стихах Ираклию. Абашидзе одним из первых в советской поэзии 30-х годов удалось избежать распространенного тогда патетического стиля. Молодой поэт главную роль отводил лирическому жанру и даже в общественных мотивах сохранил определенную интимность /" Цветы в городе", «Все песни» /, создал, например, оригинальный образ Тбилиси /" К Тбилиси", «Предрассветный снег», «Песня о первом снеге» /. Эти стихи привлекательны живописными картинами, усиливающими эмоциональное восприятие читателя. Поэт мастерски пользуется фоном природа для раскрытия чувств и переживаний героя. Особенно удаются ему поэтические пейзажи зимы, внимания заслуживают размышления поэта о сложных проблемах бытия, в этом плане характерно одно из лучших стихотворений грузинской поэзии «Отец», в котором отражено осмысление жизни и смерти.

В годы Великой Отечественной войны поэзия Ир. Абашидзе органически слилась с судьбами нашего народа. В его стихах, опубликованных в первые же дни войны, как и вообще в советской поэзии тех лет,.

— 157 преобладает пафос призыва, возвышенность стиха /" Поэтам Грузии", «Перед наступлением», «Слава Родине» и .др./, а также форма исповеди /" Капитан Бухаидзе", «Стихотворение раненого» и др./. «Капитан Бухаидзе — это исповедь-монолог, он— создает основной фон, поэтический образ героя эмоционально конкретенв «Стихотворении раненого» внутреннее волнение и напряжение лирического героя передается экспрессивным ритмом, внимание в стихах сконцентрировано в основном на конкретном герое. И это естественно, ибо каждый новый день войны рождал новых героев, имена которых заносились в историю Отечественной войны.

В поэтических циклах послевоенного периода «Песни во' время жатвы», «Цветет Гурия» и «Ночь охотников» Ир. Абашидзе показывает трудовой героизм советского народа по восстановлению нашей страны. Интонация этих циклов более повествовательная, Рисуя образ, поэт обращается к конкретным героям — они или сами рассказывают о своем прошлом и настоящем, или автор представляет их читателю. Цель у автора всегда одна — показать неодолимый дух советских людей, переживших войну, их способность трудиться, и эту цель в названных циклах поэт достиг.

С конца 50-х годов начинается качественно новый этап в творчестве Ираклия Абашидзе — его лирика вышла за рамки национального и приобрела соответствующую масштабность.

Стихи о народах Востока, и особенно поэтические циклы «По следам Руставели» и «Палестина, Палестина», стаж следующей вершиной в творчестве поэта. Поэтическую концепцию своего великого и далекого предка Иракжй Абашидзе связал с концепцией современного человека. В гениальном творении Руставеж звучат вопросы, волнующие человека во все времена его истории. В цикле стихотворений «Палестина, Палестина» поэт с высоким мастерством передает философские воззрения Руставеж, любовь к Родине, величие родного языка. Од.

— 158 ной из основных тем этого цикла является патриотизм. Присущи ему и любовные мотивы.

Эти произведения с художественной точки зрения более совершенны, слово в них несет новую смысловую нагрузку, эмоция более интенсивна. Поэт пользуется формой диалога, превосходным образцом которой является «Голос Руставели в глухой пустыне», духовный строй лирического героя поэт выявляет в исповеди-монологе.порой перерастающем в полемику, что помогает читателю самому проникнуть в суть, поставленной проблемы, разобраться в вопросе. Автор широко использует сравнения и метафоры. При необходимости он обращается к архаичным формам, что полностью сооветствует разговорной речи Руставели. Циклы стихов «По следам Руставели» и «Палестина, Палестина» являются значительным достижением грузинской поэзии.

В стихах Ираклия Абашидзе, созданных им в период с 60-х годов до настоящего времени, доминируют проблемы современного общества, вопросы бытия, жизни и смерти, раздумья о судьбе человека на фоне научно-технической революции, беспокойство о его будущем. И в этих стихах, как и в целом творчестве поэта, значительное место отводится патриотической тематике, гражданской лирике, показу природы и др.

С точки зрения поэтики используются те же приемы и поэтические средства. Поэт часто прибегает к символам, аллегориям, повто/ рам строк и синонимических слов, усиливая тем самым эмоциональное и познавательное воздействие стиха. Интонация преимущественно вопросительная, но в подтексте ее всегда присутствует конкретный и осмысленный ответ.

Лирика Ираклия Абашидзе — составная часть, грузинской советской поэзии, и как самобытное национальное явление она представляет собой значительное достижение советской литературы.

— 159.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ленин- В. И. Доклад на II Всероссийском съезде профессиональных союзов 20 января, 1919 г. Полн. собр.соч., 5-е изд, т.37, с. 435−453.
  2. И. Несколько стихотворений. Тбилиси, Сахелгами, 1932, — 34 с. На груз.яз.
  3. И. Избранное. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1954.- 245 с. На груз.яз.
  4. И. За высокое мастерство. Тбилиси, Сабчота мцерали, 1959. — 112 с. На груз.яз.
  5. И. Однотомник. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1959.- 375 с. На груз.яз.
  6. И. Лирика. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1963. — 170 с. На груз.яз.
  7. И. Избранное. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1969.- 299 с. На груз.яз.
  8. И. И эти песни моей Грузии. — Тбилиси, Мерани, 1971. — 54 с. На груз.яз.
  9. И. Слова, дороги, образы. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1971. — 547 с. На груз.яз.
  10. И. Друзья. дороги. раздумья. Тбилиси, Мерани, 1979. 224 с.
  11. И. Сочинения: В 2 т. Тбилиси, Мерани, 1971, т.1.- 397 с. На груз.яз.
  12. И. Однотомник. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, I98I.- 447 с. На груз.яз.
  13. И. Стало песней /история создания стихотворения «Капитан Бухаидзе"/. Комунисти, 1967, 20 ноября.
  14. И. Золотой путь поэтического слова. Комунисти, 1974, 2 июня.
  15. И. Большой радости, больших праздников. Тбилиси, 1979, 23 ноября.
  16. И. Из личного архива писателя.
  17. Абзианидзе 3. Концепция человека в современной грузинской лирике. Тбилиси, Мецниереба, 1975. — 142 с. На груз.яз.
  18. Ш. Критические статьи. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1959. — 220 с. На груз.яз.
  19. Ш. Ираклий Абашидзе. Цискари, 1966, № 4, c. III-120.
  20. Ш. По поводу новых стихов Ираклия Абашидзе. Мнато-би, 1963, № 7, с. I07-II6.
  21. Г. Критические диалоги, статьи, портреты, эскизы.- Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1977. 461 с. На груз.яз.
  22. Г. Больше света. Мнатоби, 1963, № 5, с.90−103.
  23. К. Реакционная сущность экзистенциализма. Избранные философские труды: В 6 т. Тбилиси, Тбилисский государственный университет, 1976, т.5, с. 507−524.
  24. П. Поэзия Ираклия Абашидзе. Мнатоби, 1954, № 2, с. 139−152.
  25. К. Ираклий Абашидзе. Дроеба, 1965, $ 3, с. 29−35.
  26. Г&мхарашвили Г. Саингило. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, I960. — 32 с. На груз.яз.
  27. Г. Одна песня. Мнатоби, 1958, № II, с. 82−91.
  28. М. Цхракара. Тбилиси, Детюниздат Грузинской ССР, I960. — 190 с. На груз.яз.
  29. Грузинская народная поэзия. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1966. — 232 с. На груз.яз.
  30. В. Ираклий Абашидзе. Тбилиси, Саблитгами, 1956.- 52 с. На груз.яз.
  31. В. Портреты и статьи. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1966. — 223 с. На груз.яз.
  32. Л. Поэзия светлой мысли и чувства. Мнатоби, 1959, № 12, C. III-I20.
  33. С. Шестидесятилетие щедрого таланта Ираклия Абашидзе. Мнатоби, 1969, № II, с.118−128.
  34. А. Очерк по истории русской советской поэзии 20-х годов. Киев, Киевский университет, 1958. — 216 с.
  35. Лауреаты премии им. Шота Руставели. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1966. — 40 с. На груз.яз.
  36. Г. Свет поэзии. Тбилиси, Мерани, 1976.- 417 с. На груз.яз.
  37. Г. Поэзия Ираклия Абашидзе. Тбилиси, Общество по распространению политических и научных знаний, 1955.- 47 с. На груз.яз.
  38. Г. Поэзия Ираклия Абашидзе. Мнатоби, 1956, № 5, с. 138−150.
  39. Г. Поэт патриот. — Комунисти, 1979, 23 ноября.
  40. Г. Мысли о поэзии. Тбилиси, Мерани, 1975.- 386 с. На груз.яз.
  41. Г. Разговор с предком об острой проблеме. Комунисти, 1979, 10 ноября.
  42. Г. Слово об Ираклии Абашидзе. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1979. — 69 о. На груз-яз.
  43. Г. Путь поэзии. Цискари, 1959, № 12, с.130−137.
  44. Г. Ираклий Абашидзе „Несколько, стихотворений“.- Мнатоби, 1932, № 5−6, с.316−319.
  45. А. Притоки. Кутаиси, Сабчота Сакартвело. Кутаис. отд-ние, 1982. — 210 с. На груз.яз.
  46. Ш. Критические очерки. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1966. — 766 с. На груз.яз.
  47. В. Поэзия Ираклия Абашидзе. Новый мир, 1979, № 9, с. 227−232.
  48. В. Вечно лирик. Ахалгазрда комунисти, I960, 23 октября.
  49. Ш. Слово сердца. Мнатоби, 1969, № II, с.118−128.
  50. Ш. Избранное. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1972.- 545 с. На груз.яз.
  51. К. Очерки. Тбилиси, Тбилисский государственный университет, 1958. — 410 с. На груз.яз.
  52. Ю. Душа поэта распахнута перед тобой. В кн.: Ираклий Абашидзе. Ищу заветный след. М., 1979, с.5-И.
  53. Г. Стихотворения. Л., Советский писатель. Ленингр. отд-ние, 1983. — 423 с.
  54. Г. Избранное. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1973.- 654 с. На груз.яз.
  55. И. Сочинения: В 10 т. Тбилиси, 1965, т.5. 409 с. На груз.яз.
  56. С. Творчество Ираклия Абашидзе. Мнатоби, 1962, № 2» с. I07-II6.
  57. С. Голос народа /о цикле стихов Ираклия Абашидзе «Последам Руставели"/. Цискари, 1963, № 12, с.54−62.
  58. Шушания 3. Поэзия Ираклия Абашидзе. Сухуми, Госиздат Абхазии, I960. — 137 с. На груз.яз.
Заполнить форму текущей работой