Планирование самостоятельной деятельности по физической культуре учащихся начальной школы с опорой на учебную мотивацию
Гипотеза исследования заключается в том, что применение в физическом воспитании младших школьников технологической модели планирования самостоятельной деятельности учащихся по физической культуре с опорой на учебную мотивацию, реализуемой через систему домашних заданий двигательной и интеллектуальной направленности, целевую интеграцию урочной и внеурочной форм физкультурной деятельности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
- 1. 1. Современные проблемы физического воспитания школьников
- 1. 1. 1. Содержание понятий, определяющих физкультурное образование школьников
- 1. 1. 2. Проблемы физкультурного образования школьников в период начального обучения
- 1. 1. 3. Инновационные подходы к построению процесса школьного физкультурного образования
- 1. 2. Особенности развития. детей младшего школьного возраста во взаимосвязи со школьным обучением
- 1. 2. 1. Особенности взаимосвязи анатомо-физиологического и физического развития детей младшего школьного возраста
- 1. 2. 2. Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста
- 1. 3. Самостоятельная работа школьников как составная часть процесса физкультурного образования
- 1. 3. 1. Анализ видов самостоятельной работы школьников в программно-нормативных документах по физической культуре
- 1. 3. 2. Анализ экспериментальных исследований самостоятельной работы школьников младшего возраста
- 1. 3. 3. Эмпирический опыт использования домашних заданий по физической культуре
- 1. 1. Современные проблемы физического воспитания школьников
- 2. 1. Задачи исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Организация исследования
- 3. 1. Особенности представлений учащихся младших классов о физической культуре и спорте
- 3. 2. Отношение учащихся к занятиям физической культурой и оценка основных свойств мышления младших школьников
- 4. 1. Теоретическое обоснование технологической модели планирования самостоятельной деятельности по физической культуре с опорой на учебную мотивацию
4.2. Программно-нормативное обеспечение технологической модели планирования самостоятельной деятельности по физической культуре с опорой на учебную мотивацию и особенности распределения учебного материала в течение года
4.3. Методические условия реализации технологической модели планирования самостоятельной деятельности по физической культуре с опорой на учебную мотивацию в образовательном процессе младших школьников.
Резюме
ГЛАВА V. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПЛАНИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОПОРОЙ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
5.1. Оценка эффективности технологической модели планирования самостоятельной деятельности с опорой на учебную мотивацию в процессе физкультурного образования младших школьников
5.2. Динамика показателей предметной осведомлённости и основных свойств мышления младших школьников в процессе педагогического эксперимента.
5.3. Изменение мотивации младших школьников к занятиям физической культурой в процессе педагогического эксперимента.
5.4. Динамика показателей физической подготовленности учащихся младших классов в процессе педагогического эксперимента.
Резюме
ВЫВОДЫ
Планирование самостоятельной деятельности по физической культуре учащихся начальной школы с опорой на учебную мотивацию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Одним из перспективных направлений совершенствования образовательного процесса является рассмотрение физического воспитания с позиции физкультурного образования [26]. Первым на необходимости, важности и значимости такого образования заострял внимание П. Ф. Лесгафт. Развивая идеи П. Ф. Лесгафта, были сформированы теоретические основы и стратегические направления современных воззрений на физкультурное образование (М.Я.Виленский, 1994; JI.И.Лубышева, 1992;1997; А. П. Матвеев, 1994;1997; И. М. Быховская, 1996; Ю. М. Николаев, 1997; Сулейманов И. И., 1997;1998 и др.). Специалисты-практики в качестве движущей силы образовательного процесса выделяют мотивированность учащихся, обеспечивающую внимание к содержанию образования и самостоятельность как способ расширения, углубления и закрепления знаний, умений и навыков [57−134−153−179- 88−180−181−182].
Сформированный на сегодня комплекс программно-нормативных документов по организации и планированию физического воспитания ориентирует учителя на приобретение школьниками не только знаний в области здоровья и физической культуры, но и практических умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Вместе с тем, анализ научно-методической литературы показывает, что обоснованных способов реализации этих направлений в физическом воспитании недостаточно. Отсутствует целостная система планирования самостоятельных занятий и контроля за выполнением домашних заданий по физической культуре.
Таким образом, в физкультурном образовании возникает противоречие между декларированием в программных документах необходимости повышения уровня образованности школьников, использования самостоятельных форм работы и отсутствием разработанных механизмов реализации данных направленийразвития школьного физкультурного воспитания.
Внимание исследователей, занимающихся школьным физическим воспитанием, привлекали проблемы: формирования основ самостоятельной деятельности (Шаулин В.Н., 1996), формирования физкультурных потребностей на уроке физической культуры (Кайносов В.В., 1992), формирования у школьников активного интереса к физической культуре (Дуркин П.К., 1995), педагогических условий усвоения знаний по физической культуре (Рыбакова И.А., 1997), формирования мотиваций самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности (Симон Н.А., 2000). Однако проведённые исследования не раскрывают в полной мере механизмов формирования и планирования самостоятельной деятельности школьников в области физической культуры через работу с книгой и выполнение домашних заданий, в частности, с применением рабочих тетрадей. В то время как в педагогике необходимость использования домашних заданий, работы с книгой в обучении школьников давно обоснована, определены цели, формы и способы контроля за выполнением самостоятельной работы дома.
Следовательно, существующая проблема планирования процесса самостоятельной деятельности по физической культуре и повышения эффективности физкультурного образования через совершенствование форм самостоятельной работы и домашних заданий является актуальной и требует дальнейшей научно-методической разработки.
В связи с этим определение круга необходимых для ознакомления теоретических вопросов, разработки системы домашних заданий и форм работы с тетрадью по физической культуре, в младшем школьном возрасте могут способствовать сохранению высокого уровня учебной мотивации, повышению физкультурной образованности и позволят добиваться осмысленного выполнения программного материала.
Диссертационная работа выполнена в соответствии с темой 04.02.01 «Оптимизация учебного процесса по физической культуре в различных звеньях системы образования» плана НИОКР Сибирского государственного университета физической культуры и спорта" на 2000;2005 год.
Объектом исследования выбран процесс физкультурного образования младших школьников.
В качестве предмета исследования рассматривается планирование самостоятельной деятельности учащихся по i физической культуре с опорой на учебную мотивацию как форма^ физкультурного образования младших школьников.
Целью исследования является разработка технологической модели планирования самостоятельной деятельности по физической культуре учащихся младших классов с опорой на учебную мотивацию.
Гипотеза исследования заключается в том, что применение в физическом воспитании младших школьников технологической модели планирования самостоятельной деятельности учащихся по физической культуре с опорой на учебную мотивацию, реализуемой через систему домашних заданий двигательной и интеллектуальной направленности, целевую интеграцию урочной и внеурочной форм физкультурной деятельности, дифференцирование учебного материала с учётом этапов формирования мотивации учебной деятельности, позволит повысить мотивированность учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, уровень физкультурной образованности и физической подготовленности, значимость физической культуры как учебного предмета в общеобразовательном процессе младших школьников.
Теоретико-методологической базой исследования являются:
— теория и методика физического воспитания школьников, в частности, основные положения содержания физкультурного образования и этапы формирования самостоятельной деятельности школьников (А.П.Матвеев, 1998; В. Н. Шаулин, 19 911 996) — концепции гармонизации учебного процесса по физической культуре (Ю.М.Николаев, 1997; И. М. Быховская, 1996; М. Я. Виленский, 1990;1994) — особенности развития физических качеств в процессе онтогенеза (Л.Е.Любомирский, 1989; В. К. Бальсевич, 1988;1996) — основы обучения двигательным действиям и управления усвоением знаний (М.М.Боген, 1985);
— теория возрастной психологии, в частности, структура учебной деятельности и этапы формирования знаний (Л.М.Фридман, 1997) — основы теории развития личности (Л.С.Выготский, 1991; В. А. Петровский, 1987;1995).
Научная новизна работы состоит в следующем: получены новые данные об особенностях представлений учащихся младших классов по вопросам физической культуры и спорта, в частности выявлено, что традиционные формы обучения и современные методические подходы не позволяют в полной мере способствовать формированию оптимального уровня знаний в сфере физической культуры и спорта;
— выявлены особенности формирования отношений и мотивации учащихся к занятиям физической культурой, выражающиеся в повышении роли физкультурной деятельности, которая поддерживается многоуровневой системой мотивов, где ведущими оказываются учебные и позиционные мотивы занятий физическими упражнениямиопределены этапы формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников по годам обучения в соответствии с основными целями и задачами учебнойдеятелнйости по физической культуревыявлены эффективные формы и методические приёмы организации самостоятельной деятельности по физической культуре с опорой на учебную мотивацию, представляющие собой интеграцию в уроке физической культуры средств двигательной и интеллектуальной направленности, дополненную системой домашних заданий, основанную на взаимосвязи практического и теоретического разделов программы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теория школьного физического воспитания дополнена новым подходом к планированию самостоятельной деятельности с опорой на учебную мотивацию.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложен комплекс программно-нормативных документов и методических приёмов планирования самостоятельной физкультурной деятельности с опорой на учебную мотивацию, которая позволяет дифференцировать программный материал, интегрируя физкультурные знания в процесс обучения двигательным умениям.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Использование высокого уровня учебной мотивации, системы домашних заданий и учёт психоэмоциональных особенностей младшего школьного возраста в организации учебного процесса по физической культуре оказывает влияние на мотивированность к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и определяет сознательность отношения к физической культуре и спорту в целом.
2. В основе реализации содержания обучения по физической культуре может лежать технологическая модель планирования самостоятельной деятельности учащихся по физической культуре в начальной школе, построенная на основе структурирования урочных и внеурочных форм самостоятельной физкультурной деятельности, последовательного распределения учебного материала и формирования основ знаний через самостоятельную домашнюю работу с опорой на учебную мотивацию.
3. — Эффективность применения модели планирования самостоятельной деятельности младших школьников с опорой на учебную мотивацию и использованием рабочих тетрадей и методических пособий по физической культуре для учащихся выражается в повышении уровня знаний в области физической культуры и спорта, позитивных изменениях в показателях основных свойств мышления, формировании положительной мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой, улучшении показателей физической подготовленности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Результаты проведённого исследования позволили разработать следующие практические рекомендации для учителей физической культуры начальных классов.
При организации учебной деятельности по физической культуре рекомендуем использовать:
1. Программно-нормативное обеспечение, составившее основу содержания педагогического эксперимента, которое содержит годовое и поурочное планирование (приложения с 8−11).
2. Разработанные структурные схемы вводных, комплексных, контрольных и игровых уроков по физической культуре с учётом чередования периодов двигательной активности и познавательной деятельности учащихся (рисунки 7−13).
3. Методические приёмы организации учебной деятельности с введением системы домашних заданий и формированием учебной мотивации учащихся младших классов по годам обучения (таблицы 12−15).
4. Комплект методических пособий для учащихся младших классов и тетрадей с печатной основой. Комплекс тестов и заданий по предметной осведомлённости, оценке мышления и отношению к занятиям физической культурой (приложения 5−7).
Список литературы
- Авраменко В. А. Урок физической культуры и формирование здорового образа жизни школьника // Физическая культура и здоровый образ жизни. Матер, всесоюзн. научно-практич. конф. М., 1990. — С. 3−7.
- Адаптивные реакции организма старших школьников к физическим и умственным нагрузкам. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь: ПГПИ, 1990. — 124с.
- Азарова И. В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательных функций: Дис.. канд. пед. наук. Омск, 1983. — 153 с.
- Ананьева Н.А., Ямпольский Г. А. О необходимости особого контроля за здоровьем и физическим развитием девочек-школьниц //Школа здоровья. 1995. — № 4. — С. 44.
- Андреева Э.В. Воспитание мотива самообучения у младших школьников. // Автореф. дис.. канд. пед наук. -Екатеринбург. 1999. — 22 с.
- Антропова М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В. с соавт. Оздоровительное значение индивидуально-дифференцированного обучения // Школа здоровья. 1996. — № 3. — С. 30−34.
- Астахов А.И. Движение фундамент здоровья //Физическая культура в школе. — 1989. — № 10. — С.26.
- Астахов А.И. Приглашение на уроки с круговой тренировкой //Физическая культура в школе. 1987. — № 12. — С. 20.
- Баландин В.А. Развитие познавательных процессов детей 6−10 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 1. — С. 24−26.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988. — 208 с.
- Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теор. и практ. Физ. культ. 1990, № 1. С. 22−26.
- Бальсевич В.К. Физическое воспитание ребёнка в семье // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1997. № 1. — С. 50.
- Бальсевич В.К., Большенков В.Г, Рябинцев Ф. П. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996, № 2.
- Бальсевич В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодёжь и современность // Теория и практика физической культуры. -1995. № 4. — С. 2−7.
- Барбашов С.В. Закономерности формирования личности как основа организации физкультурного образования школьников //Научные труды: Ежегодник. Омск: СибГАФК, 1996. — С. 2130.
- Бахарева А.С. Развитие познавательных интересов младших школьников (на материале природоведческих дисциплин). // Автореф. Дис.. канд.пед.наук. Курган. — 1996. — 22с.
- Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 9−11.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям. м.: ФиС. -1985. — 192 с.
- Божович JI.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. 1995.- 212 с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М., 1968. 484 с.
- Быков B.C. Потребностно-мотивационный подход к физическому совершенствованию учащейся молодёжи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 3. — С. 3940.
- Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 12.
- Валеологическое воспитание в системе физкультурного образования учащихся. / Под ред. Х. М. Фаттахова. -Альметьевск, 1997. 32 с.
- Вартанова И.И. Развитие учебной мотивации и методы обучения в школе //Вестник Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 2001.- № 2. С.16−24.
- Виленский М.Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни //Теор. и практ. физ. культ. 1994, № 7.
- Виленский М.Я., Литвинов Е. Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки //Физическая культура в школе. 1990. — № 12. — С. 2−7.
- Власов А.В. Методика преподавания учебных занятий на уроке физической культуры с образовательной направленностью учащихся 7−8 классов средней школы. // Автореф. дис.. канд. пед наук. М. — 2001. — 22с.
- Возрастные психологические особенности детей школьного возраста и их учёт в процессе физического воспитания /сост. Стамбулова Н. Б. -Л., Б.и., 1988. 40 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Гайдук Т.А. Формирование мотивации активной двигательной деятельности в процессе физического воспитания школьников. // Автореф. дис.. канд. пед. наук. М. — 2001. — 22с.
- Галигузова Л.П. Проблема социальной изоляции детей //Вопросы психологии. 1996. — № 3. — с. 101−115.
- Галковская И.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в системе модульного обучения. // Автореф. дис.. канд. пед наук., СПб. 1997. — 22с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учеб. пособие для студентов вузов. Обучающихся по гуманитарной специальности / П. Я. Гальперин. М.: Книжный дом «Ун-т" — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 330 с.
- Глассер У. Школа без неудачников. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.
- Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 191 с.
- Головина Л.Л., Копылов Ю. Н. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: личностный аспект. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. -№ 2. — С. 17−19.
- Головина.Л.Л., Копылов Ю. А. Концепция формирования личности учащихся общеобразовательной школы в процессе духовно-физического воспитания // Междунар. научно-практ. конф. «Физическая культура и спорт учащейся молодёжи в развивающемся мире.», Шуя, 1996.
- Горская И.Ю. Воспитание координационных способностей школьнц 7−14 лет с различным типом телосложения: Автореф. дис.. канд пед наук. Омск, 1993 — 19 с.
- Грабарь С.В. Интеллектуализация нашего предмета //
- Физкультура в школе. 1998. — № 2. — С. 52−53.
- Гудилина С.И. Создание и методика использования комплекса средств обучения для самостоятельной работы. // Автореф. дис.. канд. пед наук., М. 1995. — 24с.
- Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980. — 20 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. -М.: Педагогическое общество России. 2000. — 480с.
- Должиков И.И. Учитель работает по своей системе: (об учебной программе по физической культуре, разработаннойВ.Б.
- Ф Мелиховым) // Физкультура в школе. 1993. — № 5. — С. 1018.
- Донской Д.Д. Развитие идей П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии // ТиПФК. 1997. -№ 3. — С. 2−4.
- Древелов X. и др. Домашние задания: Кн. для учителя: Пер. с нем. /X.Древелов, Д. Хесс, х. Век. М.: Просвещение, 1989.- 80с.
- Дрозина В.В. Педагогические условия развития умений творческой самостоятельной работы у школьников. // Автореф. дис.. канд. пед наук., Челябинск., 1994. 22с.
- Дрозина В.В. Теория и практика формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности учащихся. // Автореф. дис.. д-ра. пед наук., Челябинск., 2000. 36 с.
- Дубовинская Н.В. Психофизиология ребёнка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. В. Дубовинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
- Дуркин П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре. // Автореф. дис.. д-ра. пед наук. Архвнгельск. — 1995. — 43с.
- Дуркин П.К. Формирование у школьников устойчивого интереса к занятиям спортом // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 11. — С. 49−50.
- Ермолаев О.Ю., Марютина Т. М., Мешков Т. А. Внимание школьника. М.: Педагогика, 1987. — 89 с.
- Есипов Б.П. Самостоятельная учащихся на уроках. М., -1961. — С. 15.
- Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся: учебное пособие к спецкурсу. Л., 1986, — 79 с.
- Железняк Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. — 261 с.
- Жижин П.М. Какой быть физкультуре // Физкультура в школе. -1996. № 3. — С.8.
- Забулика М.Е., Разумовский Е. А. Будь сильным, выносливым. Кишинёв: Кортя Молдаваняскэ, 1989. — 152с.
- Зеньковский В.М. Психология детства. / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1996. — 336 с.
- Зинченко В.А. Домашние задания в 1−3 классах. // Физкультура в школе. 1984. — № 1. — с. 20−24.
- Иванов А. Уроки учителя Полещука //Физическая культура в школе, 1988. — № 7. — с. 27.
- Иващенко Л.Я., Страпко Н. П. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. К.: Здоровье, 1988. — 160с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: изд-во «Питер». -2000. — 512 с.
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания. Пособие для студ. пед. ин-ов по спец-ти № 2114 «Физическое воспитание». М.: Просвещение, 1987. — 287с.
- Казин Э.М., Петухов С. И., Кириченко В. В. Игишева Л.Н., Галлеев А. Р., Сидоренко Б. А. Панфёров В.А. Фёдоров А. И. Использование валеологических подходов к проблеме физического воспитания в образовательных учреждениях //Валеология. 1998. — № 4. — С. 24−33.
- Казин Э.М., Фёдоров А. И., Петухов С. И. Проблема сохранения здоровья и развития учащихся в системе образования в условиях её модернизации // Валеология. 2002. — № 2. — С. 10−15.
- Кайносов В.В. Формирование потребности в физической культуре у учащихся младшего школьного возраста: Автореф. дис. докт. пед наук. Омск, 1992. — 47 с.
- Камалина J1. Комплекс социальной помощи детям и подросткам // Воспитание школьников. 1998. — № 1. — С.15.
- Карлушко Я.А. Журнал «Теория и практика физической культуры» о физическом воспитании школьников (1925−1994 гг.) // Теор. и практ. Физ. культ., 1995, № 11.
- Карпушко Н.А., В.В. Приходько, Л. И. Лубышева. Возвращаясь к наследию: физкультурное образование, физкультурная деятельность, школьная физическая культура в аспекте методологического анализа // Теор. и практ. Физ. культ. 1993, № 9−10.
- Карпушко Н.А., М.А. Петрачёв, С.В. Молчанов и др. Анализ диссертационных исследований по проблемам школьной физической культуры и пути её внедрения в практику педагогической деятельности // Теор. и практ. Физ. культ. 1990. № 11.
- Комков А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической подготовленности, состояния здоровья и культурного развития школьников // ТиПФК. 1998. — № 6.-С.2−7.
- Комплексная программа. Физическое воспитание учащихся 1−11 классов образовательной школы: Учеб. прогр. восьмилетней и средней школы / М-во просвещения СССР. Просвещение. -1985. — 47с.
- Концепция физического воспитания и спортивной подготовки в детском и юношеском возрасте // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 2. — С. 6263.
- Копылов Ю.А. Классификация и анализ раздела «Основы знаний» программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы //Тез. докл. IV Всесоюзн. конф «Физическое воспитание и школьная гигиена». М., 1991. -ч.1. С. 77.
- Копылов Ю.А. Система непрерывного духовно-физического воспитания учащихся общеобразовательной школы // Матер. Междунар. научно-практич. конф. «Воспитание и развитие личности.» М., 1997.
- Коссов Б.Б., Озернюк А. Т. Произвольность движений у младших школьников: диагностика и способы формирования //Физическая культура в школе. 1989, № 7, — С. 60−64.
- Кудрявцев Е.В. Возрастные изменения выносливости к работе циклического типа у мальчиков 10, 11, 12 лет //Матер. 8й научн. конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М.: Педагогика. — 1967. — ч.2. — С. 210−211.
- Кун J1. Всеобщая история физической культуры и спорта: Пер. с венг. / Под ред. В. В. Столбова. М.: Радуга, 1982. -400с.
- Лакин Г. Ф. Биометрия: учеб. пособие для биологич. спец. вузов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: высш. школа, 1980 — 293 с.
- Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. /Сост. И. Н. Решетень. М.: Педагогика, 1988. — 400 с.
- Лопатик Т.А. Теоретико-методические основы формирования умений самостоятельного овладения младшими школьниками ценностей физической культуры. // Автореф. дис.. д-ра. пед наук. Минск. — 1998. — 47с.
- Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1.
- Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. м.: ЩОЛИФК, 1992. — С. 3.
- Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // ТиПФК. 1997. — № б. — С. 10−15.
- Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 1.
- Луговиков В.Б. Определяя нагрузки на уроках физической культуры //Физическая культура в школе. 1989. — № 5. — С. 15.
- Лукъяненко В.П. Об одной вековой дискуссии // Физическая культура в школе. 1997, № 3.
- Лукъяненко В.П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999, №№ 1,2, — С. 18−25.
- Лях В.И. Научно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся: состояние и перспективы //Физическая культура в школе. 1989, № 11. -с. 7−12.
- Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физическойкультуры, 1990, № 9. С. 10−14.
- Лях В.И., Копылов Ю. А., Малыхина М. В., Протченко Т. Д., Полянская Н. В. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации //Теория и практика физической культуры, 1998, № 9, — С. 49−51.
- Лях В.И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания и оздоровления детей и подростков. М., 1992.
- Лях В.И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания детей и подростков //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, — С. 510.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение, 1983.
- Маркова А.К., Матис, Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М. — Просвещение. — 1990. — 192 с.
- Маркова В.И., Дегтярёва Г. Н., Коноплёв О. Н. с соавт. Сосотояние здоровья детей школьного возраста при экспериментальных формах обучения // Гигиена и санитария. -1997. № 3. — С. 33−36.
- Матвеев А.П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов и учащихся пед. уч.щ. М.: Просвещение, 1991. — 191 с.
- Матвеев А.П. К проблеме основ содержания физкультурного образования школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1997, № 4, — С.13−14.
- Матвеев А.П. Физическая культура как учебная дисциплина школьного образования / Совершенствование физ. восп. шк-ков // Межвузовский сб. научн. тр. Владимир.: ВГПП. — 1994. -121 с.
- Матвеев А.П. Физическая культура личности как проблема педагогики // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 2. — С. 10−12.
- Матюнина Н.В., Барбашов С. В. Методика оценивания физкультурно-валеологической образованности у учащихся младших классов // Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири. Омск: СибГАФК, 1998. — С. 146−148.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. -М., 1984.
- Мейксон Г. Б., Шаулин В. Н. Домашние задания: задачи, требования, контроль. // Физкультура в школе. 1986. — № 12. — С. 9−12.
- Методика физического воспитания учащихся I-IV классов: Пособие для учителя / Е. Н. Литвтнов, Г. И. Погадаев, Т. Ю. Торчкова, В. Я. Шитова. М.: Просвещение, 1997. 80 с.
- Мир детства: младший школьник / Под ред. А.Г.Хрипковой- Отв. Ред. В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1988. — С. 118 125.
- Михайлов В.В. Путь к физическому совершенству. М.: ФиС, 1989. — 95 с.
- Михалёв В.И. Планирование физкультурного образования учащихся в общеобразовательной школе. Учебное пособие, Омск, Б. И., 1994.
- Моисеенкова Н.Н. Нетрадиционные формы и методы оздоровления учащихся // Физкультура в школе. 1993. — № 6. — С. 15−19.
- Москвичёв Ю.Н. К методологии построения современной концепции физического воспитания детей // Проблемы физ. воспитания детей школьного и дошкольного возраста. Матер. Науч.-методич. конф Волгоград, 1994. С. 36−37.
- Неверкович С.Д., Киршев С. П. Построение программ по физической культуре для начальной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 2. — С. 12−17.
- Никитин Б.П., Никитина Л. А. Резервы здоровья наших детей. -М.: ФиС, 1990. 221 с.
- Николаев Ю.М. О культуры физической, её теории и системе физкультурной деятельности // ТиПФК, 1997. № 6. — С. 210.
- Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников /под ред. Л. Е. Любомирского //Научно-исслед. ин-т физиологии детей и подростков акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. -М.: ФиС. 1970. — С. 141−143.
- Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии, 1994. № 3. — С. 61−68.
- Основные положения концепции очередного этапа реформирования в системе образования // Народное образование, 1997. № 8. — С. 4−16.
- Папуша В.Г. Методика формирования умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями у младших школьников. // Автореф. дис.. канд. пед наук. М. — 1987. — 23 с.
- Педагогика: учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Российское пед. Агентство. 1996. — 602 с.
- Педагогика: учебно-метод. пособие / Под ред. Э. Г. Малиночки. Краснодар: 1992. — 72 с.
- Перевозчиков Ю.А. Домашние задания по физической культуре для учащихся 1−4 классов. Минск.: Полымя. — 1988. — 183 с.
- Петухов С.И. Современные проблемы физического воспитания детей младшего школьного возраста // Физкультурное образование Сибири: научно-метод. жур. СибГАФК, САФКО, Омск. 2000. — Вып.2 (14). — С.34−37.
- Петухов С.И., Петухова Н. А. Системный подход к построению уроков физической культуры // Физкульт. образование Сибири: научно-метод. жур. СибГАФК, САФКО, Омск, 1995. Вып.1. -С.24−28.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка // Пер. с фр. и англ. В. А. Лукова м., Педагогика, — Пресс, — 1994. — 528 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. -М., 1972.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. -240 с.
- Пидкасистый П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. М.: Пед общество России, 1999. — 212с.
- Плотников К.Г. Воспитательное значение домашних заданий и самостоятельных занятий по физической культуре и спорту // Матер, научно-практ. конф. по физ. восп. детей и подр. / М.: Просвещение, 1966. С. 23−25.
- Плотников К.Г. Исследования эффективности домашних заданий по физической культуре как составная часть процессаобучения. 11 Автореф. дис.. канд. пед наук. М. — 1970. -31с.
- Плотников К.Г. Развитие активности и самостоятельности учащихся в процессе занятий физической культурой и спортом // Физическая культура в школе. 1961. — № 10. — С. 7−10.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. М.: Гумагнит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 576 с.
- Полякова Г. И. Влияние физических нагрузок на мозговое кровообращение на фоне выполнения умственной работы //Теория и практика физической культуры. 1974. — № 9.
- Программа основанная на одном из видов спорта (баскетбол) / Е. Н. Литвинов, М. Я. Виленский, Б. И. Туркунов. М.: Просвещение. — 1996.
- Программа по физической культуре для учащихся 1−11 классов. Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ): Прогр. общеобразовательных учреждений / М-во образования РФ. М.: Просвещение. — 1996. — С. 205−257.
- Протченко Т.А., Полянская Н. В., Малыхина М. В., Конова Е. И., Копылов Ю. А. Не скудеет Россия талантами // Физкультура в школе, 1996. № 5. — С. 2−5.
- Психология воспитания. / Под ред. В. А. Петровского. М.: Аспект Пресс. — 1995. — 152 с.
- Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика. — 1987. — 240 с.
- Пунский В.О. Азбука учебного труда: Кн. для учителя: Обобщение передового пед. опыта. М.: Просвещение, 1998. -144 с.
- Пяллинг Я.О. Домашние задания важное средство воспитания. // Физическая культура в школе. — 1985. — № 5. — С. 30−32.
- Рыбакова И.А. Педагогические условия усвоения знаний по предмету «Физическая культура» (на примере старшеклассников): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1997, 18 с.
- Сабурова J1.И. Взаимосвязь урока и самоподготовки в начальных классах школы полного дня // Автореф. дис. канд. пед наук., Лен. Гос. пед. Ун-т. Л., 1981. — 22 с.
- Сатиров Г. Н. Образовательная направленность урока // Физическая культура в школе. 1975, № 3.
- Симон Н.А. Формирование мотивации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности школьников младших классов. 11.11 Автореф. дис.. канд. пед наук. -Омск. 2000. — 31 с.
- Симон Н.А., Гречко А. С. Формирование мотивации на уроках физической культуры // Физкультурное образование Сибири. -1999. № 1. — С. 12−15.
- Сулейманов И.И., Михалёв И. и др. Общее физкультурное образование. Учебник. Т. 1. Школьное физкультурное образование. Омск: СибГАФК, 1998. 268 с.
- Сулейманов И.И., Хромин В. Г. Основы теории и методики физической культуры: Метод, пособие. Омск: СибГАФК, 1997. — 44с.
- Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. — 272 с.
- Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. — 288 с.
- Тур А. Ф. Руководство по педиатрии. М: Педагогика, I960. -т.1. — 331 с.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. 1995. -382 с.
- Фадеев А.В., Кудрявцев Н. Д. Применение теории учебной деятельности в процессе физического воспитания школьников // Дети и олимпийское движение. Матер. Симпозиума, посвящённого II междунар. детской Сибириаде -95. Абакан, 1995. — С. 44−46.
- Фальковская А.Ю. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении химии. М.: Просвещение, 1990. — 65 с.
- Фарбер Д.А., Корниенко А. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. М.: Педагогика, 1990. С. 23−24.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного и среднего (полного) общего образования / Сост.: В. Н. Шаулин, В. И. Лях, Е. Н. Литвинов, Г. Б. Мейксон // Физическая культура в школе. -1997. № 1. — С. 2−6.
- Физическая культура: Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы. / Н. И. Алексеев,
- B.Э.Афанасьев, А. И. Бессуднов и др.- под ред. А. П. Матвеева.- М.: Радио и связь, 1995. 216 с.
- Физическое воспитание учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей: программа. М.: Просвещение, 1993. — 65 с.
- Физическое воспитание учащихся I-XI классов. Программы общеобразовательных учреждений. М., 1996. — 256 с.
- Физкультура в режиме продлённого дня школы. / Под ред.
- C.В.Хрущёва. М.: ФиС, 1986. — 112 с.
- Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. М.: Физкультура и спорт, 1991.- 224 с.
- Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Учеб. пос. для студ. И учителей. М. — Ин-т практ. Психологии. -1997. — 288 с.
- Хайбулина Д-Р. Содержание учебной деятельности оздоровительной направленности в процессе физкультурного образования детей младшего школьного возраста. // Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск. — 2004. — 24 с.
- Хромин В.Г. Интеграция основного и дополнительного физкультурного образования школьников. // Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень. — 2000. — 26 с.
- Хромин В.Г. Что посеешь . // Физкультура в школе. 1997. -№ 5. — С. 12−14.
- Худолеева О.В. Домашние задания. Опыт работы. // Физическая культура в школе. 1986. — № 4. — С. 20−25.
- Цвек С.Ф. Физическая культура школьников 1−3 классов. -Киев, Здоровье, — 1979.
- Чащевая А.Г. Методика формирования познавательной активности учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры. // Дис.. канд. пед. наук. / А. Г. Чащевая. Омск, 203. — 218 с.
- Чепурных Е.Е. Социальная значимость здоровья в системе образования // Школа здоровья: матер. Всерос. н-пр. конф. «Укрепление здоровья в школе». 2000. — т. 7. — № 2. — С. 8−14.
- Чунаев А.А. Физические упражнения в формировании личности ребёнка в начальной школе //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999, №№ 3,4, — С. 7−10.
- Чухров Г. В., Дончук Н. Ф., Сатаева Ф. А., Илюшин С. Н. Коррекция физической подготовленности у младших школьников // Дети и Олимпийское движение: Материалы симпозиума, посвящённого II Междунар. детской Сибириаде-95. Абакан, 1995. — С. 79−81.
- Шавырина Г. В. Как активизировать мышление школьников // Школа здоровья. 1997. — т.4. — № 3. — С.79−85.
- Шаулин В.Н. Научные основы развития самостоятельности у учащихся 6−17 лет при формировании физической культуры. Дис. в виде науч. доклада. М., 1996.
- Шаулин В.Н. Образовательная область «Физическая антропология» //Физическая культура в школе. 1996. — № 1.
- Шаулин В.н. Подготовка младших школьников к самостоятельным занятиям // Физкультура в школе. 1991., № 4. — с. 13−15, № 5. — С. 16−20.
- Шаулин В.Н. Строить новое, не разрушая старое // Физическая культура в школе. 1991. — № 4. — С. 3−7.
- Шаулин В.Н., Литвинов Е. Н. Физическое воспитание учащихся: стратегические и тактические задачи // Физкультура в школе. 1993. — № 4. — С. 2−5.
- Шитикова Г. Ф. Исследование содержания и особенностей методики уроков физической культуры в 1−3 классах. // Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л: ГДОЛИФ. — 1970. — 23 с.
- Шиянов Г. П. Использование школьниками «рабочей тетради» по физической культуре для самостоятельных занятий. / Матер, научно-практич. конф.(22−27 апреля 1996 г.) //СибГАФК- САФК. Омск. — 1996. — С. 64−68.
- Школьные реформы в развитых странах Запада. / Под ред. 3. А. Мальковой, B.C. Митиной: Экспер. учебн. пособие. М.: НИИ Теории и истории педагогики. 1992.
- Юровский С.Ю. Овнедрении домашних заданий по физической культуре среди учащихся общеобразовательных школ // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 8. — С. 23−24.
- Ярухлин Р.Х. Учебный предмет «Физическая культура» источник получения школьниками образования по физической культуре //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000, № 4, — С. 9−11.