Технологическая модель контекстного обучения студентов высших учебных заведений физической культуры по дисциплине «Гимнастика»
Комплексное содержание разработанной технологии программированного обучения с единством теоретического и практического компонентов, включая целенаправленность применения аудиои видеотренинга и рейтингового оценивания, формирует у студентов продуктивные творческие способности, существенно увеличивает необходимый двигательный потенциал и техническую подготовленность, обеспечивая высокий уровень… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Состояние вопроса
- 1. 1. Программы учебной дисциплины «Гимнастика» для высших учебных заведений физической культуры
- 1. 2. Особенности методики обучения гимнастике на общем курсе
- 1. 3. Методика обучения строевым и общеразвивающим упражнениям
- 1. 4. Специальная физическая подготовленность
- 1. 5. Методика обучения гимнастическим упражнениям
- 1. 5. 1. Цель и задачи обучения в гимнастике
- 1. 5. 2. Предпосылки успешного обучения гимнастическим упражнениям
- 1. 5. 3. Реализация дидактических принципов в обучении гимнастическим упражнениям
- 1. 5. 4. Особенности взаимодействия гимнастических упражнений
- 1. 5. 5. Этапы обучения гимнастическим упражнениям
- 1. 5. 6. Методы и приемы обучения гимнастическим упражнениям
Технологическая модель контекстного обучения студентов высших учебных заведений физической культуры по дисциплине «Гимнастика» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Тенденции развития высшей школы в начале XXI века взаимосвязаны с требованиями работодателей к качеству профессиональной подготовки специалистов, отвечающей международным стандартам высшего образования. Очевидно, это обстоятельство явилось причиной изменения парадигмы образования и обучения в вузах Российской Федерации в последние годы и привело к реформированию системы высшего образования (88), которое обеспечивается реализацией ряда законодательных актов и, в первую очередь, Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г., № 125-ФЗ. Известно, что, так называемый, «посттехнологический» период развития высшей школы характеризуется сочетанием контекстного обучения с проективным образованием (70,71) и переходом от авторитарной модели передачи «абсолютных истин» к другой, приобщающей студента к ценностям и технологиям получения знаний и навыков, обеспечивающей интеграцию учебной и научной деятельности, индивидуализацию учебного процесса и активизирующей самостоятельную работу студентов (36).
Особенностью обучения студентов в физкультурных вузах является сочетание теоретической подготовки с овладением двигательными умениями в профессионально-прикладных учебных дисциплинах. Гимнастика — одна из ведущих профессионально-прикладных учебных дисциплин учебного плана для физкультурных вузов. Успешное овладение учебным материалом на общем курсе по дисциплине «Гимнастика» имеет существенное значение для высокого уровня подготовленности студентов высших физкультурных учебных заведений к профессиональной деятельности. В соответствии с Государственным образовательным стандартом, по специальности 22 300 «Физическая культура и спорт» и направлению 521 900 «Физическая культура» объем часов на общем курсе гимнастики составляет 140, из них, как правило, 78 отводится на проведение практических занятий. Общепринятые формы и методы обучения студентов по дисциплине «Гимнастика» из-за существенного недостатка времени, отведенного учебным планом, не обеспечивают качественную подготовку будущих специалистов по этой профессионально-прикладной дисциплине (35,97,108).
Для успешного усвоения студентами теоретических знаний, приобретения практических умений и навыков по дисциплине «Гимнастика» необходима разработка и внедрение в практику учебно-образовательного процесса инновационных педагогических технологий.
Цель исследования — на основе инновационной технологической модели контекстного обучения обосновать эффективность методики преподавания дисциплины «Гимнастика» для качественной профессионально-педагогической подготовки студентов в высших учебных заведениях физической культуры.
Объект исследования — учебно-образовательный процесс в высших учебных заведениях физической культуры по дисциплине «Гимнастика».
Предмет исследования — содержание и способы реализации технологической модели контекстного обучения студентов гимнастике в физкультурном вузе.
Научная гипотеза. Предполагалось, что разработка, научное обоснование и внедрение в практику технологической модели контекстного обучения, основанной на концепциях контекстного обучения и проективного образования, позволит повысить эффективность обучения студентов по дисциплине «Гимнастика» в физкультурном вузе.
Научная новизна. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально апробирована технологическая модель контекстного обучения студентов высших учебных заведений физической культуры и спорта, как основная составляющая образовательного пространства по дисциплине «Гимнастика», включающая следующие компоненты:
— открытое целевое программирование учебного матебриала по овладению методикой проведения строевых и общеразвивающих упражнений с заданным конечным образовательным результатом;
— формирования понятийного аппарата и техники речи с использованием аудиотренинга, корригирующих и дыхательных упражнений;
— видеотренинг в сочетании с методикой применения подводящих упражнений и индивидуальных заданий по специальной физической подготовки;
— рейтинговую оценку знаний, умений и навыков, как интегрального показателя физической и технической подготовленности студентов и студенток.
Дифференцированный подход к организации и содержанию учебного процесса с использованием самомотивации, самоконтроля и творческого интереса обучаемых позволяет перейти на более высокий уровень их профессионально-продуцирующей деятельности.
Теоретическая значимость. Принципы составления учебной программы и разработки технологии программированного обучения, лежащие в основе индивидуально ориентированного обучения студентов гимнастике в физкультурных вузах, дополняют и углубляют теорию и методику преподавания данной дисциплины.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что технологическая модель контекстного обучения вносит существенные коррективы в организацию и методику обучения студентов гимнастике, что позволяет, в отличие от общепринятой методики, обеспе чить:
— активизацию познавательно-образовательной деятельности студентов;
— необходимый качественный уровень теоретических знаний;
— высокую результативность специальной физической и технической подготовленности студентов;
— качественное овладение базовыми профессиональными умениями;
— развитие мотивации к профессиональной деятельности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Традиционная методика обучения студентов по дисциплине «Гимнастика» в должной мере не обеспечивает качественного освоения знаний, формирования профессиональных умений и навыков, что связано с их низкой физической и технической подготовленностью, отсутствием потребностей и мо-тивационных установок к освоению данной дисциплины. Модернизация образовательного процесса по дисциплине «Гимнастика» с учетом региональных условий и возможностей конкретного высшего учебного заведения по физической культуре и спорту, пересмотр самой целевой установки контекстного обучения и дифференцированности его содержания должен занять ведущую позицию в обеспечении готовности современных студентов к профессиональной деятельности.
2. Технологическая модель контекстного обучения студентов высших учебных заведений физической культуры и спорта, как основная составляющая образовательного пространства по дисциплине «Гимнастика», имеет детерминированный характер сопряженного применения дифференцированных средств — открытого программирования с заданным конечным образовательным результатом, реализации аудиои видеотренинга, рейтинговой оценки знаний, умений и навыков — и существенно повышает уровень профессионально-прикладной деятельности обучаемого как объекта-субъекта.
3. Дифференцированность реализации технологической модели контекстного обучения позволяет существенно повысить уровень специальной теоретической грамотности, методической оснащенности и практической подготовленности студентов по дисциплине «Гимнастика», и тем самым, повысить готовность их к профессионально-продуцирующей деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава СГИФК (2002;2004 гг.), отражены в четырех публикациях (2003,2004 гг.), в двух методических указаниях (2003, 2004 гг.), которые используются в процессе обучения студентов первого курса СГИФК по дисциплине «Гимнастика». Результаты исследования внедрены в учебный процесс Смоленского государственного института физической культуры, что подтверждается двумя актами внедрения.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Работа выполнена на 130 страницах компьютерной верстки, содержит 16 таблиц, 4 рисунка.
Список литературы
включает 169 наименований, из них 17 зарубежных авторов.
ВЫВОДЫ.
1. На основании данных специальной научно-методической литературы и результатов собственных исследований выявлено, что традиционная методика обучения студентов высших учебных заведений физической культуры и спорта по дисциплине «Гимнастика» недостаточно обеспечивает заданный образовательный результат и сформированность профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, что обусловлено неразработанностью лабильных педагогических факторов, недифференцированностью средств контекстного обучения и недостаточностью использования творческих и коммуникативных возможностей индивида. Это актуализирует насущную необходимость разработки инновационной технологии обучения и средств ее содержательного обеспечения.
2. Установлено, что исходный уровень физической и технической подготовленности и мотивационная потребность студентов первого курса для получения необходимых специализированных знаний и формирования умений по дисциплине «Гимнастика» имеют слабовыраженный характер, что в определенной степени объясняется низким качеством преемственности физического образования на предшествующей ступени обучения в общеобразовательных школах. Так, 44,5% студентов и 55,5% студенток оценивают свою физическую и техническую подготовленность как не соответствующие программно-нормативным требованиям дисциплины «Гимнастика».
Мониторинг физической подготовленности испытуемых показал, что у 76,4% студентов и 59,2% студенток отмечается низкий уровень силовых качеств, у 45,5 и 65,1% - скоростно-силовых качеств, у 61,5 и 42,7% - гибкости, соответственно.
3. Разработанная и реализованная технологическая модель контекстного обучения студентов высших учебных заведений физической культуры и спорта, как основная составляющая образовательного пространства по дисциплине «Гимнастика», имеет детерминированное и дифференцированное структурное содержание, основанное на сопряженном применении качественных и инвариативных средств (открытого целевого программирования с заданным конечным образовательным результатом, аудиои видеотренинга, формирования понятийного аппарата и техники речи, рейтинговой оценки знаний, умений и навыков, как интегрального показателя, оценивающего сопряженность физической и технической подготовленности студентов и студенток), что существенно повышает профессионально-продуцирующую деятельность обучаемого как объекта-субъекта.
4. Дифференцированный подход к организации и содержанию учебного процесса по дисциплине «Гимнастика» с использованием самомотивации, самоконтроля и творческого интереса показал высокую эффективность:
— качественный показатель профессионально-педагогических умений у испытуемых экспериментальной группы существенно выше, чем контрольной. У студентов экспериментальной группы по методике проведения строевых упражнений он составил 70,1%, у студенток — 78,9%), в контрольной группе — 17,4 и 23,2%- по методике проведения общеразвивающих упражнений — 76,6 и 72,6%, 24,6 и 27,2%, соответственно;
— уровень исследуемых физических качеств достоверно увеличился у испытуемых экспериментальной группы, по сравнению с контрольной. В частности, показатели силовых качеств увеличились у студентов на 34,08%, у студенток — на 14,44%" — скоростно-силовых качеств — на 5,91 и 5,24%- гибкости — на 18,33 и 23,81%, соответственно (р<0,05);
— качественный показатель результатов выполнения зачетных упражнений гимнастического многоборья у студентов экспериментальной группы составил 50,5%, у студенток — 78,5%- контрольной группы — 23,2 и 21,6%, соответственно.
Разработанная технологическая модель дифференцированного обучения позволила существенно повысить уровень подготовленности испытуемых экспериментальной группы по общетеоретическому (у студентов — 4,03 балла, у студенток — 4,26 балла), методическому (4,15 и 4,22 балла) и прикладному (4,01 и 4,43 балла) аспектам. У испытуемых контрольной группы эти показатели составили — 3,14 и 3,45- 3,27 и 3,51- 3,09 и 3,32 балла, соответственно.
5. Комплексное содержание разработанной технологии программированного обучения с единством теоретического и практического компонентов, включая целенаправленность применения аудиои видеотренинга и рейтингового оценивания, формирует у студентов продуктивные творческие способности, существенно увеличивает необходимый двигательный потенциал и техническую подготовленность, обеспечивая высокий уровень освоения программно-нормативных требований по дисциплине «Гимнастика». Технологическая модель контекстного обучения может эффективно использоваться в образовательном процессе высших учебных заведений физической культуры и спорта.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Результаты анализа и обобщения экспериментальных данных, представленных в настоящей работе, а так же опыт внедрения технологической модели контекстного обучения по дисциплине «Гимнастика» в высших учебных заведениях физической культуры позволяет сделать следующие рекомендации.
Целесообразно дифференцировать организацию и методику обучения гимнастике в зависимости от мотивации, уровня двигательной подготовленности, материально-технической оснащенности кафедры гимнастики;
Для повышения эффективности учебного процесса следует использовать:
— программированное обучение;
— видеои аудиотренинг;
— специальные дыхательные упражнения, способствующие повышению качества подачи команд при проведении занятия;
— индивидуальные программы самостоятельных занятий для формирования правильной техники речи при подаче команд, развития «отстающих» физических качеств, освоения некоторых компонентов техники упражнений гимнастического многоборья.
С целью повышения уровня профессионально-педагогической подготовленности рекомендуем использовать разработанные нами методические указания:
— Тухватулин P.M., Антоновский А. Д. Программированное обучение студентов 1 курса по гимнастике (Раздел 1: Строевые упражнения). — Смоленск, 2004. — 12 е.;
— Тухватулин P.M., Антоновский А. Д. Программированное обучение студентов 1 курса по гимнастике (Раздел 2: Общеразвивающие упражнения). — Смоленск, 2004. — 12 с.
Список литературы
- Акробатика: Учеб. для институтов физической культуры/ Под ред. Е. Г. Соколова. — М.: Физкультура и спорт, 1973. С. 20−38.
- Алекперов С.А. Упражнения на брусьях / Под ред. Ю. К. Гавердовского. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 86с.
- Ахметова Д. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Д. Ахметова, Л. Гурье // Высшая школа в России. 2001. — N4. — С. 138−144.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987. — 276с.
- Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания)// Теория и практика физической культуры. 1991. -N7. — С.37−41.
- Барабанов А.Г. Высшее физкультурное образование: Проблемы и решения. -М.: ФОН, 1995. 187 с.
- Барков С.В. Дыхательные упражнения с системе физического воспитания школьников-подростков: Метод, указ. / С. В. Барков, И. И. Бахрах. Смоленск, 2001.-38с.
- Берг А.И. Состояние и перспективы развития программированного обучения. М.: Знание, 1966. — С.27.
- Бердников А.Б. Из опыта применения программированных заданий по гимнастике // Совершенствование учебного процесса по гимнастике в институтах физической культуры. М., 1966. — С. 22−26.
- Бердников А.Б. Опыт использования элементов программированного обучения на кафедре гимнастики // Вопросы физической культуры и совершенствования учебного процесса. Волгоград, 1969. — С. 306−309.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
- Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. -М.: Высшая школа, 1989. 144с.
- Богданов Е.Н. Системное образование и образовательные системы / Е. Н. Богданов, З. И. Тюмасева. Калуга: КГПУ, 2003. — 316с.
- Богданов О.А., Комисова В. Я. Сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности студенток, поступивших в РГПУ им. А. И. Герцена в 1983 и 2000гг. / О. А. Богданов, В. Я. Комисова СПб., 2003. — 23 с.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям М.: Физкультура и спорт, 1985.-С. 34−64.
- Боген М.М. Современные теоретико-методические основы обучения двигательным действиям: Автореф. дис. д-ра пед. наук.- М., 1989. 52с.
- Боген М.М. Педагогический анализ техники ориентировочной части двигательного действия // Теория и практика физической культуры. 1995. -N7.-С. 10−15.
- Бормотов А.С. Самостоятельная учебная подготовка студентов по гимнастике: Метод, указ.- Смоленск, 1994. 22 с.
- Бормотов А.С. Формы и правила записи общеразвивающих упражнений: Методические указания. Смоленск, 1999. — 30 с.
- Бормотов А.С. Рациональная последовательность изучения строевых и общеразвивающих упражнений: Метод, указ. Смоленск, 2000. — 36с.
- Бормотов А.С. Научитесь правильно проводить общеразвивающие упражнения: Метод, указ. Смоленск, 2001. — 22с
- Введение в теорию физической культуры: Учеб. пособ. для институтов физической культуры / Под общ. ред. Л. П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1983.-128 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991. С. 207.
- Вербицкий А.А. Проблемы трансформации мотивов в контекстном обучении / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева // Вопросы психологии. 1997. — N 3. -С. 12−22.
- Виленский М.Я. Профессионализм специалиста физической культуры: Теория и формирование // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий. -СПб., 2000.- 4.1.-С.21−22.
- Виленский М.Я. Методологические основы и концептуальные предпосылки процесса формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, В.А. Петьков- М.: РГАФК, 2002. 56 с.
- Воронина Т. Управление инновациями в сфере образования// Высшее образование в России. -2001. N6. — С.3−12.
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин // Высшее образования в России. 1995. -N 7. — С. 17−20.
- Выдрин В.Н. Введение в профессиональную деятельность: Учеб. пособ. для физкультурных высших учебных заведений. СПб.: ВДКИФК, 1995. — 138 с.
- Гавердовский Ю.К. Упражнения на перекладине. М.: Физкультура и спорт, 1975.-С.100−104.
- Гавердовский Ю.К. Обучающая программа руководство к действию / Ю. К. Гавердовский, В. Е. Заглада // Гимнастика: Сб. статей. — М.: Физкультура и спорт, 1976.-С. 20−29.
- Гавердовский Ю.К. Программированное обучение: его смысл, принципы, возможности / Ю. К. Гавердовский, В. Е. Заглада // Гимнастика: Сб. статей. -М.: Физкультура и спорт, 1976. С. 57−65.
- Гавердовский Ю.К. Целостно если возможно, с расчленением — если необходимо (О методах обучения в гимнастике) / Ю. К. Гавердовский, Г. К. Уткевич, Ф. Мамедов // Гимнастика: Сб. ст. — М.: Физкультура и спорт, 1979.-С. 14−22.
- Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений: Уч. пособ. -М.: Терра Спорт, 2002. — 512с.
- Гаевская О.В. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей физической культуры в процессе преподавания учебной дисциплины «Гимнастика»: Автореф. дис. канд.пед.наук. СПб., 1997- 24 с.
- Гамман Е.Ф. Методическая подготовка студентов ИФК в курсе «Гимнастика и методика преподавания»: Автореф. дис. канд. пед. наук. Малаховка, 1988.-24с.
- Гимнастика: Программа для институтов физической культуры / Под. ред. Л. П. Орлова. М.: Физкультура и спорт, 1940. — 32с.
- Гимнастика: Программа для институтов физической культуры / Под ред. В. И. Буленка. М.: Физкультура и спорт, 1955. — 80с.
- Гимнастика: Программа для спортивных факультетов институтов физической культуры (по курсу специализации)/ Под ред. Л. К. Антонова. М., 1964. -69 с.
- Гимнастика: Методическое пособие для студентов заочного обучения институтов физической культуры. / Под ред. А. Т. Брыкина. М.: Физкультура и спорт, 1966. — 115с.
- Гимнастика: Программа для спортивных факультетов институтов физической культуры (общий курс)/ Под ред. М. А. Попова, А. А. Школенок. М., 1968.-46с.
- Гимнастика: Программа для педагогических факультетов институтов физической культуры (общий курс и курс специализации)/ Под ред. А. Т. Брыкина, В. А. Губанова. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 64с.
- Гимнастика: Методические указания для студентов заочного обучения институтов физической культуры / Под ред. А. Т. Брыкина. М., 1972. — 116с.
- Гимнастика: Методика обучения гимнастическим упражнениям: Лекции для студентов-заочников II курса / Под. ред. М. Л. Украна. М., 1973. — 47с.
- Гимнастика: Программа для педагогических факультетов институтов физической культуры (общий курс и курс специализации)/ Под ред. А. Т. Брыкина, В. А. Губанова. М.: ГЦОЛИФК, 1974. — 70с.
- Гимнастика и методика преподавания: Программа для педагогических факультетов институтов физической культуры/ Под ред. А. Т. Брыкина, Ж. С. Ваноковой, В. А. Губанова, С. Д. Устинова. М., 1980. — 36с.
- Гимнастика и методика преподавания: Учеб. для институтов физической культуры / Под ред. В. М. Смолевского. М.: Физкультура и спорт, 1987. -336 с.
- Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова. -М.: Академия, 2001. -448с.
- Годик М.А., Барамидзе A.M., Киселева Т. Г. Стретчинг. М.: Советский спорт, 1991.-93с.
- Горелов А.А., Русакова И. В. Обоснование подхода к организации самостоятельной физической подготовки студенток в форме «домашнего задания». -СПб.: СПбГАФК, 2003. 17 с.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: От приема до философии // Высшее образования в России. 1996. — N 4. — С. 23−26.
- Турина В.И., Полищук И. С. Целостная модель человека в педагогике // Образование в России: медико-психол. аспект: Матер. IX Всеросс. науч.-практ. конф. Калуга, 2004. — С. 18−26.
- Давыдов С.И. Спортивная гимнастика как базовое средство физической подготовки студенток ВУЗа: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тула, 1988. -20с.
- Данилов Ю.Г. Аттестация студентов по курсу «Физическое воспитание (нетрадиционный подход)». Курск, 2001. — 13с.
- Денисенко С.И. Рейтинг как комплексное средство контроля учебной деятельности студентов// Инновации в образовании. 2002. — N1. — С. 86−95.
- Дикунов A.M. Педагогическое мастерство: Учеб. пособ. / А. М. Дикунов, Н. М. Костихина Омск: ОГИФК, 1994. — 124 с.
- Диманов Х.И. Применение принципов программирования при обучении гимнастическим упражнениям в ВУЗах: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982.-22с.
- Дудченко B.C. Основы инновационной технологии. М., 1998. — С.1522.
- Ельник И.Э. Некоторые вопросы организации программированного обучения гимнастическим упражнениям // Гимнастика: Сб. статей. М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 22−25.
- Епифанова С. Формирование учебной мотивации// Высшее образование в России. 2000.- N3. — С. 105−107.
- Есипов А.И. Эффективность программированного обучения с целью активизации самостоятельной деятельности студентов при овладении гимнастическими упражнениями: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 20с.
- Жордочко Р.В. Развитие гибкости спортсмена / Р. В. Жордочко, Ю. Л. Соболев, Л. Н. Соболев. Киев: Здоровье, 1980. — 102с.
- Заглада В.Е. Применение принципов программирования при освоении гимнастических упражнений: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1975. — 34с.
- Зайцев В.Н. Самостоятельная учебная подготовка студентов по гимнастике: Метод, указ. Смоленск, 1994. — 24 с.
- Зиновьева В.А. Усвоение и контроль знаний// Высшее образование в России. 1993. — N3. — С.31.
- Золотухин А.А. Программирование учебной деятельности студентов-заочников по гимнастике: Учеб. пособ. Смоленск: СГИФК, 1985. — 72 с.
- Золотухин А.А. Программирование учебной деятельности студентов первого курса факультета заочного обучения по гимнастике. Смоленск: СГИФК, 1987.-32 с.
- Ильин Г. Л. Проективное образование и реформация науки. М., 1993. -С. 13−17.
- Ильин Г. Л. Проблема различия обучения и образования// Вестник высшей школы. 2001. — N5. — С.22−25.
- Ипполитов Ю.А. Методы обучения гимнастическим упражнениям на основе моделирования: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1988. — 44с.
- Каминский О.А. Индивидуальный подход в развитии двигательных способностей при обучении гимнастическим упражнениям. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Л., 1971. — 16с.
- Козловская С.Н. Роль образования в профессиональном самоопределении студентов/ С. Н. Козловская, В. В. Савкина // Образование в России: медико-психол. аспект: МатерЛХ Всеросс. науч.-практ. конф. Калуга, 2004. — С. 265 267.
- Комлев А.Ю. Формирование профессиональных навыков анализа техники гимнастических упражнений у студентов ИФК на основе проблемного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1990. -20с.
- Коренберг В.Б. Внимание деталям. М.: Физкультура и спорт, 1972. -С. 121−131.
- Коренберг В.Б. Упражнения на бревне. М.: Физкультура и спорт, 1976. — С.7−9.
- Коротков Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста// Высшее образование в России. 1995. — N2. — С.72−78.
- Корсеев О.Б. Исследование эффективности формирования предварительных двигательных представлений у гимнастов путем применения методов самообучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1977. — 22с.
- Кравчук А.Н. Общие основы техники гимнастических упражнений. -Омск, 1983.-С. 3−15.
- Краудер Н.О. О различии между линейным и разветвленным программированием // Программированное обучение за рубежом. М., 1968. — С.58−67.
- Курьеров Н.А. Некоторые вопросы алгоритмизации обучения гимнастическим упражнениям // Мастерство гимнастов. М., 1969. — С. 50−71.
- Легкая атлетика: Учеб. для институтов физической культуры / Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. М.: Физкультура и спорт, 1989.-671 с.
- Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185 с.
- Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 122 с.
- Любимова Ю.В. Взаимосвязь мотивационной направленности личности студентов с успешностью их учебных занятий физическими упражнениями. -СПб., 2003.-21 с.
- Лях В. И. Координационные способности школьников. Минск.: Полымя, 1989.- 159 с.
- Маликова Р.Н. Педагогические парадигмы как методологические ориентиры образования/ Образование в России: медико-психол. аспект: Матер. IX Всеросс. науч.-практ. конф.:. Калуга, 2004. — С. 282−283.
- Мамзин В.И. Оптимизация обучения в спортивной гимнастике на основе применения базовых движений: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979. -20с.
- Маслов Б.В. Упражнения на коне. М.: Физкультура и спорт, 1980. -94с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для институтов физической культуры М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543с.
- Менхин Ю.В. Силовая подготовка гимнастов. М.: Физкультура и спорт, 1969. -85с.
- Менхин Ю.В. Взаимосвязь двигательных качеств и двигательных навыков у гимнастов// Теория и практика физической культуры. 1975. — N3. — С. 18.
- Менхин Ю.В. Организация физической подготовки // Физическая подготовка гимнастов. М., 1989.-С. 175−224.
- Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 224с.
- Менхин Ю. В Комбинированные и комплексные упражнения: Уч. пособ. / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. Малаховка, 1999. — 64с.
- Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: Теория и методика: Учеб. / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 384 с.
- Мещеряков В.П. Научно-экспериментальное обоснование системы оптимального и объективного контроля системы обучения// Инновации в образовании. 2003. -N1. — С. 35−49.
- Молибог А.Г. Программированное обучение: Вопросы научной организации пед. труда. -М.: Высшая школа, 1967. 197с.
- Назаров В.Т. Упражнения на перекладине. М.: Физкультура и спорт, 1973. -С.40−56.
- Неделяев В. Технологические ресурсы обучения // Высшее образование в России.-1999.-N2.-С. 110.
- Никандров Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1970. — 206с.
- Носиков Ю.З. Программированное обучение двигательным действиям на материалах школьной гимнастики: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972.-18с.
- Околелов О.П. О сущности активных методов обучения// Высшее образование в России. 1993. — N3. — С. 159−165.
- Основы математической статистики: Учеб. пособ. для институтов физ. культ./ Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. — С.114, 151 156.
- Пашкова JI.B. Подготовка учителей физической культуры на основе творческой ориентации (на примере гимнастики): Автореф. дис. канд. пед. наук.-СПб., 1997.-24с.
- Петров П.К. Исследование эффективности программированного обучения в курсе гимнастики (на примере изучения теоретического материала): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1978. 19с.
- Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -448с.
- Пидкасистый П.И. Педагогика: Учеб. пособ. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 97 с.
- Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 310 с.
- Попов Ю. Рейтинговая система// Высшее образование в России. 2000. -N4.-C. 131−137.
- Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. М.: Терра-спорт, 2000.-71с.
- Радионенко А.Ф. Упражнения на кольцах / А. Ф. Радионенко, Н. Г. Сучилин / Под ред. Ю. К. Гавердовского. М.: Физкультура и спорт, 1978. -96 с.
- Решетень И.Н. Проблемы спортивной педагогики: Метод, разраб. для студентов институтов физической культуры / И. Н. Решетень, М. И. Фролова. — М.: ГЦОЛИФК, 1980. 24 с.
- Решетова З.А. Реализация принципов системного подхода в учебных предметах. -М.: Знание, 1985. 176с.
- Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя.- М.: ВЛАДОС, 1999. 144с.
- Саулепп И.Я. Исследование процесса формирования представлений о технике гимнастических упражнений как основы рационализации методики обучения им: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1979. — 19с.
- Свищев И.Д. Интеграция науки и спортивной практики совершенствования профильной подготовки студентов физкультурных учебных заведений (на примере спортивной борьбы): Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1998. -48с.
- Семенов Л.П. Опорные прыжки мужчин. М.: Физкультура и спорт, 1975.-72с.
- Скрипко А.Д. Технологии физического воспитания. Минск.: ИСЗ, 2003.-284с.
- Скрипко А.Д. Технологии кондиционной и спортивной подготовки в системе физического воспитания учащихся и студентов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2004. — 48с.
- Смирнов С.Д. Технологии в образовании // Высшее образования в России.-1999.-N1.-С. 109−112.
- Смирнов С.Д. Еще раз о технологиях обучения // Высшее образование в России. 2000. — N6. — С. 113−119.
- Солодянников В.А. Технология обучения гимнастическим упражнениям// Теория и практика физической культуры. 1996. -N12. — С. 30−36.
- Солодянников В.А. Технология обучения гимнастическим упражнениям начального этапа подготовки гимнастов и программы общеобразовательной школы: Учеб. пособ. СПб., 1999. — 72с.
- Солодянников В.А. Технологические концепции формирования профессионально-педагогических умений специалиста по спортивной гимнастике: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 2002. — 52с.
- Солодянников В.А. Технология в подготовке специалистов и обучении двигательным действиям: Монография. СПб.: Петрополис, 2002. — 87с.
- Сорокина Н. Инновационные методы обучения: проблемы внедрения// Высшее образование в России. 2001.-N1.-C. 116.
- Сотский Н.Б. Программированное обучение технике классической борьбы на основе механического моделирования: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Минск, 1987.-22с.
- Спортивная гимнастика: Учеб. для институтов физической культуры/ Под ред. М. Л. Украна. М.: Физкультура и спорт, 1971. — 302 с.
- Спортивная гимнастика: Учеб. для институтов физической культуры / Под ред. Ю. К. Гавердовского, В. М. Смолевского. М.: Физкультура и спорт, 1979.-327с.
- Столяр К.Э. Построение индивидуальных комплексов специальных упражнений в подготовке бегунов на короткие дистанции высокой квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996. 23с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения.- М.: МГУ, 1969. 132с.
- Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособ. / Под ред. Ж. К. Холодова, B.C. Кузнецова. М.: Академия, 2002. — 480 с.
- Терехина Р.Н. Подготовка высококвалифицированного тренера на основе интегрального анализа спортивной гимнастики: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-СПб., 1997.-44с.
- Тишина Т.А. Модульно-проективная технология использования активных методов обучения в образовательном процессе колледжей физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. Смоленск, 2004. — 22с.
- Тухватулин P.M. Методика занятий гимнастикой в школе (3−4 классы): Учеб. пособ. Смоленск: СГИФК, 1995. — 24 с.
- Тухватулин P.M. Гимнастика в вопросах и ответах: Уч. пособ. Смоленск, 2001.-52с.
- Укран M.JI. Упражнения на перекладине / М. Л. Укран, А. А. Школенок. -М.: Физкультура и спорт, 1960.-С. 102,133−134.
- Уман А.И. Технологический подход к обучению. Теоретические основы.-Орел, 1997.-208с.
- Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975.-205 с.
- Физическая подготовленность студентов: Учебно-метод. пособ./ Под ред. А. Д. Скрипко. Минск.: ИСЗ, 2001. — 72с.
- Хамазин X. Правильная осанка. М., 1972. — 43 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособ. -М.: Гардарики, 1999. 519 с.
- Харышн В.Н. Психолого-педагогические тренинги / В. Н. Харькин, В. Н. Гройсман // Высшее образование в России. 1995. -N 2. — С. 13−16.
- Холодов Ж.К. Программированное обучение в теории и практике физической культуры. Минск, 1990. — 130 с.
- Холодов Ж.К. Средства и методы физического воспитания. М., 1990. -22 с.
- Чесноков Н.Н. Подготовка специалистов как фактор и условие совершенствования физкультурно-спортивной деятельности в современном обществе// Теория и практика физической культуры. 1998. — N11/12. — С. 24−27.
- Шилько В.Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2003. — 48с.
- Шлемин A.M. Обучение гимнастическим упражнениям методом предписаний алгоритмического типа для студентов-заочников (мужчин) 2 и 3 курсов: Учебн. пособ. / А. М. Шлемин, Б. В. Маслов, Ю. З. Носиков. М., 1972. — 82с.
- Шлемин A.M. Исследование эффективности программированного обучения при освоении теоретического раздела курса гимнастики / А. М. Шлемин, П. К. Петров // Теория и практика физической культуры. 1979. -N3. — С.37−39.
- Шокиров К.К. Повышение эффективности основной гимнастики как средства физической подготовки студентов ВУЗов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989.-14с.
- Crowder N.A. Characteristics of branching programme. Bk: The University of Conzas conferens on programmed learning. — Lawrence, 1967. — P. 181−186.
- Crowder N.A. Simpel ways to use student response for programme control. -Gn.- Applied programmed insttruction. N.Y., 1962. — P. 34−43.
- Cureton Т.К. Res. Quart. 1939. — 10. P. 3−24.
- Dusenbury J. A Kinetic Comparison of Forward and Reverse Giant Swings on Still Rings as Performed by Gymnasts with Varying Body Types. Unpublished Master s Thesis, Univ. of Massachusetts, Amherst, Massachussetts. 1968. — P. 6471.
- Federle S., Schille D., Trache L. Kinematographischer Analysen. Theorie und Praxis der Korperkultur. — 1969,2. — S. 152−161.
- George G.S. A Cinematographic and Mechanical Analysis of the Arched Kin on the Horizontal Bar. Unpublished Master s Thesis, Springfield College, Nassachus-setts. 1967. — P. 23−27.
- George G.S. A Cinematographic and Comparative Analysis of National Class Gymnasts Performing Selected Skills on the Horixontal Bar. Unpublished Doctoral Dissertation, Louisiana State Univ., Baton Rouge, Louisiana. 1970. — P. 17−19.
- Gones E. Teaching adults: an activ learning approach. Washington: Nat. Assoc. For education of young children, — 1987. Nell. -151 p.
- Guerrera D.H. A Cinematographic and Mechanical Analysis of Selected Long Horse Vault. Master’s Thesis, Pennsylvania state Univ., University Park, Pennsylvania. (Univ. of Oregon Microcard, PE1132). 1968. — P. l 1−16.
- Hough J.E. A film Analisis of the Glide Kip. Unpublished Masterr’s Thesis, Univ. of Tennessee, Knoxville, Tennessee. 1970. — P. 41−44.
- Schaefer J.E. A Cinematographic Analysis of the of the Regular Giant Circle on the Horezontal Bar. Unpublished Master s Thesis, Univ. of Wisconsin, 1956. -P.16−18.
- Skinner B.F. Are theories of learning necessary? Psychol. Rev., 1950, v.51, 4.-PP. 62−68.
- Skinner B.F. Reflections on a decade of teaching machines. Harward. Edu-cat. Rev. 1954, V.24, 2. — P. 86−97.
- Skinner B.F. Reflection on a decade of teaching machines. Gn.: Teaching machines and programmed learning. Washington, 1965, P. 131−143.
- Stark Z. Beziehungen der physichen Eigenchaftenzu den Bewegunsfertig-keiten im Garatturnen als technischer Sport. Theorie und Praxis der Korperkultur, 1963,12, s.158−163.
- Vanis GJ. A Cinematographic Analysis of the of the Yamashita Vault Over the Long Horse. Unpublished Master’s Thesis, Univ. of Illinois, Urbana, Illinois. -1965. — P.19−21.
- Wilson G.G. A Cinematographic Analysis of the of the Round off Unpublished Master s Thesis, Univ. of Illinois, Urbana, Illinois. — 1959. -P.40−42.1. Упражнения для юношей1. Конь махи
- Из упора перемах, согнув правую- то же левой. Перемах назад, согнув правую- то же левой.
- Из упора перемах одной вперед и назад- то же обеими ногами слитно 2−3 раза. Повторить тему 1.
- С прыжка перемах правой перемах правой назад- то же левой. Перемах правой и перемахом левой соскок с поворотом направо.4. Одноименные круги.
- С прыжка круг правой перемах правой — перемах правой назад. Перемах левой и перемахом правой соскок с поворотом налево.
- Опорные прыжки (конь, высота 125 см)
- Вскок в упор, присев, и соскок, прогнувшись- то же с поворотом на90°.2. Прыжок ноги врозь.3. Комбинированные прыжки.1. Брусья
- Размахивание в упоре соскок махом назад и вперед.
- Соскок махом вперед с поворотом кругом.
- Из размахивания в упоре на руках подъем разгибом мах назад — махом вперед угол (держать) — силой стойка на плечах (держать) — кувырок вперед в сед ноги врозь — перемах внутрь — соскок махом назад.
- Вис, стоя на концах брусьев, наскок в упор, упор углом (держать), сед ноги врозь перехват в упор, лежа на руках, ноги врозь — перемах ног -подъем махом вперед — мах назад — соскок махом вперед влево с поворотом кругом.1. Перекладина
- Подъем переворотом в упор, оборот назад и соскок дугой.
- Размахивание, соскок махом назад и махом вперед.
- Размахивание в висе, подъем разгибом, оборот назад мах дугой и соскок махом назад с поворотом на 90°.1. Акробатика
- Группировка и перекаты. Кувырок вперед и назад (серия).
- Из основной стойки упор, присев, силой (группировка) стойка на голове и руках (держать). Группируясь, упор, присев, и перекатом назад стойка на лопатках (держать), перекат вперед в упор, присев, встать.
- Махом одной стойка на руках (у стенки или с поддержкой) держать.4. Переворот в стойку.
- Упражнение III разряда категории Б.1. Кольца
- Кольца низкие. Толчком одной и махом другой вис, согнувшись. Вис, прогнувшись- вис, согнувшись- вис, стоя сзади. Подъем в упор с прыжка и угол.
- Размахивание в висе- вис, согнувшись- вис, прогнувшись- вис, согнувшись. Мах назад, размахивание махом назад соскок.'
- Из виса глубоким хватом подъем силой в упор и угол (держать), опускание вперед в вис, согнувшись, мах назад и соскок махом вперед переворотом, ноги врозь.1. Упражнения для девушек1. Брусья разной высоты
- Размахивание в висе на верхней жерди и вис, присев на нижней жерди толчком ног вис, лежа — перехватом скрестно правой и поворот направо в сед на правом бедре, левую руку в сторону (обозначить) — соскок, прогнувшись.
- Бревно (низкое 1 и 2 тема, 3 — высокое)
- Опорный прыжок (конь в ширину, высота 115 см)
- В скок в упор на коленях в темпе упор присев, и соскок прогнувшись.
- Вскок в упор присев и соскок прогнувшись с поворотом на 90°.3. Прыжок, согнувшись.1. Акробатика
- Группировка в перекате. Кувырок вперед и назад (серия).
- О.с упор, присев, — перекатом назад стойка на лопатках (держать) -кувырок назад в упор на колене (держать) — махом назад упор, присев, и встать.
- Из упора присев на левой, правая сзади на носке, махом правой назад стойка на голове и руках (держать) группируясь, упор, присев, и встать.4. Переворот влево (вправо).
- Зачетное упражнение (см. из материала для юношей № 6- первый кувырок обычный).
- Отношение студентов 1 курса СГИФК к дисциплине «Гимнастика"2002 г Специализация
- Занимались ли Вы ранее гимнастикой?11. да12. нет
- Каково Ваше мнение о необходимости гимнастики в подготовке специалиста по физической культуре и спорту?21. до22. нет
- Как Вы считаете, достаточна ли Ваша физическая подготовка для занятий гимнастикой?31. да32. нет
- Выполняете ли Вы упражнения утренней гимнастики?41. да42. нет
- Считаете ли Вы необходимым владение строевыми упражнениями для специалиста по физической культуре и спорту?51. да52. нет
- Примечание: при ответе на вопросы нужные подчеркнуть.
- Подводящие упражнения для обучения подъему разгибомна перекладине1. Положение виса спереди.
- После покачивания в висе спереди с помощью перевести тело гимнаста в положение упора вращением вперед.
- Из горизонтального виса спереди (с помощью) приближение тела к грифу активным сгибанием плечевых суставов.
- Те же действия на махе назад после отведения тела вперед.
- Те же действия с активным применением управляющего движения руками и перемещение в положение упора.
- Напрыгнуть в висе на перекладину с трамплина (2−3 шага от перекладины), прогнуться и махом вперед выполнить соскок (с помощью).
- Те же действия, но вместо соскока выполнить подъем разгибом с помощью.
- Подъем разгибом с разбега на низкой перекладине (высота 165−175 см) с помощью.
- Подводящие упражнения для обучения обороту назад в упорена перекладине
- Положение упора на перекладине.
- Положение виса спереди (тело прямое).
- Покачивание в висе спереди с помощью.
- Из упора пассивный оборот назад (тело прямое) с посторонней помощью.
- Из положения, близкого к горизонтальному вису спереди, тело привести к грифу перекладины активным сгибанием в плечевых суставах (с помощью).
- Покачивание в положении, близком к горизонтальному вису спереди (с помощью), и махом вперед переворот в упор.
- Подводящие упражнения при обучении стойке на лопатках
- Из положения лежа на спине, сгибая и разгибая ноги, стойка на лопатках.
- Те же действия с прямыми ногами.
- Из седа перекатом назад, сгибая и разгибая ноги, стойка на лопатках.
- Те же действия с прямыми ногами.
- Из упора присев перекатом назад, сгибая и разгибая ноги, стойка на лопатках.
- Те же действия с прямыми ногами.
- Подводящие упражнения при обучении стойке на голове и руках
- Из упора присев (руки впереди стоп на 15−20см), сгибая руки, опереться теменной частью головы о пол так, чтобы точки касания (руками и головой) образовывали равносторонний треугольник, толчком двумя, разгибая ноги, выполнить стойку.
- Из упора присев на правой (левой), левую (правую) назад на носок, махом одной и толчком другой стойка на голове и руках.
- То же, но из упора стоя на колене, другая назад на носок.
- То же из седа на пятках толчком.
- То же из упора присев силой, согнув ноги. Ошибки: а) опора головой близко к рукам-6. опора лбом-в) сильное прогибание-г) согнутые и расслабленные ноги.
- Подводящие упражнения при обучении кувырку вперед в группировке
- Группировка сидя. Из положения седа согнуть ноги в коленях (стопы на полу слегка врозь), взяться руками за голени (ниже колен), плотно подтянуть колени к груди, локти прижать к туловищу, голову наклонить.
- Группировка в приседе. Из положения стоя (стопы параллельны), присесть и группироваться. Присед сначала выполнять на носках, а по мере овладения группировкой на всей стопе.
- Группировка лежа на спине. Из положения лежа на спине согнуть ноги, взяться руками за голени, подтянуть колени к плечам, голову наклонить.
- Перекаты вперед и назад в группировке лежа на спине.