Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Технологическая модель контекстного обучения студентов высших учебных заведений физической культуры по дисциплине «Гимнастика»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплексное содержание разработанной технологии программированного обучения с единством теоретического и практического компонентов, включая целенаправленность применения аудиои видеотренинга и рейтингового оценивания, формирует у студентов продуктивные творческие способности, существенно увеличивает необходимый двигательный потенциал и техническую подготовленность, обеспечивая высокий уровень… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние вопроса
    • 1. 1. Программы учебной дисциплины «Гимнастика» для высших учебных заведений физической культуры
    • 1. 2. Особенности методики обучения гимнастике на общем курсе
    • 1. 3. Методика обучения строевым и общеразвивающим упражнениям
    • 1. 4. Специальная физическая подготовленность
    • 1. 5. Методика обучения гимнастическим упражнениям
      • 1. 5. 1. Цель и задачи обучения в гимнастике
      • 1. 5. 2. Предпосылки успешного обучения гимнастическим упражнениям
      • 1. 5. 3. Реализация дидактических принципов в обучении гимнастическим упражнениям
      • 1. 5. 4. Особенности взаимодействия гимнастических упражнений
      • 1. 5. 5. Этапы обучения гимнастическим упражнениям
      • 1. 5. 6. Методы и приемы обучения гимнастическим упражнениям

Технологическая модель контекстного обучения студентов высших учебных заведений физической культуры по дисциплине «Гимнастика» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Тенденции развития высшей школы в начале XXI века взаимосвязаны с требованиями работодателей к качеству профессиональной подготовки специалистов, отвечающей международным стандартам высшего образования. Очевидно, это обстоятельство явилось причиной изменения парадигмы образования и обучения в вузах Российской Федерации в последние годы и привело к реформированию системы высшего образования (88), которое обеспечивается реализацией ряда законодательных актов и, в первую очередь, Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г., № 125-ФЗ. Известно, что, так называемый, «посттехнологический» период развития высшей школы характеризуется сочетанием контекстного обучения с проективным образованием (70,71) и переходом от авторитарной модели передачи «абсолютных истин» к другой, приобщающей студента к ценностям и технологиям получения знаний и навыков, обеспечивающей интеграцию учебной и научной деятельности, индивидуализацию учебного процесса и активизирующей самостоятельную работу студентов (36).

Особенностью обучения студентов в физкультурных вузах является сочетание теоретической подготовки с овладением двигательными умениями в профессионально-прикладных учебных дисциплинах. Гимнастика — одна из ведущих профессионально-прикладных учебных дисциплин учебного плана для физкультурных вузов. Успешное овладение учебным материалом на общем курсе по дисциплине «Гимнастика» имеет существенное значение для высокого уровня подготовленности студентов высших физкультурных учебных заведений к профессиональной деятельности. В соответствии с Государственным образовательным стандартом, по специальности 22 300 «Физическая культура и спорт» и направлению 521 900 «Физическая культура» объем часов на общем курсе гимнастики составляет 140, из них, как правило, 78 отводится на проведение практических занятий. Общепринятые формы и методы обучения студентов по дисциплине «Гимнастика» из-за существенного недостатка времени, отведенного учебным планом, не обеспечивают качественную подготовку будущих специалистов по этой профессионально-прикладной дисциплине (35,97,108).

Для успешного усвоения студентами теоретических знаний, приобретения практических умений и навыков по дисциплине «Гимнастика» необходима разработка и внедрение в практику учебно-образовательного процесса инновационных педагогических технологий.

Цель исследования — на основе инновационной технологической модели контекстного обучения обосновать эффективность методики преподавания дисциплины «Гимнастика» для качественной профессионально-педагогической подготовки студентов в высших учебных заведениях физической культуры.

Объект исследования — учебно-образовательный процесс в высших учебных заведениях физической культуры по дисциплине «Гимнастика».

Предмет исследования — содержание и способы реализации технологической модели контекстного обучения студентов гимнастике в физкультурном вузе.

Научная гипотеза. Предполагалось, что разработка, научное обоснование и внедрение в практику технологической модели контекстного обучения, основанной на концепциях контекстного обучения и проективного образования, позволит повысить эффективность обучения студентов по дисциплине «Гимнастика» в физкультурном вузе.

Научная новизна. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально апробирована технологическая модель контекстного обучения студентов высших учебных заведений физической культуры и спорта, как основная составляющая образовательного пространства по дисциплине «Гимнастика», включающая следующие компоненты:

— открытое целевое программирование учебного матебриала по овладению методикой проведения строевых и общеразвивающих упражнений с заданным конечным образовательным результатом;

— формирования понятийного аппарата и техники речи с использованием аудиотренинга, корригирующих и дыхательных упражнений;

— видеотренинг в сочетании с методикой применения подводящих упражнений и индивидуальных заданий по специальной физической подготовки;

— рейтинговую оценку знаний, умений и навыков, как интегрального показателя физической и технической подготовленности студентов и студенток.

Дифференцированный подход к организации и содержанию учебного процесса с использованием самомотивации, самоконтроля и творческого интереса обучаемых позволяет перейти на более высокий уровень их профессионально-продуцирующей деятельности.

Теоретическая значимость. Принципы составления учебной программы и разработки технологии программированного обучения, лежащие в основе индивидуально ориентированного обучения студентов гимнастике в физкультурных вузах, дополняют и углубляют теорию и методику преподавания данной дисциплины.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что технологическая модель контекстного обучения вносит существенные коррективы в организацию и методику обучения студентов гимнастике, что позволяет, в отличие от общепринятой методики, обеспе чить:

— активизацию познавательно-образовательной деятельности студентов;

— необходимый качественный уровень теоретических знаний;

— высокую результативность специальной физической и технической подготовленности студентов;

— качественное овладение базовыми профессиональными умениями;

— развитие мотивации к профессиональной деятельности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Традиционная методика обучения студентов по дисциплине «Гимнастика» в должной мере не обеспечивает качественного освоения знаний, формирования профессиональных умений и навыков, что связано с их низкой физической и технической подготовленностью, отсутствием потребностей и мо-тивационных установок к освоению данной дисциплины. Модернизация образовательного процесса по дисциплине «Гимнастика» с учетом региональных условий и возможностей конкретного высшего учебного заведения по физической культуре и спорту, пересмотр самой целевой установки контекстного обучения и дифференцированности его содержания должен занять ведущую позицию в обеспечении готовности современных студентов к профессиональной деятельности.

2. Технологическая модель контекстного обучения студентов высших учебных заведений физической культуры и спорта, как основная составляющая образовательного пространства по дисциплине «Гимнастика», имеет детерминированный характер сопряженного применения дифференцированных средств — открытого программирования с заданным конечным образовательным результатом, реализации аудиои видеотренинга, рейтинговой оценки знаний, умений и навыков — и существенно повышает уровень профессионально-прикладной деятельности обучаемого как объекта-субъекта.

3. Дифференцированность реализации технологической модели контекстного обучения позволяет существенно повысить уровень специальной теоретической грамотности, методической оснащенности и практической подготовленности студентов по дисциплине «Гимнастика», и тем самым, повысить готовность их к профессионально-продуцирующей деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава СГИФК (2002;2004 гг.), отражены в четырех публикациях (2003,2004 гг.), в двух методических указаниях (2003, 2004 гг.), которые используются в процессе обучения студентов первого курса СГИФК по дисциплине «Гимнастика». Результаты исследования внедрены в учебный процесс Смоленского государственного института физической культуры, что подтверждается двумя актами внедрения.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Работа выполнена на 130 страницах компьютерной верстки, содержит 16 таблиц, 4 рисунка.

Список литературы

включает 169 наименований, из них 17 зарубежных авторов.

ВЫВОДЫ.

1. На основании данных специальной научно-методической литературы и результатов собственных исследований выявлено, что традиционная методика обучения студентов высших учебных заведений физической культуры и спорта по дисциплине «Гимнастика» недостаточно обеспечивает заданный образовательный результат и сформированность профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, что обусловлено неразработанностью лабильных педагогических факторов, недифференцированностью средств контекстного обучения и недостаточностью использования творческих и коммуникативных возможностей индивида. Это актуализирует насущную необходимость разработки инновационной технологии обучения и средств ее содержательного обеспечения.

2. Установлено, что исходный уровень физической и технической подготовленности и мотивационная потребность студентов первого курса для получения необходимых специализированных знаний и формирования умений по дисциплине «Гимнастика» имеют слабовыраженный характер, что в определенной степени объясняется низким качеством преемственности физического образования на предшествующей ступени обучения в общеобразовательных школах. Так, 44,5% студентов и 55,5% студенток оценивают свою физическую и техническую подготовленность как не соответствующие программно-нормативным требованиям дисциплины «Гимнастика».

Мониторинг физической подготовленности испытуемых показал, что у 76,4% студентов и 59,2% студенток отмечается низкий уровень силовых качеств, у 45,5 и 65,1% - скоростно-силовых качеств, у 61,5 и 42,7% - гибкости, соответственно.

3. Разработанная и реализованная технологическая модель контекстного обучения студентов высших учебных заведений физической культуры и спорта, как основная составляющая образовательного пространства по дисциплине «Гимнастика», имеет детерминированное и дифференцированное структурное содержание, основанное на сопряженном применении качественных и инвариативных средств (открытого целевого программирования с заданным конечным образовательным результатом, аудиои видеотренинга, формирования понятийного аппарата и техники речи, рейтинговой оценки знаний, умений и навыков, как интегрального показателя, оценивающего сопряженность физической и технической подготовленности студентов и студенток), что существенно повышает профессионально-продуцирующую деятельность обучаемого как объекта-субъекта.

4. Дифференцированный подход к организации и содержанию учебного процесса по дисциплине «Гимнастика» с использованием самомотивации, самоконтроля и творческого интереса показал высокую эффективность:

— качественный показатель профессионально-педагогических умений у испытуемых экспериментальной группы существенно выше, чем контрольной. У студентов экспериментальной группы по методике проведения строевых упражнений он составил 70,1%, у студенток — 78,9%), в контрольной группе — 17,4 и 23,2%- по методике проведения общеразвивающих упражнений — 76,6 и 72,6%, 24,6 и 27,2%, соответственно;

— уровень исследуемых физических качеств достоверно увеличился у испытуемых экспериментальной группы, по сравнению с контрольной. В частности, показатели силовых качеств увеличились у студентов на 34,08%, у студенток — на 14,44%" — скоростно-силовых качеств — на 5,91 и 5,24%- гибкости — на 18,33 и 23,81%, соответственно (р<0,05);

— качественный показатель результатов выполнения зачетных упражнений гимнастического многоборья у студентов экспериментальной группы составил 50,5%, у студенток — 78,5%- контрольной группы — 23,2 и 21,6%, соответственно.

Разработанная технологическая модель дифференцированного обучения позволила существенно повысить уровень подготовленности испытуемых экспериментальной группы по общетеоретическому (у студентов — 4,03 балла, у студенток — 4,26 балла), методическому (4,15 и 4,22 балла) и прикладному (4,01 и 4,43 балла) аспектам. У испытуемых контрольной группы эти показатели составили — 3,14 и 3,45- 3,27 и 3,51- 3,09 и 3,32 балла, соответственно.

5. Комплексное содержание разработанной технологии программированного обучения с единством теоретического и практического компонентов, включая целенаправленность применения аудиои видеотренинга и рейтингового оценивания, формирует у студентов продуктивные творческие способности, существенно увеличивает необходимый двигательный потенциал и техническую подготовленность, обеспечивая высокий уровень освоения программно-нормативных требований по дисциплине «Гимнастика». Технологическая модель контекстного обучения может эффективно использоваться в образовательном процессе высших учебных заведений физической культуры и спорта.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Результаты анализа и обобщения экспериментальных данных, представленных в настоящей работе, а так же опыт внедрения технологической модели контекстного обучения по дисциплине «Гимнастика» в высших учебных заведениях физической культуры позволяет сделать следующие рекомендации.

Целесообразно дифференцировать организацию и методику обучения гимнастике в зависимости от мотивации, уровня двигательной подготовленности, материально-технической оснащенности кафедры гимнастики;

Для повышения эффективности учебного процесса следует использовать:

— программированное обучение;

— видеои аудиотренинг;

— специальные дыхательные упражнения, способствующие повышению качества подачи команд при проведении занятия;

— индивидуальные программы самостоятельных занятий для формирования правильной техники речи при подаче команд, развития «отстающих» физических качеств, освоения некоторых компонентов техники упражнений гимнастического многоборья.

С целью повышения уровня профессионально-педагогической подготовленности рекомендуем использовать разработанные нами методические указания:

— Тухватулин P.M., Антоновский А. Д. Программированное обучение студентов 1 курса по гимнастике (Раздел 1: Строевые упражнения). — Смоленск, 2004. — 12 е.;

— Тухватулин P.M., Антоновский А. Д. Программированное обучение студентов 1 курса по гимнастике (Раздел 2: Общеразвивающие упражнения). — Смоленск, 2004. — 12 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акробатика: Учеб. для институтов физической культуры/ Под ред. Е. Г. Соколова. — М.: Физкультура и спорт, 1973. С. 20−38.
  2. С.А. Упражнения на брусьях / Под ред. Ю. К. Гавердовского. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 86с.
  3. Д. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Д. Ахметова, Л. Гурье // Высшая школа в России. 2001. — N4. — С. 138−144.
  4. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987. — 276с.
  5. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания)// Теория и практика физической культуры. 1991. -N7. — С.37−41.
  6. А.Г. Высшее физкультурное образование: Проблемы и решения. -М.: ФОН, 1995. 187 с.
  7. С.В. Дыхательные упражнения с системе физического воспитания школьников-подростков: Метод, указ. / С. В. Барков, И. И. Бахрах. Смоленск, 2001.-38с.
  8. А.И. Состояние и перспективы развития программированного обучения. М.: Знание, 1966. — С.27.
  9. А.Б. Из опыта применения программированных заданий по гимнастике // Совершенствование учебного процесса по гимнастике в институтах физической культуры. М., 1966. — С. 22−26.
  10. А.Б. Опыт использования элементов программированного обучения на кафедре гимнастики // Вопросы физической культуры и совершенствования учебного процесса. Волгоград, 1969. — С. 306−309.
  11. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  12. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. -М.: Высшая школа, 1989. 144с.
  13. Е.Н. Системное образование и образовательные системы / Е. Н. Богданов, З. И. Тюмасева. Калуга: КГПУ, 2003. — 316с.
  14. О.А., Комисова В. Я. Сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности студенток, поступивших в РГПУ им. А. И. Герцена в 1983 и 2000гг. / О. А. Богданов, В. Я. Комисова СПб., 2003. — 23 с.
  15. М.М. Обучение двигательным действиям М.: Физкультура и спорт, 1985.-С. 34−64.
  16. М.М. Современные теоретико-методические основы обучения двигательным действиям: Автореф. дис. д-ра пед. наук.- М., 1989. 52с.
  17. М.М. Педагогический анализ техники ориентировочной части двигательного действия // Теория и практика физической культуры. 1995. -N7.-С. 10−15.
  18. А.С. Самостоятельная учебная подготовка студентов по гимнастике: Метод, указ.- Смоленск, 1994. 22 с.
  19. А.С. Формы и правила записи общеразвивающих упражнений: Методические указания. Смоленск, 1999. — 30 с.
  20. А.С. Рациональная последовательность изучения строевых и общеразвивающих упражнений: Метод, указ. Смоленск, 2000. — 36с.
  21. А.С. Научитесь правильно проводить общеразвивающие упражнения: Метод, указ. Смоленск, 2001. — 22с
  22. Введение в теорию физической культуры: Учеб. пособ. для институтов физической культуры / Под общ. ред. Л. П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1983.-128 с.
  23. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991. С. 207.
  24. А.А. Проблемы трансформации мотивов в контекстном обучении / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева // Вопросы психологии. 1997. — N 3. -С. 12−22.
  25. М.Я. Профессионализм специалиста физической культуры: Теория и формирование // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий. -СПб., 2000.- 4.1.-С.21−22.
  26. М.Я. Методологические основы и концептуальные предпосылки процесса формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, В.А. Петьков- М.: РГАФК, 2002. 56 с.
  27. Т. Управление инновациями в сфере образования// Высшее образование в России. -2001. N6. — С.3−12.
  28. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин // Высшее образования в России. 1995. -N 7. — С. 17−20.
  29. В.Н. Введение в профессиональную деятельность: Учеб. пособ. для физкультурных высших учебных заведений. СПб.: ВДКИФК, 1995. — 138 с.
  30. Ю.К. Упражнения на перекладине. М.: Физкультура и спорт, 1975.-С.100−104.
  31. Ю.К. Обучающая программа руководство к действию / Ю. К. Гавердовский, В. Е. Заглада // Гимнастика: Сб. статей. — М.: Физкультура и спорт, 1976.-С. 20−29.
  32. Ю.К. Программированное обучение: его смысл, принципы, возможности / Ю. К. Гавердовский, В. Е. Заглада // Гимнастика: Сб. статей. -М.: Физкультура и спорт, 1976. С. 57−65.
  33. Ю.К. Целостно если возможно, с расчленением — если необходимо (О методах обучения в гимнастике) / Ю. К. Гавердовский, Г. К. Уткевич, Ф. Мамедов // Гимнастика: Сб. ст. — М.: Физкультура и спорт, 1979.-С. 14−22.
  34. Ю.К. Техника гимнастических упражнений: Уч. пособ. -М.: Терра Спорт, 2002. — 512с.
  35. О.В. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей физической культуры в процессе преподавания учебной дисциплины «Гимнастика»: Автореф. дис. канд.пед.наук. СПб., 1997- 24 с.
  36. Е.Ф. Методическая подготовка студентов ИФК в курсе «Гимнастика и методика преподавания»: Автореф. дис. канд. пед. наук. Малаховка, 1988.-24с.
  37. Гимнастика: Программа для институтов физической культуры / Под. ред. Л. П. Орлова. М.: Физкультура и спорт, 1940. — 32с.
  38. Гимнастика: Программа для институтов физической культуры / Под ред. В. И. Буленка. М.: Физкультура и спорт, 1955. — 80с.
  39. Гимнастика: Программа для спортивных факультетов институтов физической культуры (по курсу специализации)/ Под ред. Л. К. Антонова. М., 1964. -69 с.
  40. Гимнастика: Методическое пособие для студентов заочного обучения институтов физической культуры. / Под ред. А. Т. Брыкина. М.: Физкультура и спорт, 1966. — 115с.
  41. Гимнастика: Программа для спортивных факультетов институтов физической культуры (общий курс)/ Под ред. М. А. Попова, А. А. Школенок. М., 1968.-46с.
  42. Гимнастика: Программа для педагогических факультетов институтов физической культуры (общий курс и курс специализации)/ Под ред. А. Т. Брыкина, В. А. Губанова. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 64с.
  43. Гимнастика: Методические указания для студентов заочного обучения институтов физической культуры / Под ред. А. Т. Брыкина. М., 1972. — 116с.
  44. Гимнастика: Методика обучения гимнастическим упражнениям: Лекции для студентов-заочников II курса / Под. ред. М. Л. Украна. М., 1973. — 47с.
  45. Гимнастика: Программа для педагогических факультетов институтов физической культуры (общий курс и курс специализации)/ Под ред. А. Т. Брыкина, В. А. Губанова. М.: ГЦОЛИФК, 1974. — 70с.
  46. Гимнастика и методика преподавания: Программа для педагогических факультетов институтов физической культуры/ Под ред. А. Т. Брыкина, Ж. С. Ваноковой, В. А. Губанова, С. Д. Устинова. М., 1980. — 36с.
  47. Гимнастика и методика преподавания: Учеб. для институтов физической культуры / Под ред. В. М. Смолевского. М.: Физкультура и спорт, 1987. -336 с.
  48. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова. -М.: Академия, 2001. -448с.
  49. М.А., Барамидзе A.M., Киселева Т. Г. Стретчинг. М.: Советский спорт, 1991.-93с.
  50. А.А., Русакова И. В. Обоснование подхода к организации самостоятельной физической подготовки студенток в форме «домашнего задания». -СПб.: СПбГАФК, 2003. 17 с.
  51. В.В. Образовательная технология: От приема до философии // Высшее образования в России. 1996. — N 4. — С. 23−26.
  52. В.И., Полищук И. С. Целостная модель человека в педагогике // Образование в России: медико-психол. аспект: Матер. IX Всеросс. науч.-практ. конф. Калуга, 2004. — С. 18−26.
  53. С.И. Спортивная гимнастика как базовое средство физической подготовки студенток ВУЗа: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тула, 1988. -20с.
  54. Ю.Г. Аттестация студентов по курсу «Физическое воспитание (нетрадиционный подход)». Курск, 2001. — 13с.
  55. С.И. Рейтинг как комплексное средство контроля учебной деятельности студентов// Инновации в образовании. 2002. — N1. — С. 86−95.
  56. A.M. Педагогическое мастерство: Учеб. пособ. / А. М. Дикунов, Н. М. Костихина Омск: ОГИФК, 1994. — 124 с.
  57. Х.И. Применение принципов программирования при обучении гимнастическим упражнениям в ВУЗах: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982.-22с.
  58. B.C. Основы инновационной технологии. М., 1998. — С.1522.
  59. И.Э. Некоторые вопросы организации программированного обучения гимнастическим упражнениям // Гимнастика: Сб. статей. М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 22−25.
  60. С. Формирование учебной мотивации// Высшее образование в России. 2000.- N3. — С. 105−107.
  61. А.И. Эффективность программированного обучения с целью активизации самостоятельной деятельности студентов при овладении гимнастическими упражнениями: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 20с.
  62. Р.В. Развитие гибкости спортсмена / Р. В. Жордочко, Ю. Л. Соболев, Л. Н. Соболев. Киев: Здоровье, 1980. — 102с.
  63. В.Е. Применение принципов программирования при освоении гимнастических упражнений: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1975. — 34с.
  64. В.Н. Самостоятельная учебная подготовка студентов по гимнастике: Метод, указ. Смоленск, 1994. — 24 с.
  65. В.А. Усвоение и контроль знаний// Высшее образование в России. 1993. — N3. — С.31.
  66. А.А. Программирование учебной деятельности студентов-заочников по гимнастике: Учеб. пособ. Смоленск: СГИФК, 1985. — 72 с.
  67. А.А. Программирование учебной деятельности студентов первого курса факультета заочного обучения по гимнастике. Смоленск: СГИФК, 1987.-32 с.
  68. Г. Л. Проективное образование и реформация науки. М., 1993. -С. 13−17.
  69. Г. Л. Проблема различия обучения и образования// Вестник высшей школы. 2001. — N5. — С.22−25.
  70. Ю.А. Методы обучения гимнастическим упражнениям на основе моделирования: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1988. — 44с.
  71. О.А. Индивидуальный подход в развитии двигательных способностей при обучении гимнастическим упражнениям. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Л., 1971. — 16с.
  72. С.Н. Роль образования в профессиональном самоопределении студентов/ С. Н. Козловская, В. В. Савкина // Образование в России: медико-психол. аспект: МатерЛХ Всеросс. науч.-практ. конф. Калуга, 2004. — С. 265 267.
  73. А.Ю. Формирование профессиональных навыков анализа техники гимнастических упражнений у студентов ИФК на основе проблемного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1990. -20с.
  74. В.Б. Внимание деталям. М.: Физкультура и спорт, 1972. -С. 121−131.
  75. В.Б. Упражнения на бревне. М.: Физкультура и спорт, 1976. — С.7−9.
  76. Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста// Высшее образование в России. 1995. — N2. — С.72−78.
  77. О.Б. Исследование эффективности формирования предварительных двигательных представлений у гимнастов путем применения методов самообучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1977. — 22с.
  78. А.Н. Общие основы техники гимнастических упражнений. -Омск, 1983.-С. 3−15.
  79. Н.О. О различии между линейным и разветвленным программированием // Программированное обучение за рубежом. М., 1968. — С.58−67.
  80. Н.А. Некоторые вопросы алгоритмизации обучения гимнастическим упражнениям // Мастерство гимнастов. М., 1969. — С. 50−71.
  81. Легкая атлетика: Учеб. для институтов физической культуры / Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. М.: Физкультура и спорт, 1989.-671 с.
  82. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185 с.
  83. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 122 с.
  84. Ю.В. Взаимосвязь мотивационной направленности личности студентов с успешностью их учебных занятий физическими упражнениями. -СПб., 2003.-21 с.
  85. Лях В. И. Координационные способности школьников. Минск.: Полымя, 1989.- 159 с.
  86. Р.Н. Педагогические парадигмы как методологические ориентиры образования/ Образование в России: медико-психол. аспект: Матер. IX Всеросс. науч.-практ. конф.:. Калуга, 2004. — С. 282−283.
  87. В.И. Оптимизация обучения в спортивной гимнастике на основе применения базовых движений: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979. -20с.
  88. .В. Упражнения на коне. М.: Физкультура и спорт, 1980. -94с.
  89. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для институтов физической культуры М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543с.
  90. Ю.В. Силовая подготовка гимнастов. М.: Физкультура и спорт, 1969. -85с.
  91. Ю.В. Взаимосвязь двигательных качеств и двигательных навыков у гимнастов// Теория и практика физической культуры. 1975. — N3. — С. 18.
  92. Ю.В. Организация физической подготовки // Физическая подготовка гимнастов. М., 1989.-С. 175−224.
  93. Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 224с.
  94. Менхин Ю. В Комбинированные и комплексные упражнения: Уч. пособ. / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. Малаховка, 1999. — 64с.
  95. Ю.В. Оздоровительная гимнастика: Теория и методика: Учеб. / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 384 с.
  96. В.П. Научно-экспериментальное обоснование системы оптимального и объективного контроля системы обучения// Инновации в образовании. 2003. -N1. — С. 35−49.
  97. А.Г. Программированное обучение: Вопросы научной организации пед. труда. -М.: Высшая школа, 1967. 197с.
  98. В.Т. Упражнения на перекладине. М.: Физкультура и спорт, 1973. -С.40−56.
  99. В. Технологические ресурсы обучения // Высшее образование в России.-1999.-N2.-С. 110.
  100. Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1970. — 206с.
  101. Ю.З. Программированное обучение двигательным действиям на материалах школьной гимнастики: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972.-18с.
  102. О.П. О сущности активных методов обучения// Высшее образование в России. 1993. — N3. — С. 159−165.
  103. Основы математической статистики: Учеб. пособ. для институтов физ. культ./ Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. — С.114, 151 156.
  104. JI.B. Подготовка учителей физической культуры на основе творческой ориентации (на примере гимнастики): Автореф. дис. канд. пед. наук.-СПб., 1997.-24с.
  105. П.К. Исследование эффективности программированного обучения в курсе гимнастики (на примере изучения теоретического материала): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1978. 19с.
  106. П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -448с.
  107. П.И. Педагогика: Учеб. пособ. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 97 с.
  108. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 310 с.
  109. Ю. Рейтинговая система// Высшее образование в России. 2000. -N4.-C. 131−137.
  110. Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. М.: Терра-спорт, 2000.-71с.
  111. А.Ф. Упражнения на кольцах / А. Ф. Радионенко, Н. Г. Сучилин / Под ред. Ю. К. Гавердовского. М.: Физкультура и спорт, 1978. -96 с.
  112. И.Н. Проблемы спортивной педагогики: Метод, разраб. для студентов институтов физической культуры / И. Н. Решетень, М. И. Фролова. — М.: ГЦОЛИФК, 1980. 24 с.
  113. З.А. Реализация принципов системного подхода в учебных предметах. -М.: Знание, 1985. 176с.
  114. А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя.- М.: ВЛАДОС, 1999. 144с.
  115. И.Я. Исследование процесса формирования представлений о технике гимнастических упражнений как основы рационализации методики обучения им: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1979. — 19с.
  116. И.Д. Интеграция науки и спортивной практики совершенствования профильной подготовки студентов физкультурных учебных заведений (на примере спортивной борьбы): Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1998. -48с.
  117. Л.П. Опорные прыжки мужчин. М.: Физкультура и спорт, 1975.-72с.
  118. А.Д. Технологии физического воспитания. Минск.: ИСЗ, 2003.-284с.
  119. А.Д. Технологии кондиционной и спортивной подготовки в системе физического воспитания учащихся и студентов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2004. — 48с.
  120. С.Д. Технологии в образовании // Высшее образования в России.-1999.-N1.-С. 109−112.
  121. С.Д. Еще раз о технологиях обучения // Высшее образование в России. 2000. — N6. — С. 113−119.
  122. В.А. Технология обучения гимнастическим упражнениям// Теория и практика физической культуры. 1996. -N12. — С. 30−36.
  123. В.А. Технология обучения гимнастическим упражнениям начального этапа подготовки гимнастов и программы общеобразовательной школы: Учеб. пособ. СПб., 1999. — 72с.
  124. В.А. Технологические концепции формирования профессионально-педагогических умений специалиста по спортивной гимнастике: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 2002. — 52с.
  125. В.А. Технология в подготовке специалистов и обучении двигательным действиям: Монография. СПб.: Петрополис, 2002. — 87с.
  126. Н. Инновационные методы обучения: проблемы внедрения// Высшее образование в России. 2001.-N1.-C. 116.
  127. Н.Б. Программированное обучение технике классической борьбы на основе механического моделирования: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Минск, 1987.-22с.
  128. Спортивная гимнастика: Учеб. для институтов физической культуры/ Под ред. М. Л. Украна. М.: Физкультура и спорт, 1971. — 302 с.
  129. Спортивная гимнастика: Учеб. для институтов физической культуры / Под ред. Ю. К. Гавердовского, В. М. Смолевского. М.: Физкультура и спорт, 1979.-327с.
  130. К.Э. Построение индивидуальных комплексов специальных упражнений в подготовке бегунов на короткие дистанции высокой квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996. 23с.
  131. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения.- М.: МГУ, 1969. 132с.
  132. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособ. / Под ред. Ж. К. Холодова, B.C. Кузнецова. М.: Академия, 2002. — 480 с.
  133. Р.Н. Подготовка высококвалифицированного тренера на основе интегрального анализа спортивной гимнастики: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-СПб., 1997.-44с.
  134. Т.А. Модульно-проективная технология использования активных методов обучения в образовательном процессе колледжей физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. Смоленск, 2004. — 22с.
  135. P.M. Методика занятий гимнастикой в школе (3−4 классы): Учеб. пособ. Смоленск: СГИФК, 1995. — 24 с.
  136. P.M. Гимнастика в вопросах и ответах: Уч. пособ. Смоленск, 2001.-52с.
  137. M.JI. Упражнения на перекладине / М. Л. Укран, А. А. Школенок. -М.: Физкультура и спорт, 1960.-С. 102,133−134.
  138. А.И. Технологический подход к обучению. Теоретические основы.-Орел, 1997.-208с.
  139. B.C. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975.-205 с.
  140. Физическая подготовленность студентов: Учебно-метод. пособ./ Под ред. А. Д. Скрипко. Минск.: ИСЗ, 2001. — 72с.
  141. X. Правильная осанка. М., 1972. — 43 с.
  142. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособ. -М.: Гардарики, 1999. 519 с.
  143. В.Н. Психолого-педагогические тренинги / В. Н. Харькин, В. Н. Гройсман // Высшее образование в России. 1995. -N 2. — С. 13−16.
  144. .К. Программированное обучение в теории и практике физической культуры. Минск, 1990. — 130 с.
  145. .К. Средства и методы физического воспитания. М., 1990. -22 с.
  146. Н.Н. Подготовка специалистов как фактор и условие совершенствования физкультурно-спортивной деятельности в современном обществе// Теория и практика физической культуры. 1998. — N11/12. — С. 24−27.
  147. В.Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2003. — 48с.
  148. A.M. Обучение гимнастическим упражнениям методом предписаний алгоритмического типа для студентов-заочников (мужчин) 2 и 3 курсов: Учебн. пособ. / А. М. Шлемин, Б. В. Маслов, Ю. З. Носиков. М., 1972. — 82с.
  149. A.M. Исследование эффективности программированного обучения при освоении теоретического раздела курса гимнастики / А. М. Шлемин, П. К. Петров // Теория и практика физической культуры. 1979. -N3. — С.37−39.
  150. К.К. Повышение эффективности основной гимнастики как средства физической подготовки студентов ВУЗов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989.-14с.
  151. Crowder N.A. Characteristics of branching programme. Bk: The University of Conzas conferens on programmed learning. — Lawrence, 1967. — P. 181−186.
  152. Crowder N.A. Simpel ways to use student response for programme control. -Gn.- Applied programmed insttruction. N.Y., 1962. — P. 34−43.
  153. Cureton Т.К. Res. Quart. 1939. — 10. P. 3−24.
  154. Dusenbury J. A Kinetic Comparison of Forward and Reverse Giant Swings on Still Rings as Performed by Gymnasts with Varying Body Types. Unpublished Master s Thesis, Univ. of Massachusetts, Amherst, Massachussetts. 1968. — P. 6471.
  155. Federle S., Schille D., Trache L. Kinematographischer Analysen. Theorie und Praxis der Korperkultur. — 1969,2. — S. 152−161.
  156. George G.S. A Cinematographic and Mechanical Analysis of the Arched Kin on the Horizontal Bar. Unpublished Master s Thesis, Springfield College, Nassachus-setts. 1967. — P. 23−27.
  157. George G.S. A Cinematographic and Comparative Analysis of National Class Gymnasts Performing Selected Skills on the Horixontal Bar. Unpublished Doctoral Dissertation, Louisiana State Univ., Baton Rouge, Louisiana. 1970. — P. 17−19.
  158. Gones E. Teaching adults: an activ learning approach. Washington: Nat. Assoc. For education of young children, — 1987. Nell. -151 p.
  159. Guerrera D.H. A Cinematographic and Mechanical Analysis of Selected Long Horse Vault. Master’s Thesis, Pennsylvania state Univ., University Park, Pennsylvania. (Univ. of Oregon Microcard, PE1132). 1968. — P. l 1−16.
  160. Hough J.E. A film Analisis of the Glide Kip. Unpublished Masterr’s Thesis, Univ. of Tennessee, Knoxville, Tennessee. 1970. — P. 41−44.
  161. Schaefer J.E. A Cinematographic Analysis of the of the Regular Giant Circle on the Horezontal Bar. Unpublished Master s Thesis, Univ. of Wisconsin, 1956. -P.16−18.
  162. Skinner B.F. Are theories of learning necessary? Psychol. Rev., 1950, v.51, 4.-PP. 62−68.
  163. Skinner B.F. Reflections on a decade of teaching machines. Harward. Edu-cat. Rev. 1954, V.24, 2. — P. 86−97.
  164. Skinner B.F. Reflection on a decade of teaching machines. Gn.: Teaching machines and programmed learning. Washington, 1965, P. 131−143.
  165. Stark Z. Beziehungen der physichen Eigenchaftenzu den Bewegunsfertig-keiten im Garatturnen als technischer Sport. Theorie und Praxis der Korperkultur, 1963,12, s.158−163.
  166. Vanis GJ. A Cinematographic Analysis of the of the Yamashita Vault Over the Long Horse. Unpublished Master’s Thesis, Univ. of Illinois, Urbana, Illinois. -1965. — P.19−21.
  167. Wilson G.G. A Cinematographic Analysis of the of the Round off Unpublished Master s Thesis, Univ. of Illinois, Urbana, Illinois. — 1959. -P.40−42.1. Упражнения для юношей1. Конь махи
  168. Из упора перемах, согнув правую- то же левой. Перемах назад, согнув правую- то же левой.
  169. Из упора перемах одной вперед и назад- то же обеими ногами слитно 2−3 раза. Повторить тему 1.
  170. С прыжка перемах правой перемах правой назад- то же левой. Перемах правой и перемахом левой соскок с поворотом направо.4. Одноименные круги.
  171. С прыжка круг правой перемах правой — перемах правой назад. Перемах левой и перемахом правой соскок с поворотом налево.
  172. Опорные прыжки (конь, высота 125 см)
  173. Вскок в упор, присев, и соскок, прогнувшись- то же с поворотом на90°.2. Прыжок ноги врозь.3. Комбинированные прыжки.1. Брусья
  174. Размахивание в упоре соскок махом назад и вперед.
  175. Соскок махом вперед с поворотом кругом.
  176. Из размахивания в упоре на руках подъем разгибом мах назад — махом вперед угол (держать) — силой стойка на плечах (держать) — кувырок вперед в сед ноги врозь — перемах внутрь — соскок махом назад.
  177. Вис, стоя на концах брусьев, наскок в упор, упор углом (держать), сед ноги врозь перехват в упор, лежа на руках, ноги врозь — перемах ног -подъем махом вперед — мах назад — соскок махом вперед влево с поворотом кругом.1. Перекладина
  178. Подъем переворотом в упор, оборот назад и соскок дугой.
  179. Размахивание, соскок махом назад и махом вперед.
  180. Размахивание в висе, подъем разгибом, оборот назад мах дугой и соскок махом назад с поворотом на 90°.1. Акробатика
  181. Группировка и перекаты. Кувырок вперед и назад (серия).
  182. Из основной стойки упор, присев, силой (группировка) стойка на голове и руках (держать). Группируясь, упор, присев, и перекатом назад стойка на лопатках (держать), перекат вперед в упор, присев, встать.
  183. Махом одной стойка на руках (у стенки или с поддержкой) держать.4. Переворот в стойку.
  184. Упражнение III разряда категории Б.1. Кольца
  185. Кольца низкие. Толчком одной и махом другой вис, согнувшись. Вис, прогнувшись- вис, согнувшись- вис, стоя сзади. Подъем в упор с прыжка и угол.
  186. Размахивание в висе- вис, согнувшись- вис, прогнувшись- вис, согнувшись. Мах назад, размахивание махом назад соскок.'
  187. Из виса глубоким хватом подъем силой в упор и угол (держать), опускание вперед в вис, согнувшись, мах назад и соскок махом вперед переворотом, ноги врозь.1. Упражнения для девушек1. Брусья разной высоты
  188. Размахивание в висе на верхней жерди и вис, присев на нижней жерди толчком ног вис, лежа — перехватом скрестно правой и поворот направо в сед на правом бедре, левую руку в сторону (обозначить) — соскок, прогнувшись.
  189. Бревно (низкое 1 и 2 тема, 3 — высокое)
  190. Опорный прыжок (конь в ширину, высота 115 см)
  191. В скок в упор на коленях в темпе упор присев, и соскок прогнувшись.
  192. Вскок в упор присев и соскок прогнувшись с поворотом на 90°.3. Прыжок, согнувшись.1. Акробатика
  193. Группировка в перекате. Кувырок вперед и назад (серия).
  194. О.с упор, присев, — перекатом назад стойка на лопатках (держать) -кувырок назад в упор на колене (держать) — махом назад упор, присев, и встать.
  195. Из упора присев на левой, правая сзади на носке, махом правой назад стойка на голове и руках (держать) группируясь, упор, присев, и встать.4. Переворот влево (вправо).
  196. Зачетное упражнение (см. из материала для юношей № 6- первый кувырок обычный).
  197. Отношение студентов 1 курса СГИФК к дисциплине «Гимнастика"2002 г Специализация
  198. Занимались ли Вы ранее гимнастикой?11. да12. нет
  199. Каково Ваше мнение о необходимости гимнастики в подготовке специалиста по физической культуре и спорту?21. до22. нет
  200. Как Вы считаете, достаточна ли Ваша физическая подготовка для занятий гимнастикой?31. да32. нет
  201. Выполняете ли Вы упражнения утренней гимнастики?41. да42. нет
  202. Считаете ли Вы необходимым владение строевыми упражнениями для специалиста по физической культуре и спорту?51. да52. нет
  203. Примечание: при ответе на вопросы нужные подчеркнуть.
  204. Подводящие упражнения для обучения подъему разгибомна перекладине1. Положение виса спереди.
  205. После покачивания в висе спереди с помощью перевести тело гимнаста в положение упора вращением вперед.
  206. Из горизонтального виса спереди (с помощью) приближение тела к грифу активным сгибанием плечевых суставов.
  207. Те же действия на махе назад после отведения тела вперед.
  208. Те же действия с активным применением управляющего движения руками и перемещение в положение упора.
  209. Напрыгнуть в висе на перекладину с трамплина (2−3 шага от перекладины), прогнуться и махом вперед выполнить соскок (с помощью).
  210. Те же действия, но вместо соскока выполнить подъем разгибом с помощью.
  211. Подъем разгибом с разбега на низкой перекладине (высота 165−175 см) с помощью.
  212. Подводящие упражнения для обучения обороту назад в упорена перекладине
  213. Положение упора на перекладине.
  214. Положение виса спереди (тело прямое).
  215. Покачивание в висе спереди с помощью.
  216. Из упора пассивный оборот назад (тело прямое) с посторонней помощью.
  217. Из положения, близкого к горизонтальному вису спереди, тело привести к грифу перекладины активным сгибанием в плечевых суставах (с помощью).
  218. Покачивание в положении, близком к горизонтальному вису спереди (с помощью), и махом вперед переворот в упор.
  219. Подводящие упражнения при обучении стойке на лопатках
  220. Из положения лежа на спине, сгибая и разгибая ноги, стойка на лопатках.
  221. Те же действия с прямыми ногами.
  222. Из седа перекатом назад, сгибая и разгибая ноги, стойка на лопатках.
  223. Те же действия с прямыми ногами.
  224. Из упора присев перекатом назад, сгибая и разгибая ноги, стойка на лопатках.
  225. Те же действия с прямыми ногами.
  226. Подводящие упражнения при обучении стойке на голове и руках
  227. Из упора присев (руки впереди стоп на 15−20см), сгибая руки, опереться теменной частью головы о пол так, чтобы точки касания (руками и головой) образовывали равносторонний треугольник, толчком двумя, разгибая ноги, выполнить стойку.
  228. Из упора присев на правой (левой), левую (правую) назад на носок, махом одной и толчком другой стойка на голове и руках.
  229. То же, но из упора стоя на колене, другая назад на носок.
  230. То же из седа на пятках толчком.
  231. То же из упора присев силой, согнув ноги. Ошибки: а) опора головой близко к рукам-6. опора лбом-в) сильное прогибание-г) согнутые и расслабленные ноги.
  232. Подводящие упражнения при обучении кувырку вперед в группировке
  233. Группировка сидя. Из положения седа согнуть ноги в коленях (стопы на полу слегка врозь), взяться руками за голени (ниже колен), плотно подтянуть колени к груди, локти прижать к туловищу, голову наклонить.
  234. Группировка в приседе. Из положения стоя (стопы параллельны), присесть и группироваться. Присед сначала выполнять на носках, а по мере овладения группировкой на всей стопе.
  235. Группировка лежа на спине. Из положения лежа на спине согнуть ноги, взяться руками за голени, подтянуть колени к плечам, голову наклонить.
  236. Перекаты вперед и назад в группировке лежа на спине.
Заполнить форму текущей работой