Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности обучения акробатическим упражнениям детей 6-9 лет на основе целенаправленного развития координационных способностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна работы состоит в том, что впервые установлено влияние целенаправленного развития разнообразных КС на эффективность обучения технике акробатических упражнений детей младшего школьного возрастаизучен уровень готовности, быстрота и качество обучения технике акробатических упражнений у детей от 6 до 9 летвыявлена динамика взаимосвязей между уровнем развития разнообразных КС, быстротой… Читать ещё >

Содержание

БУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ И РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (СОСТОЯНИЕ держание и методы обучения акробатическим ям детей 6−9 лет."/ обенности развития координационных способностей (КС) лость в овладении акробатическими упражнениями у него школьного возраста.1< аимосвязи между быстротой и качеством овладения ши действиями и развитием КС у детей школьного возраста.21 ияние целенаправленного развития КС на быстроту и падения двигательными действиями детей и подростков. зюме.3|

Цель, задачи, методы и организация исследования.3! дачи исследования.3£ тоды исследования.3!

Повышение эффективности обучения акробатическим упражнениям детей 6-9 лет на основе целенаправленного развития координационных способностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Стремительное развитие общества и научно-тех-нический прогресс требуют постоянного совершенствования системы физического воспитания. Эта задача видится на пути оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе прогрессивных психолого-педагогических теорий обучения, воспитания и развития личности (В.И.Лях, 1990). Однако в настоящее время пути практической реализации этой идеи требуют новых и дальнейших исследований. В частности, по эффективности обучения сложным двигательным действиям (акробатическим, гимнастическим и другим) на основе целенаправленного развития координационных способностей (КС) (А.М.Шлемин, 1983; Р. ННг с соавт, 1985; В. И. Лях, 1991).

Акробатические упражнения являются важнейшим средством подготовки гимнастов, прыгунов в воду, батутистов, фигуристов. Их используют также в подготовке монтажников, летчиков, альпинистов, каскадеров, космонавтов и представителей других профессий. Немаловажное значение имеют акробатические упражнения в быту.

В школьных программах физического воспитания (1985, 1987, 1992) акробатические упражнения рекомендуются детям всех возрастов. Их благотворное влияние особенно значимо для возраста детей 6−10 лет, который является сензитивным периодом развития двигательных способностей (Н.А.Фомин, В. П. Филин, 1972; В. С. Фарфель, 1975; А. М. Шлемин, 1968; В. И. Лях, 1989 и др.).

Повышение эффективности обучения акробатическим и гимнастическим упражнениям детей и подростков ученые связывают с различными методами: алгоритмических предписаний (А.М.Шлемин, 1968, 1973; М. Л. Укран, 1971; Ю. З. Носиков, 1972; Н. А. Курьеров, 1969; В. В. Черняев,.

1982; А. П. Мекштеле, 1966) — биомеханическим анализом и учетом морфо-функциональных особенностей акробатов (Г.В.Антонов, 1984; Н. Н. Пилюк, 1987; А. Д. Тулупов, 1968; В. В. Сластников, 1987; И. А. Бражик, А.Н.Мар-товский, 1965; Э. А. Вишневский, 1972; Е. Г. Соколов, 1968; Ю. К. Николаев, 1966, 1967; А. М. Игнашенко, 1953, 1964; В. П. Коркин, 1983 и др.) — срочной информации о кинематических характеристиках движений (Г.В.Инд-лер, 1964; С. Д. Устинов, 1963; В. С. Чебураев, 1966; В. Я. Меньщиков, 1966; И. П. Блохин, 1967; П. Е. Толмачев, 1968; А. С. Жуков, 1968; В. М. Смирнов, 1969; Э. К. Попов, У. Х. Швинкс, 1974; А. Ф. Гринштейн, 1970; Ч. Ф. Фонг, 1972 и др.) — техническими средствами обучения, созданием облегченных условий (В.М.Жарских, 1966; В. Н. Болобан, 1971; К. Е. Шойхет, 1968).

Разнообразные методические подходы к определению базовых гимнастических и акробатических упражнений предложили В. Е. Кириллов (1983) и В. И. Мамзин (1975). Для этого они использовали структурно-фазовый и структурно-классификационный анализ упражнений.

По сравнению с акробатикой в гимнастике выполнено значительное количество работ по исследованию техники и методики обучения этим упражнениям. Однако среди них превалируют исследования, проведенные на детях среднего и старшего школьного возраста для спортивных секций. Минимальное количество исследований посвящено быстроте и качеству обучения технике акробатических упражнений детей младшего школьного возраста (В.В.Черняев, 1982).

Исследованиями В. В. Черняева (1982) установлено, что школьники младших классов по своим физическим и функциональным возможностям опережают программное содержание как по разделу акробатики, легкой атлетики, так и по многим другим двигательным действиям.

Анализ программного материала по разделу «акробатические упражнения» и результаты научных исследований показали, что к настоящему времени отсутствуют экспериментально обоснованные данные о возрастных, половых и индивидуальных возможностях детей от 6 до 9 лет усваивать разную по сложности технику акробатических упражнений на урочных занятиях по физической культуре.

Несмотря на то, что установлено положительное влияние целенаправленного развития отдельных КС на быстроту и качество обучения технике гимнастических и акробатических упражнений (В.П.Назаров, 1964; А. И. Козлов, 1964; А. М. Шлемин, 1976; В. В. Черняев, 1982; А. С. Жуков, 1969; Г. И. Харькова, 1976; В. Я. Меныциков, 1966; В. И. Лях, 1990; с соавт., 1985 и др.), этот вопрос, касающийся детей младшего школьного возраста, остается теоретически и экспериментально не разработанным.

Исходя из сказанного, целью нашего исследования явилось повышение эффективности обучения технике акробатических упражнений детей 6−9 лет на основе целенаправленного развития КС.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые установлено влияние целенаправленного развития разнообразных КС на эффективность обучения технике акробатических упражнений детей младшего школьного возрастаизучен уровень готовности, быстрота и качество обучения технике акробатических упражнений у детей от 6 до 9 летвыявлена динамика взаимосвязей между уровнем развития разнообразных КС, быстротой и качеством овладения техникой акробатических упражнений мальчиков и девочек 6−9 лет.

Практическая значимость. На основании проведенных исследований предложена методика обучения технике акробатических упражнений младших школьников на основе акцентированного развития КС. Даны предложения в содержание и методику обучения технике акробатических упражнений для учащихся начальных классов общеобразовательных школ.

Основные положения, выносимые на защиту:

— быстрота и качество обучения технике акробатических упражнений зависит от целенаправленного развития КС;

— физические и функциональные возможности младших школьников превосходят содержание программного материала по разделу акробатики;

— между мальчиками и девочками нет особых различий в проявлениях разнообразных КС;

— при обучении акробатическим упражнениям младших школьников нет необходимости дифференцировать обучение по полу.

Объект исследования — учащиеся младшего школьного возраста, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе.

Предмет исследования — процесс обучения акробатическим упражнениям младших школьников на основе целенаправленного развития КС.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ литературных источников показал, что несмотря на разработку ряда эффективных методов обучения технике акробатических упражнений детей и подростков, среди них отсутствуют экспериментальные исследования, в которых изучались бы вопросы обучения и совершенствования техники акробатических упражнений в связи с направленным развитием различных КС, которые являются одними из ведущих факторов, влияющих на быстроту и качество овладения движениями, особенно детей младшего школьного возраста.

2. Уровень готовности детей от 6 до 9 лет усваивать технику акробатических упражнений последовательно и достоверно увеличивается. В зависимости от сложности осваиваемых акробатических двигательных действий и комбинаций этот уровень возрастает от 0 — 14,2% в 6 лет, до 39,2 — 96,4% в 9 лет (р < 0,05−0,01). Наибольший прогресс в усвоении техники акробатических упражнений отмечается с 6 до 7 лет.

3. Между мальчиками и девочками по уровню готовности усваивать технику акробатических упражнений существенных различий не обнаружено (р > 0,05).

4. Акробатические упражнения и составленные нами по степени сложности акробатические комбинации (№№ 1−4) для детей 6, 7, 8 и 9 лет соответствуют возрастным периодам детей, для которых они предназначены и рекомендованы в программу физического воспитания начальной школы. Сложными для усвоения детьми оказались кувырок назад и акробатическая комбинация № 4.

5. Половые различия между мальчиками и девочками от 6 до 9 лет по большинству показателей координационных и кондиционных способностей незначительны. Процент достоверных отличий у детей 6 лет составил 10,6% (из них по КС — 3,5) — в 7 лет — 17,8% (из них по КС.

— 10,7%) — в 8 лет — 28,8% (из них по КС — 17,8%) и в 9 лет различия выявились только в показателях КС — 14,2%.

6. Скорость и качество овладения акробатическими упражнениями в большей мере зависит от возрастных и индивидуальных возможностей детей, чем от половых особенностей.

7. У детей всех возрастно-половых периодов наибольшее количество корреляций выявлено между быстротой и качеством обучения с показателями следующих КС: способность к точному воспроизведению и дифференцированию временных параметров движений, к воспроизведению мышечных усилий, способность к согласованию, динамическое равновесие, воспроизведение ритма, статическое равновесие, ориентирование в пространстве, реакция на движущийся объект, вестибулярная устойчивость. Вместе с тем обнаружено, что значимость разных КС, влияющих на технику акробатических упражнений, у детей разного возраста и пола не одинакова.

8. Тесная взаимосвязь между уровнем владения техникой акробатических упражнений с показателями координационного развития детей подтвердилось с помощью метода ранговой корреляции между суммарной оценкой 5 значимых показателей КС и суммарной оценкой за технику владения акробатическими упражнениями у мальчиков и девочек 7−9 лет. Между изученными обобщенными факторами у детей до и после педагогического эксперимента имеют место только положительные связи преимущественного средней тесноты. Теснота взаимосвязи между уровнем владения техникой акробатических упражнений и суммарной оценкой уровня КС становится выше после педагогического эксперимента у детей всех возрастно-половых групп. Причем, по абсолютной высоте коэффициенты корреляции нарастают от 7 до 9 лет.

9. Показатели техники выполнения акробатических упражнений, на основе целенаправленного развития ведущих для акробатики КС в сочетании с обучением движениям у детей 7−9 лет экспериментальных классов улучшились на 0,8 — 3,3 балла (21,7%-57,1%), а в контрольных классах — на 0,1 — 0,76 балла (7,0 — 21,4%). В экспериментальных классах во всех случаях различия достоверны (р < 0,05−0,01).

10. Методика обучения акробатическим двигательным действиям на основе опережающего и последовательного развития ведущих КС оказалась более эффективной для детей 7 и 8 лет при овладении ими менее сложных, отдельных акробатических упражнений, тогда как для детей 9 лет при освоении ими более сложных, главным образом, акробатических комбинаций.

11. Дети 6−9 лет имеют большие, еще далеко не использованные, резервы не только в обучении сложной технике акробатических упражнений, но и в отношении разностороннего развития КС, особенно тех, которые наиболее значимы в освоении данной группы двигательных действий. Большая податливость под воздействием в плане целенаправленного совершенствования КС свойственна мальчикам 8 и 9 и девочкам 7 и 8 лет по сравнению с детьми других изученных периодов.

12. Разработанная методика обучения и совершенствования техники акробатических упражнений для детей начальной школы на основе целенаправленного развития ведущих для данного вида двигательных действий КС является высокоэффективной и может быть рекомендована учителям физической культуры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой