Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование здорового образа жизни учащихся строительных специальностей учреждений среднего профессионального образования средствами физической культуры и спорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты педагогического эксперимента показали более высокое повышение индекса здоровья у учащихся первой (оздоровительной направленности) и второй (с применением направленных экстремальных воздействий) экспериментальных групп (12,8% и 17% соответственно) по сравнению с контрольной группой (?%), а также достоверное снижение показателя часто и длительно болевших учащихся (1,8%- 8,3%- 9,7… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
    • 1. 1. Здоровье и здоровый образ жизни учащейся молодежи
    • 1. 2. Аспекты проблемы сохранения здоровья и здорового образа жизни учащихся
    • 1. 3. Влияние физической культуры на укрепление здоровья
  • ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цель и задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования.,.&bdquo- Л
      • 2. 2. 1. Методы теоретического исследования проблемы
      • 2. 2. 2. Педагогические методы исследования
        • 2. 2. 2. 1. Педагогическое наблюдение
        • 2. 2. 2. 2. Педагогическое тестирование
        • 2. 2. 2. 3. Педагогический эксперимент
      • 2. 2. 3. Медико-биологические методы исследования
        • 2. 2. 3. 1. Антропометрические методы исследования
        • 2. 2. 3. 2. Оценка функциональной подготовленности
      • 2. 2. 4. Методы диагностики психологического состояния
      • 2. 2. 5. Методы математической статистики
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КОЛЛЕДЖА
    • 3. 1. Компоненты программы оздоровительно-образовательного комплекса «Физическая культура»
    • 3. 2. Распределение учебного материала по оздоровительно-образовательному комплексу «Физическая культура»
      • 3. 2. 1. Соответствие учебного планирования требованиям Государственного образовательного стандарта СПО
      • 3. 2. 2. Планирование учебного процесса по оздоровительно-образовательному комплексу «Физическая культура»
      • 3. 2. 3. Технологическая карта совмещенного урока и критерии оценивания знаний
      • 3. 2. 4. Учебный комплект направленных экстремальных воздействий
  • ГЛАВА IV. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
    • 4. 1. Общая характеристика строительных профессий
    • 4. 2. Профессионально важные психологические и физические качества специалистов строительных профессий и их совершенствование
    • 4. 3. Экстремальные средства и методы совершенствования профессиональной подготовки и формирования здорового образа жизни учащейся молодежи
      • 4. 3. 1. Влияние формирования здорового образа жизни на успешность профессионального обучения учащейся молодежи
      • 4. 3. 2. Направленные экстремальные воздействия как факторы оздоровления учащихся
      • 4. 3. 3. Формирование знаний" умений и навыков у учащихся колледжа по выходу из наиболее часто встречающихся экстремальных ситуаций
  • ГЛАВА V. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
    • 5. 1. Определение показателей теоретических знаний. Выявление элементов нравственного воспитания и установки на здоровый образ жизни
    • 5. 2. Исследование функциональной подготовленности и антропометрических данных учащихся колледжа
    • 5. 3. Результаты психологических исследований

Формирование здорового образа жизни учащихся строительных специальностей учреждений среднего профессионального образования средствами физической культуры и спорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

Многочисленные научные исследования указывают на существование тесной связи между здоровым образом жизни и профессиональной подготовкой учащейся молодежи. В современных социально-экономических условиях формирование навыков здорового образа жизни и потребности в духовном и физическом совершенстве, профессиональная подготовка специалистов не в полной мере соответствуют возрастающим требованиям общества (55,64,71,77,97,106). В отечественной системе образования постоянно осуществляется интенсивный поиск новых форм работы в организации и проведении занятий с подрастающим поколением, совершенствуются дисциплины, входящие в учебные планы учреждений среднего профессионального образования. Задачи гармонического развития личности, укрепления здоровья и повышения работоспособности, формирование навыков здорового образа жизни возможны при условии хорошей организации педагогического процесса (8,64,109,127,139). Проведенный анализ литературных источников дает возможность утверждать, что в настоящее время здоровье молодежи имеет тенденцию к снижению. Недостаточная двигательная активность, наличие вредных привычек, не умение преодолевать стрессовые ситуации приводит к ограничению развития учащихся (8,109,127,139).

Таким образом, научные исследования, направленные на совершенствование здоровья, подготовку к осуществлению трудовой деятельности и службу в Вооруженных Силах России, приобретают сегодня особую актуальность. Кроме того, требует неотложного решения проблема научного обоснования новых средств, методов и организационных форм оздоровительной работы в учреждениях среднего профессионального образования, которые способствовали бы повышению социально-экономического эффекта и формированию у учащихся здорового образа жизни (16,21,35,37).

Предполагалось, что сочетание средств физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности способствуют профессиональной ориентации и формированию здорового образа жизни учащихся строительных специальностей. Объект исследования.

Процесс физического воспитания учащихся строительных специальностей. Предмет исследования.

Методика формирования здорового образа жизни учащихся учреждений среднего профессионального образования строительного профиля.

Целью исследования является формирование навыков профессиональной деятельности учащихся учреждений среднего профессионального образования строительного профиля на основе комплексного использования средств учебных дисциплин «Физическая культура» и «Безопасность жизнедеятельности» .

Научная новизна определяется следующими положениями:

— разработан комплексный подход к формированию профессионально важных качеств при подготовке специалистов строительного профиля посредством применения в образовательном процессе специально подобранных средств и методов, прикладных знаний, умений и навыков, направленных экстремальных воздействий;

— показана эффективность оздоровительно-образовательного комплекса «Физическая культура» в формировании навыков здорового образа жизни и экспериментально подтверждено его положительное влияние на оздоровление учащихся строительных специальностей колледжа;

— установлен междисциплинарный характер проведения образовательного процесса по оздоровительно — образовательному комплексу «Физическая культура», способствующий адаптации к условиям профессиональной деятельности учащихся учреждений среднего профессионального образования строительного профиля. Практическая значимость исследования.

В результате проведенного исследования разработана методика формирования навыков здорового образа жизни по оздоровительно-образовательному комплексу «Физическая культура» для успешного осуществления профессиональной деятельности учащейся молодежи, что определено следующими разработками:

— учебным планом годового планирования образовательного процесса по оздоровительно-образовательному комплексу «Физическая культура» ;

— распределением часов по темам занятий;

— примерным планом совмещенного урока (технологической картой) — оценкой знаний по профессиональной физической подготовке оздоровительно-образовательного комплекса «Физическая культура» ;

— «Учебным комплектом направленных экстремальных воздействий»;

— показателями определения причин подверженности опасностям и предрасположенности к экстремальным ситуациям;

— «Профессиональными требованиями к специалистам строительных специальностей»;

— определением наиболее важных физических качеств, необходимых для специалистов строительных специальностей;

— определением основных видов спорта для развития профессионально важных качеств у учащихся строительных специальностей;

— методикой формирования прикладных знаний, умений и навыков с применением направленных экстремальных воздействий на занятиях по оздоровительно-образовательному комплексу «Физическая культура» ;

— примерным календарно-тематическим планом совмещенных занятий.

Практические результаты исследования диссертационной работы внедрены в практику обучения учащихся ГОУ «Воскресенский колледж» и студентов Коломенского государственного педагогического института, что подтверждается актами внедрения. Результаты исследования можно использовать в программе по физическому воспитанию учащейся молодежи строительных специальностей, при подготовке лекционного и научно-методического материала преподавателей в области профессиональной подготовки.

Положения, выносимые на защиту:

— введение оздоровительно-образовательного комплекса «Физическая культура» в образовательный процесс учреждений среднего профессионального образования способствует формированию навыков здорового образа жизни у учащейся молодежи строительных специальностей;

— адаптация организма к преодолению направленных экстремальных воздействий в сочетании с целенаправленной физической подготовкой способствует эффективному развитию профессиональных навыков учащихся учреждений среднего профессионального образования строительного профиля;

— взаимосвязь учебных дисциплин «Безопасности жизнедеятельности» и «Физической культуры», построенная на сочетании специально подобранных средств физической культуры и спорта и применения направленных экстремальных воздействий, способствует улучшению физической подготовленности учащихся строительных специальностей.

Структура и объем диссертационной работы.

Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и 5 приложений. В библиографии приводятся ссылки на 216 литературных источников, из них — 38 на иностранных языкахработа содержит 36 таблиц и 5 рисунков. Общий объем работы 194 страницы.

выводы.

1. Разработано содержание и апробирована методика проведения занятий по оздоровительно-образовательному комплексу «Физическая культура» для учащихся строительных специальностей учреждений среднего профессионального образования строительного профиля. Программа комплекса имеет оздоровительную направленность, разработана на основе интеграции учебных дисциплин «Физическая культура» и «Безопасность жизнедеятельности» и представлена в виде четырех блоков: «Физическое воспитание», «Чрезвычайные и экстремальные ситуации в жизнедеятельности человека», «Восстановление здоровья человека и основы медицинских знаний», «Основы военной службы».

2.Использование на занятиях по комплексу «Физическая культура» разработанной методики формирования навыков здорового образа жизни учащихся привело к улучшению большинства изученных физических показателей (р<0.05). Наиболее существенный прирост показателей физической подготовки получен по развитию скоростных способностей и динамической гибкости, способностей к равновесию и вестибулярной устойчивости, силы и выносливости.

3.Учащиеся экспериментальной группы, с которыми использовалась целенаправленная физическая подготовка с применением направленных экстремальных воздействий, в итоге обладали лучшими показателями физического развития, функциональной дееспособности, физической работоспособности, аэробной энергопроизводительности (р<0.05). Применение направленных экстремальных воздействий в образовательном процессе способствовало адаптации организма к условиям профессиональной деятельности и формированию здорового образа жизни учащихся строительных специальностей. Выявленные достоверно лучшие результаты испытаний в экспериментальной группе с применением направленных экстремальных воздействий по сравнению с экспериментальной группой оздоровительной направленности подтвердили необходимость введения экстремальных технологий в образовательный процесс.

4.Результаты педагогического эксперимента показали более высокое повышение индекса здоровья у учащихся первой (оздоровительной направленности) и второй (с применением направленных экстремальных воздействий) экспериментальных групп (12,8% и 17% соответственно) по сравнению с контрольной группой (?%), а также достоверное снижение показателя часто и длительно болевших учащихся (1,8%- 8,3%- 9,7% соответственно) и средней длительности случаев болезни (0,8%- 8,8%- 12,7% соответственно), что указывает на явное проявление оздоровительного влияния программы оздоровительно-образовательного комплекса «Физическая культура». Значительно уменьшился высокий уровень невротизации у учащихся второй экспериментальной группы (с применением направленных экстремальных воздействий): по сравнению с контрольной группой — на 51%, с первой экспериментальной группой — на 20%.

5.С введением оздоровительно-образовательного комплекса «Физическая культура» в образовательный процесс колледжа более интенсивно формировалась потребность в здоровом образе жизни, оптимизировался психологический климат в учебных группах, что способствовало изоляции от криминальной среды учащейся молодежи и повышению социально-экономического эффекта. Развитие осознанной личной потребности в формирований элементов здорового образа жизни как важнейшего средства самосовершенствования при реализации жизненных планов после проведения эксперимента повысилось у учащихся экспериментальных групп по сравнению с контрольной группой в среднем на 30,4%. Определение уровня осознания учащейся молодежью пагубности вредных привычек, опасных для человека и общества (табакокурения и употребления алкоголя), показало, что результаты в экспериментальных группах превосходят результаты контрольной группы на 16%.

6. Использование педагогических инноваций при проведении занятий по оздоровительно-образовательному комплексу «Физическая культура» позволило вывести обучающихся на качественно новый уровень формирования навыков здорового образа жизни: анализ сформированною?! навыков ведения здорового образа жизни выявил более высокий уровень их развития у учащихся экспериментальных групп по сравнению с контрольной группой (в среднем на 37%).

7.0пределение наиболее значимых профессиональных качеств специалистов строительных специальностей с учетом проведенного эксперимента позволило повысить качество теоретической и физической подготовки, прогнозировать элементы профессиональной пригодности учащейся молодежи, сформировать установку на профессиональную значимость физической подготовки как мощного активизатора мотивационной сферы человека. При завершении эксперимента выявлены значительные различия по определению уровня теоретических знаний: у учащихся контрольной группы средний балл 3,75, у учащихся первой и второй экспериментальных групп средние баллы 4,79 и 4,88 соответственно.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Применять средства и методы физической культуры и спорта и направленные экстремальные воздействия при проведении образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования строительного профиля для оздоровления организма, формирования навыков здорового образа жизни и развития профессионально важных качеств у учащейся молодежи.

2. Рекомендовать календарно-томатические планы и рабочие программы по блокам оздоровительно-образовательного комплекса «Физическая культура» разрабатывать преподавателям, имеющим педагогический опыт и образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.

3. Использовать разработанные «Профессиональные требования к специалистам строительных специальностей» для формирования профессионально важных качеств у учащихся учреждений среднего профессионального образования строительного профиля.

4. Практиковать проведение совмещенных занятий на примере разработанной технологической карты урока как интегрированных компонентов образовательного процесса.

5. Совершенствовать физическую подготовку учащихся формированием специфических знаний, умений и навыков с применением направленных экстремальных воздействий и оздоровительных свойств природной среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Волгоград, 1998. — 20 с.
  2. A.A. Природные целебные средства. М.: Профиздат, 1991. -272 с.
  3. Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 64 с.
  4. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишен, Б. Н. Митюров. — М.: Педагогика, 1985.-363 с.
  5. Г. Л. О возможности количественной оценки здоровья человека // Гигиена и санитария. 1985. — № 6.- С. 5−58.
  6. А.Ф. Основы теории воспитания: Учебно-методическое пособие для студентов. Коломна: КПИ, 1997. — 119 с.
  7. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  8. .А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
  9. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С. 14−26.
  10. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: Физкультура и спорт, 1986. 146 с.
  11. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. -Киев: Здоровье, 1987. 324 с.
  12. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 2−7.
  13. A.A. Здоровье российских детей. // Педагогика, 1999. № 8. — С. 41−44.
  14. A.A. Слагаемые депопуляции // Медицинский курьер. 1997. -№ 4. — С. И.
  15. Н.В. и др. Примерная программа для учащихся Х-Х1 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая кулыура» / Под ред. А. Т. Паршикова. М.: Просвещение, 2002.-96 с.
  16. М.М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Академия, 2002. — 416 с.
  17. Г. И., Бергер Ю. Г. Конспекты уроков для учителя физкультуры: Урок физкультуры: Спортивные игры, лыжная подготовка, подвижные игры. М.: ВЛАДОС, 2002. — 144 с.
  18. И.Г. Теоретические основы формирования валеологической культуры личности учителя: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1998. — 33 с.
  19. Э. Познай себя: О психиатрии и психоанализе для всех, кто интересуется. — Екатеринбург: ЛИТУР, — 2002. — 368 с.
  20. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
  21. А.Ф. А вы любите бег? М.: Физкультура и спорт. — Изд. 2-е. — 1989.- 160 с.
  22. Е. Я. Педагогические основы контроля за физической подотовленностью учащейся молодежи: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М., 1983.-37 с.
  23. П.С. Сердце. СПб.: АВК, Тимошка, 2002. — 128 с.
  24. И.Р., Неминущий Г. П. Спортивно-оздоровительные сооружения и их оборудование: Учебное пособие. М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 136 с.
  25. К.В. Педагогическое руководство самовоспитанием профессионально-педагогической направленности личности студентов ИФК: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996. — 21 с.
  26. A.C. Оказание неотложной помощи при осложнениях наиболее часто встречающихся хронических заболеваниях: Методическое пособие. Воскресенск, 2002. — 25 с.
  27. H.H. Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев: Штиница, 1980. -112с.
  28. М.Я. Здоровый образ жизни студентов: сущность строение, формирование // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. — М.: Советский спорт, 1996. С. 14−31.
  29. М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном процессе //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1986. -№ 1.- С. 27−32.
  30. П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни: Проблемы и перспективы использования средств массовой информации в их пропаганде.-М.: Мысль, 1990. 288 с.
  31. П.А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 1996. — 592 с.
  32. .С., Волкова Н. В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 208 с.
  33. В.Н. Теория и практика валеологического воспитания личности учащихся в образовательных учреждениях нового типа: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Коломна, 2000. — 38 с.
  34. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова JI.M. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России. — 2001. — 272 с.
  35. К. А. Разработка вариативной части содержания физического воспитания учащихся I IX общеобразовательных школ Казахстана: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1995. — 22 с.
  36. Г. Бег ради жизни. Оздоровительный бег. Как избежать болезней. -М.: КСП, 1995. -288 с.
  37. М.Ф. Законы здоровья. М.: Советский спорт, 1998. — 496 с.
  38. .Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002. — 312 с.
  39. A.A. Экология: Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт — 2001. -312 с.
  40. И.Л. и др. Краткий толковый словарь русского языка. — М.: Русский язык. Изд. 7-е. — 1990. — 251 с.
  41. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2902 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. М., 2002, — 32 с.
  42. H.A. Использование психодиагностики в образовательном процессе: Методическое пособие. М., 2000. — 57 с.
  43. М.Т. Педагогическая деятельность в профессиональном образовании: Учебное пособие. М., 2002. — 116 с.
  44. X. Искусство продлевать человеческую жизнь (макробиотика). Время жить. СПб.: Лейла, 1996. — 384 с.
  45. В.А. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  46. Д.А. Изучение адаптации студентов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тезисы докладов XIII научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. Коломна, 2003. — С. 98.
  47. Е.И. Организация и содержание работ кафедр физического воспитания высших учебных заведений: Методические рекомендации. -Волгоград, 1998. 15с.
  48. Л.И., Кузовникова Т. А. Курс: безопасность жизнедеятельности. М.: СГУ, 2002. — 80 с.
  49. В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М.: Флинта, 1999. — 560 с.
  50. О.И. Практика очищения и восстановления организма. СПб.: Комплект, 1997. — 254 с.
  51. В.И., Калинкин JI.A. Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы // Теория и практика физической культуры, 1997, — № 8. С. 2−7.
  52. В. И., Атаханов Р. Методология и методы психопедагогического исследования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2001. — 208 с.
  53. Г. К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб, 1998. — 48 с.
  54. Г. К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. СПб.: Акцент, 1997. — 92 с.
  55. В.А. Контроль в спортивной тренировке. Киев: Здоровье, 1988.- 158 с.
  56. Ю.Г. Советы Порфирия Иванова. Как научиться жить не болея.- СПб.: ДИЛЯ, 2001. 128 с.
  57. Е.П. Психология физического воспитания: Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение. — 1987. — 287 с.
  58. В.И. и др. Физическая культура студента. Учебник. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.
  59. A.A. Популярная энциклопедия выживания. М: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.-496 с.
  60. С .И. Лечебник на каждый день. М.: РИПОЛ КЛАССИК, ГУИПП, 1997.-512 с.
  61. . А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ. M.: Высшая школа, 1982.-176 с.
  62. Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова H.A. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Владос, 2000. — 192 с.
  63. В.М. Загадочные сверхвозможности человека. СПб.: Лань, 2000.-448 с.
  64. О.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в вузах строительного профиля: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Коломна, 2000. — 18 с.
  65. В. Н. и др. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1980. — 440 с.
  66. Д.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка М.: Просвещение, 1986 — 80 с.
  67. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-V классов общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1990. — 28 с.
  68. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  69. Королева 3. Психологические тесты для всех. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. -336 с.
  70. П.И. Формирование умений физического самосовершенствования у учащихся старшего подросткового возраста общеобразовательных школ: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. -180 с.
  71. О.В. Дитя миров. М.: Новости, 2000. — 143 с.
  72. В.М. Психофизиология человека. СПб.: Питер, 2003. — 304 с.
  73. В. Н. Методы тестирования физической подготовленности учащихся // Вестник спортивной Беларуси. 1994. — № 1. — С. 42−45.
  74. В.Д., Верховский Ф. Я., Богоявленский E.H. К вопросу о совершенствовании методики физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1977. — № 5. — С. 53.
  75. Г. В. Скоростно-силовая подготовленность школьников 5−6 классов и ее совершенствование в процессе физкультурных занятий групп продленного дня: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2002. — 21 с.
  76. B.C., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами: Методическое пособие. М., 2002. — 136 с.
  77. П. Я не легкая добыча (Самозащита для женщин). — Вильнюс: Полина, 1997.-205 с.
  78. Кун JL Всеобщая история физической культуры и спорта: Пер. с венг. / Под общ. ред. В. В. Столбова. М.: Радуга, 1982. — 399 с.
  79. В.Н. Здоровый образ жизни // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тезисы докладов XIII научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. Коломна, 2003. — С. 24−25.
  80. О. «Разработка образовательных программ как управленческая задача» // Народное образование. 1999. — № 7−8. — С. 178−182.
  81. С.П., Лидин A.C. Карма повседневности. Энергетика общения. -М.: Яуза- СПб.: ЛАНЬ, 1997. 176 с.
  82. М.В. Особенности физической подготовленности школьников, проживающих в зоне промышленного загрязнения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. — 23 с.
  83. П.Ф. Сочинения. М.: Высшая школа, Т. 1. — 1951. — 280 с.
  84. Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков. М.: Союз, 1992. — 24 с.
  85. Лях В. И. Силовые способности школьников // Физическая культура в школе. 1997. — № 1. — С. 6 — 13.
  86. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. М.: ACT, 1998. — 272 с.
  87. A.C. О воспитании. М.: Политиздат. — Изд. 2-е. — 1990. -415 с.
  88. А. Г. Потребности и интересы молодежи как базовые факторы управления развитием физической культуры городского (муниципального) уровня: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2000. -21 с.
  89. В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -М.: Академия, 2001. 320 с.
  90. М.А. и др. История русской философии: Учебное пособие для вузов. М.: Республика, 2001. — 639 с.
  91. А.П., Красников А. А., Лагутин А. Б. Физическая культура. Школьные олимпиады: Методическое пособие. М., 2002. — 64 с.
  92. В.Н. Звенящие кедры России. Спб.: Диля Паблишинг, 1999. -224 с. 102. 'Мизун Ю.В., Мизун Ю. Г. Святая Русь от исхода до Крещения. М.: Вече, 2002. — 480 с.
  93. Л. В. Эффективность применения упражнений барьерного бега на уроках физической культуры в У-У1 классах: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2000. — 25 с.
  94. Э.Р. От кого мы произошли? М.: АИФ-Принт- Олма-ПРЭСС, 2002.-448 с.
  95. Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 240 с.
  96. Т.С., Шаповаленко B.C. «Экология экстремальных ситуаций» новый интегрированный курс для школы. // Педагогика. -1996.- № 6.-С. 46−47.
  97. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 436 с.
  98. Нейман J1.A. Безопасность жизнедеятельности: теория, вопросы и ответы: Учебное пособие. М.: Вузовская книга, 1997. — 142 с.
  99. В.Г., Губа В. П. Методы отбора в игровые виды спорта. -М.ИКА, 1998.-288 с.
  100. К. Золотые правила здоровья. СПб.: Невский проспект, 1999. -123 с.
  101. Н.Г., Травин Ю. Г. Педагогические основы методики обучения легкоатлетическим упражнениям: Учебное пособие для студентов. М.: РГАФК, 1998. — 80 с.
  102. B.C. Учение Порфирия Иванова. Детка. М.: Совэкспорткнига, 1991.-48 с.
  103. Осколкова 3. А. Управление физическим состоянием школьников 12−15 лет в процессе физического воспитания: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Майкоп., 2000. — 22 с.
  104. Г. А. Студент: отношение к жизни, ее ценностям // Специалист. 2003. — № 1. — С. 18.
  105. А.Ю., Быстрицкий М. И. Первая медицинская помощь при автодорожных травмах. М.: Медицина. — Изд. 2-е. — 1986. — 32 с.
  106. ПК. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы. М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 112 с.
  107. A.B. и др. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  108. В.И., Петрушина Н. В. Валеология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2002. — 432 с.
  109. H.A. Имя в истории Отечества. Учебное пособие по дисциплине «Основы военной службы» из серии «Основы военно-патриотического воспитания молодежи». М.: Профессионал — Ф, 2001. -104 с.
  110. Познай себя и других: Популярные тесты. М.: ИВЦ Маркетинг. — Изд. 2-е.-1995.-400 с.
  111. О.И. Психология. Ростов — на — Дону: Феникс, 2002. — 416 с.
  112. В.Б. Система спортивной подготовки высококвалифицированных легкоатлетов — прыгунов: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1989. — 52 с.
  113. А.Д. Экология: Учебник для строительных специальных вузов. М.: Высшая школа, 2002. — 446 с.
  114. С., Вакса О. Курс выживания для подростков. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.-336 с.
  115. Программы по физической культуре для учащихся I-XI классов общеобразовательных школ с учетом трех уроков в неделю / Под ред. Б. Ф. Прокудина. М., 2003. — 216 с.
  116. .Ф. Методические аспекты оздоровительной направленности физического воспитания школьников // Физическая культура и спорт в оздоровлении и реабилитации населения: Тезисы докладов научно-практической конференции. — Малаховка, 1998. С. 2426.
  117. .Ф. Основы целеполагания предмета «Физическая культура в школе // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тезисы докладов VII научно практической конференции. — Коломна, 1997.- С. 142.
  118. К. Б. Технология построения тренировочного процесса юных каратистов на этапе предварительной подготовки: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2000. — 22 с.
  119. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- СПБ.: Петрополис, Т. 1. 1997. — 336 с.
  120. A.B. Психодиагностика спортивных способностей. М.: Физкультура и спорт. 1973. — 214 с.
  121. Н.В., Кислицын Ю. Л. Физическая культура: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. -М.: Академия- Мастерство- Высшая школа. Изд. 2-е. — 2001. — 152 с.
  122. О.Н., Малаян K.P., Занька Н. Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. СПб.: Лань, 2001. —448 с.
  123. Русская философия: Имена. Учения. Тексты / Под ред. Н. В. Солнцева.- М.: Инфра-М, 2001. 496 с.
  124. Э.М. Надо ли убегать от стресса? — М.: Физкультура и спорт, 1990.-128 с.
  125. В.Ю. Теоретико-методические основы здорового образа жизни учащейся молодежи. СПб.: Петрополис, 2001. -150 с.
  126. Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М.: Академия, 2002. 320 с.
  127. Саркизов-Серазини И. М. Путь к здоровью, силе и долгой жизни. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 192 с.
  128. В.А. Все болезни от . нервов. Ростов — на — Дону: Феникс, 1997.-320 с.
  129. Г. В. Природа исцеляющая. Минск: Сэр-Вит, 1998. — 416 с.
  130. Г., Кляйнпетер У. Охрана здоровья детей и подростков важнейшая социальная проблема: Здоровье, развитие, личность. — М.: Медицина, 1990. — 146 с.
  131. И.М. Избранные произведения / Под ред. В. Каганова. М.: Учпедгиз, 1953. — 335 с.
  132. Т.И. Основы методик немедикаментозной реабилитации. -Малаховка.: МГАФК, 1994. 140 с.
  133. Ю.И. Теория и методика оценки контроля спортивной подготовленности: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1991. — 37 с.
  134. Д. Практическая психология для подростков, или как найти свое место в жизни. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. — 288 с.
  135. Э.Я. Поведение в экстремальных ситуациях. Обеспечение личной безопасности и безопасности ваших близких. — М.: Антал, 1996. -96 с.
  136. В. Д. Физиологическая оценка нагрузки при развитии физических качеств школьников // Физическая культура в школе. 1986. — № 2. -С. 36−54.
  137. В.Д., Зайцева В. В., Маслова Г. М. и др. Роль и место физического воспитания в формировании валеологической службы в школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996. № 2. — С. 4.
  138. Н.И. Самовнушение, движение, сон, здоровье. М.: Физкультура и спорт. — Изд. 2-е. — 1976. — 88 с.
  139. С.С. Здоровье тела и души. М: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 124 с.
  140. JI. И. Синдром регулируемой гиподинамии у юных спортсменов, тренирующихся на выносливость // Проблемы спортивной медицины. М., ВНИИФК, 1975. — С. 140 -152.
  141. В.Д. Педагогическая психология. Ростов — на — Дону: Феникс, 2000. — 544 с.
  142. М.Я. Книга о здоровье детей. М.: Медицина. — Изд. 5-е. -1987.-253 с.
  143. JI.T. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. СПБ.: Петроградский. — Изд. 2-е. — 1977. — 417 с.
  144. В.И. Теоретические основания концепции здоровьесохраняющей среды в системе образования // Подготовка спортивного резерва и здоровье: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 1998. — С. 215−217.
  145. Д.А., Корниенко И. А., Сонысин В. Д. Физиология школьника. -М.: Педагогика, 1990. 64 с.
  146. В. П., Семенов В. Г., Алабин В. Г. Современные методы исследования в спорте: Учебное пособие / Под общ. ред. В. П. Филина. -Харьков: Основа, 1994. 132 с.
  147. Н. А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
  148. Э. Психоанализ и этика // Специалист. 2003. — № 3. — С. 33−34.
  149. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 176 с.
  150. H.A., Филин В. П. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам). М.: Физкультура и спорт. — 1986.- 159 с.
  151. П. Стратегия профилактики // Народный университет: Факультет здоровья. 1988. -№ 10/11.- С. 9.
  152. Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Г.Д. Спилбергера. JL: ЛНИИФК, 1976. — 18 с.
  153. Г. В. Содержание факультативных занятий по физической культуре с оздоровительной направленностью для учащихся начальных классов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1997. 19 с.
  154. Хрестоматия по возрастной физиологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Сост. М. М. Безруких, В. Д. Сонысин, Д. А. Фарбер. М.: Академия, 2002. — 288 с.
  155. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. Пособие для студентов. М.: Просвещение, 1990. -319 с.
  156. А.Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьников. М.: Просвещение, 1988. — 216 с.
  157. А.Н. Философия древнего мира: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1999. — 703 с.
  158. А. Беседы с учителем. М.: Прометей, 1992. — 176 с.
  159. И.В. Энциклопедия выживания. М.: Айрис-пресс, 2002. — 432 с.
  160. О. В. Эффективность применения прыжковых упражнений со школьниками на уроках физической культуры в IV-V классах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 26 с.
  161. В.К. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов маркшейдерско-геодезических специальностей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 23 с.
  162. Эксперимент: новое содержание общего образования: Примерные программы среднего (полного) общего образования: Основы безопасности жизнедеятельности / Под общей редакцией Б. И. Мишина. — М.: Просвещение, 2002. 21 с.
  163. Экологические основы природопользования. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений / Под ред. Ю. М. Соломенцева. М.: Высшая школа, 2002. — 253 с.
  164. Alkov R.A. Borowsky M.S. A questionnaire study of psychological background factors in US Naval aircraft accidents // Sports Med. And Phys. Fitness. 1980. — № 2. — P. 60−69.
  165. Armstrong B. Health and fitness programmes in schools: A physiological relation // Foundation of healt-related fitness in physical education. London, 1987.-№ 4.-P. 245−253.
  166. Bakiewics A. Sprodki fiidiowizualne na lekcjakc kf. // Wichowanie fisiczne I higiena szcolna. 1988. — № 4. — S. 133−134.
  167. Bar-Or Oded. Physical activity and physical training in childhood obesiti // J. Sports Med. and Phys. Fitness. 1993. — № 4. — P. 323 — 329.
  168. Barrow H. M. Test of motor ability for college men // Res. Quart. 1984. -№ 25. — P. 253 — 260.
  169. Bedko James M., Burke Lilian, Craven Jeans, Sarlo Natalie. The importance of motor activity in sensorimotor development: A perspective from children with physical handicaps // Hum. Dev. 1992. — № 4. — P.226 — 253.
  170. Belotti P. A Few aspects of the theory and practices of speed development // New studies in athletics. 1990. — № 2 — P. 21−25.
  171. Bremer D. Le sport de cjmpretition pour les 5−10 ans // Education physique et sport. 1987. — № 208. — P. 41.
  172. Carre F.A., Corbin C.A., Lindsey R. Fitness for life // Cage publ. Ltd. -1980.-P. 210−217.
  173. Cerretelli P. Recent progresses in physiology applicant all Aptiva sportive // Scull dell sport. 1991. — P. 21.
  174. Corbin C. A., Fox K., Whitehead J. Lifetime fitness // British J. Phys. Educat. 1985. — № 4. — P. 44−46.
  175. Corbin C. A., Lindsey R. Concept of physical fitnesswith laboratories // British J. Phys. Educat. 1985. -№ 3. — P. 14.
  176. David T. J. Recent advances in paediatrics. London, 1991. — 239 p.
  177. Etnier J. L., Salasar W., Landers D. M., Petruzzello S. J., Han M., Nowell P. The influence of physical Fitness and Exercise Upon Cognitive Functioning: A
  178. Meta-Analysis 11 J. of Sport and Exercise Psychology. 1997. — № 19. — P. 249−277.
  179. Goldsmith E. The ecology of health // Ecologist. 1980. — № 10. — P. 235 -245.
  180. Karvonen M. J. Physical activity and health // Finnish Sports exercise Med. 1983. — № 2. — P. 4 — 9.
  181. Katr-Salomon M. Assessment of ventilation and respiratory rate by healthy subjects // ACTA physiology Scand.- 1984. № 1. — P. 53−60.
  182. Kidd B., Paucan M. Extension of the elementary fhysical education class througt on intramural programm // J. Phys. Educat. And recreat. 1980. -№ 51.-P. 46−47.
  183. Kraemer Helena C., Fendt Kaye H. Random assignment in clinical trials: issues in planning (infant healtf and development program) // J. Clin. Epidemiot. 1990. — № 11. — P. 57−67.
  184. Larson D., Meneses D., Pekkarinen H., Hanninen O. Developmental effects of physical training in childhood // Constituent Congr. Int. Soc. For Pathophysiol. Mosow, May 28 June 1. — New York, 1991. — P.242 — 243.
  185. Lazarus R. S. Launier R. S. Stress-related transactions between person and emvironment//Perspectives in interactional psycholjgy 1978. — P. 11−28.
  186. Ljach W.J. Schulsport in das GUS Rusland // Sportunterricht. — 1992. -№ 12. — P. 502−503.
  187. Maston Maska. Teaching Physical Education: From Command to Discovery. -New York, 1966. P. 41−45.
  188. Moreno Elsa Margarita. Healthy families make healthy babies // World Healf. 1993. — № 5−6. — P. 23−25.
  189. Murray F. Miychel, Ruth Fairfild Earles. A profile of state requirmens for physical education // The physical educator. 1987. — № 3. — P. 337−343.
  190. Orzechowska A., K. Orzechowski. Kztalyowanie samodzielnosci ukzniow na lecjach kf 11 Wichowanie fiziczne I zdrowotne. 1989. — № 5−6. — S. 170.
  191. Paar O., B. Glass. Schulsport-unfaelle // Sport im spiegel. 1989. — № 13−14.-S. 3−5.
  192. Przeweda R. Przyczyny I sketch niskieg sprawnosci dzieci I mlodziezy // Wichowanie fizycze I higiena szcolna. 1989. — № 1. — S. 15−18.
  193. Proctor A. F., Webb J. L. Antropometrie training and menstrual differences of three groups of American Collegiate female runners // Sports Med. And Phys. Fitness. 1983. — № 2. — P. 201−209.
  194. Pyke J. Australian health and fitness surwey // The ackped national J. 1986. — № 4.-P. 111−112.
  195. Sallis J.F., McKenzie T.L. Physical educations role in public health // Research Quarterly for Exercise and Sport. 1991. — № 6. — P. 124−137.
  196. Sanchez Villares E. El mundo del nino y el nino en el mundo // Bol. Pediat. -1991.- № 42.-P. 291−295.
  197. Selleck R.J. English primary education and the progressives. London, 1986.- 156 p.
  198. Singh Jagvir, Hebsur G. N., Chawla Uma, Chatteiji S. N., Panda B. B., Chhetri A. S., Anand R. S., Parkash D., Datta K. K. Preva lence of high risk children under five a study in rural Delhi // J. Commun. Diseases. — 1990. -№ 3.-P. 160−164.
  199. Szogy A., Bohmer D., Ambrus P., Starischka S. Sollwerte zur Beuteilung der Danreistungsfahigkeit von Hochleistungssportlern unter besonderer Berucksichtgung des Korpergewichts und der Sportart bzwdisziplin // Leistungssport. 1981. — № 4. — P. 260−262.
  200. Walawska-Paprocka M. Co dalej ze szkolnnym // Wichowanie fiziczne I zdrowotne. 1989. — S. 10.
  201. Wilmor J. Objectives for nation physical fitness and dance. London, 1982. -120 p.
Заполнить форму текущей работой