Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Спортивное ориентирование как национально-региональный компонент процесса физического воспитания школьников: На примере основной школы Республики Тыва

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

4%, 56,2%, 11,4% (уровня хорошей и отличной физической ^ подготовленности у учащихся в начале учебного года не было).Статистический показатель обработки результатов всех тестовых нормативов, полученных в конце учебного года, в сравнении их с показателями, полученными в начале эксперимента, находится выше с достоверной разницей значимости — от Р < 0,05 до Р < 0,001. Это свидетельствует о улучшении… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕД Е НИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Теоретические и методологические предпосылки программ по физической культуре
      • 1. 1. 1. Анализ программ школьного физического воспитания зарубежных стран
      • 1. 1. 2. Анализ российских школьных учебных программ по предмету «Физическая культура»
      • 1. 1. 3. Осуществление национально-регионального компонента российского стандарта образования в условиях Республики Тыва
    • 1. 2. Спортивное ориентирование как средство реализации физической культуры
    • 1. 3. Спортивное ориентирование как средство формирования всестороннего развития личности школьника
      • 1. 3. 1. Воспитание нравственных и волевых качеств на уроках спортивного ориентирования
      • 1. 3. 2. Содействие занятий спортивным ориентированием умственному и эстетическому воспитанию личности
      • 1. 3. 3. Влияние спортивного ориентирования на морфо-функциональные особенности школьников

      ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ КАК НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

      2.1. Разработка и научно-методическое обоснование программы по спортивному ориентированию.

      2.2. Планирование учебного материала по спортивному ориентированию 5−9 классов.

      ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ.

      3.1. Апробирование программы по спортивному ориентированию.

      3.2. Обсуждение результатов исследования.

      3.2.1. Анализ физической подготовленности школьников.

      3.2.2. Анализ уровня технико-тактической подготовленности.

      3.2.3. Анализ успеваемости школьников.

      ВЫВОДЫ.

Спортивное ориентирование как национально-региональный компонент процесса физического воспитания школьников: На примере основной школы Республики Тыва (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Национальные республики Российской Федерации в своих концепциях образования предусматривают обучение и воспитание учащихся с учетом менталитета своего народа. Сегодня очевидно, что формирование школы XXI века невозможно без глубокого изучения и использования национально-регионального компонента в системе образования и воспитания. В этом наш богатейший духовный, интеллектуальный ресурс, который обеспечит устойчивость, надежность, перспективность вхождения России в новое тысячелетие. Одним из путей решения этой педагогической задачи должно быть введение национально-регионального компонента (НРК) Государственного образовательного стандарта (ГОС) в содержание образования. В соответствии с учебным планом, принятым Министерством образования Российской Федерации, на указанный компонент отводится в среднем 15−25% учебного времени.

Национально-региональный компонент — это реальная форма функционирования федерального государственного образовательного стандарта в конкретном регионе. Он, построенный с учетом основных дидактических принципов, направлен на развитие творческих умений и навыков учащихся.

В обеспечении уровня физической подготовленности подрастающего поколения, отвечающего требованиям, предъявляемым к человеку современным образом жизни, особое место занимает постановка физического воспитания на всех этапах становления личности.

Особую значимость этот вопрос приобретает в школьном возрасте, когда возрастание умственной нагрузки связанно со значительным ограничением двигательной активности. Двигательная активность обладает мощным защитным действием в случае ее достаточного объема в режиме дня или является фактором риска при ее недостаточности [58- 82- 126- 130- 186].

Особенно актуализируется эта проблема в настоящее время, когда в сфере образования предоставлены большие просторы для разработки программ национально-регионального компонента по физической культуре и спорту. При разработке вариантов школьной программы необходимо учитывать региональные особенности и национальные традиции, которые влияют на здоровье, физическое развитие и двигательную подготовленность детей, что позволяет в свою очередь сохранить традиционную культуру народов [2- 47- 61- 73- 102].

В Республике Тыва (РТ) остается актуальным вопрос о разработке учебных программ по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, в том числе и для дисциплин национально-регионального компонента. Кроме учета национально-этнических традиций и внедрения в учебный процесс национальных видов физических упражнений и игр, следует учитывать региональные особенности, например, географическое расположение и суровые климатические условия Тувы, которые формируют у школьников специальные навыки и умения, отражающие трудовую и бытовую деятельность тувинцев.

В рамках национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования в республике Министерством общего и профессионального образования РТ школам и авторским коллективам предоставлена возможность составления своих вариантов программ. Крайне слабая материально-спортивная база школ Республики Тыва, где 40% школ даже не имеют спортивных залов, отсутствие в продаже спортивного инвентаря и его дороговизна — эти и другие факты говорят о том, что разработка программы для национально-регионального компонента является необходимой.

Таким образом, в свете демократизации и регионализации общего образования, совершенствование содержания физического воспитания общеобразовательных школ Республики Тыва с использованием спортивного ориентирования как национально-регионального компонента и разработка с этой целью учебно-методических пособий являются достаточно актуальными на современном этапе.

Все выше изложенное послужило основанием для выбора темы исследования: «Спортивное ориентирование как национально-региональный компонент процесса физического воспитания школьников».

Объект исследования. Учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию в основной общеобразовательной школе.

Предмет исследования. Спортивное ориентирование как национально-региональный компонент процесса физического воспитания школьников.

Цель исследования. Научно-методическое обоснование программы и организации учебного процесса спортивного ориентирования как национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования.

Гипотеза. Спортивное ориентирование будет способствовать развитию уровня физической подготовленности школьников, умственных способностей, приобретению специальных знаний, умений и навыков при условии, если: его включить в содержание национально-регионального компонента физического воспитания основной школыразработать программу и методические рекомендации по спортивному ориентированию с учётом возраста школьников, национально-региональных особенностей (традиционные знания по ориентированию на местности, благоприятное расположение школ ближе к горно-лесистым массивам и т. д.).

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические предпосылки реализации национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования.

2. Обосновать роль спортивного ориентирования как средства физического воспитании школьников.

3. Научно-методически обосновать и разработать программу по спортивному ориентированию как национально-регионального компонента процесса физического воспитания учащихся основной школы Республики Тыва.

4. В опытно-экспериментальной работе апробировать и дать обоснование эффективности использования программы по спортивному ориентированию в основной школе.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых теоретиков и практиков по теории и методике физического воспитания, спортивного ориентирования В. Г. Акимова, В. М. Алешина, С. Б. Елаховского, Е. И. Иванова, Б. И. Огородникова. В вопросах техники и тактики летнего ориентирования в основу положены труды В. И. Тыкул, А. К. Кивистик, JT.A. Вяткина, Е. В. Сидорчука, Д. Н. Немытова, в вопросах составления вариативной программы по спортивному ориентированию — труды А. П. Матвеева, Н. И. Алексеева, В. З. Афанасьева, Ю. К. Гавердовского, В. И. Ляха, Л. Б. Кофмана, Г. Б. Мейксона, Е. К. Литвинова, М. Я. Виленского, Б. И. Туркунова и др.

Методы исследования: анализ литературных источников по обозначенной проблемевключённое педагогическое наблюдениеанкетный опростестированиепедагогический экспериментметоды математической статистики.

Научная новизна исследования:

1. Научно обоснована эффективность использования спортивного ориентирования как национально-регионального компонента в физическом воспитании школьников.

2. Разработана и апробирована «Программа по спортивному ориентированию для учащихся 5−9 классов общеобразовательных школ Республики Тыва» и учебно-методические рекомендации к ней «Основы спортивного ориентирования», обеспечивающие возможность использования национально-региональных особенностей тувинского народа: традиционные знания, умения и навыки ориентирования на местности.

Теоретическая значимость. Разработанная программа по спортивному ориентированию как национально-региональный компонент для учащихся 5−9 классов основной школы Республике Тыва, её теоретические положения могут служить отправной точкой и теоретико-методологической основой разработки и внедрения научно-обоснованных программ для национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования в Республике Тыва и других регионах.

Практическая значимость. Разработанная программа и учебно-методические рекомендации по спортивному ориентированию для учащихся 5−9 классов предназначены учителям физической культуры школ Республики Тыва и внедрены в содержание национально-регионального компонента физической культуры основной школы. Предложенная методика проведения спортивного ориентирования на уроках физической культуры может быть использована при разработке системы подготовки и совершенствования знаний и умений для начинающих ориентировщиков Республики Тыва, в других республиках, регионах Сибири и Дальнего Востока.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечены методологической обоснованностью выбранных методов, адекватных целям, задачам, предмету исследования, репрезентативностью объема изученных источников и результатов опытно-экспериментальной работы, использованием методов математической обработки полученных данных.

База и организация исследования: исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ №№ 1 и 2 г. Чадана Дзун-Хемчикского района Республики Тыва и осуществлялось в 4 этапа:

Первый и второй этапы (1998;2000 гг.) — организационно-подготовительные, посвящены изучению и анализу научно-методической литературы, касающейся теории и методики спортивного ориентирования, средств и методов подготовки юных ориентировщиков. Изучалась литература по методам контроля тренировочных нагрузок в спорте. Анализу были подвергнуты школьные программы физического воспитания зарубежных и отечественных авторов, проводился сбор материала по истории развития спортивного ориентирования в Туве. Для получения информации проводилось собеседование и интервьюирование с ведущими тренерами по спортивному ориентированию, родителями, спортсменами-ориентировщиками и учащимися.

Разрабатывалась развернутая программа исследования, создавались условия для реализации программы исследования. Проводили анкетирования студентов Тувинского государственного университета, учителей физической культуры сельских школ для получения более точной и развернутой картины состояния процесса физического воспитания в сельской местности. Разработана «Программа по спортивному ориентированию для учащихся 5−9 классов общеобразовательных школ Республики Тыва» и учебно-методические рекомендации к ней «Основы спортивного ориентирования». После анализа результатов опроса и разработки программы по спортивному ориентированию появилась возможность провести педагогический эксперимент.

Третий этап (2000;2002 гг.) — практический, посвящен реализации программы исследования и проведению педагогического эксперимента. По разработанной нами программе занимались учащиеся 5 «а» (10 мальчиков, 11 девочек), 8 «а» (12 мальчиков, 10 девочек) классов школы № 2 (экспериментальные группы). Учащиеся 5 «б» (10 мальчиков, 11 девочек) и 8 «б» (12 мальчиков, 10 девочек) классов школы № 1 (контрольные группы) занимались по общепринятой программе физической культуры. Таким образом, к эксперименту были привлечены 4 класса: два экспериментальных и два контрольных, в каждом из которых по 21−22 школьника, всего 86 человека.

Выбор такого возрастного диапазона был обусловлен необходимостью выявить эффективность содержания процесса физического воспитания в средних классах после введения спортивного ориентирования как национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта, установить оптимальные возможности дифференциации и индивидуализации в обучении школьников, а также оценить влияние предложенной программы на физическую подготовленность, приобретение специальных знаний, умений и навыков и умственное развитие школьников.

Экспериментальные классы занимались физической культурой по разработанной нами программе, а учащиеся из контрольных групп — по общепринятой. Эксперимент проводился в течение одного учебного года, что давало возможность получить достаточно достоверные результаты.

В начале и в конце эксперимента проводились обследования уровня физической подготовленности учащихся опытных и контрольных групп, затем результаты сравнивались и анализировались.

Вычленение факторов, от которых зависит эффективность процесса физического воспитания, рассматривалось нами не по количеству, а по тому, выписывается ли изучаемый фактор — в нашем примере спортивное ориентирование — в основную сущность этого процесса, является ли его структурным составным элементом. Важно было выяснить закономерные связи между ними, логическую последовательность и установить результативность в зависимости от использования данного элемента в педагогическом процессе.

Необходимо было выявить минимум факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование двигательных способностей, которые позволяют объяснить сдвиги, произошедшие в развитии умственных, двигательных способностей и улучшении общего физического развития детей.

Уроки спортивного ориентирования проводились два раза в неделю согласно расписанию для 5,8 классов. Благодаря удачному соседству школы № 2 с лесопарком уроки веселее и занимательнее проводились на пересеченной местности. Для удобства там же в 1985 г. был создан один из учебно-тренировочных полигонов юных ориентировщиков ДЮСШ г. Чадана. Полигон имеет хорошую спортивную карту, богатую самыми разнообразными ориентирами, она корректируется через каждые два года (Приложения 4, 5, 6).

В начале исследования уроки ориентирования на местности проводились в виде прогулок, совмещенных с интересной игрой, придумывая ее таким образом, чтобы, наряду с приобретением первых навыков ориентирования, развивать у учеников сообразительность, внимание, наблюдательность, память.

При этом мы исходили из того, что целенаправленные занятия физической культурой и включение в них национально-регионального компонента (спортивного ориентирования) станут мощным фактором в системе физического развития и повышения физической подготовленности детей.

Четвертый этап (2002;2003 гг.) — обобщающий, заключается в обработке и обсуждении полученных и экспериментальных материалов, оформлении диссертации.

Сведения о внедрении. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики физической культуры Тувинского государственного университета, на научно-практических конференциях ТувГУ, были представлены в виде тезисов и пленарных докладов на межрегиональных научно-практических конференциях: «Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири» (Омск, 2000) — «Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни населения России» (Кызыл, 2003), на международных конференциях: «Становление и развитие науки в Туве» (Кызыл, 2000) — «Биоразнообразие и сохранение генофонда флоры, фауны и народонаселения Центрально-Азиатского региона» (Кызыл, 2002). Автором и его научным руководителем д.п.н., профессором Ооржак X. Д-Н. разработаны «Программа по спортивному ориентированию для учащихся 5−9 классов общеобразовательных школ Республики Тыва» (Кызыл, 2002), учебно-методическое пособие «Основы спортивного ориентирования» (Кызыл, 2002).

Основные положения, выносимые на защиту:

1.

Введение

спортивного ориентирования в Государственный образовательный стандарт в качестве национально-регионального компонента обеспечивает повышение эффективности физического воспитания школьников применительно к условиям Республики Тыва.

2. Программа по спортивному ориентированию для учащихся 5−9 классов общеобразовательных школ Республики Тыва.

3. Реализация программы по спортивному ориентированию способствует повышению уровня физической подготовленности школьников, приобретению специальных знаний, умений и навыков ориентирования на местности, развитию умственных способностей школьников.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 1 рисунок и 15 таблиц. Библиографический список состоит из 207 работ, из них 18 на иностранном языке.

1. По литературным источникам установлено, что спортсмен ориентировщик — это человек, всесторонне развитый и подготовленный, готовый к любым катаклизмам природы и экстремальным ситуациям. Занятия спортивным ориентированием способствуют физическому, умственному развитию, воспитанию волевых и нравственных качеств человека. Спортивное ориентирование по своему содержанию (напряженная физическая работа наравне с интенсивной интеллектуальной нагрузкой) представляет собой особое поле деятельности для изучения.2. Разработанная учебная «Программа по спортивному | | ориентированию для учащихся общеобразовательных школ Республики Тыва» как национально-региональный компонент предмета «физическая культура» и разработанные к ней методические рекомендации «Основы спортивного ориентирования» являются новой формой физического воспитания школьников основной школы республики.3. Результаты эксперимента по специально подобранным тестам для определения уровня физической подготовленности доказали эффективность использования спортивного ориентирования на уроках физической культуры. При сопоставлении полученных результатов тестирования в конце учебного года количество мальчиков экспериментальной группы (5 класс), достигших | | удовлетворительной оценки уровня физической подготовленности, составило.

30,5%, хорошей — 54,9% (в начале года их было 20,4%), отличной — 14,6% (в начале эксперимента таких учащихся не было). В группе девочек количество имеющих подобные оценочные характеристики соответственно составили: удовлетворительной — 32,4%, хорошей — 55,2% (в начале года их было.

20,4%), отличной — 12,4% (в начале года таких учащихся не было). А в экспериментальной группе 8 класса, количество мальчиков, достигпшх удовлетворительной оценки уровня физической подготовленности, составило Щ 21,6%, хорошей — 58,5%) (в начале года их было 23,1%), отличной — 19,9%) (в начале эксперимента таких з^ащихся не было). В группе девочек количество имеющих подобные оценочные характеристики соответственно составили:

32,4%, 56,2%, 11,4% (уровня хорошей и отличной физической ^ подготовленности у учащихся в начале учебного года не было).Статистический показатель обработки результатов всех тестовых нормативов, полученных в конце учебного года, в сравнении их с показателями, полученными в начале эксперимента, находится выше с достоверной разницей значимости — от Р < 0,05 до Р < 0,001. Это свидетельствует о улучшении двигательных способностей школьников, занимающихся по разработанной программе спортивного ориентирования.4. Выявлено, что оценочные характеристики и уровневые показатели ^ технико-тактической подготовленности у з^ащихся экспериментальных классов к концу эксперимента заметно улучшились. Общее достижение в технико-тактической подготовленности учащихся экспериментальных классов достигло показателей выше среднего уровня и оценивалось у мальчиков в 4,6 балла, у девочек — 4,5 балла. Прирост этих показателей составляет в среднем от 1,5 до 1,9 баллов. Так, ни один учащийся экспериментальных классов к концу учебного года не остался на уровне низкой оценки технико-тактической подготовленности.5. Установлено, что в результате педагогического эксперимента произошли положительные изменения в умственном развитии учащихся экспериментальных классов. Так, до эксперимента средний балл успеваемости учащихся 5 классов экспериментальных и контрольных групп, соответственно, составлял: мальчики — 3,7 балла, девочки — 3,9 балла. После эксперимента произошло заметное улучшение в показателях успеваемости учащихся экспериментальных классов (ЭК): у мальчиков средний балл успеваемости составил — 4,1 балла, у девочек — 4,3- у учащихся контрольных классов (ICK), соответственно — 3,9 и 4,1 балла, что ниже на 0,2 балла, чем у учащихся ЭК. Аналогичная ситуация наблюдается у учащихся 8 классов: если в начале года мальчики и девочки ЭК и КК, соответственно, имели — 3,8 Щ и 4,0 балла, то в конце года у мальчиков и девочек ЭК показатели возросли на 0,4 балла (4,2 и 4,4), а у учащихся КК возросли на 0,2 балла (4,0 и 4,2).6. Опираясь на результаты опытно-экспериментальной работы, можно отметить достоверно положительные изменения в улз^шении физической подготовленности и в развитии специальных знаний, умений и навыков по спортивному ориентированию учащихся экспериментальных классов, которые свидетельствуют об эффективности предложенной экспериментальной программы. Это дает полное научно-методическое обоснование планирования и организации учебного процесса спортивного ориентирования как национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Современные программы по физической культуре содержат 10−15% времени для регионального компонента, который необходимо использовать для более эффективного развития школьников. Педагогически организованное информационное воздействие должно включать в себя как методы словесного убеждения (беседы, дискуссии и т. п.), так и методы, направленные на активизацию умственной деятельности при усвоении информации (например, решение математических задач, которые по содержанию связаны с пропагандой пользы физкультурно-спортивных занятий и др.).Информация, предоставляемая школьникам с помощью бесед и дискуссий, должна включать в себя как мировоззренческие знания о сущности и социальной значимости физической культуры и спорта, так и знания, раскрывающие основные биологические законы развития и взаимодействия организма с окружающей средой, механизмы влияния физических упражнений на разные его системы и функции. Информация, содержащаяся в математических (или других) задачах, должна на конкретных примерах показывать влияние занятий физическими упражнениями на организм школьника, убеждать в необходимости таких занятий с самого раннего возраста. Для формирования у школьников положительного отношения к физкультурно-спортивной деятельности рекомендуется обеспечить комплексное педагогически организованное воздействие и на учащихся, и на их родителей. Действующие в стране программы по предмету «Физическая культура», для всех регионов нередко вступают в противоречие с особенностями развития детского организма в различных климато географических зонах страны. Использование самобытных физических упражнений народов максимально способствует повышению эффективности уроков физической культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Теоретические и методологические предпосылки программ по физической культуре За последние 15 лет разработано и внедрено несколько школьных программ по физической культуре для общеобразовательных школ. Содержание
  2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня.
  3. Программный материал для уроков физической культуры. (J!
  4. Внеклассные формы физического воспитания.
  5. Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. 13
  6. Анализ программ школьного физического воспитания зарубежных стран Представляем ряд программ зарубежных стран, в которых уроки физической культуры проводятся три раза и более в неделю. Анализу подвергались наиболее распространенные варианты школьных программ по физической культуре некоторых зарубежных стран. 17
  7. Развитие навыков к обучению.
  8. Выработка наиболее оптимальной шкалы оценки знаний школьников,
  9. Компетентность по пяти основным учебным дисциплинам.
  10. Соответствие принятым в мире стандартам знаний по математике и образования: другим предметам естественного цикла.
  11. Достижение всеобщей грамотности населения, и в первую очередь молодежи.
Заполнить форму текущей работой