Педагогическая технология формирования физической культуры учащихся на основе опережающе-концентрированного варианта освоения учебной программы
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций учебных пособий, научных статей и тезисов выступлений, которые докладывались и получили одобрение на конференциях различного уровня: Международной (Ставрополь, 1998 г.), Всероссийской (Карачаевск, 1998 г.), региональных (Кропоткин, 1999 г.- Ставрополь, 2000 г.), межуниверситетской (Майкоп, 1996 г… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ % ШКОЛ
- 1. 1. Современное состояние основных составляющих образовательной технологии формирования физической культуры учащихся
- 1. 2. Состояние физической культуры и здоровья учащихся средней общеобразовательной школы
- 1. 3. Научно-практические варианты построения содержания и организации учебного процесса
- ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Задачи и методы исследования
- 2. 2. Организация исследования
- ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
- 3. 1. Общие подходы в содержании и организации учебной деятельности в опытно-экспериментальных классах
- 3. 2. Организация учебного процесса на основе опережающе-концентрированного распределения и освоения программного материала в экспериментальных классах
- 3. 3. Организация учебного процесса в контрольных классах
- ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧАЩИХСЯ ОДИННАДЦАТЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬ -НОЙ РАБОТЫ
- 4. 1. Мотивационно-ценностные ориентации и степень включенности в физкультурно-спортивную деятельность
- 4. 2. Количественные и качественные показатели физической и спортивно-технической подготовленности
- 4. 3. Психолого-педагогические условия и основные факторы, обеспечивающие эффективность планирования и освоения учебного материала по физической культуре
Педагогическая технология формирования физической культуры учащихся на основе опережающе-концентрированного варианта освоения учебной программы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Физическая культура в системе средней общеобразовательной школы развивается в ее целостной структуре и отражает те преобразования, которыми в настоящее время живет общество. Она имеет свои специфические особенности: конкретная ее направленность как предмета определяется не только общими социальными задачами, но и постоянно изменяющимися условиями жизни, к которым готовится молодежь. Поэтому воспитание физической культуры учащихся должно осуществляться на основе научной организации их учебной и внеучебной деятельности с учетом конкретных условий, в которых функционирует образовательная система. Занимая определенное время в обучении и воспитании учащихся, она призвана успешно выполнять разнообразные социальные функции и должна составлять органическую часть всего учебно-воспитательного процесса. Поддерживать и стимулировать естественное физическое развитие школьников, их работоспособность на протяжении всего периода обучения в школеобеспечивать целенаправленное формирование побуждений, связанных с познавательной активностью, с осознанием ценностей физической культуры и деятельности в ней.
Вместе с тем, уровень здоровья, физического развития и двигательной подготовленности школьников в целом еще не соответствует современным требованиям общества, условиям жизни (19,21,29,41,134). Аналогичная ситуация наблюдается и среди молодежи, поступающей в высшие учебные заведения. Физическая культура выпускников общеобразовательной школы в основном констатируется на уровне ситуативном и начальной грамотности ее освоения, низкой степени включенности в физическое самосовершенствование (35,87,88,166,181 и др.). Происходит это в силу того, что проблемы развития системы физического воспитания не отражают в достаточной степени тенденции технологизации учебно-воспитательного процесса и развития образования в целом, и, в частности, решения проблемы преемственности не только внутри системы (школы), но также между школой и вузом.
В целом же проблемы физического воспитания, приобщения детей и учащейся молодежи к здоровому образу жизни практически идентичны во всем мире (51Д04 и др.). Они носят глобальный характер и отражают в основном, следующие научные направления: целеобразование и госстандартизации социального заказа в сфере физической культурыопределение содержания и вариантов распределения программного материалановые формы обучения и воспитания. А также, психолого-педагогические проблемы профессиональной деятельности учителейпостроение и реализацию оздоровительных программорганизация современного урока, формирование мотива-ционно-ценностных ориентаций, двигательных навыков, воспитание физических качеств и др.
Современные концептуальные положения физического воспитания пересматривают целеполагающие установки. На первый план в качестве ведущей цели выдвигается формирование физической культуры личности. Она содержит в себе в значительной степени образовательный компонент, создающий психолого-педагогические условия реализации личностно-ориентированного и индивидуально-творческого подходов, предоставляющих возможность преобразования процесса обучения и воспитания в процесс самообучения, саморазвития, самовоспитания, самоуправления, самоорганизации, самоконтроля и коррекции своего психического состояния, здоровья и физической культуры в целом.
Задачи, поставленные государственным образовательным стандартом по воспитанию физической культуры в общеобразовательной школе, реализуются посредством планирования и организации учебного процесса, которые могут иметь разнообразные основания и технологические подходы. В этой связи проблема оптимизации и интенсификации воспитания физической культуры учащихся, внедрение научных принципов планирования актуализируется и требует творческого ее изучения и развития в плане научно-исследовательской и методической работы.
Анализ научно-литературных источников, практического опыта, изучение состояния и путей совершенствования воспитания физической культуры учащихся говорит о том, что обосновываются разнообразные подходы к построению и совершенствованию учебного процесса. Его идеологической составляющей (концепций и принципов), организации, планированию, распределению программного материала и времени на освоение его разделов, использованию различных вариантов содержания учебных занятий, форм, средств и методов (17, 27, 35, 51, 56, 59, 60, 77, 78, 85, 90, 103, 106, 107, 110, 125,167,182,190).
Однако, при наличии современной концепции воспитания физической культуры учащихся, обширного объема научной и методической информации, на практике не наблюдается широкое их внедрение. Проблема воспитания физической культуры школьников находит свое решение, как правило, в реализации лишь отдельных составляющих физическую культуру личности и, в большинстве случаев, основных компонентов физического совершенствования — двигательных навыков и физических качеств. При этом в программах, учебных планах и графиках недостает обоснованности в подходах к распределению часов на освоение определенных физических упражнений и разделов.
Не всегда учитывается сочетание образовательных и воспитательных задач, специфика формирования знаний, в соответствии с поступательной сложностью и степенью их абстракции, мотивационная поддержка каждой дидактической единицы. В учебном процессе не получила отражение значимость перехода от преимущественно информативных закрытых форм к активным, открытым д ля понимания школьника формам и методам обучения и воспитания с включением элементов проблемности, творческого поиска, широким использованием самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, обучения способам организовывать ее.
В доказательстве эффективности различных вариантов распределения программного материала, методических подходов, их использования не всегда присутствует глубина логического обоснования с точки зрения психолого-педагогических и физиологических закономерностей, а также слагаемых педагогической технологии и теории оптимизации.
В настоящее время еще не получил научного обоснования технологический подход опережающе-концентрированного варианта распределения и освоения программного материала по физической культуре.
В целом же, при изучении состояния воспитания физической культуры учащихся в средней общеобразовательной школе можно констатировать наличие ряда устойчивых противоречий между:
— необходимостью наличия высокой степени готовности к биосоциальной адаптации выпускников средней общеобразовательной школы и не соответствующим к этому состоянием их психофизического здоровья;
— запросом обеспечения требований социального заказа по формированию физической культуры в системе образования и реальной учебно-воспитательной практикой, в недостаточной степени реализующих их;
— наличием инновационных представлений о формировании физической культуры учащихся и отсутствием полноты адекватных педагогических технологий, обеспечивающих их реализацию в условиях школьной системы воспитания.
Выявленные противоречия определили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована в следующем содержании: каковы педагогические условия, определяющие эффективность технологии опережающе-концентрированного варианта распределения и освоения программного материала по физической культуре в общеобразовательной школе.
Цель исследования — научно-экспериментальное обоснование технологи планирования и освоения учебного материала по физической культуре в общеобразовательной школе.
Объектом исследования является формирование физической культуры школьников, предметом — технология опережающе-концентрированного варианта распределения и освоения содержания учебного материала по дисциплине «физическая культура» .
В качестве рабочей гипотезы исследования принято, что эффективность воспитания физической культуры учащихся может быть существенно повышена при условии если:
— учебный процесс будет осуществляться на основе технологии опережающе-концентрированного варианта распределения и освоения программного материала;
— система воспитания физической культуры учащихся воплощается через педагогическую технологию в определенные государственным образовательным стандартом и программой диагностируемые результаты;
— процесс воспитания физической культуры обеспечивает интеграцию личности пжольника в мотивационно-ценностные ориентации, различные виды физкулыурно-спортивной деятельности, самообразование и физическое самосовершенствование.
Общую методологию исследования составляют философские идеи о единстве теории и практики, духовного и телесного в структуре личностио природе сущности деятельности в развитии человека.
Теоретическим фундаментом исследования выступают педагогические теории технологии обучения (Ю.К. Бабанский, ММ. Поташник, 1983; В. Ф. Венда, 1990; В. СЛеднев, 1991; Б. Т. Лихачев, 1992; В .П. Беспалько, 1995 и др.) — теории физического воспитания (А.Д. Новиков и др., 1968; Н. И. Пономарев, 1974; JUL Матвеев, 1984; А. П. Матвеев, 1997; В. Н. Столяров, 1987 и др.) — теории физической культуры личности (Н.Н. Визигей, 1989; М. Я. Виленский,.
П.И. Ключни., 1989; Л. И. Лубышева, 1993; А. П. Матвеев, В. Н. Непопалов, 1994; В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, 1995; А. В. Лотоненко, А. С. Игнатьев, ЕЛ. Стс-бельцов, 1996; В. А. Петьков, 1999; Г. М. Соловьев, 1999) и педагогической технологии ее формирования (МЛ. Виленский, Г. М. Соловьев, 1999).
Основные положения, выносимые на защиту:
— технология опережающе-концентрированного варианта планирования и освоения программного материала рассматривается как система содержания, организации и управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихсяусловия, функционирования которой определяются принципом оптимизации, психолого-педагогическими и физическими закономерностями обучения и воспитания;
— использование педагогической технологии опережающе-концентрированного распределения и освоения учебного материала по физической культуре осуществляется на основе технологии опережающего обучения, направленного на активизацию саморазвития учащихся, сопряженного с трансформационным подходомв аспекте, которого образовательно-воспитательный процесс рассматривается как одновременное формирование знаний, качеств, способностей в структуре изучаемого (осваиваемого) материала и навыков, качеств, необходимых для предстоящей учебной и самостоятельной внеучебной деятельности, как трансформация одной структуры-стратегии в другую;
— эффективность технологии достижения гарантированного результата обеспечивается педагогическими условиями и функциональной моделью процесса формирования физической культуры учащихся, включающей в себя следующие операции: определение содержания обучения и последовательности его освоения, содержания уроков, построение структуры занятийразработку проекта мотивационной поддержки, оптимальной модели организации и управления физическим совершенствованием, внеучебной самостоятельной деятельностьюсоздание системы контроля качества усвоения материалаобеспечение учебно-методическим оснащением образовательной технологии учащихся.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе опытно-экспериментальной работы обоснована на примере учащихся одиннадцатых классов общеобразовательной средней школы эффективность педагогической технологии опережающе-концентрированного варианта распределения и освоения учебного материала по дисциплине «физическая культура», интегрирующая концентрированный вариант планирования программного материала, технологию опережающего обучения и трансформационный подход в образовании. Определенно и ее влияние на формирование физической культуры учащихсявыявлены сущностные характеристики данной технологии и педагогические условия, ее обеспечивающие.
В теоретическом аспекте результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки теории педагогических технологий (различных вариантов их модульных конструкций), оптимизируя процесс воспитания физической культуры учащихся. Выявленной в отношении совокупности психолого-педагогических условий и основных факторов, обеспечивающих эффективность педагогической технологам формирования физической культурыс учетом физиологических закономерностей физического воспитания реализуемых в технологических принципах формирования физической культуры личности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в организации процесса воспитания физической культуры в системе довузовского образования. В частности: в аспекте распределения учебного материала, последовательности его освоения, структуры урока, эффективности использования времени, учебно-методического обеспечения, технологизации.
Достоверность и надежность полученных научных результатов и выводов, содержащихся в диссертации, обеспечена совокупностью его методаческих и теоретических положений. Которые позволяют наметить научный подход к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу, использованием разнообразных методов исследования взаимодополняемых и адекватных предмету, цели, задачам. А также экспериментальной проверкой эффективности разработанной технологии процесса воспитания физической культуры учащихся.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций учебных пособий, научных статей и тезисов выступлений, которые докладывались и получили одобрение на конференциях различного уровня: Международной (Ставрополь, 1998 г.), Всероссийской (Карачаевск, 1998 г.), региональных (Кропоткин, 1999 г.- Ставрополь, 2000 г.), межуниверситетской (Майкоп, 1996 г.), Ставропольского госуниверситета (1996 г.). Внедрение результатов осуществлялось в непосредственной педагогической деятельности автора в гимназии № 25 г. Ставрополя, в процессе практических занятий по физической культуре, проведения спецсеминара «Основы знаний по физической культуре», педсоветах, методических объединениях средних общеобразовательных школ, в системе повышения квалификации учителей физической кудьтуры Ставропольского края по проблемам воспитания физической культуры учащихся. Материалы исследования внедрены в гимназии № 25 г. Ставрополя, в муниципальном общеобразовательном учреждении лицеи № 15 г. Ставрополя и в средней общеобразовательной школе № 12 г. Новоалександровска Ставропольского края.
Разработаны и опубликованы учебные пособия, которые внедрены в практику работы общеобразовательных школ. Учебное пособие «Основы знаний по физической культуре» рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Ставропольского края.
выводы.
1. Процесс формирования физической культуры учащихся приобретает управляемый характер при использовании образовательных технологий, опирающихся на технологические принципы: взаимосвязи элементов системы педагогической технологии (информационной, инструментальной, социальной) — ди-агностичности целеполаганияфункциональной полноты формирования физической культуры учащихсянаучности преподаваемых знаний, постепенной их поступательной сложностифункциональной взаимосвязи содержания воспитания физической культуры и его форм и методовоткрытости функциональных и методических действийобъективной оценки конечного результатакультурологического подходазавершенности, преемственности самоопределения и развития физкультурного образованияоптимизации.
2. Педагогическая технология опережающе-концентрированного распределения и освоения учебного материала по физической культуре представлена как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, основанная на опережающем обучении (направленном на активизацию саморазвития), а также трансформационного подхода (обеспечивающего одновременное формирование знаний, качеств, способностей в структуре изученного материала и необходимых навыков, качеств предстоящей учебной и самостоятельной деятельности), как трансформация одной стратегии в другую.
3. Формирование физической культуры учащихся, определяемое технологией опережающе-концентрированного распределения и освоения программного материала в его относительно законченные учебно-тренировочные модули занятий, направленной также на концентрацию, усилий учителей и учащихся на решение чёткого выделения образовательно-воспитательных задач, является более эффективной в сравнении с параллельно-рассредоточенным и комплексным вариантом форм содержания занятий. В ходе уроков преимущественно с однородным содержанием учебного материала в большей степени реализуются психолого-педагогические и физиологические закономерности физического воспитания. Концентрация учебного материала позволяет более длительно, систематически направленно воздействовать на центры и функции организма учащихся, обеспечивающих усвоение знаний, формирование умений, навыков и качествболее основательно и последовательно решать задачи воспитания физической культуры.
4. В условиях опережающе-концентрированного планирования и освоения учебного материала обеспечивается выраженный воспитательный эффект на формирование мативационно-ценностных ориентаций. Если в начале исследования весьма положительно к урокам физической культуры относилось от 44,0 до 56,0% учащихся опытно-экспериментшгьных классов, то к его завершению в экспериментальных классах их стало на 42,9%' больше у юношей и на 32% у девушек. В контрольных классах соответственно на 18,7% и 21%. Значительно вырос и рейтинг знаний в экспериментальных классах, потребность в них заняла ведущее место в сфере их физической культуры, в контрольных — лишь вышла на третье место. Достоверно изменилось и отношение учащихся к здоровому образу жизни в экспериментальных классах, при стабильности его в контрольных.
5. Опережающе-концентрированное обучение обеспечивает высокое качество усвоения знаний, подготовку и психологическую готовность к предстоящей деятельностиспособствует саморазвитию, самообразованию, самокоррекции, включению учащихся в процесс самовоспитания и физического самосовершенствования, а также развитию умения использовать знания в самостоятельной физ-культурно-спортивной деятельности. При сдаче экзаменов по теоретическому курсу физической культуры отличных оценок в экзаменационных классах было на 30% больше, чем в контрольных. Количество учащихся, умеющих планировать и организовывать различные формы физической культуры в процессе физического самосовершенствования, в экспериментальных классах возросло на 72,5% у юношей и 69,2% у девушек, в контрольных классах на 36,2% у юношей и на 39,2% у девушек. Существенно увеличилось число учащихся экспериментальных классов, занимающихся утренней гимнастикой и самостоятельными физическими тренировками (у юношей с 41,9 до 74,8%, у девушек с 22,4 до 66,4%). В контрольных классах таких школьников стало незначительно больше. Изменения произошли в экспериментальных классах и по количеству занимающихся в спортивных секциях (их стало больше среди юношей на 17,5%, а среди девушек на 23,3%).
6. Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют констатировать позитивные сдвиги в количественных и качественных показателях физической и спортивно-технической подготовленности.
В экспериментальных классах зарегистрированы положительные сдвиги, достоверно (в большинстве случаев при Р<0,01 и Р<0,001) превышающие показатели учащихся контрольных классов и отвечающие требованиям Госстандарта и Государственной программы.
7. Определена и экспериментально подтверждена совокупность психолого-педагогических условий и основных факторов, обеспечивающих эффективность педагогической технологии формировании физической культуры учащихся:
— процесс воспитания физической культуры осуществляется по законам функционирования системы, наличию структурированности, взаимосвязи, взаимообусловленности её основных элементов (информационного, инструментального и социального);
— эффективность учебно-воспитательного процесса обеспечивается учётом психолого-педагогических и физиологических закономерностей физического воспитания, реализующихся в общих, методических и технологических принципах формирования физической культуры учащихся;
— содержание организационно-методического фактора предполагает необходимость решения многочисленных задач воспитания физической культуры в условиях двух занятий в неделю, требует определения оптимальных вариантов методических подходов, в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта распределения и освоения программного материала, то есть, наилучшего плана деятельности, варианта технологической модели, операций, процедур, форм занятийсоздание оптимальных условий для учебной деятельности, умелого стимулирования, контроля и коррекции действий и деятельности учащихся;
— психолого-педагогический фактор определяется содержанием, качеством и уровнем организации и проведения занятий, создает условия для формирования мотивационно-ценностных ориентации, положительного отношения к занятиям на фоне повышенной активности и эмоциональности учебной деятельности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд практических рекомендаций для учителей физической культуры.
1. При организации учебно-воспитательной работы по физической культуре целесообразно использовать опережающе-концентрированный вариант распределения программного материала. Последовательность его освоения может быть такой, какая представлена в данной работе (глава 3). Однако, учитывая, что школы в различных регионах имеют неодинаковые условия (материальная база, национальные традиции, климат), важно понять суть конкретного технологического процесса. Каждый учебно-тренированный модуль (цикл, система занятий) предполагает преемственность следующего в формировании знаний двигательных умений и навыков, в развитии физических качеств. Каждому модулю присущи конкретные задачи, помимо конкретных в системе ряда занятий решаются и общие задачи.
2. Структура и содержание распределения программного материала обязательно должна включать в себя решение образовательно-воспитательных и психолого-педагогических задач, раскрьгоающихся в практическом, теоретическом и методическом разделах занятий и разделе управления физическим самосовершенствованием.
3.Если брать в расчёт более длительный период обучения учащихся общеобразовательной школы -9, -10, -11 классы, то учебный материал желательно концентрировать в более продолжительные циклы занятий по освоению одного или двух видов спорта. Это может быть целое полугодие учебно-тренировочных занятий однородной направленности, с учётом общефизической подготовленности (например, баскетбол плюс ОФП и т. п.).
4. Решение задачи воспитания потребности и интереса к занятиям физической культурой должно осуществляться посредством создания мотивацион-ной поддержки каждой дидактической единицы, каждого задания через потребностъ организма занимающихся в физических упражнениях, через сами упражнения (физические нагрузки) и постоянно формируемое сознание, убеждение, мировоззрение.
5.Включенное самообразование, самовоспитание требуют контроля и коррекции, для этого необходимо, чтобы учащиеся имели соответствующие дневники, тетради, которые учитель периодически просматривал. В эти тетради заносятся результаты испытаний, планы тренировок, данные самоконтроля. Контроль осуществляется лишь с целью коррекции на основе сотрудничества.
6. Учебные пособия, разработанные в процессе исследования для организации факультатива по теоретическому курсу физического воспитания и физического самосовершенствования учащихся, могут успешно использоваться не только в практике общеобразовательных средних школ, но и в системе среднего профессионального образования.
Список литературы
- Абросимова Л.И. Медицинские проблемы изучения влияния физического воспитания на организм школьников.//Физическое воспитание и школьная гигиена школьников: Тез. 1 Всесоюз. конф. (г. Махачкала, ноябрь, 1978). М., 1978.-С. 154.
- Аверкович Н.В., Зациорский В. М. Факторный анализ подготовки //Теория и практика физической культуры.- 1986. № 10. — С. 47−49.
- Алексеев НИ, Афанасьев В. З., Бессуднов АЛ и др. Физическая культура: образовательная программа для учам&ихся средней общеобразовательной школы /Под ред. АЛ. Матвеева. М: Радио и связь, 1995 — 216 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988. -253 с.
- Арвисто М.А. Ценностные отношения как мотивационное ядро спортивной деятельности// Науч. тр./ ВНИИФК за 1970 г. -, 1972.- Т.1. М. -С. 164−166.
- Арвисто М.А. Связь ценностных ориентаций и физкультурной активности в образе жизни//Спорт в современном обществе. М., 1980, — С. 5455.
- Арвисто М.А. Мотивация физкультурно-спортивной деятельности// Физическая культура и советский спорт. М., 1982. — С. 34−37.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.-М.: Физкультура и спорт, 1978.-228с.
- Ахаев А.В. Формирование мотивационного отношения школьников к физической культуре: Дис. .канд. пед. наук. Барнаул, 1995. — 173 с.
- Бабанский Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса. Киев: Пед. школа, 1983. — 287 с.
- Бобкин А.И. Современный урок физической культуры, проблемы, цели, типология, творчество и актуальные проблемы физической культуры: Материалы региональной науч. практ. конфер. Ростов-на-Дону, 1985. -Т.4. — С. 100−104.
- Бажуков С.М. Здоровье детей общая забота. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 127 с. t
- Баландин В.П., Чернецов В. Н., Григорьев О. Д. Подростковый клуб как форма спортивно-массовой работы со школьниками по месту жительства //. Физическое воспитание и школьная гигиена: Тезисы докл. IV Все-союз. Конф. М., 1991. — С.46.
- Бальсевич В .К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоровье, 1987. 224 с.
- Бальсевич В.К. Здоровье в движении. — М.: Советский спорт, 1988. — 48 с.
- Бальсевич В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995, — № 4. -С.2−7.
- Барышева Н.В. О развитии физкультурного образования в системе образовательных учреждений //Физическая культура основа здорового образа жизни: Докл., тез., материалы 2-й Всерос. науч. практ. конф. — Самара, 1996. — С. 17−20.
- Бауэр В.Г. Учитывать интерес и возможности// Физическая культура в школе. 1998. — № 5. — С. 63.
- Беспалько В.П. Реформируется ли образование? //Мир образования. -М.: Высшая школа, 1995. № 10. — С. 15.
- Бернггейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.-С.19.
- Богданов Г. П. Школьникам здоровый образ жизни (Внеурочные занятия с учащимися по физической культуре). М.: Физкультура и спорт, 1989. — 192 с.
- Богданов Г. П. Будьте здоровы!. Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в клубной, кружковой работе с молодежью и взрослыми: Методическое пособие. М.: ВНМЦ НТ и КНР МК СССР, 1990. — 108 с.
- Бурханов А.И. Актуальные проблемы школьной валеологии //Физическая культура основа здорового образа жизни: Докл., тез., материалы 2-й Всерос. науч. практ. конф. — Самара, 1996. — С.56−61.
- Вавилов Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания в СССР // Теория и практика физической культуры.- 1990. № 10. — С. 2−9.
- Вавилов Ю.Н., Вавилов Н. Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи //Теория и практика физической культуры. 1995. — № 5−6. — С. 54−60.
- Вайнов В.П. Только две реплики //Физическая культура в школе. 1997.-№ 2. — С.4−5.
- Вайнер Э.Н. Утверждение здорового уровня жизни как социальной проблемы. Физическая культура, здоровый образ жизни //Тез. докл. Всерос. науч. практ. конф. Липецк, 1998. — С.20−21.
- Венда В.Ф. Система гибридного интеллекта: эволюция, психология, настроение. М.: Просвещение, 1990. — 291 с.
- Визитей Н.Н. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты). Кишинев, 1989. — С.3−25.
- Виленский М.Я., Сафрин Р. С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: Учеб. Пособ.-М.: Высш. Шк., 1989. С.33−36.
- Виленский М. Я. Внуков А.П. Цель и целеполагание в педагогической деятельности преподавателя физического воспитания высшей школы // Теория и практика физкультуры.-1986. № 8.-С.14−16.
- Виленский МЛ. Литвинов Е. Н. Физичиское воспитание школьников: вопросы перестройки // Физическая культура в нжоле.1990.- № 3 С.2−7.
- Виленский М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов в процессе их формирования: методология и теория // Теория и практика физической культуры. 1991. № 11. — С. 8790.
- Виленский М.Я., Литвинов Е. Н., Туркунов Б. И. Базируясь на одном виде спорта // Физическая культура в школе. 1993. № 2. — С. 13−17.
- Виноградов П.А., Лашинский В., Окулько Ю. Новые формы обучения и физическая культура // Проблемы физического состояния и работоспособности детей и молодежи.: Тез. докл. Всерос. науч. практ. конф. М., 1994. — С.23−24.
- Виноградов П.А. Физическому воспитанию детей приоритетное развитие //Актуальные проблемы физической культуры: Материалы региональной науч. практ. конфер. Ростов-на-Дону, 1995. — Т.2. — С.15−17.
- Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни (проблемы и перспективы использования средств массовой информации в их пропаганде). М.: Мысль, 1990. — 288 с.
- Водолажский Г. Г. Исследование интереса учащихся 5−10 классов общеобразовательных школ к занятиям физическими упражнениями и педагогические условия его воспитания: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1969. 22 с.
- Войтенко В.В. Разрушенная пирамида Кубертена //Теория и практика физической культуры. -1991. № 2. — С. 15−18.
- Волкова С.С. К вопросу о нормировании нагрузок на уроках физической культуры // Физическое воспитание и школьная гигиена: Тезисы докл. IV Всесоюзн. конф. М., 1981. — С.299.
- Голещина И.И. К вопросу об отношении педагогического коллектива школы к занятиям физической культурой // Физическая культура и здоровый образ жизни: Тез. докл. 2-й Всесоюз. науч. практ. конф. Липецк, 1981.-С.40.
- Горбунова Е.А. Некоторые социально-психологические аспекты здоровья //Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века: Материалы Всерос. науч. практ. конфер. М., 1994. — С.24−27.
- Горбунова Е.А. К вопросу о физической подготовленности школьников // Проблемы физического состояния и работоспособности детей и молодежи: Тез. докл. Всерос. науч. практ. конф. М., 1994. — С.33−34.
- Гусев Н.В. Свободная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе // Биолого-гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся: Тез. докл. научно-практич. конф. Коломна, 1992.-С. 152.
- Гуськов С.И. Физическое воспитание в школах США //Физическая культура в школе. 1995. — № 2. — С.69−73.
- Гуськов С.И. Физическое воспитание в школах США //Физическая культура в школе. 1995. — № 4. — С.71−75.
- Жидких В.П. Некоторые проблемы физического воспитания в высших учебных заведениях //Актуальные проблемы физической кутуры: Материалы региональной науч. практ. конфер. Ростов-на-Дону, 1995. — Т.4. -4.1. — С.98−100.
- Жолдак В.И. Концептуальная схема повышения социально-экономической эффективности физкультурно-спортивного движения //Теория и практика физической культуры. -1991. -№ 9. С.24−26.
- Захаров Ю.С. Повышение интереса к урокам физической культуры учащихся // Физическое воспитание и школьная гигиена: Тез. IV Всесоюзн. Конф.-М., 1991.-С.145.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. -М.: Физкультура и спорт, 1966. 200 с.
- Зациорский В.М., Бондаревский ЕЛ., Петросян А. Н. Спортивная метрология. Проблема оценки спортивных достижений. М.: ГЦОЛИФК, 1975.-66 с.
- Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. М.: Физкультура и спорт, 1979. -152 с.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. — с. 203−204.
- Зимкин Н.В. Физиология человека. М.: Физкультура и спорт, 1975. -496 с.
- Зимкин Н.В. Роль физического развития и физической подготовки в повышении эффективности физического и умственного труда //Физиологические основы повышения эффективности труда: Сб. статей. Л., 1978.- 138 с.
- Ильина Л.Н. К вопросу о профессионализме деятельности учителя физической культуры //Теория и практика физической культуры. 1994. -№ 3−4. — С.9−11.
- Кадетова А.В. О программе массового тестирования школьников // Здоровье и физическое развитие населения России на рубеже XXI века: Материалы науч.-практ. конф. М., 1994. — С. 35−36.
- Кадрялис К.К. Педагогические основы информационного воздействия на отношение школьников к физкультурно-спортивной деятельности Дисс. д-ра пед. наук. М., 1991.
- Карпушко Н.А., Прихотько В. В., Лубышева Л .И. Возвращаясь к населению: физкультурное образование, физкультурная деятельность, школьная физическая культура в аспекте методического анализа // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 9−10. — С.2−7.
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов общеобразовательной школы. М.: Просвещение. 1987. — 47 с.
- Коробков А.В., Заморенов Б. К. Исследование динамики умственной деятельности и быстроты движений в условиях различных многократных физических нагрузок и отдыха //Физическая проблема тренированности: Сб. статей. М., 1973. — 142 с.
- Косихин В.А. Формирование педагогической готовности будущих учителей-предметников к организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. -22 с.
- Коссов Б.Б. Комплексная методика изучения психомоторики и личности школьников. Сб. науч. трудов. — М., 1989. — С. 21−37.
- Корнеев В. Не надо панацей// Физическая культура в школе. 1999. -№ 4. -С.12−13.
- Крестовников А.Н. Физиология спорта. М.: Физкультура и спорт, 1939. -410 с.
- Крещенко И.Н., Ромаева Н. Б., Ваганова Е. Ф. Программное обеспечение развития социально-образовательного пространства Ставропольского края //Вестник. Ставрополь: СГУ, 1996. — № 8, — С.4−6.
- Кудинов С.И. Вводная часть урока: неиспользованные резер-вы//Физическая культура в школе. 1994. — № 3. — С.21−24.
- Кудрявцев В.Г. Физическое совершенство. М.: Физическая культура и спорт, 1972. — 76 с.
- Кутепов М.Е. Ценности в области физической культуры и спорта как предмет социологического анализа // Ш Всемирн. конф. по социологическим проблемам физической культуры и спорта. Тезисы. М., 1977. С. 32−33.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — С.24−28.
- Лесгафт П.Ф. Массовая физичнеская культура на селе. Киев: Здоровье, 1986.-76 с.
- Лисицин Е.П. Эффективность круглогодичных уроков физической культуры на открытом воздухе с использованием нестрандартного оборудования // Физическая культура и здоровый образ жизни: Тез. докл. П Все-союзн. научн.-практ. конф. Липецк, 1991. — С. 61−62.
- Литвинов Е.Н. Актуальные проблемы развития физической культуры и формирование здорового образа жизни //Физическая культура основа здорового образа жизни: Докл., тез., материалы 2-й Всерос. науч. практ. конф. — Самара, 1996. — С.5−7.
- Лихачев Б.Т. Курс лекций :Учеб. пособие. М.: Прометей, 1992. — 526 с.
- Лубышева Л.И., Грузных Г. М. Физическая культура: Всероссийская базисная учебная программа для высших учебных заведений /Под ред. С. В. Малиновского. М.: МЭИ, 1991.-48 с.
- Лубышева Л.И., Грузных Г. М. Теоретико-методическое обоснование физкультурного воспитания студентов //Теория и практика физической культуры. -1991. № 6. — С.9−12.
- Лубышева Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов ВУЗов //Теория и практика физической культуры. 1993. — № 3. — С.19−21.
- Лубышева Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов //Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5−6. — С.15−18.
- Лубышева Л.И., Косихин В. П. Кадровая политика развития инновационных процессов в физкультурном воспитании //Теория и практика физической культуры. 1997. — № 1. — С.2−4.
- Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С.10−15.
- Лукьяненко В.П. Новый подход к решению проблемы целеполагания в школьной физической культуре//Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы науч.-практич. Конф., посвященной 50-летию ФФК. Старополь, 1998. — С.37−39.
- Лукьяненко В.П. Об одной вековой дискуссии // Физическая культура в школе, 1997. № 3. — С. 52−57.
- Лукьяненко В.П. Соответствует современным принципам образования //Физическая культура в школе. -1997. № 2. — С.5−8.
- Лупаненко В.В. Замысел оцениваю положительно //Физическая культура в школе. 1997. — № 2. — С.3−4.
- Любомирский JI.E. Возрастные особенности движений у детей и подростков. М.: Педагогика, 1979. 96 с.
- Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе //Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 9. — С. 10−14.
- Лях В. И. Физическое воспитание в общеобразовательных школах западной Европы: состояние и перспективы //Теория и практика физической культуры. 1995. — № 5−6. — С.55−58.
- Лях В. И. Физическое воспитание в школах Польши: состояние и перспективы //Теория и практика физической культуры. 1995. — № 6. -С.74−77.
- Лях В. И. Мейксон Г. Б. Базовый компонент необходим //Физическая культура в школе. 1991. № 1. — С. 2−7.
- Лях В.И., Мейксон Г. Б., Копылов Ю. А. Передовой педагогический опыт: научный анализ, проблемы, находки. М.: Знание, 1992. — 96 с.
- Лях В. И. Современные тенденции физического воспитания учащихся стран Западной Европы // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современноых условиях: Тез. докл. Междунар. на-учн.-практ. конф. Улан-Удэ, 1995. — С. 100−101.
- Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс /Пер. с нем. под ред. М. Я. Виленского и О. С. Метлушенко. М.: Аспект Пресс, 1995. — С.94.
- Матвеев Л.П. Очерки по теории физической культуры / Тр. ученых социалистических стран. М.: Физкультура и спорт, 1984. — С. 103−107.
- Матвеев А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры. М.: Физк. Образов. Наука, 1997.- 120 с.
- Матвеев А.П., Непопалов В. Н. Физическая культура: физкультура и развитие человека // Теор. и практ. физ. культуры. 1994. — № 9. — С. 2−6.
- Мелихова Г. Н., Дмитриева О. И. Формирование потребности быть здоровым //Физическая культура основа здорового образа жизни: доклады, тезисы, материалы 2-й Всерос. науч. практ. конфер. — Самара, 1996. -С.105−108.
- Методические рекомендации по оценке физической подготовленности учащихся сельских общеобразовательных школ различных климато-географических зон СССР / Ю. Л. Сбруев, В. В .Кудрявцев, Б. М. Шиян и др. Тернополь, 1985. — С. 4−11.
- Мейксон Г. В. и др. Домашние задания по физической культуре //Методические рекомендации для учителей физической культуры.- М., 1987. 69 с.
- Мидюк П.Л. Проект лишает учащихся целей обучения //Физическая культура в школе. 1997. — № 2. — С.4.
- Мурсинова P.M. О подготовке учителей-предметников к работе по физическому воспитанию учащихся //Физическая культура и здоровый образ жизни: Тез. докл. 2-й Всесоюз. науч. практ. конф. Липецк, 1991. -С.115−116.
- Непомнящая Н.И. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка. Сб. научн. тр. -М.: 1975. — 161 с.
- Новиков А.Д. и др. Теория и методика физического воспитания. 2 Т: Методика физического воспитания лиц различного возраста. М.: Физкультура и спорт, 1968. — С.22−131.
- Орбели Л.А. Лекции по вопросам высшей нервной деятельности. Л., М.: Изд-во АН СССР, 1954.
- Организационно методические материалы, Российский совет ФСО Юность России. М.: Физическая культура в школе. — 1994. — № 3. — С.70−73.
- Осин В.И., Тарасенко А. А. Опыт создания районного Детского центра охраны здоровья детей //Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века: Материалы Всерос. науч. практ. конф. М., 1994ю — С.66−67.
- Пальнау Н.А. Исследование взаимосвязи между двигательной активностью, физической работоспособностью и функциональным состоянием кардиореспираторной системой школьников Северного Казахстана: Ав-тореф. дис. канд. биол. наук, — М., 1989. -21 с.
- Павлов И.П. Полное собрание трудов. Т.1. — 5. — М.: Изд-во АН СССР, 1940 — 1949.
- Петровская Е.К. Здоровый образ жизни: Для бесед со школьниками //Физическая культура в школе. 1995. — № 2. — С.74−76.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1984. — С.21−33.
- Петьков В.А. Теоретические основы и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования: Автореф. дис.. .д-ра пед.наук. Краснодар., 1999. — 46 с.
- Петьков В.А. Формирование физической культуры личности будущего специалиста// Материалы Всерос. науч.-метод. конф. Краснодар, 1998. — С.28−32.
- Похлебин В.П. Уроки здоровья. М.: Просвещение, 1998. — 96 с.
- Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. -М.: Физкультура и спорт, 1974. 186 с.
- Прозументова Г. Н. Некоторые вопросы определения сформированное&trade- ценностных ориентации учащихся //В кн.: Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск, 1978.-С. 37−63.
- Прокофьев В.П. Поменять систему проведения уроков// Физическая культура в школе. 1998. — № 2. — С.53.
- Прудников В.А. Формирование здорового образа жизни и физического здоровья детей //Физическая культура основа здорового образа жизни: Докл., тез., материалы 2-й Всерос. науч. практ. конф. — Самара, 1996. -С.14−16.
- Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учб. пособие. -Ставрополь: СГУ, 1996. 193 с.
- Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1972. — С. 12−20.
- Сбруев Ю.И., Кудроявцев В. В., Степанчикова Е. В. Организация и методика оценки физического состояния населения.: Метод, рек. М., 1986. -29 с.
- Селезнев В.А. и др. К вопросу тестирования двигательной подготовленности школьников// Актуальные вопросы физического воспитания в современном обществе: Тез. докл. Ш Всерос. Межвуз. Конф., посвященной 30-летию открытия ФФК. Карачаевск. — 1998. — С. 206.
- Селезнев А.И., Селезнев В. А. Гуманизация оценкой//Гуманитаризация образования: Материалы мезвуз. науч.-практ. конф. Карачаевск, 1997. — С.248−249.
- Селезнев А.И., Селезнев В. А. От частности к главному//Актуальные проблемы олимпийского движения и физического воспитания молодежи: Сб. докл. Hay .-практ. конф., поев. 100-летию современных Олимпийских игр. Майкоп, 1996. — С.113.
- Селезнев А.И., Селезнев В. А. Проблемы преподавания гимнастики в школе//Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. V науч.-пракпо конф. По проблемам физического воспитания учащихся. Коломна, 1995. — С. 62.
- Селезнев А.И., Селезнев В. А. Особенности планирования физической подготовки учащихся старших классов//Актуальные проблемы современного олимпийского движения взгляд в XXI век: Материалы ежегод. конф. (18−21 декабря 1996 г.) — Майкоп, 1996. — С.97.
- Селезнев А.И., Селезнев В. А. От консерватизма к гибкости/Совершенствование системы подготовки специалистов физической культуры и спорта: Тез. докл. науч.-практ. конф. Калининград, 1995. -С.98.
- Селезнев А.И., Селезнев В. А. Подарите детям радость: Учеб. пособие. -Ставрополь, 2000. 160 с.
- Селезнев А.И., Селезнев В. А., Горбатых О. В. и др. Динамика физического развития и «золотой пропорции» детей школьного возраста Ставрополья // Циклы природы и общества: Материалы VI Между нар. кон-фер.-Ставрополь, 1998.-С.313−316.
- Селезнев В.А. Физическая подготовленность залог успешности обуче-ния//Физическая культура, спорт высших достижений и профессиональный спорт в современном обществе: Материалы I регион. Науч.-практ.-конф. — Ставрополь, 2000. — С.3−5.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1953. — 321 с.
- Силла Р.В. Гигиеническое значение двигательной деятельности школьников. Автореф. дис. д-ра мед. наук. — Тарту. 1968. — 48 с.
- Силла Р.В. Оптимальная доза двигательной активности для школьников // Гигиенические основы физического воспитания и спорта детей и подростков: Материалы Всесоюз. Науч. конф.- Таллинн, 1975. С. 148−151.
- Силла Р.В. Гигиеническая норма двигательной активности детей и подростков школьного возраста // Тезисы I Всесоюз. конф. (Махачкала, ноябрь, 1978 г.).- М., 1978. С. 211.
- Скачков И.Г. Ежедневные занятия с учащимися физкультурой на воздухе. М.: Просвещение, 1991. — 63 с.
- Смирнов В.А. Физическая тренировка для здоровья. Л.: Знание, 1991. -30 с.
- Смирнов Ю.И., Боген М. М. С нарушением требований ГОСТа //Физическая культура в школе. 1997. — № 2. — С.4−5.
- Смирнов Н.К. Валеология: путь к здоровью через образование //Физическая культура основа здорового образа жизни: Докл., тез., материалы 2-й Всерос. науч. практ. конф. — Самара, 1996. — С.49−50.
- Смирнова Т.В. Дифференцированный подход к воспитанию скоростно-силовых способностей и выносливости у девочек- старшеклассниц: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Киев, 1986. — 23 с.
- Смоленский В. Образование во Франции //Физическая культура в школе. 1995. — № 5. — С.71−74.
- Соловьев Г. М. Технологическая модель реализации оздоровительных программ: Метод, пособие. Ставрополь, 1996. — 47 с.
- Соловьев Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры// Учебное пособие. 4.2. Ставрополь, 1998. — 145 с,
- Соловьев Г. М. Научно-теоретические и методические основы физической культуры. Ставрополь: СПТУ, 1994,-129 с.
- Соловьев Г. М. Особенности концентрированного и рассредоточенного вариантов распределения программного материала по физическому воспитанию студентов: Дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 229 с.
- Соловьев Г. М. Основы здорового образа жизни и оздоровительная физическая культура. Ставрополь Ci 11 У, 1995. — 18 с.
- Соловьев Г. М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: Автореф. дис.. д-ра пед. наук, Ставрополь, 1999.-34 с.
- Соловьев Г. М. Физкультурно-спортивная активность студенческой молодежи как показатель биосоциальной адаптации //Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века: Материалы Всерос. науч. практ. конфер. М., 1994. — С.94.
- Соловьев Г. М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий. Ставрополь: СГУ, 1999. — 168 с.
- Соловьев Г. М., Прокопенко Т. И. Анализ состояния здоровья и физической культуры студентов СГПУ и учителей школ Ставропольского края //Вестник: научный журнал СГПУ. 1995. — № 3. — С. 160−167.
- Соловьев Г. М. Физическая культура: рабочая программа и методические рекомендации. Ставрополь: СГУ, 1997. — 61 с.
- Соловьев Г. М. Технологическая модель реализации оздоровительных программ. Метод, пособие. СтавропольД996.- 47с.
- Сонькин В. Д, Зайцева В. В., Тиунова О. В. Проблема тестирования в оздоровительной физической культуре // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 8. — С. 7−13.
- Столяров В.И. К вопросу о теории физической культуры: Методологические аспекты // Теория и практика физической культуры.- 1987. №.2. — С. 38−44.
- Столяров В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры // Вопросы философии. 1988. № 4. — С.78−93.
- Строев Е.А., Прошляков В. Д., Стунева Г. И. и др. Поиск путей оздоровления школьников //Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века: Материалы Всерос. науч. практ. конф. М., 1994. -С.95−96.
- Сураева Л.М., Шклярова О. А. Валеологизация педагогического процесса //Физическая культура основа здорового образа жизни: Докл., тез., материалы 2-й Всерос. науч. практ. конфер. — Самара, 1996. — С.79−85.
- Сухарев А.Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников. Автореф. дис. д-ра мед. наук. -М., 1972. 41 с.
- Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М.: Медицина, 1991.-272 е., ил.
- Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения -М.: Знание, 1986. С. 2−27.
- Тертычный А.В. Больше теории больше уроков//Физическая культура в школе. — 1999. — № 4. — С.88−89.
- Тимофеев В.И., Салюн В. И. Валеология новое направление в науке и образовании //Физическая культура — основа здорового образа жизни: Докл., тез., материалы 2-й Всерос. науч. практ. конф. — Самара, 1996. -С.67−69.
- Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960. С.З.
- Фатыгов Р.А. Рейтинг системы //Физическая культура в школе. 1996. -№ 3. — С.9.
- Филин В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф. д-ра пед. наук. М., 1970. — 50 с.
- Филипов С.С. Управление формированием потребностей школьников в физкультурно-спортивной деятельности //Физическая культура основа здорового образа жизни: Докл., тез., материалы 2-й Всерос. науч. практ. конф. — Самара, 1996. — С.103−105.
- Хрущев С.В. Физическая культура в режиме продленного дня школы. -М.: Физическая культура и спорт, 1986. 113 с.
- Челиковский К.Д., Хакунов Н. Х., Багов Р. Н. отношение различных категорий населения г. Майкопа к материальному поощрению здорового образа жизни // Физическая культура и здоровый образ жизни: Тезисы II Всесоюз. научно-практ. конф. Липецк, 1991. — С.29.
- Шадринов В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов. Изд-во Логос, 1993. С. 181.
- Шаповалов В.А. Высшее образование в социально культурном контексте. М.: Высшая школа — 1996. — С.120.
- Шаулин В.Н. Один из вариантов//Физическая культура в школе. 1986,-№ 6.-С.12−15.
- Шаулин В.Н., Литвинов Е. Н. Физическое воспитание учащихся: Стратегические и тактические задачи//Физическая культура в школе. 1993. -№ 4.-С. 2−5.
- Шаулин В.Н., Лях В.И., Литвинов Г. В. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования //Физическая культура в школе. 1997. — № 1. — С.2−6.
- Шаулин В.Н., Мейнсон Г. В. С программой или без //Физическая культура в школе. -1994. № 2. — С.2−5.
- Шиянов Е.Н. Развитие, социализация и воспитание личности. Региональная конференция. Ставрополь, 1993. — 24 с.
- Шпаковская Н.П. Некоторые проблемы формирования физического здоровья и гигиенического воспитания школьников //Физическая культура основа здорового образа жизни: Докл., тез., материалы 2-й Всерос. науч. практ. конф. — Самара, 1996. — С.72−74.
- Шутов В.В. Повышение социальной активности младших школьников в процессе физического воспитания: Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1991.203 с.
- Юдина Н.Н. Обоснование причин падения интереса к уроку физической культуры и снижения двигательной активности школьниц старших классов // Физическое воспитание и школьная гигиена: Тез. докл. IV Всесоюз. конф. М., 1991. — с. 163.
- Ядов В.А. Личность и ее ценностные ориентации: Информ. Бюл.- М., 1969.-№ 19.
- Decker R. Sportunterricht in West-Europa // Sportunterricht, Schomdorf. -1992. № 12. — S.507−518.
- Decker R. Schul sport in Europa em verqteichender uberblik 111 ischandk., Buchmeier W. (Hersd.). Sport r wischen Tradition und Rukunft. -Schorundorf, -1992. — P.234−237.
- Decker R. Education au sport pout toas //Bulletin FIEP. 1990. — V.60, № 1. -P.7−19.
- Delfoqe M. L’Infrastructure sportive orientee veps les loisirs sport. 1988. -№ 122. — P.60−70, № 123. — P.130−141.
- Grundsatl forderungs programm des allgeweinen sport-verbandes qsterreicys //Sports magazin. 1988. — № 6.
- Kraft R.E. Fitness tests are only for the fit //The Physical educator. 1989. -V.46. — № 1. — P.18−21.
- Kraus H. Hirshland R.P. Muscular fitness and heat // Journal of the American Association for Health, 1953. № 24(10). — P.7−19.
- Murray F. Mitchell, Puth Faipfild Earis. A Profile of state requirements for physical education k-12. The physical educator, 44, autumy, 1987. № 3. -P.337−343.
- Przewedar. Prryczny i skutki niskies spranosci dzieci i meodziezvy //Wychowan ie fizycrne ihigiena srkolna. 1988. — № 1. — S. 15−18.
- Sullivan R. The Unfitness room //Sports illus trated. 1989. V.7, № 11. -P.13.
- Распределение учебного времени на различные виды программного материала (комплексная программа 1987 г.), часов1. Виды программного Классы материала 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | 10 11
- Примерное распределение времени на разделы учебной программы (сетка часов) при двухразовых занятиях в неделю (программа 1993 г., авторы В. И. Лях и Г. Б. Мейксон) п/п Виды учебной программы Классы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
- Базовая часть 52 52 52 52 48 48 48 48 48 42 42
- Основы знаний 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
- Самостоятельные занятия 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
- П Вариативная часть 16 16 16 16 20 20 20 20 20 20 20
- Материалы, связанные с региональными особенностями
- Материалы по выбору учителя, учащихся, определяемые самой школой, по углубленному изучению вида спорта
- Примерное распределение учебных часов на освоение разделов и тем учебного материала (программа 1995 г., авторы Н. И. Алексеев, В. З. Афанасьев и др.)1. Разделы и темы Классы 1 2 3 4
- Теоретико-методические основы 34 34 34 34физической культуры
- Основы истории физической X X X Xкультуры
- Основы обучения двигательным X X X Xдействиям
- Основы воспитания физических X X X Xкачеств
- Психологические основы физиче- X X X Xской культуры
- Анатомо-физиологические осно- X X X Xвы мышечной деятельности
- Основы гигиены физического X X X Xвоспитания и закаливания
- Основы тестирования, самокон- X X X Xтроля и взаимоконтроля
- Методическая практика X X X X
- Базовые средства двигательной 68 68 68 68деятельности
- Гимнастика с элементами акроба- X X X Xтики 10. Легкая атлетика X X X X11. Лыжная подготовка X X X X
- Подвижные игры с основами X X X Xспортивных игр • 13. Плавание X X X X
- Общее количество часов 102 102 102 102
- Примерное распределение учебных часов на освоение разделов и тем учебного материала (программа 1995 г., авторы Н. И. Алексеев, В. З. Афанасьев и др.)1. Разделы и темы Классы 5 6 7 8 9
- Теоретико-методические основы 34 34 34 34 34физической культуры
- Основы истории физической куль- 2 2 2 2 2туры и спорта
- Основы обучения двигательным 6 4 3 3 2действиям
- Основы воспитания физических 6 6 5 5 5качеств
- Психологические основы физиче- 2 4 4 4 4ской культуры
- Анатомо-физиологические основы 10 10 10 10 10мышечной деятельности
- Основы гигиены физического вос-питания и закаливания, профилак- 2 2 2 2 2тика травматизма
- Основы тестирования, самокон- 2 2 2 2 1троля и взаимоконтроля
- Методическая практика 4 4 6 6 6
- Базовые средства двигательной 24 24 24 24 24деятельности
- Лыжная подготовка X X X X X
- Гимнастика с основами акробатики X X X X X3. Спортивные игры X X X X X
- Избранные виды специализации 44 44 44 44 44
- Гимнастика с основами акробатики X X X X X1. Легкая атлетика X X X X X
- Лыжная подготовка X X X X X1. Футбол X X X X X1. Волейбол X X X X X1. Баскетбол X X X X X1. Плавание X X X X X
- Физическая культура личности (без учета взаимосвязей и пересечения компонентов) (по Г. М. Соловьеву) п/п Основные составляющие Компоненты качеств Признаки качеств
- Знания. Интеллектуальные способности Объем Эрудиция
- Научность Степень абстракции Обоснованность
- Осознанность Степень осознанности Способность к переносу Способность к объяснению1. Умение Уровень усвоения
- Физическое совершенство Физическое развитие Морфологические признаки Функциональные признаки Психомоторика Физические качества
- Двигательные умения Репродуктивный уровень усвоения Контроль сознания
- Двигательные навыки Продуктивный уровень усвоения Точность Автоматизация Надежность
- Физическая подготовленность Эталон Результат Динамика
- Моташационно-ценностные ориентации Мотивы Социально-значимые Профессионально-значимые Личностно-значимые
- Интересы Спортивные Физкультурно-оздоровительные
- Установки Уровень достижения цели Сила воли Целеустремленность
- Убеждения Степень осознанности
- Потребности Самоактуализация Самоуважение В социальных связях Безопасности Физиологические
- Социально-духовные ценности Нравственность Физкультурно-спортивная этика и культура
- Эстетика Чувство прекрасного Чувство красоты
- Отношение к труду Трудолюбие
- Мировоззрение Степень научных знаний и убеждений
- ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫа) весьма положительноеб) положительноев) безразличноег) отрицательное.
- КАКОЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО НРАВИТСЯ? а) бегб) прыжкив) метанияг) волейболд) баскетболе) футболж) гимнастика.
- ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ ВАС В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ? а) возможность проявить себяб) возможность стать сильным, быстрым, ловкимв) возможность побегать, поигратьг) возможность улучшить свое здоровьед) возможность получить знания для самосовершенствования.
- ЗАНИМАЕТЕСЬ ЛИ СИСТЕМАТИЧЕСКИ В КАКОЙ-ЛИБО СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ ИЛИ ОТДЕЛЕНИИ ДЮСШ? а) даб) нет