Лыжная подготовка в реабилитации и социальной адаптации лиц с умственной отсталостью
Сеть коррекционных (вспомогательных) школ и детских домов-интернатов, созданная за многие годы в России, призвана решать задачи коррекции и компенсации психофизических недостатков, физического развития воспитанников этих учреждений, создавать условия для их социальной адаптации с целью по возможности максимально подготовить их к самостоятельной жизни. Ежегодно 85−95% выпускников этих школ… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
- 1. Определение умственной отсталости. .и
- 2. Причины возникновения умственной отсталости
- 3. Распространенность умственной отсталости
- 4. Классификация и формы умственной отсталости
- 5. Характеристика поведения лиц с умственной отсталостью
- 6. Характеристика отклонений в развитии детей с умственной отсталостью
- ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. Цель и задачи исследования
- 2. Методы исследования
- 3. Организация исследования
- ГЛАВА III. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ С ПОМОЩЬЮ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И СПОРТА
- 1. Положение лиц с отклонениями в развитии в обществе
- 2. Подходы к вмешательству.¦
- 3. Воздействие физической активности на лиц с умственной отсталостью
- 4. Исследования влияния занятий физической культурой и спортом на социальную активность лиц с умственной отсталостью
- ГЛАВА IV. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРРЕКЦИОННОГО И АДАПТАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ НА ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
- 1. Критерии отбора физических упражнений для лиц с умственной отсталостью. г
- 2. Лыжная подготовка в системе адаптивного физического воспитания (образования) для лиц с умственной отсталостью
- 3. Общая характеристика способов передвижения на лыжах. ill
- 4. О воздействии лыжной подготовки на организм занимающихся и их социализацию
- 5. Способы передвижения на лыжах, доступные для лиц с умственной отсталостью
- ВЫВОДЫ
Лыжная подготовка в реабилитации и социальной адаптации лиц с умственной отсталостью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Годами люди с выраженными отклонениями в состоянии здоровья борются за свои права, признание, уважение и равенство. В результате в ряде стран многое уже сделано для них в области трудоустройства, образования, * доступности транспорта, зданий и помещений, информационных ресурсов и пропаганды. В нашей стране лишь в последние два десятилетия общество обратило внимание на многочисленный социальный слои, представленный лицами с выраженными отклонениями в состоянии здоровья, инвалидами. В настоящее время в мире около 5,5% населения являются инвалидами, лицами с выраженными отклонениями в состоянии здоровья. В результате воздействия экологических катастроф, войн, криминогенной обстановки, заболеваний, увечий, травм, полученных на производстве, в быту или транспорте?, ежедневно число людей с глубоким или средним уровнем нарушений увеличивается в мире в среднем на 23 тысячи [121].
Особую тревогу на этом неблагополучном фоне вызывает рост числа детей с умственной отсталостью. Данные по распространенности умственной отсталости не однозначны. ВОЗ считает, что в экономически развитых странах частота умственной отсталости составляет 1−3% от всего населения [99]. В России среди аномальных детей умственно отсталые дети составляют наиболее многочисленную группу: 1−3% от общей детской популяции. При этом следует учитывать, что значительное число детей с выраженными формами умственной отсталости специальным обучением в России не охвачено, и в упомянутую статистику не попало. Актуальность настоящей работы выражается в попытке найти пути, частично решающие проблемы умственной отсталости.
Изучение и анализ отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы и других документов выявили некоторые различия в подходах к определению умственной отсталости, ее распространенности и классификации, а также в подходах к вмешательству. Так, одни авторы считают, что под понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы. Диагноз «умственная отсталость» представляет собой не нозологический, а групповой диагноз для данной группы аномалий развития. Умственная отсталость может возникнуть только при" поражении развивающегося мозга, то есть в период от внутриутробного развития до 3-х летнего возраста.
Другие авторы относят умственную отсталость к состояниям: «умственная отсталость — состояние остановившегося или неполного умственного развития, характеризующееся интеллектуальной недостаточностью» [56].
Причины умственной отсталости варьируются от родовой травмы до инфекционной болезни и от хромосомных аномалий до врожденных дефектов метаболизма. Около 50% вероятности обнаружения имеют причины случаев тяжелых форм умственной отсталости. Гораздо ниже шансы обнаружения причин слабой умственной отсталости. Среди генетических причин самыми распространенными являются синдром Дауна и синдром хрупкой X-хромосомы.
Хотя настоящее исследование затрагивает не всех людей, относящихся к категории умственно отсталых, а лишь недементных, то есть не имеющих осложненных форм психических расстройств, они именуются в данной работе как лица с умственной отсталостью, или, в ряде случаев — олигофрены. Следует также отметить, что в России для определения умственной отсталости не используются шкалы определения уровня интеллекта (IQ), тем не менее, в целом понятия умственной отсталости у отечественных и зарубежных авторов совпадают, так как все имеют в виду одних и тех же людей.
В данной работе дается краткая характеристика отмеченных отечественными и зарубежными специалистами отклонений в развитии детей с умственной отсталостью. В то же время выявлено, что наряду с недостаточностью познавательной деятельности умственно отсталых детей и наблюдающихся у них отклонений в развитии речи, нейродинамики, сердечнососудистой системы, двигательных способностей, отставания в физическом развитии, с возрастом у них появляется возможность частичной, а иногда и значительной, социальной компенсации.
Сеть коррекционных (вспомогательных) школ и детских домов-интернатов, созданная за многие годы в России, призвана решать задачи коррекции и компенсации психофизических недостатков, физического развития воспитанников этих учреждений, создавать условия для их социальной адаптации с целью по возможности максимально подготовить их к самостоятельной жизни. Ежегодно 85−95% выпускников этих школ в России идут работать в народное хозяйство или пополняют ряды безработных, остальные — в лечебно-трудовые мастерские или на инвалидность. Лишь 1520% выпускников по своим возможностям могут повысить профессиональную подготовку в системе профессионально-технических училищ. Остальные, как правило, вливаются в трудовые коллективы и начинают самостоятельную жизнь, зачастую, не будучи к ней готовыми. Вчерашние школьники с большим трудом адаптируются в окружающей среде и быту. Особенно тяжело этот процесс проходит у сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [17]. И. М. Гилевич [21] также считает, что несмотря на практический опыт интеграции отдельных детей с отклонениями в развитии и. начало исследовательских работ, в целом в настоящее время система общего образования в России не готова к реализации принципа интеграции.
В то же время, анализ исследований зарубежных авторов показывает, что при соответствующей подготовке дети, которых отметили в школе слабо или умеренно умственно отсталыми, и которые действительно сталкивались с трудностями при обучении, после окончания школы просто «растворяются» среди взрослого населения. У них есть возможности адаптироваться к требованиям взрослой жизни, демонстрируя достаточный «контекстуальный» интеллект или, другими словами, «уличные уловки», которые не измеряются стандартизированными тестами на определение уровня интеллекта. Как сформулировали авторы, «для того, чтобы быть продуктивным, ладить с окружающими и самостоятельно достигать своих целей, требуется не такой уж высокий интеллект, как считает большинство людей».
Проблема коррекции и компенсации психофизических недостатков и двигательных способностей детей-олигофренов занимает видное место в современной отечественной и зарубежной педагогике. Ряд исследований в этой области посвящен изучению недостатков в их физическом развитии и двигательных способностях, выявлен целый ряд существенных патологических изменений нейродинамики, отклонений в сердечно-сосудистой и других системах [27, 34, 44, 46, 49, 60, 63, 71, 77, 87, 112, 133, 145, 153, 155]. Меньше внимания уделено проблемам коррекции и компенсации психофизических недостатков и двигательных способностей детей-олигофренов. На изучение развития моторики детей с умственной отсталостью на протяжении многих лет сосредотачивали свои усилия А. Н. Граборов [22], С. Ю. Юровский [89], А. Н. Плешаков [63], Н. П. Вайзман [10], В. М. Мозговой [57], Р. Д. Бабенкова [4], Н. А. Козленко [35], А. С. Самыличев [74], А. А. Дмитриев и Б. В. Сермеев [26] и др. Еще меньше работ посвящено вопросам взаимосвязи физической активности и спорта с социальной компетенцией умственно отсталых лиц и их социальной адаптацией [ 96, 97, 114, 107, 117, 129, 130, 132, 135, 136, 148, 172]. Отмечая значимость выполненных по данной проблеме исследований, следует указать, что некоторые важные вопросы остаются спорными, нерешенными или рассматриваются с различных методологических позиций. Так, не в полной мере определены критерии отбора физических упражнений для лиц с умственной отсталостью различного возраставоздействие занятий физической культурой и спортом на их социальную компетенциюа также эффективность этих воздействий и динамика их социальной адаптации при занятиях физическими упражнениями, и конкретно, лыжной подготовкой. Имеется также потребность в дополнительном изучении особенностей организации физкультурной и спортивной деятельности с использованием передвижения на лыжах лиц с различным уровнем умственной отсталости и разного возраста. Недостаточно источников по использованию лыжной подготовки для лиц с умственной отсталостью во внеурочных формах занятий, а также в системе адаптивной физкультуры и спорта.
Отсутствуют достаточно обоснованные дифференцированные методики по лыжной подготовке в зависимости от уровня интеллектуальных способностей занимающихся, что не позволяет достаточно широко развивать этот важный для коррекции недостатков основных жизненно важных движений и социальной адаптации вид активности.
Значимость проблемы становления личности умственно отсталых, важность включения их в полноценную общественную жизнь, необходимость реализации их гражданских прав определяют актуальность исследования. г.
Научная новизна исследования заключается в том, что в настоящей работе впервые представлен теоретико-практический материал, обобщающий отечественный и зарубежный опыт, связанный с проблемами развития возможностей лиц с умственной отсталостью разного возраста, с исследованиями влияния физической активности вообще и в том числе лыжной подготовки на их психофизическое состояние и социальную адаптацию. Анализ имеющегося опыта организации занятий лыжной подготовкой умственно отсталых в России и за рубежом показал ее значимость не только в плане коррекции и компенсации их двигательных нарушений, но и развития их социальной компетенции. Способы передвижения на лыжах были дифференцированы в соответствии с их доступностью для лиц, имеющих различный уровень умственного развития, разработаны различные пути и методы обучения при организации занятий. Учитывалась эффективность влияния этих занятий на повышение социальной активности умственно отсталых спортсменов. В данной работе предполагается, что физическая культура для лиц с умственной отсталостью естественным образом вливается в систему «адаптивной физической культуры», так как она по своей значимости считается одной из главных форм, составляющих их полноценную жизнь.
Настоящее исследование построено на следующей гипотезе: регулярные занятия физической активностью с лицами с умственной отсталостыб ведут к положительным изменениям в их социальной активности. В качестве средства физической активности взята лыжная подготовка.
Целью исследования является теоретико-экспериментальное обоснование доступности различных способов передвижения на лыжах в зависимости от уровня умственного развития, а также эффективности их воздействия на развитие коррекционных и адаптационных способностей у лиц с умственной отсталостью, на их социальную активность.
В настоящей работе выявляются подходы к отбору физических упражнений для лиц с умственной отсталостью, определению основных критериев их отбора, проводится анализ коррекционного и адащ-ационного воздействия передвижения на лыжах на лиц с умственной отсталостью.
Положения, выносимые на защиту: а) анализ отечественных и зарубежных источников свидетельствует о значительной недостаточности познавательной деятельности и мышления лиц с умственной отсталостью, отставании их в физическом развитии, в развитии речи, несформировании двигательных способностей и личности в целомб) своевременно выявленные у детей-олигофренов возможности частичной социальной компенсации можно развивать, широко используя физическую активность и спортв) отбор физических упражнений осуществляется в соответствии с общепринятыми принципами при учете состояния физического развития, уровня нарушения психомоторики, умственного развития, структуры дефекта и особенностей поведения каждого занимающегосяг) занятия лыжной подготовкой доступны для лиц с легкой, умеренной и выраженной степенью умственной отсталости, способствуют их психофизическому развитию, коррекции недостатков основных движений и оказы вают положительное воздействие на их социальную адаптациюд) предложенные методические подходы к применению лыжной подготовки достаточно валидны для организации занятий лыжами с лицами, имеющими различный уровень умственной отсталости и возрастной ценз.
Объектом исследования являются лица с умственной отсталостъкЬ. Значение физической активности лиц с умственной отсталостью, занимающихся лыжной подготовкой, для их общего развития и социализации, составляет предмет исследования.
выводы.
1. Ведущим клинико-психологическим расстройством при умственной отсталости считается выраженная недостаточность познавательной деятельности и мышления, сопровождающаяся стойкими отклонениями в двигательной и эмоционально-волевой сферах. С возрастом у них возможна частичная или в ряде случаев достаточно значительная социальная компенсация.
2. Физическая культура лиц с умственной отсталостью вливается в систему адаптивной физической культуры и может быть подразделена на: а) адаптивное физическое образование б) адаптивный спорт, в) адаптивную двигательную рекреацию, г) адаптивную двигательную реабилитацию. Адаптивное физическое образование направлено главным образом на коррекцию, компенсацию физических недостатков и оздоровление детей с умственной отсталостью.
3. При отборе физических упражнений для лиц с умственной отсталостью приемлемо руководствоваться общими принципами, однако необходимо принимать во внимание следующие факторы: а) состояние физического развития занимающихся, б) патогенез дефектов моторики, в) структуру дефекта, г) состояние интеллекта, д) особенности поведения каждого занимающегося. В физическом воспитании лиц с умственной отсталостью должно быть ограничено применение упражнений статического и силового характера, а также тех, которые оказывают значительную нагрузку на вестибулярный аппарат. Так как у лиц с умственной отсталостью отмечается недоразвитие коры больших полушарий головного мозга, они не способны выдерживать значительные и длительные физические напряжения. Больший эффект воздействия физических упражнений достигается при модификации или адаптации их с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося.
4. Передвижение на лыжах является одним из наиболее эффективных средств оздоровления, способствует коррекции нарушений основных жизненно важных движений — ходьбы и бега, совершенствованию прямохождения, перекрестной координации работы рук и ног, умения управлять телом.
5. Лыжная подготовка позволяет раскрыть потенциальные возможности лиц с умственной отсталостью в развитии их психических функций, двигательной и социальной компетенции. Лица, занимающиеся лыжами, проявляют организованность, собранность, дисциплинированность, инициативность, активность. Они ведут себя более уверенно, чаще вступают в контакт с окружающими, свободнее владеют повседневными навыками.
6. Лица с умственной отсталостью способны осваивать не только те способы передвижения на лыжах, которые рекомендованы в школьных программах, но и более сложные по выполнению, требующие хорошей координации, моторной памяти и соответствующей физической подготовки. Учащиеся с легкой степенью умственной отсталости способны освоить все имеющиеся способы передвижения на лыжах. Лицам с умеренной степенью умственной отсталости доступны многие способы передвижения на лыжах. При выраженной умственной отсталости в лыжную подготовку целесообразно включать попеременный двухшажный и одновременные бесшажный и одношажный классические ходы, подъем лесенкой, спуск в средней стойке, торможение и повороты плугом.
7. Исследование взаимосвязи занятий физической активностью и спортом на примере лыжной подготовки с социальной компетенцией лиц с умственной отсталостью выявило значительно более высокую социальную активность у тех умственно отсталых лиц, которые были вовлечены в сферу физкультурной и спортивной деятельности.
8. Для повышения эффективности занятий с умственно отсталыми лицами в традиционную методику лыжной подготовки рекомендуется вносить следующие коррективы:
— каждое занятие должно носить законченный смысловой характер, так как сохранению памяти этой категории занимающихся присуще быстрое забывание усвоенного;
— использовать более легкие по форме и содержанию терминологические понятия, акцент в обучении делать на наглядные методы;
— обеспечить преимущественно положительный эмоциональный фон проведения занятий;
— на всех этапах обучения включать упражнения по освоению со снежной средой, овладению ступающим и скользящим лыжными шагами;
— на всех этапах обучения осуществлять контроль над соблюдением правил поведения и мер безопасности в обращении с лыжным инвентарем.
Список литературы
- Дополнительное физкультурно-спортивное образование умственно отсталых школьников: автореферат диссертации. докт. пед. наук.- Омск: СибГАФК, 1997.-43 с. 2. Бабенкова Р. Д.
- Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания: автореферат диссертации. канд. пед. наук.- Москва: НИИ Дефектологии, 1963.-19 с. 3. Бабенкова Р.Д.
- Развитие статических функций у детей с болезнью Дауна.
- Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. /Сборник научных трудов под ред. М. И. Кузьмицкой. Москва: НИИ Дефектологии. — 1974.- с. 21−25.4. Бабенкова Р.Д.
- О подходе к физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. //Дефектология.- 1980.- № 2.- с. 89−91.
- Бабенкова Р.Д., Боброва Л.И.
- Особенности координации движений у учащихся с дефектами развития (глухих, умственно отсталых и с церебральными параличами).
- Дефектология.- 1983№ 5.- с. 69−74.6. Блюмина М.Г.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе, /ред. В. В. Воронковой.- Книга для учителя. Москва: Школа-Пресс.- 1994, — с. 23−34.7. Бурак Р.И.
- Влияние уроков физического воспитания на умственную работоспособность младших школьников.
- Научные труды Ленинградского педагогического института. -Ленинград. 1978.- с. 30−40.8. Бутин И.М.
- Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков. //Лыжный спорт. 1977.- Вып. 1.- с. 28−31.9. Вайзман Н.П.
- Электромиографический анализ двигательной активности детей-олигофренов.
- Тезисы Шестой научной сессии по дефектологии, Москва, 1971.- с. 8−9.10. Вайзман Н. П.
- Психомоторика детей-олигофренов. Москва: Педагогика, 1976, — 104 с. 11. Ватажина А.Н.
- Психолого-педагогическая характеристика олигофренов (имбецилов). /Организация воспитательной работы с умственно отсталыми детьми в домах-интернатах Министерства социального обеспечения РСФСР.
- Сборник научных трудов. 1969. -Вып. 1.- Москва: МСО РСФСР. — с. 511.12. Ватажина А.Н.
- Обучение общеобразовательным предметам умственно отсталых детей в домах-интернатах. /Сборник статей, ред. Ватажиной А., Кузьмицкой М. -Москва: ЦИЭТИН, 1970. 90 с. 13. Власова Т. А. •
- Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей: доклад для обсуждения на заседании Президиума АПН СССР. Москва, 1983. — 14 с.
- Волков Н.И., Карасев А. В., Хосни М.
- Теория и практика интервальной тренировки в спорте: Монография. /Военная ордена Ленина, Октябрьской революции и Суворова Академия им. Ф. Э. Дзержинского. Москва: Б.и., 1995. — 196 с.
- Воронкова В.В., Мачихина В.Ф.
- Основные направления по повышению эффективности урока во вспомогательной школе.
- Дефектология. 1981. — № 2, с. 21−23.16. Воронкова В.В.
- Проблема дифференциации учащихся вспомогательной школы. /Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся.
- Тезисы докладов VI Всесоюзных педагогических чтений, ред. Т. А. Власовой. Москва: АПН СССР, 1982. — с. 17−19.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.
- Ред. В. В. Воронковой, книга для учителя. Москва: Школа-Пресс, 1994. -916с.18. Выготский JI. С.
- Основы дефектологии. Том 5. / Собрание сочинений в 6-ти томах. -Москва: Педагогика, 1983. 369 с. 19. Гадзинская Р.Д.
- Качественные нарушения движений детей, страдающих олигофренией, и коррекционная работа.
- Тезисы докладов на научной сессии по вопросам дефектологии. -Москва, 1962. с. 206−207.20. Гербцова Г. И.
- Азбука здоровья. /Программа специальной школы по лечебной физкультуре для детей с нарушенным интеллектом: 1 4 кл. — Санкт-Петербург: Образование, 1994. -41 с. 21. Гилевич И.М.
- Дети с отклонениями в развитии. / Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей. Москва: Аквариум, 1997.-68 с. 22. Граборов А. Н.
- Очерки по олигофренопедагогике. Москва: Учпедгиз, 1961. — 196 с. 23. Дмитриев А. А.
- О совершенствовании физического воспитания во вспомогательной школе.
- Дефектология. 1984. — № 5. — с. 36−38.24. Дмитриев А.А.
- Об индивидуальном подходе к учащимся вспомогательных школ в процессе физического воспитания.
- Дефектология. 1986. — № 2. — с. 35−40.25. Дмитриев А. А.
- Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. Красноярск: Изд. Красноярского университета, 1987. — 151 с.
- Дмитриев А. А., Сермеев Б. В.
- Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. Красноярск: Красноярский Государственный педагогический институт, 1988. — 85 с. 27. Дмитриев А. А.
- Педагогические основы коррекции двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ в процессе физического воспитания: автореферат диссертации. докт. пед. наук. Москва: АПН СССР.- НИИ Дефектологии, 1989.-35 с. 28. Дмитриев А.А.
- Организация двигательной активности умственно отсталых детей. -Москва: Советский Спорт, 1991. 32 с. 29. Долматова Г. А.
- Физкультура: обучение имбецилов. /Обучение образовательным предметам умственно отсталых детей в домах-интернатах. Москва, 1970. — с. 57−72.30. Евсеев С.П.
- Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи. /Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов. ~ СПб, 1996. 26 с. 31. Евсеев С.П.
- Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке).
- Теория и практика физической культуры. 1998. — № 1.-е. 2−7.32. Еременко И.Г.
- Проблема оптимизации структуры урока во вспомогательной школе.
- Тезисы докладов: Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей. Москва, 1983. — с. 114.
- Ермаков В.В., Огольцов И. Г., Яковлев И.Т.
- Особенности восстановления уровня технического мастерства лыжников-гонщиков на первом снегу соревновательного периода.
- Лыжный спорт. 1973. — Вып. 2. — с. 23.34. Козленко Н. А.
- Особенности двигательных нарушений у учеников вспомогательной школы и коррекции их средствами физической культуры (на первоначальном этапе обучения): автореферат диссертации. канд. пед. наук. Москва: НИИ Дефектологии, 1963. — 16 с.
- Козленко Н.А., Мацулевич В.П.
- Физическое воспитание в подготовительных классах. Киев: Радянска школа, 1983. — 152 с. 36. Козленко Н. А.
- Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. Киев: Радянска школа, 1987. — 127 с. 37. Коленко Е.Н.
- Исследование развития выносливости у детей 9−10 лет. //Лыжный спорт. 1973. — Вып.2. — с. 37−38.38. Кондрашов А.В.
- Техника коньковых лыжных ходов. /Учебное пособие для студентов, аспирантов и слушателей ВШТ ГЦОЛИФКа. Москва: ГЦОЛИФК, 1990.- 63 с. 39. Кручинин В. А.
- Проблемы физического воспитания аномальных детей.
- Материалы конференции 4−5- июня 1986 г., Горький. Москва: Б.и., 1987.-с. 5−6.
- Кручинин В. А., Соковец Л. С., Самыличев А. С.
- Физическое воспитание детей в специальных школах. //Межвузовский сборник научных трудов. Горький: ГПИ, 1989.- с. 3.41. Кузин B.C., Макаров А.А.
- Методика обучения имитационным упражнениям и коньковым ходам на лыжах. /Учебное пособие для студентов РГАФК. Москва: РГАФК, 1998.83 с. 42. Кузнецов В.К.
- Силовая подготовка лыжника. Москва: ФиС, 1982. — 96 с. 43. Лапшин В. А., Пузанов Б.П.
- Основы дефектологии. /Учебное пособие для поступающих на дефектологический факультет. Москва, 1992. — 32 с. 44. Лубовский В. И.
- Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых школьников. /В кн: Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. Москва, 1965.-е. 39−46.45. Лубовский В. И.
- Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). -Москва: Педагогика, 1978. 224 с. 46. Лурия А. P.
- Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Т. 1. Москва, 1956. — 398 с.
- Лыжные гонки: Программа для детско-юношеских клубов физической подготовки: для детей, подростков, юношей и девушек с легкой степенью отсталости. /Под ред. Астафьева Н. В. Омск: СибГАФК, 1997. — 60 с.
- Лыжный спорт: Учебник для институтов и техникумов физической культуры. /Под ред. Евстратова В. Д., Сергеева Б. И., Чукардина Г. Б. Москва: ФиС, 1989.-с. 65−121.
- Ляпидевский С. С., Шостак Б. И.
- Клиника олигофрении. Москва: Просвещение, 1973. — 135 с. 50. Макаров А.А.
- Методика обучения имитационным упражнениям. /Методические разработки для студентов ГЦОЛИФКа. Москва: ГЦОЛИФК, 1986. -63 с. 51. Макаров А. А.
- Методика начального обучения технике лыжных ходов. /Методическая разработка для студентов заочного обучения Академии. Москва: РГАФК, 1993.-63 с.
- Краткая характеристика важнейших тренировочных средств лыжника-гонщика. /Манжосов В.Н., Ермаков В. В., Яковлев И. Т., Сиваков В.М.
- Лыжный спорт. 1974. — Вып. 2. — с. 15−18.
- Маспокова Е. М., Певзнер М. С., Пермякова В.А.
- Дети с нарушениями умственного развития. Учебное пособие. Иркутск: Ирк. ГПИ, 1992.- 159 с. 54. Матвеев Л.П.
- Введение в теорию физической культуры. /Учебное пособие для институтов физической культуры. Москва: ФиС, 1983. -128 с. 55. Матвеев Л.П.
- Теория и методика физической культуры. /Учебник для институтов физической культуры. Москва: ФиС, 1991. — 543 с.
- Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 9-го пересмотра. /Раздел V: Психические расстройства. Москва: Министерство здравоохранения СССР, 1982. — 77 с. 57. Мозговой В. М.
- Формирование спортивных двигательных навыков у умственно отсталых школьников 11−16 лет при обучении их гимнастическим упражнениям: автореферат диссертации. канд. пед. наук. Москва: НИИ Дефектологии, 1977.-20 с. 58. Мозговой В. М.
- Роль игры на уроках физической культуры во вспомогательной школе.
- Тезисы докладов VI Всесоюзных педагогических чтений. Москва, 1982.-с. 17−19.59. Певзнер М. С.
- Этиология, патогенез, клиника и классификация олигофрении. /В книге: Учащиеся вспомогательной школы, ред. Певзнер М. С., Лебединской К. С. Москва: Педагогика, 1979. -230 с. 60. Петрова В. Г.
- Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. Москва: Просвещение, 1968. — 158 с.
- Лыжная подготовка школьников. //Спорт в школе. 1996. — № 8. — с. 6−22.69. Раменская Т.И.
- Шестьдесят лет кафедре лыжного спорта Российской государственной академии физической культуры (исторический очерк). Москва: Физкультура, образование и наука, 1997. — 179 с. 70. Раменская Т.И.
- Лыжная подготовка дошкольников.
- Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. -№ 1.-с. 41−44.71. Рубцова Н.О.
- Общие и специальные дидактические принципы при развитии мануальной моторики средствами физической культуры и массажа у глубоко умственно отсталых детей-инвалидов: автореферат диссертации. канд. пед. наук. Москва, 1993. — 24 с. 72. Самыличев А. С.
- Новый методический прием в осуществлении индивидуального подхода на уроках физического воспитания во вспомогательной школе, /в книге: Мышечная деятельность детей в норме и патологии. Горький, 1975.- с. 19−22.73. Самыличев А. С.
- Дифференцированный подход к учащимся вспомогательной школы при воспитании двигательных способностей на уроках физической культуры: автореферат диссертации. канд. пед. наук. Москва, 1984. — 22 с. 74. Самыличев А. С.
- О воспитании двигательных способностей учащихся вспомогательной школы на уроках физической культуры.
- Дефектология. 1985. — № 3. — с. 11−12.
- Сборник материалов Всесоюзной конференции «Спешиал Олимпикс» в Сухуми. Сухуми, Грузия, 1990. — 253 с.
- Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов, /тт. 1 и 2, ВНИИФК, МОГИФК. Москва: Малаховка, 1993. — 109 с. и 272 с. 77. Сермеев Б. В.
- Определение физической подготовленности школьников. Москва: Педагогика, 1973. — 104 с. 78. Сермеев Б. В.
- Методика диагностирования стадий утомления, /в книге: Мышечная деятельность детей в норме и патологии. Горький, 1974. — с. 28−32.79. Сермеев Б. В.
- Формирование двигательных способностей у аномальных детей (к итогам десятилетия исследований).
- Дефектология. 1980. — № 4. — с. 12−14.80. Сермеев Б.В.
- Теоретические основы физического воспитания аномальных детей: автореферат диссертации. докт. пед. наук в форме научного доклада. -Москва: РАО НИИ Дефектологии, 1992. 43 с. 81. Соколова С.М.
- Планирование урока во вспомогательной школе. /Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей и школьников.
- Межвузовский сборник научных трудов РосГПУ им. А. И. Герцена. -СПб: Образование, 1992. с. 70−76.82. Степанов Е.И.
- Начальная подготовка юных лыжников-гонщиков. //Лыжный спорт. 1973. — Вып. 1. — с. 18−19.83. Струнин В.А.
- Распределение тренировочной нагрузки лыжников 12−13 лет в подготовительном периоде.
- Лыжный спорт. 1975. — Вып. 1.-е. 20−21.
- Теория и методика физического воспитания. /Учебник для институтов физической культуры, ред. Матвеева Л. П., Новикова А. Д., т.1. Москва: ФиС, 1976.-е. 64−67.85. Устинова Е.В.
- Особенности методики обучения фигурному катанию на коньках детей с нарушениями интеллекта: автореферат диссертации. канд. пед. наук. СПб: СП. ГАФК, 1998. — 24 с. 86. Фоменко О.Е.
- Некоторые особенности личности умственно отсталых школьников. /Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей и школьников.
- Межвузовский сборник научных трудов РосГПУ им. А. И. Герцена. -СПб: Образование, 1992. с. 29−38.87. Черник Е.С.
- Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы. Книга для учителя. Москва: Просвещение, 1992. — 124 с. 88. Черник Е.С.
- Развитие пространственной точности движений у учащихся вспомогательной школы средствами физического воспитания: автореферат диссертации. канд. пед. наук. Москва: НИИ Дефектологии. — 1971. — 18 с. 90. Юровский С. Ю.
- Использование методов наглядного и словесного воздействия при обучении движениям учащихся вспомогательной школы.
- Дефектология. 1980. — № 3 — с. 17−18.91. Юровский С. Ю.
- Использование физических упражнений с учащимися вспомогательной школы.
- Тезисы докладов: Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей. Москва, 1983. — с. 139.92. Achenbach, Т. М.
- Manual for the Child Behavior Cheklist/4−18 and 1991 Profile. Burlington: University of Vermont Department of Psychiatry, USA. — 1991. — 189 p.
- Allison, А. В.- Basile, V.C.- MacDonald, R.B.
- The Journal of Autism and Developmental Disorders. 1991. — 21, — p. 89−94.
- Batshaw, M. L. & Penret, Y.M.
- Children with Disabilities. A Medical Primer (3rd ed.). — Baltimore, Mariland: Paul H. Brookes Publshing Co.- 1992. — 664 p.
- Bell, N.J.- Kozar, W.- Martin, A.W.
- The impact of Special Olympics on participants, parents, and the community. -Lubbock, TX: Texas Technical University, 1977. 121 p.96. Boonacker E.
- How Does Sport Affect the Lives of Mentally Handicapped Athletes?
- Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. — p. 270−271.97. Brickey, M.
- Normalizing the Special Olympics.
- Journal of Physical Education, Recreation and Dance. 1984, 55(8). — p. 2829, 75−76.98. Cheatum, B.A.1.ternational Special Olympics uniting the world. — Palaestra: International Special Olympics Games, 1988. — p. 22−26, 35−40.
- Classification of Mental and Behavioral Disorders. /The ICD-10. World Health Organization. — Geneva, 1992. — p. 226−227.
- Coleman, A.E.- Ayoub, M.N.- Friedrich, D.W.
- Assessment of the physical work capacity of institutionalized mentally retardedmales.
- American Journal of Mental Deficiency. 1976. — 80. — p. 629−635.
- Colozzi, G. A., & Pollow, R. S.
- Teaching Independent Walking to Mentally Retarded Children in a Public School.
- Education and Training of the Mentally Retarded. 1984. — 19. — p. 45−51.
- Cross Country Skiing. /Sports Skills Instructional Program. /Special Olympics International, Inc. Washington, DC: Joseph P. Kennedy Jr. Foundation, 1992 — 52 p.
- Dauer, V. P., & Pangrazi, R. P.
- Dynamic Physical Education for Elementary School Children. (9th Ed.). New York: Macmillan, 1989. — 293 p.
- Definition of eligibility for Special Olympics Fact Sheet.1.: Special Olympics International, Inc. Washington, DC: Joseph P. Kennedy Jr. Foundation, 1990. — 7 p.105. DuijfM.
- How Do You Feel About Sports?. /Nederlandse Sportbond voor mensen met een verstandelijke handicap. Utrecht, the Netherlands, 1995. — 78 p.106. Dykens, E. M.
- The Draw-a-Person task in persons with mental retardation: What does it measure?
- Research in Developmental Disabilities, 1995. 17. — p.37−49.
- Dykens, E. M. & Cohen, D. J.
- Effects of Special Olympics International on social competence in persons with mental retardation.
- Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. -1996.-35.-p. 223−229.
- Dykens, E. M. & Kasari, C.
- Maladaptive behavior in children with Prader-Willi syndrome, Down syndrome, and non-specific mental retardation.
- American Journal on Mental Retardation. 1997. — 81. — p. 39−48.
- Eichtaedt, C.B., & Kalakian, L.H.
- Developmental/adapted physical education: Making ability count (2nd ed.). -New York: Macmillan, 1987. 325 p.
- Eichstaedt, С. B. & Lavay, B. W.
- Physical Activity for Individuals With Mental Retardation. Infancy Through Adulthood. Champaign, Illinois: Human Kinetics Books, 1992. — 467 p.
- Federal Register. /Rules and Regulations: Section 504. Department of Health, Education, and Welfare, Office of Education. — 1977. — 42. — p. 22 682.
- Fernall, В.- Tymeson, G.T.- Webster, G.E.
- Cardiovascular fitness of mentally retarded adults.
- Adapted Physical Activity Quarterly. 1988. — 5 (11). — p. 12−28.
- Freidrich, W. N.- Greenberg, M. Т.- Crnic, K.
- A short-form of the Questionnaire on Resources and Stress. //Americal Journal of Mental Deficiency. 1983. — 88. — p.30−49.
- Gibbons, S.L., & Bushakra, F.B.
- Effects of Special Olympics participation on the perceived competence and social acceptance of mentally retarded children.
- Adapted Physical Activity Quartery. 1989. — 6. — p. 40−51.115. Gitter, L.L.
- The Montessori approach to special education. Johnstown, PA: Mafex, 1971. -239 p.116. Gorton, С. E.
- The mainstream both wide and deep. /Mainstreaming in Health, Physical Education, Recreation, and Dance: Proceedings of National Conference. — Denton, TX: Texas Women’s University, 1977. — p.28.
- Gottlieb, J.- Rose, Т.- Lessen, E.
- Mainstreaming: In К. Kernau, M. Begab, & R. Edgerton (Eds.).
- Environments and behavior: The adaptation of mentally retarded persons. -Baltimore: University Park Press, 1983. p. 195−212.
- Grenspan, S., Granfield, J.M.
- Reconsidering the construct of mental retardation: implications of a model of social competence.
- Am I Mentally Retarded? 1992. — 96. — p. 442−453.119. Grossman, H.J.
- Classification in Mental Retardation. Washington, DC: American Association on Mental Deficiency, 1983. — 327 p.120. Hanson, M.J.
- Effects of gross-motor activity on development. /In V. Dmitiriev & P.L. Oelwein (Eds.), Advanced in Down syndrome. Seattle: Special Child, 1988. — p. 167−173.121. H0egh, H.1.tegration Viewed From an International Perspective.
- Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. — p. 231−237.122. Hogg, J., & Sebba, J.
- Profound Retardation and Multiple Impairment: Vol.1. Development and Learning. Vol. 2. Education and Therapy. Rockville, MD: Aspen, 1987. — 672 p.123. Illingworth, R. S.
- The Development of the Infant and Young Child: Normal and Abnormal. (9th Ed.). New York: Churchill Livingstone, 1987. — 387 p.124. Jensen, A. R.
- Bias in Mental Testing. New York: Free Press, 1980. — 256 p.
- Johnson, V. M., & Werner, R. A.
- A Step-By-Step Learning Guide for Older Retarded Children. Syracuse, NY: Syreacuse University Press, 1977. — 421 p.
- Kaufman, A. S. & Kaufman, N. I.
- Kaufman Brief Intelligence Test. Circle Pines, MN: American Guidance Service, 1990. -291 p.
- Kirk, S. A., & Gallagher, J. J.
- Educating Exceptional Children (6th Ed.). Boston: Houghton Mifflin. 1989.136 p.
- Klein, Т.- Gilman, E.- Zigler, E.
- Special Olympics: An evaluation by parents and professionals. //Mental Retardation. 1993. — 31. — p. 15−23.129. Krebs, P. L.
- Mental Retardation. /In Winnick, J.P. Adapted physical education and sport. Champaign, IL: Human Kinetics, 1990. — p. 153−176.130. Kristiansen K.
- Normalization: Some Ideological Questions.
- Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. — p 142−145.131. Land A. K. & Kahrs N.
- Sport for the Mentally Retarded: Integration of Mentally Retarded Athletes in the Structure of the Norwegian Confederation of Sport". Norwegian University of Sport and Physical Education, Oslo.
- Materials of the 2nd Paralympic Congress, Lillehammer, Norway, 1994. p. 215−221.132. Lavay, В., & French, R.
- The Special Physical Educator: Meeting Educational Goals Through a Transdisciplinary Approach.
- American Corrective Therapy Journal. 1985. — 39. — p. 77−81.
- Lavay, В.- Zody, J.- Solko, C.
- Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. -p.273−281.135. Little, M. T.
- Sports as a Means of Influencing self Perception and Integration -an Australian Experience From Segregated to Open Sports Competition. South Australian Sport and Recreation Difficulties, North Adelaide, Australia.
- Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. 247−262.136. Little, M. T.
- Eligibility for Athletes With a Mental Handicap/Intellectual Disability. North Adelaide, Australia.
- Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. -p.177−187.
- Lives of the Mentally Retarded. A Forty-year Follow-up Study.
- Ross, R. Т.- Begab, M. J.- Dondis, E. H.- Giampiccolo, J. S.- Meyers, C.E.Stanford, CA: Stanford University Press, 1985. 548 p.
- Luckasson, R.- Coulter, D.L.- Polloway, E.A.
- Mental Retardation: Definition, Classification, and Systems of Support (9th Ed.). Washington, DC: American Association on Mental Retardation, 1992.-p. 225−237.139. Luftig, R. L.
- Teaching the Mentally Retarded Student: Curriculum, Methods, and Strategies. Boston: Allyn & Bacon, 1987. — 317 p.
- McCubbin, J .A. & Jansma, P.
- The effects of training selected psychomotor skills and the Relationship to adaptive behavior.
- Berridge, M.E. & G.R. Ward (Eds.) International perspectives on adapted physical activity. Champaign, IL: Human Kinetics, 1987. — p. 119−126.
- McLaren, J. & Bryson, S.E.
- Review of Recent Epidemiological Studies of Mental Retardation: Prevalence, Associated Disorders, and Etiology.
- American Journal of Mental Retardation. 1987. — 92. — p. 243−254.142. Meisels, S. J.
- Can Developmental Screening Tests Identify Children Who Are Developmentally At Risk?.
- Pediatrics. 1989. — 83. — p. 578−585.
- Menolascino, F. J., & Stark, J. A.
- Preventive and Curative Intervention in Mental Retardation. Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co., 1988. — 287 p.
- Mental Retardation: Definition, Classification, and System of Support, 9th Ed.: AAMR, 1983.-259 p.
- Moon, M.S., & Renzaglia, A.
- Physical fitness and the mentally retarded.
- Journal of Special Education. 1982. — 16 (3). — p. 125−132.146. Moser, H. M.
- Prenatal/ perinatal Factors Associated With Brain Disorders.
- NIH Publication T5−1149. Washington, DC: U.S. Government Printing Office, 1985.-239 p.147. Nirje B.
- Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. — p. 208−213.149. Outreach Fact Sheet.1.: Special Olympics International, Inc. Washington, DC: Joseph P. Kennedy Jr. Foundation, 1989. — 1 p.
- Patton, J. R.- Payne, J. S.- Beirne-Smith, M. B.
- Mental Retardation.(3rd Ed.). Columbus, OH: Merrill, 1990. — p. 53, 68.
- Patton, J. R.- Polloway, E. A.
- Exceptional Children and Youth (5th Ed.).
- By Haring, N. G., & McCormick, L. (Eds.). Columbus, OH: Merrill, 1990. — 417 p.152. Philosophy Fact Sheet.1.: Special Olympics International, Inc., Washington, DC: Joseph P. Kennedy Jr. Foundation, 1990. 2 p.
- Physical fitness and motor skill levels of individuals with mental retardation: Mild, Moderate, and Down Syndrome ages 6−21.
- Eichtaedt, С. В., Wang, P. Y., Polacek, J J., & Dohrmann, P .F. -Normal, EL: Illinois State University Printing Services, 1991. -381 p.
- Piatt, J. E.- Campbell, M.- Green, W. H.
- Cognitive Effects of Lithium Carbonate and Haloperidol in Treatment-resistant Aggressive Children.
- Archives of General Psychiatry. 1984. — 41. — p. 657−662.
- Rarick, G.L.- Widdop, J.H.- Broadhead, G.D.
- The physical fitness and its correlates in educable mentally retarded children.
- Exceptional Children. 1970. — 35. — p.509−519.
- Report on the Special Olympics International Research Committee Meeting.1.: Special Olympics International, Inc. Washington, DC: Joseph P. Kennedy Jr. Foundation 1997.- 31 p.
- Seaman, J. A., DePauw, K. P.
- The New Adapted Physical Education: A Developmental Approach (2nd Ed.). Mountain View, CA: Mayfield, 1989.-472 p.158. Seitz, V.1.tervention programs for impoverished children: a comparison of educational and family support models.
- Annual Child Development. 1990. — 7. — p. 13−21.159. Shaffer, D. R.
- Developmental Psychology. Childhood and Adolescence (4th Ed.). -Pacific Grouve, CA: Brooks/Cole Publishing Co., 1996. 689 p.
- Shapiro, В. K.- Palmer, F. В.- Capute, A. J. The Early Detection of Mental Retardation. //Clinical Pediatrics. 1987. — 26. — p. 215−220.
- Shapiro, В. K., & Batshaw, M. L.
- Mental Retardation. /In F.D. Burg (Ed.). Current Pediatric Therapy (14th Ed.). — Philadelphia: W.B. Saunders, 1992. — 498 p.
- Silliman, L.M.- Anabelle, M.L.- French, R.1.tegrating profoundly mentally retarded children and youth into the community through physical recreation activities.
- Palaestra. 1989. — 6. — 13−15, 36.163. Siperstein, G. N.
- Social competence: an important concept in mental retardation. //Am I Mentally Retarded? 1992. — 96, p. iii-vi.164. Songster, Т. В.
- The Special Olympics sport program: An international sport program for mentally retarded athletes. /In C. Sherrill Ed.
- Sport and Disabled Athletes. Champaign, IL: Human Kinetics, 1984. — p.73.79.165. Songster, T.B.
- Overview of the Special Olympics Research Program. /In: Special Olympics International, Inc. Research Monographs. Washington, DC.: Joseph P. Kennedy Jr. Foundation, 1990. — 49 p.166. SorensenM.
- Winter Sport for Psychiatric Patients. The Norwegian University of Sport and Physical Education, Oslo, Norway.
- Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. — p.67.70.
- Sparrow, S. S.- Balla, D.A.- Cicchetti, D.V.
- Vineland Adaptive Behavior Scales. Circle Pines, MN: American Guidance Service, 1984.-248 p.
- Special Olympics Cross- Country Skiing. /Sport Management Team Guide. /Special Olympics International, Inc. Washington, DC: Joseph P. Kennedy Jr. Foundation, 1994. — 80 p.169. Spitanik, D.
- Changes in the Field of Mental Retardation: the New Definition, Paradigm Shifts and Building Supports. The University Affiliated Program of New Jersey.
- Materials of the General Session. 25th Anniversary Celebration SOI. USA, 1993.-p. 17−25.170. Spitz, Н. H.
- Mental Retardation as a Thinking Disorder: The Rationalist Alternative to Empiricism.
- Яn N.W. Bray (Ed.). International Review of Research in Mental Retardation. — New York: Academy Press, 1988. — p. 1−32.171. Steadward R. D.
- Sport for Athletes With a Disablity. A Championship Future. International Paralympic Committee (IPC), President.
- Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. -p.181−186.172. Valkova, H.
- Socialization into and via sports for disabled children. /Physical activity for life: East and West, South and North. ISPES: Mayer & Mayer Verlag, 1995.-49 p.
- Van Putten, M & Vermeer A.
- Sports for the Mentally Retarded: a System of Rules. /Motor Development, Adapted Physical Activity and Mental Retardation.
- Med Sport Sci. Basel: Karger. — 1990. — Vol 30. — p.125−133.174. Vermeer A.
- Motor Development Potential in Mentally Retarded Persons and the Consequences for Intervention. /Free University, Faculty of Human Movements Sciences, Amsterdam, the Netherlands.
- Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. -p.146−157.175. Wang, С. Е.
- Towards Year 2000 in Society and Sports. International Paralympic Committee. j
- Materials of the 2 Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. -p. 11−20.176. Westling, D. L.1.troduction to Mental Retardation. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall- 1986.-348 p.
- Winter Activities for the Mentally and Physically Handicapped. /Fagerlie, A., Graff, H., Mathiesen G., Torheim A.
- STUI Norwegian State Youth and Sports Office. — Otta, Norway: Norwegian University Press, 1987. — 193 p.178. Wright, J., Cowden, J.E.
- Changes in self-concept and cardiovascular endurance of mentally retarded youths in a Special Olympics swim training program.
- Adapted Physical Activity Quarterly. 1986. — 3 (2). — p. 177−183.
- Zigler, E.- Hodapp, R.M.- Edizon, M.
- From Theory to Practice in the Care and Education of Mentally Retarded Individuals.
- American Journal on Mental Retardation. 1990. — vol. 95. — #1. — p. 1−12.
- Zimmermann, R. L., & Heistad, G. T.
- Studies of the Long-term Efficacy of Antipsychotic Drugs in Controlling the Behavior of Institutionalized Retardates.
- Journal of the American Academy of Child Psychiatry. 1982. — 21. — p. 136 143.