Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Лыжная подготовка в реабилитации и социальной адаптации лиц с умственной отсталостью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сеть коррекционных (вспомогательных) школ и детских домов-интернатов, созданная за многие годы в России, призвана решать задачи коррекции и компенсации психофизических недостатков, физического развития воспитанников этих учреждений, создавать условия для их социальной адаптации с целью по возможности максимально подготовить их к самостоятельной жизни. Ежегодно 85−95% выпускников этих школ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
    • 1. Определение умственной отсталости. .и
    • 2. Причины возникновения умственной отсталости
    • 3. Распространенность умственной отсталости
    • 4. Классификация и формы умственной отсталости
    • 5. Характеристика поведения лиц с умственной отсталостью
    • 6. Характеристика отклонений в развитии детей с умственной отсталостью
  • ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Цель и задачи исследования
    • 2. Методы исследования
    • 3. Организация исследования
  • ГЛАВА III. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ С ПОМОЩЬЮ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И СПОРТА
    • 1. Положение лиц с отклонениями в развитии в обществе
    • 2. Подходы к вмешательству.¦
    • 3. Воздействие физической активности на лиц с умственной отсталостью
    • 4. Исследования влияния занятий физической культурой и спортом на социальную активность лиц с умственной отсталостью
  • ГЛАВА IV. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРРЕКЦИОННОГО И АДАПТАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ НА ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
    • 1. Критерии отбора физических упражнений для лиц с умственной отсталостью. г
    • 2. Лыжная подготовка в системе адаптивного физического воспитания (образования) для лиц с умственной отсталостью
    • 3. Общая характеристика способов передвижения на лыжах. ill
    • 4. О воздействии лыжной подготовки на организм занимающихся и их социализацию
    • 5. Способы передвижения на лыжах, доступные для лиц с умственной отсталостью
  • ВЫВОДЫ

Лыжная подготовка в реабилитации и социальной адаптации лиц с умственной отсталостью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Годами люди с выраженными отклонениями в состоянии здоровья борются за свои права, признание, уважение и равенство. В результате в ряде стран многое уже сделано для них в области трудоустройства, образования, * доступности транспорта, зданий и помещений, информационных ресурсов и пропаганды. В нашей стране лишь в последние два десятилетия общество обратило внимание на многочисленный социальный слои, представленный лицами с выраженными отклонениями в состоянии здоровья, инвалидами. В настоящее время в мире около 5,5% населения являются инвалидами, лицами с выраженными отклонениями в состоянии здоровья. В результате воздействия экологических катастроф, войн, криминогенной обстановки, заболеваний, увечий, травм, полученных на производстве, в быту или транспорте?, ежедневно число людей с глубоким или средним уровнем нарушений увеличивается в мире в среднем на 23 тысячи [121].

Особую тревогу на этом неблагополучном фоне вызывает рост числа детей с умственной отсталостью. Данные по распространенности умственной отсталости не однозначны. ВОЗ считает, что в экономически развитых странах частота умственной отсталости составляет 1−3% от всего населения [99]. В России среди аномальных детей умственно отсталые дети составляют наиболее многочисленную группу: 1−3% от общей детской популяции. При этом следует учитывать, что значительное число детей с выраженными формами умственной отсталости специальным обучением в России не охвачено, и в упомянутую статистику не попало. Актуальность настоящей работы выражается в попытке найти пути, частично решающие проблемы умственной отсталости.

Изучение и анализ отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы и других документов выявили некоторые различия в подходах к определению умственной отсталости, ее распространенности и классификации, а также в подходах к вмешательству. Так, одни авторы считают, что под понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы. Диагноз «умственная отсталость» представляет собой не нозологический, а групповой диагноз для данной группы аномалий развития. Умственная отсталость может возникнуть только при" поражении развивающегося мозга, то есть в период от внутриутробного развития до 3-х летнего возраста.

Другие авторы относят умственную отсталость к состояниям: «умственная отсталость — состояние остановившегося или неполного умственного развития, характеризующееся интеллектуальной недостаточностью» [56].

Причины умственной отсталости варьируются от родовой травмы до инфекционной болезни и от хромосомных аномалий до врожденных дефектов метаболизма. Около 50% вероятности обнаружения имеют причины случаев тяжелых форм умственной отсталости. Гораздо ниже шансы обнаружения причин слабой умственной отсталости. Среди генетических причин самыми распространенными являются синдром Дауна и синдром хрупкой X-хромосомы.

Хотя настоящее исследование затрагивает не всех людей, относящихся к категории умственно отсталых, а лишь недементных, то есть не имеющих осложненных форм психических расстройств, они именуются в данной работе как лица с умственной отсталостью, или, в ряде случаев — олигофрены. Следует также отметить, что в России для определения умственной отсталости не используются шкалы определения уровня интеллекта (IQ), тем не менее, в целом понятия умственной отсталости у отечественных и зарубежных авторов совпадают, так как все имеют в виду одних и тех же людей.

В данной работе дается краткая характеристика отмеченных отечественными и зарубежными специалистами отклонений в развитии детей с умственной отсталостью. В то же время выявлено, что наряду с недостаточностью познавательной деятельности умственно отсталых детей и наблюдающихся у них отклонений в развитии речи, нейродинамики, сердечнососудистой системы, двигательных способностей, отставания в физическом развитии, с возрастом у них появляется возможность частичной, а иногда и значительной, социальной компенсации.

Сеть коррекционных (вспомогательных) школ и детских домов-интернатов, созданная за многие годы в России, призвана решать задачи коррекции и компенсации психофизических недостатков, физического развития воспитанников этих учреждений, создавать условия для их социальной адаптации с целью по возможности максимально подготовить их к самостоятельной жизни. Ежегодно 85−95% выпускников этих школ в России идут работать в народное хозяйство или пополняют ряды безработных, остальные — в лечебно-трудовые мастерские или на инвалидность. Лишь 1520% выпускников по своим возможностям могут повысить профессиональную подготовку в системе профессионально-технических училищ. Остальные, как правило, вливаются в трудовые коллективы и начинают самостоятельную жизнь, зачастую, не будучи к ней готовыми. Вчерашние школьники с большим трудом адаптируются в окружающей среде и быту. Особенно тяжело этот процесс проходит у сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [17]. И. М. Гилевич [21] также считает, что несмотря на практический опыт интеграции отдельных детей с отклонениями в развитии и. начало исследовательских работ, в целом в настоящее время система общего образования в России не готова к реализации принципа интеграции.

В то же время, анализ исследований зарубежных авторов показывает, что при соответствующей подготовке дети, которых отметили в школе слабо или умеренно умственно отсталыми, и которые действительно сталкивались с трудностями при обучении, после окончания школы просто «растворяются» среди взрослого населения. У них есть возможности адаптироваться к требованиям взрослой жизни, демонстрируя достаточный «контекстуальный» интеллект или, другими словами, «уличные уловки», которые не измеряются стандартизированными тестами на определение уровня интеллекта. Как сформулировали авторы, «для того, чтобы быть продуктивным, ладить с окружающими и самостоятельно достигать своих целей, требуется не такой уж высокий интеллект, как считает большинство людей».

Проблема коррекции и компенсации психофизических недостатков и двигательных способностей детей-олигофренов занимает видное место в современной отечественной и зарубежной педагогике. Ряд исследований в этой области посвящен изучению недостатков в их физическом развитии и двигательных способностях, выявлен целый ряд существенных патологических изменений нейродинамики, отклонений в сердечно-сосудистой и других системах [27, 34, 44, 46, 49, 60, 63, 71, 77, 87, 112, 133, 145, 153, 155]. Меньше внимания уделено проблемам коррекции и компенсации психофизических недостатков и двигательных способностей детей-олигофренов. На изучение развития моторики детей с умственной отсталостью на протяжении многих лет сосредотачивали свои усилия А. Н. Граборов [22], С. Ю. Юровский [89], А. Н. Плешаков [63], Н. П. Вайзман [10], В. М. Мозговой [57], Р. Д. Бабенкова [4], Н. А. Козленко [35], А. С. Самыличев [74], А. А. Дмитриев и Б. В. Сермеев [26] и др. Еще меньше работ посвящено вопросам взаимосвязи физической активности и спорта с социальной компетенцией умственно отсталых лиц и их социальной адаптацией [ 96, 97, 114, 107, 117, 129, 130, 132, 135, 136, 148, 172]. Отмечая значимость выполненных по данной проблеме исследований, следует указать, что некоторые важные вопросы остаются спорными, нерешенными или рассматриваются с различных методологических позиций. Так, не в полной мере определены критерии отбора физических упражнений для лиц с умственной отсталостью различного возраставоздействие занятий физической культурой и спортом на их социальную компетенциюа также эффективность этих воздействий и динамика их социальной адаптации при занятиях физическими упражнениями, и конкретно, лыжной подготовкой. Имеется также потребность в дополнительном изучении особенностей организации физкультурной и спортивной деятельности с использованием передвижения на лыжах лиц с различным уровнем умственной отсталости и разного возраста. Недостаточно источников по использованию лыжной подготовки для лиц с умственной отсталостью во внеурочных формах занятий, а также в системе адаптивной физкультуры и спорта.

Отсутствуют достаточно обоснованные дифференцированные методики по лыжной подготовке в зависимости от уровня интеллектуальных способностей занимающихся, что не позволяет достаточно широко развивать этот важный для коррекции недостатков основных жизненно важных движений и социальной адаптации вид активности.

Значимость проблемы становления личности умственно отсталых, важность включения их в полноценную общественную жизнь, необходимость реализации их гражданских прав определяют актуальность исследования. г.

Научная новизна исследования заключается в том, что в настоящей работе впервые представлен теоретико-практический материал, обобщающий отечественный и зарубежный опыт, связанный с проблемами развития возможностей лиц с умственной отсталостью разного возраста, с исследованиями влияния физической активности вообще и в том числе лыжной подготовки на их психофизическое состояние и социальную адаптацию. Анализ имеющегося опыта организации занятий лыжной подготовкой умственно отсталых в России и за рубежом показал ее значимость не только в плане коррекции и компенсации их двигательных нарушений, но и развития их социальной компетенции. Способы передвижения на лыжах были дифференцированы в соответствии с их доступностью для лиц, имеющих различный уровень умственного развития, разработаны различные пути и методы обучения при организации занятий. Учитывалась эффективность влияния этих занятий на повышение социальной активности умственно отсталых спортсменов. В данной работе предполагается, что физическая культура для лиц с умственной отсталостью естественным образом вливается в систему «адаптивной физической культуры», так как она по своей значимости считается одной из главных форм, составляющих их полноценную жизнь.

Настоящее исследование построено на следующей гипотезе: регулярные занятия физической активностью с лицами с умственной отсталостыб ведут к положительным изменениям в их социальной активности. В качестве средства физической активности взята лыжная подготовка.

Целью исследования является теоретико-экспериментальное обоснование доступности различных способов передвижения на лыжах в зависимости от уровня умственного развития, а также эффективности их воздействия на развитие коррекционных и адаптационных способностей у лиц с умственной отсталостью, на их социальную активность.

В настоящей работе выявляются подходы к отбору физических упражнений для лиц с умственной отсталостью, определению основных критериев их отбора, проводится анализ коррекционного и адащ-ационного воздействия передвижения на лыжах на лиц с умственной отсталостью.

Положения, выносимые на защиту: а) анализ отечественных и зарубежных источников свидетельствует о значительной недостаточности познавательной деятельности и мышления лиц с умственной отсталостью, отставании их в физическом развитии, в развитии речи, несформировании двигательных способностей и личности в целомб) своевременно выявленные у детей-олигофренов возможности частичной социальной компенсации можно развивать, широко используя физическую активность и спортв) отбор физических упражнений осуществляется в соответствии с общепринятыми принципами при учете состояния физического развития, уровня нарушения психомоторики, умственного развития, структуры дефекта и особенностей поведения каждого занимающегосяг) занятия лыжной подготовкой доступны для лиц с легкой, умеренной и выраженной степенью умственной отсталости, способствуют их психофизическому развитию, коррекции недостатков основных движений и оказы вают положительное воздействие на их социальную адаптациюд) предложенные методические подходы к применению лыжной подготовки достаточно валидны для организации занятий лыжами с лицами, имеющими различный уровень умственной отсталости и возрастной ценз.

Объектом исследования являются лица с умственной отсталостъкЬ. Значение физической активности лиц с умственной отсталостью, занимающихся лыжной подготовкой, для их общего развития и социализации, составляет предмет исследования.

выводы.

1. Ведущим клинико-психологическим расстройством при умственной отсталости считается выраженная недостаточность познавательной деятельности и мышления, сопровождающаяся стойкими отклонениями в двигательной и эмоционально-волевой сферах. С возрастом у них возможна частичная или в ряде случаев достаточно значительная социальная компенсация.

2. Физическая культура лиц с умственной отсталостью вливается в систему адаптивной физической культуры и может быть подразделена на: а) адаптивное физическое образование б) адаптивный спорт, в) адаптивную двигательную рекреацию, г) адаптивную двигательную реабилитацию. Адаптивное физическое образование направлено главным образом на коррекцию, компенсацию физических недостатков и оздоровление детей с умственной отсталостью.

3. При отборе физических упражнений для лиц с умственной отсталостью приемлемо руководствоваться общими принципами, однако необходимо принимать во внимание следующие факторы: а) состояние физического развития занимающихся, б) патогенез дефектов моторики, в) структуру дефекта, г) состояние интеллекта, д) особенности поведения каждого занимающегося. В физическом воспитании лиц с умственной отсталостью должно быть ограничено применение упражнений статического и силового характера, а также тех, которые оказывают значительную нагрузку на вестибулярный аппарат. Так как у лиц с умственной отсталостью отмечается недоразвитие коры больших полушарий головного мозга, они не способны выдерживать значительные и длительные физические напряжения. Больший эффект воздействия физических упражнений достигается при модификации или адаптации их с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося.

4. Передвижение на лыжах является одним из наиболее эффективных средств оздоровления, способствует коррекции нарушений основных жизненно важных движений — ходьбы и бега, совершенствованию прямохождения, перекрестной координации работы рук и ног, умения управлять телом.

5. Лыжная подготовка позволяет раскрыть потенциальные возможности лиц с умственной отсталостью в развитии их психических функций, двигательной и социальной компетенции. Лица, занимающиеся лыжами, проявляют организованность, собранность, дисциплинированность, инициативность, активность. Они ведут себя более уверенно, чаще вступают в контакт с окружающими, свободнее владеют повседневными навыками.

6. Лица с умственной отсталостью способны осваивать не только те способы передвижения на лыжах, которые рекомендованы в школьных программах, но и более сложные по выполнению, требующие хорошей координации, моторной памяти и соответствующей физической подготовки. Учащиеся с легкой степенью умственной отсталости способны освоить все имеющиеся способы передвижения на лыжах. Лицам с умеренной степенью умственной отсталости доступны многие способы передвижения на лыжах. При выраженной умственной отсталости в лыжную подготовку целесообразно включать попеременный двухшажный и одновременные бесшажный и одношажный классические ходы, подъем лесенкой, спуск в средней стойке, торможение и повороты плугом.

7. Исследование взаимосвязи занятий физической активностью и спортом на примере лыжной подготовки с социальной компетенцией лиц с умственной отсталостью выявило значительно более высокую социальную активность у тех умственно отсталых лиц, которые были вовлечены в сферу физкультурной и спортивной деятельности.

8. Для повышения эффективности занятий с умственно отсталыми лицами в традиционную методику лыжной подготовки рекомендуется вносить следующие коррективы:

— каждое занятие должно носить законченный смысловой характер, так как сохранению памяти этой категории занимающихся присуще быстрое забывание усвоенного;

— использовать более легкие по форме и содержанию терминологические понятия, акцент в обучении делать на наглядные методы;

— обеспечить преимущественно положительный эмоциональный фон проведения занятий;

— на всех этапах обучения включать упражнения по освоению со снежной средой, овладению ступающим и скользящим лыжными шагами;

— на всех этапах обучения осуществлять контроль над соблюдением правил поведения и мер безопасности в обращении с лыжным инвентарем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Дополнительное физкультурно-спортивное образование умственно отсталых школьников: автореферат диссертации. докт. пед. наук.- Омск: СибГАФК, 1997.-43 с. 2. Бабенкова Р. Д.
  2. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания: автореферат диссертации. канд. пед. наук.- Москва: НИИ Дефектологии, 1963.-19 с. 3. Бабенкова Р.Д.
  3. Развитие статических функций у детей с болезнью Дауна.
  4. Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. /Сборник научных трудов под ред. М. И. Кузьмицкой. Москва: НИИ Дефектологии. — 1974.- с. 21−25.4. Бабенкова Р.Д.
  5. О подходе к физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. //Дефектология.- 1980.- № 2.- с. 89−91.
  6. Р.Д., Боброва Л.И.
  7. Особенности координации движений у учащихся с дефектами развития (глухих, умственно отсталых и с церебральными параличами).
  8. Дефектология.- 1983№ 5.- с. 69−74.6. Блюмина М.Г.
  9. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе, /ред. В. В. Воронковой.- Книга для учителя. Москва: Школа-Пресс.- 1994, — с. 23−34.7. Бурак Р.И.
  10. Влияние уроков физического воспитания на умственную работоспособность младших школьников.
  11. Научные труды Ленинградского педагогического института. -Ленинград. 1978.- с. 30−40.8. Бутин И.М.
  12. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков. //Лыжный спорт. 1977.- Вып. 1.- с. 28−31.9. Вайзман Н.П.
  13. Электромиографический анализ двигательной активности детей-олигофренов.
  14. Тезисы Шестой научной сессии по дефектологии, Москва, 1971.- с. 8−9.10. Вайзман Н. П.
  15. Психомоторика детей-олигофренов. Москва: Педагогика, 1976, — 104 с. 11. Ватажина А.Н.
  16. Психолого-педагогическая характеристика олигофренов (имбецилов). /Организация воспитательной работы с умственно отсталыми детьми в домах-интернатах Министерства социального обеспечения РСФСР.
  17. Сборник научных трудов. 1969. -Вып. 1.- Москва: МСО РСФСР. — с. 511.12. Ватажина А.Н.
  18. Обучение общеобразовательным предметам умственно отсталых детей в домах-интернатах. /Сборник статей, ред. Ватажиной А., Кузьмицкой М. -Москва: ЦИЭТИН, 1970. 90 с. 13. Власова Т. А.
  19. Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей: доклад для обсуждения на заседании Президиума АПН СССР. Москва, 1983. — 14 с.
  20. Н.И., Карасев А. В., Хосни М.
  21. Теория и практика интервальной тренировки в спорте: Монография. /Военная ордена Ленина, Октябрьской революции и Суворова Академия им. Ф. Э. Дзержинского. Москва: Б.и., 1995. — 196 с.
  22. В.В., Мачихина В.Ф.
  23. Основные направления по повышению эффективности урока во вспомогательной школе.
  24. Дефектология. 1981. — № 2, с. 21−23.16. Воронкова В.В.
  25. Проблема дифференциации учащихся вспомогательной школы. /Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся.
  26. Тезисы докладов VI Всесоюзных педагогических чтений, ред. Т. А. Власовой. Москва: АПН СССР, 1982. — с. 17−19.
  27. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.
  28. Ред. В. В. Воронковой, книга для учителя. Москва: Школа-Пресс, 1994. -916с.18. Выготский JI. С.
  29. Основы дефектологии. Том 5. / Собрание сочинений в 6-ти томах. -Москва: Педагогика, 1983. 369 с. 19. Гадзинская Р.Д.
  30. Качественные нарушения движений детей, страдающих олигофренией, и коррекционная работа.
  31. Тезисы докладов на научной сессии по вопросам дефектологии. -Москва, 1962. с. 206−207.20. Гербцова Г. И.
  32. Азбука здоровья. /Программа специальной школы по лечебной физкультуре для детей с нарушенным интеллектом: 1 4 кл. — Санкт-Петербург: Образование, 1994. -41 с. 21. Гилевич И.М.
  33. Дети с отклонениями в развитии. / Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей. Москва: Аквариум, 1997.-68 с. 22. Граборов А. Н.
  34. Очерки по олигофренопедагогике. Москва: Учпедгиз, 1961. — 196 с. 23. Дмитриев А. А.
  35. О совершенствовании физического воспитания во вспомогательной школе.
  36. Дефектология. 1984. — № 5. — с. 36−38.24. Дмитриев А.А.
  37. Об индивидуальном подходе к учащимся вспомогательных школ в процессе физического воспитания.
  38. Дефектология. 1986. — № 2. — с. 35−40.25. Дмитриев А. А.
  39. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. Красноярск: Изд. Красноярского университета, 1987. — 151 с.
  40. А. А., Сермеев Б. В.
  41. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. Красноярск: Красноярский Государственный педагогический институт, 1988. — 85 с. 27. Дмитриев А. А.
  42. Педагогические основы коррекции двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ в процессе физического воспитания: автореферат диссертации. докт. пед. наук. Москва: АПН СССР.- НИИ Дефектологии, 1989.-35 с. 28. Дмитриев А.А.
  43. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. -Москва: Советский Спорт, 1991. 32 с. 29. Долматова Г. А.
  44. Физкультура: обучение имбецилов. /Обучение образовательным предметам умственно отсталых детей в домах-интернатах. Москва, 1970. — с. 57−72.30. Евсеев С.П.
  45. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи. /Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов. ~ СПб, 1996. 26 с. 31. Евсеев С.П.
  46. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке).
  47. Теория и практика физической культуры. 1998. — № 1.-е. 2−7.32. Еременко И.Г.
  48. Проблема оптимизации структуры урока во вспомогательной школе.
  49. Тезисы докладов: Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей. Москва, 1983. — с. 114.
  50. В.В., Огольцов И. Г., Яковлев И.Т.
  51. Особенности восстановления уровня технического мастерства лыжников-гонщиков на первом снегу соревновательного периода.
  52. Лыжный спорт. 1973. — Вып. 2. — с. 23.34. Козленко Н. А.
  53. Особенности двигательных нарушений у учеников вспомогательной школы и коррекции их средствами физической культуры (на первоначальном этапе обучения): автореферат диссертации. канд. пед. наук. Москва: НИИ Дефектологии, 1963. — 16 с.
  54. Н.А., Мацулевич В.П.
  55. Физическое воспитание в подготовительных классах. Киев: Радянска школа, 1983. — 152 с. 36. Козленко Н. А.
  56. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. Киев: Радянска школа, 1987. — 127 с. 37. Коленко Е.Н.
  57. Исследование развития выносливости у детей 9−10 лет. //Лыжный спорт. 1973. — Вып.2. — с. 37−38.38. Кондрашов А.В.
  58. Техника коньковых лыжных ходов. /Учебное пособие для студентов, аспирантов и слушателей ВШТ ГЦОЛИФКа. Москва: ГЦОЛИФК, 1990.- 63 с. 39. Кручинин В. А.
  59. Проблемы физического воспитания аномальных детей.
  60. Материалы конференции 4−5- июня 1986 г., Горький. Москва: Б.и., 1987.-с. 5−6.
  61. В. А., Соковец Л. С., Самыличев А. С.
  62. Физическое воспитание детей в специальных школах. //Межвузовский сборник научных трудов. Горький: ГПИ, 1989.- с. 3.41. Кузин B.C., Макаров А.А.
  63. Методика обучения имитационным упражнениям и коньковым ходам на лыжах. /Учебное пособие для студентов РГАФК. Москва: РГАФК, 1998.83 с. 42. Кузнецов В.К.
  64. Силовая подготовка лыжника. Москва: ФиС, 1982. — 96 с. 43. Лапшин В. А., Пузанов Б.П.
  65. Основы дефектологии. /Учебное пособие для поступающих на дефектологический факультет. Москва, 1992. — 32 с. 44. Лубовский В. И.
  66. Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых школьников. /В кн: Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. Москва, 1965.-е. 39−46.45. Лубовский В. И.
  67. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). -Москва: Педагогика, 1978. 224 с. 46. Лурия А. P.
  68. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Т. 1. Москва, 1956. — 398 с.
  69. Лыжные гонки: Программа для детско-юношеских клубов физической подготовки: для детей, подростков, юношей и девушек с легкой степенью отсталости. /Под ред. Астафьева Н. В. Омск: СибГАФК, 1997. — 60 с.
  70. Лыжный спорт: Учебник для институтов и техникумов физической культуры. /Под ред. Евстратова В. Д., Сергеева Б. И., Чукардина Г. Б. Москва: ФиС, 1989.-с. 65−121.
  71. С. С., Шостак Б. И.
  72. Клиника олигофрении. Москва: Просвещение, 1973. — 135 с. 50. Макаров А.А.
  73. Методика обучения имитационным упражнениям. /Методические разработки для студентов ГЦОЛИФКа. Москва: ГЦОЛИФК, 1986. -63 с. 51. Макаров А. А.
  74. Методика начального обучения технике лыжных ходов. /Методическая разработка для студентов заочного обучения Академии. Москва: РГАФК, 1993.-63 с.
  75. Краткая характеристика важнейших тренировочных средств лыжника-гонщика. /Манжосов В.Н., Ермаков В. В., Яковлев И. Т., Сиваков В.М.
  76. Лыжный спорт. 1974. — Вып. 2. — с. 15−18.
  77. Е. М., Певзнер М. С., Пермякова В.А.
  78. Дети с нарушениями умственного развития. Учебное пособие. Иркутск: Ирк. ГПИ, 1992.- 159 с. 54. Матвеев Л.П.
  79. Введение в теорию физической культуры. /Учебное пособие для институтов физической культуры. Москва: ФиС, 1983. -128 с. 55. Матвеев Л.П.
  80. Теория и методика физической культуры. /Учебник для институтов физической культуры. Москва: ФиС, 1991. — 543 с.
  81. Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 9-го пересмотра. /Раздел V: Психические расстройства. Москва: Министерство здравоохранения СССР, 1982. — 77 с. 57. Мозговой В. М.
  82. Формирование спортивных двигательных навыков у умственно отсталых школьников 11−16 лет при обучении их гимнастическим упражнениям: автореферат диссертации. канд. пед. наук. Москва: НИИ Дефектологии, 1977.-20 с. 58. Мозговой В. М.
  83. Роль игры на уроках физической культуры во вспомогательной школе.
  84. Тезисы докладов VI Всесоюзных педагогических чтений. Москва, 1982.-с. 17−19.59. Певзнер М. С.
  85. Этиология, патогенез, клиника и классификация олигофрении. /В книге: Учащиеся вспомогательной школы, ред. Певзнер М. С., Лебединской К. С. Москва: Педагогика, 1979. -230 с. 60. Петрова В. Г.
  86. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. Москва: Просвещение, 1968. — 158 с.
  87. Лыжная подготовка школьников. //Спорт в школе. 1996. — № 8. — с. 6−22.69. Раменская Т.И.
  88. Шестьдесят лет кафедре лыжного спорта Российской государственной академии физической культуры (исторический очерк). Москва: Физкультура, образование и наука, 1997. — 179 с. 70. Раменская Т.И.
  89. Лыжная подготовка дошкольников.
  90. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. -№ 1.-с. 41−44.71. Рубцова Н.О.
  91. Общие и специальные дидактические принципы при развитии мануальной моторики средствами физической культуры и массажа у глубоко умственно отсталых детей-инвалидов: автореферат диссертации. канд. пед. наук. Москва, 1993. — 24 с. 72. Самыличев А. С.
  92. Новый методический прием в осуществлении индивидуального подхода на уроках физического воспитания во вспомогательной школе, /в книге: Мышечная деятельность детей в норме и патологии. Горький, 1975.- с. 19−22.73. Самыличев А. С.
  93. Дифференцированный подход к учащимся вспомогательной школы при воспитании двигательных способностей на уроках физической культуры: автореферат диссертации. канд. пед. наук. Москва, 1984. — 22 с. 74. Самыличев А. С.
  94. О воспитании двигательных способностей учащихся вспомогательной школы на уроках физической культуры.
  95. Дефектология. 1985. — № 3. — с. 11−12.
  96. Сборник материалов Всесоюзной конференции «Спешиал Олимпикс» в Сухуми. Сухуми, Грузия, 1990. — 253 с.
  97. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов, /тт. 1 и 2, ВНИИФК, МОГИФК. Москва: Малаховка, 1993. — 109 с. и 272 с. 77. Сермеев Б. В.
  98. Определение физической подготовленности школьников. Москва: Педагогика, 1973. — 104 с. 78. Сермеев Б. В.
  99. Методика диагностирования стадий утомления, /в книге: Мышечная деятельность детей в норме и патологии. Горький, 1974. — с. 28−32.79. Сермеев Б. В.
  100. Формирование двигательных способностей у аномальных детей (к итогам десятилетия исследований).
  101. Дефектология. 1980. — № 4. — с. 12−14.80. Сермеев Б.В.
  102. Теоретические основы физического воспитания аномальных детей: автореферат диссертации. докт. пед. наук в форме научного доклада. -Москва: РАО НИИ Дефектологии, 1992. 43 с. 81. Соколова С.М.
  103. Планирование урока во вспомогательной школе. /Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей и школьников.
  104. Межвузовский сборник научных трудов РосГПУ им. А. И. Герцена. -СПб: Образование, 1992. с. 70−76.82. Степанов Е.И.
  105. Начальная подготовка юных лыжников-гонщиков. //Лыжный спорт. 1973. — Вып. 1. — с. 18−19.83. Струнин В.А.
  106. Распределение тренировочной нагрузки лыжников 12−13 лет в подготовительном периоде.
  107. Лыжный спорт. 1975. — Вып. 1.-е. 20−21.
  108. Теория и методика физического воспитания. /Учебник для институтов физической культуры, ред. Матвеева Л. П., Новикова А. Д., т.1. Москва: ФиС, 1976.-е. 64−67.85. Устинова Е.В.
  109. Особенности методики обучения фигурному катанию на коньках детей с нарушениями интеллекта: автореферат диссертации. канд. пед. наук. СПб: СП. ГАФК, 1998. — 24 с. 86. Фоменко О.Е.
  110. Некоторые особенности личности умственно отсталых школьников. /Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей и школьников.
  111. Межвузовский сборник научных трудов РосГПУ им. А. И. Герцена. -СПб: Образование, 1992. с. 29−38.87. Черник Е.С.
  112. Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы. Книга для учителя. Москва: Просвещение, 1992. — 124 с. 88. Черник Е.С.
  113. Развитие пространственной точности движений у учащихся вспомогательной школы средствами физического воспитания: автореферат диссертации. канд. пед. наук. Москва: НИИ Дефектологии. — 1971. — 18 с. 90. Юровский С. Ю.
  114. Использование методов наглядного и словесного воздействия при обучении движениям учащихся вспомогательной школы.
  115. Дефектология. 1980. — № 3 — с. 17−18.91. Юровский С. Ю.
  116. Использование физических упражнений с учащимися вспомогательной школы.
  117. Тезисы докладов: Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей. Москва, 1983. — с. 139.92. Achenbach, Т. М.
  118. Manual for the Child Behavior Cheklist/4−18 and 1991 Profile. Burlington: University of Vermont Department of Psychiatry, USA. — 1991. — 189 p.
  119. , А. В.- Basile, V.C.- MacDonald, R.B.
  120. The Journal of Autism and Developmental Disorders. 1991. — 21, — p. 89−94.
  121. , M. L. & Penret, Y.M.
  122. Children with Disabilities. A Medical Primer (3rd ed.). — Baltimore, Mariland: Paul H. Brookes Publshing Co.- 1992. — 664 p.
  123. Bell, N.J.- Kozar, W.- Martin, A.W.
  124. The impact of Special Olympics on participants, parents, and the community. -Lubbock, TX: Texas Technical University, 1977. 121 p.96. Boonacker E.
  125. How Does Sport Affect the Lives of Mentally Handicapped Athletes?
  126. Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. — p. 270−271.97. Brickey, M.
  127. Normalizing the Special Olympics.
  128. Journal of Physical Education, Recreation and Dance. 1984, 55(8). — p. 2829, 75−76.98. Cheatum, B.A.1.ternational Special Olympics uniting the world. — Palaestra: International Special Olympics Games, 1988. — p. 22−26, 35−40.
  129. Classification of Mental and Behavioral Disorders. /The ICD-10. World Health Organization. — Geneva, 1992. — p. 226−227.
  130. Coleman, A.E.- Ayoub, M.N.- Friedrich, D.W.
  131. Assessment of the physical work capacity of institutionalized mentally retardedmales.
  132. American Journal of Mental Deficiency. 1976. — 80. — p. 629−635.
  133. , G. A., & Pollow, R. S.
  134. Teaching Independent Walking to Mentally Retarded Children in a Public School.
  135. Education and Training of the Mentally Retarded. 1984. — 19. — p. 45−51.
  136. Cross Country Skiing. /Sports Skills Instructional Program. /Special Olympics International, Inc. Washington, DC: Joseph P. Kennedy Jr. Foundation, 1992 — 52 p.
  137. , V. P., & Pangrazi, R. P.
  138. Dynamic Physical Education for Elementary School Children. (9th Ed.). New York: Macmillan, 1989. — 293 p.
  139. Definition of eligibility for Special Olympics Fact Sheet.1.: Special Olympics International, Inc. Washington, DC: Joseph P. Kennedy Jr. Foundation, 1990. — 7 p.105. DuijfM.
  140. How Do You Feel About Sports?. /Nederlandse Sportbond voor mensen met een verstandelijke handicap. Utrecht, the Netherlands, 1995. — 78 p.106. Dykens, E. M.
  141. The Draw-a-Person task in persons with mental retardation: What does it measure?
  142. Research in Developmental Disabilities, 1995. 17. — p.37−49.
  143. , E. M. & Cohen, D. J.
  144. Effects of Special Olympics International on social competence in persons with mental retardation.
  145. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. -1996.-35.-p. 223−229.
  146. , E. M. & Kasari, C.
  147. Maladaptive behavior in children with Prader-Willi syndrome, Down syndrome, and non-specific mental retardation.
  148. American Journal on Mental Retardation. 1997. — 81. — p. 39−48.
  149. , C.B., & Kalakian, L.H.
  150. Developmental/adapted physical education: Making ability count (2nd ed.). -New York: Macmillan, 1987. 325 p.
  151. , С. B. & Lavay, B. W.
  152. Physical Activity for Individuals With Mental Retardation. Infancy Through Adulthood. Champaign, Illinois: Human Kinetics Books, 1992. — 467 p.
  153. Federal Register. /Rules and Regulations: Section 504. Department of Health, Education, and Welfare, Office of Education. — 1977. — 42. — p. 22 682.
  154. Fernall, В.- Tymeson, G.T.- Webster, G.E.
  155. Cardiovascular fitness of mentally retarded adults.
  156. Adapted Physical Activity Quarterly. 1988. — 5 (11). — p. 12−28.
  157. Freidrich, W. N.- Greenberg, M. Т.- Crnic, K.
  158. A short-form of the Questionnaire on Resources and Stress. //Americal Journal of Mental Deficiency. 1983. — 88. — p.30−49.
  159. , S.L., & Bushakra, F.B.
  160. Effects of Special Olympics participation on the perceived competence and social acceptance of mentally retarded children.
  161. Adapted Physical Activity Quartery. 1989. — 6. — p. 40−51.115. Gitter, L.L.
  162. The Montessori approach to special education. Johnstown, PA: Mafex, 1971. -239 p.116. Gorton, С. E.
  163. The mainstream both wide and deep. /Mainstreaming in Health, Physical Education, Recreation, and Dance: Proceedings of National Conference. — Denton, TX: Texas Women’s University, 1977. — p.28.
  164. Gottlieb, J.- Rose, Т.- Lessen, E.
  165. Mainstreaming: In К. Kernau, M. Begab, & R. Edgerton (Eds.).
  166. Environments and behavior: The adaptation of mentally retarded persons. -Baltimore: University Park Press, 1983. p. 195−212.
  167. Grenspan, S., Granfield, J.M.
  168. Reconsidering the construct of mental retardation: implications of a model of social competence.
  169. Am I Mentally Retarded? 1992. — 96. — p. 442−453.119. Grossman, H.J.
  170. Classification in Mental Retardation. Washington, DC: American Association on Mental Deficiency, 1983. — 327 p.120. Hanson, M.J.
  171. Effects of gross-motor activity on development. /In V. Dmitiriev & P.L. Oelwein (Eds.), Advanced in Down syndrome. Seattle: Special Child, 1988. — p. 167−173.121. H0egh, H.1.tegration Viewed From an International Perspective.
  172. Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. — p. 231−237.122. Hogg, J., & Sebba, J.
  173. Profound Retardation and Multiple Impairment: Vol.1. Development and Learning. Vol. 2. Education and Therapy. Rockville, MD: Aspen, 1987. — 672 p.123. Illingworth, R. S.
  174. The Development of the Infant and Young Child: Normal and Abnormal. (9th Ed.). New York: Churchill Livingstone, 1987. — 387 p.124. Jensen, A. R.
  175. Bias in Mental Testing. New York: Free Press, 1980. — 256 p.
  176. , V. M., & Werner, R. A.
  177. A Step-By-Step Learning Guide for Older Retarded Children. Syracuse, NY: Syreacuse University Press, 1977. — 421 p.
  178. , A. S. & Kaufman, N. I.
  179. Kaufman Brief Intelligence Test. Circle Pines, MN: American Guidance Service, 1990. -291 p.
  180. , S. A., & Gallagher, J. J.
  181. Educating Exceptional Children (6th Ed.). Boston: Houghton Mifflin. 1989.136 p.
  182. Klein, Т.- Gilman, E.- Zigler, E.
  183. Special Olympics: An evaluation by parents and professionals. //Mental Retardation. 1993. — 31. — p. 15−23.129. Krebs, P. L.
  184. Mental Retardation. /In Winnick, J.P. Adapted physical education and sport. Champaign, IL: Human Kinetics, 1990. — p. 153−176.130. Kristiansen K.
  185. Normalization: Some Ideological Questions.
  186. Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. — p 142−145.131. Land A. K. & Kahrs N.
  187. Sport for the Mentally Retarded: Integration of Mentally Retarded Athletes in the Structure of the Norwegian Confederation of Sport". Norwegian University of Sport and Physical Education, Oslo.
  188. Materials of the 2nd Paralympic Congress, Lillehammer, Norway, 1994. p. 215−221.132. Lavay, В., & French, R.
  189. The Special Physical Educator: Meeting Educational Goals Through a Transdisciplinary Approach.
  190. American Corrective Therapy Journal. 1985. — 39. — p. 77−81.
  191. Lavay, В.- Zody, J.- Solko, C.
  192. Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. -p.273−281.135. Little, M. T.
  193. Sports as a Means of Influencing self Perception and Integration -an Australian Experience From Segregated to Open Sports Competition. South Australian Sport and Recreation Difficulties, North Adelaide, Australia.
  194. Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. 247−262.136. Little, M. T.
  195. Eligibility for Athletes With a Mental Handicap/Intellectual Disability. North Adelaide, Australia.
  196. Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. -p.177−187.
  197. Lives of the Mentally Retarded. A Forty-year Follow-up Study.
  198. , R. Т.- Begab, M. J.- Dondis, E. H.- Giampiccolo, J. S.- Meyers, C.E.Stanford, CA: Stanford University Press, 1985. 548 p.
  199. Luckasson, R.- Coulter, D.L.- Polloway, E.A.
  200. Mental Retardation: Definition, Classification, and Systems of Support (9th Ed.). Washington, DC: American Association on Mental Retardation, 1992.-p. 225−237.139. Luftig, R. L.
  201. Teaching the Mentally Retarded Student: Curriculum, Methods, and Strategies. Boston: Allyn & Bacon, 1987. — 317 p.
  202. McCubbin, J .A. & Jansma, P.
  203. The effects of training selected psychomotor skills and the Relationship to adaptive behavior.
  204. , M.E. & G.R. Ward (Eds.) International perspectives on adapted physical activity. Champaign, IL: Human Kinetics, 1987. — p. 119−126.
  205. McLaren, J. & Bryson, S.E.
  206. Review of Recent Epidemiological Studies of Mental Retardation: Prevalence, Associated Disorders, and Etiology.
  207. American Journal of Mental Retardation. 1987. — 92. — p. 243−254.142. Meisels, S. J.
  208. Can Developmental Screening Tests Identify Children Who Are Developmentally At Risk?.
  209. Pediatrics. 1989. — 83. — p. 578−585.
  210. , F. J., & Stark, J. A.
  211. Preventive and Curative Intervention in Mental Retardation. Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co., 1988. — 287 p.
  212. Mental Retardation: Definition, Classification, and System of Support, 9th Ed.: AAMR, 1983.-259 p.
  213. , M.S., & Renzaglia, A.
  214. Physical fitness and the mentally retarded.
  215. Journal of Special Education. 1982. — 16 (3). — p. 125−132.146. Moser, H. M.
  216. Prenatal/ perinatal Factors Associated With Brain Disorders.
  217. NIH Publication T5−1149. Washington, DC: U.S. Government Printing Office, 1985.-239 p.147. Nirje B.
  218. Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. — p. 208−213.149. Outreach Fact Sheet.1.: Special Olympics International, Inc. Washington, DC: Joseph P. Kennedy Jr. Foundation, 1989. — 1 p.
  219. Patton, J. R.- Payne, J. S.- Beirne-Smith, M. B.
  220. Mental Retardation.(3rd Ed.). Columbus, OH: Merrill, 1990. — p. 53, 68.
  221. Patton, J. R.- Polloway, E. A.
  222. Exceptional Children and Youth (5th Ed.).
  223. By Haring, N. G., & McCormick, L. (Eds.). Columbus, OH: Merrill, 1990. — 417 p.152. Philosophy Fact Sheet.1.: Special Olympics International, Inc., Washington, DC: Joseph P. Kennedy Jr. Foundation, 1990. 2 p.
  224. Physical fitness and motor skill levels of individuals with mental retardation: Mild, Moderate, and Down Syndrome ages 6−21.
  225. , С. В., Wang, P. Y., Polacek, J J., & Dohrmann, P .F. -Normal, EL: Illinois State University Printing Services, 1991. -381 p.
  226. Piatt, J. E.- Campbell, M.- Green, W. H.
  227. Cognitive Effects of Lithium Carbonate and Haloperidol in Treatment-resistant Aggressive Children.
  228. Archives of General Psychiatry. 1984. — 41. — p. 657−662.
  229. Rarick, G.L.- Widdop, J.H.- Broadhead, G.D.
  230. The physical fitness and its correlates in educable mentally retarded children.
  231. Exceptional Children. 1970. — 35. — p.509−519.
  232. Report on the Special Olympics International Research Committee Meeting.1.: Special Olympics International, Inc. Washington, DC: Joseph P. Kennedy Jr. Foundation 1997.- 31 p.
  233. Seaman, J. A., DePauw, K. P.
  234. The New Adapted Physical Education: A Developmental Approach (2nd Ed.). Mountain View, CA: Mayfield, 1989.-472 p.158. Seitz, V.1.tervention programs for impoverished children: a comparison of educational and family support models.
  235. Annual Child Development. 1990. — 7. — p. 13−21.159. Shaffer, D. R.
  236. Developmental Psychology. Childhood and Adolescence (4th Ed.). -Pacific Grouve, CA: Brooks/Cole Publishing Co., 1996. 689 p.
  237. Shapiro, В. K.- Palmer, F. В.- Capute, A. J. The Early Detection of Mental Retardation. //Clinical Pediatrics. 1987. — 26. — p. 215−220.
  238. , В. K., & Batshaw, M. L.
  239. Mental Retardation. /In F.D. Burg (Ed.). Current Pediatric Therapy (14th Ed.). — Philadelphia: W.B. Saunders, 1992. — 498 p.
  240. Silliman, L.M.- Anabelle, M.L.- French, R.1.tegrating profoundly mentally retarded children and youth into the community through physical recreation activities.
  241. Palaestra. 1989. — 6. — 13−15, 36.163. Siperstein, G. N.
  242. Social competence: an important concept in mental retardation. //Am I Mentally Retarded? 1992. — 96, p. iii-vi.164. Songster, Т. В.
  243. The Special Olympics sport program: An international sport program for mentally retarded athletes. /In C. Sherrill Ed.
  244. Sport and Disabled Athletes. Champaign, IL: Human Kinetics, 1984. — p.73.79.165. Songster, T.B.
  245. Overview of the Special Olympics Research Program. /In: Special Olympics International, Inc. Research Monographs. Washington, DC.: Joseph P. Kennedy Jr. Foundation, 1990. — 49 p.166. SorensenM.
  246. Winter Sport for Psychiatric Patients. The Norwegian University of Sport and Physical Education, Oslo, Norway.
  247. Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. — p.67.70.
  248. Sparrow, S. S.- Balla, D.A.- Cicchetti, D.V.
  249. Vineland Adaptive Behavior Scales. Circle Pines, MN: American Guidance Service, 1984.-248 p.
  250. Special Olympics Cross- Country Skiing. /Sport Management Team Guide. /Special Olympics International, Inc. Washington, DC: Joseph P. Kennedy Jr. Foundation, 1994. — 80 p.169. Spitanik, D.
  251. Changes in the Field of Mental Retardation: the New Definition, Paradigm Shifts and Building Supports. The University Affiliated Program of New Jersey.
  252. Materials of the General Session. 25th Anniversary Celebration SOI. USA, 1993.-p. 17−25.170. Spitz, Н. H.
  253. Mental Retardation as a Thinking Disorder: The Rationalist Alternative to Empiricism.
  254. Яn N.W. Bray (Ed.). International Review of Research in Mental Retardation. — New York: Academy Press, 1988. — p. 1−32.171. Steadward R. D.
  255. Sport for Athletes With a Disablity. A Championship Future. International Paralympic Committee (IPC), President.
  256. Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. -p.181−186.172. Valkova, H.
  257. Socialization into and via sports for disabled children. /Physical activity for life: East and West, South and North. ISPES: Mayer & Mayer Verlag, 1995.-49 p.
  258. Van Putten, M & Vermeer A.
  259. Sports for the Mentally Retarded: a System of Rules. /Motor Development, Adapted Physical Activity and Mental Retardation.
  260. Med Sport Sci. Basel: Karger. — 1990. — Vol 30. — p.125−133.174. Vermeer A.
  261. Motor Development Potential in Mentally Retarded Persons and the Consequences for Intervention. /Free University, Faculty of Human Movements Sciences, Amsterdam, the Netherlands.
  262. Materials of the 2nd Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. -p.146−157.175. Wang, С. Е.
  263. Towards Year 2000 in Society and Sports. International Paralympic Committee. j
  264. Materials of the 2 Paralympic Congress. Lillehammer, Norway, 1994. -p. 11−20.176. Westling, D. L.1.troduction to Mental Retardation. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall- 1986.-348 p.
  265. Winter Activities for the Mentally and Physically Handicapped. /Fagerlie, A., Graff, H., Mathiesen G., Torheim A.
  266. STUI Norwegian State Youth and Sports Office. — Otta, Norway: Norwegian University Press, 1987. — 193 p.178. Wright, J., Cowden, J.E.
  267. Changes in self-concept and cardiovascular endurance of mentally retarded youths in a Special Olympics swim training program.
  268. Adapted Physical Activity Quarterly. 1986. — 3 (2). — p. 177−183.
  269. Zigler, E.- Hodapp, R.M.- Edizon, M.
  270. From Theory to Practice in the Care and Education of Mentally Retarded Individuals.
  271. American Journal on Mental Retardation. 1990. — vol. 95. — #1. — p. 1−12.
  272. , R. L., & Heistad, G. T.
  273. Studies of the Long-term Efficacy of Antipsychotic Drugs in Controlling the Behavior of Institutionalized Retardates.
  274. Journal of the American Academy of Child Psychiatry. 1982. — 21. — p. 136 143.
Заполнить форму текущей работой