Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обоснование эффективности применения круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе признания авторитетными исследователями в области физической культуры и спорта, чьи работы составили методологическую основу нашего исследования, приоритета тренировки как ведущего и самого эффективного способа целенаправленного преобразования физического потенциала человека и возможности использования ее положений во всех сферах физического воспитания, нами предложена методика… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
    • 1. 1. Исторические аспекты физического воспитания детей дошкольного возраста
    • 1. 2. Физическое воспитание в системе современного дошкольного образования в России. щ, 1.3. Актуальные направления совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 6−7 ЛЕТ
    • 2. 1. Понятие о тренировке как о процессе направленной адаптации к физическим нагрузкам
    • 2. 2. Характеристика круговой тренировки как организационнометодической формы физической подготовки
    • 2. 3. Методические особенности применения круговой тренировки в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ «КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 6−7 ЛЕТ
    • 3. 1. Технологическая характеристика организации опытно-экспериментальной работы
    • 3. 2. Особенности физического состояния детей 6−7-летнего возраста
    • 3. 3. Оценка эффективности применения круговой тренировки в процессе физического воспитания детей 6−7 лет
  • Выводы по третьей главе

Обоснование эффективности применения круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности.

В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье. Между тем, в многочисленных публикациях последних лет констатируется, что высокая стрессогенность^социально-экономических факторов, эколого-гигиенических условий и стиля жизни в современном обществе обусловливает прогрессивное снижение уровня психофизического состояния и психосоциального здоровья населения, и, в первую очередь, наиболее социально и биологически уязвимых его групп. Отмечается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей дошкольного возраста. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу (105, с. 145) При этом увеличение заболеваемости детей отмечается в различных регионах России.

В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в библиографическом списке. Первое число в скобках означает порядковый номер источника, а второе число после запятой указывает место в источнике (страницы). При ссылке на несколько источников между числами ставится точка с запятой.

Так, по результатам обследования городского врачебно-физкультурного диспансера Санкт-Петербурга за 1997 год лишь 3−4% детей дошкольного возраста являются абсолютно здоровыми, в то время как подавляющее большинство из них имеют функциональные отклонения и хронические заболевания. Среди функциональных отклонений наибольший удельный вес составляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата: около 70−80% детей имеют признаки соединительно-тканных дис-плазий: нарушения осанки, деформацию стоп, ребер, избыточную подвижность суставов, ранний остеохондроз межпозвонковых дисков, замедление темпов созревания скелета (203, с. 3).

В Дальневосточном регионе только за последние три года отмечен рост патологий у детей в возрастной группе от 3 до 7 лет с 35,8 до 53,8%- резко увеличилось число часто болеющих детей, а также детей с нарушениями осанки, заболеваниями органов зрения и сердечнососудистой системы (211, с. 165−166).

По данным Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Челябинской области, общая заболеваемость детей Челябинска в 1998 году по сравнению с 1997 годом возросла на 5,56%: в 1997 году этот показатель составил 1991,4 (на 1000 населения), в 1998 году — 2102,3 (119, с. 810). Несмотря на внедрение различных, в зависимости от патологии, методик оздоровления, в 1999 году показатели заболеваемости детей Челябинска по данным городского отдела здравоохранения оставались высокими (248, с. 14).

За последние 20 лет отмечается снижение числа дошкольников с нормальным физическим развитием и увеличение числа детей с дефицитом массы тела и низким ростом (237, с. 14- 294, р. 166). Наряду с этим, по данным разных авторов, от 61% до 82% детей дошкольного возраста имеют различные функциональные отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата. Причем по сравнению с шестидесятыми годами, в настоящее время число таких детей увеличилось в три раза (277, с. 74- 287, с. 85).

И хотя количественные данные, свидетельствующие об отклонениях в состоянии здоровья детей, достаточно противоречивы в публикациях разных авторов, все они едины в главном: отмеченная негативная тенденция продолжает усугубляться.

Выше изложенное свидетельствует о том, что задачи оздоровительного направления в системе дошкольного образования продолжают оставаться наиболее приоритетными. Первостепенное значение в их решении имеет научно-обоснованная организация системы физического воспитания детей дошкольного возраста.

В проведенных ранее исследованиях (15- 53- 86- 140- 241- 297) установлена тесная зависимость между уровнем заболеваемости и уровнем двигательной активности человека на различных этапах онтогенеза. Сопоставление представленных выше данных об ухудшении состояния здоровья детей с показателями, характеризующими уровень двигательной активности дошкольников, в определенной мере подтверждает эту зависимость. Так, по данным А. А. Антонова, двигательная активность детей во время пребывания в ДОУ составляет около 30%, в то время как ее нормируемая продолжительность — не менее 50% времени бодрствования (7, с. 6). Согласно результатам исследования М. А. Руновой, потребность детей в двигательной активности удовлетворяется во время их пребывания в ДОУ лишь на 55−60% (219, с. 84) — сходные результаты получены А. С. Солодковым и Е. М. Есиной (233, с. 14).

Несмотря на то, что, согласно рекомендациям специалистов в области гигиены и педиатрии, организованная двигательная активность должна занимать в режиме дня значительную часть ежедневного суточного времени бодрствования, анализ ведущих отечественных программ («Детство», «Радуга», «Развитие» и др.) показывает, что они отводят этому фактору, в среднем, от 12 до 18% общего бюджета времени дневного пребывания ребенка в детском саду, что вряд ли может быть достаточно для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Что же касается некоторых зарубежных программ, используемых сегодня в России, например, программы «Шаг за шагом» Центра развития ребенка (Джоржтаунский университет, Вашингтон, США), то в ней вообще организованная двигательная деятельность детей исключена из режима дня в пользу самостоятельной, что делает процесс физического воспитания и развития ребенка в определенной мере спонтанно-беспорядочным и хаотичным (71, с. 48−49). Между тем, в проведенных ранее исследованиях установлено, что наибольшая результативность процесса дошкольного образования достигается в том случае, если суточный объем организованной двигательной деятельности ребенка составляет от 30 до 40% времени бодрствования (71- 92).

Наряду с этим, между условиями проведения занятий по физической культуре в ДОУ и степенью требований к их организации нет полного соответствия, что, несомненно, снижает эффективность физического воспитания (7, с. 5).

В настоящее время физическое воспитание детей дошкольного возраста регламентируется разнообразными программами. Анализ их содержания позволяет заключить, что они ориентированы, главным образом, на формирование у детей основных двигательных навыков и в меньшей степени способствуют целенаправленному развитию двигательных качеств, а также не оказывают непосредственное воздействие на системы и функции организма детей и их здоровье, что неоднократно отмечалось многими авторами (26, с. 16- 129, с. З- 192, с. 3- 198, с. 4- 218, с. 6- 283, с. 35). В связи с этим реальное развитие физических качеств дошкольников оказывается, чаще всего, необоснованно заниженным. Так, согласно результатам исследований разных авторов (202, с. 1- 270, с. 215- 273, с. 7), по обобщенному среднему показателю значительное количество детей дошкольного возраста (28−40%) имеет уровень физической подготовленности ниже среднего и низкий. Как следствие, показатели функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем свидетельствуют о снижении резервных возможностей организма детей (233, с. 15).

Несмотря на декларирование принципа оздоровительной направленности физического воспитания детей дошкольного возраста, сложившаяся практика работы не в полной мере способствует его целенаправленной реализации. Таким образом, с одной стороны, в общей системе воспитания именно физическое воспитание призвано вносить главный вклад в улучшение по количественным и качественным критериям физического состояния человека, придавая тем самым индивидуальному физическому развитию черты целесообразно направленного процесса (152, с. 7−10). С другой стороны, применяемые в настоящее время в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста физические нагрузки, не вызывают напряжения физиологических функций организма, не обеспечивают тренирующий эффект, и, следовательно, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия (5, с. 34- 26, с. 16- 184 с. 14- 193, с. 30).

Таким образом, наблюдается выраженное противоречие между необходимостью обеспечения тренирующего эффекта занятий по физической культуре и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и организационно-методических подходов его реализации. Следовательно, проблема поиска путей повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста на основе обеспечения тренирующего эффекта и оздоровительной направленности занятий по физической культуре является актуальной.

В соответствии с выше изложенным была определена тема исследования — «Обоснование эффективности применения круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» .

Работа выполнена в соответствии с Основными направлениями научных исследований в сфере физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортного комплекса на период 1996;2000 годов (направление 01 -Формирование физической культуры и здорового стиля жизни человекапроблема 01.02 — Методология и технология оздоровления различных социально-демографических групп населения).

Цель исследования — разработать и экспериментально обосновать методику применения круговой тренировки в процессе физического воспитания детей 6−7 лет.

Объект исследования — процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — методика применения круговой тренировки в физическом воспитании детей 6−7 лет.

Гипотеза. Применение круговой тренировки в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста позволит повысить его эффективность и окажет положительное влияние на физическое состояние детей при условиях: а) адекватности применяемых тренировочных воздействий возрастным особенностям детей 6−7 лет и их фактическому физическому состояниюб) реализации дифференцированного подхода на основе разработки различных вариантов однотипных упражнений, применяемых на «станциях» круговой тренировкив) создания у детей игровой мотивации в процессе применения круговой тренировки на занятиях по физической культуре.

Задачи исследования.

1. Изучить состояние проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста в теории и практике.

2. Выявить особенности физического состояния детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать методику применения круговой тренировки для детей старшего дошкольного возраста.

4. Оценить эффективность разработанной методики применения круговой тренировки в физическом воспитании детей 6−7 лет.

Методологические основания исследования составляют: общие основы теории и методики физического воспитания (Л.П.Матвеев) — теоретико-методические основы развития кинезиологического потенциала в онтогенезе человека и концепция конверсии избранных элементов технологий спортивной подготовки в системе физического воспитания (В.К.Бальсевич) и теоретические положения конверсии спортивных технологий применительно к решению задач физического воспитания детей дошкольного возраста (Ю.К.Чернышенко) — теории функциональных систем и системогенеза П. К. Анохинатеория адаптации (Л.Х.Гаркави, Е. Б. Квакина, Т.С.Кузьменко).

Методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которое проводилось в три этапа, в период с 1998 по 2001 годы. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач, применялись соответствующие методы исследования.

На первом, теоретико-поисковом этапе (1998;1999 гг.) изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практикеопределялись проблема, предмет, объект, цель, задачи и гипотеза исследованияанализировались показатели физического состояния детей старшего дошкольного возраста (6−7 лет) — в условиях поискового эксперимента определялись особенности круговой тренировки как организационно-методической формы физической подготовки детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент и предварительные поисковые исследования осуществлялись на базе МДОУ детский сад № 350 г. Челябинска с участием воспитанников старших и подготовительных групп в количестве 100 человек.

Для решения поставленных на данном этапе задач применялись следующие методы исследования: ретроспективный анализ и обобщение научно-методической литературыопрос (в форме беседы) детей 6−7-летнего возраста, воспитателей, родителейантропометриясоматоско-пияфизиометрияплантографияпедагогическое тестированиепедагогический экспериментпедагогические наблюденияхронометрированиеанализ индивидуальных медицинских карт детей (учетная форма 028).

На втором, экспериментальном этапе (1999;2000 гг.) на базе МДОУ детский сад № 350 Челябинска с целью обоснования эффективности применения круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста проводился педагогический эксперимент, в котором принимали участие дети 6−7 лет.

В соответствии с классификацией Б. А. Ашмарина, педагогический эксперимент можно охарактеризовать следующим образом: по целям исследования — формирующий, по условиям проведения — естественный, по способу комплектования учебных групп — в форме опытных занятий, по осведомленности исследуемых — закрытый, по направленности — сравнительный, по логической схеме доказательства — параллельный, прямой.

На данном этапе работы применялись следующие методы исследования: опрос (в форме беседы) детей 6−7-летнего возраста, воспитателей, родителейфизиометрияпедагогическое тестированиепедагогический экспериментпедагогические наблюденияхронометрирование.

На третьем, аналитическом этапе (2000;2001 гг.) осуществлялись статистическая обработка, логический анализ и систематизация полученных в ходе опытно-экспериментальной работы данных, их интерпретация с формулированием выводов и практических рекомендаций, литературное оформление диссертационной работы.

Решению поставленных на данном этапе задач способствовало применение следующих методов исследования: анализ научно-методической литературыметоды математического анализа и статистики.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются: соблюдением логики научного исследованияиспользованием комплекса объективных методов исследования, адекватных поставленным задачаморганизацией педагогических экспериментов — поискового и основногорепрезентативностью выборки (общее число детей, принявших участие в обследованиях, составило 200 человек), корректной статистической обработкой результатов исследования с использованием современной вычислительной техникиразвернутой качественной интерпретацией полученных экспериментальных данных.

Научная новизна исследования заключается в: а) выявлении особенностей динамики показателей физического состояния детей старшего дошкольного возрастаб) разработке методики и алгоритма применения круговой тренировки в процессе физического воспитания детей 6−7 летв) обосновании эффективности применения круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования выражена в: а) дополнении представлений о возможностях применения избранных элементов технологий спортивной тренировки для решения задач физического воспитания детей дошкольного возрастаб) уточнении понятия «оздоровительная тренировка» применительно к реализации задач физического воспитания детей дошкольного возрастав) конкретизации теоретических положений о реализации дифференцированного подхода в процессе физической подготовки детей старшего дошкольного возрастаг) расширении представлений об организационно-методических особенностях использования средств физического воспитания с целью оптимизации физического состояния детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость работы состоит в разработке методики применения круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, способствующей положительной динамике показателей физического состояния детей, а также воспитанию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями, и ее внедрении в практику работы дошкольных образовательных учреждений и учебный процесс студентов вузов физической культуры.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Методика применения круговой тренировки в физическом воспитании старших дошкольников обеспечивает оптимальный уровень нагрузки, адекватный физическому состоянию занимающихся, и способствует положительной динамике показателей физической подготовленности детей 6−7 лет.

2. Использование различных вариантов однотипных упражнений, применяемых на «станциях» круговой тренировки, позволяет реализовать дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.

3. Применение сюжетных комплексов круговой тренировки в процессе занятий по физическому воспитанию в ДОУ способствует созданию у детей игровой мотивации и воспитанию интереса к занятиям физическими упражнениями.

Внедрение полученных результатов. По теме исследования опубликовано 10 печатных работ. Результаты исследования внедрены в практику работы детских садов гг. Челябинска и Чебаркуля, а также в учебный процесс студентов Уральской государственной академии физической культуры. Это подтверждается соответствующими актами внедрения.

Основные положения диссертации обсуждались на 6 конференциях, на семинарах повышения квалификации методистов и инструкторов физического воспитания дошкольных образовательных учреждений гг. Челябинска и Чебаркуля (2000;2001 гг.), на методологическом семинаре кафедры методики физического воспитания (рук. — проф. О.А. Сиротин).

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов и заканчивающихся выводами, заключения, списка использованной и цитированной литературы, включающей 301 название (девять на иностранных языках) и приложений. В работе приведено 13 таблиц и 11 рисунков.

Выводы по третьей главе.

1. Выявленные в процессе исследования особенности физического состояния детей старшего дошкольного возраста подтверждают общероссийские данные об усугублении негативной тенденции роста функциональных отклонений и хронических заболеваний у дошкольников, о снижении количества детей с нормальным физическим развитием, о достаточно низком уровне физической подготовленности детей.

2. Даже в условиях одной возрастной группы наблюдается значительное варьирование показателей физического состояния детей. Выявленные различия обусловливают необходимость обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода при дозировании физических нагрузок, в зависимости от особенностей физического состояния каждого ребенка, что сложно осуществить в рамках используемой в ДОУ традиционной образовательной программы.

3. Разработанная экспериментальная методика реализует дифференцированный подход на основе различных вариантов однотипных упражнений, применяемых на станциях круговой тренировки, помогающих дозировать степень предлагаемой детям физической нагрузки, с целью адекватности ее физическому состоянию. Анализ данных пульсометрии во время проведения экспериментальных занятий позволил сделать вывод о том, что физическая нагрузка не только адекватна возрасту и физическому состоянию занимающихся, но и обеспечивает необходимый тренирующий эффект занятий физической культурой.

4. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике показателей физической подготовленности детей в результате использования сюжетных комплексов круговой тренировки и целесообразности их применения в процессе физического воспитания в ДОУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема повышения эффективности дошкольного физического воспитания, особо остро обозначившаяся в последнее время в связи с ухудшающимся здоровьем детей, требует от исследователей и специалистов своего скорейшего разрешения.

В настоящем диссертационном исследовании мы на основе ретроспективного изучения литературных источников проследили, насколько существенно менялось в различные исторические периоды отношение к физическому воспитанию детей. Анализ нормативных документов, актуальных научных работ и публикаций в периодической печати позволил выявить основные тенденции обновления отечественного дошкольного образования на современном этапе и, как неотъемлемой его части, физического воспитания, реализуемого в дошкольных образовательных учреждениях (глава 1).

На основе признания авторитетными исследователями в области физической культуры и спорта, чьи работы составили методологическую основу нашего исследования, приоритета тренировки как ведущего и самого эффективного способа целенаправленного преобразования физического потенциала человека и возможности использования ее положений во всех сферах физического воспитания, нами предложена методика применения комплексов круговой тренировки с целью повышения оздоровительной эффективности дошкольного физического воспитания (глава 2). В подтверждение литературных данных, свидетельствующих о высокой распространенности функциональных отклонений в состоянии детей дошкольного возраста, нами проведено исследование физического состояния детей 6−7 лет. При разработке методики применения круговой тренировки в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста учитывались выявленные особенности физического состояния детей старшего дошкольного возраста. Итоги педагогического эксперимента доказали эффективность предложенной нами методики (глава 3).

На основе анализа результатов проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:

1. Изучение специальных литературных источников выявило актуальность оптимизации процесса дошкольного физического воспитания на основе обеспечения реализации принципа оздоровительной направленности. Одним из перспективных, теоретически и экспериментально обоснованных направлений повышения эффективности дошкольного физического воспитания является внедрение избранных элементов технологий спортивной тренировки в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

2. Выявленные особенности физического состояния детей 6−7 лет подтверждают данные литературных источников о варьировании показателей физического развития детей даже в условиях одной возрастной группы, а также о наличии значительного числа отклонений в физическом состоянии детей дошкольного возраста.

Большая часть дошкольников (86%), по результатам углубленного медицинского обследования, имеет различные функциональные отклонения и хронические заболевания: 78% детей отнесены ко второй и 8% -к третьей группам здоровья. Наиболее распространенными функциональными отклонениями у детей старшего дошкольного возраста являются нарушения осанки (68%) и формы стоп (у 36% обследованных выявлено уплощение сводов стоп и у 22% - плоскостопие).

3. Изучение антропометрических показателей физического развития детей позволило установить, что для 48% обследуемых детей характерно негармоничное физическое развитие (28% детей имеют дисгармоничное и 20% - резко дисгармоничное физическое развитие), причем у большинства детей дисгармоничность обусловлена отставанием показателя массы тела (72,9%) — в меньшей степени это вызвано отставанием показателя окружности грудной клетки (10,4%), превышением показателя массы тела (10,4%), низким ростом (6,3%).

Среди детей с гармоничным физическим развитием только 5,8% отнесены к выше среднего и высокому уровню физического развития, 61,5% - к среднему уровню и 32,7% - к низкому и ниже среднего уровню. По результатам тестирования физической подготовленности 27,5% детей отнесены по обобщенному среднему показателю к низкому и ниже среднего уровню физической подготовленности, 52,5% - к среднему уровню и 20,0% - к уровню высокому и выше среднего.

4. Методическими особенностями круговой тренировки как организационно-методической формы физической подготовки детей дошкольного возраста являются:

— обусловленность выбора упражнений возрастом и особенностями физического состояния детей, задачами и содержанием программы по физическому воспитанию;

— применение сюжетных комплексов круговой тренировки, приемов имитации и подражания, упражнений с предметами (мячом, обручем, скакалкой), а также специальных организационно-методических приемов, создающих у детей игровую мотивацию к выполнению упражнений, с целью максимального приближения занятий по физической культуре к игровой деятельности;

— направленность комплексов круговой тренировки на разностороннюю физическую подготовку детей 6−7 лет и гармоничное развитие двигательных качеств;

— использование различных вариантов однотипных упражнений, применяемых на «станциях» круговой тренировки, что позволяет реализовать дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.

— моторная плотность занятий с использованием круговой тренировки составляет 75−87%, а средний уровень частоты сердечных сокращений у детей — 140−160 уд/мин.

5. Методика применения круговой тренировки в физическом воспитании старших дошкольников обеспечивает оптимальный уровень нагрузки, адекватный физическому состоянию занимающихся, и способствует положительной динамике показателей физической подготовленности детей 67 лет, что выражено в достоверном улучшении результатов во всех контрольных упражнениях и их превосходстве у детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы. Эффективность предложенной методики подтверждена данными хронометрирования и пульсометрии, а также результатами педагогических наблюдений.

6. Занятия по предложенной нами методике оказали положительное влияние на функциональное состояние дошкольников, что проявилось в достоверном снижении показателей частоты сердечных сокращений и частоты дыхания в покое, свидетельствующем об экономизации функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

7. Применение сюжетных комплексов круговой тренировки в процессе занятий по физическому воспитанию в ДОУ способствует воспитанию интереса дошкольников к занятиям физическими упражнениями, что выражается в повышении активности детей в процессе занятий, предпочтении занятий по физической культуре, включающих круговую тренировку, другим формам проведения занятий, а также включением сюжетов и упражнений из комплексов круговой тренировки в самостоятельную игровую и двигательную деятельность.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу исследования.

Следует отметить, что данное исследование не исчерпывает всех аспектов решения рассматриваемой проблемы. Дальнейшие направления научного поиска могут быть связаны с оценкой эффективности применения круговой тренировки в процессе физического воспитания младших школьников, детей, имеющих сенсорные нарушения в развитии (со стороны зрительного, слухового анализатора) — с выявлением методических особенностей применения круговой тренировки с учетом сезонных зон риска здоровью детей, с использованием оборудования (пособий, инвентаря) нового поколения (фитболов, полифункциональных модулей).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Й. Баскетбол для дошкольников: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1983. 79 с.
  2. Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977.- 135 с.
  3. В.А., Андреева В. И. Физическое развитие, гематологический статус школьников южного города с химической и нефтехимической промышленностью // Гигиена и санитария. 1990. — № 7. — С. 40−43.
  4. М.Н. Педагогические основы физического воспитания ослабленных детей в санаторном детском саду: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -Ростов-на-Дону: ГПУ, 1995. 46 с.
  5. Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1981.198 с.
  6. Л.Н. Избранные физические упражнения и игры для детей дошкольного возраста / Под ред. М. А. Минкевич. Курск: Курское кн. изд-во, 1953.-60 с.
  7. А.А. Методика применения элементов подвижных игр для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб.: СПбНИФК, 1997. — 24с.
  8. С.Д., Хватова М. В., Сычев А. В. Особенности двигательного развития детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. — № 4. — С. 56−57.
  9. А.П. Индивидуализация процесса осуществления здоровь-есберегающей функции физического воспитания детей старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск: УралГАФК, 2001. — 169 с.
  10. Аристотель. Политика. Афинская политая. М.: Мысль, 1997. — 458 с.
  11. Е.А. Вопросы советского дошкольного воспитания. Сб. ст. / Под ред. А. П. Усовой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 148 с.
  12. Е.А. Дошкольный возраст. М.: Учпедгиз, 1948. — 189 с.
  13. Т.В. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград: ВГАФК, 1996. — 22 с.
  14. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития: основы неэнтропийной теории онтогенеза. М.: Наука, 1982.-270 с.
  15. М.П. Фольклор в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск: СибГАФК, 1997. — 20 с.
  16. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. -М.: ACT, 1996.
  17. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры). М.: Физическая культура, 1978. — 223 с.
  18. Т.П. Формирование ценностного отношения старших дошкольников к занятиям физической культурой посредством эмоциональной регуляции двигательной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Омск: СибГАФК, 2001. 24 с.
  19. В.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 15−26.
  20. В.К. Конверсия технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 4. — С. 21−23.
  21. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. -№ 1. — С. 23−25.
  22. В.К. Онтокинезиология человека: Монография. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.
  23. В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 4. — С. 21−26, 39−40.
  24. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  25. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 1.-С. 22−26.
  26. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоровье, 1987. — 223 с.
  27. В.К., Васильев Н. Д., Седов К. М., Парамонов Р. В. Активизация темпов физического развития детей 4−5-летнего возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. -№ 3. — С. 55−56.
  28. В.К., Королева М. Н., Майорова Л. Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4−6 лет // Теория и практика физической культуры. 1986. -№ 10. — С. 21−25.
  29. В.К., Наталов Г. Г., Чернышенко Ю. К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 15−25.
  30. А.Г. Высшее физкультурное образование (Проблемы и решения): Автореф. д-ра пед. наук. М.: ВНИИФК, 1996. — 48 с.
  31. В.А., Солодков С. С. Рациональное дозирование нагрузок при обучении технике движений детей-шестилеток // Теория и практика физической культуры. 1990.-№ 11.-С. 18−21.
  32. В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-287 с.
  33. Л.Ф., Бондаренко Н. М., Зутлер А. С. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и значение медико-биологических факторов в его формировании // Вестник РАМН. 1993. -№ 5. — С. 8−15.
  34. И.И. Привилегия и устав имперской академии трех знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры. СПб., 1776. — 160 с.
  35. А.А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и соматотипа: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Малаховка: МГАФК, 2000. — 22 с.
  36. М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Барнаул: БГПУ, 1997. — 21 с.
  37. Т.Л., Усова Л. С. Укреплять здоровье ослабленных и часто болеющих детей // Дошкольное воспитание. 1994. — № 6. — С. 9−12.
  38. В.А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта: Учебное пособие. СПб: СПбГАФК, 1996. — 47 с.
  39. B.C., Таланина И .Я. Ступеньки здоровья: Учебное пособие. Часть 1. Челябинск: «Фотохудожник», 1999. — 42 с.
  40. А.И., Леви-Гориневская Е.Г., Метлов Н. А., Михайлова Л. И. Методика физического воспитания в детском саду. М.: Учпедгиз, 1956. — 354 с.
  41. Е.Н. Исследование формирования основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1971. — 21 с.
  42. Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  43. В.К. Физкультура для ослабленных детей. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 109 с.
  44. Ю.Е. Экопатология детского возраста // Педиатрия. -1995.-№ 4.-С. 26−33.
  45. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. — С. 176, 269−270.
  46. X.JI. Материалы по физическому воспитанию и его воздействию на показатели здоровья воспитанников детских садов: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Тарту, 1971. 19 с.
  47. А.А., Юримяэ Т. А., Смирнова Т. А. Аэробные упражнения. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 142 с.
  48. Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста: Книга для воспитателей. -СПб., 1913.-90 с.
  49. В.Н., Исаев А. П., Куликов JI.M. Тренированность. -Челябинск: ЧГИФК, 1994. Ч. 1. — 133 с.
  50. Н.И. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки.- М.: ГЦОЛИФК, 1986 63 с.
  51. В.К. Плавание как средство подготовки детей 6−7 лет к обучению в школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб.: СПбГИФК, 1995. — 25 с.
  52. О. Сохранить здоровье чтоб. // Обруч. 1997. — № 6. -С. 36−38.
  53. И.М. Организация двигательной активности дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. — № 6. — С. 34−38.
  54. И.М. Формирование самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Хабаровск: ХГИФК, 1998. — 25 с.
  55. В.М. Перестройка в области физической кулыуры (проблемы и пути) // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 8. — С. 22−24.
  56. Л.Х., Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Антистрессорные реакции и активационная терапия: Монография. М.: «ИМЕДИС», 1998. — 656 с.
  57. Д.И. Психотехнические игры как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Махачкала: ДГПУ, 2000. — 26 с.
  58. В.Г. Уголок для профилактики плоскостопия у дошкольников // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 11. — С. 31−32.
  59. Л.В. Пять разновидностей «кругового занятия» // Физическая культура в школе. 1965. — № 9. — С. 46−47.
  60. А.И. Избранные педагогические высказывания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.-468 с.
  61. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей / Под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева, Е. М. Белостоцкой. М.: Медицина, 1986.-496 с.
  62. Л.Д. Научно-методические основы реализации оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений программы физического воспитания дошкольников: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Минск: БГАФК, 1992.-41 с.
  63. О.В., Айзман Р. И. Влияние нормированной физической нагрузки на психофизическое развитие дошкольника // Валеология. 1999. — № 1.-С. 47−52.
  64. М.П. Лыжи в детском саду. М.: Просвещение, 1977. — 96 с.
  65. М.Ю. Обоснование комплексной методики физкультурно-оздоровительных занятий с детьми дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Малаховка: МГАФК, 1999. — 27 с.
  66. В.П., Мальцева А. Н., Шалдин А. Г. «Круговая тренировка» -средство дифференцированного подхода к физическим нагрузкам: Методические рекомендации. Челябинск: ЧОИУУ, 1992. — 28 с.
  67. Ю.А. Применение тренажерных устройств в процессе реабилитационных занятий физическими упражнениями детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1998.-25 с.
  68. Т.С. Педагогические условия оптимизации обучения детей шестого года жизни основным движениям в детском саду (прыжки, метание, лазание): Автореф. дис. канд. пед. наук. Л.: ГДОИФК, 1991. — 19 с.
  69. А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. -Минск: Народная асвета, 1978. 88 с.
  70. А.Е. Методика круговой тренировки силовой направленности в системе физического воспитания студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М: ВНИИФК, 1988. — 27 с.
  71. В.А. Методика физической подготовки детей 4−6 лет на основе воспитания комплекса основных двигательных качеств: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск: ОГИФК, 1986. — 19 с.
  72. И.А. 1500 упражнений для круговой тренировки / Под ред. А. Г. Гужаловского. Минск: Высшая школа, 1976. — 304 с.
  73. Дезами Тюодор. Кодекс общности. М.: Изд-во АН СССР, 1956. — 546 с.
  74. Ю.В. Методика физического воспитания дошкольников с низким уровнем физического развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: ВНИИФК, 1987.-27 с.
  75. Детская спортивная медицина / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. М.: Медицина, 1991. — 560 с.
  76. Л.Б. Методика коррекции отклонений в развитии глухих дошкольников средствами ритмической гимнастики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград: ВГАФК, 1997. — 23 с.
  77. Н.А. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1952. — 735 с.
  78. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М.: Медицина, 1983. — 160 с.
  79. Т. Право на охрану здоровья // Дошкольное воспитание. -2001. 9. С. 3−8.
  80. В.А., Келлер X., Мураенко Н. М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник. М.: Медицина, 1997. — 288 с.
  81. Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: Изд-во ACT, 1997.-336 с.
  82. Д.А., Пушкарев Е. Д. Практикум по спортивной метрологии: Краткий курс лекций и практических занятий. Челябинск: УралГАФК, 2001.-68 с.
  83. К.А. Обоснование стандартной тестовой тренировочной программы для оценки оптимального уровня развития быстроты у детей 4−6 лет: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1995. — 23 с.
  84. О.Е. Валеологические аспекты двигательной активности человека. Новосибирск: НГУ, 1996. — С. 4−73.
  85. А.А. Экология и здоровье детей // Педиатрия. 1995. -№ 4. -С. 49−50.
  86. Жук Э. И. Моторная зрелость детей и влияние на нее различных физических упражнений: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1986. — 24 с.
  87. Т.П. Методика использования средств туризма в физическом воспитании детей 6−7 лет в дошкольном образовательном учреждении: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тюмень: СибГАФК, 2000. — 22 с.
  88. Закон Российской Федерации «Об образовании». 3-е изд. — М.: ИНФРА, 2001.-52 с.
  89. Н. Организация физкультурных занятий по принципу круговой тренировки // Дошкольное воспитание. 2001. -№ 5. — С. 36−48.
  90. А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред.
  91. B.В.Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. — Т. 2. — 296 с.
  92. В.М. Основы спортивной метрологии. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 152 с.
  93. Е.А., Лагутин А. Б., Лагутина Е. Ю. Использование средств гимнастики в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста: Методическая разработка. М.: ГЦОЛИФК, 1991. — 44 с.
  94. Н.В., Коробков А. В. Физические упражнения как средство повышения устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Сообщения 1−2 // Теория и практика физической культуры. 1960. — № 23. — С. 270−275, 348−355.
  95. Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989.-С. 32−36.
  96. Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» // Дошкольное воспитание. 2000. — № 5. — С. 145−148.
  97. История дошкольной педагогики / Под ред. JI.H.Литвина. М.: Просвещение, 1989. — 352 с.
  98. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Под ред. С. Ф. Егорова. -М.: Просвещение, 1987.-432 с.
  99. Кабе Этьенн. Путешествие в Икарию: Философский и социальный роман / Под ред. Э. Л. Гуревича. М., Л.: АН СССР, 1948. — 242 с.
  100. Кампанелла Томазо. Город Солнца / Под ред. В. П. Волгина. М.: Изд-во АН СССР, 1954. — 228 с.
  101. Н.Н. 80 игр для детского сада. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1973.-95 с.
  102. А.Ф. Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях // Обруч. 2000. -№ 3. — С. 24.
  103. Г. Н. Влияние общеразвивающих упражнений в парах на повышение функциональных возможностей детей старшего дошкольного возраста // Дети и здоровье: Материалы науч.-практ. конф. Омск: ОГИФК, 1993. — С. 63−66.
  104. А.И., Великая Е. А. Этапный педагогический контроль за физической подготовленностью фигуристок-дошкольниц // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 11. — С. 23−25.
  105. О.Н. Эффективность физкультурных занятий игровой направленности в специализированном дошкольном образовательном учреждении: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск: УралГАФК, 2000.-22 с.
  106. О.В. Лечебная физическая культура в условиях детского дошкольного учреждения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 2. — С. 56−58.
  107. Н.Н. Совершенствование физического воспитания дошкольников, проживающих в районах Крайнего Севера, средствами ритмической гимнастики: Автореф. дис. канд. пед. наук. Улан-Уда: БГУ, 1999. — 26 с.
  108. , Я.А. Материнская школа / Под ред. А. А. Красновского. М.: Учпедгиз, 1947. — 104 с.
  109. Комплексный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Челябинской области в 1998 году» / Под ред. А. П. Гаврилова. Челябинск: Центр Госсанэпиднадзора Челябинской области, 1998. — С. 8−10.
  110. Конвенция о правах ребенка (извлечения) // Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Изд. центр «Академия», 1999. С. 314−320.
  111. М.М., Михайлова Л. И. Подвижные игры в детском саду. К «Руководству для воспитателя детского сада». Изд. 3-е. М.: Учпедгиз, 1961.-151 с.
  112. Контроль за физической подготовленностью дошкольников: Методические рекомендации / О. А. Сиротин, С. Б. Шарманова, Л. В. Пигалова. -Челябинск: ЧГИФК, 1995. 20 с.
  113. М.Н. Методика воспитания быстроты у детей дошкольного возраста (4−6 лет): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск: ОГИФК, 1985. — 22 с.
  114. В.В. Эффективность нетрадиционной технологии обучения передвижению на лыжах детей 6−8 лет на уроках физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. Смоленск: СГИФК, 2000. — 24 с.
  115. О.И., Смирнов Ю. А. Комплексная методика исследования подвижности позвоночника // Проблемы физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста: Материалы науч.-метод. конф. Волгоград: ВГАФК, 1994.-С. 94−95.
  116. Н.Б. Дифференцированная методика физического воспитания дошкольников с учетом закономерностей возрастной эволюции: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб.: СПбНИИФК, 2000. — 24 с.
  117. Коц Я. М. Основные физиологические принципы тренировки: Учебное пособие д ня студентов ГЦОЛИФК. М.: ГЦОЛИФК, 1986. — 36 с.
  118. Т.Н. Методика оздоровительной тренировки детей шестого года жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск: СибГАФК, 1996. — 23 с.
  119. Н.К. Дошкольное воспитание // Педагогические сочинения. В 10-ти т. / Под ред. Н. К. Гончарова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — Т. 6. — 464 с.
  120. В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов.- Минск: Высшая школа, 1982. 120 с.
  121. Е.В. Рационализация материально-технической базы физической культуры детских дошкольных учреждений // Теория и практика физической культуры. 1988. -№ 8. — С. 28−30.
  122. Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. М.: ФОН, 1995. — 395 с.
  123. С.Г. Формирование осанки и комплексное развитие способностей детей 5−6 лет средствами художественной гимнастики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Хабаровск: ДГАФК, 2000. — 26 с.
  124. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1952.-Т. 2.-321 с.
  125. Я.А., Голубев В. Ю., Разумцева Г. А., Гимова И. А., Пилуй Т. В., Верещагина Н. В. Комплексная оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста, проживающих в промышленных городах Байкальского региона Н Педиатрия. 1999. — № 3. — С.83−88.
  126. Ли Ю Сан. Практические рекомендации по физическому воспитанию при детском церебральном параличе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. -№ 1−2. — С. 16−17.
  127. О.В., Прокопьев Н. А., Короткова Е. А. Физическое развитие детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера // Иероглиф. 2001. — Том 4, № 18. — Медицина и фармация. — С. 615−618.
  128. Т.С. Хореография в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1984. — С. 37−39.
  129. И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. Л.: Медицина. Ленингр. отд., 1982. — 149 с.
  130. Т.Ю. Оптимизация режима двигательной активности дошкольников в зависимости от их возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Минск: БГИФК, 1991. -24 с.
  131. Локк Джон. Педагогические сочинения / Под ред. И. Ф. Сводковского. М.: Учпедгиз, 1939. — 320 с.
  132. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека: Монография. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.
  133. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 10−15.
  134. Л.Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4−6 лет): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Омск, 1988. 19 с.
  135. И.Г. Основы экспериментальной программы преимущественного развития выносливости у детей 6-летнего возраста // Дети и здоровье: Материалы науч.-практ. конф. по проблемам дошкольного физического воспитания. Омск: ОГИФК, 1993. — С. 47−51.
  136. Н.А. Математико-статические методы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 151 с.
  137. Л.П. О природе и системе принципов, регламентирующих деятельность по физическому воспитанию // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 2. — С. 16−24.
  138. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  139. М.Д. Реализация преемственности по физическому и социально-личностному развитию ребенка в образовательных учреждениях длядетей дошкольного и младшего школьного возраста // Дошкольное воспитание. -2000. -№ 5. С. 151−154.
  140. Ф.З. Общий механизм адаптации и тренировки. М.: Медицина, 1973. — 264 с.
  141. В.В. Методика применения тренажеров и тренировочных устройств в системе физкультурно-оздоровительных мероприятий дошкольников 5−6 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. М: ВНИИФК, 1991. — 26 с.
  142. М.С. Анатомия и физиология человека. М.: Медицина, 1972.-232 с.
  143. А.А. Влияние занятий различной направленности на двигательно-координационные способности мальчиков 3−6 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: РГАФК, 2000. — 25 с.
  144. Н. К вопросу о современных тенденциях развития дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2000. — № 6. — С. 48.
  145. С.Н. Развитие координации движений у детей 6−7 лет как основа повышения их физической подготовленности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1990. — 21 с.
  146. Н.Б., Лебеденко А. А., Гребенщикова А. А. История дошкольной зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1974. — 464 с.
  147. Е.Б., Селуянов В. Н. Некоторые аспекты оздоравливающего воздействия физических упражнений на организм человека // Аэробика. 2000. — Осень. — С. 2−6.
  148. Н.Н. Организационно-методические аспекты физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5−7-летнего возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тула: ТГПУ, 1999. — 23с.
  149. А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. Челябинск: УралГАФК, 2000. — 187 с.
  150. А .Я., Клюев Ф. Н. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект: Монография. Челябинск: Изд-во ин-та разв. проф. образ., 1998.-264 с.
  151. Г. Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания: Дис. в виде науч. докл.. д-ра пед. наук. Краснодар: Кубанская ГАФК, 1998. — 106 с.
  152. В.М. Развитие физической культуры дошкольников 56 лет средствами сюжетно-ролевых игр: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -СПб.: СПбГАФК, 2000. 21с.
  153. И.А. Экспериментальное исследование некоторых вариантов круговой тренировки в процессе физической подготовки волейболистов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: ГЦОЛИФК, 1971. — 23 с.
  154. И.В. Применение общеразвивающих физических упражнений с допустимыми отягощениями у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: ВНИИФК, 2001. — 23 с.
  155. Н.С. Специально-восстановительные и специально-тренирующие зрительные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста // Физкультурное образование Сибири. 1995-№ 2. — С. 12−15.
  156. Н.И. Избранные педагогические сочинения / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Учпедгиз, 1959. — 256 с.
  157. М.А. Педагогические подходы к оздоровлению девочек 3−7 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: СГИФК, 1997. — 22 с.
  158. О.А. Физическое воспитание как фактор адаптации детей 7−8 лет к обучению в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск: УралГАФК, 1999.-19 с.
  159. В.Н. Диагностика физического состояния как основа эффективного педагогического руководства двигательным развитием детей 5−7 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев: КГИФК, 1984. — 24 с.
  160. В.Н. Новое в организации физического воспитания дошкольников // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 11. — С. 36−37.
  161. Обучение плаванию детей дошкольного возраста: Методические рекомендации / Сост. В. А. Аикин, А. Д. Котляров. Омск: ОГИФК, 1988. — 52 с.
  162. Н.Г. Молодому коллеге. М.: Физкультура и спорт, 1988. -С. 36−38, 66−75.
  163. Г. Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария. 2001. -№ 5. -С. 7−11.
  164. Т.И., Тимофеева Е. А., Рунова М. А. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений: Аннотированный перечень. -М.: Мозаика-Синтез, 1999. 80 с.
  165. Оуэн Роберт. Избранные сочинения. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1950.-Т. 2.-352 с.
  166. Л. Большие заботы о самых маленьких // Дошкольное воспитание. 2000. -№ 12. — С. 31.
  167. Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. -1990. -№ II.-С. 13−15.
  168. В.А. Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1996. — 23 с.
  169. JI. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка // Дошкольное воспитание.-1997.-№ 6.-С. 76−82.
  170. Л.И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: ВНИИФК, 1973.-20 с.
  171. И.Г. Избранные педагогические произведения. В 3-х т. / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — Т. 1. — 720 с.
  172. Е.В. Пространственная ориентация незрячих детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб.: СПбГАФК, 2000. — 24 с.
  173. В.В. Организация спортивной тренировки. Киев: Здоровье, 1978. — 92 с.
  174. А.П., Мятыга Е. Н. Опыт и методика проведения занятий дозированным бегом с дошкольниками в детском саду // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 11. — С. 38−39.
  175. Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5−7 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1990. — 23 с.
  176. Е.А., Воропаев A.M. Методика занятий тренирующей направленности с детьми дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 5. — С. 30−33.
  177. Е.А., Иващенко Л. Я., Страпко Н. П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев: Здоров’я, 1986. — 152 с.
  178. Э.В. Коррекционное значение средств адаптивной физической культуры в восстановлении двигательной функции у детей с сочетанны-ми нарушениями в развитии // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 2. — С. 59−60.
  179. Платон. Сочинения. В 3-х т. / Под ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. -Т. 1. М.: Мысль, 1968. — 623 с.
  180. В.Н. Современная спортивная тренировка.- Киев: Здоровье, 1980. 336 с.
  181. О.И. Планирование физической нагрузки с учетом сезонных «зон риска» здоровью детей старшего дошкольного возраста: Автореф.. канд. пед. наук. Волгоград: ВГАФК, 1998. — 25 с.
  182. Т.В. Содержание и методика занятий ритмической гимнастикой с детьми 5−6 лет в детском саду: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -СПб.: СПбГАФК, 1998. 24 с.
  183. А.А., Лукина Г. Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте: Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999. — С. 3.
  184. Программа воспитания в детском саду. Изд. 3-е, переработ. М.: «Просвещение», 1969. — 176 с.
  185. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М. А. Васильева. -М.: Просвещение, 1985. 174 с.
  186. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. А. Соломенникова. М.: АРКТИ, 2000. — 48 с.
  187. Л.Н. Коньки в детском саду. М.: Просвещение, 1979.-51 с.
  188. Рабле Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1990.-269 с.
  189. Т.И. Лыжная подготовка дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 1. — С. 59−61.
  190. Г. А., Шнейдер О. С., Дорошенко А. С. Социальная адаптация детей дошкольного возраста в процессе формирования здорового образа жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. -№ 2.-С. 51−53.
  191. О.В., Банникова Т. А. Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с дошкольниками 5−6 лет, имеющими задержку психического развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. — № 2. — С. 54−58.
  192. Ю.И. Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством формирования разнообразных двигательных умений и навыков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тула: ТГПУ, 1998. — 25 с.
  193. В.А., Максимович В. А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 143 с.
  194. Е.Е. Комплексное использование средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей 5−6 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб.: СПбНИИФК, 1999. — 23 с.
  195. С.А. Развитие способности к равновесию у детей 6−7 лет. -Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб.: СПбГАФК, 1999. -26 с.
  196. М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 256 с.
  197. М.А. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной активности // Дошкольное воспитание. 1998. — № 6. — С. 81−86.
  198. Руссо Жан-Жак. Педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Г. Н. Джибладзе. Т. 2. — М.: Педагогика, 1981. — 334 с.
  199. JI.H., Смирнова П. В., Сулейманов И. И. Характеристика сводчатости стоп учащихся младших классов школы № 36 и гимназии № 140 // Физкультурное образование Сибири. 1995. — № 2. — С.20−22.
  200. Н.Е., Шаламова И. М., Левчук Л. В. Комплексная оценка состояния здоровья детей г. Екатеринбурга // Вестник УГМА. 1998. — № 7. -С. 51−54.
  201. А. Восточные единоборства как система физического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. -1999. № 4. — С. 36−38.
  202. К.М. Сравнительный анализ эффективности различных подходов к физическому воспитанию мальчиков 4−5 лет // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С. 14−15.
  203. И.М. Избранные произведения / Под ред. В. М. Каганова. -М.: Учпедгиз, 1953. 335 с.
  204. А.С. Связь детского сада со школою // Детский сад. -1866.-№ 4.-С. 121−126.
  205. Л.Е. Организация двигательной активности детей на открытом воздухе как средство их гармоничного воспитания в дошкольных учреждениях: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб.: СПбГАФК, 1996. — 25 с.
  206. Н.Ю. Использование средств художественной гимнастики в системе физических упражнений с целью подготовки детей к обучению в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб.: РГПУ, 1993. — 19 с.
  207. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999. — 344 с.
  208. Р.И. Подготовка и адаптация детей 6−8 лет к обучению в общеобразовательной школе средствами физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. Краснодар: КубГАФК, 1999. — 25 с.
  209. А.С., Есина Е. М. Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1999. -№ 1−2. С. 12−15.
  210. И.К. Методика формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Волгоград: ВГАФК, 2000. 25 с.
  211. Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений. -М.: Академия, 2001. 368 с.
  212. Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. 1996. — № 6. — С. 2−14.
  213. Р.Б. Планы на 2000-й // Дошкольное воспитание. -2000.-№ 1.-С. 4−5.
  214. В.В., Финогенова Л. А., Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта / Под ред. В. В. Столбова. М.: Физкультура и спорт, 2000. — 423 с.
  215. В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М.: Новая школа, 1994. — 288 с.
  216. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М.: Медицина, 1991.-270 с.
  217. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Гаратынь и др. Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1979. — 360 с.
  218. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999. С. 322−325.
  219. Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский. М.: Физкультура и спорт, 1993. — С. 304.
  220. В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников: Методические рекомендации. Красноярск: КГПИ, 1989.-С. 28.
  221. В.И. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детскогосада, школы: Дис. в виде научного доклада на соиск.. д-ра пед. наук. -Омск: КГПУ, 2000. 87 с.
  222. И.Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра. Минск: Беларусь, 1994.-446 с.
  223. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз АПН СССР, 1945. — 341 с.
  224. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: Образование от, А до Я, 2000. — 319 с.
  225. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Е.Г.Леви-Гориневской. М.: Учпедгиз, 1942. — 188 с.
  226. Физическое развитие детей: Учебно-методическое пособие / Под ред. А. Н. Узуновой. Челябинск: ЧГМА, 1998. — 76 с.
  227. С.О. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. -1999.-№ 12.-С. 36−38.
  228. С.О. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 1999. — № 4. — С. 34−36.
  229. С.О. Физическая культура дошкольников Санкт-Петербурга: проблемы и перспективы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000.-№ 3. — С. 58−63.
  230. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  231. Н.В. Методика формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию в процессе подготовки к обучению в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград: ВГАФК, 1999. — 24 с.
  232. Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4−6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Волгоград: ВГАФК, 1996. 24 с.
  233. .Д. Методика увеличения плотности урока по физическому воспитанию // Теория и практика физической культуры. -1955. № 3. — С. 37−39.
  234. Ф. Воспитание человека // Педагогические сочинения / Под ред. Д. Н. Королькова. М.: Тихомиров К. И., 1913. — Т. 1. — 359 с.
  235. В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986. — 159 с.
  236. Д.В. Вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. 1962. — № 6. — С. 13−16.
  237. Ю.А., Целшцев В. Ю. Круговая тренировка в подготовке лыжников-разрядников: Методические указания. Челябинск: ЧГИФК, 1984. — 19 с.
  238. А.А. Использование элементов мини-гандбола в физическом воспитании старших дошкольников: Автореф. дис.канд. пед. наук.
  239. Краснодар: КубГАФК, 1997. 23 с.
  240. Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1983. — 335 с.
  241. Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Дис. д-ра пед. наук. Краснодар: Кубанская ГАФК, 1998. — 392 с.
  242. В.В., Филин В. П. Комплексно-круговая форма занятий по физическому воспитанию в вузе // Теория и практика физической культуры. -1972. -№ 10.-С. 58−62.
  243. Е.А. Как не следует оценивать физическое развитие детей и подростков // Гигиена и санитария. 1986. — № 8. — С. 32−35.
  244. С.Б. Особенности использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб.: СПбНИИФК, 1995. — 18с.
  245. С.Б., Новоселова О. А., Федоров А. И. Физическое состояние выпускников подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений // Современные проблемы физической культуры и спорта: Сб. науч. тр. -СПб.: СПбНИИФК, 1998. С. 72−77.
  246. С.Б., Федоров А. И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебное пособие. Челябинск: УралГАФК, 1999. — 112 с.
  247. С.Б., Федоров А. И. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. -№ 1−2.-С. 46−50.
  248. С.Б., Федоров А. И., Калугина Г. К. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие. Челябинск: УралГАФК, 1999. — 208 с.
  249. С.Б., Федоров А. И., Лапина Н. А. Круговая тренировка в физическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. № 6. -1998. — С. 47−50.
  250. Н.И., Гуштурова И. В., Зеленин B.C. Зависимость физического развития, функциональной и двигательной готовности детей 3−5 лет от качества физического воспитания // Теория и практика физической культуры. -1990.-№ 11.-С. 33−35.
  251. Н.И., Загуменова М. В., Выдрич З. В. Влияние различных двигательных режимов на уровень физической работоспособности и соматовеге-тативных сдвигов у дошкольников с дефектами осанки // Теория и практика физической культуры. 1984. -№ 11. — С. 34−36.
  252. О.С. Формирование здорового образа жизни детей 4−5 лет в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Хабаровск: ДГАФК, 1999. — 24 с.
  253. М. Круговая тренировка / Пер. с нем. / Под ред. Л. П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1966. — 174 с.
  254. Г. А., Мутовкина Т. Г., Тарасова Т. А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях // Проблемыоптимизации учебно-воспитательного процесс в ИФК: Материалы науч.-метод. конф. Челябинск: ЧГИФК, 1994. — С. 85−87.
  255. Х.М., Исаев А. П. Круговая и тестирующая тренировка в подготовке борцов высокого класса: Учебно-методическое пособие. -Челябинск: ЧГИФК, 1993. 40 с.
  256. Ю.Я. Научные основы стандартизации исследований и оценки физического развития детей и подростков в России // Российский педиатрический журнал. 1999. -№ 5. — С. 10−13.
  257. Й.М., Логвинов Э. М. Моторика растущего женского организма: Монография. Вильнюс: Мокслас, 1984. — С. 132−134.
  258. Ainsworth C.N. Games and lore young American. Buffalo: N.Y. clyde press, cop., 1983. — 244 p.
  259. Brodie D.A., Eston R.G. Body composition of children in North West England // Children and Exercise. Band 4. — Ferdinand Enke Verlag Stuttgart, 1990.-P. 163−169.
  260. Child Health. Ed. by D. Harvey, J.Kovar. Edinburgh: Churchill Livingstone, 1985.-374 p.
  261. Half K.S. Child Development. Diagnosis and Assessment. London: Butterworths, 1990. — 202 p.
  262. Hoppe M., Vogt U. Zur Effiktivitat des Schulsportuntericht. Sportwis-senschaft, 1979. — № 4. — S. 416−427.
  263. Leach P.Ph.D. Your baby and child from birth to age five. New York: Alfred A. Knoph, 1990. — 250 p.
  264. Nelson W.E. Textbook of Pediatrics. Ed. by R.E. Behrman, V.C. Vaughan. W.B.: Saunders Company, 1987. — В. 1. — 704 p.
  265. Ponthiew N. Relationship between physical fitness Л Ibidem. 1965. — V. 36.-P. 468−475.
  266. Seils, Le Roy G. The relationship between measures of physical growth and gross motor performance of primary school children // Research Quarterly. -1951.-V. 22.-P. 244−457.
Заполнить форму текущей работой