Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитание профессионально-важных физических качеств студентов в системе освоения специальностей финансово-экономического блока

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования. В работе изучены функциональные сдвиги со стороны ведущих функциональных систем в процессе учёбы и самостоятельных занятий ППФП у студентов-экономистов, впервые определена эффективность тренировки профессионально — важных функций студентов экономического блока профессий в целях создания функциональной базы освоения профессии, научно обоснована… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследований
  • Глава 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛОКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
  • Глава 4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕНИРОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОВ-ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛОКА
  • Глава 5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ППФП В ДИНАМИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 93 5.1 .Результаты изучения скорости зрительно-моторной реакции
    • 5. 2. Данные быстроты зрительного различия
    • 5. 3. Данные реакции на движущийся объект 96 5.4 .Данные изучения тактильной чувствительности пальцев
    • 5. 5. Исследование показателей мышечного тонуса у студентов в динамике цикла ППФП
    • 5. 6. Оценка антиинфекционной резистентности организма студентов
  • Глава 6. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДИНАМИКЕ ЦИКЛА ППФП И УЧЕБНОГО ДНЯ
    • 6. 1. Оценка показателя кратковременной образной памяти
      • 6. 2. 0. ценка показателей теппинг — теста в динамике цикла
  • ППФП и учебного дня
    • 6. 3. Результаты оценки силы и статической выносливости мышц ведущей рабочей кисти в динамике цикла ППФП и учебного дня
    • 6. 4. Оценка динамики тремора
  • Глава 7. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В
  • ДИНАМИКЕ УЧЕБНОГО ДНЯ В КОНЦЕ ЦИКЛА ППФП
    • 7. 1. Результаты исследования быстроты различения зрительного анализатора
    • 7. 2. Результаты анкетных опросов по оценке признаков утомления у студентов в конце учебного дня
    • 7. 3. Оценка эмоциональной устойчивости 113 7.4.Влияние экспериментальной программы на прохождение программы производственной практики студентами
  • Глава 8. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛОКА

Воспитание профессионально-важных физических качеств студентов в системе освоения специальностей финансово-экономического блока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Свободный выбор профессии в нашей стране является всеобщим достоянием. При этом правильная расстановка кадров включает в себя и достижение наилучшего соответствия работающего выбранной специальности. Только при таком соответствии будет достигнута максимальная отдача каждым членом общества, а им самим получено удовлетворение от своего труда.

Поэтому вопрос правильного выбора профессии должен решаться не только в личном, но и в общегосударственном плане.

Модернизация образования является ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики.

Одной из важных задач модернизации является обеспечение современного качества образования, соответствующего потребностям страны и мировым стандартам (131).

Одним из ключевых требований подготовки специалиста является чётко выраженная профессиональная направленность учебного процесса на формирование у студентов навыков, связанных с характером предстоящей трудовой деятельности.

Необходимо выяснить роль и взаимоотношения психических (прежде всего сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных) и физических (мышечных компонентов в структуре двигательных способностей (124).

Осуществляемая реформа высшего образования должна представлять собой научно-обоснованную долговременную программу совершенствования подготовки квалифицированных кадров и затрагивать комплекс не только организационных, правовых, и экономических вопросов, но и педагогических, а также психо — физиологических.

К ним относятся вопросы профессиональной пригодности, ориентации, отбора и профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) специалистов.

В учебнике «Физическая культура студента» под ред. В. И. Ильинича (47) глава 10 посвящена и носит название «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов».

Тем не менее к настоящему времени психофизиологические особенности профессиональной подготовки специалистов по всему перечню финансово-экономических специальностей мало исследованы. Отсутствует обобщающий перечень основных профессионально-важных психофизиологических качеств, недостаточно разработана методика их воспитания.

На примере студентов машиностроительных специальностей В. С. Ежков (36) определил, что важной составной частью профилированной программы должен быть мотивационный компонент, обеспечивающий выработку и поддержание интереса и потребности в физкультурно-спортивной и профессионально-прикладной деятельности будущего специалиста.

Одна из важных проблем обучения в современном вузе — адаптация студентов к учебной нагрузке, связанная с особенностями функционирования познавательных процессов при потенциально высокой психосоциальной дезадаптации (85).

Умственная готовность студента к обучению и профессиональной деятельности также может совершенствоваться средствами физической культуры (23).

Эта специальность является исключительно специфической среди других гуманитарных специальностей, а по численности и тенденциям роста потребности в специалистах одной из ведущих.

Таким образом, несомненна актуальность исследования педагогических и психо — физиологических основ повышения эффективности подготовки студентов экономического блока (экономический, финансовый, товароведный факультеты, факультет международной экономики) посредством адаптации будущих специалистов к требованиям профессии, направленной тренировки функциональных основ профессиональной деятельности.

Научное обоснование ППФП, профессиональной пригодности, профессионального отбора и ориентации специалистов экономического блока профессий с позиций системного анализа определяется и практическими запросами.

Так, система производственной практики нуждается в совершенствовании и научном обосновании с физкультурно — педагогических и физиолого-гигиенических позиций на основании знаний о профессиональных возможностях студентов.

Решить проблему управления распределением молодых специалистов, обеспечения высокой работоспособности и здоровья специалистов можно с помощью научно-обоснованных ППФП, профессиональной ориентации и отбора и их разумного соотношения (52), (91), (5) и др.

Психофизиологические особенности профессиональной подготовки специалистов по всему перечню финансово-экономических специальностей мало исследованы.

Отсутствует обобщающий перечень основных профессионально-важных психофизиологических качеств, недостаточно разработана методика их воспитания.

Данная работа посвящена вопросам определения эффективности тренировки профессионально — важных функций студентов экономического блока профессий в целях создания функциональной базы освоения профессии, обоснованию профессионально-прикладной физической подготовки /ППФП/ этих специальностей с выраженным зрительно-мануальным компонентом труда.

Однако в доступной научной литературе таких сведений нет, за исключением единичных разрозненных исследований, которые не могут дать никакого представления о состоянии изучаемого вопроса.

Обеспечение высокого уровня работоспособности студентаэкономиста на протяжении учебного дня диктуется не только высокими и специфическими требованиями труда к его физическим качествам, психофизиологическим функциям и нервно-мышечному аппарату, но и спецификой обучения в вузе с повышенным объёмом психо-физических нагрузок (47), (99) и др.

Особо остро стоит вопрос профессионально-прикладной физической подготовки студентов на старших курсах (4−5 годы обучения) при отсутствии обязательных занятий физической культурой, что приводит к существенному снижению их двигательной активности. Работа посвящена вопросам определения эффективности самостоятельной тренировки профессионально — важных качеств студентов старших курсов экономического блока профессий в целях создания функциональной базы освоения профессии, обоснованию профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) этих специальностей с выраженным зрительно-мануальным компонентом труда в условиях отсутствия обязательных занятий физической культурой.

Тема диссертации входит в План НИР РГУФК «Разработка новых технологий здорового образа жизни различных контингентов населения в разных экологических условиях» (№ шифра Координационного плана 01.02.01).

Научная гипотеза исследования. Предполагалось, что существует связь между уровнем развития ряда физических качеств и психофизиологических функций и эффективностью овладения новой комплексной профессией экономического блока. Их самостоятельная тренировка на основе выяснения уровневых соотношений и соответствия профессиональным воздействиям позволит обеспечить должный уровень адаптации специалиста в условиях ВУЗа.

Объект исследования. Система тренировочных воздействий на профессиональноважные функции студентов, осваивающих профессии экономического блока.

Предмет исследования. Уровень профессионально-важных физических качеств и психофизиологических функций у студентов экономического профиля.

Научная новизна исследования. В работе изучены функциональные сдвиги со стороны ведущих функциональных систем в процессе учёбы и самостоятельных занятий ППФП у студентов-экономистов, впервые определена эффективность тренировки профессионально — важных функций студентов экономического блока профессий в целях создания функциональной базы освоения профессии, научно обоснована профессионально-прикладная физическая подготовка /ППФП/ этих специальностей с выраженным зрительно-мануальным компонентом труда, определён комплекс показателей развития профессионально-важных функций студентов — экономистов, необходимый для проведения профессиональной консультации и отбора при обучении профессии.

Практическая значимость исследования.

На основании экспериментальных данных разработан и апробирован комплекс тренировочных воздействий на развитие профессионально-важных функций экономистов, что особо важно для студентов старших курсов (4 — 5 годы обучения) при отсутствии обязательных занятий физической культурой, и существенном снижении их двигательной активности.

Работа направлена на повышение эффективности учебного процесса в вузах экономического профиля, на улучшение функционального состояния и профессионального соответствия, здоровья и психо-соматического статуса студентов.

Данные настоящего исследования могут быть использованы в практической работе кафедры физического воспитания, дальнейших научных изысканиях, а также в процессе обучения студентов экономических факультетов и специалистов в системе последипломного образования.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Комплекс физических и психомоторных качеств, обеспечивающих профессиональноприкладную направленность и эффективность самостоятельных занятий физическими упражнениями студентов экономического блока профессий.

2. Повышение эффективности освоения специальностей финансовоэкономического блока посредством разработанных средств и методики самостоятельных занятий профессионально — прикладной направленности студентов.

Апробация и внедрение результатов исследований. Материалы диссертации обсуждались и получили положительную оценку у специалистов на научных конференциях кафедры гигиены, экологии и спортивных сооружений РГУФК (2001 -2003 г. г.), кафедры физического воспитания Московского университета потребительской кооперации (2001 -2003 г. г,), на межвузовской научно-теоретической конференции по проблеме «Актуальные вопросы науки и педагогики в современной высшей школе’Уянварь 2003 г./, на конференции молодых учёных Московского университета потребительской кооперации /апрель 2002 г./.

Апробация работы проведена на научной конференции кафедры гигиены, экологии и спортивных сооружений РГУФК 5 марта 2004 года. Рекомендации используются кафедрой физического воспитания Московского университета потребительской кооперации /Акт внедрения от апреля 2004 г./.

134 ВЫВОДЫ.

1. Подготовка специалиста финансово-экономического блока в условиях ВУЗа приводит к утомлению и переутомлению студентов, ухудшению их самочувствия, к повышенной заболеваемости из-за ослабления иммунной системы.

Однако средства повышения физической подготовленности студентов экономического блока профессий к высокому уровню учебных и профессиональных нагрузок определены недостаточно чётко и полно. В то же время на старших курсах (4−5 годы обучения) отсутствуют обязательные занятия физической культурой, что существенно снижает двигательную активность студентов и повышает значимость профессионально-прикладной физической подготовки.

2.В процессе исследований разработан и апробирован комплекс методик по оценке уровня показателей профессионально-важных физических качеств и психофизиологических функций специалистов ФЭБ, динамики работоспособности и функционального состояния, самочувствия студентов в течение учебного дня и цикла ППФП.

3.В результате оценки значимости изученных показателей для профессиональной работоспособности и обучения профессиональному мастерству работников ФЭБ выявлен комплекс профессионально — важных качеств и функций.

Ранговая оценка профессиональной значимости отдельных качеств показала, что наибольшие требования профессиями ФЭБ предъявляются к следующим свойствам организма:

1/уравновешенности нервных процессов при их нормальной подвижности- 2/кратковременной памяти;

3/зрительному анализатору, а именно к быстроте его различения;

4/ к волевым качествам личности и устойчивости к стрессовым ситуациям;

5/статической выносливости мышц кисти и спины;

6/силовой и тактильной чувствительности двигательного анализатора.

4.Разработана комплексная программа тренировочных воздействий в рамках домашних заданий на профессионально-важные качества и функции специалистов ФЭБ, включающая следующие блоки: упражнения на тренировку зренияупражнения мануальной ловкостиупражнения на развитие оперативного мышления и эмоциональной устойчивостина совершенствование волевых усилийна развитие силы и статической выносливости мышц кистей рук и позных мышц.

5.В результате оптимизации процесса обучения студентов за счёт использования цикла самостоятельных занятий ППФП были выявлены положительные функциональные сдвиги разной выраженности, свидетельствующие о значимом воздействии ППФП на физиологические функции, определяющие их профессиональную, общую и учебную работоспособность, состояние здоровья.

При изучении функционального состояния организма студентов в динамике разработанного цикла ППФП: а/минимизировались внешние признаки утомленияб/улучшилось функциональное состояние центральной нервной системыв/повысилась работоспособность ведущих анализаторных функцийг/улучшилось состояние антимикробной резистентности организма, что выразилось в значимом снижении числа колоний в отпечатках с кожи на 12,0. б. Оценка показателей профессионально-важных функций в динамике учебного дня в конце цикла ППФП выявила меньшую выраженность утомления зрительного анализатора, нервно — мышечного аппарата кистей рук, лучшую тактильную чувствительность, более высокий уровень эмоциональной устойчивости. Так, в опытной группе сразу же после ситуации страха отмечена меньшая выраженность снижения электрокожного сопротивления /на 5,5 кОм по сравнению с 24,2 кОм в контрольной группе/ При анализе данных оперативной памяти было выявлено, что самый высокий показатель кратковременной образной памяти отмечен у опытной группы в конце занятий в конце цикла ППФП. Он был равен 5,6 запомненных образов, что на 2,1 образа больше данных контрольной группы.

Внешние признаки утомления и дискомфорта у студентов в конце учебного дня были значимо меньше, чем у студентов контрольной группы.

Уровень развития волевых качеств, характеризующий способность к проявлению волевых усилий, после прохождения цикла ППФП был выше у опытной группы. Разница составила 4,3 балла.

7. Анкетный опрос кураторов производственной практики и анализ оценок за неё- выявили лучшие показатели профессиональной успешности студентов, прошедших цикл ППФП. Так, средний балл за быстроту овладения профессиональным мастерством в опытной группе равен 4,09, а в контрольной группе только 2,75. Показатель самостоятельности освоения операций оказался выше у опытной группы на 0,61 балла.

8.Применение разработанных нетрадиционных средств ППФП в рамках домашних заданий студентов старших курсов ФЭБ профессий вызвало в динамике учебно — производственных нагрузок спектр изменений в функциональном состоянии, носящий профессионально — прикладный и оздоровительный характер.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Задачи ППФП специалистов ФЭБ на старших курсах ВУЗа необходимо решать в процессе внеучебной работы при использовании программы самостоятельных занятий прикладной направленности в рамках системы домашних заданий.

Привлечение к занятиям должны осуществляться в процессе работы кафедры физического воспитания посредством рекламы программы ППФП как функциональной базы овладения специальностью (на стенде кафедры, в студенческой газете) с учётом оздоровительной, образовательной её- роли при консультативной помощи преподавателей.

Образовательные задачи ППФП должны решаться в основном на первых трёх курсах обучения в вузе.

Для будущей успешной трудовой деятельности студентов вуза в системе освоения профессий экономического блока необходимо знание основных положений об использовании средств физической культуры, знания по общей физиологии, знание гигиенических требований к рабочему месту, знание методов саморегуляции, реабилитации, знание анатомического строения организма человека.

Воспитание у студентов потребности в занятиях по физическому воспитанию, формирование знаний, необходимых для активного использования средств физической культуры и спорта в прикладных целях должно осуществляться на лекциях и практических занятиях, на которых нужно проводить беседы о профессионально-прикладной направленности видов спорта, о степени их влияния на подготовку к будущей трудовой деятельности (36).

В этой связи важную роль для студентов, самостоятельно занимающихся прикладными упражнениями, приобретает самоконтроль за состоянием организма и его реакцией на физические нагрузки.

В процессе физического воспитания студентов следует шире применять методики развития волевых качеств личности, которые помогут им продуктивно осваивать учебный материал.

В основу профессионально направленной подготовки специалистов профессий экономического блока целесообразно включать нетрадиционные средства физической подготовки, наиболее соответствующие профессиональной модели специалистов данного профиля.

Рекомендации могут быть использованы в процессе обучения студентов экономического профиля, бухгалтеров и экономистов, в системе последипломного образования с различными модификациями средств и методик, учитывая тот факт, что могут быть найдены другие, более эффективные средства тренировки профессионально-важных функций студентов, обучающихся профессиям экономического блока, и методические приёмы их использования.

На старших курсах предпочтение должно отдаваться самостоятельным формам ППФП с кратковременными семинарами перед производственной практикой, проводимыми кафедрой физического воспитания не только для инструктажа, но и тестирования индивидуальных возможностей студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Анохин П. К. Методологический анализ узловых проблем условного рефлекса// В кн. Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М.: 1963. — С. 156 — 214.
  2. И. А. Вопросы профессионального отбора на современном этапе//Гигиена труда и профзабол.: 1963. N 10. — С. 8 — 13.
  3. Э.Р. Психологические тесты.- «Лист», М. 1997. — 319 с.
  4. М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. -М.:3нание, 1950 г. 85с.
  5. Н.А. Медико-физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к профессии тракториста машиниста. Автореф.дисс.канд. мед.наук.-М.: 1972. — 18 с.
  6. З.И. Изучение возбудимости коры головного мозга спортсменов методом двигательных условных рефлексов/ЛГеория и практика физической культуры. 1952. 1952. — N 15. — С. 502−510.
  7. В.В. Общая психология. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1973 г. — 354с.
  8. Ю. С. Далецкая Г. В. К вопросу о профессиональном подборе на водительские профессии /на примере машинистов железнодорожного транспорта/// Физиология труда. М.: 1967. — С.49 — 50.
  9. М. Воля и волевые качества // Психология личности. -М.:ФиС., 1989 г. 120с.
  10. Ю.Веккер Л. М. К постановке проблемы воли // Вопросы психологии. -1957.-№ 2.
  11. П.Венецкий И. Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы. М.: Статистика, 1979 г. — 12 с. 31
  12. Ю.Н. Фонотремометр (ФТ-2В) // Теория и практика физ. культуры. 1964. — N 8. — С.46.
  13. Н.А. Компенсаторное профессиональное приспособление. Лф: 1928.-84 с.
  14. И.Викторов А., Павлов И. 60 — летний юбилей./ Физическая культура в школе. N 4,2003. — С. 54 — 60.
  15. О.И., Кузнецов В. Г. Рекомендации по оценке нервноэмо-ционального напряжения лётного и диспетчерского состава гражданской авиации с помощью простых биохимических тестов.
  16. М.: Госнии ГА, 1981.-21 с.
  17. Т.Ф. Профессиональная направленность в физическом воспитании учащихся ПТУ, специалистов конвейерно поточного производства: Автор, дисс.. канд пед. наук. — М, ВНИИФК, 1982. -23 с.
  18. В.М., Филин В. П. Спортивный отбор. М.: ФИС., 1983, — 175 с.
  19. Э. Современная психология. М.: Просвещение, 1950 г. -264с.
  20. Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсменов. М., ФИС. — 1971. — 245 с.
  21. А.В. Прогнозирование успешности профессионального обучения операторов в учебно-тренировочных центрах по психофизиологическим и личностным критериям// Физиологический журнал. 1990. — т. 36. — N 2, — С. 8 — 14.
  22. Ф.Н. Психология. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1973.-295с.
  23. Ф.Д., Лебедев В. И. Психо- неврологические аспекты труда операторов. М.: МедицинаД975. — 207 с.
  24. С.А. Роль физической культуры в совершенствовании умственной готовности к обучению и профессиональной деятельности//Геория и практика физической культуры. 2002.- № 12.1. С. 13−14.
  25. Д. Опыты со зрением./-М.:"Мир", 1970. 154 с.
  26. М.Ф., Саноян Г. Г. Труд, здоровье, физическая культура. -М.:ФИС, 1974.-288 с.
  27. С.С. Профконсультация в 20−30 -х годах.Свет и тени.// Педагогика. 1994. — N 5. — С. 77 — 80.
  28. К.М. О валидности лабораторных проб силы и баланса нервных процессов//Типологические особенности высшей нервной деятельности. М.: 1965. — Т. 4. — С. 23−33.
  29. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1979. 249 с.
  30. Гусев И.Т., Калашников Н.П.ДСачанов А.В. и др. Профессиональная ориентация молодёжи и организация приёма в высшие учебные заведения. М.: Высш. школа, 1982. — 128 с.
  31. Г. Г. Как сохранить и улучшить зрение. М.: ИКФ Сталкер, 1997.-312 с.
  32. Г. Г., Янкулин В. И. Гимнастика для глаз. М.: ФИСД988. — 32 с.
  33. У. Психология. М.: Знание, 1991. — 421с.
  34. З.В., Блинова JI.Т., Макарова Л. П. и др. О способах определения комплексов психофизиологических критериев профессиональной пригодности.// Физиология человека. 1987, т. 13, N 2.-С. 278−283.
  35. Евдокимов В. И. Самочувствием можно управлять. Кировоград, 1987. — 83 с.
  36. М.Я. Влияние гиперемии и ультрафиолетового излучения кожи на её- бактерицидные свойства//Сб. научн. работ. -Ростов на- Дону, 1968. С. 103 -109.
  37. Ежков B.C.Профессионально прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей/ Автор, дисс.. канд. пед. Наук. — М.:2003. — 23 с.
  38. М.Н. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки учителей-предметников в педагогических ВУЗах/ Автореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук, Москва, 1993.
  39. В. А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. М. 1985. — 126 с.
  40. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М.: Просвещение, 1991. -21 Зс.
  41. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М.: Просвещение, 1998. -268с.
  42. Иванов- Смоленский А. Г. Методика исследования условных рефлексов у человека. М.: 1933. — 65 с.
  43. Иванов А. А. Клемпарская Н.Н., Г. А. Шальнов и др. Инструкция по применению теста аутомикрофлоры кожи у человека для выявления контингентов и отдельных лиц с повышенным риском заболевания. М.:МЗ СССР, 1988, — 6 с.
  44. Е.П. Психология воли. СПб.: «Питер», 2000. — 362 с.
  45. В.И. Физическая культура студента: Учебник. -М.:Гардарики, 1999. 448 с.
  46. JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников,— М.: Педагогика, 1983. 128 с.
  47. В.А., Полиевский С. А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПГУ.Учебное пособие. М., Высшая школа, 1991.-230 с.
  48. В. К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. 1989. — № 2.
  49. М.П. Физиолого-гигиенические предпосылки для разработки критериев профессиональной пригодности подростков к профессиии швеи-мотористки// Гигиена и санитария. 1988, N 11. — С. 13−16.
  50. И.Д., Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям.- М.:Медицина, 1968. 134 с.
  51. И.Д., Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям.- М.:Медицина, 1977.изд. второе. 176 с.
  52. И.Д. Проблемы профессиональной пригодности подростков и пути её- развития// Гигиена и санитария. 1968. — N3. — С. 30 — 34.
  53. И.Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах.- М.: 1968. 139 с.
  54. М.Н. О физиологии толкования мышечного тремора и методик анализа тремограммы // Психофизиология труда в промышленности. Л.: типогр. им. Лоханкина, 1935. С. 224- 233.
  55. К.Н. Воля и ее воспитание. М.: Знание, 1957 г.- 67с.
  56. С.С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодёжи. Автореф.дисс. докт. пед. наук. М.: 1997. — 49 с.
  57. В.Б. Мини-справочник по статистике.Учебное пособие./ Московская государственная академия физической культуры. -Малаховка:МГАФК, 1996. 20 с.
  58. Н.Г. Физиологическая оценка адаптации и прогнозирование успешного профессионального обучения и становления молодых военных специалистов. Автореф. дисс. д-ра мед.наук.Самара.: 1995. 39 с.
  59. С.А. Об индивидуальных различиях физиологических процессов задатков профессиональных способностей// Профориентация и профконс. в школе. — М.: 1969. -С. 47 — 49.
  60. Н.И., Васюков Г. В. Сейсмотремография-новый метод изучения функционального состояния человека в условиях трудовой и спортивной деятельности //Теория и практика физ.культуры. -1964. N 12. С.39−41.
  61. И.В. Социально-гигиенические особенности заболеваемости стоматологов и обоснование мероприятий по их оздоровлению: Автореф.дис.. канд.мед.наук. Л., 1985 — 22 с.
  62. В.А. Воспитание воли. М.: Ф. и С., 1957 г. — 84с.
  63. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976 г. -303с.
  64. В.К. Сравнительный анализ намерений и достигнутых результатов в самовоспитании у старшеклассников // Материал III Научной конференции по проблемам психологии воли. Рязань, 1970.
  65. И.А. Физиология утомления при умственной и физической работе человека. Минск: Беларусь, 1968. — 272 с.
  66. Кучма В.Р.^Ямщикова Н.А. Физиолого-гигиенические критерии профессиональной пригодности учащихся, осваивающих профессию печатника // Гигиена и санитария. 1994. -N3. -С.33−35.
  67. .В. Основы профессиональной психодиагностики. М. Медицина, 1984. 215 с.
  68. Кульмагамбетов Э. В. Дужилкин Ю.В. По каким критериям происходит отбор на зачисление в оперативно-боевые подразделения
  69. Управлений физической защиты ФСНП России.- УФЗ ФСНП РФ. -г.Уфа. 1997.-14 с.
  70. Куркчи Л. Н. Исследование функциональной подвижности нервной системы человека в связи с его спортивной и трудовой деятельностью: Автореф. дис.. канд.психол.наук. КиевЧеркассы, 1965.-22 с.
  71. С.А. Психофизиологическое обоснование критериев профессионального отбора курсантов-будующих ликвидаторов химических аварий и катастроф. Автор.дисс. канд.мед.наук.С-Пб.1966.
  72. Т.А. Гигиеническиое обоснование критериев пригодности к освоению профессии оператора// Автореф. дисс. канд. мед.наук. -1992. 24 с.
  73. Н.С. Определение уравновешенности основных нервных процессов методикой отсроченных двигательных реакций// Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. -М.: иЗД. АПН РСФСРД963. Т. 3 С. 133- 143.
  74. Лисяный Н.И., Маркова О. В., Гнедкова И.А.// Иммунный статус человека и радиация. М., 1991. — С. 107.
  75. .Ф. Справочник по инженерной психологии.- М.:Маши ностроение, 1982. С. 78.
  76. Т.Г. Особенности адаптации и состояния здоровья студентов медицинского вуза// Автореф.дисс. канд. мед.наук. М., 1992. — 30 с.
  77. Ю.М. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984. — 191 с.
  78. Ю.В., Киколов А. И., Тхоревский В. И., Милков Л. Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. М.: Медицина, 1987. — 254 с.
  79. Г. Воля и привычка // Психология. М., 1997. — 214 с. 81 .Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека.- М.: Просвещение, 1966. 385 с.
  80. В.Д., Теплов Б. М. Некоторые проблемы профессионально отбора//Авиационная и космическая медицина. М.- 1963. -С. 371 -374.
  81. А.А. Исследование пропускной способности зрительной системы человека.//Проблемы космической биологии. М.: 1965, т.4 С.60−83.
  82. Р.С. Психология. Учебник. М.: Просвещение, 1995. -350 с.
  83. Ю.Ю. Опыт исследований относительной силы мотива и формирование соревновательной установки у спортсменов // Психология и современный спорт. -М. 1973. 214 с.
  84. Паронян И. Д. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к профессии монтажника-высотника. Автореф. дисс. канд. мед.наук. М.: 1974. — 30 с.
  85. JI.A. К вопросу о бактерицидных свойствах кожи// Материалы научн.конф. Молотов, 1958. — С. 21- 28.
  86. В.И., Скляр Л. И. Социально-демографические факторы, влияющие на выбор профессии// Социологические исследования. -1992.-N 10.-С.101 102.
  87. А.А., Донцов В. И., Мороз И. Н. и др. Диагностика и лечение синдрома хронической усталости /методические рекомендации/. МЗ РФ, М.: 1997. — 38 с.
  88. .Л., Жукова Т. И., Зухарь В. П. Оценка эффективности экспериментальных методик для психологического отбора курсантов лётных училищ. // В кн. Авиационная и космическая медицина. М.: — 1963. — с. 27−39.
  89. С.А. Гигиенические основы физической подготовки подростков к профессиональной деятельности: Автореф. дис. д-ра мед. наук. -М., 1974. 47 с.
  90. С.А. Физическое воспитание учащейся молодёжи. Гигиенические аспекты. М., Медицина, 1989 -214с.
  91. С.А., Айрапетьянц Л. Р., Губенко Л .Я. Тренажёры в спортивных играх.Ташкент, 1992. 268 с
  92. Полиевский С.А., Гук Е. П. Физкультура и закаливание в семье. М., Медицина, 1984.- 92 с.
  93. С.А., Старцева И. Д. Физкультура и профессия. -М.:ФИС, 1988. 188 с.
  94. Н.А. Диагностика факторов риска психогенных расстройств у курсантов военных учебных заведений: Автореф. дисс. канд. мед.наук.- С-Пб.:1995. 15 с.
  95. М.Ф. О времени простой двигательной реакции и её- компонентов у спортсменов//Теория и практика физической культуры. Т. Х1Х7 — N 8. — 1956. — С. 28- 30.
  96. Практические занятия по психологии. Учебное пособие для институтов физической культуры. М.: Знание, 1989. — 87с.
  97. А.Ц. Очерки психологии спорта. М.: Ф. и С, 1959. — 320с.
  98. А.Ц. О самовоспитании воли спортсмена // Проблемы психологии спорта. -М., 1962 г.
  99. Р.Л. Журнал высшей нервной деятельности.: 1961, т.26 вып.5 С.57−59.
  100. Р.Л. Известия Академии педагогических наук РСФСР,М.: 1965, С.29−37.
  101. А.В. Психодиагностика спортивных способностей-М.: Физкультура и спортД973. 216 с.
  102. РусановС.Н. Взаимосвязь показателей функционального состояния организма слушателей военно-медицинского факультета с успешностью обучения: Автор. дисс.канд. мед.наук. Саратов.: 1997. -20 с.
  103. В.А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании. М. — Высшая школа. — 1991.-241 с.
  104. О.Н., Фундюр Н. Н. Показатели зрительной работоспособности и профессиональная пригодность подростков к освоению некоторых специальностей электронной промышленности.//Гигиена и санитария. 1988, N 5. — С. 29 — 31.
  105. В.А. Тремография как метод оценки функционального состояния центральной нервной системы спортсмена. Теория и практика физической культуры, 1961. — N 4. — С.295- 297.
  106. В.И. Личность и воля // Проблемы личности. М., 1969 г.
  107. Сирис П. З,.Кабачков В. А., Профессионально-производственная направленность физического воспитания школьников. Книга для учителя. М., Просвещение, 1988. — 158 с.
  108. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. — 254 с.
  109. Н.М. Проблемы формирования профессиональной при- годности специалистов сестринского дела: Автореф. дисс. д-ра мед.наук.М.: 1995. 42 с.
  110. О. А. Экспериментальное исследование природы эмоциональной устойчивости: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1972.-21 с.
  111. Т.И. Воля // Психология. Учебник для техникумов физической культуры. М.: Ф.иС., 1984. — 295с.
  112. В.В. Профессиональная направленность физической культуры при малоподвижном труде в условиях ПТУ и производства: Автор.дисс. .канд. пед.наук. М, ВНИИФК, 1986. — 23 с.
  113. Р.Т. Проблемы физической подготовленности современного человека и пути их решения на рубеже XXI века./Физическая подготовленность и здоровье населения. Сборник научных трудов. Одесса, 1998. — С. 16 — 18.
  114. Е.И. Эмоции и воля. Учебник. М.: Просвещение, 1999 г. -305с.
  115. П. А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии спорта. М., 1962 г.
  116. О. С. Физическое воспитание учащихся 15−16 лет вспомогательно-коррекционных школ. Автор.дисс. .канд. пед.наук. -М, ВНИИФК, 1999.-21 с.
  117. В.П., Семёнов В. Г., Алабин В. Г. Современные методы исследований в спорте. Харьков: изд-во «Основа», 1994.- 131 с.
  118. В. И. Система профессионально прикладной физической подготовки специалистов машиностроительной промышленности. — Автор, дисс. канд наук по физическому воспитанию и спорту. — Льв1 В, 2003. 24 с.
  119. Н.С., Сухарев А. Г., Суконик Р. Б. Методические подходы к определению функций, значимых для трудового и профессионального обучения школьников // Гигиена детей и подростков важнейшее звено профилактической медицины.- М.: 1989. — С. 98 — 100.
  120. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология (Сборник статей). М.: Прогресс, 1975. — 283 с.
  121. Л.Ф. Физиологические критерии профессиональной пригодности здоровых подростков к профессиям, связанным со сборкой изделий из мелких деталей. Автор.дисс.канд.биол.наук.-М., 1972.- 16 с.
  122. Н.М., Борисова Е. В. Додгайская А.П. и др. Прогнозирование успешности осовения подростками профессиймашиниста подземных установок в горном СПТУ // Гигиена и санитария. 1991. N 11. — С. 41 -44.
  123. В.Н. Взаимосвязь физических, физиологических и личностных особенностей курсантов с успешностью обучения в высшем военно-медицинском учебном заведении: Автореф. дисс. канд.мед.наук. С-Пб.: 1995. 23 с.
  124. В.Д. Деятельность и способности. М.: «Логос», 1994.-315 с.
  125. Г. А., Морозов Э. М., Татаурщиков А. П. и др.// Микрофлора кожи человека клиникодиагностическое значение. -М., 19 897 — С. 24- 32.
  126. А.А., Иванов А. А., Воронин Н. Н. и др.Иммунобиологи-ческие исследования в медицинском и экологическом монито-ринге//Гигиена и санитария. 1996. — N 3. -С. 53−55.
  127. С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. Практикум. М.:Изд — во «Смысл», 1997. — 140 с.
  128. М.В., Бушева Л. А., Парнюгина Е. Р. Физическая культура. Методические рекомендации по применению общеразвивающих упражнений М. :Цетросоюз РФ, 2003. — 27 с.
  129. Е.П. Теория воли и оперативная оценка волевых качеств спортсмена. Омск.: Ф.иС., 1986 г. — 432с.
  130. Biddle S., Mutrie N. Psyhology of physical activity and exercise. A health related perspect. London: Springer- Verlay, 1991. — P. 131.
  131. Buskirk E.R., Hodgson J.L. Age and aerobic power: The rate of change in men and women Federation Proceedings,-1987., 46 p. 1824 -1829.
  132. Grews D., Landers D. A metaanalytic review of aerobic fitness to psychosocial stress and reactivity to psychosocial stressors // Med. Sci. Sports Exerc. 1987. — V. 19. — N. 5. — P. 114−120.
  133. Boreham, C.A.. Association Between Sports Participation and Indices of Health and Fitness in Adolescents (Boreham, C.A., Cran, G.W., Savage, J.M. and Strain J.J.) // ISSCE'96. Abstracts. Bangalore, India, 1996. — P. 61.
  134. Connolly K. The Development of Competence in Motor Skills // Psychology of Motor Behavior and Sport 1979. — Champaign: Human Kinetics Publishers. — 1980. — P.229−268
  135. Warren W.E. Coaching and Motivation: A Practical Guide to Maximum Athletic Perfomance. — Englewood cliffs, N.I. Prentice — 1 lall, Inc., 1983.-201 p.
  136. De Gens E.J.C., Van Doomen L.J.P., Orleke J.F. Regular exercise and aerobic fitness in relation to psychological make-up and Physiological stress reactivity//Psychosomatic Medicine. 1993. — 55. — P.347−363.
  137. Drinkwater B.L., Horvath S.M., Wells C.Z. Aerobic power of females ages 10 to 68. Journal of Gerontology,-1975, 30, p. 385−394.
  138. Fox E.L., Mathews D.K. The Physiological Basis of Physical Education and Athletics, Philadelphia Saunders Co, 1981. 226 p.
  139. La Fontaine T.P., Di Lorenzo Т. M., French P.A., Stucky-Ropp R.C., Bargman E.P., McDonald D.G. Aerobic exercise and mood. A brief review, 1985−1992
  140. Mackworth N.H. Finger numbness in veri cold winds. J. of applied physiology. V. 5, n.9. — P. 533−543.
  141. Mills A.W. Finger numbness and skin temperature. J. Appl.Physiol. — 1956. 9, N 3, P. 447.
  142. Redeille J. Les arbitres Paris, 1957. — 123 p.154
Заполнить форму текущей работой