Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Построение образовательного процесса по физическому воспитанию студентов железнодорожных вузов с использованием разнопрофильных циклов обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе экспериментальных исследований было установлено, что для сохранения положительной динамики в повышении физической подготовленности обучающихся в ходе всего образовательного процесса, целесообразно применять корригирующие циклы общефизической подготовки, которые должны применяться с учетом результатов педагогических воздействий на организм занимающихся предшествующих циклов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема построения образовательного процесса по физическому воспитанию студентов вузов
    • 1. 1. Организационно-правовые основы физического воспитания студентов вузов страны
    • 1. 2. Педагогический анализ практического опыта реализации физического воспитания студентов вузов
    • 1. 3. Научно-теоретические предпосылки применения нагрузок различной направленности в образовательном процессе вуза
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • Глава 3. Исследование состояния образовательного процесса по физическому воспитанию и обоснование технологии использования разнопрофильных циклов обучения
    • 3. 1. Педагогический анализ построения образовательного процесса по физическому воспитанию студентов железнодорожных вузов
    • 3. 2. Исследование динамики физического состояния студентов железнодорожных вузов на основе комплексной целевой программы «Здоровье»
    • 3. 3. Обоснование технологии построения образовательного процесса по физическому воспитанию студентов на основе последовательного чередования разнопрофильных циклов обучения
  • Глава 4. Проверка эффективности образовательного процесса по физическому воспитанию студентов с последовательным
    • 3. чередованием разнопрофильных циклов обучения. ф
      • 4. 1. Организация и методика проведения педагогического эксперимента
      • 4. 2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
  • Выводы

Построение образовательного процесса по физическому воспитанию студентов железнодорожных вузов с использованием разнопрофильных циклов обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В современных условиях, когда перестали действовать многие организационно-правовые и научно-методические подходы в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов, необходим поиск новых способов научного обоснования закономерностей социокультурного развития человека с учетом особенностей развития форм, средств и методов физической культуры (Л.П. Матвеев, 1991; В. М. Выдрин, 1995; Н. И. Пономарев, 1996; В. И. Григорьев, 2002 и др.).

Одной из главных причин низкой эффективности непрофессионального физкультурного образования (дошкольного, школьного, вузовского), является сугубо прикладной характер практики физического воспитания молодежи в системе образования страны, связанной с развитием физических качеств, формированием двигательных умений и навыков, т. е. преимущественным воздействием на соматопсихическую сторону человека (H.H. Визитей, 1988; Л. И. Лубышева, 1992; Ю. М. Николаев, 2004 и др.). При этом физическая культура, по мнению Ю. А. Гагина (2004), должна быть не только массовой и персональной, но и индивидуальной, что обусловливается необходимостью становления и реализации потенциала уникальности, универсальности и целостности человека.

В отдельных исследованиях (A.A. Горелов, 1993; М. Я. Виленский, 1999; Г. Н. Пономарев, 2003 и др.) отмечается, что студентам в процессе обучения необходимо осмыслить ценностный потенциал физической культуры как в личном, так и в профессиональном отношении.

Как учебная дисциплина «Физическая культура» должна иметь выраженный прикладной характер, поскольку даже в рамках одной профессиональной группы специальностей или одного направления есть специальности, отличающиеся условиями труда специалиста и требованиями к его физической подготовленности (Ю.З Захарьянц, 1995; М. В. Щодро, 2002;

A.Ю. Воротынцев, 2003; A.A. Кондратов, 2003; Б. Д. Синюхин,.

B.И. Григорьев, 2004 и др.).

В ходе проведенных исследований были определены виды спорта, на базе которых, по мнению авторов, возможно осуществлять успешное развитие профессионально важных качеств инженеров железнодорожного профиля. Такие виды, как легкая атлетика, плавание, гимнастические упражнения, спортивные игры являются достаточными средствами и имеют наибольшие возможности в системе воспитания будущих специалистов в железнодорожном строительстве и железнодорожном транспорте (О.В. Каравашкина 2000; Л. В. Царева, 2001; А. И. Крылов, 2004; И. А. Васельцова, 2004). Однако их комплексное использование остается проблематичным вопросом.

Очевидно, что построение образовательного процесса по физическому воспитанию с изучением вышеперечисленных видов спорта должно способствовать не только повышению двигательной активности и улучшению физического состояния студентов, но и обеспечивать профессиональную направленность физического воспитания в железнодорожных вузах (В.И. Ильинич, 1999).

Вышеизложенное позволило определить проблемную ситуацию, которая проявляется в том, что, с одной стороны, нормативное и программно-методическое обеспечение физкультурного образования студентов формируется с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта, а с другой — предоставляет возможности для разработки использования вариативных и элективных программ, отвечающих потребностям студентов к практической деятельности.

Наличие проблемной ситуации и вытекающих из нее противоречий между целевой программной установкой физического воспитания студентов вузов по формированию физической культуры личности с направленностью на подготовку и самоподготовку к будущей профессиональной деятельности и существующими в педагогической практике средствами, методами и формами организации учебно-тренировочных занятий по физическому воспитанию в высшей школе, которые не позволяют эффективно решать эти проблемы в современных социально-экономических условиях, обусловливает необходимость научного обоснования новых учебных программ по физическому воспитанию с учетом специфики подготовки будущих специалистов для конкретного высшего учебного заведения.

Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что освоение студентами в ходе образовательного процесса по физическому воспитанию различных по направленности воздействия физических упражнений за счет их чередования в каждом семестре обучения позволит более эффективно осваивать программный материал по дисциплине, улучшить физическую работоспособность и функциональную тренированность будущих специалистов железнодорожного транспорта.

Объект исследования — образовательный процесс по физическому воспитанию студентов вузов.

Предмет исследования — построение разнопрофильных циклов обучения в практических занятиях по физическому воспитанию студентов железнодорожных вузов.

Цель исследования — разработать технологию образовательного процесса по физическому воспитанию студентов с использованием разнопрофильных циклов обучения.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности построения образовательного процесса по физическому воспитанию и оценить уровень физического состояния студентов железнодорожных вузов.

2. Обосновать технологию построения образовательного процесса по физическому воспитанию студентов железнодорожных вузов с использованием разнопрофильных циклов обучения в каждом последующем семестре.

3. Экспериментально проверить эффективность функционирования образовательного процесса по физическому воспитанию студентов железнодорожных вузов на основе чередования разнопрофильных циклов обучения.

Теоретические основы исследования базируются на научных положениях изложенных в трудах известных отечественных педагогов, психологов, специалистов по физической культуре, физическому воспитанию и физической подготовке обучающихся высших учебных заведений: В. У. Агеевеца, Г. Н. Блахина, В. Е. Борилкевича, С. М. Вайцеховского, J1.A. Вейнднер-Дубровина, В. Ю. Волкова, И. П. Волкова, В. М. Выдрина, Ю. А. Гагина, A.A. Горелова, В. И. Григорьева, Д. Н. Давиденко, В. М. Зациорского, С. П. Евсеева, Е. П. Ильина, В. И. Ильинича, P.M. Кадырова, Ю. Ф. Курамшина, Л. И. Лубышевой, Л. П. Матвеева, A.A. Нестерова, В. Н. Платонова, Г. Н. Пономарева, Н. И. Пономарева, В. Г. Стрельца, В. А. Таймазова, С. С. Филиппова, В. Г. Федорова, Ш. З. Хуббиева, В. А. Щеголева и др.

Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источниковпедагогическое наблюдениеметод контрольных испытаний физического состояния студентовпедагогический экспериментметоды &bdquo-математической статистики.

Организация исследования.

Исследования по теме диссертационной работы проводились в 1985 -2004 годах на базе Петербургского государственного университета путей сообщения.

Всего к исследованиям, которые проводились в три этапа, было привлечено более 600 студентов.

Основным содержанием первого этапа было изучение по литературным источникам характеристик руководящих документов по организации физического воспитания в системе высшего профессионального образования, выявление особенностей образовательного процесса по физическому воспитанию в вузах Санкт-Петербурга и отраслевых вузах Министерства путей сообщения РФ, педагогический анализ научно-практического опыта реализации образовательного процесса по физической культуре студентов Петербургского государственного университета путей сообщения, изучение научно-теоретических предпосылок применения физических нагрузок с использованием различных видов спорта и систем физических упражнений в учебно-тренировочных занятиях, определение вероятных путей совершенствования физического воспитания в современных условиях развития высшего профессионального образования.

Основным содержанием второго этапа исследований было теоретическое обоснование методики построения образовательного процесса на основе чередования разнопрофильных циклов обучения в учебно-тренировочных занятиях по физическому воспитанию.

Проверка эффективности программы построения образовательного процесса по физическому воспитанию с использованием разнопрофильных циклов обучения и выработка практических рекомендаций осуществлялась на третьем этапе в ходе педагогического эксперимента.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что представленные данные, отражающие значимое позитивное влияние организации практических занятий по физическому воспитанию с использованием последовательного чередования разнопрофильных циклов обучения дополняют современную теорию физического воспитания студентов вузов.

Предложенная технология построения образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» позволяет расширить теоретическую базу по организации и проведению лекционных и методико-практических занятий по физическому воспитанию для студентов железнодорожных вузов.

Научная новизна исследований: впервые обоснована целесообразность построения образовательного процесса по физическому воспитанию студентов на основе последовательного чередования разнопрофильных циклов обучения, способствующих активизации двигательных функций занимающихся и расширению сферы знаний, умений и навыков в области физкультурно-спортивной деятельностиопределена значимость учебного цикла общей физической подготовки, реализующего корригирующую функцию тренировочной направленности на устранение недостатков в развитии конкретных физических качеств с учетом информационных сведений предыдущих семестровуточнено содержание учебно-тренировочного цикла общей физической подготовки на основе систематизированных по направленности воздействия микроциклов обучения, обеспечивающее дифференцированное развитие определенных физических качеств с установкой на достижение высокого уровня разносторонней практической подготовленности студентов.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработана и в реальных условиях апробирована педагогическая технология построения практического раздела программы по физическому воспитанию с использованием разнопрофильных циклов, способствующая активизации двигательных функций занимающихся, и ориентирована на использование полученных результатов в профессиональной деятельности специалистов по физическому воспитанию в отраслевых транспортных вузах для целенаправленного планирования образовательного процесса.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Разработанная технология чередования разнопрофильных циклов обучения может быть использована в учебном процессе по физическому воспитанию студентов, что позволяет значительно расширить сферу дееспособности занимающихся с активизацией их функциональных возможностей за счет различных педагогических воздействий и повысить качество образовательного процесса.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке и подготовке лекционных курсов и методико-практических занятий для студентов по дисциплине «Физическая культура», а также методических рекомендаций для специалистов по физическому воспитанию в вузах.

Положения, выносимые на защиту:

1. Повышение двигательной активности студентов достигается последовательным чередованием в образовательном процессе по физическому воспитанию в рамках основного отделения шести разнопрофильных циклов обучения, включающих легкую атлетику, плавание, спортивные игры, тяжелую атлетику, атлетическую (юноши) и художественную (девушки) гимнастику и общую физическую подготовку.

2. Достижение оптимального уровня физического состояния студентов обеспечивается проведением корригирующей тренировки в рамках учебного цикла общей физической подготовки в соответствии с результатами учебных занятий предыдущих семестров обучения.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается: глубоким теоретическим анализом и обобщением изучаемой проблемы и использованием современных методов исследования педагогики, психологии, биологии и физического воспитаниякачественным анализом результатов исследованиярепрезентативностью выборки. (более 600 студентов) и статистической значимостью полученных результатовпрактическим внедрением этих результатов в реальный процесс организации работы кафедры физического воспитания Петербургского государственного университета путей сообщения.

Апробация и внедрение результатов исследований. Основные теоретические и практические положения диссертации обсуждались и получили одобрение на 8 научно-методических Межвузовских, Всероссийских и Международных конференциях.

По теме диссертации опубликовано более 20 научных работ, включая научно-методические разработки, научные статьи, тезисы и пособия. Материалы исследования внедрены в учебный процесс по физическому воспитанию студентов Петербургского государственного университета путей сообщения.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографии и приложений. Основной текст диссертации изложен на 166 страницах, включая 14 рисунков, 22 таблицы и 6 приложений.

Список литературы

содержит 191 наименование, из них 10 на иностранных языках.

ВЫВОДЫ.

1. Построение образовательного процесса по физическому воспитанию характеризуется определенными организационными особенностями, к которым прежде всего относятся профилированный, как правило, на один из видов спорта порядок проведения учебных занятий, что не в полной мере обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта по федеральному и региональному компонентам на повышение двигательной активности и достижения высокого уровня разносторонней практической подготовленности.

Данное утверждение объясняется, с одной стороны, спецификой влияния учебно-тренировочных занятий избранным видом спорта на организм — занимающихся, а с другой — достаточно низким исходным уровняем общефизической подготовленности студентов.

2. Анализ уровня физического состояния студентов отраслевого высшего учебного заведения путей сообщения, проведенный на основе комплексной целевой программы «Здоровье», показал, что профилированное использование избранных видов спорта в образовательном процессе лишь частично обеспечивает решение педагогических задач по физическому воспитанию студентов.

Это проявляется, прежде всего, в стабильном снижении разносторонней подготовленности испытуемых начина со 2-го курса обучения по комплексному оценочному показателю, включающем десять различных параметров, соответственно характеризующих уровень физического развития, функционального состояния, двигательной готовности и соблюдение правил здорового образа жизни учащимися высшей школы.

3. Исследование организационно-методических возможностей планирования образовательного процесса по физическому воспитанию позволило установить целесообразность его построения на первых трех курсах обучения с реализацией 408 часов обязательных учебных занятий в сетке расписания на основе последовательного чередования в каждом семестре шести разнопрофильных двигательных циклов, включающих легкую атлетику, плавание, спортивные игры, атлетическую гимнастику и тяжелую атлетику (юноши), художественную гимнастику (девушки), общую физическую подготовку.

4. Учебный цикл общей физической подготовки реализуется в практическом разделе учебной программы в рамках основного отделения и обеспечивает корригирующую функцию по устранению недостатков в развитии конкретных физических качеств, выявленных в предыдущих семестрах обучения. Непосредственное проведение учебно-тренировочных занятий базируется на микроциклах различной тренировочной направленности, предусматривающих комплексно-параллельную форму сочетания нагрузок на первых 4−6 занятиях и в дальнейшем комплексно-последовательную с акцентом на достижение высокого уровня разносторонней подготовленности занимающихся.

5. В ходе экспериментальных исследований было установлено, что для сохранения положительной динамики в повышении физической подготовленности обучающихся в ходе всего образовательного процесса, целесообразно применять корригирующие циклы общефизической подготовки, которые должны применяться с учетом результатов педагогических воздействий на организм занимающихся предшествующих циклов учебно-тренировочных занятий. После применения корригирующего цикла в 4-м семестре с использованием нагрузок преимущественно направленных на развитие аэробной выносливости, результаты в беге на 3000 м у испытуемых ЭГ-1 достоверно улучшились (Р<0,05), с сохранением достигнутого уровня йо другим показателям. Студенты ЭГ-2 после цикла общефизической подготовки с направленностью на развитие силовых способностей достоверно (Р<0,05) улучшили результаты в подтягивании на перекладине. Студенты ЭГ-3 после первого семестра занятий ОФП с направленностью организацией нагрузок на развитие основных базовых физических качеств достоверно улучшили результаты в беге на 100 м и прыжках в длину (Р<0,05), а также в кроссе и подтягивании на перекладине (Р<0,01).

6. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной программы построения образовательного процесса по физическому воспитанию студентов с использованием разнопрофильных двигательных циклов. Это проявилось в положительных изменениях показателей физического развития и функциональной подготовленности обучающихся: во всех трех экспериментальных группах к концу обучения достоверно (Р<0,01) улучшились результаты в беге на дистанциях 100 м в среднем на 0,2 сек и 3000 м в среднем на 33 сек, повысился результат в • прыжках в длину с места в среднем на 8 см и увеличилось количество раз подтягиваний на перекладине в среднем на 1,7 раза. Функциональные показатели: ЖЕЛЧССпроба Штанге также имели достоверные положительные изменения (Р<0,01). В контрольной группе эти показатели улучшались до 3 семестра при последующей их стабилизацией, а результаты в кроссе ухудшились (Р<0,05). При этом по окончании шести учебных циклов средняя оценка результатов учебных занятий возросла у студентов ЭГ-1 на 63%, у ЭГ-2 на 66,5%, а у студентов ЭГ-3, которые начинали занятия с семестра общефизической подготовки, на 112%. Данный показатель у студентов КГ после трехлетних занятий улучшился лишь на 19%.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Построение образовательного процесса по физическому воспитанию студентов целесообразно осуществлять с использованием шести разнопрофильных циклов обучения (легкая атлетика, плавание, спортивные игры, тяжелая атлетика, атлетическая для юношей и художественная для девушек гимнастика, общая физическая подготовка) в первые три года обучения.

Это позволяет значительно расширить сферу двигательной дееспособности занимающихся с активизацией их функциональных возможностей за счет разнообразных педагогических воздействий на организм человека физическими нагрузками различной тренировочной направленности.

Кроме того, данный подход способствует повышению интереса студентов к занятиям в связи с применением разнообразных специфических для конкретного цикла обучения средств и методов физического воспитания.

2. Учебный цикл базовой общефизической подготовки необходимо проводить с сугубо тренировочной направленностью, что способствует повышению интенсивности образовательного процесса и созданию реальных условий для предметного корригирования недостаточно развитых физических качеств.

Данный вариант проведения учебно-тренировочных занятий возможен за счет перепрофилирования ранее используемых средств и методов тренировки, что позволяет расширить не только двигательную сферу дееспособности занимающихся, но и интеллектуальный уровень их специальной подготовленности. '.

3. Реализацию в образовательном процессе цикла общефизической подготовки целесообразно осуществлять на основе последовательного чередования 4-х разнонаправленных микроциклов обучения: комплекснопараллельного и комплексно-последовательных с тренировочной направленностью на развитие силы, быстроты и выносливости.

Это позволяет оптимизировать образовательный процесс за счет более емкого структурирования содержания занятий, ориентированного, в том числе, и на его запоминание учащимися, что способствует существенному интенсивности целостного образовательного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. РА., Ярулин Р. Х. Физическое образование как социальный институт подготовки человека к жизни средствами физической культуры // Теория и практика физической культуры. — 1993. — № 7. — С.14−15.
  2. В.У., Кузьмина Н. В. Предмет акмеологии физической культуры и спорта // Физическая культура, спорт и здоровье нации: Матерериалы международного конгресса. СПб., 1996. — С. 8−12.
  3. В.У., Михневич K.M. Теоретические аспекты формирования комплекса целей физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 3. — С.5−9.
  4. А.Г. Физическое воспитание в гуманитарных вузах в условиях диалога как основы образования, ориентированного на личность студента: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. — 26 с.
  5. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 380 с.
  6. A.A., Колодцев И. Х. Волейбол на снегу в вузы // Проблемы физического воспитания и спорта студенческой молодежи: Материалы московской межвузовской научно-методической конференции 18−20 января 1995 г.-М., 1995.-С. 41.
  7. В.И. Методическое пособие к практическим занятиям по физиологии физической подготовки и военного труда. JL: Изд-во ВДИФК, 1988.-137 с.
  8. B.K. Физическая культура человека: состояние проблемы и стратегия развития на перспективу: Актовая речь. М.: Изд-во ГЦОЛИФК, 1992.-31 с.
  9. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теория и практика физической культуры, 1995, № 4. С.IIIS.
  10. В.В. Воспитательная работа кафедр физического воспитания со студентами: Лекция. Л.: Изд-во ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1984. — 25 с.
  11. H.A. О ловкости и ее развитии // Публикацию подготовил И. М. Фейгенберг. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 287 с.
  12. Л.А. Гимнастические упражнения в системе обучения в высшей школе // Теоретические и практические основы физического воспитания: Сборник научно-методических материалов. М.: Изд-во МГГА, 1995.-С. 6−11.
  13. B.B. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: Физическая культура и спорт, 1987. — 143 с.
  14. И.М. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности, основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях: Учеб. пособие Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995.- 112 с.
  15. К.Я. Человеческая телесность в социокультурном измерении: Учеб. пособие. М.: Изд-во ГЦОЛИФК, 1995. — 168 с.
  16. С.М. Книга тренера. М.: Физкультура и спорт, 1971. — С. 58−60.
  17. И.А. Система профессионально-прикладной физическойподготовки студентов железнодорожного вуза: Автореф. дис.канд.пед.наук.- Самара, 2004. 20 с.
  18. Верхошанский Ю. В Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физическая культура и спорт, 1988. — 330 с.
  19. М.Я. Студент как субъект физической культуры. // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 10. — С. 17−20.
  20. М.Я. Физическая культура работников умственного труда: Учеб. пособие. М.: Знание, 1987. — 96 с.
  21. H.H. Спортивная деятельность как социальный феномен: Автореф. дис.. д-ра философ, наук, Свердловск, 1988 -47 с.
  22. В.М. Восстановительные процессы в спорте. М.: «Физкультура и спорт», 1977. 114 с.
  23. В.Ю., Загоруйко В. И. Физическая культура. Теоретический материал: Учебное пособие /Под ред. Волкова В. Ю., Загоруйко В. И. СПб: Изд-во «Нестер», 1999. -143 с.
  24. А.Ю. Организационно-методические условия формирования физической культуры студентов, обучающихся на специальной кафедре вуза. Автореф. дис.канд. пед. наук. Тула, 2003. — 22 с.
  25. В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 5−6. — С. 15−17.
  26. В.М. Современные проблемы теории физической культуры: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГАФК, 2001.- 147 с.
  27. Ю.А. Философские и акмеологические основы физической (естественной) культуры индивидуальности // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры: Межвузовский сборник / Под ред. В. И. Григорьева. СПб., 2004. — С. 11−38.
  28. М.А. Спортивная метрология. М.: Физкультура и спорт, 1988. -192 с.
  29. A.A. Основы специальной физической подготовки летного состава. СПб.: Изд-во ВДКИФК, 1993. — 265 с.
  30. A.A., Русакова И. В. О самостоятельной физической тренировке студенток // Физическая культура и здоровье студентов вузов: Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции 22 декабря 2003 года. СПб., 2004. — С. 50−52.
  31. В.И. Интеграция как стратегия преодоления системного кризиса физической культуры студентов // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры: Межвузовский сборник / Под ред. В. И. Григорьева. — СПб., 2004. — С. 38−56.
  32. В.И. Социокультурная интеграция содержания неспециального физкультурного образования студентов вузов: Автореф. дис.. .д-ра пед. наук. СПб., 2002 — 47 с.
  33. В.И. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Проф. Ю. Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2003. — С.274−294.
  34. В.И. Физическая культура студентов вузов Санкт-Петербурга как объект социально-педагогического исследования: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — 119 с.
  35. Н.Ф., Ширяев А. Г. Средства и методы физического воспитания в программе «Здоровье». Л.: Изд-во ЛИИЖТ, 1996.- 18 с.
  36. Д.Н. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие /В.Ю.Волков, Ю. С. Ланев, В. П. Петленко и др-
  37. Под общ.ред. Д. Н. Давиденко. СПб.: Изд-во СПбГТУ, БПА.СПб., 2001. — 348 е.
  38. А.Г. Врачебный контроль в спорте. -М.: Медицина, 1988. -280 с.
  39. Ю.К., Петрушевский, И.И. Рекомендации по организации и проведению экспериментальных исследований физической подготовленности военнослужащих. Л.: Изд-во ВДКИФК, 1977. 135 с.
  40. И.В. Комплекс методик формирования здорового образа жизни обучающихся военных вузов и военных кафедр гражданских вузов: Автореф. дисс.канд.пед.наук СПб., 2002. — 23 с.
  41. С.П. Адаптивная физическая культура: цель содержание, место в системе знания о человеке // Теория и практика физической культуры. -1998. -№ 1.-С 2−7.
  42. .В., Нестеров A.A. Роль функциональных резервов организма в обеспечении работоспособности военнослужащих // Тез. док. итог, науч. конф. ин-та за 1977. Л.: Изд-во ВДКИФК, 1978. — С. 172−174.
  43. A.B. Изучение мотивов занятий дзюдо у студенток // Физическая культура и здоровье студентов вузов: Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции 22 декабря 2003 года. СПб., 2004. — С. 226−228.
  44. В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. пособие. М.: АО «Аспект Пресс», 1995. — 112 с.
  45. В.И. Физическая культура студента: Учебник. М.: Гардараки, 1999.-456 с.
  46. В.А. Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования: Автореф. дис. .доктора пед. наук. -М., 1996 63 с.
  47. В.Н., Панкин В. Ф. Математическая статистика: Учеб. для студ. сред, спец.учеб.заведений. 3-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 2001. — 336 с.
  48. О.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в вузах строительного профиля: Автореф. дис.. доктора пед.наук. -М., 2000 32 с.
  49. Я.Б. Психолого-педагогические условия формирования общеобразовательных потребностей студентов физкультурных вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. — 18 с.
  50. Комплексная целевая программа «Здоровье». Д.: Изд-во ЛИИЖТ, 1984. -45 с.
  51. A.A. Профессиональная физическая подготовка студентов технических вузов на основе игрового метода обучения. Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 2003. — 26 с.
  52. С.С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи: Автореф. дис.. доктора пед. наук. М., 1997. — 49 с.
  53. Ф.В. Восстановительные тренировки в бодибилдинге // Актуальные проблемы физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшей школы: Материалы 51-й межвузовской научно-методической конференции Санкт-Петербурга. СПб., 2002, — С. 94.
  54. А.И. Психофизическая подготовка студентов вузов России, обучающихся на военных кафедрах: Авторф. дис.. д-ра пед. наук. СП., 2004. -51 с.
  55. Ю.Ф. Современные подходы к структуре физической культуры личности // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры: Межвузовский сборник / Под ред. В. И. Григорьева. СПб, 2004. -С. 68−72.
  56. Ю.Ф. Теория и практика физической культуры: Учебник /Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.
  57. Е.Д. Совершенствование двигательных возможностей студентов в условиях искусственной среды адаптивного воздействия: Автореф. дис. канд. пед. наук, — Нальчик, 2003, 23 с.
  58. A.B. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 6. — С. 19−21.
  59. A.B., Валиков А. Н. Культурологические основы теории физической культуры //Актуальные проблемы теории и практики физической культуры: Межвузовский сборник / Под ред. В. И. Григорьева. СПб., 2004. -С. 68−72.
  60. Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической укльтуры студентов: Автореф. дис.. доктора пед. наук. -М., 1992.-58 с.
  61. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 10−15.
  62. Л.И. Социология физической культуры. М., Физкультура и спорт, 2001. — С- 24−35.
  63. Н.М. Исследования взаимосвязи силы, быстроты и выносливости в процессе их развития на начальном этапе: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Л., 1976. — 23 с.
  64. К.К. Педагогические и психологические аспекты деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессах: Автореф. дис. док. пед.наук. М, 2003. -48 с.
  65. В.Б., Гора Е. П. Физиологические эффекты произвольной задержки дыхания у детей и подростков // Физиология человека, 1998. -Т.24 -№ 1-С.46−52.
  66. В.И., Эволинская H.H. Высшее физкультурное образование сегодня и завтра // Тория и практика физической культуры. 1998. — № 8. — С. 12−14.
  67. А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1997. — 51 с.
  68. Л.П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1976. Том 2. — 255 с.
  69. Л.П., Полянский В. П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 7. — С 42−47.
  70. Л.П. Самостоятельные занятия физическими упражнениями для студентов специального медицинского отделения //
  71. Теоретические и практические основы физического воспитания: Сборник научно-методических материалов. М.: Изд-во МГГА, 1995.- С. 32−33.
  72. В.А., Крылов А. И. Экспериментальная методика занятий со студентами спецмедгрупп: Учебно-метод. пособие. СПб.: Изд-во ПГУПС, 2000 г. — 16 с.
  73. A.C. Проблема резервов в физиологии спорта // Физиологические механизмы адаптации спортсменов в работе различного вида, мощности и продолжительности. Л., 1980. — С. 5−22.
  74. Ю.М. Основные сферы жизнедеятельности человека и общества и физическая культура // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры: Межвузовский сборник / Под ред. В. И. Григорьева. -СПб., 2004.-С. 116−133.
  75. Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: Автореф. дис. доктора пед. наук. СПб., 1998. — 49 с.
  76. Платонов В. Н, Вайцеховский С. М. Тренировка пловцов высокого класса. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 265 с.
  77. С.А. Гигиенические основы физической подготовки подростков к профессиональной деятельности: Автореф. дис. .доктора пед. наук. М., 1999. -36 с.
  78. Н.И. Социальные функции физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 310 с.
  79. Н.И. Адаптация молодежи к высшей школе: Учеб. пособие. СПб.: ВИФК, 1994. — 226 с.
  80. Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во ВИВК, 1996 — 284 с.
  81. Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР «Об утверждении Инструкции по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений» от 15 мая 1978 г № 525.
  82. В.В. Проблемы физкультурного образования студентов гуманитарных и технических вузов // Теория и практика физической культуры. -1991.-№ 4.-С. 35−36.
  83. К.Н. Педагогические условия социализации специалистов в области физической культуры и спорта: Автореф. дис. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2003. — 22 с.
  84. Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1985.- 138 с.
  85. JI.B. Методология педагогического управления развитием студенческого спорта в университетах России // Физическая культура и спорт в
  86. Российской Федерации (студенческий спорт): Сборник статей. М., 2002. С. 22−37.
  87. Н.В. К вопросу об обосновании программных нормативов и оценок физической подготовленности студентов вузов // Теория и практика физической культуры, 1999. № 9. — С. 14−17.
  88. Е.В. Исследования состояния здоровья и физического развития студентов // Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры: Тезисы докладов. М., 2003. — Ч. I. -С. 417−419.
  89. В.А., Максимович В. А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. М.: Физическая культура, 1986. -143 с.
  90. Е.А. Оптимизация процесса физического воспитания студенток вузов на основе специального подбора содержания вариантов компонента программы «Физическая культура»: Автореф. дис.канд. пед. наук. Хабаровск, 2003. — 24 с.
  91. В.А. Методика системного подхода в обучении профессионально-прикладной физической культуре специалистов железнодорожного транспорта: Учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. — 111 с.
  92. А.И. Дифференцированный подход как основа организации занятий по физической культуре в педагогическом колледже: Автореф. дис.канд.пед. наук. Майкоп, 2003. — 19 с.
  93. Н.Д. Профессионально-прикладная физическая подготовка горноспасателей. Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. -137 с.
  94. A.A. Спортография как научный способ отображения знаний о видах спорта // Теория и практика физической культуры. -1980. № 5. -С. 51−54.
  95. .Д., Григорьев Ю. И. Влияние физических упражнений на профессиональную подготовленность сотрудников МЧС // Актуальные проблемы теории практики физической культуры: Межвузовский сборник /Под общей ред. В. И. Григорьева. СПб., 2004.- С.220−227.
  96. Ю.А. Бодибилдинг и здоровье. Гармония специальных и оздоровительных методических приемов. Автореф. дис.канд. пед.наук. -СПб., 2000−23 с.
  97. A.C. Состояние функций организма и заболеваемость школьников и студентов России // Физическая культура и здоровье студентов: Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции, 22 декабря 2003 года. СПб., 2004. С. — 98−99.
  98. A.A. Спортивно-боевые единоборства в профилактике наркотизма // Физическая культура и здоровье студентов вузов: Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции 22 декабря 2003 года. СПб., 2004. — С. 243−244.
  99. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 80-ФЗ от 29 апреля 1999 года.
  100. В.Г. Научно-теоретические основы многоуровневого военно-физкультурного образования: Дис.док.пед.наук. СП. б, 1998. -423 с.
  101. Ю.Н., Федотова A.A. Содержание туристкой подготовки в вузе // Физическая культура и здоровье студентов вузов: Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции, 22 декабря 2003 года. СПб., 2004. — С. 177−179.
  102. И.И. Методы усиления мотивации к занятиям физической культурой // Физическая культура и здоровье студентов вузов: Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции, 22 декабря 2003 года. СПб., 2004. — С. 109−110.
  103. С.И. Физическая культура, спорт и современное студенчество // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт): Сборник статей. -М., 2002. С. 140−152.
  104. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. -М., 1994 54 с.
  105. Физическая культура: Примерная отраслевая учебная программа для вузов железнодорожного транспорта. М., 1999 — 50 с.
  106. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. М., 2000. -54 с.
  107. Филипова Н. Б Параметры подачи в волейболе // Вопросы физического воспитания студентов. Вып XXVII: Межвузовский сборник. / Отв. ред. А. И. Зорин. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.- С. 15−23.
  108. Ш. З. Организаторская деятельность начальника физической подготовки и спорта // Физическая подготовка. М.: Воениздат, 1996.-Часть 1.- С. 41−54.
  109. JI.B. Формирование основ профессиональной физической культуры у студентов при освоении специальности «Мосты и транспортные тоннели»: Автореф. дис. канд.пед.наук. -Хабаровск, 2001 -23 с.
  110. JI.B. Формирование основ профессиональной физической культуры у студентов при освоении специальности «Мосты и транспортные тоннели»: Монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2002. — 107 с.
  111. .Н. Специфика подготовки специалистов нефтегазовой индустрии // Проблемы физического воспитания и спорта студенческой молодежи: Материалы московской межвузовской научно-методической конференции 18−20 января 1995 г. М., 1995. — С. 66.
  112. М.М. Анализ здоровья студентов вузов Санкт-Петербурга // Физическая культура и спорт на рубеже веков: Материалы международной научно-практической конференции. Уфа, 1999. — С.67−68.
  113. А.Г., Бабинцев H.A., Иванов Ю. В., Максин Б. В. ПГУПС: наши идеи и эксперименты // Гуманитаризация физической культуры в образовании студентов: Материалы научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 1995 г. СПб., 1995. — С. 59−60.
  114. А.Г., Ульянов A.B. Как организовать свой труд и отдых. -Л: Изд-во ЛИИЖТ, 1984. 18 с.
  115. В.Г. Детско-юношеский и студенческий спорт в системе образования России // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт). Сборник статей. -М.: «Полиграф сервис», 2002. С. 3−8.
  116. Н.Н. Проблема перекрестной адаптации и повышение эффективности тренировки // Биохимические пути повышения эффективности спортивной тренировки: Мат. Всесоюзного симпозиума. JI., 1974. — С. 5−21.
  117. И.В. Методические особенности обучения студентов спортивному фехтованию // Вопросы физического воспитания студентов. Вып XXVII: Межвузовский сборник / Отв. ред. А. И. Зорин. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.- С. 23−32.
  118. И.В., Дронова Г. Н. Оценка общей физической подготовки студентов // Вопросы физического воспитания студентов. Вып XXVII: Межвузовский сборник. / Отв. ред. А. И. Зорин. СПб., 2003.- С. 3−15.
  119. Ferguson G.A., Takane Y. Analiza statyctychna w psychologi i pedagogict: Warszawa, PWN, 2000. S. 32−35.
  120. Jagiello W. Przygotowania fizyczne mlodego sportowka. Warszawa: Cenetralny Osrodek Sportu, 2000. -61 p.
  121. Kalina R.-M. Agresija i metody jej przeciwdzialania. Odniesienia do praktyki i dzialan prewencyjnych policij: Materialy z konfrencij zorganizjwangej w Centrum Szkolenia Policji, 21.10. 1993 r. Legionowo. S. 8−31.
  122. Koozecyian H., Eshfni M. Swimming for all. First International Scientific Congress «Sport and Health», 9−11 September 2003. Russia, St. -Petersburg,(Proceeding of the Congress in two volumes). Volume II, «Olimp St. -Petersburg»). — P. 234−235.
  123. Rasmusen J. Trends in human veliabi lituanalysis. Egronomic. -1985. -Vol. 28.-№ 8.-P. 24−45.
  124. Savchenko Zh. P, N.V. Yougai, Interval hypoxic training in volleyball / Hyp.Med.J.1993. -№ 3.- P. 32−34.1. КАРТА КОНТРОЛЯза физическим состоянием студента1. Ф.И.О., группа
  125. Для занимающихся спортом вид спорта-стаж занятий-спорт. разряд1. Дата обследования
  126. Направленность: повышение аэробных возможностей Величина нагрузки: малая Время: 70 мин
  127. Место проведения: парк у ДФК Материальное обеспечение: секундомер
  128. Содержание Время (мин) Организационно-методические указания1 2 3
  129. Подготовительная часть 20 мин
  130. Заключительная часть -10 мин
  131. Упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц Под ведение итогов занятий и задание на самоподготовку 7 3 Проводится в составе группы в разомкнутом построении Отметить лучших и указать недостатки. Ответить на вопросы
  132. Направленность: повышение аэробных возможностей Величина нагрузки: малая Время: 70 мин
  133. Место проведения: парк у ДФК • Материальное обеспечение: секундомер
  134. Содержание Время (мин) Организационно-методические указания1 2 ' 3
  135. Подготовительная часть 20 мин
  136. Заключительная часть -10 мин
  137. Упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц Подведение итогов занятий и задание на самоподготовку 7 3 Проводится в составе группы в разомкнутом построении Отметить лучших и указать недостатки. Ответить на вопросы1. Занятие 1
  138. Направленность: повышение аэробных возможностей и развитие гибкости Величина нагрузки: средняя Время: 70 мин
  139. Место проведения: парк у ДФК Материальное обеспечение: секундомер
  140. Содержание Время (мин) Организациошю-методические указания1 2 3
  141. Подготовительная часть 20 мин
  142. Заключительная часть -10 мин
  143. Упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц Подведение итогов занятий и задание на самоподготовку 7 3 Проводится в составе группы в разомкнутом построении Отметить лучших и указать недостатки. Ответить на вопросы
  144. Направленность: повышение аэробных возможностей и развитие силовой выносливости Величина нагрузки: выше среднего Время: 70 мин
  145. Место проведения: парк у ДФК • Материальное обеспечение: секундомер
  146. Содержание Время (мин) Организационно-методические указания1 2 3
  147. Подготовительная часть 20 мин
  148. Выполнять в разомкнутом построении. Упражнения повторять по 8−10 раз. Обратить внимание на меры предупреждения травматизма при выполнении упражнений в парах1. Основная часть 40 мин
  149. Заключительная часть -10 мин
  150. Упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц 7 Провод ится в составе группы в разомкнутом построении
  151. Подведение итогов занятий и задание на самоподготовку 3 Отметить лучших и указать недостатки. Ответить на вопросы1. Занятие 1
  152. Направленность: повышение аэробных возможностей и развитие гибкости Величина нагрузки: средняя Время: 80 мин
  153. Место проведения: игровой зал
  154. Материальное обеспечение: гимнастические скамейки, маты, шведская стенка
  155. Содержание Время (мин) Организационно-методические указания1 2 3
  156. Подготовительная часть 20 мин
  157. Выполнять в разомкнутом построении. Упражнения повторять по 8−10 раз. Обратить внимание на меры предупреждения травматизма при выполнении упражнений в парах1. Основная часть 50 мин
  158. Заключительная часть -10 мин
  159. Упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц 7 Проводится в составе группы в разомкнутом построении
  160. Подведение итогов занятий и задание на самоподготовку 3 Отметить лучших и указать недостатки. Ответить на вопросыА
  161. Направленность: повышение аэробных возможностей и развитие силовой выносливости Величина нагрузки: выше среднего Время: 70 мин
  162. Место проведения: Игровой зал
  163. Материальное обеспечение: гимнастические скамейки, маты, шведская стенка
  164. Содержание Время (мин) Организационно-методические указания1 2 3
  165. Подготовительная часть 20 мин
  166. Заключительная часть -10 мин
  167. Упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц Подведение итогов занятий и задание на самоподготовку 7 3 Проводится в составе группы в разомкнутом построении Отметить лучших и указать недостатки. Ответить на вопросы1. Занятие 1
  168. Направленность: повышение скоромных возможностей и развитие ловкости и координационных способностей Величина нагрузки: средняя Время: 80 мин
  169. Место проведения: игровой зал
  170. Материальное обеспечение: гимнастические скамейки, маты, шведская стенка
  171. Содержание Время (мин) Организационно-методические указания1 2 3
  172. Подготовительная часть 20 мин
  173. Общеразвивающие упражнения для различных групп мышц в движении 4 Проводить в составе учебной группы в колонне по одному
  174. Комплексы вольных упражнений и упражнениях в парах на месте 5 Выполнять в разомкнутом построении. Упражнения повторять по 8−10 раз. Обратить внимание на меры предупреждения травматизма при выполнении упражнений в парах1. Основная часть 50 мин
  175. Заключительная часть -10 мин* Упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц 7 Проводится в составе группы в разомкнутом построении
  176. Подведение итогов занятий и задание на самоподготовку 3 Отметить лучших и указать недостатки. Ответить на вопросыл1. Занятие 2
  177. Направленность: повышение скоростных и силовых возможностей Величина нагрузки: средняя Время: 80 мин
  178. Место проведения: игровой зал
  179. Материальное обеспечение: гимнастические скамейки, маты, шведская стенка
  180. Содержание Время (мин) Организационно-методические указания1 2 3
  181. Подготовительная часть 20 мин
  182. Упражнения дляразвшия силы 15 Применять фронтальный способ. Каждое упражнение выполнять по 10−12 раз.1. Спортивные игры 10
  183. Заключительная часть -10 мин
  184. Упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц 7 Проводится в составе группы в разомкнутом построении
  185. Подведение итогов занятий и задание на самоподготовку 3 Отметить лучших и указать недостатки. Ответить на вопросы
  186. Направленность: развитие силы и силовой выносливости Величина нагрузки: средняя Время: 80 мин
  187. Место проведения: тренажерный зал
  188. Материальное обеспечение: тренажеры штанги, гантели, гимнастические скамейки, маты, шведская стенка
  189. Содержание Время (мин) Организационно-методические указания1 2 3
  190. Подготовительная часть 20 мин
  191. Заключительная часть-10 мин
  192. Упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц Подведение итогов занятий и задание на самоподготовку 7 3 Проводится в составе группы в разомкнутом построении Отметить лучших и указать недостатки. Ответить на вопросы
  193. Направленность: повышение скоромных возможностей и развитие ловкости икоординационных способностей Величина нагрузки: средняя Время: 80 мин
  194. Место проведения: тренажерный зал
  195. Материальное обеспечение: тренажеры штанги, гантели, гимнастические скамейки, маты, шведская стенка
  196. Содержание Время (мин) Организационно-методические указания1 2 3
  197. Подготовительная часть 20 мин
  198. Организация обучаемых, проверка готовности и постановка задач занятия 3 Проводить в составе учебной группы в двухшереножном строю. Опросить о физическом состоянии занимающихся, напомнить и проверить навыки самоконтроля за самочувствием поЧСС
  199. Строевые приемы на месте и в движении, упражнения на внимание 3 Выполнять в составе учебной группы. Обратить внимание на четкость выполнения каждой команды. Упражнения на внимание выполнять под счет руководителя1. Бег в медленном темпе 5
  200. Общеразвивающие упражнения для различных групп мьппц в движении 4 Проводить в составе учебной группы в колоше по одному
  201. Комплексы вольных упражнений и упражнениях в парах на месте 5 Выполнять в разомкнутом построении. Упражнения повторять по 8−10 раз. Обратить внимание на меры предупреждения травматизма при выполнении упражнений в парах1. Основная часть 50 мин
  202. Упражнения на растяжение и расслабление 5 Выполняются в парах
  203. Заключительная часть -10 мин
  204. Упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц 7 Проводится в составе группы в разомкнутом построении
  205. Подведение итогов занятий и задание на самоподготовку 3 Отметить лучших и указать недостатки. Ответить на вопросы
  206. Направленность: развитие силы и силовой выносливости Величина нагрузки: средняя Время: 80 мин
  207. Место проведения: тренажерный зал
  208. Материальное обеспечение: тренажеры штанги, гантели, гимнастические скамейки, маты, шведская стенка1. Содержание1. Время (мин)
  209. Организационно-методические указания1
  210. Организация обучаемых, проверка готовности и постановка задач занятия
  211. Строевые приемы на месте и в движении, упражнения на внимание1. Бег в медленном темпе
  212. Общеразвивающие упражнения для различных групп мышц в движении
  213. Комплексы вольных упражнений и упражнениях в парах на месте
  214. Подготовительная часть 20 мин4 •
  215. Проводить в составе учебной группы в двухшереножном строю. Опросить о физическом состоянии занимающихся, напомнить и проверить навыки самоконтроля за самочувствием, поЧСС
  216. Выполнять в составе учебной группы. Обратить внимание на четкость выполнения каждой команды. Упражнения на внимание выполнять под счет руководителя
  217. Проводить в составе учебной группы в колонне по одному
  218. Выполнять в разомкнутом построении. Упражнения повторять по 8−10 раз. Обратить внимание на меры предупреждения травматизма при выполнении упражнений в парах1. Основная часть 50 мин
  219. Круговая тренировка" развитие силовой выносливости — ЗЬ «станций" — 10 упражнений на тренажерах-- 8 упражнений со штангой-- 7 упражнений с гантелями-- 5 упражнения без снарядов (прил. 4, упр№ 1−80)
  220. Упражнения на растяжение и расслабление1. Спортивные игры3015 мин
  221. Упражнения для мышц пояса верхних конечностей чередуются с упражнениями для мышц ног, брюшного пресса и спины.
  222. Заключительная часть -10 мин
  223. Упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц Подведение итогов занятий и задание на самоподготовку 7 3 Проводится в составе группы в разомкнутом построении Отметить лучших и указать недостатки. Ответить на вопросы1. Занятие 2
  224. Направленность: повышение аэробной и анаэробной возможностей Величина нагрузки: выше средней Время: 80 мин
  225. Место проведения: игровой зал Материальное обеспечение: секундомер1. Содержание1. Время (мин)
  226. Организационно-методические указания121 3
  227. Подготовительная часть 20 мин
  228. Организация обучаемых, проверка готовности и постановка задач занятия
  229. Строевые приемы на месте и в движении, упражнения на внимание1. Бег в медленном темпе
  230. Общеразвивающие упражнения для различных групп мышц в движении
  231. Комплексы вольных упражнений и упражнениях в парах на месте
  232. Проводить в составе учебной группы в двухшереножном строю. Опросить о физическом состоянии занимающихся, напомнить и проверить навыки самоконтроля за самочувствием поЧСС
  233. Выполнять в составе учебной группы. Обратить внимание на четкость выполнения каждой команды. Упражнения на внимание выполнять под счет руководителя
  234. Проводить в составе учебной группы в колонне по одному
  235. Сигналы к перемене упражнений дает руковод итель, а также обозначает в^менные промежутки для контроля за
  236. Самоконтроль самочувствия по ЧСС
  237. Заключительная часть -10 мин
  238. Упражнения для мышц верхних конечностей
  239. Упражнения без снарядов Сериями
  240. Упор лежа. Круговые движения головой 6−10поочередно вправо и в лево (руки согнуты) «кругов»
  241. Упор лежа. Поочередное поднимание рук •вверх 8−14
  242. Упор лежа. Сгибание и разгибание рук. Вовремя разгибания поворот туловища вокруг продольной оси на 90°, руку вверх 6−12
  243. Упор лежа. Переступанием или прыжкамина руках описать круг «циркуль» 1−3 «круга» 1 — быстро
  244. Упор лежа. Продвижение в сторонуодновременными прыжками на руках и ногах 8−15 6−12
  245. Упор лежа. Энергичным поворотом туловищаупор сзади 8−12 6−8
  246. Упор лежа сзади. Передвижение во всех 30−40направлениях, сгибая ноги шагов
  247. Руки в стороны. Круговые движения вперед и Сериями Серияминазад в быстром темпе, с небольшой по 20−30 по 8−12 секамплитудой сек
  248. Руки вперед. С крестные движения вмаксимальном темпе с постепенно То же То жеувеличивающейся амплитудой
  249. Упор лежа. Передвижение на руках, ногах Сериями отпартнера (можно подъем 3−5°). Упражнение 50 до 200 илучше в форме соревнования более «шагов»
  250. То же в упоре сзади 30−40 «шагов
  251. Упражнения со штангой и гантелями12. Жим штанги. Варианты:1. с одновременным поворотом туловища-2. из-за головы (опускать возможно глубоко, до лопаток)-3. обратным или разноименным хватом-4. узким хватом-5. широким хватом-
  252. Штанга в опущенных руках рывок с активным движением туловища «волной»
  253. Штанга в опущенных руках -поднимать штангу к груди, сгибая руки в локтях
  254. Штанга в поднятых вверх руках сгибая руки, опустить штангу за голову
  255. Наклон вперед. Штанга в опущенных руках -подтягивание штанги к груди
  256. Жим штанги сидя различным хватом
  257. Лежа на скамейке (гимнастическом мате), штанга в согнутых руках за головой. Поднимание и опускание штанги (плечи относительно неподвижны)
  258. Стоя (сидя). Жим двумя руками одновременно, попеременно, одной рукой
  259. Поднимание рук вперед-вверх одновременно и попеременно
  260. Поднимание рук в стороны вверх одновременно и попеременно
  261. Круговые движения руками поднимая руки вперед
  262. Руки в стороны ладонями вверх. Одновременное сгибание рук в локтевых суставах, попеременное сгибание рук
  263. Руки вниз. Одновременное, попеременное подтягивание гантелей к подмышкам
  264. Стоя (сидя), руки в стороны-руки вперед
  265. Из основной стойки одновременное, попеременное поднимание рук вперед
  266. Наклон вперед, одновременное, попеременное поднимание рук в стороны
  267. Наклон вперед. Одновременное, попеременное подтянгивание гантелей к груди
  268. Наклон вперед, руки в стороны. Повороты туловища
  269. Лежа, руки перед грудью. Выпрямление рук в стороны
  270. Лежа, руки вверх. Поднимание рук вверх1. Число повторений4.6 Величина сопротивления 6−8 ПМ*
  271. Число повторений 15 и более Величина сопротивления 35−50 ПМ*
  272. Показатель ПМ (повторный максимум) применяется для обозначения величины отягощения. Например, дозировка 10 ПМ для каждого спортсмена будет означать тот тренировочный вес, с которым спортсмен может максимально выполнить 10 (9−11) повторений1 2 3 4
  273. Упражнения с набивными мячами
  274. Вращение мяча вокруг туловища, переклады- 20−25вая из рук в руки на уровне бедер или на «кругов"уровне коленей
  275. Руки в стороны, мяч в одной руке. Руки 10−12вверх, переложить мяч в другую руку и опустить руки в стороны
  276. Руки в стороны, мяч в одной руке. Перебра- 15−20 10−15 резкимсывания мяча из руки в руку над головой движением
  277. Мяч в опущенных руках. Бросок мячапрямыми руками снизу вверх, поймать перед То жегрудью (4−6 кг) 15−30
  278. Бросок мяча вверх двумя руками от груди, То жепоймать перед грудью 15−30
  279. Мяч в руках за спиной. Бросок вверх двумяруками, поймать перед грудью 10−15 резким
  280. Толчок мяча одной рукой от плеча вверх, движениемпоймать другой рукой у плеча
  281. Мяч в опущенных руках. Движением прямых 15−25рук через сторону бросить мяч вверх, поймать с другой стороны
  282. Наклон вперед. Мяч в опущенных руках. 15−20
  283. Бросок между ногами назад-вверх, поймать 15−20 (мяч• перед грудью 1,5−2 кг)
  284. Стоя (сидя). Толчок мяча двумя руками, 15−25поочередно или стоя боком к партнеру 15−20 (мяч
  285. Стоя (сидя). Толчок мяча двумя руками от 20−40 1,5−2 кг) груди, поочередно каждой рукой или стоя спиной к партнеру
  286. Стоя спиной к партнеру. Бросок мяча двумя 15−30 15−20 (сруками между ногами назад или двумя максимальруками сбоку назад ной силой, мяч 2−4 кг)
  287. Стоя, мяч в опущенных руках. Бросок мячапрямыми руками снизу, сбоку-снизу, стоя 15−20 То жебоком к партнеру, из наклона
  288. Стоя спиной к партнеру, руки вверх. 15−20
  289. Перебрасывание мяча толчком кистями
  290. Стоя спиной к партнеру, мяч в опущенных 15−20 (сруках. Бросок двумя руками через спину 15−30 максимальобратить внимание на полное выпрямлдение ной силой, рук в заключительной фазе броска с мяч 2−4 кг) последующим расслаблением)
  291. В группе из 3−5 человек перебрасывание 2−4 мин 1−2 минодного-трех мячей по кругу (оченьбыстро1 2 3 41. Упражнения для мышц ног
  292. Приседания на носках, руки на пояс или 4−6 с 12−25 10−15 свперед, ан полной ступне, ноги шире плеч, дополни- ускорениемодна нога впереди, другая сзади тельным на подъемеотягоще- или с вынием (8−10 прыгива1. ПМ) нием вверх
  293. Приседания, держась с партнером за руки, касаясь спинами, руки вниз- держась за руки То же 15−25 То жепоочередно
  294. Приседание на одной ноге: другая впередпистолет» (с опорой на стену, стул или без 10−15 опоры) — другая в сторону, руки за головой или на поясе- в приседе на одной, другая в сторону перемещение веса тела с ноги на ногу
  295. Приседание со штангой на плечах: полупри- 20−40сед- медленный присед (полуприсел) с 2−4 промежуточными остановками
  296. Впрыгивание, вверх с одновременным 15−25 8−10броском набивного мяча от груди вверх с последующей ловлей- ловить мяч в прыжке
  297. Выпрыгивание вверх с одновременным 15−25 6−10броском мяча партнеру- принимая мяч партнер приседает в глубокий присед.
  298. Прыжок в длину с места 8−12 8−12
  299. Многоскоки тройные, пятерные и десятерныев различных вариантах 4−10 4−6
  300. Прыжки на носках, руки за голову или напояс: ноги вместе -ноги врозь, ноги врозь, иоги скрестно- одна вперед, другая назад- с 30−40 20−30ноги на ногу в продольном направлении- на одной ноге
  301. Передвижение прыжками на носках, руки за 20−30 15−20голову или на пояс
  302. Прыжки на одной ноге, стараясь толчком вывести партнера из равновесия, заставить коснуться земли другой ногой или вытолкнуть из круга диаметром 4−5 м
  303. Ходьба с глубокими выпадами
  304. Ходьба (бег) с высоким подниманием коленей
  305. Выпады с пружинистыми приседаниями6.8 схваток8.20 10−40 сек 10−4-сек 6−10
  306. Упражнение для мышц брюшного пресса и спины
  307. Лежа на спине. Перейти в положение сидя: зацепившись за что-нибудь носками ног- руками за голову- с небольшими отягощением за головой- с поворотом туловища во время опускания вниз
  308. То же упражнение в парах, спешившись ногами. Выполняется одновременно, желательно в форме соревнований
  309. Лежа на спине, руки в стороны или за голову поднять ноги до прямого угла (не отрывая таза от пола) — опускать ноги поочередно вправо и влево- разводить ноги на ширину плеч- поднимать ноги поочередно
  310. Лежа на спине, руки за голову сгибание туловища, одновременно поднимая прямые ноги в положении «угол»: касаясь лицом коленей- руки в стороны
  311. Упор сидя на скамейке рывком поднять прямые ноги вверх, одновременно наклоняясь к ним
  312. Упор сидя поочередное поднимание ног: движения прямыми ногами в стороны скрестно- круги прямыми ногами внутрь и кнаружи
  313. Упор сидя сзади подтягивание пяток к ягодицам одновременно или поочередно
  314. Упор сидя сзади подняв ноги, круги в одну или в другую сторону
  315. Стоя, поднять ногу вперед круговое движение, пронося ногу над спинкой стула и т. п.
  316. Стоя, руки за голову круговые движения тазом с максимальной амплитудой
  317. Лежа на спине на конце скамейки, вытянуть прямые ноги в воздухе параллельно, полусгибать и выпрямлять ноги, подтягивая пятки к ягодицам: с дополнительным отягощением- с одновременным поворотом коленей в сторону
  318. Лежа на спине на конце скамейки, прямые ноги параллельно полу, руками держаться за скамейку за головой махи ногами вверх-вниз (амплитуда 60−80 см)
  319. Вис на гимнастической стенке: поднять прямые ноги в положении «угол» и удерживатть 5−7 сек- с 2−3 остановками по 2−3 сек- поочередно
  320. Из того же исходного положения пружинящие движения прямыми ногами вверх-вниз с амплитудой 60−80 см, оказывая сопротивление партнеру
  321. Стоя со штангой на плечах наклон вперед или вперед с одновременным разворотом туловища
  322. Стоя со штангой на плечах поворот туловища, то же сидя
  323. Стоя, штанга с боку на полу с поворотом туловища поднять штангу нагрудь и опустить с другой стороны от себя1. До отказа*20.30 20−310−1510.1510.1510.1510.15 10−151. Сериями по 20−40 сек15.201. Сериями по 15−25 сек15.2515.2512.1612.16 12−16
  324. При тренировки мышц брюшного пресса не следует увеличивать число повторений сверх 20−30. Если с ростом тренированности спортсмен начинает довольно свободно делать 20−25 повторений, следует усложнить условия выполнения движения или увеличить их темп
  325. Продолжение приложения 4 Упражнения для развития быстроты
  326. В прыжке вверх выполнить хлопок руками перед грудью и за спиной.
  327. В прыжке вверх выполнить двойное касание ногой о ногу.
  328. Из и. п. лежа на спине на расстоянии 1—3 м от стены (ногами к ней) по сигналу встать и добежать до стены.
  329. Из и. п. лежа на спине на гимнастическом мате по сигналу выполнить кувырок назад, прыжок вверх, присесть и принять положение упора лежа.
  330. Стоя (на полу лежит набивной мяч), по сигналу взять мяч и выполнить бросок из-за головы.1. Варианты: а) мяч положен сзади пяток-б) мяч положен впереди на некотором расстоянии.
  331. Стоя, бросить мяч вверх на высоту 1 —1,5 м, повернуться на 360° и поймать его.
  332. Из и. п. лежа (набивной мяч зажат между ступнями) по сигналу взять мяч, встать, бросить его из-за головы.
  333. Лежа, бросить набивной мяч толчком от груди вверх, встать и поймать его.
  334. В прыжке поймать мяч, брошенный партнером, и до приземления бросить его обратно.
  335. Стоя (гимнастическая палка вертикально одним концом на полу, другим — в руке), отпустить палку и подхватить, наклоняясь вперед.
  336. Стоя (гимнастическая палка горизонтально перед грудью), отпустить палку и поймать ее на уровне бедер (с наклоном вперед, с приседанием, с хлопком руками).
  337. Стоя (гимнастическая палка горизонтально над головой), с наклоном назад отпустить палку и поймать, повернувшись на 180°.
  338. Стоя на расстоянии 1,5—2 м от партнера (гимнастическая палка вертикально одним концом на полу, другим в руке), отпустить свою палку и схватить палку партнера.
  339. Стоя лицом к партнеру на расстоянии 1,5—2 м от него, палку держать вертикально за нижний конец в вытянутой руке. По сигналу отпустить свою палку и поймать палку партнера.
  340. По ожидаемому сигналу тренера выполнить простой бросок (от груди или из-за головы) набивного мяча. Упражнение проводится в форме соревнования, как и упражнения 96.
  341. Бег на короткие отрезки — 10—15 м.
  342. Прыжки вперед-назад через какой-либо предмет (гимнастическую скамейку, набивной мяч и др.).100. Прыжки со скакалкой.
  343. Передвижение на четвереньках.102. Вращение прямых рук.
  344. Попеременное или одновременное поднимание легких гантелей (1—3 кг) от бедер вверх.103.' Вращение набивного мяча вокруг туловища.
  345. Броски набивного мяча различными способами.
  346. Упражнения для развития ловкости, координации движения и гибкости
  347. В ходьбе по кругу на каждый шаг выносить вперед одноименную с ногой руку, чередуя этот вид ходьбы (иноходь) с обьгчным и добиваясь быстрой перестройки.
  348. В ходьбе выполнять движения руками не в такт движений ногами — один цикл движений руками на четыре шага или два цикла движений руками на два шага.
  349. В прыжке вверх хлопок ладонями над головой, перед грудью, за спиной.
  350. В ходьбе по кругу глубокий наклон вправо и влево на каждый шаг, на два, три и четыре шага.
  351. Прыжки со скакалкой, одновременно поворачивая голову вправо и влево — сначала на каждый прыжок, затем на каждые два прыжка и, наконец, асинхронно.
  352. Прыжок в длину с места, стоя боком, спиной к направлению прыжка.
  353. Бросок мяча в баскетбольную корзину из положения сидя.
  354. В ходьбе по кругу спиной вперед выполнять подскоки на одной и двух ногах, наклоны в сторону, рывки и круги прямыми и согнутыми руками и т. п.
  355. Жонглирование двумя, тремя мячами.1. Продолжение приложения 4
  356. Ходьба по кругу, удерживая на голове набивной мяч. Упражнение постепенно усложняется выполнением различных движений руками (сжимание кистей в кулак, круги и рывки прямыми и согнутыми руками и т. д.).
  357. Вращение ватерпольного (баскетбольного) мяча на кончике пальца. Упражнение постепенно усложняется дополнением движений для свободной руки, движений спиной вперед и т. д.
  358. Упражнения с обручем — «хула-хуп». 118. Упражнения с булавами.
  359. Стоя, правую руку вперед-вверх, левую в сторону-вверх- опустить руки. Повторить, сменив положение рук.
  360. Стоя, правую руку вверх, левую вперед- опустить руки. Повторить, сменив положение рук.
  361. Стоя, на счет «раз-два» правой рукой большой круг вправо, левой малый круг влево- на счет «три-четыре» правой рукой большой круг вправо, левой малый круг вправо. Повторить, сменив положение рук.
  362. Бросок мяча партнеру из-за головы. Обратить особое внимание на то, чтобы после броска руки совершенно свободно, «как плети», упали вниз.
  363. Различные прыжки со скакалкой. Обратить особое внимание на то, чтобы после толчка ногами вначале стопа, а затем вся нога от бедра полностью расслабились.
  364. Лежа на спине, ноги согнуты — на вдохе задергать дыхание, с силой соединить колени на 6—8 сек. Постепенно выдыхая, расслабить мышцы ног. Повторить 10−15 раз.
  365. Стоя, глубокий вдох, поднять руки над головой, с выдохом «бросить» руки вниз, расслабиться. Повторить 10—15 раз.
  366. Стоя, поднять руки вверх, сжать кисти в кулак на 6—8 сек., затем расслабить и «уронить» кисти.
  367. Из исходного положения руки вверх выполнить изометрическое напряжение мышц плеча и предплечья на 6—8 сек., затем расслабить и «уронить» сначала предплечья, затем плечи.
  368. Напрячь мышцы шеи на 4—6 сек., затем расслабить их и «уронить» голову.
Заполнить форму текущей работой