Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние занятий спортом на развитие личностных предпосылок устойчивости к стрессу в подростковом возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из компонентов спортивного мастерства является умение спортсменов демонстрировать свою подготовленность во время соревнований, что предполагает развитие устойчивости к соревновательному стрессу. Как правило, проблема устойчивости к соревновательному стрессу привлекает к себе внимание тогда, когда спортсмены имеют достаточно высокий уровень мастерства и выступают в значимых, ответственных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УСТОЙЧИВОСТИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМУ СТРЕССУ У СПОРТСМЕНОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Личностные предпосылки устойчивости к соревновательному стрессу
    • 1. 2. Особенности развития личности в подростковом возрасте
    • 1. 3. Влияние занятий спортом на личностное развитие подростков
  • Резюме
  • ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Программа исследования
    • 2. 2. методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА III. ДИНАМИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И САМООЦЕНКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
    • 3. 1. Влияние занятий спортом на мотивацию достижения у детей 9−11 лет и подростков 12−13 лет
    • 3. 2. Возрастная динамика показателей самооценки и уровня притязаний у подростков, занимающихся и не занимающихся спортом
    • 3. 3. Влияние занятий спортом на тревожность подростков разного пола
    • 3. 4. Влияние занятий спортом на взаимосвязи мотивационно-личностных предпосылок устойчивости к стрессу
    • 3. 5. влияние психологического тренинга на мотивацию достижения, самооценку и тревожность юных спортсменов
    • 3. 6. Обсуждение результатов исследования
  • ВЫВОДЫ

Влияние занятий спортом на развитие личностных предпосылок устойчивости к стрессу в подростковом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Исследования в области психологии спорта концентрируются вокруг двух основных проблем. Во-первых, это проблема влияния психологических факторов на достижения спортсменов и, во-вторых, проблема влияния занятий спортом на успешность социализации юных спортсменов и их личностное развитие.

Взросление современного молодого поколения происходит в осложненных условиях (Г.А. Вайзер [34], Е. В. Руденский [130], Л. М. Митина [91], Д. И. Фельдштейн [148], Д. В. Ярцев [167]). Это обусловлено значительным возрастанием темпов изменения жизни под воздействием научно-технического прогресса и снижением в связи с этим влияния традиционных институтов социализации, а также сокращением возможностей для приобретения различных видов компетентности за счет житейского опыта (В.П.Зинченко, Е. Б. Моргунов [62]- А. Маслоу [86]). В нашей стране дополнительным существенным фактором, определяющим социализацию молодого поколения, являются происходящие в настоящее время социально-экономические изменения. Ориентация всех ступеней образования преимущественно на интеллектуальное развитие и трансляцию научных знаний усиливает дисбаланс между ростом образованности и недостаточной зрелостью подростков и молодежи (Б.Д.Эльконин [164]). Неэффективная социализация является фактором риска девиантного поведения (А.А.Реан [123]).

Сложности включения во взаимодействие с социальным окружением являются источником стресса для людей любого возраста. Жизнь современного человека насыщена стрессовыми ситуациями. Поэтому способность противостоять стрессам является необходимым ресурсом самореализации человека как личности, благополучия взаимоотношений с другими людьми.

Особенно остро проблема создания условий для эффективной социализации встает в том случае, когда речь идет о переломных этапах онтогенетического развития. К таким переломным периодам относится переход от младшего школьного возраста к подростковому, приходящийся на возрастной период 9−11 — 12−13 лет. Несмотря на его значимость для благополучия личностного развития, исследований, посвященных особенностям психического развития детей в указанном возрастном диапазоне, недостаточно для обоснования психологического сопровождения образовательного процесса и личностного роста (Г.А.Цукерман [158]).

Благоприятной образовательной средой для компенсации слабого воздействия традиционных институтов социализации являются учреждения дополнительного образования: спортивные, музыкальные, художественные школы, центры детского творчества. Реализация их потенциала в этом плане зависит от степени изученности их влияния на личность занимающихся. К настоящему времени потенциал развивающего влияния спортивных школ на становление личности занимающихся нуждается в дополнительном изучении.

Спорт требует раннего включения детей в освоение избранного вида спортивной деятельности. Приобретение мастерства совпадает по времени с развитием общих способностей, получением школьного образования и с процессом формирования личности (В.А.Багина [17], Г. Б. Горская [45], И. В. Дубровина [57], В. И. Енин [58], М. Ю. Кондратьев [73], В. И. Лях [83], Ф. Райс [122]).

Одним из компонентов спортивного мастерства является умение спортсменов демонстрировать свою подготовленность во время соревнований, что предполагает развитие устойчивости к соревновательному стрессу. Как правило, проблема устойчивости к соревновательному стрессу привлекает к себе внимание тогда, когда спортсмены имеют достаточно высокий уровень мастерства и выступают в значимых, ответственных соревнованиях. В связи с этим недооценивается важность работы по опережающему развитию личностных предпосылок устойчивости к соревновательному стрессу у юных спортсменов, к числу которых относятся: устойчивая и реалистичная самооценка, адекватный возможностям уровень притязаний, способствующая успешности выступлений в соревнованиях мотивация.

Самооценка, уровень притязаний и мотивация достижения начинают формироваться у детей в младшем школьном возрасте под влиянием учебной деятельности. Наиболее значимым для развития этих личностных свойств является подростковый возраст. Невнимание к тому, как оно происходит, недостаточная исследованность особенностей развития самооценки и мотивации достижения в период перехода от младшего школьного возраста к подростковому, может стать причиной неполной реализации спортсменами своих возможностей в более старшем возрасте.

Таким образом, актуальность проведенного исследования обусловлена наличием противоречия между важностью использования развивающего влияния спорта как образовательной среды, способствующей личностному росту, и недостаточной исследованностью соотношения позитивных и негативных последствий включения в занятия спортом в период перехода от младшего школьного возраста к подростковому.

Объект исследования — личностное развитие юных спортсменов в условиях занятий спортом.

Предмет исследования — особенности становления личностных предпосылок устойчивости к стрессу детей 9−11 лет и подростков 12−13 лет в процессе занятий спортом.

Цель исследования — обосновать актуальные направления психологического сопровождения подготовки юных спортсменов, обеспечивающего полноценную реализацию развивающего потенциала избранного вида спортивной деятельности за счет повышения устойчивости юных спортсменов к жизненным и соревновательным стрессам.

Гипотеза. Включение в занятия спортом стимулирует становление самосознания и мотивационной сферы юных спортсменов в период перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Направленное психологическое сопровождение личностного становления юных спортсменов может способствовать усилению развивающего воздействия занятий спортом на личность занимающихся.

Задачи исследования:

1. Установить возрастную динамику становления мотивации достижения, самооценки и тревожности у юных спортсменов подросткового возраста.

2. Выявить тендерные особенности становления этих качеств у детей 9−11 лет и подростков 12−13 лет.

3. Установить особенности взаимосвязи показателей мотивации достижения, самооценки и тревожности юных спортсменов.

4. Разработать и апробировать программу тренинга уверенности спортсменов для повышения устойчивости к соревновательному стрессу.

Методологическую основу исследования составили работы, обосновывающие личностно-деятельностный подход к исследованию психики, разработанный как в общей психологии, так и в психологии спорта (С.Л.Рубинштейн [129], А. В. Брушлинский [32,33], В. Д. Шадриков [162], А. Ц. Пуни [120,121]) — принцип развития (Л.С.Выготский [37], П. Я. Гальперин [40], А. Н. Леонтьев [79], Д. Б. Эльконин [164], В. С. Мухина [95], Л. Ф. Обухова [99]).

Теоретическую основу исследования составили труды, посвященные изучению психологических особенностей спортивной деятельности и ее становления в процессе многолетней подготовки спортсменов (А.Ц.Пуни [120], А. В. Родионов [127,128], Г. Б. Горская [45], Н. Б. Стамбулова [142]).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Методы психодиагностики (опросник Филлипса «Методика диагностики уровня школьной тревожности», методика Дембо-Рубинштейн «Диагностика самооценки», методика диагностики мотивации достижения «Решетка Шмальта»).

3. Метод формирующего эксперимента.

4. Методы математической статистики.

База исследования. Исследования проходили на базе СШ № 49, где было исследовано 60 детей 9−11 лет и 60 подростков 12−13 лет, не занимающихся спортом. Исследования также проводились на базе Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в СДЮСШОР № 1, где исследовалось 30 девочек 9−11 лет и 30 девочек 12−13 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Исследования мальчиков, занимающихся спортом, проходили на базе стадиона «Юность» в ДЮСШ № 4 по борьбе, где было исследовано 30 мальчиков 9−11 лет и 30 мальчиков 12−13 лет.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2004 г. в четыре этапа.

На первом этапе (сентябрь 2001 — август 2002 г.) была выбрана тема исследования, определена цель, сформирована рабочая гипотеза и задачи, а также проведен теоретический анализ отечественных и зарубежных научных работ, программных документов и учебно-методических материалов по теме диссертации, осуществлено исследование показателей мотивации достижения, самооценки и уровня притязаний у 120 детей 9−11 лет разного пола, занимающихся и не занимающихся спортом.

В ходе второго этапа (сентябрь 2002 — август 2003 г.) было проведено исследование мотивации достижения, самооценки и уровня притязаний у 120 подростков 12−13 лет разного пола, занимающихся и не занимающихся спортом.

Третий этап (сентябрь 2003 — август 2004 г.) посвящался обработке и анализу результатов исследования, а так же изучению тревожности у подростков 12−13 лет обоего пола, занимающихся и не занимающихся спортом.

Четвертый этап (сентябрь 2004 — август 2005 г.) заключался в изучении возможности отработки методики повышения устойчивости к соревновательному стрессу у спортсменов подросткового возраста. На основании полученных данных была предложена программа тренинга уверенности для юных спортсменов и подростков.

Научная новизна: Установлены позитивные и негативные стороны влияния занятий спортом на становление самосознания, мотивационной и эмоциональной сферы юных спортсменов, составляющих психологические предпосылки устойчивости к соревновательным и жизненным стрессам.

Показано, что включение в занятия спортом повышает реалистичность самоотношения и мотивации достижения младших подростков, так как спорт дает им необходимый опыт успехов и неудач. Однако у спортсменов отмечено увеличение с возрастом величины расхождения уровня притязаний и самооценки, которое обусловлено слабым развитием навыков целеполагания и свидетельствует о восприятии собственных целей как реально не достижимых, что является фактором повышения тревожности.

Установлено, что у младших подростков, не занимающихся спортом, тревожность в большей степени связана с намерениями проявить себя, а у младших подростков-спортсменов — с реальным опытом проявления себя. Недостаток опыта испытания своих сил у не занимающихся спортом детей делает их более уязвимыми к стрессам.

Экспериментально доказано, что разработанный в исследовании тренинг, направленный на саморазвитие личности, способствует повышению адекватности отношения к успехам и неудачам, снижению тревожности у спортсменов подросткового возраста, а, следовательно, повышает устойчивость к соревновательному стрессу.

Теоретическая значимость исследования заключается в углублении представлений о влиянии занятий спортом на становление у юных спортсменов навыков реалистичной постановки цели, на развитие мотивационной сферы и самоотношения юных спортсменов как личностных предпосылок устойчивости к соревновательному стрессу.

Практическая значимость заключается в том, что разработана программа тренинга «саморазвития личности» и «повышения устойчивости к соревновательному стрессу», которая может быть внедрена в практику работы ДЮСШ и практику высшего спортивного мастерства как элемент совершенствования психологического обеспечения подготовки спортсменов. Материалы исследования могут использоваться в процессе подготовки специалистов по физической культуре для формирования готовности к решению профессиональных задач психологического содержания. Практическая значимость исследования подтверждена актами внедрения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Включение в занятия спортом способствует формированию у юных спортсменов в переходный период от младшего школьного к подростковому возрасту личностных предпосылок устойчивости к стрессу: повышению реалистичной самооценки, снижению страха перед неудачами и тревожности. Однако невнимание к обучению спортсменов реалистичной постановке целей ведет к сохранению у них завышенного уровня притязаний, к сильному расхождению уровня притязаний и самооценки, что снижает устойчивость к стрессам в ситуациях испытания.

2. Различия показателей самооценки, уровня притязаний, тревожности у спортсменов-подростков разного пола свидетельствуют о существенном регулирующем влиянии на мотивацию достижения и самоотношение тендерных стереотипов. Это подтверждают более низкие показатели надежды на успех, а также высокие показатели боязни неудачи у мальчиков по сравнению с девочками, обусловленные значимостью успеха как индикатора мужественности.

3. Разработанная программа психологического тренинга способствует повышению устойчивости спортсменов-подростков к стрессам за счет снижения боязни неудач, повышения реалистичности притязаний, ведущего к сокращению до оптимального уровня расхождения уровня притязаний и самооценки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения проведенного исследования докладывались на международной научной конференции (60 лет союза ученых Болгарии, 2004 г., Болгария г. Русе, Университет «Ангел Кънчев»), на XXX и XXXII научных конференциях студентов и молодых ученых вузов южного федерального округа (г. Краснодар, 2003; 2005), на научной конференции «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» (Краснодар, 2003), на международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной памяти В. Н. Дружинина «Дружининские чтения-2005», на всероссийском научно-практическом семинаре «Психологическая поддержка личности в различных пространствах ее бытия». По материалам исследования подготовлены 9 публикаций. Имеются 3 акта внедрения результатов научных исследований в практику.

Личный вклад автора в проведенное исследование состоит в разработке замысла исследования, его теоретическом обосновании, в составлении программы, непосредственной организации и проведении экспериментальной работы, обработке и анализе полученных данных.

Структура и объем диссертации

Основной текст изложен на 176 страницах, иллюстрирован 20 таблицами и 19 рисунками. Состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.

Список литературы

включает 190 литературных источников, из которых 23 — на иностранном языке.

ВЫВОДЫ.

1. Включение в занятия спортом способствуют развитию у юных спортсменов мотивации и самосознания, о чем говорит увеличение достоверных различий по показателям самооценки, мотивации достижения между подростками обоего пола, занимающихся и не занимающихся спортом, в возрастной группе 12−13 лет по сравнению с группой 9−11 лет.

2. Юные спортсмены отличаются от сверстников, не занимающихся спортом, реалистичностью самооценки, меньшей боязнью неудач, более низкой тревожностью. Сходной особенностью самоотношения подростков, занимающихся и не занимающихся спортом, является, завышенность притязаний.

3. У юных спортсменов завышенность притязаний при достаточной реалистичности самооценки проявляется и при оценке личностных свойств, и при оценке профессионально важных качеств. Для юных спортсменов обоего пола оказалось характерным повышение величины расхождения уровня притязаний и самооценки в группе 12−13 лет по сравнению с группой 9−11 лет, что является фактором риска неустойчивости к соревновательному стрессу.

4. Между подростками разного пола имеются достоверные различия показателей мотивации достижения. Девочки отличаются от мальчиков более высокими показателями надежды на успех и меньшей боязнью неудач. Данное различие можно расценить как следствие влияния полоролевых стереотипов мужественности и женственности, рассматривающих успех как важный признак мужественности. Жесткое требование достижения успеха, предъявляемое мальчикам, и приводит к тому, что они более осторожно прогнозируют успех и больше, чем девочки опасаются неудачи.

5. Юные спортсмены обоего пола отличаются от ровесников, не занимающихся спортом, меньшим количеством корреляционных связей между показателями самооценки, мотивации достижения, тревожности. Это указывает на большую дифференцированность самоотношения и мотивации юных спортсменов, обусловленную приобретаемым в процессе занятий спортом опыта успехов и неудач, соотнесения самооценок с оценками, получаемыми извне.

6. У мальчиков-спортсменов более выражены корреляционные связи тревожности и самооценки, в то время как у их ровесников, не занимающихся спортом, более представлены корреляционные связи показателей тревожности и мотивации достижения, что также обусловлено различиями в опыте реального проявления и испытания собственных возможностей.

7. У подростков обоего пола, занимающихся и не занимающихся спортом, проявляются как типичные, так и атипичные корреляционные связи показателей самооценки, мотивации достижения и тревожности. К первым относятся отрицательные корреляционные связи показателей самооценки и тревожности, положительные корреляционные связи показателей расхождения уровня притязаний и самооценки с показателями тревожности, боязни неудач и тревожности. Ко вторым — отрицательные корреляционные связи показателей боязни неудач и тревожности, которые могут быть расценены как признак тенденции к отказу от достижения цели при высоком риске, который ведет к снижению тревожности.

8. Разработанный тренинг личностного роста обнаружил высокую эффективность в плане повышения готовности юных спортсменов к преодолению стрессов за счет повышения реалистичности притязаний, снижения боязни неудач и уровня тревожности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Одним из важных принципов подготовки спортсменов является принцип опережающей постановки задач (Л.Я.Аркаев. Н. Г. Сучилин, 1997). Он состоит в том, что на текущем этапе многолетней подготовки должны быть созданы предпосылки, заложены основы успехов на последующих этапах спортивного совершенствования. Это в полной мере касается психологических аспектов работы с юными спортсменами. Именно в детском возрасте могут быть созданы психологические основы успешности выступлений в соревнованиях, способности справляться с соревновательными стрессами.

Для развития устойчивости к соревновательным стрессам недостаточно работать над помехоустойчивостью, адаптацией юных спортсменов к соревновательной обстановке. В основе устойчивости к эмоционально напряженным условиям лежит уверенность спортсменов в своих силах, которая зависит от реалистичности самооценки, умения ставить цели, конструктивно реагировать на успехи и неудачи.

Исследование юных спортсменов 9−13 лет показало, что в 12−13 лет они гораздо более реалистично, чем в 9−11 лет судят о своих возможностях, но затрудняются в реалистичной постановке целей. Об этом говорит отмеченный у спортсменов завышенный и мало дифференцированный уровень притязаний. Следовательно, спортсмены-подростки склонны ставить перед собой максимальные цели как в спорте, так и в других видах деятельности. Но значительное расхождение уровня притязаний и самооценки показывает, что юные спортсмены не верят в достижимость завышенных целей, что в некоторых случаях ведет к росту тревожности, а в других — к отказу от попыток продвинуться к цели.

Юные спортсмены-подростки в силу возрастных особенностей чувствительны к оценкам окружающих и опасаются неудач из-за санкций со стороны окружающих.

Следовательно, в процессе работы со спортсменами подростками необходимо уделить внимание развитию у них умения реалистично и избирательно ставить цели, соотносить цели и собственные возможности. Это можно сделать за счет включения в тренировки психологических тренингов личностного роста, один из вариантов которых предложен автором данной работы. Тренинговые программы могут сочетаться с обучением навыкам постановки целей. Навыкам правильной оценки юными спортсменами своих возможностей во время тренировок.

Нежелательным является чрезмерное давление на юных спортсменов со стороны значимых для них взрослых, выражающееся в требовании от них высоких спортивных результатов как можно быстрее. Требования такого рода повышают боязнь неудач и вызывают рост тревожности. Психологическое давление взрослых может быть причиной прекращения занятий спортом. Это значит, что не только юные спортсмены, но и родители, тренеры должны уметь ставить реалистичные цели перед собой и перед детьми.

Психологическая поддержка юных спортсменов со стороны взрослых, исключение сильного психологического давления, помощь подросткам в формировании реалистичного самоотношения, навыков постановки целей, предотвращение развития у них чрезмерной боязни неудач является условием их спортивных достижений в будущем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства в контексте развитияотношений ребенка в мире //Вопросы психологии.— 2002. — № 1. С.3−16.
  2. Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учебное Пособиедля студентов высших учебных заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 320 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299с.
  4. E.H. Личностные и средовые факторы формирования субъектности личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Краснодар, 2001. —26 с.
  5. В.Г., Муллагильдина, А .Я. Балет и спорт //Теория и практика физической культуры. — 1991. — № 10. — С. 33−37.
  6. С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учрежденияхинтернатного типа (на материале интернатов для математически одаренных детей): Автореф. дис.. канд. психол. наук.— М., 1992. — 27 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания: Избранные психологическиетруды /Под ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980. —Т.1. —С. 17−178.
  8. .Г. Психология педагогической оценки/: Избранные психологические труды /Под ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980.— Т.2. — С. 128−271.
  9. Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. — М.: Аспект1. Пресс, 2000. — 376 с.
  10. Андреева К. В. Методологические проблемы исследования самосознания
  11. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 25−28 июня 2003 года: В 8 т. — Сб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. — 2003. — Т. 1. — С. 141−144.
  12. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности //Психологический журнал. — 1981. — № 2. — Т. 2. — С. 8−18.
  13. Н.В. Руководство к тексту мотивации достижения детей 9−11лет. МД-решетка Шмальта// Серия «Библиотека практического психолога». Вып.5. «Когито-Центр», 199. — 36 с.
  14. П.А. Спортивные соревнования как один из действующих стилизмов поддержания интереса детей к физкультурно-оздоровительным занятиям. — Ч. И. — Омск, 1998. — С. 91−94.
  15. Е.Г. Формирование спортивной мотивации в системе многолетней подготовки спортсменов //Физическая культура и спорт, здоровье населения России: Материалы всерос. науч.—практ. конф., 17−20 дек. 2001 г. —Омск, 2001. —С. 16−19.
  16. В.А. Психологические особенности проявления активности личности юного спортсмена в профессиональном самоопределении //Теория и практика физ. культуры. — 2000. — № 5. — С. 46−51.
  17. В.А. Психолого-педагогические условия активизации юныхспортсменов в профессиональном самоопределении: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1995. — 20с. В надзаг.: РГАФК.
  18. Л.С. Тревожность как один из критериев оценки психическогосостояния в спорте. //Тезисы докладов XIII научно-практической конференции по психологии физического воспитания и спорта. — М., 1992. —С.34−35.
  19. JI.B., Горская Г. Б. Специфика личностного развития учащихсяспециализированного спортивного класса //Физическая культура и спорт в современной жизни: Тез. докл. III Всесоюз. науч.— практ. конф., 25−26 янв. 1994 г. — Воронеж, 1995. — С. 220−221.
  20. H.A. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности. — Омск, 1998. — 48 с.
  21. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986. — 420 с.
  22. JI.B. Инновационные уровни современного общения в спортивной школе //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 3. — С.46−51.
  23. JI.B. Познай себя в тренировке: Советы психолога//Физическаякультура: воспитание, образование, тренировка. — 1997.— № 1 — С. 20−22.
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. —464 с.
  25. Бондарчук Т. В. Формирование самооценки в процессе занятий спортом
  26. Физическая культура: воспитание, образование, тренировки. — 2002. —№ 2. —С. 32−33.
  27. JI.B., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности прирасхождении уровней самооценки и притязаний. //Вопросы психологии. — 1993 — № 1 — С.104— 113.
  28. Л.В., Капник Т. М. Реакция на фрустрацию при соответствии инесоответствии самооценки и притязаний //Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. — Вып. 1. — М, 2002-С. 308 —326.
  29. Е.В. Взаимосвязь оценки физического воспитания и общениясамооценки у мальчиков и девочек 12−13 лет //Тезисы 25 научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России (12 мартам—Краснодар, 1998, —С. 17−18.
  30. A.B. Проблема субъекта в психологической науке (статьяпервая) //Психологический журнал. — 1991. Т. 12. — № 6.С. 3−10.
  31. A.B. Проблема субъекта в психологической науке (статьявторая)//Психологический журнал.— 1992.— Т. 13.— № 6. С. 3−12.
  32. Вайзер Г. А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека
  33. Психологически^ журнал. — 1998. — Том 19. — № 5. — С.3−14.
  34. И.А., Магамед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль над действием. — М., 1991. — С. 95−106.
  35. Н.Е., Ходырева Н. В. Психология здоровья//Вестник ЛГУ. — 1991. — Серия 6. — Вып. 4. — С.50−58.
  36. Ю.С. Психологические показатели как критерии отбора детей 914 лет для спортивного ориентирования: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1997. — 25 с.
  37. Выготский Л. С. История развития высших психических функций
  38. Собрание сочинений в шести томах.— Т.З.— М., 1983.— С. 5 — 328.
  39. Л.С. Педология подростка //Собрание сочинений в шести томах. Т.4. — М., 1983. — С.5 — 242.
  40. Т.А. Формирование мотивации активной двигательной деятельности в процессе физического воспитания школьников: Автореф. дис. Канд.. пед. наук. — Краснодар: КГАФК, 2001. — 24 с.
  41. П.Я. Лекции по психологии. -М., 2005. — 400 с.
  42. М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личностистаршего подростка //Мир психологии и психология в мире. — 1995. — № 3. -С. 12−16.
  43. Н.В. Формирование интеллектуального и мотивационногокомпонентов физкультурно-спортивной деятельности у учащихся 5−9 классов общеобразовательных школ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Краснодар: КГАФК, 2003. — 24 с.
  44. E.H. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2000. — 288 с. (Высшее образование).
  45. Г. Д. Развитие идей А. Пуни в разработке научно-практическойпроблемы психологической подготовки //Теория и практика физ. культуры. — 1998. — № 11−12. — С. 7−10.
  46. Г. Б. Особенности развития личности учащихся специализированного класса //Спортсмен как субъект деятельности: материалы Всероссийского симпозиума. — Омск, 1993. — С. 31−32.
  47. Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовкиспортсменов. —Краснодар, 1995. — 178 с.
  48. Г. Б., Бондаренко H.A., Зернова Т. И. Полоролевые стереотипыкак регуляторы самопринятия человека как субъекта деятельности// Психологические проблемы самореализации личности. — Вып. 5. — Краснодар, 2000.С. 57−71.
  49. Г. Б., Пархоменко Е. А. Социальная адаптация юных спортсменов:проблемы, условия успешности //2 Международный форум «Молодежь. Наука. Олимпизм», 15−18 июня 2002 г. Юношеский спорт 21 века. М., 2002. —С. 72−77.
  50. В. Уровень притязаний и его роль в психологической подготовкеспортсмена //Теория и практика физической культуры. — 1972. — № 1.— С.32−36.
  51. В., Ванек М., Свобода Б. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности //Психология и современный спорт. — М., 1973. —С.100−121.
  52. В., Калинин Е. А. Состояние и деятельность спортсменов в связи сособенностями мотивации достижения //Вопросы спортивной психогигиены. — Вып. 3. — М., 1977. — С. 29−40.
  53. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
  54. Возрастная и педагогическая психология /под ред. A.B. Петровского. М., 1973. — С.66−97.
  55. В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник каксубъект учебной деятельности //Вопросы психологии. — 1992. — № 3−4. С.14−19.
  56. О.В. Психологический анализ предметной неадекватностиэмоционального компонента спортивной деятельности //Психология личности и деятельности спортсменов.— М., 1981.— С.20−50.
  57. О.В., Зобков В. А. Управление психофизиологическим компонентом состояния готовности в легкоатлетическом спринте//Теория и практика физической культуры. — 1980. — № 3. — С.24−25.
  58. И.В. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 528 с.
  59. Енин В. И. Развитие психологических свойств личности подростков в процессе занятий спортом: Автореф. дисс.. канд. психол. наук.— Л., 1986. —16 с.
  60. P.M. Психолого-педагогические основы преодоления кризисныхситуаций. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. СПб., 1992. — С44 .
  61. Зинченко В. П, Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. —М.: Смысл, 1994−304с.
  62. В.А. Психология ученика с негативным типом отношения к физической культуре //Тезисы докладов XIII научно-практической конференции по психологии физического воспитания и спорта. — М., 1992. —С. 91−92.
  63. Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. — М.: Физическая культура и спорт, 1984. — 13−15 с.
  64. Е.А. Влияние мотивации и тревожности на особенности предсоревновательных состояний гимнастов //Теория и практика физической культуры. — 1974. — № 5.С .13−15.
  65. Е.В. Совершенствование воспитательной работы с юнымиспортсменами на основе учета социально-психологических особенностей спортивных групп: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1994. —24 с.
  66. Г. Введение в дифференциальную психологию учения. — М., 1987. —176 с.
  67. Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. — 512 с.
  68. Ю.А. Исследование взаимосвязей «конфликт: спортивнаядеятельность — межличностные отношения» //Тезисы докладов XIII научно-практической конференции по психологии физ. Воспитания и спорта. — М., 1992. — С. 50−51.
  69. Ю.А. Проблема мотивации групповой деятельности в командных видах спорта //Проблема спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва: Тез. докл. респ. науч.—практ. конф. — Минск, 1994. —С. 98−100.
  70. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. -М., 1984. — 184 с.
  71. М.Ю. Особенности межличностных отношений в специализированных интернатах //Вопросы психологии. — 1995. — № 6. — С.33−42.
  72. Т.В., Смирнов С. Д., Григоренко Е. Л. Факторы социального ипсихологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения //Вопросы психологии.—2001. — № 1.— С. 107−122.
  73. Г. Психология развития. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 992е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  74. . Дж. Психология в современном спорте /Пер. с англ. Ханина
  75. Ю.Л. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 224 с.
  76. В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания //Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. — № 3. -С.17−33.
  77. А.И. Самооценка личности спортсмена как фактор готовности ксоревновательной деятельности: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. — М.: РГАФК, 1997. —25 с.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. —304 с.
  79. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.1. М.: Наука, 1984. —443 с.
  80. Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 4. —С. 11−15.
  81. Лях В. Психологические проблемы юношеского спорта в странах Западной Европы//Международный форум «Молодежь. Наука. Олимпизм.» М., 1998. — С.151 —153.
  82. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. — М., 1990. —С. 13−163.
  83. Р. Социальная психология и спорт. — М., 1979. — 176 с.
  84. А. Новые рубежи человеческой природы. -М.: Смысл, 1999.—425с.
  85. В.М. Учебник для институтов физ. культ. — М.: Физкультураи спорт, 1987. —367с.
  86. Методы психодиагностики в спорте /B.JI. Марищук и др. — М., 1984. —1. С. 82−83,173−185.
  87. O.A. Олимпийская сага: олимпионики, жрецы, пилигримыисторико-социологические очерки).— Книга 1. Олимпионики. -М., 2001.-744 с.
  88. O.A., Кулинкович К. А. Советский олимпиец: Социальныйпортрет. — М., 1980. — 114 с.
  89. JI.M. Личностное и профессиональное развитие в новых социально-экономических условиях//Вопросы психологии.— 1997.— № 4.
  90. И.В. Особенности самооценки и уровня притязания у юныхспортсменок, специализирующихся в художественной гимнастике //Тезисы XXIV науч. конф. студентов и молодых ученых вузов Юга России (14−16 апреля). — Краснодар, 1997. — С. 80 — 81.
  91. В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросыпсихологии. — 1976. — № 6. — С. 54−68.
  92. Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности /Отв. ред.
  93. Л.И. Анциферова. -М., 1988.
  94. B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». — 456 с.
  95. В.Н. Личность и отношение человека. — Воронеж, 1995. — С.342.353.
  96. Ш. А. Установка и деятельность. — Тбилиси: Мецниереба, 1987.
  97. С.Д. Европейский взгляд на спортивную психологию.
  98. Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 7 — С. 62−63.
  99. Р.П. Психология. — Книга 2. Психология образования. — М., 1994. —496 с.
  100. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995. —360 с.
  101. Общая и спортивная психология: Учебник/ Под ред. Г. Д. Бабушкина, В.М.
  102. Мельникова. — Омск: СибГАФК. — 4.2: Основы спортивной психологии, 2000. — 192 с.
  103. В.П. Психомоторное развитие спортсменов /Отв. ред. докт. психол. наук Б. Б. Косов. — Кишинев: Штинца, 1983. — 140 с.
  104. В.А. Личностные особенности спортсменов разных специальностей //Актуальные проблемы формирования личности. — Харьков, 1995. —С.315−318.
  105. С.А. Влияние психологического тренинга на развитие личности спортсмена. — Краснода, 2003. — 78 с.
  106. Е.И. Личность ребенка в структуре физического воспитания //Теоретико-методологические вопросы понятийного аппарата в сфере физического воспитания и спорта: Тез. Всесоюз. симпоз. /МОГИФК. — Малаховка, 1991 — С. 98−99.
  107. Е.А. Влияние ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие спортсменов: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2002. — 22 с.
  108. А.К. Особенности мотивации слушателей вузов МВО России к предстоящей профессиональной деятельности и пути ее коррекции: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. — Малаховка, 1997. — 23 с.
  109. P.A. Мотивация спортивной деятельности. — М., 1984. — С. 38−46.
  110. В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов.— М.: 1986. —286 с.
  111. К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. —184 с.
  112. A.JI. Психология: Учебное пособие для физкультурных вузов и факультетов физического воспитания. — М. Изд-во Флинта- Наука, 2001.— 336 с.
  113. А.П. Психология спорта: Учеб. пособие. — М. РГАФК, 1997. — 137 с.
  114. A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога //Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. — М., 1988. —С.110−128.
  115. Психологические аспекты социальной нестабильности /под ред. Б. А. Сосновского. — М., 1995. — 296 с.
  116. Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — М.: Педагогика, 1983.
  117. Психология XII век/ Отв. ред. В. Н. Дружинин. — М.: Инфра-М, 2002.
  118. Психология личности в трудах зарубежных психологов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.
  119. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. — СПб.: Питер, 2000. — 480 с.
  120. Психология формирования и развития личности /Отв. ред. Л. И. Анциферова. — М.: Прогресс, 1987. 364 с.
  121. Психология. Словарь /Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  122. А.Ц. К психологической теории спортивной деятельности //Теория и практика физической культуры.— 1973.— № 12.— С. 1014.
  123. А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. — М., 1980. — 28 с.
  124. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.— СПб., 2000. — 854 с.
  125. A.A. Асоциальное поведение несовершеннолетних как проблема психологии образования //Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 2004. — С. 10−13.
  126. Н.И. Психология личности.-М., 1987.
  127. JI.H. Влияние спортивной деятельности на формирование личности спортсмена //Тезисы докладов XIII научно-практической конференции по психологии физического воспитания и спорта. — М., 1992. —С. 59−60.
  128. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие. — В 2 кн. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480 с.
  129. К. Взгляд на психотерапию. -М., 1994.
  130. A.B. Влияние психологических факторов на спортивный результат. — М., 1983. — 112 с.
  131. A.B. Психология спорта в институте на Казакова //Теория и практика физ. культуры. — 1998. — № 10. — С. 10−12.
  132. С.Л. Человек и мир //Проблемы общей психологии. — Изд. 2. М., 1976. —416 с.
  133. Е.В. Кризис психологических механизмов адаптации личности и проблемы педагогического общения //Мир психологии. — 1998.— № 3.— С. 189−196.
  134. Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психолога и педагога. — М.: Генезис, 2003. — 138 с.
  135. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. — Л.: Наука, 1979.
  136. К.Н. Подготовка спортивного резерва. — Киев, 1992. — 152 с.
  137. И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности: Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. — 67 с.
  138. О.Б. Формирование мотивационного отношения младших школьников к физической культуре.— Ч. II. — Омск, 1998. — С.- Тула: ТПТУ, 1999. —23 с.
  139. П.Ф. Взаимосвязь самооценок учителя и ученика как условия и результат эффективности педагогического руководства. — М., 1992. —С. 115−116.
  140. H.A. Формирование мотивации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности у школьников младших классов: Авто-реф. Дис.. канд. пед. наук. — Омск: СибГАФК, 2000. — 31 с.
  141. B.C., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х годов: движение в зону риска. — М., 1998.
  142. JI.C. Влияние систематических занятий спортом на развитие некоторых свойств внимания //Тезисы докладов XIII научно-практической конференции по психологии физического воспитания и спорта. — М., 1992. — С. 113−114.
  143. М.В. Самовоспитание подростков в процессе спортивной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Малаховка, 1989. — 23с. В надзаг.: МОГИФК.
  144. Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги//Стресс и тревога в спорте. — М., 1983. — 288 с.
  145. Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учеб. пособие. — СПб.: Издательство «Центр карьеры», 1999. — 368 с.
  146. В.В. Самосознание личности. -М., 1983. — 284 с.
  147. Т.Н. Самооценка как фактор подготовки спортсменов высокой квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук.— М., 1984.— 22 145 146 147 148 150 540 861 440,153154,155,156 157,
  148. P.C., Гоулд Д.Основы психологии спорта и физической культуры. — Киев, 1998 — 334 с.
  149. Д.А. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса //Мир психологии и психология в мире. — 1994. — №. — С. 3−11.
  150. Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем./ В 4-х томах. — Т. 4. — 2-е изд., стер. — М.: Генезис, 1998. — 160 с.
  151. Формирование мотивации занятий художественной гимнастикой на первом году обучения /А.Ф. Кораваев, JI.B. Лебедева, Т. С. Чахлова и др. //Спортсмен как субъект деятельности: Материалы Всерос. сим-поз. — Омск, 1993 — С. 7−8.
  152. Д.Р., Цыганкова И. В., Барбатов C.B. К проблеме формирования действующих мотивов в сфере физической культуры и спорта. — Ч. 11. — Омск, 1998. — С. 28−29.
  153. Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии //Вопросы психологии.— 1998.— № 3.— С. 17−31.
  154. М.Г. Исследование некоторых личностных особенностей в зависимости от спортивной специализации //Тезисы докладов XIII научно-практической конференции по психологии физического воспитания и спорта. — М., 1992. —С. 120−121.
  155. И.И. Проблема самосознания в психологии. — М., 1977. — 420 с.
  156. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. — 183 с.
  157. В.Д. Психология деятельности и способности человека.— М.: 1996. —320 с.
  158. А.В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей //Вопросы психологии. 2001.— № 6. —С.66−79.
  159. .Д. Кризис детства и источники проектирования форм детского развития //Возрастная психология. — 1993.№ 3−4. С.7−13.
  160. Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — С. 25−121.
  161. .И. Влияние соревновательной мотивации на устойчивость психических состояний спортсменов// Материалы 1 Всесоюз. симпозиума «Психический стресс в спорте». — Пермь, 1983. — С. 112−114.
  162. Д.В. Особенности социализации современного подростка //Вопросы психологии. — 1999. — № 6. — С.54−58.
  163. Brownlee Н. Olympic educational programs and activities for schools //Международный форум «Молодежь. Наука. Олимпизм.» 14−18 июля 1998. —М.: 1998. —С. 311−313.
  164. Duda J.L., Nichols J.S. The relationship of goal orientation to beliefs about success, perceived ability and satistaction in sport and classroom
  165. Psychological foundation and effects. Movement and sport. Abstracts. Koglogn, 1991, p 38.
  166. Gould D. Promoting positive sport experience for children //Sport Psychology. Eds. J.R. May, M.J. Asken. N. — Y., 1987. PMA Publishing Corp., 7798.
  167. Hardy L. Psychological stress and children in competition //Growing Child in Competitive Sport. London: Holden and Staughton. — 1986. — P. 157 172.
  168. Harris D.W. Female athlete //Sport Psychology. (Eds. J.R. May. M.J. Asken). N. — Y.: PMA Publishing Corp. — 1987. — P. 99−116.
  169. Harter S. Self and identity development //S.Feldman, g. Elliot (eds.) The developing adolescent. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990, p.352−387.
  170. Heyman S.R. Counselling and psychotherapy with athletes: special concid-eration //Sport Psychology. (Eds. J.R. May. M.J. Asken). N.— Y.: PMA Publishing Corp. — 1987. — P. 135−156.
  171. Jackson S.E., Schuler R.S. Understanding human resourse management in context of organizations and their environment //Annual Review of Psychology. — 1995.— № 46.— 237−64. Palo-alto, California.
  172. Kane, M.J. The Female Athletic Role as a Determinant within the Social System of High School Adolescents. 1988. Adolescence, 23, 253−264.
  173. Lord S., McCarty S. Surviving the junior high school transition //Journal of early adolescence, 1994, v. 14,162−199.
  174. Mandler G., Sarason S.B. Anxiety and the interruption of behavior //C.D.Spielberger (ed.) Anxiety and Behavior. N. — Y., 1966, 250−268.
  175. McClelland D.C., Clark R.A., Roby T.B., Atkinson J. W, The projective expression of need for achievement on thematic apperception //Journal of Experimental Psychology/-1949. — P.39.
  176. Murray H.A. Exploration of Personality. N. — Y.: 1938. — P. 64.
  177. Oguilvie B.G. Counselling for sport career termination //Sport Psychology. (Eds. J.R. May. M.J. Asken). N. — Y.: PMA Publishing Corp. — 1987. — P. 213−230.
  178. Papini D.P. Early-adolescent perceptopn of attachment to mother and father: a test to emotional distancing and buffering hypotheses. // //Journal of early adolescence, 1991, V. ll, 107−138.
  179. Rassel К. Competition and growing child — stress or distress? //Growing Child in Competitive Sport. London: Hodden and Staughton.— 1986.— P. 145−146.
  180. Roberts G.S. The growing child and perception of competition stress.// Growing Child and competitive Sport. London: Hodden and Staughton, 1986.— P.130−144.
  181. Sarason I.G., Palola E.G. The relationship of test and general anxiety and difficulty of task, and experimental instructions to performance. // Journal of Experimental Psychology, 1960,59.
  182. H. — D. Das LM-GITTER. Ein objectives Verfaren zur Messung des Leistungsmotivs bei Kindern. Zurich, 1976.
  183. H. — D. Entwicklung und Validierung einer neuen Technik zur Messung verschiedener Aspekte des Leistungmotivs — das LM-GITTER. Bochum, 1973.
  184. Thomas P. CCPR initiatives in youth sport. //Международный форум «Молодежь. Наука. Олимпизм.» 14−18 июня 1998 г. М.: 1998, С. 334 336.
  185. Williams, J.W. and White, К.A. Adolescent Status Systems for Males and Females at Three Age Levels. 1983. Adolescence, 18, 3 81 -3 89.
  186. Wigfield A., Eccles J. Children’s competence beliefs, achievement values and general self-esteem change across elementary and middle school. //Journal of early adolescence, 1994, v. 14, 107−138.
Заполнить форму текущей работой