Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Содержание и направленность профессионально-прикладной физической подготовки курсантов строительных вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессия современного военного инженера-строителя связана с необходимостью овладения большим объемом специальных знаний, навыков и умений. Характер такой деятельности — полифункциональный. С одной стороны — это профессия военнослужащего, со всеми специфическими требованиями к ней, с другой — это деятельность специалистов инженерного профиля, где важным является работа с людьми и техникой. Для… Читать ещё >

Содержание

  • 13. 00. 04. — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры педагогические науки)
  • О о 10 ^
  • О 8 О О
  • ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель: д.п.н., профессор Терехина Р. Н
  • Санкт-Петербург
    • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
    • 1. 1. Профессионально-прикладная физическая подготовка как фактор развития специалистов высшего образования
    • 1. 2. Опыт научного обоснования военно-прикладной физической подготовки
    • 1. 3. Специфика инженерно-строительных войск
    • 1. 4. Проектирование содержания и направленности физической подготовки курсантов строительных ВУЗов
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследований
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников
      • 2. 2. 2. Опрос (анкетирование и интервьюирование)
      • 2. 2. 3. Педагогические наблюдения
      • 2. 2. 4. Метод априорного ранжирования
      • 2. 2. 5. Экспертная оценка
      • 2. 2. 6. Педагогический эксперимент
      • 2. 2. 7. Корреляционный анализ
      • 2. 2. 8. Факторный анализ
  • ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГТОВКИ ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ СТРОИТЕЛЕЙ
    • 3. 1. Содержание и направленность профессиональной деятельности военного инженера-строителя. 3.2. Арсенал средств профессионально-прикладной физической подготовки военных инженеров-строителей
    • 3. 3. Модель реализации профессионально-прикладной физической подготовки курсантов строительных ВУЗов
  • ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ ВУЗОВ
    • 4. 1. Согласование содержания и направленности физической подготовки военных инженеров-строителей
    • 4. 2. Методические приемы и средства реализации содержания профессионально-прикладной подготовки курсантов
    • 4. 3. Результаты формирующего педагогического эксперимента и их обсуждение
  • Содержание и направленность профессионально-прикладной физической подготовки курсантов строительных вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Любая профессия имеет свою специфику и, соответственно, предъявляет особые требования к специалисту, работающему в ней. К любой профессии человек должен быть готов как психологически, так и физически. Профессия военного инженера-строителя многофункциональна. Ее характеризует деятельность военного и деятельность инженера.

    Проблема подготовки военных специалистов различного профиля находит отражение в трудах В. Г. Федорова (1998), В. В. Шлепанова (2005), С. Е. Костина (2005), И. Н. Мальцева (2007) А. Н. Федорова (2008) и др. Существует много публикаций, в которых показана роль физической подготовки для формирования необходимого уровня военно-профессиональной подготовленности (В.Л. Марищук, 1964, 1969; В. А. Щеголев, 1981; В. И. Силин, 1984, 1987, 2006; В. В. Козак, С. М. Ашкинази, 1992; И. Ю. Пугачев, 1999, 2007; А. Ю. Логинов, 1999; С. М. Ашкинази, В. Л. Марищук, 2001; А. А. Горелов. 2006 и др.). Но, по мнению В. В. Шлепанова (2005), В. П. Сущенко (2005, 2006), А. В. Лебедева (2008) и других для осуществления профессионально-прикладной деятельности необходим определенный уровень развития не только физических, но и психических качеств.

    Проблемная ситуация. До настоящего времени физическая подготовка в строительных вузах осуществляется в соответствии с указаниями Наставления по физической подготовке (НФП), где прописаны в основном требования к физическим качествам курсантов (причем любых родов войск). Однако в содержании данного документа нет направленности на профессиональную деятельность инженера-строителя с учетом тех требований, которые предъявляет эта специальность не только к физическим, но и к личностным качествам.

    Объект исследования — физическая подготовка в системе военно-профессионального образования.

    Предмет исследования — содержание и направленность военно-прикладной физической подготовки курсантов строительных ВУЗов.

    Цель исследования — обосновать содержание занятий по профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) курсантов военно-строительных вузов, направленное на совершенствование профессионально-важных качеств.

    Гипотеза исследования — предполагалось, что изучение особенностей профессиональной деятельности военных инженеров-строителей, обоснование основных трудностей в их работе, выявление профессионально-важных качеств, позволят подобрать арсенал средств, применяемых в рамках существующей программы по физической подготовке, что будет способствовать развитию у курсантов профессионально-важных качеств, обеспечивающих адаптацию к работе на офицерских должностях. Задачи исследования:

    1. Изучить особенности профессиональной деятельности военных специалистов — строителей.

    2. Выявить профессионально-важные качества военных инженеров — строителей.

    3. Обосновать взаимосвязь содержания и направленности военно-прикладной физической подготовки военных инженеров-строителей.

    4. Разработать модель формирования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов строительных ВУЗов.

    Методологическую основу исследования составили системный и комплексный подходы рассмотрения научно-практических проблем и педагогических процессов, а также личностный, деятельностный подходы к физической профессионально-прикладной подготовке курсантов. Научная новизна.

    1. Изучены особенности деятельности военных инженеров-строителей, специфические трудности в их работе, что является основанием для специальной профессионально-прикладной физической подготовки работников строительных специальностей.

    2. Выявлены профессионально-важные личностные качества, необходимые для успешного осуществления деятельности таких строительных специальностей, как инженеры отделов и начальников участков.

    3. Обосновано содержание занятий и направленность профессионально-прикладной физической подготовки курсантов строительных вузов с учетом изменяющихся условий профессиональной деятельности.

    4. Интегрирован арсенал средств, направленный на формирование профессионально важных качеств военных инженеров-строителей.

    5. Разработаны педагогические условия профессионально-прикладной физической подготовки курсантов военно-строительных вузов, направленные на совершенствование у них профессионально-важных качеств.

    Теоретической основой исследования послужили фундаментальные труды по теории и методике физического воспитания (Курамшин Ю.Ф., Н. И. Пономарев, Матвеев Л. П., Платонов В. Н., Бальсевич В. К., Лубы-шева Л.И. и др.) — учения о сущности профессионально-прикладной подготовки (Бузунов В.А., Диманов А. В., Борисова И. В., Волков В. Ю., Волкова Л. М., и др.) — основные положения теории профессионально-прикладной физической подготовки (Марищук В.Л., Силин В. И., Миронов В. В., Горелов А. А. и др.).

    Практическая значимость работы заключается в разработке:

    — модели реализации профессионально-прикладной физической подготовки курсантов строительных вузов;

    — арсенала средств, направленных на формирование профессионально-важных качеств руководителей отдела и начальников ремонтного участка;

    — практических рекомендаций по проведению занятий по физической подготовке с курсантами строительных учебных заведений.

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. Анализ особенностей деятельности военных инженеров-строителей и специфические трудности в их работе являются основанием для специальной профессионально-прикладной физической подготовки работников военных строительных специальностей.

    2. Согласование содержания и направленности профессионально-прикладной физической подготовки курсантов строительных ВУЗов осуществляется на основе интеграции средств физической культуры, направленных на формирование профессионально важных качеств военных инженеров-строителей с учетом изменяющихся условий профессиональной деятельности.

    3. Педагогическими условиями профессионально-прикладной физической подготовки курсантов строительных ВУЗов являются коррекция содержания занятий на основе интеграции средств и реализация процесса профессионально-прикладной физической подготовки на основе предложенной модели.

    Внедрение полученных результатов. По теме диссертации опубликовано 6 работ, в том числе статья в научно-теоретическом журнале «Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта».

    Основные положения диссертации обсуждены на итоговой научной конференции кафедры теории и методики гимнастики НГУ им. П. Ф. Лесгафта 2008 года и на V международной научно-практической конференции РГПУ им. А. И. Герцена 2009 года.

    Результаты исследования внедрены в учебный процесс курсантов Военного инженерно-технического университета, кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского Университета экономики и финансов, кафедры теории и методики гимнастики Национального государственного университета физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, о чем свидетельствуют акты внедрения.

    Структура и объем диссертации

    Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов. Основная часть работы изложена на 142 страницах машинописного текста.

    Список литературы

    насчитывает 159 источников, из них 3 зарубежных авторов. Работа содержит 7 рисунков, 21 таблицу и 21 приложение.

    ВЫВОДЫ.

    1. Профессия современного военного инженера-строителя связана с необходимостью овладения большим объемом специальных знаний, навыков и умений. Характер такой деятельности — полифункциональный. С одной стороны — это профессия военнослужащего, со всеми специфическими требованиями к ней, с другой — это деятельность специалистов инженерного профиля, где важным является работа с людьми и техникой. Для качественной подготовки такого специалиста необходимо учитывать особенности его профессиональной деятельности.

    2. В результате исследований выявлены основные трудности в деятельности военных инженеров-строителей, с которыми они сталкиваются сразу после окончания учебного заведения. К ним относятся: отсутствие опыта управления людьминизкий уровень психологической устойчивости к выполнению различных приказовнеумение самостоятельно использовать средства физической подготовки для подержания необходимого и достаточного уровня своей физической подготовленности и развития физических качествотсутствие адаптации к ненормированному рабочему днюбытовые трудности.

    3. Выявлены профессионально-важные качества инженеров отдела, в работе которых преобладают условия гиподинамии, связанные с большим количеством времени, затрачиваемым на подготовку различных документов и работой с компьютером. Этими качествами согласно ранговым местами являются: точность в инженерных расчетах, сосредоточенность внимания, трудолюбие, упорство, добросовестность, усердие, аккуратность.

    4. В результате исследований выявлены профессионально-важные качества начальников ремонтного участка. К ним относятся: умение управлять людьми, терпение, психологическая устойчивость, коммуникабельность, организаторские способности, упорство, ответственность, добросовестность, решительность, смелость.

    5. Установлено, что значимая роль в формировании профессионально-важных качеств военных инженеров-строителей принадлежит средствам физической культуры. Выделен арсенал средств прикладной физической подготовки. К ним относятся: средства гимнастики (основной, атлетической, профессионально-прикладной, производственной, спортивно-прикладной, военно-прикладной, функциональной, восстановительной) — средства рукопашного боя (простейшие единоборства) — легкой атлетики (разновидности ходьбы, бега): спортивных подвижных игр (эстафеты, волейбол, мини-футбол). Распределение средств профессионально-прикладной физической подготовки военных инженеров-строителей базируется на основе специфики, направленности, задач каждого этапа подготовки.

    6. Корреляционный анализ на начало педагогического эксперимента, в ходе его и по завершении показал, что выделились два блока взаимосвязанных между собой показателей. Первый блок представлен такими качествами как смелость, упорство, решительность, терпение, усердие, аккуратносгь, добросовестность, сосредоточенность внимания, трудолюбие и ответственность. Во второй блок вошли организаторские способности, умение управлять людьми и коммуникабельность.

    7. В результате проведенного факторного анализа установлено, что из 15 профессионально-важных для военных инженеров-строителей качеств выявились следующие два фактора, отражающие уровень их сформированности у курсантов:

    — фактор «личностные качества», суммарный вклад в общую дисперсию тестов составил 66,9%.

    — фактор «коммутативные характеристики», суммарный вклад в общую дисперсию тестов составил 12,1%.

    Отмечен прогрессивный значимый рост первого фактора и несущественное повышение второго, что связано с необходимостью закрепления формируемых качеств курсантов путем более длительной их подготовки. 8. Педагогический эксперимент показал эффективность реализации экспериментальных подходов по развитию профессионально-важных качеств военных инженеров-строителей, достоверно повысил уровень их развития за счет направленного их совершенствования (Р < 0,05). Разработанное содержание занятий по физической подготовке, распределение средств с учетом задач, стоящих на всех этапах подготовки, позволили оптимизировать процесс профессионально-прикладной физической подготовки курсантов строительных вузов.

    Показать весь текст
    Заполнить форму текущей работой