Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дифференцированная методика педагогических воздействий в процессе физического воспитания студенток с учетом их нозологии и психофизического состояния

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность применения дифференцированной методики подтверждается наибольшим приростом результатов в показателях моторного потенциала. В прыжках в длину с места прирост результатов в 1-й группе составил 5,9%- во 2-й группе 10,2%- в 3-й группе — 9%- в контрольной группе — 3,7%. При поднимании туловища эффект прироста результатов в 1-й группе составил 117,0%- во 2-й группе 165,4%- в 3-й группе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Некоторые проблемы и пути оптимизации индивидуально-дифференцированого подхода в физическом воспитании студентов гуманитарных ВУЗов
    • 1. 1. Психофизическое состояние и проблемы физического воспитания студентов в условиях учебной деятельности
    • 1. 2. Предпосылки индивидуального подхода в процессе физического воспитания
      • 1. 2. 1. Особенности «нормативного» и индивидуального подхода в физическом воспитании студентов
      • 1. 2. 2. Анатомо-физиологические и психологические аспекты индивидуализации и типологизации в физическом воспитании студентов
      • 1. 2. 3. Социальный и гуманистический аспекты индивидуального подхода в физическом развитии и обучении
    • 1. 3. Пути повышения физической и умственной работоспособности студентов средствами физической культуры и спорта
      • 1. 3. 1. Взаимосвязь физических, психических и умственных показателей работоспособности человека
      • 1. 3. 2. Направленность учебно-тренировочного процесса студентов специального учебного отделения
      • 1. 3. 3. Дидактические основы обучения в физическом воспитании
      • 1. 3. 4. Некоторые закономерности и вытекающие принципы развития профессионально важных качеств и способностей
      • 1. 3. 5. Актуальность дифференцированного подхода к построению учебно-тренировочного процесса на основе внедрения спортивных технологий развивающего обучения

Дифференцированная методика педагогических воздействий в процессе физического воспитания студенток с учетом их нозологии и психофизического состояния (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В диссертационной работе представлены результаты теоретического анализа и экспериментально — эмпирические исследования проблемы дифференцированного подхода в профессионально-прикладном направлении физического воспитания студентов специального учебного отделения на примере гуманитарных ВУЗов. Обоснованна эффективность дифференцированной методики в условиях учебно-тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей психофизического состояния и нозологии студенток. При создании методики, рассчитанной на четыре года обучения, мы руководствовались: во-первых, какие функции и задачи призвана выполнять «Физическая культура» в условиях учебной деятельности студентовво-вторых, особенностями требований профессионально-квалификационной характеристики будущих специалистовв-третьих, мерой индивидуального психофизического развития и адаптационных возможностей с учетом отклонений в состоянии здоровья студенток.

Сочетание указанных выше факторов предопределили направление разработки дифференцированной методики в процессе физического воспитания студенток.

При этом, обучение и развитие осуществлялось на базе основополагающих принципов адаптации, индивидуального развития и требований дидактических принципов обучения двигательным действиям [37, 94, 96, 109, 125, 205, 229]. Построение учебно-тренировочного процесса корректировалось с учетом особенностей психофизического состояния, склонностей и специфики профессиональной деятельности. Учет этих факторов обусловил выбор вида спортивной деятельности, комплекса базовых физических упражнений развивающего и корригирующего характера. Конечной целью являлось обучение студенток двигательным действиям, подлежащих детализированному разучиванию, закреплению и совершенствованию. И создание на их основе функционального резерва, коррекции ведущих систем организма.

Актуальность Проблема индивидуализации и целенаправленности построения учебно-тренировочных занятий в процессе физического воспитания студентов весьма актуальна. Наиболее острыми являются вопросы психологического и содержательного характера. В частности, при построении (планировании и нормировании) учебно-тренировочного процесса (УТП) не в полной мере учитываются проблемы, унаследованные от подросткового соотношения периодов онтогенеза, обусловленные как возрастной спецификой, так и аномальными признаками в психофизическом развитии индивидуальности. Что приводит зачастую к неоправданному формированию учебных отделений при осуществлении процесса физического воспитания. Порой в специальное учебное отделение (СУО) зачисляются студенты без должного медицинского освидетельствования, ограничиваясь лишь сведениями, полученными от респондента и формальными медицинскими справками, иногда сомнительного происхождения. В результате чего эта весьма многочисленная часть студентов без должного обоснования, заведомо относится к категории лиц, имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья.

Возросшее внимание к данному контингенту студенческой молодежи объясняется еще и тем, что с каждым годом растет число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам. Согласно, литературным источникам, количество студентов с низким уровнем психофизической подготовленности за последние 10 лет увеличилось в разных регионах страны в 2−3 раза и составляет 24−50% от общего количества относительно здоровых студентов [27, 87, 212, 225, 233 и ДР-] •.

Следующая острая проблема, органически связана с вышеизложенной и заключается в том, что в Государственном стандарте высшего профессионального образования, в цикле социально-гуманитарных дисциплин в программе дисциплины «Физическая культура» не в полной мере раскрывается содержание и направленность учебно-тренировочного процесса. Рекомендации по организации и технологии построения занятий СУ О носят общий характер. В результате возникают разногласия и неоднозначность в подходах к организации и построению практических занятий. Например, одна группа авторов считает, что при комплектовании учебных групп, отнесенных к СУО с учетом степени отклоненияют нормы и структуры нозологии трудно определить приемлемые параметры нагрузки, из-за существенной вариативности адаптационных возможностей и физической работоспособности в пределах одной нозологической группы [11, 58, 179 и др.]. Другие указывают на то, что формирование учебных групп следует проводить в зависимости от структуры нозологии. Вместе с тем, и первая, и вторая группы авторов считают, что процесс физического воспитания должен носить преимущественно оздоровительный и коррекционный характер [44, 59, 158].

Многие специалисты рекомендует при комплектовании1 СУО следует учитывать как функциональное состояние, так и приспособительные реакции ведущих систем организма на предлагаемые физические нагрузки [12, 41, 155, 223 и др.].

Задачи, которые необходимо реализовывать в образовательном процессе, в равной мере относятся к СУО. Ориентируясь лишь на процесс физического воспитания оздоровительной и коррекционной направленности, невозможно обеспечить их оптимальное решение. Выход видится в переориентации организационных форм, содержании и направленности обучения.

Подобные проблемы рассматривались лишь в отдельных работах [27, 28, 45, 93, 94 и др.]. Вместе с тем, весьма успешные исследования указанной проблемы в системе спортивной подготовки проводятся в течение последних, по меньшей мере, двадцати лет и имеют непреходящую теоретическую и практическую ценность. К тому же, успешно завершены экспериментально-эмпирические исследования по внедрению спортивных технологий в процесс ФВ общеобразовательных и специальных учебных заведений Российской Федерации. В этом смысле внедрение в процесс ФВ спортивных технологий, способно оптимально реализовать образовательные, обучающие и развивающие задачи в комплексе.

Учитывая вышеизложенное и то обстоятельство, что в ВУЗе физическое воспитание должно носить профессионально-прикладной характер, оптимальное решение его задач возможно на основе развивающего обучения с использованием спортивных технологий в построении учебно-тренировочного процесса [22, 28, 110, 141, 191].

Считаем, что дифференцированный подход к организации и построению учебно-тренировочных занятий повысит эффективность психофизического и умственного развития студенток, таким образом, будет способствовать профессиональному становлению личности.

Объект исследования — учебно-тренировочный процесс в системе физического воспитания, студенток 17−21 года, отнесенных к специальному учебному отделению.

Предмет исследования — организационно-методические аспекты формирования структуры двигательных действий и коррекции психофизического состояния студенток в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Цель — обоснование эффективности педагогических воздействий и разработка методики использования^ компонентов спортивных технологий, в основу которых положен дифференцированный подход, направленный на коррекцию психофизического состояния студенток и формирование структуры двигательных действий в избранном виде спорта.

Гипотеза исследования заключается в том, что построение учебно-тренировочного процесса в системе физического воспитания должно основываться на анализе психофизического состояния и характера заболеваний у студенток для создания оптимальных условий формирования моторного потенциала, соответствующего целям обучения с учетом избранного вида спорта.

Научная новизна На основе внедрения спортивных технологий разработана дифференцированная методика, позволяющая более эффективно осуществлять учебно-тренировочный процесс в системе физического воспитания студентов специального учебного отделения гуманитарных ВУЗов. В наших исследованиях:

• обоснована, разработана и апробирована методика, решающая задачи реализации дифференцированного в учебно-тренировочном процессе студенток ВУЗа, с использованием компонентов спортивных технологий, базирующихся на эффекте развивающего обучения;

• определена факторная структура и выявлены характерные признаки, обусловливающие индивидуально-типологические особенности психофизического состояния студенток СУО;

• установлены взаимосвязи между различными параметрами, характеризующими психофизическое состояние и индивидуальные особенности его проявления на четырех уровнях детерминации: морфологическом, физиологическом, моторном и психическом (психодинамическом и нейродинамическом);

• разработан тренажер-корректор, предназначенный для предупреждения развития гиподинамии, сколиоза, нарушений осанки, который может быть использован лицами различных возрастно-половых групп. Получен патент на изобретение устройства № 2 318 485 от 10 марта 2008 года.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в разработке теоретико-методических и организационных основ индивидуально-дифференцированного подхода в построении процесса физического воспитания с применением спортивных технологий для студентов специального учебного отделения в рамках развивающего обучения. Конечной целью развивающего обучения является, в строгом соответствии с требованиями базового принципа оздоровительной направленности процесса физического воспитания, обеспечить целостное обучение двигательным действиям и развитие профессионально важных качеств и способностей.

Практическая значимость исследования заключается в использовании методики дифференцированного подхода к построению процесса физического, воспитания студентов специального учебного отделения. Разработанная и экспериментально апробированная методика позволяет осуществлять целенаправленную коррекцию и индивидуализацию педагогического процесса физического воспитания студенток СУО.

Дифференцированное распределение нагрузки на учебно-тренировочных занятиях с учетом психофизического статуса студенток, основанного на их индивидуально-типологических особенностях, позволяет в относительно короткие сроки достичь положительного эффекта и повысить уровень психофизического состояния занимающихся.

Эффективность предложенной методики доказана результатами исследования и подтверждена актами, внедрения, что позволяет рекомендовать использование результатов в практике физического воспитания студенток специального учебного отделения ВУЗов.

Основные положения методики построения учебно-тренировочного процесса внедрены и используются в практической деятельности ряда гуманитарных ВУЗов, (Московский гуманитарный университет, Московская государственная юридическая академия, Казахский национальный университет), из которых получено 3 акта внедрения в практику физического воспитания. Разработано и запатентовано устройство для профилактики и коррекции сколиотической деформации спины.

Основные положения, выносимые на защиту.

1) Дифференцированный подход к процессу физического воспитания в ВУЗе должен осуществляться с учетом психофизического состояния и характера заболеваний студенток;

2) Выявление индивидуальных различий студенток, основанное на анализе структуры психофизического состояния и заболеваний, позволяет существенно увеличить моторный потенциал и получить максимальный эффект от занятий физической культурой (от 25−118%);

3) Установление взаимосвязи между разноуровневыми параметрами, характеризующими особенности психофизического состояния организма, позволяет индивидуализировать обучение двигательным действиям в процессе физического воспитания студенток с учетом особенности заболевания.

Комплексная оценка освоения двигательных действий и показателей психофизического состояния студенток в условиях учебной деятельности позволит более целенаправленно и качественно осуществлять учебно-воспитательный процесс средствами физической культуры и спорта в ВУЗах.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ научно-методической литературы, и данные собственных исследований позволили создать целостное представление о системе физического воспитания студентов специального учебного отделения. Рационально организованная дифференцированная методика педагогических воздействий с использованием спортивных технологий решает проблему подготовки студентов к профессиональной деятельности и является социально значимой для повышения уровня психофизического состояния занимающихся, способствует привитию навыков здорового образа жизни.

2. Изучение структуры заболеваемости у студенток специального учебного отделения гуманитарного ВУЗа показывает, что в специальное учебное отделение зачисляется* 20−35% от общего количества студенток. В структуре заболеваемости наиболее часто встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата (34%), сердечно-сосудистые заболевания (22%) и заболевания, органов зрения (12%). Эти заболевания составляют 68% от общего количества заболеваний студенток специального учебного отделения ВУЗа. Учет характера и частоты заболеваний позволил соответственно корректировать программный материал.

3. Определены взаимосвязи, и типологические характеристики показателей психофизического состояния студенток СУО1 на различных уровнях детерминации: морфофункциональном, моторном, нейродинамическом и.психодинамическом.

Выявлены различия’у студенток с заболеваниями сердечно-сосудистой системой (2-й группа) в показателях ЧСС, ортостатической пробы, абсолютной и относительной величины физической работоспособности (Р<0,05). Выявлены различия в проявлениях дерматоглифических признаков между группами испытуемых.

Моторный, потенциал различен у студенток при определении уровня скоростно-силовых способностей в прыжках в длину с места (Р<0,05), скоростно-силовой выносливости при отжимании иразвитии силы при поднимании туловища, а также общей выносливости в тесте Купера (Р<0,001).

Выявлены различия на нейродинамическом уровне по критериям силы нервных процессов (Р<0,05) и на психодинамическом уровне (на примере волевой активности — Р<0,01).

4. Индивидуально-типологические особенности и опосредованные звенья в структуре психофизического состояния испытуемых свидетельствуют о неоднородности групп.

Студентки 1-й группы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (искривления позвоночника, сколиозы 1−2 степеней) имеют более высокий уровень моторного потенциала и функциональных показателей. По типологическим особенностям свойств нервной системы в 43% обладают сильным и средним типом нервной системы. Выявлен высокий уровень проявления волевых качеств (смелость и решительность, настойчивость и упорство и др.), которые являются ведущими для видов спорта на выносливость. Данные пальцевой дерматоглифики подтверждают предрасположенность студенток к работе на выносливость. При выборе вида спорта, студентки данной группы предпочитают занятия плаванием.

Студентки 2-й группы с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу) имеют самые низкие показатели моторного и функционального потенциала. По типологическим особенностям свойств нервной системы 94% студенток данной группы имеют слабый тип нервной системы. Данные пальцевой дерматоглифики подтверждают предрасположенность к выполнению работы в быстродействии. Студентки этой группы выбрали занятия спортивными играми — волейболом.

У студенток 3-й группы с заболеваниями органов зрения (миопия высокой степени) показатели моторного и функционального потенциала ниже показателей студенток 1-й группы, но выше относительно 2-й группы. У студенток данной группы выявлены более высокие показатели уравновешенности и торможения нервной системы. Сильный и средний тип нервной системы составил 31%. Все показатели волевой активности вошли в 1-й фактор, имеют наиболее высокие показатели относительно других групп. Студентки этой группы предпочли занятия ритмической гимнастикой и бадминтоном, что подтверждается данными пальцевой дерматоглифики.

5. Корреляционный анализ показал наличие достоверных взаимосвязей между составляющими показателями психофизического состояния студенток обследуемых групп.

В 1-й группе корреляционные взаимосвязи между различными компонентами уровней психофизического состояния студенток наблюдаются между компонентами психологического уровня от 0,350 до 0, 660- моторного уровня от 0,320 до 0,555 при Р<0,001.

Во 2-й группе теснота связей ниже: между компонентами психологического уровня от 0,330 до 0, 450- моторного уровня от 0−340 до 0,490 при Р<0,01.

В 3-й группе взаимосвязи между компонентами психологического уровня от 0,340 до 0, 650- моторного уровня от 0,350 до 0,520 при Р<0,001 -ближе к данным 1-й группы.

6. Структура показателей психофизического состояния испытуемых специального отделения включает 5 факторов. В 1-й группе общая дисперсия выборки составила 60%. Факторы были интерпретированы как: 1-й факторморфофункциональный с нейродинамическими показателями (16%). 2-й фактор — моторный с психои нейродинамическими показателями (13%). 3-й фактор — психодинамический (волевой активности) — 12%. 4-й фактор — общей работоспособности (11%). 5-й — функциональных возможностей (8%).

Во 2-й группе общая дисперсия выборки составила 62%. Факторы были интерпретированы как: 1-й фактор — морфофункциональный (15%). 2-й фактор — моторный с нейродинамическими показателями (14%). 3-й факторобщей работоспособности с нейродинамическими показателями (12%). 4-й фактор — функциональных возможностей с волевыми показателями (11%). 5-й — волевой — психодинамический (10%).

В 3-й группе общая дисперсия выборки составила 73%. Факторы были интерпретированы как: 1-й фактор — психодинамический с нейродинамическими показателями (21%). 2-й фактор — моторный с волевыми и нейродинамическими показателями (20%). 3-й фактор — общей работоспособности с нейродинамическими показателями (17%). 4-й фактор — морфофункциональный (8%). 5-й — физических возможностей с функциональными показателями (7%).

7. В соответствии с особенностями психофизического состояния студенток обследуемых групп разработана и обоснована дифференцированная методика построения учебно-тренировочного процесса с учетом индивидуально-типологических особенностей, характера заболеваний у студенток и избранного вида спорта. Разработанная методика состоит из планирования учебных занятийв котором предложено, выполнять большую нагрузку в избранном виде спорта. В 1-йл группе испытуемых большая часть от общей нагрузки отводилась на развитие и совершенствование видов физической активности с преимущественным проявлением выносливости (до 70%). Во 2-й группе большая часть от общей нагрузки отводилась на развитие и совершенствование видов физической активности с преимущественным проявлением скоростно-силовых способностей (до 55%). В 3-й группе большая часть от общей нагрузки отводилась на развитие и совершенствование качеств и способностей с использованием видов физической активности с преимущественным проявлением скоростно-силовых и координационных способностей (до 65%).

8. Эффективность применения дифференцированной методики подтверждается наибольшим приростом результатов в показателях моторного потенциала. В прыжках в длину с места прирост результатов в 1-й группе составил 5,9%- во 2-й группе 10,2%- в 3-й группе — 9%- в контрольной группе — 3,7%. При поднимании туловища эффект прироста результатов в 1-й группе составил 117,0%- во 2-й группе 165,4%- в 3-й группе 176,6% и в контрольной группе 91,1%. При отжимании прирост результатов составил в 1-й группе 118,7%- во 2-й группе 162,0%- в 3-й группе 131,3%- в контрольной — 70,3%. При определении уровня общей выносливости в тесте Купера прирост результатов в группах 1,2,3 и контрольной составил соответственно: 22,8%- 25,5%- 21,5%- 7%. Выявлено улучшение функциональных показателей в экспериментальных группах: ЧСС в покое, ЖЕЛ, ортостатическая проба (Р <0,05).

9. Установлено, что нарушения опорно-двигательного аппарата занимают 1-ое место в структуре заболеваемости студенток ВУЗа. По данным анкетного опроса студентки ведут малоподвижный образ жизни, что способствует развитию гиподинамического фактора. Разработано техническое устройство — тренажер-корректор, который позволяет предупреждать развитие гиподинамии, сколиоза, косметических нарушений осанки.

Практические рекомендации.

Результаты собственных исследований позволяют предложить практические рекомендации для внедрения в практику физического воспитания, на основе разработанных индивидуально-дифференцированных методик на занятиях по физическому воспитанию студентов специального учебного отделения.

На основе анализа результатов психофизического состояния студенток, и их предпочтению к определённым видам физической культуры, позволяет определить основные направления по содержанию и структуре дифференцированных методик обучения с учетом нозологии.

В связи с тем, что" уровень моторного потенциалаи функциональные показатели студенток специальногоучебного отделения имеют низкий исходный уровень, то целесообразно, при планировании содержания: занятий применять спортивные технологии, с использованием обучающего воздействия на психофизическое состояние занимающихся.

Для оптимизации учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию в вузе на основе-индивидуально-дифференцированногоподхода необходимо предусмотреть постановку и решение следующих организационно-методических задач:

— программный материал систематизировать по годам и семестрам обучения (перспективное, текущее, оперативное планирование), в планировании учебного процесса учитывать цикличность (объем и t последовательность прохождения разделов программы в семестре, в учебном году, за весь период обучения);

— развивать определенные двигательные способности с учетом индивидуально-типологических различий и выбора вида спорта студентом, и совершенствовать их через обучение двигательным действиямфизическую нагрузку планировать на основе постепенности, с применением волнообразного принципа ее повышения и учетом оценки исходного психофизического состояния студентов.

Расширить теоретическую подготовку студентов по самоконтролю психофизического состояния, и воспитанию установок на здоровый образ жизни.

Для профилактики и снижения уровня эргономической неподвижности не только в студенческой среде, но и у людей различных возрастных групп, применять как специализированное техническое средство разработанный нами тренажер-корректор. Применение тренажера — корректора целесообразно в дошкольных и школьных учебных заведениях, а также людьми старшего возраста, кому по роду деятельности приходится сидеть за рабочим столом несколько часов ежедневно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т.Ф. Особенности пальцевой дерматоглифики у конькобежцев-спринтеров и многоборцев / Т. Ф. Абрамова, Т. М. Никитюк // Новости спортивной и медицинской антропологии. М., 1990. — С. 63−64.
  2. , Т.Ф. Типы пальцевых узоров у элитарных спортсменов с разной видовой спецификой / Т. Ф. Абрамова, Т. М. Никитюк // Новости спортивной и медицинской антропологии. М., 1990. — С. 62−63.
  3. , Т.Ф. Возможности использования пальцевой дерматоглифики в спортивном отборе / Т. Ф. Абрамова, Т. М. Никитюк, Н. Н. Озолин // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 3. — С. 10−15.
  4. , Т.Ф. Пальцевая дерматоглифика и физические способности : автореф. дис.. д-ра биол. наук / Тамара Федоровна Абрамова. М., 2003.
  5. , Н.И. Адаптация и резервы организма / Н. И. Агаджанян. -М.: Физкультура и спорт, 1963. 121 с.
  6. , Н.И. Активный образ жизни и здоровье студентов / Н. И. Агаджанян. Ташкент, 1985. — 307 с.
  7. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А. Г. Хрипковой и М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
  8. , Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация человека / Г. И. Акинщикова. JL: Изд-во ЛГУ, 1977.
  9. , М.Н. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем: учебное пособие / М. Н. Алиев, В.П. Аксенов- Тульск. гос. пед. ин-т.-Тула, 1993.
  10. , А.З. Опыт организации занятий по физическому воспитанию со студентами специальных групп / А. З. Алимов // Теория и практика физической культуры. 1957. — № 10. — С. 72−73.
  11. , Н.М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 64 с.
  12. , Н.М. Сердце и физические упражнения / Н. М. Амосов, И. В. Муравов. Киев: Здоровье, 1985. — 180 с.
  13. Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья / Н. М. Амосов. Донецк: Сталкер, 2002. — 590 с.
  14. , П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. -М.: Медицина, 1968.
  15. , Г. Л. Рекомендации по распределению студентов на группы для участия в учебных и внеучебных занятиях физическими упражнениями: методические рекомендации / Г. Л. Апанасенко. — Киев, 1987.
  16. , Г. Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г. Л. Апанасенко, Р. Г. Науменко // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 4. — С. 29−31.
  17. , А.Ю. Морфогенетические проблемы спортивного отбора / А. Ю. Асанов, Э. Т. Мартиросов. М., 1989. — С. 30−45.
  18. , Б.Л. Проблемы общей биологии и генетики / Б. Л. Астауров. -М.: Наука, 1979.-293 с.
  19. , А.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / А. В. Аулик. М.: Медицина, 1979. — 195 с.
  20. , Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры / Б. А. Ашмарин. — М.: Физкультура и спорт, 1978. 223 с.
  21. , Б.А. Педагогика физической культуры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б. А. Ашмарин, JT.K. Завьялов, Ю. Ф. Курамшин. СПб., 1999.
  22. , P.M. Прогнозирование состояния на грани нормы и патологии / P.M. Баевский. -М.: Медицина, 1979. 298 с.
  23. , P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / P.M. Баевский, А. П. Берсенева. М.: Медицина, 1997.- 236 с.
  24. , В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема / В. К. Бальсевич // Вопросы философии.- 1981. № 8.-С. 78−89
  25. , В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. М.: Физкультура и спор, 1988. — 120 с.
  26. , В.К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запороженков. Киев: Здоровья, 1987. — 224 е.: ил.
  27. , А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности : психологическая диагностика / А. В. Батаршев. — Таллин: Регалис, 2000. 93 с.
  28. , В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В. Г. Бауэр // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 1. — С. 50−56.
  29. , В.В. Обучение в физическом воспитании / В.ВГБелинович. -М.: Физкультура и спорт, 1958.
  30. , В.И. Энциклопедия здоровья: Молодость до 100 лет / В. И. Белов.- М: Химия, 1993. 400 с. 184 «
  31. , М.Б. Построение движения и метафора интеллекта / М. Б. Беркенблит, А. В. Чернавский // Компьютеры и познание. — Ml: Наука, 1990. — С. 22−41.
  32. , Н.А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. М.: Медгиз, 1947.
  33. Бим-Бад, Б. М. Антрополическое основание. теории и практики современного образования / Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во Рос. откр. ун-та, 1994. 37с.
  34. Боген, М: М. Обучение двигательным действиям / М. М- Боген. — М.: Физкультура и спорт, 1985. 192 е.: ил.
  35. Бондаревский- Е. Я. Методология построения должных норм физической подготовленности: методические рекомендации / Е. Я. Бондаревский, М. В. Стародубцев, IO. Ii Кочарян. М., 1983. — 34 с.. '
  36. Бондаревскищ Е. Я-, Структура физической подготовки дошкольников / Е. Я. Бондаревский, Ю. В. Демьяненко // Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников: сборник научных трудов. М., 1988. -С. 29−31.
  37. , С.Б. Оптимальный двигательный режим для студентов специальной медицинской группы: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Б. Бондарь. Малаховка, 1984. — 24 с.
  38. , В.Г. О возможном повышении физической работоспособности студентов специального отделения / В. Г. Булате, Э. Б. Бреманис // Теория и практика физической культуры. 1976. — № 11. — С. 55−58.
  39. , Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: учебное пособие для техникумов / Э. Г. Булич. М.: Высшая школа, 1986.-255 с.
  40. , П.В. Анализ нейрофизиологических механизмов оптимального управления в деятельности центральной нервной системы / П. В. Бундзен // Эволюция, экология, мозг. JL: Медицина, 1972. — С. 252−261.
  41. , М.В. Система оценки физических кондиций юношей 15−17 лет: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. В. Бурчик. М., 1995. — 20 с.
  42. , Г. А. Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов на основе контроля их психофизического состояния : автореф. дис.. канд. пед. наук / Галина Алексеевна Вайник. СПб., 1995.
  43. , Ю.Ф. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. Ф. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1985.
  44. , Ю.Ф. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. Ф. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с.
  45. , Ф.В. Способ экспресс-контроля за уровнем физического состояния человека / Ф. В. Викторов // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С. 26−28.
  46. , Т.Е. Принципы формирования и организация< физического воспитания в специальных медицинских группах / Т. Е. Виленская // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 1. — С. 52−54.
  47. , М.Я. Повышение воспитательно-образовательного потенциала физической культуры в формировании личности современногоспециалиста / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. — 1987.-№ 10.-С. 11−13.
  48. , П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни: учебное пособие / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. -М.: Советский спорт, 1996. — 592 с.
  49. , П.А. О современной концепции развития физической культуры и спорта / П. А. Виноградов // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта / Уральск, гос. акад. физ. культ. -Челябинск, 1997.-С. 15−34.
  50. , А.А. Аэробные упражнения / А. А. Виру, Т. А. Юримяэ, Т. А. Смирнова. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 142 с. (Наука — здоровью).
  51. , В.В. О работе по физической культуре с третьей (врачебной) группой в Высших учебных заведениях / В. В. Витшас // Теория и практика физической культуры. 1939. — № 5. — С. 46−51.
  52. , A.M. Физическое воспитание студентов специальных групп в высшей школе: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.M. Вишневский. -Л, 1953.-24 с.
  53. Волейбол: учебник для высших учебных заведений физической культуры / под ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. М.: СпортАкадемПресс, 2002.-368 с.
  54. , А.Г. Физические нагрузки для студентов с отклонениями со стороны сердечно-сосудистой системы / А. Г. Волков // Теория и практика физической культуры. 1977. — № 4. — С. 14−16.
  55. , И.П. Практикум по спортивной психологии / И. П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. 288.С.: ил. — (Практикум по психологии).
  56. , Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б. А. Вяткин. -М.: Физкультура и спорт, 1978.
  57. , И.Л. Технология обучения плаванию: учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / И. Л. Ганчар. — М.: СпортАкадемПресс, 2002. 271 с.
  58. , Е.В. Физическая подготовка школьниц старших классов на основе учета оздоровительной эффективности: дис.. канд. пед. наук / Е. В. Гапоненко. Малаховка, 1999.
  59. , Т.Д. Кожные узоры кисти и стопы обезьян и человека / Т. Д. Гладкова. М.: Наука, 1966. — 151 с.
  60. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Глас, Дж. Стэнли. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  61. , Э.А. Способности и склонности / Э. А. Голубева. М., 1989.
  62. , Э.А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. М.: Прометей, 1993.
  63. , В.И. Роль типологических особенностей нервной системы в запоминании и сохранении физических упражнений / В. И. Гончаров // Психомоторика. Л., 1984.
  64. , Г. Д. Влияние физических нагрузок на психические процессы (на материалах исследования пловцов): автореф. дис.. канд. наук / Г. Д. Горбунов. Л., 1967.
  65. , Г. Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Г. Д. Горбунов. СПб., 1994.
  66. , Ю.Я. Индивидуальный стиль волевой активности и его системообразующая функция / Ю. Я. Горбунов // Системной исследование индивидуальности. — Пермь, 1991. — С.
  67. , Ю.Я. Особенности структуры волевой активности в различных видах спорта / Ю. Я. Горбунов, С. Я. Самулкин // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 2. — С. 25−41.
  68. , Н.Д. Проба с повторными нагрузками / Н. Д. Граевская // Спортивная медицина. -М.: Физкультура и спорт, 1980.
  69. , К.Х. Основы обучения физическим упражнениям / К. Х. Грантынь // Теория физического воспитания. — М., 1953. С.
  70. , Г. Г. К вопросу о влиянии тренировочных нагрузок различной интенсивности на умственную работоспособность / Г. Г. Грохольский // Тезисы республиканской научно-методической конференции, Могилев, 15−17 сент., 1985.-Могилев, 1985.-С.
  71. , И.А. Медико-социальные проблемы формирования здорового образа жизни: обзорная информация / И. А. Гундаров, Н. В. Киселева, О. С. Копина // Формирование здорового образа жизни. М.: Союзмединформ, 1989.-Вып. 2.-83 с.
  72. , И.С. Морфогенез и генетика гребешковой кожи / И. С. Гусева. — Минск: Беларусь. 1986.
  73. , И.С. К вопросу о полигонном исследовании капиллярного узора пальцев / И. С. Гусева // Вопросы антропологии. 1967. — вып. 27. — С. 128 130.
  74. , И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки / И. А. Гуревич. Изд. 2-е перераб. и доп. — Минск: Высшая школа, 1980.-256 с.
  75. , Ю.Г. Структура, измерение и пути совершенствования физической подготовленности студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. Г. Данилов. М, 1977. — 20 с.
  76. , К.В. Десять уроков психофизической тренировки / К. В. Динейка. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 63 с.
  77. , Э.Д. Четвёртая школьная реформа в России: пособие для преподавателей / Э. Д. Днепров. М.: Интерпракс, 1994. — 163 с.
  78. , В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В. И. Дубровский. М.: Флинта, 1999. — 560 с.
  79. , А.О. Здоровье студентов с позиции профессионализма / А. О. Егорычев, Б. Н. Пенцик, К. А. Бондаренко // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 2. — С. 53−56.
  80. , В.В. Игровой метод как фактор повышения эффективности учебных занятий по физическому воспитанию студенток основного отделения: автореф. дис.. канд. пед. наук /В.В. Ермоленко. Омск, 1989.
  81. , Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. — М.: Академия, 2002. 262 с.
  82. , В.П. Уровень физической активности студентов в аспекте образа жизни / В. П. Жидких // Физическое воспитание, спорт и бизнес: теория и социальная практика: тезисы международной научно-практической конференции. Минск, 1994. — С. 32−33.
  83. , М.М. Влияние различных режимов двигательной активности на функциональное состояние организма студентов: автореф. дис.. канд. биол. наук / М. М. Жуков. Новосибирск, 1986. — 22 с.
  84. , Л.Г. Дифференцированный подход в развитии двигательных способностей школьников 10−12 лет различных соматотипов: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Г. Забелина. Тюмень, 2004.
  85. , А.И. Совершенствование методики занятий по физической культуре у студенток СМГ на основе их программирования: автореф. дис.. канд. пед. наук / Александра Ивановна Загревская. — Томск, 2000.
  86. , В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий : дис.. д-ра пед. наук / В. В. Зайцева. — М., 1995.-322 с.
  87. , Б.К. Умственная и физическая работоспособность студентов в условиях различных двигательных режимов / Б. К. Замаренов // Теория и практика физической культуры. 1972. — № 2. — С. 46−53.
  88. , В.М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. —ч
  89. М.: Физкультура и спорт, 1970. 200 с. ^
  90. , В.М. Проблема оценки спортивных достижений: лекция для студентов / В. М. Зациорский, Е. Я. Бондаревский, А. Н. Петросян. — М., 1975.-66 с.
  91. , В.М. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека / В. М. Зациорский, Л. П. Сергеенко // Теория и практика физической культуры. — 1975. № 6. — С. 22−28.
  92. , B.C. Основы математической статистики : учебное пособие для ин-тов физ. культуры / B.C. Иванов. М.: Физкультура и спорт, 190. — 180 с.
  93. , Л.Я. Методика контроля физического состояния населения при подготовке к выполнению норм комплекса ГТО: методические рекомендации / Л. Я. Иващенко, Е. Ф. Пирогова, В. А. Уваров. М., 1984. — 36 с.
  94. , С. Компоненты физической работоспособности в их соотношении со стабильностью здоровья / С. Израэль // Проблема совершенствования нормативных требований физического воспитания в ГДР и СССР: сборник научных трудов. М., 1984. — С. 52−62.
  95. , Е.П. Проблема оптимального соотношения между умственной и физической деятельностью / Е. П. Ильин // Оптимальное соотношение междуумственной и физической деятельностью у студентов педагогических институтов. JL, 1976.
  96. , Е.П. Одаренность, способности, качества — синонимы или разные понятия? / Е. П. Ильин // Теория и практика физической культуры. — 1981. -№ 9.-С. 48−51.
  97. , Е.П. Психофизиология физического воспитания: (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности) / Е. П. Ильин. — М.: Просвещение, 1983.
  98. , Е.П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения /Е.П. Ильин // Вопросы психологии. 1983. — № 5. — С.
  99. , Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению / Е. П. Ильин // Психологический журнал. 1987. — № 2. — С.
  100. , Е.П. Психология воли / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. — 230 с. — (Мастера психологии).
  101. , Е.П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2003. — 384 е.: ил. — (Учебник нового века).,
  102. , Е.П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2004. — 701 е.: ил. (Мастера психологии).
  103. , В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов / В. И. Ильинич. М.: Просвещение, 1978. — 144 с.
  104. , В.И. Средства физической культуры и спорта в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности: перспективы разработки проблемы / В. И. Ильинич // Теория и практика физической культуры.- 1987.-№ 10.-С. 15−16.
  105. , Т.А. Дифференцированная методика физического воспитания студентов СМГ, как средство профессионально-прикладной физической подготовки: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. А. Ильницкая. — М., 1993.
  106. , В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В. П. Казначеев, P.M. Баевский, В. П. Берсенева. -Л.: Медицина, 1980. 208 с.
  107. , В.П. Очерки теории и практики экологии человека / В. П. Казначеев. М.: Наука, 1983. — 260 с.
  108. , В.П. Адаптация и конституция человека / В. П. Казначеев, С. В. Казначеев. Новосибирск: Наука, 1986. — 120 с.
  109. В.Л. Спортивная медицина: учебник для ин-тов физ. культуры / В. Л. Карпман. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 304 е.: ил.
  110. , В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. В. Гудков. М.: Физическая культура и спорт, 1988.
  111. , Д.Е. Спортивное плавание / Д.Е. Каунсилмен- пер. с англ. Л. П. Макаренко. -М.: Физкультура и спорт, 1982.
  112. , Н.Н. Исследование показателей дерматоглифики у спортсменов-конькобежцев различных квалификаций / Н. Н. Классен, П. В. Смирнова, Ж. И. Шелепова // Новости спортивной и медицинской антропологии. М., 1991. — С. 81−82.
  113. , А.И. Биологические проблемы учения о конституциях человека/ А. И. Клиорин, В. П. Чтецов. Л.: Наука, 1979. — 164 с.
  114. , Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека / Ю. П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 7. — С. 20−24.
  115. , В.А. Физическая культура в обеспечении здоровья ипрофессиональной психофизической готовности студентов / В.А. Коваленкоs
  116. Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт).- М.: Полиграф-сервис, 2002. С. 43−66.
  117. , Т.Г. Биоинформационные технологии при проблемно-модульном обучении в системе физического воспитания и реабилитации студентов с ослабленным здоровьем: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Т. Г. Коваленко. Волгоград, 2000. — 54 с.
  118. , О.А. Организация и планирование занятий по физическому воспитанию студентов специального учебного отделения : учебно-методическое пособие / О. А. Козлова. М., 2003. — 48 с.
  119. , О.А. Проблема осознанного регулирования сенсомоторнойдеятельности: автореф. дис.. д-ра пед. наук / О. А. Конопкин. — М., 1977. f
  120. , А.А. Норма как закономерное явление / А. А. Корольков, В. В. Петленко // Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. — М.: Медицина, 1977. С. 123−127.
  121. , В.М. Комбинированный подход в процессе физического воспитания студентов СМГ в условиях педагогического вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. М. Крылов. Челябинск, 2000.
  122. , З.С. Сравнительная характеристика направленного развития физических качеств / З. С. Крылов // Тезисы докладов 10 республиканской научно-методической конференции (Могилев, 15−17 сент. 1985). Могилев, 1985.-С.
  123. , К. Аэробика для хорошего самочувствия: пер. с англ. / К. Купер. Изд. 2-е перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 224 с.
  124. , Ю.С. Теоретические и методические основы построения антропометрических стандартов широкого и продолжительного действия: автореф. дис.. д-ра биол. наук / Ю. С. Куршакова. — М., 1987. 48 с.
  125. , В.М. Метод оценки физической подготовленности / В. М. Лабскир, А. И. Любиев, З. А. Близнецова // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 2. — С. 48−50.
  126. , Г. Ф. Биометрия: учебное пособие для биол. спец. Вузов / Г. Ф. Лакин. Изд. 4-е, перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1990. — 352 с.
  127. , В.И. Результаты психологических исследований среди студентов технических вузов / В. И. Ларионова // Физическая культура и здоровый образ жизни: тезисы Всесоюзной научно-практической конференции (Севастополь, 16−21 февр. 1990). -М., 1990.
  128. , П.Ф. О физическом образовании в школе // Собр. пед. соч. М, 1954.-Т. 5.-С.
  129. Лечебная физическая культура: учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. С. Н. Попова. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 271 е.: ил.
  130. , А.Е. Индекс физического здоровья подростков / А. Е. Лещинская, С. Б. Зисельман, В. А. Шайдулин // Медицина и спорт. 2005. — № З.-С. 18.
  131. , Л.И. К концепции физического воспитания студентов / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1993. — №№ 5−6. — С. 15.
  132. , Ю.Е. К вопросу о прогнозировании развития некоторых функциональных качеств организма по данным оценки морфологическихпризнаков / Ю. Е. Лукьянов // Морфологические основы спортивной морфологии.-М., 1997.-С. 133−135.
  133. , А.А. Проблемы систематики / А. А. Любищев // Проблемы эволюции. Новосибирск, 1968. — С. 7−29.
  134. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития/В.И. Лях. -М.: Тера-Спорт, 2000. 192 с.
  135. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителей /В.И. Лях. -М.: ACT, 1998.
  136. , В.Д. Обучение движениям (двигательным действиям) / В. Д. Мазниченко //Теория и методика физического воспитания. М., 1976. — Т.1. -С.
  137. , В. Д. Методологические предпосылки к пониманию сущности и механизмов двигательных навыков / В. Д. Мазниченко // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 7. — С. 49−50.
  138. , Г. А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г. А. Макарова. Краснодар, 2000. — 198 с.
  139. , Э.Г. Методы исследования в спортивной антрополигии в спортивной антрополигии / Э. Г. Мартиросов. — М.: Физкультура и. спорт, 1982.- 199 с.
  140. , А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи (медико-социальные аспекты) / А. В. Мартыненко, Ю. В. Валентик, В. А. Полесский. М.: Медицина, 1988. — 192 с.
  141. , И.П. Определение оптимального режима деятельности студентов /И.П. Мархасина // Теория и практика физической культуры. — 1972. № 7. — С. 52−53.
  142. , Л.П. Основы спортивной тренировки: учебное пособие для институтов физической культуры / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1977.- 180 с.
  143. , Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / Л: П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991.
  144. , М.Г. Организация и методика по физическому воспитанию с учащимися средних специальных учебных заведений, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Г. Мацук. -М., 1966.-24 с.
  145. , В.И. О лечебной физкультуре в вузах / В. И. Мачинский // Теория и практика физической культуры. — 1951. № 7. — С. 69−70.
  146. Методические рекомендации по оценке физической подготовленности учащихся городских общеобразовательных школ различных климато-георгафических зон СССР/ Ю. Л. Сбруев и др. М., 1985. — 99 с.
  147. , В.А. Физическое воспитание студентов вузов, зачисленных в специальную медицинскую группу / В. А. Моргачев, Н. В. Петров, Н. Н. Тарасенко. М.: Высшая школа, 1965. — 151 с.
  148. , И.А. Планирование учебных занятий- по физическому, воспитанию студентов специального медицинского отделения вуза / И. А. Моргина, Н. Ф. Брушковская, О. А. Козлова. Алма-Ата, 1989. — 70 с. ,
  149. , А.И. Влияние генетических и средовых факторов на развитие моторных способностей / А. И. Москатова. М., 1983. — 39 с.
  150. , В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицин. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  151. , И.Ю. Организационно-методические условия оптимизации физического воспитания студенток вуза, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ: автореф. дис.. канд. пед. наук / Инесса Юревна Никитина. — Орел, 2005.
  152. , Б.А. Количественные показатели дерматоглифики близнецов / Б. А. Никитюк // Вопросы антропологии. М., 1977. — Вып. 50. — С. 68−84.
  153. , Б.А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма: анализ наследственных и средовых влияний на постнатальный онтогенез / Б. А. Никитюк. М.: Наука, 1978. — 144 с.
  154. , Б.А. Показатели дерматоглифики как критерии отбора в спорте / Б. А. Никитюк, В. И. Филиппов // Критерии анатомо-антропологического контроля в спорте. — М., 1982. С. 117−118.
  155. , Б.А. Генетические маркеры и их роль в спортивном отборе / Б. А. Никитюк // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 11. — С. 38−40.
  156. , Б.А. Генетические маркеры в антропогенетике и медицине / Б. А. Никитюк. Хмельницкий, 1988. — 133 с.
  157. , Б.А. Конституция как прогностический фактор в медицинской и спортивной антропологии / Б. А. Никитюк // Новости спортивной и медицинской антропологии. М., 1990. — С. 35−51.
  158. , И.В. Программирование циклических нагрузок в занятиях студентов с учётом их индивидуальных особенностей: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Никишин. М., 1993. — 22 с.
  159. , И.М. Физическая подготовка девушек СМГ в средних учебных заведениях на основе учета оздоровительной эффективности нагрузок: автореф. дис.. канд. пед. наук / Инесса Михайловна Николаичева. -Малаховка, 1997.
  160. , P.M. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании студентов 1−4 курсов технического вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук/P.M. Носова. -М., 1988.
  161. , Н.Н. Современная система спортивной тренировки / Н. Н. Озолин. -М.: Физкультура и спорт, 1970. 479 с.
  162. , Я. Факторный анализ / Я. Окунь. М.: Статистика, 1974. — 200 с.
  163. Оценка физической подготовленности и физического развития учащейся молодёжи г. Москвы: методические рекомендации / Ю. И. Сбруев и др. — М., 1983.-47 с.
  164. , А.И. Влияние специальных упражнений на развитие скоростно-силовых качеств студенток со слабой физической подготовкой / А. И. Панин // Теория и практика физической культуры. 1970. — № 9. — С. 47−50.
  165. , Н.В. Занятия со студентами специального отделения / Н. В. Петров, B.C. Щербаков, Б. И. Волков // Теория и практика физической культуры. 1971. — № 9. с. 54−56.
  166. , Н.И. Информатизация физической культуры: проблемы, перспективы / Н. И. Пономарев, С. С. Филиппов // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 10. — С. 14−15.
  167. , В.В. Физическая культура и здоровье / В. В. Пономарева. -М., 2001.-290 с.
  168. , Г. И. Влияние различных видов учебных занятий по физическому воспитанию на умственную работоспособность студентов вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. И. Птицын. М., 1980. — 21 с.
  169. , А.Ц. Проблема произвольной (психической) регуляции двигательной деятельности в спорте / А. Ц. Пуни // Теория и практика физической культуры. — 1966. № 1. — С.
  170. , А.И. Диагностика спортивных способностей методом дерматоглифики / А. И. Пустозеров, Т.М. Мелихова- Уральск, гос. акад. физ. культуры. Челябинск, 1996. — 32 с.
  171. , Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов / Р. Т. Раевский. — М.: Высшая школа, 1985. — 136 с.
  172. , М.Д. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе / М. Д. Рипа, В. К. Велитченко, С. С. Волкова. -М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  173. , Н.В. Творческая одаренность и свойства личности (Экспериментальное исследование актерской одаренности) / Н. В. Рождественская // Психология процессов художественного творчества. — JL, 1980.-С.
  174. , C.JI. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -М.: Наука, 1976.
  175. , В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В. М. Русалов. М: Наука, 1979. — 352 с.
  176. , В.П. Влияние дифференцированных нагрузок на физическую и умственную работоспособность студенток: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. П. Русанов. Л., 1982. — 24 с.
  177. , П.В. Дифференцированный подход к подготовке студенток вузов к сдаче норм комплекса ГТО: автореф. дис.. канд. пед. наук / П. В. Саламатов. Киев, 1984. — 23 с.
  178. , М.Ф. Динамика физического состояния за годы обучения в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Ф. Сауткин. Рязань, 1969. — 23 с.
  179. , М.Ф. Медико-биологические аспекты физического развития школьников и студентов / М. Ф. Сауткин. М., 1992. — 168 с.
  180. , Д.Д. Особенности дерматоглифики у спортсменов некоторых специализаций / Д. Д. Сафарова, В. А. Колтунова, Ф. А. Хамраева // Современная морфология физической культуры и спорта. Д., 1987. — С. 153.
  181. , Ю.И. Организация и методика комплексной оценки физического состояния населения: методические рекомендации / Ю. И. Сбруев, В. В. Кудрявцев, Е. В. Степанчикова. М., 1986. — 29 с.
  182. , JI.A. Коррекция физической подготовленности студентов специальных медицинских групп с использованием индивидуальных программ / JI.A. Семенов, П. В. Шлыков // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 1. — С. 43.
  183. , Л.П. Генетические маркеры быстроты обучения двигательным действиям человека / Л. П. Сергеенко, В. П. Кореневич // Функциональная морфология. Новосибирск, 1984. — 210 с.
  184. , А.Ф. Самоконтроль физкультурника / А. Ф. Синяков.- М.: Знание, 1987.-96 с.
  185. , Н.С. Опыт морфофункциональной характеристики основных типов телосложения мужчин / Н. С. Смирнова // Вопросы антропологии. М., 1971.-Вып. 38.-С. 15−33.
  186. Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е. — М.: Советская энциклопедия, 1987.-С. 901−902.
  187. , Е.Б. Дерматоглифика в прогнозировании спортивных задатков / Е. Б. Сологуб, В. Н. Гаймедов // Спортивная генетика. М.: Терра-спорт, 2000. — С. 44−48.
  188. , В.Д. Конституция человека и адекватные физические нагрузки / В. Д. Сонькин, В. В. Зайцева // Проблемы физического состояния иработоспособности детей и молодежи: тезисы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1994. — С. 12−13.
  189. , Дж. Рост и конституция человека / Дж. Таннер // Биология человека / Дж. Харрисон и др. М., 1979. — С. 366−471.
  190. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. — Изд. 2-е, испр. М.: Советский спорт, 2004. — 464 с.
  191. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М., 1961.-536 с.
  192. , А.Я. Методологические аспекты первичной профилактики остеохондроза позвоночника / А. Я. Тихонова // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 1990. — № 6. — С. 34−37.
  193. , И.Т. Влияние физической нагрузки на психомоторные процессы музыкантов / И. Т. Толкачева // Теория и практика физической культуры. 1980.- № 5. — С.
  194. , Е.А. Кожный рисунок руки: Наследственность и здоровье / Е. А. Трепаков // Твое здоровье. 1989. — № 1. — С. 44−47.
  195. , В.И. Организация и проведение занятий по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы: методические указания / В. И. Тулубаева. Уфа, 1996.
  196. , И.М. Структура психофизической подготовленности человека: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. М. Туревский. М., 1998. — 50 с.
  197. , А.А. Физиология двигательного аппарата / А. А. Ухтомский // Собрание соч. Л., 1951. — Т. 3. — С.
  198. Физическая культура: примерная учебная программа по физической культуре для высших учебных заведений: инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. М., 1994.
  199. , В.И. Использование данных дерматоглифики как раннего прогнозирования и направленного воспитания двигательных качеств / В. И. Филиппов. Новосибирск, 1984. — 205 с.
  200. , Д.А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании старшеклассников: автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. А. Фильченков. М., 1995. — 23 с.
  201. , Р. Модели техники спортивных способов плавания с методикой совершенствования и контроля: учебный материал / Р. Хальянд, Т. Тамп, Р. Каал. Таллинн, 1986.
  202. , Л.И. Роль физического воспитания в адаптации студентов к условиям вуза: дис.. канд. пед. наук / Л. И. Хлупина. Л., 1980.
  203. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: Академия, 2000. — 480 с.
  204. , Т.Ш. Спецкурс «Твое здоровье» для студентов-математиков / Т. Ш. Чарыева // Физическая культура и здоровый образ жизни: тезисы
  205. Всесоюзной научно-практической конференции (Севастополь, 16−21 сентября 1990). -М., 1990. С.
  206. , Е.М. Диагностика опорно-двигательного аппарата юных каратистов / Е. М. Черткова // Медицина и спорт. 2005. — № 3. — С. 16.
  207. , А.В. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем / А. В. Чоговадзе, В. Д. Прошляков, М. Г. Мацук. — М.: Высшая школа, 1986. 145 с.
  208. , А.В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / А. В. Чоговадзе, М. М. Рыжак // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 7. — С. 8−10.
  209. , В.П. Строение тела и спорт / В. П. Чтецов. М.: Изд-во МГУ, 1968.- 152 с.
  210. , Л.В. Об управлении движениями человека / Л. В. Чхаидзе. — М.: ФиС, 1970.
  211. , В.Д. Проблемы профессиональных способностей / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1982. — № 5. — С.
  212. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М., 1994.-298 с.
  213. , В.Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1996.
  214. , В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В. Б. Шварц, С. В. Хрущев. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 151 с.
  215. , Ф.М. Естественный отбор и наследственность / Ф. М. Шеппард. -М.: Наука, 1970. 216 с.
  216. , П.В. Коррекция физической подготовленности студентов СМГ с использованием индивидуальных программ: автореф. дис.. канд. пед. наук / Петр Валерьевич Шлыков. Екатеринбург, 2002.
  217. , И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии / И. И. Шмальгаузен. М.: Наука, 1982. — 383 с.
  218. , М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы / М. Р. Щукин // Психологический журнал. — 1995. № 2. -С.
  219. , А.В. Перестройка в дидактике физкультуры / А. В. Шустов // Физическая культура и здоровый образ жизни: тезисы Всесоюзной научно-практической конференции (Севастополь, 16−21 сентября 1990 г.). — М., 1990.-С.
  220. , А.Р. Методика выбора средств и форм занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных особенностей личности: методические рекомендации / А. Р. Якубовская. М., 1984. — 32 с.
  221. Barnet, J.T. A statistical evaluation of joint range data / J.T. Barnet, I. Emanuel, B.A. //Truett USAF WADC Techn. Rept. 1957. — P. 57−311.
  222. Berry, C.A. An approach to good heath for employes and reduced health care costs for indastry / C.A. Berry. Washigton, DC. Health Industry Association of America, 1981.-256 p.
  223. Datton, R.W. Implementing Health Fitness Programs / R.W. Datton, J.M. Corry, L.R. Gettman, J.S. Graf // Campaing. illinois Hum.Kin.Publ. Inc. 1986. 291 P
  224. Eurofit for adults. Assessment of health-related fitness/Ed.by P. Oja and B.TuxWorth.- Strasbourg Council of Europe. -1995. 83 p.
  225. Exercise enhances self-image relienes stress and anxiety. Randal Wellness Newsletter, vol.1. December 1989. 8 p.
  226. Eysenck, H.J. The Ress-Eysenck body index and Sheldons somatotype system / H.J. Eysenck. J. Mental Sci., 1959. vol.105. — P. 1053−1058.
  227. Fiske, D.W. A stady of relationships to somatotypes / D.W. Fiske.-J.Appl.Psychol, 1944. vol.28. -N 4. P. 504−519.
  228. Fundamentals of exercise testing / Andersen K.L. Shephard R.J. Denolin H. Et al.// World Health Organization. Geneva. 1971. — 173 p.
  229. Glueck, S. Unravelling Juvenile deliquency / S. Glueck, H. Glueck. New York. Commonwealth Fund, 1950.
  230. Hooton E. A Handbook of Body Types in the Unated States Army. Cambridge. (Mass.) Univ. Press. 1951.
  231. Howard, J.H. et al. Physical Activity as a moderator of life events and somatic complaints / J.H. Howard et al. Applied Sport Sciences. 9. 1984. — P. 195−200.
  232. Israel, S. Exercise induced adaptations and the concept of physical normality / S. Israel // New horizons of human movement. 1. Interdiciplinary seminars. Abstract of Seoul Olympic Scientific Coungress. — Seoul, 1988. — P. 1−8.
  233. Klausmeier, H.J. Relationship among physical mental nad achievement measures in children of low / H.J. Klausmeier, I.J. Lehmann, A. Beeman // Average and high intelligence. Child.Develop. Abstrs and Bibliogr, 1960. vol.34. -N408.-P. 110−111.
  234. Jeffery, W.F. The personal Stress -Reduction Program / W.F. Jeffery, D. Magers // Englewood Cliffs. New Jercy, 1987. 136 p.
  235. Kretschmer, E. Kormerbau und Charakter / E. Kretschmer // 1. Ausg. Berling. Springer. 1955.
  236. Lubin, A. A note of Sheldons table of correlations between temperamental traits / A. Lubin Brit. J.Phychol. 1950.- N 1.- P. 186−189.
  237. Pavett, C.M. Exercise as a buffer agaist organizational stress / C.M. Pavett et al. // Stress Medicine. 3, 1984.- P. 87−92.
  238. Pollock M.L. Wilmore J.H. Fox S.M. Exercise in Health and Disease. -Philadelhia. WB Saunders Co. 1984. — 357 p.
  239. Sheldon, W.H. Social traits and morphological types / W.H. Sheldon. -J.Personel Res. 1927. vol.6. N 1. — P. 47−55.
  240. Sheldon, W.H. The Varieties of Temperament. Psychology of Constitutional Differences / W.H. Sheldon, S.S. Stevens. -New York Harper, 1942.
  241. Sills, F. The relationship of extreme somatotypes to performace in motor and strength tests / F. Sills, P. Everett. Res. Quart, 1953. vol.24. — P. 223−228.
  242. Sills, F. Prediction of performance on physical fitness tests by means of somatotype ratings / F. Sills, J. Mitchem. Res. Quart, 1957. vol.28. — P. 64−71.
Заполнить форму текущей работой