Педагогические условия организации профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала
В нагнем исследовании разработана интегративно — модульная технология, которая создаст эффективность процесса профессионально — личностного развития специалиста, реализуется в системе спецкурсов и спецпрактикумов, делает профессиональное становление одновременно и процессом самообучения, саморазвития, самовоспитания и организует творческую личность менеджера туризма природной рекреации… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЫ 1АЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА СРЕДСТВАМИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРИРОДНО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Проблемы развития туризма средствами регионального 8 природно-рекреационного потенциала на современном этапе
- 1. 2. Характеристика природно-рекреационных ресурсов Урала
- 1. 3. Особенности профессиональной подготовки специалистов 49 средствами регионального природно-рекреационного потенциала в условиях Свердловской области
- Выводы по главе
- ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТСКИХ КАДРОВ СРЕДСТВАМИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРИРОДНО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
- 2. 1. Модель профессиональной подготовки менеджера в 65 Свердловской области средствами регионального природно-рекреационного потенциала
- 2. 2. Содержание образования студентов с использованием 84 регионального природно-рекреационного потенциала
- 2. 3. Эффективные методы и формы обучения студентов 118 средствами природной рекреации
- 2. 4. Итоги опытно-экспериментальной работы
- Выводы по главе 2
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143 БИБЛИОГРАФИЯ
Педагогические условия организации профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Сегодня в качестве основных принципов трудовой деятельности выдвигается необходимость постоянного обновления знаний и освоения новых специальностей. Приоритетное значение приобретает в настоящее время воспитание личности, направленное на развитие творческого мышления и инициативы на всех стадиях общеобразовательной и профессиональной подготовки. Перспективным для экономики уральского региона является развитие туризма и экскурсий в рекреационной деятельности (сфере кратковременного и длительного отдыха населения). Все это обостряет необходимость прогнозирования территориального развития, управления и технологии новой отрасли непроизводственной сферы — рекреационного обслуживания. К социально-экономической проблематике туризма и экскурсий относятся некоторые аспекты территориального размещения туристско-экскурсионных учреждений, затрагивающие вопросы влияния туризма на формирование единой и региональных систем расселения в стране: воздействие туризма как фактора рационального использования трудовых ресурсовместо туризма в территориальном разделении труда и специализации районов страны по обслуживанию туристов и экскурсантовнационально-этнографические, социальные и культурные особенности регионов. Указанные аспекты определяют региональное развитие туризма и экскурсий с учетом территориальных, природно-климатических, экономико-географических, социально-культурных и демографических факторов. Для этого необходимо: дальнейшее развитие туризма и экскурсий с целью превращения их в повседневную потребность человекареализация программ развития, реконструкция и расширение материальной базы туризма и экскурсий, сети соответствующих организаций и учрежденийповышение социальной и экономической эффективности туристско-экскурсионного дела, улучшение его технологий и управленияосуществление необходимых мероприятий по развитию сети проката, производства туристско-экскурсионного инвентаря и снаряжения, улучшению рекламы туристских маршрутов, экскурсий. В целом можно констатировать, что за прошедшие 10 лет система взаимоотношений субъектов образовательной деятельности в регионе активно развивается.
Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Решение вопросов развития туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала не может успешно осуществляться вне связи с современными достижениями теории общей педагогики и социально-историческим анализом процесса развития образования в России.
Теория и методология педагогических исследований раскрывается в трудах В. С. Леднева, А. М. Новикова, М. Н. Скаткина и др. Общенаучным и частнонаучным теориям и концепциям, касающимся проблем сущности и природы человека, посвящены работы К.А.Абульхановой-Славской, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Э. Фромма и др. Теории деятельности социальных структур в обществе, взаимодействия человека и общества раскрываются в трудах В. Г. Афанасьева, А. А. Бодалева и др. Социализации личности и социальному воспитанию посвящены труды В. Г. Бочаровой, О. С. Газмана и др. Раскрытию сущности социального образования посвящены исследования В И. Жукова, С. И. Григорьева и др. Формируя содержательный модуль профессионально-прикладных программ, мы опирались на теоретически обоснованную модель структуры содержания образования (В.В. Краевский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер и др.), которая включает в себя основные сферы развития личности — развитие индивидуальных потребностей, интересов и склонностей, направленности, коммуникативности.
Базой исследования в области теории и методики профессионального образования являются фундаментальные работы В. А. Квартальнова, И. В. Зорина, А. Н. Новикова, А.А. Остапца-Свешникова,.
B.C. Преображенского, И. Д Солодухина и др. Вопросы мониторинга в системе образования на различных управленческих уровнях рассмотрены в работах М. П. Афанасьевой, Г. В. Гутник, В. А. Кальней, И. С. Клейман,.
C.А. Козловой, А. И. Севрук, С. Е. Шишова.
Туризм и экскурсии — заметное явление в социальной инфраструктуре экологического развития страны, фактор рационального использования трудовых ресурсов, занятости населения страны и его оптимального расселения. Туризм и экскурсии оказывают влияние на формирование ресурсного потенциала региона и его функциональную специализацию. В то же время использование рекреационных возможностей в целях туризма недостаточно развито по ряду причин, которые указываются многими исследователями. Одна из нихнедостаточная подготовленность и отсутствие профессиональных кадров, способных квалифицированно и грамотно представлять туристско-экскурсионные услуги с учетом возможностей региона. Отсутствует в перечне профессиональных квалифицированных кадров такая специальность, как гид-проводник. Этот специалист способен оказать первую медицинскую помощь туристам, приготовить для них пищу в полевых условиях, умеет ориентироваться на местности и т. д.
Все вышеперечисленное актуализирует проблему развития туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала, что и определило выбор темы нашего исследования. Проблема исследования: каковы педагогические условия организации профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала.
Цель исследования: состоит в разработке содержания, методов и форм использования природно-рекреационного потенциала в профессиональной подготовке менеджеров туризма и экспериментальной проверке их эффективности.
Объект исследования: профессиональная подготовка менеджеров сферы туризма.
Предмет исследования: содержание, методы и формы использования природно-рекреационного потенциала региона в профессиональной подготовке менеджеров туризма.
Гипотеза исследования. Профессиональная подготовка менеджеров туризма средствами природного рекреационного потенциала будет эффективна и способствовать продвижению туристского продукта на рынке услуг, если:
— сформулированы требования к профессиональным знаниям и навыками специалистов, работающих в сфере туризма, обоснованы задачи развития экотуризма и освоения туристских ресурсов Свердловской области.
— разработаны принципы организации профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала и предложена структура модели профессиональной подготовки менеджера в Свердловской области средствами регионального природно-рекреационного потенциала.
— выявлены функции экологического туризма, способствующие культивированию в обществе трепетного отношения к окружающей природной среде Разработаны критерии эффективности организации профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала.
— обоснованы педагогические условия организации профессиональной подготовки менеджеров средствами регионального природно-рекреационного потенциала.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой в диссертации решались следующие задачи:
1. На основе выявления требований к профессиональным знаниям и навыками специалистов, работающих в сфере туризма, обосновать задачи развития природно-рекреационных ресурсов Свердловской области.
2. Разработать педагогическую модель профессиональной подготовки менеджера в Свердловской области средствами регионального природно-рекреационного потенциала.
3. Выявлены функции экологического туризма и разработать критерии эффективности организации профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала.
4. Обосновать педагогические условия организации профессиональной подготовки менеджеров средствами регионального природно-рекреационного потенциала.
Методологическая основа исследования. Важное значение для формирования базисной концепции исследования имеют: системный подход, позволяющий представить систему целостно и рассмотреть ее как взаимосвязанную совокупность компонентовфункциональный подход, с помощью которого определено назначение каждого компонента и системы в целомфакторный подход, позволяющий выявить и классифицировать противоречия, действующие в педагогической системеантропосоциальный подход, позволяющий создать условия для личностного и профессионального развития субъекта обучения в непрерывной системе профессиональной подготовки кадров с учетом потребностей общества и возможностей обучающегося.
Методы исследования. Для проверки исходных предположений использован комплекс теоретических иэкспериментальных методов исследования: теоретические, системный анализ, позволяющий системно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в процессе развития региональной системы образованияметод структурно-функционального моделирования, необходимый для построения целостной концептуальной модели и ее отдельных элементовэкспериментальные, опросно-диагностические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа), используемые для диагностики и анализа состояния и развития региональной системы образования, эмпирические методы, включающие констатирующий и формирующий эксперименты.
Методологической основой исследования являются: социальный подход к управлению образованием (А.Дикарева, М. Мирская, П. В. Худоминский, С.Е.Шишов) — системный подход к изучению социально-педагогической деятельности (В.В.Давыдов, И. В. Зорин, У. Кинг, Н. В. Кузьмина, В. С. Леднев, А.Н.Леонтьев) — общая теория управления (Т. Бене, М. Джонсон, А. Маслоу, Э. Мэйо, Г. Сталкер, Ф. Тейлор, А. Файоль) — технология управления педагогическими системами (В.П.Симонов, Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, С. Е. Шишов, В. А. Кальней и ДР-).
Этапы исследования охватывают период 1999—2003 гг.
На первом этапе (1999;2001 гг.) осуществлялось изучение проблем регионализации образования и влияния на этот процесс регионального природно-рекреационного потенциала.
На втором этапе (2001;2002 гг.) производился ретроспективный анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам формирования образовательных срсд, регионологии, футурологических концепцийосуществлялась систематизация и обобщение теоретического и накопленного эмпирического опытаразрабатывалась концепция исследованияопределялась тема исследования.
На третьем этапе (2002;2003 гг.) разрабатывались теоретико-прикладные вопросы содержания, форм и методов профессионального образования на основе развития туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциалаобосновывались и разрабатывались критерии оценки эффективности регионального образовательного пространства. Продолжалась опытная работа по созданию педагогической системы развития туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциалаподводились итоги исследования и оформлялась диссертация.
Научная новизна исследования заключается в постановке и системном решении проблемы развития профессионального туристского образования средствами регионального природно-рекреационного потенциала:
1. Сформулированы требования к профессиональным знаниям и навыками специалистов, работающих в сфере туризма: теоретические знания (способы и методы аналитических исследований, основы анализа туристского рынка, прогнозирование маркетинговой среды и рынка туристских услуг, в вопросах ценообразования и рекламы туристского продукта) — практические навыки (в вопросах: этики и стилистики деловой речи, психологии общения, установления и развития деловых контактов, умениями аналитически мыслить, вырабатывать и принимать решения, ориентироваться в условиях рынка, планирования, контроля, управления транспортированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе туристской деятельности в процессе производства и доведения по потребителя туристского продукта, передачи, хранения и обработки соответствующей информации, навыками проведения исследований рынка и ведения рекламной деятельности) — личностные качества (ответственность, внимание, коммуникабельность деловая активность, предприимчивость и самостоятельность и др.).
2. Обоснованы задачи развития экотуризма и освоения туристских ресурсов Свердловской области: необходимость надежной оценки регионального природно-рекреационного потенциала и реально доступных ресурсовсистемная подготовка специализированных туристских кадровразработка методов экономической оценки экологических компонентов туристского продуктасоздание нормативной базы в сфере экологического туризма (паспорта территорий и туристских предприятий, критерии сертификации и т. д.) — подготовка и переподготовка профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, занимающихся обучением туристских кадровразработка и создание профессиональных стандартовформирование учебно-методической базысоздание единой непрерывной системы подготовки туристских кадров и др.
3. Разработаны принципы организации профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала: принцип презумпции образовательной потребности (акцентируется активизация познавательной деятельности, учитывающей индивидуальные потребности студента и общества в целом, соединение и сочетание различных потребностей определяет облик мотивации каждого студента) — принцип балансировки (учитывает то обстоятельство, что студенческие аудитории заполняют люди, обладающие разными типологическими особенностями нервной системы, разными целями, интересами, установками, уровнями развития и обучаемости) — принцип креативности (предполагает наличие способности к «сверхнормативной активности», что способствует переходу моральных норм, заданных в идеальном содержании внешней для индивида деятельности, во внутренние стимулы его активности).
4. Предложена структура модели профессиональной подготовки менеджера в Свердловской области средствами регионального природно-рекреационного потенциала, которую составляют четыре блока, раскрывающие ее сущность: содержание обученияформы, методы, приемывекторы профессионального ростапрофессионально-значимые личностные качества. Системообразующим фактором модели являются профессионально-значимые личностные качества менеджера сферы туризма: искусство общениякоммуникабельностьактивностьсамостоятельностьволяобязательностьдисциплинированностьработоспособностьумение применять нестандартные решения в экстремальных ситуацияхэкологически грамотное поведение.
5. Выявлены функции экологического туризма: культивировать в обществе трепетное отношение к окружающей природной средеоздоровление различных слоев населения через активные формы экологического туризмагармонизировать отношения между экологией обществом, экономикойориентировать туристские организации на сохранение и преумножение потребительской стоимости природной среды за счёт выделения части доходов от туризма на решение «больных» вопросовподчинить кратковременные интересы получения прибыли от туризма долговременным интересам сохранения природы для будущих поколенийформировать у туристов чувство личной ответственности за состояние природы и её будущее.
6. Обоснованы педагогические условия организации профессиональной подготовки менеджеров средствами регионального природно-рекреационного потенциала: организационно-координационные, способствующие творческому росту педагога через коллективные и индивидуальные формы методической работыорганизационноструктурирующих (структурирование содержания общеобразовательных, общетехнических, специальных предметов и практического обучения, при этом осуществляя конструирование, проектирование, планирование учебно-воспитательного процесса, комплексном использовании дидактических средств обучения через их классификацию и выявление функциональных возможностей применения) — информационные (использование научно-технической и психолого-педагогической информации в процессе профессионального туристского обучения).
7. Разработаны критерии эффективности организации профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала: привлекательность содержания обучения с учетом специализации в области природной рекреации — желание и стремление изучить предложенные нами дисциплины (Показатели: успеваемость, посещаемость, проявление интереса к дополнительной литературе и учебным элективам, частота выбора курсовых работ в области природной рекреации) — эффективность действия методов и форм обучения на формирование профессионально значимых качеств личности (Показатели: качество знаний, мотивация в выборе специализации, проявление поведенческих аспектов в экстремальной среде, самостоятельное руководство походами) — адаптация в реальной профессиональной деятельности (Показатели: исполнительная деятельность в тур-организациях, самостоятельное развитие туристического бизнеса в природной рекреации, карьера).
Теоретическая значимость исследования. Представляемая работа является теоретико-экспериментальным исследованием проблемы развития профессиональной подготовки менеджера сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала, которая решается в рамках системного и личностно-деятельностного подходов в теории образования. В ходе исследования: уточнены и обоснованы понятия, отражающие специфику проблемы развития профессиональной подготовки менеджера сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала, позволяющие выделить исследуемую проблему в качестве актуального направления научного поиска в области профессиональной педагогики, практики социально-педагогической деятельности. Установлен комплексный характер проблемы развития профессиональной подготовки менеджера сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала, который проявляется: в целостном взаимосвязанном влиянии природно-рекреационного потенциала на всю сферу регионального образования, включая такие ее характеристики, как ценностно-ориентационные, субъектно-деятельностные, организационно-управленческие и содержательные.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается источниковой базой, включающей в себя философские, психолого-педагогические работы и нормативно-правовые материалы в области региональных систем образованияприменением методологии педагогических исследований и использованием методов, адекватных целям и задачам исследованиясочетанием количественных и качественных методов анализа. Достоверность обеспечивается также достаточной длительностью (около пяти лет) и неоднократной повторяемостью опытно-экспериментальной работы, позволяющей провести объективный анализ уровня сформированности учебных навыков и личностных профессионально значимых качестврепрезентативностью объема выборок, статистической значимостью полученных данных.
На защиту выносятся:
1. Принципы организации профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала: принцип презумпции образовательной потребности (акцентируется активизация познавательной деятельности, учитывающей индивидуальные потребности студента и общества в целом, соединение и сочетание различных потребностей определяет облик мотивации каждого студента) — принцип балансировки (учитывает то обстоятельство, что студенческие аудитории заполняют люди, обладающие разными типологическими особенностями нервной системы, разными целями, интересами, установками, уровнями развития и обучаемости) — принцип креативности (предполагает наличие способности к «сверхнормативной активности», что способствует переходу моральных норм, заданных в идеальном содержании внешней для индивида деятельности, во внутренние стимулы его активности).
2. Структура модели профессиональной подготовки менеджера в Свердловской области средствами регионального природно-рекреационного потенциала, кохорую составляют четыре блока, раскрывающие ее сущность: содержание обученияформы, методы, приемывекторы профессионального ростапрофессионально-значимые личностные качества. Системообразующим фактором модели являются профессионально-значимые личностные качества менеджера сферы туризма: искусство общениякоммуникабельностьактивностьсамостоятельностьволяобязательностьдисциплинированностьработоспособностьумение применять нестандартные решения в экстремальных ситуацияхэкологически грамотное поведение.
3. Педагогические условия организации профессиональной подготовки менеджеров средствами регионального природно-рекреационного потенциала: организационно-координационные, способствующие творческому росту педагога через коллективные и индивидуальные формы методической работыорганизационно-структурирующих (структурирование содержания общеобразовательных, общетехнических, специальных предметов и практического обучения, при этом осуществляя конструирование, проектирование, планирование учебно-воспитательного процесса, комплексном использовании дидактических средств обучения через их классификацию и выявление функциональных возможностей применения) — информационные (использование научно-технической и психолого-педагогической информации в процессе профессионального туристского обучения).
Практическая значимость исследования заключается в разработке: пакета программ соответствующих курсов: «Краеведение», «Туристские ресурсы Свердловской области», «Анимация" — ряда методических материалов и пособий для отдельных учебных курсов: «Спортивный туризм», «Экскурсоведение в туризме», «Туристский паспорта региона на примере экскурсионного и экологического туризма». Предложенные автором исследования модель и пакет программ могут быть использованы в качестве типовых для обучения менеджеров туризма со специализацией в сфере рекреационных ресурсов в высших учебных заведениях. Данная модель и пакет программ были внедрены в Уральском институте туризма — филиале РМАТ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на кафедре практического туризма Уральского института туризма РМАТна региональных семинарах: г. Красноярск (1999 г.), г. Владимир (1999 г.), г. Екатеринбург (20 001−2003 гг.) — на ежегодных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы туризма» (2001;2003 гг.) — на кафедре педагогики профессионального туристского образования РМАТ (2002;2003 гг.). Разделы данного исследования — структура спецкурсов и их содержание — вошли в утвержденный учебный план подготовки бакалавра и специалиста по менеджменту туризма. Апробация результатов исследования проводилась диссертантом в процессе стажировок и семинаров.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Выводы по главе 2.
1. В рамках решения задач исследования нами разработаны следующие принципы организации профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала: принцип презумпции образовательной потребности, Акцентируется активизация познавательной деятельности, учитывающей индивидуальные потребности студента и общества в целом. В числе важных стимулов могут выступать активные методы обучения. Соединение и сочетание различных потребностей определяет облик мотивации каждого студента. Логически это становится возможным при разработке творческих заданий, учитывающих индивидуальные качества личности. Возможность приобщения к научному творчеству дают спецкурсы, спецсеминары, работа над проектомпринцип балансировки учитывает то обстоятельство, что студенческие аудитории заполняют люди, обладающие разными типологическими особенностями нервной системы, разными целями, интересами, установками, уровнями развития и обучаемости. Мобилизация творческих сил на поиск, решение познавательных задач осуществляется благодаря балансировке одних свойств за счет других, предполагает индивидуализацию процесса обучения, создает благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала будущего специалистапринцип креативности предполагает наличие способности к «сверхнормативной активности», что способствует переходу моральных норм, заданных в идеальном содержании внешней для индивида деятельности, во внутренние стимулы его активности. Отрыв привычных методов решения проблем, изменение связи между явлениями, фактами, сравнение различных подходов к решению возникшего противоречия стимулируют выработку нетривиальной стратегии творческого мышления, когда повышается способность к более гибким ассоциациям, к манипулированию гипотезами, в результате чего может быть найдено несколько вариантов творческого решения проблемы, из которых можно выбрать оптимальный, предполагает его рассмотрение и реализацию как изменение исходных состояний, возможно, до прямо противоположных. Главные детали могут стать второстепенными и наоборот — образование переходит в самообразование, а развитие — в саморазвитие. В самом общем виде психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческого мышления студентов, были сформулированы В. А. Сластениным: а) усвоение студентами не отдельных разрозненных знаний, а их системыб) широкое обобщение, создание новых систем при переходе от одной системы знаний к другойв) усвоение студентами не только знаний, но и способов оперирования ими, а также В. И. Вернадским: проводить детальный анализвидеть за частным общеене ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениямине избегать вопроса «почему?" — прослеживать историю идей и др.
2. Структуру модели составляют четыре блока, раскрывающие ее сущность: содержание обученияформы, методы, приемывекторы профессионального ростапрофессионально-значимые личностные качества. Системообразующим формирующим фактором модели являются профессионально-значимые личностные качества. Наше исследование подтвердило, что этими качествами являются: искусство общениякоммуникабельностьактивностьсамостоятельностьволяобязательностьдисциплинированностьработоспособностьумение применять нестандартные решения в экстремальных ситуацияхэкологически грамотное поведение. Значимым профессиональным качеством личности менеджера является экологически грамотное поведение, которое заключается в том, чтобы правильно оценить емкость природных комплексов: устойчивость, комфортность, разнообразие, аттрактивность. После благоприятных прогнозов принять правильное решение для разработки программ по оздоровительному, спортивному, познавательному туризму.
3. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание. туристского опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народаопыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального опыта развивает способности к дальнейшему развитию культуры у молодого поколенияопыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявления в отношении к окружающему миру, к другим людям в совокупности потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов, включенных в ее систему ценностей. Это сплав знаний, убеждений и практических действий. Усвоение перечисленных элементов социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт, «перенос» социального в индивидуальное. Элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений.
4. В нагнем исследовании разработана интегративно — модульная технология, которая создаст эффективность процесса профессионально — личностного развития специалиста, реализуется в системе спецкурсов и спецпрактикумов, делает профессиональное становление одновременно и процессом самообучения, саморазвития, самовоспитания и организует творческую личность менеджера туризма природной рекреации. Технология в большей степени связана с учебным процессом — деятельностью педагога и студента, се структурой, средствами, методами и формами. Немаловажным является и то, что в отборе технологических компонентов обучения менеджеров туризма остается то, что мы называем «дидактическими отношениями в системе преподаватель — студент». Основная тенденция в этом плане — переход от субъ-ектно — объектных отношений к субъектно — субъектным, от репродуктивного типа взаимоотношений в процессе обучения к творческому. Одним из важнейших объективных факторов в достижении успеха в профессиональной подготовке студентов является преподаватель. Преподаватель, сам имеющий высокую степень мотивации достижения успеха в деятельности, осуществляющий процесс обучения на основе глубокого знания методики, сможет сделать процесс подготовки кадров в сфере туризма более эффективным.
5. В рамках исследования установлено, что игровые технологии способствуют: -повышению у студентов интереса к учебным занятиям в целом и к тем социально — культурологическим проблемам, которые моделируются или проектируются с помощью игровой деятельностиросту познавательной активности студентов в процессе обучения, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности, моделируемой в игреприобретению участниками игры навыков принятия. ответственных решений в сложных ситуациях, которые моделируются в процессе проводимой игрывоспитанию личностной позиции студента, формированию профессиональной дееспособности, необходимой будущему специалистуразвитию профессиональной оценки и самооценки собственных действий студентов, формированию умений и навыков педагогического общения, выработке организаторских и управленческих умений и навыков. Проблема, ситуация, лежащая в основе игры, становится толчком для активной мыслительной деятельности, служит ее основой, превращает познавательный процесс в процесс личностный, творческий.
6. Функции экологического туризма: культивировать в обществе трепетное отношение к окружающей природной средеоздоровление различных слоев населения через активные формы экологического туризмагармонизировать отношения между экологией обществом, экономикойориентировать туристские организации на сохранение и преумножение. потребительской стоимости природной среды за счёт выделения части доходов от туризма на решение «больных» вопросовподчинить кратковременные интересы получения прибыли от туризма долговременным интересам сохранения природы для будущих поколенийформировать у туристов чувство личной ответственности за состояние природы и её будущее.
7. Критерии эффективности организации профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала: привлекательность содержания обучения с учетом специализации в области природной рекреации — желание и стремление изучить предложенные нами дисциплины (Показатели: успеваемость, посещаемость, проявление интереса к дополнительной литературе и учебным элсктивам, частота выбора курсовых работ в области природной рекреации) — эффективность действия методов и форм обучения на формирование профессионально значимых качеств личности (Показатели: качество знаний, мотивация в выборе специализации, проявление поведенческих аспектов в экстремальной среде, самостоятельное руководство походами) — адаптация в реальной профессиональной деятельности (Показатели: исполнительная деятельность в тур-организациях, самостоятельное развитие туристического бизнеса в природной рекреации, карьера).
8. В процессе исследования было установлено, что организация профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала будет наиболее эффективной при выполнении следующих педагогических условий: организационно-координационные, способствующие творческому росту педагога через коллективные и индивидуальные формы методической работыорганизационно-структурирующих (структурирование содержания общеобразовательных, общетехнических, специальных предметов и практического обучения, при этом осуществляя конструирование, проектирование, планирование учебно-воспитательного процесса, комплексном использовании дидактических средств обучения через их классификацию и выявление функциональных возможностей применения) — информационные (использование научно-технической и психолого-педагогической информации в процессе профессионального туристского обучения). Педагогические условия разработанного нами подхода повышения эффективности организация профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала призваны обеспечить в процессе профессиональной туристской подготовки дифференцированный подход к организации учебно-познавательной деятельности студентов.
Заключение
.
В рамках проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, положения гипотезы получили свое подтверждение.
В частности установлено, в Свердловской области работодатели заинтересованы в том, чтобы в составе персонала все большее место занимали работники с аналитическими способностями, склонными к поиску нового в сфере своей деятельности. Особое значение профессиональное туристское образование приобретает на этапе формирования рынка труда, особенно на региональном уровне, когда происходит переструктурирование спроса на специалистов в сфере туризма.
Анализ рынка туристских услуг и туристского продукта Свердловской области позволил сформулировать требования к специалистам, работающим в сфере туризма в области профессиональных знаний и умений. В исследовании мы опирались на следующую классификацию общепедагогических и специальных функций профессионального туристского образования: развивающая, воспитывающая, образовательная, инрегрирующая, социальная, ор-ганизационно-еистематизирующая, информационно-трансформационная, самообразовательная, координирующая.
Проведен анализ регионального природно-рекреационного потенциала Свердловской области и на этой основе сформулированы задачи развития экотуризма и освоение туристских ресурсов в регионе.
В рамках решения задач исследования нами разработаны следующие принципы организации профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала: принцип презумпции образовательной потребностипринцип балансировкипринцип креативности.
Структуру модели организации профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала составляют четыре блока, раскрывающие ее сущность: содержание обученияформы, методы, приемывекторы профессионального ростапрофессионально-значимые личностные качества. Системообразующим формирующим фактором модели являются профессионально-значимые личностные качества. Выявлена система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание туристского опыта, которая является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа.
В нашем исследовании разработана интегративно — модульная технология, которая создаст эффективность процесса профессионально — личностного развития специалиста, реализуется в системе спецкурсов и спецпрактикумов, делает профессиональное становление одновременно и процессом самообучения, саморазвития, самовоспитания и организует творческую личность менеджера туризма природной рекреации.
В рамках исследования установлено, что игровые технологии способствуют: повышению у студентов интереса к учебным занятиям в целом и к тем социально — культурологическим проблемам, которые моделируются или проектируются с помощью игровой деятельностиросту познавательной активности студентов в процессе обучения, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности, моделируемой в игреприобретению участниками игры навыков принятия ответственных решений в сложных ситуациях, которые моделируются в процессе проводимой игрывоспитанию личностной позиции студента, формированию профессиональной дееспособности, необходимой будущему специалистуразвитию профессиональной оценки и самооценки собственных действий студентов, формированию умений и навыков педагогического общения, выработке организаторских и управленческих умений и навыков.
Выявлены Функции экологического туризма: культивировать в обществе трепетное отношение к окружающей природной средеоздоровление различных слоев населения через активные формы экологического туризмагармонизировать отношения между экологией обществом, экономикойориентировать туристские организации на сохранение и преумножение потребительской стоимости природной среды за счет выделения части доходов от туризма на решение «больных» вопросовподчинить кратковременные интересы получения прибыли от туризма долговременным интересам сохранения природы для будущих поколенийформировать у туристов чувство личной ответственности за состояние природы и её будущее.
Разработаны критерии эффективности организации профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала: привлекательность содержания обученияэффективность действия методов и форм обученияадаптация в реальной профессиональной деятельное: и.
В процессе исследования было установлено, что организация профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала будет наиболее эффективной при выполнении следующих педагогических условий: организационно-координационные, способствующие творческому росту педагога через коллективные и индивидуальные формы методической работыорганизационно-структурирующих (структурирование содержания общеобразовательных, общетехнических, специальных предметов и практического обучения, при этом осуществляя конструирование, проектирование, планирование учебно-воспитательного процесса, комплексном использовании дидактических средств обучения через их классификацию и выявление функциональных возможностей применения) — информационные (использование научнотехнической и психолого-педагогической информации в процессе профессионального туристского обучения).
Список литературы
- Ананьев М.А. Экономика и география международного туризма .М.: Изд-во МГУ, 1975 299с.
- Андреева В.И. Делопроизводство в кадровой службе: Практич. • пособие с образцами документов .- Изд.2-е, испр. и доп. М.:
- Интел-Синтез, 1998. 143 с.
- Андреева В.И. Делопроизводство: требования к документообороту фирмы (на основе ГОСТов РФ) .- 3-е изд., перераб. и доп.- М., 1996. 174 с.
- Андреева В.И. Делопроизводство. Требования к документообороту фирмы (на основе ГОСТов РФ): Настольная книга для секретарей, бухгалтеров, юристов, руководителей .- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: АО «Бизнес -Школа», «Интел-Синтез», 1995. 136 с.
- Асеев В.Г. Мотивации поведения и формирования личности. — М.: Мысль, .1976, — 160с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. -М.: Педагогика, 1989. 230 с.
- Бабанский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников.// Советская педагогика, 1983, № 3. С. 34−38.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: 1982. -98 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. -М.: Просвещение, 1988.- 480с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогически исследований. — М.: Педагогика, 1982. 192с.
- Багрова JI.A., Багров Н. В., Преображенский B.C. Рекреационные ресурсы (подходы к анализу понятий) / Известия Ан СССР. Сер. геогр. ,№ 1,1997.
- Бакушинский А.В. Методы и практика экскурсионного дела. М.: Нов. Москва, 1925. — 240с.
- Батышев С.Я. Задачи системы профессионального образования условиях развития рыночной экономики. М.: педагогика, 1993. -198с.
- Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы. Опыт. Поиск.Задачи. Пут реализации. М.: Высшая школа, 1987. — 205 с.
- Беляева А.П. Региональная система профессионального образования // Педагогика. 1993, 3.- С.68−72. (206)
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1978.- 123с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологи обучения. — М.: ИРПОМо РФ, 1995.-208 с.
- Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.-144с.
- Беспалько В.П. Слагаемые технологических технологий. М., 1990 -207 с.
- Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 19 078.-400с. (226)
- Бутьева И.В., Швейнова Т. Г. Методические вопросы интегрального анализа медико-климатических условий. МФГО СССР: Сб. Комплексные биоклиматические исследования. М., 1969.-145 с.
- ВанГанди А.Б. 108 путей к блестящей идее: Как развиь свой творческий потенциал / Пер. с англ. Минск: ООО «Попурри», 1996.-176 с.
- Веденин Ю.А. Факторы формирования технологической структуры территориальных рекреационных систем В кн.: Теоретические основы рекреационной географии. — М.: Наука, 1975. — 195 с.
- Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. -М.: Наука, 1982.- 124 с.
- Веденин Ю.А., Мирошниченко Н. Н. Оценка природных условий для организации отдыха Изв. Ан СССР, Сер. геогр., 1969, № 4. С. f 23−28.
- Веденин Ю.А., Филипович J1.C. Опыт выявления и картирования пейзажного разнообразия природных комплексов: В кн.: «Географические проблемы организации отдыха и туризма». М., 1969.-С. 56.
- Вербицский А.А. Активное обучение в высшей школе : комплексный подход. М.: высшая школа, 1991.- 207с.2Я. Вербицский А. А., Федорова А. А. Повышение педагогического мастерства в контекстном обучении. М., НИИВШ, 1987.- 46с.
- Вернадский В.И. Избранные сочинения в 6 т. М., 1954. — 127 с.
- Володарская И.А., Арташкина Т. А. Использование профес31. сиональных задач в процессе обучения // Практика создания32. модели специалиста в различных ВУЗах. М.: Знание, 1989. С. 33. 69−76.
- Володарская И.А., Арташкина Т. А. Профессиональные задачи и35. качество усвоения фундаментальных знаний. Владивосток: Изд .во Дальнее, ун-та, 1993, — 196с.
- Володарская И.А., Митин A.M. Проблема целей обучения в38. современной педагогике. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 72с.
- Воронцов А.И., Харитонов Н. З. Охрана природы М., Лесная промышленность, 1977. — 187 с.
- Временные правила соревнований по технике горного туризма.
- S, ЦСТЭ. М., 1969. — 87 с.
- Г 41. Выгодский Л. С. Педагогическая психология. М.: педагогика, 1991.-479с.
- Гладков Н.А., Михеев А. В., Галушин В. М. Охрана природы М.: Просвещение, 1975. — 165 с.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование Умственных действий и понятий». М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965.-51с.
- Гебос A.M. Психология познавательной активности учащихся. -Кишинев, 1975.-104с.
- География рекреационных систем СССР.- М.: Наука, 1980. 87 с.
- Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России./ Педагогика, № 5, 1996. С.46−54.
- Гладков Н.А., Михеев А. В., Галушин В. М. Охрана природы. М.: Просвещение, 1975. — 287 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 521 500 «Менеджмент»: Изд. официальное -М.: Госкомитет РФ пот высшему образованию. 1995. 382с.
- Государственный образовательный стандарт высшегопрофессионального образования. Проект. Сост. Квартальнов А. В.,
- Лагусев Ю.М., Сеселкин А. И. М.: РМАТ, 1999. — С.47.
- Дрогов И.А. Обеспеченность туристской отрасли кадрами ипрогноз их потребности в системе непрерывного образования // Сб. Профессионально-квалификационная структура и образовательные, стандарты в сфере рекреации и туризма. М.: РМАТ, 1997. С. 84.
- Г 53. Единая всероссийская спортивная классификация: 1997−2000гг.,
- Часть 1, М.: ГКФТ России, С. 169−172.
- Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры . — JL, 1985. С. 133.
- Енисейский энциклопедический словарь./Гл.ред. Н. И. Дроздов .Красноярск: КОО Ассоциация «Русская энциклопедия», 1998 .-736с.
- Емельянов Б.В. Экскурсоведение / Уч. пособие. Часть 1.- М.: Рекл. информ бюро «Турист», 1992. С. 120.
- Жолдак В.И. Социально-педагогические проблемы олимпийского движения // Социально-педагогические аспекты физической культуры: Сб. науч.^трудов. Челябинск, 1994, С.40−45.
- Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн.1 М., 1992.-287 с.
- Жолдак В.И. Основы менеджмента / Уч. пособие. М., 1994. — 237 с.
- Зайцев Г. П., Безлецкин В. В. Возможности целевой интенсивной ^ подготовки // Вест.высш. школы, 1985, № 8, С. 21−24.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического иследования .- М.: педагогика, 1982. 237 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика педагогических исследований : Уч. пособие .- Тюмень: Изд. Тюм. ун-та, 1976. 182 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение .- М.: Знание, 1987. -126 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя .- М.: Педагогика, 1987. 217 с.
- Закон РФ «Об образовании» // Сборник нормативно-методических материалов по профессиональному обучению — СПб.: УМЦ, 1995.-24с.
- Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125 ФЗ, М.: ПравительствоРФ, 1996
- Закон РФ «О физической культуре и спорте в РФ» (одобрен / • / Советом Федерации 27.01.99 г.)
- Заповедники СССР. Справочник/ Васильев И. Г., Горин Д. А., Рашек B. JL и др. / Под редакцией Борина A.M. и Сырочковского Е.Е.- М.: Лесная промышленность, 1980. 169 с.
- Зимняя И.А. педагогическая психология : Уч. пособие .- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-253 с.
- Зимняя И.А. Бездейственность выступления лектора .- М.: Знание, 1975.-387 с.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке : Кн. для учителя .- М.: Провещение, 1985. -243 с.
- Зимняя И.А. психологические особенности восприятия лекции в аудитории .- М.: Знание, 1970. 257 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе .М.: Просвещение, 1991.-259с.
- Зорин И.В. и др. география туризма и экскурсий в СССР : Уч. пособие .- М.: ЦРИБ «Турист», 1986. 327 с.
- Зорин И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме .- М.: РМАТ, 1997. 240с.
- Зорин И.В. Социально-экономическая программа долгосрочного развития рекреационных систем В кн.: Социально-географические проблемы повышения эффективности туристско-экскурсионного обслуживания .- Минск, 1978. — 287 с.
- Зорин Г. И. Формирование содержания образования в профессиональном лицее туристского профиля : автореферат диссертации к.н. М, 1998. — С. 21.
- Зорин И.В., Квартальное В. А. Толковый словарь туристских терминов М.: АО «ЦСТЭ-Интур», 1994, С. 407.
- Зорин И.В., Кривошеев В. М. К вопросу о рекреационных ресурсах В кн.: Актуальные проблемы самодеятельного туризма в свете решений XXVI съезда КПСС.- М., 1981. — 324 с.
- Зорин И.В., Мирошниченко Н. Н., Шильников Л. Н. Рекреационная освоенность территории СССР .- В кн.: Географические проблемы, организации туризма и отдыха. Вып. 2, М., 1975. 127 с. л 82. Зорин И. В., Штюрмер Ю. А. Туризм и охрана окружающей среды /
- Уч. пособие. -М.: Центр рекл.-инф. бюро «Турист», 1986, С. 101.
- Зотов А.Ф. Преемственность научного знания и принципов соответствия // Проблемы истории и методологии научного познания. М.: Наука, 974. — С. 112−132. v 84. Иванов В. В. Основные критерии оценки химического составаминеральных вод. М., 1982. — 157 с.
- Иванов П.В. Педагогические основы школьного краеведения. -Петрозаводск, 1966.— 181 с.
- Иванченко Н.С. Охрана природы. М.: Пищевая промышленность, 1978.-247 с.
- Использование краеведческих материалов в экскурсиях / Методические рекомендации / М., 1975. — 56 с.
- Истомин П.И. Туристская деятельность школьников. Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1987. — 87 с.
- Ильина Е.Н. Туризм и экскурсии: влияние на решение экономических, социальных и гуманитарных проблем. / конспект лекций — М.: Рекл.-инф. бюро «Турист», 1992, С. 31.
- Ирисова Т.А. Программа учебной дисциплины «География туристских центров и регионов» для специальности 61 100 «Менеджмент» .- М.- 1997. 18 с.
- Ирисова Т.А. Программа учебной дисциплины «Рекреационное ресурсоведение» для специальностей 61 100 «Менеджмент» .- М., 1997.-24 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного исследования .- М.: Политиздат, 1974. 328с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996, — 416с. (50)
- Кальней В.А., Кузнецов В. М., Роговский Ю. М. Подготовка молодежи к труду в системе непрерывного образования. М., 1994. -187 с.
- Кальней В.А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования в школе .- М., 1999, С. 78.
- Каптерев П.Ф. Избрание педагогических сочинений .- М.: Педагогика, 1982. 704с.
- Карпов В.В., Катхан М. Н., Свиридова Н. Г. Методология подготовки преподавателей ФПК при многоступенчатой системе обучения в ВУЗе . М., 1992. С.20−68.
- Квартальное В.А. Туризм, экскурсии, обмены : Современная практика. М.: Наука, 1993.-512с.
- Квартальное В.А. Мировой туризм на пороге 2000 года : прогнозы f и реальность. М.: Финансы и статистика, 1998. — 96с.: ил. ч
- Квартальнов В.А. Становление системы образования для целей туризма : Содержание эксперимента на примере РМАТ. —М.: РМАТ, 1997.-75с.
- Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме : Современный опыт управления М.: Финансы и статистика, 1999. 496с.
- Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика. Избранные труды в 5-ти томах. Т.5 .методика профессионального обучения и подготовки специалистов по туризму в России. — М.: Финансы и• статистика, 1998.-248с.
- Квартальнов В.А., Зорин И. В. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания. (Зарубежный опыт). — М.: ИПКРТЭО, 1990 387 с.
- Квартальнов В.А., Зорин И. В., Чепик В. Д. и др. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Релаксация и туризм» . Проект. // Актуальные проблемы туризма. Вып. 1. М.: РМАТ, 1997. — 287 с.
- Квартальнов В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовка специалистов для целей туризма в России. Из опыта образовательных учреждений социального туризма. 1987−1997г.г. М.:РМАТ, 1997 .- 214 с.
- Квартальнов В.А. Общепрофессиональное и специальное содержание образования курсе «Менеджмент спортивного туризма». // В сб. Актуальные проблемы, 99. Перспективы развития туризма в Южном Подмосковье. 27 апреля 1999 г.- М.: РМАТ, 1999, С.323−325.
- Классификатор направлений и специальностей подготовки специалистов в ВУЗах РФ: Бюл. Гос. ком. РФ по высшему образованию № 9, 1993.- 157 с.
- Клинберг JI. Проблемы теории обучения / пер. с нем. М.: Педагогика, 1984. — 187 с.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий . -Обнинск. Изд-во «Принтер», 1993. 56с.
- Кириллов М.В. География Красноярского края и история развития его природы .- Красноярск, 1970. 187 с.
- Коган JI.H. Методологические рекомендации для преподавателей по чтению проблем теории культуры для студентов технических и естественно-научных ВУЗов и факультетов .- Челябинск, 1991. -160с. (68)
- Коган Л.М. Теория культуры Екатеринбург, 1993 160с. (55)
- Колотова Е.В. Рекреационные ресурсы / уч. пособие .- М.:
- Советский спорт", 1998, с. 313.
- Комаровский М.М. Анализируя содержание курсов // Весн. высш. школы, 1969, № 1 С.20−25.
- Конфедератов И.Я. Наука и учебная дисциплина // Весн.высш. школы. 1971.№ 6.- С. 15−25.
- Косатая В.Н. Приемы познавательной деятельности как вид межпредметных связей : Дис. канд.пед.наук .- М., 1975. 178с. (164)
- Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для ВУЗов / Пер. с англ. Под ред. Р. Б. Ноздревой. М.: ЮНИТИ, 1998. — 787с.(2)
- Котляров Е.А. География туризма и отдыха. М.: Мысль, 1978. -187 с.
- Кривошапова Р.Ф. Количественной и качественный анализ результатов массовой проверки знаний и умений учащихся. М., 1976.- 187 с.
- Кривошеев В.М. Социально-физиологические основы организации рекреационной деятельности В кн.: Социально-географические проблемы повышения эффективности туристско-экскурсионного обслуживания .- Минск: Изд-во БГУ, 1978 — 187 с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1972, 255с.
- Кублицкий Г. И. Уходит река в океан.: Очерки.- М.: Сов. писатель, 1980 .-479с.
- Кудрявцев Т.В. О различных психологических уровнях управления творческой деятельностью человека .- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1975.-С.62−73. (168)
- Кулюткин В.А., Сухобская П. С. Моделирование педагогических систем М.: Педагогика, 1981.- С. 120.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986- 247 с.
- Леднев B.C. Содержание образования : сущность, структура, перспективы. М.: Искусство, 1962. — 267 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975.-304с.'
- Леонтьев А.Н. Мышление. Философская энциклопедия М.: Сов.Энциклопедия. 1964. С.5154−519.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981. 186с.
- Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М.: Педагогика, 1972. — 277 с.
- Липник В.Н. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе краеведческой работы : Автореф.дис. канд.пед.наук: 13.00.02.-Л., 1967.-24с.
- Лисицин Ю.П., Сахно А. В. Здоровье человека социальная ценность. — М.: Мысль, 1998, С. 270
- Лиханов Б.Н. Географическое изучение рекреационных ресурсов СССР и путей их использования / Итоги науки и техники. Сер. «География СССР», т.9, 1973.-137 с.
- Лучинский И.В., Воробьев В. В., Ермиков В. Д. Комплексная программа «Сибирь» и охрана окружающей среды. — В сб. География и природные ресурсы. 1980. № 1. С. 43−47.
- Макаров Н.П. Работы Красноярского краеведческого музея .- В кн.: Археологические открытия 1980 года. — М., 1981. 137 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения : Кн. для учителя. — М. Просвещение, 1984. -192с.
- Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников .М.: Педагогика, У 983. 234 с.
- Маркова А.К. Психология обучения подростка .- М.: Знание, 1975. -137 с.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения .М.: педагогика, 1974. — 267 с.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения : Кн. для учителя .- М.:Просвещение, 1990. 137 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения М.: Просвещение, 1990. 190с.
- Материалы Всемирной Конференции по туризму .- Мадрид, 1981. -160с.s
- Матвеев JI.П. Теории и методика физической культуры : учебник для институтов физкультуры. М.: ФиС, 1991. — 126 с.
- Менчинская Н.А. Психология обучения / Вопросы психологии, 1957 № 5, С. 170−192. •
- Новиков А.Н. Интеграция базового профессионального . образования. // Педагогика. 1996, № 3. С 54−59.
- Новиков А.Н. Педагогические основы формирования трудовых умений.-М., 1989. 137 с.
- Новиков А.Н. Профессиональное образование в России. М., 1997.- 178с.
- Новиков Г. А. Основы общей экологии и охраны природы. — М.: ИЦП НПО РАО, 1997.- 254с.
- Нормативно-правовые акты туристской деятельности .- М., 1997. — 178.
- Образование в туризме // Туризм: обзор материалов. Вып.4.- М.: Он-лайн, 1996.- 137. с.)
- Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифы разрядов / Минтруд России. Госстандарт России. ОК 016−94 .- М., 1996. 168с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка /. РАН-. М.6 A36, 1993.- 960с.
- Окладников А.П. Новые находки археологов в Сибири / Сквозь века к источникам культуры народов СССР. Сборник Вып.1 .- М.: Знание, 1986.- 137 с.
- Основные положения схемы развития и размещения курортов, мест отдыха и туризма, природных парков и заповедников в СССР. -Киев, 1981.- 137 с.
- Основы туристской деятельности: Учебник для учащихся туристских лицеев и колледжей .- М.: РМАТ, 1992.- 240с.
- Остапец-Свешников А. А. На маршруте туристы следопыты.- М.: Просвещение, 1985. — 124с.
- Оспапец-Свешников А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. — М.: Педагогика, 1987.- 226с.
- Панарин А.С. О возможностях отечественной культуры // Новый мир.- 1996.-№ 9.- С.177−185.
- Пармузин Ю.П. Средняя Сибирь .- М.: Мысль, 1964. 137 с.
- Пармузин Ю.П., Кириллов М. В., Щербаков Ю. А. Физико-географическое районирование Красноярского края. В сб. материалы по физико-географическому районированию СССР.- М.: изд-во МГУ, 1964.-241 с.
- Пасечный Т.С., Фадеев Б. Г. Основы организации и управления самодеятельным туризмом / Уч. пособие .- М.: Цент. Рекл.-инф.бюро «Турист», 1980.- 88с. ** 165. Педагогика / Под. ред.- Ю. К. Бабанский.- М., 1988. 334 с.
- Педагогика / Уч. пособие для студентов педагогических ВУЗов ипедагогических колледжей / Под. ред. П. И. Пидкасистого .- М.: Педагогическое общество России, 1998.- 640с.
- Петровский А.В. Быть личность .- М.: педагогика, 1990. 337 с.
- Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии : Избр. труды .- М.: Педагогика, 1984. — 337 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии .- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -249 с.
- Петровский А.В. О психологии личности .- М.: Знание, 1971. 137 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельностьшкольников в обучении .- М., 1980. — 143 с.
- Пирожник И.И. основы географии туризма и экскурсионного обслуживания Минск : Изд-во «Университет», 1985. 137 с.
- Подготовка спортсменов разрядников по туризму / Уч. программы — Центральный совет по туризму и экскурсиям. — М.: «Турист», 1990. -С.32
- Полонский В.М. Педагогические исследования и практика // Сов. Педагогика, 1984, № 5.- С.3−13.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления .- М., 1960. -137 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогике .- М., 1976. -261 с.
- Пономарчук В.А., Аяшев О. А. Физическая культура и становление личности .- М.: Физкультура и спорт, 1991, С. 157.
- Понятийно-терминологический словарь по педагогике и | образованию.-Н.Новгород, 1996.-28с.
- Преображенский B.C. Необходимость системного подхода ипонятие о рекреационной системе В кн.: Теоретические основы рекреационной географии М.: Наука, 1975. 137 с. л 181. Преображенский B.C.-, Веденин Ю. А., Лиханов Б. Н., Ступина Н.М.
- Рекреационное районирование территории СССР В кн.: градостроительство, Вып.28, Теория и практика культурно-рекреационного строительства Киев: Будевельник, 1980. 63 с.
- Преображенский B.C., Веденин Ю. А. География и отдых М.: Знание, 1971.-137 с.
- Преображенский B.C., Шеломов Н. П. Проблемы использования естественных ресурсов для отдыха и туризма / Известия АН СССР. Сер. геогр., № 5, 1967. С -43−37.
- Пузаков П.Д. Диалектика как общая методологическая теория // Вопросы философии. 1974. № 12, — С.61−67.
- Путрик Ю.С. Географические аспекты организации экскурсионного обслуживания населения СССР .- В кн.: географические аспекты исследования рекреационных систем. — М., 1979. 137 с.
- Путрик Ю.С. Самодеятельный туризм в перспективном территориальном планировании туризма и экскурсий .- В кн.: Актуальные проблемы самодеятельного туризма в свете решений
- XX VI съезда КПСС.-М., 1981.-145 с.
- Путрик Ю.С., Свешников В. В. Туризм глазами географа .-М.:1. Мысль, 1986.- 137 с.
- Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф. Р. Особо охраняемые территории .М.: Мысль, 1978.-145 с.
- Ремизов Л.П. Обеспечение безопасности в горнолыжных туристских центрах . ЦСТЭ. М.: «Турист», 1982. — 152 с.
- Решетова З.А., Беляева С. А. Один из подходов к построению учебной дисциплины//Вест.высш.школы. 1985. № 1 .-С.35−39.
- Рогов А.Т. Принципы научности в обучении и теория учения // К проблеме управления обучением и воспитанием. М.: МГУ, 1970 -С.178−191.
- Розенберг Н.М. Матричная методика выявления анализа систем связей в учебном материале // Советская педагогика. 1975. С.70−78. (188)
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии .- М.: Учпедгиз, 1946 .- 706с.* 195. Скаткин М. Н. Основные направления исследований по проблемамф дидактики // Сов. педагогика. 1966. № 8. С.21−34. (189)s•V'
- Скаткин M.H. Проблемы современной дидактики .- М.: Педагогика, 1984.- 96с. (128)
- Скаткин М.Н., Батурин Г. И. Межпредметные связи, их роль и место в процессе обучения // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе М., 1973. С. 18−23.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика . М., 1997. — 145 с.
- Статистика в туризме // Туризм: Обзор Материалов. Вып.8. М.: Он-лайн, 1996.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива М.: Просвещение, 1981.- 192с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний .- М.: МГУ, 1984 344с.
- Талызина Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста .- Саратов: СГУ, 1987.- 176с.
- Теория рекреалогии и рекреационной географии / Ред. B.C. Преображенский, И. В. Зорин .- М.: ИГ РАН, 1992. 145 с.
- Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес / Авт.- сост., авт. предисл. И. В. Зорин, В. А. Квартальнов .- М.: Афины: INFOGROUP, 1994 .-407с., ил.
- Хартия туризма // Нормативно-правовые акты туристской деятельности. Изд. центр «Бизнес и маркетинг» АНХ при Правительства РФ М., 1997. 176с.
- Хомелянский Б.Н., Шкляев Н. А. О некоторых ресурсах туризма в Западной Сибири .- В сб.: Проблемы развития индустрии туризма. Новосибирск, 1970.
- Чепик В.Д. Физкультурная образованность населения // Сб. Социальные, экономические и управленческие аспекты функционирования и развития физ. культуры и спорта в современных условиях .- М., 1993. С.51−57.
- Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах . М.: ТЕИС, 1995.-С.165.
- Чепик В.Д. Оптимизация спортивной тренировки . М.: МОГИФК, 1982.-С.62.
- Чепик В.Д., Кальней В. А., Сеселкин А. И. Подготовка научно-педагогических кадров для туризма // Актуальные проблемы туризма-98. Сборник докладов и тезисов сообщений 11-й Всероссийской научно-практической конференции. 4.1. М.: РМАТ, 1998. С.13−15.
- Чепик В.Д., Квартальное В. А. Специалисты менеджмента спортивного туризма // Актуальные проблемы туризма 99: Перспективы развития туризма в Юго-Восточном Подмосковье: Сб. докладов и тезисов НПК- М.: РМАТ, 1999. С. 247−249.
- Черепнин Л.М. Живая природа и мы / Биоразнообразие и редкие виды растений Средней Сибири Красноярск, 1995.
- Черепнин Л.М. История исследования растительного покрова южной части Красноярского края . Изд. АН СССР, — М., 1961.
- Шапошников Л.К. Примечательные природные ландшафты •СССР .- М.: Наука, 1967. 145 с.
- Шишов С.Е. Методология и технология разработки государственных стандартов общего среднего образования : Автореф. докт.пед. наук .- М., 1997. С. 48.
- Шишов С.Е. О федеральном компоненте государственных образовательных стандартов для образовательных учреждений // Тезисы докладов Всероссийской конференции «Изменения в педагогике».- СПб, i994 .- С. 18−22.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования . 2-е изд. М.: РПО, 1998. — 300с.
- Штюрмер Ю.А. Охрана природы и туризма . М.: Физкультура и спорт, 1974. — 145 с.
- Янцов А.И. О некоторых вопросах построения учебных предметов // Советская педагогика. 1965.№ 5. С.59−67. (199)
- Ярошевский М.Г. Психология в XX в столетии . Теоретические проблемы развития психологической науки .- М.: Политиздат, 1971. -145 с.